Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста: с чего начать занятия

Не секрет, что ранний возраст играет особую роль в интеллектуальном развитии ребенка. Формируется первичный образ мира, ребенок начинает осознавать себя и свое место в нем. Складываются первые человеческие качества ребенка, которые в будущем станут фундаментом его характера.

Восприятие окружающего мира раннего – младшего дошкольного периода становится более субъективным – ребенок начинает испытывать к предметам и явлениям чувства, позволяющие ему отделять красивое от безобразного, интересное от неинтересного.

Интерес к познанию — отличительная особенность маленьких детей

Учитывая повышенную чувствительность психики детей к воздействию на него извне и хорошим качеством усвоения новых знаний, умений, навыков, важно уделить внимание различным аспектам его развития, в том числе – интеллектуальному. Недоработки на этом этапе могут крайне негативно сказаться на его развитии в дальнейшем.

Какие виды деятельности в этом возрасте нужно развивать в первую очередь и чему уделять особое внимание? Рассмотрим закономерности развития познавательного развития ребенка раннего возраста.

Познавательное развитие малышей — структура и особенности

Новообразования раннего возраста

Развитие активной познавательной деятельности детей раннего – младшего дошкольного возраста отмечается следующими изменениями, происходящими в структуре личности ребенка.

  1. Формирование и развитие самосознания. Ребенок начинает постепенно отделять себя от окружающего мира. У него формируются такие качества, как самостоятельность, любознательность, интерес к окружающему миру. Ему интересно все, что происходит вокруг и что его окружает в особенности.
  2. Базовое доверие к окружающему миру. Развивается в процессе взаимодействия ребенка с окружающими людьми и приобретения первого позитивного опыта.
  3. Целеустремленность. Ребенок учится направлять свою деятельность, структурировать ее для достижения собственных целей. У детей формируется понятие о том, какие именно действия необходимо совершать для получения того или иного результата и предпринимает первые попытки следовать той или иной инструкции. Целеустремлённость дает ребенку возможность понимать смысл познавательной деятельности и доводить начатое до конца. К началу дошкольного возраста это качество должно быть сформировано.
  4. Творческая деятельность. Приобретая опыт взаимодействия с окружающим миром, ребенок начинает постепенно преобразовывать его, манипулируя и экспериментируя с его содержанием. Поэтому важно поощрять его участие в творческой деятельности в любой форме.

Особенности развития детей раннего возраста

У детей раннего и младшего дошкольного возраста они выглядят следующим образом:

Из всех процессов познавательного развития раннего возраста доминирующим является восприятие.

Оно развито наиболее хорошо, но при этом еще носит непроизвольный характер. Несовершенство восприятия заключается в том, что ребенок способен уловить только отдельные качества и свойства тех или иных предметов и еще неразрывно связывает их с условиями, в которых он находится.

Восприятие — основной способ развития малышей

Воображение у детей до дошкольного возраста развито достаточно слабо и проявляется, в основном, в виде предвосхищения возможных результатов того или иного действия. Творческое воображение пока не дает знать о себе. Позитивной чертой этой особенности является неспособность к лжи, которая даст знать о себе несколько позднее.

Запоминание детей непроизвольно. В памяти ребенка откладываются только предметы, отличающиеся новизной, яркостью, контрастностью и т.д. Для успешного познавательного развития необходимо постепенно приучать его к целенаправленному запоминанию, участь отделять то, что для него значимо от того, что менее важно.

Преобладающая форма мышления – наглядно-действенное. Ребенок приобретет знания о предметах путем прямого взаимодействия с ними.

Основы сенсорного развития младших дошкольников

Примерно к полугоду у ребенка формируется автономная речь, которая впоследствии исчезает и на смену ей приходят более привычные, «взрослые» слова. Объем словарного запаса растет: к первому году жизни он составляет 10 слов, к году и восьми месяца – уже 100, в два года этот показатель возрастает до 300, а к трем годам приближается к 1000 – 1500.

К полутора годам ребенок приобретает способность говорить не отдельными словами, а уже складывать их в предложения. Их особенности таковы, что пока они довольно кратки и складываются из 2-3 слов.

Развитие речи у дошкольников — схема

Более распространенными предложениями ребенок начинает говорить ближе к третьему году. И хотя речь детей бывает далеко не всегда понятна взрослым, им чаще всего удается донести до них, в чем именно они нуждаются в конкретный момент. К началу дошкольного возраста ребенок владеет уже довольно связной речью.

Задачи познавательного развития детей на этапе раннего возраста выглядят следующим образом:

  1. Создание среды, располагающей к интеллектуальному развитию ребенка. Ребенку должны создаваться условия, располагающие к комфортным играм, взаимодействию с членами семьи и сверстниками.
  2. Развитие у ребенка интереса к окружающему миру и происходящим в нем событиям. Необходимо поощрять ребенка обращать внимание на то, что происходит вокруг, в особенности — делиться с родителями своими впечатлениями.
  3. Развитие у ребенка младшего возраста способностей к активной творческой деятельности, различных операций с предметами. В его распоряжении должны быть материалы для творчества.
  4. Расширение понятийного аппарата и представлений об окружающем мире. Для этого очень важно общаться с ребенком на простые, доступные его возрасту темы. Желательно также смотреть познавательные передачи и смотреть развивающие телепередачи.
  5. Развитие понимания причинно-следственных связей и факторов, объясняющих происходящие вокруг события. Этому очень способствуют ответы на всевозможные детские «почему». Важно относиться серьезно к любым вопросам, какими бы нелогичными они не казались.
  6. Создание условий, поощряющие в ребенке проявления самостоятельной активной деятельности. Лучше разрешить ребенку самостоятельно, пусть не с первого раза и не лучшим образом сделать то или иное действия, чем лишать его возможность проявить инициативу.
  7. Формирование доброжелательного отношения к людям и окружающему миру в целом. Ребенок младшего возраста еще слабо знаком с правилами этикета, но уже важно, чтобы он мог строить элементарные отношения с окружающими, в том числе со сверстниками, овладевал навыками общения и т.д.

