Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста: как научить ребенка дружить

Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста.

Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться.

Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение — обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

Коммуникация детей — важный элемент социализации

Эффективное коммуникативное развитие — основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.

Что такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

  • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
  • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
  • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
  • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.

Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.

Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Семья — наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

  • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
  • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
  • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
  • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
  • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.

Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров.

Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений.

После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.

Настольный театр — способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей.

Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор.

Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.

Условия для развития коммуникативных способностей

Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.

Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

  • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
  • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
  • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
  • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.

Занятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно

Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное — выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что — обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.

Методы развития умений коммуниковать

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.

Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/zanyatiya-s-rebenkom/razvitie-kommunikativnyh-navykov.html

Коммуникативные способности ребенка: развиваем с юных лет

Постоянная коммуникация и взаимодействие со взрослыми и сверстниками – важное условие развития психологически здорового ребенка. Конечно, необходимо обладать особым талантом, чтобы находить общий язык с любым человеком.

Однако научиться держать беседу, с достоинством выходить из конфликтных ситуаций, приобретать знакомства может практически каждый. Как и остальные навыки, коммуникативные способности целесообразно развивать с самого детства.

И в этом деле первые помощники – вы, уважаемые родители!

Но вначале ценный совет: в борьбе за коммуникабельность важно знать меру. Нельзя ставить детей в неловкое положение, заставлять выполнять ваше поручение или насильно знакомить с ребятишками. Демонстрируйте терпение и чуткость – только тогда чадо проявит инициативу. Обязательно повторите с ним правила поведения с незнакомцами на улице.

Читайте также:  Развитие ребенка от 0 до 12 месяцев: этапы первого года жизни

Правила эффективной детской коммуникации

  1. Расширяйте круг общения вашего малыша уже на втором году жизни. Это раньше ему было достаточно взаимодействия с родственниками в домашней обстановке. А двухлетним детям такого ограниченного пространства для расширения кругозора и потребности в социализации крайне не хватает.

  2. Учите при знакомстве называть себя и спрашивать имя собеседника. После нескольких повторов это войдет у вашего отпрыска в привычку. Поощряйте каждую попытку сближаться со сверстниками на детской площадке.
  3. Во время прогулки предлагайте ему поспрашивать, как дела у знакомого мальчика или девочки.

    Это можно сделать не только напрямую, но и через родителей приятеля. Несколько фраз – и маленькие друзья на следующий день будут не просто здороваться и говорить «до свидания», а делать первые попытки наладить диалог.

  4. Узнайте, что дошколенок хотел бы приобрести в магазине, и попросите озвучить собственный выбор продавщице.

    Если же он пока не может преодолеть застенчивость и неуверенность, не обвиняйте его в трусости.

    Оставшись наедине, уточните: «Тебе хотелось шоколадку? С орехами? А какую покупку мы сделаем завтра? Поможешь мне выбрать? О чем мы попросим тетю за прилавком?» Точно так же действуйте и в других публичных местах: в кафе, зоопарке, музее и театре.

  5. В детском коллективе острые моменты и бурные выяснения отношений происходят буквально на каждом шагу. Не стоит сразу же бросаться разводить спорщиков по разным углам песочницы, дайте им время самим преодолеть недопонимание. Конечно, если ситуация не накалилась до предела.

    Также научите ребенка не обострять конфликт из-за мелочей, и, вместе с тем, держаться с достоинством.

  6. Трехлетнему карапузу еще можно (и нужно) делать замечания во дворе, а вот со школьником следует проводить беседу только тет-а-тет.

    То же самое касается и новых приятелей: дошкольнику можно порекомендовать познакомиться с кем-то, а старшие дети самостоятельно должны подбирать себе компанию.

  7. Не забываем рассказывать об этикете и его правильном применении. Дети должны иметь четкое представление, как общаться с взрослым человеком или ровесником. Например, приятелю достаточно сказать «Привет» и «Пока», а вот для воспитателя или врача подходят более уважительные фразы – «Здравствуйте», «Всего доброго».

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Как научить ребенка разговаривать на улице с незнакомыми людьми

Давайте играть!

Коммуникативные умения формируются, в том числе, и в игровой деятельности. Не каждое развлечение способствует общительности, поэтому перечислим самые необходимые.

