И «большой» спорт, и любительские тренировки требуют значительных энергозатрат малыша.
Как сохранить его здоровье, отличную физическую форму и облегчить путь к спортивным успехам? Спортивные врачи при работе с детьми и подростками, занимающимися в условиях экстремально высоких физических нагрузок, используют последние данные современных научных исследований.
Их рекомендации стоит применять и для успешного выполнения обычной школьной программы по физкультуре. Кроме того, MedAboutMe поговорил со спортивным директором Ильей Штебловым о правильных условиях для осуществления здорового тренировочного процесса.
Сохраняем здоровье детей, занимающихся в спортивных секциях
Выдающиеся спортивные результаты требуют достаточного и своевременного пополнения резервов витаминов, микроэлементов, аминокислот и омега-3 полиненасыщенных жирных кислот. Анализ результатов современных клинических исследований показывает важнейшее многогранное влияние витамина D на мышечную силу, выносливость, иммунитет маленького спортсмена, особенно в сочетании с витаминами К1 и К2.
Применение доппингов является незаконным способом стимуляции резервных сил организма.
К тому же, эта мера с течением времени приводит к значительным нарушениям работы многих органов и систем и, в конечном итоге, к досрочному уходу из большого спорта вследствие проблем со здоровьем.
В то время как обогащение рациона маленького спортсмена и дополнительный прием витаминов защищает ребенка: тренировки на фоне дефицита энергии затруднены и могут привести не только к низким результатам, но и травмам.
Рацион спортивного питания
Для адекватного прироста мышечной массы и восстановления мышечных клеток в меню каждого ребенка или подростка-спортсмена должны присутствовать белки, а именно, мясо — это азы диетологии.
Современные данные свидетельствуют о вреде высокоатерогенной диеты — высокое содержание насыщенных жиров повреждает строение структур мышечной клетки (митохондрий, саркоплазматического ретикулума), в результате чего снижается численность мышечных клеток, и, соответственно, объем мышцы в целом.
Поэтому диета спортсмена подразумевает высокое содержание антиатерогенных жирных кислот (омега-3) и минимальное количество «вредных» насыщенных жиров. Восстановлению нормального строения мышечной клетки может способствовать прием витамина D.
Воздействие витамина D на организм спортсмена
В настоящее время накоплено большое количество данных о значимости витамина D и о последствиях его дефицита. Хорошо изучено, что недостаток витамина ведет не только к выраженным клиническим проявлениям в виде рахита, но и менее ярким, но не менее серьезным последствиям. Холекальциферол (витамин D) является немаловажным фактором регуляции общего противоинфекционного иммунитета. Дети, дополнительно принимающие холекальциферол, достоверно реже болеют такими заболеваниями, как острые респираторные вирусные инфекции, туберкулез и гепатит. Снижение заболеваемости позволяет спортсменам меньше пропускать важные для них тренировки.
В 2013 году опубликованы результаты клинического исследования под руководством Гримальди А. С., в котором приняли участие 419 человек.
Более высокие уровни холекальциферола в сыворотке крови были связаны с большей мышечной силой в верхних и нижних конечностях.
Поддержание достаточного уровня холекальциферола (выше 30-40 нанограмм/мл) способствует не только улучшению функции скелетной мускулатуры, но и снижению времени восстановления мышц после тренировок высокой интенсивности.
Вопросы назначения витамина D у ребенка-спортсмена
Разумеется, необходимость назначения дополнительного приема холекальциферола, дозировку и режим приема определяет врач в каждом конкретном случае.
Однако, с высокой долей вероятности, прием препаратов будет назначен спортсменам с аномально низкими уровнями витамина D в крови, для чего проводится анализ крови.
Выраженность недостаточности холекальциферола находится в корреляции с антропометрическими параметрами спортсменов: чем больше объем жировой ткани ребенка и выше индекс массы тела, тем больше риск.
Является ли пребывание на солнце достаточным способом компенсации недостаточности витамина D? Этим вопросом озадачились исследователи во главе с Б. Петерсеном и понаблюдали за 71 лыжниками, в течение 6 суток тренировавшихся в условиях высокой инсоляции.
Инструментально-лабораторные данные показали, что вместе с повышением уровня холекальциферола, в клетках кожи обнаружены многочисленные повреждения структур ДНК.
Прием водорастворимого препарата витамина Д и применение солнцезащитных средств являются наиболее эффективными и безопасными средствами восполнения дефицита витамина, крайне необходимого для правильного функционирования скелетно-мышечной системы.
Комментарий эксперта
Илья Штеблов, спортивный директор международной сети детских футбольных школ «Юниор»
— Как обеспечить безопасность ребенка во время тренировок?
— Безопасность ребенка во время занятий носит комплексный характер и включает в себя множество аспектов. Безопасность во время тренировок не начинается со стартовым свистком тренера и не заканчивается с ее окончанием.
Важно и то, где дети переодеваются, какие условия в помещении, какая там температура, вентиляция, освещение и многое другое. Что же касается непосредственно тренировочного занятия, важна тщательная предварительная подготовка.
Нужно убедиться в целостности спортивного инвентаря, осмотреть поля для тренировки, прочность закрепления ворот и многое другое.
Важно понимать, что систематические ошибки в тренировочном процессе могут привести к травмам не мгновенно, но скажутся на здоровье ребенка потом. Например, на занятиях в нашей школе для детей 3-7 лет мы используем облегченные мячи уменьшенных размеров, хотя нередко приходилось видеть, что во многих других школах используют взрослые мячи пятого размера.
Непосредственно во время занятий, тренер обязан применять только те упражнения, которые подходят ребенку в соответствии с его возрастом. Например, на наших тренировках мы запрещаем тренерам давать детям упражнение на игру головой до достижения ими десятилетнего возраста. Чуть позже подобный запрет был принят, например, во всех американских футбольных школах и академиях.
— Насколько часто необходимо проходить плановый профилактический осмотр?
— Все учащиеся любых образовательных учреждений, будь то школа либо дошкольное учреждение, проходят плановый осмотр ежегодно. Но нужно учитывать, что регулярные занятия физической активностью серьезно влияют на развитие ребенка, в первую очередь физическое, поэтому рекомендуется проводить осмотры как минимум раз в полгода.
— Если ребенок готовился в течение длительного времени к важному соревнованию, а накануне заболел, какая тактика будет предпринята: оставить ребенка на больничном и найти замену или все же выпустить игрока, «накормив» его таблетками?
