Развитие речи ребёнка: занятия для малыша в возрасте один год

Нормы речевого развития у детей 1-3 лет

Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования.

Центральное звено всего аппарата речи — кора головного мозга, у правшей — преимущественно левого полушария, а у левшей — правого, где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и мышечного анализаторов.

У ребенка процесс развития речи разделен на три периода. Возраст от 1 года до 3-х лет относится к третьему периоду, когда малыш уже понимает обращенную к нему речь и выполняет простые поручения.

В 1 год речевое развитие позволяет ребенку подражать слогам, которых в его речи еще нет. Например, чтобы отработать словосочетание «ди», следует подобрать детские стишки или потешки, в которых слог «ди» находится под ударением и хорошо выделяется голосом: «Водичка, водичка, умой Тане личико!» или «Заинька, войди в сад, серенький, войди в сад!»

Повторяя за взрослым подобные строки, малыш легко научится произносить новые для него слоги и сочетания.

Когда ребенок замечает, что его первые попытки говорить обращают на себя внимание, он начинает осознавать, что каждая вещь имеет свое название.

На этом этапе речевого развития у ребенка появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с указанием требования — назови! Он настойчиво перемещает пальчик с одного предмета на другой, ожидая определения этих предметов. Именно в этот период жизни закладывается пассивный словарь ребенка.

Малыш воспроизводит и употребляет облегченные слова «ав-ав», «би-би» и т. д. В 1,5 года дети, как правило, уже произносят около 40 слов, состоящих из 1-2-х слогов, различают основные цвета. В этом возрасте ребенок может не выговаривать многие звуки, но уже начать говорить длинными фразами.

Если развитие речи у детей 1-3 лет соответствует норме, то словарный запас должен достигать в среднем 300—400 слов. Ребенок понимает небольшой рассказ о событиях, знакомых ему по опыту.

К этому возрасту малыши начинают строить предложения из двух слов: «Мама, киса», «Я — Катя», «Ем сам».

Эти предложения похожи на телеграммы: состоят только из существительного и глагола или прилагательного, но слова стоят уже в правильном порядке, как в распространенном предложении.

Ребенок хочет и может выражать свои мысли. Ни в коем случае не надо повторять неправильно произнесенное слово. Стимулируя речевое развитие детей 1, 2 и 3 лет, следует повторять его слова, но в правильном варианте.

Например, ребенок кричит: «Там киса». Вы должны сказать: «Да, правильно, там бежит черная кошка». При таком общении развитие ребенка пойдет гораздо более быстрыми темпами. И никакого сюсюканья.

Развитие речи ребенка в 2-3 года во многом зависит от пола. Девочки, по статистике, начинают говорить раньше мальчиков. Видимо, это обусловлено их более пластичной нервной системой.

Все дети хотят научиться говорить, а обучаются этому лучше всего не через упражнения, а в веселой и занимательной игре. Они играют звуками, наслаждаются звукоподражанием, в дальнейшем проявляют удивительную изобретательность, образуя свои собственные слова, например «вертилятор» вместо «вентилятор».

Согласно нормам речевого развития, у детей 2-3 лет кроме обилия прилагательных появляются причастия, сложные предлоги «через», «вдоль», а также местоимения.

В этом возрасте малыш уже непременно говорит о себе в первом лице: «Я хочу гулять».

Речевое развитие в 2,5-3 года позволяет ребенку употреблять сложные предложения и вопросы «Когда?», «Почему?» Хорошо развитый ребенок уже может подбирать синонимы к словам (например, собака — пес, мишка — медвежонок и т. д.).

В возрасте 3-х лет часто врачи ставят диагноз «Задержка речевого развития». Если малыш не в состоянии построить простую фразу из 4-5 слов, в устной речи у него ошибки в употреблении предлогов, а составить даже самый коротенький рассказ по картинке он никак не может, следует обратиться к специалисту — логопеду. Главное, сделать это вовремя.

В возрасте 3-х лет речевое развитие заканчивается, а дальше уже начинается его совершенствование. Неполноценная речь задерживает умственное развитие ребенка, вредно отражается на его характере и поведении.

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет

Основные этапы нормального речевого развития ребенка от 1 до 3 лет представлены в таблице:

Возраст Достижения
12-14 месяцев Узнает показываемые предметы, понимает обращенную к нему речь
14-18 месяцев Начинает говорить, узнавать предметы на сюжетных картинках
18-20 месяцев Наступает первый период вопросов «Что это?» Активный словарь насчитывает около 30 слов
2 года В речи малыша появляются наречия и глаго­лы, слова уже складываются в небольшие предложения
2 года 4 месяца Ребенок усваивает первые грамматические формы, выстраивает фразы с придаточными предложениями, придумывает маленькие рассказы на тему «Что я видел во дворе»
2 года 6 месяцев В речи малыша появляются причастия, союзы и местоимения, ребенок уже рассказы­вает любимые стихи, но не более 4-х строчек
3 года В этом возрасте многие дети уже умеют считать, способны запомнить на слух стихи, знают написание некоторых букв, что способствует развитию речи

Как развивать речь ребенка в 1,2 и 3 года: занятия для речевого развития

Всех без исключения родителей интересует, как развивать речь ребенка в 1-3 года. Очень полезно рассказывать что-то малышу и одновременно мастерить что-нибудь (вырезать, клеить, раскрашивать).

Дело в том, что участки головного мозга, отвечающие за мелкую моторику и речевые навыки, расположены рядом, поэтому в раннем возрасте развитие ловкости рук непосредственно влияет и на формирование речи, и на общее интеллектуальное развитие. Замечательный педагог В. А.

Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Вот какие занятия для речевого развитие детей 1, 2 и 3 лет следует проводить ежедневно:

  • развивать различные подражательные движения («Как собачка бегает?», «Как зайка прыгает?»);
  • приучать выполнять различные действия, движения по словесному предложению;
  • научить ребенка внимательно наблюдать за действиями взрослого и воспроизводить их;
  • В процессе того как развивать речь ребенка в 1, 2 и 3 года, нужно обучать проделывать с предметами и сюжетными игрушками разнообразные целевые действия (в первом полугодии 2-го года жизни — закрывать и открывать, снимать и надевать, во втором полугодии — наливать жидкость, насыпать песок в просторную посуду и т. д.). Сюжетная игра на 2-м году жизни только зарождается (ребенок воспроизводит отдельные действия водителя, продавца и т. д.);
  • развивать умение доводить до конца освоенное действие (например, собирать всю пирамидку);
  • использовать занятия с предметами при выполнении упражнений для развития речи у детей 1-3 лет (называть предметы, их свойства, действия с ними).

Как ещё развить речь ребенку в год и старше? Очень важно петь малышу колыбельные песенки, рассказывать сказки, чтобы ребенок на слух воспринимал новые слова и предложения.

Все действия — купание, переодевание, кормление — сопровождайте беседой. Например, «Я сейчас посмотрю, что тебе не нравится, и почему ты плачешь», «Малыш, я уже иду, мы сейчас с тобой будем переодеваться». При этом голос должен быть ласковым, а речь спокойной, неторопливой. Важно, чтобы малыш видел движения губ. Особенно тщательно следует произносить звуки «о», «и», «е».

Родителям нужно знать, что ребенок в возрасте 1-2-х лет одинаково подражает хорошему и плохому: красивому, четкому произношению и исковерканным словам. Понятно, что от того, как говорят окружающие малыша люди, будет зависеть его собственная речь. Взрослым надо говорить четко, неторопливо и глядя на ребенка — такую речь малыш воспримет с удовольствием.

Правильным воспитанием и уходом можно предотвратить расстройства речи, если они не являются результатом тяжелых заболеваний головного мозга.

В процессе того как развивать речь детей 2-3 лет, можно вести дневник, в который записывать все слова и слоги, произносимые ребенком в разном возрасте. В случае любых нарушений эти сведения очень помогут врачу-логопеду или невропатологу оказать помощь вашему малышу. Бывают случаи, когда говорить нормально ребенку мешают врожденные дефекты — строение челюстей, языка, неба и т. д.

Родителям надо при любых подозрениях показать ребенка специалисту, чтобы вовремя предотвратить возможные нежелательные нарушения нормального развития речи.

Статья прочитана 7 808 раз(a).

Источник: https://vkapuste.ru/?p=8210

Развитие активной речи у детей 1-3 лет

Развитие речи у ребенка идет сначала медленно, но постепенно наращивает обороты. Вот уже малышу исполняется год, и он с каждым днем изучает и осваивает все больше новых слов.

Затем составляет из них словосочетания, связные предложения, вполне осмысленно разговаривает.

Но чтобы наконец-то поговорить со своим ребенком, нужно помочь ему изучить буквы, произношение звуков, дать понимание смысла слов.

Что речь дает ребенку

  • Речь помогает наладить контакт ребенка и взрослых, которые рядом с ним.
  • С ее помощью ребенок узнает, как называются вещи и предметы, его окружающие.
  • Помогает передавать впечатления и эмоции детей.
  • Полезна для развития мышления.
  • Закрепляет житейский опыт ребенка.
  • Развивает воображение и память.
  • Представляет собой полезные методы и приемы для развития творческих навыков.

Какая бывает речь

Речь бывает пассивная и активная. Пассивная — это процесс понимания ребенком того, что ему говорят. А активная — когда говорит сам. Конечно, прежде всего появляется пассивная речь, а вслед за ней приходит и активная. Чтобы ребенок быстрее перешел от пассивной речи к активной, необходимо соблюдение трех условий:

  • Теплое и эмоционально насыщенное постоянное общение с взрослыми людьми. Поэтому, когда вы ласково обращаетесь к младенцу, который еще не ходит, называя его разными милыми словечками, вы не просто выражаете переполняющие вас нежные эмоции, но и еще подготавливаете ребенка к речевой деятельности.
  • Присутствие в жизни ребенка постоянных разговоров и правильной речи. Больше общайтесь с малышом. Можно включать ему также сказки и песенки в записях. Эти приемы направлены на то, чтобы побудить его произносить звуки самому, чтобы он начал повторять их и копировать.
  • Начало развития самостоятельной предметной деятельности ребенка. Предметная деятельность детей — это, конечно, игра. Именно во время игр можно показать ему, как что называется и для чего предназначено. Повторив это несколько раз и закрепив в памяти, ребенок уже сам начинает называть свои игрушки, пусть пока еще и не совсем правильно.

Характеристика речевого развития

До 1,5 лет у ребенка идет активное развитие освоения связей между предметами, вещами и их наименованиями. Он слышит, как родители называют предметы в разговоре и запоминает эту информацию.

Его мозг в активной деятельности и работает без устали, устанавливая причинно-следственные связи между определенным звуком и конкретным предметом. Именно между годом и тремя в мозг ребенка закладывается основа речевой функции.

В этот период он получает те навыки, которые в будущем позволят ему полноценно освоить все приемы правильной речи.

Эти связи закрепляются на подкорке малыша не сразу. Какое-то время, пока ему еще нет полутора лет, он может путать слова и их значение. Например, при слове лошадка вполне может показать на жирафа и делать тому подобные ошибки. В этом причин для паники нет. Ребенок обязательно научится, нужно только немного подождать.

Признаки нормального речевого развития у детей в 1-3 года

Конечно, всем мамам хочется, чтобы их ребенок заговорил поскорее, погромче и попонятнее. Однако, все дети разные. Рассмотрим основные нормы речевого развития детей.

