Одаренные дети — это дар и большая удача как для семьи, так и для общества в целом. Первыми необычные способности детей, как правило, замечают родители. Именно им необходимо будет четкое понимание того, какие особенности присущи таким детям и, главное, каким должен стать план их развития.
Что такое одаренность и как она проявляется?
Педагоги и психологи на протяжении многих лет изучают вопрос об одаренности детей, считая его одним из самых необъяснимых и
интересных. Для современного общества, развивающегося на постоянно совершенствующихся технологиях, одаренные дети, а потом и взрослые, крайне важны.
Нестандартное мышление, способность к глубокому анализу поможет найти новые решения, сделать ряд открытий, важных для настоящего и будущего.
Одаренные дети отличаются от сверстников по целому ряду показателей и имеют следующие особенности:
- Они чувствительны, ранимы, имеют обостренное чувство справедливости, легко улавливают даже незначительные перемены в общественных отношениях.
- Следят за новинками в области науки, технического прогресса, дают адекватную оценку новшествам и определяют их значение для жизни общества.
- Познавательная активность у них неиссякаема благодаря высокому уровню развития интеллекта.
- Творческий потенциал проявляется в бесконечных разработках интересных подходов и концепций.
- Умеют ставить цели и достигать их, воплощают в жизнь невероятные проекты.
Как правило,
одаренные дети выбирают для себя определенную сферу деятельности, в которой растворяются целиком, преуспевая в ней и иногда отставая в других. Часто таким ребятам сложно овладеть простыми бытовыми навыками, отмечается и некоторое отставание в отношении социально-эмоционального развития.
Одаренные дети иногда элементарно не приспособлены к жизни и остаются такими даже после того, как вырастут. Им сложно общаться с окружающими, работать в команде, признавать авторитеты.
Причины несоответствий в развитии
Основные причины несоответствия одаренности и приспособленности к жизни связаны с неправильными условиями развития и особенностями личности ребенка. Как правило, в семьях, где рождаются юные дарования, им уделяют повышенное внимание.
В психологии
такое явление носит название «симбиоза» с одним или сразу с несколькими членами семьи. Когда говорят о симбиозе новорожденного с мамой, в этом нет ничего ненормального, но симбиоз одаренных ребят с родителями на протяжении всей жизни –противоестественное явление, которое и является основной причиной развития диссинхронии.
Одаренность необходимо не только выявить, но и подтвердить, и сделать это получится только с помощью специалистов, которые проанализируют особенности дарований.
Нередкими являются случаи, когда родители вешают на чадо ярлыки, считая его одаренным, тогда как он таким не является.
Вместе с тем «паровоз» уже запущен, и малыша, в ожидании, что он воплотит надежды семьи и всего человечества, окружают гиперзаботой и вниманием.
Почему одаренность игнорируют: причины внешнего характера
Одаренные дети могут остаться невостребованными без специального развития, причем действия взрослых, которые к этому приведут, могут быть полностью осознанными. Почему это происходит?
В первую
очередь отметим, что под одаренностью в обществе взрослых подразумевают следующие особенности:
- высокий уровень развития интеллекта;
- улучшенную обучаемость;
- креативность.
Все эти качества смогут максимально раскрыться только в процессе обучения ребенка. Таким образом, выявлять детей с незаурядными способностями начинают в период получения ими образования, между тем правильнее было бы определить такого малыша в специализированное учебное заведение еще в дошкольном возрасте.
Именно поэтому так важно, чтобы родители присматривались к малышам с самого их рождения, выделяя их особенности и настаивая на анализе их специалистом. Чем раньше будет выявлена одаренность, тем больше у малыша будет шансов раскрыться в дальнейшем.
Кроме того, нельзя не отметить, что чаще всего одаренность не отделяют от высокого уровня развития интеллекта, а это значительно сужает круг людей, попадающих под это определение. Одаренные дети в спорте, в музыке, в рисовании или прикладном творчестве просто не вписываются в привычное понимание одаренности и остаются невостребованными.
Касательно педагогов и воспитателей в детских садах и школах можно сказать следующее. Большей части из них удобнее и проще не замечать одаренных детей, имеющих свои особенности.
Это лишний раз подтверждают критерии, по которым принято оценивать ответы и работы учеников.
Креативность, нестандартность мышления пресекаются на месте, и ребенку деликатно напоминают, что нужно мыслить и действовать по стандартной схеме, «как все».
Такой подход к обучению, уравнивающий всех детей, является катастрофически опасным для развития способностей одаренного ребенка. Здесь будет уместным следующее сравнение.
Представьте себе, какой красоты можно получить бриллиант, если шлифовать те грани алмаза, которые он унаследовал от природы. А теперь представьте, какой результат получится, если все алмазы
- поместить в общую шлифовальную машину: бриллианты превратятся в блестящую гальку, не более.
- И даже если ребенок, несмотря на подход к обучению в средней общеобразовательной школе, не утратит умения мыслить нестандартно, искать творческий подход к решению задач и проявлять себя как личность, это совершенно не означает, что он станет кладом для современного общества.
- Способность искать решения для проблемы сразу в нескольких направлениях, как правило, в корне отличных от традиционных, не всегда находит отклик, поэтому не будет ничего удивительного, если такому ребенку будут скорее мешать развиваться, чем помогать.
Почему одаренные дети не готовы себя проявить?
А теперь рассмотрим причины, почему одаренность может быть подавлена самим ребенком. Таким причины называют внутренними.