— Говоря «заболел», важно понимать, что даже легкие симптомы, готовы можно принять за обычную простуду, могут быть предвестниками куда более серьезных заболеваний и последующих осложнений.
В такой ситуации пичкать ребенка таблетками было бы большим риском.
Тем более, что даже сбив на время симптомы, мы не сможем вернуть ребенка в оптимальное функциональное соревнование за короткий срок, и выступление ниже своего уровня может быть воспринято ребенком болезненно.
Безусловно, нужно учитывать и статус того или иного соревнования. Да, во взрослом спорте неоднократно встречаются случаи выхода спортсмена на соревнования и с болезнями, и с травмами, причем с весьма серьезными.
Такое поведение атлета — спортивный подвиг, достойный похвалы, однако там и цена вопроса иная — мировые первенства или олимпийские старты, от которых у спортсменов, в том числе, зависят спонсорские контракты и многое другое. Пожалуй, в таком случае, с известными оговорками, «игра стоит свеч».
Если же речь идет о детских турнирах, то нужно понимать, что они являются лишь одной из частей подготовки юного спортсмена.
Пройдите тестВаша фитнес-мотивацияНе знаете, как мотивировать себя заняться фитнесом? Пройдите этот тест и выясните, что нужно для того чтобы полюбить его.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/detskie_bolezni/kak_podderzhat_zdorove_detey_pri_sportivnykh_nagruzkakh/
Детский стресс первоклассника – как помочь малышу адаптироваться к школе?
Поступление ребёнка в первый класс – неизбежный для каждой семьи и достаточно критический момент, который нарушает привычный ход вещей и заставляет всю семью приспосабливаться к новым условиям, утверждают психологи.
Для разных семей он проходит по-разному, но это всегда непросто. Большинство первоклассников поступают в школу из детского сада, где был очень спокойный режим – с ними играли в игры, водили на прогулки, они спали днём.
А в школе маленькие дети резко оказываются в совершенно другой обстановке, где будут вынуждены работать в напряжённом режиме нескольких уроков в день с совсем небольшими перерывами, и к ним начнёт применяться новая система требований, к которой они не привыкли.
Кроме этого, маленький первоклассник попадает в совершенно новый коллектив детей и взрослых, в котором ему нужно установить контакты и найти своё место.
Опыт родителей, практических психологов и школьных учителей показывает, что не все дети готовы к этому. Для многих первоклассников, и особенно шестилеток, социальная адаптация оказывается очень трудна, в основном из-за того, что личность ребёнка, способная слышать, понимать и подчиняться школьному режиму, нормам поведения и обязанностям, ещё не сформировалась.
Именно поэтому многие первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, плохо воспринимают школьный материал и с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение.
И, конечно же, начинают часто болеть. В первые недели и месяцы школьного обучения особенно часты жалобы детей на усталость, головную боль, они становятся раздражительными, капризными, плаксивыми, истеричными.
Снижается аппетит, дети теряют в весе, плохо спят.
У многих детей в это время формируется устойчивое чувство страха перед посещением школы (вплоть до повышения температуры каждое утро), нежелание ходить в школу, отрицательное отношение к одноклассникам и учителям, негатив и страхи, связанные с недостаточными способностями.
Все эти симптомы носят названия «адаптационная болезнь», «школьный шок» и «школьный стресс».
Три группы первоклассников
Период адаптации ребёнка обычно длится от 3 недель до полугода и дольше.
Это зависит от множества факторов: характера ребёнка, уровня сложности школьной программы, степени подготовленности ребёнка к школе.
Чтобы приспособиться к новым условиям, понадобятся силы время и, конечно, большое внимание и любовь со стороны близких. По степени адаптированности детей условно принято разделять на три группы.
Первая группа – это дети, которые адаптируются в первые недели обучения. Они быстро вливаются в коллектив, принимают новые правила и с лёгкостью заводят друзей. При этом они спокойные, дружелюбные и послушные. И уже ко второму месяцу обучения в школе эти дети полностью адаптированы к своей новой роли, новым требованиям и новому режиму.
Вторая группа – это дети с более длительным периодом адаптации.
Они не могут принять новую ситуацию обучения и общения с учителем, часто не слушаются, играют на уроках, выясняют отношения с товарищами во время занятий, не слышат, что им говорят, не реагируют на замечания учителей или уходят в слезы и обиды. Реакции таких детей становятся адекватными примерно через полгода обучения.
И третью группу составляют «трудные» дети.
Они дольше всех не могут примириться с происходящим в школе, резко негативно ведут себя, открыто проявляют отрицательные эмоции или, напротив, положительные, такие как громкий смех во время урока, специально провоцируют учителя, почти не усваивают или усваивают с огромным трудом учебную программу. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя, и если дети из первых двух групп адаптируются со временем самостоятельно, то детям из третьей группы требуется внимание и помощь взрослых и детского психолога.
Типичные проблемы первоклассников
Хроническая неуспеваемость
Часты случаи, когда неуспеваемость ребёнка по основным предметам в школе связана с отношением родителей. Например, ожидание и даже требование от ребёнка только хороших оценок и демонстративное недовольство тем, что он с чем-то не справляется.
Ребёнок становится «хорошим», когда у него получается, и «плохим», когда приносит плохие отметки.
Многие родители при этом уверены, что это правильное воспитание и таким образом они стимулируют ребёнка лучше учиться, но на самом деле под влиянием такого оценочного поведения у первоклассника снижается уверенность в себе и повышается тревожность, возникает дополнительный страх вызвать недовольство домашних.
Это приводит к волнению, ухудшению его концентрации и дезорганизует его при выполнении домашних заданий, что приводит к неудаче в школе. Каждая новая неудача вызывает осуждение дома, тревожность нарастает, и получается замкнутый круг, в котором ребёнок может начать бояться проявлять себя и привыкает к роли неудачника. У таких детей неуспеваемость становится хронической.
Как правильно поступать: не реагируйте слишком эмоционально на плохие и хорошие отметки своего ребёнка. Ругать его за неудачи и хвалить за успехи – не та практика, которая поможет ему сейчас. Ему нужна ваша добрая поддержка во всем, чтобы он смог нормально адаптироваться и войти в ритм обучения, на который он действительно способен.
Уход в себя
Это ситуация, когда ребёнок формально присутствует на уроке, но в то же самое время будто бы отсутствует. Он не воспринимает материал, не слышит и не выполняет задания учителя.
При этом это не связано с тем, что его внимание занято посторонними занятиями и предметами, скорее, это уход в себя и в свой внутренний мир, в воображение и фантазии.
