Умственное развитие детей дошкольного возраста: как эффективно повлиять на ребенка

По словам нейробиологов и экспертов по психофизическому развитию, детство имеет решающее значение в интеллектуальном развитии личности.

Именно период детства является этапом наиболее интенсивного развития мозга. Помощь ребенку в этом процессе оказывает существенное влияние на его взрослую жизнь.

Мозг ребенка сразу после рождения похож на чистый лист. Он начинает развиваться, когда индивид сталкивается с различными переживаниями.

Развитие мозга происходит в соответствии действиями и событиями, которые предлагает окружающая среда. Все, что ребенок видит, слышит и испытывает, становится частью его интеллекта.

Чувства, такие как осязание, слух, обоняние, зрение, стимулируют связь клеток мозга. Чем чаще и интенсивнее дети подвергаются воздействию на различные органы чувств, тем более умными они растут. Иными словами, развитие мозга ребенка прямо пропорционально опыту, который они приобретают в повседневной жизни.

Умное дитя

Существуют определенные рекомендации, следование которым в процессе воспитания ребенка позволяет интенсифицировать процесс умственного развития.

Согласно исследованию Р. Фергюсона, интеллектуальное развитие ребенка по инициативе родителей должно начаться как можно раньше — почти что с рождения.

Ученый рекомендует воздействовать на процесс посредством следующих мероприятий: максимизация отзывчивости на действия ребенка, сведение стресса к минимуму, использование большого количества разговоров, пения, жестов, числовых и ритмических игр. В обязательном порядке нужно поощрять и культивировать любовь к процессу приобретения новых знаний даже при отсутствии желаемого результата.

Нельзя обойти вниманием столь значимый аспект, как чтение. Педагоги рекомендуют читать ребенку произведения даже тогда, когда тот еще не понимает значений слов.

  • Подобная тактика дарит ребенку преимущество в развитии языковых навыков.
  • Дети, которым родители с раннего возраста читают книги, имеют большую склонность к приобретению интереса к литературе, они преуспевают в школе, а после — во взрослой жизни.
  • Чтение книг можно по праву назвать одним из наиболее значимых видов деятельности, повышающих интенсивность умственного развития личности.

Эффективным средством развития языковых навыков индивида служат беседы с ним. Однако важно уметь не просто говорить, но также и слушать ребенка. Продуктивное речевое взаимодействие способствует формированию коммуникативных навыков личности.

Заостряя внимание на взаимодействии с ребенком, необходимо отметить, что общение должно осуществляться не только на речевом уровне. Необходимо постоянно принимать участие в жизни развивающейся личности, когда та испытывает в этом необходимость.

Внимание! Важно дать ребенку почувствовать, что его любят — недостаток внимания и заботы замедляет процессы развития мозга. Более того, это может привести ко множеству негативных последствий — дети, не испытывающие любви со стороны родителей, часто чувствуют себя подавленными и даже имеют некоторые проблемы со здоровьем.

Связь родителей и ребенка, проявляющаяся в повседневной жизни (разговорах, играх, взаимопомощи) создает прочный базис для формирования высших навыков мышления.

Следует помнить, что не последнюю роль в умственном развитии ребенка играет то, какие игрушки ему выбирают родители. Они не обязательно должны быть дорогими, но они должны соответствовать другим условиям воспитания личности.

Игрушка должна быть такой, чтобы с ней можно было играть более чем одним способом; помимо этого, игрушка должна способствовать развитию воображению индивида. Важно включать в домашнюю развивающую среду игрушки, направленные непосредственно на задействование различных мыслительных способностей ребенка.

Неверно думать, что игра для личности, переживающей процесс взросления, — это всего лишь игра.

В действительности этот вид деятельности являет собой мощное средство интеллектуального развития, создавая устойчивую основу для формирования мыслительных, социальных, физических и эмоциональных навыков.

Играя со своими друзьями, ребенок учится соотносить идеи, впечатления и чувства с опытом и мнениями других детей.

Нельзя обойти вниманием важность физических упражнений — они позволяют не только укрепить организм, но также повышают уровень интеллекта. Это объясняется тем, что тренировки увеличивают приток крови в мозг, и, соответственно, способствуют созданию новых клеток в нем.

  1. Творчество, несомненно, также эффективно в воспитании умного ребенка, поэтому необходимо поощрять его креативные порывы.
  2. Творчество являет собой ценную умственную характеристику в искусстве, науке и многих других видах деятельности.
  3. Все дети — творческие личности, хотя бытует мнение, что на генетическом уровне некоторые из них более талантливы, чем другие.
  4. Тем не менее это качество может быть развито с раннего возраста, если приобщать ребенка к занятиям литературой, музыкой, рисованием и др.

Важно подавать ребенку хороший пример. Взрослый — это главный авторитет для развивающейся личности, и потому необходимо продемонстрировать ему, как выполняются те или иные действия, развивающие интеллект.

Ребенок, видя взрослого, занимающегося чтением книг, написанием стихов, игрой на инструменте или другими действиями, будет подражать ему.

Некоторые исследователи в области детского развития настоятельно рекомендуют ограничить время, отводимое ребенку на просмотр телевизора; также распространено мнение, что в возрасте до 2-х лет ребенку вовсе нежелательно смотреть телевидение. Развлекательные передачи, которые предпочитают дети, могут отвлекать его от занятий, действительно важных для развития мозга: игры, общения или чтения книг.

Внимание! Несмотря на существование рекомендации о том, что просмотр телевизора должен ограничиваться, в то же время подчеркивается полезность использования компьютерных игр, способствующих интеллектуальному развитию.

Существует множество программ, позволяющих в игровой форме ознакомиться с азами письма, математики, музыки и т.д. Помимо этого, компьютерные игры развивают координацию движения и зрение, а также подготавливают ребенка к жизни в мире, наполненном множеством современных технологий.

Учение в развлечении по праву признается одним из наиболее эффективных средств совершенствования мыслительных процессов личности.

Помимо всех вышеперечисленных действий, необходимо следить за физическим состоянием ребенка: кормить его полезной пищей, контролировать то, чтобы он достаточно высыпался и следовал правилам гигиены. Соблюдение этих элементарных рекомендаций позволит родителям существенно интенсифицировать процесс умственного развития ребенка.

