Значение игры для психического развития ребенка: как совершенствовать личность

Игра непросто играет важную роль в развитии детей, она является ведущим видом деятельности, в которой происходит развитие ребенка. Игра – форма активного психического отражения ребёнком окружающей действительности. В игре происходит физическое и психическое развитие ребенка.

Именно в игре происходит развитие психических процессов, и появляются важные психические новообразования, такие как воображение ориентация в мотивах деятельности других людей, способность к взаимодействию со сверстниками.

Игровая деятельность различна и классифицируется по своим задачам.

Виды игр

Классифицировать игры можно по различным показателям: количеству играющих, наличию предметов, степени подвижности и т.д.

По основной цели игры разделяются на несколько видов:

  • Дидактические – игры, направленные на развитие познавательных процессов, усвоение знаний, развитие речи.
  • Подвижные – игры, на развитие движений.
  • Ролевые игры – деятельность по воспроизведению жизненных ситуаций с распределением ролей.

Ролевые игры знакомят с миром взрослых, уточняют знания о повседневной деятельности, позволяют быстрее и глубже усваивать социальный опыт. Значение игры настолько велико, что её можно сравнить только с обучением. Разница в том, что в дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности, и без неё даже процесс обучения становится невозможным.

Игра и психическое развитие ребенка

Мотив игры не в результате, а в самом процессе. Ребенок играет, потому что ему интересен сам этот процесс. Сущность игры в том, что дети отражают в игре различные стороны повседневной жизни, уточняют свои знания и осваивают различные субъектные позиции.

Но игра подразумевает не только выдуманные отношения (дочки-матери, продавец и покупатель и др.), но и реальные отношения друг к другу. Именно в игре появляются первые симпатии, чувство коллективизма, потребность в общении ос сверстниками. В игре развиваются психические процессы.

Игра оказывает постоянное влияние на умственное развитие ребенка.  Действуя с предметами-заместителями, ребенок наделяет его новым названием и действует с ним в соответствии с названием, а не по прямому назначению. Предмет-заместитель является опорой для мыслительной деятельности. Действия с заместителями служат основой для познания реальных предметов.

Ролевая игра вносит изменения в позиции ребенка, перенося его с детского статуса на взрослый уровень. Принятие ребенком роли позволяет ребенку приблизиться к взрослым отношениям на уровне игры.

Процесс мышления связан с памятью, так как мышление опирается на опыт ребенка, воспроизведение которого невозможно без образов памяти. Ребенок получает возможность преобразования мира, он начинает устанавливать причинно-следственные связи.

Игра в первую очередь влияет на развитие памяти. Это неслучайно, так в любой игре у ребенка появляется необходимость в запоминании и воспроизведении информации: правила и условия игры, игровые действия, распределение ролей. При этом проблема незапоминания просто не возникает.

Если ребенок не запоминает правила или условия, то это будет негативно восприниматься сверстниками, что приведет к «изгнанию» из игры. У ребенка впервые появляется потребность в намеренном (осознанном) запоминании. Вызывается это желанием выиграть или занять определенный статус в отношениях со сверстниками.

Развитие памяти происходит на протяжении всего дошкольного возраста и продолжается в дальнейшем.

Игра требует от ребенка сосредоточенности, совершенствуя внимание: произвольное и непроизвольное. У ребенка появляется необходимость сосредоточения при определении игровых правил и условий.

Кроме того, некоторые дидактические и подвижные игры требуют от ребенка внимания на протяжении всей игры.

Потеря внимания непременно приведет к проигрышу или недовольству своих сверстников, что сказывается на его социальном статусе.

Развитие объема и длительности внимания происходит постепенно и тесно связано с умственным развитием ребенка. При этом важно развивать именно произвольное внимание как волевой компонент. Непроизвольное внимание используется на уровне заинтересованности детей.

Ролевые игры интерпретируются в принятии на себя роли соответствия ей. Поведение ребенка, его действия и речь должны соответствовать роли. Чем больше развито воображение, тем интереснее и сложнее становятся образы, создаваемые ребенком. При этом сверстники часто дают друг другу независимую оценку, распределяя роли так, чтобы всем было интересно играть. Это означает одно: проявление воображение приветствуется, а, значит, происходит его развитие.

Рассматривая влияние игры на психическое развитие ребенка, нужно отметить, что игра – центральный развивающий фактор. Именно в ней происходит личностное становление ребенка, развитие всех его психических процессов, усвоение социальных отношений. Игровая деятельность оказывает влияние на произвольность деятельности, что напрямую связано с волевыми функциями.

Родители должны знать, что ребенок нуждается в игре, это ведущий вид его деятельности, а, следовательно, нужно создавать условия для игровой деятельности детей и развития самой игры. Главное – выбирать игры для детей таким образом, чтобы они несли развивающее значение.

