У вашего малыша круглая дата – десять месяцев. Он теперь многое понимает и умеет. Вы начали замечать появление индивидуальности у крохи.
Теперь он стремится к самостоятельности, проявляет характер: активно двигается и лепечет или напротив, так сосредоточенно занимается чем-то, что вы не решаетесь помешать.
И действительно, ребенок в 10 месяцев, пытаясь подражать вам, уже настойчив в достижении своих целей и возмущается, если кто-то препятствует ему.
Что нового в физическом развитии в 10 месяцев?
Малыш на столько активен, что прибавка в весе начинает уменьшаться по сравнению с предыдущими периодами в его жизни. За десятый месяц кроха прибавляет в весе до 300 – 450 г, а в росте около 1 – 1.5 см. В 10 месяцев ребенок имеет массу тела 8.5 – 10 кг (± 1 кг) и рост 71 – 74 см (± 3 см).
Что умеет малыш к концу 10-го месяца
- Ребенок поднимается на ножки и стоит без опоры. Если взять его за одну ручку, то делает попытки передвигаться. Некоторые малыши могут пройтись вдоль стенки.
- Может сесть без поддержки из положения стоя.
- Хорошо берет и держит предметы обеими руками: держит двумя ручками чашку, одной – ложку. Полностью освоил щипковое хватание (двумя пальчиками).
Временами ребенок предпочитает какую-то одну руку. Не следует отучать малыша пользоваться той рукой, которую он предпочитает.
- Многие дети уже хорошо ползают на четвереньках или по-пластунски. Координация движений все время развивается, и ребенок может доползти уже куда угодно, поэтому родителям следует принять все меры безопасности.
- Ребенка в 10 месяцев нужно научить слезать с дивана: поворачиваться попой к краю и спускать ножки.
- Копирует движения взрослых. Открывает и закрывает шкафчики, выдвигает ящики в комоде.
- Может катать мячик туда, куда вы ему покажете и ползти за ним. Катает машинку.
- Кроха в десять месяцев способен манипулировать несколькими предметами сразу.
Умеет при помощи одной вещи достать другую: спихнуть палочкой мячик со стола.
- Когда малыш стоит в кроватке и держится за перила, то может подпрыгивать и приседать, ходить по периметру кроватки.
- К этому возрасту у крохи может вырасти уже 4 зуба: два нижних и два верхних центральных резца. Но если зубов пока нет, то не стоит переживать – подождите до года.
Подробно: что умеет ребенок в 10 месяцев
Что нового в психическом развитии
- Ребенок в 10 месяцев понимает уже многое, что вы говорите. Он повторяет за вами простые слова и показывает пальчиком на называемые предметы.
- Дети в этом возрасте начинаю понимать шутки.
- Кроха в десять месяцев пытается подражать и делать, как взрослые: качает куклу, подносит к уху телефон, берет ложечку и тянет в рот.
- В общении малыш использует простые жесты: машет ручкой на прощание, обнимает, протягивает ручки.
- Теперь ребенок может выполнять несложные требования и понимает запреты или похвалу.
- Сознательно разбрасывает и кидает предметы, рушит пирамидку.
- Интересуется другими детьми, тянет к ним ручки, пытается потрогать.
- Ищет спрятанный предмет, помнит где находятся убранный раннее вещи, где лежат его игрушки.
- Малыш сознательно сжимает и разжимает пальчики. Если раньше забрать у него было что-то трудно, то теперь можно попросить, и кроха вам отдаст этот предмет.
Моторика продолжает развиваться, но основные функции малыш уже усвоил: он крепко держится за спинку кроватки, когда встает и ловко разжимает пальчики, когда что-то кидает.
Тест на развитие малыша в 10 месяцев:
- В десять месяцев ребенок должен уметь самостоятельно сидеть, вставать у опоры, ползти за игрушкой, брать предмет двумя пальчиками.
- Малыш должен произносить слоги или короткие слова, понимать значение нескольких слов. В среднем ребенок в 10 месяцев должен пытаться повторять за взрослым около 8 слов. «Речь» малыша должна быть эмоционально окрашена, а не монотонна.
- Младенец должен уметь привлекать к себе внимание голосом, лепетом или используя жесты: помахать рукой «пока-пока», покачать головкой «нет».
- Кроха должен выполнять простейшие просьбы: «дай», «возьми».
Как кормить малыша в 10 месяцев?
Питание ребенка днем уже полностью заменено на обычные продукты. Время прикорма постепенно отходит, и малыш переводится на общий стол.
Грудное молоко и смесь вы даете после и перед сном, а также после кормлений вместо сока или воды: 30 – 50 г.
В сутки ребенок в 10 месяцев должен получать 600 – 700 г молочных продуктов, поэтому для первого и последнего кормления вполне хватит грудного молока или смеси. За одно кормление малыш съедает от 200 до 250 мл.
Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет…
Теперь ребенок нуждается в большом количестве витаминов, минералов, белков и жиров, поэтому питание крохи должно быть легкоусвояемым и сбалансированным. Пища должна быть сварена, лучше на пару, жареное давать не следует.
Если у крохи есть зубки, то стимулируйте у него жевание: давайте маленькие кусочки вареных овощей (картофель) или мягкие фрукты (банан, персик). Пюре можно уже измельчать не на блендере, а разминать вилкой.
Продолжайте вводить новые продукты.
Режим – сон и бодрствование
Примерно до года – полутора лет режим у детей не меняется: ночью они спят до 10 часов, а днем — два раза по 1.5 – 2 часа.
Биоритмы индивидуальны у каждого ребенка: кто-то рано ложится и рано встает, а кто-то любит попозже. Соответственно и дневной сон у этих детей будет в разное время.
Родителям важно приучать кроху к режиму сна и питания, тогда ребенок не переутомится и будет есть с аппетитом.
Как помочь малышу развиваться
- Несмотря на то, что ваш малыш ползает или даже пытается ходить, продолжайте носить его на руках. Такая тактика воспитания еще называется холдингом (от английского слова «hold» – держать, удерживать). Посвящайте этому хотя бы 1 час в день, берите карапуза на ручки и носите с собой везде, разговаривая с ним. Садите себе на колени, смотрите друг другу в глаза, улыбайтесь, обнимайте кроху и говорите, что любите его. Прижимайте малыша к себе и пойте песни. Не страшно, если у вас нет голоса и слуха, главное, чтобы ваше пение было окрашено позитивными и ласковыми эмоциями. Ученые утверждают, что пение не только способствует психическому здоровью ребенка, а также стимулирует речевые навыки. Очень хорошо, если холдинг будет осуществлять не только мама, а также отец.
