Правильно подобранные подходы к воспитанию современного ребенка в семье, к его обучению, развитию и становлению помогают максимально полно раскрыть его способности и индивидуальные особенности.
Комплексный подход в воспитании детей и формировании личности
Под воспитанием следует понимать целенаправленное и методичное формирование личности, ее подготовка к участию в культурной и общественной жизни, в соответствии с общепринятыми социальными и культурными моделями поведения. В повседневной жизни под воспитанием понимается то влияние, которое родители оказывают на своих детей.
Однако, по мнению специалистов, даже если родители не будут целенаправленно или осознанно каким-то образом влиять на своего ребенка, личность из него все же вырастет и сформируется.
Просто он вырастет похожим на своих родителей, так как он научится всему, что будет видеть в своем доме. Это касается привычек (плохих и хороших), манеры поведения на людях, общения со взрослыми людьми и ровесниками и т.д.
поэтому если не хотите чтобы он унаследовал от вас какие-либо черты, постарайтесь как можно скорее от них избавиться.
Если речь идет о подходах в воспитании детей, новых или старых, проверенных временем, то подразумевается именно сознательное и целенаправленное влияние. Успехи взрослых в деле воспитания своих детей напрямую зависят от выбранного подхода к воспитанию и методики. В свою очередь выбор самого подхода зависит от целей и задач, поставленных перед собой родителем.
Каковы ваши основные цели и задачи как родителя в деле воспитания детей? Вы хотите вырастить и «выдрессировать» своего ребенка таким образом, чтобы он вел себя «правильно» и был «удобен» для вас и окружающих его людей? Или все же лучше чтобы он имел с вами доверительные близкие отношения, прислушивался к вашим советам и доверял секреты? Результаты как видно совершенно противоположные, как и цели их достижения.
Ошибка многих родителей – желание видеть, конечно же, второй вариант развития своего чада, и в то же время использование методов больше пригодных для первого. Именно поэтому отношения со своим повзрослевшим сыном или дочерью не соответствуют ожиданиям.
Конечно же, специалисты рекомендуют использовать комплексный подход в воспитании современных детей, который аккумулирует в себе все лучшие методики и моменты из разных систем воспитания. Чтобы определить для себя как именно вы будете воспитывать свое чадо, нужно познакомиться со всеми существующими подходами к воспитанию.
Индивидуальный подход в физическом и эмоциональном воспитании детей
С самых первых минут своей жизни ребенок является уникальным, особенным созданием, не похожим ни на кого другого. Это касается не только внешнего облика, но и стиля и особенностей поведения, психического, физического и эмоционального развития.
Индивидуальные, то есть присущие только ему, особенности поведения и развития, в большей степени зависят от условий воспитания и жизни ребенка. Так, например, малыш не рождается жадным или жестоким, неумелым или очень самостоятельным.
Эти особенности и умения появляются постепенно, под постоянным влиянием родительского воспитания, условий жизни и состояния здоровья ребенка.
Индивидуальный подход в воспитании и обучении современных детей подразумевает продуктивное учение «с оглядкой» на его личностные качества, поведение, способность быстро воспринимать окружающую обстановку и т.д.
При осуществлении индивидуального подхода в физическом воспитании детей также учитывается тот факт, что некоторые стороны поведения ребенка формируются с учетом врожденных особенностей его нервной системы, или так называемого типа высшей нервной деятельности. К примеру, одни дети рождаются и развиваются очень шустрыми и энергичными индивидуумами, другие – менее активны, а третьи активными, но чересчур медлительными.
Важно понимать, что особенности нервной системы никоим образом не предопределяют приобретение личностью тех или иных умений, навыков и привычек, черт характера и пр.
Это зависит от качества воспитания и вида средств педагогического воздействия.
Так, к примеру, строгий тон взрослого (воспитателя в саду, учителя в школе или родителя) просто необходим при общении с одними детьми и в то же время категорически неуместен в обращении с другими.
Таким образом, индивидуальный подход к ребенку в воспитании предполагает знание взрослым или педагогом особенностей ребенка, степени его восприимчивости к тем или иным методам обучения и стилям общения.
Индивидуальный подход в воспитании детей дошкольного возраста с учетом особенностей его нервной системы, сложившихся привычек, уровня его умственного и физического развития и реакций на приемы педагогического воздействия крайне на необходим для полноценного, гармоничного и многогранного развития малыша, а также для жизнерадостного настроения и хорошего его самочувствия.
Индивидуальный дифференцированный подход для воспитания социально-неадаптированных детей
Использование индивидуально дифференцированного подхода в воспитании детей позволяет раскрывать их возможности и скрытые способности, а также обеспечить нормальный процесс становления самоопределения и самосознания. Родители и преподаватели, использующие индивидуальный подход к обучению, высоко ценят его самого, прививают ему моральные, интеллектуальные и социальные ценности. Такой подход акцентирует внимание на каждом ученике, а также на его возможностях и желаниях.
Что является новым деятельностным подходом в воспитании детей
Деятельностный подход в воспитании детей – эффективный метод обучения. В процессе обучения и воспитания ребенок полученную информацию и навыки учебно-познавательной деятельности.
