Раннее развитие детей: как выбрать самую эффективную методику

Развивать малыша с рождения – влияние моды или необходимость? К раннему развитию у экспертов отношение неоднозначное. Известный ученый Татьяна Черниговская считает, что мозг развивается неравномерно до 18–20 лет и давать ребенку непосильные задачи не нужно. Негативно отзываются об обучении письму и счету нейропсихологи: нагружать ребенка слишком рано не стоит, это может затормозить его развитие в дальнейшем.

Почему не стоит торопиться с ранним развитием

В 60-е годы стала популярной идея по книге Масара Ибуки «После трех уже поздно!» – о том, что с ребенком важно заниматься именно до трех лет, в сенситивный период развития. Впрочем, прежде, чем заниматься с ребенком, взвесьте все за и против. Мы же предлагаем вам обзор самых популярных методик, чтобы вы знали, о чем вообще идет речь.

Что такое раннее развитие

Раннее развитие – это интенсивное развитие ребенка с помощью специальных занятий от рождения до 3–4 лет.

Выделяют три основных сферы развития:

  1. эмоциональная: ребенок учится проявлять свои эмоции и принимать эмоции других людей;
  2. сенсомоторная: о связи органов чувств (слух, зрение, осязание) с движениями (мелкая и крупная моторика);
  3. интеллектуальная: чтение, счет, знание слов и понятий, способность решать задачи.

Ребенок запоминает то, что ему интересно, поэтому приступать к занятиям лучше с хорошим настроением. Убедитесь, что малыша ничего не беспокоит, он не голоден и не устал.

Чем заниматься с ребенком? Рассмотрим основные популярные методики раннего развития.

1. Педагогическая система Монтессори

Мария Монтессори (Maria Montessori)– первая женщина-врач в Италии, педагог и философ. В своей врачебной практике столкнулась с умственно отсталыми детьми. Изучая педагогику и психологию, открыла «Дом ребенка». Именно там методом проб и ошибок Монтессори разработала собственную систему воспитания.

Метод был успешно применен на здоровых детях, помогая им опережать в развитии и любознательности сверстников.

Основная идея: «Помоги мне сделать это самому».

© Instagram @kartseva_evgenia

Задача – создать пространство, максимально открытое для ребенка. Для этого используется специальная развивающая среда, разделенная по зонам (5 зон – бытовой жизни, сенсорная, математическая, космическая и зона языков) и дидактические материалы (игрушки, стимулирующие познание). Взрослый – помощник. Ребенок все делает сам, учится самостоятельности и границам.

Изначально методика направлена на детей от 3-х лет, но сейчас получила распространение с рождения. Узнать о методике подробнее можно из книг Марии Монтессори «Мой метод» и «Дети – другие».

Где заниматься

Дома и/или на развивающих занятиях. Есть детские сады, которые занимаются по системе Монтессори. Педагоги должны иметь сертификат от Ассоциации монтессори-педагогов в России.

Стоимость

Материалы для занятий можно купить на AliExpress или в специальных Интернет-магазинах. Цены – от 150 руб. до 8 000 руб. за один методический материал. Основная трудность – найти правильные «подносы», удобные для детских рук. Магазины по продаже игрушек открывают и мамы, которые практикуют методику дома. Например, магазин «Монтессори дома» от мамы 3-х детей.

Отзывы

Виктория, мама Веты (2 года 9 месяцев):

Методика Монтессори предполагает, что ребёнок учится играя и самостоятельно выполняет упражнения. Дочку занятия не захватили – думаю, что в методике ребенку не хватило творчества.

Задания в Монтессори зачастую заключаются в действиях, за которые отвечает левое полушарие. На занятиях развивается логика, аналитическое мышление, мелкая моторика и так далее. При этом творческие способности, за которые отвечает правое полушарие, остаются практически забытыми.

Сейчас мы оставили игры 5-минутки, но стали развиваться всесторонне и больше захватили именно творческих занятий.

2. Методика Глена Домана

Глен Доман (Glenn Doman), американский врач-нейрофизиолог, изначально работал с детьми с повреждениями мозга. При регулярных занятиях такие дети показывали результаты лучше, чем изначально здоровые. Открыл организацию «Институты достижения потенциала человека» и перенес свою методику в обычные семьи.

Основная идея: «В любом ребенке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни».

© Instagram @ann_mother_valery

Во главу Доман ставил не только популярные сейчас карточки по обучению счету и чтению, но и физическое развитие.

В России методика представлена торговой маркой «Умница» и доработана нашими психологами и педагогами. Обещает, что при регулярных занятиях ребенок научится читать, считать, хорошо говорить и повысит общую эрудицию (знание цветов и понятий). Состоит из карточек для показа, детских книг и пособий для родителей.

Новинки: 7 интересных и полезных книг для будущих мам и пап

Первоисточники методики – книги Глена Домана «Гармоничное развитие ребенка» и «Как научить ребенка читать».

Где заниматься

Дома. В книгах Доман описывает, какие нужны упражнения и с какого возраста.

Стоимость

Карточки можно купить в книжных или детских магазинах. Или взять готовые комплекты в «Умнице». Цена одного комплекта «Чтение с пеленок» – 4 500 руб.

Отзывы

Елена, мама Даши (1 год 8 месяцев):

По «Умнице» заниматься легко и удобно, методика в наборах продумана до мелочей. Занятие длится в среднем 15-30 секунд.

Даша очень любит карточки – уже с 8-ми месяцев улыбалась красным точкам из набора «Считаем с пеленок». Но «читать» в полтора года расхотела совсем.

Из минусов методики – заниматься нужно регулярно, иначе эффект пропадает. Просто полистать – результата не будет.

3. Вальдорфская методика

Основана Рудольфом Штайнером (Rudolf Joseph Lonz Steiner), немецким философом и педагогом. Методика получила название по имени табачной фабрики «Вальдорф-Астория», так как первый детский сад, открытый Штайнером, был для детей работников этой фабрики.

Основная идея Вальдорфской методики – в воспитании и в естественном развитии ребенка.

Она выступает против несвоевременных занятий. Главное – научить ребенка верить в себя и не мешать развитию способностей.