Такое часто бывает с детьми, которые не получают достаточного внимания и любви дома, и, не находя поддержки во внешнем мире, они склонны уходить в лучший, вымышленный.
Что нужно делать: чаще всего в такой ситуации родителям необходимо пересмотреть в целом свои отношения с ребёнком, постараться уделять ему больше внимания, интересоваться его играми, играть вместе с ним, разговаривать с ним, стараться не оставлять его надолго одного.
Негативные выходки
Демонстративно негативное поведение, специально для того, чтобы позлить взрослых, получение удовольствия от совершения чего-то запретного, нарушения общего порядка, вызывание на себя гнева со стороны учителей, срывание уроков.
На таких детей часто жалуются не из-за неуспеваемости, а за плохое поведение и нарушения дисциплины. При этом взрослые наказывают его, но парадоксальным образом для такого ребёнка это действует как поощрение и стимулирует его продолжать вести себя именно так.
Такое поведение характерно для детей с повышенной потребностью во внимании. Позитивным образом привлечь повышенное внимание взрослых проблематично, поэтому они привлекают негативным и испытывают удовлетворение, когда это у них получается.
На самом деле истинное наказание для таких детей – лишение внимания. Имеет смысл при реакции на выходки такого ребёнка это учитывать.
Как правильно поступать: как и в предыдущем случае, лучшим вариантом для родителей здесь будет пересмотреть свои отношения с ребёнком, понять, где они потеряли с ним связь и не уделяли ему достаточного внимания дома. И, конечно, лучший рецепт – ласка, любовь, понимание и приятие.
Вербализм
Высокая степень развития речи при задержке мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и чаще всего связан с прикладыванием родителями больших усилий к тому, чтобы ребёнок быстрее научился хорошо говорить – читать книжки, стихи, сказки, выступать с этим перед взрослыми и так далее. При этом развитие образного и логического мышления отстаёт.
Бойкая речь и чёткие ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые постоянно поощряют за это ребёнка, и у него формируется высокая самооценка при достаточно средних способностях к решению более глубоких логических или образных задач. Естественно, в школе это вызывает трудности.
Не понимая, в чем причина, родители склонны винить ребёнка за неуспешность – «ты же умный, почему ты не понимаешь?» – и заставлять ребёнка больше заниматься, вызывая у него неуверенность и тревожность.
А это, как уже было описано выше, приводит к хронической неуспеваемости и страху перед школой.
Как правильно поступать: необходимо уделять больше времени развитию мышления ребёнка. Заниматься с ним музыкой, рисованием, конструированием, лепкой. Основная тактика здесь: сдерживать речевой поток и стимулировать продуктивные виды деятельности.
Постоянные заболевания
Одно ОРВИ сменяет другое, у него или неё болит то голова, то живот, странные дерматиты и высыпания, ребёнок становится капризным, плаксивым, плохо спит.
При выполнении домашних заданий он хочет есть, спать или у него что-то болит, при этом в период выходных или каникул, когда он играет в компьютер или с друзьями, никаких недомоганий не проявляется.
Причина здесь одна – ребёнок не хочет ходить в школу. И его организм с ним полностью согласен.
Что нужно делать: постоянно оставлять ребёнка дома и лечить одно его психосоматическое заболевание за другим – плохая тактика. Этим можно очень серьёзно подорвать детское здоровье.
Придётся выяснить – что именно вызывает нежелание вашего ребёнка идти в школу? Это не сложившиеся отношения с одноклассниками или неуверенность в себе, страх перед получением негативных оценок или предпочтение своего внутреннего мира и привычного домашнего одиночества шумному внешнему миру школы, в который он никак не может вписаться – докопаться до истины имеет смысл. Не бойтесь в таком случае обратиться к школьному или независимому детскому психологу.
Лень
Обычно под тем, что учителя и родители называют ленью ребёнка, скрывается сразу несколько совершенно разных процессов.
Неуверенность в себе – «я не буду делать, потому что у меня все равно не получится», но так как делать заставляют – «я буду оттягивать всё настолько, насколько смогу». Этот процесс легко распознаётся, если в ситуациях, не связанных с обучением, ваш ребёнок обычно шустрый и не медлительный.
Фото с сайта malinalife.ru
Как правильно поступать: прекратить обвинять его за неудачи и, возможно, пересмотреть своё отношение к этому, потому что, если вы умолчите искусственно, ребёнок все равно считает ваше осуждение по невербальному каналу.
Особенности темперамента – возможно, ваш ребёнок трудится добросовестно, просто он делает это по-своему и несколько медленно, а родителям кажется, что ему лень шевелиться, они начинают его подгонять, раздражаются и проявляют недовольство. Ребёнок при этом чувствует, что он не нужен, что он «не такой».
Как правильно поступать: если ваш ребёнок медлителен в целом, вы не поможете ему ничем, подгоняя его. Это может измениться со временем, а пока примите его темперамент и, если нужно, останавливайте учителей, которые пытаются слишком подгонять его.
«Я не знаю, как делать» – и высокая тревога, связанная с этим чувством, иногда расценивается родителями как лень. Например, ребёнок никак не напишет фразу, потому что он глобально не уверен, как и что надо писать. Почему он боится уточнить – это следующий вопрос. Но из-за того, что он всё время не уверен, он увиливает от любого ответственного действия или бесконечно оттягивает его.
Как правильно поступать: выяснить, чего он так боится. Сделать неправильно или задать вопрос? Почему он этого боится? Не требуете ли вы от него слишком много? Не осуждаете ли вы его?
Избалованность – ребёнок ленится, потому что не приучен к дисциплине и привык делать только то, что ему нравится.
Как правильно поступать: только в этом случае метод заставления действительно работает.
Общие рекомендации
В первые дни и недели первоклассника в школе самое лучшее, что вы можете сделать – помочь ребёнку поверить в себя и в свои силы. Проявите интерес к нему, к его школе, к его классу, спрашивайте его о том, как прошёл его день, что ему понравилось, а что нет. Очень полезно ребёнка просто послушать.
Не критикуйте ребёнка, когда он плохо пишет, читает, считает, когда он неаккуратен. Вы сможете это делать позже, но сейчас критика, и особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
Учитывайте темперамент вашего ребёнка. Медлительные дети испытывают трудности с требованием быстро выполнять школьные задания, активным детям трудно долго сидеть на одном месте. Дайте ему пространство и место для восстановления.
Активным детям после школы, возможно, нужно поорать и побегать на улице, медлительным – просто посидеть в своей комнате и поиграть во что-то привычное.