Модель развивающей среды для детей 2-3 лет

Принципы интеллектуального развития ребенка. Полезные советы

Учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе деятельности  – обязательное условие правильного развития ребенка. Несмотря на то, что каждый возрастной период должен отмечаться переходом на новую ступень развития, не стоит пренебрегать ими.

Особенности развития памяти у маленьких деток

Задачи, предлагаемые ребенку раннего (дошкольного) возраста, обязательно должны соответствовать его уровню развития, учитывать его особенности и не вызывать чрезмерных затруднений. Однако не стоит забывать и о том, что ребенок быстро потеряет интерес к излишне легким заданиям. Правильный выбор сложности задания будет напрямую влиять на качество развития его волевых качеств.

Регулярность и систематичность занятий – условия успеха любой деятельности, несоблюдение которых сведет на нет всю их эффективность.

Регулярность занятий обеспечивает равномерное и полноценное развитие

Гораздо лучше проводить регулярные кратковременные занятия, чем уделять им один день в неделю.

Отношение ребенка к занятиям должно оставаться позитивным. Задачи должны быть ему интересны.

Игра для малышей — основа познания

Самостоятельность ребенка также должна оставаться непременным условием деятельности, направленной на его обучение и развитие.

Познавательное развитие детей раннего и раннего дошкольного возраста подчиняется схожим закономерностям. Зная их, можно помочь ребенку легко подготовиться к дальнейшей жизни.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/razvitie-poznavatelnoj-deyatelnosti-v-rannem-vozraste.html

Развитие познавательного интереса и познавательной мотивации дошкольников

Окружающий мир природы, замысловатые игрушки и техника пробуждают у детей интерес и увлеченность.

Они стремятся постичь технические и природные загадки, задавая вопросы взрослым и по возможности проверяя свои догадки опытным путем.

Любопытство стимулирует развитие познавательного интереса у дошкольников, суля превращение детей в пытливых личностей. Если взрослые ненароком не подрежут крылья активному стремлению к познанию… 

Как зарождается познавательный интерес у дошкольников

Познавательный интерес не формируется на пустом месте или по воле родителей. Он появляется, когда ребенок сталкивается с чем-то совершенно новым, что не укладывается в «матрицу» его познаний и опыта. Появляется удивление, озадаченность. Загадка не дает покоя дошкольнику, пока он не прояснит ключики к отгадке.

Пример. Дениска 3,5 лет увидел маленький трактор с кузовом впереди. Первое, чем поинтересовался малыш: «Почему трактор спиной вперед едет?». Выслушав ответ, он еще на всякий случай прошел сам спиной вперед несколько шагов. Затем последовал вывод: «Так водитель видит, что везет».

Ребенок увидел, как распустился цветок на подоконнике, и он уже готов поливать комнатные растения каждый день, чтобы повторить явление. Наблюдает, как бабушка месит тесто, и ему непременно хочется попрактиковаться в превращении рыхлой муки в пластичное тесто.

Дошкольник желает приобщиться к деятельности, которая будит эмоции и переживания. Даже собирание паззлов и конструкторов заинтересовывает ребенка тем, что в итоге должна получиться красивая картинка или модель.

Одни предметы и явления увлекают ребенка кратковременно, другие удерживают внимание надолго. Можно выделить основные формы проявления интереса:

  • Любопытство – первичный интерес к предмету, объекту или событию.
  • Любознательность – желание детальнее изучить предмет, найти пока еще скрытые его свойства. На этом этапе формируется радость познания нового. Исследования проводятся методом проб или при помощи вопросов.
  • Непосредственно познавательный интерес – характеризуется появлением задачи или ситуации, в которой ребенок стремится разобраться самостоятельно, понять истинную сущность явления. На этом этапе демонтируются механизмы на отдельные винтики или разбираются на составляющие куклы, чтобы узнать, что внутри.

Что удерживает познавательный интерес в дошкольном возрасте

Познавательный интерес может легко угаснуть, если его не подпитывать. Определенную роль здесь играют взрослые, побуждающие ребенка продолжать, но основные факторы, которые стимулируют на продолжение, это познавательная самостоятельность и наличие мотивации.

В процессе изучения нового происходит соединение чувств и интеллектуальной составляющей. Дошкольник испытывает чувство восхищения, узнав, что времена года в южном полушарии сменяются по другим принципам.

Радость познания нового вызывает нетерпение и полную увлеченность игрушкой или книгой, в которой присутствует новая информация. Демонтаж будильника или кухонной техники провоцирует такой азарт, что юный исследователь может не заметить родителей, наблюдающих за ним.

Небольшие опыты, которые можно провести с помощью многочисленных наборов юных физиков и химиков, заставляют замирать в предвкушении результата. И, наконец, ничто не мотивирует так на продолжение познания, как достигнутое самостоятельно решение.

