Возрастные особенности детей: как вести себя с ребенком на каждом этапе взросления

Для каждой мамы ее любимый сыночек всегда остается малышом. Она помнит каждый момент его жизни: от рождения до первых значимых побед. И, зачастую, начавшийся переходный возраст у мальчика застает маму врасплох. Это сложный период открытий, как для ребенка, так и для родителей. Нарушается выстроенный годами семейный уклад, на смену покою и безмятежности приходят ссоры, крики, непонимание и глухая стена обид с обеих сторон. С какого возраста начинается переходный возраст у мальчиков? Как пройти это серьезное испытание? Как вести себя с подростком? Можно ли пережить переходный возраст сына и остаться с ним друзьями? На все эти вопросы мы попробуем ответить в нашей статье.

Когда начинается переходный возраст у мальчиков?

Переходный возраст у мальчиков наступает у всех по-разному и зависит, в первую очередь, от физиологических особенностей ребенка — а именно от работы гормональной системы. Именно половые гормоны отвечают за ту перестройку организма, которая ведет к внешним и внутренним изменениям мальчиков.

Также немаловажную роль на вхождение в пубертатный период влияют условия жизни, уровень физического развития, эмоциональное и психическое состояние ребенка, наследственность и даже этническая принадлежность. Достаточно серьезное влияние на сроки созревания мальчиков оказывают пагубные привычки — курение, алкоголь и др.

Эти факторы затормаживают процесс полового развития, т. к. угнетают гормональную систему ребенка.

Как правило, начало пубертатного периода у мальчиков находится в пределах 10-12 лет, и к 15 годам юноша становится половозрелым. Однако, полное взросление организма происходит только к 23-25 годам. Эти показатели являются усредненными и отклонения от нее на 2-3 года не являются критичными.

Признаки переходного возраста у мальчиков

Родители, воспитывающие юношей часто задаются вопросом — когда начинается переходный возраст у мальчиков и каковы признаки начала этого периода. Переходный возраст у мальчика это достаточно длительный процесс, который условно можно вместить во временные рамки с 9 до 17 лет.

Пик этих изменений в основном приходится на 12-14 лет. Если придерживаться официальной терминологии психологов, то переходный возраст – это временной отрезок, в течение которого у ребенка происходит половое созревание, сопровождающееся бурным физическим развитием и чрезмерной выработкой гормонов.

Очень понятная формулировка, не так ли? Но на самом деле все непросто. Подросток, который еще вчера был милым и ласковым сыном, вдруг становится замкнутым, агрессивным, даже истеричным в некоторых моментах.

Грубит по любому поводу, стесняется своей внешности и стремится всеми силами позиционировать себя, как взрослый самостоятельный мужчина, абсолютно независимый от родителей. Он кажется сам себе чужаком в этой семье и мире в целом.

Главная задача родителей это поддержать и суметь принять ребенка со всеми его изменениями, страхами и комплексами. Ведь он по-прежнему остается вашим сыном, который не может справиться с внезапно навалившимся на него взрослением.

Физиологические особенности переходного возраста у мальчиков

Трудный возраст у ребенка начинается с физической перестройки организма, которая сопровождается следующими признаками:

  1. Резкий скачок в росте. С 12 лет мальчик может ежегодно прибавлять в росте до 10 см. Активно растут кости и развиваются мышцы.
  2. Потеря в весе. За счет усиленного роста организм ребенка не успевает усваивать и откладывать про запас полезные вещества и микроэлементы. Все силы тратятся на рост костей, поэтому в переходный период у мальчиков наблюдается недостаток веса, в некоторых случаях даже дистрофия.
  3. Изменения рельефа тела. Фигура подростка начинает формироваться по типу «мужской», плечи становятся шире, а бедра уже.
  4. «Ломка» голоса. Голос грубеет, становится ниже по тональности. Обычно этот процесс растягивается на 1-2 года до окончания полового созревания.
  5. Рост волос на теле. Волосы начинают расти в интимной зоне и подмышках. Позже появляется пушок над верхней губой и растительность на руках и ногах.
  6. Увеличение половых органов. С 10 до 13 лет происходит увеличение половых органов, появляется пигментация мош онки.
  7. Появление угревой сыпи на лице и теле. Активная работа сальных желез провоцирует угри и черные точки на лице, с которыми некоторые подростки борются годами, у других все проходит через несколько месяцев.
  8. Неконтролируемое семяизвержение во сне. В переходном возрасте мальчик сталкивается с таким явлением, как поллюции. На самом деле это абсолютно нормальный этап взросления.

Психологические проблемы переходного возраста у мальчиков

промежуток времени в организме юноши происходят колоссальные преобразования, к которым все еще детская психика не успевает адаптироваться. Организм бунтует и проявляет себя весьма разнообразно:

  1. Эмоциональная нестабильность. Внезапная смена настроений, от затишья до бури –привычная ситуация в доме, где есть подросток. Обычное замечание провоцирует, то слезы, то желание поспорить.
  2. Грубость. Послушный ребенок в одночасье превратился в грубияна и циничного хама. Все его слова несут ярко негативный окрас. От грубости страдает все окружение юноши: родители, братья и сестры, сверстники, учителя.
  3. Агрессия. Недовольство собой и неприятие своего нового изменившегося тела во многих случаях выливается в агрессию на окружающих. У некоторых это всего лишь школьные драки за лидерство в классе, а у других серьезные правонарушения с приводами в милицию. Хочется отметить, что агрессия все-таки естественное проявления в переходном возрасте у мальчика. Он становится мужчиной и примеряет на себя жизненную модель поведения, в этот момент закладывается его будущая мужская стратегия. Конечно же, нужно уметь отличать естественную агрессию, помогающую определиться с ролью в жизни, от ее крайних проявлений — жестокости и стремлению к правонарушениям.
  4. Влечение к противоположному полу. Неожиданно для себя юноша начинает испытывать непреодолимое влечение к девушкам. В этот момент закладываются основные нормы поведения с противоположным полом. Ошибки и отказы воспринимаются резко и болезненно.
  5. Суи цид. Для подростка это кажется самым легким выходом из замкнутого круга непонимания и проблем. К сожалению, в России, с каждым годом увеличивается процент подростковых самоубийств.