При этом знания ребенку не преподносятся в уже готовой форме, чтобы ему осталось только запомнить их.
Учебный процесс организовывается таким образом, чтобы обучающимся детям нужно было самим активно развиваться и познавать все новое самостоятельно.
В основе деятельностного подхода в воспитании детей, который является относительно новым направлением педагогической науки лежат следующие дидактические принципы:
- деятельности – полученные знания ребенок осознает и активно использует в своей жизни;
- непрерывности – заключается в преемственности на всех уровнях обучения;
- целостности — позволяет формировать системные и обобщенные знания об окружающем мире;
- психологической комфортности – формирует благотворные условия для осуществления познавательной деятельности;
- вариативности – дающий свободу выбора и формирующий способность искать различные варианты решения задач;
- творчества – использование творческого потенциала в процессе обучения.
Самую главную роль в этом подходе играет деятельность самих детей их участие в процессе и самостоятельное решение всех проблем и задач обучения. Родители и преподаватели в этом случае представляют собой только поддерживающую, стимулирующую и корректирующую сторону.
На чем основан личностно ориентированный подход в воспитании ребенка
В том случае, когда родители хотят сохранить теплые и близкие отношения с ребенком, желают быть для него другом, с которым он будет делиться своими проблемами и мыслями, чтобы он прислушивался к их советам, вырос счастливым, то выбор стоит остановить именно на личностном подходе к воспитанию.
Личностно ориентированный подход в воспитании ребенка основан на принципах взаимодействия с ним, полного доверия и взаимопонимания. Отдавая предпочтение именно этому подходу нужно принять тот факт, что воспитываемый таким образом ребенок «удобным» для вас не будет, особенно на первых порах.
Родителям нужно уделять ему очень много внимания и времени, и постоянно бороться с искушением заставить ребенка что-либо делать, надавить на него и манипулировать им в той или иной ситуации. Ведь так гораздо проще, заставить его своим волевым решением, что-либо поменять в его собственной жизни против собственного желания и воли.
Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей
Правильное применение личностно ориентированного подхода в воспитании детей вынуждает родителей и педагогов постоянно придумывать и искать пути решения без манипулирования ребенком. Им придется учиться доверять ему, принимать и уважать его решения.
Такой подход позволяет родителям воспитываться и расти вместе со своими детьми, работать над собой, меняться и расти. В то же время им придется полностью отказаться от родительского авторитета и заменить его уважительным отношением к личности ребенка.
Результатом использования личностно ориентированного подхода станет воспитания достойного, счастливого и самодостаточного человека, умеющего уважать других людей и прислушиваться к их мнению.
Что является далеко не новым подходом в воспитании детей
Ребенок полностью находится во власти родителя, которые его постоянно и методично «дрессирует». Счастливым такого члена семьи сложно назвать, так как он все время находится под прессом и в напряжении. Дети, выросшие в семье, где практикуется авторитарный подход к воспитанию, испытывают постоянную нехватку искренности в отношениях, недостаток любви и доверия, понимания и уважения.
Ребенок при авторитарном подходе воспитывается в строгости и безоговорочно подчиняется родителям.
Несмотря на то, что все внутри него бунтует и противится этому, он со временем привыкает к беспрекословному подчинению и родительскому мнению, что уже попросту не умеет быть самостоятельным, утрачивает инициаторские начинания и творческие способности.
Запреты, накладываемые на жизнь и существование ребенка его родителями, мешают его полноценному развитию и со временем превращают его в запуганного зверя.
К сожалению, ребенок которого «дрессировали» в детстве родители, вырастая, становится неспособен на искреннее общение и не может построить доверительные отношения с другими людьми. Чаще всего такие люди одиноки и несчастны, несмотря на то, что вполне способны социализироваться и играть различные роли в отношениях и обществе.
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста
Педагоги часто говорят о важности гендерного подхода в воспитании детей детсадовского и младшего школьного возраста, ведь проблемы пола в современном мире очень актуальны.
По мнению специалистов именно отсутствие грамотного гендерного обучения приводит к тому, что мужчины все чаще становятся слабыми, трусливыми и беспомощными, а женщины, вынужденные взваливать на свои плечи мужские проблемы становятся агрессивными, могут дать сдачи обидчикам не хуже мужика.
Родители должны понимать, что их чадо уже в возрасте двух-трех лет ощущает себя человеком определенного пола, но окончательное становление и закрепление гендерных ролей у детей происходит только к семи годам. Если за этот период своей жизни ребенок не получит правильного гендерного воспитания, различия между полами могут быть попросту стерты.
По мере взросления проблема будет только усугубляться, и повзрослевший ребенок уже не сможет выполнять своих функций в обществе.
Такая ситуация приводит к тому что в обществе все больше появляется агрессивных женщин, не желающих иметь детей, и ленивых мужчин, не берущих на себя никакой ответственности.
Именно поэтому психологи всерьез озабочены этой проблемой и настоятельно рекомендуют уделять гендерному воспитанию дошкольников как можно больше времени.
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста это далеко не новинка в педагогике.
