Алена Лепилина
Каждый родитель мечтает воспитать здорового, счастливого и гармоничного развитого ребенка. На этом пути он сталкивается с препятствиями и вопросами, на которые нет ответа.
Или, наоборот, слишком много ответов и непонятно, какой из них правильный. Остается опираться на здравый смысл и мнение экспертов.
Выбрали из книг полезные советы, основанные на достижениях науки и практике, которые станут хорошим подспорьем для родителей.
1. Позволяйте детям играть чаще
С 1955 года уменьшается время, которое дети тратят на игру, но при этом у них повышается уровень тревожности, чаще наблюдаются депрессия, ощущение беспомощности и одновременно детский нарциссизм и снижение эмпатии. Неприятная статистика. Но в силах взрослых, каждого из нас, дать своему ребенку то, что требуется ему для гармоничного развития. Игра в этом смысле нужна как воздух.
Почему сокращение времени на игру влечет за собой расстройства эмоционального и социального характера? Игра — естественный способ научить детей решать их проблемы, контролировать желания, управлять эмоциями, смотреть на проблему с разных точек зрения, обсуждать разногласия и общаться друг с другом на равных. Другого способа освоить эти навыки нет. Вот почему так важно, чтобы ребенок проводил много времени играя.
2. Стимулируйте любознательность
У детей есть врожденная склонность к познанию мира, которую обязательно нужно поддерживать. Один из способов это сделать — показывать все возможные, самые разнообразные варианты решения задач.
Эксперименты подтверждают эту идею: если в процессе игры ребенку сразу показать одну-единственную функцию игрушки, он придет к выводу, что та больше ничего не умеет.
А вот когда игрушку давали ребенку «на откуп», они догадались использовать ее по-разному, не одним способом.
источник
Вывод прост. У тех, кого не учили специально, не было причин думать, что им показали все возможные варианты, поэтому они начинали изучать ее тщательнее и открывали для себя новые возможности использования. И это относится не только к играм. Но и к жизни.
3. Разрешайте ребенку дружить со старшими
В разновозрастных группах у маленьких детей есть возможность заниматься тем, что было бы слишком сложно или опасно делать самостоятельно или в группе ровесников. Еще они могут чему-то учиться, просто наблюдая за более старшими ребятами и слушая их разговоры. Старшие эмоционально поддерживают младших и заботятся о них лучше, чем ровесники.
В 1930-х годах русский психолог Лев Выготский вывел термин «зона ближайшего развития». Он означает деятельность, которую ребенок не в состоянии выполнять сам или с ровесниками, но может выполнять при участии более опытных людей. Выготский предполагал, что дети получают новые навыки и развивают мышление, взаимодействуя с другими в зоне своего ближайшего развития.
Вот почему возможность общаться с детьми постарше важна для физического, социального, эмоционального и умственного развития ребенка.
4. Живите сами по «правилу 4:30 утра»
Ультрамарафонец Трэвис Мейси рассказывает о «правиле 4:30 утра», которого всегда придерживался и его отец, и он сам. Начиналось оно, как нетрудно догадаться, с раннего подъема. Но смысл не в этом.
По крайней мере, не весь смысл.
Отец Трэвиса, Марк, был отцом двоих детей, много работал над своей карьерой адвоката, увлекался бегом и ездой на велосипеде и начал участвовать в гонках, которые вскоре привели его к соревнованиям на сверхмарафонские дистанции.
И сейчас, когда ему за шестьдесят, папа живет в том же режиме, только теперь он просыпается в четыре утра (а то и еще раньше). Он участвует во всех важных моментах жизни своих внуков и по-прежнему никогда не пропускает мои соревнования. Невероятно. Поразительно.
Трэвис Мейси вырос прекрасным семьянином, любящим отцом и спортсменом с невероятной силой духа, — источник
Тренировки и соревнования шли вразрез с его главными задачами как семьянина и профессионала. Но как человек, стремящийся жить полной жизнью и добиваться успеха во всем, он твердо решил сделать так, чтобы все это каким-то образом заработало вместе. И придумал. Папа знал, что лучшее время для работы — раннее утро.
Пока другие люди спали или медленно раскачивались перед началом рабочего дня, папа уже работал.
Просыпаясь каждое утро не позже 4:30, папа успевал съездить в офис поработать, потом устроить обеденную пробежку, вернуться на несколько часов на работу, по дороге домой остановиться у велотрассы и прокатиться на горном велосипеде и вернуться домой достаточно рано, чтобы провести с нами время и посетить все наши внешкольные мероприятия.
В чем смысл этого правила? Как родители, вы должны быть тверды в своих решениях.
Кратко — если заранее принимаешь решение, то, когда приходит время действовать, уже не отвлекаешься на мысли о том, хочется тебе это делать или нет. Не стоит воспринимать это правило буквально; подъем в 4:30 утра — лишь пример того, какой твердой волей нужно обладать, чтобы достичь успеха.
Твердое внутреннее обязательство — в отношении воспитания ребенка, семьи, отношений (или программы тренировок и проекта на работе) — это самое важное, что только можно сделать в жизни. С этого все начинается. И вы подаете детям достойный пример.
5. Поддерживайте ребенка
Психологи вывели формулу: 10 000 часов практики равны экспертности в любом деле.
В исследованиях, объектами которых становились композиторы, баскетболисты, писатели, конькобежцы, пианисты, шахматисты, матерые преступники и так далее, это число встречается с удивительной регулярностью.