Гениальный малыш

Гений — это человек поистине уникальный, обладающий незаурядными способностями. Какую же роль могут сыграть родители в развитии этих способностей?

Ребенок, самостоятельно ищущий выход из трудных ситуаций, имеет больший шанс, чем любой другой, стать гением.

Из этого следует — если будущий вундеркинд оказался в затруднительном положении, нельзя решать за него эту задачу.

Можно использовать наводящие вопросы: «Как бы ты мог поступить?», «Делал ли ты подобное раньше?», «Что ты сделал в тот раз?». Такой подход позволяет детям разрабатывать собственные идеи, и снижает их вероятность их неспособности к осуществлению интеллектуальной деятельности.

Гениальный ребенок в обязательном порядке должен уметь мыслить «картинами». Это позволяет ему решать трудные задачи даже в отрыве от реальной ситуации. Эту способность можно развивать при помощи обсуждений, задавая ребенку вопросы, например: «Что бы могло произойти, если никогда больше не наступит ночь, реки будут осушены или никто не следовал бы закону?».

Размышляя над последствиями этих событий, ребенок не только задействует свое воображение, но также учится устанавливать и прогнозировать причинно-следственные связи.

В гениальном ребенке должно быть хорошо развито воображение.

Можно разрабатывать его посредством использования интеллектуальных игр, а также через различные проблемные обсуждения, например: «Как можно было бы взвесить жирафа, носорога, мост, дом, звезду?». Творческий подход к решению невозможно трудных вопросов существенно повышает интеллектуальную производительность ребенка.

Гениальный ребенок — это ребенок, обладающий способностью к критическому и логическому видам мышления. Они также могут быть развиты посредством постановки вопросов, активизирующих соответствующие процессы: «Как ты думаешь, почему хлеб плесневеет, если не заморозить его; плачут дети; по приходу осени опадает листва?».

Способности анализировать ситуацию, выдвигать гипотезу, искать доказательства и обосновывать их являются определяющими факторами успешного обучения индивида.

Важно уметь контролировать процесс интеллектуального развития. При этом эта обязанность должна быть возложена на самих детей.

Необходимо беседовать с ними, задавая вопросы следующего характера: «Что тебе нужно, чтобы ты сумел это сделать? Как ты можешь проверить, находишься ли ты на верном пути к решению проблемы? Как ты можешь узнать, правильно ли ты выполняешь действие?». Контроль процесса умственного подъема — ключ к максимизации навыков мышления.

Родители, стремящиеся воспитать гениального ребенка, должны следовать следующим принципам неукоснительно:

  1. Интеллектуальная уверенность (необходимо поощрять ребенка в осуществлении когнитивной деятельности).
  2. Открытость (необходимо рассматривать и по возможности принимать любые новые идеи).
  3. Любопытство (нужно поощрять его в ребенке и параллельно воспитывать в себе).
  4. Практика (лишь практическая реализация идей являет собой способ получения положительного результата).
  5. Настойчивость (нужно продолжать идти вперед, даже когда опускаются руки).

Воспитание гениального ребенка — пусть и сложная, но вполне посильная задача.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста

  • Как ранее уже было отмечено, дошкольный возраст — наиболее важный этап в процессе умственного развития личности.
  • Именно в дошкольном возрасте такие процессы, как развитие речи, накопление необходимых знаний об окружающей действительности и овладение различными способами ментальной деятельности протекают с наибольшей интенсивностью.
  • Умственное развитие ребенка предполагает не только овладение максимально возможным количеством информации, но также и закрепление способностей к осуществлению когнитивных действий.
  • Среди них наиболее важными признаны навыки оценивания, сравнения, обобщения и анализа.

Почему школьный возраст так важен для умственного развития личности? В первую очередь это определяется преобладанием в сознании индивида образных форм, среди которых стоит выделить восприятие, образное мышление и воображение.

Помимо этого, для дошкольников характерны такие черты, как пытливость, любознательность, стремление к познанию неизвестного, а также к пополнению уже имеющегося запаса знаний. В связи с этим подготовка ребенка к дальнейшему обучению в школе имеет высокую значимость.

Задачи

В качестве основной задачи умственного воспитания дошкольников можно назвать обеспечение условий, способствующих переходу с наглядных к абстрактно-логическим мыслительным формам.

Для решения этой задачи необходимо сначала активизировать такие виды мышления, как наглядно-образное и наглядно-действенное.

Этому в значительной мере способствуют предметно-практические виды деятельности.

Главная характеристика наглядно-действенного мышления — умение решать умственные задачи посредством экспериментирования в ходе осуществления предметно-практической деятельности.

Внимание! Задачи умственного воспитания детей дошкольного возраста подразумевают не только обеспечение условий к овладению мыслительными способами деятельности и некоторой системой знаний. Также необходимо отметить среди задач формирование личностных качеств.

Они возникают и в дальнейшем развиваются в ходе осуществления игровой предметной деятельности. Она имеет направленность на ознакомление с объектами окружающей действительности, формирование способностей к осуществлению речевой деятельности, а также ознакомление с понятиями математики.

Помимо всего прочего, среди задач умственного развития дошкольников выделяется необходимость научения выбирать методы и средства для решения заданий, а также осуществления контроля над результатом их выполнения.

Источник: https://karapuz.fun/kak-vospitat-rebenka/vospitanie/umnii-reb.html

Отличия развития умственных способностей у детей раннего возраста

Умственное развитие ребенка раннего возраста определяется как количеством и характером имеющихся у него знаний, так и формированием процессов познания – восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания.

Развивающие занятия с детьми нужны не для того, чтобы вырастить гениев.

Их задача – стимулировать познавательную деятельность, помочь ребенку легче и быстрее адаптироваться в социуме и начать применять полученные знания в жизни.

С какого возраста начинать умственное воспитание ребенка?

В России принято отправлять детей в школу с 7 лет, поэтому все методики, которые рассчитаны на занятия в младшем возрасте, воспринимаются как ранние.

Родители делятся на два лагеря. Одни бросают все силы на то, чтобы их ребенок начал развиваться уже с первых дней жизни. Вторые опасаются, что умственные нагрузки могут повредить их сыну или дочери, поэтому, как бы им ни хотелось примкнуть к первым, они этого не делают.