Не усаживайте активных детей за уроки сразу после школы и не торопите к выполнению домашних заданий медлительных.
Хвалите ребёнка не только за хорошие оценки. Плохие воспринимайте философски и передавайте такое отношение и ребёнку.
Не сравнивайте своего ребёнка с другими – любая форма сравнения не приведёт ни к чему хорошему. Сравнивать можно только прежние его успехи с нынешними.
Уделите особое внимание диете ребёнка в период школьного стресса. Рацион должен быть максимально разнообразным и содержать много витаминов и полезных веществ. Давайте ему больше свежих овощей, фруктов и соков.
Независимо от того, насколько далеко находится школа от дома, даже если на соседней улице, а вы крайне заняты, по отношению к ребёнку будет несправедливым и неправильным заставить его с первых дней ходить в школу самостоятельно.
Отводите его в школу и встречайте его.
Во-первых, такому маленькому ребёнку требуется время, чтобы запомнить маршрут, а во-вторых, на фоне других детей, которых приводят и уводят из школы родители, он будет чувствовать себя также защищенно и уверенно.
Надеемся, что эти небольшие советы смогут облегчить вам жизнь. Удачного вам первого учебного года!
Читайте Informburo.kz там, где удобно:
Источник: https://informburo.kz/stati/detskiy-stress-pervoklassnika-kak-pomoch-malyshu-adaptirovatsya-k-shkole.html
Проблема стресса и адаптации у детей
- Елена Александровна Полуэктова, врач, кандидат медицинских наук:
- – Мы предоставляем слово Акарачковой Елене Сергеевне с докладом на тему «Проблемы стресса и адаптации у детей».
- Елена Сергеевна Акарачкова, доктор медицинских наук:
– Добрый день, уважаемые коллеги! И сейчас от проблемы акушерско-гинекологической мы переходим к вопросам, которые являются вытекающими и следующими, это дети и подростки.
И сразу бы хотелось отметить, что проблема стресса в детском возрасте столь же актуальна, что и во взрослом, потому что дети – это наше будущее, будущее нашего общества. И правильное преодоление стрессов, правильная адаптация закладывается, безусловно, в детском и подростковом возрасте в семье и так далее.
Все мы это с вами сегодня обсудим. И, безусловно, есть определение понятия стресса, оно было дано известным ученым Гансом Селье, и на слайде оно представлено. Очень важно, что с точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой человек сталкивается.
Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или адаптации.
В настоящее время физиологический ответ на стресс – это универсальная форма общего адаптационного синдрома, рассматривается как аллостерический процесс, то есть процесс, который регулируется механизмами обратной связи, и этот процесс модулирует активность гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси и вегетативной нервной системы для защиты и адаптации организма к стрессу с помощью различных приспособительных реакций. И здесь очень важный момент: не только на системном уровне, но и на клеточном уровне, потому что именно на клеточном уровне начинаются все процессы адаптации или дезадаптации.
Все негативные жизненные события, которые встречаются в жизни у детей и подростков, вызывают и физическое, и психическое неблагополучие, недомогание у указанной группы населения и снижают их способность к самоконтролю.
Очень важно, что для многих детей эмоциональные и другие стрессы, опять-таки неважно положительные они или отрицательные, могут мешать нормальному психологическому и социальному развитию, что в итоге приводит к последствиям, которые могут быть, в том числе, и долгосрочными, соответственно повышается частота использования медицинских ресурсов, а это диктует разработку мероприятий по повышению стрессоустойчивости в столь раннем детстве и юношеском возрасте.
Не всегда получается распознать не только родителям, но и врачам, когда ребенок пребывает в состоянии стресса. Однако можно выделить ряд признаков, которые могут подсказать, что при их появлении ребенок находится в состоянии стресса, и их обязательно нужно учитывать.
Это так называемые маркеры в виде перепадов настроения, нарушения сна, ночного недержания мочи, это может быть физический дискомфорт, в том числе боли в животе и головные боли, проблемы с концентрацией внимания, что негативно будет сказываться на успеваемости.
Ребенок может стать замкнутым или много времени проводить в одиночестве, избегать контактов и так далее, и так далее, изменяется его поведение.
Очень важно, что в разном возрасте появляются свои особенности в изменении поведения. Например, дети младшего возраста приобретают новые привычки: грызут ногти, трясут ногами, некие такие подергивания в ногах, могут сосать пальцы, накручивать волосы, ковырять в носу, кусать губы и так далее.
У старших детей появляются некие элементы измененного поведения. Они могут начать лгать, запугивать, бросать вызов окружающим, в том числе и представителям власти. У них появляется некая такая агрессивная реакция. У ребенка со стрессом могут быть кошмары и страхи.
Очень важно, что эти изменения возникают под влияние разных воздействий, которые имеют место не только в жизни взрослого человека, но и ребенка. Поэтому потенциальными источниками стресса у детей являются как школьные, так и социальные проблемы.
Это не только начало и конец учебного года, экзамены, собеседования, но это также резкие перемены в распорядке дня, это расставание с близкими друзьями, которое тоже является стрессом для ребенка, переезд семьи, давление со стороны сверстников и, конечно же, чрезмерное увлечение компьютерными играми, и особенно агрессивными.
У дошкольников, у малышей даже расставание с родителями, а именно посещение садика или яслей может стать стрессом и вызвать беспокойство.
Стрессы у детей усиливаются не только на те события, которые происходят в их собственной жизни, но и конфликты среди взрослых, окружающих их взрослых. Это ссоры и разводы, проблемы с работой, финансовые проблемы семьи, болезни.
Стрессы у родителей и, особенно, у матери оказывают ключевое влияние на жизнь ребенка, на его представления о семейной жизни и модель его будущей семьи во взрослой жизни.
Стрессы могут быть вызваны теми мировыми новостями, которые дети видят и слышат, потому что у ребенка появляется беспокойство о собственной безопасности и безопасности людей, которых он любит.
В последние годы большое значение придается экологическим стрессам.
Это то, что окружает человека и ребенка, в частности: вода, воздух, атмосферное давление, температура этого воздуха, чистое продовольствие, воздействие токсинов и так далее, что является тоже общим сильным фактором стрессорного воздействия.
Безусловно, механизмы адаптации к стрессам у детей и подростков отличаются от взрослых и в первую очередь они несовершенны. Стрессовые события могут ухудшать самоконтроль, особенно у подростков.
При этом связанное со стрессом импульсивное поведение может истолковываться неправильно, и может выставляться вплоть до такого диагноза как дефицит внимания и гиперактивность.
