Эмоционально-волевая сфера включает в себя содержание, динамику, а также качество эмоций и чувств каждого человека. Роль эмоций и воли в развитии ребенка сложно переоценить. Оказывая влияние на практически все познавательные процессы, они влияют на то, каким именно он увидит окружающий мир и каким будет его восприятие в дальнейшем.
Закрепление фундаментальных аспектов эмоций происходит, главным образом, в дошкольном возрасте. Именно поэтому развитие эмоционально волевой сферы ребенка — дошкольника требует к себе особого внимания со стороны семьи.
Эмоции у детей очень непосредственные
Компоненты эмоционально-волевой сферы ребенка
Основу эмоционально-волевой сферы составляют:
- Эмоции – наиболее простые реакции ребенка на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость), отрицательные (гнев, страх), нейтральные (удивление и т.д.).
- Чувства – более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.
- Настроение – более устойчивое эмоциональное состояние, которое зависит от целого ряда факторов, в том числе тонуса нервной системе, состояния здоровья, окружающей обстановки, социального окружения, деятельности и т.д. В зависимости от продолжительности настроение может быть устойчивым, либо неустойчивым, стабильным, либо переменчивым – эти факторы определяются темпераментом, характером человека и некоторыми другими особенностями. Оно способно оказывать серьезное воздействие на деятельность человека, то стимулируя, то расстраивая ее.
- Воля – еще один компонент эмоционально-волевой сферы человека, отражает его способность к сознательной регуляции деятельности и достижении поставленных перед собой целей. Уже достаточно хорошо развита в младшем школьном возрасте.
Разница между эмоциями и чувствами — определение
Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
Эмоционально волевое развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, главным образом, двух групп факторов – внутренних, к которым относятся врожденные особенности ребенка, а также внешних – семейной ситуации ребенка, его окружения.
К числу основных этапов развития эмоционально-волевой сферы ребенка относятся такие моменты.
Закрепление положительных и отрицательных эмоциональных реакций. Ребенок начинает четко понимать, что вызывает у него положительные эмоции, что – отрицательные и в соответствии с этим корректировать свое поведение. А именно – избегать то, что вызывает у него негативные эмоциональные реакции и стремясь к тому, что пробуждает в нем позитивные.
Ребенок должен уметь различать собственные эмоции
Аспекты эмоциональной сферы дошкольника начинают определять успех и результативность любого вида деятельности (в том числе обучения). Осуществляется переход его желаний в стремления.
Благодаря возникновению в сознании ребенка эмоционально положительного результата предстоящей деятельности, в создании ребенка формируются мотивы, имеющие разную силу и значимость.
Со временем это приводит к формировании иерархии потребностей, индивидуальной для каждого человека.
Любопытно, что положительные эмоции являются более значимыми стимулами, чем отрицательными: именно поэтому разумное поощрение действует на ребенка значительно лучше наказаний.
Разница между эмоциями и ощущениями — определение
Способность дошкольника понимать свое эмоциональное состояние и развитие навыков самопознания. Еще в самом начале дошкольного периода ребенок еще не способен понимать переживаемые им эмоции. А к концу он уже не только осознает то, что чувствует, но и способен выразить вербально то, что ему «хорошо» или «плохо», «весело» или «грустно» и т.д.
Спектр переживаемых ребенком чувств значительно расширяется. Параллельно с этим обогащается и его словарный запас, описывающий непосредственно особенности эмоционально-волевой сферы.
Что такое настроение у детей
Что нужно знать о развитии эмоционально-волевой сферы вашего ребенка? Полезные советы родителям
Для того, чтобы ребенок знал, что представляют собой эмоции, чувства и какие оттенки они имеют, словарный запас ребенка нужно периодически пополнять новыми для него понятиями.
В дошкольном возрасте у ребенка преобладают наглядные формы мышления. Поэтому изучать проявления эмоций и чувств очень удобно на конкретных примерах с помощью наблюдения за героями сказок и мультфильмов.
Например, во время просмотра можно обсудить с ребенком что именно чувствует персонаж, что вызвало у него такие чувства и эмоции, являются ли они положительными, либо отрицательными, могут ли что-нибудь рассказать о нем и т.д.
Также, пользуясь конкретными примерами, ребенку можно объяснить основные признаки и проявления эмоций, научить его различать их (например, описать, как меняются мимика и жесты человека, когда он смеется, сердится, удивляется и т.д., что происходит с интонацией его голоса).
Эмоциональная сфера — структура
Несмотря на то, что деление чувств и эмоций на положительные и отрицательные знакомо всем, не стоит внушать ребенку, что последние играют исключительно негативную роль в его жизни, стоит помнить о том, что контролируемый страх неразрывно связан с инстинктом самосохранения, обида выделяет границы личного пространства, отделяя дозволенное от запретного. Недовольство, выраженное в корректной форме, служит защитным механизмом, раскрывающий недовольство ребенка кем-либо или чем-либо.
Для того, чтобы научить ребенка- дошкольника уважать чувства других людей, необходимо чтобы он сам ощущал понимание со стороны взрослых. Для этого не нужно запрещать ему проявлять их и, параллельно – поощрять говорить о том, что он чувствует. Развитие эмпатии невозможно без понимания и доверия.
Причины нарушений эмоциональной сферы
Родитель должен объяснить ребенку, что каждый человек может испытывать и недовольство, и гнев, и страх, и что все это – абсолютно здоровые эмоции, без которых невозможна жизнь любого человека. Важно просто научиться выражать их максимально корректно.
Ребенку нужно научиться подбирать эмоции таким образом, чтобы они как можно лучше соответствовали его эмоциональному состоянию. А также – правильно распознавать эмоции окружающих. Это значительно облегчит его коммуникацию с другими людьми и будет развивать в нем такие качества, как эмпатия, способность к сочувствию и т.д.