Познавательная самостоятельность

Начиная с пятилетнего возраста, дошкольник все чаще задает цепочки уточняющих вопросов. Он заинтересовывается конкретным предметом или процессом, задает главный беспокоящий его вопрос, но полученный ответ побуждает его к дальнейшим исследованиям и новым вопросам.

Суть познавательной самостоятельности кроется в том, что ребенок сам, без дополнительных побуждений, испытывает готовность получать новые знания.

Старшие дошкольники могут высказывать свое несогласие с ответом, предлагать свой вариант и настойчиво выяснять, в чем их предположение ошибочно. При необходимости получить дополнительную информацию, дошкольники сами инициируют беседу со взрослым и задают вопросы, восполняя пробелы в своих знаниях.

Одно из основных условий проявления познавательной самостоятельности — достаточное развитие волевой сферы. Решая поставленную самому себе задачу, необходимо довести дело до конца, даже если встречаются препятствия: не откручиваются винтики, не совмещаются детали, не получается нарисовать так, как подсказывает воображение.

Познавательная мотивация

Мотивация – второй кит, на котором стоит познавательный интерес. Предложение взрослого на словах собрать модель или почитать книгу не имеет силы. Необходимо, чтобы ребенок был увлечен процессом сам и стремился продолжить или начать исследование.

Читайте также:  Ребенок 3 года: психология развития и особенности поведения

Формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста тесно связано с развитием произвольного внимания.

Задача, прежде заинтриговавшая ребенка, может оказаться довольно непростой для него. Чтобы продолжать заниматься ее решением, нужно удерживать внимание и помнить о цели. Это не под силу младшим дошкольникам, которые еще не научились управлять своим  вниманием.

Психологи выделяют условия, необходимые для формирования познавательной мотивации дошкольника:

  • Эмоциональная поддержка. Ребенок дольше удерживает внимание и интерес к делу, если его подбадривать, хвалить, поддерживать.
  • Активизация мыслительных процессов. Незначительные подсказки малышу, предложение проверить еще одну версию воодушевляет юного исследователя. У него появляется ближайшая цель и идеи, как ее достигнуть.
  • Обсуждение успехов и неудач, побуждение ребенка самостоятельно находить объяснения, почему получилось или не удалось найти решение.

Воспитание любознательности порождает самостоятельную привычку искать в окружающем пространстве все неизведанное и непонятное. Узнавать новое становится для ребенка потребностью и мотивирует к познавательным действиям, будь то обучение чтению или составление коллекции.

Развитие познавательных интересов у старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает взаимосвязь познавательного интереса и внимания. В этот период дети осознают, что правильный результат во многом зависит от того, насколько тщательно были учтены все детали.

Также формируется произвольность функции внимания, дети способны сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на посторонние предметы или ситуации.

Благодаря развитию познавательных процессов старшие дети больше анализируют, научаются выделять главное и абстрагироваться от незначимых признаков. С одной стороны, они более способны находить ответы на свои вопросы, но, с другой стороны, их познавательные интересы охватывают больше сфер.

На этом этапе формируется познавательный интерес к математике. Дошкольникам интересно выполнять простые арифметические действия, измерять предметы, решать логические задания.

Значительную роль в развитии познавательной активности играет поисковая и экспериментальная деятельность. Ребенок – экспериментатор. Познание мира опытным путем – его естественное состояние. Кроме того, результат, полученный в рамках эксперимента, усваивается значительно лучше, чем просто рассказ взрослого.

В процессе эксперимента старший дошкольник своими силами получает ответы на значимые в его возрасте вопросы: «Как?» и «Почему?». Можно сколько угодно рассказывать ребенку о законах аэродинамики, но он не поймет о чем идет речь, пока не запустит бумажного змея.

На прогулках или экскурсиях дети получают возможность постоянного экспериментирования: почему листик уплывает по ручью, из-за чего тает снег; увидеть, что сорванная ветка засохнет или, наоборот, пустит корни в стакане с водой.

Близка по сути к опытам исследовательская деятельность. Она включает эксперименты, но также предполагает использование коллекционирования для обучения классификации предметов по различным признакам. Собирать можно как гербарии и марки, так и фигурки из коллекции роботов.

Экскурсии помогают исследовать кусочек пространства, по которому проложен маршрут. Учебные действия заключаются в получении минимальных навыков картографии, изучении растений и повадок животных, встреченных на пути.

Роль взрослого в формировании познавательного интереса дошкольников

  • Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей и доводить дело до конца.
  • Родителям нужно позаботиться не только о том, чтобы в доме были справочники и энциклопедии, подходящие для дошкольного возраста, но и регулярно читать с ребенком материалы, обогащающие багаж знаний ребенка.
  • Основные линии работы в развитии детского познавательного интереса:
  • Поддержание стремления ребенка задавать вопросы. Выражается в благожелательном отношении и подробном разъяснении вместо коротких ответов-отговорок.
  • Дополнительное стимулирование познавательного интереса. Заключается в захватывающих рассказах, выявлении интересующих дошкольника тем, расширении ответов, выходя за пределы темы. Например, рассказывая про часы и минуты можно коснуться календаря.
  • Применение игр. Для дошкольников это основная деятельность, в которой осваиваются новые навыки. Можно строить игры в форме «вопрос-ответ» или корректировать сведения, которые ребенок использует неправильно, играя со сверстниками.
  • Поддержка дошкольника в его исследованиях. Хвалить по достижению результата и в процессе деятельности так, чтобы ребенок понимал – важны его усилия, направленные на решение задачи.
  • Помощь в освоении навыков планирования и постановки цели.