У 10-25% детей при длительном и многократно повторяющемся стрессе развиваются или обостряются хронические заболевания внутренних органов. Это известные факты, это встречается и у взрослых людей, так называемые психосоматические заболевания и так далее.
Но очень интересным фактом явились результаты исследований за последние годы, которые показали, что переживание стрессов в детстве негативно влияет на состояние сердечно-сосудистой системы уже в зрелом возрасте, увеличивая риск сердечно-сосудистых осложнений на 30 и более процентов.
Необходимо помогать ребенку, который находится в состоянии стресса. Важно выявить и постараться ликвидировать причины стрессового состояния.
Для этого в помощь и врачам, и родителям существует так называемый лечебно-профилактический комплекс, который включает в себя тесный контакт не только врача и ребенка, но также еще участие и внимание родителей.
И эта большая психологическая, социальная проблема, которая должна обсуждаться, по мнению многих исследователей и практикующих врачей, более комплексно с участием родителей и всех членов семьи, с которыми ребенок проживает.
Соблюдение режима сна и отдыха, регулярная физическая активность и адекватное питание – это те четыре титана, на которых базируется психосоматическое здоровье ребенка, подростка и, соответственно, будущего взрослого человека.
Обязательно должно быть соблюдение режима труда и отдыха, и сна в первую очередь, потому что стрессы очень часто приводят к нарушениям сна и, собственно, нарушения сна сами являются факторами по снижению стрессоустойчивости.
Очень важно, чтобы ребенок знал, что у него есть спальное место, где он спит, где он не играет, не ест, не учит уроки, а именно спит. Ночной сон должен быть непрерывным желательно. Чем младше ребенок, тем продолжительность его ночного сна выше, потребность в дневном сне может формироваться.
Очень частой проблемой является изменение суточных ритмов у подростков, когда они поздно засыпают и поздно просыпаются, но при наличии необходимости вставать рано утром это приводит уже к другим психофизиологическим последствиям, которые могут быть сопряжены со снижением концентрации внимания. И это может приводить к печальным последствиям, в том числе и к аварийным ситуациям.
Причин для нарушения сна может быть большое количество, в том числе это могут быть и органические нарушения, и неврологические заболевания, что требует безусловной консультации специалистов, неврологов в том числе. И важно обращать внимание на то, что нарушения сна могут быть вызваны приемом разных лекарственных препаратов и наркотических средств, которые, к сожалению, принимаются подростками.
Регулярная физическая активность – это обязательный компонент лечебно-профилактического комплекса по повышению стрессоустойчивости. Циклические смены умеренной и интенсивной нагрузки, так называемые интервальные тренировки с частотой от 3 до 7 дней в неделю.
Важно, чтобы любая нагрузка строилась по принципу: разминка 10-15 минут в легком, умеренном темпе, 20-30 минут активных нагрузок и 10-15 минут так называемая «заминка» в легком темпе.
Важно сочетание этих физических нагрузок ритмических с занятиями релаксационной направленности с частотой 1-2 раза в неделю, которые позволят укрепить опорно-связочный аппарат, особенно у детей с синдромом дисплазии соединительной ткани.
Очень важно помнить, что физкультура физкультурой, но она должна подкрепляться правильным питанием.
И ребенок за час-полтора должен принимать пищу до занятий и через час после занятий у ребенка также должен быть полноценный прием пищи, сбалансированный по питательным веществам.
И если проходит более полутора часов от последнего приема пищи, такой ребенок не допускается к физической нагрузке во избежание последствий метаболического стресса, обмороков и так далее.
Очень важно, что проблема постоянного ухудшения качества и состава современной пищи, негативно влияющей на организм, определяет тот факт, что отсутствие здоровой пищи мощно снижает стрессоустойчивость по сравнению с другими перечисленными мною факторами.
Здесь в таблице представлены те соотношения, которые приняты в нашей стране и в ВОЗ по возрастам и по основным пищевым веществам: белки, жиры, углеводы.
Хочется отметить, что Всемирная организация здравоохранения обращает внимание на меньшее количество углеводов в соотношении с жирами и белками, у нас чуть побольше, но все-таки хотелось бы, чтобы по возрастам вот эта тенденция сохранялась, потому что все это определяет еще в итоге и калорийность, и сбалансированность рациона.
В так называемом современном «образе питания» наиболее уязвимым оказалось обеспечение должным количеством минералов и микроэлементов. И в этом отношении лидером стал дефицит магния. Больше всего страдает его поступление у современных людей и, в частности, у детей и подростков.
Ранние признаки – это беспокойство, повышенная возбудимость и раздражительность, усталость и даже депрессия.
А магний является эссенциальным микроэлементом, он определяет нашу стабильность клеточной мембраны, потому что магний является конкурентом кальция, и магний является внутриклеточным элементом и стабилизирует клеточную мембрану, не давая развиваться избыточным возбуждающим эффектам кальция при поступлении его в клетку. Также большая часть магния локализуется в митохондриях, потому что это необходимо для выработки энергии, которая нужна нам практически для всех процессов, протекающих в нашем организме.
Еще очень важный фактор, что во время стресса и ишемии, это универсальный процесс перевозбуждения клеток и рецепторов через воздействие глутамата на NMDA-рецепторы, магний стабилизирует NMDA-рецептор, не дает избыточно ему перевозбуждаться.
И при дефиците магния или при его недостатке кальций спокойно проникает через возбужденную клеточную мембрану, и тем самым повышается внутриклеточное увеличение свободных радикалов, разрушение клеточных мембран и разрушение непосредственно самой клетки.
В общем, это и лежит в основе любого патологического процесса под названием смерть клетки при стрессах и ишемии. Как я уже сказала, эти процессы являются универсальными.
И в этой связи последние годы установлено, что именно нарушение соотношения гомеостаза кальций-магний внутриклеточных и внеклеточных взаимоотношений приводит к тому, что так называемый дисгомеостаз этих микроэлементов лежит в основе формирования избыточной гиперактивности гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, что, собственно, приводит к тому, что даже незначительные стрессовые воздействия могут приводить к симпатоадреналовой активации. Это приводит еще к большему повышению уровня кальция, что сопровождается опять-таки еще большим снижением уровня магния внутриклеточно и, соответственно, нарушением нейромедиаторного баланса, в частности адреналина и серотонина. И в этой связи магний рассматривается как микроэлемент, дефицит которого индуцирует тревогу и дисфункцию гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси, что снижает стрессоустойчивость.
