После появления на свет младенца у родителей сразу появляется множество сомнений и вопросов. Особенно их волнует, правильно ли развивается малыш, не отстает ли от своих сверстников. Специально разработанные нормы ВОЗ развития новорожденных помогут мамам понять, что должен уметь их ребенок до года в разные месяцы жизни.
Первый месяц
Это время малыш приспосабливается к новому для него миру. Сытый и ничем не обеспокоенный малыш почти все время будет спать. Движения рук и ног хаотичные. В это время преобладает рефлекторное поведение: поисковый, хватательный, сосательный рефлексы. Лёжа на животе, ребёнок может поднимать головку на несколько секунд, поворачивать её на бок.
Малыш в это время видит совсем мало, но уже хорошо слышит, узнает голос мамы. Может задержать взгляд на интересующем предмете. Своим плачем ребёнок сигнализирует об испытываемом дискомфорте.
Второй месяц
В этом месяце малыши обычно начинают улыбаться. Ребёнок хорошо различает голос мамы, реагирует на неё активным движением ручек и ножек. При переворачивании на живот грудничок удерживает голову до 10 секунд, уверенно поворачивает её в сторону. Также, лёжа на спине, может поворачивать голову, например, в поисках источника звука.
Взгляд малыша фокусируется на лицах родных и ярких игрушках. Ребёнок начинает не только кричать, но и тянуть гласные – первые попытки гуления
Третий месяц
Рефлексы постепенно затухают, на их место приходит осознанное поведение. Ребёнок становится общительным, улыбается взрослым и отвечает гулением на их речь. Причем в «разговоре» появляются согласные. Лёжа на животике, приподнимается на руках. Поворачивается со спины на бочок и обратно. Удерживает голову в вертикальном положении, умеет сжимать и разжимать пальчики, держать погремушку.
Четвёртый месяц
На руках предпочитает находиться в вертикальном положении, активно осматривая окружающую обстановку.
Советуем почитать:Почему ребенок 1 год не говорит
- Может поворачиваться на живот и долго удерживать голову.
- Глаз и рука работают скоординировано.
- Малыш может хватать висящую рядом игрушку.
- Легко следит за перемещающимся предметом.
- Малыш подолгу рассматривает ручки, много гулит, вскрикивает и повизгивает.
- Ребёнок узнает членов семьи, узнаёт себя в зеркале.
- С четырёх месяцев могут резаться зубы.
Пять месяцев
Малыш легко переворачивается со спинки на живот и обратно, пробует ползти. Дальность зрения увеличивается до нескольких метров.
Хорошо манипулирует руками, может перекладывать погремушки из одной ладошки в другую. Гуление становится более разнообразным. Малыш требует общения, реагирует на различную интонацию, понимает, когда его хвалят.
Может повторять слога: «ма-ма», «бу-бу», но пока смысла в них он не вкладывает.
Шестой месяц
В развитии ребенка по месяцам шестой месяц является особенным. В этом возрасте дети уже начали кушать взрослую пищу, некоторые уже садятся, однако без опоры долго находиться в таком положении не может. Малыш активно учится ползанию, встаёт на четвереньки. Играя с предметами, перемещает их из одной руки в другую. Развивается речь: появляются новые слоги и интонации.
Седьмой месяц
К этому возрасту большинство деток уже могут самостоятельно сидеть и даже вставать на ножки, держась за опору. Малыш показывает знания наименований окружающих предметов, показывает их пальчиком.
Увидев незнакомого человека, проявляет осторожность, беспокойство. А к членам семьи протягивает ручки. Мелкая моторика развита достаточно, чтобы листать страницы, удерживать небольшие предметы.
Ребёнок много лепечет, может произносить звукоподражательные слова, например: бах, гав.
Восемь месяцев
Ребёнок в этом возрасте активно передвигается в горизонтальной плоскости, стоя, может шагать, держась за опору. Уже хорошо сидит. В этом положении любит собирать пирамидку, разглядывать книжку, кидать игрушки. Понимает многие слова, понимает вопрос. Ранние детки уже могут говорить «ма-ма», «ба-ба» и другие слова.
Девятый месяц
Дети осваивают хождение, предпочитают вертикальное положение тела. К этому возрасту ребёнок способен научиться пить из кружки. Любимые игры ребёнка «ладушки», «ку-ку», «покажи, где…».
Дети в 9 месяцев активно лепечут
Десятый месяц
В этот период дети все меньше ползают и предпочитают ходить. Хотя равновесие ещё трудно удержать. Ребёнок может подолгу самостоятельно играть. Любимые игры: пирамидка, кубики, книжки. Понимает слово «нельзя», «дай». Может выполнить просьбу взрослого, например, «принеси ведерко». Дети любят показывать на лице взрослого или на игрушках части тела, лица.
Одиннадцатый месяц
Дети уже достаточно хорошо ходят. Услышав любимую песенку, начинают воображать, пританцовывать. Понимает большинство слов, понимает запреты, одобрение. Может кивать головой «да», «нет». Машет «пока-пока» рукой. Дети способны просить что-либо, говоря «дай», «ам», «ням-ням». Большинство ребят уже называют членов семьи: «папа», «дядя».
Двенадцатый месяц
Малыш осваивает ступеньки, активно ходит, преодолевает препятствия, пытаясь проявить самостоятельность. Ребёнок пытается кушать ложкой. Стремится помочь маме, когда его одевают, моют, расчёсывают.
Словарный запас пополняется. Малыш знает многие предметы и их функции. Может отыскать спрятанный предмет, знает, где, что лежит в доме.
Незнакомые люди уже не так сильно пугают ребёнка, наоборот, он проявляет к ним интерес, вовлекает в игру.
Сроки и нормы в развитии детей волнуют всех без исключения родителей. Нередко они сравнивают своего малыша с детьми друзей и знакомых, слушают соседок, дающих характеристики и оценки.
Нужно помнить, что каждый малыш индивидуален и задача мамы и папы – обеспечить ему необходимые условия для правильного развития. Важно периодически показывать ребенка врачу, только доктор сможет оценить, нормально он растет или нет.
Больше полезной информации о детях вы сможете найти на сайте bezsoski.ru.