© Instagram @wishedkids

В вальдорфском саду в одну группу ходят дети разного возраста и живут по принципу многодетной семьи. Здесь все равны, воспитатель – положительный пример для остальных.

Поощряется пребывание в саду родителей вместе с детьми. Уделяется много времени творчеству и народной культуре. Игрушки и мебель сделаны из природных материалов, нет телевизора и гаджетов.

За 100 лет методика почти не изменилась, в отличие от современного мира.

Путеводителем по методике считаются книги Рудольфа Штайнера «Методика обучения и предпосылки воспитания» и «Идея и практика вальдорфской школы». Яркий представитель Вальдорфской школы в России – Елена Гринталь. На сайте описаны принципы педагогики, песни, сказки и игры, соответствующие методике.

Где заниматься

В специализированных детских садах. К примеру, в Москве 18 детских центров в разных районах.

Стоимость

Игрушки можно сделать самим или купить у мастеров. Есть интернет-магазины с природными игрушками, например, «Природа-Шоп». Цена одной погремушки из дерева – 250 руб., пирамидки – 890 руб.

Отзывы

Ольга, педагог, мама 2-х месячной малышки:

Работала год в Вальдорфской школе. Не могу углубиться в раннее развитие, но о начальных классах неоднозначное мнение. Смущает, что есть категоричность. Нельзя в Вальдорфской методике использовать компьютер и технику – и всё тут. Только самодельные книги, только живая музыка, только хардкор.

4. Система Никитиных

Борис и Лена Никитины – педагоги, родители 7-х детей и авторы семейного воспитания.

Основная идея – НУВЭРС – Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей.

Задача – развить способности ребенка по максимуму с помощью специальной среды и опережающих развитие игрушек и пособий.

Три принципа методики, которые выделяли сами авторы:

  1. легкая одежда и спорт с рождения – закаливание, плавание, зарядка, спортивное снаряжение дома;
  2. свобода творчества: дети занимаются чем хотят и когда хотят;
  3. участие родителей в жизни детей – вместе тренируются, занимаются, подсказывают.

Подробнее о методике можно прочесть в книгах Никитиных «Мы и наши дети», «Я учусь быть мамой», «Ступеньки творчества, или Развивающие игры».

Где заниматься

Дома. Игры, придуманные Никитиными, часто используют в развивающих центрах и детских садах. Никитины регулярно проводят обучающие семинары и мастер-классы для педагогов и интересующихся.

Стоимость

Купить можно в детских магазинах и на официальном сайте Никитиных – «Ступеньки творчества». Цена пособия «Сложи узор» – 800 руб.

Отзывы

Анна, сын Федор (4 года):

Из системы взяла в основном закаливание, это и мне было полезно. Сыну нравилась игра «Сложи квадрат», много вечеров провел с ней. Получалось всё лучше, но потом надоела.

5. Система воспитания Антона Макаренко

Антон Макаренко – советский педагог и писатель, входит по версии ЮНЕСКО в четверку педагогов (наряду с Марией Монтессори), деятельность которых изменила отношение к воспитанию в XX веке.

Изначально занимался подростками. Руководил трудовыми коммунами для несовершеннолетних преступников. Создал собственную воспитательно-педагогическую систему.

Научить человека быть счастливым — нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно, – утверждает Макаренко.

Основная идея семейного воспитания по Макаренко – это поведение родителей. Именно обстановка в семье влияет на формирование и развитие ребенка. Малыш впитывает в себя поступки, слова и мнения членов семьи. Требовательность и контроль поведения родителей – основа построения личности ребенка.

© Instagram @mirnaya78

Макаренко считал, что с ребенком не нужно проводить все время, нужно давать больше свободы, но не забывать про дисциплину. Честность с ребенком – основа воспитания. Помощь, совет и защита – то, что должен сделать родитель для ребенка. Родители определяют цель и суть своего воспитания.

Подробнее можно прочесть в книгах Макаренко «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей».

Где заниматься?

В собственной семье. Система Макаренко не предлагает готовых решений, она описывает опыт педагога, который наблюдал за детьми и построил коммуны, которые фактически существовали на самоуправлении. Начните с себя – с собственной ответственности и решений. Выработайте дисциплину, но дружите с ребенком и старайтесь не применять физических наказаний.

Совет дня: будьте ребенку не только другом, но и наставником

Стоимость

Макаренко не предлагает конкретных игрушек и книг, он дает рекомендации для детской игры. Игрушек не должно быть много и каждый тип лучше комбинировать. 3 типа игрушек по Макаренко:

  1. игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мышки и ваньки-встаньки и пр.;
  2. игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: разные картинки с вопросами, картинки разрезные, кубики, ящики-конструкторы, разнообразные модели;
  3. игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди.

Отзывы

Мария, сын Рома (2 года):

Познакомилась с методикой недавно, до этого пробовала почти все, но что-то не хватало. Мне нравится простота и четкость его системы – весь мир не крутится вокруг ребенка. Ребенок – часть семьи, такой же человек со своими желаниями и особенностями. Я на пути к собственной дисциплине и ответственности за свои поступки и эмоции – тогда, надеюсь, и сын подтянется.

6. «Музыка с мамой» Железновых

Методика от профессиональных музыкантов – отца и дочери Сергея Станиславовича и Екатерины Сергеевны.

Состоит из коротких песен, под которые надо делать определенные действия.

Малыши повторяют движения под музыку. Для грудничков это массаж и изучение частей тела, пальчиковая гимнастика, для малышей постарше – физическое развитие и самоконтроль. Движения снимают напряжение, развивают творчество и приносят положительные эмоции.

Где заниматься

Дома или в центрах, где есть «Музыка с мамой». Часто песни Железновых используют в на занятиях для развития малышей и в детских садах.

Стоимость

Видео занятий есть в открытом доступе на Youtube. Комплект дисков на официальном сайте стоит 1300 руб. В Интернет-магазине один диск с песнями Железновых стоит 190 руб.

Отзывы

Елена, мама Евы (1 год 10 месяцев):

Железнову стали слушать почти каждый день с 11 месяцев – по видео с Youtube. Моей дочке очень нравилось смотреть на деток. Потом заметила, что она стала быстро запоминать и повторять движения. Мы пели и танцевали вместе. Было весело. Потом был перерыв, и после 1,5 лет интерес поугас.

