Этапы развития ребенка до года: как преодолеть сложные моменты

Месяцы ожидания позади, и вот наконец в доме зазвучал голос новорожденного полноправного члена семьи. Малыш пока

выглядит хрупким и совсем беззащитным, но всего через несколько месяцев его моторное развитие достигнет определенного уровня и кроха обязательно порадует родителей новыми достижениями.

В первые недели жизни младенец практически ничего не умеет, большая часть его движений — не более чем рефлексы. До года малыш пройдет длинный путь, в конце которого научится уверенно сидеть, ползать, залезать на предметы мебели и, наконец, ходить. Родителям же остается набраться терпения и внимательно следить за тем, как протекает моторное развитие ребенка, фиксируя его новые навыки.

Для чего нужен контроль над процессом моторного развития крохи? Прежде всего для понимания того, что все идет своим чередом и малыш развивается в соответствии со своим возрастом.

Естественно, что окончательную оценку процессу сможет дать только врач, тем не менее бдительный родительский контроль позволит не пропустить момент, когда консультация со специалистом может помочь своевременно решить проблему.

Важно понимать, что моторное развитие ребенка до года протекает поэтапно. Ребенок не может и не должен перескакивать этапы, осваивая новые навыки до момента закрепления имеющихся. Начинается процесс с умения держать голову, контроля над работой рук и торса, и

только к концу года крохе в полной мере станут подвластны собственные ноги. Кроме того, скорость развития будет зависеть от:

  • здоровья малыша;
  • наследственных факторов;
  • особенностей организма крохи;
  • физического воспитания.

Тем не менее существуют некие нормы моторного развития ребенка до года, разработанные скорее для медиков, чтобы они могли отслеживать процесс, сравнивая имеющиеся показатели с нормой и делая соответствующие выводы с учетом вышеупомянутых факторов.

Условия для полноценного развития

Чтобы моторное развитие ребенка протекало гармонично и планомерно, необходимо создать благоприятные для этого условия. В первые месяцы кроху обязательно нужно будет

ежедневно на несколько минут выкладывать на живот на твердой поверхности. После трех месяцев для развития ребенка будет полезным сменять привычную кроватку на бодрствование за ее пределами – в манеже или даже на полу.

Родители должны понимать, что современные методики развития малышей — это здорово, но чтобы процесс действительно шел без нарушений, просто необходимо обеспечить крохе все условия для самостоятельного моторного развития. Рассмотрим, какие особенности имеет этот процесс в каждый из месяцев жизни ребенка до года.

Первый месяц — адаптация

Сразу отметим, что первый месяц принесет не так много нового, так как в этот период малыш будет занят приспосабливанием к новым условиям жизни и большую часть времени будет тратить на сон и питание.

У новорожденного

имеются отличительные признаки, связанные с долговременным пребыванием в ограниченном пространстве утробы матери. Мышцы малыша пребывают в постоянном тонусе, конечности согнуты в локтях и коленях и прижаты к телу, движения резкие и нескоординированные.

Заметить некоторые положительные изменения можно будет только к концу первого месяца.

Ребенок к этому времени сможет некоторое время удерживать голову, лежа на животе, и достаточно уверенно на протяжении нескольких минут сможет держать ее в положении «столбиком».

Укреплению мышц шеи будут способствовать ежедневные тренировки на животе, поэтому родители не должны забывать выкладывать кроху в это положение перед кормлением, даже если такие манипуляции приходятся ему не по душе.

Достижения второго месяца жизни

На втором месяце жизни двигательное развитие ребенка характеризуется в первую очередь достаточно окрепшими мышцами шеи.

Кроха уже не так протестует против выкладывания на живот, пробует не только удерживать голову, но и приподнимать плечи. Тонус мышц становится слабее и к окончанию второго месяца пропадает совсем.

Если попробовать поставить ребенка на поверхность кровати ножками, удерживая под руки, он будет плотно упираться в нее стопами прямых ног. В этот же период у ребенка совершенствуется хватательный рефлекс. Если вложить в руку крохи соску или легкую погремушку, он сможет держать их на протяжении нескольких секунд.

Моторные навыки третьего месяца

Если понаблюдать за малышом в три месяца, то можно увидеть, что в моменты бодрствования он не просто лежит, а заинтересованно наблюдает за руками или вложенным в них предметом. Вместе с этим кроха старается

поймать взглядом и ножки, которые намеренно за счет силы мышц пресса поднимает высоко над поверхностью. Со временем малыш научится пробовать на зуб не только пальчики рук, но и ног.

Анализируя моторное развитие в первые три месяца, можно сделать вывод, что оно протекает последовательно, по схеме «от простого к сложному». Сначала младенец учится соблюдать равновесие на опоре, после чего постепенно осваивает сложные в плане координации движения.

Четвертый месяц жизни: что изменилось?

Моторное развитие на четвертом месяце жизни приносит много новых сюрпризов. Движения ребенка становятся более координированными. Кроха сознательно захватывает игрушки, самостоятельно меняет положение, переворачиваясь в разные стороны, пробует поднимать верхнюю часть тела, лежа на спине. Тонус мышц конечностей пропадает окончательно.

Пятый месяц развития малыша

На пятом месяце жизни моторное развитие заметно совершенствуется.

Ребенок уже с удовольствием лежит на животе, играя игрушками, удерживает предметы в каждой из рук, способен подниматься на руках, желая дотянуться до интересующих его предметов хотя бы взглядом. Многие малыши в 5 месяцев уже начинают сидеть, но, если этого не произошло, не стоит торопить события: скорее всего, мышцы спины крохи к этому пока просто не готовы.

Окончание первого полугодия: шестой месяц жизни

В 6 месяцев ребенок и ментально, и физически уже намного более развитый, чем был несколько месяцев назад. Активное развитие моторики позволяет ему менять положение тела, кроха умеет сидеть, переворачиваться и делает попытки доползти до игрушки.

Начиная

с этого момента развитие моторики будет происходить в ускоренном темпе, поэтому задача взрослых — создать для крохи условия для активной двигательной деятельности.

Не стоит в часы бодрствования укладывать малыша в кроватку или «запирать» в манеже.