Издавна воспитание подрастающего поколения производилось в соответствии с их полом: мальчики старше трех лет воспитывались гувернерами или дядьками, в крестьянских семьях они всегда помогали отцу.
Девочки воспитывались мамами, бабушками и нянями, которые их обучали рукоделию и основам ведения хозяйства.
Возрастной подход в воспитании и обучении детей: психологические аспекты
Тогда все воспитательные функции на себя взяли образовательные учреждения, в которых работают практически одни женщины. Воспитание девочек и мальчиков проводилось одними и теми же методами, потому что так удобнее.
Гендерное обучение позволяет педагогам и родителям учесть существующие различия между девочками и мальчиками, которые на самом деле довольно существенные. Они отличаются не только темпераментом и развитием мелкой моторики, их мозг работает по-разному.
Современные дошкольные учреждения и их планы обучения детей, к сожалению, не предусматривают наличия разного подхода в общении с детьми разных полов. В то время как он очень важен и нужен.
Так, например, девочки очень легко и быстро воспринимают информацию на слух, в то время как мальчикам лучше дается зрительное и тактильное восприятие. Физические упражнения также даются представителям разных полов по-разному.
Мальчики подвижные и быстрые, поэтому могут выполнять сложные упражнения, а девочки более гибкие.
Выбирая тот или иной подход к воспитанию своего ребенка, родители всегда должны помнить о том, что дети это такие же равноправные члены семьи и общества, как и они сами. Он должен иметь право на собственное мнение и с ним родители обязаны считаться.
Ни кто не говорит о вседозволенности или равнодушии. Мудрый родитель должен найти способы и методы обучения и общения, своеобразную «золотую середину» между всеми известными подходами к воспитанию.
Это позволит вырастить справедливого и честного человека, который любит родных и окружающую природу.
Статья прочитана 10 049 раз(a).
Источник: https://vkapuste.ru/?p=6793
Индивидуальные особенности ребенка примеры
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и понятийного (абстрактного) мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности:
Самостоятельность мышления проявляется прежде всего в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.
Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.
Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время боя, аварии). Но она нужна также и школьникам.
Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются.
Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же школьники быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи.
Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других школьников, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.
Все перечисленные качества мышления тесно связаны с основным его признаком. Важнейший признак всякого мышления — независимо от его отдельных индивидуальных особенностей — умение выделять существенное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям.
Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного.
Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга.
Мышление нередко определяют как способность к решению новых, экстренно возникающих задач в ситуациях, где прежние, уже известные решения не срабатывают. Творческое и конструктивное, развитое мышление действительно способно справляться с такими задачами, но это не значит, что если кто-то не наш.
Первое свидание — событие, где люди могут понять, насколько они интересны друг другу, есть ли у них.
Для того, чтобы успевать «всё», для начала нужно сделать несколько простых шагов. Определить, для че.
Вы говорите ребенку: «Нужно умыться» или «Помой руки!», а он вас не слушается. Вы напоминаете, что п.
Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей
Все мы знаем, что в отношениях с взрослыми людьми надо обязательно учитывать характер человека, но вот при воспитании детей большинство родителей абсолютно забывают об индивидуальном подходе. А ведь это краеугольный камень воспитания -чтобы вырастить гармоничную личность, нужно стимулировать развитие недостающих и мягко подавлять ярко выраженные черты характера.
Согласно традиционной медицине любого человека (и ребенка тоже) можно отнести к одному из четырех типов темперамента -холерик, меланхолик, флегматик или сангвиник.
Чтобы правильно определить темперамент ребенка, надо за ним внимательно понаблюдать в течение нескольких недель, подмечая основные особенности поведения.
После этого, определив тип темперамента, можно строить с ним продуманные отношения.
Ребенок холерик -активен, беспокоен, настроение быстро меняется, иногда агрессивен. Такие дети любят шумные коллективные игры, быстро запоминают информацию -но, к сожалению быстро ее забывают. Легко переносят новую обстановку, поэтому походы в садик и школу для них не проблема.
Быстро заводятся, участвуя в игре, или если в руки попала новая игрушка. Возможно, поэтому они с трудом засыпают по вечерам и их практически невозможно уложить спать днем. Все процессы в организме ребенка холерика идут быстро -это касается и запоминания новой информации и выздоровления после болезней.
Особенности воспитания. Организм ребенка холерика до краем наполнен энергией -задача родителей направить эту энергию в нужное русло, параллельно вырабатывая внимание и усидчивость. Родителям ребенка холерика надо обязательно с ним заниматься спортом или еще лучше отдать его в спортивную секцию.
Вид спорта принципиальной роли не играет -главное, чтобы произошел выброс энергии. Уже после этого с ребенком можно заниматься делами, требующими усидчивости -подготовка к школе, чтение книг, настольные игры и так далее. Также с ребенком холериком надо обязательно гулять на природе, такие дети не любят закрытых пространств.
После прогулки самое время заняться играми, в которых требуется наблюдательность и внимание.
Ребенок меланхолик -тревожен, сдержан, замкнут, отличается рассудительностью, неторопливостью. Из таких детей вырастают консервативные взрослые, которые считают, что все новое -это хорошо забытое старое, но сделанное чуть-чуть хуже.
