Приобщение ребенка к музыке — процесс достаточно сложный, но, при этом, обладающий массой полезных эффектов. Во-первых, закладывается фундамент одной из составляющих личностных характеристик. При этом программа развития ребенка предполагает движение в разных направлениях. Музыкальное развитие ребенка, как ни парадоксально, работает не только по прямому назначению, но и затрагивает такие области как физиология и психологическое развитие, интеллектуальное развитие и ассоциативное мышление, развитие зрительного и слухового восприятия у детей.
Всем родителям хочется, чтобы их дети были успешны и счастливы в жизни. При этом всем известно, что легче всего адаптируются к жизни гармонично развитые личности. Так вот занятия музыкой — прямой путь к становлению гармоничной личности и один из наиболее действенных способов, благодаря которому можно достичь реальных результатов.
Когда можно начинать приобщение к музыке? Оказывается, еще до рождения. Учеными установлено, что слуховое восприятие ребенка, в отличие от зрительного, к моменту его рождения уже сформировано. Более того, находясь в утробе матери, младенец слышит ее голос, и он способен воспринимать не только речь, но и пение будущей матери.
Не важно как она поет — хорошо ли, плохо ли — важна интонация и тембр, который будет потом узнаваем. Известен и другой факт — дети, начавшие слушать музыку до своего рождения развиваются почти в 4 раза быстрее сверстников. Можно сказать, что развитие творческих музыкальных способностей у детей закладывается еще до рождения.
К слову об основных знаковых системах, о которых иначе не скажешь как о жизнеобеспечивающих. Это БУКВА и ЦИФРА. Без умения пользоваться ими вряд ли мыслима жизнь современного человека. Третья знаковая система — это как раз МУЗЫКА, без которой творческое развитие детей просто немыслимо.
Музыкальное развитие ребенка не только способствует целостному развитию личности, оно зиждется на таких понятиях как процесс адаптации в обществе, развитие центральной нервной системы и мышечного аппарата, чувство прекрасного, а также «музыкального и художественного мышления». Не секрет, что тонкости чисто художествнного свойства в этом случае становятся жизненно необходимыми компонентами.
Не всем известно, что музыкальное развитие ребенка влияет на его математические способности. Дело в том, что музыка организована по тем же законом, что и мировое устройство, включая те же точные науки.
Структурное и пространственное мышление — завоевание и музыки, и математики. К тому же музыка как нельзя близко соприкасается не только со всеми гуманитарными науками, но и с изобразительным искусством.
В один узел оказывается завязан целый спектр областей, благодаря которым идет интенсивное творческое развитие детей. Именно в этом залог их гармоничного развития, и не важно на каком уровне музыкального познания оно происходит. С музыкой все эксперименты полезны — от любительского уровня до профессионального.
Итак, вы определились с тем, что музыкальное развитие для вашего ребенка необходимо, и первый вопрос «как и когда его начать?» у вас уже на повестке дня.
Начать приобщение к музыке можно еще во внутриутробном состоянии, а вот осваивать музыкальную грамоту можно наравне с обучением счету и чтению. Идеально — с четырех лет.
При этом создавать условия для усвоения музыкальных навыков можно гораздо раньше — с 2-3-х лет, благо для этого существует масса методик и пособий, на которых основана программа развития ребенка.
Здесь возникает очередной вопрос.
Если нет ярких данных к музыке, стоит ли ею заниматься? Оказывается, музыка может рассказать не только о себе, познакомить с понятиями быстрого и медленного темпа, грустного и веселого настроения, ритмом и составом инструментов, она, как ни парадоксально, способна воздействовать на процессы невидимые нашему восприятию, которые можно обозначить как музыкальная психология, психология восприятия музыки. В этих понятиях собственно заложена программа развития ребенка в области музыки.
Как известно, правое полушарие мозга отвечает за целостное восприятие мира, в то время как левое — за детали и логическую цепочку между ними.
Воображение и творчество плюс логика и математический расчет — те самые средства развития ребенка, которые начинают работать при восприятии музыки, а значит задействуют оба полушария мозга.
Они-то и способствуют активизации зон логики, речи, ассоциативного мышления. Путь познания самого себя — самый сложный, и музыка здесь выступает в качестве незаменимого помощника.
Человек, познавший самого себя, способен играть роль «первой скрипки» в любом коллективе. А все потому, что в этом процессе заложен довольно простой принцип — слушать, подражать, повторять и делать собственные выводы. В музыке окончательная стадия обозначена как воспроизводить увиденное и слышанное.
Итак, к средствам развития ребенка благодаря воздействию музыки можно отнести и чисто терапевтический эффект, в котором наверняка будут заинтересованы родители.
Как известно «правильная музыка», созданная по классическим канонам мироздания, а значит математики и физики, способна влиять не только на психику, но и на физиологию детей.
Достаточно привести в пример опыты с водой, структура которой под воздействием благоприятного звучания способна преобразовываться до совершенных формул.
Далее поэтапно. С момента зарождения будущей жизни уместно все приятное — прослушивание любимых музыкальных произведений, пение любимых мелодий и песен, всего, что будет затрагивать развитие ощущений у детей, и способно установить музыкальную и чувственную связь между матерью и ребенком.
Освоение музыкальных навыков с помощью методик и пособий стоит начать в возрасте 2-3-х лет, когда полным ходом идет развитие речи у детей.
Здесь на помощь могут прийти увлекательная сказка или мировой шедевр с обязательным разъяснением его звучания со стороны взрослых. Участие взрослых в этом процессе обязательно, роль их — разъясняющая и обучающая.
Можно на этом этапе подключить и визуальные средства в виде художественных иллюстраций, которые станут дополнять восприятие музыки и развивать образное мышление.
В это же время самый подходящий момент для подключения так называемых «музыкальных игрушек». Введение в обиход ребенка элементарных музыкальных инструментов типа погремушек, барабанов, трещеток и ложек помогут воспринимать мир музыки материально и увлекательно.
Одновременно с сугубо музыкальным эффектом у детей 3-4 лет происходит развитие ритма и мелкой моторики, зрительного и слухового восприятия. Важно уяснить также процесс разделения музыкальных произведений по принципу контраста — на веселые и грустные, быстрые и медленные.
Дети способны воспринимать и различать контрасты, из которых состоит музыка.
Далее сложнее. С четырех лет можно уже водить ребенка на концерты. Важно представить это действо как обряд.