Источник: https://www.psyportal.net/134262/vliyanie-igryi-na-psihicheskoe-razvitie-rebenka/

Консультация на тему: Значение игры для психического развития ребенка. | Социальная сеть работников образования

Значение игры для психического развития ребенка.

Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали значение игры для психического развития ребенка.                         Большое значение предавал игре выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский.

Он писал: «Для дитяти игра — действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает . Интересней она для ребенка потому, что отчасти есть его собственное создание.

В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов.

В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями».                                                                  

Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Исследования, проведенные А.П.

Усановой и ее учениками, выявили следующие уровни становления таких взаимоотношений на протяжении дошкольного детства:                                     (ребенок отнимает игрушки, ломает постройки и т. д.).

Главным образом такое поведение встречается у младших дошкольников, которые еще не умеют играть; однако в последнее время тенденции к агрессивному поведению и разрушению наблюдаются у большого числа и более старших детей — даже среди старших дошкольников встречаются дети с поведением, характеризующим первый уровень;                                                                              

  — уровень одиночных игр характеризуется тем, что ребенок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть. То, что малыш сосредоточен на своей игре, умеет ее организовать, является предпосылкой для перехода к совместным играм;                                                                                  

— уровень игр рядом проявляется в том, что двое трое детей могут играть за одним столом, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью, реализуя свой замысел. Ценность этого уровня в том, что у ребенка складывается понимание, как надо относиться к игре другого. На этом уровне создаются условия для естественного объединения играющих детей;                  

 — уровень кратковременного общения, взаимодействия характеризуется тем, что ребенок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу и сообразует их с действиями других. Новый этап игры отличается появлением замысла и стремлением детей подобрать соответствующие предметы, игрушки.

Но замысел еще не устойчив, в ходе игр дети могут изменить его или забыть о нем. Такое поведение свидетельствует об отсутствии умения организовать игру, спланировать ее.

Но самое главное заключается в том, что дошкольники пока еще не чувствуют своей связи и зависимости от общей деятельности;                                                                                                                          — уровень длительного общения-взаимодействия на основе интереса к содержанию игры. Ребенок обладает начальными формами ответственного отношения к своей роли в общей игре. Он начинает оценивать качество и результат своих личных действий и действий сверстников с точки зрения задач совместной игры. Длительность игры связана с заинтересованностью детей. На этом этапе дети достаточно самостоятельны, могут придумать интересный сюжет, организовать игру и долго играть;                                                                      

— уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий. Дети, объединенные дружескими интересами, способны уступать друг другу в выборе сюжета, распределении ролей, согласовывать свои действия.

                                                                                     Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоянное влияние на умственное развитие ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.

Предмет – заместитель становится опорой для мышления.  На основе действий с предметами – заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмете. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются и ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане.

Таким образом , игра в большей мере способствует тому , что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.                                                                        Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения.

В  играх детей старшего дошкольного возраста уже необязательны предметы-заместители , так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними , создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может протекать во внутреннем плане.

 Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование ,конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Рисуя , ребенок часто разыгрывает сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой , догоняют друг друга , ветер срывает висящие яблоки т т.д.

Читайте также:  Ребенку 2 недели: как протекает развитие младенца в первые дни жизни

                                Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность ,которая позднее становится ведущей деятельностью. Элементы учения вводит взрослый ,они не возникают непосредственно из игры.  Дошкольник начинает учиться играя – к учению он относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Выполняя эти правила , ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. У дошкольника появляется желание учиться и складываются первоначальные умения.           Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.                                                                                  

 Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки ,мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями ,а также с действиями , поступками ,мотивами других людей.  В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия ,предвидя реакцию других людей.

                                                                               Игра при соответствующей ее организации создает благоприятные условия для развития и усовершенствования движений ребенка-дошкольника. Сложные двигательные умения усваиваются ребенком не в игре, а путем прямого обучения, но именно игра создает благоприятные условия для их дальнейшего совершенствования.

Игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и совершенствование новых движений. В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти.

Механизм управления своим поведением — подчинение правилам — складывается именно в игре, а затем появляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образца поведения, которому следует ребенок, и контроля. В игре образцом служат не моральные нормы или иные требования взрослых, а образ другого человека, чье поведение копирует ребенок.

Самоконтроль только появляется к концу дошкольного возраста, поэтому первоначально ребенку нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя. Внешний контроль постепенно выпадает из процесса управления поведением, и образ начинает регулировать поведение ребенка непосредственно.

                                                                                                            Таким образом, игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Игра оказывает существенное влияние на интеллектуальное развитие.

На начальных этапах развития ролевой игры ребенок на основе слова уже имеет мысли о предмете, однако действовать в мыслительном плане он может только при опоре на реальные предметы. Развитие игровых действий с предметами идет по линии их сокращения и обобщения.

Это составляет основу для перехода к умственным действиям (обобщение предметов, сравнение их, отвлечение понятия  от предмета, воображение). Игра готовит ребенка к предстоящему школьному обучению, которое заключается в формировании конкретных форм умственных действий.