Они идеально подходят для развития навыков общения. Дети, надевая на себя различные «маски», обучаются рассматривать определенную вещь с множества сторон, оценивают свое поведение и поступки окружающих, в конце концов, стараются разговаривать друг с другом. Самая популярная версия – «Дочки-матери», а также масса других вариантов: посещение супермаркета, прием у врача, поход в зоопарк.

Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…

Устраивать дома театрализованные представления – замечательная и очень полезная идея. Такие занятия раскрепощают, дают простор для воображения и творчества.

Даже если вначале ваше чадо участвует в сценках как молчаливый зритель, все равно его словарный запас обогащается, а память становится крепче.

Постепенно вовлекайте его в действие: задавайте вопросы по сказке, притворитесь, что не помните продолжения.

Подобные упражнения, а также всяческие состязания прививают усидчивость, внимательность, стремление к победе и учат взаимодействовать с другими людьми.

Маленькие ребятишки уже знакомятся с условиями, которые надо выполнять: последовательность хода, результат. Часто малыши расстраиваются из-за проигрыша и даже пытаются поменять принципы игры.

В раннем возрасте поддаваться можно, повышая тем самым уверенность своего отпрыска в себе, однако в остальном не уступайте – правила должны соблюдаться!

Прежде чем приступить к веселью, расскажите, что общаться можно не только словами, но и движениями (машем рукой) и мимическими средствами (улыбаемся). Изобразите косолапого мишку, а непоседа будет угадывать, потом поменяйтесь местами. Старшие детки обожают играть в «Ассоциации», когда водящий через жесты и ужимки обыгрывает какую-либо ситуацию или определение.

Дотошные читатели поинтересуются, а требуется ли вообще развивать эти самые коммуникативные способности? Допустим, у ребенка определенный тип личности, который не подразумевает желания взаимодействовать с большим количеством людей.

Мы согласны, что «ломать» ваше чадо не стоит, но помогать строить отношения с внешним миром просто необходимо. Рядом столько всего интересного, полезного, необычного, что без коммуникабельности прожить порой очень сложно. Поэтому задача родителей – научить маленького человечка черпать эту информацию самыми разными способами, а значит, деток необходимо обучать общению!

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами — http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/metodiki-rannego-razvitiya-detey.html

ВИДЕО: Как помочь ребенку развить коммуникативные навыки?

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/kommunikativnyie-sposobnosti-rebenka-razvivaem-s-yunyih-let.html

Как помочь ребенку развивать навыки общения – Развитие ребенка

Все родители хотят, чтобы их сыновья и дочери выросли счастливыми и хорошо приспособленными к взрослой жизни людьми. Но когда дело доходит до необходимости развития у детей навыков общения, многие родители теряются и не знают, что делать. Как же помочь детям приобрести столь необходимые в жизни навыки?

Социальное развитие ребенка – это важная составляющая достижения успеха и счастья во взрослой жизни, порой оно даже важнее, чем академические навыки или интеллект.

Родители способны в значительной мере повлиять на социальный интеллект своих детей и научить их тому, что даже мы, взрослые, по-прежнему совершенствуем, например, умение заводить дружбу или справляться с отказом.

Это важные уроки, и чем раньше дети начнут их осваивать, тем лучше.

Навыки общения, которые необходимо знать всем детям

Кажется, что некоторые дети по природе своей лучше социально адаптированы, чем другие. Это тот тип людей, к которым тянутся окружающие и которые легко заводят дружеские отношения.

Не переживайте, если ваши дети не относятся к этой категории и не пребывают в центре внимания сверстников.

Как и любому другому навыку, навыку общения можно научить, и, кроме того, «быть социальным» или компанейским – это ведь не самоцель.

Однако очень важно, чтобы дети умели выстраивать полноценные отношения (социальные связи) с другими детьми, могли сопереживать окружающим и взаимодействовать с ними надлежащим образом и обладали навыками адаптации к некомфортным ситуациям.

К сожалению, исследование, проведенное в университете Мемфиса, показывает, что многие студенты не знают, как справляться со сложными межличностными ситуациями, которые предполагают и включают следование указаниям, поддержание подобающего разговора, выслушивание, комплименты, правильное поведение при возникновении пауз в разговоре или при услышанных насмешках, травле или просто во время отдыха с друзьями.