Следует объяснить ребенку как себя вести в концертном зале, как слушать музыку и на что обращать внимание — это задача взрослых, которые должны направить восприятие маленького слушателя в правильное русло.
С этого же времени можно определить воспитанника в подготовительные музыкальные классы, отдать в руки профессионалов, а они уж выберут подходящие средства развития ребенка.
5-6 лет — этап созидания, а значит период, ведущий от воспроизведения музыки к творчеству и собственной импровизации. Очень важен на этом этапе момент медитации, а значит поглощения и осмысления информации. Он сродни тому же творчеству со всеми его законами внутренней организации по образу мироздания.
Происходит процесс осознания ребенка себя независимой личностью, что совсем непросто. Гармоничное музыкальное развитие ребенка на этом этапе важно как никогда.
Именно в этот момент сходятся все самые важные показатели музыкальных составляющих — от врожденных до приобретенных — в единую целостную систему личности ребенка.
В итоге можно прийти к выводу, что нельзя загадывать на будущее. Безусловно, есть дети, одаренность которых очевидна с раннего детства, но это ни в коей мере не умаляет достоинств музыкального развития остальных, менее талантливых. Гораздо важнее то, что дает музыкальное развитие ребенка для будущего становления его личности.
Как выясняется, дает очень многое — предрасположенность к языкам и гуманитарным наукам, к наукам точным и психологии самоутверждения и самостановления в обществе.
Более того, именно музыкальное творческое развитие ребенка является кратчайшим путем к самосовершенствованию, которое гарантирует его комфортное и счастливое будущее существование.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_rebenka_priobshchenie_k_muzyke/
Консультация для родителей "Музыкальное воспитание – залог развития гармоничной личности ребенка"
- Консультация для родителей
- в детском саду
- музыкальный руководитель Кочешкова Марина Валентиновна
- Музыкальное воспитание – залог развития гармоничной личности ребенка
«Музыкальное образование не есть воспитание музыканта, музыкальное образование – это есть воспитание человека». Такую формулу раскрывает нам яркий музыкант и педагог современности Михаил Казиник.
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последствии и в школе.
Дошкольный возраст — период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности.
Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача взрослого человека развить музыкальные способности ребенка, заинтересовать его, сделать так, чтобы каждая встреча с музыкой приносила ему только положительные эмоции.
Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления.
Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно.
Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно, словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.
Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии так же предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
Как уже было сказано, музыка развивает и эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Восприятие музыки требует наблюдательности, сообразительности.
Вслушиваясь в музыку, ребенок сравнивает звуки по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за развитием музыкальных образов, имеет общее представление о структуре произведения, обращает внимание на связь текста песни, названия пьесы с содержанием музыки, определяет ее характер. У него формируются первичные эстетические оценки. В процессе творческих заданий дети вовлекаются в поисковую деятельность, требующую умственной активности: оперируют звуками, комбинируют движения танца, ищут выразительные средства для передачи игровых образов. Опираясь на имеющийся опыт, дети планируют ход музыкальной игры, поведение персонажа в этюде. У них возникают оценочные суждения о своих действиях и действиях товарищей.
Известный фольклорист Г.М.Науменко писал: «… у ребенка, попадающего в социальную изоляцию, происходит задержка умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает, общается с ним.
И какую звуковую информацию он впитает в себя в раннем детстве, та и будет основным опорным поэтическим и музыкальным языком в его будущем сознательном речевом и музыкальном интонировании.
Становится понятным, почему те дети, которых укачивали под колыбельные, воспитывали на пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, наиболее творческие дети, с развитым музыкальным мышлением …»
- Другой формой приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах музыкальной деятельности: игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, сольное, ансамблевое и хоровое пение, музыкально-ритмические движения и танец.
- Хоровое пение является эффективным средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, творческих способностей детей, содействует развитию певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.
Источник: https://infourok.ru/muzikalnoe-vospitanie-zalog-razvitiya-garmonichnoy-lichnosti-rebenka-2122307.html
Консультация на тему: Роль музыки в гармоничном развитии личности ребенка | Социальная сеть работников образования
«Роль музыки в гармоничном развитии личности дошкольника» Консультация для родителей музыкального руководителя Ханеевой С.Ю.
Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие.
В.А.Сухомлинский
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Зачем нужна музыка? А ведь она необходима для правильного развития их детей.
Вот уже более 100-и лет назад специалистами был доказан факт того, что ребёнок в материнской утробе способен по-разному реагировать на различные звуки, доходящие до него из внешней среды. Музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а может быть, уже и формирует его вкусы и предпочтения.
Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.М. Теплов): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение – это, как известно, наши эмоции.
Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы ребенка. Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его психических функций, а также поведения в целом.
Мир музыки открывает возможности развивать музыкальные способности ребёнка, творить вокруг красоту и гармонию жизни, раскрывать его эмоционально-чувственную сферу.
Эстетическая роль музыки заключается в воспитании эстетической и этической восприимчивости и отзывчивости.
Чувства (эмоции) радости и горя, наслаждения и боли, возвышенно-героического и низменного, красивого и безобразного как бы вызываются и упражняются музыкой.
Под влиянием музыки происходит формирование эстетического вкуса как ядра ценностных ориентаций в художественной картине мира, развивается способность эстетического созерцания и самоуглубления.
Музыка несет в себе не только эмоции; в процессе музыкальной деятельности ребенок знакомится с историческими эпохами, личностями, усваивает лучшие образцы поэзии, литературы, даже некоторые математические и физические понятия, связанные со звуком, при этом формируется направленность на познание мира и самого себя. В этом познавательная роль музыки.
Воспитывающая роль музыки состоит в формировании гуманного отношения к миру, в присвоении личностью эмоционального начала извечных человеческих ценностей — любви, красоты, добра, человеческого достоинства, жизнелюбия. Музыка является предметом и источником духовного общения, совершенствования. Огромна роль ее в передаче народных, национальных ценностей и традиций.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/04/26/rol-muzyki-v-garmonichnom-razvitii-lichnosti-rebenka
Музыка как одно из средств гармоничного развития личности ребенка с проблемами в развитии
- ГБОУ Азнакаевской школа для детей с ограниченными возможностями здоровья
- «Музыка, как одно из средств гармоничного развития личности
- ребенка с проблемами в развитии»
Учитель музыки Шакирова Р.В.
Набережные Челны 2015 г.