- Разговаривайте с ребенком, так, словно он все понимает. Отвечайте, на его лепет, поддерживайте диалог. При этом старайтесь не употреблять слишком сложных слов и длинных предложений, не разговаривайте чересчур быстро. Говорите конкретно, например: «это лежит кубик», «кубик синего цвета». Не употребляйте пока местоимения (особенно личные), малышу еще трудно понять их значение, говорите так: «Коля, возьми кубик. Теперь у Коленьки есть кубик».
- Развивайте у малыша чувство юмора, дети в 10 месяцев уже понимают шутки.
- Не забывайте, что любую игру малыш воспринимает как реальность. Ребенка в этом возрасте очень легко расстроить, забрав и спрятав игрушку, всего лишь с целью игры.
- Предоставьте ребенку простор для ползания, но помните, что теперь он будет этим пользоваться, чтобы достать то, что хочет. Следите за чистотой в доме, уберите все опасные предметы повыше – обеспечьте крохе полную безопасность. Объясняйте ребенку, что есть вещи, которые нельзя трогать, потому что они опасны: в розетке – ток, чайник – горячий.
- Научите малыша показывать на себе части тела. Можно это делать, сидя друг против друга или перед зеркалом.
- Позволяйте крохе кидать игрушку столько, сколько он пожелает. Не ругайте его за это. Заведите для малыша специальную коробку, в которую можно кидать игрушки и предложите ему заняться этим. Коробку можно ставить то слева, то справа от ребенка, чтобы он пытался бросать обеими руками по очереди.
- Уже можно начинать проводить с ребенком занятия рисованием и лепкой. Пока малышу будет достаточно 1 – 2 маленьких фломастеров, одной баночки пальчиковых красок и небольшого кусочка пластилина. Не заваливайте пока ребенка целыми наборами, скорее всего, все это полетит в разные стороны. Пусть кроха поймет для начала, что с этим делать. Покажите ему, как нужно рисовать, раскрашивать, слепить шарик или колбаску.
- Не давайте малышу сразу много игрушек: 2 – 3 вполне достаточно. Периодически меняйте их.
- Каждый день отводите какое-то время для чтения. Купите ребенку несколько книжек, странички в которых он сможет переворачивать сам. Теперь, когда малыш уже понимает некоторые слова или даже сам произносит, нужно читать ему короткие сказки: «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок». Организуйте для малыша книжную полочку, до которой он сможет сам дотянуться и взять книжку.
- Продолжайте развивать моторику ребенка:
- Насыпьте на поднос или в миску макароны, горох или фасоль, пусть малыш покопается в них ручками, порисует пальчиком на подносе с мукой.
- Поиграйте в веселую игру с прищепками: прицепите их на рукава и на штанишки малыша, ему будет забавно отцеплять их от себя.
- Дайте ребенку листы цветной бумаги, пусть он рвет ее на кусочки. Из обрывков бумаги сделайте малышу «салют».
Делайте гимнастику каждый день. Особенно уделяйте внимание упражнениям для развития ползания и ходьбы:
- Приседание и вставание с поддержкой.
- Ходьба на четвереньках.
- Ходьба с поддержкой за ручки.
- Сгибание и разгибание ножек в положении лежа.
Читаем: Как научить ребенка ходить — 10 советов
Отводите каждому занятию не более 20 минут, а затем дайте ребенку отдохнуть или играть самостоятельно во что-то другое. Начинайте учить кроху общаться с другими малышами, заводить друзей.
Можно уже проводить совместные игровые занятия с ребенком, например, у себя дома, пригласив в гости еще 1 – 2 мам с детьми. Не приводите пока малыша в группы, где больше 3 детей с мамами.
В 10 месяцев ребенок еще не нуждается в коллективном общении и это только переутомит его или даже напугает.
← 9 месяц 11 месяц →
Календарь развития ребенка по месяцам (выбери месяц)
Полный календарь развития ребенка в одной статье «развитие до года по месяцам» — http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html >>>
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал
Вам также может понравиться
Источник: http://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/mesyats-1-12/rebenok-v-10-mesyatsev-kalendar-razvitiya.html
Десятый месяц жизни ребенка: развитие, навыки и умения, сон, зубы, питание
Теперь он станет подражать вам, вашему поведению, словам, поступкам. Он хочет делать «как большой», потому станет пытаться нажимать кнопки пульта или даже повторить за вами понравившееся слово. Важно не произносить при ребенке бранных слов, от которых впоследствии будет сложно отучить. Лучше эту «самостоятельность» и активность малыша направить в правильное русло. Пусть он повторяет за вами, как качать мишку, кормить кукол или намыливать руки.
В этом возрасте дети кажутся разрушителями: они могут ломать игрушки, предметы. Но это часть познания мира — возможность узнать, что внутри, из чего состоят разные предметы.
Пришло время понимания слова «нельзя». Теперь на неправильные действия вы можете говорить это запрещающее слово, и оно будет понятно ребенку. Только не злоупотребляйте им. И важно произносить его действительно в той интонации, которая должна подразумеваться — без улыбки. Иначе ребенок может неправильно понять слово «нельзя».
Развитие на десятом месяце жизни
Сейчас уже рост ребенка замедляется, за месяц прибавится примерно на 1,5 см. Зато он уже увереннее владеет телом, что позволяет осваивать новые навыки.
Теперь ему интересно залезать на все возвышенности, встречающиеся на пути: стулья, диваны. Теперь главное научить ребенка правильно спускаться (ножками вниз) — это убережет его от падений головой.
Уберите неустойчивую мебель, следите, чтобы он не забрался на подоконник.
Ребенок на десятом месяце жизни активно ползает, что позволяет ему передвигаться по комнатам и преодолевать препятствия. Таким образом, становится сложно ограничить его пространство, поэтому в доме должно быть как можно безопаснее для него. Постарайтесь убрать из нижних ящиков опасные предметы, мелкие детали.
Отмечается, что на десятом месяце жизни ребенок может разжимать пальцы, и это очень важный навык. Если раньше он только хватал предметы, то теперь может их бросать. Теперь он может кидать игрушки и предметы со всей силы на пол, поэтому не давайте ребенку хрупкие и бьющиеся вещи.
Ваш малыш уже хорошо сидит, и можно заняться первыми уроками рисования. Лучше всего для этого подойдут пальчиковые краски. Рисуя вместе, обратите внимание, какой руке отдается предпочтение. Именно сейчас можно заметить ваш ребенок правша или левша.
Не стоит пытаться переучить левшу, просто давайте задания и для правой руки, а правше – для левой. Это дает развитие обоим полушариям мозга одинаково. Кстати, рекомендую замечательный курс по раннему обучению рисованию для самых маленьких.
С помощью этих видеоуроков вы не просто научите ребенка рисовать и выражать свои эмоции и впечатления в рисунках, но и поможете ему быстрее развиваться и расширите его кругозор.