Это базовые навыки, которыми желательно обладать всем детям. В зависимости от возраста им могут понадобиться также более конкретные навыки коммуникабельности.

Навыки общения для детей дошкольного и начального школьного возраста

Университет Вандербильта на основании опроса восьми тысяч учителей начальных классов и двух десятилетий исследований в классах выделил десять лучших детских навыков общения, необходимых для достижения успеха в школе, а именно:

  • слушать других;
  • следовать инструкциям;
  • следовать правилам;
  • не обращать внимания на отвлекающие факторы;
  • обращаться за помощью;
  • говорить по очереди;
  • ладить с окружающими;
  • сохранять спокойствие при взаимодействии с другими людьми;
  • быть ответственным за свое поведение;
  • делать приятное другим людям.

Может показаться, что данные навыки общения предназначены для того, чтобы «хорошие девочки и мальчики» получили галочки за «умение ладить с другими людьми», но это действительно основы поведения, которые помогают детям добиваться успеха (а не только выживать) в мире, где принято соблюдать правила поведения в обществе. Цель состоит не только в том, чтобы дети научились сотрудничать, но и в том, чтобы они обладали такими социальными навыками, которые позволят им постоять за себя и позаботиться о других.

Навыки общения для детей предподросткового возраста и подростков

Старшие дети в средних и старших классах должны владеть более сложными навыками коммуникабельности по причине растущего давления сверстников и просто деликатного периода своей жизни, называемого юностью или подростковым возрастом.

Это время, когда дети становятся более независимыми, хотя при этом продолжают формировать круг общения; время, когда они принимают сложные решения о том, кто они есть и кем хотят быть, но могут также начать излишне переживать о том, что о них думают другие люди.

Как перестать беспокоиться о том, что думают другие

Все мы грешим этим. Каждый день, просыпаясь после сна, мы начинаем переживать о том, что думают о нас или о ситуации другие. Так и подростки. Однако они могут развить свой эмоциональный интеллект, если научатся:

  • устанавливать собственные цели;
  • определять и изменять свое саботажное поведение;
  • ассертивно* добиваться удовлетворения собственных потребностей;
  • сочувствовать другим людям;
  • конструктивно управлять гневом;
  • разрешать конфликты мирным путем.

Легко сказать, что малыш должен научиться следовать инструкциям или подросток должен уметь быть ассертивным, другое дело знать, как лучше всего помочь им в этом. Итак, давайте рассмотрим несколько стратегий.

Моделируйте навыки общения

В первую очередь мы учимся коммуникабельности в своей семье, и то, что делают родители, намного важнее того, что они говорят. Поэтому не переживайте, что дети вас не слушают, лучше беспокойтесь о том, что они постоянно за вами наблюдают.

Моделирование позитивных навыков общения включает демонстрацию уверенности в себе при взаимодействии с окружающими людьми, дружеское отношение к незнакомым людям, предложение помощи посторонним, а также уважительное отношение к собственным детям (независимо от того, насколько сильно они испытывают наше терпение).

Учите ребенка быть внимательными к другим людям. Родители должны выбирать приоритеты, поэтому смиритесь с беспорядком в доме, который устраивает ребенок, и, если необходимо, и с тем, что он бьет баклуши, но научите его учитывать интересы других людей.

Моделируйте соответствующее поведение, хвалите ребенка, помогайте ему придумывать способы решения проблем со сверстниками и не позволяйте намеренно или ненамеренно проявлять неуважение по отношению к другому человеку.

Если вы не можете противостоять неуважению ребенка, не обидев его, поговорите с ним об этом позже. Когда дети станут старше, возможно, возникнут ситуации, когда вам придется четко и ясно потребовать, чтобы они проявляли уважение к авторитету взрослых при общении с ними, а также с другими детьми.

Часто детям предподросткового и подросткового возраста нужно напоминать об этом и учить их справляться со щекотливыми ситуациями непростых взаимоотношений.

Обучая детей навыкам общения, родители вынуждены выходить из своей защитной «оболочки» и становиться лучше, анализируя собственное поведение и отношение к другим людям.