Правильным будет позволить ему исследовать безопасное пространство комнаты, помочь преодолеть первые расстояния с помощью ползанья, увлекая игрушками.

Шестимесячный малыш совершенно осознанно играет игрушками, перебирая их двумя руками, делает попытки шагать, если поддерживать его под руки на твердой поверхности.

Моторика на седьмом месяце жизни

Позади остались самые сложные первые 6 месяцев – впереди ждет стремительное, готовое привнести в жизнь крохи новые навыки моторное развитие. Полугодовалый малыш развивается не по дням, а по часам. На седьмом месяце он уже самостоятельно принимает позу для ползанья, активно преодолевает расстояния, прыгает, если поддерживать его под руки в вертикальном положении.

Что умеет малыш в 8-9 месяцев?

На девятом-десятом месяцах жизни малыши уже уверенно встают на ноги самостоятельно, стоят, удерживаясь за бортики

кроватки или манежа, пробуют ходить вдоль опоры. В этот период особенно активным является развитие игровой деятельности. Дети намеренно кидают игрушки на пол, перекладывают их с места на места, стучат, звенят ими и катают.

На десятом месяце жизни многие малыши делают попытки шагать. Пока у них это получается с трудом, но уже спустя несколько недель самые смелые и активные малыши смогут справиться с новым вызовом.

Последние месяцы первого года

Ближе к концу первого года малыши всецело поглощены тем, что закрепляют освоенные ранее навыки, совершенствуя умение ходить. Именно этому дети

посвящают большую часть свободного времени.

Многие детки к году уже не только самостоятельно ходят, но и прыгают, спускаются и поднимаются за руку по ступенькам, обходят препятствия, залезают и слезают с мебели, приседают и нагибаются без потери равновесия.

Основное достижение малыша в развитии общей моторики до года — это осознанность движений и их утонченность. Кроха способен на целый ряд манипуляций с игрушками, контейнерами, конструктором. Он с интересом закручивает и раскручивает пробки на бутылках, открывает и закрывает коробки, пытается строить башни из кубиков и конструктора.

О пользе положения на спине

В первое полугодие на развитие общей моторики оказывает влияние периодичность выкладывания малыша на спину в часы бодрствования. В этом положении кроха не просто лежит, а осваивает навыки координации движений, знакомится с собственными конечностями, а со временем и с окружающей его обстановкой.

Так как продолжительное лежание на спине быстро наскучивает ребенку, он делает попытки поменять положение, и это также стимулирует моторное развитие в первой половине года.

Мотивировать малыша, который самостоятельно не желает учиться переворачиваться, можно с помощью яркой игрушки, размещенной сбоку от крохи.

Чтобы рассмотреть ее получше, малыш обязательно сделает попытку поменять положение тела.

Выкладывание на живот: почему это важно?

Выше уже упоминалось, что в первые месяцы жизни ежедневные выкладывания на живот помогут усилить моторное развитие,

укрепить мышцы спины и шеи. Какая же польза от такого положения в более старшем возрасте? Детки, лежа на животе, получают возможность больше увидеть, и это им не может не нравится.

Кроме того, в положении на животе малыши укрепляют руки и мышцы торса. Именно из этого положения в начале второго полугодия дети будут пробовать осваивать навыки ползанья, желая дотянуться до любимой игрушки.

О важности каждого из этапов развития

Как уже отмечалось выше, моторное развитие малыша происходит в несколько этапов, каждый из которых готовит кроху к новым достижениям. Естественно, бывают случаи, когда малыш переходит на следующий этап, минуя предшествующий. Родители в таких случаях испытывают чувство гордости,

считая, что их малыш опережает сверстников в отношении моторного развития. На самом деле это не так хорошо, как кажется.

Например, если ребенок в 8 месяцев, так и не научившись ползать, будет осваивать навыки ходьбы, а родители, видя его воодушевление, позволят ему проводить много времени в ходунках или вожжах, то это может привести к развитию проблем с позвоночником и координацией движений. Дело в том, что ползанье — это подготовительный этап для освоения навыка ходьбы, в процессе которого мышцы позвоночника крохи готовятся к большей нагрузке.

В заключение отметим, что моторное развитие малыша до года — это определенные временные этапы, среди которых особенно стоит выделить наиболее важные:

  • в 3 месяца;
  • в 6 месяцев;
  • в 8 месяцев;
  • в год.
  • Как правило, именно в эти месяцы малыш осваивает особенно значимые навыки, способствующие дальнейшему гармоничному физическому и двигательному развитию.
  • Источник

Источник: https://snovenie.ru/motornoe-razvitie-rebenka-do-goda-vajnye-momenty-na-kajdom-etape-rosta-malysha.html

Возрастные кризисы детей: как помочь пережить ребенку и не сойти с ума

Дети – главное счастье в жизни родителей. Взрослые хотят, чтобы малыши росли здоровыми, умными и послушными, но иногда родители сталкиваются с некоторыми проблемами в воспитании. Развитие, взросление и становление ребенка как личности — сложные процессы, сопровождающиеся возрастными кризисами (кризис одного года, трех лет, пяти и семи лет).

  • Как же помочь ребенку в эти сложные для него периоды и сохранить душевное равновесие?
  • Кризис – переломный момент при переходе с одного этапа жизни ребенка на другой.
  • Педагоги и психологи считают детские кризисы нормальным явлением, так как чередование спокойных и кризисных периодов – закономерное развитие человека

Продолжительность детских кризисов – несколько месяцев. Внешне они проявляются изменением поведения. Одинаковых деток нет и они по-своему переживают переломные моменты в жизни.

Ребенок становится капризным, непослушным, ему трудно угодить, у него возникают вспышки ярости и конфликты с окружающими людьми.

Но главные изменения происходят у ребенка внутри: ему сложно найти общий язык с родными и близкими и даже со сверстниками, это обусловлено возникающими возросшими требованиями ребенка.

Некоторым родителям становится трудно переносить капризы и истерики малыша, который еще недавно спокойно лежал в кроватке и вызывал только улыбки и умиление. И здесь главное – не идти на поводу у своих эмоций, сохранять спокойствие и помнить — это временные трудности в жизни любимого крохи, которые надо пережить.