7. «Школа семи гномов»

Российская серия пособий для детей. Вместила в себя основные методики по развитию интеллекта. Пособия представляют готовый материал для развития ребенка, по которому можно заниматься дома.

На каждый год ребенка с 0 до 6 лет – 12 книг. Рассматриваете книжки вместе с малышом, рассказываете, задаете вопросы, учите цвета и понятия, делаете задания (например, шаблон для лепки из пластилина и рисования пальчиковыми красками). Приготовьтесь много вырезать и клеить. Бумага недостаточно плотная, поэтому дети до 3-х лет могут порвать карточки и картонные игрушки.

Читайте также:  Подготовка к школе: на что нужно обратить внимание в первую очередь

© Instagram @children.books

Где заниматься

Дома или в развивающем детском центре «Школа семи гномов», где предлагают занятия для дошкольников и детей постарше.

Сколько стоит?

Пособия можно покупать по отдельности или комплектом. Продаются в книжных и детских магазинах. На сайте «Школы семи гномов» один комплект с года до двух стоит 1 200 руб. Одна книга из набора – 105 руб.

Отзывы

Евгения, мама Степы (4 года) и Дуни (1 год):

“Школу гномов” любили с рождения. Сыну нравилось, теперь и дочке. В год и два Степа показывал из 12 карточек те игрушки, которые называл взрослый. У нас было три комплекта до трех лет. Дальше не так интересно – повторялись темы, не все пособия нравились. Можно заказывать не комплектом на год, а выбирать отдельные пособия, которые интересны ребенку.

Есть ли лучшая методика для вашего ребенка?

Пробуйте то, что близко вам, совмещайте разные методики – смотрите на интерес малыша. Одному ребенку нравится перебирать макароны или играть с кастрюлями, другой любит танцевать или разглядывать картинки. Получайте удовольствие от процесса. Ваш малыш сам подскажет, как правильно и когда стоит начать. Успешного развития!

Фото на анонс: Depositphotos

Источник: https://www.baby.ru/journal/metodiki-rannego-razvitiya/

Самые известные методики раннего развития детей: какую выбрать и когда начинать

Рождение ребёнка приносит в семью не только массу умиления, бытовые моменты ухода, но и потребность в изучении этого прекрасного мира. Развивающие методики для малышей помогают родителям справиться с этой задачей лучше и проще. Попробуем разобраться в многообразии современных методик развития детей вместе.

Часто первые месяцы жизни крохи проходят как в тумане. Мама начинает думать о том, что неплохо бы чем-то заниматься с ребёнком, помимо агуканья, когда он начинает заметно больше бодрствовать. Однако, существуют даже методики развития новорождённого для тех, кто готов взяться за обучение малыша с самого рождения. 

Методики раннего развития детей от 0 месяцев до полугода

Как думаете, какой методики развития детей не существует? На самом деле, той естественной и логичной, заложенной природой в каждой маме.

То, как мы ведём себя с новорожденным ребенком, по сути, тоже этап развития с набором необходимых действий, но для их воплощения в жизнь обычно не нужны особые знания. Мы улыбаемся ребёнку и смеёмся и вскоре получаем такую же реакцию в ответ.

Перемещаем перед глазами малыша погремушку, а позже замечаем, что он уже следит за ней и тянет ручки. 

Но даже такие, на первый взгляд, банальные вещи нужно делать на регулярной основе: так у крохи формируются базовые навыки, рефлексы и отношение к окружающему миру. 

Для изучения собственного организма ребёнку больше всего подходит детский массаж, который мама может сопровождать ми с указанием частей тела.

Так малыш будет одновременно получать физическую нагрузку, контакт с близким человеком и новую полезную информацию в форме игры.

Кстати, подобные развивающие эпизоды лучше совмещать с привычными ритуалами: купание, зарядка на мяче, воздушные ванны, отход ко сну или пробуждение. Систематический подход позволит не только родителям не пропустить занятие, но и крохе привыкнуть к такой форме общения. Единственное исключение — когда ребёнок явно не в настроении. В таком случае не стоит упорствовать. 

Использование методики раннего развития ребенка с рождения — лучшее времяпрепровождение для всех.

Пока взрослый поёт весёлую песенку или ритмичную потешку, малыш тренирует звуковое восприятие, изучает на лице эмоции и следит за мимикой.

Игра в прятки позволяет понять, что исчезнувший предмет или человек пропадает не навсегда. Это кажется таким очевидным для нас, но становится целым открытием для младенца. 

Система раннего развития по карточкам Домана

В возрастном диапазоне от 0 до 6 месяцев можно начинать пробовать заниматься с ребёнком по системе Домана. Если рассматривать развивающие методики, детские карточки пользуются наибольшей популярностью.

Суть занятий проста: родитель показывает малышу изображения, на которых есть картинка предмета и подпись к нему, либо же только слово, либо точки, обозначающие количество. Взрослый озвучивает то, что на карточке, при этом может придумывать другие ассоциации или целые истории с изучаемым словом. Таким образом формируется образное мышление, зрительная память, восприятие информации на слух. 

Когда малыш становится активнее, он может перестать смирно разглядывать карточки, поэтому родителям нужно быть к этому готовыми, насильственные занятия не пойдут на пользу таким темпераментным детям.

К тому же есть мнение, что, несмотря на большой объем информации, который ребёнок узнает через карточки, без дополнительного ассоциативного обучения он не сможет применять полученные знания в жизни.

Поэтому никакие детские методики раннего развития — не панацея, и исключать другие подходы в обучении никак нельзя. 

Современные развивающие методики детей с 6 месяцев до года

К полугоду ребенок становится более физически развит, начинает самостоятельно сидеть, что дает возможность разнообразить занятия с ним, используя новые методики развития детей раннего возраста в дополнение к указанным выше. 

Кубики Зайцева

Педагог разработал свою систему обучения, где используются таблицы и кубики со слогами-складами. Главным правилом является полная раскрепощенность малыша в момент обучения — от него не требуют тишины и усидчивости. Разрешите крохе творить, строить, складывать слова и помогайте ему в этом, пусть он словно «играет языком», используя для этого физический элемент в виде кубика с буквами. 

