В каждом возрасте ребенок переживает новые периоды психоэмоционального и физического развития.
Зная особенности конкретного возраста, родители смогут более точно понять потребности своего чада, помочь ему освоить необходимые навыки, обеспечить для этого нужные условия.
В возрасте 2-3 лет перечень возрастных особенностей детей уже достаточно широк, как и открывающиеся перед ними горизонты.
Коротко о главном
На рубеже 2-3 лет есть два основных момента развития крохи, которым стоит уделить отдельное внимание: начало сепарации и период «почемучки».
Именно эти отличительные особенности в большей степени влияют на дальнейшее развитие малыша: физическое, умственное, эмоциональное.
От правильного поведения родителей будет зависеть, как пройдет этот период: в «атомных войнах» или «мире и согласии».
Кто такой «почемучка», родители двухлетних малышей знают не понаслышке. Тысячи вопросов с утра до вечера в этот период – обычное дело: ребенок начинает активно познавать окружающий мир, его закономерности, взаимодействие объектов, устройство предметов, способы коммуникации.
А вот о сепарации слышали не все родители. Однако большинство из них наверняка уже столкнулось с безапелляционными детскими заявлениями «не хочу — не буду» и «я сам». Сепарация – это процесс разделения в сознании малыша его и родителей.
Это касается личного пространства, желаний, демонстрации собственных достижений, самостоятельности как таковой.
Малышу сейчас важно доказать взрослым в семье, что его слово или желание имеет вес, с его мнением старшим нужно считаться, а его умениями можно гордиться.
Он начинает осознавать себя как личность, соотносит себя с «я». Поэтому старается понять и раздвинуть границы «своей территории», утвердиться. Отсюда бесконечные капризы, отказы, требования, которых ранее не наблюдалось.
Этот период – один из самых напряженных. Но он означает, что малыш развивается правильно, очередной этап наступил вовремя. Закончиться он должен утверждением равенства в общении между взрослыми и ребенком.
Психологический портрет при сепарации
Психология малышей 2-3 лет отличается эгоцентризмом. Они считают, что все в мире предназначено и происходит только для них.
Все, что с этим понятием расходится, вызывает крики, протесты, возмущения, громкий плач, истерики. Сейчас очень важно донести до малыша социально разумные рамки проявления своего недовольства.
Прекрасно помогут в этом «сказки-воспиталки». Если на конкретный случай сказки не найдется, ее можно сочинить.
Стараясь установить собственную независимость, ребенок пытается манипулировать родителями: появляются неожиданные требования помочь ему сделать то, что он вполне может выполнить сам. Здесь важно дать понять ребенку, что взрослые гордятся тем, как он хорошо это делает без них, постоянно хвалить его за самостоятельность.
В детском коллективе малыши взаимодействуют пока плохо: играют не вместе, а рядом. Но потребность в общении со сверстниками высока. Поэтому важно провоцировать детей на совместные действия.
При этом взрослые должны наблюдать, не стремится ли их кроха стать авторитарным лидером, которому принадлежит и подчиняется все вокруг.
Его лидерские задатки нужно направлять в правильное русло, помогая развивать навыки коммуникации не силовыми способами, а конструктивным общением.
Совет
Помните, что малыш в этот период активно перенимает стиль общения и поведения окружающих его взрослых. Избегайте агрессии, учите его диалогу с окружающими, учите следовать установленным в конкретном социуме правилам (распорядок в детском саду, поведение в коллективе).
Сквозь призму «Что? Где? Когда?»
Период с 2 до 3 лет – настоящий бум развития познавательной активности. Поэтому бесконечные вопросы малыша должны всегда удовлетворяться полными ответами, построенными таким образом, чтобы малышу было легко их понять.
В этом возрасте ребенок стремится познать суть вещей, но еще не знает разницы между живым и неживым – разбираясь в том, как что устроено, он может «разобрать» не только машинку или конструктор, но и жука или бабочку. Важно объяснять ему, что они – живые, что им больно и поступать с ними таким образом нельзя.
- Ребенок постигает окружающий мир через собственное восприятие, ему важно не только видеть, но и трогать, нюхать, пробовать на вкус и прочность все, что его окружает.
