Социальное развитие малыша: важная часть жизни ребенка и его родителей

Ричард Брэнсон (Richard Branson), миллиардер и основатель Virgin Group, однажды сказал: «Если бы вы спросили всех людей на планете о том, кто дал им лучший совет в жизни, держу пари, ответ большинства был бы „мама“». Полагаем, что оставшиеся упомянули бы папу. Так чему же нужно научить детей, чтобы спустя много лет они с благодарностью вспоминали вас в своих интервью?

Мы в AdMe.ru уверены, что ваши дети вырастут достойными людьми, а для того чтобы они точно сказали вам спасибо за хорошее воспитание, возьмите на вооружение эти 9 важных уроков, которые никогда не поздно им преподать.

1. Готовить еду

Джули Охана (Julie Ohana), социальный работник и кулинарный терапевт, убеждена: приготовление еды помогает выражать любовь и развивать навыки общения. Это чистейший акт альтруизма, который приносит счастье и чувство единения с людьми. Так почему бы не научить этому детей?

Тем более, узнавая, из чего готовятся блюда, ребенок быстрее поймет разницу между полезной и вредной едой, станет более осознанным в выборе продуктов и, возможно, на секунду задумается перед покупкой очередного гамбургера в компании друзей.

Джейми Оливер (Jamie Oliver) считает, что детей нужно привлекать к кулинарным делам с раннего возраста. Для того чтобы малыши полюбили готовить, начните с простых рецептов, разрешайте им трогать и нюхать продукты и, главное, не жалейте времени на разъяснения и уборку после подвигов юных шеф-поваров.

2. Проявлять ласку

Техасский психолог Карл Пикхардт (Carl Pickhardt) рассказывает, что многие дети, переходя в подростковый возраст (9–13 лет), отказываются от тактильных проявлений своих чувств, а иногда перестают и принимать их со стороны взрослых. Так они подчеркивают свою «взрослость», но при этом рискуют потерять бесценную способность к невербальной близости.

Можно помочь ребенку сохранить способность к физическому выражению эмоций. Для этого в переходном возрасте следует все так же выражать свою любовь прикосновениями, но в менее нежной форме. Похлопывания по плечу, массаж ног после тренировки, недолгие объятия при встрече — отличные варианты. Спустя время повзрослевший ребенок сможет вернуться к объятиям и поцелуям.

Умение тактильно проявлять свои чувства поможет ребенку в будущем создавать доверительные отношения с людьми, чувствовать себя более удовлетворенным и легче справляться со стрессом.

3. Зарабатывать деньги на удовольствия

Если вы желаете ребенку финансового благополучия, следует сделать 2 вещи: преподать ему основы финансовой грамотности и научить трудиться. Уже с 3 лет можно рассказывать малышу о том, что такое деньги, как они появляются в семье и почему нельзя купить все, что есть в магазине. При должном воспитании к 7 годам сформируются правильные установки, связанные с деньгами.

Прививать любовь к труду можно, прося их о помощи в мелких домашних делах, покупках, уходе за котом. При этом не стоит платить ребенку за помощь по дому. Кимберли Палмер (Kimberly Palmer), автор книг о материнстве, уверена: дети должны выполнять бытовые задания не из-за денег, а потому что они являются частью семьи и разделяют ее заботы.

В возрасте 10–14 лет, когда ребенок уже умеет трудиться и знает ценность денег, стоит помочь ему найти занятие, за которое он получит денежное вознаграждение.

Это может быть помощь соседке, продажа собранной на даче клубники, несложные курьерские поручения.

Заработанные деньги позволят ребенку почувствовать радость от финансовой независимости и обеспечат дальнейшее стремление к ней.

4. Быть счастливым в одиночестве

Психотерапевт и лектор Северо-Восточного университета США Эми Морин (Amy Morin) утверждает, что каждому человеку необходимо научиться проводить время в одиночестве. Эта практика повышает работоспособность, увеличивает креативность и спасает от психических расстройств. Человек, умеющий быть один, лучше чувствует свои потребности и потому более успешен в их удовлетворении.

Учиться с удовольствием проводить время в своей компании необходимо с ранних лет. Дети, которые могут пару часов обходиться без общения, развлекая себя самостоятельно, во взрослой жизни оказываются более независимыми и находят достойных спутников жизни, так как не цепляются за первого встречного, только чтобы не быть в одиночестве.

К тому же самостоятельные дети более творческие и инициативные, что является еще одним весомым аргументом за то, чтобы перестать придумывать ребенку тысячу и одно занятие и позволить ему сделать это самому.

5. Не стесняться быть настоящим

У совсем маленьких детей нет проблем с выражением себя. Они говорят и делают то, что чувствуют, не стараясь угодить или понравиться. Однако эти непосредственные малыши довольно быстро смекают: иногда выгоднее скрыть эмоции и «побыть хорошим», чтобы получить желаемое: вторую конфету, поход в кино или хорошее папино настроение.

За подавленными эмоциями следуют увлечения, как у других, не привлекающая внимание одежда, страх возразить учителю и боязнь нелепо станцевать на дискотеке в летнем лагере. Для того чтобы подростковый конформизм не перерос в полную потерю себя, родителям следует всегда быть открытыми к любым проявлениям настроения ребенка и принимать его разным.

Когда дети уверены в том, что негативные эмоции и странные желания не отдаляют их от близких людей, они и во взрослом возрасте сохраняют смелость в решениях и творческий подход к жизни.

