Особенности развития детей 5 6 лет: как формируется личность ребенка

Исследования показывают, что период дошкольного детства является периодом первоначального складывания личности. А.Н.

Леонтьев период после 3 лет прямо называет периодом «фактического складывания личности, когда начинают устанавливаться новые связи и отношения между отдельными процессами деятельности» (А.Н.Леонтьев, 1983, с.

13). Исходя из этого, мы решили искать основы мировоззрения именно в возрасте 5-6 лет.

Имеющиеся педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что в 5-6 лет получают развитие личностные механизмы поведения. А.Н.Леонтьев считает, что в этом возрасте складывается «соподчинение, или иерархия мотивов» (А.Н.

Леонтьев, 1983).

Процесс формирования мотивационной системы характеризуется объединением, интеграцией рядоположенных, стихийно формирующихся побуждений в более крупные мотивационные единицы с тенденцией к образованию единой, целостной мотивационной системы личности.

Исследуя соподчинения мотивов у детей дошкольного возраста, К.М.Гуревич показал, что соподчинение мотивов возникает на основе «идеальной» мотивации. Делая скучное задание, ребенок помнит об обещанном вознаграждении. Это говорит о том, что подчинение своего действия более отдаленному мотиву предполагает наличие и удержание «идеальной» мотивации поведения ребенка.

Л И. Божович отмечает, что простое подчинение поведения принятому намерению складывается окончательно лишь к концу дошкольного возраста и является начальным этапом формирования произвольного поведения (Л.И. Божович, 1968). Исследованию этой проблемы так же посвящены работы А.В.Запорожца, Н.И.Непомнящей, Я.З. Неверович и др.

А.Н.Леонтьев особое значение придавал цепочке, связывающей отдельные целенаправленные действия так, что одни выступают в подчинении у других. На этом фоне выделяется смысл жизнедеятельности человека, который характеризует его личность.

Итак, мы видим, что именно в возрасте 5-6 лет действия ребенка начинают выражать его общее отношение к миру.

Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. (Краткий психологический словарь, 1985).

Установлено, что «дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного усвоения примера взрослых (норм и правил поведения, которые являются обобщением отношений людей) и формирования механизмов личностного поведения, т.е. механизмов подчинения своего отношения к вещам и другим людям, идеально данным образцам, усвоенным от взрослых «. (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин,1965)

Особую логику развития в дошкольном возрасте имеет общение ребенка и взрослого.

М И Лисина установила, что при нормальном развитии на протяжении дошкольного детства происходит смена трёх форм общения ребенка и взрослого, для каждой из которых характерно специфическое содержание.

Именно с пяти лет у детей возникает внеситуативно — личностное общение. Этот тип общения отличается тем, что ребенок ждет от взрослого сопереживания и понимания в его детском отношении к миру.

На предыдущем этапе развития общения ребенок стремится к внеситуативно — познавательному общению, которое обслуживает деятельность по ознакомлению с физическим миром.

В возрасте 5- 6 лет ребенок ждет от взрослого понимания и сопереживания, ребенок соотносит свою позицию в мире с мнением взрослого. С 5 лет ребенка начинает больше интересовать «мир людей» (Е.О.Смирнова,1977).

Во внеситуативно — личностном общении интенсивно происходит уяснение ребенком связи между внешним и внутренним миром, что является стержнем мировоззрения (М.И.Лисина, 1974).

Внеситуативно — личностная форма общения становится ведущей. Исследования Е.О.

Смирновой (1977) показали, что в этот период ребенок дошкольного возраста начинает проявлять основной интерес к людям и много рассказывает о себе, своих родственниках, друзьях, а так же расспрашивают взрослых об их жизни, делах на работе, в семье.

Ребенок проявляет особое внимание к социальному окружению, к “миру людей”. Дошкольник ждет от взрослых взаимопонимания и сопереживания, и это становится главным для внеситуативно — личностного общения.