- Отвечая на многочисленные вопросы, родители побуждают кроху к активному развитию речи: учат давать развернутые ответы, расширяют словарный и понятийный запас.
- Благодаря развитию познавательной деятельности в 2-3 года малыш в состоянии понимать и различать следующие понятия:
- размеры предметов (больше, меньше, шире, длиннее);
- количество (много, мало, один);
- названия и назначение предметов, которые его окружают, которыми все пользуются;
- предмет и его части (у машинки есть колеса, двери, фары, у слоника – уши, хобот);
- обобщения (транспорт, животные, посуда, еда, игрушки, цветы).
Дети в этом возрасте соотносят предмет и действие, им совершаемое (машина едет, чайник кипятит, птица летит, цветок пахнет); персонаж и звуки (коровка мычит, воробышек чирикает). А также понимают смысл некоторых профессий (доктор лечит, повар готовит, почтальон разносит газеты и письма).
Все эти навыки нужно использовать для развития памяти малыша:
- разучивать с ним простые четверостишия;
- учить запоминать, какой предмет был, а теперь исчез;
- чем отличаются две похожие картинки.
К 3 годам в лексиконе ребенка может быть от 400 до 1500 слов.
Физическое развитие и утверждение самостоятельности
Ребенок 2 лет уже совсем не такой беспомощный, каким он был всего лишь год назад. Сейчас он уже умеет (или почти умеет) довольно много:
- бегать, прыгать на одной и двух ногах;
- ходить на цыпочках, на пятках;
- наклоняться, приседать;
- преодолевать пороги, ступеньки;
- бросать и ловить мяч, попадать им в цель;
- делать два действия одновременно (шагать и хлопать);
- лазать по лесенкам и скатываться с горок на игровой площадке.
В этот же период малыш учится кататься на трех- или четырехколесном велосипеде.
Начало сепарации приводит к тому, что ребенок начинает активно осваивать новые навыки, доказывая родителям, что может сделать это сам:
- надевать майку, носочки;
- застегивать пуговицы;
- мыть ручки;
- чистить зубки;
- завязывать шнурки;
- даже чистить свои ботинки.
Не факт, что у него все получится с первого и даже десятого раза, но он упорно будет добиваться своего, и в этом родители должны ему помогать, поддерживать кроху, хвалить за его самостоятельность и умения, которые он с таким прилежанием им демонстрирует. Все это будет способствовать тому, что ребенок начнет доверять родителям, и из конкурентов они превратятся в его союзников, которым он с удовольствием будет помогать – по просьбе или собственной инициативе. Например, он сможет:
- убрать свои игрушки;
- отнести мусор в ведро;
- протереть пыль на полке;
- помочь маме загрузить белье в машину;
- насыпать корм рыбкам, если есть аквариум;
- разложить салфетки, хлеб на столе;
- убрать на место ложки, вилки.
К тому же, развитие этих навыков способствует оттачиванию мелкой моторики. А это, как известно, прямое влияние на развитие речи.
Интеллект, логика, память, мышление
Сейчас юный исследователь способен к некоторому анализу. К примеру, он обдумывает действие, прежде чем его совершить. Скажем, чтобы достать вазу с конфетами с высокой полки, подумает и принесет стул.
Он понимает, к какому результату приведет то или иное действие (если дотронуться до горячей кастрюли – будет больно, если кинуть мяч в стену – он отскочит, если стать за край кровати – упадешь). Малыш становится более внимательным, наблюдательным (отсюда и появляется большинство его «почему»).
В этом возрасте ребенку сложно долго удерживать внимание на чем-то одном, но он должен уметь концентрироваться на заинтересовавшем предмете или явлении не менее 15 минут.
Память и логическое мышление уже достигли определенного уровня, ребенок превратился в исследователя и конструктора. Он уже умеет:
- собирать разборные игрушки из 4 и более деталей (пирамиду, пазлы, башенку из кубиков);
- определять, какому предмету принадлежит отдельная его часть (волосы – кукле, колесо – машинке, крыло – птице);
- различать предметы по цветам, формам (круг, квадрат, треугольник), свойствам (тяжелый, мягкий, теплый);
- находить недостающие детали на картинке (у домика нет двери, у собачки – хвоста);
- определять предмет по его описанию;
- описывать сюжет картинки;
- рассказывать, что делал в течение дня.