Источник: https://floragaz.ru/obshee/kratko-razvitii-rebenka-pervyy-god
Все о развитии младенца от 0 до 12 месяцев
[artlabel id=»49833″]
Малыш ползает (фото: thinkstockphotos/fotobank.ua)
Первый год — время открытий и изменений, гуление, лепет, улыбка, жест, понимание обращенной к нему речи, первые слова—помогите малышу пройти все эти важные этапы!
Возможности ребенка раннего возраста велики, дайте малышу шанс их реализовать!
Дитя начинает прислушиваться к окружающим звукам, у него возникает слуховое сосредоточение, формируется слуховое внимание. Включайте негромкую музыку, пойте песенки, рассказывайте потешки. Малютка следит за движениями ваших губ: у него возникает ротовое внимание при общении идет настройка на восприятие звуков родного языка.
Два месяца
Когда вы обращаетесь к нему, младенец начинает дрыгать ручками и ножками. улыбаться. С удовольствием он слушает потешки, стишки. Появляется гуление, дитя словно пытается наладить с вами речевой контакт. Когда вы протягиваете руки над колыбелью, пробует податься вперед, надеясь, что его возьмут на руки.
Кроха становится очень любопытным. Он постигает окружающий мир и собственное тело.
Три месяца
Карапуз проявляет живой интерес к погремушкам, тянется за ними. Прослеживая глазами движущийся предмет, учится фиксировать взгляд, возникает зрительное сосредоточение. Он с интересом следит за движениями собственных рук, играет с ними. Продемонстрируйте крохе свою руку: он ухватится за один из пальцев, крепко зажмет и потянет к себе всю руку.
Играя с разными предметами, кроха соизмеряет степень раскрытия пальцев с величиной объекта, его конфигурацией. Озвучивайте все игровые моменты: «Ах, какая красивая погремушка. Как она гремит? А вот пальчик, он кланяется, здоровается с тобой!». В ответ кроха начнет издавать какие-то звуки, его гуление будет радостным и эмоционально окрашенным.
Четыре месяца
Источник: https://www.moirebenok.ua/infant/vse-o-razvitii-mladentsa-ot-0-do-12-mesyatsev/
Развитие ребенка от рождения до 1 года: Основные умения ребенка в возрасте от рождения до 12 месяцев | Полезный сайт для мам и пап
Развитие ребенка от рождения до 1 года: Основные умения ребенка в возрасте от рождения до 12 месяцев
Психологи делят жизнь любого человека (от рождения, а некоторые – и от «до рождения») до старости на основные этапы, характеризующиеся определенными психологическими признаками. В отличие от специалистов, для большинства мамочек эти этапы знаменуются не столько изменениями в самосознании ребенка, сколько определенными событиями, приобретением тех или иных навыков.
Когда ребенок научится держать головку? Когда начнет улыбаться? Когда будет тянуться к игрушке, узнавать маму, переворачиваться, садиться, ползать? Когда мамочка услышит долгожданное первое слово?
Все эти умения, являясь следствием преодоления малышом различных возрастных этапов, для которых у детских психологов есть свои, иногда не известные маме названия, являются знаковыми для родителей, подсказывающими, что ребенок перешел на новый этап своего развития.
Первый год жизни ребенка – важнейшее время для его психического и физического развития. Причем в этом возрасте первично именно физическое развитие, от него зависит развитие нервной системы.
Конечно, разговаривать с ребенком, петь ему песенки, улыбаться, ласкать – обязательно. Но это вовсе не значит, что с трех месяцев надо учить ребенка различать цвета и понимать значение слов «парабола» и «метаморфозы».
Можно помочь ребенку научиться переворачиваться, садиться, ползать, ходить. Ключевое слово здесь – помочь.
То есть не заставлять, например, ползти, переживая, что «соседский мальчик на 3 дня младше, а уже ползает, а наш все никак».
Есть несложные упражнения (информацию о них можно почерпнуть из книг, спросить у педиатра или у опытных родителей), стимулирующие малыша к тем или иным действиям. Ласковые поглаживания маминых рук и легкий общий массаж рекомендуются для большинства здоровых детишек в первые месяцы жизни.
Кроме того, что ребенку эти действия доставляют удовольствие, они приносят еще и пользу – укрепление мышц, стимулирование работы кишечника, предупреждение различных ортопедических и хирургических проблем. Выполняя их ежедневно, мама создает предпосылки для развития двигательной активности ребенка.
Итак, что же должен уметь делать здоровый ребенок в возрасте от рождения до года? Вот основные ежемесячные достижения малыша:
Этапы развития ребенка до 1 года по месяцам
НОВОРОЖДЕННЫЙ. Хаотичные движения рук и ног. Наличие «рефлексов новорожденного». Основной способ выразить желания – плач. В положении на животе малыш пытается приподнять голову.
1 МЕСЯЦ. В положении на животе малыш поднимает и удерживает несколько секунд головку. Следит глазами (без поворота головы) за движущимся предметом, расположенным на расстоянии 40-50 см от глаз. Улыбается в ответ на обращение к нему.
2 МЕСЯЦА. Во время бодрствования ребенок постоянно производит разнообразные движения руками и ногами, пока еще хаотичные. Хорошо удерживает головку, лежа на животе (не менее 5-10 секунд), сосет кулачки. Может сосредоточить взгляд на неподвижном предмете. Появляются звуки начального гуления.
3 МЕСЯЦА. Малыш может свободно удерживать головку в вертикальном положении – до 30 секунд, лежа на животе – до 1 минуты. Удерживает вложенную ему в руку игрушку (3-10 секунд), ощупывает свою одежду. Сосредотачивает внимание на лице разговаривающего с ним взрослого. Рассматривает свои руки, активно гулит. Появляется «комплекс оживления».
4 МЕСЯЦА. Лежа, малыш поднимает руки выше горизонтального уровня. Может поднимать ноги кверху. Тянется к игрушке, хватает, ощупывает ее. Узнает родителей, улыбается. Следит взглядом за игрушкой. Поворачивает голову к источнику звука, находящегося вне поля зрения ребенка. Смеется в голос.