Исследование общения ребенка со взрослыми и сверстниками приводят к проблемам самосознания и отношения ребенка к миру (Е.О.Смирновой, 1977).

В социальной ситуации развития ребенка дошкольного возраста кроме взрослых, участвующих в жизни детей, в сознании ребенка появляется идеальный взрослый. Идеальный взрослый не только существует в сознании ребенка, но и становится мотивом его действий.

Невозможность действовать как взрослый в реальном плане, невозможность реализовать желание в самостоятельном социальном поведении обуславливает появление деятельности в плане воображения. Так появляется сюжетно-ролевая игра, где ребенок берет не себя роль взрослого и вступает во взаимодействие с другими “идеальными взрослыми”.

Таким образом, ролевая игра становится ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста и воспроизводит те стороны действительности, которые недоступны ребенку в обыденной жизни. Поэтому в этот период происходит интенсивное усвоение человеческих отношений, усвоение правил поведения, социальных норм, которые существуют во взрослой жизни (Д.Б.

Эльконин, 1995).

Так же в социальной ситуации развития дошкольника появляются новые социальные контакты — это его отношения со сверстниками. Как отмечает Смирнова Е.О., общение ребенка — дошкольника со сверстниками имеет некоторые особенности, которые существенно отличают его от общения со взрослым.

Это большое разнообразие коммуникативных действий. Е.О. Смирнова пишет об этом так: “В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми.

Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и т.д.

Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление выразить обиду, нарочно не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и т.п.” (Е.О.Смирнова, 1997, с.345).

Следующее отличие заключается в эмоциональной насыщенности.

Исследования показывают, что в среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым (Е.О.Смирнова, 1997).

Читайте также:  Развитие ребенка в 2 5 года: проявления характера у малыша и другие особенности

Сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников, связана с тем, что сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению.

Еще одна особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность и свое самобытное начало.

Нерегламентированность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста.

Так же отличительной особенностью при общении сверстников является преобладание инициативных действий над ответами. Для дошкольника важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается.

Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения со сверстником, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

В перечисленных особенностях отражается специфика детского общения на протяжении всего дошкольного возраста. Однако, содержание общения детей существенно изменяется от 3 к 6-7 годам (М.И.Лисина, 1997). Развитие личности ребенка дошкольного возраста характеризуется целым рядом последовательно возникающих новообразований.

Получает развитие наглядно-образное мышление. Наиболее интенсивно развивается воображение, основой развития которого выступает игровая деятельность (Д.Б.Эльконин, 1995).

Имеющиеся педагогические и психологические исследования свидетельствуют о том, что у ребенка 5-6 лет возрастает произвольность в поведении (В.А.Горбачева, А.В.Запорожец, З.В.Мануйленко, Я.З.Неверович и др.).

Усвоение правила поднимает ребенка на новую, более высокую степень развития его сознания, в результате чего возможно становление произвольного поведения, умения управлять своим поведением. Известно, что усвоение правил поведения успешнее всего совершается в процессе игровой деятельности.

Дошкольный возраст рассматривается педагогами и психологами как важный этап становления морального облика ребенка и развитие его нравственных качеств. Как показали исследования (Е.Ю.Демурова.,1951; Я.З.Неверович, 1965), реальное поведение детей нередко расходится с их нравственными представлениями о нормах и правилах поведения, не отвечает предъявляемым к ним требованиям.

К шести годам у детей формируется самооценка. Ребенок оценивает качество своих умений, проявляет моральные свойства, связанные с подчинением или неподчинением правилам поведения. Дошкольник так же открывает для себя и осмысливает свои собственные переживания.

Осознание своего поведения и начало личного самосознания является одним из главных новообразований дошкольного возраста.

В этом возрасте дети предпринимают первые попытки установления иерархии понятий. Ребенок стремится решить для себя новые интеллектуальные задачи по систематизации предметов, отнесение их к определенным категориям, выделение их общности и различия. Д.Б.