Совет
Если ребенок в 2,5 года пользуется для рассказа односложными предложениями, провоцируйте его на развернутые ответы наводящими вопросами и просите затем собрать все ответы в один полный. Показывайте пример, если малыш не смог сделать это с первого раза.
Интересы, воображение, творчество
Юный исследователь, мыслитель и конструктор постоянно проявляет все новые интересы. Интересно ему все:
- слушать мамино чтение (теперь уже он вникает в суть услышанного, запоминает, анализирует, может пересказать сюжет в общих чертах);
- описывать происходящее вокруг на прогулке, изображенное на картинках, увиденное в мультике;
- придумывать, чем заняться (при этом ребенок может синтезировать самые невероятные эксперименты – наряжать кота, красить мамино тесто для пирога, рисовать на ботинках и т. д.).
- фантазировать. Это одно из самых ярких проявлений возраста – чем невероятнее фантазии малыша в этот период, тем полноценнее развивается его интеллект. При этом за выдумки ребенка не нужно ругать – наоборот, буйная фантазия достойна похвал и развития взрослыми.
Совет
Постарайтесь стать союзником малыша в его творчестве, компаньоном в подобных играх. Это поможет минимизировать противостояние, даст малышу уверенность в вашей любви и гордости им, позволит чувствовать себя защищенным.
Таковы основные возрастные особенности детей 2-3 лет. Да, с малышом в этот период непросто: его словно подменили. Но взрослые должны понять главное: крохе не легче. Его поведение – это не простые капризы, а важный отрезок на пути развития, пройти который должны помочь именно родители.
Малышу надо выйти из этого этапа с новым ценным багажом: принятием равноправных в коммуникации взрослых, навыками социализации, множеством новых умений. А главное – с чувством того, что его любят не за его поступки, а потому, что он есть, с ощущением, что у него есть надежная защита, стабильность и самостоятельность.
Какими бы понятиями для себя он это ни называл.
Текст
Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/osobennosti-2-3-let
Развитие ребенка в 2,5 года
В возрасте двух с половиной лет развитие малыша, как физическое, так и психическое, снова делает огромный шаг вперед. Теперь характер крохи уже практически сформировался. Малыш любит ролевые игры и книги.
Многие из деток 2,5 лет собираются пойти в детский сад, а кто-то уже посещает это учреждение.
Какими умениями обладает малыш к этому возрасту и как заниматься с ребенком, чтобы стимулировать его дальнейшее развитие?
- Физическая активность карапуза продолжает повышаться. Из-за этого некоторые дети 2,5 лет перестают спать в дневное время, хотя педиатры советуют оставить дневной сон в режиме дня малыша-дошкольника минимум до 5 лет.
- Близится новый кризис развития (трех лет), поэтому родителям важно отыскать баланс между запретами и разрешениями. На ребенка нельзя давить, но и допускать вседозволенности тоже не следует.
- Гамма эмоций ребенка расширяется. У ребенка уже есть тонкие и весьма сложные эмоциональные реакции, например, тоска, сочувствие, опасение, зависть или нежность. Ребенок уже может сопереживать. Кроха по-прежнему привязан к маме, но расставание обычно происходит без слез. Когда у малыша что-то получается и он получает похвалу, это очень радует кроху. Услышав в свой адрес неодобрение, ребенок огорчается.
- Игры, которыми интересуется малыш, постепенно усложняются. Особенно это относится к ролевым играм, в которых кроха может менять роль по очереди.
- В речи малыша 2,5 лет уже присутствуют все части речи. Кроме того, ребенок научился контролировать силу голоса. Если раньше карапузу было больше интересно «куда» и «где», то теперь самым частым вопросом становится «почему».
Сделайте вместе с крохой открытку для бабушки по методике «Маленький Леонардо». В следующем видео занятие показывает эксперт по интеллектуальному развитию Теплякова О. Н.
Если сравнить с показателями в 2 года, то ребенок прибавляет примерно 1100-1200 г и вырастает на 5 см. Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:
Настало время выучить с ребенком основные цвета. Поможет в этом вам следующее видео.
Большинство деток в 2,5 года умеет:
- Ходить в быстром темпе и бегать.
- Спускаться и подниматься по лестнице.
- Перешагивать через препятствие.
