Вы, дорогие мамочки, наверное, обращали внимание на то, как ваш малыш в начале своей жизни неловко берет в руки предметы, а как интересно наблюдать за детьми, когда они впервые берут в руки ножницы.
Они такие смешные, привычные нам движения получаются у них неуклюжими.1. Игры для малышей до года 1.1. Пальчик, пальчик где ты был 1.2.Шеф-повар в подгузниках 1.3.Будущий архитектор 1.4.Мамин помощник
2.
Игры для детей 1 года до 3 лет
2.1.Пальчиковые игры никто не отменял 2.2. Художник и скульптор 2.3.Творим , что хотим
3. Игры для детей 4-5 лет
3.1. И снова здравствуйте пальчиковые игры 3.2. Открытие сезона-конструктор 3.3. Начинаем готовить руку к письму
Про держание карандаша или ручки я вообще уже ничего не говорю, сколько маминых нервных клеток гибнут безвозвратно при обучении ребенка письму. Вся эта неловкость возникает вследствие неразвитой мелкой моторики у ребенка.
К тому же специалисты утверждают, что мелкая моторика рук напрямую связана с речевым центром, поэтому всем родителям рекомендую с самого раннего возраста заниматься ее развитием.
Считается, что чем лучше малыш умеет совладать со своими пальчиками, тем меньше у него возникнет проблем с речью. Дети с развитой мелкой моторикой рук хорошо выговаривают все звуки, начинают раньше выражаться предложениями, у них лучше развито логическое мышление ну и рука в большей степени готова к освоению письма.
Чем раньше вы начнете уделять этому вопросу внимание, тем лучше будет результат.
В 90-х годах я имела счастье работать в детском саду. В те недалекие, по сути, времена наглядных пособий и развивающих игр практически не было. Приходилось делать все своими руками.
Что именно делать подсказывали мне сами детки. Я внимательно наблюдала за ними в процессе игры. На самом деле игр для развития мелкой моторики великое множество.
В этой статье мы расскажем о наиболее популярных у детей, а, следовательно, эффективных играх.
Результат будет положительным, если ребенок будет играть с удовольствием!
Игры для малышей до года
Заниматься развитием мелкой моторики нужно уже с 6 месяцев. Для этого малышам необходимо давать в ручки предметы разных фактур, чтобы они познавали мир на ощупь. Все детали игрушек должны быть достаточно крупными. Можно просто мять любимую мягкую игрушку, можно сжимать/разжимать ладошки и т.п.
Пальчик, пальчик где ты был?
Что касается игр, то лично из моего опыта я бы вам посоветовала начать с пальчиковых игр. Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, они способствуют установлению эмоциональной связи малыша с мамой.
Он слышит ее голос, возникает тактильный контакт (очень важны для ребенка прикосновения. Чаще обнимайте, гладьте свою кроху). Плюс эмоциональная окраска игры(малыши очень чувствительны к настроению мамы, поэтому больше позитивных эмоций , дорогие мои).
Самые топовые пальчиковые игры для малышей — это «Ладушки, ладушки» и «Сорока белобока».
Почему они? Мне кажется, они у каждого из нас уже заложены на генном уровне. Поэтому легко воспринимаются и усваиваются ребенком. Малыши до года с огромным удовольствием играют в эту игру.
И уже, буквально, через несколько дней они сами начинают повторять за вами движения.
Мне кажется, они особенно тащатся от вот этого — «Полетели, полетели, на головку сели», моя детвора просто ухахатывалась.
По мере того, как ребенок подрастает ассортимент пальчиковых игр можно расширять, сохраняя их в своей копилке до школьного возраста, например:
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик) Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик) Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик) Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик) Ну?а?вместе — кулачок! Месяцев с 9 активно добавляем игры с предметами
Шеф-повар в подгузниках
Как бы это непедагогично не звучало, но самым популярным предметом для игры почему-то у детей оказывается кухонная утварь. Мой старший сын мог часами сидеть со мной на кухне перекладывая ложки из кастрюли в кастрюлю, или складывая миски (ну вообще удобно — мама готовит и ребенок при ней занят). Думаю, интересным вариантом могут служить пластиковые контейнеры разного размера-это вам и вкладыши и крышечки открыть можно, а если мама добрая, то и водичку попереливать. Ну, в общем, вашей фантазии есть, где разгуляться.
Будущий архитектор
На втором месте по популярности среди игр на развитие мелкой моторики (по моим наблюдениям) стоят пирамидки. Очень нравятся детям большие пирамидки в их рост, ну и не большие, но объемные тоже подойдут (естественно что, демоверсия на первых порах с вас мамули). Кстати, разноцветные пирамидки отличное пособие для изучения цветов с ребенком. Кто-то возразит, мол, рано еще. Я отвечу — пробуйте собирать, но не заставляйте. Темпы развития деток у каждого свои.
Третье место уверенно занимают кубики – подойдут мягкие, большие и обычные пластмассовые крупные разных цветов.
Затем идут вкладыши. В магазинах сейчас великое множество таких игр. Выбирайте пока покрупнее и проще по форме, овал, квадрат и.д. что бы малышу было интересно.
Мамин помощник
Полезным занятием для ребенка, который еще не умеет уверенно стоять на ногах, но активно ползает, будет собирание различных предметов по полу. Рассыпьте кубики или игровые мячики по всей комнате, поставьте корзину и простите малыша приносить в нее предметы.
Кроме того, в возрасте до года ребенку разрешается играть и шалить одновременно. Например, найдите лист бумаги и попросите малыша порвать его, предварительно продемонстрировав, как это нужно делать. Убрать тоже можно попросить ребенка по аналогии с кубиками и мячиками.