Эльконин определяет это следующим образом: “Детская мысль в этот период направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности (дифференциация живого и неживого, природных явлений и общественных, прошлого и современности, добра и зла и т.д.).

Именно на основе такой дифференциации возникают начальные общие представления о природных и общественных явлениях, дающие первый контур того, что условно может быть названо мировоззрением (в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об единичных фактах, а к знанию об их связи)” (Д.Б.Эльконин, 1995, с.137).

В нашей работе исследуются предпосылки мировоззрения у детей 5-6 лет. Выбор этого возрастного отрезка неслучаен. Качественное своеобразие этого возрастного периода отмечается в самых разных теориях детского развития. Так, например, согласно Ж.

Пиаже, начиная с 5 лет, ребенок переходит к интуитивному мышлению, которое опирается на более дифференцированные представления о мире. Ребенок пытается понять ни много ни мало, как происхождение и устройство мира, взаимосвязи в природе, тайную суть вещей (Ж.Пиаже, 1997). По данным Дж.

Брунера в этом возрасте изменяется способ презентации прошлого опыта — ребенок переходит к попыткам символических представлений, у него хорошо развиты наглядные представления (Дж.Брунер, 1994).

Начиная с 5 лет, у детей появляется способность организовывать свою деятельность по внешней программе.

Речь активно включается в регуляцию поведения, поэтому мировоззренческие представления начинают играть важную роль в отношениях со взрослыми и сверстниками (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия).

Возраст 5-6 лет является сенситивным для развития произвольности. Развитие произвольности приводит к тому, что в поведении ребенка начинают преобладать мотивы рассудочного характера.

Именно в возрасте 5-6 лет происходит интенсивная дифференциация эмоций. Согласно данным Л.А. Венгера, к 5 годам ребенок начинает выражать свое отношение к действительности с помощью выразительной деятельности — в рисунках, постройках, выразительных позах и движениях, причем это выражение носит более осознанный и творческий характер, чем ранее (Л.А. Венгер, 1985).

Согласно данным, полученным Л.Ф. Обуховой, Н.Н.

Кандаковой «в возрасте около 5 лет происходит переход детей на качественно новый уровень развития психики» и далее « с 5 лет происходит перестройка интегрально — дифференциальных механизмов развития: на смену преобладающим процессам дифференциации, которые наблюдались на предшествующих    возрастах, приходят столь же интенсивные интеграционные процессы (при этом процессы дифференциации не исчезают совсем, а лишь на какое- то время теряют свое ведущее значение)» (Л.Ф. Обухова, Н.Н. Кандакова, 2001, с.34).

Зиновьева М.В.

Источник: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=5618

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет — pdf

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

5-6 лет — возраст активного развития познавательных и физиологических способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя ее форма и содержание

Подробнее

Консультация для родителей Возрастные особенности детей 4-5 лет. Возрастные особенности детей пятого года жизни. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят

Читайте также:  Особенности развития детей 6 7 лет: как воспитать самостоятельного ребенка

Подробнее

СОДЕРЖАНИЕ I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка 1.1. Цели и задачи реализующей программы 1.2. Принципы и подходы к реализации программы 1.3. Возрастные и индивидуальные особенности детей 1.4. Планируемые

Подробнее

Возрастные особенности детей 3-4 лет. Младший дошкольный возраст — важнейший период в развитии дошкольника. В возрасте 3-4 лет происходит переход малыша от раннего к дошкольному детству, к новым отношениям

Подробнее

ГБДОУ детский сад 79 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга 2018 Подготовили воспитатели: Красноперова С.А. Забродина Ю. В. Мы всегда рядом со своим ребѐнком и, зачастую, не замечаем

Подробнее

Возрастные особенности Возрастные особенности Детей 5-6 лет детей 5-6 лет Социальное развитие Какие особенности должны присутствовать у детей 5-6 лет, чтобы социальное развитие было успешным? способность