Такая система раннего развития ребенка до года подойдёт многим родителям. Однако, если захотите продолжить обучение в дальнейшем, чтобы получить видимый результат, необходимо будет усложнять технику, использовать таблицы и ознакомиться с авторским подходом основательно. 

«Грудничковое рисование» от Марии Гмошинской

Основа методики — развитие младенца через рисунок. Подход формирует желание творить, пробовать, экспериментировать, улучшает мелкую моторику, а бонусом — настроение ребёнка.

Суть очень проста: расстелите большой лист ватмана на полу, предложите юному художнику нетоксичные краски и начинайте творить.

Пусть малыш оставляет отпечатки ладошек или ступней, размазывает и смешивает краски разных цветов и любуется результатом. 

Система Сесиль Лупан

Изучая раннее развитие детей до одного года, методики и подходы, нельзя не упомянуть о Сесиль Лупан. Женщина считает, что чем дольше ребёнок что-то изучает, тем лучше, поэтому заниматься нужно с самого младенчества. При этом обучать следует тому, что и так окружает малыша — пусть на столе будет надпись«стол», а на шкафу соответственно «шкаф» и так далее. 

Так как автор методики не педагог, а лишь такая же мама, как и все, то наибольший акцент сделан на личном опыте, которым она делится в своей обучающей книге. 

У Сесиль внимание сконцентрировано на развитии органов чувств, поэтапном подходе в процессе обучения и позитивном настрое. 

Примеры развивающих игр и взаимодействий крайне просты и выполняются мамами интуитивно: строить гримасы, петь колыбельные, использовать мобиль в кроватке, знакомить малыша с разными текстурами и материалами, давать играть предметами обихода и кухонной утварью.

Согласитесь, что родители даже без знаний о методиках раннего развития детей используют эти приемы повсеместно. Поэтому не бойтесь полагаться на природное чутье, когда речь идёт о воспитании младенца.

Развивающие методики для детей с 1 года до 3 лет

Система развития Марии Монтессори

Пожалуй, одной из популярнейших методик раннего развития малыша является именно Монтессори. Главный ее принцип — создание для детей подходящей среды, где они могут самостоятельно изучать мир. Педагог играет лишь роль помощника, но не инициатора, который не вмешивается без необходимости в дела ребенка, но и не отказывает в просьбе о помощи.

С года до трех лет — самый ранний возраст для начала занятий. Вообще группы Монтессори чаще делят на младшую, где детям от 1 до 6 лет, и старшую — от 7 лет. Благодаря разновозрастности малыши контактируют с детками постарше и активно помогают друг другу.

В оригинале система Монтессори следует достаточно строгим ограничениям, например, отказ от ролевых игр, чтения сказок. Для обучения необходимо создавать определенную среду, использовать дидактические материалы.

Что-то можно сделать и самостоятельно, но, если хочется следовать именно этой методике раннего развития детей от года, лучше найти центры с педагогами, которые будут основаны на данном принципе обучения и оснащены соответственно.

Можно совмещать понравившиеся моменты системы обучения с другими современными методиками раннего развития, если нет цели строго следовать всем заветам.

Подход Монтессори хорош тем, что учит ребёнка в первую очередь самостоятельности и самодисциплине. Обучение проходит под лозунгом: «Помоги мне это сделать самому!»

Методика Масару Ибука

Также среди методик раннего развития детей от одного года у многих на слуху книга японского автора под названием «После трех уже поздно». В ней Масару Ибука излагает свою точку зрения на воспитание и обучение малышей, считая, что дети от природы имеют большое желание учиться всему новому, главное, чтобы их интерес не подавлялся множеством игрушек.

Лучше выбирать в качестве дидактических материалов наследия мировой культуры в виде стихов, классической музыки и полотен великих творцов.

Игрушки — это весь мир вокруг, начиная от овощей и заканчивая отверткой. Да, это порой опасно и требует от родителей максимальной концентрации, чем простой запрет, но, по мнению автора, только так можно развивать ребенка всесторонне. 

Система раннего развития малышей от Масару Ибука рассчитана на японский менталитет, где людям свойственно созерцание, послушание и почтение, что в целом не всегда вяжется с нашими привычными взглядами на мир и воспитание.

Развивающие пособия «Школа семи гномов»

Сборники книг «Школа семи гномов» — это по сути лучшие методики раннего развития в одной коллекции. Обучение направлено на всестороннее развитие ребенка, имеет классификацию по возрастам, разные тематические задания с пояснениями для родителей, которые поначалу нужно выполнять вместе с детьми, а в старшем возрасте можно доверить им делать все самостоятельно. 

Важно учесть, что потребуется приобретать материал для каждого возраста отдельно и уделять время на занятия. Несмотря на то, что пособия рассчитаны с рождения и до школьного возраста, наибольшую актуальность приобретают для детей от года, когда ребенок начинает проявлять больше инициативы в обучении.

Развивающие методики для детей от 2 лет не особо отличаются от тех, что описаны ранее для малышей. В них лишь усложняются и более тщательно прорабатываются уже изученные темы и приемы, дается больше свободы для самостоятельных действий.

Современные методики развития детей дошкольного возраста

Если любая методика раннего развития детей до трех лет включала в себя в основном знакомство с миром, прорабатывание базовых навыков и умений, то развивающие методики для дошкольников имеют более конкретные задачи. Такие как: подготовка ребенка к письму, обучение чтению, изучение иностранных языков, развитие навыков общения, чтобы он был частью социума и так далее.

Стоит отметить, что современные методики обучения дошкольников включают в себя не только целостные системы конкретных авторов, но и занятия по сборникам с заданиями, тестами, которые ребенок прорешивает сам или с помощью родителя и педагога.

Это больше приближает малыша к тому, что ждет его в школе, ведь он, как большой, получает задание, а после — оценку за его выполнение. Такой формат очень подходит тем, кому сложно найти время на развивающие методики для детей 3 лет и старше.

Методика Никитиных

Семья русских педагогов разработала свою методику, в основу которой заложено как физическое, так и умственное развитие детей.

Спортивный настрой, проявление активности и энергичности явно в большей степени поддерживается в ребенке, который воспитывается по методу Никитиных.