Родители коммуникабельных детей склонны трактовать социальные события таким образом, чтобы они способствовали развитию жизнеспособных, конструктивных отношений. Вместо заявлений типа «Ну и вредный же это ребенок!» они могут сказать что-то вроде: «Господи, наверное, у него сегодня был очень трудный день».

Как правило, они дают конструктивные объяснения, такие как: «Иногда дети просто хотят поиграть сами», а не выражают свое отношение в форме: «Это не очень хорошие дети, раз они не хотят играть с тобой».

Эти родители избегают пораженческих комментариев, таких как: «Может быть, ты им не нравишься», и делают следующие предположения: «Может быть, дети не хотят играть в эту игру, но ты можешь предложить им поиграть в другую, которая им понравится».

Такие позитивные, конструктивные заявления заставляют детей относиться к окружающим и к самим себе с оптимизмом. Они демонстрируют жизнестойкое отношение к социальным неудачам и убеждение, что социальные проблемы можно решить с помощью определенных усилий и позитивного поведения.

Не называйте детей застенчивыми

Если ваши дети застенчивы от природы или чувствуют себя неуверенно в присутствии других людей, старайтесь не называть их так и не заставляйте их преодолевать застенчивость. Если ребенок испытывает социальную тревожность, проявите эмпатию и примените подход, ориентированный на решение проблем.

Не называйте ребенка застенчивым. Вместо этого признайте его чувства и скажите, что он способен преодолеть свои страхи. Например, «Иногда тебе требуется некоторое время, чтобы освоиться в новой ситуации. Помнишь, как в день рождения Бори ты держал меня за руку почти весь вечер? Но к концу праздничного вечера ты смог от души повеселиться с другими детьми».

Учите ребенка эффективным стратегиям преодоления застенчивости. Общее правило заключается в том, чтобы принимать проявляющуюся нервозность как часть нормальной жизни, которой подвержены большинство людей, убедить себя, что с тобой в любом случае все в порядке, и сосредоточиться на других, а не на себе.

Например, напомните ребенку, что он не обязательно должен быть интересен другим детям, главное, чтобы они были ему интересны. Посоветуйте ему задавать вопросы другим детям и внимательно выслушивать их ответы. Подумайте вместе с ребенком, как он может справляться с ситуацией, которая заставляет его нервничать.

Еще одна причина, чтобы не называть детей застенчивыми, заключается в том, что ваши слова могут иметь силу внушения.

Вы можете называть ребенка застенчивым, а он на самом деле просто интроверт и обладатель «спокойного» темперамента.

Но «благодаря» вашему ярлыку он начнет испытывать чувство напряженности и беспокойства в социальных ситуациях, а также реальное чувство застенчивости, которое часто является лишь подкрепленной привычкой.

Предоставьте ребенку множество возможностей для проявления себя в группе

Дети учатся навыкам коммуникабельности в первую очередь у родителей, а затем в значительной степени у своих сверстников. Чем больше у ребенка возможностей для взаимодействия с другими людьми, тем лучше.

Это означает, что необходимо поддерживать и поощрять дружеские отношения ребенка, даже если это подразумевает, что вы станете папой-водителем или вам придется во время игр ребенка развлекать совершенно незнакомых вам детей и их родителей.

Также дети узнают о важных навыках, просто играя с вами. Исследования показывают, что дети, чьи родители часто играют с ними, имеют более развитые навыки общения и лучше ладят со сверстниками. Особенно полезно играть с ребенком на его уровне, следуя его указаниям, как сверстник.

Дети получают пользу от такого вида игры по нескольким причинам. С помощью игры с родителями дети могут приобрести много навыков, обычно свойственных социально развитым дошкольникам, описанных ранее.

Кроме того, когда родители чутко реагируют на детские идеи по поводу игр, дети могут почувствовать, что они хорошие, эффективные партнеры в игре и, таким образом, захотят играть со своими сверстниками.

Наконец, веселые игры родителей с детьми могут внушить последним позитивное отношение к другим детям и заставить их с нетерпением ждать возможности поиграть с людьми за пределами семьи.

Существуют различные занятия для развития навыков общения детей школьного возраста и подростков, которые, как правило, представляют собой забавные и увлекательные игры, например, такие как шарады.