Ролевая игра имеет важное  значение не только для развития отдельных форм психической деятельности ребенка-дошкольника, но и для формирования его личности. Выполнение ребенком взятой на себя роли взрослых связано с его эмоциональными побуждениями.

По ходу игры возникает много мимолетных желаний, в основном вызываемых привлекательностью других предметов, не находящихся в распоряжении ребенка, или ролей, которые выполняют другие дети. Но ребенок должен отказаться от этих случайных желаний в пользу основного побудительного мотива. «В процессе разрешения этого конфликта, имеющего место почти во всякой ролевой игре, происходит   формирование двух важных особенностей мотивационной сферы ребенка: во-первых, здесь формируется соподчинение мотивов, подчинение ситуативных мотивов более общим и высоким; во-вторых, здесь формируются сами мотивы более высокого типа, связанные с выполнением взятых на себя обязанностей». (Д.Б. Эльконин).                                  

В игре развивается не только мотивационно-потребностная сфера ребенка.

В процессе осуществления определенных задач, игровых по форме, но отражающих определенное социальное содержание, детьми осваиваются общественные функции, общественные отношения и общественно-выработанные нормы поведения.

Таким образом, в игре происходит формирование важнейших сторон личности ребенка-дошкольника как члена общества. Игру называют «королевой детства» (Д.Б. Эльконин).

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2017/02/25/znachenie-igry-dlya-psihicheskogo-razvitiya

Значение игры в психическом развитии ребенка

Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется потребность быть как взрослый.

Сюжетно-ролевая игра — наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры — наличие воображаемой ситуации. Наряду с сюжетно-ролевой игрой развиваются и другие виды игр, генетически связанные с последней.

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия.

Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане.

Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон.

Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с игрой.

Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков вплетается в ход игры.

Только к старшему дошкольному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она освобождается от игры.

Огромное значение игры для развития всех психических процессов и личности ребенка в целом дает основание считать, что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Однако эта детская деятельность весьма экзотична и загадочна для психологов.

В самом деле, почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в каком-то воображаемом пространстве? При этом они, конечно же, остаются детьми и прекрасно понимают условность своего “перевоплощения” — они только играют во взрослых, но эта игра приносит им ни с чем не сравнимое удовольствие.

Определить сущность сюжетно-ролевой игры непросто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жестко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и познавательной.

Мимо этого удивительного явления не мог пройти ни один видный психолог. Многие из них пытались создать свою концепцию детской игры. В отечественной психологии наиболее ярким теоретиком и исследователем детской игры является Д.Б. Эльконин, который в своих работах продолжал и развивал традиции Л.С. Выготского[5].

Игрушка — это условное изображение реальных предметов; вещь, которая специально созданная для развлечения и обучения детей в живой увлекательной форме. Игрушка рассматривается взрослыми преимущественно либо как забава, либо как дидактическое средство. При этом отсутствуют ценностные ориентиры оценки игрушек, связанные с их влиянием на игровую деятельность и психическое развитие.

Основное требование к игрушке — максимально способствовать разворачиванию тех типов деятельности, в которых наиболее эффективно происходит формирование и развитие новообразований каждого возрастного периода, т.е. решение возрастных задач развития.

Игрушка как средство воспитания должна стимулировать просоциальные действия и по возможности вызывать гуманные чувства. Она должна поддерживать бережное отношение к другим, подчеркивать человеческое, антропоморфное начало в живом и, конечно, в человеке во всех его ипостасях.

Недопустимым является наличие в игрушке качеств, симулирующих асоциальные действия и чувства: насилие, жестокость, агрессивность, безразличие, объективное отношение к живому и пр.

Требования, предъявляемые к игрушкам, и критерии их оценки должны быть заданы на основе структурных составляющих игры. Так как деятельность побуждается мотивом, задающим ее предметность и направленность, она осуществляется через действия, которые имеют свое содержание и операции. Мотив к игре лежит в самом процессе.

Интерес к игре определяется во многом игрушкой, а именно ее привлекательностью для ребенка. Это важное требование к игрушке, которое и делает ее материалом самостоятельной, инициативной деятельности ребенка, обеспечивает мотивационную составляющую игровой деятельности.

Привлекательность игрушки связана с различными характеристиками игрушки и социокультурной ситуацией развития конкретного ребенка.

  • Основным психологическим требованием в игрушкам является возможность активизации соответствующих возрасту деятельностей ребенка, которая обеспечивается:
  • -привлекательностью игрушки для ребенка, задающей мотивационную основу игры;
  • -полнотой, адекватностью и открытостью ориентиров, создающими развивающий потенциал игрового действия;
  • -операциональными возможностями игрушки, обеспечивающими самостоятельно действие ребенка.

Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок, по сути своей является, антиигрушкой: в ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и творчества. Внешняя привлекательность современной игрушки становится важнее игрового применения.