Интеллект и логику тренируют с помощью авторских головоломок, а вот творчеству и мелкой моторике при таком подходе особого внимания не уделяется.

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович — автор пособий «Сказочные лабиринты игры», которые включают в себя задания для детей разного возраста. Основа взаимодействия педагога или родителя и ребенка происходит на основе готового сюжета игры-сказки с красочными иллюстрациями, оттого занятия очень нравятся маленьким ученикам. 

Как и другие обучающие методики развития детей, данный подход требует дополнительных пособий и дидактических материалов от автора.

Читайте также:  Ребенку 15 дней: развитие грудничка и правильный уход за ним

Вальдорфская школа

Система обучения Рудольфа Штейнера, популярная среди развивающих методик для детей дошкольного возраста, носит название Вальдорфской школы. Если очень кратко описывать ее суть, то всё сводится к нравственному и творческому обучению, что заметно отличает данный подход от основных методик развития детей, стремящихся скорее научить их читать и писать.

В Вальдорфской школе ребенок будет наслаждаться природой, петь, танцевать, а не сидеть за пособиями и учебниками.

Здесь будут ценить в первую очередь личность и индивидуальность, стараясь ее всячески раскрыть, не равняя всех под одну гребенку.

Развивающие методики для детей такого плана подходят далеко не всем, потому что имеют свои явные недостатки.

Да, ребёнок будет всецело развит творчески, но не сможет справиться с другими жизненными моментами за пределами такой школы, которые потребуют от него базовых знаний и умений. 

Воспитание детей — процесс сложный, многогранный, но интересный. Видимо поэтому существует огромное множество авторских подходов.

Как выбрать методику раннего развития среди множества вариантов и не ошибиться? Смотрите на своего ребёнка, его сильные стороны, потребности, не ломайте его.

Обязательно пробуйте разные техники от банальных и очевидных до тех, что требуют специальной среды и материалов для занятий.

Помните, что даже самим авторам методик развития не всё удалось воплотить в жизнь на своих детях и получить желаемый результат, а значит, идеальных схем нет. 

Читать дальше

Источник: https://dailybaby.ru/magazine/articles/samye-izvestnye-metodiki-rannego-razvitiia-detei-kakuiu-vybrat-i-kogda-nachinat

Как выбрать методику раннего развития для ребенка

  • Читать ~ 3 мин.
  • Нет времени для чтения?
  • 2 1

Развивающие игры и занятия, новые открытия каждый день, позитивный настрой, удовольствие от процесса — так можно в нескольких словах описать вклад мамы в раннее развитие ребенка.

В чем же секрет успехов с первых дней жизни? В создании комфортных условий для раскрытия потенциала ребенка и в разумном сочетании методик раннего развития. О последних нам рассказала эксперт бренда Nutrilon по раннему развитию Евгения Белонощенко.

Правильный выбор

Понятие «раннее развитие» вошло в обиход уже много лет назад и тем не менее до сих пор вызывает споры из-за разнообразия подходов и направлений. Какую методику взять за основу развития именно для вашего ребенка? Попробуем разобраться!

Все основные идеи раннего развития строятся на одном факте — мозг человека растет и развивается наиболее активно только в самом раннем детстве. Речь идет о возрасте до трех лет. Если в этот период не просто играть и читать с ребенком, а применять методики раннего развития, то ребенок начинает развиваться еще быстрее и интенсивнее.

Из чего же выбрать?

Методик существует много. Приведем примеры самых известных:

Занятия должны проходить интенсивно. Они стимулируют развитие речи и помогают увеличить словарный запас.

  • Методики Глена Домана в большей степени стимулируют развитие мозга и общей эрудиции. Американский врач-физиотерапевт опирается на хорошую зрительную память у детей от 0 до 3 лет. Он рекомендует показывать малышам карточки не с буквами, а с крупно написанными словами, которые нужно четко произносить. Позже родители показывают картинки и так же четко говорят, что на них изображено. Занятия должны проходить интенсивно. Они стимулируют развитие речи и помогают увеличить словарный запас.
  • Игры от Сесиль Лупан, автора книги «Поверь в свое дитя», основаны на контакте мамы и ребенка и способствуют интеллектуальному развитию. Сесиль подчеркивает важность живого общения, советует объяснять ему все, что происходит вокруг, не боясь, что ребенок не поймет, вместе петь песенки, больше играть и прекращать любые занятия до первых признаков утомления.

  • Методика Никитиных учит рассуждать, самостоятельно решать задачи и раскрывает творческий потенциал. Она предполагает совместную игру детей и их родителей. Никитины называют игры «ступеньками творчества», потому что можно совершенствовать правила в зависимости от навыков и добавлять новые задания. Большинство игр больше похожи на головоломки.
  • Методики Николая Зайцева в игровом формате с самого раннего возраста учат детей читать и писать. И все это с помощью кубиков разного размера и цвета. На их гранях — слоги и звуки. Причем кубики со звонкими звуками наполнены таким же звонким материалом, например, железяками. Гласные — медными деталями, глухие —  деревянными. Разный цвет букв помогает ассоциативно усвоить правила фонетики. Такой подход к обучению в свое время предложил еще Лев Толстой.
  • Вальдорфская система направлена на духовное развитие детей. Их не учат читать, писать и считать до школы, избегают нагрузки на память, зато акцентируют внимание на физическом и творческом развитии. Ключевой фактор — особенная атмосфера: доброжелательность, отсутствие суеты, интерьер с отделкой из натуральных материалов, отказ от гаджетов в пользу самодельных игрушек.

А нужно ли выбирать?

Масару Ибука, автор книги «После 3-х уже поздно», говорил о раннем развитии как о создании среды, в которой ребенок активно познает окружающий мир. По его мнению, цель раннего развития — сделать ребенка счастливым.

Дети обязательно будут расти здоровыми и любознательными, если взрослые покажут им безграничность их возможностей и дадут право выбора заниматься любимым делом.

Именно поэтому многие эксперты самым эффективным способом развития считают объединение лучших методик и лучших методов работы разных авторов.

Задача мамы в этом вопросе — подобрать программы, которые будут учитывать психологические и физиологические особенности ребенка. Это несложно — достаточно учесть возраст малыша, его навыки и желание развивать ту или иную способность, будь то образное мышление, творчество, речь или музыкальный слух.