Малыш может достаточно долго стоять на ногах, держась за опору или руки взрослого. А некоторые дети на десятом месяце жизни уже могут делать первые шаги у опоры. Это умение очень индивидуально.
Лишь немногие пропускают период ползания, сразу начиная ходить. В основном дети готовятся к важному событию постепенно. Скоро малыш станет отпускаться от опоры и немного стоять.
Затем, уже осмелев, сделает первые робкие шаги.
Десятый месяц жизни ребенка: сон
Пришло время перемен в режиме сна ребенка. Некоторым уже достаточно одного дневного сна, но вечером они ложатся спать раньше. Утренний подъем тогда тоже чуть сдвигается на более раннее время.
Но, если остается два дневных сна, то перерыв между ними должен составлять больше четырех часов. Иначе малыш еще не устанет, и уложить его будет достаточно сложно.
Желательно организовать режим дня ребенка так, чтобы укладывать в определенное время, тогда и пробуждение будет в одни и те же часы.
В этом возрасте ребенок во сне может вздрагивать, вертеться. Но если при созданном комфорте сон малыша нервный, а пробуждается в плохом настроении, то это повод обратиться за консультацией к невропатологу.
Возможно, так проявляются нервные расстройства, которые лучше сейчас устранить. Подробнее о том, как решить проблемы со сном, мы рассматриваем в бесплатной книге «Как быстро уложить ребенка спать?».
Рекомендую скачать и прочитать – надеюсь, книга поможет вам наладить сон крохи.
Десятый месяц жизни ребенка: питание и прикорм
Питание ребенка на десятом месяце жизни пятиразовое. Включает в себя все те же продукты, что и раньше. Однако можно сократить количество грудного молока в рационе. Ночное кормление грудью лучше пока оставить, потому что многие дети в этом возрасте еще требуют его.
На завтрак предпочтительнее давать каши. Можно разнообразить их добавлением мелко нарезанных фруктов или сухофруктов, чай лучше травяной и хлеб. В обед овощной суп или на нежирном мясном, рыбном бульоне. Мясное блюдо с овощами, например, тушеными.
На десерт йогурт или творог. Полдник – небольшой перекус йогуртом, хлебцем или сухариком. На ужин можно тушить овощи или нарезать мелко салат, давать кашу, хлеб, кусочек сыра.
Жареная пища пока должна быть под запретом, она слишком тяжела для детского желудка.
Если вы планируете отказываться от грудного кормления, делайте это постепенно. Сначала можно заменить утреннее кормление полноценным завтраком. Затем уже отказываться от ночного — тогда на ночь лучше дать кисломолочный продукт. Он легко усвоится и не помешает детскому сну.
Большую часть пищи вы уже даете ребенку с ложки. Он охотно ест, когда голоден, и отказывается, даже отворачивается, когда наелся. Теперь он проявляет интерес к самостоятельному использованию ложки. Можно дать малышу ложку специальную, изготовленную из пластика.
Пусть он пытается кушать сам, хотя вряд ли будет хорошо получаться. Поэтому часть он может пробовать есть самостоятельно, а большую часть скормите ему вы. Не ограничивайте свободу малыша, он получает важные жизненные навыки.
Пройдет время, и он будет кушать самостоятельно и аккуратно.
Десятый месяц жизни ребенка: прогулки
Необходимо проводить как можно больше времени на свежем воздухе. В часы бодрствования рассказывайте малышу про все, что окружает, акцентируйте внимание на интересных вещах. На десятом месяце жизни ребенок может сосредоточиться на чем-то конкретном: летит самолет, бежит собака, прилетела птица, распустился цветок. Можно взять малыша с собой в магазин или в гости.
Десятый месяц жизни ребенка: купание, закаливание, физические упражнения
Купать ребенка на десятом месяце жизни можно через день. Но закаливающие процедуры лучше проводить ежедневно. Теперь на смену обтираниям приходит водное обливание. Лучше его делать при помощи душа, начиная с температуры воды 36 градусов, постепенно снижая до 28 градусов.
Сначала облейте спину, потом живот и грудную клетку. После процедуры тщательно вытрите малыша. Самое лучшее время для обливания с 16 до 19 часов.
Обязательно делайте с малышом гимнастические занятия, массаж, воздушные ванны.
Подробнее о купании вы можете прочитать здесь, а про закаливание – вот тут.
Десятый месяц жизни ребенка: речь
Набор слов еще не слишком пополняется. Слова пока простые, чаще обозначают предметы и людей. Ребенок активно старается копировать звуки взрослых. Говорите с ним чаще, объясняйте предметы и действия. Здесь очень важна роль родителей. Хвалите малыша за удачно произнесенные слова, и он будет стараться еще больше.
Десятый месяц жизни ребенка: зубы
Продолжается рост и прорезывание зубов. На десятом месяце жизни у вашего малыша может быть примерно шесть зубов. Важно уделять внимание ежедневной гигиене, продолжайте мягко ухаживать за полостью рта малыша. В противном случае зубы начнут портиться, а это значит, что понадобится дорогостоящее лечение и, возможно, брекеты.
Десятый месяц жизни ребенка: игрушки и игры
У ребенка могут появиться любимые игрушки или куклы, которыми он охотно играет, укладывает спать, кормит. Игры теперь более осмысленны. Мягкие игрушки в виде зверей и птиц не просто показывайте ребенку, рассказывайте, где они живут, какие звуки издают. Малышу нравится катать мячики и машинки, извлекать звуки из музыкальных инструментов.
Играйте с ребенком вместе в пальчиковые игры и потешки. Под незатейливые стишки он легко запомнит действия, и вскоре сам будет повторять их. Так запоминаются значения слов, обозначающих действия, предметы.
Особый интерес у малыша вызывают взрослые вещи, например, посуда. Многие дети любят играть различными мисками, кастрюлями, формами для выпечки. Это тоже форма познания окружающего мира. Дайте ему формы разных диаметров, и он будет вкладывать одну в другую. Так формируется понятие о «больше — меньше».
Дети на десятом месяце жизни с удовольствием рассматривают большие яркие картинки в книжках. Почитайте малышу сказку, где картинки изображают действие. Вообще совместные чтения книг с раннего возраста очень развивают речевой запас ребенка.
Впоследствии он будет говорить больше слов и фраз, а также легче запоминать различные небольшие произведения. Только не оставляйте книги в руках малыша, если только они не предназначены для него, сделаны из прочного картона.
Маленький разрушитель может легко разорвать тонкие листы красивой яркой книги. Кстати о том, рекомендую вам скачать бесплатную книгу «Как выбрать игрушку по возрасту?».
Она поможет вам сделать правильный выбор в магазине игрушек, а не захламлять детскую теми играми и игрушками, которые ребенку будут просто не интересны в силу специфических возрастных особенностей.