Итак, основная причина — это ощущение себя белой вороной и желание не отличаться от сверстников. Малыш не готов проявлять
индивидуальные особенности, ведь так ему придется принести в жертву общение со сверстниками.
Вторая и не менее важная причина — это выше описанная диссинхрония, в результате которой дети, опережая сверстников в одной отрасли, отстают во всех остальных.
Например, достаточно часто у одаренных детей с признаками диссинхронии может отмечаться слабое развитие мелкой моторики, дефекты речи, нервный тик.
Они чувствуют себя ущербными, подавленными, в результате чего у них снижается мотивация к обучению и развитию в целом.
Примечательно, что каждый третий ученик, которого отчислили из школы за неуспеваемость, на самом деле приложил все усилия для того, чтобы подавить свою одаренность.
Яркие примеры — это великий Альберт Эйнштейн, которого подростком исключили из школы за нежелание учиться, или Александр Пушкин, который просто не воспринимал точные науки и другие дисциплины, за что неоднократно отчислялся из школы.
И последняя причина — несоответствие стремлений одаренных детей требованиям современного социального общества. Старшеклассники, планирующие продолжать образование, наученные горьким опытом, уже четко отдают себе отчет,
что проще согласиться с правилами общества, чем открыто следовать по своему пути.
Подытоживая, стоит отметить, что одаренные дети вынуждены постоянно бороться с отношением окружающих к своей непохожести. Тем из них, которые справятся с рядом внутренних и внешних причин «зарывания» таланта, может быть, повезет перевернуть этот мир стихами, музыкой, открытиями, спортивными результатами. Именно такие дарования являются «золотым фондом» каждой нации и человечества в целом.
Развитие личности с незаурядными способностями
Если верить многочисленным социальным и психологическим исследованиям, то одаренные дети в целом имеют больше шансов на успех и признание в жизни, чем обычные. Развитые с раннего детства
интересы выступают в роли надежной базы для дальнейшего личностного роста.
Личность творчески одаренных детей, как правило, наиболее активно развивается в период дошкольного детства, то есть примерно с 4 до 7 лет. Очень часто, одаренные с детства, такие малыши вырастают в не менее одаренных взрослых. В отдельных случаях потенциал начинает «пробиваться» лишь в подростковом возрасте.
Для того чтобы одаренность развивалась, детям необходимо создать подходящие условия, способствовать развитию у них положительной мотивации, проявляя интерес к их деятельности.
Несколько иначе обстоит дело с детьми, обладающими исключительной одаренностью. Им сложнее найти свое место в обществе из-за упоминаемой выше неравномерности развития, поэтому они часто себя ведут асоциально, склонны к отчужденности, регулярно вступают в споры, не могут наладить контакт со сверстниками.
Инфантильность — яркий признак, проявляющийся практически у каждого юного дарования. Обычно такие дети неадекватно реагируют на критику, впадают в отчаяние, если совершают ошибку.
Нередко можно встретить одаренных детей, имеющих особенности в физическом развитии, и чаще негативного плана. В большинстве случаев это связано с нежеланием прилагать физические усилия и намеренным игнорированием даже незначительных физических нагрузок.
Очень непросто детям с незаурядными способностями научиться саморегуляции. Обычно такие ребята выбирают для себя ту деятельность, которая представляет для них интерес и не требует максимальных усилий. Остальные же виды деятельности они могут совершенно сознательно
игнорировать, спекулируя снисходительностью взрослых, заинтересованных в развитии их способностей.
В итоге получается, что дарования, отдающие себя целиком и полностью определенной деятельности, не способны проявить волю, терпение и характер, когда нужно заняться чем-то сторонним. Чаще это проблема одаренных детей, одаренность которых связана с высоким уровнем развития интеллекта, чем детей, одаренность которых заключается в совершенном двигательном развитии — спортсменов.
Общие острые проблемы юных дарований
Помимо упомянутых выше сложностей, некоторые одаренные дети сталкиваются с одной серьезной личностной проблемой: они не проявляют себя в творческом направлении. По большей
мере это касается тех ребят, одаренность которых заключается в ускоренном умственном развитии.
Все дело в том, что с раннего детства окружающие выделяют их особенности, восхищаясь незаурядностью мышления. Детям это льстит и мотивирует совершенствовать свои знания в сфере умственной деятельности, игнорируя творческое направление, где, возможно, они также могли бы себя проявить.
- Решением проблемы может стать специально разработанная индивидуальная система развития и обучения ребёнка.
- Значимая проблема, знакомая практически каждому юному дарованию, — сложности профессиональной ориентации. Чувствуя
- способность проявить себя сразу в нескольких направлениях, дети ближе к окончанию школы не могут определиться с выбором.
- Учитывая все вышесказанное, нужно сделать вывод, что развитие одаренных ребят должно обязательно учитывать их личностные особенности, и никак иначе.
Проблемы юных дарований в семейном кругу
Проблема воспитания в семье одаренного чада актуальна. Родители, несмотря на острое желание видеть своего ребенка развитым, здоровым и счастливым, чаще всего не могут найти времени для его развития.
- Между тем семейная среда наилучшим образом помогает развитию потенциала чада. Важно будет создать для этого правильные условия, практикуя занятость в разных видах деятельности,
- вводя новые эксперименты.
- Наиболее эффективной будет система детско-родительских отношений, в рамках которых взрослые признают личность чада, принимают ее и, анализируя его особенности, предоставляют право выбора, возможность самовыражения.