6. Быстро адаптироваться к переменам

Если у малыша есть склонность все контролировать и желание знать наперед, что будет дальше, будет нелишним разговор о том, что неопределенность — это естественная часть жизни. Родителям нужно научить ребенка принимать жизненные перемены, не бояться непредсказуемых событий, быть готовым к приятным и не очень сюрпризам.

Позитивный взгляд на перемены и готовность к ним помогут ребенку в будущем быстро приспосабливаться к самым серьезным изменениям: переездам, сменам мест работы, расставаниям и новым отношениям. Легкое отношение к неожиданностям должно прививаться с детства, чтобы однажды закрытие любимого кафе возле дома не стало причиной депрессии.

7. Терпеть, чтобы получить больше

Терри Моффит (Terrie E. Moffitt), доктор психологических наук Университета Дьюка, предоставила результаты исследований, которые доказывают, что способность детей к самоконтролю в раннем возрасте влияет практически на все сферы жизни: от личного дохода до — представьте! — скорости старения.

Это подтверждает и небезызвестный стэнфордский зефирный эксперимент. Участвовашие в нем дети, которые преодолели искушение съесть лакомство сразу, чтобы получить впоследствии в 2 раза больше, показывали в дальнейшем более высокий уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью.

Если вы научите ребенка проявлять терпение в очередях и долгих прогулках, а также во время выполнения энергозатратных школьных заданий, то через пару десятков лет у вас будут все шансы гордиться его успехами. Объясните малышу, что большая мечта требует методичного и спокойного достижения маленьких целей, а иногда — элементарной способности подождать чуть дольше.

8. Заботиться о более слабых

Дети по умолчанию получают много внимания и заботы. Для безболезненного превращения из всеобщего маленького любимца во взрослого человека важно с раннего возраста учить ребенка тому, что можно не только принимать заботу, но и проявлять ее.

Постарайтесь найти кого-то, над кем малыш сможет взять шефство. Идеальным вариантом будет домашнее животное: кот, маленькая собачка, хомячок. Кормление Барсика и прогулки с Мухтаром будут с раннего возраста воспитывать в ребенке ответственность. Однако помощь родителей все-таки потребуется, чтобы ребенок не переутомился и не объявил протест.

Если в семье несколько детей, старший может ухаживать за младшими. Только не нужно радостно перекладывать на него уход за остальными детьми. Ребенок не должен выполнять родительские функции. От него требуются только забота, ласка и помощь маме в несложных делах по уходу за младшими детьми.

9. Следить за чистотой тела

Вопрос детской гигиены всегда стоит очень остро. Если младенца можно искупать без особых проблем, то с ребенком постарше, который умеет сопротивляться и убегать, дела обстоят сложнее. Тем не менее стоит проявить терпение и научить ребенка за собой ухаживать.

Очень важно не акцентировать внимание на дурном запахе («Не ребенок, а поросенок!») или грязных зубах («Не будешь чистить — сгниют!»), а сместить фокус в сторону удовольствия от водных процедур.

Вкусная зубная паста, мультяшная щетка, яркие мягкие полотенца, шампунь с запахом шоколада, веселые купальные традиции — подобные вещи сделают так, что ребенок сам будет радостно бежать в ванную комнату.

Кроме того, нужно не только научить ребенка получать удовольствие от процесса, но и объяснить, почему важно хорошо пахнуть, рассказать о связи чистоплотности и уважения к окружающим. Тогда ваш малыш точно не превратится в очередного пахучего дядю из метро.

За какие бесценные уроки вы благодарны своим родителям?

Источник: https://adme.ru/svoboda-psihologiya/psihologi-nazvali-vazhnye-uroki-kotorye-detyam-dolzhny-prepodat-roditeli-a-ne-zhizn-1826315/

» Социальное развитие дошкольников: этапы, факторы, средства

Всем известно, что детство является особенным и неповторимым периодом в жизни каждого. В детстве не только закладываются основы здоровья, но и формируется личность: её ценности, предпочтения, ориентиры. То, как проходит детство ребёнка, непосредственно отражается на успешности его будущей жизни. Ценным опытом этого периода является социальное развитие.

Психологическая готовность малыша к школе во многом зависит от того, умеет ли он строить общение с другими детьми и взрослыми, правильно с ними сотрудничать. Немаловажно для дошкольника и то, как быстро он приобретает знания, соответствующие его возрасту. Все эти факторы являются залогом успешной учёбы в будущем.

Далее о том, на что необходимо обращать внимание при социальном развитии дошкольника.

Что же означает термин «социальное развитие» (или «социализация»)? Это процесс, при котором ребёнок перенимает традиции, ценности, культуру общества, в котором он будет жить и развиваться. То есть, у малыша происходит базовое формирование первоначальной культуры. Социальное развитие осуществляется с помощью общения со сверстниками и взрослыми.

Общаясь, ребёнок начинает жить по правилам, стараясь учитывать свои интересы и собеседников, перенимает конкретные поведенческие нормы. Среда, окружающая малыша, также непосредственно влияющая на его развитие, — не просто внешний мир с улицами, домами, дорогами, предметами.

Среда — прежде всего это люди, которые взаимодействуют между собой по определенным правилам, главенствующим в обществе. Любой человек, встречающийся на пути ребёнка, привносит в его жизнь что-то новое, таким образом, непосредственно или косвенно формируя его. Взрослый демонстрирует знания, навыки и умения в отношении того, как вступать в контакт с людьми и предметами.