Человеческий мозг устроен так, что период его наибольшей активности приходится на первые семь лет жизни.

Это не означает, что после семи лет дети становятся глупее или теряют способность к обучению, но в младшем возрасте существует природная предрасположенность к быстрому усвоению новой информации, есть тяга к познанию мира.

Если эту предрасположенность у ребенка не поддерживать ранними занятиями, в школе ему будет сложнее по сравнению с теми, с кем занимались буквально «с пеленок».

Примеры и методы развития умственных способностей

Есть несколько простых принципов, которые необходимо соблюдать для того, чтобы интеллектуальное развитие детей раннего возраста было эффективным и безопасным:

  • Занятия должны быть построены как игра: например, не просто рисовать линии, а помогать муравьишке добраться до своего домика, не просто складывать и вычитать, а делиться яблоками или пирожками и т. д.
  • Чем младше ребенок, тем короче должно быть занятие. В идеале оно должно заканчиваться раньше, чем ребенок этого захочет. Для годовалого малыша достаточно и нескольких минут, к трем годам он уже сможет заниматься одним делом на протяжении 15–20 минут.
  • Обучение должно приносить удовольствие всем участникам. Занятия для дошкольников не предполагают заданий, обязательных к выполнению. Пусть ребенок делает то, что нравится. Также, если мама занимается только потому, что «так надо», вряд ли от обучения будет ожидаемый эффект, ведь дети отлично чувствуют состояние взрослых.
  • Развитие умственных способностей не должно становиться для родителей навязчивой идеей. Если занятие «не идет», значит, ребенок не в духе или же предлагаемый материал еще сложен для него. Не нужно всеми силами пытаться развивать малыша через его сопротивление. И точно не стоит требовать от него слишком многого. Как бы ни хотелось усадить трехлетку за музыкальный инструмент или научить двухлетнего малыша считать, стоит отличать собственные амбиции от реальных способностей и возможностей своего сына или дочери и вовремя останавливаться.
Читайте также:  Календарь развития ребенка по месяцам до года: особенности показателей каждого этапа

Разные периоды жизни ребенка связаны с формированием различных отделов головного мозга, поэтому развивающие методики необходимо подбирать с учетом этого фактора.

  • В первые годы жизни быстро развивается память, поэтому имеет смысл давать больше заданий на ее тренировку. Например, учить вместе с малышом стихотворения и песни.
  • В период от года до трех лет активно развивается устная речь, в это время важно много разговаривать с ребенком не только на родном языке, но и на иностранном.
  • Сенсорное развитие – тренировка умения видеть, слышать, ощущать – актуально в возрасте от 0 до 5,5 лет.

Наиболее полно периоды восприимчивости детей к определенным видам деятельности описываются Марией Монтессори и ее последователями. Несмотря на то, что у методики развития Монтессори имеются как преимущества, так и недостатки, само описание данных периодов находит применение в педагогической практике по всему миру.

Особенности развития у детей от 1 до 4 лет

Развитие ребенка 3 лет характеризуется формированием самостоятельности детей. У них появляется предметно-игровая деятельность, они познают мир с помощью игр. У ребенка в этот период улучшается восприятие, речь, образное мышление.

Знакомясь с предметами, малыш узнаёт их форму, цвет, размер. Развитие ребенка 4 лет связано с наблюдением за взрослыми. Дети смотрят на жесты, мимику, поведение и слова мамы с папой и копируют их. Поэтому очень важно в это время следить за собой.

Вы не можете укорять сына или дочь в неподобающем поведении, если сами поступаете так же.

Особенности развития у детей от 4 до 7 лет

Развитие ребенка 5 лет предполагает активное формирование памяти. В этот период дети легко запоминают любой материал. Чем больше эмоций вызывает информация, чем осмысленнее она, тем быстрее малыш её запомнит. В этом возрасте ребенок уже может опираться пусть на небольшой, но всё же жизненный опыт.

Развитие ребенка 7 лет – особенно сложная стадия. Ведь малыш переходит из детского сада в школу, у него меняется распорядок дня, появляются новые знакомства, он впитывает в себя огромный объём новой информации.

Поэтому важно подготовить сына или дочь к этому периоду, чтобы его интеллектуальных способностей хватило на познание мира.

Как раскрыть потонцеальные возможности ребенка

Ни один специалист по раннему развитию не сможет сказать, в каком возрасте у ребенка могут проявиться склонности к тому или иному виду занятий. У кого-то четко прослеживается любовь к определенной деятельности уже в годовалом возрасте, кто-то начинает проявлять свои способности уже ближе к школе.

Если ребенок проявляет одинаковую активность в различных сферах, определить его потенциальные возможности может помочь педагог-психолог. Стандартные тестирования, такие как тест на IQ, можно использовать у школьников, а для малышей будут полезны специальные задания с яркими картинками, игры, пересказ сюжетов из сказок.

Чтобы распознать склонности ребенка, наблюдайте за ним. Если малыш быстро схватывает информацию и выполняет определенные задания быстрее, чем сверстники, – это признак способностей. Также обязательное условие – вовлеченность, то есть ребенку должно нравиться то, что он делает.

После того, как родителям самим или после консультации с психологом удалось выявить потенциал ребенка, остается только его поддерживать.

Например, если малышу нравится рисовать, имеет смысл приобретать ему новые материалы, предлагать не только альбом, но и ватман, не только гуашь, но и акварель, акрил и т. д.

В зависимости от возраста также можно подумать о том, чтобы отдать ребенка в кружок или секцию.

Влияние раннего развития на формирование личности

Самый главный аргумент против ранних занятий: из-за них ребенок лишается своего детства.

На самом же деле развитие умственных способностей происходит даже в том случае, если его так не называть: когда родители играют и много разговаривают с ребенком, не ограничивают его познавательную деятельность, мозг малыша интенсивно развивается. Различные методики только помогают выбрать правильное русло, в котором ребенок может обучаться.

У детей, с которыми с младенчества много занимались родители и которые посещали развивающие занятия, уже к трем годам отмечаются навыки хорошей концентрации внимания, способности к быстрой обработке информации.