5 МЕСЯЦЕВ. Ребенок может сидеть с опорой. Лежа на животе, поднимает корпус на вытянутых руках. Пытается переворачиваться, тянет в рот свои руки и ноги. Берет и удерживает игрушку. Тянет в рот предметы, попавшие ему в руки.
Начинаются попытки координации движений (ребенок находит предмет взглядом – тянется к нему – хватает – производит с ним действия). Малыш активно гулит и выражает с помощью различных звуков и интонаций свое настроение. Реагирует на щекотку.
6 МЕСЯЦЕВ. Малыш может садиться и вставать на ноги при подтягивании его за руки (пока только в качестве гимнастики). Активно и часто переворачивается с живота на спину и обратно. Может делать первые попытки ползать (по-пластунски, подтягиваясь на руках, раскачиваясь вперед-назад, стоя на четвереньках). Достаточно уверенно сидит без поддержки.
Примерно в этом возрасте ребенок начинает учиться есть с ложки. Хватает игрушки, может держать их обеими руками, машет, стучит, тянет в рот. Реагирует на свое имя. Малыш начинает лепетать – произносить слоги, сочетания звуков, не несущие смысловой нагрузки. При виде незнакомого человека ребенок может пугаться или тревожиться.
7 МЕСЯЦЕВ. В этом возрасте ребенок хорошо сидит без опоры, если его посадить, и даже может садиться сам. Сидя, наклоняет туловище вперед и выпрямляется. Ползает на четвереньках (при этом может менять направление движения).
Хватает игрушки, размахивает ими, стучит, бросает, перекладывает из рук в руку, протягивает взрослому – просит поиграть. Много и активно лепечет. Слоги ма-ма, па-па, ба-ба произносит часто, но это просто сочетания звуков, не соотносимые с понятием «мама» или «папа».
8 МЕСЯЦЕВ. Малыш сам садится, хорошо ползает, пытается вставать, держась за опору. Любит грызть сухарик или корочку хлеба, которую сам держит в руке. Активно манипулирует игрушками (стучит, кидает, достает из коробочки мелкие предметы). Глядя на взрослого, может повторять его движения, играет в «ладушки», «пока-пока».
Часто и помногу лепечет, постоянно может повторять один и тот же слог (де-де-де, ня-ня-ня). Малыш может бояться незнакомых людей, стремится подползти поближе к маме, если видит постороннего человека. Если играет музыка, то ребенок может раскачиваться в такт.
9 МЕСЯЦЕВ. Ребенок хорошо и быстро ползает, уверенно стоит у опоры, может, держась, передвигаться вдоль нее приставными шагами. Малыш может пить из чашки, которую держит взрослый, производит различные действия с игрушками, все более разнообразные по мере взросления.
Малыш начинает понимать значения некоторых слов и предложений – «иди сюда», «где собачка?», «ладушки», «дай», «нельзя». Может показать, где лежит игрушка. Арсенал используемых звуков и слогов расширяется. Малыш может повторять простые слоги (ма-ма, ля-ля) за взрослыми.
Малыш может как играть самостоятельно, так и требовать внимания взрослого, приглашать его к игре. Возникают жесты указания (малыш пальчиком показывает на игрушку, которую он хочет достать).
10 МЕСЯЦЕВ. Малыш может стоять без опоры и без поддержки взрослого, ходить, держась за руку взрослого. Действия с игрушками становятся более сложными (ребенок может открывать и закрыть коробочки, катать мяч, складывать игрушки в коробку, снимать кольца пирамидки).
Выполняет просьбу: «Дай», — дает названную взрослым игрушку. С удовольствием играет с другим ребенком, повторяет за ним некоторые действия. Ребенок может повторять за взрослым звуки и слоги, которых до этого не было в его лепете. Манипулируя предметами, малыш узнает их свойства (жесткое — мягкое, большое — маленькое).
11 МЕСЯЦЕВ. Ребенок длительное время может стоять без опоры и поддержки, приседать. Пытается делать первые самостоятельные шаги. Хорошо ходит, держась за руку взрослого. Некоторые детки уже уверенно могут передвигаться от предмета к предмету без поддержки.
По просьбе взрослого может выполнять действия с предметами (ставит кубики друг на друга, катает мячик, качает куклу, подает игрушку, находит спрятанный на его глазах предмет). Появляются первые слова-обозначения: дай, на, мама, ав-ав и др.
12 МЕСЯЦЕВ. Ребенок ходит самостоятельно, может поднять игрушку с пола, наклонившись из положения стоя или присев. Сам пьет из чашки, держит ложку, пытается есть самостоятельно. Строит «башню» из кубиков (ставит 2-3 кубика друг на друга). Малыш выполняет несложные поручения взрослого: дай куклу, брось мяч, принеси машинку.
К концу первого года ребенок понимает уже много слов, соотносит их значения с определенными предметами и людьми, пытается повторять за взрослым слова и новые слоги. Для обозначения предметов и действий применяет облегченные, лепетные слова (бах, ням-ням, ляля и т.п.).
Эти временные рамки весьма условны. Варьирование в пределах 1-3 месяцев в обе стороны – вариант нормы. Не переживайте, если Ваш ребенок по каким-то показателям не вписывается в приведенные здесь ПРИМЕРНЫЕ возрастные нормы.
Годовалый малыш книжки по развитию ребенка и Интернет не читает. И он вовсе не обязан знать, что, например, к 9 месяцам ребенок должен уметь играть в «ладушки», а к году разбирать и собирать пирамидку.
Замечено, что большинство детей без всяких специальных упражнений (присаживание, подталкивание под ножки и т.п.) и приспособлений (например, ходунков) начинают выполнять все необходимые для их возраста действия.
Рефлекс это, инстинкт, повторение того, что они видят у взрослых, или какое-то врожденное умение — точно ответить на этот вопрос сложно. Скорее всего, играет роль все вышеперечисленное.
Ребенок сядет, поползет и пойдет тогда, когда он будет готов к этому морально и физически.
ЮЮ
Добавить комментарий
Источник: http://www.mamagid.ru/post/367
Младенческие игры: от 0 до 3 месяцев
У здорового младенца есть множество врожденных рефлексов, которые помогают ему выжить. На основе этих рефлексов строятся массаж и специальная гимнастика, которая заслуживает отдельного разговора. Пока же можно поупражняться в рефлекторной ходьбе и ползании.