Есть одно важное условие. Вы должны играть с малышом. Играть до тех пор, пока он сам не освоит так сложно, дающиеся ему, движения. Вам не обязательно иметь в арсенале 151 тысячу игр (все равно не запомните). Играя, вы поймете, что Вашему ребенку нравится. Выберет наиболее подходящие ему игры и занимайтесь на здоровье!
Игры для детей 1 года до 3 лет
Период с 1 года до 3 лет является самым жадно познаваемым. Ребенок стремительно осваивает мир, пробует буквально все на зуб.
Игра и еще раз игра — это единственная форма для общения и развития детей в дошкольном возрасте.
Ваше взрослое занудство: «сделай то, веди себя правильно, и т.д.» ни к чему не приведет. Все через игру!!! Препятствием к этому может стать только ваша лень. Не ленитесь, играйте, и вы увидите чудеса вашего игрового воспитания.
Пальчиковые игры никто не отменял
Наш хит-парад, по прежнему, возглавляют пальчиковые игры. Это универсальные игры, в которые можно играть весь дошкольный а то и начально-школьный период жизни ребенка (просто они немного усложняются).
Раз, два, три, четыре, пять — Вышли в садик погулять. Ходим – ходим мы по лугу, Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять, Можно взять и посчитать | Пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки. Указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой. Считаем пальцы, в обратном порядке поглаживая их. |
Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.
Поиграли – отдохните, Ваши пальчики встряхните. Сгибайте ваши пальчики, Совсем как ушки зайчики. | Расслабляем руки и встряхиваем их. Обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз. |
Стихотворение и все движения можно повторить.
Художник и скульптор
Рисование — на втором месте (это опять, по моему мнению и опыту, у вас может быть по другому. Напишите, потом обсудим).
Сначала пробуйте ладошками и пальчиками. Отлично подойдут старые обои (есть, где разгуляться) и краски для рисования руками. Вот где веселье и раздолье (главное ковер не разукрасить).
Потом учимся держать кисточку карандаш мелки и рисовать, рисовать, рисовать!!! Причем в начале карьеры вашего художника неважно что, главное, что бы работали пальчики и кисти. Ваша задача вдохновлять мастера.
Лепка — однозначно любимое занятие практически всех детей.
Материалы могут быть разнообразными: пластилин, специальная глина,
Тесто (да, да). Замесите ребенку обычное пресное тесто и пусть лепит.
Лепите сами вареники, посадите рядом малыша и пусть ваяет шедевры, не беда, что вся кухня и творец в муке, это все поправимо, зато сколько удовольствия.
Творим , что хотим
Далее по списку популярных игр идут всякие вкладыши, крупная мозаика. Можно дома набрать крупных пуговиц, в крышке пластикового контейнера, которая легко открывается сделать прорезь по величине пуговиц. Ребенок складывает пуговички в «копилку», потом высыпает, а затем опять складывает.
Мои воспитанники за эту «копилочку» просто тряслись. Внимание! Пуговицы берите крупные, потому что, соблазн засунуть пуговицу в нос или ухо почему — то у детей очень велик.
Можно просто смешать фасоль с рисом и попросить разложить их отдельно в разные емкости, а можно и вовсе завлечь малыша ролевыми играми. Например, взять разные фигурки домашних животных, слепить для них из пластилина тарелки и накормить каждого крупой.
А еще замочки, задвижки, дома можно оборудовать министенд с выключателем, петельками с замком и.т.д.
Ну и конечно, куда без прищепок
Этот подручный материал любят не только сами дети, но и родители с педагогами.
Во-первых, прищепки у всех есть дома, во-вторых, стоят они копейки, в-третьих, они могут увлечь ребенка надолго и с пользой.
С помощью прищепок можно отрабатывать навыки конструирования и учить цвета. Для этого нужно сделать заготовки с картона, например, вырезать желтый круг, который в последствие станет солнышком с лучиками-прищепками, или же туловище ёжика, которому предстоит нацепить иголки-прищепки и т.д.
Кроме того, можно вырезать из картона 4 геометрических фигуры разных цветов, и попросить ребенка на каждую из них одеть прищепки такого же цвета.
Игры для детей 4-5 лет
И снова здравствуйте пальчиковые игры
«Сороконожки»
По извилистой дорожке | Кисти рук подушечками опираются на стол (лапки сороконожек). По команде «сороконожки» начинают быстро двигаться. В движении участвуют все пальцы. «Сороконожки» могут менять направление движения по команде «направо»/»налево», обегая мелкие предметы на столе. |
В сад бегут сороконожки. | |
Раз, два, три, четыре, пять — | |
Никому их не догнать. |
«Бабочка»
Утром солнце засияет — | Большие пальцы обеих рук перекрещиваются, а ладони располагаются горизонтально и превращаются в «крылышки» бабочки. |
Бабочка с цветка взлетает. | |
Попорхает – утомится, | «Бабочка» садится на спинку стула (край стола, книжку ит.д.), складывает «крылышки», затем снова начинает летать. |
Отдохнет – опять кружится. |
Продолжаем творить
Этот период у детей идеально подходит для самостоятельного выполнения творческих заданий под руководством взрослого.
- лепка
- апликации (учимся работать ножницами)
- рисование
- Открытие сезона-конструктор
Недавно делая уборку в комнате сына, я наткнулась на огромный коробок с деталями от конструктора. Вы знаете, именно начиная с этого возраста и почти лет до 14 — это было самое любимое занятие моего ребенка. Часами он сидел и создавал шедевры из этих деталек.
Так что, если ваш малыш просит конструктор — не жадничайте, купите, это очень хорошее занятие для развития мелкой моторики. Строительство целых городов, железных дорог, которые можно использовать для дальнейшей игры, – это идеальное познавательное времяпровождение.