В дальнейшем у таких детей будет легче происходить процесс обучения чему-либо, они быстрее научатся читать, писать, считать.

«Побочный» эффект – воспитанность и дисциплинированность, которые всегда сопутствуют методикам развития интеллекта.

Факторы благоприятного воздействия на развитие умственных способностей

Для того, чтобы мозг ребенка развивался правильно и своевременно, недостаточно просто отдать сына или дочь на развивающие занятия. Ключевую роль играет вовлеченность родителей в процесс воспитания малыша.

Новые впечатления нужны ребенку, тем не менее, они должны поступать дозировано. Перенасыщение информацией приводит к перевозбуждению малыша и проблемам с нервной системой.

Поэтому, например, самым маленьким детям рекомендуется показывать простые черно-белые изображения.

С полугода демонстрируются изображения красного и других контрастных цветов, а уже к году можно переходить на рассматривание разноцветных картинок с мелкими деталями.

Развитие интеллекта связано также с физиологией: без правильного питания с достаточным количеством витаминов и микроэлементов, а также соответствующей возрасту физической активности, сложно достичь хороших результатов.

Наличие хронических заболеваний или частые болезни осложняют процесс развития, поэтому необходимо поддерживать здоровье. Иными словами, для развития умственных способностей нужно уделять внимание не только мозгу, но и телу.

Сегодня существует большое количество школ раннего развития. Обучение может производиться по конкретным методикам, например, Домана, но чаще представляет собой компиляцию из разных направлений.

Такие занятия хороши для детей в возрасте примерно от 1,5 до 3-4 лет, потому что предлагают различные виды деятельности и задействуют сразу несколько отделов мозга.

Но когда ребенок становится старше, имеет смысл искать более конкретные занятия.

Важно, чтобы при этом они затрагивали не только левое полушарие головного мозга, но и правое, то есть стимулировали развитие как интеллектуальных, так и творческих способностей. К таким занятиям относятся:

  • Чтение. Как родителями детям, так и самостоятельное. Это активизирует воображение, приучает к самостоятельности, дает почву для размышлений. Не только читайте вместе с ребенком, но и обсуждайте прочитанное.
  • Обучение игре на музыкальных инструментах. Обучение любым предметам положительно влияет на развитие умственных способностей, но занятия музыкой особенно ценны тем, что они стимулируют те отделы мозга, которые отвечают за мышление, память, внимание, способность к анализу.
  • Занятия иностранными языками.  Заставляют мозг отказаться от привычных сценариев, что очень полезно как для развития интеллекта, так и для формирования творческого начала.
  • Ментальная арифметика. Методика тренирует скорость восприятия и обработки информации, развивает оба полушария мозга одновременно за счет мысленной визуализации при использовании абакуса. 

Перечисленные способы развития умственных способностей хороши тем, что могут использоваться не только на групповых занятиях, но и дома (чтобы заниматься ментальной арифметикой со своим ребенком, родители могут пройти обучение). Совместная деятельность с малышом положительно скажется не только на его успехах в развитии, но и на ваших отношениях.

Источник: https://amakids.ru/about_us/blog/vospitanie-detej/umstvennoe-razvitie-u-detey-rannego-vozrasta/

Умственное развитие ребенка

Умственное воспитание ребенка

Под умственным развитием рассматривают чаще всего изменения личности в мыслительной сфере, ее качественные и количественные преобразования. Данный процесс происходит лишь при нахождении личности в социуме, в процессе постоянной познавательной деятельности индивида.

Умственному развитию малыша способствует осуществление умственного воспитания, когда взрослый специально организует деятельность и обучает воспитуемого с целью передачи ему необходимых и доступных для данного возрастного этапа знаний. Полученные малышом знания влияют на его умственное воспитание, помогают формировать познавательные процессы. Они, в свою очередь, способствуют формированию умений и навыков в различных сферах деятельности ребенка.

Некоторым родителям непонятно, почему у соседского ребенка и речь внятная, и суждения развиты, а у собственного чада как-то все слабо развивается.

Лепечет что-то невнятное, рассуждать и не пробует даже. Подходит время подумать о школе, а ребенок даже интереса не проявляет ни к книжкам, ни к письму. Цифры тоже не знает.

Родители начинают бить тревогу, тревожась об умственной отсталости малыша.

И вот тут прошу прислушаться. Не все дети имеют одинаковый уровень умственного развития. И причиной этому не какая-то там отсталость в умственных процессах. Просто все дети по натуре своей разные, и у каждого типа ребенка свои особенности, свой темп развития, в любой сфере его деятельности.

Очень влияет на умственное воспитание ребенка тип его темперамента и средства, с помощью которых данный процесс осуществляется.

Сравним два типа детей в умственном эквиваленте.

Дети — флегматики очень медлительны, они долгодумы. Сосредоточиться для них — большая проблема. Хотя, возможно, ребенок знает ответ на вопрос, знания довольно прочны и основательны. Эффективные средства для умственного воспитания флегматичных детей — это детские книжки. Можно при чтении делать логические паузы, чтобы ребенок мог постепенно осмысливать услышанное.

Сангвинику в это время даже и вопросы задавать не надо, он все выложит, как на духу. Знает — не знает, догадывается ли он о чем-то. Расскажет все, да еще добавит и приукрасит. Средства для эффективного развития умственных способностей сангвиников — дидактические игры. В них ребенок сможет быстро получить наглядный опыт.

О видах умственного развития и их особенности

Умственное воспитание зависит от уровня его развития, которое подразделяется на виды. Хотя многие об этом и не догадывались.
Один из видов умственного развития — лингвистический.

У ребятишек с таким видом развития очень обширный словарь. Эти малыши довольно четко и красноречиво умеют выражать свои мысли. Чтению и письму научаются очень рано. Любят разглядывать книжки, правильно держат ручку или карандаш.

Придумывают различные истории. Дети с лингвистическим развитием любят стихи, загадки просто обожают. Для именно это и есть лучшие средства умственного развития. Чтобы легко запомнить информацию, а им это удается действительно легко, такие детки проговаривают все фразы вслух.

