Ребенок в 10 лет: психологические особенности развития подростка

Часто можно услышать разговоры возмущенных дам о том, что современные мужчины безответственные, ленивые и совсем не отличаются мужественностью. Во многом они, конечно, правы.

Но ведь именно женщины чаще всего и воспитывают своих сыновей так, что они вырастают инфальтивными людьми.

Как правильно воспитывать мальчика, чтобы он стал настоящим мужчиной, который способен нести ответственность за свои поступки и близких ему людей? Ответить на этот сложный вопрос попробуем в нашей статье.

Психология развития

Воспитание – сложный процесс, который должен начинаться с рождения и продолжаться всю жизнь. От того, насколько правильным и успешным оно будет в детские и подростковые годы, зависит способность мужчины заниматься саморазвитием в зрелые годы и приобретать ту самую мужественность, которую так хотят видеть женщины.

В 7 лет у малыша начинается новый, очень важный этап его жизни – начало взросления. Именно этот период станет базой, на которую он будет бессознательно опираться всю жизнь.

Нельзя начинать воспитание сына в 10 лет, и ждать от него хороших результатов. Это бессмысленно. Для того чтобы понять, как правильно воспитывать мальчика этого возраста, необходимо знать особенности его психофизического развития в период с 7 до 11 лет.

Эти сложные годы станут индикаторами отношений в семье, раскроют все ошибки воспитания, совершенные ранее.

Особый возраст

Первые плоды своего воспитания родители начинают пожинать с наступлением десятилетия сына. Именно этот возраст характеризуется особыми изменениями в физиологии и психологии ребенка.

У детей 10 лет начинается бурная перестройка организма, которая сопровождается ростом костной системы и кровеносных сосудов. В то время как сердечные мышцы не всегда успевают за остальными органами.

Начало полового созревание вызывает сильнейшие гормональные изменения, которые являются виновниками ухудшения памяти и внимания, снижения интеллектуальных способностей. Более того, возбудимость нервной системы значительно превышает процессы ее торможения, что выражается в раздражительности и обидчивости, резкости суждений и невозможности контролировать свои эмоции.

Воспитание 10-летнего мальчика не может быть успешным без учета всех этих физических и психических изменений.

Психологические проявления возраста

У ребенка 10 лет явно прослеживаются изменения взаимоотношений в семье. Мальчик всячески пытается демонстрировать свое взросление и собственное мнение по всем вопросам. Особенно это касается взаимоотношений с матерью. Он начинает грубить и пытаться доказать свою правоту.

Пик эмоционального и нестабильного поведения приходится на одиннадцать лет. К этому возрасту при неправильно выстроенной линии поведения семьи возможны депрессивные состояния и погружение в себя, проявление агрессии и полный отказ от сотрудничества.

Все большее влияние на десятилетнего мальчика начинают оказывать сверстники. В окружении ровесников его поведение меняется до неузнаваемости.

Учебная деятельность характеризуется нестабильным характером: непоседливость неожиданно сменяется задумчивостью или чрезмерным усердием.

Несмотря на внешнее агрессивное стремление к самостоятельности, в эти годы мальчики как никогда нуждаются в поддержке со стороны родных. Не получая одобрения близких людей, их тревоги и страхи усиливаются, что приводит к еще большей замкнутости и агрессивности.

Исследования психологов доказали, что у мальчиков 11 лет наблюдается самый низкий уровень самооценки по сравнению с другими возрастными периодами.

Утверждение в коллективе

Если в 7 лет для мальчика главным мотивационным моментом жизни было образование, когда происходила оценка состоятельности по учебным достижениям, то к десятилетнему возрасту ситуация начинает меняться. Мальчику уже неважно, как его оценивает преподаватель: личная значимость самого себя формируется через авторитет среди сверстников. Начинается жесткая конкурентная борьба за лидерство.

В это время родителям важно анализировать каждое высказывание и заявление сына. Во время бесед следует ненавязчиво интересоваться, с кем дружит мальчик, чем он занимается с друзьями. Приготовьтесь к тому, что взрослеющий мужчина уже не будет делиться всем и сразу.

При этом не стоит успокаивать себя тем, что ваш сын дружит только с «приличными» ребятами. Эти мальчики тоже проверяют границы своих возможностей, экспериментируют и доказывают свое лидерство.

В детском коллективе начинается четкое распределение ролей, причем базируется оно на взаимоотношениях со сверстниками. Как правило, позиция, определенная коллективом в 8 лет, становится незыблемой, и мальчиком достаточно сложно перейти на «другой уровень».

Лидер, помощник, размазня, козел отпущения, заучка – вот примерный перечень базовых позиций, которые распределяются чаще всего подсознательно.

При воспитании детей этого возраста важно учитывать главное противоречие: желание быть таким же, как все, и ярко выделяться среди ровесников. Самоутверждение мальчиков происходит за счет дружбы со старшими детьми, авторитет которых для них незыблемый. Именно поэтому в этом возрасте велика опасность пристрастия к вредным привычкам и нецензурным выражениям.