Подробнее

1 п/п Содержание Стр. 2-3 I Целевой раздел 1.1. Пояснительная запискаосновной образовательной программы 4-5 дошкольного образования МКДОУ детский сад 10 «Солнышко» 1.2. Цели и задачи реализации программы

Подробнее

развития детей 1 младшая группа На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Развивается предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь,

Подробнее

Рабочая программа с учётом ФГОС дошкольного образования старшей группы «Семицветик» Воспитатели группы: Денисенкова Т.В. Евдосеева Т.Н. Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными

Подробнее

Приложение 2 Возрастные особенности детей Дошкольного возраста Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными

Подробнее

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе Общеобразовательной программы дошкольного образования НОУ «Частная школа «Взмах» в соответствии: — с Уставом и нормативными документами НОУ

Подробнее

Возрастные особенности детей 3-4 лет Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным

Подробнее

1 СОДЕРЖАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 Пояснительная записка…2 1.2 Задачи образовательной деятельности 2 1.3 Возрастные и индивидуальные особенности.3 1.4 Принципы и подходы к формированию Рабочей программы.20

Подробнее

Мониторинг развития Группа младшая учебный год Воспитатели: Речевое развитие Не сформирован 0 Находится в стадии формирования 1 Сформирован 2 Показатели Использует речь для инициирования общения, обращается

Подробнее

Недельная нагрузка по дополнительному образованию (совместная деятельность с педагогом) первая младшая группа вторая младшая группа вторая половина дня средняя старшая подготовительная вторая половина

Подробнее

Сутягина Ольга Николаевна воспитатель ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ ШЕСТИ ДО СЕМИ ЛЕТ Путь, который ребенок проходит в своем развитии до школы, огромен. В шестилетнем

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/59215347-Vozrastnye-osobennosti-razvitiya-detey-5-6-let.html

Психологические особенности детей 5 – 6 лет

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ

         Возраст пяти лет – последний из дошкольных возрастов, когда в психике ребенка появляются принципиально новые образования. Это произвольность психических процессов: внимания, памяти, восприятия и т.д., и вытекающая отсюда способность управлять своим поведением.

 Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.

Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

     Примерно до пяти лет в образе «Я» ребенка присутствуют только те качества, которые, по мнению малыша, у него имеются. После пяти лет у ребенка начинают появляться представления не только о том, какой он есть, но и о том, каким он хотел бы быть и каким не хотел бы стать.

Иными словами, кроме имеющихся качеств, начинают появляться представления о желательных и нежелательных чертах и особенностях своего «Я». Разумеется, этот процесс находится еще в зародыше и имеет специфические формы.

Так, ребенок шестого года жизни не говорит и не думает о том, что он хотел бы иметь те или иные черты характера, как это происходит с подростками. Дошкольник обычно просто хочет быть похожим на персонажей сказки, фильма, рассказа, на кого-нибудь из знакомых людей.

Ребенок может воображать себя этим персонажем, – не играть роли, а именно воображать, приписывая себе его качества. Появление «Я» идеального, то есть того, каким ребенок хочет себя видеть, является психологической предпосылкой становления учебной мотивации.

Дело в том, что учиться ребенка побуждает не только и не столько интерес к изучаемым дисциплинам. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».

      Еще одно важное изменение происходит в сфере отношений со сверстниками. Начиная с 5 лет, сверстник постепенно приобретает по-настоящему серьезное значение для ребенка. До этого центральной фигурой в жизни детей, несмотря на окружение сверстников, все же оставался взрослый. Причин тому несколько.

До трех лет сверстник является для ребенка лишь более или менее приятным либо интересным объектом. На четвертом году жизни ребенка больше интересуют предметы и игрушки, с которыми действует сверстник, чем он сам.

Совместная игра – важнейшая основа детских взаимоотношений – по-настоящему еще недоступна детям, и попытки наладить ее порождают множество недоразумений.