Читайте также:  Задержка моторного развития у детей до года: причины отставания

Кризис одного года

Возникает у всех деток, к одному году у детей появляется некая самостоятельность: они уже ходят, с помощью слов пытаются выражать чувства, желания и потребности. Но в то же время, отдалившись от мамы, которая раньше всегда была рядом, малыши боятся ее потерять.

У девочек кризис одного года завершается к полутора годам, у мальчиков – к двум

В это время ребенок познает окружающий мир, пытается все потрогать и попробовать, ему все интересно, происходит формирование регуляторов «можно — нельзя». И здесь забота и внимание родителей имеют важное значение для дальнейшего поведения ребенка.

Занимайтесь детским развитием, играйте и чаще проводите время вместе. Объясняйте крохе и показывайте примером как обращаться с окружающими вещами и предметами.

Не оттаскивайте ребенка от елки, которую он захотел схватить, покажите ему, что она колючая, пусть он прикоснется к ней и сам это почувствует. Или если малыш хочет взять чашку с горячим чаем, дайте ему слегка прикоснуться к ней, чтобы он сам понял, что это горячее.

Дайте понять ребенку, что кошку лучше погладить, а не хватать за хвост. Так он проще адаптируется к окружающим условиям. И помните, в этом возрасте мама – целый мир для малыша.

Кризис трех лет

Еще один переломный момент в жизни ребенка – три года. К этому времени он становится более самостоятельным: уже может словами выражать чувства и эмоции, а запросы и требования становятся выше.

Некоторые родители сталкиваются с частыми истериками и капризами, которые становятся сильнее, чем в 1-2 года. В это время ребенок закатывает истерики, причиной которых может стать любая мелочь, на людях (в магазине, в поликлинике, в гостях).

Мамам и папам становится неловко из-за того, что они не справляются со своим чадом, когда на них направлены косые взгляды окружающих.

Чтобы предотвратить истерики, нужно спокойно и четко объяснять, как себя вести, что можно, а что нельзя, главное – сохранять спокойствие, даже во время истерики, не переходить на крик, хотя иногда кажется, что ребенок испытывает вас на прочность и делает все на зло. В таких ситуациях не стоит идти на поводу у ребенка, попробуйте отвлечь его внимание на что-то другое.

Как правило, большинство деток в этом возрасте уже ходят в сад, у них появляется как бы своя «личная жизнь», неподконтрольная вам, станьте для него другом, общайтесь на равных (но не забывайте, что вы все же родители и у вас должен быть определенный авторитет). Вечером спрашивайте, как прошел день, что нового произошло, дайте ему понять, что хоть весь день вы и не вместе, вы все также его любите и заботитесь о нем.

Кризис пяти лет

Пять лет — возраст, в котором ребенок переживает очередной кризис. Обычно в это время у ребенка уже появляются друзья, после детского сада родители водят детей во всевозможные секции и кружки, и ребенок еще больше чувствует свою самостоятельность. И конечно хочет показать родителям, каким взрослым он стал.

Современные дети в этом возрасте начинают сравнивать себя со сверстниками, оценивать материальную составляющую, следовательно, и от родителей начинают большего требовать

Кризис в этом возрасте проявляется не только истериками, но и агрессией к близким и сверстникам.

Здесь главную роль играет семья и взаимоотношения внутри нее, дети в этом возрасте копируют поведение своих родителей, если в семье напряженная атмосфера, это обязательно отразится на детях.

Постарайтесь сглаживать конфликты, и не выяснять отношения на глазах у ребенка. Прививайте ему доброту, уважение к людям, воспитывайте ответственность и нравственность. И помните, что воспитывать нужно собственным примером.

Этот период еще важен и тем, что он совпадает с подготовкой к школе. Некоторые дети не любят заниматься и не понимают, что от них хотят, ведь раньше свободное время посвящалось играм, а теперь нужно выполнять какие-то задания.

Важно заинтересовать ребенка, как раз в таком случае могут помочь занятия в детских центрах по подготовке к школе, профессиональные педагоги помогут сформировать у ребенка усидчивость, работу в коллективе, наладить отношения со сверстниками. Выходные проводите вместе.

Всей семьей сходите на прогулку, в кино, да куда угодно, только вместе.

Кризис семи лет

Самое сложное время для ребенка – это возраст семи лет. Это связано с кардинальными изменениями, происходящими в жизни малыша. Большое влияние оказывает переход из сада в школу.

У детей начинается некая переоценка. Им требуется адаптация к новым условиям, требованиям и статусу. Часто первоклассники ведут себя грубо, не слушаются взрослых.

Помогайте и поддерживайте ребенка, чаще хвалите и вселяйте уверенность, что все получится, чтобы он не чувствовал себя брошенным во взрослом мире, давайте ему советы как лучше выстроить отношения с одноклассниками и учителями.

И никогда не кричите, если у него не получается, не сравнивайте с другими детьми, это отобьет желание что-либо делать.

Важно, чтобы ребенок почувствовал себя личностью

В первый год школьной жизни от родителей требуется предельная внимательность к детям и их отношениям со сверстниками вне семьи. Спортивные секции и кружки стоит оставить на потом, дайте детям время понять, какие важные изменения происходят в их жизни, а уже через полгода или год начинайте дополнительные занятия после школы.

Кризис семи лет – опасное время, пропустив какие-то проблемы в этот период и не оказав должной помощи, вы навредите ребенку. В таком случае кризис затянется на несколько лет и появляется риск, что ребенок замкнется в себе и вот тогда уже помочь ему будет гораздо сложнее.

Воспитывать детей – тяжелая, занимающая много времени работа. Сохранять спокойствие в некоторых ситуациях сложно, но если вы действительно любите своих детей и заботитесь о будущем, у вас обязательно все получится.

Занимайтесь детьми, поддерживайте их, прислушивайтесь к тому, что они говорят, помогайте и будьте любящими родителями. Обращайте внимание на свое поведение и на отношения внутри семьи между взрослыми, проводите как можно больше времени вместе. Ведь скоро дети вырастут и станут взрослыми.