Требования и контроль

При работе с детьми сейчас очень важно регулировать требования и их подачу. Напомним, что взрослый уже не является авторитетом, поэтому все требования и просьбы воспринимаются как неправильные и ненужные.

Ребенок начинает сам определять для себя жизненные ценности, которые часто могут идти в разрез с родительскими идеалами. Он еще не до конца понимает их смысл и содержание, но начинает их яростно отстаивать, вступая в конфликты, которые взрослым кажутся глупыми и бессмысленными.

Более того, период обучения в среднем звене предусматривает работу разных учителей, каждый из которых имеют свою позицию и требования. Мальчик постепенно переходит «на свою территорию», в которой взрослым остается все меньше места.

Самоутверждение – обязательный элемент взросления. Упрямство и нежелание находиться под контролем взрослых все чаще принимает форму конфликта.

Именно сейчас мальчики выбирают те требования, которым они готовы подчиняться, так как они не нарушают их «суверенитета».

Правильная позиция взрослых позволит им определиться с правильным выбором, ведь от него зависит вся дальнейшая жизненная позиция.

В восемь лет начинают проявляться первые эмоциональные переживания, связанные с противоположным полом. При этом мальчики не умеют правильно выражать свои эмоции. Задача взрослых направить их в правильное русло, объяснив, что проявление подобных чувств естественно и необходимо.

Ни в коем случае нельзя смеяться над чувствами мальчика, особенно в присутствии сверстников! Ведь вы можете подорвать его авторитет, завоевать который вновь ему будет сложно.

Родители обязаны в этот период знать как можно больше о своих сыновьях и максимально ненавязчиво контролировать их действия! Иначе демонстрация превосходства может закончиться очень плохо.

Правильное сотрудничество

Как воспитывать мальчика 9 лет, чтобы из него вырос настоящий мужчина?

В первую очередь воспитание мальчика в этот период должно базироваться на сотрудничестве и доверии. Причем на доверии сына к родителям, а не наоборот.

Если взрослые не будут принимать активное участие в самоутверждении сыновей, поощрять разумные границы свободы и умение отстаивать свою позицию правильно, это чревато такими последствиями:

  • Ребенок становится агрессивным, выражая так протест против неприятия взрослых;
  • Появляется цинизм и манипулирование человеческими слабостями, причем чаще всего под огонь попадают родители;
  • Лицемерие и слабость станут проявлением самоутверждения через интриги и приспособление к обстоятельствам;
  • Неспособность защитить себя от проявления агрессии более сильных выражается в постоянных поисках покровителей. Таких мальчиков в мужском обществе принято называть «шестерками».

Чтобы избежать таких неправильных проявлений развития, воспитание детей этого возраста должно способствовать удовлетворению двух самых важных потребностей:

  • Необходимость общения со сверстниками. Важно поощрять любое общение с ровесниками вне стен школы;
  • Необходимость в утверждении собственных вкусов и пристрастий. Не мешайте мальчику самостоятельно выбирать игры, друзей или одежду. Ведь формирование собственного мнения и линии поведения возможно только методом проб и ошибок.

Помните! Это не взрослеющие сыновья должны подстраиваться под вашу систему ценностей. Это вы, родители, должны уметь вовремя перестроиться и научиться сотрудничать со своим ребенком. Сложный период взросления не терпит авторитаризма, ему необходимо партнерство.

Важные рекомендации родителям

  • Найдите золотую середину между строгостью и лаской. И то, и другое жизненно необходимо взрослеющим мальчикам;
  • Ребенок должен чувствовать, что родители всегда придут на помощь, поддержат в любой ситуации. Помощь должна заключаться не в наказании обидчика, а в выяснении конфликтной ситуации, с ее полным анализом;
  • Дайте мальчику свободу выбора, только так он сможет вырасти мужчиной, который осознает ответственность за сделанный поступок;
  • Не критикуйте, а подсказывайте;
  • Не позволяйте сыну чувствовать себя униженным: не оскорбляйте его;
  • Любите своего ребенка и обязательно как можно чаще говорите ему об этой любви. Независимо от возраста, сын хочет знать, что родители любят его не за достижения, а за то, что он их сын.

Воспитание ребенка 10-11 лет – сложная задача. Справиться с ней смогут только те родители, которые сумели проявить в этот непростой период максимум уважения и любви к своему взрослеющему сыну.

Источник: https://vospitannie.ru/rebenka/10-let-malchika.html

Психологические особенности подростков 10-12 лет

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ 10-12 ЛЕТ Подготовила: педагог-психолог Никитенко Г.Н.