Особенные проблемы доставляет родителям попытки мальчика доказать всему миру свою мужественность. Подросток начинает позиционировать себя как взрослый мужчина, происходит стремительная переоценка ценностей и смена жизненных ориентиров.

Он пытается самостоятельно решить все вопросы, преодолеть в одиночку встречающиеся трудности.

И эти попытки всегда очень тревожат родителей, ведь как только мальчик сталкивается с вопросом, решение которого ему не по силам из-за нехватки жизненного опыта, он становится еще более агрессивным и замкнутым.

Ошибки в поведении родителей ребенка переходного возраста

  1. Лояльность и безоговорочное принятие ситуации

Столкнувшись с изменениями в своем ребенке, родители кидаются к источникам информации. В короткий промежуток времени они прочитывают статьи в интернете, книги именитых психологов, проводят блиц-опрос друзей и родственников, которые в свое время пережили проблемы переходного возраста. К сожалению, из всего этого обилия сведений, они выносят основную мысль – переходный возраст не вечен, нужно любить и терпеть. Такие родители остаются невозмутимы, столкнувшись с грубостью ребенка в свой адрес, спокойны, когда сын приносит из школы одни двойки или не ночует дома. Они занимают позицию наблюдателя и терпеливо ждут, когда к ним вернется их милый и добрый ребенок. Эта роль является в корне неверной и провальной!

Да, подростку требуется много любви. Да, он нуждается в понимании и терпении. Но не ждите, что переходный возраст закончится так же внезапно, как начался и все вернется на круги своя.

Ребенок меняется и уже никогда не будет прежним! Ему, как воздух, необходима помощь, советы, наставления и жизненные ориентиры. Без них он не сможет сориентироваться в, ставшем таким незнакомым и чужим, мире.

Именно от родителей зависит, шагнет ли подросток во взрослую жизнь гармоничной и счастливой личностью.

Другой вариант ошибочного поведения родителей, приводящий к серьезным проблемам с подростком – это проявление излишней строгости.

Такие родители придерживаются деспотичной манеры воспитания, считают, что все трудности переходного возраста надуманы и источником их появления являются недостатки в воспитании.

Они в жесткой и безапелляционной форме подавляют в подростке упрямство, своеволие, стремление к самостоятельности. Ребенок в такой семье чувствует себя отвергнутым и непонятым, и видит два выхода из ситуации: подчиниться или сопротивляться.

И тот и другой вариант не приводит к гармонизации личности. Подчинение, подавление подростка как личности – это прямая дорога к суи циду. Сопротивление родительской воле может привести к наркотикам, алкоголю и, как следствие, проблемам с законом или даже гибели ребенка.

Как пережить переходный возраст у мальчика и остаться друзьями?

Физиологические и психоэмоциональные изменения делают переходный возраст у мальчика очень трудным периодом в жизни.

Как помочь ему преодолеть это тяжелое время? Как не потерять свой авторитет и остаться друзьями? Каждый родитель задает себе эти вопросы. Трудно быть настоящим другом подростку, но попытаться все-таки стоит.

Рано или поздно все родительские попытки будут вознаграждены открытой и счастливой улыбкой повзрослевшего сына.

Доверительные отношения с ребенком – это та база, на которой строится хрупкое взаимопонимание в переходном возрасте. Конечно же, выстраивать эти отношения необходимо с раннего детства. Если сделать это не получилось с малышом, то, скорее всего не получится и с подростком.

Неважно кому ребенок больше доверяет, папе или маме, главное, что этот человек существует. И именно через него должны доноситься все важные моменты и решения. Так они будут легче восприниматься и приниматься к действию. К переходному возрасту необходимо готовиться заранее — слушайте своего сына.

Каким бы загруженным не выдался день, выделите полчаса на общение с ребенком. Это время должно принадлежать только ему и вам. Никаких вопросов о школе, никаких нравоучений. Тема и течение разговора определяются ребенком, а родитель должен быть активным слушателем и восторженным зрителем.

Сделайте такое общение ежедневным, хорошей традицией родом из детства, тогда подросток будет легко и естественно рассказывать о своих делах и проблемах.

Интересы подростка должны стать интересами родителей. Очень часто родители не знают, чем увлекаются их дети. Многие называют только компьютер, даже не подозревая какие сайты, попадают в разряд часто посещаемых. Разделяйте все интересы детей, делайте это искренне.

Если сын увлекается ездой на велосипеде, покупайте железного коня себе и катайтесь вместе по выходным. Плаванье, игра на музыкальных инструментах, починка автомобиля – все это должно стать вашим совместным хобби.

Только так можно сохранить хрупкую связь взрослый-ребенок, которая в большинстве случаев рвется в подростковом возрасте. Особое место в жизни подростка, особенно мальчика, занимают друзья, которых родители обязательно должны знать в лицо. Хорошо, если все друзья вхожи в дом.

Это позволяет родителям ненавязчиво держать окружение сына под контролем.

Социальные сети– самый главный конкурент родителей в борьбе за душу подростка. В современном мире без социальных сетей не обходится ни один взрослый человек, что уж тогда говорить, о стремящихся во всем подражать родителям, детях. Если у ребенка появилась своя страничка, то обязательно добавьтесь к нему в друзья.