Сегодня детская игрушка как часть массовой культуры способствует построению ребенком весьма мрачной и безрадостной картины мира. Такие игрушки способны породить чудовищ в душе маленького человека. А игрушка полезная ставит перед собой благородную воспитательную задачу — учить добру и красоте, мудрости и сорадости.

Читайте также:  Психоэмоциональное развитие ребенка: как справиться с кризисом возраста

Современные дети не играют с игрушками отечественного производства. Черепашки Ниндзя, трансоформеры-роботы, Бэтман, Человек-паук — эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, часто реализуемых в жизни по отношению к более слабым — животным и маленьким детям. Игрушка закладывает в душу ребенка понятия добра и зла. И опасно, если это происходит с антигероем.

Любое проигранное действие способно воспроизводить себя в реальности, а игрушка программирует поведение ребенка.

Таким образом, можно выделить требования к игрушкам, основанные на принципе «не навреди!».

В соответствии с этим принципом игрушки не должны: провоцировать ребенка на агрессивные действия; проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным); наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат ценные педагогические и психологические качества игрушки. Существует два типа критериев оценки игр и игрушек.

Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие.

Эти критерии должны применяться, если игрушка: провоцирует ребенка на агрессивные действия; вызывает у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка; провоцируют игровые сюжеты на безнравственность и насилие; вызывает нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящей за рамки возрастной компетенции ребенка; провоцирует ребенка на пренебрежительное отношение к расовым особенностям или физическим недостаткам других людей.

Критерии II группы связаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития интеллектуальных, моторных, сенсорных способностей ребенка: полифункциональность, способствующая развитию творчества детей; возможность применения игрушки в совместной деятельности; дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями; эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественным промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развивать творческие способности[6].

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей.

Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм.

Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.



Источник: https://infopedia.su/16×1767.html

Игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка

Каждая стадия развития, по А.Н. Леонтьеву, характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности. Признаком ведущей деятельности являются отнюдь не количественные показатели, то есть сколько времени ребенок ею занят. Ведущая деятельность – это такая деятельность, в которой:

  • • происходят главнейшие изменения в отдельных психических процессах;
  • • развивается личность ребенка в целом;
  • • зарождаются новые формы деятельности.

Классическим примером ведущей деятельности является ролевая игра, которая является ведущей для дошкольного возраста. Именно благодаря ей происходят главные изменения в психике и личности ребенка.

Сюжетно-ролевые игры были предметом изучения известных психологов (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.).

Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается дошкольником в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых.

В процессе сюжетно-ролевой творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий.

Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.

Широка роль игры в развитии психики ребенка:

1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками. В сюжетно-ролевой игре выделяют два плана взаимоотношений – игровые и реальные. Игровые взаимоотношения отражают отношения по сюжету и роли. Реальные взаимоотношения – это взаимоотношения детей как партнеров, выполняющих общее дело.

Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждать возникающие в ходе игры вопросы и недоразумения, учитывая или не учитывая интересы партнера, справедливо или несправедливо решать возникающие споры и конфликты.

В современной игре дети учатся языку общения, согласованию своих действий с действиями другого, взаимопониманию и взаимопомощи.

2) Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Выполняя роль, он сдерживает свои непосредственные, импульсивные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки.

Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо». Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности.

3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы – познавательные, эмоциональные, волевые.

Развивается когнитивная сфера ребенка (память, мышление, внимание, речь, воображение), эмоционально-волевая сфера – формируются первые нравственные чувства (товарищество, коллективизм, уважение, дружба), волевые качества личности (дисциплинированность, самостоятельность, инициативность, принципиальность, настойчивость и др.).

4) Игра способствует развитию речи: развитию знаковой функции речи, стимулирует связные высказывания.

5) В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

6) Специфика развивающего воздействия игры на дошкольника заключается в том, что она создаёт «зону ближайшего развития». По мнению Л.С. Выготского, в игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.

7) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Сюжетно-ролевая игра позволяет малышу понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл.

Сюжетно-ролевая игра − основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать.

Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, − все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Таким образом, игра – это очень важный элемент в развитии психики ребёнка. С помощью игры взрослые могут научить ребёнка правилам и нормам, вовремя скорректировать его поведение, привить жизненно важные ценности, воспитать полноценного члена общества.