Вот сейчас пишу об этом и вспоминаю свою внучку. Буквально на днях я общалась с ней и удивлялась, что она практически каждую фразу повторяет за мной. Что бы я не сказала, она в точности проговаривает. Видимо, в ее 2 с небольшим годика уже четко различим лингвистический вид в умственном развитии.

Следующим является логико-математическое развитие. Уже в дошкольном возрасте у детей может складываться рационалистический подход к явлениям жизни. Дети данного типа любят перекладывать предметы, сортировать их, наблюдательны к окружающим их вещам.

Этим детям легко дается счет, они с легкостью делают это в уме. Шашки, шахматы и другие умственно-логические игры легко усваиваются детьми с логико-математическим развитием. Лучший друг таких детей — компьютер. Хотя здесь можно и поспорить. В наше время буквальной любой ребенок с любым типом и видом умственного развития тянет свои ручонки к компьютерной и другой цифровой технике.

Читайте также:  Развитие крупной моторики у детей раннего возраста: простые упражнения для малышей

Что поделаешь. Век технических преобразований.

Дети с пространственным развитием имеют другие особенности, они очень наблюдательны. Если что-то переставить в комнате, они сразу это заметят.

Такие малыши очень хорошо рисуют, ориентируются в пространстве. Поэтому им близки такие виды деятельности, как конструирование.

Изобретать что-либо — это для них одно удовольствие. «Золотые ручки» говорят про таких. Они могут из ничего сделать что-то этакое. Но слушать и тем более воспринимать большой объем информации они, к сожалению, не могут. Воспитание таких детей заключается в привитии дошкольникам изобразительных навыков, и тогда из них получатся настоящие маленькие «художники».

О детях с музыкальным развитием стоит упомянуть особо. Именно этим детям в будущем принадлежат все сцены мира. Музыкальные инструменты окружают их с детства, потому что они играют только в такие игрушки, и родители им их охотно покупают.

Эти дети очень музыкальны, слушают музыку, сами поют. И не только в особые дни, встав на стульчик посредине комнаты. Они не могут сосредотачиваться в тишине. Непременно должна звучать музыка. Одновременно будет происходить музыкальное воспитание. Любое музыкальное сопровождение требуется таким малышам, даже чтобы заснуть.

Двигательное или кинестетическое развитие проявляется у другого типа детей. И это тоже особые дети, и у них также свои особенности. Они очень хорошо могут выражать свои чувства, способны контролировать себя через движения. Им предсказывают актерское и театральное, возможно, спортивное будущее.

Без осуществления любого движения такие дети просто не усидят. Заставлять сидеть их спокойно просто бесполезно, долго они это не выдерживают, начинают елозить по стулу, теребят руки, двигают ногами.

Дети этого типа детей характерна постоянная физическая активность. Бегая и прыгая, дошкольники этого типа постоянно привлекают к себе внимание окружающих. Не заметить такого ребенка просто невозможно.

К межличностному виду умственного развития относят детей, которые любят и умеют общаться с другими. Очень общительные, легко контактируют с другими детьми. Их выбирают лидерами в любом коллективе.

Иногда даже обращаются с просьбой уладить какой-то спор или конфликт. Эти малыши очень часто выступают в роли заводил и организаторов в любых видах детской деятельности.

Другие дошкольники к ним всегда хорошо расположены и тянутся.

И последний вид умственного развития — внутриличностное. Эти дети — «белые вороны». Так принято называть человека, который сам себе на уме. Делает, что ему хочется.

Поступает так, как считает правильно. Чаще всего, это не привлекательные качества, и такой ребенок бывает одинок в коллективе. Однако, иногда они проявляют какие-то особенности и выдающиеся способности, и тогда им начинают завидовать, или, в лучшем случае, восхищаться.

Умственное развитие и умственное воспитание старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте проявляются свои особенности умственных способностей. В данном возрасте происходит быстрый рост всех познавательных процессов, мышление играет важную роль в освоении ребенком окружающего пространства.

Дошкольник проникается любознательностью, пытается ставить доступные его возрасту познавательные цели и задачи, охотно решает их путем различных исследований и экспериментов.

Старший дошкольник учится рассуждать более логично. Бывает очень забавно слушать малыша, который приходит к своим умозаключениям, делает интересные логические выводы.

От причины к следствию

Замечено, что трехлетние малыши в состоянии найти причину явления. Если игрушка упала и сломалась, ребенок уже может сказать, почему это произошло.

Но сказать о следствии явления могут более старшие дети. Перед поступлением в школу дошкольники умеют делать выводы наперед, ведь в этом возрасте развиваются особенности всех видов мышления, логические процессы мышления развиваются наиболее интенсивно.

В старшем дошкольном возрасте развитие умственных способностей идет наиболее высокими темпами. Сейчас нужно больше беседовать с детьми, давать знания, развивать все стороны детской личности, ибо в более старшем возрасте дети становятся менее восприимчивы к личностному формированию.

Умственное воспитание, задачи его развития у старших дошкольников

Многие думают, что вложив багаж знаний в маленькую головку, умственное воспитание ребенка можно считать полностью реализованным. Осмелюсь отметить, что эти люди не правы.

О задачах умственного воспитания старших дошкольников хорошо сказано в «Программе воспитания в детском саду».

Там мы видим следующие задачи: формирование первичных представлений детей о явлениях, происходящих или находящихся вокруг, становление и развитие основных психических процессов, к которым относим мышление, память, внимание и другие, развитие интеллектуальных сторон личности дошкольника, воспитание у детей самых первых приемов в осуществлении умственной деятельности.

Коротко остановимся на каждой из задач.

Каждый день для ребенка — старшего дошкольника — это встреча с новым жизненным фактом, явлением. Но приобрести знания ребенок может только под непосредственным руководством взрослого. Встречаясь с чем-то незнакомым, у ребенка появляются вопросы, но ответы без взрослого он найти не сможет.

Конечно, в некоторых случаях, наблюдая за определенного рода явлениями, ребенок приобретает опыт познания, но это свойственно не всем детям. Выше мы уже говорили о типах детей, которые не способны сосредотачиваться на чем-либо в силу своего темперамента или вида умственного развития. Вот тут и состоит роль воспитателя в формировании у детишек первичных представлений об окружающем.