2 слайд Описание слайда:

10-12-летний возраст – пограничный между детством и отрочеством Возрастной кризис, связанный со спецификой переходного периода Условно – педагогический кризис, связанный с изменениями в организации обучения Необходимо избежать совпадения двух кризисов

3 слайд Описание слайда:

Что же происходит с ребенком этого возраста в рамках возрастного кризиса? В познавательной сфере младшего подростка Замедляется темп их деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется

4 слайд Описание слайда:

Детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Читайте также:  Музыка для сна малышей: как влиять на развитие интеллекта малыша

5 слайд Описание слайда:

Некоторая «неуправляемость» детей данного возраста сочетается с особой восприимчивостью и поведенческой гибкостью, открытостью для сотрудничества и, вместе с тем, с достаточной интеллектуальной зрелостью Это позволяет взрослым (учителям и родителям) строить отношения с ними на основе диалога, на принципах партнерского общения

6 слайд Описание слайда:

Основные изменения, происходящие с младшими подростками, касаются: учебной деятельности, которая приобретает смысл как деятельность по саморазвитию и самосовершенствованию сферы общения с товарищами, которое становится «особой формой жизни подростка» и выступает как деятельность по установлению близких отношений в коллективе взросления как новообразования младшего подросткового периода – специфической формы самосознания, социального по своей природе и проявляющегося в «чувстве взрослости» овладения этическими нормами поведения, специфика которого связана с понятием качеств «хорошего товарища», оцениваемых в отношении себя самого. Это также указывает на новый этап в становлении самосознания подростков.

7 слайд Описание слайда:

Новообразования этого возраста Чувство взрослости. С его помощью подросток сравнивает и отождествляет себя с другими, находит образцы для усвоения поведения и способов общения Рационально структурированная внутренняя позиция.

Целостность восприятия окружающего и самого себя, осмысленность переживаний, что вызывает и новое отношение к себе Осознание и обоснованность самооценки. Ее адекватность оценкам подростка сверстниками и значимыми взрослыми Стремление экспериментировать.

Если школа не предоставляет ученикам культурных форм такого экспериментирования, то оно реализуется в самой поверхностной и примитивной форме – в экспериментах со своей внешностью Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего – также отличительная особенность этого возраста Полоролевая идентификация.

Полоролевые эталоны являются «идеальным планом жизнедеятельности» и усваиваются младшим подростком благодаря рефлексивному обороту на себя Полоролевая идентификация. Полоролевые эталоны являются «идеальным планом жизнедеятельности» и усваиваются младшим подростком благодаря рефлексивному обороту на себя

8 слайд Описание слайда:

Основные потребности данного возраста Потребность эмоционального самовыражения и взаимодействия. Эмоциональное наполнение его деятельности, общения и поведения.

Потребность в положительной оценке себя во взаимодействии со сверстниками и значимыми взрослыми Потребность в самопознании. Она обусловлена поиском возможностей и границ своего «Я» в рамках ведущей деятельности Потребность в общении со сверстником своего пола.

Данная потребность связана с процессом активной идентификации подростка вследствие его возрастных изменений

9 слайд Описание слайда:

А что происходит с ребенком этого возраста в рамках «условно педагогического кризиса»?

10 слайд Описание слайда:

Падение успеваемости и интереса к учебе на переходе из начальной в основной школу Принимая новый класс в основной школе, учитель-предметник переносит методы обучения, формы взаимодействия со старшими школьниками на младшего подростка неоправданные требования, которые начинают предъявлять подросткам учителя, привыкшие работать в старших классах Теоретическое мышление находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития, поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями 5-6 классников Высокая планка требований в основной школе к самостоятельности, ответственности и инициативности без учета возрастные особенности угрожает эмоциональному благополучию младших школьников

11 слайд Описание слайда:

Все эти психологические особенности младших подростков объективны, и они быстро пройдут и не окажут отрицательного влияния на учебу, если педагоги найдут целесообразными применение щадящих методов и форм взаимодействия.

12 слайд Описание слайда:

Практические рекомендации Особенности физического развития: переполнены энергией,  быстро растут,  любят действовать: сначала делают, потом думают. Планируйте разнообразные полезные занятия: ручной труд, ремесла, активные игры и сценки Поощряйте размышления о последствиях своих поступков

13 слайд Описание слайда:

Шумные, любят ссориться Приходите раньше детей, чтобы успеть проконтролировать их поведение: помогите им заняться чем-то полезным и интересным.  Поощряйте уравновешенность и спокойствие. Сами создавайте спокойную атмосферу

14 слайд Описание слайда:

Любят быть вне помещения Детям этого возраста очень тяжело усидеть в здании. Порой даже интересное занятие не сможет их заинтересовать, если на улице благоприятная погода для прогулки. Как можно чаще организовывайте разнообразные экскурсии, прогулки на природу, походы, лагеря

15 слайд Описание слайда:

Превращаются из ребенка во взрослого, и приобретают способности, присущие полу В этот момент дети нуждаются в особой поддержке и понимании. Помогите подростку почувствовать, что он по-своему привлекателен.

Никогда не акцентируйте внимание на их физическом развитии. Просто и естественно принимайте каждого. Мальчики и девочки этого возраста часто боятся, что кто-то увидит их тело. Уважайте их чувства.

Рассказ о сходных чувствах может помочь ребенку чувствовать себя свободней

16 слайд Описание слайда:

Особенности  умственного развития:   учатся в активной деятельности Необходимо активно задействовать детей в обучении. Им быстро надоедают лекции. Каждое занятие для них должно быть новым. Они не любят повторов.  Проявляется сильное осознание географии и истории, интерес к фактическому изучению.