Я сама, вот уже 14 лет работаю учителем музыки в коррекционной школе. И считаю, что уроки музыки очень нужны детям с проблемами в развитии. Музыка является источником новых позитивных переживаний для ребенка, развивает творческие способности, обеспечивает всестороннее развитие ребенка, т.е. выполняет важнейшие функции: воспитательную, образовательную, социальную.
Через музыкальное искусство ребенок с проблемами в развитии осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира.
Все мы откликаемся на музыку, которая окружает нас повсюду с самого рождения, ощущаем на себе ее способность регулировать настроение, улучшать самочувствие.
Как это происходит, никто определенно сказать не может, но влияние музыки на формирование основ гармоничной личности, духовный мир человека неоспоримо. Известно, что все дети, в разной степени, от природы музыкальны.
И наша цель, как педагогов, использовать этот потенциал умело, с пользой для психического развития ребенка.
На уроках музыки я стараюсь создать доброжелательную, спокойную обстановку, чтобы каждый ученик мог свободно общаться. Учащиеся нашей школы это очень разные дети, у каждого свои недостатки в развитии, свой характер, свои проблемы.
И к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, свой «ключик». Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому. Благодаря этому даже ребенок с очень тяжелыми нарушениями развития постепенно начинает заниматься с интересом.
Ребенок чувствует что он может чего-то добиться, это состояние — ситуация успеха.
Создание ситуации успеха особенно важно в работе с детьми, у которых необходимо преодолеть пассивность, агрессию, страх, неуверенность, вызванные нарушениями в психическом развитии.
В музыкальном воспитании «ситуация успеха» достигается в результате определенных художественно-эстетических действий, связанных с выполнением тех или иных видов музыкальной деятельности. Это могут быть исполнение любимой песни, слушание музыкального произведения, музыкальная игра и др. При этом от педагога во многом зависит, получит ли ребенок удовлетворение от своей деятельности или нет.
Задание, которое дается ребенку, должно быть не только интересным, увлекательным, но и посильным. Он должен видеть или ощущать положительный результат своей деятельности. Ощущение успеха рождается, когда ребенок с помощью педагога или самостоятельно преодолевает робость, неуверенность, страх, затруднение, прикладывая к этому усилия. Только в этом случае можно говорить о факторе развития.
Необходимо определенное влияние взрослого, которое заключается в «снятии» у ребенка страха перед новой деятельностью, новым заданием, порожденного неуверенностью в себе. Помощь педагога в этом случае направлена на то, чтобы ребенок поверил в себя, в собственные силы, способности. Важно поддерживать в нем оптимизм, веру в то, что он справится с заданием.
Я хочу рассказать о своем ученике. Этот мальчик в младших классах был очень стеснительным, не уверенным в себе, даже можно сказать «замкнутым». У него врожденный дефект «заячья губа» и он этого очень стеснялся.
Но на уроках я чувствовала что ребенок тянется к музыке, понимает ее, сопереживает. В татарском языке есть слово моң, моңлы бала. На уроках музыки, а потом и на занятиях вокального кружка я старалась помочь ему поверить в свои силы, в себя.
Каждую маленькую победу я воспринимала как большую, акцентировала на них внимание, а неудачи, ошибки разбирали и старались их больше не повторять.
К 8 классу без его выступления уже не проходило ни одно школьное мероприятие.
Он научился не только хорошо петь, но и держаться на сцене как настоящий артист, выступал и на районном марафоне детей-инвалидов «Мы все можем», где он достойно представил нашу школу.
На выпускном исполнил две песни, одну для своей мамы и одну в подарок учителям, которые были рядом сним все эти годы. Это было очень трогательно и приятно.
И как итог еще раз хочу повторить: музыка обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/muzyka-kak-odno-iz-sriedstv-gharmonichnogho-razvitiia-lichnosti-riebienka-s-probliemami-v-razvitii
Музыкальное искусство как средство гармонического развития личности ребенка с проблемами в развитии
Личностно-ориентированный подход к музыкальному воспитанию.
В личностно-ориентированном подходе центральной фигурой акта восприятия музыки выступает слушатель. Но его задача оказывается значительно сложнее, чем при функциональном прослушивании.
Он должен подчиниться именно логике авторского музыкального контекста, подавить, отодвинуть на второй план свои случайные ассоциации и образы, направляя восприятие исключительно по линии самодвижения и развития музыкального произведения как некоей самостоятельной художественной целостности.
При таком восприятии, несмотря на необходимость усилий, порой значительных, со стороны слушателя, достигается поразительно стройный и гармоничный эффект — эффект индивидуальности найденной слушателем художественной логике произведения.
Индивидуальность мелодики и ее развития, индивидуальность музыкальных красок и ритмики, индивидуальность всего чувственного, интонационно-образного строя музыкального произведения — вот высшая награда слушателю за его перцептивное напряжение, за его вдумчивый поиск и эмоциональную доброту.
И пусть учащийся не всегда адекватно персонифицирует эту индивидуальность, порой отождествляя себя самого с этой гармонией неповторимости (потому что каждый хочет и готов видеть себя цельным в бесконечно многообразных чувственных формах), он развивается, он живет через музыку всей живой плотью своих чувственных усилий, он весь, в полноте себя самого становится богаче, интереснее, ярче.Именно при таком восприятии слушатель преодолевает самого себя в своей духовности, подобно выдающемуся спортсмену, который преодолевает свою физическую природу.
Личностный подход в музыкальном воспитании, естественно, приводит слушателя через его музыкальное многовариантное самосозерцание, через художественную цельность и неповторимость самоуглубления в конечном счете к восприятию через музыку авторской индивидуальности.
С опытом самообман отождествления слушателя, с музыкой разных человеческих (интонационных) почерков, стилей и темпераментов проходит, все более дают о себе знать объективирующие механизмы восприятия.
И тогда восприятие раскрывается другой своей поразительной гранью — гранью таланта и обаяния «музыкального собеседника», общением с композитором, исполнителем, «пленителем человеческих душ». Музыка становится общением без слов, общением интимных интонаций, вздохов, звуковых модуляций.
Имеются здесь, конечно, и свои трудности, главная из которых — несогласие слушателя с автором и исполнителем, расхождение их чувственных позиций, характера мироощущения.
Но ведь искусство очень своеобразное, духовное отражение жизни, а разве в человеческой жизни процветает одно только согласие? В «музыкальном споре», который, возможно, преступает границы данного концерта, акта слушания, рождаются позиции людей как индивидов, их сокровенная самокритика и жизнеутверждающая тенденция преодоления, обновления.