- Ходить, приподнявшись на носки.
- Прыгать на двух ногах.
- Самостоятельно есть, а также пить из чашки.
- Умываться и чистить зубы, а также самостоятельно причесываться.
- Надевать без помощи простые вещи, а также обувь, у которой несложная застежка.
- Понимать шутки.
- Подражать взрослым в домашних делах.
- В играх подражать роли своего пола.
- Участвовать в разговоре.
- Говорить простыми предложениями, включающими два-три слова.
- Рисовать карандашами и красками.
- Складывать кубики и играть с конструктором.
- Собирать простые (из 2-4 деталей) пазлы.
- Играть с мячом – бросать его двумя руками, перебрасывать через препятствие, а также ловить двумя руками.
- Ориентироваться в 3-4 цветах, а также в 4-6 геометрических формах.
- Контролировать физиологические потребности.
- Учите ребенка не только подпрыгивать на одном месте, но и прыгать вперед, отталкиваясь обеими ногами. Также для физического развития рекомендуются игры с мячом.
- Предлагайте крохе собирать картинки и пазлы, у которых есть 3-4 детали. Также можно собирать квадрат Никитина.
- Играйте с конструктором, предлагая малышу не только строить произвольно, но и ориентироваться на чертеж.
- Рассматривайте с ребенком разные картинки и обсуждайте их. Предлагайте отыскать на них ошибки (используйте для этого пособия).
- Для музыкального развития крохи включайте ребенку разнообразные мелодии, вместе слушайте звуки разных инструментов, а также обращайте внимание малыша на звуки вокруг него (чирикание птички, шум транспорта, звук воды в ванной, шуршание листьев от ветра). Если ребенку нравятся детские песни, предложите ему угадывать напетую мамой знакомую мелодию.
- Занимайтесь с ребенком рисованием. Для этого используйте карандаши, краски, мелки, фломастеры, а также рисуйте палочкой по снегу или песку во время прогулок. Малышам 2,5 лет по-прежнему нравятся пальчиковые краски. Также уже можно предложить малышу раскрашивать картинки.
- Много общайтесь с ребенком, чтобы его словарный запас постоянно расширялся. Стройте с малюткой диалоги, отвечайте на вопросы карапуза и задавайте свои.
- Лепите с крохой из пластилина либо из соленого теста, а также делайте разнообразные аппликации.
- Изучайте с малышом понятия мало-много, ниже-выше, справа-слева.
- Сортируйте с ребенком разные предметы, взяв за основу цвет, тип, величину или другую характеристику.
- Загадывайте ребенку несложные загадки, например, описывайте животное и предлагайте его отгадать.
- Предлагайте крохе поиграть с кубиками, прищепками, водой, рамками-вкладышами, мозаикой, шнуровкой.
- Предложите крохе отгадать предмет на ощупь.
- Рассматривайте с малышом карточки Домана и пользуйтесь для развивающих занятий другими пособиями.
- Для развития памяти карапуза прячьте игрушки и находите их, предлагайте ребенку принести вам предмет по памяти, обсуждайте события, которые недавно произошли.
- На прогулке, а также с помощью книг и видео изучайте с ребенком окружающий мир – животных, транспорт, явления природы, насекомых, продукты питания, цветы и многое другое.
Для развития мелкой моторики используйте упражнения, показанные Анной Гапченко в следующем видео.
- Следите за соблюдением гигиенических навыков малышом – пусть кроха ежедневно моет руки, умывается, чистит зубки.
- Гуляйте с ребенком минимум 1,5 часа в день. Время прогулок можно потратить с пользой на подвижные игры, физическое и познавательное развитие малыша.
- Придерживайтесь режима приемов пищи, предлагая малышу 2,5 лет поесть 4 раза в день.
- Если кроха капризничает, лучше всего переключить внимание ребенка. Предлагая что-то малышу, не говорите утвердительно, а спрашивайте.
- Если вы отказали в чем-то ребенку (в ситуациях, когда это вредно или опасно), держитесь на своем, чтобы не провоцировать повторные истерики.
Для музыкального развития крохи проведите занятие, показанное экспертом по музыкальному развитию М. Л. Лазаревым.