  • В конце первого года своей жизни малыш вполне осмыслено произносит порядка пяти-десяти простейших слов, вроде «баба, мама, папа, биби» и т. п. Не произносит фраз и предложений, обходится в своей речи пока только простыми звукоподражательными словами. В один год он еще не может вам ответить на вопрос правильно и четко, но зато вполне может показать жестами или каким-то действием.
  • Имеет пока скудный словарный запас, употребляет одни и те же слова в своей речи в разных значениях. Например, словом мама он зовет маму, ищет ее, призывает на помощь и выражает еще множество других своих намерений, желаний и действий. Такие же методы применяются и ко всем остальным словам.
  • После года ребенок может похвастаться первыми словами в своем лексиконе. Обнаруживает, что все, что он видит, имеет определенное название. Это понимание служит качественным скачком развития. Теперь малыш не успокоится, пока не узнает, как называются все предметы, его окружающие.
  • От года до трех ребенок — замечательный ученик. Он внимательно наблюдает за взрослыми, старается повторять их слова и действия, копирует все, что видит и к чему прикасается. Эти методы он использует неосознанно, интуитивно. В этом возрасте его память способна вмещать огромное количество новой информации и усваивать ее. Поэтому так важно не упустить момент и постараться заложить в это время полезные навыки и умения, основы правильной речи.
  • Малыш уже способен понять и выполнить небольшое поручение взрослого. Например, найти на картинке определенные предмет, принести мячик и т. д. Используйте эти приемы, гуляя и играя с малышом. Ребенок после полутора лет начинает узнавать в незнакомой обстановке знакомые предметы. Например, в мебельном магазине он увидел диван и опознал его, на улице увидел кошку и т. д.
  • К двум годам большинство детей вполне уже понимает многие запретительно-разрешительные обобщенные абстрактные слова, которые не обозначают никаких предметов или вещей. Это, например, такие слова, как «можно/нельзя» или «хорошо/плохо» и т. п. И у родителей появляются отличные методы воздействия на ребенка с помощью слов.
  • Ко второму году уже понимает много слов и знает названия почти всех предметов, которые его окружают, пусть если даже еще и не может многие из них произнести самостоятельно.
  • Ко второму году происходит всплеск активной реализации словарного запаса в речи. Любые примитивные слоги вроде ба-ба, ма-ма и т. д. — для малышей это целые слова, и он учится постепенно из отдельных слогов составлять слова. С двух лет ребенок использует свою речь по прямому назначению — как способ активной коммуникации с окружающими людьми.
  • После двух лет слова ребенка становятся более сложными по составу, он складывает их уже в отдельные фразы, затем — в предложения. Процесс развития усложняется и убыстряется.
  • От 2 до 3 лет большинство детей уже может объединить предметы по их функциональным признакам. Например показать на кухне все предметы, из которых можно пить — чашку, стакан, и т д. Такие приемы хорошо использовать, общаясь ежедневно со своим малышом.
  • Ко второму году его активной речевой деятельности идет подражание целым фразам. Пусть они еще не совсем хорошо получаются, но главное — что он пытается. Таким образом малыш расширяет словарный запас и примерно в полтора года может похвастать где-то тридцатью словами в своем лексиконе.
  • В два года словарный запас у детей обычно насчитывает уже около 200-400 простых слов. Конечно, не все они еще произносятся правильно. Малыш часто смягчает звуки, а некоторые, например, «р» и вовсе пока не может произнести, заменяя в своей речи сложные звуки другими.
  • К трем годам он должен четко и правильно выговаривать все гласные звуки и простые согласные.
Читайте также:  Психомоторное развитие детей раннего возраста: как созревает мозг ребенка

Есть одна особенность — ребенок в этом возрасте выполняет поручения взрослого, только если его попросили ласково. В приказном порядке малыш ничего делать не будет. Поэтому, чтобы речь ребенка имела естественно быстрое развитие, старайтесь общаться с ним спокойно, ласковым тоном.

Стадии речевого развития

  • К году — 5-10 слов. После года примерно до года и трех месяцев ребенок очень много лепечет и это — признак активной речевой деятельности. Такой забавный лепет может быть и весьма эмоциональным, сопровождаться жизнерадостными возгласами.
  • Полтора года — 30 слов. После полутора лет лепет сокращается, развитие речи идет в сторону замены его более четкими и осмысленно произнесенными словами и словосочетаниями.
  • Два года — 300 слов. К двум годам малыш уже может произнести несколько вполне связных коротких фраз. В это возрасте ребенок начинает задавать много вопросов. Этот период «активной почемучки» продлится у него примерно два-три года.
  • К третьему году словарный запас активной речи у ребенка — от восьмисот до полутора тысяч слов.

Когда развивается речь ребенка

Рассмотрим, при каких ситуациях и жизненных моментах речь ребенка развивается особенно активно:

  • Во время ходьбы.
  • Когда малыш двигается, находится в процессе активной игры.
  • Когда сильно заинтересовался чем-то.
  • При внезапном и неожиданном появлении предмета в его поле зрения.

Можно использовать эти ситуации как методы развития словарного запаса малыша и его речевых навыков.

Особенности

  • Для маленьких детей не важно произношение звуков. Они произносят слова, так насколько позволяет им их речевой аппарат, то есть пока невнятно. Но в первых словах и фразах для ребенка важнее всего их смысл и осознание, что он что-то произнес — и мама его поняла. Таким образом процесс начинает ему нравиться.
  • Дети развиваются по разному, поэтому, когда еще ребенку мало лет, стоит переживать, только если ребенок совсем не пытается начинать говорить.

Как развивать речь — приемы

Самые лучшие методы речевого развития детей обязательно включают общение со взрослыми. Если рядом все время находится мама или бабушка, которые постоянно разговаривают, что-то рассказывают, показывают, поют песенки и потешки, ребенок обязательно заговорит как положено, и его речевое развитие будет нормальным.