17 слайд Описание слайда:

Очень критичны, особенно ко взрослым. В этом возрасте дети ищут лидера, на которого в то же время можно положиться. Поэтому будьте примером осмысленности и правоты. Умейте выслушивать подростков и чаще говорите с ними на интересующие их темы.

18 слайд Описание слайда:

Активно развивается логическое мышление Дайте возможность детям высказываться на занятиях, делать свой выбор в поступках. Учите их разумно обосновывать поступки.  Всегда оценивайте различные точки зрения. Дайте понять детям, что вы не безразличны к их мнению.

19 слайд Описание слайда:

Преобладает  конкретное мышление Трудно воспринимают абстракции: избегайте использования примеров, которые скорее запутывают, нежели проясняют мысли Трудно воспринимают абстракции: избегайте использования примеров, которые скорее запутывают, нежели проясняют мысли

20 слайд Описание слайда:

Желают делать все хорошо,  но теряют интерес, если оказывается давление Привлекайте и поощряйте попытки новых видов деятельности, помогите им развиваться и одновременно учите доводить дело до конца. Привлекайте и поощряйте попытки новых видов деятельности, помогите им развиваться и одновременно учите доводить дело до конца.

21 слайд Описание слайда:

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!

Курс повышения квалификации

Песочная терапия в работе с детьми

Общая информация

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите: — Удостоверение о повышении квалификации; — Подробный план уроков (150 стр.); — Задачник для обучающихся (83 стр.

); — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»; — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий; — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

  • Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!
  • Подать заявку

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/psihologicheskie-osobennosti-podrostkov-let-2764095.html

Психологические особенности подросткового возраста: 12-15 лет

Подростковый возраст (10–15 лет) — это переходный период, характеризующийся физическим и психологическим взрослением. Считается трудным с точки зрения воспитания. Чтобы взрослым и детям было проще пережить это сложное время, важно знать психологические особенности подросткового возраста.

Психологическое развитие подростков

Большинство проблем подростков являются следствием полового созревания, которое может провоцировать различные отклонения психофизиологического и психического характера. Из-за этого подростки страдают от следующих проблем:

  • эмоциональной неустойчивости;
  • повышенной возбудимости;
  • беспричинной тревожности;
  • перепадов настроения;
  • депрессии;
  • конфликтности.

Вероятно обострение патологических проявлений, связанных с возникновением психических недугов. Ученые считают, что вероятность развития шизофрении у подростков увеличивается в несколько раз.

Но переходный возраст имеет и положительные стороны. Ребенок становится более самостоятельным и независимым. Его сфера деятельности постепенно увеличивается. Он начинает сознательно к себе относиться и отстаивает свои права перед другими людьми.

Возникновение чувства взрослости и реакция эмансипации

Изучая особенности развития этого чувства, Эльконин Д. Б. выделил два типа «взрослости»:

  1. Объективная. Ребенок действительно готов жить во взрослом обществе.
  2. Субъективная). Подросток просто чувствует себя взрослым.

Разновидности объективной взрослости:

  1. Социально-моральная. Проявляется эмансипацией, участием в семейных делах.
  2. Интеллектуальная. Подросток занимается саморазвитием и самообразованием.
  3. Романтическая. Проявляется в романтических взаимоотношениях с противоположным полом.
  4. Внешняя. Подросток пытается иметь «взрослую» внешность,поведение. Ребенок следит за модой, может начать курить и использовать нецензурную лексику в общении.

Признаки субъективной взрослости:

  • стремление подростка, чтобы его воспринимали за взрослого;
  • ограждение определенных жизненных сфер от других, недовольство при попытке других проверить его работу на качество;
  • индивидуальное поведение и личные мысли, отстаиваемые перед другими.

Испытывая взрослость, дети:

  • критически относятся к старшим;
  • разочаровываются в мире взрослых;
  • боятся окружающего мира;
  • чувствуют одиночество после осознания своего внутреннего мира и плохих отношений с близкими;
  • ожидают, что взрослые будут к ним относиться, как к равным.

Чтобы этот период прошел как можно легче, специалисты в психологии подросткового возраста советуют родителям более лояльно относиться к чувству взрослости ребенка.

Реакция группирования с одногодками

Подростки на инстинктивном уровне группируются с ровесниками. Подростковые группы бывают:

  1. Однополые (чаще всего, мужские). В таких группах присутствует постоянный лидер, у каждого члена есть своя жестко фиксированная роль. Лидер удерживает свою позицию с помощью сильного, но не очень умного помощника. Однополые группы часто имеют «свою территорию», редко принимают новичков, пользуются своим «языком».
  2. Смешанные. Лидер выбирается согласно требуемой ситуации. Члены группы могут постоянно меняться. От участников ничего не требуют.

В закрытых подростковых заведениях (интернатах, спортлагерях) группирование проявляется очень сильно. Это может спровоцировать «подрыв» установленного режима.