Источник: https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/vozrast/30-mesyacev/
Ребенок в 2.5 года – развитие и особенности воспитания
После 2 лет ребенок становится настоящим членом общества со своими чувствами и эмоциями, собственным характером и чувством самостоятельности. Возраст в 2,5 года можно назвать рубежом развития малыша, как личности.
Этот период может быть трудным не только для родителей, но и для самого ребенка. Многие сталкиваются с такими проблемами, как капризы и повышение требовательности у малыша.
Поэтому папам и мамам детей в возрасте 2,5 лет стоит запастись холодным рассудком и терпением.
Развитие ребенка: психология, питание и режим дня
На этом этапе жизни у малыша резко проявляется собственное «Я». Это происходит ввиду постепенного психологического отдаления от мамы и папы. Наблюдая за окружающим миром, ребенок начинает формировать собственные взгляды на действительность, вырабатывая свою линию поведения в обществе и свой характер.
Ярче становится и эмоциональность. В 2,5 года дети могут испытывать целый спектр различных чувств – обиду и жалость, злость и радость, зависть и страх, тоску и сочувствие, любовь и нежность.
Ребенок может уже соотносить эмоции и ситуации: гулять – весело, болеть – плохо, сидеть дома – скучно. Но многие дети в этом возрасте еще не научились различать «что такое хорошо, а что такое плохо».
Поэтому нередко они совершенно не понимают, почему взрослые их наказывают за тот или иной поступок.
Несмотря на период становления собственного «Я», малыш по-прежнему нуждается в заботе близких. Родители должны более лояльно относиться к протестам и акциям независимости своего чада. Грубое отношение, наказания за мелкие проказы, крики и шлепки могут дать обратный результат.
В этом возрасте дети прекрасно чувствуют не только отношение окружающих к своей персоне, но и семейный климат. Поэтому ссоры родителей, даже без криков, могут вызвать у ребенка настоящий стресс. А вот расставания с мамой и папой в этот период даются крохе довольно сложно. Однако в 2,5 года ребенка можно легко отвлечь и он успокоится.
Повышается у малыша и уровень доверия к окружающим. Теперь доброжелательное отношение незнакомых людей расценивается у него как повод пойти на контакт.
Навыки и умения малыша
Ввиду своего физического развития, дети в 2,5 года могут:
- самостоятельно передвигаться по наклонной плоскости;
- прыгать и бегать;
- ходить на пальцах (цыпочках);
- преодолевать препятствия приставным шагом;
- совершать точные удары по мячу;
- ходить по лестнице;
- ловить и кидать мяч;
- спрыгивать с небольшой возвышенности, сохраняя равновесие.
Интеллектуальное развитие позволяет совершать следующие действия:
- ориентироваться в формах предметов (кубик, шарик, конус и пр.);
- строить мосты и паровозы из кубиков;
- собирать башни из конструктора или пирамидных колец;
- строить сюжетные сооружения из подручных средств (дом из конструктора, дорога из кубиков и т. д.);
- собирать пазлы;
- листать книгу;
- рисовать;
- запоминать цвета.
Игры малышей после 2 лет носят сюжетный характер. Им нравится проводить время за играми со своими любимыми персонажами и игрушками.
Теперь ребенку под силу проведение нескольких последовательных действий – покормить и попоить куклу, умыть, переодеть и положить спать. Кроме этого малыш может играть с элементами пародии на окружающих.
если вы пришли из магазина, то он может начать игру в продавца, а если вы были на приеме у врача, то он непременно станет добрым доктором для своих кукол и зверюшек.
Речевые способности малыша
Пока ребенок разговаривает не так, как взрослые. Но определенными навыками он уже пользуется. Предложения из нескольких слов теперь могут иметь весьма осмысленный характер и включать в себя местоимения и предлоги.
А всестороннее подражание взрослым обогащает лексикон малыша весьма забавными словами, которые он пытается образовать от знакомых ему слов. Например, от слова «жевать» легко образуется слово «жеваю», а от слова «встать» — «вставаю».
Характерно для этого возраста и упрощение слов, когда сложно выговаривать такие длинные слова, как «электричество», «автобус», «карандаш» и пр. Гораздо легче произнести их упрощенную и в то же время понятную форму – «атобус», «электитиво» и «кадаш».