Виды нарушений эмоционально-волевой сферы
Развитие волевых качеств ребенка
Качества эмоционально-волевой сферы ребенка развиваются при помощи регулярной и систематической деятельности.
Что такое воля и как ее развивать
Постепенно наращивания ее интенсивность и темп, нужно следовать главным правилам, и требованиям, предъявляемым к заданиям:
- Сложность заданий должна быть умеренной: ребенок должен четко видеть цель и осознавать ее достижимость, но в то же время сталкиваться с определенными проблемами на пути к ее достижению.
- Режимные моменты должны быть осуществлены примерно в одно время для выработки у ребенка более устойчивых навыков.
- Развитие волевых качеств должно начинаться в раннем возрасте, но важно не переусердствовать: до дошкольного периода мозг ребенка еще физиологически не готов к длительной деятельности.
Как определяется волевая готовность у детей
Примеры заданий и упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка
Развитие эмоционально — волевой сферы ребёнка в дошкольном возрасте будет осуществляться гораздо легче при помощи специально организованных игр и упражнений.
Они позволят ребенку в простой и незатейливой форме запомнить базовые эмоции человека, их проявления и роль и жизни каждого. Проводить их можно как индивидуально, так и в малой группе.
«Маски»
Цель игры: изучение мимики и жестов, сопутствующих той или эмоции или чувствую. Развитие навыков распознавания эмоций по невербальным сигналам.
Маски с «эмоциями» можно самостоятельно
Для этой игры дети могут самостоятельно, под руководством взрослого сделать из бумаги маски, отражающие различные эмоции человека – грусть, радость, удивление, восторг и т.д. Затем на одного из детей надевается случайная из них (ребенок не знает, которая именно).
Задача игрока – угадать «свою» эмоцию при помощи подсказок других детей (особенности положения и формы глаз, бровей, губ и т.д.).
«Мимическая гимнастика»
Цель игры: развитие способности к активному выражению эмоций, умение связывать вербальные и невербальные проявления эмоциональных состояний. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры.
Мимическая гимнастика на узнавание эмоций
На карточках пишут эмоции, соответствующие тому или иному (в этом возрасте ребенку будет легче работать со сказочными персонажами). Задача ребенка – изобразить их.
Примеры заданий:
- Улыбнуться, как Буратино.
- Испугаться, как Красная Шапочка.
- Рассердиться, как мачеха Золушки.
«Театр»
Цель игры: умение различать эмоциональное состояние других людей, опираясь главным образом на их невербальные проявления.
Ребенок старается изобразить невербально (то есть, при помощи мимики и жестов) то или иное эмоциональное состояние – радость, грусть, разочарование, удивление, восторг, волнение. При этом часть его лица должна быть прикрыта рукой или листом бумаги. Участники игры должны угадать, что именно изображает ведущий.
Театрализованные игры — эффективный метод развития эмоционально-волевой сферы
Развитие эмоционально-волевой сферы позволит ребенку в дальнейшем не только эффективно строить отношения с окружающими, но и более грамотно выражать свои эмоции.
Повышается эмоциональная культура ребенка и соответствующий интеллект. И решающую роль в этом возрасте будет играть отношения ребенка с родителями.
Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/razvitie-emotsionalno-volevoj-sfery.html
Развитие эмоциональной сферы ребенка: рекомендации родителям
Эмоциональное развитие ребенка — одна из важнейших задач воспитания. Но не для всех родителей это является очевидным фактом: уделяя повышенное внимание физическому и интеллектуальному развитию своего ребенка, такие родители склонны абсолютно игнорировать его эмоциональную сферу.
Они рассматривают эмоциональные проявления как нечто краткосрочное, нерациональное и малозначимое. Иногда, по их убеждению, максимум, что можно сделать — это научить ребенка жестко контролировать свои эмоции.
И подобный контроль, выработанный под влиянием родительских запретов на громкий смех, плач или ярко выраженный гнев, нередко оборачивается тем, что детские переживания оказываются подавлены, скрыты, загнаны внутрь.
Запрет на свободное выражение эмоций делает ребенка несчастным, подрывает его иммунитет, приводит к развитию неврозов и психосоматических заболеваний.
Что такое эмоциональное развитие ребенка?
Эмоции — это не просто позитивно или негативно окрашенные отклики на сигналы из внешнего мира. Эмоциональные переживания представляют собой сложный процесс оценивания окружающей действительности. Это иная оценка, нежели та, которая производится холодным рассудком. Рациональный способ регуляции собственного поведения многим людям представляется идеальным вариантом. Но человек, руководствующийся в своих поступках исключительно доводами разума, во многом проигрывает, особенно когда дело касается социальной сферы.
Умение эмоционально оценивать ситуацию очень важно в повседневной жизни.
Дети с нарушениями эмоционального развития испытывают трудности с налаживанием коммуникаций и установлением долгосрочных личностных связей, они невосприимчивы к социальным ожиданиям и нюансам межличностных отношений.
Такой ребенок оказывается в социальной изоляции, он чувствует себя подавленным и одиноким, и это не может не отразиться на всех сферах его деятельности.
Чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром, ребенок должен научиться управлять собственными эмоциями и правильно считывать эмоциональные состояния других людей. Умение распознавать свои и чужие эмоции не является врожденной способностью. Здесь требуются знания, опыт и определенный уровень развития.
Малыш, растущий в эмоционально обедненной среде, лишен возможности отслеживать чужие реакции и получать адекватную оценку собственным эмоциональным проявлениям.
Чтобы наработать багаж знаний в эмоциональной сфере, ребенку требуются партнеры по совместным переживаниям: родители, члены семьи, сверстники, другие люди.