Начинаем готовить руку к письму
Источник: https://LuckyMummy.ru/598-igry-na-razvitie-melkoj-motoriki.html
Крупная моторика у детей: как развить координацию движений
Мы часто слышим о важности развития мелкой моторики у детей, но забываем про крупную, хотя в методе Монтессори ей уделяется большое внимание. Ведь крупная моторика у детей является основой физического развития — более сложные навыки мелкой моторики формируются, как бы накладываясь на крупную.
Мария Монтессори уделяла много внимания физическому развитию детей, свидетельство чему — её книги. Последователи великого педагога также не забывали о необходимости баланса между крупной и мелкой моторикой. В наши дни метод Монтессори выделяет развитие движений у детей в числе основных приоритетов в воспитании. В каждом классе спортивные уголки для развития крупной моторики у детей.
Как развить крупную моторику
Физическое развитие ребёнка начинается с самого рождения. Вначале он учится держать головку, затем — двигать плечами, руками, ногами.
Это и есть развитие крупной моторики у детей раннего возраста, от которой зависит и развитие мелкой моторики, и формирование вестибулярного аппарата, и развитие речевых навыков, интеллекта и т. д. Кроме того, работа крупными мышцами укрепляет и сами мышцы, и суставы.
С возрастом значение физического развития только увеличивается. Ребёнку с полутора лет доступны уже многие виды двигательной активности. Специалистами разработаны комплексы упражнений, учитывающие специфику каждого возраста.
Например, малышам до трёх лет рекомендуется ходьба по прямой линии, перешагивания через препятствия, ползание. Все эти действия развивают в том числе и вестибулярный аппарат.
Конечно, маленьким детям будет скучно следовать программе занятий, и родителям придётся придумать, как преподнести упражнения в игровой форме. Отличный выход из положения – оборудовать домашний мини-спортзал.
Детский спортивный уголок является самым удачным ответом на вопрос «как развить координацию движений у ребёнка». Ни одного малыша не нужно уговаривать влезать по лесенке, ходить по ровной или наклонной доске, раскачиваться на канате.
Это именно те действия, которые работают на развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста.
Каким должен быть детский спортивный уголок
- Хороший детский спортивный уголок должен отвечать нескольким требованиям:
- — успешно выполнять свою основную функцию — развивать как можно больше навыков крупной моторики;
— соответствовать требованиям безопасности; - — быть интересным для ребёнка.
- В качестве примера детских спортивных уголков рассмотрим спортивные комплексы от компании KIDWOOD: «Парус», «Ракета», «Домино» — для самых маленьких, «Берёзка» — складной вариант, «Жираф» — для детей постарше.
Эти комплексы рекомендуют педагоги Международного Монтессори-центра «Отрада» на основании своего опыта работы с ними.
Кроме того, в 2018 году компания KIDWOOD получила национальную премию «Золотой медвежонок» в номинации «Лучшее спортивное оборудование и активный отдых» — настолько высоко оценил экспертный совет её продукцию.
На спортивных комплексах KIDWOOD можно заниматься детям от полутора лет. Все рейки удобно захватываются маленькими ручками, а для предотвращения случайных ушибов в основание стелется мягкий спортивный мат.
Для самых маленьких предназначены качели и горка, которую можно регулировать по высоте в зависимости от возраста малыша. Хождение по наклонной плоскости развивает координацию движений и вестибулярный аппарат.
Кроме того, по горке можно ползать вверх и вниз, что укрепляет мышцы, удерживающие позвоночник. И просто съезжать, что так нравится детям.
Среди опций — множество аксессуаров, позволяющих детям уже в раннем возрасте отрабатывать основные двигательные навыки. Так, кольца одновременно тренируют захват, заставляют поднимать и опускать руки и даже пробовать висеть. Ну а дети постарше выполняют полноценные спортивные упражнения с кольцами, играючи получая прекрасный мышечный корсет и грацию движений.
Комплекс обладает безопасной высотой, так что дети могут заниматься таким замечательным упражнением, как лазание. Это достаточно сложнокоординированное действие заодно прорабатывает множество мышц.
Спортивный комплекс заменит такие недоступные в городских условиях и в холодное время года действия, как лазание по деревьям, перелезание через забор. Эта замена является настолько безопасной, что рекомендуется детям до трёх лет — разумеется, под присмотром взрослых.
Для более «продвинутого» лазания пригодятся несколько разновидностей верёвочной лестницы, подвесной канат, лестница-ёлочка.
Естественная тяга детей к движению является важным механизмом, заложенным природой в целях правильного развития. Стремление лазать, ползать, висеть должно иметь возможность для реализации, это очень важные и нужные развивающемуся организму занятия.
Спортивные комплексы KIDWOOD рассчитаны на использование до пятилетнего возраста. Для детей постарше есть дополнительные аксессуары. С ними уголок превращается в цирковой шатёр, футбольные ворота или баскетбольную площадку. Гамак-кроватка подойдет как для игры в домик, так и для весёлого раскачивания, развивающего навыки крупной моторики.
Комплексом может пользоваться одновременно несколько детей разных возрастов, что удобно для семьи, где больше одного ребёнка, а также для Монтессори-групп. По мере необходимости можно приобретать дополнительные аксессуары и спортивные снаряды — качели, чехлы, балансиры, боксерскую грушу, гимнастическую трапецию.
Автор — Алёна Дудко
Фото предоставлены компанией KIDWOOD
Добавить в избранное Распечатать
Источник: https://mchildren.ru/razvitie-krupnoj-motoriki-u-detej/
Мелкая моторика рук у детей 2 – 3 лет: необходимость развития, игры, упражнения
Мелкая моторика — это умение координировать движения кистей и пальцев рук, присущее исключительно человеку. Эту уникальную способность необходимо целенаправленно тренировать с самого раннего возраста, поэтому развитие мелкой моторики у детей 2–3 лет — актуальный вопрос для родителей.