Источник: https://studopedia.net/6_59201_igra-kak-vedushchaya-deyatelnost-doshkolnika-znachenie-igri-dlya-psihicheskogo-razvitiya-i-formirovaniya-lichnosti-rebenka.html

Значение игры в жизни ребенка

  • ЗНАЧЕНИЕ  ИГРЫ  В  ЖИЗНИ  РЕБЕНКА
  • Шакура  Карина  Вадимовна
  • студент  2  курса,  факультет  психологии  НИУ  БелГУ,  РФ,  г.  Белгород

Е-mail:  [email protected]

  1. Мацевич  Кристина  Петровна
  2. научный  руководитель,  ассистент  кафедры  общей  и  клинической  психологии  НИУ  БелГУ,  РФ,  г.  Белгород
  3. В  статье  рассматривается  роль  игры  как  ведущей  деятельности  дошкольного  возраста,  а  также  основные  виды  игр  и  их  преимущества  для  развития  ребенка.
  4. Игра  –  это  подлинно  «путь  детей  к
  5. познанию  мира,  в  котором  они  живут
  6. и  который  призваны  изменить»
  7. М.  Горький

Огромная  роль  в  развитии  и  воспитании  ребенка  принадлежит  игре  –  важнейшему  виду  деятельности  в  дошкольном  возрасте.  Относительно  организации  и  участия  в  игровом  процессе,  родители  занимают  разные  позиции.  Некоторые  родители  не  принимают  участия  в  играх  детей,  тем  самым  предоставляя  им  полный  выбор  действий  в  игровой  деятельности.

  Или  же  считают,  что  их  функция  в  организации  игры  заключается  в  обеспечении  большого  количества  игрушек.  Другие  родители,  напротив,  уделяют  чрезмерное  внимание  играм  своего  ребёнка  и  время  от  времени  сами  принимают  в  них  участие.

  Но  в  настоящее  время  всё  больше  родителей  в  погоне  за  развитием  и  вовсе  запрещают  своему  ребёнку  играть  в  угоду  различным  кружкам,  школам  и  прочему,  считая,  что  таким  образом  они  развивают  ребёнка.  Но  на  самом  деле  всё  оказывается  наоборот  –  развитие  не  только  замедляется,  но  и  многое  теряет  из-за  отсутствия  игры.

  О  том,  чего  на  самом  деле  лишают  родители  своих  детей,  поступая  подобным  образом,  в  этой  статье  и  пойдёт  речь.

Ребёнок  растёт,  развивается,  и  вместе  с  ним  меняется  и  расширяется  осознаваемый  им  предметный  мир.

  Со  временем  этот  мир  составляют  предметы  не  только  из  непосредственного  окружения  ребёнка,  с  которыми  он  может  действовать,  но  и  предметы,  которые  являются  для  ребёнка  физически  недоступными.  Данное  противоречие  может  разрешиться  только  в  игровой  деятельности.

«Только  в  игровом  действии  требуемые  операции  могут  быть  заменены  другими  операциями,  а  его  предметные  условия  могут  быть  заменены  другими  предметными  условиями,  причем  содержание  самого  действия  сохраняется.  Таким  образом,  овладение  ребенком  более  широким,  непосредственно  недоступным  ему  кругом  действительности  может  совершаться  только  в  игре  [6,  с.  271].»

Также  игра  является  ведущей  деятельностью  в  дошкольном  возрасте,  с  развитием  которой  происходят  основные  изменения  в  психике  ребенка  и  внутри  которой  развиваются  психические  процессы,  подготовляющие  переход  ребенка  к  новой  ступени  его  развития,  а  именно,  происходят  важнейшие  изменения  познания,  чувств,  воли,  характера  и  всей  личности  ребёнка.  Также  на  этом  возрастном  этапе,  благодаря  ведущей  деятельности,  зарождаются  и  развиваются  важнейшие  новообразования:  память,  воображение,  произвольное  поведение  и  его  осознание,  личное  самосознание  и  т.  д.

Существует  огромное  количество  различных  игр:  ролевые,  подвижные,  дидактические,  конструкторские,  игры  с  правилами  и  т.  д.  При  этом  каждая  игра,  в  зависимости  от  своего  содержания,  по-своему  оказывает  особое  благоприятное  воздействие  на  развитие  психических  процессов  ребёнка,  усвоение  знаний,  умений  и,  в  целом,  на  формирование  личности  [3;  9].

Так,  ролевая  игра  представляет  собой  деятельность,  в  рамках  которой  дети  берут  на  себя  роли  и  функции  взрослых  и  в  обобщённой  форме  воспроизводят  деятельность  взрослых  и  отношения  между  ними.

  Для  такой  игры  характерно  использование  разнообразных  игровых  предметов,  заменяющих  действительные  предметы  деятельности.

  Например,  обычная  палочка  может  выполнять  функции  лошади  или  половника,  а  листья  могут  быть  как  звёздами,  так  и  деньгами.

В  таком  виде  игры  дети  получают  богатый  опыт  социального  взаимодействия,  осваивают  не  только  действия  с  предметами,  но  и  отношения  между  людьми,  выполнение  правил,  вытекающих  из  взятой  на  себя  роли,  что  способствует  формированию  дисциплины  и  воли.  Здесь  ребёнок  имеет  возможность  проявить  себя  и  свою  фантазию,  знания  и  умения  [2].  Самыми  распространенными  традиционными  ролевыми  играми  являются:  дочки-матери,  магазин,  аптека,  школа,  зоопарк  и  другие.