  • От 2-х до 3-х лет ребенок уже способен заметить неправильное произношение отдельных слов в речи своих ровесников. После этого он начинают контролировать и собственное произношение, старается его совершенствовать по мере своих сил и способностей — так идет развитие правильного произношения. В этом возрасте особенно полезно разговаривать с ребенком, обсуждая какие-либо предметы, давая им оценки или характеристику, описывать их свойства. Эти методы и приемы рекомендуется активно использовать в повседневной жизни.
  • С 2-х лет с ребенком можно заниматься по картинкам. В этом возрасте он уже знает практически все предметы мебели в квартире, свои игрушки и т. д. Пора показывать ему, что в мире много других предметов, вещей, животных, растений, которых он пока еще в реальной жизни не видел. Знакомить с этими предметами его лучше по красочным, ярким книжкам. Так малышу будет интересно, и обучение пойдет быстрыми темпами.
  • Обучая ребенка речи, нужно показывать, например, на картинку с кошкой и спрашивать — где у нее глазки, носик и т. д. Пусть ребенок все это показывает. Если ошибается, обязательно поправьте и покажите, как правильно. Можно показать и на ребенке, где у него самого находятся эти ушки/носик/глазки.
  • Общаясь с ребенком 1-3 лет, произносите слова и фразы правильно, не подстраиваясь под речь малыша. Не нужно коверкать звуки и слова. Малыш должен четко усвоить, каким должно быть правильное произношение в активной речи.
  • Если малыш ошибается, произнося то или иное слово, поправляйте его и показывайте, как правильно. Пусть попробует снова произнести, но уже правильно. Хвалите, если у него получилось. Но и не ругайте, если пока не выходит. Чем чаще он будет правильно произносить слова или хотя бы пытаться это сделать, тем быстрее в его памяти закрепится это навык — это непрерывный процесс. Используйте эти приемы как основу.
  • К 3-м годам малыш уже вполне в состоянии достаточно связно рассказать о себе, описать происходящие события простым языком, назвать большинство окружающих его предметов правильно. В этом возрасте у него велика потребность в общении. Поэтому, постоянно разговаривая с ним, вы закрепляете и усиливаете развитие его речевых навыков.
  • К трем годам, хоть ребенок и имеет уже достаточно обширный словарный запас, произношение еще «хромает» Многие звуки он смягчает, упускает, поэтому речь пока «детская» Особенно трудно поддаются произношению звуки л, р, некоторые шипящие типа «ж». Трудные звуки малыш или коверкает или предусмотрительно упускает. Не забываете поправлять и показывать, как правильно произносить слова.

  • Используйте книги. Покупайте большие красивые книжки с цветными красочным иллюстрациями и с самых маленьких лет показывайте малышу все, что нарисовано на картинках.
  • В комнате ребенка полезно развесить по стенам плакаты и картинки например, с алфавитом, в забавном стиле с картинками, с надписями и т д. Он будет видеть эти картинки перед глазами и волей-неволей запомнит их. Причем, процесс запоминания и развития пройдет без его явных усилий.
  • Самый лучший способ развить речь детей — без устали с ними разговаривать. Никакие книги и картинки не заменят живое общение. Хотя бы потому, что в этом случае ребенок слышит живую речь и пытается ее воспроизвести. Поэтому рассказывайте, разговаривайте, пойте, декламируйте. Все в ваших руках. И малыш обязательно овладеет речевым навыком.
  • Не сюсюкайте и не смягчайте свою речь. Это только замедлит процесс речевого развития малыша.
  • Давайте малышу от года до двух лет слушать звучание разных предметов — колокольчика, бубенчика, других музыкальных инструментов, а затем называйте их.
  • Побуждайте его произносить слова. Например, спросите, где тут на картинке нарисована машинка.
  • Не забывайте об артикуляционной гимнастике. Делайте ее вместе — пусть малыш повторяет движения ваших губ и языка. Помогайте ему, если не получается. Логопеды советуют делать ее ежедневно по 3-4 раза. Каждый такой «гимнастический процесс должен длиться от 3-х до 5 минут.
  • Говорите с ребенком с первых лет медленно, ясно, четко и выразительно. Так процесс запоминания становится более осознанным.
  • Не ждите слишком многого от ребенка, не опережайте события. Если у подруги сын уже разговаривает вовсю, а ваш, хоть ему и ровесник, но только произносит отдельные слоги, не волнуйтесь. Вполне возможно, что ваш, научившись говорить, обгонит ребенка подруги по всем показателям. Больше занимайтесь и общайтесь с ним.

Старайтесь воспитывать ребенка, побуждая его к какому-то действию. Например, говорить: « принеси, подай, скажи что это» и т. д. Такие методы развития речи помогают быстрее закрепить следственные связи в мозгу, что чашка — это вот этот предмет, а кукла — вот этот.

Все психологи советуют для того чтобы ребенок быстро и прочно овладел знанием о чем либо, нужно на первых порах вызывать у него двигательные рефлексы по направлению к этому предмету. Например, сказать «сядь на стульчик» — он научится понимать, что такое стульчик и т. д.

Эти педагогические методы обязательно должны присутствовать в вашем воспитательном процессе.

Важность мелкой моторики

Этот фактор — основной двигатель речевого развития. Приемы:

  • Покупайте игрушки с мелкими сыпучими наполнителями, давайте в руки игрушки с мелкими деталями. Только будьте осторожны, чтобы у ребенка не было возможности засунуть эту мелкую деталь в рот и проглотить.
  • Для развития мелкой моторики совсем маленькому ребенку полезно делать массаж ладошки пальчиком.
  • Покупайте игрушки с текстурной обивкой — пупырчатые, шероховатые и т. п. Прикасаясь к ним, малыш получает своеобразный массаж определенных точек на ладонях, что развивает его речь.
  • Следует больше времени уделять лепке, как замечательному способу развития мелкой моторики. Также при этом развивается и ловкость пальчиков.
Читайте также:  2 2 года: гармоничное развитие ребенка с помощью родителей

Первое слово ребенка — это всегда маленький семейный праздник. Радуются мамы и папы, бабушки и дедушки. Ведь все они неплохо постарались, чтобы их обожаемый малыш заговорил. После произнесения первых слов развитие речи малыша понесется как снежный ком с горы — ударными темпами.