Возникновение интереса к противоположному полу

10–17 лет — пубертатный период развития ребенка. В это же время начинается половое созревание. Из-за физиологических изменений подросток начинает испытывать новые эмоции и чувства.

Читайте также:  Развитие ребенка на 8 неделе беременности: как формируется плод на данном этапе

Он начинает думать о своей половой принадлежности. Ребенок пытается выразить свою мужскую или женскую индивидуальность — это естественный процесс.

Родителям в это время нужно дать сыну или дочке немного свободы в самовыражении — это существенно снизит вероятность конфликтов.

Интерес к противоположному полу наблюдается уже в 10–14 лет. Проявляется это повышенным вниманием к своему внешнему виду и желании выделиться. Родители уже могут рассказать ребенку о важности личной гигиены и физических упражнениях.

В таком возрасте подростки испытывают первую любовь. Девушки и юноши от дружеских отношений переходят к романтическим. Многие начинают жить половой жизнью. Родителям крайне важно объяснить, что ранняя половая жизнь может быть опасной.

Развитие самопознания

Подросток начинает интересоваться собой, своими способностями, оценивает и сравнивает себя с другими, пытается понять свои чувства.

Учитывая развитие самосознания, и пытаясь занять более выгодное положение среди ровесников, подросток стремится к самовоспитанию. Он хочет иметь больше положительных качеств, чем негативных.

Но небольшой жизненный опыт и несформированное мировоззрение провоцируют развитие у подростка противоречий между желанием самовоспитания и неумением его реализовать.

Ребенок осознает себя как личность за 2 этапа. Вначале он понимает, что отличается от своих сверстников и принадлежит к взрослому миру. Он может:

  • подражать взрослым,
  • быть зависимым от сверстников.

На новом этапе подросток:

  • понимает, что он уже не является ребенком;
  • постепенно понимает свои личностные особенности;
  • меньше зависит от сверстников.

Последний пункт крайне важен. Если сверстники заставят подростка что-то сделать против его желания, он сможет им отказать.

Важное место в развитии подросткового самосознания занимает представление о своем телесном образе, а также сравнение себя с общепринятыми стандартами женственности или мужества. На фоне этого мальчики могут заниматься силовыми тренировками, а девочки— гимнастикой, танцами.

В мотивационном аспекте и поведении подростка проявляются противоположные стремления:

  1. Быть не таким, как все, особенно при общении с родителями.
  2. Подражать группе ровесников и соответствовать модным тенденциям.

Самосознание и формирование Я-образа тесно связаны с созданием образа Другого. В большинстве случаев этим «Другим» становится сверстник, общение с которым крайне важно для взрослеющего ребенка. Данная особенность может специфически проявляться:

  1. Когнитивно-простой подросток, который поверхностно анализирует внутренний мир, отождествляет себя с ровесниками и акцентирует сходство между собой и ними.
  2. Когнитивно-сложный подросток пытается понять суть человека, идентифицирует себя только с определенными сверстниками и подчеркивает свое отличительные черты.

Отождествление себя с ровесниками является нормальным явлением и помогает формировать «Я-образ» каждого подростка. В возрасте 13–14 лет этот образ теряет устойчивость и целостность. Ребенок это крайне остро чувствует.

Чтобы прекратить копировать поведение окружающих людей, взрослый человек использует самопознание и самоанализ, а у подростка эти качества еще развиваются.

Из-за этого ребенок испытывает сильный стресс, который приводит к следующим проблемам:

  • неадекватному поведению;
  • снижению самооценки;
  • нестабильному развитию «Я-образа».

Взрослые обязаны помочь подростку пережить этот сложный момент, создать ему оптимальные условия для правильного самопознания.

Как подросток относится к своей внешности

В момент полового созревания и усиленной гормональной активности подростки крайне агрессивно реагируют на любые критические замечания по поводу своей внешности.

Обидные для них слова могут стать причиной временных подростковых комплексов, которые часто проявляются и во взрослой жизни.

Родительский долг — защитить ребенка от таких проблем самостоятельно или с помощью квалифицированного психолога.

Игнорирование проблемы влияния внешнего вида подростка на его психическое здоровье может быть крайне плачевным. Такие дети пристращаются к спиртосодержащим напиткам и наркотическим веществам, вступают в интимный контакт с различными партнерами и используют многие другие аморальные приемы для самоутверждения среди других.

«Обиженные» дети становятся проблемными. Они могут закрыться от всего мира и вести асоциальную жизнь или наоборот, закатывают истерики и скандалят с взрослыми. Главная задача этих действий — самоутвердиться и получить признание от взрослых.

Ребенок, который испытывает комплексы из-за своей внешности, будет:

  • носить одежду мешковатого типа;
  • прикрывать рот в процессе смеха;
  • скрывать лицо под волосами;
  • отводить взгляд от собеседника;
  • иметь «недостижимый» идеал красоты;
  • сомневаться в своих силах;
  • считать себя не достойным любви;
  • испытывать трудности с самовыражением перед незнакомыми людьми;
  • избегать фотокамер или часто фотографироваться.