Необходимость развития мелкой моторики
Невозможно научиться держать ложку, застегивать пуговицы, писать, шнуровать, пользоваться ножницами и выполнять еще миллион разных действий, которых мы даже не замечаем, без виртуозного владения руками. Мало того, благодаря современной науке мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения родным языком. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Один из старейших и эффективнейших способов развития координации движений рук, сохранивший популярность по сей день, — пальчиковые игры.
В ходе простой, постепенно усложняющейся игры в детском мозге закладывается фундамент умственного развития, что впоследствии окажет влияние на память и внимание малыша, его способность логически мыслить.
Ребенок с недостаточно развитой моторикой пальцев не только имеет проблемы с речью — он может отставать и в психомоторном развитии.
Примеры игр и упражнений
В 2–3 года малыш уже способен справляться с застежками-липучками, крупными пуговицами, проталкивать предметы в отверстия, разбирать и собирать пирамидки, строить башни из кубиков, рисовать, лепить куличики, откручивать крышки, нанизывать бусины на шнурок и еще много чего.
Он даже начинает пользоваться безопасными детскими ножницами. Чем разнообразнее игры и занятия ребенка, тем более разносторонним будет развитие его рук и пальчиков.
Это не значит, что нужно покупать ему как можно больше игрушек, — в любом доме легко найдется множество подходящих для этой цели предметов.
Самые простые упражнения для пальцев
Заинтересовать и вовлечь в игру малыша 2-3 лет легко, и чем проще игра — тем лучше.
- «Улитка». Самым маленьким это упражнение поможет научиться удерживать большим пальцем безымянный и мизинец в согнутом состоянии, оставляя указательный и средний прямыми. Одну руку нужно сжать в кулачок и аккуратно высвободить из него 2-й и 3-й пальчики так, чтобы 4-й и 5-й остались под большим. Чтобы малышу было проще сохранить такую комбинацию, можно слегка прижать ее к повернутой вверх ладошке другой руки. Теперь пора пошевелить свободными указательным и средним пальцами, изображая рожки улитки, сидящей на листочке-ладошке.
- «Ножки». Ребенку непременно понравится изображать указательным и средним пальчиками шагающего по столу человечка, повторяя за взрослым. Чтобы игра стала интереснее, «ножкам» можно сделать башмачки из теста или массы для лепки, а можно нарисовать на тыльной стороне ладони забавную рожицу, превратив человечка в веселого монстрика или даже в осьминога.
- «Очки». Соединить большой и указательный пальцы так, чтобы получилось кольцо, не такая уж простая задача для малыша. Но, немного потренировавшись, он сможет соорудить себе импровизированные очки и полюбоваться своим отражением в зеркале. Остальные три пальчика, оставшиеся свободными, можно растопырить наподобие птичьего хохолка, а можно сложить в замысловатую фигуру — тут все зависит от фантазии и уровня владения пальцами.
Играя с ребенком, проявляйте фантазию: это поможет не только развеселить его, но и стимулирует развитие творческих способностей, воображения.
Рисование
Впервые взяв в руки карандаши, восковые мелки или пальчиковые краски, ребенок с восторгом понимает, что теперь он умеет оставлять разноцветные каракули практически на любой доступной поверхности.
Пользу рисования сложно переоценить, ведь помимо мелкой моторики оно развивает:
- мышление;
- фантазию;
- чувство прекрасного;
- творческие способности.
Многие родители расстраиваются, что их чадо не желает держать пишущий предмет правильно, а зажимает его в кулачке, но в таком раннем возрасте об этом можно не беспокоиться.
Вот несколько рекомендаций для того, чтобы рисование принесло удовольствие и пользу малышу:
- В качестве инструмента для первых опытов предпочтительнее безопасные восковые мелки, чем карандаши, так как при поломке они не теряют пишущих качеств. К тому же, с их помощью можно проводить линии разной толщины, а также рисовать боковой поверхностью.
- Чтобы уберечь от потока детского творчества обои, нужно обеспечить ребенка необходимым пространством для рисования: например, предложить ему лист ватмана, разложенный на полу. Это обязательно понравится маленькому художнику, если в альбоме ему тесновато.
- Работу с пальчиковыми или обычными красками удобно организовать в ванной, совместив с купанием. Рисовать можно на кафельной стене или другой подходящей поверхности, и при этом не боясь запачкаться. В магазинах даже можно найти специальные мелки для ванной.
Как мелки, так и карандаши лучше покупать толстые, диаметром около 1,5 см, – их малышу будет намного удобнее держать, чем «взрослые» тонкие, а значит, он охотнее будет ими пользоваться.
Лепка
Одно из самых важных упражнений для детских пальцев — лепка. Даже простое разминание пластилина или теста великолепно развивает сенсомоторику ребенка. Выбору массы для лепки следует уделить особое внимание: материал должен быть безопасным и достаточно мягким, чтобы малыш мог с ним работать. Занятия должны проходить под присмотром и при участии взрослых:
- «Лепешки и колбаски». Чтобы наглядно продемонстрировать малышу возможности пластилина, можно скатать несколько небольших шариков (лучше разноцветных) и предложить ему расплющить один из них ладошкой — получится лепешка. Второй шарик ребенок должен будет покатать по столу так, чтобы получилась колбаска. Следующие несколько шариков нужно предоставить в распоряжение ребенка и понаблюдать, что он из них сделает.