Моцарт начал писать музыку в 6 лет, а первые его великие произведения появились только лишь к 21 году. Или еще пример: чтобы стать гроссмейстером, также требуется около десяти лет. (Только легендарный Бобби Фишер пришел к этому почетному званию быстрее: у него на это ушло девять лет.
Но не три года и не год!) 10 000 часов эквивалентны 3 часам практики в день, или 30 часам в неделю на протяжении десяти лет.
источник
Если вы заметили талант у своего ребенка, дайте ему его раскрыть. Без поддержки родителей невозможно наработать 10 000 часов. Помните: 10 000 часов — это очень-очень много.
Дети и молодые люди не в состоянии в одиночку наработать такое количество часов. Нужны поддержка и помощь родителей. Такой стиль воспитания называется «совместным развитием».
Его задача — активно «стимулировать и оценивать таланты, умения и побуждения ребенка».
6. Учите детей отличать хорошее от плохого
Если плохой поступок вознаграждается, то молодой мозг может определить его как полезный с точки зрения выживания индивидуума. Если ребенок, проявляя агрессию, получает поддержку, а проявляя стремление к взаимодействию, такой поддержки не получает, его мозг может легко запомнить, что агрессия хороша для его выживания.
Если малыш получает вознаграждение, будучи больным, и теряет его, выздоровев, у него формируются соответствующие долговременные связи.
источник
Мозг учится не у экспертов по детскому воспитанию и не по учебникам этикета. Он учится на основе изменения содержания в нем тех или иных нейрохимических веществ. Каждый раз, когда вы и ваши дети были вознаграждены или, наоборот, чувствовали угрозу, то добавляли новые цепочки в нейронную инфраструктуру, которая подсказывает, где искать уважение, признание и доверие в будущем.
7. Пусть ваши дети чаще чувствуют себя счастливыми
Счастливые моменты в прошлом создают особые связи между нейронами, которые готовы к тому, чтобы производить «гормоны счастья» в следующий раз, когда вы испытаете подобные позитивные ощущения. Другими словами, чем чаще ваш ребенок будет чувствовать счастье и радость, тем легче ему это дастся во взрослой жизни.
источник
Например, у ребенка, который пользуется большим уважением своих родителей, поскольку умеет обращаться с компьютерами, формируются нейронные связи, которые позволяют ему ожидать большей радости при оказании такой помощи другим людям. Он повторяет свои действия, и в его нервной системе появляются новые нейронные пути счастья.
Каждый позитивный момент укрепляет нейронные пути, а наш мозг устроен так, что «обращается» к тем путям, которые самые крепкие и используются чаще всего. Человек накапливает опыт с самого детства, а потом обращается к нему всю свою жизнь.
8. Обнимайте детей чаще
Прикосновения и объятия — это не чья-то прихоть. Есть четкая физиологическая основа, которая делает и взрослых и детей счастливыми, когда они выказывают привязанность друг к другу. Окситоцин — «гормон счастья», который выделяется у млекопитающих.
Рождение детей также вызывает значительный прилив окситоцина. Причем как у родителей, так и у детей. Воспитание чужих детей тоже способствует повышению уровня окситоцина.
Окситоцин дарит нам удовольствие быть спокойными рядом с теми, кому мы доверяем. Это не осознанное решение, а скорее физическое чувство безопасности. Нейронные пути, формирующиеся с участием окситоцина, возникают в течение всей нашей жизни. И очень важно формировать их в детстве, чтобы ребенок чаще чувствовал радость от жизни.
9. Оставьте идею, что вы определяете будущее своего ребенка
Если мы сами ценим свободу и несем ответственность за свои поступки, то должны уважать право ребенка самостоятельно прокладывать свой жизненный путь. Наши стремления не могут стать стремлениями ребенка, равно как и наоборот. Поиски собственного курса начинаются с раннего детства.
Чтобы научиться отвечать за себя, дети должны научиться принимать решения каждый час, день или год, и этому они могут научиться только на практике.
Все любящие и заботливые родители пекутся о будущем своих детей, поэтому им тяжело не пытаться их контролировать. Но любая попытка, совершенная под контролем, не приведет к цели. Когда мы стараемся определить судьбу ребенка, то не даем ему распоряжаться его жизнью и учиться на собственных ошибках.
источник
Подумайте о своем детстве и вспомните самый счастливый момент. Где вы были? Что делали? Кто был с вами рядом, если был? Правда, приятное чувство? Когда мы становимся родителями, одна из главных наших задач — сделать так, чтобы у ребенка было как можно больше счастливых воспоминаний и умений и навыков, которые помогут ему во взрослой жизни.
По материалам книг: «Свобода учиться», «Гении и аутсайдеры», «Ультрамышление», «Гормоны счастья»
Обложка поста: pexels
Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/12/14/roditelyam-8-poleznyx-sovetov-po-vospitaniyu-detej/
Развитие ребенка в 9 месяцев: советы для родителей
Развитие ребенка в 9 месяцев имеет ряд особенностей, о которых следует знать родителям.
- Роль родителя очень трудная и ответственная.
- Казалось бы, за 9 месяцев вы уже сумели привыкнуть к тому, что ваша жизнь вращается вокруг маленького сокровища, смогли научиться его понимать, но все равно ежедневно беспокоитесь о том, чтобы ваш ребенок получал лучший уход, достаточно любви и внимания.