Читайте также:  Особенности развития детей 3 4 лет: как меняются физические показатели и поведение ребенка

Делать это нужно в возрасте 8-10 лет, когда дети еще легко пускают родителей в свою жизнь. В дальнейшем это позволит незаметно заглянуть в тайные мысли и страхи взрослеющего человечка. Всегда просматривайте, чем живет в интернете подросток, что его интересует, какие посты он выкладывает. Эта внимательность в некоторых случаях позволит уберечь ребенка от многих пагубных увлечений.

Много споров ведется о вреде интернета и компьютерных игр. На эту тему снято и выложено много роликов, подростки, убившие своих родителей из-за запрета на компьютерные игры, нередко стали мелькать в криминальных новостях.  Избежать этих проблем поможет четкое регламентирование времени, которое можно потратить за компьютером.

Подросток должен знать, сколько времени ему разрешено провести за компьютером. И никакие мольбы, и уговоры на этот регламент влиять не должны.

Самостоятельное принятие решений– естественное право взрослеющего мальчика. Чтобы избежать серьезных и необратимых ошибок, позвольте ему принимать решения в так называемой «зоне комфорта».

Там, где ошибка не станет роковой, и подросток сможет нести ответственность за принятое им решение.

Его стремление к самостоятельности будет удовлетворено, а понимание ответственности, неумолимо следующей за принятием того или иного решения, заставит серьезно и вдумчиво подходить к любой проблеме.

Советы родителям мальчика-подростка

Период эмоциональных бурь порождает в подростке ощущение всеобщего непонимания и неприятия. Поэтому, когда вы сталкиваетесь с проблемой трудного возраста, постарайтесь найти общий язык с ребенком.

Проводите больше времени вместе — выезжайте на природу, ходите в кино, гуляйте, посещайте развлекательные центры или каток. Если ситуация зашла в тупик, возьмите короткий отпуск и съездите на отдых или сходите в недолгий поход.

Главное — больше общения и совместных положительных эмоций. Попробуйте найти то, что вашему ребенку очень нравится, и направьте всю свою энергию в правильном направлении. Занимаясь любимым делом, подросток может расслабиться и получить эмоциональную разрядку.

 Постарайтесь прислушиваться к своему ребенку и дать ему возможность расти, делать ранние ошибки и учиться у них.

Трудности переходного возраста пугают многих родителей подростков., но если вы проявите максимум терпения и выдержки, то этот период пройдет с минимальными потрясениями для всех вас.

Любите своих детей. Любите ершистых и нелепых, упрямых и застенчивых, циничных и таких ранимых. Помогите им пережить переходный возраст своей мудростью и безграничной любовью.

Автор Ольга Пашута

Источник: https://maminsayt.ru/detskaya-psihologiya/perehodnyj-vozrast-u-malchikov-perezhit-i-ostatsya-druzyami.html

Возрастные особенности детей

По мере физического роста ребенок меняется и физиологически, и психологически. У него формируются новые умения и навыки, которые в ходе обучения усовершенствуются. Поэтому задача родителей и педагогов — помогать ребенку по максимуму постигать мир знаний, развиваться здоровым и умным.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста

Для дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Именно в ней они познают внешний мир и его моральные законы, накапливают опыт общения со сверстниками и формируют свой кругозор.

Ребенок учится общаться и с взрослыми, при этом часто демонстрируя детскую непосредственность и любопытство. Дошкольники — это почемучки, которые все хотят знать, понимать свою роль в окружающем мире.

Возрастные особенности детей 2-3 лет

С двух до трех лет дитя становится самостоятельнее. У него развивается предметная деятельность и орудийные действия.

В ходе общения с взрослыми развивается понимание речи. Слово уже отделяется от конкретной ситуации и обретает самостоятельное значение. Ребенок усваивает названия окружающих предметов, выполняет словесные просьбы родителей. Активная речь детей 2-3 лет тоже усовершенствуется, и к 3 годам они осваивают грамматику, строят простые предложения, используют все части речи.

Активный запас слов ребенка до 3 лет составляет 1500 слов. В три года речь — это уже средство общения со сверстниками. Основная форма мышления в этом возрасте — наглядно-действенная. То есть возникающие проблемы малыш разрешает способом реального действия с конкретными предметами.

У него в это время появляются, кроме игры, новые виды деятельности — рисование и конструирование.

Совершенствуются также и слуховые, и зрительные ориентировки малыша. Он может делать выбор из нескольких предметов по форме, цвету, величине, различать голоса, мелодии.

Возрастные особенности детей 3-4 лет

Этот возраст является определенным рубежом развития, когда кризис трех лет расторгает целостность малыша с матерью, и он начинает осознавать свое „я”. Ребенок в этом возрастном периоде испытывает потребность в общении и признании.

В этом возрасте малыш демонстрирует желание все делать по-своему, что и является основным признаком кризиса трех лет. Так он осознает себя как самостоятельную личность.

Игра в это время становится коллективной и чаще имеет сюжетное наполнение, то есть она является образно-ролевым отображением жизни. Дети в таких играх учатся защищать свои границы, интересы и пробуют воспринимать их наличие у других сверстников.

Речь малыша усовершенствуется, словарный запас расширяется, этому возрасту характерно придумывание несуществующих слов.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Этот период считается возрастом относительного затишья. Из кризиса ребенок вышел, самоутвердился и стал покладистее. У него возрастает интерес к окружающему и сверстникам. Ребенок расширяет спектр эмоций, понимая чувства других и сопереживая им.

Творческие способности в 4-5 лет проявляются сильнее. Способности к рисованию, танцам, музыке, спорту можно заметить у малыша как раз в этом возрасте и правильно их скорректировать.