Ребёнок, в свою очередь, наследует увиденное, копирует его. Используя такой опыт, дети учатся общаться в своём маленьком мире друг с другом.

Читайте также:  Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста: как научить ребенка дружить

Известно, что личностями не рождаются, а становятся. А на формирование полноценно развитой личности большое влияние оказывает общение с людьми. Именно поэтому формированию умения ребёнка находить контакт с другими людьми родителям следует уделять достаточно внимания.

В видеосюжете педагог делится опытом социализации дошкольников

«а знаете ли вы, что главный (и первый) источник коммуникативного опыта малыша — его семья, которая является «проводником» в мир знаний, ценностей, традиций и опыта современного общества.

именно от родителей можно узнать правила общения со сверстниками, научиться свободно общаться.

позитивный социально-психологический климат в семье, тёплая домашняя атмосфера любви, доверия и взаимопонимания поможет малышу приспособиться к жизни и чувствовать себя уверенно».

этапы социального развития ребёнка

  1. Младенчество. Социальное развитие начинается у дошкольника ещё в младенческом возрасте. При помощи мамы или другого человека, который часто проводит время с новорождённым, малыш постигает азы общения, используя средства общения, как мимика и движения, а также звуки.
  2. От шести месяцев до двух лет.

    Общение малыша с взрослыми становится ситуативным, что проявляется в виде практического взаимодействия. Ребёнку нередко нужна помощь родителей, какие-то совместные действия, за которыми он обращается.

  3. Три года. В этом возрастном периоде малыш уже требует общества: он хочет общаться в коллективе сверстников.

    Ребёнок входит в детскую среду, приспосабливается в ней, принимает её нормы и правила, а родители в этом активно помогают. Они подсказывают дошкольнику, как нужно поступать, а как не следует: стоит ли брать чужие игрушки, хорошо ли жадничать, нужно ли делиться, можно ли обижать детей, как быть терпеливым и вежливым, и прочее.

  4. От четырёх до пяти лет. Этот возрастной отрезок характеризуется тем, что малыши начинают задавать бесконечно большое количество вопросов обо всём на свете (на которые не всегда находится ответ и у взрослых!). Общение дошкольника становится ярко эмоционально окрашенным, направленным на познание.

    Речь малыша становится главным способом его общения: используя её, он обменивается информацией и обсуждает с взрослыми явления окружающего мира.

  5. От шести до семи лет. Коммуникация ребёнка приобретает личностную форму. В этом возрасте детей уже интересуют вопросы о сути человека.

    Этот период считается наиболее важным в вопросе становления личности и гражданственности ребёнка. Дошкольник нуждается в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании взрослых, ведь они — образец для подражания.

    Глядя на взрослых, шестилетки копируют их стиль общения, взаимоотношений с другими людьми, особенности их поведения. Это начало формирования своей индивидуальности.

Что влияет на социализацию малыша?

  • семья
  • детский сад
  • окружение ребёнка
  • детские учреждения (детский сад, развивающий центр, кружки, секции, студии)
  • деятельность ребёнка
  • телевидение, детская пресса
  • литература, музыка
  • природа
  • Всё это составляет социальную среду ребёнка.
  • Воспитывая малыша, не забывайте о гармоничном сочетании разнообразных путей, средств и методов.

Социальное воспитание и его средства

Социальное воспитание дошкольников — важнейшая сторона развития ребёнка, ведь дошкольный возраст — самый лучший период развития малыша, развития его коммуникативных и моральных качеств.

В этом возрасте происходит наращивание объёмов общения со сверстниками и взрослыми, усложнение видов деятельности, организация совместной деятельности со сверстниками.

Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с целью позитивного развития личности человека, его духовно-ценностной ориентации.

Перечислим основные средства социального воспитания дошкольников:

  1. Игра.
  2. Общение с детьми.
  3. Беседа.
  4. Обсуждение поступков ребёнка.
  5. Упражнения для развития кругозора.
  6. Чтение.

Главный вид деятельности детей-дошкольников и действенное средство социального воспитания — это сюжетно-ролевая игра. Обучая малыша таким играм, мы предлагаем ему определенные модели поведения, действия и взаимодействия, которые он может проигрывать.

Ребёнок начинает задумываться о том, как происходят отношения между людьми, осознают смысл их труда. В своих играх малыш имитирует чаще всего поведение взрослых.

Он создаёт вместе со сверстниками игры-ситуации, где «примеряет на себя» роли пап и мам, докторов, официантов, парикмахеров, строителей, водителей, бизнесменов и т. д.

«Интересно, что имитируя разные роли, ребёнок учится выполнять действия, согласовывая их с нравственными нормами, господствующими в социуме. Так малыш бессознательно готовит себя к жизни в мире взрослых».

Такие игры полезны тем, что играя, дошкольник учится находить решения разным жизненным ситуациям, в том числе и решать конфликты.

«Совет. Чаще проводите для ребёнка упражнения и занятия, развивающие кругозор малыша. Знакомьте его с шедеврами детской литературы и классической музыки. Изучайте красочные энциклопедии и детские справочные издания. Не забывайте беседовать с ребёнком: малыши тоже нуждаются в разъяснении своих поступков и советах родителей и педагогов».

Социальное развитие в детском саду

Каким образом детский сад влияет на успешную социализацию ребёнка?