Поддержка взрослыми любознательности ребенка по отношении к любым сферам жизни приведет к наличию развитого познавательного интереса. А это хороший задаток предстоящим школьным успехам и разностороннему развитию личности на любом возрастном этапе.

Источник: https://alldoshkol.ru/osobennosti/razvitie-poznavatelnogo-interesa

Познавательный интерес дошкольников

Интерес к познанию формируется постепенно и начинает проявляться у ребёнка очень рано. Как сложится его жизнь? Будет ли он успешным человеком? Именно с момента “я не знаю, но хочу узнать” начинается путь малыша к постижению тайн и загадок окружающего мира.

Познавательный интерес—это всегда избирательная направленность действий человека. Он хочет утолить свою жажду как можно больше узнать о том, что его окружает. Постепенно заинтересованность перерастает в стремление заниматься выбранной им областью знаний, которая приносит удовольствие и удовлетворение.

 Младший дошкольник любит всё проверять на собственном опыте: трогать, дёргать, рвать, бросать. Желание познавать у старших дошкольников часто перерастает в самостоятельную творческую работу, которую почемучка выполняет с огромной радостью. 

С младенческого возраста человек начинает проявлять заинтересованность в том, что его окружает. В возрасте полугода кроха может самостоятельно искать потерянные погремушки, радоваться им.

К младшему дошкольному возрасту (около трёх лет) непоседа проявляет активность в познании.

Теперь он не просто реагирует на появление новых объектов в его жизни, но и стремится как можно больше действовать с ними: трогать, крутить, катать, пробовать на вкус.

Интерес к познанию у дошкольника проявляется в следующих формах:

  • Любопытство. Это эпизодическая, стихийная заинтересованность к незнакомому объекту или событию, свойственная малышам до шести лет (“можно ли плюшевого мишку накормить кашей”?)
  • Любознательность. Она проявляется при правильном обучении и поддерживании интереса к исследованиям у детей старше пяти лет. При этом непоседы испытывают радость и гордость, если эксперимент завершается удачно.

Пути развития интереса к познанию.

  1. Перед ребёнком ставится определённая цель, проблема (“нам нужно вырастить из фасоли растение”).
  2. С малышом обсуждается, где можно получить нужную информацию (“можно почитать в энциклопедии, или в интернете, как это сделать”).
  3. Предлагается пообщаться со взрослым человеком (“узнаем, как бабушка сажает фасоль в землю”).
  4. Обобщается опыт, который получили в ходе эксперимента (“теперь мы узнали, как можно вырастить фасоль из замоченного в воде семени”).

Для мотивации интереса к познанию следует:

  • учитывать его природную любознательность и индивидуальные особенности. Мотивировать малыша познавать окружающий мир, при этом “подогревать” его интерес к познанию совместным чтением книг, наблюдениями за живой природой, творческими играми и занятиями;
  • развивать творческие задатки;
  • давать начальные знания о нём самом и окружающем его мире. Обучать классифицировать объекты и осознавать присущие им качества. Познакомить с планетой Земля. Рассказывать о народах, которые населяют Землю, о природе и животном мире.

Характерной особенностью познавательного интереса старшего дошкольника является присутствие в его действиях волевого усилия. Иногда трудно бывает непоседе преодолеть препятствия на пути к желанной цели, проявить силу воли и завершить эксперимент. Здесь необходима помощь и поддержка взрослых.

Примерно в возрасте пяти лет малыш начинает буквально засыпать взрослых вопросами.

Ему интересно всё на свете: “почему тает снег”? “Куда улетают певчие птицы на зимовку”? “Что будет, если воду в чашке оставить на сильном морозе”? Постепенно у маленького исследователя проявляется познавательная самостоятельность.

Шестилетнему почемучке нужно самому убедиться в том, что вода под воздействием высокой температуры может превратиться в пар, или замёрзнуть на морозе.

 К семилетнему возрасту ребёнок по собственной инициативе вступает со взрослыми в разговор. При этом он уже имеет своё собственное мнение и может объяснить, в чём соглашается с воспитателями, а что считает ошибочным в их рассуждениях. 

Однако импульсивному непоседе часто трудно заставить довести начатый эксперимент до конца. Взрослым необходимо поддерживать энтузиазм ребёнка и терпеливо учить преодолевать препятствия на пути к новым открытиям.

  Игры и упражнения на развитие воображения для детей

Чтобы в малыше “проснулось” желание к эксперименту, нужно постараться его заинтересовать. Если опыт по выращиванию фасоли на подоконнике интересует малыша, то он с удовольствием включится в процесс замачивания семени в воде, наблюдения за набуханием маленькой фасоли.

Позже любопытный непоседа заметит, как она стала больше и напомнит старшим о том, что овощ необходимо посадить в землю. У шестилетнего человека развивается произвольное внимание.

Он уже способен помнить о цели эксперимента в течение долгого времени и решать проблему по мере её поступления.

Заинтересованность шестилетнего ребёнка тесно связана с особенностями его произвольного внимания. Младшие дошкольники ещё не могут долго концентрироваться на объекте, или процессе.

Младенец появляется на свет с врожденным стремлением познавать. Определённые условия существования подпитывают его познавательную активность. Внутренняя готовность к исследованию появляется у крохи не сразу и не стихийным образом.

Чтобы получить новые впечатления об окружающем малыш по мере взросления всё больше занимается поисковой деятельностью, опытами и экспериментами с предметами. Главное в такой деятельности – это знания, в ней добытые. Маленький исследователь экспериментирует всегда.