Читайте также:  Витамины супрадин для детей: полезная терапия для малышей

     Общение в форме обмена впечатлениями и мыслями не представляет интереса, ибо сверстник не способен ни понять личные проблемы и интересы другого, ни выразить необходимое сочувствие. Да и речевые возможности детей четвертого года не позволяют полноценно осуществлять такое общение.

На пятом году дети начинают переходить к совместной игре и к эпизодическому неигровому общению со сверстниками в форме обмена мнениями, информацией, демонстрации своих знаний. На шестом году жизни ребенка разные линии психического развития, соединившись, образуют благоприятные условия для появления нового типа взаимоотношений со сверстниками.

Это, во-первых, развитие речи, которое у большинства детей достигает, как правило, такого уровня, что уже не препятствует взаимопониманию. Во-вторых, накопление внутреннего багажа в виде различных знаний и сведений об окружающем,  которые ребенок стремится осмыслить и упорядочить и которыми он жаждет поделиться с окружающими.

Развитие произвольности, а также общее интеллектуальное и личностное развитие позволяют детям самостоятельно, без помощи взрослого налаживать и осуществлять совместную игру. Дети 5-6 лет уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли.

Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи.

Все это, вместе взятое, приводит к двум существенным изменениям в жизни детей.

Во-первых, изменение роли взаимоотношений ребенка со сверстниками в его эмоциональной жизни и усложнение этих взаимоотношений.

Во-вторых, появление интереса к личности и личным качествам других детей. Происходит разделение детей на более заметных и популярных, пользующихся симпатией и уважением сверстников, и детей малозаметных, не представляющих на этом фоне интереса для остальных.

 К моменту поступления в старшую группу большинство детей на занятиях, в труде и других видах деятельности, внимательно слушая педагога, понимают объясняемые им цель и мотив деятельности. Это обеспечивает интерес и положительное отношение ребенка к предстоящему занятию.

В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У детей появляется желание показать свои умения, сообразительность.

Активно продолжают развиваться восприятие, внимание, память, мышление, воображение.

  • Восприятие детей в 5 – 6 лет
  •  Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины,
  • строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они

различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до десяти различных предметов.

Внимание детей в 5 – 6 лет

 Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного внимания  к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале учебного года 5 — 6 объектов, к концу года 6 — 7.

Память детей в 5 – 6 лет

 В возрасте 5 — 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 — 6 объектов. Объем слуховой вербальной памяти составляет 5 — 6 слов. Развиваются различные виды памяти: зрительная, слуховая, тактильная и т.д.

Мышление детей в 5 – 6 лет

 В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления, представления о цикличности изменений).

Кроме того, совершенствуется способность к обобщению, что является основой словесно-логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Объекты группируются по признакам, которые могут изменяться. Однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.

Так, старшие дошкольники при группировании объектов могут учитывать два признака. В качестве примера можно привести задание: детям предлагают выбрать самый непохожий объект из группы, в которую входят два круга (большой и малый) и два квадрата (большой и малый). При этом круги и квадраты различаются по цвету.

Если показать на какую-либо из фигур, а ребенка попросить назвать самую непохожую на нее, можно убедиться: он способен учесть два признака, то есть выполнить логическое умножение.

Как было показано в исследованиях отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать, давая адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

  1. Воображение детей в 5 – 6 лет
  2.  Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко
  3. воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно.
  4. Развитие воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает

возможность сочинение детьми достаточно оригинальных,  и последовательно разворачивающихся историй. Развитие воображения становится успешным,  в  результате специальной работы по его активизации. В противном случае этот процесс может не привести к высокому уровню.

  • Речь детей в 5 – 6 лет
  •  Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети
  • могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.

Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов, в сюжетно-ролевой игре, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи.

Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь.

Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Источник: https://multiurok.ru/files/psikhologhichieskiie-osobiennosti-dietiei-5-6-liet.html

Ссылка на основную публикацию