Важно также, чтобы эмоции, проживаемые ребенком в дошкольный период, были разнообразны по характеру — это позволит наработать хороший эмоциональный опыт и составить более полную картину окружающей действительности.
Особенности эмоциональной сферы детей 5-6 лет
Дети старшего дошкольного возраста в целом имеют спокойный эмоциональный фон восприятия. Их чувства все еще непроизвольны и переменчивы, но восприятие уже не столь аффективно окрашено, как у малышей. Дошкольники 5-6 лет способны предвидеть последствия своих поступков и реакцию на них окружающих. Они умеют предугадывать оценку взрослых — похвалу или неодобрение — и переживают по этому поводу. Детям удается успешно распознавать чужие эмоции. Особенно легко они выявляют положительные переживания, такие как радость и восхищение. Некоторые трудности возникают при идентификации грусти, и еще тяжелее дается дошкольникам распознавание испуга и удивления.
Пытаясь определить настроение человека, пятилетний ребенок руководствуется в основном выражением лица собеседника, не придавая особого значения позе и жестикуляции.
Родителям стоит учитывать, что в этом возрасте ребенок все еще плохо осознает свои чувства и почти не умеет владеть собой. Его эмоции ярки, мгновенно вспыхивают и быстро затухают. За бурным весельем могут последовать неожиданные слезы, а через минуту на лице снова появится улыбка.
Взрослым не следует заострять внимание на быстрой смене настроения ребенка — эмоциональная стабильность придет со временем.
Старшие дошкольники уже преодолели первый этап социализации и способны к сотрудничеству с другими людьми. Находясь в группе сверстников, они умеют считывать чужие эмоции и адекватно реагировать на переживания своих друзей. Им понятны нормы и правила, они следуют им, хотя личные желания и потребности, симпатии и антипатии имеют все же решающее значение.
Детям старшего дошкольного возраста уже хорошо известно чувство сопереживания, они способны проявить деятельную заботу по отношению к близкому человеку. В отличие от трехлетних малышей старшие дошкольники не провоцируют сознательно конфликтных ситуаций. Не имея достаточно веской причины идти на конфликт, пятилетний ребенок будет избегать острых ситуаций.
Роль родителей в эмоциональном развитии ребенка
Главная задача взрослых, отвечающих за эмоциональное развитие ребенка, состоит не в том, чтобы научить дошкольника контролировать свои чувства и следовать неким установленным нормам выражения эмоций — тем более, что старший дошкольник способен управлять своими переживаниями лишь до определенной степени. От родителей требуется не искоренить «неудобные» эмоции ребенка, а научиться перенаправлять их в нужное русло, а также создать благоприятную среду, в которой дошкольник не будет испытывать эмоционального голода и стрессовых перегрузок. Ребенок очень зависим от условий, в которых воспитывается. Нарушить его эмоциональное равновесие и вызвать далеко идущие последствия могут различные перекосы во внутрисемейных отношениях: чрезмерная опека, граничащая с истерией, предпочтение одного ребенка другому, односторонняя привязанность к одному из родителей и т. п.
Родители должны позаботиться, чтобы общий эмоциональный фон в семье оставался позитивным, с преобладанием положительно окрашенных эмоций. Но и негативные переживания из жизни ребенка исключать не стоит. Во-первых, абсолютно оградить от них свое чадо все равно не получится.
Во-вторых, в малом объеме отрицательные переживания полезны для становления личности. Они мотивируют ребенка к активной деятельности и преодолению препятствий, позволяют получить разнообразный эмоциональный опыт.
Главное, чтобы негативные эмоции не были слишком интенсивными, длительными и частыми.
Эмоциональные способы воздействия на ребенка не должны выбираться спонтанно и зависеть от настроения родителя. Важно, чтобы при оценке поступков дошкольника и регулировании его поведения «метод пряника» был превалирующим. Отчуждение как форму неодобрения нужно использовать нечасто — только в случае особо серьезных проступков.
Ребенку важно не просто чувствовать хорошее отношение к себе со стороны родителей, но и слышать словесные выражения любви. Старший дошкольник легко путается даже в собственных чувствах и эмоциях. Ему не всегда удается замечать их, правильно идентифицировать и облекать в слова.
Родитель может помочь своему ребенку разобраться в личных эмоциональных переживаниях с помощью вопросов: «Ты расстроился из-за того, что…?», «Тебе обидно, потому что…?», «Ты обрадовался, когда…?». Только от родителей зависит насколько полной и эмоционально насыщенной будет жизнь ребенка. Для ребенка основным источником эмоций является общение с другими людьми.
Дошкольник должен иметь возможность свободно и полно контактировать с окружающим миром. Но способствуя эмоциональному развитию ребенка, нельзя переусердствовать. Сильные и разнообразные, пусть даже и положительные, эмоции могут утомить кого угодно.
А маленькому ребенку тем более требуется периодический отдых от самого себя — от насыщенных чувств и интенсивных переживаний.
Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/razvitie_emotsionalnoy_sfery_rebenka_rekomendatsii_roditelyam/
Эмоциональная сфера у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста: особенности формирования и развития, коррекция, диагностика
Данная статья будет интересна педагогам и заботливым родителям ребенка дошкольного возраста, которые заботятся о его эмоциональной сфере. В жизни любого человека эмоции играют важную роль. Чувства помогают малышу воспринимать окружающий мир и показать взрослым свои переживания.
Особенности формирования эмоциональной сферы дошкольника
- Контроль над эмоциями. С возрастом чувства ребенка меняются: он становится менее порывистым, а поведение его более осмысленным. Уже с трехлетнего возраста (младший дошкольник) малютка осознает требования взрослых и может вести себя «примерно». Но родителям не нужно надеяться, что он будет это делать постоянно. Час от часу малыш может позволить себе расплакаться, хотя с возрастом истерики в его поведении происходят все реже.