Если крохотному младенцу, лежащему на животе, подставить под пятки свою ладонь ребром, он упрется в нее ступнями и, разгибая ножки, чуть-чуть проползет вперед.
Наблюдаем
Какие игрушки могут понадобиться в этом возрасте? Практика показывает, что неизменным успехом у детишек многих поколений пользуется большая кукла-неваляшка. Их привлекает ее яркий, насыщенный цвет, выразительное лицо и нежный, мелодичный звон.
Поставьте неваляшку в кроватку и покажите малышу, как можно двигать игрушку, чтобы та зазвучала. Потом, когда вашему младенцу исполнится 3-4 месяца, привяжите к неваляшке ленту и научите его управлять игрушкой с помощью ленты.
Между прочим, это не просто забава – таким образом малыш учится прослеживать причинно-следственные связи между действием и результатом.
«Совершенно случайно я изобрела потрясающую игрушку для своего двухмесячного Саньки. Однажды нам подарили блестящий воздушный шарик, надутый гелием. Сначала шарик просто летал под потолком, а Саня, забыв обо всем на свете, пристально следил за ним.
Потом я привязала ленточку от шарика к ручке малыша, и восторгу просто не было предела, ведь за ленточку можно было дергать – и шарик мгновенно «откликался» и прыгал под потолком. Потом точно так же мы привязывали шарик и к ножке.
«Волшебный шарик» не раз выручал нас, когда Саню нужно было отвлечь и дать, например, ему лекарство или просто занять его на довольно продолжительное время».
Вообще старайтесь, чтобы в этом возрасте ребенка окружали яркие одноцветные игрушки, однако они не должны загромождать собою все пространство. Показывайте предметы по одному, чтобы внимание малыша не рассеивалось, и не забывайте четко называть их.
Любят младенцы и мобили, очень популярные у нас в последнее время. Мобили – это легкие подвесные конструкции, тщательно сбалансированные и движущиеся от малейшего дуновения ветерка.
А стоит ли, скажете вы, конструировать мобили, если сейчас в продаже полно всяческих музыкальных каруселей с клоунами, рыбками и всем, что душе угодно? Во-первых, карусели нужно постоянно заводить, а мобиль – этакий вечный двигатель, не требующий вашего постоянного присутствия. Во-вторых, фигурки на мобилях можно легко менять.
И разнообразию мобилей поистине нет предела! Они делаются из бумаги, картона, ткани, кусочков проволоки, пластика, фетра, природных материалов и пр. Кстати, в их изготовлении могут принять участие и старшие дети.
Подобные игрушки развивают зрение малыша, помогают ему фокусировать взгляд, следить за движущимися предметами, различать цвета.
«Хорошую службу в этом возрасте нам сослужило кресло-шезлонг (оно подходит для малышей с рождения). Кресло за ручки можно было носить по всей квартире, но кухня была у нас вне конкуренции – там столько всего интересного и маму всегда хорошо видно!»
«Нам очень нравится развивающий коврик с турничком, на котором крепятся игрушки (турничок от коврика отстегивается), иногда мы кладем чадо на коврик – тогда оно стучит ножкой или ручкой по разным «шуршалкам» и веселится (нам 3 мес)».
Очень привлекательно для малыша в этом возрасте человеческое лицо. Над кроваткой можно повесить какую-нибудь забавную рожицу или укрепить фотографии членов семьи.
Когда вы держите кроху на руках лицом к себе, попробуйте погримасничать (показывайте язык, открывайте и закрывайте глаза, стройте смешные рожи).
Малыш очень оценит ваши актерские способности, а когда пройдет совсем немного времени, он будет пытаться вам подражать.
Развиваем осязание
Старайтесь развивать тактильную чувствительность ребенка – это очень полезно для развития мелкой моторики. Давайте ребенку прикоснуться к самым разнообразным материалам, четко называя их – это мамина шелковая блузка, а это – шершавая кирпичная стена.
Пусть вашему малышу в руки попадают не только стандартные пластмассовые погремушки! Можно трогать (кстати, не только ручками, но и ножками!) ствол дерева, полированный письменный стол, различные ткани – от нежного шифона или гладкого атласа до грубоватой рогожки, бархатистого велюра. Из тканей различной фактуры можно сшить целое лоскутное одеяльце или мягкий кубик.
Для разнообразия тактильных ощущений на него можно пришить пуговицы, бусины, сделать объемные аппликации из других тканей.
Очень любят малыши и самодельные погремушки. Принцип их изготовления очень прост.
Сначала нужно найти подходящий полый пластмассовый корпус небольшого размера (это может быть колпачок от фломастера, коробочка от киндер-сюрприза, маленькие пузырьки из-под лекарств или баночки из-под крема, футляры от фотопленки и пр.).
Заполняем наш контейнер каким-нибудь гремящим или шуршащим наполнителем (подойдут различные крупы, бисер, пластмассовые шарики и пр.), а теперь обтягиваем будущую погремушку кусочком ткани и крепко-накрепко зашиваем.
Другой вариант – не обтягивать контейнер тканью, а обвязать крючком, используя пряжу разных цветов и фактуры.
Желательно, чтобы цвет и звук находились в некотором соответствии друг с другом: например, если контейнер заполнен звонкими монетками или металлическими скрепками, обшивка пусть будет яркой, а если погремушка негромко шуршит рисом, к ней больше подойдет «одежка» бледных, пастельных тонов. К погремушке можно пришить ленточки или петельки для подвешивания.
Тактильная чувствительность развивается и во время массажа, особенно если не ограничиваться традиционным поглаживанием и растиранием, а использовать для массажа различные материалы – легко погладить нежное тельце перышком или пушистым мехом, похлопать по нему плотной губкой, покатать массажным резиновым ежиком с «иголками». Для ребенка это будут новые ощущения от прикосновения к вещам, что в свою очередь развивает активность и стремление к новым впечатлениям.
А весной можно выходить на улицу и смотреть, как распускаются почки. Малыш погладит их своими крошечными пальчиками и потеребит только что появившиеся клейкие листочки. Наверное, это не только развитие мелкой моторики, это еще и прикосновение к новой жизни.