Если у вас крепкая семья, где каждый готов выслушать, поддержать и помочь, то любой кризис для вас станет лишь временными трудностями.

Источник: https://sunmag.me/sovety/05-02-2014-vozrastnye-krizisy-detej-kak-pomoch-perezhit-rebenku-i-ne-sojti-s-uma.html

Этапы развития

Правильно ли развивается мой ребенок? Что он должен уметь в полгода, в год, после двух лет? Эти вопросы неизменно волнуют всех родителей. Об основных этапах развития малыша, об умениях и навыках, которые ему предстоит освоить расскажем ниже.

Иметь, чтобы быть

Проявления сосательного и хватательного рефлексов вы можете наблюдать ежечасно, без специальных проб невролога.

Дотроньтесь до ладошки новорожденного – она сожмется. Это проявление хватательного рефлекса, одного из примитивных рефлексов, присутствующих у ребенка с рождения. Он исчезнет, когда ребенок перестанет в нем нуждаться, – к 3 месяцам, в момент появления интереса к предметам. Малыш начнет тянуть ручки в попытках схватить яркую игрушку или ваш нос, и это уже будут целенаправленные действия.

Сначала как в тумане

Из всех чувств у новорожденного менее всего развито зрение. Клетки его сетчатки еще не до конца сформированы. Он видит расплывчатые очертания, поле его зрения пока ограниченно и приспосабливается к окружающему только к 2 месяцам. Поначалу он различает только контрастные предметы, находящиеся вблизи.

Со временем малыш будет все лучше и лучше различать формы, цвета, объем – все это повышает его интерес к предметам. К 5 месяцам происходит важное изменение – у ребенка устанавливается связь между зрением и осязанием. Он стремится потрогать все, что оказывается в поле его зрения и привлекает внимание.

Дети младше года обожают рассматривать разные лица

На ощупь

До 5 месяцев, если мы протянем малышу какой-то предмет, он сможет его схватить, но не сможет удержать. Его хватка еще не слишком сильна, да и внимания, чтобы сосредоточиться на одном действии, недостаточно. С 5-месячного возраста все, что попадает ему в ручки, он немедленно тянет в рот, ведь именно там расположен главный «исследовательский центр».

К 6 месяцам ребенок самостоятельно, без вашей помощи, может взять предмет, находящийся вблизи. Малыш становится более подвижным: он переворачивается, пытается садиться, и это облегчает ему задачу по добыванию привлекших его предметов. Таким образом, ребенок делает первые шаги к самостоятельности.

Вот это хватка…

В тот же период ребенок узнает, что может не только брать, но и кидать. Это производит настоящую революцию в его играх! К 7 месяцам малыш легко обращается с предметами, хватает их, бросает! Правда, поднимать чаще приходится вам.

Иногда игрушки выскальзывают у него из рук, и он ударяется в плач. Но около 9 месяцев, как только малыш освоит «пинцетный» захват (большим и указательным пальцами), из его ручек ничто не «убежит».

Таким захватом владеет только человек – вначале соединяя большой палец со всеми остальными, позже – только с указательным. Постепенно ребенок научится координировать движения двух рук и усовершенствует мелкую моторику.

Заметьте, что он также прибавил в скорости: в пять месяцев для того, чтобы схватить предмет, ребенку требуется 11 секунд. В год он уже делает это за полсекунды!

Все более изобретательные решения

К 1 году малыш уже понимает, что каждое действие результативно. Он предпринимает множество усилий, чтобы проверить, к чему приведут его попытки, отсюда и его страсть к повторению действий.

Постепенно он запоминает удачные пробы и вскоре будет повторять свои действия сознательно, чтобы достичь уже известного ему результата. Затем он начнет комбинировать, придумывать все более сложные пути решения своих задач.

На втором году жизни ребенок готовит вам много сюрпризов! Он умен и упорен и выказывает чудеса изобретательности, когда хочет что-то достать или повторить то, что видел. Но малыш еще довольно неловок, и результаты не всегда такие, как ему хотелось бы.

Но вы ведь всегда рядом, чтобы поддержать его и помочь справиться с огорчением.

Я думаю, значит, я действую

Около 2 лет ребенок начинает мысленно представлять себе какие-то действия и, следовательно, думать о том, как их реализовать. Возникают мысленные образы, предшествующие реальным шагам, которые он собирается предпринять.

Руки малыша еще недостаточно хорошо «настроены», и ему не хватает точности и силы. Он пристально наблюдает за вами, стараясь во всем вам подражать и охотно участвуя в домашних делах.

В этом возрасте малыш с удовольствием поможет вам с уборкой, ему так важно чувствовать себя умелым.

Дом быта

Желание все делать самому – это, конечно, притязание на независимость, вполне естественное на определенном этапе психического развития ребенка. И это не каприз: к двум годам ребенок всерьез намерен отстаивать себя и готов предъявить в доказательство свою умелость и самостоятельность.

Еда

Уже с 6 месяцев ребенок пытается есть самостоятельно, но пока только пальцами. Он может самостоятельно взять кусочек сыра или печенья. С пюре сложнее. Но если малыш окунает пальцы в тарелку, отнеситесь к этому с пониманием – он осваивает процесс еды!

Около 5−6 месяцев ребенок тянется к ложке во время кормления. Он пока еще не понимает, как ею пользоваться, это просто привлекательный объект, оказавшийся в поле его зрения. Но вы можете немного забежать вперед и дать малышу ложку. Пока вы его кормите, он сможет уловить связь между вашими движениями и в конце концов попытается зачерпнуть кашу своей ложкой.

Не подавляйте инициативу детей: это тормозит их развитие

К 1 году ребенку уже удается донести ложку до рта, но редко полную – по пути он ее переворачивает и недоумевает, куда же делось содержимое. Но зато он уже умеет пить из стаканчика, держа его обеими руками.

Читайте также:  Развитие ребенка в год и 4 месяца: как заниматься с малышом в этом возрасте

К 2 годам малыш делает заметные успехи, но об аккуратности говорить пока рано. В 3 года он полностью осваивается с ложкой.

Около 4 лет ребенок может наколоть еду на вилку. Он наливает себе воду из маленькой бутылочки и держит стакан в одной руке.