- Развитие ребенка в 9 месяцев имеет ряд особенностей, о которых следует знать родителям.
Физиологическое развитие ребенка в 9 месяцев
Еще за месяц своей жизни малыш немного подрос, вытянулся вверх, на полсантиметра увеличились объемы его головы и грудной клетки.
Как изменились физиологические параметры девятимесячного ребенка, вы можете узнать из этой таблицы:
Вес | 7 – 10,5 кг | 7,3 – 11 кг |
Рост | 66 – 75 см | 67,8 – 76,5 см |
Окружность головы | 42,9 – 46,4 см | 44 – 47,4 см |
Окружность груди | 44,5 – 49,3 см | 44,4 – 50,8 см |
Большинство детей к 9 месяцам уже обзаводятся 6–8 зубами. К уже имеющимся зубам добавляются боковые и центральные резцы (сначала они появляются на нижней челюсти, затем – на верхней).
- Растущие зубы могут вызвать физическое недомогание младенца (болевые ощущения, повышение температуры), ухудшить его сон и аппетит, сделать ребенка нервным и капризным.
- Вы увидите, что малыш пытается снять болезненные ощущения и ускорить процесс прорезывания зубов, засовывая в рот все предметы.
- Не препятствуйте этому, просто замените неподходящий, по вашему мнению, предмет на резиновую игрушку или специальное силиконовое охлаждающее кольцо.
Психологическое развитие ребенка 9 месяцев
- Эмоции ребенка в 9 месяцев очень богатые.
- Он охотно демонстрирует вам радость, счастье, грусть, страх.
- Он учится получать желаемое при помощи капризов или плача, поэтому не стоит позволять манипулировать собой.
- Малыш в этом возрасте не переносит одиночества и требует, чтобы мама, папа и другие близкие ему люди проводили с ним как можно больше времени.
Развитие ребенка в 8 месяцев: основные советы
- Мама остается главным человеком в его жизни, с ней устанавливается особая эмоциональная связь, которую нужно сохранять, поэтому не стоит спешить выходить на работу из декрета.
- Пройдет еще много времени, пока ваш ребенок будет спокойно чувствовать себя в присутствии незнакомых людей.
- Пока же он настороженно относится к новым лицам и не хочет проводить время у них на руках.
- Отнеситесь с пониманием к его желаниям, как только малыш подрастет, станет спокойнее себя чувствовать в присутствии незнакомцев.
Что должен уметь ребенок 9 месяцев, чтобы не сомневаться в его нормальном развитии?
Чтобы быть уверенным в нормальном развитии своего малыша, следует знать, что умеет ребенок 9 месяцев.
Большинство детей в этом возрасте обладают следующими умениями и навыками:
- ребенок самостоятельно садится, когда сам того хочет и сидит без поддержки для спины до 15 минут;
- легко крутит туловищем вправо, влево, нагибается вперед, отклоняется назад;
- крепко держит предметы (подходящие по размеру для его маленьких ручек), перекладывает их с одной руки в другую, бросает на пол и снова поднимает;
- активно ползает по всему дому и на четвереньках, и по-пластунски, может также смешно передвигаться по полу на попе в сидячем положении;
- реагирует на просьбы родителей: поделиться едой, отдать предмет, который находится у него в руке, указать рукой на маму/папу и т.д.;
- глядя в зеркало или разглядывая картинку, на которой нарисован человек, ребенок может указывать пальчиком на части лица, когда вы задаете ему вопросы: «Где глазик?», «Где носик?», «Где ротик?» (надеюсь, вы понимаете, что для того, чтобы ребенок это делал, с ним нужно заниматься?);
- встает с помощью родителей или какой-то опоры, некоторые дети уже могут вставать самостоятельно;
- может сделать шаг-другой, хватаясь за опору, лишь немногие малыши в возрасте 9 месяцев делают первые шаги самостоятельно, а не держать за что-то;
- активно лепечет, произносит некоторые слова, что напоминают лексемы из его родного языка.
Особенности развития ребенка в утробе матери
Особенности питания и сна для нормального развития ребенка 9 месяцев
- Питание.
- Поскольку малыш растет и стремительно набирает вес, то материнского молока или разведенной сухой смеси ему уже недостаточно для насыщения.
- Они должны составлять не более 1/3 от его суточного рациона.
- Смело пополняйте меню малыша:
- пюре, соками из фруктов и овощей;
- кисломолочными продуктами;
- молочными кашами;
- вареным желтком;
- мясными и рыбными пюре;
- хлебом и печеньем;
- растительным и сливочным маслом;
- свежими фруктами, такими, как банан, яблоко.
Особенности развития памяти у детей
Поскольку у девятимесячного ребенка во рту уже есть зубики, то не следует оставлять их без работы, перебивая любое блюдо в однородное жиденькое пюре.
Оставляйте небольшие кусочки, которые ребенок мог бы прожевать. Хлеб и печенье не всегда нужно размачивать, иногда давайте малышу погрызть его.
- Можно также позволять младенцу «почесать растущие зубики» о банан (шкурку только снимайте ???? ) или целое яблоко.
- В 9 месяцев можно переводить ребенка на полноценные трехразовые приемы пищи (завтрак, обед и ужин) с дополнительными приемами пищи в течение дня (второй завтрак, полдник) и легкими перекусами (печенье, овощное/фруктовое пюре, творожок).
- Сон.