Общность позиции автора и слушателя приводит к «социальной радости духовного объятия». Это «объятие» простирается в будущее, в поиск и борьбу за свои ценности, идеалы и сочувствие, пробуждает в слушателе активного человека, а в активном человеке чуткого слушателя жизни.
Личностный подход в музыкальном воспитании, утверждая высшее назначение музыки как средства художественного общения, в принципиальном и цельном смысле этого словосочетания, призван пробудить в человеке-слушателе его индивидуальность, его эмоциональное самосознание и ответственность, открыть его сердце и помыслы теплым ветрам духовного благозвучия.
музыкальное искусство как средство гармонического развития личности ребенка с проблемами в развитии
Культура выступает своеобразным связующим звеном между социальным, генетическим в личности и делает человека членом цивилизованного общества.
В этой связи воспитание понимается как явление культуры, в процессе которого задается путь к себе и происходит осознание своего назначения в жизни.
Образование, в том числе специальное, обеспечивает условия для развития личности, коррекции имеющихся у ребенка отклонений посредством культуры и искусства.
Музыкальное искусство занимает важное место в системе гуманистического воспитания.
Оно обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, на формирование его нравственно-этических основ, на становление личности в целом и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с проблемами.
Наряду с другими видами искусства музыкальное искусство, его своеобразный способ отражения действительности обеспечивают знакомство ребенка с культурно-историческими традициями народа, единство с общечеловеческой культурой.
Через музыкальное искусство ребенок с проблемами осваивает окружающую действительность, выраженную в музыкально-художественных образах, познает общечеловеческие ценности, связанные с природой, человеком, предметами окружающего мира, отраженные в произведениях.
Гуманистические ценности, усвоенные через музыку, активизируют чувства, эмоции, переживания ребенка, создают условия для осмысления красивого и безобразного, доброго и злого, любви и ненависти, помогают эмоционально-чувственно и деятельностно откликаться на них, обеспечивают ощущение собственной самоценности, сопричастности с другими людьми.
Посредством музыкального искусства формируются и нравственно-эстетические ценности, выражающиеся в отношении ребенка к природе, человеку, предметам в форме сочувствия, сопереживания, сострадания, почитания, благородства, созидания и т. д.
Превращение общечеловеческих ценностей посредством музыкального искусства в личностные, проявляющиеся в жизнедеятельности ребенка с проблемами, и выступает тем ключевым моментом, который определяет значение музыкального искусства в гуманистическом воспитании ребенка.
Музыкальная деятельность, формируя практические умения в музыкальном искусстве (в восприятии, пении, движении под музыку, игре на инструментах), обеспечивает одновременно развитие коммуникативных основ, информационно-познавательных потребностей ребенка, способствует развитию культуры тела как носителя не только социальных, но и эстетических, художественных и семиотических функций.Усвоение ребенком с отклонениями в развитии культурно-познавательных, нравственно-эстетических и гуманистических ценностей происходит в процессе коррекционно-направленной музыкальной деятельности и общения в образовательной и социально-культурной среде.Музыкальное искусство обеспечивает ребенку с проблемами возможность художественного освоения действительности, которое осуществляется через восприятие и деятельность. Своеобразие музыкально-эстетического освоения мира заключается в том, что оно в большей степени связано с эстетическими эмоциями и оценками, а деятельность направлена на создание художественно-творческого продукта.В этом своеобразном освоении действительности ребенок с проблемами проходит путь от восприятия прекрасного и появления эстетического чувства, выражающегося в удовольствии и радости, заинтересованности, через накопление эстетических впечатлений, освоение различных звуков, движений, ритмов, форм,свойств предметов и явлений, к зарождению сначала избирательного, предпочтительного отношения к ним, а потом возникновения оценочного отношения, что служит основой формирования эстетического вкуса. Чувство прекрасного формируется у ребенка с проблемами не только посредством созерцания, но и в активной музыкальной деятельности: пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах.В процессе овладения этими видами деятельности создаются возможности не только для художественного развития, формирования основ музыкальной культуры, но и благоприятные условия для коррекции отклонений в познавательной, эмоционально-волевой, личностной сферах такого ребенка, а также формирования предпосылок развития его творческой активности и музыкальных способностей.
Источник: https://cyberpedia.su/17xc42b.html
Влияние музыки на формирование гармоничной личности ученика
Печенева Ольга Александровна, преподаватель МБОУДОД ДМШ г. Ярцево Смоленской области
Описание статьи: Данная статья предназначена для родителей, которые стоят на пороге выбора организации свободного времени своего ребенка.
Информация, представленная ниже, может быть использована преподавателями для обоснования актуальности, значимости и важности обучения в музыкальной школе.
Аргументы, приведенные в статье, отражают важную роль занятий в музыкальной школе в формировании гармоничной личности ребенка.
В век информационных технологий и компьютерных игр дети часто задают вопрос о необходимости обучения в музыкальной школе.
При выборе между спортивной секцией, музыкальной и художественной школой, некоторые родители склоняются в пользу спорта или рисования.
В данной статье я бы хотела отразить актуальность, значимость и востребованность музыкальных школ как образовательных структур, позволяющих сформировывать, воспитывать и подготавливать полноценную личность для современного общества.
Музыка является неотъемлемой частью нашей повседневной действительности.
Музыку мы можем слышать и слушать каждый день, что оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка и большое воздействие на формирование внутреннего мира и восприятие окружающей среды.
Опираясь на педагогический опыт, в своей статье я хочу рассмотреть, как занятия музыкой повлияли на становление характера, формирование взглядов, жизненных позиций.
В процессе работы были проведены наблюдения, начиная от формирования личности учащегося дошкольного возраста (5 лет) и заканчивая учащимися возраста 16-ти лет.
Пройдя многолетнее обучение в музыкальной школе, ученик приобретает решительный характер, воспитывает силу воли, утонченность восприятия, развивает умение через музыку выражать своим эмоции, настроение, учиться слушать и слышать себя и окружающих, сочетать и сопоставлять звуки музыки с природой.
Во время разбора и работы над музыкальным произведением, в зависимости от темпа, ритма, характера, было выявлено влияние музыки на личность ребенка.
Например, при игре произведения контеленного характера, например, Г. Лохин «Лучше, чем вчера», Г. Беляев «Орхидея», Б. Самойленко «Добрый молодец Иван», А.