В детском саду:

  • создана специальная социально-формирующая среда
  • организовано общение с детьми и взрослыми
  • организованы игровая, трудовая и познавательная деятельность
  • реализуется гражданско-патриотическая направленность
  • организовано взаимодействие с семьёй
  • внедрены принципы социального партнерства.

Наличие этих аспектов предопределяет положительное влияние на социализацию ребёнка.

Есть мнение, что ходить в детский сад вовсе не обязательно. Однако помимо общеразвивающих занятий и подготовки к школе, ребёнок, которых ходит в детский сад, ещё и социально развивается. В детском саду для этого созданы все условия:

  • зонирование
  • игровое и учебное оборудование
  • игры
  • дидактические и учебные пособия
  • наличие детского коллектива
  • общение с взрослыми.

Все эти условия одновременно включают дошкольников в интенсивную познавательную и творческую деятельность, которая обеспечивает их социальное развитие, формирует навыки общения и становление их социально-значимых личностных характеристик.

Ребёнку, не посещающему детский сад, не просто будет организовать сочетание всех вышеперечисленных развивающих факторов.

Развитие социальных навыков

Развитие социальных навыков у дошкольников положительно влияет на их деятельность в жизни.

Общая воспитанность, проявляющаяся в изящных манерах, лёгкое общение с людьми, умение быть внимательным к людям, стараться понимать их, сочувствовать, помогать – важнейшие показатели развитости социальных навыков.

Немаловажным ещё является и умение говорить о собственных потребностях, правильно ставить цели и добиваться их. Для того чтобы направить воспитание дошкольника в правильное русло успешной социализации, предлагаем следовать аспектам развития социальных навыков:

  1. Покажите ребёнку социальные навыки. В случае с младенцами: улыбнитесь малышу – он ответит вам те же. Так произойдёт первое социальное взаимодействие.
  2. Разговаривайте с младенцем. На звуки, издаваемые малышом, отвечайте словами, фразами. Так вы установите контакт с младенцем и вскоре научите его говорить.
  3. Учите ребёнка быть внимательным. Не стоит воспитывать эгоиста: чаще давайте ребёнку понять, что у других людей тоже есть свои потребности, желания, заботы.
  4. Воспитывая, будьте ласковы. В воспитании стойте на своём, но без криков, а с любовью.
  5. Научите ребёнка уважению. Поясните, что предметы имеют свою ценность и к ним необходимо относиться бережно. Особенно, если это чужие вещи.
  6. Научите делиться игрушками. Это поможет ему быстрее обзавестись друзьями.
  7. Создайте круг общения для малыша. Стремитесь организовывать общение малыша со сверстниками во дворе, дома, в детском учреждении.
  8. Хвалите за хорошее поведение. Ребёнок улыбчив, послушен, добр, мягок, не жаден: чем не повод похвалить его? Он закрепит понимание того, как лучше себя вести, и приобретён нужные социальные навыки.
  9. Беседуйте с ребёнком. Учите дошкольников общаться, делиться переживаниями, анализировать поступки.
  10. Поощряйте взаимопомощь, внимание к детям. Обсуждайте чаще ситуации из жизни ребёнка: так он научится азам нравственности.

Социальная адаптация детей

Социальная адаптация – обязательное условие и итог успешной социализации дошкольника.

Происходит она в трёх сферах:

  • деятельность
  • сознание
  • общение.
  1. Сфера деятельности подразумевает собой разнообразие и усложнение видов деятельности, хорошее владение каждым её видом, её понимание и владение ею, умением проводить деятельность в различных формах.
  2. Показатели развитой сферы общения характеризуются расширением круга общения ребёнка, углублением качества его содержания, владение общепринятыми нормами и правилами поведения, умением использовать разные его формы и виды, подходящие для социального окружения ребёнка и в социума.
  3. Развитая сфера сознания характеризуется работой по формированию образа собственного «Я» как субъекта деятельности, осмыслением своей социальной роли, формированием самооценки.
  4. При социализации ребёнок, одновременно с желанием делать всё, как делают все (овладение общепринятыми правилами и нормами поведения), проявляется желание выделиться, проявить индивидуальность (развитие самостоятельности, собственного мнения). Таким образом, социальное развитие дошкольника происходит в гармонично существующих направлениях:
  • социализация
  • индивидуализация.

В том случае, когда при социализации устанавливается баланс между социализацией и индивидуализацией, происходит интегрированный процесс, направленный на удачное вхождение ребёнка в социум. Это и есть социальная адаптация.

Социальная дезадаптация

Если при вхождении ребёнка в определённую группу сверстников не происходит конфликта общепринятых стандартов и индивидуальных качеств ребёнка, то считается, что он адаптировался к среде.

Если такая гармония нарушается, то у ребёнка может проявиться неуверенность в себе, замкнутость, подавленное настроение, нежелание общаться и даже аутизм.

Отверженные некой социальной группой дети бывают агрессивными, неконтактными, неадекватно оценивающими себя.

Бывает так, что социализация ребёнка осложняется либо замедляется по причинам физического или психического характера, а также в результате негативного влияния среды, в которой он растёт.

Результатом таких случаев становится появление асоциальных детей, когда ребенок не вписывается в социальные отношения.

Такие дети нуждаются в психологической помощи или социальной реабилитации (в зависимости от степени сложности) для правильной организации процесса их адаптации в общество.

Выводы

Если постараться учесть все стороны гармоничного воспитания ребёнка, создать благоприятные условия для всестороннего развития, сохранять доброжелательные отношения и способствовать раскрытию его творческого потенциала, то процесс социального развития дошкольника будет успешным. Такой ребёнок будет уверенно себя чувствовать, а значит, будет успешным.