И когда кушает, и когда гуляет, и когда одевается после сна.

Младший дошкольник познаёт мир по принципу: “вижу – действую – познаю”. В три года кроха ещё не в состоянии постигнуть скрытые характеристики предметов.

Для него важны ответы на вопросы: “что”? “Для чего”? “Как”? Познавательный интерес младшего дошкольника может удовлетворяться и во время экскурсий на природе.

Например, его радуют наблюдения за повадками животных и птиц, явлениями в природе (“на нашем дереве весной распустились зелёные листочки, а осенью листья стали жёлтые и упали с дерева”).

Ко времени окончания детского сада, примерно к семилетнему возрасту, будущий школьник уже имеет обобщённые представления о явлениях, объектах, их свойствах. Он понимает, что “Земля – общий дом для всех живых существ. Её необходимо беречь и сохранять для будущих поколений”.

Чтобы творческие занятия нравились почемучке можно предпринимать следующие действия:

  1. Во время экспериментов с объектами, вещами обращать внимание малыша на его скрытые качества (“если принести снежную бабу в дом, она растает”).
  2. Пользоваться наглядным материалом: книгами с яркими иллюстрациями, проигрывателями, магнитофонами, проекторами.

Стремительное развитие информационных технологий настраивает родителей и воспитателей на то, чтобы выбрать наиболее эффективные методы обучения. Для этого на творческих занятиях используются инновационные методы.

  Занятия театрализованной деятельностью в старших группах ДОУ

С младшего дошкольного возраста, применяя конструкторы можно постепенно вводить кроху в мир многообразных форм и образов, учить и при этом не перегружать его информацией. У трёхлетки ещё непроизвольное внимание и взрослый во время игры учитывает эту возрастную особенность.

Так, например, сегодня при помощи конструктора ребёнок участвует в игре – театрализации, а завтра мастерит из него игрушку – украшение маме в подарок. Все занятия взаимосвязаны между собой. На каждом из них педагог побуждает дитя действовать и творить под руководством взрослого.

Читайте также:  Развитие моторики у детей 5 7 лет: необходимые занятия для повышения умственной активности

В старших группах детского сада используется инновационный метод проектов. Обычно ребёнок, занятый в проекте может решать творческие задачи разными способами.

При этом он упражняется в составлении коротких рассказов, производит математические вычисления, рисует, лепит, конструирует.

Так как уровни познавательного интереса у каждого дошкольника разные, то для педагога во время взаимодействия со старшими детьми важно изучить познавательный интерес каждого из них и раскрыть таланты и способности ребят.

Пример проекта “Профессии моих родных” со старшими дошкольниками.

Работа разбивалась на несколько этапов. Состояла из творческих занятий по развитию речи (познавательно – речевое развитие; экскурсия на предприятие), художественно – творческой деятельности (создание общего коллажа из рисунков и фото о профессиях родных), творческих игр.

При этом ребята знакомились с профессиями своих близких, у них появлялся интерес и желание “посмотреть своими глазами”, где работают папа, мама, бабушка, дедушка. Используя помощь взрослых дети сами составляли коллаж, пользовались компьютером, принтером. В играх моделировали ситуацию на заводе, где побывали на экскурсии.

Представляли себя сварщиками, мастерами участка.

Основная задача взрослых на этапе формирования познавательного интереса – поддерживать мотивацию дошкольника и использовать методы, помогающие удерживать внимание детей на объектах, предметах.

Вот, что могут педагоги и родители сделать для того, чтобы интерес ребёнка к познанию не угасал.

  1. Поддерживать стремление чада задавать вопросы. Это может выражаться в благожелательном отношении к крохе и подробном разъяснении всего того, что его интересует.
  2. Вместе искать ответы на вопросы в специальной литературе, например, энциклопедии. Стараться расширять тему, которая интересует дошкольника. Для обучения активно использовать игры. Почемучка любит беседы в форме “вопрос – ответ” и с удовольствием включиться в такую игру.
  3. Поддерживать дошкольника в его опытах и экспериментах. Следует хвалить малыша, если опыт удался. Ведь для него похвала значимого взрослого – путь к его будущим жизненным успехам.
  4. Можно предложить собрать коллекцию (значков, магнитиков), создать мини – музей на определённую тематику и провести там экскурсию для его сверстников и взрослых.

 Воспитание интереса к познанию с ранних лет побуждает ребёнка искать ответы на свои вопросы в ближайшем окружении, самостоятельно находить нужную ему информацию.  Постепенно интерес к познанию перерастает в потребность. Малыш охотно стремиться обучиться чтению, собрать большую коллекцию, узнать новое о своём родном городе.

alt: Развитие познавательного интереса

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/poznavatelnyj-interes-doshkolnikov

Создание условий для развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. И если мы говорим, что у ребенка нет никаких интересов, значит, пока его внутренний мир беден, впечатления случайны, поверхностны. Интерес играет очень большую роль в жизни ребенка,  регулирует его поведение.

Например, увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого ребенка поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение увлекает даже тех, кто обычно уклоняется от трудовых заданий.

Непоседа без особого напряжения делает то, что в других условиях было бы невыполнимо, если его заинтересовать игрой.

Как же развиваются детские интересы?

Пока ребенок мал, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес, а лишь заинтересованность предметами и действиями с ними.