- «Прилипалка». Начинающему скульптору нужно показать, что иногда фигурка может состоять из нескольких деталей. Для этого нужно слепить несколько незамысловатых фигур — шариков, кубиков, колбасок — и предложить малышу соединить их как ему захочется. Возможно, он слепит человечка.
- «Палитра». Через какое-то время после начала работы с пластилином ребенку обязательно придет в голову идея смешать цвета. Не стоит его в этом ограничивать! Наоборот, полезно будет показать ему несколько удачных сочетаний, например, перекрутив между собой две тонкие колбаски разных цветов, а потом позволив перемять их. Конечно, разделить пластилин обратно уже не удастся, но зато палитра пополнится новыми оттенками.
Подобные маленькие уроки расшевелят фантазию ребенка, и он уже сам придумает множество интересных «пластилиновых» игр.
У малыша не сразу получится воплощать все свои замыслы, поэтому ему нужно помогать в наиболее сложных деталях, иначе он может потерять интерес к лепке.
Игрушки
Детские магазины предоставляют огромный выбор развивающих игрушек для малышей. При желании почти любую из них можно воспроизвести дома из подручных материалов. Здесь главное условие — чтобы игрушка нравилась ребенку. Вот несколько популярных примеров:
- Мозаика. Представляет из себя перфорированное пластмассовое поле и набор разноцветных фишек, которые вставляются в дырочки. Обычно к мозаике прилагается инструкция с образцами фигурок, но собирать собственные картинки для развития мелкой моторики ничуть не менее полезно.
- Шнуровка. Это набор из картонных карточек с отверстиями и разноцветных шнурков. На картонках — яркие картинки, иногда со сказочными сюжетами, и шнурки нужно продевать в отверстия так, чтобы дополнить их. Как и в случае с мозаикой, допускается беспорядочное шнурование.
- Сортировка. Для этой игры подойдет любая россыпь разноцветных мелких предметов — бусин, фишек от мозаики, фасоли, деталей конструктора, макаронных изделий, прищепок — список можно продолжать. Смысл в том, чтобы рассортировать всю кучку по цветам. Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и усидчивость.
- Подбор крышки. Это домашняя игра, для которой понадобится несколько небольших пластиковых бутылок и банок с крышками разного диаметра. Ребенку предлагается подобрать нужную крышку к каждому горлышку и закрутить ее.
- Конструктор. Универсальная игра, интересная ребенку любого возраста. Возводить постройки можно как по образцу, так и в свободной форме. При выборе конструктора для малыша нужно учитывать одно требование: чтобы он соответствовал категории «0+» как по размеру деталей, так и по качеству материала, из которого он изготовлен.
В 2-3 года вся активная деятельность ребенка сводится к игре. Играя, он учится, развивается, растет. А играть можно только в хорошем настроении – родителям об этом стоит помнить. Поэтому к любым развивающим занятиям нужно приступать, когда малыш пребывает в соответствующем расположении духа, – тогда они принесут максимальную пользу и радость.
Текст
Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/melkaya-motorika-ruk-u-detey-2-3-let
Развитие крупной моторики у детей до одного года
О том, что такое мелкая моторика и почему ее нужно развивать, знают все мамы. Но если есть мелкая, то должна быть и крупная моторика, не так ли? Да, конечно, крупная моторика тоже существует и ее точно также необходимо развивать. Как делать это на первом году жизни?
Развивать крупную моторику, даже сама того не зная, ты начинаешь сразу после рождения ребенка. Уход за ним, массажи, поглаживания, купания, укачивание — все это тренирует мышцы и вестибулярный аппарат младенца, которые имеют прямое отношение к крупной моторике.
Твой малыш научился держать голову? Отлично, вы вместе с ним сделали первый важный шаг. Следующий — подсказать крохе, как держать спинку, переворачиваться с живота, садиться, стоять, научить ползать и так далее.
И чем лучше ребенок освоит все это, тем активнее и успешнее перейдет к развитию мелкой моторики, а значит, речи, умению писать и читать. Все это тесно взаимосвязано!
Календарь развития крупной моторики у ребенка
- 0-2 месяца. Поворачивает голову из положения на спинке. Ручки и ножки двигаются более осознано.
- 3-5 месяцев. Контролирует движения головой, иногда поднимает ее вместе с плечами, лежа на животе. Может свести ручки, неосознанные движения «ладушки», самое время учить этой забаве.
- 6-8 месяцев. Именно в этот период кроха может учиться садиться, переворачиваясь через бок на попу из положения лежа на животе. Он уверено хватает руками твои руки, подтягивает корпус и пытается сесть сам из положения лежа на спине.
- 9-11 месяцев. Малыш пополз! Причем не важно, делает он это по-пластунски или на четвереньках. Все это отлично подходит для укрепления мышц спины, которая еще не совсем готова к прямохождению.
- 12 месяцев. В возрасте около года происходит настоящий скачок в развитии крупной моторики у ребенка. Он уже готов делать первые шаги. Уверенно стоит возле опоры и движется возле нее. Еще чуть-чуть и он начнет покорять лесенки, стулья, ступеньки и другие препятствия. Только лови!
Как развивать крупную моторику у детей до одного года
Крупные мышцы должны развиваться гармонично, делать это проще всего с помощью физических упражнений. Выполняй с малышом гимнастику: повороты корпуса, наклоны, хождение на пятках и носочках, скрещивание ног и рук, «велосипед». С более старшим крохой обязательно учись прыгать. Прыжки — важная часть крупной моторики, тесно связанная с умением писать.
Упражняйтесь с мячиком. Учи ребенка катать его, кидать, ловить, бросать в цель, сбивать импровизированные кегли. Отличным тренажером станет и гимнастический большой мяч, на нем можно делать гимнастику, растягивать мышцы.