- Родители просто обязаны найти время, чтобы рассмотреть в ребенке уникальную индивидуальную личность, нуждающуюся в помощи и развитии.
- Воспитывать полноправную целеустремленную личность с незаурядными способностями нелегко, так как обычно юные дарования отличаются:
- честолюбием;
- упрямством;
- самоуверенностью.
Большинство из них высоко оценивает уровень своих способностей, что должно вызывать у родителей не насмешки и раздражение, а желание подтолкнуть малыша к проявлению нестандартности хода мыслей.
Незамеченная одаренность в семье
Родители не могут не гордиться одаренным чадом. Но случается и так, что они не замечают его незаурядных способностей. Чаще это случается в семьях, имеющих мало опыта воспитания детей.
Проявление необычных способностей у детей во многом связано с темпом их роста и развития. Чем раньше малыш начинает себя проявлять, тем больше вероятности того, что он является обладателем выдающихся интеллектуальных способностей.
- Такие дети рано начинают получать высокие результаты в одной или сразу нескольких сферах деятельности.
- Отдавая себе отчет в том, что детская одаренность может быть неявной и способна проявиться в более позднем возрасте, родители должны постараться сделать все возможное для формирования и развития личностных качеств чада, не ограничивая его познавательной деятельности, помогая и поддерживая во всем.
Дети, которых воспитывают в атмосфере понимания и свободы, смогут развить лучшие свои стороны, даже не будучи одаренными. Им будет проще найти свой путь, направить силы на развитие интеллекта и способностей.
- Правильное воспитание подразумевает собой развитие сильных сторон одаренных детей и сведение на нет их слабых сторон, что в результате поможет им вырасти целеустремленными и уверенными в себе личностями.
- Источник
Источник: https://snovenie.ru/osobennosti-razvitiia-odarennyh-detei-kak-formirovat-lichnostnye-kachestva-rebenka.html
Глава 3. личностные качества одарённых детей
Психологи давно показали, что одаренные дети и подростки имеют особенности личностного развития.
При этом показано, что становление личности одаренного ребенка имеет определенные возрастные тенденции, оно проходит неоднозначно и болезненно. К.
Тэкэкс пишет, что одаренных детей от сверстников отличает ряд особенностей в сфере психосоциального развития. В числе таких свойств и качеств она выделяет:
- · обостренное чувство справедливости;
- · развитую систему личных ценностей;
- · хорошо сформированное чувство юмора;
- · наличие преувеличенных страхов;
· упорство в достижении результата (К.Тэкэкс, 1991, С. 19-23).
При этом К.Тэкэкс подчеркивает, что положительное и отрицательное в личности способного ребенка возникает под влиянием окружающих людей. Одаренному и талантливому ребенку могут быть присущи такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Среди них можно выделить:
1. Неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал. Стремление продемонстрировать свои знания является отражением скорости восприятия.
2. Привычка исправлять других. Возникает у одаренного ребенка как сочетание альтруизма и эгоцентризма.
3. Высмеивание окружающих. Может возникать как ответ на травмирующий фактор. Главное преимущество ребенка — интеллектуальный потенциал, и он стремиться защищать себя от источника боли доступными ему средствами (С.В. Лезина) .
М.. Карне отмечает несколько психологических факторов, мешающих реализации способностей детей.
К ним относятся: негативное отношение к школе и учебе; нарушение отношений с родителями; подверженность колебаниям настроения, депрессии, духу противоречия; низкая самооценка, чувство ''гонимости''; тенденция к оправданию и объяснению своих недостатков, перекладывание вины на других; склонность к фантазированию; плохие межличностные отношения, недоверие к другим; недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела; враждебное отношение к руководителям; скука; отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия; недостаток лидерских способностей; недостаток увлечений или излишнее внимание к ним; неприятие состязательности; эмоциональная неуравновешенность; чувствительность к критике, тенденция критиковать других; нереалистические цели (К.Тэкэкс, 1991, С. 103). По мнению С.В. Лезиной, Л.Холлингуорт делает акцент на следующих личностных проблемах одаренных детей:
- · неприязнь к школе;
- · конформность;
- · погружение в философские проблемы.
Л.Холлингуорт установила, что адаптация одаренных детей зависит от уровня их интеллектуального развития. IQ от 185 до 190 — чрезвычайно одаренные подростки обнаруживают тенденцию к изоляции. Их самовосприятие может измениться в негативную сторону, т.к.
они часто не принимаются своими сверстниками, не выбираются на лидерские роли. Если их способности не востребованы и требования к ним невысоки, то они становятся инертными, ленивыми. По мнению Л.
Холлингуорт индивиды, чей IQ приближается к 170 редко бывают поняты людьми в силу их высокого интеллектуального потенциала.
Интеллектуальный показатель IQ 125-155 является ''оптимальным интеллектом'', такие дети социально адаптированы и превосходят других в эмоциональной стабильности и контроле. Дж.Уитмор выделяет следующие личностные проблемы одаренных детей:
- 1. перфекционизм;
- 2. ощущение собственной неполноценности;
- 3. нереалистические цели;
- 4. сверхчувствительность;
- 5. потребность во внимании взрослых;
6. нетерпимость (М.Карне, с. 163-165).
А.Танненбаум, предложивший ''психосоциальную'' модель одаренности, при ее построении учитывал и внешние, и внутренние факторы личности. Ученый отмечает, что трудно определить, какие личностные особенности детерминируют человеческие таланты.