  Детей увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия, например, катать паровоз, насыпать и высыпать песок, переливать воду и т.п. Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно, наглядно.

Поэтому очень важно создать условия, предметную среду, которая стимулировала бы развитие интереса у ребенка.

В нашем детском саду при оформлении предметно-развивающего пространства, педагоги, работающие с детьми младшего дошкольного возраста, особое внимание уделяют ярким, движущимся игрушкам, предметам издающим звук, которые можно потрогать, подержать, рассмотреть.

Педагогами  и родителями создаются удивительные развивающие книжки и коврики, увлекающие малышей, знакомящие их с миром природы, животных. Особое значение уделяются и театральной деятельности. Так, в одной из младших групп нашего детского сада,  ребят по утрам встречает озорной Петрушка.

Петрушка не только развлекает малышей, но и обращает их внимание на новые предметы, игрушки, книжки, появляющиеся в группе.

По мере роста ребенка меняется и характер его интересов. Если у малышей интерес непосредственный, неосознанный и не содержит в себе целевой установки, то у детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы.

Ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения.

Дети начинают задавать вопросы,  порой довольно не простые и требующие немедленного ответа: Почему солнце греет, а Луна нет? Зачем люди изучают планеты? Почему над рекой поднимается пар? Вопросы детей – яркий показатель, чем занята их мысль, что волнует их, каковы интересы.

Педагоги и родители  должны понимать:  для ребенка, пока еще не умеющего читать, без достаточного жизненного опыта, объяснения взрослых являются, чуть ли не единственным источником знаний, помогающим разобраться в обилии впечатлений. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему.

Как отвечать на детское «почему»,  чтобы интерес не угасал, а развивался?

Прежде всего, отношение воспитателя к детскому вопросу свидетельствует о его внимании к ребенку. Недопустимы неправильные или приблизительные ответы, вносящие путаницу в детское сознание, ведь детский вопрос – стремление к познанию нового. Педагогами часто используется прием: «А как ты сам думаешь?».

Ребенок начинает выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические, а может быть, и очень верные. Задача педагога следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ обычно находится легко и быстро.

Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!»

Поскольку в основе развития интересов лежат любознательность и наблюдательность, воспитатели нашего детского сада учат детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни.  Особое внимание в нашем детском саду уделено организации наблюдений на прогулке.

Педагогами разработаны картотеки прогулок, включающие в себя не только сезонные наблюдения за природой, но и различную экспериментальную деятельность с природными материалами (песком, глиной, почвой, осенними листьями, льдом и т.д).

Экспериментальная деятельность широко используется и в рамках НОД. Нашим воспитанникам очень нравятся опыты с водой, красками, воздухом и т.д.

Очень часто за ответом на тот или иной вопрос, педагог предлагает обратиться к книгам, к иллюстрированным энциклопедиям, разработанным специально для детей дошкольного возраста.

Чтобы развивать детские интересы, содействовать их устойчивости, воспитатель руководит деятельностью детей.

Например, на основании наблюдений и изучения детских работ, педагог видит, что одни дети инициативны, с устойчивым интересом к изодеятельности, они отображают разнообразные замыслы и в рисунках, и в лепке, и в аппликации; другие – механически повторяют то, что делали на занятиях, они менее инициативны, чем первые, и редко привносят что-либо свое, новое; третье – случайные посетители изоуголка, а если изредка рисуют или лепят, то по подражанию соседу. Поэтому и руководство деятельностью детей не может быть одинаковым.

Так у первых, педагог старается разнообразить сюжеты, оживляя в памяти детей ранее полученные впечатления, помогает уточнить отдельные детали предмета или характерные признаки отображаемого явления, предлагает заранее продумывать сюжет, композицию рисунка.

У вторых воспитатель поощряет даже небольшие проявления творчества, старается развивать стремление к выполнению задуманного, побуждает к самостоятельному поиску сюжетов.

Третьих педагог старается привлечь к изодеятельности с помощью поручений, например, рассмотреть и расставить по местам детские работы, помочь оформить выставку, подготовить необходимые материалы.

Жизнь детей в любом детском саду наполнена не только интересным, но и обязательным.

Маленькому ребенку постоянно приходится преодолевать трудности: одеваться, зашнуровывать ботинки, мыть лицо, оставлять игру и идти на занятие.

Все это далеко непросто, не только потому, что малыш не имеет достаточной сноровки и самостоятельности, но и потому, что это не всегда совпадает с его настроением и желанием

Задача воспитателя – подводить детей к преодолению трудностей, опираясь на интерес. Помогают преодолению детского «не хочу» такие приемы, как «Делай как я», «Помоги мне, ребятам!», «Кто скорее?». Ребенка, как известно, привлекает роль помощника взрослого, ему нравится делать что-то вместе с ним наравне или, например, соревноваться.

Формирование интересов происходит более успешно, если воспитатель осуществляет индивидуальный подход к детям. У каждого из поступивших в детский сад уже есть зачатки каких-либо интересов, возникших под влиянием семейного воспитания и окружающей среды.

Так, например, один тянется к книгам, и его можно видеть чаще всего в книжном уголке,  другой — к строительным играм, третий любит рисовать, четвертый не дождется, когда будет музыкальное занятие и т.д.

Нельзя забывать и о том, что у детей наряду с положительными интересами могут возникать отрицательные, выражающиеся, например, в безделье, в стремлении к развлекательству.

В таких случаях педагог старается переключать внимание ребенка на положительные примеры, организует наблюдения за доступными фактами современности, трудом взрослых, природой и животными, привлекает к полезным делам для группы, побуждает к добрым поступкам.