Только к 6 годам ребенок научится есть ножом и вилкой, но можно предложить ему начать осваивать это умение и раньше – с мягкими продуктами. Также можно потренироваться во время творческих занятий, отрезая кусочки пластилина стеком.

Одежда

Прежде чем научиться одеваться, ребенок учится раздеваться. В 1 год 3 месяца он уже может стягивать ботинки, носки и шапочку, в два года – вылезает из пальто, поднимает ручки, чтобы помочь вам снять свитер, стягивает с ног брюки…

Ребенок будет готов одеваться сам к 3 годам, некоторые трудности будут вызывать вещи с узким горлом, например свитера. Научиться надевать носки и ботинки − задача не из легких. Он часто путает правый и левый ботинки.

О шнурках и говорить нечего, а вот липучки ему наверняка понравятся. Так же и с майками – шиворот-навыворот, задом наперед. Покупайте малышу майки с рисунком, так он сможет найти «перед». Каким бы сложным ни был этот процесс, ребенок постепенно его освоит. Помогайте ему справляться с трудными деталями гардероба, но настаивайте на том, что все, что он умеет, он должен надевать сам.

Примерно в этом же возрасте малыш начинает осваивать застежку-молнию, расстегивать пуговицы, развязывать шнурки, если они завязаны не слишком крепко. Застегивание пуговиц и шнуровка ботинок – особенно сложные операции, и дети редко добиваются в них успеха до пяти лет.

  • Малыш учится
  • Складывать: Около 1 года малыш может построить башню из двух кубиков; около полутора лет – из 3−4 кубиков; около 2 лет – из 6 кубиков; к 3 годам – из 8.
  • Наполнять: К 1 году 3 месяцам ребенок может положить маленький шарик в банку.
  • Листать: к 1 году 3 месяцам ребенок умеет перелистывать страницы книжки.
  • Строить: Между полутора и двумя годами ребенок учится собирать вместе крупные детали конструктора.
  • Открывать: С полутора лет некоторые малыши могут открывать дверь, потянув ее за ручку.
  • Собирать: Около 2 лет ребенок собирает свои первые паззлы.
  • Нанизывать: К 3 годам ребенок умеет нанизывать бусы на нитку.
  • Резать: Около 4 лет ребенок умеет пользоваться ножницами.

Купание

Если около 3 лет ваш малыш говорит, что хочет самостоятельно вымыть руки, это, скорее всего, означает, что он собирается повозиться с водой. Тем не менее выполните его просьбу и используйте этот момент для того, чтобы научить его намыливать руки, смывать мыло и вытирать руки полотенцем.

Гигиена – слишком абстрактное для малыша понятие. Он обожает купаться, но не понимает, зачем нужно намыливать и тереть кожу. Если вы позволите малышу искупаться самостоятельно, он забудет о неприятных для него моментах.

Оставайтесь рядом с ребенком и ненавязчиво давайте ему советы, тем временем отмывая его – если это необходимо. К 6 годам он уже будет уметь самостоятельно мыться под душем, регулируя температуру воды, если вы покажете ему, как работает кран.

Желательно, чтобы после трех лет ребенка купал родитель его пола, это важно для дальнейшего психосексуального развития.

Не забывайте про зубы. Лучше делайте это вместе с малышом, помогайте ему, подправляя его движения. Даже если ребенок не против чистки зубов, по-настоящему эффективно он будет делать это только в 4 года. При условии, что вы объяснили ему, как обращаться с зубной щеткой.

Правша или левша?

До 3 лет большинство малышей одинаково владеют обеими руками: им все равно, взять игрушку правой или левой.

Латерализация, или развитие функциональной асимметрии (предпочтительное использование одной из рук, или ног, или глаза – доминирующей стороны), заложена природой. Пытаясь ускорить латерализацию, вы рискуете нарушить естественный процесс развития ребенка и осложнить ему задачу. Обычно процесс латерализации завершается к 4 годам, благодаря развитию межполушарных связей.

Если ребенок не определился до поступления в подготовительную группу и ваш дошкольник еще очень неловок, лучше проконсультироваться со специалистом-нейропсихологом. Специальный комплекс упражнений поможет ребенку преодолеть затруднения.

Левши и одинаково владеющие обеими руками дети (это редкость) на самом деле не так неловки, как может показаться, просто им приходится жить в мире, приспособленном для праворуких. Им требуется больше времени, чтобы привыкнуть, отсюда и частое запаздывание в развитии навыков.

Подражать – значит учиться

С начала второго года жизни малыш начинает активно копировать взрослых.

Если вы покажете ему, как играть с какой-либо игрушкой, он может повторить ваши движения (или хотя бы попытаться это сделать) даже без вашей просьбы.

Это не значит, что он понял ваши объяснения, – пока ему достаточно просто повторять. Поэтому, если игрушка достаточно сложная, вам придется повторить все несколько раз, прежде чем он с ней освоится.

Читать на эту тему:

  • Развиваем внимание
  • Учим ребенка различать цвета
  • Позднее развитие

Источник: http://www.parents.ru/article/jetapy-razvitiya/

12 моментов в развитии ребенка, которые надо заметить

Все родители с нетерпением ждут и замечают, когда малыш впервые начинает улыбаться, четко произносит «мама» или делает первый шаг. Когда ребенок в первый раз сам садится на горшок, идет в детский сад, а потом впервые остается там без рыданий на прощание.

Но есть и множество других значимых событий в жизни детей, которые легко можно пропустить — а они являются более значимыми, чем может показаться.

MedAboutMe предлагает родителям список из двенадцати важных моментов и объясняет, что они означают в процессе развития ребенка.

Грудные дети и важные моменты их развития

3 месяца: развитие чувства юмора

В течение первых месяцев жизни ребенок — это сосущее, пачкающее подгузники и спящее существо, порой страдающее от колик и невнимания. Постепенно развиваясь, малыш начинает улыбаться и гулить, но в период от 3 до 6 месяцев груднички начинают дозревать до чувства юмора и смеются над тем, что кажется им смешным.