Существуют достоверные факты того, что высший уровень способностей связан с сильно выраженным желанием самореализации. Мюнхенская модель одаренности, разработанная К.
Хеллером, включает в себя и личностные компоненты: «мотивация к достижениям, настойчивость, устойчивость к стрессу и другие личностные качества, а не только способности, были типичны для достигавших наибольшего успеха учащихся» (С.В. Лезина).
На основании экспериментальных данных К.Хеллер приходит к выводу, что высокоодаренные отличаются от среднеодаренных по следующим диагностически значимым личностным параметрам:
- · высокие интеллектуальные способности;
- · выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность);
- · способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память;
- · интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;
- · интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность;
- · убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;
- · позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой.
Необходимо, чтобы одаренные дети обладали позитивным самовосприятием. В данном случае важно адекватно оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания.
Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей.
Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений.
Н.С. Лейтес считает, что потенциал ребенка зависит не только от умственных данных, но и от свойств его личности. Он предполагает, что, по-видимому, незаурядность ума сама влияет на формирование черт личности.
Быстрый темп умственного развития часто неодинаково затрагивает как разные стороны интеллекта, так и черты личности. Возрастание зрелости в одних отношениях может сочетаться с сохранением инфантильности в других (9, с. 28).
Нередко особенности одаренного ребенка социумом воспринимается как аномальные, даже как признаки отставания, неприспособленности.
Эти особенности следующие: трудности в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны; проблемы конформности, то есть старания подстроиться под других, казаться такими, как все; трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития; ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе (Н.С. Лейтес, 1991. С. 410).
Социально одаренные люди обладают радом присущих им характеристик. Одним из проявлений социальной одаренности является лидерская одаренность, которая представляет собой набор умений лидера, позволяющих достичь группе поставленных перед ней целей при взаимном удовлетворении друг другом и с чувством личной самореализации. Лидер обладает нижеперечисленными свойствами:
- · интеллектом выше среднего;
- · умением принимать решения;
- · ощущением цели, направления движения;
- · гибкостью, приспосабливаемостью;
- · чувством ответственности;
- · уверенностью в себе и знанием о себе;
- · настойчивостью;
- · терпимостью и терпением в работе с людьми;
- · энтузиазмом;
· умением ясно выражать мысли в устной и/или письменной форме (Лезина С.В.).
Современное социально-экономическое положение, сложившееся в нашей стране, к сожалению, во многом не способствует расцвету талантов. Появилось большое количество семей, находящихся в крайне сложных материальных условиях.
У детей из таких семей нередко ограничен кругозор, речь неправильна, может сопровождаться ненормативной лексикой (если семья имеет и низкий культурный уровень). Учителя в школах зачастую не могут в таких детях разглядеть признаки одаренности, так как их заслоняют встречающиеся трудности и проблемы в развитии.
Поэтому психологи при работе с данной категорией школьников рекомендуют обращать внимание на следующие характеристики одаренных детей:
- · живость и любознательность;
- · независимость в действиях;
- · инициатива, стремление участвовать во всем новом;
- · использование воображения в мышлении;
- · гибкость в подходах к проблемам;
- · разнообразные интересы;
- · сочинение историй;
· чувство юмора (Н.С.Лейтес, 1991. С. 99).
Для таких учащихся может быть характерно отклоняющееся поведение. Они негативно относятся к учителям, одноклассникам, даже собственным успехам. Им трудно ставить перед собой долгосрочные цели.
При решении своих проблем могут быть чрезвычайно вспыльчивыми, агрессивными, склонны к насилию.
Практика показывает, что при организации обучения, призванного компенсировать недостатки окружения, дети добиваются высоких результатов, в противоположном случае наблюдается резкое снижение интеллектуального уровня, проявление асоциальных форм поведения.
Психологи обращают внимание на то, что многие одаренные дети обладают развитой познавательной потребностью. Активность познавательной потребности возможна благодаря сопряженному с ней положительному эмоциональному состоянию — удовольствию от умственного напряжения. В высшем уровне своего развития у одаренных детей данная потребность становится ненасыщаемой.
Для них нет предела в познании. По наблюдениям В.С.Юркевич одаренные школьники испытывают личностные трудности, заключающиеся в проблемах общения со сверстниками, недостаточной сформированности воли, навыков саморегуляции. У многих одаренных детей нарушено чувство реальности, отсутствует социальная рефлексия и навыки поведения в реальных условиях школьного и общего социума.
Можно говорить о слабой адаптивности детей с исключительно высокими способностями. Главную проблему одаренных людей В.С.
Юркевич видит в трудностях самореализации в профессиональной деятельности, отвечающей их способностям и уровню притязаний Развитие одаренного ребенка возможно в случае максимального напряжения сил, иначе возникает торможение в становлении одаренности, а иногда и ее исчезновение (С.В. Лезина).
Источник: https://cyberpedia.su/13×6024.html
Важные характеристики одаренных детей – Развитие ребенка
Глубоко одаренные молодые люди есть во всех этнических группах, расах, странах с разными уровнями экономики и в любых географических областях. Многих родителей интересует вопрос, является ли одаренность врожденным качеством или ее можно развить и воспитать.
Один из словарей определяет термин «одаренный» как:
- имеющий большие врожденные способности;
- проявляющий определенный дар.