Первые помощники в избавлении от недовольства собственной внешностью— родители. Они обязаны поддерживать своих детей в момент возрастных изменений, прислушиваться к их мнению при решении семейных проблем.

Девочки больше переживают по поводу своей внешности, чем мальчики, поэтому мамам нужно помочь дочкам подобрать новые стиль, красивую прическу, косметику. Если это не помогает, можно воспользоваться помощью психолога— он поможет поднять самооценку.

Характерные комплексы подросткового возраста

Психологи выделяют несколько разновидностей комплексов, которые мучают подростков:

  1. Неполноценности. Встречается почти у 80 процентов детей, при этом некоторые и сами не понимают, что страдают от такого. Подростки остро чувствуют свою ущербность на фоне ровесников.
  2. Финансовый. Зависит от финансового достатка семьи, зарплаты мамы/папы. Ребенок не понимает, что не все родители могут иметь большие деньги. Особенно комплекс обостряется, если в его окружении есть дети с обеспеченных семей, которые хвастаются дорогими вещами.
  3. Отличника/отличницы. Развивается в школе. Часто развитие комплекса провоцируют родители и педагоги. Ребенок начинает ставить себе высокие планки и если не достигает их, становится агрессивным и замкнутым.
  4. Безответной любви. Когда парень или девушка не получают взаимности от объекта воздыхания, они начинают копаться в себе, пытаясь найти в себе причину сложившейся ситуации. Часто результатом этого процесса является «открытие» новых недостатков.

Эти комплексы являются типичными для подросткового возраста, но каждый ребенок переживает их индивидуально. Главная задача родителей — поддерживать со своим чадом доверительные отношения и пытаться в каждой ситуации находить положительные моменты.

Чтобы правильно воспитать подростка и не испортить с ним отношения, родителям и педагогам следует понимать, что перед ними не просто ребенок, а личность.

Взрослым важно учитывать темперамент ребенка, его половую принадлежность, интеллектуальные способности, физические возможности и характер.

Родители и педагоги обязаны помочь подростку найти социально-приемлемые пути самовыражения и средства самоутверждения.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/10-15-let.html

Воспитание детей в возрасте 10-12 лет

Воспитание детей 10-12 лет должно проходить с учётом психологических особенностей периода, а также с появлением у ребенка чувства самостоятельности. В этот период начинается половое созревание, что серьёзно влияет на поведение подростка.

В возрасте 11 лет дети переживают пик эмоциональной нестабильности, и поведение взрослых по отношению к ним  должно быть особенно осторожным, но при этом твёрдым.

Ошибки воспитания в период с 10 до 12 лет приводят к серьёзным проблемам психологического характера в период старшего подросткового возраста, который длится с 13 до 15-16 лет.

Особенности детей в 10-12 лет

  1. Ребёнок всё больше тянется к сверстникам. Мальчики и девочки предпочитают дружить с детьми своего пола. Зарождающийся интерес к противоположному полу пока остаётся скрытым и внешне иногда проявляется только как небольшие агрессивные выпады (насмешки, толкание, обзывание и т. д.

    )

  2. Возрастает двигательная активность ребёнка: он много и быстро ходит пешком, бегает. Расстояние, которое дети преодолевают в 10-12 лет, и их скорость удваиваются по сравнению с предыдущим возрастным периодом.
  3. У детей формируются устойчивые интересы, которые часто сохраняются на всю жизнь.

    Они могут быть связаны как с выбором будущей профессии, так и с хобби.

  4. Дети становятся ещё любопытнее, хотят узнать всё обо всём, активно впитывают информацию из разных источников. Ребёнку интересны разговоры взрослых.

    Конечно, понимает он далеко не всё, но прислушивается, наблюдает за их поведением и стилем общения, размышляет, делает свои выводы.

  5. В связи с начинающимися изменениями в физиологии и психологии, у детей в этом возрасте могут начать появляться комплексы, неуверенность в себе.

    Поэтому важно проявлять терпение, хвалить их за умения, достижения и правильное поведение, чтобы не допустить снижения самооценки.

Половое развитие детей в 10-12 лет

Половое воспитание является особенно важным этапом в процессе формирования личности. Основная задача ложится на родителей, которые должны суметь подготовить подростка к тому, какие изменения в его организме будут происходить.

Девочек в первую очередь надо грамотно подвести к пониманию того, что у них начнётся менструация, которая вначале будет нестабильной и может идти со сбоями в несколько месяцев. Недостаточно, просто сказать ребёнку, что его организм повзрослел. Мать должна объяснить дочери подробно, что с ней происходит. Также необходимо научить девочку правильному уходу за собой в период менструации.

Отдельное внимание должно уделяться  тому, чтобы подросток не видел в происходящей в организме перемене ничего неприличного и стыдного. Важно, чтобы у девочки не появлялось комплекса вины и стыда из-за месячных, что возникает, если от нее отмахиваются, когда она хочет узнать о происходящем с ней.