Расслабьтесь

Все вышесказанное предназначено для того, чтобы дети осваивали позитивные навыки коммуникабельности так, как делают большинство из нас, – просто продвигаясь методом проб и ошибок.

Не переживайте и не пытайтесь вмешиваться слишком сильно, если нет серьезных признаков социального неблагополучия (например, если воспитатель/учитель вашего малыша говорит о его проблемах с дисциплиной).

Большинство детей иногда неотзывчивы (или даже недобры) или социально неумелы.

Вот некоторые признаки того, что вашему ребенку, возможно, требуется дополнительное социальное обучение (от вас и/или учителей):

  • У ребенка нет одного-двух близких друзей.
  • Ребенок не умеет достойно побеждать и проигрывать.
  • Не проявляет сочувствие, когда другим делают больно или их не принимают в компанию.
  • Ведет себя властно или чрезмерно настаивает на своем.
  • Не может инициировать или поддерживать разговор.
  • Говорит громче, чем большинство детей.
  • Ребенка постоянно игнорируют либо делают своей жертвой другие дети или он постоянно дразнит или раздражает других детей.

В этих случаях, вам следует принять более активные меры, чтобы развивать у ребенка навыки межличностных отношений. Во всех остальных случаях просто продолжайте играть со своими детьми, будьте для них образцом умения вести себя в обществе и помогайте им строить взаимоотношения.

* Ассертивность – поведение, сочетающее внутреннюю силу и вежливость по отношению к окружающим. Это способность в ситуации внешнего давления корректно отстаивать свои интересы и свою линию поведения, спокойно говорить «нет» тому, что вас не устраивает, и продолжать в социально приемлемой форме эффективно настаивать на своих правах.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 2 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/develop/890/

Опыт работы по теме «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с проблемами общения»

Столкнувшись с данной проблемой, стали искать  выходы из создавшейся ситуации, мы пришли к выводу, что без совместной планомерной работы мы не сможем решить эту проблему.

Пригласив родителей ребёнка, объяснив им, что без совместных усилий нам не добиться положительных результатов, что мы не сможем помочь ребёнку овладеть самостоятельными устойчивыми  навыками общения со сверстниками,  предложили им план совместных действий, а сами стали более углубленно работать над коррекционной и развивающей  Программой.

Коррекционная Программа развития коммуникативных навыков у детей неуспешных в общении, представляет собой новый вариант коррекционных игр и занятий Т.Д.Марцинковской.

Отличия предлагаемой программы в том, что она предназначена исключительно для детей имеющих проблемы со сверстниками, учит взаимодействовать со сверстниками не только при условии отсутствия конкуренции, но и в условиях конкуренции, возникающей в естественном игровом взаимодействии (подвижные игры с правилами) в любом детском коллективе.

Общая цель Программы – научить детей выстраивать устойчивые, продуктивные взаимоотношения со сверстниками.

Программа предполагает работу в течение 8-9 месяцев в группах по 5-7 человек дважды в неделю. Коррекционная программа проходит в 4 этапа длительностью от 1,5 до 2.5 месяцев. Каждый этап имеет своё наполнение коррекционными играми и игровыми упражнениями, расположенными в определённой логике с постепенным усложнением.

Первый этап программы

Страх, что тебя недооценивают, отвергают, порождает стремление утвердиться любым способом через агрессивную демонстрацию своей силы, либо уход в себя и полное игнорирование окружающих. Подчеркнутое  внимание и доброжелательность помогут снять этот страх.

С этой целью исключаются игры соревновательного характера, наоборот, следует проводить игры, в которых дети говорят друг другу приятные слова, дают ласковые имена, видят  и подчеркивают в другом,  только хорошее, стараются  сделать что-нибудь приятное для товарищей.

На этом этапе необходимо дать ребёнку возможность самому выразить поддержку другим, помочь детям в затруднительных игровых обстоятельствах. Такая помощь, даже если она стимулируется правилами игры, позволяет ребёнку получить удовлетворение от своего доброго поступка.