При дефиците магния нервная система всегда перевозбуждается, происходит неадекватная трата энергии. Это приводит к формированию воспалительных процессов, нарушению обменных процессов в клетке, и клетки становятся склонны к повреждениям, разрушениям и смерти.
Важно, что у детей при снижении содержания магния значительно выше индекс массы тела и процент содержания жира, а также появляется склонность к повышению артериального давления, растет содержание холестерина и формируется резистентность к инсулину, и это все ведет к ожирению и так далее, и так далее. И вот эти данные – это результаты международных исследований по оценке влияния магния на состояние психосоматического здоровья детей и подростков и последствий, к которым приводит дефицит магния.
Причин дефицита магния достаточно много, и среди них можно выделить три. Первая – это неправильное питание.
И, безусловно, так как магний мы получаем с пищей, та пища, которая является «фаст-фудом», та пища, которая содержит большое количество поваренной соли, в том числе и скрытой, а также те продукты, которые являются психостимуляторами, психоактивными веществами, которые активно употребляются подростками и людьми до 30 лет, формируют дефицит магния.
Очень важно, что и глутамат, и аспартат – это основные пищевые добавки, которые входят в большинство полуфабрикатов и «фаст-фудов», они нарушают усвоение магния из пищи и усиливают его потери, что, соответственно, проявляется изменением эмоциональной активности.
Второй причиной можно назвать все сезонные колебания, которые встречаются у детей и подростков. Было выявлено, что дефицит магния наиболее усиливается в период с ноября по март.
И стресс является как причиной дефицита магния, так и его следствием.
Для того чтобы восполнить дефицит магния, необходимо назначать исключительно биоорганические соединения магнийсодержащие, потому что неорганические соли, которые на слайде представлены в левой половине, они не дотируют магний, максимум – это 5% усваивается.
Из биоорганических солей хочется отметить, что наибольшей активностью обладает пидолат магния, а на втором месте идут цитрат, лактат и оротат.
Но что очень важно – как только в комплексном препарате появляется так называемая группа магнезиофиксаторов (магнийпротекторов), то усвоение магнийсодержащей биоорганической соли повышается в десятки раз. И в этом отношении природа подарила нам витамин В6, который является самым мощным магнезиофиксатором.
Потому сочетание пидолата магния и пиридоксина (витамин В6) – это Магне В6, ампульная форма, питьевой раствор. Он разрешен к применению с года. Цитрат магния в сочетании с витамином В6 (Магне В6 форте) разрешен с 6 лет.
Очень важно, что для профилактики стресса с конца ноября по начало апреля, когда отмечается наибольший дефицит магния, прием данного препарата способствует улучшению настроения и внимания, памяти, успеваемости, самочувствия детей и уменьшаются проявления стресса и вегетативной дисфункции на этот стресс.
Длительный прием цитрата магния от 6 месяцев и более является рекомендованной формой в превентивном лечении головных болей у детей, и в частности мигренозных головных болей, провокатором которых часто служит стресс.
Мы можем также рекомендовать Магне В6 в лечении детей, которые находятся в состоянии стресса. В данной таблице представлены нормы суточного потребления в среднем по жителям нашей страны от детей до мужчин и женщин уже половозрелых.
И самое главное – это двух-трехразовый прием не менее чем в течение месяца, а порой и больше, потому что чем старше человек, тем потребность в обеспечении магнием возрастает.
И если мы говорим о детях и подростках и людях до 40 лет, достаточно одного-двух месяцев, люди более старшего возраста – это более длительный прием.
Очень важно, чтобы прием магнийсодержащих препаратов проводился с 9 часов утра до 6 часов вечера, потому что в этот период магний лучше всего усваивается, и никакие другие микроэлементы не могут помешать в его усвоении белками из желудочно-кишечного тракта.
Таким образом хотелось бы сделать некое заключение. Очень важно, что проблема стресса и психического напряжения актуальна не только для взрослых, но и для детей и подростков. Стрессы могут быть и «хорошими», и «плохими», но они всегда влияют на состояние ребенка и определяют риск развития хронических заболеваний.
Лечебно-профилактические мероприятия, которые направлены на повышение стрессоустойчивости, основаны на молекулярно-клеточных магнийзависимых патогенетических механизмах формирования стресса и последствий дефицита магния.
Данные препараты – Магне В6 и Магне В6 форте – необходимы как для профилактики, так и для терапии стресса и последствий у детей и подростков.
Они восстанавливают содержание магния, тем самым напрямую нормализуя клеточный метаболизм и энергообеспечение, а также нейромедиаторный обмен, что приводит к восстановлению и повышению функциональных резервов организма, формирует физиологические условия для протекания процессов адекватной адаптации.
Источник: https://internist.ru/publications/detail/7186/
Как пережить адаптацию к детскому саду..
Памятка для родителей составлена педагогом-психологом из нашего детского сада. Адаптация — это процесс приспособления организма и психики к новым условиям. Отдавая ребенка в детский сад, помните, что ребенку надо дать время на то, что бы привыкнуть и приспособиться к новой обстановке и новому общению.
Выделяют три фазы адаптации:
1. Острая фаза, или период дезадаптации — в это время у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения сна, аппетита, нежелание ходить в детский сад.
2. Собственно адаптация — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, нормализуется поведение.
3. Фаза компенсации — дети начинают вести себя спокойно, с удовольствием ходят в садик. Ускоряется темп развития психических процессов.
Как выглядит адаптация?Родители должны понимать, что адаптация это не зло с которым нужно бороться, не проблема, это её решение, позитивный процесс подстройки человека к новым условиям.
Поскольку это процесс он должен проходить некие стадии, вы регулярно должны видеть движение.
Если процесс никак не меняется на протяжении 2-3 недель значит есть проблема, механизм адаптации не справляется со своей задачей.
К большому сожалению родителей определить заранее как у ребенка пройдет адаптация невозможно. Дети активные, оптимистичные, общительные могут также тяжело проходить этот период как и нежные и стеснительные.
Нельзя выделить какие-то черты характера у 2-3-4 летних детей по которым можно дать верный прогноз чего же ожидать родителям в этот период.
Для каждого ребенка этот процесс очень индивидуален и зависит от возраста, состояния здоровья, от особенностей нервной системы, типа детско-родительского взаимодействия и др.
Адаптационные процессы затрагивают все сферы жизни — аппетит, ночной сон, утомляемость, восприимчивость к новой информации, психическая лабильность, гибкость реакций, устойчивость к раздражителям. Ребенок может вполне весело проводить время в саду, с радостью бежать туда после выходных, но дома стать капризным, раздражительным, «тормозным» — это тоже форма адаптации.