Куклин «Хоровод», у учащегося вырабатывается гибкость мышления, плавность, мелодичность речи, чувство такта.
Игра полифонических произведений таких, как «Маленький канон» А. Гольденвейзер, «Менуэт» В.А. Моцарт, «Песня в стиле фугетты» В.Масленников, «Пастораль» А. Коробейников, «Прелюдия» Д. Самойлов, «Фуга» А. Холминов, «Прелюдия № 2» И.С. Бах, «Менуэт» И.С. Бах, способствует развитию связного мышление, уравновешенности, спокойствию, что положительно влияет на психику ребенка.
Часто учащиеся и их родители задают вопрос о необходимости изучения гамм, этюдов. С позиции преподавателя по классу аккордеона, баяна, могу объяснить, что данные упражнения для развития техники способствуют не только оттачиванию штрихов, деталей в музыкальных произведениях, но и помогают ребенку развивать моторику движения рук, пальцев, скорость мыслительных процессов.
Нельзя не отметить взаимосвязь характера, интересов учащихся и выбираемых ими произведений. Темп, ритм, характер музыкальных произведений может не только влиять на формирование личности ребенка, но и служить инструментом самовыражения его внутреннего «Я». Произведения подвижного характера способствует формированию собранности, активности, быстрой реакции на воздействия окружающей среды.
При разборе и изучении музыкального произведения учащемуся приходится пропевать вслух фразы, предложения, что позволяет освободиться от накопленных эмоций, отвлечься от повседневной действительности. Данный метод изучения музыкального произведения (пение) позволяет не только формировать гармоничную личность, но и улучшить состояние здоровья ребенка.
Например, русская народная песня «Я на горку шла» в обработке А. Шлепнева, вариации на тему русской народной песни «Там за речкой» В. Жигалова, «Волжские напевы» в обработке А. Мирека, вариации на темы русских народных песен «Среди долины ровныя», «Светит месяц» И. Паницкого, вариации на тему русской народной песни «Не будите меня, молоду» В.
Иванова способствовали гармонизации психоэмоционального состояния ученика.
При правильном подходе, опыте и грамотности преподавателя музыка может развить, обогатить и сохранить в наше время хрупкий внутренний мир ребенка.
В процессе обучения игре на музыкальных инструментах преподаватель учитывает индивидуальные особенности учащегося. Здесь нельзя не отметить особенности темперамента и характера ребенка. Не следует путать два понятия: темперамент и характер. Психологи четко разделяют эти два определения.
Традиционно в психологии выделяют четыре типа темперамента: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик.
Если преподаватель хочет добиться успехов в педагогической деятельности, увидеть высокие результаты своего труда, то знать особенности нервной системы, быстроту реакции, эмоциональный фон каждого ребенка необходимо.
Вспомним краткую характеристику каждого типа темперамента. Холерик характеризуется высоким уровнем нервно-психической активности, энергией действий, резкостью движений, импульсивностью. Флегматик представляет собой человека, обладающего медлительностью действий, ярко выраженным спокойствием, глубиной и постоянством чувств, эмоций.
Сангвиник характеризуется эмоциональностью, впечатлительностью, высокой нервно-психической активностью. Для меланхолика позволителен малый уровень нервно-психической активности, сдержанность в проявлении эмоций.
Знание подробной характеристики каждого типа темперамента, детальное изучение психологических аспектов понятий темперамента и характера являются фундаментальной основой для организации продуктивного процесса обучения ребенка.
С учетом особенностей нервной системы преподаватель музыкальной школы выбирает стиль общения с ребенком, тембр, мелодику своей речи, характер произведений, рассматриваемых на занятиях, вид учебной деятельности ученика и учителя. Только с учетом данных особенностей личности преподаватель музыкальной школы сможет внести огромный вклад в формирование гармоничной личности ребенка.
При правильном подходе преподаватели музыкальных школ развивают индивидуальные особенности ребенка и формируют гармоничную личность, способную не только добиваться поставленных целей, но и находить свое предназначение в современном мире.
Список использованной литературы:
1. Небылицын В. Д. Темперамент Психология индивидуальных различий.
Рекомендуем посмотреть:
План – конспект урока музыки во 2 классе по теме «Семейство духовых инструментов»
Конспект урока музыки в 3 классе
Сценарий заключительного урока в игровой форме по творчеству А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского
Конспект урока музыки к 9 мая в 5 классе
Викторина по музыкальной литературе для детей 11-12 лет
Источник: https://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/mhk/vlijanie-muzyki-na-formirovanie-garmonichnoi-lichnosti-uchenika.html
Музыка как вид искусства и ее влияние на гармоничное развитие детей
Искусство – форма отражения действительности в художественных образах. Содержание и форма в искусстве. Музыкальный язык в музыке – особый язык.
По своим возможностям музыка – ни с чем не сравнимый вид искусства, она обладает наибольшей эмоциональностью. Единство чувственного и интеллектуального компонента в музыке.
Психологические основы искусства: его познавательная, воспитывающая и развивающая роль.
Гармоничное развитие личности ребенка – основная цель деятельности педагога-музыканта. Гуманитарный подход в воспитании детей – одна из трактовок целостного развития личности ребенка. Психолого-педагогические задачи музыкального воспитания.
В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека[10], так и всего человечества[11], многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.
Музыка — вид искусства, рассчитанный на слуховое восприятие и отличающийся прямым и особо активным действием на чувства людей, Л.Н. Толстой говорил, например, что музыкальное искусство «по своему свойству имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы»'.
Главным выразительным средством здесь является звук и другие стороны и компоненты музыкальной формы: мелодия, полифония, гармония, ритм, композиция и т.п.
В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным «языком», не требующим перевода.
Музыкальный язык в музыке – особый язык. По своим возможностям музыка – ни с чем не сравнимый вид искусства, она обладает наибольшей эмоциональностью.
Психологические основы искусства: его познавательная, воспитывающая и развивающая роль.
Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления.
Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений.
Музыка развивает ребенка и умственно.
Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.
Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.эстетического назначения служить делу ознакомления ребенка с явлениями окружающей ого жизни.
3. Исторические аспекты музыкального образования: Античность.
Еще с самых древних времен для воспитания подрастающего поколения использовалась музыка. Во времена разных эпох выдвигались задачи, которые имели огромное значение в воспитании ребенка.
Считалось, что музыка способствует развитию полноценной личности, поэтому всегда музыкальные занятия были в почете.