- Мотив. Меняется и мотив его деятельности. Если раньше малыш складывал мнение о себе лишь по оценкам взрослых, то теперь он может наслаждаться положительной реакцией окружающих на его поступки.
- Неречевые приемы. Дошкольник учится пользоваться неречевыми приемами общения: мимикой, пантомимикой, интонацией. Благодаря этому он может глубже понимать, какие эмоции испытывает другой человек.
- Приоритеты. Ребенок развивает умение контролировать собственное поведение, он, наконец, в состоянии воспринять высказывания взрослых о том, что такое хороший поступок, а что такое плохой.
- Настроение. За день дошкольник может менять настроение несколько раз (также как и дошкольник). На смену веселому беззаботному смеху приходит приступ отчаянья, а через несколько минут малыш снова хохочет от радости. Такое явление совершенно нормально для детей данного возраста.
- Долг. К 5 годам (средний дошкольник) начинается формирование чувства долга. Кроха осознает те требования, которые выдвигает ему общество. Анализируя данные правила, ребенок формирует свои нормы поведения в социуме.
Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Несколько советов по развитию эмоциональной сферы дошкольников:
- Создавайте условия для общения карапуза со сверстниками, ведь из-за недостатка эмоциональной связи с другими детьми развитие у ребенка может задержаться. Отношение с окружающими позволяет малышу формировать собственные чувства: радость, сострадание, гнев.
- Быстрее всего эмоции у малютки развиваются в игре. Проследите за тем, чтобы игры были полны переживаний.
- Постоянно интересуйтесь, какие чувства испытал сегодня малыш: из-за чего расстроился, почему плакал.
- Когда Вы что-то требуете от дошкольника, попытайтесь объяснить ему для чего это необходимо. Малыш готов выполнять Ваши просьбы, но при отсутствии мотивации к действию со стороны взрослых, он может легко впасть в истерику.
- После напряженного и трудного дня шестилетки (старший дошкольник) по поведению будут напоминать четырехлетних карапузов. Это нормальная реакция на переутомление нервной системы. Воля ребенка еще не сформирована, и малыш от усталости не в силах контролировать свои эмоции. Позвольте ему некоторое время побыть крошкой, подарите ему в эти моменты всю свою ласку и заботу.
- Смена настроения присуща дошкольникам. Однако если депрессивные состояния затягиваются на несколько дней, то лучше отвести ребенка на прием к психологу.
- Отношение взрослых влияет на эмоциональное благополучие малыша. Когда взрослые с уважением относятся к личности ребенка, то он растет спокойным, уравновешенным, уверенным в себе человеком.
- Не нарушайте привычный уклад жизни дошкольника. Нарушение режима дня или другие изменения могут вызвать у него чувство тревожности, страх, замкнутость.
Диагностика эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
Изучить уровень развития эмоциональной сферы могут как психологи учреждения, так и сами родители.
- Тест тревожности Амена. Малышу предлагается несколько картинок, где контуром изображены дети в разные моменты: на занятиях, в игре, во время беседы с воспитателем. Ребенок должен вообразить лицо у детей на рисунке: радостное или печальное, и ответить, почему он так считает. Если кроха на большинстве картинок отмечает негативные проявления, то можно говорить о повышенной эмоциональной тревожности испытуемого.
- Цветовой тест Люшера. Ребенок показывает с помощью цвета свое отношение к описываемой ситуации.
- Рисуночные тесты. Диагностика проходит в два этапа: рисование и обсуждение. Дается тема для рисунка, например, «Я на занятии», «Дорога в детский сад». Время на иллюстрацию не ограничивается. Специалист записывает все события, которые происходят во время работы малыша: как часто делал паузы, что вытирал из рисунка, комментарии маленького художника. После окончания работы ведущий интересуется тем, что нарисовал малыш, кого изобразил рядом, какие эмоции испытывают герои картинки и почему.
Коррекция эмоциональной сферы детей дошкольного возраста
- Игры для устранения эмоционального перенапряжения. Во время таких упражнений дошкольник учится показывать свои чувства с помощью слов и жестов. Например, в игре воспитатель предлагает участникам обнять своего товарища и погладить его по плечу или по голове. Либо, танцуя в кругу, дети пытаются движениями показать печального мишку или счастливую белочку.
- Психогимнастика. Упражнения, которые поочередно вызывают напряжение и расслабление, помогут произвести релаксацию мышц и снять нервное возбуждение.
- Музыкотерапия. Классическая музыка настраивает малыша на позитивный лад и нейтрализует депрессивные состояния.
- Игры на имитацию настроения.
- Массаж точек на ладонях, лице, макушке, под коленной чашечкой.
Полноценное и правильное развитие эмоциональной сферы чрезвычайно важно для формирования личности дошкольника. Ведь оно влияет на познавательные процессы, мотивацию поведения ребенка.
(1
Источник: https://vospitulya.ru/vospitanie/emotsionalnaya-sfera-u-detej.html
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста
3382 (22 за неделю) / 04.07.16 10:00 /
Что такое эмоции? Как происходит эмоциональное развитие малышей дошкольного возраста? Что нужно знать родителям маленьких детей о таком важном аспекте человеческого существования, как проявление эмоций? Читайте наш материал, если вы хотите получить полезную информацию об эмоциональном воспитании дошкольников. Эмоции – это психические процессы, которые постоянно проявляются человеком в периоды значимых ситуаций и каждодневных окружающих явлениях. Они возникают в результате жизненной деятельности человека и являются одним из регуляторов его состояния.
Условно ученые выделяют несколько форм проявления эмоциональности:
- Реакции, возникающие на сторонние раздражители;
- Сопровождающие вкусовые;
- Слуховые;
- Нейтральные;
- Аффекты.