Одаренные дети – это те, «кто благодаря своим врожденным выдающимся способностям может демонстрировать высокие результаты». Термин «выдающиеся способности» относится к общим интеллектуальным способностям, определенной академической способности, лидерским качествам, способностям к изобразительному или исполнительскому искусству, творческому мышлению или спортивным способностям.
Большинство одаренных детей проявляют более высокий уровень сосредоточения и объема памяти. Не существует стандарт одаренности, так как определенные таланты и социальная среда способствуют развитию разных типов личности. Типы достижений также различаются.
Различия между одаренными детьми можно обнаружить, просто собрав их в группу. Некоторые из них очень сильны в одной теме и слабы в других.
Одаренный математик может быть средним читателем, одаренный художник может быть слабым математиком, а у ребенка, который начал рано читать, может отсутствовать способность организовывать время и занятия.
Общая характеристика одаренных детей
В деловом мире многие исследования в области управления пытаются найти общие черты и особенности успешных руководителей компаний, считая, что таких лидеров можно воспитать и обучить.
Кроме того, существуют также качества и особенности, которые часто встречаются среди одаренных детей, хотя ни один ребенок не может обладать ими всеми сразу.
Один из способов определить, талантлив ли ваш ребенок, – обратить внимание на его манеру поведения в ежедневных разговорах, на занятиях, а также при реакции на возможности обучения. Ниже приведен список характеристик, наиболее распространенных у одаренных детей четырех-, пяти- и шести лет. Эти дети:
- Проявляют высокую любознательность и исследовательскую активность.
- Задают вдумчивые вопросы.
- Обладают обширным словарным запасом и используют в речи сложные предложения.
- Умеют хорошо выразить себя.
- Решают проблемы и задачи уникальными способами.
- Обладают хорошей памятью.
- Проявляют недюжинный талант в рисовании, музыке или сценическом искусстве.
- Обладают особенно оригинальным воображением.
- Используют ранее усвоенный материал в новых контекстах, ситуациях.
- Обладают необычной способностью создавать логические последовательности.
- Обсуждают и конкретизируют идеи.
- Быстро учатся.
- Стремятся работать самостоятельно и брать на себя инициативу.
- Проявляют остроумие и юмор.
- Обладают устойчивой концентрацией внимания и готовы решать сложные задачи до конца.
- Очень наблюдательны.
- Проявляют талант в умении придумывать и рассказывать истории.
- С интересом читают.
- Одаренный ребенок может не демонстрировать все вышеперечисленные характеристики постоянно, но родители и специалисты, как правило, способны разглядеть эти особенности при наблюдении за ребенком в течение длительного периода времени.
- Существует много причин, чтобы выяснить, одарен ли ваш ребенок
- Многие родители считают, что знание «потенциала» одаренности ребенка имеет небольшое практическое значение. Но если не подвергать ребенка соответствующему тестированию, родители не смогут получить о ребенке такую ценную информацию, как:
- Знание сильных и слабых когнитивных сторон ребенка, которые могут помочь родителям спланировать способ его обучения.
- Если ребенок начинает проходить тесты только в школе, это приводит к эффекту «потолка», который становится все более ярко выраженным из года в год.
- Многие одаренные ученики часто нарушают порядок и бросают вызов представителям власти, оспаривая правила поведения в классе. Поведение одаренного ребенка иногда путают с расстройствами внимания, такими как СДВ (синдрома дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Следовательно, тест как можно раньше должен определить, одарен ли ребенок или он страдает возможными нарушениями способностей обучаться, такими как СДВГ, синдром Аспергера и другими проблемами. Знаете ли вы, что дети с синдромом Аспергера имеют некоторые признаки аутизма, но в то же время многие из них умны и проницательны?
- Одаренные дети чувствуют себя более комфортно, когда в классе и при общении с другими детьми к ним относятся, занимаются и общаются на их уровне. Исследования показали, что одаренные ученики преуспевают в компании детей со схожими способностями. В плохой учебной среде одаренность может быть такой же парализующей, как умственный недостаток. К сожалению, одаренные дети зачастую страшные интроверты, непонятны сверстникам и родителям, со своей нераскрытой исключительностью, которая ведет в тупик. Скучающие и оставляемые без внимания в школе, они могут выпадать из процесса обучения и выбрать направление, которое никогда не потребует использования их исключительных способностей.
Тестирование ребенка
Тестирование одаренного ребенка – это специализированная область, так что если вы хотите, чтобы вашего ребенка оценивал эксперт, готовьтесь к большим расходам. Желательно, чтобы ребенка тестировал детский психолог, предпочтительно с опытом работы в области тестирования одаренных детей.
Двумя основными тестами IQ являются тест интеллекта Векслера (Шкала Векслера) для тестирования детей – версия IV (WISC-IV) и тест/шкала интеллекта Стэнфорд-Бине (версия V). По общему мнению, оценка 120 и выше в тесте IQ соответствует высшему стандарту интеллекта.
Те, кто набирает 160 или больше баллов, характеризуются как глубоко одаренные люди. Тем не менее, этот вид тестов IQ имеет свои ограничения.
Нужно иметь в виду, что чистый интеллект, измеряемый с помощью тестов IQ, в высокой степени (хотя и не полностью) наследуется детьми от родителей. Но связь между высоким интеллектом и одаренностью далеко не абсолютна.
Многие творческие и одаренные дети не набирают высоких баллов на тестах IQ, потому что некоторые виды интеллекта невозможно хорошо протестировать с помощью стандартизированных тестов IQ.