  • Разъясняя и объясняя, а в большинстве случаев, демонстрируя на наглядных материалах, взрослый знакомит малыша с окружающим миром.
  • Приобретение знаний об окружающей действительности осуществляется через средства становления психических процессов, в чем и состоит вторая задача умственного воспитания ребенка старшего дошкольного возраста.
  • Необходимо уделять внимание развитию ощущений и восприятия, памяти и мышления, воображения и речи.
  • Познав окружающее через психические процессы у ребенка идет умственное воспитание и интенсивный рост уровня интеллектуальных умений и навыков.

Дошкольник научается обследовать предметы, выделять существенные и несущественные признаки, сравнивает и различает. Это еще называют логические мыслительные процессы, к которым также относят анализ и обобщение. Данные умения и навыки способствуют успешному и эффективному овладению знаниями.

Основными приемами для развития умственной деятельности выделяют организацию собственного опыта ребенка. Это осуществляется через представление наглядных материалов. Используют возможности наблюдения и экспериментирования. Особенно детям интересны эксперименты с природными явлениями .

Когда налив в стакан воду и поместив ее в морозильную камеру, на другой день ребенок видит, что в стакане что-то твердое. А если стакан поместить в теплую воду, то это твердое выпадает из стакана в виде второго стакана, то ребенок с удовольствием познает, что происходит с жидкостью при помещении ее в холодную среду.

Такие опыты очень полезны для детей.
Посредством чего осуществляется умственное развитие ребенка?

Игру часто называют практикой развития. Ей же принадлежит и важная роль в воспитании старшего дошкольника. В игровой деятельности возможно формирование основных психических процессов, от которых зависит очень многое, если не все.

Когда дети играют, они много общаются, и в этом время хорошо развивается речевая активность. Придумывая сюжет игры, формируется воображение. И это способствует дальнейшему перенесению игровых умозаключений в бытовые ситуации ребенка.

В игровых ситуациях мышление формируется через обобщение различных образов и явлений. Игровые предметы — заместители помогают ребенку оперировать в пространстве, а это приводит к становлению логики, умственных возможностей малыша.

Мы видим, как ребенок играет, но не видим, как в это время идет умственное развитие, развиваются психические процессы, появляются умственные наклонности.

Обучение ребенка эффективнее всего осуществляется исключительно в той деятельности, которая для него ближе всего. А у детей дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая.

Логично заключить, что именно в этой деятельности мы и поучим лучшие результаты в умственном развитии старшего дошкольника.

Источник: https://podrastu.ru/razvitie/umstvennoe-vospitanie-starshego-doshkolnika.html

Умственное, интеллектуальное развитие и воспитание ребенка — «Ваше все»



  • Хорошие фильмы для детей!

DatsoPic 2.0 © 2009 by Andrey Datso

С самого раннего возраста дети проявляют необычайное стремление к познанию окружающего мира.

  Словно губка, впитывают в себя любую информацию, постоянно осваивают новые знания и умения в процессе игры, при общении с окружающими, во время занятий с родителями или педагогами.

В это время очень важно создать наиболее подходящие условия для интеллектуального развития ребенка, придать нужное направление деятельности малыша. Самое ценное в этих занятиях — то, что инициатива, тяга к узнаванию нового исходит непосредственно от ребенка, а не от взрослых.

Так закладывается фундамент для последующего всестороннего развития и формирования гармоничной, самостоятельной, образованной личности.

  Чтобы правильно организовать умственное воспитание детей, необходимо учитывать возрастные особенности, способности, интересы конкретного ребенка, не допуская перегрузок, учить ребенка тому, что он в состоянии понять и осмыслить на данном этапе, одновременно стимулируя его стремление к новым знаниям. Правильно поставленное обучение способствует нормальному своевременному умственному развитию ребенка.

Типы умственного развития ребенка

  Умственное развитие ребенка происходит по индивидуальной схеме, однако для каждого ребенка можно выделить основные этапы, так называемые «окна возможностей», когда определенные навыки развиваются наиболее успешно. Традиционно психологи выделяют три типа умственного развития ребенка: эмоциональное, логическое и речевое.

  Эмоциональное развитие начинается с самого рождения ребенка и наиболее интенсивно продолжается на протяжении первых полутора лет жизни.

Психологи утверждают, что эта составляющая чрезвычайно важна для полноценного интеллектуального развития ребенка и является своеобразным залогом успешности в будущем.

Развитый эмоциональный фон формирует у человека хорошие моральные стандарты, которые позволяют ему наилучшим образом реализовать себя в жизни. Вот почему для ребенка в первые годы жизни так важны спокойная доброжелательная обстановка в доме, общение, улыбки и похвалы родственников.

  Дети рождаются с уникальными способностями к восприятию и изучению любого языка. Взрослый человек, изучая иностранный язык, никогда не сможет так легко овладевать грамматическими и речевыми конструкциями, как это делает ребенок, учась говорить.

Стимулировать это развитие можно и нужно, разговаривая с ребенком, называя окружающие предметы, объясняя и озвучивая свои действия. Кроме того, с самого раннего возраста можно начинать читать ребенку книжки, даже если он не в состоянии пока понять их смысл.

Как только малыш начнет говорить, нужно разучивать с ним стишки и песенки, тренируя одновременно и речь, и память. В дошкольном возрасте же следует начинать занятия иностранным языком.

На фоне освоения родного языка эти уроки будут более продуктивны, чем в более зрелом возрасте, когда лингвистическая система уже сложилась.

  Развитие речи самым тесным образом связано с развитием мелкой моторики.

Уже в первые месяцы жизни, играя с ребенком в ладушки, вы закладываете потенциал для дальнейшего развития разговорной речи, в свою очередь необходимой для полноценного умственного развития ребенка.

Чтобы сделать занятия с малышом одновременно и полезными, и веселыми, придумано множество пальчиковых игр с веселыми песенками-потешками. Для развития мелкой моторики полезно давать малышу подержать предметы всевозможных размеров и форм.

  Наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей приходится на первые десять лет жизни ребенка, и этот момент следует учитывать в процессе умственного воспитания детей.

Чтобы стимулировать развитие речи, нужно не только читать с ребенком книги, но и обсуждать прочитанное, пересказывать короткие рассказы, описывать изображения на картинках.