Источник: https://paidagogos.com/sotsialnoe-razvitie-doshkolnikov-etapyi-faktoryi-sredstva.html

Эмоциональное и социальное развитие ребенка: с рождения до 3 месяцев

Ко второму месяцу своей жизни, Ваш ребенок будет проводить большую часть своего времени, наблюдая и слушая окружающих его людей. Он узнает, что они будут развлекать и успокаивать его, кормить его, создавать комфортные условия. Он хорошо себя чувствует, когда они ему улыбаются, и, кажется, инстинктивно знает, что он может улыбаться тоже.

В первые месяц жизни ребенок будет стараться сделать примитивные усмешки и ужимки. Затем, во время второго месяца, эти движения превратятся в настоящие знаки удовольствия и дружелюбия.

Улыбка ребенка

Видели ли Вы уже его истинную улыбку? Это главный поворотный момент для Вас и для Вашего ребёнка.

В случае, если у Вас возникли какие-либо сомнения, все бессонные ночи и беспорядочные дни этих первых недель внезапно покажутся стоящими того при виде той первой улыбки, и Вы будете делать всё, что в Ваших силах, чтобы сохранить появление этих улыбок.

Со своей стороны, Ваш ребенок вдруг обнаружит, что, просто шевеля губами, у него с Вами может быть двустороннее общение, так как его улыбки приносят ему ещё больше внимания, чем обычно, и, благодаря им, он чувствует себя хорошо.

Улыбчивость так же даст ему другой способ, помимо плача, чтобы выразить свои потребности и обрести какой-то контроль над тем, что с ним происходит.

Чем больше ребенок заинтересован Вами и Вашими улыбками, и со временем остальным огромным миром вокруг него, не только будет повышаться его умственное развитие, но и тем более он будет отвлекаться от внутренних ощущений (голод, газ, усталость), которые когда-то гораздо больше влияли на его поведение. Его возрастающая социализация является ещё одним доказательством, что он получает удовольствие и ценит эти новые впечатления. Расширение его мира с этим опытом является не только веселым для Вас обоих, но также и важным для его общего развития.

Сначала Вам может показаться, что на самом деле Ваш ребенок улыбается мимо Вас, не встречая Вашего взгляда, но не позвольте этому взволновать Вас. То, что он смотрит не на Вас, дает ему некоторый контроль и защищает его от перегрузки Вами. Это его способ воспринять общую картину, не будучи «пойманным» Вашими глазами.

Таким образом, он может уделять одинаковое внимание Вашей мимике, звуку Вашего голоса, теплу Вашего тела, тому, как Вы его держите.

В процессе того, как Вы будете узнавать друг друга, он будет постепенно задерживать Ваш взгляд на более и более длительные периоды, и Вы будете находить способы повышения его «терпения» — возможно, держа его на расстоянии, регулируя уровень Вашего голоса, или изменяя Ваши выражения.

мастер «разговоров улыбками»

К трем месяцам ребенок будет мастером «разговоров улыбками». Иногда он будет начинать «общение», обращаясь к Вам широкой улыбкой и булькающим звуком, чтобы привлечь Ваше внимание.

В других случаях он будет лежать в ожидании, смотря на Ваше лицо, пока Вы первыми ему не улыбнетесь, и затем излучит Вам обратно свой полный энергии ответ. Все его тело будет участвовать в этих диалогах. Его руки будут широко открыты, одна или обе руки будут подняты, и его руки и ноги будут двигаться в такт ритму Вашей речи.

Его мимика также будет отображать Вашу. Когда Вы говорите, он может открывать свой рот и расширять глаза, а если Вы высунете свой язык, он может сделать то же самое!

Реакция на голоса

Конечно, Ваш ребенок, вероятно, не будет вести себя так же дружелюбно со всеми. Как и взрослые, Ваш ребенок будет предпочитать определенных людей остальным. И его избранниками, конечно, будут его родители.

Затем, примерно в три-четыре месяца он станет заинтригованным другими детьми. Если у него есть братья или сестры, Вы увидите, как он сияет, как только они начинают с ним разговаривать. Если он услышит детские голоса на улице или по телевизору, он может повернуться, чтоб найти их.

Это увлечение детьми будет увеличиваться в процессе того, как он будет становиться старше.

Избирательное поведение ребенка

Бабушки и дедушки или хорошо знакомая няня могут получить первую нерешительную улыбку, подкрепленную воркованием и разговором тела, как только они поиграли с ребенком некоторое время.

С другой стороны, незнакомцы могут получить не более, чем любопытный взгляд или мимолетную улыбку. Это избирательное поведение говорит Вам, что даже в таком раннем возрасте, он начинает разбираться, кто есть кто в его жизни.

И хотя сигналы являются едва различимыми, нет никаких сомнений в том, что он становится привязанным к близким ему людям.

Важная роль

Эти безмолвные обмены любезностями могут показаться не больше, чем игрой, но эти ранние обмены играют важную роль в социальном и эмоциональном развитии Вашего ребенка.

Быстрыми и полными энтузиазма реакциями на его улыбки, и частым увлечением его в эти «разговоры», Вы дадите ему понять, что он важен для Вас, что он может доверять Вам, что у него есть определенный контроль в его жизни.