К положительным относят восторг, радость, симпатию, нежность, удовольствие, блаженство. Негативные эмоции: злорадство, гнев, тревога, горе, отчаяние, месть, боязнь. Нейтральные эмоции могут выражаться в виде любопытства или безразличия.
В особенную категорию стоит отнести проявление аффектов. Этот вид эмоциональных явлений отличается краткостью протекания, характеризуются большой силой проявления.
Такие состояние не проявляются «сами по себе» и могут быть спровоцированы при критическом состоянии человека, например, в момент сильного и резкого испуга.
Особенности детских эмоций
Особенности проявления эмоций детьми заключаются, в первую очередь, в их краткосрочности. Настроение детей чаще всего изменчиво, они могут огорчиться чему-то, расплакаться, но уже через несколько минут хохотать. Второй особенностью детских эмоций до определенного возраста является их искренность. До определенного возраста дошкольник проявляет только то, что действительно чувствует и только к возрасту выпускника детского сада он учится сдерживать чувства и управлять ими. В определенный момент жизни ребенок научится предвосхищению, то есть станет заранее угадывать, какая эмоция последует за определенным действием или событием. Например, он узнает о том, что если построит правильно пирамидку, то мама и папа начнут радоваться этому событию, хлопать в ладоши, радость испытает и ребенок. Поэтому он может построить пирамидку и обратит на это факт внимание взрослых, чтобы снова испытать радость.
Важно помнить и о такой особенности эмоционального развития ребенка, как подражательная. В наших статьях мы много говорим о том, что дети копируют поведение окружающих их людей. Для эмоциональной сферы этот факт особенно актуален. Эмоциональная среда, в которой ребенок растет, очень сильно влияет на становление его личности и умение декодировать те или иные чувства.
Эмоционально-волевая сфера дошкольника
Эмоционально-волевое развитие ребенка главным образом влияет на становление его личности и формирование определенных черт характера. Развитие эмоционально-волевой сферы происходит постепенно, ведь ребенок за несколько дней учится контролю своих чувств и их проявлению.
Почему важно обращать внимание на эту сферу? В период взросления ребенка ему все больше придется решать самые разные задачи, справлять с жизненными проблемами. В зависимости от того, какой эмоциональный отклик произойдет у ребенка в той или иной ситуации, можно судить о степени его эмоционально-волевого развития.
Например, необходимо в поликлинике сдать кровь из пальца для анализа. Практически все дети боятся такого анализа и сильно переживают по этому поводу.
Но если малыш может перебороть свой страх, он понимает, что этот анализ в данный момент необходим и нужно просто потерпеть, то можно говорить о том, что он в определенной степени уже умеет контролировать проявление эмоций. Если эта область еще недостаточно развита у малыша, то возможен скандал с истерикой, крики «Не хочу!», «Не буду»», «Боюсь!».
Так как эмоциональное развитие детей одного и того же возраста может протекать по-разному, норм поведенческих реакций согласно возрасту нет. Такие нормы должны устанавливаться родителями. Однако, мы можем точно сказать, что «затягивать» с тренировкой эмоционально-волевой сферы не стоит, как не стоит и требовать от малышей ясельной группы проявления мужественности. Если вы внимательный родитель и много занимаетесь своими детьми, уделяете большое внимание их эмоциональному и физическому развитию, то интуитивно буду знать, когда дать ребенку самому принять решение. Поверьте в волю своего ребенка и помогите ему ее проявить, выбрав мотивацию. Например, преподнесите ситуацию со сдачей анализа, как возможность увидеть, что находится за стенами кабинет или возможность после посещения врача съесть сладкий презент. Не обманывайте, что «будет совсем не больно», скажите, как есть: «Эта процедура неприятная, но зато она очень быстрая, буквально пара секунд, а после нее ты получить сладкий приз». Как правило, большинство детей старшей группы детского сада в подобных ситуациях могут спокойно проявлять волю и контролировать свой страх. Если вы наблюдаете у вашего ребенка нарушения эмоционально-волевой сферы проявления чувств, то вам нужно уделить особенное внимание этому аспекту. Нередко требуется и помощь специалистов.
9 Сенситивные периоды развития ребенка
Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич …
Проявления нарушений эмоционально-волевой сферы
Часто нарушения в этой области у ребенка имеет характерные особенности, но диагностировать их самостоятельно получается не всегда. Если же родители наблюдают в поведении своего ребенка сразу несколько следующих особенностей поведения, то им рекомендует обратиться к специалистам:
- Ребенок нередко показывает чрезмерную, необъяснимую агрессивность.
- Малыш много плачет и часто застревает на этой эмоции.
- Пассивность, практически полное отсутствие интереса к играм со сверстниками и окружающему миру.
- Неумение следовать правилам поведения и нормам общественного порядка (для детей старшего дошкольного возраста).
- Несамостоятельность, неумение ухаживать за собой (для детей старшего дошкольного возраста).
- Нарушение или полный отказ от социального взаимодействия. Важно не путать этот пункт с элементарной застенчивостью ребенка и «нелюбовью» к чужим людям. Здесь имеется в виду боязнь и нежелание любых разговоров, игр и присутствия людей. Если приходят гости, ребенок может спрятаться и отказываться выходить, может начать агрессировать в сторону родителей, требуя таких же действий от них.
- Сюда же относится неадекватность самооценки.
- Если требуется проявить интеллектуальное качество, подумать над решением какой-либо задачи, ребенок вместе этого резко начинает проявлять агрессию, негатив. Такое поведение может быть направлено не только на окружающих, но и на самого себя.
- Отсутствие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. В возрасте 5-7 лет ребенок уже вполне может понимать чувства другого человека и показывать соответствующую реакцию (сопереживание, жалость и т.п.).