Что должен уметь ребенок десяти месяцев?
Ваш ребенок уже может сам садиться и сидеть уверенно и продолжительно. Освоил вставание у опоры и может сделать несколько шагов. Легко управляется своими маленькими ручками с предметами, контролирует обе руки. Теперь он не просто хватает игрушки и предметы, он может их кидать.
В хорошем настроении ребенок с удовольствием напевает песенки и смеется, активно реагирует на смех окружающих.
Игрушки теперь не просто существуют для него, теперь он применяет их по назначению – катает мячик и машинку, пытается опрокинуть неваляшку, извлекает звуки из первых музыкальных инструментов.
Пришло время неназойливо познакомить ребенка с горшком. Только не усаживайте его на горшок силой и не ругайте, если ребенок не делает то, что вы хотите — ведь пока он просто не может контролировать свои ощущения.
Основная битва за горшок еще впереди, самое подходящее время для этого настанет гораздо позже — ближе к двум годам. Пока же дайте какое-то время ему поиграть, показав на игрушках, как нужно присаживаться, и что делать. Пусть ребенок поймет, что это не страшно.
Запаситесь терпением, процесс этот не простой, но рано или поздно ваши усилия дадут результат. Не забывайте хвалить кроху, если у него все получится — это станет большим стимулом повторить процесс.
Подробнее о том, как приучить ребенка к горшку вы можете прочитать вот в этих двух статьях – первая, вторая. И помните, до 3-ех лет случайные проколы — это еще не энурез и не повод обращаться к врачу.
И последний совет: не теряйте оптимизма! Первые, самые сложные месяцы в жизни ребенка уже проходят. Ваш малыш все чаще радует своими достижениями и успехами, вы научились понимать друг друга. Так что радуйтесь каждому мгновению, и обязательно находите время на то, чтобы заняться собой и отдохнуть. Радости вам и благополучия!
Источник: https://mother-and-baby.ru/desyatyiy-mesyats-zhizni-rebenka-razvitie-navyiki-i-umeniya-son-zubyi-pitanie.html
Десятый месяц жизни
Главная задача месяца — уделять больше внимания общению с малышом и совместным играм.
Рост и вес ребёнка в 10 месяцев. Для девочек — рост 69—75 см, вес — 8,200—10,800 кг. Для мальчиков — рост 71—77 см, вес — 9,200—11,500 кг. Примерная прибавка массы тела за месяц — 450 грамм.
Развитие ребёнка на 10-м месяце жизни. Некоторые малыши на 10-м месяце уже неплохо ходят, умеют вставать с пола, опираясь на руки, и садиться из положения стоя. Если ребёнок часто остаётся в манеже или кроватке, он будет вставать, держась за прутики или кольца и пытаться переступать ногами. Возраст, когда ребёнок начнёт ходить, зависит от его мышечной силы, умения держать равновесие и темперамента. Спокойные дети обычно более осторожны и не спешат ходить.
Ребёнок уже пытается залезать на диваны и кресла. Руки у малыша сильнее, чем ноги и он, залезая на диван, подтягивает себя руками. Научите малыша безопасно слезать с дивана. Объясните, что надо развернуться попой и потихоньку спускаться, ощупывая ножкой опору.
Ребёнок в 10 месяцев без труда толкает мяч или машинку и сам их догоняет. Может достать какой-либо предмет с помощью другого. Умеет открывать и закрывать дверцы, вставлять один предмет в другой. Обожает ребёнок и выкидывать игрушки из манежа или кроватки.
Помните, что в этом возрасте детей интересуют мелкие предметы и они могут засунуть их в рот или в нос. Поэтому внимательно следите, чтобы в поле зрения ребёнка не было мелких предметов.
Малышу в 10 месяцев просто необходимо общение с мамой и папой. Больше всего ему нравятся совместные занятия со взрослыми. Играйте с крохой пирамидкой, кубиками. Расскажите ребёнку, как действует фонарик. При выключенном свете водите лучом фонаря по разным предметам.
Можно показать ребёнку, как играть с сортером, чтобы он изучал основные формы предметов. Появляется интерес и к созидательной деятельности: ребёнок уже не только ломает, но и строит башенки, собирает пирамидку.
Можно показывать малышу семейный фотоальбом, он уже узнаёт на фотографии маму и папу и указывает на них пальчиком.
Лепет очень разнообразен и эмоционален. В 10 месяцев ребёнок порадует вас первым словом. Скорее всего, это будет слово «мама». Продолжайте развивать речь.
Разговаривайте с малышом, читайте ему книжки, задавайте простые вопросы. Как делает собачка — ав-ав, коровка — му-му. Когда разговариваете, старайтесь чтобы малыш видел ваше лицо, говорите чётко.
Пассивный словарь крохи пополняется с каждым днём.
Малыш всё больше подражает взрослым: разговаривает по телефону, качает куклу и так далее. Он уже понимает шутки. В знак отрицания качает головой. Обнимает взрослых, выражая свою любовь. Ребёнок хорошо знает своё тело. Он может показать, где у него глазки, ушки, ротик, ручки, ножки.
Малыш в 10 месяцев будет стремиться изучить все недоступные уголки в квартире. Родители должны как можно меньше препятствовать исследовательской деятельности крохи.
Запрещайте только то, что представляет реальную опасность для ребёнка, например, трогать провода нельзя ни при каких условиях. Будьте готовы к тому, что на слово «нельзя» малыш будет выражать своё недовольство.
Также он бурно реагирует на похвалу и порицание.
Ребёнок очень интересуется всем новым, но может и отнестись настороженно. Многие малыши в 10 месяцев негативно реагируют на незнакомых людей.
Увидев незнакомца, малыш внимательно рассматривает его, переводя взгляд на маму и оценивая её реакцию. Некоторые дети могут громко плакать, если к ним приблизится незнакомый человек. При такой реакции не настаивайте на общении.
А вот к детям кроха проявляет интерес, подражает им. Но играть вместе в таком возрасте малыши ещё не могут.
Что умеет ребёнок в 10 месяцев. Ползает. Самостоятельно стоит. Переступает, держась за опору. Машет «до свидания», делает «ладушки». Повторяет за взрослым разные слоги. На просьбу «дай» находит знакомые предметы, берёт и подаёт их.
Питание на десятом месяце жизни.
Если вы ещё кормите грудью — это прекрасно, но грудное молоко в 10 месяцев уже неспособно удовлетворить все потребности малыша. Поэтому прикорм в этом возрасте обязателен. В рационе ребёнка уже должны быть: каши, овощи, желток яйца, мясо (курица или говядина), фруктовые соки и пюре, творог.
В этом месяце можно ввести в питание малыша йогурт и кефир.