Распознавая его реплики, и не глядя в сторону, когда он «говорит», Вы также покажете, что Вы заинтересованы в нем и цените его. Это способствует его развивающейся самооценке.

Основные уровни потребности ребенка

По мере того, как Ваш ребенок будет расти, способ общения между Вами двоими будет меняться вместе с его потребностями и желаниями. На основе повседневных наблюдений, Вы обнаружите, что у него есть три основных уровня потребностей, каждая из которых отображает разные стороны его личности:

Неотложная потребность

Когда его потребности являются неотложными – когда он голоден или ему больно, например – он даст Вам знать это своим особым способом, возможно, крича, хныча, или используя отчаянный язык тела. Со временем вы научитесь распознавать эти сигналы так быстро, что обычно Вы сможете удовлетворить его практически до того, как он сам поймет, чего хочет

Наблюдение за ребенком

Пока Ваш ребенок мирно спит, или когда он оживлен и развлекает себя, Вы можете чувствовать себя убежденными, что удовлетворили все его потребности на данный момент. Это даст Вам прекрасную возможность отдохнуть или позаботиться о других делах.

Времена, когда он играет сам с собой, предоставляют Вам прекрасную возможность понаблюдать – на расстоянии – как он развивает новые важные способности, такие, как научиться играть самому, достигать и выслеживать объекты, манипулировать руками.

Эти действия подготовят почву для обучения успокаивать самого себя, которые будут помогать успокаиваться и, в конечном счете, спать всю ночь. Это особенно важные умения, которым нужно научиться детям, у которых колики или которых трудно успокаивать.

Чего же хочет ваш ребенок?

Каждый день будут периоды, когда очевидные потребности Вашего ребенка удовлетворены, но он всё ещё нервничает и суетится. Он может давать Вам знать об этом, хныча, с помощью волнительных движений, или вспышками бесцельной деятельности между моментами покоя.

Вероятно, он даже не будет знать, чего он хочет, так что любая из определенных реакций может помочь успокоить его. Игры, разговоры, пение и ходьба могут помочь иногда; в других случаях просто изменить его положение или дать ему перенервничать может быть самой успешной стратегией.

Вы также можете заметить, что, хотя конкретный отклик на мгновение успокаивает его, вскоре он становится ещё более суетливым и требует ещё больше внимания. Этот цикл нельзя нарушить, пока Вы не дадите ему поплакать несколько минут, или не отвлечете его, заняв чем-то другим – например, выведя его на улицу или начав кормить.

Так как испытания такие, как эти, могут быть, благодаря им Вы оба будете узнавать друг о друге многое. Вы будете знать, как Ваш ребенок любит, чтоб его потрясли, какие смешные лица и голоса ему доставляют больше всего удовольствия, на что ему больше всего нравится смотреть.

Он узнает, что ему надо сделать, чтоб получить Ваш отклик, насколько сильно Вы стараетесь угодить ему, и где находятся границы Вашего терпения.

Взрослеем

Со временем периоды острых потребностей Вашего ребенка будут сокращаться, и он сможет развлекать себя сам на более продолжительно. От части, это происходит потому, что Вы учитесь предвидеть и оберегать его от многих проблем до того, как ему становится не комфортно.

Но, кроме того, его нервная система развивается, и, в результате, он сам лучше справляется с повседневными стрессами. С улучшением контроля над своим телом, он сможет делать больше вещей, чтоб развлечь и утешить себя, и он будет испытывать меньше разочарований.

Периоды, когда, кажется, что удовлетворить его сложнее всего, вероятно, не исчезнут полностью на протяжении нескольких лет, но в процессе того, как он становится более активным, будет легче отвлечь его.

В конечном итоге, он должен научиться справляться с такими периодами самостоятельно.

Защищенность

В эти первые месяцы не бойтесь испортить Вашего ребёнка чрезмерным вниманием. Наблюдайте за ним внимательно и оперативно реагируйте, когда он нуждается в Вас. Может, Вы и не можете успокоить его каждый раз, но никогда не помешает показать, насколько Вы беспокоитесь о нем.

На самом деле, чем быстрее и более последовательно Вы успокаиваете Вашего ребенка в течении этих первых шести месяцев, тем менее требовательным будет, когда станет старше. В этом возрасте, он нуждается в частом успокоении, чтобы чувствовать себя и Вас в безопасности.

Помогая ему установить это чувство защищенности сейчас, Вы закладываете основу для уверенности и доверия, которые позволят ему постепенно отделиться от Вас и стать сильным, независимым человеком.

Источник: https://enkid.ru/socialnoe-razvitie-rebenka.html

Родители и дети

Большинство семей имеют одного-трех детей, большее число детей характерны для Востока. Число детей в семьях, а также взаимоотношения родителей н детей, определяются и социальным статусом семьи, и тем, в городе или деревне живет эта семья, и многим другим.

Большое значение для отношений родителей и детей имеет и то, желанные это дети, или нет.

К сожалению, из-за неграмотности родителей, а зачастую и их бедности, нежеланный ребенок — явление довольно распространенное в слаборазвитых странах.

Но мы будем рассматривать те семьи, где ребенок приносит радость, где его ждали и наконец все позади, вот он в кроватке. семья образование любовь интеллектуальный

Воспитание ребенка в принципе начинается сразу после рождения, а возможно, еще в утробе, т.е. тогда, когда ребенок начинает хоть как-то воспринимать окружающий мир.