  • Игры и игровые упражнения (I этап)
  • «Передай привет по кругу»
  • «Самопрезентация»
  • «Купаемся в хорошем настроении»
  • «Мы одно большое животное»
  • «Царевна – несмеяна»
  • «Бездомный заяц»
  •  Второй этап программы

Дети часто не замечают эмоционального  состояния другого человека.  Если эта способность не будет сформирована в дошкольном возрасте, то и в школе  дети будут испытывать проблемы в общении  со сверстниками.  На формирование этих способностей направлены многие детские игры.

  1. Игры и игровые упражнения (II этап)
  2.   «Зеркало»
  3.   «Договорились глазами»
  4.   «Назови соседа ласково»
  5.   «Передай свое настроение (мимикой, словом, интонацией, прикосновением, движением…»
  6. Третий этап программы

Любой проигрыш вызывает переживание ребёнком собственной неудачи, которая усиливается тем, что переживается на фоне успешности других детей.

Данный этап работы является эмоционально насыщенным  и требует со стороны взрослого помочь ребёнку справиться с собственными негативными переживаниями, научиться проигрывать достойно.

 На этом этапе дети овладевают умениями выполнять правила в игре, освобождаться от негативных эмоций самостоятельно.

  • Игры и игровые упражнения (III этап):
  •  «Придумай,  как себя поддержать»
  •   «Что хорошего, что плохого»
  •   «Я – вулкан»
  •   «Тише едешь, дальше будешь»
  •   «Найди и промолчи»
  •   «Расставь посты»

Работая вместе со специалистами сада, мы достигли положительной динамики. Вот какие показатели мы видим с конкретным ребёнком – Артёмом К.

Психологическая диагностика Артёма К. (промежуточный уровень)

Уровень тревожности вырос на 10%. Вырос уровень рефлексивных способностей (оценивает свои действия и берёт за них ответственность).

Самооценка выросла. Мальчик реже слышит критические замечания со стороны детей в группе, воспитателей, родителей.

Агрессивность. На данном этапе более выражены вербальные средства агрессии. Дерётся с детьми редко, старается объяснять свои права и поступки.

Предпочтительность. Ребёнок приобрёл больше доверия среди ребят, многие хотят с ним дружить.

В учебной деятельности поведение ребёнка стало носить произвольный характер. Он с радостью занимается тем, что ему раньше казалось сложным и неинтересным. И в этом, прежде всего, заслуга детского сада и семьи. Родители воспользовались психолого – педагогическим рекомендациями специалистов детского сада и приняли конструктивное сотрудничество.

Четвёртый этап программы

На этом этапе важно научить детей самостоятельно договариваться между собой на игру или на выполнение совместного задания, распределять роли и регулировать конфликтные отношения на основе правил, чтобы и без участия взрослых их отношения оставались продуктивными. Наличие умения договариваться между собой с поиском компромиссного решения – вот итог четвертого этапа Программы.

  1. Игры и игровые упражнения (IV этап)
  2. «Упражнение с карандашами»
  3.    «Собери картинку из частей»
  4.    «Рукавички»
  5.    «Упражнение с мячом в паре»
  6.    «Слепые паровозики»
  7.    «Нарисуй в паре»
  8. Надеемся, что к концу года, у этого ребёнка, а так же у детей, занимающихся по коррекционной и развивающей Программе,  сформируется способность к самостоятельному длительному бесконфликтному взаимодействию со сверстниками.

Источник: https://konspekteka.ru/opyt-raboty-po-teme-razvitie-kommunikativnyh-navykov-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-probl/

Педагогические условия развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста средствами совместной деятельности | Методические разработки | Воспитатель детского сада / Всероссийский журнал, публикация статей, конкурсы и конференции для воспитателей

  • Медведева Оксана Альбертовна
  • Организация: МАДОУ «Детский сад №24»
  • Населенный пункт: Пермский край, г. Березники

Коммуникативные навыки у детей старшего дошкольного возраста развиваются средствами совместной деятельности, которая реализуется в виде ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте – игровой деятельности.