- Девятимесячный малыш по-прежнему проводи не менее чем 12 часов, а то – и 2/3 суток во сне.
- Его ночной сон длиться 10–12 часов.
- А вот дневные периоды активности увеличиваются.
Некоторые мамы жалуются, что они не могут уложить своего ребенка спать днем не только в третий раз, но и – во второй. Если днем ваш малыш ложится спать лишь один раз, то постарайтесь не шуметь в это время, чтобы дитя хорошо выспалось и не капризничало.
- А вот потакать младенцу, который вообще не хочет укладываться днем, не стоит, девятимесячные дети нуждаются в послеобеденном сне.
- О чем еще нужно знать родителям о развитии девятимесячного малыша?
- Об этом в видеосюжете:
Развитие ребенка в 9 месяцев при помощи игр и простых упражнений
Поскольку девятимесячный ребенок требует повышенного внимания, то этим следует пользоваться, и в периоды его бодрствования пытаться научить его чему-то новому, почитать младенцу стишки или сказочки, попеть ему песенки, рассказать что-то интересное (но не длинное), развлечь при помощи полезных развивающих игр.
Вот способы проводить время с пользой для малыша:
-
Многие родители, смеясь, говорят, что их ребятишки в 9 месяцев напоминают попугайчиков, потому что повторяют все, что слышат.
Воспользуйтесь этим, чтобы научить малыша говорить отдельные слова, имитировать звуки, произносимые животными или неживыми предметами.
- Девятимесячный ребенок способен разминать пальчиками пластилин, поэтому можно лепить вместе с ним, что-то простое.
-
- Прививайте ему любовь к книгам, рассматривая вместе картинки и объясняя ребенку, что там нарисовано.
- Пока ребенку следует покупать книги с твердыми листами, чтобы он не мог их порвать.
- Чтобы удовлетворить желание младенца рвать бумагу, давайте ему старые газеты и журналы.
- Стройте что-то вместе из кубиков, собирайте пирамидки, наипростейшие мозаики.
- Учите его пересыпать мелкие предметы: камушки, орешки, фасоль, песок, причем не только ручками, но и при помощи лопатки, например.
Развитие ребенка 9 месяцев, конечно, имеет некоторые особенности, но все же не так сильно отличается от того, что вы знали о восьми- или семимесячных малышах.
- Твиттер
Источник: https://dnevnyk-uspeha.com/razvitie-detej/razvitie-rebenka-v-9-mesjacev.html
Развитие ребенка в 9 месяцев – полезные советы родителям
Вот и прошло 9 месяцев с того времени, как маме вручили маленький беспомощный комочек. За это время малыш многому научился, стал более осознанно выполнять свои действия. Теперь ребенок самостоятельно дает понять, что ему нравится, а что нет. Настойчиво выражает свое отношение к окружающим людям и событиям.
Чему же научилось ваше чадо за 9 месяцев? Разорвать и смять бумагу для него не проблема. Для того чтобы сесть, малышу не нужна посторонняя помощь. Сидит, встает и ходит, придерживаясь за опору, он тоже самостоятельно.
При этом чадо приседает и пытается прыгать. Прогулки с взрослыми за ручку доставляют ребенку большое удовольствие. Обследуя окружающий мир, малыш пытается все перепробовать на ощупь.
Просунуть пальчики во все встречающиеся отверстия.
Подражая взрослым, карапуз пытается издавать звуки, повторяя некоторые слоги. Родители не должны оставлять любые начинания малыша, а помочь ему. Ведь развитие ребенка в 9 месяцев целиком и полностью зависит от взрослых.
Физическое развитие ребенка в 9 месяцев
К 9-му месяцу обычно рост ребенка составляет 73-74 см, а вес 8900-9300 гр. Особый интерес у него вызывает желание что-то делать руками, перекладывать предметы. Для развития моторики предложите ему переложить какие-то предметы из одной емкости в другую.
При этом он может воспользоваться совочком или обычной ложкой. Если на улице лето, можно занять карапуза переливанием воду из одной посудины в другую. Занимаясь домашними делами, попросите ребенка помочь вам. Малыши любят повторять действия взрослых.
Вытереть пыль с мебели, сложить вещи и другую несложную работу ребенок вполне осилит.
Психоэмоциональное развитие ребенка в 9 месяцев
Для малыша 9 месяцев потребность в круглосуточном присутствии мамы непреложно. Так он ощущает свою ценность и мамину любовь. Даже когда мама исчезает из поля зрения, карапуз должен знать, что она появится по первому зову. Нельзя игнорировать его требования. Только так он без боязни будет обследовать окружающий мир.
Ни в коем случае нельзя кричать на малыша. Просто строгим голосом скажите, что он поступил плохо и что так больше делать не следует. Если развитие ребенка в 9 месяцев проходит нормально, малыш спокоен. А вот если ваше чадо капризничает, значит что-то не в порядке.
Так проявляется реакция на дискомфорт, психологический или физический.
Кормление карапуза
Чтобы правильно развиваться ребенку в 9 месяцев, нужно питаться 4-5 раз в сутки. Еда становится более разнообразной. Постепенно вводятся рыбные блюда.
При этом необходимо следить за реакцией организма ребенка, чтобы не было аллергии. Лучше всего давать хек, треску или судак. Пищу теперь можно не перетирать до пюреобразного состояния, а только измельчить.
Овощи и фрукты достаточно отрезать небольшими кусочками и давать карапузу в руки.