У мальчиков в период с 10 до 12 лет также начинаются гормональные изменения, и подростки сталкиваются с таким явлением, как поллюции.

Родителям надо подготовить к этому сына, чтобы он не испытал шока и не воспринимал происходящее как что-то позорное, требующее постоянного утаивания. Лучше, чтобы беседу  проводил отец, так как в этом случае мальчик будет меньше стесняться.

В то же время, если сын находится в более доверительных отношениях с матерью, поговорить с ним лучше ей.

Проводя половое воспитание ребёнка в 10-12 лет, надо учитывать тот факт, что разговоры на тему полового созревания всегда вызывают у детей смущение.

Нельзя подшучивать над сыном или дочкой или как-либо, пусть даже без злобы, унижать их.

Подросток должен понимать, что, несмотря на взрослые половые проявления, его организм ещё не готов к продолжению рода. До этого он должен полностью сформироваться.

В этот же период надо постепенно начинать объяснять детям про необходимость соблюдения определённых правил безопасности при сексуальных контактах. Также в этот же момент надо объяснить, что слишком ранняя (ранее 16 лет) половая жизнь приводит к проблемам со здоровьем, в особенности у девочек.

Развитие ребёнка в 10-12 лет, что должен знать и уметь

В период раннего подросткового возраста, который длится с 9,5 до 12-12,5 лет, дети переходят от зависимого положения к самостоятельной личности, которая может полноценно позаботится о себе. В этом возрасте, вне зависимости от пола, дети должны уметь:

  • убирать в квартире;
  • пользоваться стиральной машиной и стирать вручную небольшие вещи;
  • готовить простые блюда с использованием плиты или без неё;
  • самостоятельно мыться и соблюдать все необходимые правила гигиены;
  • мыть посуду;
  • планировать своё личное время и распределять дела в зависимости от их важности;
  • отстаивать своё мнение и принимать конструктивную, обоснованную критику;
  • постоять за себя;
  • выходить из неловких ситуаций;
  • точно выполнять поручения, которые дают родители;
  • обращаться за помощью в экстренные службы и чётко объяснять происходящее;
  • распределять и копить карманные деньги;
  • ухаживать за домашними животными;
  • отвечать за свои поступки;
  • смотреть за младшими;
  • анализировать действия и их последствия.

С 11 лет подросток должен уметь ориентироваться в магазине в составах продуктов и выбирать их не по привлекательности упаковки.

С 12 лет дети становятся достаточно независимыми и могут оставаться одни дома на целый день. При этом они уже в состоянии подогреть или приготовить себе еду, распределить время на дела и отдых.

В младшем подростковом возрасте ребёнок должен полноценно осваивать школьные предметы. Также он уже знает и чётко понимает, что является личностью, у которой есть права и обязанности, а также ответственность за свои поступки.

Как воспитывать ребёнка в 10-12 лет

  • Будьте очень внимательны к мнению ребёнка. В этом возрасте у него практически на всё есть своя точка зрения. Если не научиться уважать его взгляды, то в подростковом возрасте он будет отвечать либо бурным протестом на попытки его «заткнуть», либо замкнётся в себе и перестанет высказывать своё мнение, что не менее опасно.
  • Старайтесь не использовать в общении с ребёнком жёстких фраз, не будьте чрезмерно категоричны. Выражения «Запрещаю тебе», «Ты обязан», «Потому что я так сказала!» и т. п. будут встречены вашим чадом крайне негативно и вызовут лишь сопротивление. Если вы считаете его поведение неподобающим или вам не нравится кто-то из его друзей, скажите об этом спокойно, аргументируйте свою точку зрения (привыкайте это делать постоянно), сообщите о своих чувствах. Обязательно при этом выслушайте своего ребёнка.
  • Не прячьте свои страхи и беспокойство за ребёнка под маской строгости и непреклонности. Открытость и искренность в общении с ним будут способствовать сохранению тёплых доверительных отношений между вами.
  • Обращайте внимание на то, к чему ребёнок проявляет интерес в этом возрасте, чтобы поспособствовать его включенности в ту или иную деятельность. К началу подросткового возраста у вашего чада должно быть одно или несколько полезных увлечений (творческих или спортивных), тогда легче направить его энергию в нужное русло.
  • Всё более важную роль начинает играть ваше умение доверять ребёнку. Демонстрируйте всем своим поведением, что не сомневаетесь в нём, предоставляйте разумную степень самостоятельности и инициативы, обозначайте зону его ответственности. Нельзя запрещать детям хотеть стать взрослыми, но важно показывать, что это не так-то уж легко.
  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть, не сравнивайте с другими. Он должен чувствовать себя любимым и защищённым независимо ни от каких условий.
  • Создавайте условия для доверительных бесед с вашим чадом. Если хотите, чтобы он сам больше общался с вами, не стройте разговор в форме допроса, то есть не используйте сразу много вопросов, предполагающих односложные ответы («да» или «нет»). Интересуйтесь у ребёнка, как прошёл его день, что нового он узнал, что он думает о каком-либо явлении и т. д. Именно открытые вопросы стимулируют к общению. Помните о том, что перед сном дети более расположены к искренней беседе, и используйте это время для проявления нежности и доброты.
  • Когда разговариваете с ребёнком, всегда поддерживайте зрительный контакт. И не забывайте о важности прикосновений. Поддерживающие объятия помогают чувствовать себя принятым и защищённым.