Формирование интересов происходит в сочетании со всеми сторонами воспитания детей при целенаправленном руководстве педагога.

Какую бы учебно-воспитательную задачу ни решал педагог, он одновременно содействует возникновению положительных детских интересов и их развитию: от неустойчивых – к устойчивым, от поверхностных – к более глубоким, от случайных, непосредственных – к целенаправленным, опосредствованным.

Оформляя предметно-пространственной среду, педагоги  детского сада стремятся к тому, чтобы каждый предмет в группе являлся частью развивающего пространства, стимулировал активность детей, формировал целенаправленные интересы.

Так во многих группах нашего детского сада, оформлены тематические альбомы и лэпбуки — интерактивные папки для детей на заданную тему, собрана видеотека развивающих мультфильмов о природных явлениях, планетах, городах и странах и т.

д.

Дополнительная общеобразовательная программа «Горница», реализуемая в нашем детском саду, способствует развитию интереса к истории родной страны, к традициям русского народа, к фольклорным произведениям.

Особый интерес вызывают у детей выставки и мини-музеи, оформляемые совместно педагогами, родителями и воспитанниками.

С большим интересом ребята рассматривают выставки предметов русского быта, народных промыслов, традиционных русских кукол.

Довольно часто интересы, сформированные в детском саду, выходят и за его пределы, продолжают развиваться в семье, в учреждениях дополнительного образования, в школе.

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/sozdanie-uslovij-dlya-razvitiya-poznavatelnogo-interesa-u-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Развитие познавательного интереса детей дошкольного возраста

Подробности

Порохнина Анастасия Александровна, магистрант 3 курса по программе «Управление в образовании» ИСГО МПГУ, г. Москва [email protected]

Аннотация: в статье раскрывается специфика и способы развития познавательного интереса детей дошкольного возраста. Автор акцентирует внимание на рассмотрении возможности развития творческих способностей в процессе познавательной деятельности с помощью применения игровых методов.

Ключевые слова: познавательный интерес, дошкольник, педагог, творческая познавательная деятельность, игра.

Одним из основных показателей становления личности дошкольника является познавательный интерес, уровень развития которого в значительной мере определяет продуктивность процесса обучения. Важность развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений.

Читайте также:  Роль родителей в развитии речи детей: как заниматься с ребенком с первых дней жизни

Психолого-педагогический аспект изучения сущности понятия «познавательный интерес» дает основание говорить о том, что он является сложным, многокомпонентным образованием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте. Познавательный интерес – важнейшая область общего феномена интереса.

Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущности стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей.

Познавательные интересы значительно влияют на интенсивность личностного развития. Эффективность процесса повышается, если познавательные интересы развивать с младшего дошкольного возраста. Данное положение определяет педагогическую целесообразность.

Ядром познавательного интереса является интеллектуальный (когнитивный) компонент. Он характеризуется поисковой направленностью в процессе образовательной деятельности, стремление ориентироваться в новой ситуации, поиском путей решения поставленных учебных задач.

В состоянии интереса у ребенка возникает подъем всех его сил, а это, в свою очередь, вызывает у него стремление к объекту своего интереса, готовность преодолевать те или иные трудности, в связи с чем улучшаются результаты его работы, деятельность проходит продуктивнее, дает удовлетворение.

Для ребенка личностно-значимым становится результат познавательной деятельности.

Степень развития познавательного интереса дошкольника зависит от близости содержания исследуемой проблемы ребенку и его опыта (социального и познавательного). Исследования в области дошкольного образования, показали, что у детей дошкольного возраста развитие познавательного интереса возможно посредством:

  • использования современных информационных технологий;
  • экспериментирования;
  • игровой деятельности;
  • проблемно-игровыми технологиями;
  • знаково-символическими средствами.

Таким образом, творческая познавательная деятельность выделяется как оптимальная форма организации учебно-воспитательного процесса, так как творчески организуемая образовательная деятельность рассматривается как наиболее соответствующая потребностям и возможностям дошкольников. В этой связи особое внимание занимает игровая деятельность детей.

Следовательно, деятельность дошкольников желательно строить на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с дошкольниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории детей.

Исходя из значимости игровой деятельности для развития познавательных интересов, выделяются общие условия применения игры в процессе воспитания детей дошкольного возраста:

  • необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов;
  • понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности;
  • необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий;
  • создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры.

Из вышеперечисленного следует, что для развития познавательного интереса дошкольников необходимо использовать активные методы обучения, например, как игровые методы, которые помогают усилить познавательную активность.

Список литературы:

  1. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – СПб: Питер, 2005. – 295 с.
  2. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. – М.: Педагогические науки, №8, 2013. – С. 192-195.
  3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб: Логос, 1999. – 420 с.
  4. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 2001. – 352с.

Источник: http://journal.preemstvennost.ru/10-03-2016/1301-razvitie-poznavatelnogo-interesa-detej-doshkolnogo-vozrasta

Методы развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Познавательный интерес является значимым фактором обучения, определяющим мотив учебно-познавательной деятельности дошкольника.

С.Л.Рубинштейн утверждал, что интерес является и предпосылкой обучения, и его результатом. Обучение опирается на интерес детей, и оно же формирует его.

У детей старшего дошкольного возраста образуются «сезонные» интересы, увлечения, которые держатся в течении некоторого, не очень длительного периода, сменяясь затем другими.