Развивающие игры и упражнения для ребенка
К 9-му месяцу активность малыша намного возрастает. Попробуйте увлечь его физическими занятиями:
- сгибайте-разгибайте его ножки и ручки;
- посадите малыша на стул и вращайте его ручками;
- разворачивайте из того же положения в разные стороны корпус ребенка;
- прислоните карапуза спиной к себе и, придерживая его за колени, делайте наклоны вперед;
- пусть малыш попробует присесть несколько раз, удерживаясь руками за опору;
- ну и больше пеших прогулок, можно уже пытаться самостоятельно ходить.
Выделяйте время для игр с ребенком. Возьмите пластилин или кусок соленого теста и покажите малышу, как можно втыкать в него различные предметы. Это может быть пуговицы, бусины, камешки. После этого он начнет вынимать предметы самостоятельно. Только не оставляйте с мелкими предметами малыша наедине, чтобы он не проглотил их или не засунул себе в нос или ухо.
Рисуйте с карапузом мелками, фломастерами. Купите нетоксичные краски и пусть малыш, макая в них пальчики, рисует на бумаге. В продаже тоже есть много игр, помогающих в развитии ребенка.
На что должны обратить внимание родители:
- неспособность ребенка ползти вперед;
- шаткость малыша в сидячем положении;
- неспособность развернуться в сторону;
- неумение стучать одним предметом о другой;
- не терпит головных уборов и не желает пить из чашки без посторонней помощи.
При выявлении одного или нескольких описанных проявлений нужно обратиться к педиатру. Он должен знать, какие умения в развитии ребенка в 9 месяцев являются нормой, а какие патологией. Однако не отчаивайтесь, если ваш малыш немного отличается от норм. Некоторые дети начинают ходить в год и немного позже, а есть те, которые вообще не ползают. Любите своих чад такими, какие они есть.
Источник: https://bezsoski.ru/razvitie-rebenka-v-9-mesyacev/
Участие и роль родителей в воспитании ребенка
Роль родителей в воспитании ребенка решающая. Первые дни, недели и месяцы после рождения родители – это весь его мир. Пример мамы и папы определяет поведение малыша в первые и все последующие годы жизни.
Родители ответственны за формирование характера ребенка, его жизненных установок. При этом они могут выступить как положительным, так и отрицательным фактором воспитания, если этот процесс будет пущен на самотек.
В первую очередь в семье, а не в детском саду или школе, ребенок учится вести себя в разных ситуациях, получает представление о способах разрешения конфликта, поэтому важно, чтобы родители уделяли внимание не только физическому, но и духовно-нравственному развитию ребенка, становлению его как личности.
Хорошие родители – хорошие дети
Родители – это первая общественная среда ребенка. Любовь каждого малыша к маме и папе беспредельна, безусловна и безгранична.
С другой стороны, родительская любовь для малыша – источник и гарантия его благополучия, поддержания телесного и душевного здоровья.
Поэтому главной задачей родителей является создание у малыша уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. У ребенка, никогда и ни при каких условиях не должно возникать сомнений в родительской любви.
Роль родителей в воспитании ребенка заключается в глубоком постоянном психологическом контакте с ним. Это необходимо для детей любого возраста. Ощущение и переживание контакта с родителями дают им возможность почувствовать и осознать направленную на них любовь, привязанность и заботу.
Для этого маме и папе нужно проявлять искреннюю заинтересованность во всем, что происходит в жизни малыша, пусть это будут самые пустяковые и наивные проблемы. У родителей должно быть желание понимать и наблюдать за всеми изменениями, которых происходят в душе и сознании растущего человека.
А начинать выстраивать такие взаимоотношения нужно с самого раннего возраста.
Важно стараться установить равенство позиций ребенка и взрослого. Это значит, что родители должны признать активную роль малыша в процессе его воспитания.
Равенство позиций состоит в необходимости постоянных попыток видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.
Достичь взаимопонимания можно только проявляя постоянное, неустанное желание познавать своеобразие индивидуальности малыша и признавать его права на непохожесть на других, в том числе на родителей.
Роль родителей в воспитании ребенка заключается в утверждении неповторимого существования именно этого человека со всеми свойственными ему качествами.
Следует отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств в своих высказываниях при общении с ним. Родители должны научиться не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике его неверные действия или ошибочные поступки.
Только в этом случае малыш будет понимать, что его любят таким, какой он есть, а не только когда он хороший и поступает правильно.
Воспитание ребенка папой
Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Функциональные обязанности отца в семье включают ее материальное обеспечение, ответственность, верность и надежность.
Мужчина должен многое уметь технически, понимать жену и ребенка, быть способным предотвращать конфликтные ситуации, представлять, как подготовить малыша к будущей жизни, незаметно направляя его по жизненному пути.
Участие в воспитании ребенка отца имеет важнейшее значение для его развития с самого момента появления на свет. Папа, как и мама, становится источником эмоциональной уверенности для малыша.
Воспитание ребенка папой направлено на формирование смелости, целеустремленности, чести и достоинства.
Для малыша папа – не просто родной человек, он – образец мужчины, символ мужественности и мужского начала.
Папино участие в воспитании ребенка помогает сформировать мужское отношение к миру через личный пример и поступки, что особенно важно для мальчиков. Сын нуждается в обществе отца, его поддержке и любви.