Для каждого ребенка этот процесс будет очень индивидуальным. В целом можно сказать, что у человека, и у ребенка в частности, активный адаптационный период к изменениям подобного масштаба длится до 2-х месяцев и до 6 месяцев может идти остаточный (не заметный невооруженному взгляду) период. Внутри этих 2-х месяцев у разных детей процесс может протекать по-разному, но можно условно, очень приблизительно выделить некоторые основные группы.
Активная адаптация.
Сопровождается бурной эмоциональной реакцией. Ребенок плачет при расставании с мамой, нервничает, переживает, отказывается завтра идти в садик. Хоть такая адаптация может вас напугать, но это вполне нормально. Бурная эмоциональная реакция при нормальном протекании процесса может длиться до 2-х недель.
Отложенная адаптация
Ребенок с удовольствием и радостно идет в садик. Легко прощается и бежит в группу. Такая реакция может быть от 3-х дней до 3-х недель. Далее может наступить резкая смена настроения, ребенок скандалит, отказывается идти в сад. Около 35-40% детей адаптируются именно таким образом.
- Пассивная адаптация
- Проваленная адаптация.
- Если состояние ребенка не меняется (или ухудшается) в течении 1-2 месяцев обязательно обратитесь за помощью к психологу.
Протекает не за счет психического ресурса, а за счет соматического. Ребенок может спокойно и даже радостно ходить в детский сад, но при этом появляются изменения в других областях. Поэтому внимательно следите за проявлением элементов пассивного соматического реагирования: аппетит, вкусовые пристрастия, повышенная утомляемость, изменения характера сна, скорость и качество усвоения новой информации, общая нервозность, капризность, привязанность к ритуалам, изменение стула (следите за запорами и в саду, обязательно интересуйтесь был ли у ребенка стул и какой).
Адаптация это процесс приспособления организма и психики к новым условиям. Бывает так, что человек не ко всем условиям может адаптироваться и виновен тут не организм и не протекание самой адаптации, а внешние обстоятельства к которым приходится приспосабливаться. В таком случае, надо менять условия к которым ребенок адаптируется.
Быстрая адаптация.
Самый редкий вид адаптации. Скорее всего это или отложенная адаптация или пассивная. Но если все же такое с вами случилось, считайте, что вам очень повезло.
Как уже говорилось выше, нормальная адаптация, не зависимо от того какого она типа, занимает до 2-х месяцев. За это время от своей острой фазы ребенок должен перейти к полной адаптации. Но даже пройдя этот период, смены настроения не избежать.
Возвращаясь в садик после болезни возможно придется начинать все заново,хотя не так остро и долго.
Как помочь ребенку во время адаптации к детскому саду?
Если вы решили отдать ребенка в детский сад, то первое, что необходимо, это ваша внутренняя уверенность в ваших действиях. Если родитель нервничает, не уверен, испытывает чувство вины, то это может сильно осложнить процесс адаптации, т.к. дети чувствуют и транслируют ваше состояние во вне! Если ваше решение основано на рациональной необходимости, то следует убедить себя в этом и общаться с людьми, поддерживающими ваше решение. Самое главное, родители должны быть спокойны, уверены в себе, в правильности того, что они делают. Именно по реакции родителя ребенок ориентируется что хорошо, что плохо, что приятно, что противно и что должно происходить, а что не должно. Если с ребенком происходит то, что должно, он проще и быстрее мирится с тем, что ему не очень нравится.
Чего не делать: | Что делать: |
Не отрицайте чувства ребенка. «Не бойся», «не плачь», «не расстраивайся» — вы говорите ребенку эти слова, желая ему добра, хотите, что бы он не испытывал эти неприятные чувства. Но он УЖЕ переживает это. Может ли человек перестать плакать только от того, что ему сказали «не плач»? Нет, он продолжит плакать. Чаще всего это усугубляет негатив ребенка. Мама говорит: «не плач, не бойся». Ребенок чувствует: «Я боюсь» и слышит: «я плохой, я трусливый, не оправдываю мамины ожидания». |
Посочувствуйте ребенку, обнимите его. «Я понимаю, что тебе страшно, но ты справишься», «Я вижу что тебе грустно, зайка, я тебе очень люблю». В этих словах ребенок услышит принятие и понимание, вашу поддержку. Поговорите с ребенком, когда он обеспокоен «Что тебя беспокоит, малек? Ты чего-то боишься? — Нет. — Тебе грустно? — …» Но не давайте малышу увлекаться себяжалением, мягко выводите его из плохого настроения, предлагайте новые идеи как можно справиться с тревогой. Если вы начинаете сравнивать с собой «я тоже …», «у меня тоже …», «мне тоже …», не увлекайтесь, иначе разговор получится не о ребенке, а о ваших проблемах. |
Не надо излишнего энтузиазма. «Там весело, чудесно, замечательно, игрушки, детки и т.п.». Излишняя воодушевленность может напугать ребенка, т.к. ему то лучше всего с мамой. Адаптация так или иначе сопровождается тревогой. Ребенку нужно время, что бы привыкнуть и начать радоваться. Придя в садик ребенок в первую очередь переживает разлуку с мамой, он не может начать радоваться и веселиться, когда понимает, что ее рядом нет. Получается, что вы его обманули. Доверие потеряно. |
Расскажите о «плюсах». Всегда и везде можно найти что-то положительное. Вы были в садике, в группе — расскажите о том, что вам понравилось, что показалось интересным. Если вы думаете, что вашего ребенка заинтересуют игры с другими детьми, новые игрушки, занятия — говорите об этом. |
Не сравнивайте сад с работой. Сравнивая сад с работой вы нагружаете ребенка лишней ответственностью и обязанностью. «Ты взрослый, теперь ты должен ходить в сад…». Если ребенок ходит в сад, то он однозначно не взрослый. «Взрослость» — довольно расплывчатое понятие, даже если вы говорите об этом с гордостью. Незрелая психика ребенка еще не способна понять суть «быть взрослым», зато легко может сформироваться убеждение, что быть взрослым это трудно и неприятно, слишком ответственно и тяготно. Вы рискуете затормозить развитие ребенка, пугая его такой «взрослостью».. |