Важное  место  в  жизни  детей  занимают  игры  с  правилами.  Их  изучению  были  посвящены  работы  А.Н.  Леонтьева,  Д.Б.  Эльконина,  Ф.И.  Фрадкиной  [6;  11].

  Отличительной  чертой  этих  игр  является  правило  или  задача,  которые  устанавливаются  взрослым  или  передаются  по  традиции.

  Такая  игра  развивает  не  только  умственные  и  физические  способности,  но  и  выдержку,  волю  и  самоконтроль  ребёнка  [11].  К  группе  игр  с  правилами  относят  подвижные  и  дидактические  игры.

Подвижные  игры  способствует  повышению  работоспособности  детского  организма,  двигательной  активности,  ловкости  движений  и  совершенствованию  опорно-двигательного  аппарата  [5].  Примерами  таких  игр  могут  служить  «Жмурки»,  «Кошки-мышки»,  «Догонялки»,  «Лошадки»  и  другие.

Читайте также:  Развитие ребенка 6 7 лет: как грамотно подготовиться к школе

Дидактические  игры  представлены  умственными  задачами,  составленными  взрослыми  в  занимательной  игровой  форме.  Они  направлены  на  формирование  познавательной  активности  ребёнка,  закрепление  знаний  [8].  Самые  известные  дидактические  игры:  «Что  изменилось?»,  «Пирамидка»,  «Холодно-горячо»  и  т.  д.

Конструкторская  игра  более  похожа  на  трудовую  деятельность.  В  ходе  такой  игры  ребёнок  конструирует,  создаёт  или  строит  что-то  новое.

  В  таких  играх  дети  познают  физические  свойства  предметов,  учатся  пользоваться  многими  инструментами,  планировать  свои  действия.

  В  игровом  процессе  происходит  совершенствование  движений,  умственных  операций,  внимания  и  воображения.

Тот  или  иной  вид  игры  оказывает  положительное  влияние  на  развитие  ребёнка,  но  а  так  же  соответствует  определенному  возрастному  периоду.

  Условно  дошкольный  возраст  делится  на  три  периода:  младший  дошкольный  возраст  (3–4  года),  средний  дошкольный  возраст  (4–5  лет)  и  старший  дошкольный  возраст  (5–6  лет)  [7].  Д.Б.

  Элькониным  было  произведено  исследование,  которое  показывает,  что  в  каждом  периоде  преобладает  определенный  вид  игры  [1;  11].

Младшие  дошкольники  чаще  играют  в  предметные  и  конструкторские  игры.  Ролевые  игры  детей  этого  возраста  воспроизводят  действия  взрослых,  за  которыми  они  наблюдают.

В  среднем  дошкольном  периоде  ролевая  игра  значительно  развивается,  появляется  большое  разнообразие  тематики,  ролей,  игровых  действий.  Такая  игра  проходит  с  установленными  правилами,  но  без  сюжета.  Также  здесь  появляются  игры-соревнования.

В  старшем  дошкольном  возрасте  ярко  проявляются  конструкторская,  спортивная  и  игры  упражнения  с  ориентировкой  на  определённые  достижения.

Д.Б.  Элькониным  были  выделены  4  уровня  развития  игры,  с  помощью  которых  можно  проследить  усложнение  игрового  содержания  и  действий,  установление  определённой  последовательности  игрового  действия,  а  также  появление  протестов  при  нарушении  логики  действий.

На  первом  уровне  центральным  содержанием  игры  являются  действия  с  определенными  предметами,  направленные  на  соучастника  игры.  Роли  определяются  действием,  но  не  определяют  его  сами,  т.  е.  дети  по  отношению  друг  другу  не  становятся  в  типичные  для  реальной  жизни  отношения.  Действия  однообразны.

На  втором  уровне  проявляется  соответствие  игрового  действия  реальному,  намечается  разделение  функций  между  детьми,  появляется  определенная  последовательность  действий.

Третий  уровень  характеризуется  выделением  специальных  действий,  характеризующих  характер  отношений  к  другим  участникам  игры.  Роли  определяют  характер  действий  ребёнка.  Действия  в  процессе  игры  становятся  разнообразными.

На  последнем,  четвертом  уровне,  становится  выполнение  действий,  связанных  с  отношением  к  другим  участникам  игры,  в  зависимости  от  того,  какие  они  выполняют  роли.  Роли  ясно  очерчены,  а  ролевые  функции  детей  взаимосвязаны.  Нарушение  правил  и  определенной  последовательности  действий  отвергается.

По  мнению  автора,  уровни  развития  игры  являются  определёнными  стадиями  развития  самого  ребёнка.  С  их  помощью  можно  проследить  не  только  усложнение  игры,  но  и  подчеркнуть  быстрые  и  качественные  изменения  поведения  детей,  постепенное  формирование  у  них  способности  контролировать  свои  действия,  развитие  мышления  и  воображения  [11].