Не хотите видеть рекламу? авторизуйтесь

Источник: https://www.Kleo.ru/items/kids/kak_vybrat_metodiku_rannego_razvitiya.shtml

Методики раннего развития: какую выбрать?

Как выбрать методику раннего развития, наиболее подходящую именно для твоего ребенка и не противоречащую твоим взглядам на воспитание любимого чада? Давай разберемся в акцентах и особенностях самых популярных из них.

Итак, на семейном совете было принято решение отдать ребенка в группу раннего развития? Осталось ни много ни мало – определиться, чем именно занять своего малыша, чтобы и интересно, и полезно, и маме с папой было близко. Давай разберемся в самых популярных на сегодняшнее время методиках раннего развития детей.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Играем с пользой: ТОП-10 лучших детских приложений из App Store

Методика Марии Монтессори

С 2 лет

Акцент на развитии интеллектуальных способностей, самостоятельности, дисциплине.

Обязательно прочти: Методика Марии Монтессори: суть, преимущества, недостатки

Методика Глена Домана

С 3-6 месяцев

Акцент на раннем развитии физических способностей и развитии интеллекта; обучение чтению с двух лет по запоминающимся карточкам.

Карточки Домана представляют собой тематические картинки с подписями, ребенку с младенчества показывают их по пару секунд, несколько раз в день, чуть старшему ребенку карточки комментируют. Суть в том, что благодаря фотографической памяти мозг ребенка запоминает слова целиком, а не по буквам и по слогам, как традиционно принято обучать технике чтения.

  • Тебе понравится! Обучение чтению по методике Глена Домана
  • Ошибочно полагать, что эта методика подходит только для детей с дефектами развития, потому как Глен Доман начинал свою карьеру с разработки реабилитационных методик для детей с отклонениями, но его развивающие методики были созданы значительно позже и не имеют непосредственного отношения к предыдущим работам, только общий принцип.
  • ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Увлекательные игры для развития речи малыша

Методика Николая Зайцева

С 3-4 лет

Акцент на обучение чтению и счету по специальным карточкам, таблицам и кубикам, обучение английскому языку, грамматике русского языка и математике.

«Кубики Зайцева», уже завоевавшие популярность даже у англоязычных педагогов, созданы для обучения чтению в игре: ребенок, играя, складывает слова из слогов, расположенных на гранях кубиков.

Кроме кубиков, педагог-новатор разработал таблицы, которые вешаются в помещении, в котором малыш проводит много времени, благодаря фотографической памяти мозг запоминает нужную, например, для счета информацию.

Читай также: Игры с кубиками

Методика Никитиных

С 2 лет

Акцент на совместной игре родителей и детей, развитии интеллектуального и творческого потенциалов, поощрение самостоятельности.

Методические материалы Никитиных – это головоломки и увлекательные задачи, рассчитанные не только на развитие  логики, но и на образное мышление. Это специальные кубики, дощечки, палочки, кирпичики.

Имея такой набор, можно решать различные серии задач – от самых простых до весьма сложных (то есть до старшего школьного возраста).

Главное – заинтересованные родители, которые будут поощрять развивающую игру, но ни в коем случае не принуждать к ней.

Философия Никитиных основывается на том, что родители не решают задачи за ребенка, не подсказывают без нужды, проявляя тем самым уважение и веру в способности своего малыша, тем самым воспитывая его уверенность в себе и самостоятельность.

Источник: https://mama.ua/26633-kakuyu-metodiku-rannego-razvitiya-vybrat/

10 эффективных методик развития ребенка

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку. Мы рассмотрим как популярные и известные методики (Домана, Монтессори, Никитиных, Зайцева, Лупан, Дьеныша), так и малоизвестные, но не менее эффективные методики раннего развития (Ховарда, Шичида, Самбурской, Гмошинской).

1. Система Ховарда

Методику так же называют «Английский – мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори

Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок.

Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно.

Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит. Детальнее о методики Монтессори читайте здесь.

3. Музыка интеллекта

Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой. Музыкальные занятия предлагает и Железнова.

4. Система Дьеныша

Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана

Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман.

Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка.

Больше о методике Глена Домана вы можете тут.

6. Методика Николая Зайцева

Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия – «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме. Подробнее о методике Зайцева смотрите здесь

7. Методика Никитиных

Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида

Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан

Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса.

Самая известная ее книга – «Поверь в свое дитя» – написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами. Если вас заинтересовала данная методика, тут вы можете больше о ней узнать.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской

Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования – пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

Читайте также:  Развитие двухмесячного ребенка: особенности этого возраста

А какой методике раннего развития вы отдаете предпочтение? Возможно, вы их комбинируете? Поделитесь своим опытом в х.

Источник: http://www.kraskizhizni.com/edu/develop/1129-10-metodik-razvitia

Самые эффективные методики раннего развития

29 Июнь 2016      admin74      Главная страница » Развитие детей      Просмотров:   273

Как и когда развивать ребёнка? Этот вопрос беспокоит многих мам и пап, стремящихся как можно раньше раскрыть детские способности и задатки.

Есть противоположные точки зрения: одни специалисты убеждают родителей, что всему своё время, другие уверены – раннее обучение поможет воспитать всесторонне одарённого ребёнка.

Если вы решили обучать малыша «с пелёнок», важно знать, каковы самые эффективные методики раннего развития существуют на данный момент.

Это одна из самых известных развивающих методик в отечественной и зарубежной педагогике. В её основу автор заложила главную идею – ребёнок с первых дней жизни является самодостаточной личностью. Вот почему длительность занятия, темп обучения, вид дидактического материала должен выбирать сам малыш.

Подобная организация учебных моментов по замыслу Марии Монтессори должна стимулировать детей к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию. Этому способствует и организация комнаты для занятий – она поделена на 5 зон: практической жизни, математики, языка, сенсорики и Космоса. В совокупности ребёнок получает начальные представления об окружающем мире.