Слушаем
Сейчас ни для кого не секрет, что слух развивается у малыша, когда тот находится еще в животе у мамы. Чтобы стимулировать дальнейшее развитие слуха, приучайте ребенка к различным звуковым контрастам. Например, можно сначала позвенеть маленьким бубенчиком, а потом колокольчиком побольше.
На кухне покажите, какой звук получится, если постучать ложкой по хрустальному бокалу (только не очень сильно), по большой кастрюле, по столу и пр. (изобретательный родитель всегда найдет, по чему бы еще постучать). Попробуйте поиграть с разными звуками так, чтобы малыш не видел, откуда они исходят.
Он прислушается и попытается найти источник звука.
Изображайте различные звуки голосом, пойте песни (и не только нежные колыбельные, но и громкие, веселые).
На улице можно обратить внимание малыша на голоса птиц, на глухое урчание машин или на пронзительный звук сирены – все это обогатит его багаж слуховых впечатлений. Прекрасно, если есть возможность послушать живые голоса животных или птиц. Между прочим, в былые времена няньки выносили плачущих младенцев в курятник.
Куры при виде маленького орущего пришельца устраивали страшный переполох, и их квохтанье и хлопанье крыльев удивительным образом успокаивало самый безутешный плач.
Если же вы по каким-то причинам не желаете кудахтать над своим чадом, можно попробовать послушать вместе с ним какой-нибудь не очень громкий монотонный звук (например, шум работающего пылесоса или стиральной машины).
Не стоит забывать и о музыке, и пусть она тоже будет достаточно разнообразной. Большинство младенцев любит классическую музыку (Моцарт, Бетховен, Верди, Вивальди, Чайковский). Можно послушать мужские и женские голоса в отрывках из опер (желательно, без накала страстей, чтобы малыш не испугался).
Удивительно, но ребенок в возрасте уже одного месяца по-разному реагирует на звуки веселой и грустной мелодии: при грустной он затихает, а при веселой оживляется, начиная радостно махать руками и ногами – «танцевать». Таким образом развивается слуховая и двигательная активность, малыш учится координировать движения своего тела.
Ребенок в первые три месяца жизни гораздо интенсивней воспринимает окружающую действительность, чем принято считать. И поэтому пусть его первые впечатления будут самыми разнообразными и интересными!
Инесса Смык
Источник: https://medportal.ru/enc/parentschildren/precocity/1/
Этапы развития ребенка первого года жизни
Предоставьте ребенку полную возможность свободно двигаться и не ограничивайте его движения.
Уже к концу 1-го началу 2-го мес. полезно освободить его от пеленок и одеял. Во время бодрствования ребенку можно надеть теплую кофточку, плотно прилегающую к шее и к запястьям, и ползунки.
В таком костюме он не охлаждается и может свободно двигаться. Месяцев до 5-6, пока ребенок не пытается ползать, он может двигаться и играть в кроватке.
Но уже с начала второго полугодия надо предоставить ему возможность двигаться на полу.
Для младенца первых 3 месяцев жизни наиболее полезны движения, которые у него возникают при хорошем настроении. Это так называемый комплекс оживления. С того времени, когда малыш начнет проявлять радость не только улыбкой, но и движениями рук и ног, его общая подвижность значительно возрастает.
Раньше он наиболее энергично двигался, когда кричал. Теперь же почти в течение всего времени бодрствования, радуясь разговору с ним взрослых, игрушкам, он многократно выпрямляет и сгибает руки и ноги, прогибает спину.
Эти движения являются для него своеобразной гимнастикой, способствующей укреплению и развитию мышечной системы. В результате этих движений характерное для новорожденного напряжение мышц-сгибателей ослабевает: к 2,5-3 мес. ребенок уже не прижимает руки к груди, не сжимает пальчики в кулачки.
Он все чаще выпрямляет руки над грудью. Движения его становятся плавными, а не резкими, как это было раньше.
К 2-3 мес. ребенок может поднимать и удерживать голову, лежа на животе и находясь в вертикальном положении на руках у взрослого. Наиболее полезны ему движения в положении на животе. Класть ребенка на живот следует с 3-5 недель.
Лучше это делать не в кровати, а на какой-либо твердой поверхности, предварительно подстелив одеяло. На твердой поверхности ему легче приподнимать голову. Руки малыша, согнутые в локтях, должны быть у него под грудью. Во избежание срыгивания ребенка следует класть на живот до кормления.
Оставлять его в этом положении можно до тех нор, пока он будет активно пытаться приподнимать и удерживать голову, а когда начнет уставать, положите его на спину. Класть малыша на живот рекомендуется регулярно перед каждым кормлением.
В то время как вы его переодеваете, подготавливая к еде, дайте ему возможность поупражняться в умении поднимать и удерживать голову.
С 2,5-3 мес., когда ребенок бодрствует уже 1 час — 1 час 30 мин., кладите его на живот не реже 2 раз в течение каждого периода бодрствования: один раз перед кормлением и второй перед сном.
Если вы делаете это регулярно, к 3 месяцам он будет долго удерживать поднятую голову и верхнюю часть корпуса, прогибая при этом спину и опираясь на предплечья. Следя за заинтересовавшим его предметом, он поворачивается в его сторону, старается выше приподнять голову. При этом совершенствуются его движения, укрепляется мускулатура спины, шеи.
Поднимать и удерживать голову в вертикальном положении корпуса ребенок также учится постепенно и к 3 мес. уже вполне хорошо ее держит. Он улыбается взрослым, следит за окружающим, свободно поворачивает голову из стороны в сторону.
Малыша время от времени надо брать на руки и держать на руках. Это содействует развитию его движений, умению держать голову.
Кроме того, ребенок, находясь в вертикальном положении, получает много новых впечатлений и особенно радуется ласковому разговору с ним взрослого.
Но делать это надо тогда, когда ребенок находится в радостном настроении. И тогда он не будет плакать, если его положить обратно в кроватку.
В течение первых месяцев у ребенка укрепляются и мышцы ног. Но ставить 2-3-месячного ребенка, даже поддерживая его подмышки, еще рано.