В качестве новой игры можно предложить малышу сочинить новую историю про любимых персонажей книги или мультфильма.

  Основы для логического и математического развития закладываются у детей в период от года до пяти лет. Согласно исследованиям, навыки решения проблем и логического мышления связаны с развитием зрения, слуха и осязания.

Например, развитие математических способностей взаимосвязано с развитием музыкального слуха.

Поэтому стимулировать развитие логических и математических способностей можно, не только играя в специальные игры, конструкторы, но и занимаясь вместе с ребенком сортировкой различных по величине, форме и назначению предметов и прививая ему интерес к музыке.

Секреты гармоничного интеллектуального развития ребенка

  Первоначально интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его знакомства с окружающим миром, общения и освоения общественного опыта. В раннем возрасте стремительно развиваются основные познавательные процессы: внимание, память, восприятие, мышление. При этом именно восприятие является в этом возрасте основной познавательной функцией.

Читайте также:  Развитие ребенка на 13 неделе беременности: как выглядит малыш на этом сроке

С его помощью ребенок овладевает такими понятиями, как размер, цвет, форма, назначение предметов. В это время дети учатся узнавать предметы, соотносить предмет с изображением на картинке, узнают назначение окружающих их вещей. Кроме того, активное восприятие в раннем возрасте способствует развитию других познавательных процессов — памяти, мышления, внимания.

  Восприятие ребенка в раннем возрасте существенно отличается от восприятия дошкольника. И хотя ребенок стремится усвоить как можно больше информации, мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с детьми до 4–5 лет необходимо чередовать различные виды деятельности: активные игры и отдых, умственные нагрузки и физические упражнения.

  Лучше всего интеллект ребенка-дошкольника развивается в процессе игры, когда он неосознанно, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт обязательно должен учитываться при занятиях с ребенком.

Несомненно, помощь взрослых необходима маленькому человечку, в первые годы жизни именно родители являются для него проводниками и посредниками в его познавательной деятельности. Однако не следует чрезмерно увлекаться упражнениями для умственного развития ребенка.

Заставляя его заниматься через силу, можно получить обратный результат и погасить в ребенке познавательный интерес. Гораздо эффективнее стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагая ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе.

Можно и нужно предлагать ребенку новые интересные занятия, поддерживать его живейший интерес ко всяким новым предметам и явлениям, но его предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

  Только к семи – восьми годам, когда у детей закладываются основы образного мышления, оторванного от конкретных практических действий и предметов, для ребенка становится понятной ценность обучения как самостоятельного процесса, отделенного от игры и развлечений. В это время у детей формируется познавательный интерес, на котором и строится организация образовательного процесса в начальной школе.

  Часто в погоне за новейшими методиками умственного развития ребенка родители забывают о своей непосредственной роли в становлении черт характера и формировании правильных привычек у детей.

А ведь появление в характере ребенка определенных качеств способно кардинально повлиять на его развитие в целом и на интеллектуальное развитие в частности.

К примеру, в семьях, где родители по каждому поводу выказывают свое недовольство, выговаривают детям за малейшую провинность, дети растут скрытными и замкнутыми, а ведь общение и игры со сверстниками являются для ребенка одним из основных источников знаний об окружающем мире.

Поэтому умственное воспитание ребенка подразумевает сочетание ласкового, доброжелательного обращения с дисциплиной и определенными требованиями к поведению и образу действий ребенка.

Так, приучение к соблюдению порядка породит аккуратность и дисциплинированность, регулярные физические упражнения — выносливость и волю, посильная помощь в домашних делах приучит к труду, доведение до конца игры или занятия — к усидчивости и упорству. Уход за младшими детьми или домашними животными научит малыша проявлять чуткость и тепло по отношению к окружающим, ведь способность сопереживать и стремление помочь другим людям — одно из неотъемлемых качеств любого интеллектуально развитого человека.

  Важно помнить о том, что развитие мышления у детей определяется не только их способностями и возрастными особенностями, но и объемом и характером информации, которую они получают.

Для гармоничного интеллектуального развития ребенка ему необходимо обеспечить доступ к самым разнообразным знаниям, новостям, впечатлениям. При этом нужно строго соблюдать границу, за которой начинается пересыщение информацией, ведущее к переутомлению и психической перегрузке.

Такая перегрузка особенно опасна при длительном просмотре телевизионных программ или чрезмерном увлечении компьютерными играми.

  В процессе воспитания детей не следует забывать о ценности родительского одобрения и похвалы. Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, вы тем самым повышаете его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

Источник: http://www.vashevse.ru/spravochnik/vospitanie-i-razvitie/3125-umstvennoe-razvitie-rebenka

Формирование умственной активности у детей дошкольного возраста (стр. 1 из 3)

  • План
  • Введение
  • 1. Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов
  • 2. Педагогические условия формирования умственной активности дошкольников
  • 3. Методы и приемы формирования умственной активности детей дошкольного возраста
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение

Важнейшая задача современного образования состоит в формировании личности, обладающей высоким уровнем умственного развития, способной эффективно усваивать знания и применять их на практике. Поиск новых психолого-педагогических подходов к развитию умственной активности детей в дошкольном возрасте становится все более значимым, так как именно активность ума является одним из основополагающих свойств личности. Известно, что умственное воспитание и развитие детей заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и научить их использовать эти знания в разнообразной деятельности.

Ребенок умственно развивается тогда, когда ему предоставляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить. В исследованиях Т.И.Бабаевой, Л.А.Венгера, Н.Ф.Виноградовой, А.В.Запорожца, А.А.Люблинской, Н.Н.Поддьякова, А.И.Сорокиной и др.

подчеркивается мысль о том, что деятельность должна ставить ребенка перед необходимостью направлять свою умственную активность на поиск и избирательное использование имеющихся у него знаний и действий для решения новой задачи.

Установлено, что чем интереснее такая деятельность, чем большее эмоциональное воздействие оказывает она на ребенка, тем больший эффект она дает.

В многочисленных психолого-педагогических исследованиях доказана важность применения различных форм и методов развития умственной активности детей в процессе дошкольного образования.

Использование этих форм и методов теснейшим образом связано с процессом обновления научной, методической и материальной базы воспитания и обучения на указанных уровнях образования.