В  игре  формируется  основа,  подготавливающая  переход  ребёнка  к  младшему  школьному  возрасту.  Эта  основа  заключается  в  физической,  интеллектуальной,  личностной,  психологической  и  волевой  готовности,  необходимой  для  качественного  развития  ребёнка.

Так,  физическая  готовность  выражается  в  таких  качествах  ребёнка  как  ловкость,  выносливость,  гибкость,  скорость,  сила.  Она  тесно  связана  с  работоспособностью,  особенно  нужной  при  овладении  учебной  деятельностью.

В  основе  интеллектуальной  готовности  большое  значение  имеет  развитие  и  формирование  у  ребёнка  соответствующих  умений.  Владение  этими  умениями,  как  показало  исследование  А.П.

  Усовой  в  1962  году,  обеспечивает  ребёнку  «высокий  уровень  обучаемости».

  Характерной  его  особенностью  является  умение  выделить  учебную  задачу  и  превратить  её  в  самостоятельную  цель  деятельности  [3].

Основными  элементами  волевой  готовности  являются:  определение  ребёнком  цели,  принятие  решения  и  плана  действия,  их  исполнение,  преодоление  препятствий.  Многие  исследователи  развития  воли  у  детей  (Котырло  В.К.

,  Цыркун  Н.А.)  отмечают,  что  в  дошкольном  возрасте  цель  достигается  успешнее  при  игровой  мотивации.

  Именно  в  игре  впервые  проявляется  способность  по  собственной  инициативе  подчиняться  различным  требованиям  и  правилам  [3].

Ребёнок  считается  психологически  готовым  к  школьному  обучению,  прежде  всего,  объективно,  т.  е.  при  обладании  необходимым  для  начала  обучения  уровнем  психического  развития,  формирование  которого  также  происходит  с  помощью  игры  [4].

Подводя  итоги,  можно  сделать  вывод,  что  игра  является  эффективным  средством  формирования  личности  человека  в  целом.

  В  игре  реализуется  потребность  воздействия  на  мир,  происходит  развитие  памяти,  устойчивости  внимания,  морально-волевых  качеств,  интеллекта  и  организации  движений  ребёнка.

  Она  вызывает  существенное  изменение  в  его  психике,  закладывает  основу  для  учебной  и  профессиональной  деятельности,  иными  словами,  с  помощью  игры  формируется  определенный  багаж,  с  которым  человек  будет  идти  по  жизни.

Список  литературы:

  1. Бузарова  Е.А.  Психолого-педагогическая  характеристика  детей  старшего  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста  /  Е.А.  Бузарова,  Четыз  Т.Н.  //  Вестник  Адыгейского  государственного  университета.  –  2007.  –  №  3.  –  C.  149–159.
  2. Коломинский  Я.Л.  Панько  Е.А.  Учителю  о  психологии  детей  шестилетнего  возраста  /  Я.Л.  Коломинский,  Е.А.  Панько.  –  М,1988.
  3. Котырло  В.К.  Развитие  волевого  поведения  у  дошкольников  /  В.К.  Котырло  –  Киев:  Знание,  1972.
  4. Крутецкий  А.В.  Основы  педагогической  психологии  /  А.В.  Крутецкий  –  М:  Просвещение,  1972.
  5. Левитов  Н.Д.  Детская  и  педагогическая  психология  /  Н.Д.  Левитов  –  М:  Просвещение,  1960.
  6. Леонтьев  А.Н.  Проблемы  развития  психики  /  А.Н.  Леонтьев.  –  М:  академии  педагогических  наук  РСФСР,  1959.  –  271  с.
  7. Немов  Р.С.  Психология  образования.  Кн.  2.  /  Р.С.  Немов  –  М:  Владос,2004.  –  99  с.
  8. Сорокина  А.И.  Дидактические  игры  в  детском  саду  /  А.И.  Сорокина.  –  М:  Просвещение,  1982.
  9. Усова  А.П.  Обучение  в  детском  саду  /  А.П.  Усова.  –  М:  Академия  педагогических  наук  РСФСР  1981.
  10. Ушинский  К.Д.  Собрание  сочинений.  Том  1.  Человек  как  предмет  воспитания.  –  М:  Академия  педагогических  наук  РСФСР  1950.
  11. Эльконин  Д.Б.  Психология  игры  /  Д.Б.  Эльконин.  –  М:  Просвещение,  1978.

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/xxxvi/43273

В чем значение игр для психического развития ребенка?

Можно ли преодолеть конфликт между новыми возможностями и потребностями ребенка? Есть ли средство, которое помогает снять противоречие и позволяет ребенку чувствовать себя самостоятельным и уверенным в своих действиях? Пожалуй, единственным средством преодоления этого противоречия вхождения ребенка в более широкий мир является сюжетно-ролевая игра.

Зачем нужны сюжетно ролевые игры для детей?

Игра служит основным инструментом психического развития дошкольника. Ф.

Шиллер когда-то писал: «Только тогда, когда человек играет, он является человеком в полном смысле этого слова – и он может играть только тогда, когда он является вполне человеком». То же имел в виду и Ж.-Ж.