Лучше всего оценивать ребенка в целом. Например, эмоциональный интеллект и таланты в музыке, спорте, искусстве и языках являются важными частями общей картины.
По существу, это следует из «Теории множественного интеллекта», предложенной доктором Говардом Гарднером.
Тщательная оценка одаренности должна принимать во внимание всего ребенка, а также то, как он адаптируется социально и эмоционально к тому, что он «не такой, как все».
Лучшие практики показывают, что для оценки одаренных детей должны использоваться многочисленные показатели и правильные индикаторы.
Информация о ребенке должна собираться из нескольких источников (от воспитателей, семьи, преподавателей, одноклассников и других людей, хорошо знающих тестируемого ребенка), разными способами (например, с помощью наблюдения, исполнения чего-либо, результатов, портфолио, опросов, интервью) и в разных ситуациях (например, в школе и вне ее).
Некоторые распространенные вопросы и ответы об одаренных детях:
1. Обладают ли они самоосознанием своих способностей? Большинство одаренных детей узнают, что они отличаются от сверстников, к пяти годам.
2. Могут ли их ошибочно считать отстающими? Конечно, да, и есть много примеров этого. Уинстон Черчилль не окончил шестой класс и стал последним в своем классе. Сэра Исаака Ньютона исключили из гимназии в 14 лет, вернули в 19, потому что он очень много читал, затем он окончил Кембриджские курсы с посредственным результатом.
3.
Что влияет на развитие одаренных детей? Университет Чикаго провел исследование развития ста самых успешных учеников (математиков, музыкантов, пловцов и теннисистов), которое обнаружило, что на успешность детей оказывают сильное влияние родители и учителя, что доказывает, что одаренность может быть не только врожденной, но ее можно и «взрастить», т. е. развить и воспитать.
Большую поддержку при развитии детских способностей оказывали члены их семей или исключительно преданные своему делу учителя, которые умели отличать рядовые способности от выдающихся. Некоторые из детей были мотивированы проводить долгие часы обучения и подготовки у специалистов собственным решением и своей семьей.
4. Кого считать одаренным, а кого нет? Ответ на этот вопрос зависит от ясности трактовки слова «достижение» («степень успеха») и процедуры оценки, используемой в обществе для определения одаренности.
Некоторые считают одаренными 2 %, другие 5 %, а некоторые 15 % лучших учеников или тех, кого учителя считают лучшими.
Важно признать, что «одаренность» это больше, чем высокий результат, полученный в тесте IQ, и что каждый человек обладает талантами и способностями, которые можно использовать для достижения своих целей в жизни.
Существует много людей, которые при прохождении этих тестов никогда не добивались «сказочных результатов» и которым необходимы такое же усилие и совершенствование в нашей системе образования.
Успех приходит не только благодаря большим способностям, но и все чаще из-за стремления и настойчивости при развитии и применении собственных талантов, стремления находить общий язык с другими людьми и принимать в жизни позитивные решения.
5. Являются ли одаренные дети идеальными? Было бы наивно полагать, что одаренность не приносит с собой определенные сопутствующие трудности. Такие дети прежде всего дети, а уж потом одаренные. Они также имеют право на провал, неудачу и многие из них ощущают «требование соответствовать собственному потенциалу».
Хотя многие преподаватели и исследователи уже давно поняли, что многие из наших одаренных детей не обязательно должны быть отличниками, наше общество зачастую оценивает интеллект, основываясь на хороших табелях, и приравнивает высокие оценки к высокому интеллекту.
С другой стороны, судя по анкетам семи самых одаренных молодых людей Азии в областях от музыки и искусства до спорта и шахмат, определение интеллекта несколько изменилось, и считается, что у детей существуют и другие виды интеллекта.
Хотя с определением интеллекта можно спорить, в целом большинство исследователей согласны, что интеллект связан и с генетическими факторами, и с факторами внешней среды.
Многих одаренных детей расстраивают ограничения на обычных уроках, и их способности остаются незамеченными. Родители обязаны рассматривать ребенка в целом, чтобы оценить потенциал его одаренности. Если вы считаете, что ваш ребенок одарен в определенных областях, необходимо оценить его одаренность. Родители ни в коем случае не должны оставлять незамеченным светлый ум.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи: 5 из 5 на основе 2 оценок.
Источник: https://childdevelop.ru/articles/psychology/1140/
Особенности развития одаренности учащихся — современные проблемы науки и образования (научный журнал)
1
Ильясов Д.Ф. 1
Андреева Н.Ю. 1
1 Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
В статье представлен научный обзор работ, посвященных феномену одаренности. Освещены понятия «способности, «одаренность», «одаренные дети», «детская одаренность». Рассмотрены личностные свойства одаренных учащихся.
Обозначены основные задачи современной психологии, связанные с развитием одаренных детей. Раскрыты особенности развития одаренности учащихся.
Особое внимание уделено внутренним и внешним факторам развития одаренности, прежде всего личностным факторам, фактору взаимодействия развивающейся личности с ее социальным окружением и роли учителя как определяющего фактора в системе обучения одаренных детей. Сделан акцент на развитии и стимулировании поисковой активности и познавательного интереса.
Определены четкие условия, значимые для процессов развития творческой одаренности, при которых возникает интерес к учению.
факторы развития одаренности
1. Власова И.В. Возможности предметной лаборатории для развития одаренных детей // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2010. — № 2 (4). — С. 99-103.