Отличительная черта детей меланхоликов -хорошо развитая интуиция, а так они растут робкими и неуверенными, очень тяжело усваивают новую информацию, при этом быстро устают и отвлекаются. Дети меланхолики не любят перемены мест, поэтому их тяжело научить ходить в садик или школу -из-за этого они могут даже заболеть или симулировать, изображая симптомы, подмеченные у взрослых.
Любят подолгу находиться с взрослыми даже в ущерб играм с детьми. Ребенка меланхолика тяжело уложить спать, зато утром он готов сразу же к активным действиям.
Особенности воспитания. Ребенка меланхолика очень легко обидеть и, что важно, он помнит обиды. Поэтому, общаясь с ним, надо стимулировать его рассказы о своих чувствах и проблемах.
Надо постоянно поощрять любые начинания и инициативу у ребенка меланхолика.
Если и критиковать, то очень мягко -без криков, одергивания и приказов -иначе это может привести к закрытости ребенка от окружающих, даже родителей, что в дальнейшем обычно создает серьезные проблемы в школе и на работе.
Ребенок флегматик -такие дети неторопливы, осмотрительны, спокойны. Из них вырастают взрослые, которые любят все делать основательно. Наверняка задумывали и проектировали египетские пирамиды зодчие-флегматики. Ребенок флегматик не любит проявлять эмоции, поэтому кажется, что ему все равно -выиграл он или проиграл в какой-либо игре или соревновании.
При этом они предпочитают спокойные игры, и могут долгое время собирать конструктор, не мешая взрослым. Ребенок флегматик не любит новшеств в жизни, он долго привыкает к новой обстановке и новым друзьям. Такие дети отличаются хорошим сном, но зато просыпаются они тяжело и еще долго отходят от сновидений.
Из таких детей вырастают взрослые, про которых говорят что они совы .
Особенности воспитания. Дети флегматики лишены эмоций, а если они и есть, то очень скудные -поэтому задача взрослых прежде всего самим излучать положительные эмоции и стараться заразить ими ребенка.
В ребенке флегматике надо развивать любознательность, проще всего это сделать, максимально разнообразив его досуг -игры во дворе, просмотр мультфильмов, походы на природу в цирк или зоопарк -все это будет положительно влиять на развитие ребенка.
С помощью физических упражнений надо развивать ловкость и подвижность -поэтому, чем раньше в детской комнате появится турник, шведская стенка и канат, тем лучше.
Ребенок сангвиник -душа любой компании: общительный, открытый, легко сходится с незнакомыми детьми, склонен к лидерству. Отрицательная черта характера таких детей -это отсутствие страха и беспечность.
На первый взгляд, такие дети находка для родителей и воспитателей, но не все так просто. Дети сангвиники очень часто не доводят начатое дело до конца, так как берутся за любое задание не задумываясь, хватит на это сил или нет. Из ребенка сангвиника вырастают взрослые оптимисты.
Такие дети быстро забывают обиды (вернее они их вообще не помнят) и каждый день для них начинается с чистого листа . В школьном возрасте дети сангвиники отличаются хорошей успеваемостью, но добиться большего результата им мешает отсутствие усидчивости и терпения.
Дети сангвиники любят подвижные коллективные игры -футбол, хоккей, баскетбол.
Особенности воспитания. Как уже понятно, сангвиникам не хватает терпения и упорства -на выработку этих качеств и надо обращать внимания родителям. Сделать это проще всего при совместном чтении книг, сборке конструктора или пазла.
Надо иметь в виду, что самостоятельно ребенок сангвиник этим заниматься не будет -обязательно присутствие взрослых.
Надо следить за тем, чтобы такие положительные качества, как жизнерадостность и оптимизм не переросли в такие особенности характера, как поверхностность и непостоянство.
Принципиально изменить характер человека, получаемый при рождении практически невозможно, но каждому под силу контролировать свои негативные качества, при этом взращивая положительные черты характера. Именно на это надо делать упор родителям при воспитании детей и подростков.
Уверенное поведение можно охарактеризовать как золотую середину не отрезке, крайние точки которого именуются агрессивное поведение и неуверенное поведение .
Агрессия и неуверенность, имея в своей основе тревожность, не являются продуктивными способами самореализации, а напротив, невротизируют человека и его окружение.
Уверенное поведение позволяет человеку без излишнего беспокойства отстаивать свои интересы, свободно выражать свои чувства и не ущемлять при этом права других.
Возможность действовать уверенно способствует возрастанию чувства самоуважения.
Факторы, препятствующие формированию уверенности .
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос уверенным человеком, начните ссебя. Практически каждый может приучить себя последовательно развивать навыки уверенного поведения и вместе с ними — чувство собственного достоинства.
При этом человек приобретает опыт в разрешении конфликтов, не позволяя накапливаться гневу, раздражению, чувству вины. По мере роста уверенности улучшается самочувствие, отступают психосоматические симптомы (головная боль, расстройство желудка, удушье и т.д.), отпускает чувство тревоги, лучше становится настроение.