Мозг младенца начинает учиться обрабатывать информацию значительно быстрее, чем в период новорожденности. Кроха начинает реагировать на смешные рожицы, «угрозы» проглотить и хихикает в ответ на поцелуи в живот и пяточки.

После полугодия чувство юмора становится более утонченным: ребенок смеется над походкой, как у пингвинчика, использование игрушек не по назначению.

Так, можно вызвать бурное хихиканье, положив плюшевого мишку себе на голову или в самом деле падать при прочтении стишка «идет бычок, качается». Поощряйте и создавайте такие моменты.

Смех вместе с ребенком в этом возрасте помогает формировать зарождающиеся социальные навыки общения и взаимодействия.

Реакция на звуки: 4-5 месяцев

Дети начинают распознавать голоса родителей, особенно мамин, еще во время внутриутробного развития. Но в районе 4-5 месяцев младенцы начинают не просто узнавать, а пытаться активно двигаться в сторону маминого голоса и других интересных звуков.

Этот период знаменуется созреванием центров слуха в головном мозге, что позволяет грудничку определять, откуда исходят шумы, и двигаться в сторону нужного.

Это хорошее время для особого материнского голоса — женщины используют этот прием неосознанно, повышая тональность и удлиняя гласные при обращении к малышам.

Такое специфическое произношение является оптимальным для научения детей речи, и мамы точно знают, как надо говорить!

Копирование мимики: 6-8 месяцев

Улыбка — это, как правило, первая «рожица», которую малыш учится строить примерно в возрасте 6 недель. Но вот к 8 месяцам ребенок уже вполне может подражать взрослому, надувая щеки или складывая губы кружочком.

Примерно в этом же возрасте дети могут начать подражать родителям в их привычном выражении лица: радостном, печальном, сердитом, депрессивном.

Так, если взрослые выглядят веселыми, дети, скорее всего, тоже будут радостно улыбаться.

Речевое развитие ребенка: гуление и слоги от 6 до 10 месяцев

Вокализации — это ключевой этап в развитии умения разговаривать. Гуление и слоги — те блоки, на которых базируется речь. Появление многочисленных вокализаций, интонирования, слогов «бабаба», «нанана» и т. п.

показывает, что развитие ребенка достигает стадии управления звукопроизношением и попыток общаться.

Лепет прогрессирует, становится более сложным, по интонациям напоминает настоящую речь, с паузами и изменением тональности.

Поддержите своего малыша, заводите разговоры, спрашивайте и слушайте «ответы», комментируйте их, даже если смысл и непонятен. Такие предречевые тренировки помогают усвоить схему речи и особенности произношения.

Этапы развития малышей

Появление прилагательных: 18-24 месяца

Если раньше собака была собакой, а мячик — мячиком, то теперь наступает момент использования прилагательных. Большой красный мячик и белая пушистая собака означают, что ребенок не только видит объект и помнит его название, но и замечает, чем схожие предметы отличаются друг от друга.

Поощряйте использовать описания предметов, произносите больше прилагательных, это увеличивает словарный запас и развивает наблюдательность и умение систематизировать объекты.

Снимание подгузника: от 18 до 24 месяцев

Да, это не тот момент, о котором захочется написать в истории семьи. Но он также важен, и все дети делают это. Во-первых, это забавно и легко достижимо. Малыш может сам снять подгузник и статься голышом. Во-вторых, в познавательной активности присутствует и изучение связи причины и следствия: «я снял подгузник, мама побежала за мной, вот веселье!».

Ну а в-третьих, примерно в это же время дозревают функции, сообщающие малышу о дискомфорте пребывания в мокром подгузнике, и это знак, что кое-кто готов уже приучаться использовать горшок.

Забота о другом: 2-3 года

Это исключительно милая картинка: малыш, утешающий расстроенного друга. Дети в этом возрасте начинают проявлять альтруистические чувства и потихоньку понимать отличие себя от других людей. Цените и развивайте подобные проявления, моделируя ситуации («Мишка упал, давай его пожалеем») и читая соответствующие детские книжки.

Одна нога на ступеньке: от 2,5 до 3 лет

Однажды при подъеме или спуске о лестнице вы замечаете, что ребенок не наступает, как прежде, на каждую ступеньку двумя ногами, а ходит, как взрослый. Это значит, что крупная моторика совершила «рывок» в развитии баланса между верхней и нижней частями тела. Развивайте умение балансировать, покажите, как можно прыгать на одной ноге или ходить по линиям и бордюрам.

Развитие ребенка-дошкольника

Воспоминания о прошлых событиях: от 3 до 4 лет

Воспоминания ребенка в этом возрасте в основном связаны с сильными эмоциями, хорошими и плохими: как Дед Мороз приходил прямо в дом или испугала собака на улице. Способность вспоминать означает, что дошкольник развивает понятие последовательности событий и и сохраняет воспоминания, важные для обучения в будущем.

Конечно, поначалу все вспоминается нечетко и складывается в категорию «вчера». Помогайте развитию ребенка, комментируя и восполняя пробелы в памяти: «Верно, а еще перед приходом Деда Мороза мы слепили снеговика во дворе», рассматривайте фотографии и подарки, укрепляя память.

Первая маленькая ложь: от 3 до 5 лет

Конечно, мало кто захочет развивать качества, способствующие лживости. Но сама способность показывает, что ребенок достиг нового уровня рассуждений: он осознает, что потенциально может влиять на исход событий своими словами.

Большинство первых опытов маленьких врунишек связаны с попыткой избежать наказания: «Это не я съел конфеты» или «Он сам первый ударил!». Не стоит читать лекции о неприемлемом поведении, дошколята больше реагируют на действия, чем на слова. Объясните, что врать плохо, и это повлечет за собой такие итоги, как лишение привилегий, игрушки или тайм-аут в играх и общении.

Повторение ритма музыки: около 4-х лет

В этом возрасте дети научаются хлопать в ладоши в соответствии с ритмическим рисунком любимой мелодии. Это важно, так как свидетельствует о способности сосредоточиться, сконцентрироваться на цели и услышать общую ритмическую мелодию. А еще показывает неплохую координацию движений.