Читай также: 25 способов развития мелкой моторики у ребенка
Включай веселую музыку и учи малыша танцевать! Пусть он топает и хлопает в такт мелодии. Это отлично координирует органы слуха, зрения и помогает ощутить собственное тело.
Когда малыш станет уверено ходить, поручай ему домашние дела: пусть выкинет подгузник в мусор, положит белье в стиральную машину, перенесет картошины из сетки в кастрюлю, поможет прищепнуть прищепками выстиранное белье.
depositphotos
Источник: https://tvoymalysh.com.ua/year/early-development/9800-razvitie-krupnoy-motoriki-u-detey-do-odnogo-goda.html
Важность развития крупной моторики у детей дошкольного возраста
Важность развития крупной моторики у детей дошкольного возраста
Мы часто слышим о необходимости развития мелкой моторики у дошкольников. Но давайте не забывать о том, что необходимо так же развитие крупной моторики (это движения тела, рук и ног). Крупная моторика – это своеобразная основа, на которую по мере взросления накладываются движения мелкой моторики.
Плюсы развития крупной моторики:
- Совершенствование вестибулярного аппарата ребенка. Физически развитый дошкольник увереннее чувствует себя при освоении новых движений. А значит будет более уверенным в себе и успешным в коллективе.
- Укрепление всех крупных мышц и суставов.
- Подготовка к выполнению действий с мелкой моторикой. Трудно научиться держать ложку или вилку, карандаш или ручку, если мышцы руки слабы.
- Содействует речевому развитию.
- Обеспечивается развитие зрительного и слухового внимания ребенка.
- Формируется межполушарное взаимодействие. Это будет востребовано в школьные годы, когда разные учебные предметы требуют работы разных полушарий головного мозга.
- У детей складывается образ собственного тела.
Упражнения для крупной моторики не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают основной корсет позвоночника, развивают моторику и координацию, они обеспечивают постоянный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту, развивают моторику и координацию движений.
Когда у детей слабо выражена двигательная активность, то двигательная память может омертвевать, что приводит к изменению условных связей и снижению психологической активности. Недостаточная физическая нагрузка приведет ребенка к дефициту познавательной активности, к возникновению состояния мышечной пассивности и понижению работоспособности, знаний, умений,.
Что в дальнейшем приведет к неуспеваемости ребенка в школе.
Одно из самых распространенных заблуждений состоит в том, что главное в развитии ребенка – это умственное развитие. Часто недостаточно оценивают значение двигательного развития детей.
У детей дошкольного возраста сложно разделить границу между физическим, в данном вопросе двигательным развитием и умственным.
В детстве дети развивают двигательные навыки, так же моторику: грубую (способность двигаться в заданном направлении, бег, прыжки, бросание мяча других предметов) и тонкую (мелкая моторика рук).
По мере взросления развивается тонкая моторика детей они становятся более самостоятельными. Развитие грубой моторики дает возможность ребенку свободнее передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять творческие способности.
Задача педагогов и родителей воспитать у детей потребность в движении. Если не делают гимнастику утром, пренебрегают активным играми на площадке, предпочитают занять ребенка тихими настольными играми, то, естественно, и дети будут малоподвижными.
При этом недоразвитие у детей двигательных умений препятствуют нормальному развитию речи у детей, могут затруднять передвижения в пространстве, детям сложно заниматься спортом и играть в подвижные игры, делают проблематичным освоение навыков письма и чтения. В результате двигательных расстройств у детей нарушается мотивация к играм и любой другой деятельности.
При всем этом, двигательные нарушения, возникшие в раннем возрасте, оказывают негативное влияние на последующее развитие речи. Важно поддерживать и направлять энергию детей в правильное русло с помощью специальных упражнений и игр.
Подвижные игры помогают, с начала, повысить активность детей, затем обеспечивают развитие взаимосвязи зрительного и слухового внимания, способствуют формированию межполушарного взаимодействия, преодолевать стереотипы в поведении, развивают умение управлять своим поведением.
Подвижные игры направленные на развитие крупной моторики формируют знания детьми возможностей своего тела, что помогает лучше ориентироваться, перемещаться в пространстве, управлять своим телом и поведением, а также легче осознавать себя.
Познание мира через движение способствует полноценному развитию ребенка и определяет его готовность к систематической учебе в школе, так как в его процессе формируется умение не только смотреть, но и видеть, выделять главное; не только слушать, но и слышать обращение взрослого и следовать его рекомендациям, управлять своими движениями.
Не только упражнения развивают крупную моторику
Научиться владеть своим телом и развивать общую моторику в дошколят можно и приобщая их к домашнему труду.
Протереть пыль, пропылесосить, подмести веником или помыть пол, помыть посуду, полить цветы, развесить постиранное белье на веревочку — все это просто, когда давно научился, а для ребенка это будет отличной тренировкой крупных мышц. И при этом он будет чувствовать себя взрослым, потому что не тренируется, а как мама и папа выполняет взрослые дела.
Благодаря достаточной двигательной активности у нас появиться шанс, воспитать в будущем здорового ребёнка, у которого будет желание самостоятельно заниматься физкультурой, а также снизить вероятность развития проблем с опорно-двигательным аппаратом – плоскостопие, сколиоз и слабость мышечного корсета. Ведь большинство проблем проявляющихся в начальной школе это то что было упущено в детском возрасте.
Источники:
- www. maam. ru/detskijsad/razvitie-krupnoi-motoriki. html
- razvitiedetei. info
- forarchipeople. ru
- ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
- Как осуществляется развитие крупной моторики
- у дошкольников?
- Существует большое количество разнообразных игр и упражнений, которые помогут развить общую моторику у детей дошкольного возраста.