Вы достигли цели в формировании уверенного поведения, если Вы говорите без заминки, естественным для себя тоном и достаточно громко, не бегаете смотреть на собеседника, охотно обсуждаете предложенную тему, открыто даете знать о своих чувствах (гнев, любовь, сожаление…) и высказываете свое мнение (согласие или несогласие), считаете себя равным остальным и не причиняете боль ни себе ни другим.
Помогите своему ребенку обрести уверенность в себе и усвоить навыки уверенного поведения.
Психолог ГДППНД Леуненко А.В.
Источники: http://www.psychologos.ru/articles/view/individualnye_osobennosti_myshleniya, http://www.7ya.ru/article/Detskij-temperament-vospitanie-rebenka-s-uchetom-individualnyh-osobennostej/, http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/51-interviews-advice-for-parents/445-confident-your-childs-behavior
Источник: https://orebenkah.ru/obuchenie-detej/individualnye-osobennosti-rebenka-primery.html
Индивидуальный подход к организации игровой деятельности старших дошкольников
В современном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО) [7] отмечается, что одним из принципов дошкольного образования является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Образовательная программа дошкольного образования формируется, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
В «Примерной основной образовательной программе дошкольного образования» находим утверждение: «Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе» [5, с. 4].
Сущность индивидуального подхода заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Индивидуальный подход дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей.
Надо отметить, что актуальность проблемы исследования в настоящее время не раскрыта. Это обусловлено тем обстоятельством, что у детей дошкольного возраста не сформированы одинаковые игровые навыки и дети одного возраста не обладают идентичным игровым опытом.
Проанализировав специальную и психолого-педагогическую литературу по теме исследования, мы выявили основных авторов и ученых, которые занимались различными аспектами данной проблемы.
Проблема индивидуального подхода к детям является актуальной и привлекает внимание специалистов различных отраслей науки. Интересные мысли по этому вопросу были высказаны в работах отечественных и зарубежных исследователей: Н. А. Ветлугиной, Е. Н.
Водовозовой, Л. С. Выготским, Р. И. Жуковской, Л. И. Ковальчук, Я. А. Коменского, Н. К. Крупской, А. Н. Леонтьевым, А. С. Макаренко, М. Д. Маханевой, Т. С. Рыжовой, Б. М. Тепловым, К. Д. Ушинского, Е. А. Флериной, Т. Чирковой и многими другими.
Исследованием влияния игры и игровых технологий в образовательном процессе ДОУ занимались такие авторы как Н. Ф. Губанова, О. В. Дыбина, М. Г. Ермолаева, З. П. Коннова, Т. М. Михайленко, Л. А. Пенькова, П. И. Пидкастистый, Ж. С. Хайдаров и т. д.
В указанных исследованиях установлено, что, если индивидуальные особенности не учитываются в образовательном процессе, то более способные и развитые дети задерживаются в своем умственном развитии: у них снижаются познавательная активность и темп усвоения материала, могут сформироваться такие отрицательные качества, как лень, безответственное отношение к деятельности. Неактивные дети тем более страдают от отсутствия индивидуального подхода.
Индивидуализация дошкольного образования предполагает, согласно «Примерной основной образовательной программы дошкольного образования», такую организацию всего образовательного процесса, при котором учитывается индивидуальная «траектория развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности» [5, с. 14].
Анализ публикаций последних лет по проблеме исследования в профессиональных изданиях: «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Дошкольное образование», «Вестник образования» и т. д. показал положительную тенденцию к изучению возможностей индивидуального подхода в организации игровой деятельности детей дошкольного возраста. Но вызван такой интерес не совсем положительными моментами.
В последних исследованиях (Н. А. Короткова, Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцова, С. Л. Новоселова и др.) с тревогой отмечается: именно самостоятельная сюжетная игра ныне «уходит» из мира дошкольника; его жизнь в детском саду организована так, что на игру времени не остается. У традиционных сюжетно-ролевых игр появился соперник — компьютерные игры.
Необходимость индивидуального подхода, по мнению Л. И. Ковальчук, вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», «без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс» [2, с. 24].
С помощью индивидуального подхода можно найти «ключ» к каждому ребенку. Индивидуальный подход подчеркивает неповторимость качеств и свойств личности каждого ребенка. В индивидуальном подходе нуждается каждый без исключения ребенок.
Индивидуальный подход — важнейший принцип воспитания. Он предполагает «профессиональное знание и научно обоснованное понимание индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, так же специфических условий которые повлияли на формирование определенной черты личности» [2, с. 31].
Ограниченность содержания творческих игр, уклонение отдельных ребят от участия в коллективных играх должны тревожить воспитателя, так как все это впоследствии неблагоприятно скажется в той или иной мере на формировании личности ребенка, на его всестороннем развитии. Педагогу необходимо использовать все средства для вовлечения детей в активную творческую игровую деятельность.
Игры с интересной, захватывающей тематикой обладают чудодейственным свойством. Они привлекают своим сюжетом робких и нерешительных детей, шумных и беспокойных, а хорошие организаторы находят в них возможности для проявления своей инициативы и творчества.
Игры старших дошкольников становятся сложнее, их игровая деятельность активизируется, приобретает все более творческий характер. Так же, как и трудовая деятельность, она выявляет самые разнообразные особенности характера и поведения детей. Педагог должен так организовать игру, чтобы каждый ребенок находил в ней удовлетворение.