Читайте также:  Развитие речи ребёнка: занятия для малыша в возрасте один год

Помогайте ребенку услышать разные ритмы в других песнях, прохлопывать, простукивать их, использовать трещетки, бубен, дудочку. Это не просто развитие слуха, это основы и речи, и арифметики.

Самостоятельное одевание: от 3 до 5 лет

Младший дошкольник пытается стать независимым и начинает одеваться сам. О чем это говорит?

Чтобы полноценно одеваться, нужны хорошо развитые моторные навыки и чувство равновесия.

В три года малыш может натягивать на себя штаны и футболки, а вот пуговицы, молнии и липучки осваиваются, как правило, не раньше 4-х.

Помогайте малышу отстаивать свою независимость и развиваться физически, предлагайте несколько простых штанишек и футболок, и набирайтесь терпения, если он точно решил, что сегодня оденется сам.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/12_momentov_v_razvitii_rebenka_kotorye_nado_zametit/

Планета Детства — Этапы развития ребенка до года

Немногие родители знаю, что ребенок в первый год жизни проходит семь важных этапов развития. Практически каждый сталкивается с тем, что малыш капризен без всякого повода, оказывается причины на то есть. Зная об особенностях развития деток
первого года жизни, вы сможете своевременно помочь своему ребенку перейти на новый ступень,  вам будет легче понять его.

Основные этапы развития ребенка до года

  • Первый этап – 5 неделя.
  • (малышу чуть больше месяца)

Происходит быстрое развитие
органов чувств. Ребенок начинает все замечать — видеть и слышать, чувствовать
запах. Это открытие настораживает малыша.

Он может быть капризным и более
требовательным, сейчас он нуждается в
вашем присутствии сильнее, чем обычно. Когда вы рядом, ребенок успокаивается и
понимает, что все хорошо.

Ему как никогда нужен телесный контакт с вами, так
как это он дает малышу чувство защищенности.

Адаптация ребенка к новому
восприятию мира может длиться около недели. Вы должны вернуть малышу ощущение
безопасности, тогда он быстрее успокоится. В этот период малыш чаще требует грудь, так как ваш запах, ваше тело и
ваш голос самое знакомое и родное для него. Больше носите ребенка на руках.

Когда малыш успокоится, вы увидите,
что он изменился. Теперь он больше бодрствует. Его стал интересовать окружающий
мир, так как зрение совершенствуется, поэтому он все время ищет новые объекты
для своего внимания. Он лучше слышит и уже пытается повернуть голову в сторону звука.

В этом возрасте появляется
первая улыбка и первые слезы, первая реакция на щекотку. Чтобы подарить малышу больше
радости выясните, что ему нравится – музыка, рассматривание картинок, а может
быть он любит наблюдать за двигающими предметами.

Развивайте его новые
возможности – слушайте музыку, пойте и танцуйте, показывайте ему красивые яркие
картинки, катайте мячик, чтобы ребенок наблюдал за ним, обязательно
разговаривайте с малышом. Вы увидите,
что ребенок на все это уже реагирует, отвечает вам, издает звуки.

Относитесь к
его общению с вами с большим вниманием, чтобы малыш чувствовал, что вы его
понимаете.

Так как органы чувств вашего
ребенка очень чувствительны, будьте внимательны и не перенапрягайте его. Ему
тяжело долго концентрироваться на чем-то, поэтому нужны частые паузы. Следите
за реакцией ребенка и, если вам кажется, что у него нет настроение, то сделайте короткую паузу.

Второй этап – 8 неделя

(малышу почти 2 месяца)

Этот этап опять связан с
очередным скачком в развитие органов чувств. Опять привычный мир изменяется для
малыша. Он видит, слышит, нюхает, и чувствует на вкус, и к этому снова нужно
привыкнуть.

И как всегда, лучше, чтобы рядом была мама – защита, опора,
комфорт, уют и спокойствие. Ребенок вновь становится более требовательным и
капризным, ухудшается аппетит. Грудь становится не средством утоления голода, а
утешителем.

Именно в этот период многие детки начинают сосать большой пальчик.
Он напуган и запутан, ему нужно разобраться с новыми ощущениями.

Ваша задача сделать «новый» мир
малыша комфортным для него. Лучше всего для ребенка, когда мама рядом — надежный и знакомый
спутник, тогда можно и осваивать новые возможности.

После того, как малыш успокоится,
вы вновь заметите, что он изменился. Раньше все, что его окружало, было для
него единым целым. Даже себя как индивидуальную личность ребенок не
воспринимал. Теперь же он начинает изучать мир «по кусочкам».

Прежде всего,
малыш находит свои ручки и тщательно их изучает, пробует их на вкус, улавливает
разницу между тем вверху или внизу они находится, пытается управлять ими.

Он
чувствует движения своего тела – рук, ног, головы и туловища, меняет мимику
своего лица, и поэтому похож на юлу – вертится, дрыгает ножками, машет ручками.

Начинаются первые занятия с игрушками – одни малыши пытаются ее держать и
затащить себе в рот, другим нравится ее
шум, а третьи просто созерцают. Все зависит от темперамента ребенка. Ребенок
ищет источник света, любит все рассматривать – занавески и кошку дома, деревья
и детей на улице, полки с товаром в магазине.

Наблюдайте за ребенком очень
внимательно и развивайте в нем умения, которые вызывают у него больший интерес,
именно так вы поможете раскрыть его талант, найти то, что сделает особенным
именно его. Ведь все мы одарены чем-то от рождения. Восхищайтесь его
достижениями, чтобы у него возникало желание продолжать дальше.

Третий этап -12 неделя

(малышу почти 3 месяца)

Ребенок начинает осознавать, что
все вокруг него меняется. Это очередной этап в его развитии. И он вновь
нуждается в маме особенно сильно, чтобы в случае чего спрятаться и успокоится,
почувствовав себя в надежных и родных маминых руках.

Теперь для ребенка все
изменилось, представьте, что вдруг мир стал подвижным – конечно это интересно и
слегка волнительно. Малыш начинает наблюдать за происходящими переменами. Он с
увлечением смотрит, как вы ходите по дому и выполняете какую-то работу.