Цельное коровье молоко на первом году жизни детям давать нельзя. Этот продукт у малышей может вызвать боли в животике и даже аллергическую реакцию.
Если вы не кормите грудью, покупайте ребёнку адаптированную молочную смесь для второго полугодия жизни.
Каши вы можете давать как готовые растворимые, так и приготовленные самостоятельно. Растворимые каши — это очень удобно, но у них есть один недостаток — высокая цена. Вы можете сварить гречневую, кукурузную или рисовую крупу, размолоть в блендере, а потом добавить в неё приготовленную молочную смесь или грудное молоко.
Режим на десятом месяце жизни. В 10 месяцев ребёнок спит приблизительно 13,5—14 часов в сутки: два раза днём и 10 часов ночью.
Игрушки на десятом месяце жизни. Погремушки, сортер, музыкальные игрушки, мяч, книжки, машинки, пирамидка, кубики, игрушки для ванной.
Актуальные вопросы десятого месяца жизни.
Давать ли детям манную кашу? Наши мамы и бабушки кормили малышей манной кашей. Она хороша по своей консистенции, быстро варится, сытная и детки с удовольствием её кушают. Но современные педиатры не рекомендуют кормить ребёнка до 10-12 месяцев манной кашей.
Это объясняется тем, что в манной крупе в большом количестве содержится белок глютен. У некоторых малышей есть врождённая непереносимость этого белка и употребление его в раннем возрасте может привести к проблемам со здоровьем. Здоровому ребёнку после 10 месяцев можно давать манную кашу.
Как научить ребёнка жевать? Учить жевать малыша надо постепенно увеличивая густоту пищи. Сначала вы давали ребёнку полужидкое пюре, теперь делайте его более густым, увеличивайте количество твёрдых комочков. Ближе к годику не размалывайте пищу в блендере, а разминайте вилкой.
Давать малышу кусочки яблок или бублики в таком возрасте опасно, ведь он может откусить и подавиться.
Источник: https://nashy-detky.com.ua/razvitiya-rebenka-1-goda-zhizni/desyatyj-mesyac-zhizni.php
Общение детей до года — возможности общения с ребенком до года
Как научиться понимать малыша и помочь ему понимать родителей, секреты правильного общения с ребенком до года
От рождения до полугода: как понять друг друга без слов?
Впервые взяв на руки новорожденного сына или дочку, молодые родители испытывают восторг, нежность и… замешательство. Ясно, что малыша нужно купать, переодевать, укладывать спать, — но как с ним разговаривать? И способен ли он хоть что-то понять? Часто мама и папа решают отложить общение на несколько месяцев и дождаться, пока поведение ребенка станет чуть более осознанным.
На самом деле даже совсем маленький ребенок может взаимодействовать с родными — более того, это необходимо для его гармоничного развития. Но средств для выражения своих чувств у малыша пока немного: он может только плакать, слушать и смотреть на собеседника.
Вот как можно помочь крохе наладить контакт с вами:
- Улыбайтесь ребенку, особенно когда он агукает или гулит;
- Смотрите в глаза малышу, когда держите его на руках, не отворачивайтесь от него;
- Старайтесь освоить «детский язык» — меняя выражение лица и издавая различные звуки, даже месячный ребенок может выражать радость, раздражение, страх, усталость;
- Выделяйте время, чтобы «поболтать» с малышом. Особенно это важно для вечно занятых молодых отцов. Не важно, о чем вы говорите, для ребенка главное — звук вашей речи и внимание к нему;
- Помните, что плач — основной способ для новорожденного сообщить что-то окружающим. Никогда не оставляйте ребенка плакать в одиночестве, обязательно реагируйте на его сигналы;
- Пытайтесь вести диалог с малышом, не оставляйте без внимания ни одно его «слово»;
- Повторяйте звуки, которые издает ребенок, отвечайте на его лепет и агуканье;
- Обращайте внимание на то, что привлекает малыша. Называйте предметы, на которые он смотрит или реагирует разными звуками;подкрепляйте свои слова улыбкой, приветливым выражением лица;повторяйте жесты ребенка.
Как общаться с малышом до года
Любой физический контакт — массаж, гимнастика, совместное купание — важнейшая форма общения с малышом. Интересно, что с самого рождения язык тела у детей различается.
Одним нравится, когда их пеленают, другие предпочитают свободу движений. Некоторые хотят все время быть на руках, а многие — лежать в своей кроватке или специальном шезлонге.
Малыши радостно реагируют на приятные для них действия и плачут, если с ними обращаются неправильно.
Всевозможные бытовые процедуры, будь то смена подгузника или пеленание, ребенок воспринимает в первую очередь как общение. Малыш еще не может понять, что купание и гимнастика полезны для него, но радуется близости папы и мамы, их прикосновениям. Постарайтесь выполнять эти действия не машинально, а с любовью и лаской, взаимодействуйте с ребенком.
В этом вам помогут народные потешки и пестушки, которые уже много веков передаются из поколения в поколение. Они учат молодых родителей правильно заботиться о малыше и создают семейные ритуалы, столь важные для детей. Эти простые песенки сопровождают умывание, укладывание спать, зарядку и другие дела.
Пусть вас не волнует, что малыш пока не понимает слова потешек: он отлично их запомнит и свяжет с определенными действиями. Например:
- Умывание
- Водичка, водичка,
- Умой мое личико,
- Чтобы глазоньки блестели,
- Чтобы щечки краснели,
- Чтоб смеялся роток,
- Чтоб кусался зубок.
- Купание
- Кто тут будет куп-куп,
- По водичке — хлюп-хлюп?
- В ванну быстро — прыг, прыг,
- В ванне ножкой — дрыг, дрыг!
- Укладывание спать
- Вот лежат в кроватке
- Розовые пятки.
- Чьи это пятки —
- Мягки да сладки?
- Прибегут гусятки,
- Ущипнут за пятки.
- Прячь скорей, не зевай,
- Одеяльцем накрывай!
Если «родительский фольклор» дается вам нелегко, попробуйте просто общаться с крохой в течение дня, комментировать свои действия и делиться мыслями. Придумайте собственные ритуалы и сочините авторские потешки — малышу они точно понравятся!
- Что важно в общении с младенцем
- – Общаясь с малышом, старайтесь проявлять только положительные эмоции. Даже если вы испуганы непонятной сыпью на коже ребенка или содержимым его подгузника, широко улыбнитесь крохе, дайте понять, что вы рады ему;
- – Воспринимайте любые жесты и звуки малыша как попытку диалога, будь то громкий крик или сжимание кулачков;
– Внимательно следите за развитием ребенка и совершенствуйте ваше общение. Со временем малыш будет все активнее взаимодействовать с вами — улыбаться, агукать, показывать пальчиком на разные предметы.