Родители непременно должны обратить на это свое внимание, но поправлять малыша нужно корректно и терпеливо.
(1 голос, оценка: 3.00 из 5)
Источник: https://razvitierebenka.info/ot-2-do-3/rebenok-v-2-5-goda-razvitie.html
Что должен уметь ребенок в 2,5 года: развитие и психология до 2 лет 11 месяцев
Заметно повзрослевший малыш в возрасте 2,5 года отличается повышением желания к самостоятельности, его характерные особенности все более проявляются, а внутренние переживания становятся глубже.
Кроха находится на одном из переломных этапов в своей жизни. В это время непросто приходится не только малышу, но и его родителям. Мамы замечают, что дети становятся более капризными, излишне эмоциональными и требовательными.
Взрослые должны вооружиться терпением и мудростью, чтобы выстоять в этой непростой борьбе.
Приближаясь к рубежу трех лет, ребенок может становиться более капризным, и сладить с ним все труднее
Физические параметры
Насколько здоров ребенок и насколько хорошо он физически развит, помогут узнать следующие показатели:
- рост;
- вес;
- окружность головы;
- окружность грудной клетки.
Вес может иметь большие расхождения значений в этом возрасте – от 12 до 15 кг. Любой из показателей, входящих в этот диапазон, будет в пределах нормы.
Рост у ребенка в возрасте 2 года 6 месяцев колеблется от 85 до 95 см (рекомендуем прочитать: как в норме выглядит развитие ребенка в 2 года и 2 месяца?). Ниже предлагаем к рассмотрению таблицу, отображающую параметры роста и веса мальчиков и девочек до 3-летнего возраста:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должен быть рост девочки в 3 года?
Параметры детей до 3 лет | ||||
Месяцы | Мальчики | Девочки | ||
Вес (г) | Рост (см) | Вес (г) | Рост (см) | |
30 | 13480 | 91,8 | 12980 | 90,7 |
31 | 13620 | 92,6 | 13110 | 91,4 |
32 | 13770 | 93,2 | 13260 | 92,1 |
33 | 13900 | 93,8 | 13400 | 92,9 |
34 | 14030 | 94,4 | 13570 | 93,6 |
35 | 14180 | 95 | 13710 | 94,2 |
36 | 14300 | 95,7 | 13850 | 94,8 |
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: возрастные особенности детей от 2 до 3 лет
Показатели окружности головы и грудной клетки к этому периоду сравниваются и в среднем составляют от 45 до 51 см. Прежде голова новорожденного была больше по отношению к груди, теперь они выровнялись, но совсем скоро грудная клетка начнет свой более активный рост.
Чему малыш научился?
2 года 6 месяцев
В этом возрасте маме нужно научиться оставлять своего любимого малыша наедине со сверстниками. Это отличная возможность для установления общения между детьми, так они будут учиться взаимодействовать, а значит им потом будет легче в детском саду, в школе и вообще в жизни.
Физическое развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев не стоит на месте, напротив – оно движется вперед семимильными шагами (подробнее в статье: развитие ребёнка в 2 года). Еще так недавно кроха осваивал технику бега, теперь он уже с легкостью прыгает и умеет стоять на одной ножке.
Ребенок в этом возрасте:
- может назвать имена самых близких друзей, своих сестер и братьев;
- активно реализует свои творческие возможности: начинает рисовать на абсолютно любой поверхности, нередко обои выступают в качестве самого главного и любимого холста.
В этот период проявляются творческие способности ребенка – он начинает самостоятельно рисовать, лепить, сочинять
2 года 7 месяцев
Карапуз теперь любит поговорить, а значит время вашего монолога миновало. Ему нравится общаться и он начинает задавать множество вопросов. Для расширения словарного запаса взрослые должны читать двухлетке много разных книг. Когда ребенок сам не задает вопросы, пробуйте расшевелить его фантазию сами: рассказывайте истории и задавайте наводящие вопросы.
Кроха в возрасте 2 лет и 7 месяцев начинает проявлять фантазию, иногда мамы могут насторожиться появлением у любимого чада вранья. Нужно постараться деликатно объяснить малышу разницу между фантазиями и ложью, ведь маме и папе очень важно слышать от сына или дочки только правду.
В возрасте 2 года 7 месяцев ребенок уже умеет:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как научить ребенка одеваться в 2-3 года?