Источник: https://pervenets.com/razvitie/razvitie-1-3-goda/razvitie-rechi-u-detej-ot-goda.html

Речевое развитие ребенка до 1 года

В раннем возрасте основным показателем интеллектуального развития ребенка является уровень формирование его речи. Если здоровый ребенок в 3 года говорит не более 30-50 слов, скорее всего, это упущение со стороны родителей, которые в течение первого года жизни не разговаривали с ним.

Многие считают, что до того, как ребенок произнесет первое слово, а это обычно случается в возрасте около года, говорить с ним бесполезно, так как он все равно ничего не понимает и не может ничему научиться. Это ошибочное мнение.

Чтобы к году был достаточно развит артикуляционный аппарат, доречевым развитием ребенка необходимо заниматься с первого дня жизни.

Основные этапы развития речи ребенка до 1 года

Если мама с рождения разговаривает с малышом, иными словами занимается доречевым развитием ребенка, он сначала реагирует на интонацию, затем начинает понимать отдельные слова. Это – важный этап доречевого развития ребенка. К своему первому дню рождения малыш в общих чертах уже понимает речь взрослых.

Формирование речи происходит поэтапно:

  1. Крик – первый доступный для ребенка способ заявить о себе, когда он приходит в этот мир. В первые месяцы крик для ребенка становится сигналом о дискомфорте, но постепенно младенец учится не только использовать крик для привлечения внимания, но и для общения. Уже к 3 месяцам у большинства детей появляется способность менять интонацию крика, так что чуткая мама выделяет несколько его видов, которые передают разные эмоции и состояния малыша;
  2. Гуление – повторение различных вариаций звуков. Дети начинают гулить в возрасте 1-2 месяца и делают это примерно до полугода, при этом младенцы разных народов гулят одинаково. Постепенно ребенок осваивает новые звуки, появляются новые интонации. Для раннего речевого развития ребенка на этом этапе важно взаимодействие. Малыш может гулить и один, но с появлением мамы он делает это активнее, ждет ее ответа и пытается таким образом общаться. Нужно обязательно поддержать его в этом стремлении, отвечать ему и поощрять его, стараясь построить своеобразный диалог;
  3. Лепет – в ходе постепенного доречевого развития ребенка, в возрасте 6-7 месяцев, гуление затихает, ему на смену приходит лепет. На этом этапе малыш произносит отдельные слоги «ма», «ба» и т.п., сначала однократно, затем все чаще, складывая их в цепочки. Лепет очень важен для развития речи ребенка до года, поэтому нужно стараться его активизировать. Расположившись лицом к лицу с ребенком, чтобы ему были видны движения губ, повторяйте разные слоги, пойте песни, читайте детские стишки и просто разговаривайте. Хоть первые лепетные слова-слоги и не несут в себе содержательного смысла, ребенок с их помощью пытается общаться с вами, а значит, его нужно в этом поддержать.
  4. Первые слова – рождаются в 11-12 месяцев из лепета. Ребенок начинает ассоциировать слова с объектами окружающего мира, на этом этапе нужно помочь ему в словотворчестве. Нужно больше читать вслух, стараться называть все предметы и вещи своими именами, комментировать свои действия, находясь рядом с малышом. Для лучшего развития речи ребенка в 1 год рекомендуется тренировать мышцы губ и щек. Это можно делать с помощью свистулек, губных гармошек, игрушечных флейт, полезно выдувать мыльные пузыри. На этой стадии ребенок активно использует лепетные слова («би-би», «бум», «ав-ав») для обозначения определенных ситуаций и объектов, они помогают ему перейти к нормальной речи. В то же время взрослым, обращаясь к малышу, не следует использовать этот милый детский язык. На этом этапе важно, чтобы ребенок слышал правильную речь.

Слова и жесты

Мимика, жесты и интонация необходимы для общения между людьми.

В разговоре значительная часть информации передается с помощью мимики и жестов, а для маленьких детей невербальное общение имеет еще большее значение, так как на определенном этапе развития речи ребенка до года – это единственный способ общения с взрослыми.

Поэтому для взаимопонимания с малышом полезно подкреплять слова определенными жестами. Сначала малыш учится воспроизводить жест (к словам «дай», «возьми», «принеси», «до свидания»), а потом повторяет слово. Научите ребенка также утвердительно и отрицательно качать головой, показывать на предметы указательным пальцем.

Приемы раннего речевого развития ребенка

Существуют различные способы помочь ребенку освоить речь. Так, на развитие речи ребенка до года благотворно влияет разработка мелкой моторики рук. Чем лучше малыш владеет пальчиками, тем быстрее он заговорит. Развитию моторики способствует лепка, рисование, сбор мелких предметов и т.п.

Есть и еще несколько приемов, которые способствуют раннему речевому развитию ребенка:

  • Проговаривание – взрослый медленно и четко, короткими простыми предложениями проговаривает свои действия, ситуацию или происходящие события в присутствии малыша, можно также описывать действия ребенка (что он видит, слышит, делает, трогает), подсказывая ему слова, выражающие его опыт.
  • Провокация – иногда взрослым стоит притвориться, что они не понимают ребенка, это стимулирует малыша активизировать свои речевые возможности;
  • Игры – использование песенок, потешек и поговорок в играх с детьми доставляет им большое удовольствие. Они учат вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл. Произведения устного народного творчества способствует формированию речевой активности ребенка, поэтому они очень важны для развития речи ребенка в 1 год. Эффективны также музыкальные игры, пусть ребенок двигается под музыку и подпевает словам детских песенок.