Объясните как есть «Мама с папой ходят на работу, а за тобой должен кто-то присматривать, я же не могу оставить тебя дома одного. Поэтому мы идём в садик». Если у вас есть более интересное оправдание — излагайте его. Когда ребенок слышит честный уверенный ответ, он может не придет немедленно в восторг, но ему будет проще принять предлагаемые обстоятельства. Если уж вы хотите применить аргумент «взрослости». То подкрепите его какими-то явными и значимыми для ребенка преимуществами, которые оно даёт. Хотя это является аргументом для детей после 5 лет. |
Не обманывайте. «Я вернусь через минуточку», «тебе там обязательно понравится». Вообще никогда не говорите того, что не сделаете. Ребенок наверняка запомнит. Не стоит из-за страха слез терять доверие ребенка. Оно вам очень пригодится, когда придет время сказать, что наркотики — это вред. |
Говорите правду Говорить правду легко и выгодно. Вы не накопите огромным груз тревоги и вины перед ребенком. |
Не обсуждайте тему сада с другими членами семьи и знакомыми Если у ребенка трудно проходит адаптация, разговоры об этом могут быть для него очень болезненны. А если в ваших словах будет звучать много негатива, то он вообще не поймет, почему мама отдала его туда где плохо — это похоже на предательство. |
Просто пообщайтесь с ним, эмоционально, тепло Дайте ребенку разобраться самому нравится ему в саду или нет. Не навязывайте ему свои темы и вопросы и не настаивайте на ответах. Если ребенок говорит «неправду», не поправляйте его, это его видение на данный момент, пусть оно таким будет. Когда придете домой, обязательно уделите внимание тому, что ему интересно, во что он хочет поиграть, о чем поговорить. |
Не подкупайте ребенка «Если ты пойдешь в садик, я куплю тебе игрушку/конфетку/включу мультик…». Подкуп — это всегда плохой путь. Если вы пошли этим путем, то готовьтесь к тому, что размеры подкупа будут увеличиваться. |
Мама любит своего малыша и никогда не бросит, он ей очень-очень важен. Держите ребенка на ручках, смотрите ему в глаза, трогайте, гладьте, целуйте. Разговаривайте с ним ласково и терпеливо. Это то, что скрывается под «купи-купи-купи». Если хотите порадовать малыша подарком, пусть это будет сюрприз, спонтанная радость которую вы предлагаете ребенку от чистого сердца, а не результат торга или способ задобрить малыша или попытка загладить свою вину за утренние слезы. |
Как компенсировать разлуку?
Как уже упоминалось выше необходимо понять и принять, что ребёнок в садике сильно переживает, что ему может быть плохо, страшно, обидно, но он ещё не может этого осознать.
Скорее всего накопленные переживания после садика будут выливаться в агрессию, эмоциональные вспышки, «странности» поведения. Свои чувства ребенок должен где-то пережить, и безопаснее всего это сделать дома.
Ни в коем случае не ставьте запрет на слёзы, на агрессивное поведение, оно должно куда-то выливаться. Плакать в любящих объятьях гораздо приятней и быстрее успокаивает.
Создавайте дома тёплую и заботливую атмосферу. Относитесь с пониманием к желанию ребёнка побыть маленьким, заботьтесь о нём. После садика поменьше ходите на разные мероприятия и занятия, побольше сидите дома или вместе гуляйте, но подальше от других детей (дети очень устают друг от друга).
Давайте как можно больше физического контакта. Очень хороши телесные игры с папами. Если чувствуете, что ребенку мало, желательно поспать вместе. И если инициатива будет исходить от вас, то ребенку вдвойне будет приятно, т.к. он почувствует, что мама понимает его.
Как облегчить ребенку пребывание в садике?
Выберете утром вместе с ребенком какую игрушку, книжку или вещь он возьмет сегодня в сад. Дайте ему в для садика «кроватную» игрушку, которая будет лежать в его садовской кроватке. Об этом всегда можно договориться с воспитателем. Покупайте красивую сменную одежду и тапочки, которые понравятся ребенку, специально для садика. Эти вещи будут лежать в его шкафу, вместе с другими. Зафиксируйте внимание ребенка на том, что это его шкаф. Расскажите ему про каждую вещь, которую кладете туда — носовые платки, сменные трусы, запасную футболку — «это твои чистые трусики, они будут лежать в твоем шкафчике». Малышу тревожно в чужом месте. Пока оно не станет своим он будет тревожиться. Свой шкаф, своя кровать значительно приближают этот момент. Создайте дома максимально стабильную обстановку. До тех пор пока не закончится адаптация в идеале дома не должно быть никаких перемен — отъезда-приезда родственников, перестановок, ремонта, выхода кого-то из родителей на работу (если этот выход заметен ребенку). Избегайте даже приятных перемен. Это касается и нововведений в рационе. Уменьшите нагрузку на нервную систему — отмените на время развивающие занятия, сократите до минимума телевизор, мультики. Минимизируйте визиты гостей к вам и ваши к ним. Не стоит во время адаптации ходить в зоопарк, кино, цирк и т.п. Уделите особое внимание не тому, как вы отводите ребенка из садика, а тому, как забираете его. Можете придумать какой-нибудь ритуал-игру для возвращения домой, сделайте этот момент особенным, приятным.
Обратите внимание на утро дома перед садиком. Постарайтесь что бы утренние сборы проходили в спокойной обстановке. Не подгоняйте ребенка, упрекая его, что опаздываете, это усиливает тревогу. Лучше будите его пораньше, пусть у вас останется лишнее время на игру, это поможет сохранить благоприятный настрой.
Хорошо, если на период адаптации вы сможете устраивать ребенку внеплановые «выходные». Такая разгрузка будет очень полезна для детского организма. Но решить это должна мама или папа, а не клянчущий ребенок.
Постарайтесь понять, что именно ребенку больше всего тревожит в вопросе садика — другие дети, новое место, расставание с мамой, страх, что она не придет его забрать. Разобравшись постарайтесь нивелировать опасения малыша.
Помните, что ведущая деятельность у ребенка дошкольного возраста это игра. Любую проблему ребенка можно и нужно решать только через игру, а не наставления и порицания. Оденьте на руку игрушку, и он вам все расскажет.)))
Главное не бойтесь сами, тогда и с ребенком все будет в порядке.
Садик — это очень хорошо и для ребенка, и для мамы. Многое зависит от воспитателей и от их отношения к ребенку. В свою очередь отношение воспитателя к ребенку зависит от отношения родителей к воспитателю. Если у вас возникают вопросы или сомнения, не молчите, обращайтесь к воспитателю или психологу, мы всегда рады с вами сотрудничать и помогать.
Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/school/3044795