- называть свое имя при знакомстве;
- сочинять фантастические истории;
- самостоятельно одевать штанишки и носочки;
- спрашивать о самых разных вещах;
- задаваться вопросом, откуда появляются дети (это будет особенно актуальным, если в семье ожидается или уже свершилось пополнение).
2 года 8 месяцев
Детское воображение работает уже на полную мощность. В арсенале малыша в 2 года 8 месяцев все больше информации об окружающем мире и большой словарный запас. Кроха уже может интуитивно почувствовать ответ на свой вопрос, ведь он уже вполне понимает границы разрешаемого.
Ребенок начинает чувствовать границы дозволенного, а также учится взаимодействовать с родителями более тонко
Постарайтесь всегда соблюдать режим дня. Это поможет крохе чувствовать себя увереннее и комфортнее. Любые перемены и неожиданности могут спровоцировать всплеск негатива. Многие дети в возрасте 2 года 8 месяцев любят петь. Воспользуйтесь этим любимым занятием и разучите песенки про алфавит, цифры или начните изучать с помощью песен английский язык.
Малыш к этому периоду обычно:
- составляет длинные предложения из 4 и более слов;
- активно использует в речи прилагательные;
- научился рисовать кроме линий крестики, а значит он встал на путь готовности к обучению письму.
2 года 9 месяцев
Ребенок понимает и реагирует на различные эмоции окружающих людей. Произошедшая с мамой перемена непременно заинтересует карапуза и он осведомится, что стало причиной этому. Благодаря поучительному примеру со стороны взрослых, ребенок учится контролировать и свои эмоции.
Нередко у малыша в 2 года и 9 месяцев появляется некий воображаемый друг, что будет являться абсолютно нормальной ситуацией. Порождают этого друга фантазии и желание иметь партнера для игр. Очень часто воображаемый товарищ останется с малышом почти до школы.
Фантазия ребенка развивается – теперь он может играть сам, придумывать сюжетные истории
Ребенок в 2 года 9 месяцев старается:
- разговаривать с незнакомыми людьми при помощи простых диалогов;
- научиться рисовать человечка;
- понять, что умение поделиться своей игрушкой – проявление дружбы;
- научиться чинить свои сломанные игрушки.
2 года 10 месяцев
Ребенок проявляет все большую самостоятельность. Теперь для малыша в 2 года 10 месяцев уже привычное дело увлечься играми или мультиками на несколько часов.
Ребенок в 2 года и 10 месяцев уже освоил:
- процесс четкого разговора;
- принцип сохранения сухих штанишек не только днем, но и ночью;
- демонстрацию самых разных эмоций;
- рисование автопортрета.
Взрослые наблюдают обогащение эмоциональной палитры малыша
2 года 11 месяцев
Кроха в 2 года 11 месяцев ведет разговор длинными предложениями, его речь становится все более четкой, а общее поведение приближается к взрослому. Все малыши в 10-11 месяцев третьего года обожают играть в подвижные игры.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: таблицы роста и веса для мальчиков в 3 года
Малыш в 2 года и 11-месячном возрасте научился:
- объяснять, как можно использовать два предмета вместе;
- в периоды радости и счастья бегать, прыгать (во время игр);
- концентрироваться на определенной игре продолжительное время;
- ездить на трехколесном велосипеде;
- одевать всю одежду самостоятельно.
Общее и интеллектуальное развитие
Дети в 2,5 года обычно легко умеют делать следующее:
- кушают ложкой, пьют из кружки, а не из поильника;
- одевают несложные вещи и обувь без застежек;
- моют руки, лицо и чистят зубы;
- осуществляют подъем и спуск по лестнице, не прибегая к помощи взрослых;
- играют в догонялки, катаются с горки и прыгают с невысоких опор.
Интеллектуальное развитие:
- может собрать пирамидку из 5-9 колец;
- из кубиков строит башни, «мостик» и «паровоз»;
- различает некоторые геометрические формы (куб, шар, цилиндр и другие);
- методом подбора определяет подходящие объемные фигуры к плоской форме;
- умело собирает вкладыши разных форм и подбирает правильные отверстия в сортере, попыток вставить неверный элемент силой все меньше;
- из простых предметов (конструктор, кубики) делает несложные постройки, определяя их назначение (дом, башня, ворота);
- умеет собирать несложные пазлы;
- хорошо работает память;
- правильно держит карандаш во время рисования.