Цель контрольной работы – рассмотреть особенности воспитания у детей умственной активности.

1. Характеристика умственной активности детей дошкольного возраста в исследованиях отечественных педагогов и психологов

Психолого-педагогические исследования Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Н.Ф.Талызиной, Д.Б.Эльконина и др. доказывают, как важно учитывать в ходе воспитательно-образовательного процесса собственную активность ребенка, характеризующуюся преобладанием инициативности над реактивностью.

В работах М.И.Лисиной, А.А.Люблинской, А.М.Матюшкина, В.С.Юркевич и др. умственная активность постоянно связывается с деятельностью, а в структуре деятельности — прежде всего с таким ее звеном, как потребность. По мнению Д.Б.Богоявленской, И.А.

Петуховой, умственная активность определяется как «потребность в умственной деятельности».

В исследованиях Н.С.Лейтеса представлена более широкая формулировка, указывающая на то, что умственная активность во многом выражает «природно обусловленную потребность в умственных усилиях».

При этом речь идет прежде всего о широкой любознательности, какими бы психологическими средствами она не реализовывалась: интеллектуальными, перцептивными или даже чисто сенсорными. Взаимосвязь активности с потребностями деятельности обуславливает их неразрывную связь с эмоциональными переживаниями. В работах Б.Г.Ананьева, Л.И.

Божович, В.С.Юркевич и др. Подчеркивается мысль о том, что активность рождается из состояния, имеющего насыщенный эмоциональный тон.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что центральное ядро умственной активности составляют когнитивные функции и процессы (А.А.Люблинская, А.М Матюшкин и др.). В исследованиях А.М.Матюшкина раскрывается позиция, позволяющая понять, что умственная активность не подчиняется строгим законам тренировки.

Ее основу составляют те принципы воспитания личности и развития мышления, которые включают стимулирование и поощрение самих актов умственной активности со стороны другого человека (воспитателя, родителя, сверстника).

Именно поэтому наиболее значимыми ситуациями в возникновении актов умственной активности являются ситуации общения, различных типов межличностного взаимодействия, игры, учения. В работах Т.И.Бабаевой, Л.М.Маневцовой, Е.В.Проскуры и др.

рассматриваются различные педагогические условия, способствующие развитию умственной активности детей: организация обучения, при которой ребенок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний; разнообразие интеллектуальной и практической деятельности ребенка; создание атмосферы напряженной коллективной работы; связь нового материала с имеющимся личным опытом детей.

Существуют различные подходы к выделению показателей умственной активности детей: инициативность и стремление к самостоятельному поиску решения задач (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, О.М.Дьченко, Н.Н.Поддьяков и др.); умение ставить перед собой новые познавательные цели и достигать их в процессе активного поиска (Т.И.

Бабаева, Л.В.Занков, Е.В.Проскура и др.); самостоятельное построение детьми простейших моделей отношений между понятиями (ЛА.Венгер, О.М.Дьяченко, С.А.Лебедева. Н.Г.Салмина, Е.Е.Сапогова, и др.); умение находить творческие, нестандартные способы решения задач (Н.Е.Веракса, В.Т.Кудрявцев, А.А.Нестеренко, А.М.

Страунинг и др.).

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме диагностики умственного развития детей (Л.А.Венгер, Н.И.Гуткина, И.В. Дубровина, АГ.Лидерс, А.К.Маркова, Т.Д.Марцинковская, Н.И.Поливанова, И.В.Ривина, Г.А.Урунтаева и др.

) позволило осуществить подбор психодиагностических методик и отнести к основным показателям умственной активности детей 6-7 годов жизни следующие из них: наличие эмоционально-положительного отношения ребенка к умственной деятельности и ярко выраженного желания заниматься ею; системность мышления (содержательная направленность анализа объекта, с одной стороны, конструктивно-преобразующий момент действия, с другой стороны); самостоятельность в поиске решения проблемных ситуаций, использование новых способов умственной деятельности; умение рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, строить простейшие умозаключения.

2. Педагогические условия формирования умственной активности дошкольников

Умственное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и под влиянием воспитательных воздействий.

В дошкольном возрасте быстрым темпом идет накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, ребенок овладевает простейшими способами умственной деятельности.

Обеспечение умственного развития дошкольника имеет большое значение для всей его дальнейшей деятельности.

Умственное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

  1. Умственное развитие дошкольника происходит в процессе деятельности: вначале в общении, предметной деятельности, игре, а затем и в учебной, трудовой, продуктивной (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
  2. Наиболее эффективно умственное развитие происходит под влиянием обучения и воспитания.
  3. Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Чтобы правильно организовать воспитание умственной активности дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. С их учетом определяются задачи, содержание, организация и методы умственного воспитания.

Отечественная психология и педагогика занимаются изучением закономерностей и возможностей умственного развития в дошкольном возрасте, чтобы найти пути оптимального решения задач воспитания умственной активности: максимально использовать возможности ребенка, с одной стороны, и не допустить перегрузки, которая может вызвать общее угнетение организма, — с другой.

Ученые исследуют многие вопросы умственного развития и воспитания.

Изучаются закономерности развития ощущений, восприятия, что необходимо для разработки содержания и методов сенсорного воспитания как основы умственного воспитания дошкольников; исследуется формирование наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, логического мышления детей; выясняются особенности формирования познавательных способностей; разрабатываются содержание и методы умственного воспитания в разные периоды дошкольного детства и др.

К концу дошкольного возраста у детей накапливается достаточно большой запас элементарных знаний об окружающем, они владеют основными мыслительными операциями (сравнением, обобщением и др.

), способны выделять существенные и несущественные признаки предметов и явлений, устанавливать некоторые причинно-следственные связи, у них формируются зачатки учебной деятельности.

Полноценное умственное развитие происходит только в процессе организованной деятельности, поэтому задача педагогов заключается как в создании соответствующих условий для этого, так и в осуществлении целенаправленных воспитательных воздействий на ребенка.

Воспитание умственной активности — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

Особенно велика роль воспитания умственной активности в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к предстоящей трудовой деятельности.

Источник: https://mirznanii.com/a/176380/formirovanie-umstvennoy-aktivnosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]