При воспитании близким и педагогам следует учитывать психологическое состояние подростка и то, что он проходит через период самоопределения и выработки самостоятельности. Также учитываются и переживания, связанные с половым созреванием.

Детей надо поддерживать в начинаниях и проявлении инициативы. Нельзя относиться с иронией или неуважением к личности и внешности. Этот возрастной период прививает множество комплексов при неправильном поведении со стороны родителей.

Близкие не должны давить на подростка и заставлять его принимать их мнение, вне зависимости от своего личного. Сыну или дочери надо иметь возможность высказать свои взгляды и, согласно индивидуальным предпочтениям, выбирать себе одежду и увлечения (если они не опасны).

Полезные советы родителям

  1. Не противиться проявлениям их эмоций. Чтобы не потерять контакта с детьми в момент эмоциональной нестабильности, когда они на всё реагируют чрезмерно бурно и вызывающе, а на запреты могут устраивать истерики, надо не противиться проявлениям их эмоций.

    После всплеска, который не находит преград, дети оказываются готовы к конструктивной беседе, так как не ощущают противодействия со стороны взрослых и необходимости биться за интересы. Они осознают, что спокойный разговор с аргументированными доводами даёт намного больше.

  2. Место свободе.

    Контроль за жизнью детей в ряде направлений должен ослабевать. Не следует строго диктовать, какую одежду носить (можно только высказать своё мнение, но не используя вызывающих чувство вины слов: «ну», «твоё дело», «как хочешь» и «мне не нравится»).

    Например, если хочется убедить подрастающую дочь, что платье, которое она выбрала, ей не подходит, лучше сделать это, объяснив, что оно скрывает её сильные стороны и создаёт эффект несуществующих недостатков.

  3. Адекватная оценка внешности. Родители не должны занижать или переоценивать внешние данные детей.

    И то и другое вызовет комплексы. Надо не тыкать на недостатки, а следует в мягкой форме показывать подростку, какие слабые стороны во внешности у него есть, и как их можно скрыть или даже превратить в достоинства, характеризуя их как индивидуальную особенность.

Режим дня ребёнка в 10-12 лет

Соблюдение за строгим выполнением режима дня оказывается затруднительным, так как в таком возрасте начинается проявляться подростковая самостоятельность.

В этот период родители должны идти на компромиссы для сохранения правильного ритма дня у детей.

Также надо не просто указывать, когда и что делать, а следует, приводя обоснованные доводы, объяснять сыну или дочери, почему это необходимо и чем не соблюдение  распорядка им повредит.

Также надо позволять подростку на себе испытать минусы нарушений. Например, если он до глубокой ночи просидел перед телевизором или компьютером, то утром проснуться в школу легко не сможет, а в течение дня будет страдать от плохого самочувствия. Столкнувшись с этим, повторять ошибку уже вряд ли захочется.

Занятия с ребенком в 10-12 лет

В ранний подростковый период начинается осознание своих интересов и способностей. У детей развиваются склонности к творчеству или способности к точным наукам, а также спорту.

Занятия должны становиться как бы взаимодействием двух личностей, при котором одна не доминирует над другой.

Родители помогают осваивать новые навыки и поддерживают детей в этом, но не делают всё за них, позволяя преодолевать трудности и чувствовать удовлетворение от того, что это удалось.

Игры и игрушки для детей в 10-12 лет

Игрушки, которые интересовали детей в раннем возрасте, переходят в качество оберегаемых и бережно хранимых талисманов, с которыми не расстаются, но не играют в них больше. Для мальчиков и девочек основными игрушками становятся сложные головоломки, радиоуправляемые модели, логические настольные игры и компьютерные.

Последние нельзя запрещать, так как это приведёт только к тому, что они станут особенно желанными. Однако надо дозировать время, проводимое за монитором, организуя для ребёнка не менее увлекательное времяпрепровождение, желательно со спортивным уклоном.

Любые игрушки должны покупаться только с учётом интересов подростка, чтобы они не становились разочарованием. В большинстве случаев детям хочется получать в подарок различные спортивные средства.

Воспитывая мальчика или девочку, близким нужно в первую очередь анализировать своё поведение. Оно должно быть направленно на формирование самостоятельной и полноценной личности, а не на манипулирование ребёнком с целью удерживать его около себя.

Часто родители неосознанно стараются привить детям чувство вины и долга перед ними, которое, по их мнению, сможет уберечь сыновей и дочерей от ошибок и разочарований. В результате такого неграмотного подхода они добиваются только того, что дети либо обзаводятся массой комплексов и не могут жить полноценно, либо рвут отношения с близкими как можно раньше, желая наконец стать личностью.

Вам также может понравиться

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/vospitanie-detej-s-10-12-let

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]