Ничто более не способствует развитию речи ребенка, чем общение с ним. Каждый взрослый член семьи должен находить достаточно времени, чтобы поговорить с малышом.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/rechevoe-razvitie-rebenka-do-1-goda.html

Занятия для развития речи детей от года до двух лет

Развитию речи ребенка, обогащению его словаря помогают и некоторые специальные занятия с ним. Например, показ картинок. Необходимо иметь набор цветных картинок, изображающих знакомые ребенку предметы. Можно использовать детское лото в картинках. Наконец, хорошим пособием может быть детский букварь, особенно если он снабжен красочными иллюстрациями.

Рассматривание картинок сопровождается всегда тем, что взрослые называют изображения и спрашивают: «Что это?», т. е. побуждают ребенка говорить. Если взрослый часто спрашивает ребенка «что это?», то и ребенок, увидев что-нибудь новое, уже к полутора годам сам задает вопрос.

Вот Мила — 1 год 7 месяцев — увидела портфель, спрашивает «Тейто?» (Что это?). Ей отвечают: «Портфель». Но, очевидно, не только предмет, но и его название, необычное, трудное для произношения, заинтересовало малышку.

Она много раз подряд повторяла: «Тейто? Ете! (Что это? Еще!). По выражению лица Милы чувствовалось, что она осваивает новое трудное слово.

Девочка повторяла свой вопрос до тех пор, пока не сумела как-то назвать этот предмет по-своему.

В одной семье мы наблюдали такую игру: когда отец Иры (1 год 8 месяцев) приходит с работы, она садится к нему на колени, залезает в карманы и вытаскивает все, что в них лежит.

Если предмет ей знакомый, она называет его, если новый, вопросительно смотрит на отца и спрашивает: «Тейто?» Отец нарочно к предметам уже знакомым подкладывает что-нибудь новое — мелкие игрушки, брелоки, а иногда и конфету в бумажке.

Эта игра очень нравится Ире и помогает ей усвоить много новых слов: бумажка, ножик, перо, карандаш, расческа, ключ, пуговица, книжка и т. п.

Полезно для развития речи ребенка читать ему небольшие стихи, вроде: «Гуси, гуси, га-га-га! Есть хотите?»- «Да-да-да!»; или: «Уронили Мишку на пол, оторвали Мишке лапу, все равно его не брошу, потому что он хороший».

Уже в возрасте 1 года 8 месяцев дети любят, когда взрослый, начав читать стихотворение, дает им возможность закончить его.

Есть отдельные книжки, а также сборники стихотворений для маленьких детей, которыми могут пользоваться родители.

Хорошо рассказывать ребенку о том, что он видел на прогулке, как прошел его день и пр. Полуторагодовалая Милочка без конца может слушать один и тот же рассказ о том, как она с мамой ходила в деревне встречать стадо: «Лошадка идет — топ-топ, и коровка идет — «му-му!», барашек идет — «бе-бе!», а за ними дядя с палкой и собачка Жучка- «ав-ав!».

Двухлетним детям можно уже показывать не только картинки-изображения отдельных предметов, но и сюжетные картинки. Дети могут знать некоторые названия цвета, если им говорят «красная шапка», «зеленый огурчик», «желтое колесико» и т. п.

К двум годам ребенок различает не только цвет, но и свойства предмета: мягкий, твердый, круглый и др.

С двух лет ребенок, говоря о себе, уже не называет себя по имени, а говорит «я», несмотря на то, что его все называют по имени.

Источник: https://www.kidly.ru/ot_1_goda_do_2_let/zanjatija_dlja_razvitija_rechi_detej.html

Занятия с ребенком 1 года

Маленькие дети – это не только источник счастья, тепла и радости для своих родителей. Они требуют к себе внимания постоянно, но многое зависит от того, каким будет это внимание.

Занятия с ребенком имеют огромное значение для его развития.

Если до одного года большая часть таких занятий направлена на его физическое развитие, то со временем в арсенале родителей появляется все больше интересных игр для других целей: развития внимания, мышления, творчества.

Как заниматься с детьми, которым только недавно исполнился год? Это сложный, но очень интересный период в жизни ребенка. Малыш только начинает познавать мир, и все вокруг становится для него важным и полезным. В том, чтобы найти хорошие и полезные игры для ребенка такого возраста, нет ничего сложного. Многие мамы и бабушки знают эти забавы с детства, и повторяют их почти интуитивно.

depositphotos.com

Особенности восприятия мира ребенком в 1 год

За первый год своей жизни малыш меняется стремительно, порой бабушки и дедушки, не видя ребенка 2-3 дня, удивляются его новым навыкам и умениям. К своему первому дню рождения ребенок уже многое умеет, а в каждом направлении развития имеет свои достижения:

  • Познание мира. В этом возрасте ребенок активно интересуется названиями предметов и действий. Он неумело повторяет их, а если мама поет песенку, повторяет действия, о которых идет речь в тексте. Ребенок активно стремится к познанию мира с помощью всех своих органов чувств: видеть, слышать, и, главное, трогать ему хочется все подряд;
  • Общение. Ребенок хорошо осознает свое место среди родных и учится управлять ими. Он понимает, что может влиять на маму или папу, порой капризничает. А еще – малыш в возрасте одного года стремится к общению, он искренне радуется всем новым знакомствам и всегда хочет быть в центре внимания;
  • Образное мышление. У маленьких детей очень развито воображение. Оно основывается на том, что он уже видел: если мама, играя, убаюкивает куклу, ребенок будет делать то же самое на второй день. Он повторяет жесты, мимику, учится понимать их;
  • Двигательные навыки. Малыш уже хорошо стоит, быстро и активно двигается по дому. Он начинает искать новые пути, забираться наверх, на диван или полки. Ребенку интересно смотреть, как падают предметы, он увлеченно поднимает и бросает все, что видит вокруг, стучит чашкой и ложкой, рвет бумагу.
Читайте также:  Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: для чего это нужно

Игра – лучший способ передачи информации и обучения для детей

Дети в таком возрасте очень восприимчивы практически ко всему, они, словно губка, впитывают новые познания. Занятия с ребенком 1 года можно проводить только в игровой форме, заставить сконцентрироваться малыша на чем-либо, не заинтересовав, невозможно.