- Физическая зарядка. Выполнение всевозможных упражнений на повороты и наклоны, хождение на носках и пятках, махи и приседания, прыжки и скрещивания рук помогают научиться контролировать свое тело и развить крупные мышцы.
- Игры с использованием мяча. Его можно катать, бросать и ловить, с ним приседать и наклоняться, выполнять упражнения сидя на мяче, прыгать на гимнастическом мяче.
- Игры со скакалкой и резинкой также помогут в развитии внимательности и координации движений.
- Игры на бросание и попадание в цель. Мячи, кольца, игра в городки, дартс и стрелы, бадминтон помогут почувствовать свое тело и развить глазомер.
- Занятие танцами, спортивными играми, езда на велосипеде и самокате, роликах и коньках — все это способствует укреплению и развитию мышечного аппарата ребенка.
- Упражнения на зеркальное копирование движений позволит развить реакцию и научиться чувствовать свое тело в игровой и веселой форме.
Источник: http://doshkolnik.ru/psihologiya/7296.html
Игры для развития мелкой и крупной моторики по возрастам
Что такое моторика
Моторика – от лат. motus – «движение». Большая медицинская энциклопедия определяет моторику как совокупность анатомических и физиологических механизмов организма, осуществляющих двигательные функции.
Каждое двигательное проявление организма представляет собой реакцию на внешнее раздражение и выражается мышечным сокращением. Различают моторику крупную и мелкую.
И если про мелкую моторику мы что-то где-то слышали, то про крупную, возможно, и не доводилось.
Крупная моторика – это способность человека двигать руками, ногами, сохранять равновесие при ходьбе, беге. Она позволяет развивать более тонкие движения пальцев, позволяющих человеку работать с мелкими предметами. Именно эту возможность управляться с мелкими предметами и называют мелкой моторикой.
Проведено множество исследований детскими психологами, логопедами и педагогами, которые помогли выявить прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и развитием речи: речь ребёнка развивается хорошо, если хорошо развиты движения пальцев. И наоборот, если движения пальцев неуверенные, вялые, то очень часто наблюдаются и проблемы с развитием речи.
Взаимосвязь речи и мелкой моторики кисти объяснима историческим развитием человека, а также с точки зрения анатомических особенностей строения головного мозга человека.
Язык наших самых далёких предков был далеко не так богат и разнообразен. Люди в основном общались с помощью жестов и звуков, подобных зову животных.
Постепенно развивались способности людей выполнять более мелкую тонкую работу руками, а, следовательно, развивалась и увеличивалась площадь мозга, отвечающая за эту способность.
Анатомические исследования мозга помогли выявить тот факт, что треть коры головного мозга человека отвечает за двигательные функции кисти руки. В непосредственной близости расположены зоны коры головного мозга, отвечающие за речь.
Все знают о пользе пальчиковых игр, но задумывался ли кто-то, что конкретно развивают эти игры? Игры с пальчиками способствуют развитию внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, памяти и речи. Согласитесь, внушительный набор!
Попробуем разобраться, когда начинать занятия с малышом. Рассмотрим развитие ребёнка в каждом возрасте, чтобы понять, какие занятия на моторику будут наиболее эффективны.
От рождения до 3 месяцев
В первые месяцы жизни малыш спит около 20 часов в сутки и совсем немного бодрствует. Кажется, что малыш совершенно не осознаёт, где он и что с ним происходит. Тем не менее он уже фокусирует взгляд на ярких предметах, понимает интонацию голоса.
В этом возрасте кисти ребёнка, как правило, сжаты в кулачки, и он постепенно познаёт азы крупной моторики: учится хватательным движениям, тянется к игрушкам, которые раньше разглядывал, трогает игрушки. Упражнения для развития моторики в столь раннем возрасте заключаются в лёгком массаже кистей рук и пальчиков малыша.
От 4 до 6 месяцев
До 3 месяцев ребёнок – наблюдатель. Начиная с 4 месяца жизни, он тянется к игрушкам ручками и ножками, может перекатиться к заинтересовавшему его предмету. Расширяется набор подвластных ему движений.
Разговоры о развитие мелкой моторики малыша начинаются как раз в этом возрасте. Производители детских игрушек предлагают массу интересных вариантов: музыкальные, разных форм и размеров, с разнообразными поверхностями.
Всё это действительно помогает развить мелкую моторику.
В этом возрасте ребёнка учат играть в «Ладушки», которые помогают ему научиться координировать свои ручки и ножки, вовремя хлопать в ладошки, топать ножками:
Ладушки, ладушки, Испекли оладушки, На окно поставили, Остывать оставили. Остынут – поедим И воробышкам дадим. Воробышки сели, Все оладьи съели. Кыш, кыш – полетели! На головку сели.
Крупная моторика ребёнка постепенно развивается, и у него уже получается самостоятельно сидеть, ползти. Параллельно появляются более чёткие звуки в речи, гуление
Прекрасным тренажёром для мелкой и крупной моторики для деток от 5 месяцев станет пирамидка: надеть колечко на стержень далеко не так просто!
Чтобы помочь малышу расслабить кулачки и раскрыть ладошку, нужно играть с ним в «Сороку-ворону»:
Сорока-ворона кашку варила (круговыми движениями проводите указательным пальцем по ладошке ребёнка – «каша перемешивается»), Кашку варила, деток кормила.
Этому дала (отогните большой пальчик), И этому дала (отогните указательный пальчик), Вот этому тоже дала (отогните средний пальчик), И этому дала (отогните безымянный пальчик), А вот этому – не дала! (отогните мизинец, пощекочите ладошку) Ты кашу не варил, дров не рубил, воду не носил – не дам тебе каши!
Самая актуальная и полезная информация для современных родителей — в нашей рассылке. С нами уже более 30 000 подписчиков!