Еще раз повторим, что говорить о нарушениях эмоционально-волевой сферы стоит только тогда, когда ребенок показывает сразу несколько из вышеперечисленных пунктов. Точный диагноз на основе определенных тестов, опросников и наблюдения за ребенком поставит только профессионал. В чем заключаются причины таких нарушений? Любого рода сильные стрессы могут негативно отразиться на эмоциональной сфере. Но если не было ничего «страшного» в жизни, то здесь причинами может быть отставание в интеллектуальном развитии ребенка, влияние компьютерных игр, фильмов, которые он просматривает. Мы уже говорили о важности близких эмоциональных контактов с родными, но важно закрепить эти знания. Так, недостаточность близкого эмоционального общения с родителями, доверительного отношения членов семьи друг к другу может легко привести к нарушениям эмоционально-волевой сферы.
Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка
Родители могут сыграть ключевую роль в становлении личности их ребенка. Если вы хотите помочь малышу в этой области, то всегда обращайте внимание на факторы, способствующие развитию его эмоциональной сферы. Итак, факторы, которые помогают развитию эмоций ребенка:
- Живое общение. Чтобы ребенок понял, что такое эмоции, как стоит их выражать и «жить» с ними, он должен видеть наглядный пример. Это самый лучший способ для понимания.
- Раскрытие сути эмоций. Если ребенок будет понимать суть ситуации, он быстрее сможет понять ту или иную эмоцию и научится ею пользоваться.
- Дополнительная деятельность. Например, занятия танцами способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка и в большей степени помогают испытывать яркие положительные эмоции.
- Игры на развитие эмоциональности. Здесь хорошо подходят игры сюжетно-ролевой направленности, например, классические «дочки-матери». Они учат ответственности. Сопереживанию, радости и т.д.
- Трудовая деятельность. В процессе трудовой деятельности ребенок может испытывать яркий спектр самых разных чувств: от разочарования от провала до радости от удачного выполнения дела.
Если родители будут уделять внимание эмоционально-волевой сфере малыша, то он быстрее освоит самые разные эмоции и расширит их спектр. Такая тренировка поможет ему перейти от проявления простых эмоций, таких как радость, грусть, к более сложным.
6 Роль игры в развитии ребёнка дошкольного возраста
Мы редко задумываемся, почему наши дети любят играть, и что, собственно, им даёт игра. А игры малышам нужны, и самые разные. Просто потому, что они яв …
Игры для дошкольников на тренировку эмоций
- «Что за эмоция?»
Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/emotsionalnoe-razvitie-detey-doshkolnogo-vozrasta/
Развитие эмоциональной сферы ребёнка: зачем и как
25
Разговор по душам Аня Лойт 25 Февраль, 2015
Продолжает работу наша рубрика «Разговор по душам» и её ведущая мама-психолог Анна Бравославская, которая отвечает на ваши вопросы. Если и у вас есть вопрос к психологу, можно отправить его Анне на почту [email protected].
Здравствуйте, дорогие блогомамы!
Я получила много писем от вас после выхода статьи про ревность между детьми. Так что, хотелось бы остановиться на теме эмоций поподробнее.
Итак, как развивать интеллект более менее понятно. Но что делать с эмоциями? Как их развивать? И нужно ли это?
Развивать эмоциональную сферу ребёнка просто необходимо. Широкой общественности это стало очевидно после выхода в свет книги «Эмоциональный интеллект» несколько лет назад. Как стало известно, многочисленные исследования показали, что для достижения успеха в жизни не столько важен IQ, сколько EQ.
Этот показатель включает в себя такие важнейшие понятия, как эмпатия, интуиция, умение налаживать и поддерживать широкую сеть социальных контактов и прочных эмоциональных связей и т.п.
Но даже если оставить в стороне пресловутую успешность, очевидно, что чем более развита эмоциональная сфера, тем лучше человек «встроен» в социум, тем плодотворнее, богаче его отношения с окружающими, выше его удовлетворённость жизнью в целом. Не говоря уже о том, что люди, плохо знакомые со своей чувственной сферой, гораздо больше подвержены тяжёлым заболеваниям вплоть до онкологии.
Есть такой психологический термин – алексетимия – он обозначает неспособность человека называть эмоции, проживаемые им самим. Так вот, при исследовании больных с различными заболеваниями средней тяжести, у большинства из них (до 80%) обнаруживается алексетимия.
Каким же образом мы можем способствовать развитию эмоциональной сферы ребёнка? Во-первых, начнём с себя. Необходимо научиться отслеживать своё состояние и проговаривать свои эмоции, особенно негативные.
Лучше всего здесь подходит «Я-высказывание» — это метод общения в конфликтных ситуациях, при котором любую фразу нужно начинать со слов «Я» и «мне». Например, не «Как ты мог?!», а «Мне очень неприятно, когда…».
Или вместо «Зачем ты…» — «Я очень расстроена тем, что…» и т.д.
Если вы будете комментировать своё состояние, постепенно ваш ребёнок станет лучше распознавать ваши эмоции, а заодно и свои. Конечно же, таким же образом хорошо комментировать состояния других людей, героев мультфильмов, книг и т.д. «Как ты думаешь, что он почувствовал, когда…», «почему она так поступила?», «как ты понял, что она чувствует именно это?» и т.д.
Так воспитывается чувство эмпатии, сопереживания. Кроме того, чувства и эмоции хорошо проигрывать вместе с игрушками, куклами. Можно проигрывать целые сценки, и не забывать жалеть кукол, сочувствовать им или радоваться вместе с ними.
Через какое-то время, скорее всего, вы обнаружите, что можете предвосхитить своё поведение в определённой ситуации. Например, что состояние усталости сопровождается сильной раздражительностью и т.д. В таких случаях можно предупреждать домашних, что вам нужно время, чтобы восстановиться, и что вспышки недовольства не стоит принимать на свой счёт.