В возрасте от 3-6 мес. большое внимание необходимо уделять развитию движений рук: умению направить руки к видимому предмету, взять и удержать его. С 2,5-3 мес.
у ребенка развивается осязание: он начинает ощупывать одной рукой другую; ощупывать и захватывать все попадающиеся под руку предметы: пеленку, одеяло, угол подушки и др. Зрение его настолько развилось, что он без труда рассматривает предметы, находящиеся на расстоянии его выпрямленных рук.
Поэтому теперь игрушку можно уже подвешивать не высоко, как вы это делали раньше, а на такое расстояние, чтобы | ребенок мог ее достать.
Вначале ребенок случайно наталкивается на висящие игрушки. Получаемые им от соприкосновения с игрушкой новые ощущения доставляют ему удовольствие, и он старается повторить движение.
3-4 месячный ребёнок может подолгу сосредоточенно заниматься висящими над его грудью игрушками: он то наталкивается на них руками и следит, как они покачиваются, то захватывает и ощупывает их.
Это очень полезно для малыша, так как содействует развитию движений рук, знакомит с некоторыми свойствами предметов и, что особенно важно, приучает к самостоятельной игре, поддерживает у него радостное состояние, развивает настойчивость и упорство.
С 4-6 мес. для ребенка следует подвешивать игрушки, захватывание которых требует более точных движений.
Для своевременного развития у ребенка умений направлять руки к поднесенной ему погремушке, брать и удерживать ее, необходимо упражнять его в этих движениях.
До 3 мес. ребенок еще не умеет направить к ней руки, но захватывает погремушку, если ее приложить к его ладони. Первые попытки направить руки и взять поднесенную погремушку возникают у ребенка в возрасте с 3,5-4,5 мес. К 4,5-5 мес.
он уже может свободно взять игрушку, которую взрослый держит у него над грудью. Когда ребенок освоит это умение, побуждайте его брать погремушку, находящуюся сбоку или над его лицом. В возрасте от 4,5-6 мес.
ребенок учится точно направлять руки к игрушке, доставать и брать предметы, лежа на боку или на животе. К 6 мес. брать в каждую руку по игрушке и одновременно удерживать их.
Когда ребенок умеет уже брать игрушки и заниматься ими, у него возникает новая потребность — достать и взять игрушку, привлекшую его внимание. Если он не может сразу ее взять, то проявляет большую настойчивость, используя все имеющиеся у него движения, и нередко впервые делает новые.
Выполнение ряда важных для малыша движений становится возможным только при условии, если он уже умеет брать и удерживать предметы. Так, например, когда он начинает самостоятельно присаживаться, вставать на ноги, стоять и ходить, держась за опору, он берётся за сетку кровати или перекладину манежа и крепко держится за них.
В возрасте от 3-6 мес. ребенок приучается подолгу лежать на животе, начинает перевертываться со спины на живот и с живота на спину и перемещаться в кроватке.
Чтобы развить эти движения, содействующие укреплению мускулатуры, повышению активности ребенка и его хорошему физическому развитию, продолжайте класть его на живот перед каждым кормлением и несколько раз во время бодрствования. Если ребенка систематически класть на живот, то к 5 мес. он сможет долго лежать, опираясь на ладони выпрямленных рук и сильно прогнув спину.
Лежа на животе, он следит за окружающими; берет игрушки и занимается ими; стремясь достать игрушку, находящуюся сбоку, несколько передвигается, поворачивая корпус; изгибается, опираясь только на одну руку, и выполняет другие движения. Некоторые дети к 6 мес. становятся на четвереньки. К 5 мес. ребенок обычно уже сам умеет перевертываться на живот.
Перевертываться самостоятельно с живота на спину он начинает несколько позже, месяцам к 6. Сначала он перевертывается резким, быстрым движением, но вскоре научается свободно использовать это движение для того, чтобы достать игрушку, проследить взглядом за взрослым.
Все эти движения очень полезны ребенку, поддерживают у него радостное состояние и подготавливают его к ползанию. В возрасте от 5-6 до 9-10 мес.
ребенок становится подвижным, благодаря тому, что он начинает ползать и овладевает движениями, при помощи которых принимает или сохраняет новые положения: сам садится, ложится; придерживаясь руками за сетку кровати, встает и опускается; начинает самостоятельно сидеть, стоять и ходить, все меньше используя опору.
Ребенок, который к 5-6 мес. научился свободно лежать на животе, перевертываться, немного передвигаться, стоять на четвереньках, скоро начинает ползать. Чтобы вызвать у него стремление ползать, надо использовать наиболее привлекательные игрушки.
Игрушки следует класть на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев; если он уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние.
Для развития первых навыков ползания не годятся игрушки и предметы в форме шариков: они далеко укатываются от легкого прикосновения рук ребенка. Такие игры будут хороши, когда он уже научится ползать.
Побуждая ребенка к ползанию, постарайтесь привлечь его внимание к игрушке, подвигайте ею, погремите. В первый момент, несмотря на все усилия, ребенок не может достать ее.
Если ребенку, несмотря на все старания, никак не удается подползти к игрушке, надо ему помочь. С этой целью следует подставить ладонь к его подошвам так, чтобы он мог оттолкнуться. Когда ребенок немного подползет, слегка отодвиньте игрушку.
Так повторите несколько раз подряд, после чего предоставьте ему возможность взять игрушку и позаниматься ею.
Ребенок, который своевременно, к 7 мес., начал ползать, легко и быстро научится садиться, ложиться, а также вставать, стоять и снова опускаться, придерживаясь руками за опору.
Малыш осваивает эти движения в основном в процессе самостоятельной игры. Занимаясь игрушками или наблюдая за окружающим, он полуприсаживается, опираясь то на одну, то на другую, руку; опускается и опять садится и таким образом постепенно, осваивает эти движения. Вначале он может сидеть совсем недолго, всего лишь несколько мгновений, но вскоре сидит уже довольно хорошо.
К 7-8 мес. малыш начинает, и вставать, стоять и снова садиться, придерживаясь руками за сетку кровати. Упражняя ребенка в умении стоять, можно приподнимать и опускать его, поддерживая одной рукой под ягодицы, другой — под грудь.