Так мальчик начинает чувствовать и вести себя как мужчина. Поэтому сыну с отцом полезно оставаться одним дома, без покровительства и вмешательства мамы, вместе ходить на прогулки и иметь свои общие секреты.
Воспитание ребенка папой важно и для девочки, так как его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец становится примером родительского поведения детей в будущем, его любовь обеспечивает формирование жизненной позиции и положение человека в социуме.
Воспитание ребенка мамой
Мама – первый и самый главный человек в жизни малыша.Участие в воспитании ребенка матери огромно, ведь с момента зачатия и многие месяцы после рождения они являются одним целым.
Мама – это весь мир ребенка, ведь именно она обеспечивает комфортные для его роста и развития условия, кормит его и ухаживает за ним. Но она должна не только хвалить, учить и любить.
Воспитание ребенка мамой также предполагает и умение наказывать, объясняя, что хорошо, а что плохо.
Наказание за непослушание или проступки – такая же часть воспитания, как и поощрение. Только смешанный подход к воспитанию, умение правильно совместить доброту, любовь и строгость может быть успешным.
Уже с раннего возраста малыш должен понимать, какая большая роль отведена маме в его жизни, поэтому необходимо заложить в его сознание ряд ценностей, среди которых и уважение к ней. При этом с возрастом важность воспитания ребенка мамой не уменьшается. Никто, кроме любящей матери не подскажет, правильно или неправильно поступает маленький человек.
Она лучше, чем кто бы то ни было понимает, чувствует и видит, что нужно ее ребенку, направляя его на правильный жизненный путь и помогая сделать верный выбор.
Источник: https://mezhdunami.net/dety/uchastie-i-rol-roditelej-v-vospitanii-rebenka.html
Развитие ребенка от 8 до 9 месяцев
Итак, ваш ребенок начал вставать на ножки. Обычно первые шаги малыш делает, держась за стул или бортик манежа.
Но можно приобрести (или изготовить, если это под силу папе или дедушке малыша) специальные приспособления, рассчитанные на ребенка, начинающего ходить с опорой, — например деревянный мостик с перилами.
Наверняка вашему ребенку доставит радость также большой плоский квадратный ящик со стенками высотой примерно 10-15 см, в который малыш сможет не только класть игрушки, но и влезать сам.
Для стимулирования двигательной активности малыша можно использовать (разумеется, только в присутствии и под контролем взрослого) заводные игрушки.
Для этой цели по-прежнему подойдут и озвученные игрушки (например, неваляшки).
Детям очень нравятся и самодельные погремушки, которые взрослый или кто-нибудь их старших детей мастерит в их присутствии из различных «подручных материалов».
Еще более интересными для малыша становятся несложные пирамидки и сборные башенки: теперь ваш ребенок сможет не только разбирать, но и собирать их.
Не забудьте о том, что сборные (или, говоря «научным» языком, конструктивные) игрушки, предназначенные для детей до 1 года, должны быть очень простыми в сборке: выбирая пирамидку, позаботьтесь о том, чтобы у нее были кольца с широкими отверстиями и обязательно — широкий стержень с закругленным концом (это обеспечит безопасность малыша). Отличное средство для развития мелкой моторики — коробка или верстачок с отверстиями различной формы, в которые вкладываются фигурки соответствующей формы (но обратите внимание, для детей какого возраста предназначена эта игрушка: она не должна быть слишком сложной). И, конечно же, роскошным подарком вашему малышу станет развивающий центр, совмещающий разнофункциональные игрушки 1.
Как и 1-2 месяцами раньше, малыш с удовольствием будет возиться с различными коробочками, ведерками, мисочками и даже мамиными кастрюлями, в которые можно класть небольшие игрушки. Для этой цели можно также использовать небольшие полотняные мешочки.
Можно предложить малышу одноместную матрешку, при этом убедившись, что она достаточно легко открывается. Все эти игрушки позволят ребенку продолжать изучение свойств пространства. Той же цели послужат пластмассовые или деревянные (только обязательно некрашеные и не оклеенные бумагой) кубики.
Можно при случае приобрести или сделать самим так называемый шароброс — каркас с желобками, по которым скатываются шарики.
Чтобы изготовить простейший вариант такой игрушки, сверните лист картона в виде трубочки (закрепив его края, например, скотчем) и предложите малышу бросить в трубочку шарик соответствующего размера (например, от пинг-понга).
Для развития речи, кроме сюжетных игрушек, о которых говорилось в предыдущей статье, можно приобрести яркие картонные книжки.
Наконец, примерно к 9 месяцам особое значение для ребенка приобретают игрушки, которые помогут ему расширить представление об окружающем мире. Кроме уже упоминавшихся озвученных и заводных, можно приобрести сюжетные игрушки, приводимые в движение простым механизмом, с которым сможет справиться сам ребенок.
Это могут быть, например, деревянныебогородские игрушки, изображающие медведей с ложками, клюющих курочек и проч. Кстати, достоинство таких игрушек еще и в том, что они изготавливаются из экологически чистого материала и, как правило, без применения красок.
Конечно же, стоит, как и прежде, давать ребенку для игры предметы быта. Во время купания предложите ему наливать воду в какие-нибудь небольшие емкости (например, в баночки из-под йогурта).
Малыш — как мальчик, так и девочка — с удовольствием будет играть в самые простые сюжетные игры с куклой, пользуясь игрушечными предметами быта: пластмассовой посудой, игрушечными кроваткой, коляской и постельными принадлежностями.