Во все времена считалось, что формирование у детей положительных качеств, этической стороны, важной для человека достигается благодаря музыкальным занятиям.
В эпоху античности эстетико-педагогическую мысль представлял философ античности Аристотель. Им разработана целая система по музыкально-эстетическому образованию детей. Система включала в себя изучение четырех предметов, таких как музыка, гимнастика, грамматика и изобразительное искусство.
Аристотель утверждал, что именно музыка воздействует на психику человека нравственно. Именно он первый философ античности, кто считал главной необходимостью внедрить в процесс обучения детей музыкальную деятельность практическую.
И хотя дети обучались слушанию музыке, игре на музыкальных инструментах, Аристотель считал, что именно пение является главным в воспитании детей и подрастающего поколения.
В эпоху античности только привилегированный класс рабовладельческого общества имел право получить музыкальное образование. Не считались музыкально образованными люди, которые относились к угнетенному классу рабов.
В эпоху античности человек, достигший 30 лет, должен был уметь играть на различных музыкальных инструментах, а также принимать участие в хоре. По мнению философа Платона, пение в хоре являлось священным долгом. Пение в хоре формировало положительные качества человека.
Музыкально неграмотными в эпоху античности являлись те люди, которые не участвовали в хоре [5, с.7].
4. Средневековье
В эпоху Средневековья было характерным идеологическая ориентация, которая была связана с укреплением христианства. Именно это и являлось содержанием и направлением музыкального образования данной эпохи. Христианство стало главной и всеобщей религией средневековой Европы и подчинило себе такие науки, как философия, этика, педагогика, искусство.
Если для античности был характерен культ чувственной красоты и наслаждения, то для средневековья был характерен христианский аскетизм, который ограничил и подавлял чувственные желания и потребности человека. Музыка средневековья являлась вспомогательным звеном в области усвоения религии и религиозных истин.
Музыкальное искусство придавало огромное эмоционально-нравственное значение при богослужении. В результате этого музыкальное искусство приобрело характер прикладной. Музыка формировала эстетические вкусы при церковных обрядах, наделяя их эмоциональностью и художественностью.
Главная задача эстетичности была определена воспитанием религиозной нравственности.
Церковные мыслители считали, что народная и светская музыка является греховной, так как она увеселяет и услаждает слух. Именно поэтому они ее и отвергали. Мотив, который был лишен чувственной окраской, стал идеалом музыки духовной.
Данный мотив имел простую форму и содержание. Например, григорианский хорал мы можем отнести к образцу мотива. Для григорианского хорала характерны строгость ритма, плавное движение мелодии.
Все это создает впечатление душевности и способствует духовному и созерцательному состоянию человека во время богослужения.
Для музыкального образования в певческих школах организовывались хоры. Хор в церковных школах был связующим звеном между личностью и общиной. Обучение хоровому пению в церковных школах основывалось на усвоении песнопений по слуху.
Учитель пользовался методом показов направления мелодии условными движениями рук. Такой метод носил название хейрономия. Методы хейрономии в хоровом образовании были изменены с введением нотной записи на четырех линейках.
Именно с этого времени возникли различные системы символизации.
Одним из наиболее значительных реформаторов в области музыкального образования Средневековья был Гвидо д'Ареццо (ок. 992 — 1050). Он ввел в употребление четырехлинейный нотный стан с буквенным обозначением высоты звука на каждой линии; из этих букв впоследствии образовались ключи.
В начале XII вв. появился новый метод демонстрации звуковой системы, который был назван «гвидонова рука» ( гармоническая рука). Создателем данного метода является Г. д'Ареццо.
Сущность этого метода заключалась в том, что все звуки употребительного в то время звукоряда от g до с2 условно размещались в определенном порядке на суставах и кончиках пальцев левой руки; самый высокий звук учащиеся представляли себе над кончиком среднего пальца.
Прикасаясь к суставам и кончикам пальцев левой руки указательным пальцем правой, учащиеся буквально «по пальцам» высчитывали интервалы, гексахорды, мутации (переходы) из одного гексахорда в другой.
Средневековая теология, иерархия божественного и человеческого сменяется эпохой Возрождения. В эпоху Возрождения появляется новое осмысление мира – антропоцентрическое, которое провозглашает самоценность личности. Это и явилось главным фактором в появлении новой цели воспитания всесторонне развитой личности.
Новые идеалы отразились в трактактах о воспитании. В каждом трактате говорилось о значении и роли искусства в образовании поколения.
К таким трактатам можно отнести «О благородных нравах и свободных науках» Пауло Верджерио, «О воспитании детей и их добрых нравах» Матео Веджио, «О порядке обучения и изучения» Баттисто Гуарино, «Трактат о свободном воспитании» Энео Сильвио Пикколоминти и другие.
5. Возрождение
Средневековая теология, иерархия божественного и человеческого сменяется эпохой Возрождения. В эпоху Возрождения появляется новое осмысление мира – антропоцентрическое, которое провозглашает самоценность личности. Это и явилось главным фактором в появлении новой цели воспитания всесторонне развитой личности.
Новые идеалы отразились в трактактах о воспитании. В каждом трактате говорилось о значении и роли искусства в образовании поколения.
К таким трактатам можно отнести «О благородных нравах и свободных науках» Пауло Верджерио, «О воспитании детей и их добрых нравах» Матео Веджио, «О порядке обучения и изучения» Баттисто Гуарино, «Трактат о свободном воспитании» Энео Сильвио Пикколоминти и другие.
Витторино де Фельтре была основана Мантуанская школа, в которой молодежь училась воспринимать музыкальную гармонию. В данной школе большое значение придавалось пению. Витторино де Фельтре утверждал , что чувственность и восприятие основано на музыкальном образовании, так как музыка и время взаимосвязаны [6, с.185].
6. Просвещение
Музыкальное искусство можно поставить наравне с театром и литературным искусством. На темы сочинений великих писателей, драматургов писались оперы и другие музыкальные произведения.
Развитие музыкального искусства прежде всего связано с именами таких великих композиторов, как И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. В. Бетховен и др.
Непревзойденным мастером полифонии был немецкий композитор, органист и клавесинист Иоганн Себастьян Бах(1685–1750).
Его произведения были пронизаны глубоким философским смыслом, высокой этикой. Он смог обобщить достижения в музыкальном искусстве, которых добились его предшественники.