2. Ландау Э.
Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка Эрики Ландау. — M., 2002.
3. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. — М. : Просвещение, 1984. — 179 с. 4. Лихачев Б.Т. Педагогика : курс лекций. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
5. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. — 1989. — № 6. — С. 29-33.
6.
Матюшкин А.М. Творческая одаренность // Человек в системе общенаучных отношений : материалы всесоюз. науч. конф. — М., 1991. — С. 149-159.
7. Одаренные дети / под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.А. Слуцкого. — М. : Прогресс, 1991. — 376 с.
8. Панов В.И. Если одаренность — явление, то одаренные дети — это проблема // Начальная школа: плюс-минус. — 2000. — № 3. — С. 3-10. 9. Панов В.И.
Одаренность как проблема современного образования. — Самара, 2007.
10. Ротенберг В.С. Поисковая активность и адаптация / В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский. — М., 1984.
11. Теплов Б.М. Избранные труды : в 2 т. — М. : Педагогика, 1985. 12. Тихомирова Т.Н. Средовые факторы развития одаренности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intelligence.su/lib/00061.htm. (дата обращения: 10.03.2012).
13. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. — М. : Молодая гвардия, 1997. — С. 243-264.
14. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М. : Знание, 1986. — 80 с.
Современный мир становится все более сложным, динамичным и противоречивым. Ценностью становится высокий интеллект, так как от количества интеллектуальных, творческих личностей зависит благосостояние и успешное развитие нашего общества, качество жизни в нем. В связи с этим остро встает вопрос развития высоко одаренных, талантливых детей на всех этапах их обучения. Поэтому выявление и развитие одаренности учащихся, изучение условий и факторов, способствующих формированию и становлению интеллектуальных и творческих способностей детей, становятся одной из актуальных проблем процесса образования. Школьный возраст чрезвычайно важен для формирования и развития умственной одарённости и креативности.
История развития исследований и практики обучения одаренных детей в нашей стране прошла ряд этапов, соответствовавших социальным потребностям общества и уровню развития психологической науки. Проблема одаренности в советских исследованиях разрабатывалась как психология способностей. Особое место занимает концепция Б.М. Теплова, который осуществил глубокий анализ проблемы одаренности и способностей. По его мнению, под способностями подразумеваются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека [11]. Помимо успеха в деятельности, как указывает Б.М. Теплов, способность детерминирует скорость и легкость овладения деятельностью. К.К. Платонов относит к способностям любые свойства психики, в той или иной мере обеспечивающие успех в конкретной деятельности [2]. Дальнейшее развитие этой проблемы осуществлялось в большей степени в психологических исследованиях творчества и творческого мышления, а также в разработке систем проблемного обучения [3; 5].
В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Термин «детская одаренность», напротив, указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.
Одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики.
Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме.
Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей[9].
На сегодняшний день большинство педагогов и психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют и собственная активность ребенка, и психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования, а также реализации индивидуального дарования. Практически каждый ребенок может проявить некую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку его психические возможности чрезвычайно пластичны на разных этапах возрастного развития, что, в свою очередь, создает условия для формирования различных видов одаренности [1].
В соответствии с этим в современной психологии выделяют две основные задачи: разработка психологических основ и создание системы развития одаренных и талантливых детей; разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие умственного потенциала каждого ребенка в сфере образования. Для решения этих задач необходимо, в первую очередь, исследовать и учитывать основные факторы, которые обеспечивают развитие одаренности. Современные исследователи выделяют внутренние и внешние факторы.
В возникновении и развитии одаренности существенную роль играют нервно-психические образования, определяющие возможности ребенка к особенному, оригинальному восприятию мира, к воспитуемости и обучаемости, к осмыслению и творчеству, к самовыражению и самоутверждению.
Талантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравственно-эстетическими характеристиками человека.
Идейность, убежденность, принципиальность, интеллектуально-нравственная раскованность и свобода, упорство, упрямство, способность стоять на своем, внутренняя самодисциплина, гражданская сознательная дисциплина — все это непременно внутренние условия развития способностей, дарования, таланта.
Даровитость личности обусловлена субъективно-объективными факторами, которые либо способствуют развитию таланта, либо сдерживают и угнетают проявление способностей в детях. Развитию одаренности ребенка способствует как наличие здоровой генетической основы, так и наличие условий социального педагогического и психологического характера [4].
Особое значение, по мнению Б.Т. Лихачева, имеет система продуктивной, творческой деятельности, создающая возможность для экспериментирования, дающая право на собственное мнение и ошибку. Она организуется в формах детской самодеятельности.
Самодеятельность эффективна, когда представляет собой органический сплав внутренне обусловленных влечений и побуждений, потребностей и стимулов с социально-содержательной деятельностью. Ее осуществление детьми должно обеспечиваться консультационной помощью взрослых, психологически благоприятной обстановкой и необходимыми социально-материальными условиями. В успешном формировании одаренности важную роль также играет мастер, педагогическое руководство.
Учитель является определяющим фактором в системе обучения одаренных детей.
Поэтому к учителю, работающему с одаренными детьми, предъявляются повышенные требования: позитивная Я-концепция; знания соответствующих концептуальных моделей, использующихся в обучении для разных возрастов одаренных детей; умение осуществлять правильный выбор учебного материала; умение правильно оценивать успехи детей.