При этом чашки и мисочки должны быть достаточно большими, чтобы малыш во время игры мог не только «поить» из них куклу, но и «пить» сам. Выбирая куклы и другие сюжетные игрушки, предназначенные для самостоятельной игры ребенка, родителям следует иметь в виду, что их длина не должна превышать 20 см.
Хорошо, если эти игрушки не будут слишком натуралистичными и будут воспроизводить не мелкие детали, а лишь существенные черты облика человека и животных. Если вам удастся подобрать озвученную сюжетную игрушку (например, неваляшку, говорящую куклу, рычащего медведя), то она подарит малышу не только зрительные, но и слуховые впечатления, что тоже будет способствовать его развитию.
Первые шаги
Ваш малыш начал вставать, и вот он уже пытается сделать первые шаги — правда, пока еще держась за опору — диван или выступ шкафа.
Чтобы пробудить в нем желание двигаться дальше, поставьте на диван, подальше от того места, где стоит ребенок, большую яркую (можно заводную и/или озвученную) игрушку. Малыш начнет двигаться к игрушке, переступая и держась за опору.
С каждым разом увеличивайте расстояние от игрушки до ребенка. Когда он дотянется до игрушки, подвиньте ее поближе и рассмотрите вместе.
Когда ребенок стоит, держась за опору, поиграйте с ним в «догоню-догоню», двигаясь к нему быстрыми мелкими шагами и делая вид, что пытаетесь его догнать. Если у вас появится такая возможность, поиграйте сразу с двумя детьми: догоняйте одного, держа на руках другого.
Пусть ваш малыш «потанцует» под музыку, делая пружинящие движения ногами: для этого вам достаточно начать танцевать самим — и ребенок попытается повторить ваш танец.
Развитие речи
Помогите малышу расширить свой пассивный словарный запас. Для этого существуют старые испытанные средства:
- Используйте для описанной в предыдущем разделе игры, стимулирующей двигательную активность, разные игрушки — зайчика, собачку, петушка и др. Во время игры как можно чаще называйте игрушку «по имени» — при этом желательно использовать не имя собственное (например, Шарик), а родовое наименование (собачка).
- Поиграйте с ребенком в прятки, накрывая поочередно его и себя платком или салфеткой и называя при этом его и себя: «Где мама? Вот мама! А где же Ваня? Вот Ваня!». Игра станет еще более захватывающей, если в нее будут играть сразу несколько малышей и платком будут накрывать каждого из них по очереди. Прятаться можно не обязательно за платком: попробуйте использовать для этой цели папину спину, спинку кровати и просто собственные ладони (то же будет делать, повторяя ваши движения, ваш малыш). Однако, увлекшись игрой, не забывайте, что главное в ней — не сам процесс поисков, а запоминание имен участников.
- Разучите с ребенком известную игру в «ладушки». Для этого сначала похлопайте в ладоши сами, а потом возьмите руки ребенка в свои и покажите ему, как играть. (Без вашей помощи малыш, скорее всего, пока не сможет повторить эти довольно сложные для него движения). Таким же способом попытайтесь освоить традиционные «До свиданья» и «Здравствуй. Дай ручку!».
- Научите ребенка выполнять простые действия по вашей просьбе. Для этого сначала покажите действие сами, говоря ребенку, что вы делаете, и попросите его повторить ваши движения. В дальнейшем старайтесь заменять показ словесной просьбой. Например, попросите ребенка принести вам игрушку. Когда он научится это делать, усложните задачу и используйте сразу несколько игрушек, из которых ребенок должен принести вам именно ту, которую вы называете. Поиграйте с малышом в «теремок». Для этого поселите в игрушечный домик (можно построить его из любого конструктора) нескольких зверюшек и вместе с ребенком зовите их из домика). После игры можно почитать ребенку сказку «Теремок», прося его показать каждого из ее персонажей.
Для развития речи и установления эмоционального контакта взрослого с ребенком существуют испытанные «народные средства». Напомним, что, кроме уже упоминавшихся «ладушек», это такие игры-шутки, как «идет коза рогатая», «поехали-поехали» и др.
Продолжаем знакомство с окружающим миром: играем в куклы
Примерно с 9 месяцев наступает время, когда малыш начинает осваивать сюжетные игры — игры с игрушками, изображающими человека или животных. Значение их для развития ребенка очень велико.
Во-первых, таким образом малыш узнает о назначении предметов быта и учится их использовать. Во-вторых, «общаясь» с игрушками, он приобретает такие важные человеческие качества, как заботливость, сострадание. Кроме того, сюжетные игры способствуют развитию речи малыша.
Конечно же, научиться таким играм ребенок сможет только с помощью взрослого или старших детей.
- Для начала покажите ребенку самые простые действия с сюжетной игрушкой. Пусть кукла пройдется по дивану, потанцует, «поговорит» с малышом, поест из игрушечной посуды, ляжет спать. При этом обязательно рассказывайте о том, что в данный момент делает кукла. Поощряйте все попытки ребенка поиграть с куклой в сюжетные игры самостоятельно.
- Пусть те же действия, что и кукла, проделает какая-нибудь другая игрушка: мишка, зайчик и проч.
И последний совет: играя с куклой, мишкой или зайчиком, демонстрируйте эмоциональное отношение к игрушке: хвалите ее, жалейте и т.д. Так же поступайте с животными (если они есть в вашем доме) и, конечно, друг с другом. Ведь только таким образом вы сможете пробудить «чувства добрые» ко всем окружающим в своем малыше.