После полугода: новый этап
С каждым месяцем общаться с ребенком все интереснее: его социальные навыки стремительно совершенствуются и усложняются. Как правило, к 6 месяцам дети могут:
- Поворачиваться на звук;
- Узнавать папин или мамин голос;
- Смотреть в глаза, когда с ними разговаривают;
- Смеяться и улыбаться вместе с взрослыми;
- Издавать множество разных звуков.
К годику уже можно ожидать от ребенка, что он:
- Внимательно слушает;
- Поворачивается на голос говорящего;
- Отзывается на свое имя;
- Произносит разные слоги;
- Показывает пальцем на интересующие его предметы;
- Улыбается в ответ на улыбку взрослых;
- Понимает простые фразы, особенно в сочетании с жестами;
- Знает названия нескольких предметов;
- Очень любит песенки и потешки;
- Отвечает что-то, когда к нему обращаются.
- Союз педиатров России определяет такие нормы речевого развития у детей:
- 1,5 – 3 месяца — агуканье, гуление;
- 4 – 6 месяцев — псевдоречевые звуки, попытки подражать интонациям;
- 6 – 9 месяцев — лепет, произношение однотипных слогов;
- 10 – 11 месяцев — лепетные слова, лепетные цепи с чередующимися слогами;
- 12 месяцев — появление первых слов, в норме может происходить в диапазоне 9 – 18 месяцев.
В возрасте 8 – 11 месяцев можно опробовать популярную на Западе жестовую систему общения с малышом. Ваша задача — придумать жесты для обозначения простых действий и предметов («есть», «пить», «больно», «подгузник», «молоко») и постоянно показывать их ребенку, сопровождая устным комментарием.
Конечно, обучение должно происходить в игровой форме и быть интересным и вам, и ребенку. Чтобы не запутать малыша, всегда используйте один и тот же жест для обозначения конкретного слова. Многим детям нравится самим разучивать жесты — помогите малышу в этом, складывая его пальчики нужным образом.
Даже если вы не собираетесь учить малыша модной жестовой системе, вам наверняка пригодятся советы, как правильно общаться с ним.
Как правильно общаться с малышом:
- Самое главное — как можно больше разговаривать с малышом. Не заботьтесь о том, что именно вы говорите, главное — интонации, искренность, выражение лица;
- Пойте песенки. Это не только развивает музыкальный слух малыша, но и облегчает запоминание различных слов. Колыбельные, детские песенки, любимые рок-арии — подойдет все!
- С малышами не зря принято говорить «специальным» высоким голосом. Исследования показывают, что маленькие дети лучше реагируют на высокочастотные звуки, поэтому можете сюсюкать без смущения. Это не помешает ребенку освоить нормальную манеру речи;
- Комментируйте все, что делаете. Например: «А сейчас мы пойдем в ванную, наберем теплой воды и будем купаться!»;
- Называйте предметы, на которые смотрит ребенок. Например: «А вот это носочки! Их надевают на ножки!»;
- Когда ребенок уже начал произносить первые слова, не поправляйте его;
- Читайте книги, даже если малыш пока не очень ими интересуется. Наблюдая за вашей артикуляцией, он будет учиться правильному произношению.
Помните, что общение с рождения — лучший вклад в теплые, дружеские отношения с подросшим ребенком. Человеческий мозг (и особенно детский!) способен на чудеса, и в один прекрасный день школьник может сказать вам: «А помнишь, когда я был совсем маленьким и лежал в люльке, ты пела мне песенку про бычка?»
Смотрите также
Источник: https://AguLife.ru/calendopedia/kak-obshatsya-s-malyshom-do-goda
Десятый месяц жизни малыша
le>
Важно предоставить своему ребенку возможность заняться исследованием и изучением всего, что его окружает, поощрять всестороннее развитие крохи.
Быстрый и ловкий!
Ваш малыш уже умеет сидеть, поворачивать корпус, наклоняться, вставать, держась за опору, и передвигаться вдоль нее, залезать на невысокие предметы (кресло, диван), присаживаться и вставать из любого положения.
Способы передвижения у детей этого возраста могут существенно отличаться: один хорошо ползает, другой передвигается, держась за опору, а третий начинает ходить самостоятельно.
Не стоит торопить события: ребенок сделает свой первый шаг, когда будет полностью к этому готов и физически, и психологически. Лучше основательно подготовиться к этому моменту, укрепляя мускулатуру, совершенствуя координацию движений и равновесие.
Для этого подойдут физические упражнения, выполнять которые нужно каждый день.
Упражнение «Маятник». Это отличная тренировка для вестибулярного аппарата, работа которого и обеспечивает сохранение равновесия при ходьбе. Возьмите ребенка под мышки и раскачивайте из стороны в сторону, как маятник. Амплитуда раскачиваний может варьировать, только соблюдайте осторожность и не напугайте малыша. Покружитесь вокруг своей оси сначала в одну сторону, потом в другую.
Упражнение «Поехали!». Посадите кроху к себе на колени и совершайте коленями подпрыгивающие движения:
Ехали мы, ехали В лес за орехами, На кочку попали – В ямку упали! Бух! (Нужно раздвинуть колени, чтобы ребенок как бы провалился в «ямку».) Другой стишок к этой игре: По кочкам, по кочкам, По бугорочкам! По узеньким тропинкам,
В ямку – бух!
Упражнение «К облакам». Держа малыша под мышки, поднимите его высоко: «Полетел самолет в небо, к солнышку!», а затем плавно опустите: «Самолетик вернулся на землю». Повторите несколько раз. Такая зарядка доставит малышу море удовольствия и положительных эмоций.
Упражнение «Соберем игрушки». На краешек дивана или журнального столика положите игрушки на небольшом расстоянии друг от друга. Чтобы дотянуться от одной игрушки до другой, кроха будет вынужден сделать маленький шажок, держась за опору.
Так он будет передвигаться, пока не осмотрит все игрушки. Можно предложить малышу складывать по одной игрушке в корзинку. Дотягиваясь до предметов, ребенок тренирует пространственную ориентацию и координацию движений.
Кроме того, взяв игрушки в руки, малыш отпускает опору, а значит – учится сохранять равновесие в положении стоя.
Игра с мячиком. Ребенок сидит или стоит. Дайте ему в руки небольшой мячик. Возьмите мяч из рук крохи, затем вновь отдайте ему, протягивая то справа, то слева, то сверху, то снизу. Повторите манипуляции 8–10 раз, не забывая при этом разговаривать с малышом, хвалить его. Хорошо, если это упражнение станет одной из любимых игр ребенка.
В период от 8–10 месяцев необходимо обеспечить малышу свободу движений, стимулировать его желание лазать, преодолевать препятствия, садиться и вставать из различных положений: детский организм нуждается в разнообразных движениях в большей степени, чем взрослый.