От 7 до 9 месяцев
Малыш растёт и развивается с невероятной скоростью. Если до 6 месяцев он только осваивал разнообразные движения, то к 7 месяцам он обычно уже свободно ползает, сидит, учится вставать. Главная особенность движений в этом возрасте – они становятся целенаправленными. Малыш уже усвоил причинно-следственную связь.
Прекрасными тренажёрами для развития моторики являются мячи, книжки с разнообразными на ощупь поверхностями. Малыши разбрасывают игрушки, и мамы часто ворчат по этому поводу, хотя при этом малыш тренирует свою моторику.
Эффективным способом тренировки моторики могут стать подвешенные на верёвочке предметы разных форм и размеров: шарик, бусинка, палочка и другие. Хватая их, малыш понимает, что пальчики нужно располагать по-разному: чтобы ухватить и удержать мячик, ладошка должна быть открыта, верёвочку надо брать пальчиками, бусинку – только двумя пальцами.
Пирамидка из разноцветных стаканчиков, которые нужно вкладывать один в другой, или объёмные геометрические фигуры, которые нужно вставлять в подходящие по форме окошечки, всяческие механизмы, требующие кручения, верчения и других новых и трудных движений ручками – всё это позволит развить координацию ребёнка, а вместе с тем и мелкую моторику.
Игры с пальчиками не теряют своей актуальности:
Плыл карасик по реке (пальцы складываете щепоткой, руки вытягиваете и делаете волнообразные движения от плеча), И увидел щуку! Испугался (поднимаете руки вверх), А потом разжался (растопыриваете пальцы в стороны), В камыши закопался (опускаете руки, пальцы складываете щепоткой, поочередно каждой рукой копаете), Дрожал, дрожал, а щука-то уплыла! (трясёте кистями рук, как дрожит карасик, а потом снова волнообразные движения от плеча)
Игра на любом музыкальном инструменте – это прекрасный способ развить координацию, мелкую моторику и чувство ритма, поэтому смело вручайте ребёнку дудочку или бубен
От 9 месяцев до 1 года
Каких-то девять месяцев назад малыш только родился, его было страшно переворачивать на животик, а сейчас он уже вовсю ползает, пытается вставать и ещё много чего умеет делать самостоятельно. Но впереди ещё столько всего, чему нужно научиться!
Малыш учится ходить – тренирует свою крупную моторику, координацию. Поначалу это выходит довольно неуклюже, и на помощь приходят машины-каталки, за которые можно держаться и идти. Когда шаги становятся увереннее, малышам полезно гулять с игрушками-каталками на длинных ручках, которые они катят перед собой.
- Для развития мелкой моторики отлично подойдут развивающие книжки и коврики со множеством деталей (липучки, шнурки, кармашки), игрушки, которые нужно заводить ключом.
- Для тренировки навыка ходьбы подойдут подвижные игры: собирание игрушек, прятки, полоса препятствий, игра в кегли, игры с мячом, рисование специальными пальчиковыми красками, крупные пазлы.
- От 1 года до 3 лет
Дети развиваются стремительно, и к трём годам они должны уже очень многое делать самостоятельно, а, значит, тренировать крупную и мелкую моторику нужно практически постоянно. Существует множество программ раннего развития и обучения детей.
Какую выбрать – зависит от родителей и их возможности уделять малышу определённое количество времени.
Ясно одно: родителям необходимо заниматься физическим развитием своих детей – учить их лазить по шведской стенке, танцевать, прыгать, плавать, играть в футбол, кататься на велосипеде и самокате.
Невероятное количество игр и игрушек для развития мелкой моторики просто сбивает с толку родителей. Хочется купить все и сразу. Ребёнок растёт и игрушки должны быть более изобретательными. Один из вариантов – объёмные лабиринты, которые являются не просто игрушкой, но и логической головоломкой. Такие лабиринты помогают развить и мелкую моторику, и умственные способности малыша.
Множество игр с мелкими предметами можно найти на просторах интернета и в книгах. Можно смешать горох с фасолью или макароны разных форм и предложить ребёнку разобрать эту смесь.
Довольно часто малыши рвут книги. Мамы ворчат, а между тем малыш опять-таки тренирует мелкую моторику! Безусловно, книжки рвать совсем не нужно, а вот предложить крохе порвать лист бумаги на ленточки – отличный вариант для тренировки.
Простые и действенные способы развития мелкой моторики – наматывание клубка, лепка, рисование, вырезание ножницами, завязывание шнурков, нанизывание бусин, театр на пальчиках и многое другое.
Практически в любом возрасте остаются актуальными пальчиковые игры:
Мы делили апельсин (показываем кулачок), Много нас, а он один. Эта долька – для ежа (отгибаем большой пальчик), Эта долька – для чижа (отгибаем указательный пальчик), Эта долька – для утят (отгибаем средний пальчик), Эта долька для бобра (отгибаем безымянный пальчик), А для волка – кожура! (трясём ручками) Разозлился волк – беда. Разбегайтесь кто куда (разводим ручки в стороны).
К трём годам ребёнок уже хорошо развит – и физически, и умственно. Всё это результаты ежедневной тренировки крупной и мелкой моторики. Теперь малыш готов к новому этапу в своей жизни – к детскому саду.
Выберете ли вы одну из программ раннего развития или предпочтёте ориентироваться на способности и потребности своего малыша – выбор будет правильным, потому что вы мама, и только вам известно, какой путь станет лучшим для вашего ребёнка
Быстрая регистрация Получите 5% скидку на первый заказ!
Источник: https://lucky-child.com/blog/igry-dlya-razvitiya-melkoy-i-krupnoy-motoriki-po-vozrastam/