В наших семьях чаще всего с ребенком возится мать и, соответственно, она в основном и занимается воспитанием. В то время, как и сыну, и дочери требуется общение с отцом, требуется и мужское воспитание. Но мужчины работают, да и традиционно воспитание детей считается женским делом.

Воспитание очень тесно связано с педагогикой, можно сказать, что это в какой-то степени одно и то же. Есть люди, способные к педагогической деятельности, есть абсолютно бездарные, есть средние. Но дети рождаются у всех, и проблема воспитания с одинаковой силой встает перед всеми.

Существует множество пособий по воспитанию детей, каждое из которых выражает определенную концепцию, причем зачастую эти пособия противоречат друг другу.

Но воспитание детей, формирование их личности, нельзя сводить к жесткому набору правил, это очень индивидуальное дело, хотя, конечно, есть общие принципы.

Взаимоотношения родителей и детей зависят от возраста. Когда ребенку два года — это одно, когда десять — другое, когда пятнадцать — то совсем другое. Каждому возрасту соответствует формирование определенных «параметров» личности. И каждый из этих периодов накладывает большую ответственность на воспитателей, ибо все, вложенное в ребенка, когда-нибудь обязательно проявится в его поведении.

Считается, что основной характер, тип поведения и т.п. у ребенка сформировывается примерно в первые три года.

Но опять же, разные концепции воспитания отдают приоритет разным возрастным интервалам, некоторые самым важным считают период внутриутробный, еще до рождения ребенка.

В принципе, это вполне оправдано, поскольку в последние месяцы беременности ребенок отчетливо слышит все, что происходит вокруг, наряду с этим он очень тонко воспринимает эмоциональное состояние матери.

Некоторые традиции делят жизнь человека на 7-летние интервалы:

  • 0-7 младенчество
  • 7-14 детство
  • 14-21 отрочество
  • 21-28 юность
  • 28-35 молодость
  • 35-42 зрелость
  • 42-49 стабильность
  • 49-56 поворот
  • 56-63 преклонность
  • 63-70 угасание
  • 70-77 затухание
  • 77-84 пассивность
  • 84-91 инертность
  • 91-98 старость
  • 98 — … долголетие.

Формирование человека формально завершается к периоду юности, недаром с 21 года уже разрешают участвовать в выборах.

Функции же воспитателей практически завершаются к 14 годам.

Конечно, человек в той или иной степени всю жизнь чему-то учится и так или иначе воспитывается, но важность и значимость заложенного в детстве несопоставима со всем последующим опытом.

Тем более, что после 14 лет (примерно) ребенок становится гораздо более самостоятельным и его дальнейшее формирование происходит уже под влиянием не столько семейных факторов, сколько внешних.

Конечно, в какой-то мере эти сроки условны и зависят как от местности проживания, так и от индивидуальных особенностей ребенка.

Считается, что самый трудный возраст — это т.н. «переходный» возраст, т.е.

примерно отрочество в данной классификации, когда развиваются репродуктивные функции организма, что вызывает резкие перепады настроения, рост агрессивности, повышенные требования к независимости и т.д. — «гормоны бесятся».

На практике сейчас, особенно в южных странах и областях, этот сложный возраст сдвинут вниз года на 2 и начинается лет в 12, заканчиваясь уже годам к 18.

Но все дело в том, что мнение об особой трудности данного возраста не совсем верно, о чем речь пойдет далее.

Рассмотрим начальные периоды жизни отдельно:

1) дети до семи лет. Конечно, название «младенчество» для этого периода звучит несколько непривычно, однако будем исходить из того, что дети в этот период все же очень зависимы от взрослых чисто в бытовом плане, а кроме того, они так или иначе находятся с ними в очень тесном контакте.

Большое значение имеет то, где проводят дети основное время: в детских учреждениях или с мамой (или бабушкой). На вопрос о том, где же воспитывать лучше, единого ответа нет.

С одной стороны, с детства привыкая к коллективу, ребенок будет более раскован, более общителен, он научится себя вести в различных ситуациях со сверстниками, будет более самостоятельным, более ответственным за свои поступки.

С другой стороны, в детских садах воспитание зачастую сводится к полной унификации детей, подавлению их личности, стремлению воспитателей максимально облегчить себе жизнь ценой ущемления свободы и интересов детей.

Кроме того, ребенок сразу попадает в жестокий мир борьбы за существование, он должен быть постоянно готов отражать нападения сверстников, защищать себя и свои вещи. Такое положение на сильных и наглых действует возбуждающе, они еще больше наглеют и, чувствуя свою безнаказанность, становятся заядлыми хулиганами.

А слабые, тихие и добрые становятся забитыми, покорными и закомплексованными или сами становятся агрессивными и жестокими.

Что касается положения детей в семье, то тут важны очень многие факторы: и тип семьи (о чем говорилось ранее), и общий уровень родителей, и наличие бабушек и дедушек, отношений родителей с ними, и многое другое.

Дети в этом возрасте много капризничают, они еще не понимают, что можно, а что нельзя. Родители должны сделать так, чтобы ребенок обязательно их слушался. Сделать это можно разными способами: можно страхом, наказаниями и руганью, а можно объяснить, поговорить, даже договориться о чем-либо.

Конечно, второй путь сложнее, он требует терпения, времени, сил и некоторого умения, но зато он позволяет родителям чувствовать себя увереннее и спокойнее, поскольку ребенок не будет нарушать договор. Вообще маленькие дети очень любят, когда с ними разговаривают, как со взрослыми.