У старших дошкольников наблюдается различное отношение к игре, проявляются различные игровые интересы, умение играть с товарищами и одному.
Надо отметить, что наряду с хорошими организаторами, активными участниками игр встречаются ребята равнодушные, пассивные, почти не проявляющие интереса к играм.
И здесь уместно сказать о самостоятельных игровых объединениях детей, основанных на совместных интересах, взаимных симпатиях и т. д.
В игровой деятельности они уже могут самостоятельно ставить игровые задачи и выбирать любой предметный способ их решения: кто-то предпочтет только игрушки, другие дети будут дополнять их предметами-заместителями, воображаемыми предметами.
Таким образом, индивидуальный подход к детям в игре при условии знания педагогом их общих возрастных и индивидуальных особенностей является эффективным средством воспитания.
Рассмотрим педагогические условия осуществления индивидуального подхода к организации игровой деятельности старших дошкольников.Одним из условий является учет уровня сформированности компонентов игровой деятельности каждого ребенка.
Воспитатель побуждает детей предварительно согласовывать тему игры, распределять роли, организовывать начальную предметно-пространственную ситуацию в игровой группе из 3–4 человек.
По предложению воспитателя дети могут в начале игры обозначить примерное содержание своей роли и содержание ролей партнёров; умеют в ходе игры выполнять при необходимости и желании в одном сюжете попеременно 2–3 роли; знают правила ролевых взаимоотношений — подчинения, равноправия, управления.
- Для игры старших дошкольников характерно следующее:
- ‒ коллективный характер;
- ‒ предварительный план, который обсуждается и коллективно принимается в группе детей;
- ‒ сложность сюжета, большое число и увеличившаяся длительность действий;
- ‒ отображение в игре социальных и поло-ролевых отношений, принятых и преобладающих в обществе;
- ‒ наличие лидера;
- ‒ конфликтные отношения, невозможность разрешения которых прекращает развитие игровой деятельности;
- ‒ определенная степень развития коммуникативных умений у каждого ребенка.
Во взаимоотношениях по ходу игры педагог стимулирует следование детей усвоенным нормам поведения, правилам дружеских и коллективных взаимоотношений.
В организационный период игры (при необходимости и по ходу её) он помогает детям выделять нравственный смысл отношений, связанных с ролью; ориентирует на отражение в соответствующих игровых ролях таких качеств, как отзывчивость, стремление помочь другому, проявить заботу, выручить из беды, преодолевая препятствия, и т. п.
В качестве второго условия мы определили опору на игровой опыт каждого ребенка, полученный в различных видах игр (дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные, подвижные и т. д.).
Третье педагогическое условие — разрабатывать и реализовывать программу индивидуального подхода к работе с детьми с разным уровнем сформированности игрового опыта.
Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников. С помощью организации специальных обучающих игр: игр-занятий, сюжетно-дидактических, сюжетных, подвижных, музыкальных, театральных игр и игр-упражнений детям передается социальный опыт игры (обучение игровым умениям и навыкам).
Четвертое педагогическое условие — активно использовать возможности самостоятельных игровых объединений детей при формировании игрового опыта.
Здесь надо отметить, что особый характер приобретает сюжетно-ролевая игра, которую дети создают сами, отражая в ней то, что им близко и интересно: действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей, их отдых развлечения и др. Такой вид деятельности определяется как самодеятельная сюжетно-ролевая игра.
Для развития самостоятельных, самодеятельных детских игр должны быть созданы специальные условия (расширение знаний детей, обогащение игрового опыта, предметно-игровая среда и др.). Самостоятельные, самодеятельные игры способствуют успешному формированию возрастных новообразований.
Литература:
- Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей / А. Д. Андреева // Журнал практического психолога. — 2008. — № 5. — С. 101–114.
- Ковальчук, Л. И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Л. И. Ковальчук. — М.: Просвещение, 2005. — 112 с.
- Литвинова, Н. В. Игровая деятельность детей — важнейший базовый компонент дошкольного образования / Н. В. Литвинова // Образование и педагогическая наука. — Мн., 2007. — Сер. 5. — Вып. 1. — С. 115–124.
- Михайлова-Свирская, Л. В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста: пособие для педагогов ДОО (0–7 лет) / Л. В. Михайлова-Свирская. — М.: Просвещение, 2014.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования // Вестник образования. — 2016. — № 1.
- Рыжова, Т. С. Индивидуальный подход в развитии игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Т. С. Рыжова // Интернет-журнал «Талантливый педагог». — 2014. — № 5: Режим доступа: http://tfd.ucoz.com/load/internet_zhurnal_quot_talantlivyj_pedagog_quot_5_2014/ryzhova_t_s_individualnyj_podkhod_v_razvitii_igrovoj_dejatelnosti_detej_starshego_doshkolnogo_vozrasta/5–1-0–640(дата обращения: 06.10.2016).
Источник: https://moluch.ru/archive/124/34269/
Тема 1.2. Индивидуальность ребенка и учет индивидуальных особенностей в обучении
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 6Следующая ⇒
Индивидуальный характер способностей ребенка и их учет в процессе обучения.