Этот манёвр не только поможет сохранить спокойную атмосферу в доме, но и продемонстрирует детям пример обращения со своими эмоциями.
Детям также можно предоставлять время и место для проживания неприятных состояний. Кроме того, именно у нас дети учатся способам проявления своих эмоций: что делает мама, когда расстроена? Как папа сердится?
Наши эмоции связаны с нашим телом, если подавлять их проявления, возникновение психосоматики неизбежно. Но именно вы можете показать ребёнку, что, разозлившись, ударить можно, но не человека, а подушку или косяк двери. Что при сильной радости можно и нужно обниматься или, хотя бы, прыгать и размахивать руками. ????
Чем больше оттенков эмоций будет знать и различать ваш ребёнок, тем богаче будет его эмоциональная жизнь. Здесь поможет как изучение словаря синонимов, так и специальные игры с карточками, книги, посвящённые эмоциям, психотерапевтические сказки.
В специализированных магазинах есть даже плакаты с изображениями различных эмоций. Можно обсуждать, как проявляется на лице то или иное чувство (брови подняты, уголки рта опущены…), играть в «изобрази эмоцию» или, наоборот, «что я чувствую?».
Пока ребёнок сам не очень хорошо разбирается в собственных чувствах, мы можем подсказывать ему: «Ты очень расстроен, да?» или «Я вижу, ты очень зол…». Здесь важно, конечно, не навязывать своё видение, а считывать эмоцию малыша и называть её.
В том случае, если вы угадали, ответом будет облегчённое «да!», глубокий выдох, свидетельствующий о расслаблении, и, возможно, слёзы, которые довольно быстро пройдут.
Впрочем, этот приём хорошо подойдёт и для эмпатического слушания в любом возрасте. Здесь важно также нормализовать эмоцию, снизив тем самым её градус – «ещё бы! Тут есть от чего разозлиться!» или «на твоём месте я бы чувствовала то же самое!». Дальше лучше дать высказаться ребёнку.
Кроме того, очень важно различать ощущения, эмоции и чувства. Многие взрослые признаются, что сами путают эти переживания.
Ощущения имеют телесную природу: голод, усталость, озноб… Чувства более глубокие, чем эмоции: сравните любовь и заинтересованность, раздражение и ярость.
Путаница в своих переживаниях приводит к тому, что люди не различают, что они чувствуют, а, значит, не умеют эффективно работать со своими состояниями.
Например, что-то мне плохо как-то, пойду поем. А на самом деле, это не голод вовсе, а чувство тревоги из-за неприятностей на работе.
Или: что-то меня крутит прямо! С кем бы подраться? Прямо бесит всё! А это не раздражение, а чувство печали из-за ссоры с девушкой.
Негативные чувства часто заменяются на более приемлемые для данной личности, и подмена происходит тем легче, чем меньше человек разбирается в себе.
На развитие эмоциональной сферы также хорошо работают все творческие занятия, но именно как свободное творчество или работа под музыку, например. Все телесные практики – танцы, плавание, массажи, бесилки и всевозможные обнимашки также, безусловно, хороши. ????
Кроме того, важно заметить, что интеллектуальные занятия являются в некотором роде антагонистами эмоциональному развитию. Дело в том, что наш организм обладает ограниченным запасом энергии, и мы можем его тратить только на что-то одно. Уже давно доказано, что переизбыток интеллектуальной нагрузки в дошкольном возрасте приводит к истощению эмоциональной сферы в долгосрочной перспективе.
- Конечно же, я имею в виду крайние показатели, и между очевидным перегрузом интеллектуальной сферы и педагогической запущенностью лежит довольно большой континуум. ????
- В любом случае, я обязательно остановлюсь на этом моменте поподробнее в следующих статьях.
- Анна Бравославская
- Источник иллюстрации: Tiphanie Beeke
Источник: http://www.blogimam.com/2015/02/razvitie-emocionalnoj-sfery-rebyonka-zachem-i-kak/
Что должны знать родители о развитии эмоциональной сферы дошкольников
Развитие эмоциональной сферы дошкольников обеспечивает детям комфортное и счастливое будущее. Нет таких качеств и моральных принципов, которые ребенок впитывал бы с молоком матери.
Поэтому долг родителей обучать детей с раннего детства. Причем не только чтению книг и таблице умножения, но и воспитывать социально устойчивыми.
Тогда малыш вырастет общительным, дружелюбным, добрым, отзывчивым и психически уравновешенным.
Почему нужно заниматься эмоциональным развитием детей
Пока ребенок маленький, он не понимает, зачем делиться, помогать или говорить честно. Это должны объяснять родители.
Странно, но всегда найдутся родители, которые говорят, что неконтролируемый и пакостный характер ребенка не их вина. Даже можно взять причину масштабнее и ироничнее — виновата природа.
Именно она заставляет дошкольников заполнить пробелы в знаниях бесконечным любопытством.
А когда мама с папой отмахиваются от вопросов своей занятостью, то дети привыкают брать частные уроки в телевизоре, компьютере или у друзей.
Вот и корень бед: если взрослый мозг способен сортировать информацию, то детский впитывает без разбора.
Малыши формируют свое восприятие на эмоциях, которые со временем перетекают в устойчивые образы «хорошо» и «плохо». Сформированные образы влияют на поведение, привычки, способность общаться. А если вы не будете направлять их родительской рукой, то пассивно дадите добро на бомбу замедленного действия. Она напомнит о себе, когда ребенок достигнет подросткового возраста.
Поэтому, дорогие родители, не повторяйте чужих ошибок — развивайте малыша с ранних лет. Отвечайте на вопросы, играйте в игры, делайте развивающие упражнения, читайте поучительные сказки и ставьте этюды. Подойдите к этому вопросу со всей серьезностью и такой труд вознаградится. Благодарность, уважение и любовь детей, будут лучшим подарком взамен на ваши старания.