Также этому возрасту характерно появление страхов как следствие развития воображения. Безудержная фантазия порой может сформировать боязнь оставаться одному, потому что дитя испытывает страх перед каким-то негативным героем мультфильма, сказки.

Усовершенствуются и отношения детей с ровесниками. Они мирятся и ссорятся, дружат и обижаются, помогают тем, кто им нравится.

Природная любознательность заставляет девочек и мальчиков постоянно спрашивать родителей, воспитателя о том, что их интересует. Это период, когда у малыша рот не закрывается, а родители иногда не знают, как правильно отвечать на вопросы своего чада.  

Возрастные особенности детей 5-6 лет

Активное физическое и познавательное развитие характерно периоду 5-6 лет. Развивается творческое воображение малыша, он нередко привлекает к себе внимание даже негативными поступками, самутверждаясь.

Дети в это время заменяют сюжетно-ролевые игры играми с правилами. Именно в них утверждается механизм управления поведением. В этот период малышу нужен внешний контроль со стороны друзей по игре. Сначала дети контролируют друг друга, а затем уже себя самого. Ребенок все больше подражает взрослым, стремясь к самостоятельности. Он пытается и хочет все делать сам.

Малыш в 5-6 лет уже осознает половые различия и начинает штурмовать деликатными вопросами и папу, и маму. Также в это время у него появляются вопросы, связанные со смертью, усиливаются и его страхи. Чаще это ночные страхи, связанные с ростом творческой фантазии.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Ребенок в 6-7 лет уже готов на смену деятельности и правила, которые предъявляет ему школа. Он социализируется, адаптируется к новой школьной среде, учитывая требования и точки зрения взрослых, сверстников.

Мальчик или девочка уже могут сосредотачиваться не только на интересной, любимой работе, но и на том, что делать необходимо. При этом прилагаемые усилия к семи годам могут возрастать по времени.

Ребенок способен волевым усилием осваивать знания, которые ему не интересны. Он хочет учиться потому, что психологически и мотивационно готов к этому.

Он уже интеллектуально зрелый, и игра в этот период из ведущего вида деятельности переходит на задний план, а основной формой деятельности становится учебная.

Мальчики и девочки в это время очень сильно ориентированы на внешнюю оценку.

Самостоятельно им еще трудно себя оценить, а похвала мамы и бабушки, оценка учителя как раз и служат тем мотиватором, который к концу первого класса формирует отношение школьника к учебе.

Это либо интерес и понимание своей ответственности и новых обязанностей, либо выполнение новых функций без энтузиазма, по требованию взрослых и по формирующейся привычке.

Возрастные особенности детей 8-9 лет

Детский организм, несмотря на внешне заметное взросление, остается еще довольно хрупким. Он требует полноценного отдыха и сна продолжительностью девять часов в сутки, сбалансированного питания.

В это время школьные нагрузки возрастают, и дети с головой отдаются учебе, порой забывая об обедах, прогулках. Поэтому родителям важно контролировать чередование нагрузок и отдыха.

Хорошо, если в этом возрасте ребенок уже определен в спортивную секцию либо посещает музыкальную школу, танцы. Смена деятельности и способствование физическому развитию важны для его здоровья.  

В 8-9 лет сын и дочка постепенно отдаляются от родителей. Поэтому им необходимо будет терпение для грамотного выстраивания отношений со своим чадом.

И тут важно не перегнуть палку с чрезмерным контролем, и вместе с тем не давать много свободы, пытаясь сохранить контроль над поведением, времяпровождением ребенка. Ведь в восьми- и девятилетки еще остаются детьми.

Они часто нуждаются в советах, не в силах самостоятельно решить моральные проблемы в отношении со сверстниками, учителями. Они для них кажутся целой бедой.

Поэтому родители должны не утратить свою почетную миссию главного слушателя и друга, авторитета и наставника, общение с которым вызвало бы у сына и дочки чувство защищенности и доверия.

Просто в этот период старайтесь больше разговаривать с ребенком по-взрослому, рассказывайте и о своих проблемах на работе, трудностях взрослых людей, способах выхода из проблемных ситуаций.

В результате такого ежедневного общения и совместного времяпровождения по выходным у сына или дочки сформируется твердое убеждение, что только в семье он получит максимум любви, защиты, уважения и поддержки.

Особенности детей подросткового возраста

Трудным возрастом называют педагоги, врачи, психологи период подросткового возраста, который длится с 12 до 18 лет. В это время организм биологически созревает к переходу в стадию взрослого человека, и это сопровождается нервными и эндокринными сбоями.

Подростковый период — самый ответственный для дальнейшего развития. Ему характерно нарушение физиологического и психологического равновесия. А проявляется это обнажением слабых сторон детской личности, делает ее уязвимым к влиянию неблагоприятных факторов извне.

В подростковом возрасте отмечается учащение невротических всплесков, которые проявляются головными болями и нарушением сна, утомляемостью и плохим аппетитом, головокружениями и обмороками, склонностью к страхам и плаксивостью.

Если подростковый период проходит очень сложно, то это может проявиться навязшими идеями и снохождением, энурезом. Это специфические «болезни роста», и родители должны быть к ним готовы. Обычно к 16 годам у подростков эти симптомы исчезают, и улучшается самочувствие.

Но повышенная восприимчивость и ранимость остаются. Это должны понимать и помнить взрослые, которые окружают подростка.

На формирование подростков в этом возрасте сильно влияют отношения в семье, школе. Предотвратить такое воздействие почти невозможно, а вот уменьшить переживания подростка, проявляя к нему внимание, сочувствие, вполне реально.