Игры с детьми сейчас достаточно простые, но они имеют очень большое значение. Даже банальная игра «Где ты спрятался?» открывает ребенку новые тайны и загадки этого мира.

Компания – это то, чего больше всего требует ребенок, он хочет играть с мамой и папой, с дядей, бабушкой, соседским мальчуганом и собачкой.

В то же время, коллективные игры не всегда воспринимаются позитивно, они требуют слишком серьезной концентрации, и редко удаются.

Занятия с ребенком 1 года: виды и примеры

Игры для малышей 1 года можно условно разделить на несколько категорий и видов. Практически все они связаны с познанием мира – это для годовалого ребенка его главная цель. Но для правильного воспитания и развития необходимы занятия разного характера, которые будут помогать ребенку открывать для себя разные стороны жизни, ее законы и правила.

Основные виды игр и занятий для малышей 1 года

  • Развитие мышления. Дети такого возраста мыслят образно, они не умеют пока оперировать абстрактными понятиями. Поэтому для всех игр с детьми 1 года стоит использовать предметы или изображения. Мячики, кубики, яркие картинки, подушки, варежки, мягкие игрушки – все это будет отличным реквизитом для занятий.
  • Физическое развитие. Игры для малышей направлены и на развитие их физических навыков. Это подвижные игры, которые очень часто имеют в себе элементы подражания («делай, как я»).
  • Творческие способности. Желание творить в таком возрасте не выходит на первый план, но уже заявляет о себе. Проблема в том, что у детей одного года не очень получается задуманное, и они резко теряют интерес к работе. Обязательно помогайте ребенку, направляйте его ручки или пальчики, рассказывайте, что и зачем вы делаете. Таким способом можно пробудить в нем интерес к созиданию и творчеству.
  • Развитие речи. Пусть малыш еще не очень хорошо говорит отдельные слова, игры на развитие речи очень увлекательные и позитивные. Это могут быть «пропущенные» слова в любимой сказке или песенке, повторение звуков («самолет летит», «рычит тигр», «жужжит пчелка»). Хорошая игра на понимание – называние предметов. Предметы называют взрослые, а дети только показывают на них.

Развивающие и развлекательные игры можно разделить на несколько групп:

Активные занятия с использованием предметов

Лучшее решение для игры с детьми 1 года. Использовать лучше яркие, большие предметы, хорошо узнаваемые, не похожие друг на друга. Это могут быть и простые активные игры (катить мячик, «отвести» мишку в гости к зайчику, собрать всех в одном месте), и развивающие занятия (ребенок берет те предметы, которые называет родитель).

Трогать, пробовать на вкус и прочность – то, что любит делать ваш малыш. Давайте ему в руки предметы разной текстуры, формы, из различных материалов. Часто говорите ребенку, «какой» это предмет (мягкий, холодный, твердый, большой, маленький, тяжелый, пушистый и т.д.).

Пальчиковые игры

Многие педагоги и психологи считают, что мелкая моторика рук – это залог полноценного развития ребенка, гарантия быстрого развития речи малыша. В любом случае, игры с пальчиками и пальчиковая гимнастика увлекают и радуют малыша. Это традиционные считалочки, «сорока-белобока» и другие сюжетные игры.

Лепка

Детям до 2 лет не рекомендуют давать пластилин для занятий лепкой. Но для этого можно использовать простое соленое тесто. Увлекательные игры для малышей – самые простые: сделать «блинчики» (мама катает шарики, а ребенок их расплющивает), слепить из шариков снеговика, змею и т.д. Лепка – один из инструментов творческого развития, кроме того, это отличная разминка для пальчиков.

Занятия с песком (или другими сыпучими материалами)

Набирать в ведерко песок и высыпать его – казалось бы, это слишком просто. Но для ребенка 1 года такое занятие будут прекрасным времяпрепровождением и забавой.

Можно использовать другие сыпучие вещества: домашние крупы, макароны, например. Ребенок может «кормить игрушки»: насыпать ложкой или чашкой их в тарелки, собирать обратно.

Интересно детям и играть руками, это приятные и необычные ощущения для рук.

Игры с бытовыми предметами: посудой, одеждой

Сколько бы не было игрушек в доме, дети почему-то предпочитают обычные бытовые предметы. Это легко понять: они хотят повторять все, что делают взрослые, а не играть в отдельные игры.

Оптимальный вариант – игра с посудой.

Здесь можно использовать целый букет игр: открыть и закрыть лоток, спрятать в него что-нибудь и вытащить, складывать лоточки разной величины друг в друга (они словно созданы для детской игры).

Кубики, пирамидки, сортеры

Традиционные занятия с малышами 1 года – игры с кубиками. В этом возрасте задания перед детьми нужно ставить самые простые: поставить два кубика друг на друга, три кубика и т.д.

Отлично развивают мышление сортеры – кубики, в которых есть отверстия, и специальные фигурки, которые повторяют форму отверстий. Эта простая задачка – сложное задание для ума ребенка.

И, конечно, одна из первых развивающих игрушек ребенка — пирамидка, которая поможет малышу освоить понятия «больше-меньше», составить целое из частей.

Рисование пальчиковыми красками

Еще один вариант занятий для творческого развития – рисование. В таком юном возрасте дети не могут правильно держать кисточку или даже спонжик, поэтому для них созданы специальные пальчиковые краски. Самое простое занятие – рисунки-ладошки, можно создавать с малышом абстрактные картины, или пробовать рисовать простые сюжеты (солнышко, лицо с глазками и ротиком, цветы).