Коммуникативные навыки развивать надо в детстве, когда ребенок гибок и пластичен, способен все впитывать в себя. При развитии коммуникативных навыков необходимо учесть возрастные особенности и создать благоприятные условия: свободную, непринужденную обстановку, способствующую коммуникации детей.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста необходимо осуществлять в рамках специально организованной педагогической работы. Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста предполагает:

  1. научение общению на основе развития умений коммуникативного взаимодействия, развития монологической и диалогической речи, сближения детей и воспитания дружеских, доброжелательных отношений в группе, формирования эмоционально-нравственных основ поведения и общения;
  2. научение сотрудничеству на основе умения следовать словесным инструкциям, контроля своих действий в условиях коллективного взаимодействия, воспитания доверия и чувства ответственности;
  3. развитие умения активно слушать на основе умения общаться на вербальном и невербальном уровнях, развития слухового восприятия, умения формулировать вопросы, выделять основную мысль, умения использовать прием активного слушания;
  4. развитие умения перерабатывать информацию на основе  умений устанавливать логические связи, делать умозаключения, аргументировать свою точку зрения;
  5. развитие умения «конструировать» свое высказывание на основе умения точного и лаконичного изложения своих мыслей, умения давать доброжелательную оценку, устанавливать «обратную связь» при взаимодействии с другими людьми.

В соответствии с этим развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в нескольких направлениях:

  1. учить детей общению.
  2. учить детей сотрудничать.
  3. развивать умение активно слушать.
  4. учить перерабатывать информацию.
  5. учить «конструировать» текст для другого человека – взрослого и сверстника [1, с. 34].

В каждом из названных направлений могут быть определены узкие задачи, на решение каждой из которых направлены определенные упражнения.  Так, в например, в направлении «Учить детей общению» решаются задачи научить слышать, понимать и подчиняться правилам. Для этого используются упражнения «Зайчики и лиса», «Игра в тарелочку», «Травинка».

В направлении «Учить детей сотрудничать» решаются задачи использования  приема активного слушания (развитие мыслей собеседника) – упражнения «Играем со сказкой», «И это хорошо  и это плохо»; в направлении «Развивать умение активно слушать» решаются задачи установления «обратной связи» при взаимодействии с другими людьми – упражнения «Телевизор», «Диалоги».

Л. Дубина описывает опыт работы по созданию условий для развития коммуникативных навыков у детей. Эта работа представлена в четырех направлениях, в каждом из которых определена конкретная задача, предлагается комплект игр, задний, упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков у детей.

Все эти направления обеспечивают:

  • развитие речевой активности детей и коммуникативной направленности их речи (путем специального моделирования ситуаций общения, обучения использованию различных типов коммуникативных высказываний);
  • овладение детей «схемой беседы»;
  • развитие деловых и игровых мотивов вза­имодействия детей со взрослыми и сверстниками;
  • усвоение детьми способов невербального (неречевого) общения: овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов («говорящих» рук), использование их в практике общения;
  • развитие диалогической речи детей (в процессе специальных приемов «комментированного рисования», игр-драматизаций);
  • отражение коммуни­кативного содержания (отношения между людь­ми) в движении, схематическом рисунке, речи;
  • понимание мотивов поведения и характеров литературных персо­нажей (путем введения «внутренних монологов» и элементов драматизации);
  • умение актуализировать в общении содержание собственного эмоционального, бы­тового, игрового опыта;
  • развитие языковой способности, речевого творчества, связной речи.

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников, включая игровую, конструктивную и другие.

Наибольшие возможности в развитии коммуникативных навыков у детей имеет игра как основной вид деятельности в дошкольном возрасте и подлинная социальная практика, дающая опыт коммуникативного взаимодействия. Так, игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки.

Игры с целью развития коммуникативных навыков у детей делятся на четыре вида: игры на развитие умения сотрудничать, игры на умение активно слушать, игры на умение перерабатывать информацию, игры на уме­ние конструировать «текст для другого» (умение говорить самому).

Любая из  игр многофункци­ональна, но у всех есть общая цель – развитие коммуникативных навыков [2, с. 19].

Известно, что в игре развиваются два типа отношений: реальные детские взаимоотношения; игровые отношения (ролевые). Оба типа отношений включают диалогическое общение. Для обучения детей способам общения в игре можно применять беседы – обсуждения игровых ситуаций, предложенных воспитателем: (распределение ролей, уточнение действий, совместная драматизация и т. д.) [3].