Исследования психологов подтверждают, что в 90% случаев развитию неврозов у подростков способствуют неправильное воспитание и конфликты между отцом и матерью. Негативно на подростка действуют две крайности типичного родительского воспитания: гиперопека и вседозволенность.

При гиперопеке подросткам характерны застенчивость и нерешительность, замкнутость и склонность к сомнениям, что формирует к ним отрицательное отношение сверстников.

  • Когда же ребенок в подростковом возрасте является в семье кумиром, то у него формируются эгоизм, желание казаться лучше, чем на самом деле, жестокость, злость, укореняются вредные привычки.
  • Именно исходя из вышесказанного, роль родителей в этом возрасте для детей, их терпение, внимание важны так же, как и в младенческом возрасте.
Читайте также:  Недоношенный ребенок в 3 месяца: развитие младенца и уход за ним

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/vozrastnye-osobennosti-detej.html

Особенности воспитания на разных возрастных этапах

Воспитание предусматривает обязательное психологическое сопровождение. Его цель состоит в создании таких условий, которые помогают ребенку стать главным действующим лицом своей жизни. Психологическое сопровождение помогает формировать личностный выбор, самостоятельное жизненное определение.

  • При этом обязательно учитываются принципы возрастной периодизации, так как особенности воспитания на разных возрастных этапах являются базой, на которой строится вся воспитательная система.
  • Психология выделяет несколько этапов развития ребенка, каждый из которых имеет свои особые черты.
  • Рассмотрим подробно каждый из них.

Этап 1. Зачатие

Современные психологи уверенны, что особенности психики малыша начинают формироваться в утробе матери.

Положительное или отрицательное воздействие на этот процесс оказывают эмоции взрослых по поводу возникновения новой жизни. Если появление малыша долгожданное и значимое событие, то крошечное существо внутри матери чувствует это и находится в состоянии психологического комфорта.

То, как мать переносит беременность, тоже является важным фактором для здорового психологического микроклимата малыша. Даже если ребенок долгожданный, мать испытывает многочисленные страхи по поводу возможных осложнений во время родов. Физиологические изменения, сбой гормонального фона также накладывает отпечаток на самочувствие будущей мамы, а этот дискомфорт чутко ощущает малыш.

Ощущение комфорта и гармоничных отношений между родителями помогают в развитии, а ситуации стрессов, страхов и плохого настроения матери негативным образом сказываются на крохе.

В то же время учеными доказан тот факт, что эмбрион не един с матерью, хотя они тесно взаимосвязаны. Кроха уже в утробе проявляет самостоятельность жизнедеятельности, имеет силы противодействовать негативному психологическому влиянию.

Третья неделя жизни эмбриона характеризуется началом формирования спинного и головного мозга. Восьмая неделя – функционированием нервной системы.

Начиная с двенадцатой недели, малыш может двигаться.

Седьмой месяц станет переломным в формировании психического развития крохи: у него появляется множество рефлексов. Он слышит голоса, при этом различает знакомые и незнакомые ему звуки.

Будущие родители должны способствовать благоприятному психологическому состоянию малыша. Важны прогулки на свежем воздухе, общение с крохой, причем беседы должны вестись папой и мамой. Весьма благотворное влияние оказывает прослушивание музыки, особенно классической.

Этап 2. Младенчество

Боль и страх во время родов ощущает не только женщина, которая помогает малышу появиться на свет. Эти же ощущения испытывает кроха. Помимо физической боли и дискомфорта, ребенок получает серьезную психологическую травму, расставаясь с утробой матери. Ведь все это время он находился под надежной защитой материнского организма, где было тепло и уютно.

До рождения малыш не ощущал свой вес, а попав воздушное пространство, ощущает груз силы тяготения.

Источник: https://vospitannie.ru/vozrast/etapi.html

Дети: Все, что важно занать о каждом этапе взросления

Давайте знакомиться, меня зовут Анна и я веду блог @top_top_bambino о детской психологии и осознанном родительстве.

Что важного есть на этапах взросления ребенка? На чем родителям нужно сконцентрировать внимание в каждый детский год? Как не пропустить важное на каждом периоде развития? Тема достаточно обширная, но давайте рассмотрим основные моменты первых 10 лет.

фото: picolove.ru

До 1 года: происходит формирование безопасности или полного доверия к миру. Важно наличие ритмичной и певучей речи.

Поэтому, дорогие родители, обклеивайте стены потешками и колыбельными и разучивайте их. Чем больше впитает малыш ритмичности — тем более чистой будет его речь в будущем.

И, конечно, все это хорошо как для спокойствия мамы, так и для спокойствия малыша. Ведь пение привносит гармонию в общее состояние!

1 год: «Я есть в этом мире». Начинают потихоньку формироваться все познавательные процессы (память, внимание, воображение, мышление, восприятие, ощущение). Важно с 1 года до 2х лет уделять малышу побольше времени, хвалить, давать телесный контакт (взять на колени, погладить).

Родители своим общением и поведением должны дать ребенку понять, что «ты есть и это для нас самое ценное». Но! Не стоит вмешиваться в самостоятельную игру ребенка. Если уж малыш чем-то занят, не стоит отвлекать его, даже если полный подгузник или сопли размазаны по всему лицу, ковру и игрушкам.

2 года:  утверждается «Я есть». В этом возрасте ребенок активно начинает оказывать сопротивление во всем. Пресловутый «кризис 3х лет» сдвинулся к 2,5 годам. Малыш всячески демонстрирует: «обратите на меня внимание!».

Сгладить этот период можно только одним способом: ОТВЛЕКАТЬ. Дети, начиная с двух лет очень легко отвлекаются от своих проблем. Стоит просто сказать: «Ой, мышка побежала» или «А за окном заяц полетел».