Метод Глена Домана

Если спросить у родителей, какие самые эффективные методики раннего развития они знают, те, без сомнения, одной из первых назовут систему Глена Домана. Её автор долгие годы лечил младенцев с умственной отсталостью. Подведя итоги многолетних наблюдений, Доман вывел следующие закономерности:

  1. Самый благодатный возраст для обучения ребёнка новым навыкам – 3-4 года. Наилучшие же результаты даёт раннее развитие – с первых месяцев жизни. С 7 лет эффективность развивающих занятий резко снижается.
  2. Стимуляция моторных навыков должна начинаться также с первых недель. В методике указано, что обучать новорождённого умению ползать, хватать, стоять нужно с 3 недель. Автор отвергал пеленание грудничка, так как оно замедляет физическое и познавательное развитие.
  3. Карточки Домана – источник энциклопедических знаний. До 12-месячного возраста родители дают ребёнку сведения об окружающем мире. Чтение и счёт важно развивать уже к 2 года.

Методика Никитиных

Авторы развивающей системы – родители семерых детей. Супруги Никитины отказались от идеи целенаправленного обучения, перейдя к диалогу с малышами. Основные принципы их методики:

  • отсутствие специально организованных видов деятельности – уроков, тренировок. Ребёнок проводит время так, как ему нравится, сочетая спорт с прочими занятиями;
  • домашняя обстановка «спортивная»: ребёнок с самого рождения должен воспринимать физкультурный инвентарь, как неотъемлемую часть детской комнаты;
  • родители обязаны помогать и создавать определённые условия для развития малыша, а не мешать ему, не надавливать на него, не требовать результатов.

Кроме того, Никитины изобрели любопытные головоломки, которые направлены на совершенствование образного, логического мышления. Ребёнок собирает кирпичики, квадратики из картона и пластика, развивая интеллект.

Кубики Зайцева

Автор методики разработал по-настоящему новаторскую систему обучения чтению. Основное пособие – так называемые кубики Зайцева, которые позволяют в игровой форме быстро и ненавязчиво изучить буквы, звуки, склады (одна буква, согласный и гласный звук, согласный и твёрдый или мягкий звук).

Малышам обычно нравится обучаться по этой методике, тем более что и занятия больше напоминают игру. Единицы языка у Никитиных не слоги, а склады, каждый из которых занимает отдельную грань на кубике. Ребёнок пробует составлять слова, манипулируя этими кубиками. Пособия отличаются друг от друга размерами, цветом и звоном, который издают различные наполнители.

Безусловно, мы описали далеко не все самые эффективные методики раннего развития.

Обратившись в обучающие центры, родители могут узнать о Вальдорфской педагогике, системе Дьенеша, младенческом рисовании Марии Гмошинской и о многих других развивающих методах и систем.

Какую из них предпочесть? Решать только маме с папой, которые лучше всех разбираются в индивидуальных особенностях своего чада. Многие родители предпочитают брать лучшее из каждой методики, создавая свои собственные наработки. Решать только вам!

Источник: https://sonyaclub.ru/samye-effektivnye-metodiki-rannego-razvitiya/

Раннее развитие детей: достоинства и недостатки самых популярных методик

Ранний возраст оптимален для приобретения ребёнком интеллектуальных навыков – на сегодняшний день это убеждение разделяет, пожалуй, большинство педагогов-психологов во всем мире.

И, несмотря на то, что активное внедрение методик раннего развития и сегодня вызывает в профессиональной среде немало разногласий, нужно признать: наибольшую эффективность обучение имеет тогда, когда мозг ребенка особенно восприимчив к новой информации.

А нервная система обладает достаточной гибкостью и пластичностью.

Методики раннего развития, применяемые с учетом индивидуальных особенностей ребенка, позволяют наиболее полно задействовать его природный потенциал, ускорить нервно психическое развитие детей раннего возраста, а также раскрыть задатки, способные в дальнейшем перерасти в способности, и даже таланты.

Раннее развитие ребенка — за и против

Попробуем рассмотреть наиболее популярные на сегодняшний день методики, благодаря которым раннее развитие ребенка будет происходить успешнее.

Основной акцент в этом методике нпр делается на физическом развитии ребенка. Оно, по мнению специалистов, играет наиболее важную роль в становлении личности ребенка, а также формировании его характера.

Методика Никитиных

Желание познавать мир присуще каждому ребенку с самого рождения. И едва научившись ползать, он уже готовится активно с ним взаимодействовать. Задача родителей – не погасить природную любознательность ребенка, а создать наиболее благоприятные условия для ее развития.

Раннее развитие — методика Никитиных

В соответствии с этим, супруги Никитины сформулировали следующие принципы, на которых должно основываться раннее развитие детей до года:

  1. Полный отказ от манежей, колясок, способных так или иначе ограничить свободу ребенка в перемещении.
  2. Отсутствие элементов контроля, а также принуждения, предоставление ребенку максимальной самостоятельности и свободы.
  3. Обеспечение ребенку беспрепятственного доступа к спортивным снарядам и тренажерам. Создание среды, располагающей к активному образу жизни.
  4. Активное использование методов поощрений; эмоциональные отклики на достижения ребенка.

Существенными плюсами методики Никитиных является:

  • Доступность; легкость в осуществлении, позволяющая освоить ее родителям, имеющим даже поверхностные представления о педагогике и развивающих системах.
  • Возможность уделять внимание как интеллектуальному, так и физическому развитию ребенка.

Физическое развитие по Никитиным предполагает наличие спортивного уголка у каждого ребенка

К числу недостатков методики можно отнести:

  • Ребенок до года может болезненно реагировать на излишне жесткие методы работы.
  • Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка, отсутствие должного внимания мелкой моторике.
  • Невозможность осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

Развивающая динамическая гимнастика

В основе динамической развивающей гимнастики лежит практика, используемая в Древней Руси: она заключается в том, что родитель, поддерживая ребенка за подмышки, слегка подбрасывал его. по мере взросления ребенка, гимнастика усложнялась, к ней добавлялись новые движения – к примеру, более старших детей можно было вращать вокруг себя, придерживая за руки и ноги.

Что такое динамическая гимнастика — описание

На сегодняшний день основоположниками динамической развивающей гимнастики являются Л.Китаева и М.Трунова.

По их мнению, развивающая система позволяет:

  1. Развивать врожденные двигательные рефлексы новорожденного.
  2. Предоставлять ребенку возможность двигаться даже при отсутствии необходимых для этого навыков.
  3. Совершенствовать вестибулярный аппарат ребенка.
  4. Возможность переносить приобретенные навыки на спортивные упражнения.