Эффективным способом развития диалогической речи является дидактическая игра. Разыгрывание инсценировок с куклой, мишкой, незнакомкой интересны детям. Разговор ведется от имени персонажа.

Сюжеты берутся из детской жизни, из знакомых художественных произведений, именно в дидактических играх происходит автоматизация поставленных звуков, их дифференциация, развивается, углубляется словарь детей, грамматическая сторона речи [3].

Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («гуси-лебеди», «Фанты», «Краски», «Обыкновенные жмурки»). В них закрепляется умения адресовать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнерами, формулировать вопрос правильно.

Включать игры в педагогический процесс рекомендуется ежедневно – в виде «игровых пятиминуток». При знакомстве с правилами игры воспитатель должен продумать не только содержание инструкции, но и способ ее подачи, научиться воздействовать с помощью интонационно-выразительной окрашенности речи и прогнозировать возможные реакции детей на правила и условия игры, отмечает Г.Г. Осипенко [3].

Развитию коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста способствует обучение их диалогической речи, которая представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Диалоги могут быть включены в процесс игрового действия. 

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

Участие ребенка в диалоге требует от него сложных умений:

  • внимательно слушать и правильно понимать мысль, выраженную собеседником;
  • формулировать в ответ собственное суждение;
  • правильно выражать его средствами языка;
  • менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
  • поддерживать определенный эмоциональный тон;
  • слушать свою речь, вносить необходимые изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений, которые развиваются у детей в условиях совместной деятельности:

  • умение адресовать речь собеседнику;
  • умение привлекать его внимание к себе;
  • умение общаться в доброжелательной форме;
  • умение расспрашивать собеседника, получая информацию.

Важным условием развития диалогической речи у детей является организация речевой среды, взаимодействие взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Это условие достигается при совместной деятельности.

Для развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста большое значение имеет совместная деятельность, в процессе которой возникают задачи инструктирования, обсуждения, согласования действий, оценка ее. В совместной деятельности устанавливается контакт между детьми, происходит обмен замыслами, мнениями, стимулируется их активность. 

В процессе совместной деятельности в целях развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста  может проводиться  беседа. Беседа – целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему.

В беседе систематизируются и уточняются представления о жизни ребенком, его знания становятся четче и осмысленнее. Взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, формирует диалогическую речь.

При этом ребенок учится слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на повседневные вопросы, ясно выражать свои мысли в словесной форме. [3].

В процессе совместной деятельности необходимо учить детей задавать вопросы.

Это можно делать, например, в игре с опорой на игрушки, яркие интересные предметы, куклы из кукольного театра, при переодевании, использовании шапочек, деталей костюмов персонажей, чтении стихов, считалок, потешек в кругу и т.д.

Развитию у детей умения задавать вопросы как условию развития коммуникативных навыков необходимо уделять много времени, поскольку умение задать вопросы говорит о мыслительной деятельности ребенка и овладении речевыми средствами.

Полезно вызывать детей на спор, на обсуждение сложных проблемных вопросов в форме речевых логических задач. Речевая логическая задача – это рассказ-загадка, ответ на которую может быть получен благодаря рассуждению, анализу, сравнению.

Таким образом, развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – длительный по времени, систематический и целенаправленный процесс. Развитию коммуникативных навыков у детей способствует совместная деятельность.

Работа по развитию коммуникативных навыков у детей может проводиться в условиях разного вида игр как условия совместной деятельности.

Вне зависимости от выбора вида совместной деятельности необходимо научить детей общению, сотрудничеству, развить умение активно слушать, научить перерабатывать информацию, развивать умение «конструировать» текст для другого.

Список использованной литературы:

  1. Кузьмин, С. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / С. Кузьмин // Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200500212
  2. Гриднева, Л.А. К проблеме поиска путей и способов решения задач образовательной области «Коммуникация»  в ДОУ [Текст] / Л.А. Гриднева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – №11. – С. 91-94.
  3. Смирнова, Е.О., Мещерякова, С.Ю., Ермолова, Т. В. Игры и игрушки для детей раннего возраста [Текст] / Е.О. Смирнова и др. – М.: Академия, 2004.

Источник: https://www.vospitatelds.ru/categories/2/articles/552

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]