Десятимесячный ребенок способен координировать действия рук. Малыш раскладывает вокруг себя много различных предметов, по очереди с ними играет, разбирает предметы и находит интересующий.
Ему нравится вкладывать кубики в коробочку, маленькую матрешку – в большую.
Он может не только держать в каждой руке по игрушке, но и осуществляет с ними разные действия (стучит друг о друга, пробует ставить один предмет на другой, вкладывает меньший предмет в больший).
Для совершенствования этих навыков нужны соответствующие игрушки: кубики, стаканчики разных размеров, вкладывающиеся друг в друга; пирамидка, матрешка, деревянные бруски строительного конструктора, сортеры – емкости с прорезями для вкладывания фигурок. Прежде чем дать крохе игрушки для самостоятельной игры, нужно показать, как с ними действовать.
Кроме основных функций игрушки, ребенок может обнаружить новые способы ее применения. Колечки от пирамидки можно разбросать вокруг себя, коробку сортера – потрясти, послушав, как перекатываются внутри фигурки, а стаканчиками-вкладышами – накрывать мелкие предметы.
Понаблюдайте за игрой малыша, не мешая ему открывать новые возможности игрушек, придумывать и воплощать новые способы игры с ними.
Этот возраст интересен тем, что дети начинают копировать поведение и действия взрослых. Феномен подражания очень важен в развитии крохи – таким образом малыш познает окружающий мир, усваивает способы действия с предметами, образцы поведения в социальной среде.
Ребенок уже достаточно овладел движениями рук, кистей, пальцев и мимикой, чтобы повторять все за взрослыми.
Он протягивает руку при встрече с дедушкой (как папа!), машет на прощание ручкой или посылает воздушный поцелуй (как мама!), мешает ложкой кашу – словом, стремится совершать разные действия по примеру взрослых.
Подражая маме, папе или старшему братику, малыш будет бить по барабану, нажимать на кнопочки, качать мишку, совать ложку кукле, тереть ручки под водой.
Теперь важно показывать ребенку разные способы поведения и действий с предметами. И конечно, следить за собственными действиями и поступками, чтобы случайно не предоставить малышу нежелательный пример. На основе подражания организуйте ситуации, в которых ребенок может проявить свою самостоятельность.
Хорошие манеры. Малыш может самостоятельно пить из чашки, держа ее двумя руками. Попробуйте дать ему ложку – возможно, он будет пытаться черпать из тарелки. Предложите крохе вытереть рот салфеткой после еды.
В ванной. Дайте ребенку мочалку – пусть он натирается ею. При этом полезно проговаривать части тела: «Помой сам ручки, животик, ножки».
Изучаем окружающий мир
Возрастают любопытство и любознательность ребенка. Знакомство малыша с окружающим миром расширяет свои горизонты. Важно поощрять исследовательскую активность крохи, его стремление получить как можно больше новых впечатлений.
На прогулке. Гуляя с малышом, мама может немного рассказать ему о детях, взрослых, животных, встречающихся на пути. Можно собирать и рассматривать веточки, листочки, камешки. Обратите внимание крохи на форму и цвет собранных предметов. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья.
Это будет не только способствовать улучшению его двигательной активности, но и стимулировать развитие осязания. Возьмите несколько находок домой, чтобы их как следует изучить; только следите за тем, чтобы малыш не тянул эти предметы в рот. Пусть кроха узнает, что есть много интересного не только рядом, но и вдалеке от него.
Посмотрите вместе, как садится солнце, покажите малышу облака и тучи, рассмотрите вечернее небо: как много там маленьких звездочек, какая круглая луна.
Упражнение «Величина, форма, цвет». Приготовьте 4–6 предметов разной формы и величины: большой надувной мяч, кубики – большой и поменьше, маленькую игрушку (например, от «киндер-сюрприза»), ложку, машинку и т.д.
Подавайте предметы по очереди, называя их и обозначая цвет. Обратите внимание, как кроха держит разные предметы: большой мяч он возьмет двумя руками, маленькую игрушку – большим и указательным пальчиками, ложку зажмет в кулачке. Это говорит о том, что малыш способен координировать движения и правильно осуществлять захват предметов разного размера.
Игра «Дождик, дождик, пуще!». В этом возрасте ребенка необычайно привлекает изучение свойств воды. С водой лучше всего играть в ванной во время купания.
В детской ванночке вполне можно устроить дождь. Небольшая пластмассовая коробка легко превращается в «тучку», нужно только проделать в ней маленькие дырочки. Пусть малыш сам нальет в коробочку воды, а вы поднимите ее повыше: «Смотри, какой сильный дождь!».
Полезно переливание воды из небольшого стаканчика в ванну, пусть кроха сам попытается зачерпнуть водичку из ванны маленьким стаканчиком.
Воду можно впитать губкой. Незаметно вылейте на стол небольшое количество воды: «Ой, водичка пролилась! Давай мы сейчас вытрем лужицу! Посмотри, лужа становится все меньше и меньше. И вот стол снова сухой. Водичка впиталась в губку.
Давай ее выжмем». Предложите ребенку вытереть воду самостоятельно при помощи губки.
Таким образом, с помощью простых игр-манипуляций малыш познает разные свойства жидкости: впитывание, перетекание из одного резервуара в другой, осваивает понятия «мокрый – сухой».
Постепенно совершенствуются движения рук, что позволяет ребенку использовать предметы как орудия. Уже в 10 месяцев малыш координирует действия рук, когда каждая рука выполняет свою задачу: например, одной рукой он поднимает куклу, а другой – держится за опору. В этот период он более активно помогает при одевании: снимает носок, засовывает ногу в ботинок.
Предлагайте малышу большие предметы. Стройте вместе с ним башни из кубиков или строительного конструктора, научите нажимать на клавиши игрушечного пианино.
Тренировка мелкой моторики и развитие чувствительности пальцев влияют на интеллектуальную деятельность ребенка и развитие речи. Продолжайте устраивать крохе уроки рисования, лепки из пластилина.
Игра «Сюрприз в банке». В небольшие емкости (подойдут пластиковые контейнеры для хранения продуктов) насыпьте крупу, в каждую емкость – разную. Крупа может быть любая: гречка, рис, пшено, манка, а также бобовые – фасоль или горох. Это будут сенсорные «ванночки» для маленьких ручек. Пусть малыш запустит руку в каждую банку и пошевелит там рукой, посмотрит, как сыплется крупа сквозь пальцы.
После ознакомления с игрой усложните задание. В каждую банку с крупой заройте по небольшой игрушке. Покажите ребенку, как надо разрывать крупу, чтобы найти сюрприз. Малыша может надолго увлечь такое занятие.
Эта игра очень полезна для тренировки чувствительности пальцев. Кроме того, манипуляции с крупой обладают массажным эффектом, активизирующим рецепторы пальчиков и ладошек ребенка.