И лучше переключать на другую деятельность ДО начала возникновения конфликта.

3 года: начинается самый прекрасный возраст — возраст послушания. Дети этого возраста мягкие и нежные, они соглашаются со многим, могут быть послушными.

Самое главное в этом возрасте, чтобы научить ребенка самоорганизации или чему-либо еще — это похвала!
Т.к. дети очень эмоциональны в этот период — родителям категорически нельзя ссориться! Тем более разводиться.

Травма будет на всю жизнь и станет сильнейшим ударом по здоровью.

4 года: ребенок меняется кардинально! Он словно срывается с цепи, высока мышечная активность: они скачут, прыгают, носятся, толкаются и строят катакомбы. Если в доме, где есть 4х-летка, чистота и порядок — это однозначно невроз у мамы, а следовательно и у всей семьи.

Единственный способ привлеч внимание ребенка этого возраста — остановить, присесть, поймать взгляд (очень важен контакт глаза в глаза) и мягко, спокойно сказать: «Так делать не надо, вот это хорошо, а это плохо». Объясняйте все подробно, иначе на простое эмоциональное «не надо!» или «нельзя!» у ребенка закрепится такое поведение.

Родителям важно в этом возрасте малыша быть спокойными и твердыми. Многое лучше просто игнорировать.

5 лет: начинает формироваться интеллект — это гармоничное развитие всех познавательных процессов. Дети схватывают все на лету! Для родителей важно в этот период давать как можно больше загадок (самое лучшее придумывать загадки вместе с малышом, а потом чтобы он сам начал придумывать), головоломок, ребусов.

Так же как и в 3 года, рычагом в управлении ребенком будет похвала.
Обязательно назначьте своему маленькому помощнику 2-3 дела по дому (поливать цветы, кормить кота, стирать со стола). И еще важно: 5-летку ни в коем случае нельзя игнорировать. Даже если вы заняты разговором с президентом, обратите внимание, сказав: «Дорогой/ая, я как закончу, подойду».

Не стоит отмахиваться или злостно шептать: «Подожди, не видишь я занята!?»

6 лет: возраст социализации! Ребенок учиться устанавливать взаимосвязи, улаживать конфликты, играть по правилам. Так же, как и в 5 лет, нельзя игнорировать малыша. На своем примере показывайте и обьясняйте, как познакомиться, как войти в игру, как вести себя в споре… Помогайте малышу устанавливать контакты как с детьми, так и со взрослыми.

7 лет: «А какой я?». И снова на помощь родителям приходит похвала. Это — кризисный возраст. Закончилось основное формирование личности. Часто в этом возрасте, если что-то не получается, ребенок впадает в полное самоуничижение. Поэтому будьте терпеливы и во всем помогайте.

8 лет: в этот возрасте чем больше ограничений, тем ребенку уютнее. Поэтому постарайтесь ввести режимные моменты. Таким образом вы сможете показать как легко живется, когда можешь сам себя организовать, когда ставишь цель и достигаешь ее.

9, 10 лет: самые семейные периоды. Проводите как можно больше времени вместе. Ходите в музеи, театры, кино. Устраивайте семейные походы на природу, пикники. Дети в этом возрасте эмоционально предсказуемые, оптимистичные. В общем, получайте удовольствие от общения, показывайте и обьясняйте все, о чем они попросят.

Подытожим! Важно запомнить, что в возрасте 3, 5, 9, 13 лет очень нужно хвалить свое ненаглядное чадо! Причем не просто «молодец». А наделяйте ребенка качествами: заботливый, терпеливый, внимательный, нежный, аккуратный, щедрый и т.д.

То есть, когда ребенок по вашей просьбе принес вам стакан воды, скажите: «Спасибо тебе, мое солнышко, ты у меня такой заботливый». На грамотной похвале в эти возрастные периоды, ребенок свернет горы. Важно стараться не давать волю эмоциям.

Спокойная мягкая похвала придаст сил и значимости и подстегнет к еще большим свершениям.

Счастья и гармонии вашим семьям! Терпения в сложные периоды и наслаждения в интересные моменты!

 Анна Чернядьева

Источник: http://thejizn.com/2016/02/09/deti-vse-chto-vazhno-zanat-o-kazhdom-jetape-vzroslenija/

Детские кризисы: 6 этапов взросления

Слово «кризис» в переводе с греческого означает «решение» или «поворотный пункт». Ученые считают, что кризис – это особенный период в жизни человека, он сопровождается серьезными психологическими изменениями.

Внешне кризис сможет выглядеть как что-то разрушающее привычное течение дел, но без него невозможен рост. Именно благодаря кризисам, человек способен подняться на новый уровень понимания, осознания и ответственности.

Кризисы сопровождают человека с самого рождения, в детстве они происходят чаще, чем во взрослом возрасте. Принято считать, что каждый ребенок должен пройти шесть кризисов развития прежде, чем он станет взрослым: кризис новорожденного, кризис 1 года, 3 лет, 6-7 лет, 10-12 лет, 13-16 лет.

“Интересно, что этапы взросления раньше были совершенно другими, например, 100— 200 лет назад 14-летние подростки уже создавали семьи, брали на себя ответственность за новое поколение. Сейчас мы становимся взрослыми примерно к окончанию вуза.”

Давайте узнаем вместе, какие кризисы бывают у детей, чем эти периоды охарактеризованы, для чего они нужны, и как необходимо вести себя родителям с наступлением того или иного кризиса.

6 основных детских кризисов

Кризис новорожденного. Это самый первый кризис в жизни ребенка, он же и самый короткий. Этот кризис необходим ребенку для того, чтобы адаптироваться к шумному миру после уютного маминого животика.