Наиболее известными его сочинениями являются «Хорошо темперированный клавир» (1722–1744 гг.), «Страсти по Иоанну» (1724 г.), «Страсти по Матфею» (1727 и 1729 гг.
), множество концертов и кантат, Месса симинор (1747–1749 гг.) и др.
В отличие от И. С. Баха, который не написал ни одной оперы, немецкому композитору и органисту Георгу Фридриху Генделю (1685–1759) принадлежат более сорока опер. А также произведения на библейские темы (оратории «Израиль в Египте» (1739 г.), «Саул» (1739 г.), «Мессия» (1742 г.), «Самсон» (1743 г.), «Иуда Маккавей» (1747 г.) и др.), органные концерты, сонаты, сюиты и т. д.
Мастером классических инструментальных жанров, таких как симфонии, квартеты, а также сонатных форм был великий австрийский композитор Йозеф Гайдн (1732–1809).
Именно благодаря ему и сложился классический состав оркестра. Ему принадлежат несколько ораторий («Времена года» (1801 г.), «Сотворение мира» (1798 г.)), 104 симфонии, 83 квартета, 52 фортепианные сонаты, 14мессит.д.
Другой австрийский композитор, Вольфганг Амадей Моцарт (1756–1791), был вундеркиндом, благодаря чему прославился еще в раннем детстве.
Ему принадлежат свыше 20 опер, среди них знаменитые «Свадьба Фигаро» (1786 г.), «Дон Жуан» (1787 г.), «Волшебная флейта» (1791 г.
), более 50 симфоний, множество концертов, фортепианных произведений (сонат, фантазий, вариаций), неоконченный «Реквием» (1791 г.), песни, мессы и др.
Нелегкая судьба, наложившая свой отпечаток на все творчество, была у немецкого композитора Людвига Ван Бетховена (1770–1827). Его гениальность проявилась уже в детстве и не оставляла его даже в страшной для любого композитора и музыканта беде – потере слуха. В его произведениях прослеживаются философский характер.
На многие произведения повлияли его республиканские взгляды композитора. Бетховену принадлежат девять симфоний, инструментальные сонаты («Лунная», «Патетическая»), шестнадцать струнных квартетов, ансамбли, опера «Фиделио», увертюры («Эгмонт», «Кориолан»), концерты для фортепиано с оркестром и другие произведения.
Знаменитое его выражение: «Музыка должна высекать огонь из людских сердец». Он следовал этой идее до конца своей жизни.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s2945t10.html
Музыка и развитие личности ребенка
Формирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием. Оно должно служить и развитию гуманистических эмоций. Благодаря своему специфически эмоциональному воздействию и непосредственной коммуникативности музыка обладает реальной возможностью создавать единство гуманистических представлений и появлений.
Функции музыки разносторонни и разнородны. Музыка неразрывно слита с жизнью отдельной личности и жизнью общества. Особая сила музыки заключается в ее свойстве непосредственно передавать растущее, развивающее чувство. Вот почему оно является исключительно важным фактором в развитии ребенка.
Результаты психологических исследований показывают, что те разносторонние способности, которые удалось развить у детей в процессе музыкального воспитания, в частности способность различать, сопоставлять особенности музыкального произведения, а также память, воображение и т. д.
, носят общий характер и помогают детям овладевать и другими видами деятельности. Опыт многих преподавателей музыки подтверждает, что музыкально одаренные дети, как правило, проявляют большие способности и к другим предметам.
Таким образом, музыкальное воспитание решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка.
Уже для того, чтобы ребенок, прослушав музыкальное произведение, получил какое-то впечатление о нем и мог бы приблизительно сохранять в памяти представление о его содержании, нужна сложная работа сознания.
Слушание музыки требует более или менее длительного, непрерывного сосредоточенного внимания. Когда ребенок смотрит картину или скульптуру, то содержание произведения (если оно доступно детскому пониманию) дойдет до него в основном целостно и сразу.
Слушание музыкального произведения подчинено совершенно другим законам. Целостно оно может быть воспринято только тогда, когда прозвучат последние его звуки. Во время слушания музыкальные образы входят в сознание последовательно, в процессе их развития.
Благодаря памяти ребенок воссоздает содержание произведения, его отдельные эпизоды, образы, мотивы. Вне этой работы сознания не было бы и восприятия звуков как музыки.
Под влиянием музыкальных впечатлений у детей развивается воображение. Оно обогащается различными образами прослушанных произведений. Само по себе слушание музыки будит фантазию ребенка. Он создает в своем воображении новые эмоциональные связи в соответствии с характером музыки или же вспоминает ранее пережитые ситуации и разукрашивает их своей фантазией.
Почти каждое произведение, с которым знакомится ребенок, приносит новое содержание в его внутренний мир. В процессе обогащения музыкального опыта внимание детей все более ясно и устойчиво сосредоточивается на самой музыке, на ее выразительных средствах.
От непосредственного эмоционального отклика на музыкальное звучание (нравится — не нравится) ребенок постепенно приходит к способности сознательно оценивать красоту музыкального произведения в целом, а затем дифференцировать оценку тех или иных его сторон. В этом отражается процесс познавательного развития детей.
«Слышать так, чтобы ценить искусство, — это уже напряженное внимание, значит, и умственный труд, умозрение», — пишет Б. В. Астафьев.
В музыкальном опыте зарождается и получает свое развитие музыкально-образное мышление, т. е.
способность воспринимать музыкальное звучание как связанную, выразительную последовательность звуков (восприятие мелодического образа), их комплексов (восприятие выразительности тембров, гармонии), а также способность слышать и узнавать разную фактуру произведения (гармония, полифония т. д.).
Эта сфера мышления, которая развивается в музыкальной практике детей, способствует и расширению их общих познаний о действительности, их кругозора в целом и совершенствует способности к разносторонней умственной деятельности.
Развитие музыкально-образного мышления неотделимо от развития другого свойства мышления — его эмоциональности. Музыка вырабатывает способность эмоционального, т. е. ярко окрашенного чувством, мышления, которому присущи увлеченность, расположение к творческому подъему.
Способность к эмоционально-образному мышлению накладывает глубокий отпечаток на весь духовный облик ребенка, на всю его деятельность, давая полноту ощущения жизни, реально обогащая ее.
Нельзя не отметить в этой связи, что как образность мышления, так и его эмоциональность по своему существу суть проявления той цельности человеческого сознания, которая является важнейшим фактором в формировании морального облика и одной из способностей духовной организации человека.