Правила для занятий с ребенком 1 года

Чтобы игровые занятия с детьми такого возраста имели свой результат и смысл, лучше придерживаться простых, но важных правил:

  • Правильное время. Всегда старайтесь играть в одно и то же время дня, чтобы у ребенка был режим. Кроме того, малыш должен быть сытым и в хорошем настроении;
  • Короткие занятия. Удерживать внимание малыша дольше, чем 10 минут, практически невозможно;
  • Сначала показывает мама, потом делает малыш. Занятия нужно проводить только в таком порядке, чтобы дети имели пример для подражания;
  • Похвала – залог интереса ребенка. Не бойтесь перехвалить малыша – в этом возрасте такие слова действуют только положительно.

Источник: https://active-mama.com/zanyatiya-s-rebenkom-1-goda.html

Развитие речи 1 год

От 9 до 10 месяцев

Девятимесячному малышу уже можно предложить вкладывать матрешки друг в друга, нанизывать колечки небольшой пирамидки. Попробуйте попросить у него «Дай кубик»- и он протянет вам его. «Брось!»- говорите ему, и он швырнет кубик.

Постоянно разговаривайте с малышом, объясняйте ему все, но не перегружайте сложной информацией. Никогда не ориентируйтесь в уровне развития ребенка на соседских детей. «А вот у Пупкиных уже все цифры знает, а наш еще не говорит»- часто можно услышать на детской площадке. Всегда помните, что ваш малыш самый любимый и вообще самый-самый, а цифры он с успехом освоит позже.

Разговаривая с ребенком поощряйте повторение им разных звуков, слогов, слов. Играя с куклой показываем пальчиком ее глазки и называем, потом свои, потом глазки у ребенка. Далее продолжаем искать глазки у мишки, кошки, бабушки, папы.

Таким образом изучаем все части лица. Поставьте перед малышом зеркало, пусть он рассмотрит себя, потрогает носик, глазки и ушки, глядя на себя в зеркало. Обязательно объясняйте все ребенку: «А кто это у нас в зеркале? А это Саша.

Вот у Саши глазки, а вот у Саши ушки» и т.д.

Можно попробовать рисовать пальчиковыми красками, возможно это придется по душе вашему непоседе. Как это организовать смотрите здесь.

Развитие речи 1 год

От 10 до 11 месяцев

Малыш может в этом возрасте начать произносить слова. Не переживайте если этого не происходит, ведь все дети разные, и ваш малыш может произнести свое первое слово и в 11 и в 12 месяцев. Это тоже нормально.

Ваш ребенок уже многое понимает и пришло время вводить слово «нельзя». Как же научить этому и при этом не задавить в ребенке независимость, активность?

Прежде всего разберитесь, что ребенку на самом деле делать нельзя, то есть запрещайте то, что действительно опасно.

Вот малыш потянулся за валяющейся на полу бумажкой, и раздается истошный крик: «Нельзя!!!» А почему? В голове мамы прокручивается: поднял, сунул в рот, съел, заболел.

Но ведь ребенок может, подняв бумажку,повертеть ее в руках и бросить, поняв что она ему не нужна. И в другой раз не посмотрит на нее. Подумайте.

Теперь ваш малыш охотно вступает в контакт с вами. Он делает вид, что прячется, играя в «ку-ку»,понарошку боится «козы рогатой». Умеет открывать коробки, катать машинки, собирает небольшую пирамидку. Вы по прежнему обозначаете словами свои действия и действия ребенка. Необходимо чтобы малыш постепенно усваивал: каждый предмет как-нибудь да называется.

Пора начинать играть в «Сороку-белобоку». Это очень хорошо развивает пальчики и стимулирует развитие речи.

  • Сорока-белобока,
  • Кашку варила,
  • Деток кормила.
  • Этому дала,
  • Этому дала,
  • Этому дала,
  • Этому дала,
  • А этому не дала!
  • Он дров не пилил,
  • Воду не носил,
  • Кашу не варил.
  • При декламировании стишка загибаем поочередно все пальчики малыша, начиная с мизинца, кроме большого.

Подошло так же время рисования карандашами. Дайте ребенку карандаш, лист бумаги и пусть рисует каракули в свое удовольствие. Вместо карандашей можно использовать восковые мелки.

Попробуйте так же такую игру, вы разбрасываете несколько разных игрушек, а ребенку предложите собрать их в коробку.

Развитие речи 1 год

От 11 до 12 месяцев

Ваш малыш продолжает знакомство с окружающим миром. Все взрослые в доме должны пользоваться любой возможностью поговорить с малышом, чему-то его научить.

Играйте с ребенком в «волшебный мешочек». Для этого соберите в небольшой мешочек (можно использовать маленькую наволочку) несколько игрушек-зверюшек. Покажите из мешка голову собачки и спросите ребенка, кто это. Услышав ответ, спросите как лает собачка, что ест, где живет, как ходит и т. д. Если ребенок не знает этого, то отвечайте сами, а он пусть слушает.

Начинайте играть в сюжетные игры: куклу укладываем в кроватку, машинку загоняем в гараж, кормим мишку кашей. Постоянно показывайте и объясняйте ребенку свои действия, но делайте это не строгим тоном, а очень доброжелательно.

Сядьте вместе с малышом на диван, возьмите книжку и вместе рассматривайте картинки, называя их, при этом пусть он сам переворачивает страницы.

Не забывайте про музыку, именно сейчас закладывается ее восприятие. Для детской нервной системы полезна негромкая, мелодичная музыка, но всегда ориентируйтесь на предпочтения вашего малыша.

Перейти на раннее развитие речи

Источник: https://r-rech.ru/-9-12-.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]