Особое внимание в развитии одаренности учащихся уделяют личностным факторам. Одаренные дети часто выделяются среди остальных детей.
Многие исследователи едины в мнении о том, что одаренный ребенок часто быстрее взрослеет, у него раньше формируется личность, и от сверстников он отличается определенными личностными качествами и свойствами, такими как обостренное чувство справедливости, развитая система личных ценностей, хорошо сформированное чувство юмора, наличие преувеличенных страхов, упорство в достижении результата [7], высокие интеллектуальные способности, выдающиеся креативные способности (например, оригинальность, гибкость, разработанность), способность к более быстрому усвоению и выдающаяся память, интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям, интернальный локус контроля и высокая личностная ответственность, убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений, позитивная академическая Я-концепция, связанная с адекватной самооценкой [13]. Одаренность вовлекает целостную личность человека, включая мотивационную сферу, интересы, волевые проявления, чувства, креативность [3; 6; 14].
В исследованиях В.С. Ротенберга показано, что основным компонентом поведения, определяющим устойчивость организма к разнообразным вредным воздействиям, является поисковая активность. Этот компонент является одним из личностных качеств, которые влияют на отношение ребенка к учебной деятельности.
Поисковая активность — деятельность, направленная или на изменение своего отношения к ней, или на сохранение благоприятной ситуации вопреки действию угрожающих ей факторов и обстоятельств, при отсутствии определенного прогноза результатов такой активности, но при постоянном учете промежуточных результатов в процессе самой деятельности.
Поисковая активность в учебной деятельности является движущей силой саморазвития и самосовершенствования каждого индивида, делает его активным соучастником этой деятельности [10]. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, потребность в поиске у новорожденных еще не сформирована.
Она может сформироваться окончательно и реализоваться только в процессе индивидуального развития и обучения.
Для развития одаренности требуется организация особой, развивающей среды.
Поэтому одним из главных направлений работы образовательного учреждения является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.
Т.Н. Тихомирова выделяет в социальной среде, детерминирующей изменения интеллекта и креативности, два аспекта: 1) межличностного взаимодействия; 2) предметно-информационный.
Под аспектом межличностного взаимодействия понимается характер, способы взаимодействия и эмоциональные отношения субъектов, проявляющиеся, в частности, в семейной микросреде.
Предметно-информационный аспект включает в себя структуру образовательного процесса, формы обучения и содержание обучающих программ, направленных на развитие творческих способностей [12]. При анализе факторов развития одаренности учащихся нами акцент делается на втором аспекте — предметно-информационном.
В.И.
Панов, рассматривая в концепции экологической психологии детерминированность средой развития одаренности, отмечает, что для полноценного развития интеллектуально-творческих способностей каждого одаренного ребенка необходима определенная структура образовательной среды и ее специальное проектирование.
С этой целью определяют следующие подходы: а) технологический (психодидактический), представляющий совокупность учебной и других видов деятельностей, включая образовательные технологии, содержание и методы которых определяются психологическими целями и задачами физического, познавательного, личностного и социального развития учащихся; б) социальный, или коммуникативный, представляющий собой пространство межличностного взаимодействия и соответствующие, присущие данному возрасту и типу культуры «формы детско-взрослой общности», а также способы взаимодействия между субъектами этих общностей; в) пространственно-предметный, обеспечивающий возможность необходимого для обучения, развития и социализации пространственных действий и включающий в себя архитектурные особенности образовательного учреждения и прилегающего к нему пространства, их предметную наполненность, интерьер, оборудование, особую атрибутику [8].
В триедином процессе обучения, умственного развития и воспитания личности связующим звеном является интерес. Наличие интереса — одно из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельство его правильной организации. Интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому и прочному запоминанию.
Поэтому одно из важнейших условий эффективности учебного процесса — воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес — это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.
Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом.
Основным условием, при котором возникает и развивается интерес к учению, является такая организация обучения, при которой каждый ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний.
Учитель является только консультантом в этой деятельности; каждое выполняемое учебное задание должно быть представлено в таком виде, чтобы оно требовало разрешения какой-либо проблемы; учебный труд должен быть разнообразным, однообразие информации и однообразные способы действий быстро вызывают скуку; для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов; новый материал должен быть связан с ранее усвоенным; ученик должен работать постоянно на пределе своих возможностей; работа школьника постоянно должна контролироваться и оцениваться (лучше им самим и обучающими устройствами); эмоциональный настрой самого учителя должен ярко выражаться в его вере в ученика, в успех познавательного труда ребенка.
Таким образом, развитие одаренности является одним из важных направлений работы образовательного учреждения. Развитие одаренности должно рассматриваться с учетом внутренних и внешних факторов, прежде всего взаимодействия развивающейся личности с ее социальным окружением.
Определение параметров образовательной среды, значимых для процессов развития творческой одаренности, создание условий для развития познавательного интереса и развертывания персонального пространства личности как творческой индивидуальности являются, на наш взгляд, ключевыми в вопросах развития одаренности, что способствует решению задач современного общества.
Рецензенты:
- Резанович И.В., д.пед.н., профессор, зав. кафедрой «Управление персоналом» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск.
- Кеспиков В.Н., д.пед.н., заслуженный учитель Российской Федерации, ректор ЧИППКРО, г. Челябинск.
Библиографическая ссылка
Ильясов Д.Ф., Андреева Н.Ю. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6277 (дата обращения: 31.10.2019).
Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6277