Игры на развитие речи, эмоций, воображения
Обычные
- Детские игры, как обычные, так и театральные, включают в себя: упражнения над работой с речью; этюды на черты характера, выразительность и эмоции; игры на внимание, память.
- Практика показывает, что с помощью упражнений и игр, малыши развивают способность к наблюдательности, творческому мышлению и учатся социально адаптироваться.
- Цель игр:
- научиться воспринимать взрослых и других детей;
- прислушиваться к своим и чужим чувствам;
- развивать адекватную реакцию.
Не только родители занимаются развитием ребенка. Игры на работу над эмоциями практикуются воспитателями, детскими психологами, учителями начальных классов для успешного подхода к детям.
1 Мяч Воспитатель выстраивает детей в круг и становится в центре. Потом бросает мячик любому ребенку, называет его имя и задает вопрос. Например, «Оля, что тебя больше всего смешит?». Оля отвечает и бросает мячик обратно. Воспитатель ловит мяч и переходит к следующему ребенку. Варианты вопросов неограниченны.
Таким же способом можно спросить, что детей удивляет, расстраивает или пугает.
Игры с мячом социально адаптируют среди сверстников, открывают внутренние проблемы ребенка, его восприятие семьи и друзей.2 Картинки Воспитатель прячет картинки с эмоциями в коробку.
Потом предлагает каждому ребенку достать одну картинку и показать мимикой эмоции, которые на ней увидит. Другие детишки и сам воспитатель вместе разгадывают, что же он показывает. Когда все в группе разгадали, то следующий идет за картинкой.
Если нет картинок для этого случая, не беда. Самостоятельно нарисуйте мордашки, выражающие радость, грусть, удивление, гнев.
Игры с картинками развивают наблюдательность, внимание и просто веселят ребят.
3 Слова Воспитатель называет любую эмоцию, а ребята вспоминают как можно больше слов, связанных с ней. Например, воспитатель говорит «радость», а дети подхватывают «улыбка, веселье, смех». Важно, чтобы в процессе игры участвовал каждый. Такие игры со словами улучшают память.
Эти игры пригодятся и родителям, если те возьмут их на заметку и усовершенствуют под развитие своего малыша.
Театрализованные
А Маленькие актеры
Дети по очереди играют одну из сценок, используя грим и костюмы, а остальные угадывают, какую сценку они показывают. Например: водолаз, грибник или человек под дождем.
Б Собственный театр
Группа вместе с учителем мастерит игрушки и декорации (фигурки из пластилина, бумаги; домики и другие игровые мелочи). Затем, дети придумывают историю и показывают ее, используя свои игрушки. В этой игре бесконечное поле импровизации.
В Голос
Все вырезают маски кошек, а воспитатель делает маску собачки, без разрезов для глаз. Когда маски готовы, ребята прикрепляют их к лицу и садятся вокруг воспитателя, у которого маска собачки.
Потом воспитатель говорит: — кошка-кошка, мяукни! Кошка мяукает, и собачка ищет мяукнувшую кошку по голосу. Когда кошка найдена, воспитатель передает ей свою маску. Дальше ищут уже малыши.
Воспитатель больше не играет, только наблюдает и подсказывает.
Упражнения для работы над эмоциями
А Музыка
Детям дают прослушать музыкальный отрывок, а затем задают вопросы:
- Что напоминает эта музыка? (дерево, облако, дождь, ветер и так далее).
- Какое у нее настроение? (веселое, печальное, праздничное, холодное, доброе и так далее).
Упражнение раскрывает фантазию и развивает мышление в образах.
Б Идеи для плохого настроения
Воспитатель и ребенок меняются местами. По задумке, у воспитателя плохое настроение (плачет). Ребята по очереди предлагают свои идеи, чтобы воспитатель снова улыбался.
Например, показать язык зеркалу, заплести красивые косички. В общем, у детей роль главных. Когда все дети выскажутся, улыбающийся педагог должен обязательно всех похвалить и сказать «спасибо».
Упражнение приучает к ответственности, пониманию.
В Мешочки
Насыпать в плотные небольшие мешочки рис, горох, гречку, муку и раздать их малышам. Ребятишки на ощупь угадывают, что лежит в этих мешочках. Упражнение расслабляет и увлекает.
Этюды на выражение эмоций
Для изображения этюдов удобно взять отрывок из детской сказки или придумать свой образ.
Лисичка стоит у окна теремка и подслушивает, о чем разговаривает мышка, лягушка и зайчик в теремке. Глаза у лисички широко открыты, тело наклонено к теремку, чтобы лучше было слышно.
Этюд на выражение заинтересованности, внимательности.
Девочка держит в руках воображаемую коробку с конфетами. К ней подходят ребята и угощаются придуманными сладостями. Улыбаются, когда разворачивают фантик, достают конфету, пережевывают и всем видом показывают, что воображаемая конфета существует.
Этюд на особенности мимики (радость, удовольствие).
Малыши пошли гулять в солнечный день. И тут поднялся ветер, полил сильный дождь. Ребята прячутся. Дождь прошел, выглянуло солнышко и дети, счастливые снова играют и бегают.
Этюд на быструю смену эмоций. Солнышко – весело, дождик – грустно.
- Качественная работа преподавателей и родителей поможет сделать ребенка эмоционально и социально устойчивым; направить энергию детей в верном направлении; смягчить или полностью убрать недостатки в развитии.
- В любом случае мудрые, опытные и внимательные взрослые, повлияют на всестороннее развитие дошкольника гораздо положительнее, чем интернет и телевизор.
- Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
Источник: https://yourspeech.ru/training/emotion/razvitie-emocionalnoj-sfery-doshkolnikov.html