«…Без «человеческих эмоций» никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины», — писал В. И. Ленин (Полн. собр. соч., т.25, с.112).
Образы музыкального произведения отражают действительность такой, какой почувствовал и увидел ее автор произведения — народный певец или композитор.
Переживая произведения, мы как бы понимаем своеобразное «высказывание» автора музыки о жизни, о смысле ее явлений и по-новому видим окружающий мир.
Наше познание о нем обогащается, потому что каждому истинному художнику присуща способность особенно остро и глубоко чувствовать жизнь, понимать ее явления более целостно. Без этого музыкант не мог бы быть творцом.
Уже в дошкольном возрасте дети улавливают в музыкальном произведении характерные черты того или иного образа.
Их глаза загораются, когда они слышат музыку марша, они улыбаются и делают комические движения, слушая пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского и т. д.
Это показывает, что дети почувствовали торжествуемый подъем в музыке марша, сто до них дошли черты смешного в образе клоуна, каким его дает композитор.
Благодаря своему словесному содержанию песня обладает особенно большими возможностями воздействия на нравственно-эстетическое отношение к явлениям жизни.
Она способна пробуждать воображение, фантазию, преображать мысли и чувства детей, придавая им социальную направленность. В песнях отражается история народа. Пение всегда являлось одной из наиболее непосредственных форм выражения человеческих эмоций и стремлений.
Доказательством этого служит богатство народных песен, возникших в важные моменты жизни людей или отдельной личности.
Спеть можно только ту мелодию, которая существует в представлении. Музыкальные представления, их четкость зависят от качества восприятия музыки.
Самыми простыми музыкальными представлениями являются те, которые были получены в результате активной музыкальной деятельности. Краткие мелодические отрывки запоминаются, воспроизводятся в памяти и представляются лучше, чем отдельные тона.
Чем больше анализаторов участвует в создание музыкальных представлений, тем эти представления крепче.
Музыкальные ощущения и представления являются опорой для понимания сложнейших внутренних связей музыкальных явлений в процессе мышления. Музыкальное мышление неизбежно конкретизируется словами и осуществляется через понятия и суждения.
Детям дошкольного возраста доступна самая легкая форма оперирования понятиями — сравнения. Здесь речь идет об использовании контрастности в существенных признаках двух понятий.
Например, понятие mf усваивается путем сравнения контрастных понятий — p и f.
Таким же образом подходят к определению различия в том, что имеет одинаковые признаки (например, один в тот же тон, взятый на рояле или спетый).
Исполнение песни и участие в музыкальных играх развивает также память детей. Воспитатель может вызвать в сознании ребенка песни, напевая без слов мелодию каждой из них. При этом ребенок должен выбрать одну песню из нескольких знакомых путем их сравнения.
Сравнение осуществляется главным образом при помощи анализа и синтеза. Посредством анализа песня раскладывается на мотивы или законченные мелодические отрывки, а исполнение песни — на отдельные элементы исполнения (ритм, дыхание, интонация, динамика и т. д.). Посредством синтеза этих составных частей оценивается общий уровень исполнения.
Сложным мыслительным процессом, который подводит итог общим признакам и особенностям музыкальных образов или явлений, служит обобщение. Оно осуществляется в тесной связи со сравнением, анализом и синтезом.
Например, сопоставление общих признаков музыкальных произведений приводит к пониманию жанра (народная песня, марш, танец и т. д.).
Однако несомненно, что уже начальный музыкальный опыт ведет к каким-то обобщениям в этой области — дети начинают замечать характерность звуковых образов, различать восходящее и нисходящее движение мелодии и постепенно осознают звуковысотные и временные соотношения звуков.
При этом вырабатывается умение сконцентрировать внимание, этот важный элемент в развитии мышления. При исполнении песни его опорой является слуховая, чувственно-моторная и специфическая «эмоциональная» память.
Мелодия строится на единстве двух компонентов — движение звуков по высоте (метроритмические связи). Решающим для запоминания мелодии являются функциональные связи звуков между собой.
Простейшим мотивом, на котором мы формируем начало сознательного понимания музыкальных взаимосвязей, является мотив песни, метроритмическое движение которого варьирует. Например: зяб-лик пта-шеч-ка, дя-тел лас-точ-ка.
В современной педагогике придается все большее значение свободному, непосредственному творчеству ребенка. Музыкальное творчество детей дошкольного возраста является естественной потребностью и формой самовыражения. В творческом акте ребенка участвуют все важнейшие психические процессы — сенсорные, интеллектуальные и эмоциональные.
Особая роль принадлежит воображению, проявляется стремление к подражанию. Большое значение имеет подвижность воображения, фантазия, эмоциональная сторона, критический контроль интеллекта.
Например, это может быть ритмизация и мелодизация коротких призывов, вопросов и ответов, импровизирование последующих построений в ответ на предложенные воспитателем предшествующие построения, а по мере развития детей — и создание несложных мелодий к текстам.
Новые формы восприятия — это и новые формы интеллектуальной деятельности детей, для которой в целом характерно развитие некоторых специальных процессов анализа и синтеза при сохранении эмоциональности и образно-обобщающей функции музыкального сознания.
Роль музыкального воспитания в формировании морального облика детей также значительна.
Более глубокий смысл данного положения заключается в том, что нравственность в своей основе есть и функция чувства, она должна начинать формироваться в такой период, когда эти чувства свежи и пластичны.
Влияние музыки на нравственные чувства детей начинается с тех светлых переживаний, которые связаны со слушанием первых пьес, с пением простых песен, с музыкальными играми.
Обогащение жизни детей радостью, которую они испытывают, слушая музыку и исполняя песни, само по себе служит хорошей почвой для нравственных проявлений. Ребенок, которому свойственна бодрая, веселая настроенность, большей частью благожелательно расположен к окружающим, деятелен и охотно выполняет трудные поручения.
Если наряду с этой бодрой настроенностью постепенно развивается способность любить песню, стихи, любоваться природой, то это признаки обогащенной внутренней жизни ребенка. Разумеется, они являются хорошей основой для развития отзывчивости, искренности, чуткости и любви к труду.
Все это и есть полноценное развитие личности ребенка.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальное произведение, ребенок, способность, дошкольный возраст, музыкальное воспитание, исполнение песни, образ, представление, музыкально-образное мышление, музыкальное звучание.
Источник: https://moluch.ru/th/4/archive/13/258/