Занятие должно проходить под присмотром взрослых, чтобы малыш не ел крупу или не вдохнул ее.
Упражнение «Шнурочки-узелочки». Вам понадобятся разноцветные шнурки. Несколько шнурков оставьте без изменений, а на некоторых завяжите по 4–5 узелков. Предлагайте крохе для ощупывания и изучения то гладкие, то узловатые шнурочки, чтобы он учился сравнивать полученные ощущения.
Во время купания. Приготовьте 2–3 небольшие губки или мочалки (желательно разной фактуры). Покажите ребенку, как нужно сжимать губку, чтобы потекла вода. Малыш будет с удовольствием следовать всем вашим указаниям и гордиться своей понятливостью. Усиливая или ослабляя нажим, кроха учится координировать свои действия и укрепляет кисти рук.
Развитию мелкой моторики способствуют игры с песком, пальчиковая гимнастика – выполнение специальных упражнений для пальчиков в игровой форме, массаж ручек: поглаживание и растирание каждого пальчика, ладоней и кисти, перебирание четок из бусин и пуговиц. Перекладывание орехов, камешков, фигурных макаронин, ватных палочек помогает малышу в совершенстве освоить «пинцетный захват» (большим и указательным пальцами).
Постарайтесь, чтобы ребенок делал все обеими руками, а не только правой. Ведь в этом возрасте гораздо активнее развивается правое полушарие мозга, за которое «отвечает» левая рука. А действие двумя руками одновременно (особенно когда они выполняют разные движения) ведет к развитию межполушарных связей.
В этом возрасте кроха активно подражает жестам, выражениям лица, разным звукам, которые слышит от взрослых (смех, кашель, щелканье языком). Подражание действиям и звукам переходит в подражание словам по мере того, как ребенок учится не только произносить звуки, но и понимать обращенную к нему речь.
Горячее и холодное.
Позвольте малышу потрогать внешнюю сторону чашки с очень теплым чаем (теплым, а не горячим, чтобы ребенок не обжегся) и скажите: «Горячо! Чай горячий!», а затем кубик льда: «Холодно! Лед холодный».
Вместо этих предметов можно использовать стаканы с теплой и холодной водой, горячую кашу и холодное молоко и т.д. Важно иллюстрировать эти понятия по очереди: например, сначала горячее, затем холодное.
Вверх – вниз. Медленно поднимайте ребенка в воздух, а затем опускайте его на землю, приговаривая: «Полетели вверх!», «Опустились вниз!». Положите кубик на шкаф, затем снимите его на пол, покачайте ребенка на качелях.
Большой – маленький. Положите большой мяч рядом с маленьким, покажите ребенку в зеркале, что мама большая, а малыш – маленький.
Мокрый – сухой. Сравните влажную губку с сухим полотенцем, только что вымытые волосы ребенка – с вашими сухими волосами.
Ребенок в возрасте 10 месяцев хорошо произносит цепи парных слогов: «ма-ма», «па-па», «та-та» без назначения. Он реагирует, когда его зовут по имени, когда просят дать какой-либо предмет.
Поощрять ребенка к разговору не менее важно, чем рассказывать что-либо ему. Если даже вы еще не разбираете ни одного произнесенного им слова, внимательно слушайте лепет и отвечайте: «Ах, как интересно!» или: «Думаешь, это так?», тем самым поощряя кроху на новые речевые эксперименты.
Посадите малыша к себе на колени и раскройте книгу. Прочтите стишок, небольшой рассказ или просто расскажите, что нарисовано на картинке, чем занимаются персонажи. Попросите ребенка показать названный предмет. Если на картинке животное, расскажите, как оно «разговаривает».
Например, гусь – «га-га», собачка – «ав-ав», кошка -«мяу- мяу». Попробуйте установить связь между невнятными словами ребенка и теми предметами, которые они могут обозначать.
Когда вам трудно перевести, что у вас просит ребенок, показывайте на возможные предметы («Ты хочешь мячик? Бутылочку? Пирамидку?»), предоставляя ему шанс ответить утвердительно.
Вероятно, вы оба не раз будете близки к отчаянию, прежде чем просьбы ребенка станут более понятными, но если вы будете продолжать вести себя как переводчик, то это ускорит языковое развитие малыша. В то же время, кроха будет чувствовать удовлетворение от того, что его стараются понять.
Используя упрощенные взрослые выражения вместо детской речи, вы поможете ребенку быстрее начать говорить правильно: «Саша хочет бутылочку?» – это лучше, чем «Сяся хо ба-ба?».
Побуждайте ребенка отвечать либо словами, либо жестами, предлагайте ему выбор: «Ты хочешь хлеб или крекер?», «Ты хочешь надеть пижаму с мишкой или с машинкой?», а затем предоставляйте ему возможность жестом или голосом определить свой выбор, который затем вы должны назвать.
Малыш способен выполнять несложные просьбы и указания. В этом возрасте кроха может выполнить только одну простую команду. Вместо того чтобы попросить: «Пожалуйста, подними ложку и дай ее мне», попробуйте сформулировать просьбу в несколько этапов: «Пожалуйста, подними ложку», а когда ребенок это сделает, добавьте: «А теперь дай ложку маме».
Поощряйте вашего ребенка произносить слова, когда он использует невербальные средства общения (показывая, издавая неразборчивые звуки), чтобы выразить свое желание. Попросите его: «Скажи маме, что ты хочешь».
Малыш затрудняется с ответом? Предложите ему выбор, например: «Ты хочешь мячик или грузовик?».
Если вы по-прежнему получите невербальный ответ, назовите предмет сами: «Ах, ты хочешь мячик!», а затем передайте ему мяч.
Постарайтесь в следующий раз – таким же терпеливым и нетребовательным способом – активизировать ребенка на произношение звуков и слов.
Важные достижения десятого месяца:
- ребенок переступает вдоль опоры, залезает на невысокие предметы, садится и встает из любого положения;
- координирует движения, способен одной рукой держать игрушку, другой – держаться за опору;
- быстро и ловко берет мелкие предметы большим и указательным пальцами;
- наблюдая за взрослыми, подражает их жестам, выражениям лица, звукам;
- обогащается понятийный словарь, лепет становится разнообразнее (новые слоги, звуки, звуковые сочетания);
- начинает осознавать некоторые понятия: «горячо – холодно», «сухой – мокрый», «большой – маленький» и т.д;
- любит изучать свойства разных предметов;
- понимает и выполняет некоторые просьбы;
- осознанно произносит первые слова: «мама», «папа», «баба» и др.
Источник фото: Shutterstock
Источник: https://www.9months.ru/posle6mesiatcev/4384/desyatyy-mesyac-zhizni-malysha