Ребенок
теперь уже смотрит, как двигаются машины на улице или идут люди. Он не просто
видит машину, а видит, что машин едет, в его жизни появляется не просто кошка –
а кошка прыгающая, лезущая на дерево, бегущая.

И конечно это открытие вызывает
в ребенка очень много эмоций и анализ увиденного заставляет более активно
работать головной мозг.

  1. Четвертый этап — 19 неделя
  2. (малышу чуть больше 4 месяцев)

Этот этап более глубокого познания
изменений окружающего мира. Малыш приближается к взрослому восприятию
окружающей действительности. Например, мы с вами знаем, что если кинуть мяч
вверх, то он упадет, а для вашего ребенка падение мяча – это новое открытие.
Именно такие особенности окружающей действительности начинает познавать ваше
дитя.

Малыш активно экспериментирует со
всеми предметами, он не просто тянется к игрушке, а пытается ее повернуть и
рассмотреть со всех сторон, происходит очень активное интеллектуальное
развитие, что ведет в свою очередь к освоению новых умений.

Звуки, произносимые
ребенком, становятся более сложными. Вы заметите его первые попытки
перевернуться и двинуться с места.

Малыш интуитивно начинает понимать, что
объекты продолжают существовать, вне зависимости от того видит он их или нет, и
начинает искать знакомые предметы, радоваться, когда их обнаружит.

Изменения, происходящие с
ребенком, вызывают в нем новые ощущения, и ему нужно время, чтобы с ними
разобраться, поэтому вновь обостряется потребность быть прижатым к маме и
познавать мир постепенно, не надолго отдаляясь от нее, а затем назад
скорее-скорее к маме, что бы вновь все было привычным и родным.

Начиная с этого этапа, переходные
периоды у малыша становятся более длительными. Если раньше он проходил в течение
нескольких дней, максимум неделе, то теперь для адаптации малыша к новым изменениям может потребоваться
месяц.

Это связано с фундаментальностью изменений, их глубиной. Малыш
становится беспокойным, плохо спит, ухудшается аппетит, с опаской относится к
незнакомым людям, требует к себе внимания больше чем обычно, требует
постоянного присутствия мамы.

Будьте терпеливы, скоро все пройдет.

Пятый этап — 26 неделя.

(малышу почти полгода)

Это этап начала двигательной активности ребенка. Он пытается делать множество
новых вещей, потому что становится более подвижным, он учится координировать
движения рук и ног и всего тела в целом. Для него открываются новые связи между
предметами, так как он постигает понятие дистанции.

Для малыша это очередное новое
открытие, так как окружающий мир вдруг становится не просто подвижным, а еще и
огромным.

Мама ушедшая в другую комнату, кажется ему находящейся на другом
конце света, потому что он видит, что она далеко, но не может сам преодолеть
такое большое расстояние.

Он понимает, что она двигается быстро, а он нет, это
рождает новые страхи и переживания. Понимая, что так пугает вашего ребенка в
этом возрасте, вы можете помочь ему пройти через новое испытание.

Как всегда основная ваша помощь
заключается в том, чтобы быть рядом с малышом, и дать ему знакомые чувства
безопасности и покоя, до тех пор, пока его пугают и раздражают все эти
открытия.Ваше присутствие позволит
ребенку расслабиться и войти в новый мир, найти в нем свое место.

И тогда
пройдут капризы, плохой аппетит и апатия. Ребенок в этот период не любит
одеваться и переодеваться, потому что боится потерять комфорт.

Когда мамы нет
рядом, ребенок чувствует себя в безопасности, когда рядом лежит что-то мягкое и
приятное – игрушка или просто ткать, которую он теребит своими ручками.

Шестой этап – 37 неделя

(малышу почти 9 месяцев)

Это этап предметного освоения
мира. Малыш познает свойства каждого предмета отдельно, его интересуют
различные детали. Он запоминает, какого цвета и вкуса банан, а какого яблоко,
при этом он понимает, что их можно оба съесть, а вот ложкой лучше постучать, а
есть ее не надо.

Он учится классифицировать предметы на определенные категории.
Он подолгу с серьезным и сосредоточенным лицом может рассматривать крошки
найденные на полу. Во время этого этапа происходит новый скачек в развитии
органов чувств, а также интенсивно развиваются речевые навыки.

В очередной раз переворачиваются
представления малыша об этом огромном мире, и для мамы наступают беспокойные
времена. Ребенок может цепляться за вашу одежду, удерживая вас таким образом.
Он беспокойный и раздраженный, требует к себе повышенного маминого внимания,
проявляется чувство ревности.

Помогите малышу в освоении мира,
предлагайте ему игры, которые позволяют изучать пространство с учетом
появившихся у ребенка новых возможностей и будьте рядом, так как ему интересно
все, и он не понимает опасности, таящийся в некоторых предметах (тяжелая ваза,
падающая, если потянуть скатерть, горячий утюг, розетки, дверцы и многое
другое).


Седьмой этап – 46 неделя.

(малышу почти год)

Этап освоения
причины и следствия от действий с предметами. Ваш ребенок открывает для себя
мир последовательностей, ставит активные эксперименты – разбрасывает игрушки и
вещи, пытается строить из кубиков пирамиды. Он очень активен, ему очень многое
нужно узнать, а лучше все и сразу, поэтому он не может усидеть на месте, и
хватается то за одно, то за другое дело.

Как всегда в
переходный период ребенку необходимо присутствие мамы, он может требовать,
чтобы вы всегда находились в пределах его видимости, обычно не любит незнакомых
людей. Для него характерны эмоциональные всплески – от бурной радости, до слез.

Чтобы
овладение новыми навыками происходило быстрее и без последствий, наполняйте его
жизнь новыми играми, поощряйте его стремления к познанию и совершенствованию,
обязательно хвалите и одобряйте малыша. Постоянно чувствуя вашу заботу, любовь
и внимание ребенок станет спокойнее, быстрее
освоится в своем новом жизненном этапе.

Надеюсь это информация поможет вам и вы будете чувствовать себя более увереннее в роли мамы!

Источник: http://www.razvitierebenka.net/index/ehtapy_razvitija_rebenka_do_goda/0-1193

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]