Для развития и поддержания активного интереса к той или иной деятельности очень важно, чтобы деятельность давала материализованный результат, новый продукт и чтобы отдельные звенья ее отчетливо выступали перед ребенком как ступеньки, ведущие к цели. [13,с.81].

Познавательный интерес помогает связывать личные и общественные ценности. Ребёнок избирает из многообразия общественных ценностей то, что соответствует его интересам.

Знакомство детей с окружающим миром, радость первых «открытий», первых «потому», до которых ребенок дошел сам, удивление безграничным разнообразием форм, оттенков, звуков, запахов — все, это служит пищей для разума.

Если не руководить детским восприятием окружающего мира, если оставлять без внимания многочисленные вопросы, многое остается для ребёнка непонятным, по многим вопросам постепенно, но совершенно бесследно исчезает интерес. [19,с.20].

Познавательный интерес — это эффективный инструмент педагога, позволяющий сделать процесс обучения привлекательным, который активизирует детское мышление и заставляет волноваться и переживать, увлеченно работать. [7,с.2].

Формированию познавательного интереса способствуют разнообразные средства: совершенствование методов обучения, разработка и распространение методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры непосредственной образовательной деятельности, расширение форм самостоятельной работы детей, активизация учебной деятельности, а также обновление содержания. [2,с.35].

Для того чтобы активизировать учебную деятельность дошкольников необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности.

Рассмотрим подробнее методы, которые способствуют творческому усвоению знаний и, как следствие, повышению интереса к познавательной деятельности.

Метод проблемного изложенияявляется переходным от исполнительской к творческой деятельности.

На определенном этапе обучения воспитанники еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, поэтому воспитатель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца.

И хотя дети при таком методе не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. [21,с.69].

Частично — поисковый метод (эвристический) имеет следующие признаки: знания не предлагаются в готовом виде, их нужно добывать самостоятельно; воспитатель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; дети под руководством воспитателя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично поискового потому, что дети не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала до конца. Поэтому часть знаний сообщает педагог, а часть добывается самостоятельно детьми посредствам решения поставленных вопросов или разрешения проблемных заданий.

Исследовательский метод характерен тем, что воспитатель вместе с детьми формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания не сообщаются, дети самостоятельно добывают их в процессе решения проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов.

Средства для достижения результатов также определяют сами дети; деятельность воспитателя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; познавательный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно — обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о мотивационной функции любого метода обучения.

Опытом работы педагогов и наукой, накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на формирование положительных мотивов учения, они стимулируют познавательную активность, одновременно содействуя обогащению представлений детей учебной информацией. [21,с.70].

Основным источником интересов к самой учебной деятельности является, прежде всего, ее содержание.

Для того чтобы содержание оказало особенно сильное стимулирующее влияние, оно должно отвечать целому ряду требований, сформулированных в принципах обучения (научность, связь с жизнью, систематичность и последовательность, и так далее). Однако имеются некоторые специальные приемы.

К ним в первую очередь можно отнести создание ситуации новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы.

С этой целью педагоги подбирают специальные приемы, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес у всей общественности страны. В этом случае дети значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и от того относятся к ним с большим интересом. [14,с.78].

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления.

Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими. [16,с.97].

Одним из приемов, входящих в метод эмоционального стимулирования учения, является прием создания на занятии ситуаций занимательности — введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.

В роли приема, входящего в методы формирования интересов к учению, выступают и занимательные аналогии, например, при рассмотрении крыла самолета проводятся аналогии с формой крыльев птицы, стрекозы.

Эмоциональные переживания вызывают путем применения приема удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, демонстрируемого на занятии, грандиозность цифр — все это неизменно вызывает глубокие эмоциональные переживания у детей. [15,с.53].

Одним из приемов стимулирования является сопоставление научных и житейских толкований отдельных природных явлений.

Для создания эмоциональных ситуаций в ходе занятий большое значение имеет художественность, яркость, эмоциональность речи педагога, а также, создание ситуации познавательного спора. Спор вызывает повышенный интерес к теме.

Включение детей в ситуации споров не только углубляют их знания по соответствующим вопросам, но и невольно приковывает их внимание к теме, а на этой основе вызывает новый прилив интереса к познанию. Создать ситуацию познавательного спора можно на любом занятии и вне его.

Для этого специально предлагается высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения. [18,с.38].

К игровым методам обучения, которые направлены, на формирование познавательного интереса к окружающему миру относятся: дидактические игры, эпизодические игровые приёмы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия), интеллектуальные игры (развивающие), задачи головоломки. Именно игра является тем пространством, в котором ребёнок познаёт мир. [17,с.97].

Среди всех педагогических технологий, создающих наиболее благоприятные условия развития познавательного интереса, игра — наиболее доступное каждому педагогу средство. Игра давно уже используется как средство возбуждения интересов к учению. Д. Б. Эльконин назвал игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека».

Также в дошкольном образовательном учреждение как средство развития познавательного интереса можно рассматривать проектную деятельность. Основной целью проектного метода в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Содержание проектной деятельности определяется темой, целями и образовательными задачами и реализуется в различных видах детской деятельности и формах организации образовательной деятельности.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенной практической проблемой (темой). [20,с.144].

Таким образом, методы, которые способствуют повышению интереса к познавательной деятельности является Метод проблемного изложенияявляется переходным от исполнительской к творческой деятельности Частично — поисковый метод Исследовательский метод, игровой В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s26668t11.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]