Источник фото: Shutterstock
Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/227/aktivnoe-osvoenie-mira
Развитие ребенка на первом году жизни (рекомендации для родителей)
Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийский круглый стол «Консультации для родителей по воспитанию детей дошкольного возраста»
Развитие ребенка на первом году жизни происходит стремительно и скачкообразно. Не существует двух одинаковых детей, кто-то начинает рано садиться, кто-то начинает рано ползать, другой ребенок много и часто вокализирует и смеется или с интересом обследует предметы разными способами: рассматривает, перекладывает из руки в ручку, тянет в рот.
Однако малыш может и отставать в освоении тех или иных навыков от сверстников. Существуют критерии, по которым можно определить, отстает ли ребенок в двигательном, сенсорном, эмоциональном и доречевом развитии.
В раннем возрасте, на первом году жизни, выделяют важные направления (линии развития):
- слух,
- зрение,
- доречевое развитие,
- движения,
- навыки общения.
На что обратить внимание при развитии слуховых способностей ребенка.
На первом месяце жизни стоит определить, слышит ребенок громкие звуки. На звуковой раздражитель малыш может вздрогнуть, зажмуриться, заплакать (это правильная реакция).
В следующие пару месяцев ребенок начинает прислушиваться к голосу мамы, поворачивать голову в сторону голоса.
На что обратить внимание при развитии зрительных способностей ребенка.
Новорожденный ребенок лучше фиксирует взгляд на четком черно-белом орнаменте. Даже в 10 дней сытый и выспавшийся малыш способен недолго проследить глазами за таким предметом вправо и влево на небольшом расстоянии от глаз.
В 1-2 месяца ребенок начинает следить за предметом на большем расстоянии, начинает поворачивать голову при прослеживании предмета.
Стоит обратить внимание на тот факт, видят ли оба глаза у ребенка. Для этого можно прикрыть один глаз и посмотреть, следит ли ребенок за предметом открытым глазом.
- Малыш, видящий только одним глазом, может начать брать игрушки только с одной стороны, наклонять голову, пытаясь таким образом расширить себе поле зрения.
- На что обратить внимание при развитии общих движений ребенка.
- Понаблюдайте:
- может ли ваш малыш удерживать голову в 3-4 месяца?
- Начинает ли он в этом возрасте опираться на ножки?
- В 5-6 месяцев умеет ли он переворачиваться со спины на живот, а потом и обратно?
- Начал ли он ползать в 7-8 месяцев на четвереньках?
- Пытается ли он вставать в кроватке, садиться в 8-9 месяцев?
- Начал ли он делать первые шаги в 11-12 месяцев:
- Стоит обратиться к специалисту, если ребенок долго не опирается на ножки, не встает на четвереньки, ползает по-пластунски, долго не начинает ходить.
- На что обратить внимание в речевом развитии ребенка.
- Обратите внимание:
- начинает ли малыш в 1-2 месяца пытаться повторять за вами звуки, единичные гласные звуки?
- Как много он гулит (произносит гласные звуки) с 2 до 5 месяцев?
- Появился ли в 6-7 месяцев лепет (слоги) у ребенка, сначала единичные слоги, чаще (да, ба, ма), а затем и цепочки слогов?
- Пытается ли малыш в 9-10 месяцев вступать в перекличку со взрослым (повторяет за взрослым слоги)?
- Появились ли к году у ребенка первые лепетные слова, относящиеся именно к определенному предмету, действию, человеку, животному (дай, на, бах, мама, папа и др.)?
Стоит обратить внимание и на понимание речи. В 9-10 месяцев ребенок должен знать своё имя. А к году понимать простые инструкции (принеси, положи, отдай), знать названия нескольких предметов или игрушек.
На что обратить внимание в развитии эмоций ребенка.
Малыш в 1-2 месяца начинает улыбаться в ответ на улыбку взрослого, в 3-4 месяца активно эмоционально реагировать на общение с мамой, улыбаться, произносить звуки, смеяться.
К 6 месяцам у малыша сформируется привязанность к близкому взрослому. Он начинает выделять маму из всех окружающих, плакать при расставании и радоваться при её появлении.
Необходимо обратиться к специалисту, если ребенок не смотрит в глаза взрослому, равнодушен во время эмоционального общения со взрослым, после 6 месяцев не огорчается при расставании с мамой, совершает стереотипные движения, раскачивается, мотает головой, сосет пальчики.
Если вы заметили отклонения в развитии своего ребенка, проконсультируйтесь у детского невролога и дефектолога, специализирующегося на раннем возрасте.
, чтобы вы могли оставить свой комментарий.
Источник: https://www.o-detstve.ru/users/26279/articles/161872-razvitie-rebenka-na-pervom-godu-zhizni-rekomendacii-dlya-roditelej.html
Как правильно поощрять детей? Советы психолога
Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.
Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?
Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.
Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.
Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.
Чем можно поощрять ребенка?
На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?
- Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
- Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
- Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
- Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
- Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.
Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.
Родительские ошибки при поощрении детей
Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.
- Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
- Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
- Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.
Как поощрять ребенка за хорошее поведение?
Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.
Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.
- Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
- Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
- Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».
Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.
Можно ли поощрять ребенка деньгами?
У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.
Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.
Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.
Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.
В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.
Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.
Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.
Источник: https://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/kak-pravilno-pooshhryat-detej