Вскоре после того, как ребенок научится вставать на ноги, он начинает переступать вдоль перил кровати и быстро овладевает этими движениями. С 9 мес. его можно упражнять и в умении ходить при поддержке за обе руки. В возрасте 8-9 мес. ребенок уже способен выполнять и некоторые другие движения: он становится и стоит на коленях; опускается и сидит на корточках, придерживаясь руками.
Если ребенок к 9-10 мес. научился хорошо ползать, свободно вставать, стоять и переступать, придерживаясь за опору, то обычно к 11-13 мес. он начинает самостоятельно ходить.
Многим родителям хочется, чтобы их ребенок как можно скорее начал самостоятельно ходить, поэтому они часто подолгу водят его. Этого делать не следует.
Ранняя самостоятельная ходьба может вызвать плоскостопие и другие нарушения опорно-двигательного аппарата!!!
Для своевременного развития движений самое главное — предоставить ребенку возможность свободно передвигаться, в частности больше ползать. Некоторые родители не спускают малыша на пол, так как боятся за него.
Но по этой причине не стоит держать его все время в кровати. Лучше создать соответствующие условия: ящики и дверцы шкафов закрыть, ключи вынуть.
Когда ребенка что-либо особенно интересует, он проявляет значительную настойчивость в достижении цели.
Многие дети начинают стоять без опоры, когда стараются выполнить определенные действия с игрушкой. Вначале ребенок стоит, не держась, всего лишь несколько мгновений и, покачнувшись, быстро хватается за опору.
Но это новое трудное движение доставляет ему удовольствие, он вновь и вновь отпускает перильца кровати или стула, за которые держался, и постепенно научается длительно, устойчиво стоять без опоры.
Если ребенку уже около года, он крепкий, здоровый, давно и хорошо ползает, встает, но сам не пытается стоять, можно ему помочь овладеть этим умением. С этой целью на несколько секунд оставляйте его без поддержки и внимательно следите, чтобы он не упал.
Вставать и опускаться, не придерживаясь руками за опору, большинство детей начинают позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда ребенок пытается встать на ноги, еще не умея устойчиво стоять. Вначале он встает на четвереньки, затем медленно выпрямляется, удерживая равновесие. Покачнувшись, он опускается на пол.
В 9-10 мес. ребенок уже может ходить, придерживаясь за стену руками, а затем начинает, и переходить от одного предмета к другому, делая самостоятельно 1-2 шага. К году ребенок обычно уже умеет длительное время стоять, вставать и опускаться, ни за что, не придерживаясь руками.
Нередко родители используют ходунки для того, чтобы помочь ребенку научиться ходить. Этого делать не следует!!! Ребенку они мешают учиться самостоятельно ходить.
Малыш, поставленный в ходунки, не может опуститься и поползти, когда устанет ходить. Он длительное время вынужден ходить или сидеть, что для него вредно.
Кроме того, находясь в ходунках, он привыкает ходить, сильно наклонившись вперед, что мешает ему учиться сохранять равновесие и вертикальное положение корпуса.
Ребенок, который достаточно много ползает, быстро крепнет, движения у него становятся координированными, и к году он начинает самостоятельно ходить. Родителей обычно интересует: можно ли водить ребенка, поддерживая его под руки? Водить можно, но не следует чрезмерно увлекаться этим.
Надо следить, чтобы ребенок не наклонялся вперед или в стороны. Наклонное положение корпуса может привести к искривлению позвоночника.
Кроме того, ребенку, который привык ходить при поддержке, сильно наклонившись вперед, будет трудно сохранять вертикальное положение, необходимое при ходьбе без опоры.
Когда ребенок, теряя равновесие, покачнется, придержите его мягким движением, не вскрикивайте при этом, чтобы не напугать его. Вскоре ребенок начнет сам, без всяких побуждений, самостоятельно ходить и будет быстро совершенствоваться в этом умении.
Источник: https://megaobuchalka.ru/1/31253.html
Нормы развития от 0 до 12 месяцев: что должен знать и уметь ребенок до года?
Нормы — условная единица. Не все дети и не всегда четко соответствуют им полностью, однако, на них все же стоит ориентироваться, чтобы в нужный момент не упустить нечто важное и в будущем не столкнуться с различными проблемами! Малыш до года развивается очень стремительно, поэтому в этот период нормы, как правило, устанавливаются и отслеживаются ежемесячно!
Первый месяц: первая улыбка!
В 1-й месяц жизни ребенок уже может кратковременно фиксировать взгляд, плавно следить за движущимся предметом. Малыш реагирует на голос взрослого: меняет характер плача, когда слышит речь мамы или папы.
А еще в речи даже появляются первые отдельные звуки — «г», «к». Лежа на животе, ребенок может начинать кратковременно приподнимать голову и стараться ее удерживать в таком положении.
И у малыша появляется первая улыбка при общении со взрослыми или во сне!
Второй месяц: начинает гулить!
Во 2-й месяц жизни у малыша формируется четкий ритм сна и бодрствования. Предметы в поле зрения ребенок удерживает уже длительно, а также ищет источник звука поворотом головы.
Крик становится интонационно выразительным, и важно, что он понемногу начинает гулить.
В положении «на животе» ребенок в 2 месяца более продолжительно стремится удержать голову и даже, возможно, непродолжительно — вложенную в руку игрушку.
Третий месяц: со спины на бок и на живот
В 3 месяца дети уже активно бодрствуют, чуть меньше спят. При общении у них ярче проявляется комплекс оживления: активные движения, улыбка при общении со взрослыми или при виде интересной игрушки.
Малыш плавно следит за игрушкой взглядом во всех на правлениях и уже направляет руку к игрушке. Как правило, к этому возрасту ребенок уже хорошо удерживает голову, может начать переворачиваться со спины на бок.
И конечно, у ребенка постепенно продолжает формироваться речь: малыши певуче гулят!
Четвертый месяц: «свой-чужой»
В 4 месяца малыш начинает различать лица и дифференцировать «свой-чужой». Ребенок целенаправленно тянется к игрушке, захватывает ее всей ладонью. Рассматривает, ощупывает свои руки, одежду.
И да! Впервые тянет руки в рот, потому что ему становится интересно исследовать себя. Дети уже могут четко на слух определить источник звука в пространстве и различать голоса близких.