В человеческом развитии проявляется общее и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека.
Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным- индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и др.
черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей.
Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей (различий) связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности высшей нервной деятельности.
Последние, влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится: своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенностей интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.
- Индивидуальный подход в обучении
- • педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с коллективом детей достигается педагогическое воздействие на каждого ребенка, основанное на знании его личности и условий жизни;
- • предполагает глубокое изучение способностей, выявления как мешающих обучению отрицательных качеств, так и положительных, на которые можно опереться в процессе коррекционной работы.
Психология индивидуальности (В.С. Мерлин) и процесс развития ребенка.
Понятие индивидуальности:исследования Б.Г. Ананьева, В.С. Мерлина, В.М. Русалова
Интегральная индивидуальность — системное образование, существующее на различных, находящихся в сложном взаимоотношении уровнях (биохимическом, физиологическом, психологическом), и не сводимое к сумме своих частей
Мерлин Вольф Соломонович(1898-1982) – российский психолог, доктор психологических наук, профессор, автор и разработчик системной методологии исследований интегральной индивидуальности
Концепция личности Мерлина раскрывается через его подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности, т. е. взаимосвязям ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям.
- Уровни интегральной индивидуальности определяются набором индивидуальных свойств:
- • Биохимический
- • Общесоматический (например, анатомо-морфологические свойства)
- • Нейродинамический (например, свойства нервной системы)
- • Психодинамический (например, свойства темперамента, эмоционально-волевые свойства)
- • Психические свойства личности (например, направленность личности, качества личности, содержательные отношения личности с её окружением)
- • Социально-психологический (например, социальные роли)
- • Социально-исторический
Индивидуальный подход как важный принцип педагогики заключается в управлении развитием человека, основанном на глубоком знании черт его личности и условий жизни.
Педагогика индивидуального подхода имеет в виду не приспособление целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному школьнику, а приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям с тем, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.
Индивидуальный подход создает наиболее благоприятные возможности для развития познавательных сил, активности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивидуальном подходе особенно нуждаются « трудные» воспитанники, малоспособные школьники, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.
Индивидуальные способности детей с ОВЗ и их развитие.
Понятие «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, жизнедеятельность которых характеризуется какими-либо ограничениями или отсутствием способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Это понятие характеризуется чрезмерностью или недостаточностью по сравнению с обычным в поведении или деятельности, может быть временным или постоянным, а также прогрессирующим и регрессивным.
По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Дети с отклонениями в развитии оказываются лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.
- В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие:
- · причины нарушений;
- · виды нарушений с последующей конкретизацией их характера;
- · последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни.
Так, в классификации А.Р. Маллера, основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории лиц с ограниченными возможностями:
- · глухие;
- · слабослышащие;
- · позднооглохшие;
- · незрячие;
- · слабовидящие;
- · лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
- · лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- · лица с нарушением интеллекта;
- · дети с задержкой психического развития (труднообучаемые);
- · лица с тяжелыми нарушениями речи;
- · лица со сложными недостатками развития.
Таким образом, диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы.
От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей.
Вследствие неоднородности состава группы, диапазон различий в требуемом уровне и содержании дошкольного образования тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ, т.е.
для каждой категории и внутри каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация специального образовательного стандарта, разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям; преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванные тяжестью нарушения психического развития и неспособностью ребенка к освоению цензового уровня образования, а также ограничения в получении инклюзивного образования детьми с ОВЗ, достигшими к моменту поступления в школу уровня психического развития, сопоставимого с нормально развивающимися сверстниками.
Индивидуальное обучение детей с ОВЗ регламентируется следующими документами:
• Постановление правительства РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»
Источник: https://lektsia.com/6xd867.html
Детский сад № 150 г. Краснодар
«Особый подход «Особому ребенку»
«Жить — это бороться, бороться — это жить». Рџ. Бомарше
Мы часто в нашей жизни употребляем слова «Особый, особенный». Кто то на это обижается, а кто то этому радуется. Коллектив нашего ДОУ уверен, что в этом нужно видеть только позитивные стороны.
В толковом словаре под ред. Д.Н. Ушакова сказано: «Особый»- не похожий на других, индивидуальный, отличительный. � мы с этим полностью согласны.
Когда в твоей жизни появляется необычный цветок, которого больше ни у кого нет, ты конечно счастлив и радуешься этому событию в своей жизни.