Руссо, предлагая тем, кто желает узнать и понять ребенка, внимательно понаблюдать за его игрой. По мнению 3. Фрейда, в игре воплощается стремление ребенка стать взрослым.

Игра позволяет ребенку не только «выплеснуть запертые эмоции и облегчить в воображении груз прошлых фрустраций» (ощущения подавленности. – Примеч. ред.), но и «осваивать жизненный опыт, создавая модели ситуаций, овладевать действительностью через эксперимент и планирование» (Э. Эриксон).

Игра способствует открытому выражению эмоций и чувств, поскольку ребенок может не опасаться за последствия своих эмоциональных всплесков. Выводя на поверхность свои чувства, он получает возможность посмотреть на них со стороны и либо научиться управлять ими, либо отказаться от них.

В игре ребенок учится контролировать ситуацию, так как, играя, он решает свои проблемы и конфликты, может пересмотреть свои возможности и обязанности.

Значение игр для психического развития ребенка не вызывает сомнений, поскольку игpa позволяет ребенку познавать свойства предметов, обнаруживать их скрытые от прямого наблюдения качества.

Растет объем его впечатлений, а игра способствует их организации и осмыслению.

Играя, ребенок производит перенос действий с одного предмета на другой, развивая тем самым способности к обобщению – необходимому условию для развития элементарных форм словесно-логического мышления.

Игра для ребенка – это еще и инструмент сопоставления себя с теми взрослыми, поведение и отношение которых к себе он понимает и высоко ценит. В игре младший дошкольник воспроизводит отдельные действия взрослых, а старший – отношения между взрослыми. Таким образом, игра – это школа социальных отношений, в которой моделируются формы поведения взрослых.

Секреты психологии

«Обратная связь, которую дети получают от своих достижений, способствует поддержанию их мотивации.

Эта связь может быть внешней, например одобрительная реакция со стороны родителей или сверстников, либо внутренней и присущей самой задаче: дети обнаруживают, что их действия влекут за собой естественные последствия.

Так, забираясь на какой-нибудь гимнастический снаряд, они могут получить удовольствие от ощущения напряжения в мускулах и от того, что они оказались так высоко и видят то, чего нельзя разглядеть с земли. Если они замечают, что теряют равновесие, то стараются принять более устойчивое положение.

Родители и воспитатели могут оказать детям немалую помощь, если сделают эту внутреннюю обратную связь более явственной. От конкретного замечания, например такого: «Вот теперь крепко держишься за перекладину», больше пользы, чем от простой похвалы». Из кн. «Психология развития»

Из сказанного ясно, что в игре и с помощью игры получают развитие эмоциональная, познавательная сферы ребенка, формируются его социально значимые качества.

В чем значение игр для психического развития ребенка?

Одна из задач психического развития в этом возрасте – научить ребенка управлять своим поведением, вниманием, эмоциональным состоянием и т.д., то есть сформировать произвольность его психической деятельности, которая составляет основу его готовности к обучению в школе.

Иными словами, задача психического развития дошкольника состоит в его отказе от доминанты «хочу» и овладении понятиями «надо», «нужно», «можно», «нельзя», которые составляют основу произвольного поведения. Дошкольник в этом возрасте делает значительный шаг в развитии произвольности.

Способность сдерживать детьми свою импульсивность в возрасте от четырех до шести лет увеличивается втрое; шестилетние дети проявляют инициативу при выборе цели, самостоятельны в своих действиях и упорны при ее достижении.

Еще раз отметим, что речь идет о становлении начал произвольности, которая проявляет себя и в познавательной, и в эмоционально-волевой, и поведенческой активности ребенка. К окончанию дошкольного возраста формируются основные психические характеристики личности. Из сказанного следует, что ведущей линией психического развития дошкольника является линия личностного развития.

Личностное развитие тесно связано с совершенствованием возникшей на пороге дошкольного детства Я-концепции. На протяжении всех возрастов от младенчества до юношества ребенок, открывая мир, прежде всего открывает себя в этом мире.

Узнавая себя, он приобретает опыт взаимодействия как с миром вещей (предметным миром), так и с миром людей (социальным миром). И все это для того, чтобы научиться взаимодействовать со своим Я или, иными словами, жить в ладу с собой.

К пяти годам ребенок начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем. Мотивы – движущая сила поведения – обретают устойчивость, благодаря чему ребенок становится в известной степени независимым от изменяющихся внешних обстоятельств.

Таким образом, преодоление конфликта между возможностями и потребностями ребенка трех – пяти лет зависит от того, насколько развита произвольность его психической деятельности. Другими словами, насколько он способен регулировать свое поведение.

Способность к регуляции поведения зависит в свою очередь от того, насколько сформированы представления ребенка о мире и своем месте в нем.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/igra_dlja_psihicheskogo_razvitija_doshkolnika.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]