Лежа на спине, ребенок приподнимает голову, подтягивается, поворачивается со спины на бок или живот. И родители уже могут услышать первый смех!
Пятый месяц: придерживаем бутылочку!
К 5 месяцам малыш четко дифференцирует окружающих на «свой-чужой», среди всех, как правило, выделяя маму. Ребенок тянется к игрушке, захватывает ее, перекладывает из руки в руку, двумя руками может придерживать бутылочку. Лежа на животе, малыш опирается на вытянутые руки и, возможно, даже на одну руку. Также ребенок уверенно поворачивается со спины на живот.
Шестой месяц: ребенок реагирует на имя!
В 6 месяцев у малыша появляется четкая ориентировочная реакция, ребенок рассматривает окружающие предметы и людей. Ребенок захватывает игрушку с любой стороны, держит в каждой руке по предмету, перекладывает игрушки из руки в руку.
Малыш хорошо ест с ложки, снимая губами пищу самостоятельно, пьет из чашки. Посаженный ребенок удерживает позу с опорой на две руки, свободно поворачивается со спины на живот и обратно.
В лепете уже четко проявляются отдельные слоги! И дети начинают реагировать на свое имя!
Седьмой месяц: «на четвереньки» и «по-пластунски»!
К 7 месяцам ребенок рассматривает взрослых, и обязательно их изучает, прежде чем вступить в контакт. Реакция страха сменяется познавательным интересом. Все процессы постепенно начинают сопровождаться активными движениями.
Дети могут взглядом находить знакомый предмет по просьбе взрослого, самостоятельно пить из чашки, которую держит взрослый, поворачиваться с живота на спину и обратно. Посаженный ребенок сидит без опоры на руки.
К этому возрасту малыш постепенно становится на четвереньки, ползает на животе по-пластунски.
Восьмой месяц: первые «ладушки»
В 8 месяцев у ребенка сохраняется игровой контакт со взрослыми. Дети четко и безошибочно дифференцируют «своих» и «чужих», различают лица людей, знают и с легкостью распознают свое имя. У малышей сформирован активный, интонационно-выразительный лепет.
Ребенок уже может активно пользоваться предметами: стучать предметом о предмет, манипулирует 2-3 игрушками. Ребенок играет в свои первые «ладушки», хлопая в ладоши, машет ручкой «пока-пока», тянется на руки ко взрослым, достаточно умело берет мелкие предметы, вкладывает их в крупные, интересуется пирамидкой.
Малыши к 8-ми месяцам подражают взрослым, понимают некоторые слова — «дай», «на», «где». Ребенок самостоятельно садится и ползает на четвереньках.
Девятый месяц: яркие эмоции!
В 9 месяцев у ребенка устанавливается игровой контакт со взрослыми, при этом появляются самые разные эмоциональные реакции! Малыш осознанно отвечает действием на словесные инструкции, например, может найти спрятанную игрушку, понимает общение при помощи жестов. Ребенок берет мелкие предметы двумя пальцами. В лепете 9-ти месячного крохи появляются разнообразные звуковые сочетания, он произносит отдельные слогоподражательные слова. И даже интонационно-мелодические имитации фразы.
Малыш пьет из чашки, придерживая ее руками, легко сохраняет равновесие сидя, даже если при этом берет в руки какой-либо предмет. Ребенок без особых трудностей встает, ухватившись за опору.
Десятый месяц: «до свидания»!
В 10 месяцев у ребенка появляется яркая реакция неудовольствия на различные ситуации. У малыша уже есть полноценные лепетные слова, а еще — подражательные движения рук: например, условный жест «до свидания». Дети легко вступают в игровой контакт со взрослыми, без труда всеми пальцами захватывают игрушку.
Ребенок без труда играет с игрушками в соответствии с их назначением — машинки катает, пирамидку собирает, мячик бросает, кубики ставит друг на друга. Показывает части тела другого человека. Стоит самостоятельно. Ходит при поддержке за ручку или держась за опору одной рукой.
Одиннадцатый месяц: «ма-ма», «да-да», «тя-тя»
11 месяцев: малыш выполняет просьбы, избирательно относится к окружающему. У него уже сформировалась четкая реакция торможения при слове «нельзя». Ребенок говорит лепетные слова «ма-ма», «да-да», «тя-тя».
Складывает пирамидку из колец с широкими отверстиями, любит играть с кубиками, мячиком. Дети в этом возрасте способны выполнять более сложные подражательные движения: такие, как перелистывание страниц, катание машинок.
Малыши уверенно стоят без опоры, приседают.
Двенадцатый месяц: простые инструкции!
К 12-ти месяцам у детей совершенно точно присутствует избирательное отношение к окружающим, малыш понимает простые инструкции.
В разговоре присутствует 5-6 лепетных слов, выражена интонация просьбы, соотнесение лепетных звуков с лицами и предметами. Ребенку начинает нравится слушать чтение книг, искать знакомых героев и предметы в книжке.
Малыш пользуется ложкой по назначению, а не как игрушкой!
Признаки нарушения моторного развития ребенка до 1 года
Конечно, все дети индивидуальны! Однако обратить внимание нужно, если:
- К концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает на мгновение в вертикальном положении головку.
- К концу 2-го месяца не приподнимает голову на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками.
- К концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе — в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним.
- К концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется голова назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать себя, лежа на животе, опираясь на предплечья.
- К концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке.
- К концу 6-го месяца не пытается группироваться при присаживании, не переворачивается со спины на живот и обратно, не перекладывает игрушки из рук в руку.
- Концу 7-го месяца при поддержке за ручку ребенок не пытается сесть.
- К концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами.
- К концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается совершать простые движения: например, сдергивать шапочку, К концу 11-го месяца жизни не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору.
- К концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому.
Эксперт
д.м.н., профессор, Заслуженный врач России, Член Президиума Всероссийского общества неврологов, Директор Научно-практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы. Основатель проекта «Большая Мама» @bolshaya__mama
Источник: https://lisa.ru/moy-rebenok/505472-normy-razvitiya-na-12-mesyacev-chto-dolzhen-znat-i-umet-rebenok-do-goda-/