В процессе этого кризиса у ребенка формируются эмоции, первые реакции на окружающий мир. Этот кризис проходит достаточно спокойно и заканчивается к трехмесячному возрасту.

1 год. Это второй кризис в жизни ребенка, он может наступить в 9 месяцев или в 1,5 года. Он связан с тем, что к этому возрасту у ребенка изменяется физиология, если раньше он полностью зависел от мамы, то теперь он становится самостоятельным, он умеет ходить, может сам что-то делать.

Читайте также:  Эмоциональное развитие детей раннего возраста: как воспитать яркую личность

Этот кризис необходим ребенку для осознания трех важных моментов: «я есть», «я могу существовать отдельно от других», «я хочу». К концу кризиса должен произойти разрыв «психологической плаценты» между мамой и ребенком, малыш должен научиться осознавать себя отдельной личностью.

В этот период родителям важно не навязывать ребенку свое мнение, а разрешать пробовать выбирать самому, делать что-то самому. Это очень важно для будущего вашего малыша, ведь если он сейчас не научится полагаться на себя, на свои знания и умения, это может не произойти никогда, и ваш ребенок так и останется слабовольным, нерешительным и беспомощным.

3 года. Этот кризис может начаться в 2,5 или даже в 3,5 года. В этот период ребенок хочет все делать сам, у него просыпается неимоверная жажда исследования.

Совет родителям – не стоит запрещать ребенку познавать мир, не говорите ему «нет», не ругайте его за проявления эмоций, лучше подскажите ему, как сделать то, что он хочет, безопасным способом, проявить эмоции так, чтобы никого не обидеть.

В этот период решающее значение приобретает потребность в общении с другими детьми, постарайтесь обеспечить ребенку это общение, отдайте его в детский чад или в школу развития.

6—7 лет. Этот кризис связан со школой, его еще называют кризисом первоклассника. Он обусловлен тем, что теперь ребенок получает дополнительную свободу и дополнительные обязанности.

Кризис у всех первоклассников проявляется практически одновременно, в первый же месяц учебы. Это связано с тем, что в первые месяцы обучения ребенку нужно научиться сдерживать свои эмоции и порывы, а также подчиняться школьным правилам.

Ограничения, которые привносит в жизнь ребенка школа, могут привести к тому, что малыш станет плаксивым, раздражительным, тревожным, агрессивным.

В это время родителям советуют поддерживать ребенка, стараться дать ему свободу там, где это возможно, пусть дома ребенок будет активным, пусть бегает и скачет, раз в школе этого делать нельзя.

10— 12 лет. Этот кризис обычно проходит достаточно спокойно. В период кризиса ребенок пытается найти золотую середину между собственным мнением и мнением коллектива. Сейчас он учится выражать свою мысль, определяется в своем взгляде на тот или иной вопрос.

Важно, чтобы родители в этот период интересовались тем, что считает ребенок, о чем он думает, чтобы они уважали его мнение, считались с ним. Стоит помнить, что если сейчас ребенок не утвердится в своем взгляде на жизнь, то в дальнейшем сделать это будет проблематично.

13—16 лет. Этот кризис называют подростковым. Его интенсивность и успешность зависит от того, как прошли все предыдущие кризисы, насколько ребенок сформировал свое мнение, умение общаться с людьми, насколько он умеет принимать решения, отстаивать свою мысль.

  • Этот период ознаменован тем, что подросток хочет свободы, он мечтает избавиться от гиперопеки, если таковая имеется.
  • Совет родителям – дайте ребенку свободу, но с некоторыми оговорками, объясните ему, почему нельзя гулять до 4 утра, почему та или иная поездка может быть опасной, растолкуйте ребенку, где находится граница дозволенного, объясните, что вы не хотите ему ничего запрещать, просто вы хотите, чтобы он был жив и здоров.
  • Взаимопонимания вам с детьми!

Источник: https://www.vospitaj.com/blog/detskie-krizisy-6-ehtapov-vzrosleniya/

Возрастные особенности детей и этапы формирования психики

Особенности каждого человека проявляются с возрастом. В течение долгого жизненного периода может меняться всё: и поведение, и внутренняя среда, и внешний облик человека. В детском возрасте идет формирование человека как личности. У него появляются интересы, мечты, желания.

Особенности детей разного возраста постепенно меняются с течением времени. Каждый период, который ребенок пережил, имеет свою специфику и отличается от другого этапа детского развития.

Этапы жизни и формирование психики детей

Детский и подростковый возраст подразделяется на несколько этапов:

  • Этап новорожденности (грудничок) – с момента рождения до 1 года.
  • Ранний или ясельный возраст – от 1 до 2 лет.
  • Этап дошкольного возраста – от 3 до 5 лет.
  • Младшие школьники – от 6 до 11 лет.
  • Подростки или средний и старший школьный возраст – от 11 до 16 лет.

Этап новорожденности

Этап новорожденности (грудничок) – с момента рождения до 1 года. Данный этап проходит очень быстро и формируется недолго.

Только что родившийся маленький ребенок еще не понимает, где он находится и что происходит вокруг него. Он может только видеть, слышать и чувствовать прикосновения.

Самым близким человеком для него в данный момент является мать. Она учит младенца понимать окружающий мир.

У ребенка в этом возрасте еще не выработана хорошая реакция, но он быстро осваивается. На данном этапе необходимо научить малыша самому главному – ползать, сидеть на стульчике, брать в руки игрушку.

Ранний возраст

К раннему (ясельному) возрасту малыш уже должен научиться ходить.

Здесь уже идет непосредственное общение малыша со сверстниками (если он ходит в детский сад), с родителями, родственниками.