Как правило, возникает РІРѕРїСЂРѕСЃ «Какой же РѕРЅ? Что РѕРЅ любит? Солнце или тень? Р’РѕРґСѓ или засушливую землю? Как ему комфортнее: находиться отдельно РѕС‚ остальных цветов или же среди множества РґСЂСѓРіРёС…?В» РћРЅ — «Особый», Рё поэтому требует определённого РїРѕРґС…РѕРґР°, знаний Рё умений Рё, конечно же, РѕРіСЂРѕРјРЅРѕР№ любви Рё терпения для того, чтобы расти крепким, радовать своей силой, красотой Рё значимостью. Р� хочется сказать: «Не беда, если опали листья, долгое время РЅРµ цветет, надо только что-то подправить, РіРґРµ то взрыхлить, подкормить, вспомнить РїСЂРё каких условиях ему более комфортно Рё немного подождать. РћРЅ СЃРЅРѕРІР° воспрянет, подрастет, окрепнет, расцветет. Ему будет хорошо Рё нам СЂСЏРґРѕРј СЃ РЅРёРјВ». Цветы — РѕРЅРё как люди, живые. РћРЅРё как люди РІ чем-то одинаковые, РЅРѕ безусловно разные, СЃРѕ СЃРІРѕРёРј настроением, предпочтением, Рё Рє каждому можно сказать «Особый».«Дети-цветы жизни» наверное, это сказано РЅРµ просто так. РЇ СЃ этим, безусловно, согласна. Р’ нашем детском саду есть РіСЂСѓРїРїР° «Особый ребенок» СЃ основным диагнозом ДЦП. Нам доставляет РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ радость РёР· РіРѕРґР° РІ РіРѕРґ наблюдать Рё помогать расти, раскрываться, расцветать, как «Цветочкам», нашим «особым» детям.Каждый ребенок для нас это В«Р�ндивидуальность» СЃРѕ СЃРІРѕРёРј настроением, интересами, увлечениями, стремлениями, потенциалом. Дети РіСЂСѓРїРїС‹ «Особый ребенок» окружены командой квалифицированных специалистов, воспитателей, медицинского персонала. Хотелось Р±С‹ озвучить, РЅРµ очень приятную, РЅРѕ РІСЃРµ таки «особенность» СЃ которой Рє нам РїСЂРёС…РѕРґСЏС‚ дети. Термин «детский церебральный паралич» (или ДЦП) объединяет РІ себе целый СЂСЏРґ симптомов, возникающие Сѓ ребенка РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ повреждением РјРѕР·РіР°. Рти симптомы проявляются, прежде всего, как его неспособность сохранять РїРѕР·Сѓ Рё выполнять произвольные движения. РќРѕ главное, Рє РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ симптому ДЦП – двигательным расстройствам, как правило присоединяются нарушения РїСЃРёС…РёРєРё, речи, зрения, слуха, некоторые РґСЂСѓРіРёРµ. Поэтому РјС‹ строим СЃРІРѕСЋ работу РїРѕ принципу дифференцированного РїРѕРґС…РѕРґР°, опираясь РЅР° возраст ребенка, РїСЃРёС…Рѕ-физического состояния, СѓСЂРѕРІРЅСЏ познавательной сферы Рё естественно учитывается интересы Рё предпочтения ребенка. Работа построена таким образом, чтобы коррекция проводилась ненавязчиво, РІ процессе тех РІРёРґРѕРІ деятельности, которые привлекательны для ребенка. РџСЂРёС…РѕРґСЏ, дети получают полный комплекс оздоровительно-коррекционных мероприятий: массаж, ФК СЃ элементами коррекционной гимнастики, прогулочные терренкуры, гидрокинезотерапия РІ плескательном бассейне РІ летний период. Также проводятся коррекционно-развивающие мероприятия: подгрупповые Рё индивидуальные занятия СЃ логопедом, дефектологом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем. Уделяется большое внимание продуктивным видам деятельности (конструирование, изобразительной деятельности, трудовое обучение). Целью коррекционного обучения Рё воспитания является максимальное всестороннее развитие ребенка РІ соответствии его возможностями. Рта цель достигается РїСЂРё решении следующих задач:
- Развитие познавательной деятельности детей по индивидуальным программам.
- Логопедическая коррекция развития речи.
- Развитие двигательной сферы по индивидуальным программам.
- Формирование базы для социальной адаптации.
- Развитие творческих способностей.
- Подготовка к школьному обучению.
- Формирование оптимальных подходов к воспитанию ребенка в семье.
РћСЃРѕР±РѕРµ место РІ жизни наших деток РІ ДОУ занимает временная интеграция всех воспитанников РіСЂСѓРїРїС‹ «Особый ребенок» СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё сверстниками РёР· РґСЂСѓРіРёС… РіСЂСѓРїРї для проведения совместных мероприятий: утренники, развлечения, РґРѕСЃСѓРіРё, тематические РґРЅРё. Рто РІСЃРµ благотворно влияет РЅР° развитие детей, психологической готовности Рє школе Рё способствует дальнейшей социализации РІ обществе.Р’ заключении хочется сказать: «Чтобы вырастить красивый, крепкий, сильный, «цветок», надо приложить, без сомнения, РјРЅРѕРіРѕ знаний, СЃРёР» Рё терпения». РњС‹ стараемся дать «особым» детям возможность вырасти сильными, крепкими, способными жить РІ современном обществе РЅР° равнее СЃРѕ СЃРІРѕРёРјРё сверстниками.
Коллектив МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад «Сказка» структурного подразделения №150Старший воспитатель Ларина Е.А. Учитель-дефектолог Овечая А.А. �нструктор по ФК Бондаренко �.В. Педагог-психолог Тимошенко Н.П.
Источник: http://ds150-2008.narod.ru/p_287.html