Дополнительно, динамическая развивающая гимнастика может включать в себя закаливание, плавание, игры на свежем воздухе. Очень хорошо сопровождать такие занятия музыкой. И если раньше большинство родителей относились к этой системе с недоверием, сегодня она приобретает все больше сторонников.

Динамическая гимнастика подходит не всем детям

Сторонники развивающей гимнастики также акцентируют внимание на том, что она:

  • Укрепляет и разрабатывает мышцы и суставы ребенка.
  • Позволяет ребенку эффективнее ориентироваться в пространстве.
  • Способствует укреплению иммунитета ребенка.
  • Может компенсировать недостаток родового опыта у детей, родившихся в результате кесарева сечения.
  • Улучшает сон и аппетит ребенка.
  • Делает организм более натренированным.
  • Способствует моральному развитию ребенка, формируя у него такие качества, как способность к доверию, готовность к взаимодействию с окружающими.

Динамическая гимнастика кажется немного жесткой

Тем не менее, делая выбор в пользу динамической гимнастики необходимо учесть, что несоблюдение технологии, непоследовательность или чрезмерные нагрузки при ее осуществлении могут привести к ряду негативных для ребенка последствий:

  • Повышенная стрессовая нагрузка. Учитывая то, что большинство специалистов рекомендуют использовать динамическую гимнастику уже в первые недели после рождения ребенка, это может спровоцировать чрезмерный выброс в кровь гормона стресса. Последствием этого могут стать двигательная расторможенность, гиперактивность и т.д.
  • Динамическая гимнастика базируется на врожденных рефлексах, в частности тех, что должны угаснуть со временем (например, рефлекс Моро). Искусственная стимуляция этих рефлексов может иметь негативные последствия для ребенка.
  • Не обладая достаточным пониманием детской физиологии, родитель рискует не рассчитать нагрузку. Это может стать причиной травм в будущем.
  • Частые взлеты и падения могут притупить у ребенка страх высоты.

Именно поэтому прежде чем приступать к динамической развивающей гимнастике, необходимо проконсультироваться со специалистом и убедиться в отсутствии противопоказаний. начинать следует с четырехнедельного возраста, выбирая самую простую и щадящую для ребенка программу.

Системы общего раннего развития

Основной задачей систем общего развития является развитие у ребёнка интеллектуальных навыков, к которым можно отнести способность к обучению, навыки чтения и письма, совершенствование высших психических функций.

Педагогика Монтессори

Малыш должен расти и развиваться самостоятельно – вот основополагающий принцип, которым руководствуются сторонники педагогики М.Монтессори.

Задача родителя при этом – обеспечить ребенка средой, которая будет максимально благоприятствовать этому – а именно, в распоряжении ребенка всегда должны быть необходимые материалы для творчества, развивающие игры и игрушки и т.д.

Развивающий уголок Монтессори

  1. Не менее важными принципами педагогики Монтессори являются:
  2. Предоставление ребенку возможность самостоятельно выбирать вид деятельности.
  3. Родитель, как наставник, помощник, который будет направлять ребенка и его деятельность, давать ему только необходимые подсказки.
  4. Предоставление ребенку самостоятельности, не имеющей при этом ничего общего со вседозволенностью и потаканию капризам ребёнка.

К достоинствам системы Монтессори можно отнести:

  • Возможность воспитать в ребёнке самостоятельность, готовность к активному обучению и осознанной деятельности.
  • Развитие внимания и дисциплинированности.
  • Максимальное удовлетворение познавательных интересов и потребностей ребенка.
  • Максимальный учет индивидуальных особенностей ребенка (интересов, способностей и т.д.).
  • Акцент не только на интеллектуальных, но социальных, творческих, эстетических качествах ребенка, которые развиваются гармонично и естественно.

Развивающая панель для детей

Минусами системы являются:

  • Недостаточное внимание, уделяемое развитию правого полушария.
  • Недостаточное внимание, уделяемое творческому развитию ребенка.
  • Дети, отличающие повышенной двигательной активностью, могут некомфортно чувствовать себя на занятиях.

Методика Глена Домана

Известный педагог Г.Доман полагал, что развитие интеллектуальных способностей к обучению осуществляется наиболее интенсивно в период роста головного мозга ребенка, а именно – до семи лет. Поэтому в этот период нужно уделять ему особое внимание. При этом педагогика Г.Домана включает в себя четыре основных направления:

  1. Физическое развитие.
  2. Навыки чтения.
  3. Навыки счета.
  4. Общая осведомленность.

Методика Г.Домана — принципы

Формирование навыков по системе Г.

Домана базируется на использовании специальных карточек, на которых, в зависимости от целей обучения, нарисованы те или иные картинки: точки (при изучении цифр), буквы (для обучения алфавиту), рисунки (при изучении окружающего мира), слова (для овладения иностранными языками). Демонстрация изображения подкрепляется небольшим рассказом об изучаемом объекте. Аналогичным образом может осуществляться и раннее музыкальное развитие (в этом случае на карточках изображаются музыкальные символы и т.д.).

Благодаря методике Г.Домана ребенок получает возможность:

  • Легко усваивать и запоминать большие объемы информации.
  • Самостоятельно структурировать материал, выделяя в нем значимые связи.
  • Овладеть значимыми для обучения навыки.
  • Развивать природные задатки ребенка.
  • Позволяет заниматься творческими видами деятельности (например, осуществлять музыкальное развитие детей раннего возраста).

Раннее чтение по Доману — с трех лет

Недостатками методики является то, что она:

  • Нагружая ребенка фактами, не обучает его их практическому применению.
  • Во время обучения чтению ребенок может акцентировать внимание на картинке в ущерб буквам и слогам.
  • Необходимо тщательно следить за тем, готова ли психика ребенка к таким нагрузкам.

Изучив принципы, а также достоинства и недостатки тех или иных развивающих методик, вы легко сможете выбрать ту, которая сможет подойти именно вашему ребенку.

Источник: https://rebenok.mirtesen.ru/blog/43948755464/Rannee-razvitie-detey:-dostoinstva-i-nedostatki-samyih-populyarn

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]