Некоторые дети в этом возрасте уже умеют говорить, а некоторые общаются с другими с помощью жестов. Ребенок учиться держать ложку и кушать самостоятельно, но ему необходима помощь родителей.

На этом этапе развития у ребенка идет понимание некоторых вещей, которые можно делать, а какие нельзя, какой предмет хороший, а какой плохой. Малышу очень трудно в те моменты, когда мамы нет рядом. Он скучает, постоянно хочет к ней. Поэтому, привыкание к садику может вызвать огромный ряд проблем, как у родителей, так и у ребенка.

Когда ребенку исполняется три года, он начинает понимать, кто он, как его зовут, кто его мама и прочее.

Малыш способен уже обслуживать сам себя, отдаляется от родителей, хочет больше играть со своими сверстниками. Ребенок становится очень активным и часто капризничает, если его желание невозможно выполнить.

Маленький ребенок протестует, начинает ломать игрушки, кричать, выпрашивать сладости и вести себя неадекватно.

С этого момента родителям необходимо начинать воспитывать своего малыша, так как он начинает переставать слушаться. В этом возрасте своему чаду нужно уделять больше времени и внимания, ведь на этом этапе формируется его психика. Родителям стоит показать себя с лучшей стороны ребенку, чтобы он запоминал и вел себя также.

Дошкольный возраст

Этап дошкольного возраста протекает довольно нелегко как для детей, так и для родителей. У ребенка появляются все новые и новые потребности, а так же различные желания. Однако на этом этапе дети овладевают некоторыми знаниями и умениями, которые в дальнейшем очень важны.

Такой ребенок уже перестает считать себя маленьким. Ему необходима поддержка взрослых, ролевая игра, в процессе которой формируется индивидуальное поведение для ребенка, и различные хорошие впечатления. Ребенок подражает взрослому, хочет научиться всему, что умеют мама с папой.

У малыша начинает лучше развиваться память.

В этом возрасте ребенок больше играет и двигается. Речь детей на данном этапе улучшается, начинает получаться выговаривать самые сложные буквы. Малыш с нетерпением ждет, когда его похвалит взрослый, ведь в этом возрасте похвала для него очень важна. Напротив, когда малыша ругают, он становится нервным и раздражительным, часто плачет, если его наказывают.

В подготовительной группе детского сада заканчивается этап дошкольного возраста.

К этому моменту ребенок должен научиться понимать мир вещей, которые относятся к предметам культуры человека; освоить такой момент, как общение с людьми исключительно в позитивной форме; понять, что негативное отношение к человеку ни к чему хорошему не приведет; знать, кем является он сам и что входит в его обязанности. Конец дошкольного возраста является началом перехода в новую сферу деятельности – это школу.

Младшие школьники

Младшие школьники – от 6 до 11 лет. На данном этапе развития ребенка главным в его жизни становится учеба в школе. В процессе данной деятельности он усваивает различные сведения, берет для себя много нового и интересного, тщательнее познает окружающий мир. Младший школьник учиться быть внимательнее, спокойнее и вести себя по правилам этикета.

Ребенок начинает ставить для себя цель, которую необходимо во что бы то ни стало исполнить. Он начинает контролировать свои эмоции и давать оценку своей деятельности.

В этом возрасте дети становятся немного серьезнее, чем были до этого. У ребенка появляется воображение, он начинает представлять себе некоторые вещи, которых на самом деле не существует.

Много фантазирует, главное, чтобы эти фантазии не поглотили его.

Подростки или средний и старший школьный возраст (от 11 до 16 лет). Данный этап является переходом от детства к юности. Он протекает дольше всех остальных этапов взросления детей.

Этот возраст считается наиболее сложным, так как в жизни подростка происходят различные перемены, которые, иногда, он не способен контролировать. Подростки сталкиваются с тяжелой ситуацией под названием «биологическое созревание».

У всех оно происходит по-разному, у кого-то этот момент переносится легко, у кого-то не очень. Дети начинают чувствовать себя взрослее, умнее и активнее.

У многих подростков в этом возрасте появляются некие любовные и романтические чувства по отношению к противоположному полу. Они начинают понимать, для чего рождены, определяют ценности мира и общества в целом, стремятся удовлетворить свои потребности самостоятельно, без помощи взрослых.

Юношеский возраст

В юношеском возрасте начинается построение тех идеалов, к которым хочется стремиться. Подростки решают свои проблемы тщательнее, путем общения со сверстниками и некоторыми взрослыми, которых они уважают. На данной стадии возникают различные изменения по отношению к проблемам, которые раньше казались пустяками или наоборот тяжело решаемыми.

Так же подросток начинает внимательнее следить за своей внешностью: выглядеть более опрятным, одеваться по моде, чтобы нравится другим своим сверстникам.

Дети в таком возрасте склонны к частым стрессам без какой-либо особой причины. Они начинают больше думать о себе, проявляется эгоизм.

Ставят себя наравне со взрослыми и постоянно доказывают свою правоту, считая, что взрослый человек слишком глуп, чтобы понять душевное состояние подростка.

Дети в таком возрасте очень ценят дружбу, и если друг предал другого друга, то это не прощается. Обычно друзьями становятся подростки одного и того же пола, одинаковых способностей, социального статуса, а бывает, что и совершенно разные по интересам дети дружат. Однако подростки склонны часто менять друзей на других из-за своей неопределенности.

В этом возрасте дети практически не поддаются взрослым. Подростку важнее мнение сверстников. Некоторые создают свою группу, в которой они чувствуют себя в безопасности, делают то, что нравится. Именно группа влияет на поведение того или иного подростка, который состоит в ней. Он всегда будет прислушиваться к мнению большинства из этой группы, и действовать по их правилам.

Источник: https://psychology-s.ru/vozrastnye-osobennosti-detej/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]