Они будут стараться оправдать доверие, будут держать свое слово. Разумеется, перед ними должен быть пример родителей, если же они будут видеть, что родители обманывают друг друга, нарушают свои обещания, какие-то запреты и т.п.

, то и дети будут делать то же самое и родители не смогут ничего с этим поделать.

Ребенок обязательно будет проверять родителей на твердость, он постарается выяснить свой статус в семье, свое влияние на родителей. Статус ребенка может быть ниже родителей (ребенок должен беспрекословно подчиняться, он не имеет права на собственное мнение и т.д.

), наравне с родителями (демократическая семья, где уважаются интересы каждого, в т. ч.

и ребенка, несмотря на его маленький возраст) и выше родителей (избалованный и эгоистичный ребенок, который не знает слова «нельзя» и все желания которого выполняются родителями, а не то ребенок устраивает истерику и все равно добивается своего).

Не приходится сомневаться, что демократическая семья оптимальна, хотя создать ее не так-то просто. Но жить в такой семье, конечно, приятнее, да и ребенок вырастает более развитым, более свободным, что хорошо и для него, и для общества.

2) дети от семи до четырнадцати лет. Верхняя граница примерно совпадает с началом переходного возраста, нижняя — с началом обучения в школе.

Если ребенок воспитывался в детском саду, то переход к школьному воспитанию проходит практически незаметно. А вот если ребенок воспитывался дома, то смена статуса может сказаться на нем очень сильно.

Конечно, многое зависит от характера ребенка и от того, какое положение он занимает в семье (см. выше).

Уровень развития ребенка тоже имеет большое значение: одно дело, когда придя в первый класс, ребенок не умеет ничего, и другое, когда он уже и читает, и считает.

Мир школы мало чем отличается от мира дошкольных учреждений, разве что более жесток, поскольку дети становятся старше. Для родителей этот период, пожалуй, самый спокойный, характер ребенка сформировался и жизнь течет спокойно и однообразно. Конечно, воспитание должно продолжаться непрерывно, но уже не требует от родителей прежних усилий и изобретательности.

В этот период родители должны стараться установить максимальный контакт с ребенком, вместе ходить гулять, в кино и театры, обсуждать это, отвечать на вопросы, т.е.

формировать интеллектуальный облик ребенка. Родители должны сделать так, чтобы ребенок им доверял, не скрывал от них свои проблемы.

Фактически в этот период закладывается фундамент всех последующих отношений между родителями и детьми.

3) дети после четырнадцати лет. Примерно в этом возрасте дети вступают в период полового созревания. Период этот имеет существенные особенности: ребенок становится раздражительным, подчеркнуто независимым, перестает слушаться, часто попадает в дурные компании.

Разумеется, все эти неприятные явления протекают у разных подростков с разной силой. Очень большое значение имеет положение ребенка в семье, наличие или отсутствие его контактов с родителями.

Тут как раз и проявляется все то, что было заложено в отношения в прошлом периоде.

Родители должны с пониманием относиться к появляющейся независимости детей, они не должны ущемлять их самостоятельность, настырно лезть в дела своего ребенка.

Если до этого родители и ребенок тесно общались, доверяли и уважали друг друга, то скорее всего этот переходный возраст пройдет незаметно.

Если же ребенок рос «на улице», то теперь он будет проводить там все больше времени, зачастую попадая в плохие компании.

В этом возрасте у ребенка, с одной стороны, обостряется чувство индивидуальности, он не терпит никакого принуждения, а с другой стороны, он боится быть не похожим на сверстников, боится, что его не примут в компанию и поэтому часто подстраивается под эту компанию, даже если сам он и не такой. Многие подростки ищут себе пример для подражания, часто таким примером становятся старшие и более сильные ребята.

Что касается девочек-подростков, то и они часто становятся неуправляемыми, хотя, конечно, у девочек стремление к лидерству, к самоутверждению выражено слабее.

В переходном возрасте дети (впрочем, это уже и не совсем дети…) начинают интересоваться противоположным полом, у них возникает много вопросов. Если ребенок имеет контакт с родителями, он задаст эти вопросы им, и они должны ответить спокойно и откровенно. В противном случае ребенок будет получать ответы от сверстников, а у тех далеко не всегда верные представления по этому вопросу.

Родители должны с чуткостью и вниманием отнестись к первой любви их ребенка, но нельзя допытываться, давать указания, а уж тем более запрещать.

Есть еще один серьезный аспект сексуального воспитания. В сознании многих мужчин физическая близость однозначно ассоциируется с фактором обладания, насилием и унижением партнера.

И даже вроде бы влюбившись и очень ревностно оберегая честь своей избранницы, такие мужчины в отношении прочих женщин позволяют себе высказывания более чем грязные (и неважно, что заочно).

И все самые смачные ругательства в сущности сводятся к угрозе полового сношения.

Конечно, можно предположить, что в основе этого лежит присущий самцам многих животных принцип «метить территорию», а люди перенесли этот принцип и на женщин, вступил в связь — значит, она уже твоя. Но соответствует ли такое отношение званию Человека?

Я считаю, что важнейшим аспектом воспитания подростков должно быть именно формирование их правильного отношения к физической близости. Они должны ясно и однозначно понять, что сношение ни в коей мере не является способом унижения для одного и способом самовозвышения для другого. И что угрозы подобного рода по сути просто безграмотны.

Источник: https://studwood.ru/607982/psihologiya/roditeli_deti

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]