Развитие в социальном и эмоциональном плане
Ребенок воспринимает себя все более осознанно как отдельную личность. Уже не говорит про себя: «Саше больно», но скажет: «Мне больно». Местоимение «я» теперь звучит в его речи все чаще. Малыш начинает выражать свои чувства и эмоции: «Я устал», «Мне страшно».
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развитие ребенка до года по месяцам
Детское поведение становится все более эмоциональным. Он искренне расстраивается, когда у него что-то не получается и очень радуется, когда сумел сделать какое-то дело.
При неудачах кроха расстраивается больше всего, также его весьма огорчает отсутствие ожидаемой похвалы. Начинает разбираться в людях, чувствовать их, понимать. При встрече всегда дает оценку человеку, является он хорошим или плохим. Ищет более «слабого» взрослого и пытается им манипулировать.
Двухлетка чувствует и понимает, с кем в семье лучше не спорить, а с кем можно и покапризничать.
При помощи капризов и истерик малыш может начать манипулировать родителями
В своем психическом развитии ребенок входит в фазу потребности в самоутверждении. Во всем и везде старается быть первым, о чем непременно будет рассказывать: «Я самый сильный», «Мой папа самый смелый».
Приближаясь к возрасту трех лет, кроха начинает оценивать не только чужие поступки, но и свои. На все свои действия он начинает смотреть критично и осознает, когда он сделал кому-то плохо.
Критике подвергаются не только свои, но и чужие промахи. Приближается кризис трех лет.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как именно проявляется кризис трех лет у ребенка?
Речевое развитие
Подчеркнем еще раз важность окончания периода, когда малыш говорил о себе в третьем лице. Теперь на арене только «Я». Вместо «Ваня хочет спать» вы услышите: «Я хочу спать».
Речевые особенности:
- сложные предложения, состоящие из 3 и более слов;
- задает много вопросов, начинающихся со слов «почему», «как», «где», «что»;
- умеет отвечать на простые вопросы;
- знаком с названиями частей тела, предметов быта и некоторых животных;
- при внимательном слушании хорошо понимает прочитанную сказку и может ответить на вопросы по ней;
- пополняет словарный запас.
Речевые фразы становятся все более взрослыми. Пропадают детские неправильные слова, на их смену приходят уже полноценные, взрослые.
Ребенок в этом возрасте способен на полноценный диалог. Хорошо отвечает на вопрос: «Как твое имя?» и может ответить на подобные несложные вопросы. Малыш знает имена дедушек, бабушек, папы и мамы, а также некоторых знакомых детей. Во время совместных игр с детьми вступает с ними в диалог, учится у них, подражает.
Малоговорящий ребенок или совершенный молчун должен в этом возрасте насторожить родителей. Следует сходить для консультации к неврологу или логопеду. Не стоит пускать проблему на самотек, мол, сам заговорит.
Задержка речевого развития может повлиять на более сложное овладение речью в целом и способность к правописанию.
Не упускайте возможности развивать детский речевой аппарат, обратившись к специалистам, ведь если кроха не разговаривает сейчас, это может быть опасно для его будущего.
Ребенок постепенно становится интересным собеседником, ведь он может вести осмысленный диалог
Дневной распорядок
Распорядок дня ребенка в возрасте 2 года 6 месяцев уже устоявшийся. Общее время сна составляет около 12-12,5 часов, куда также входит двухчасовой дневной сон. Кроха уже подрос, но это не значит, что пора отменять дневной перерыв для отдыха и восстановления сил.
Детская нервная система сильно возбуждается, если не получает некоторого перерыва более 6 часов подряд. Большинство педиатров придерживаются мнения, что дневной сон следует сохранять до возраста 5-6 лет.
Подъем утром желательно осуществлять в промежутке между 7 и 8 часами, а укладывание на ночь – в 9 часов (в 21:00).
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: распорядок дня ребенка в 2 года: таблица
Рацион
Ребенок в 2,5 года ест 4 раза в день. Перерывы между приемами пищи – около 4 часов. Малыш очень активен, много бегает, прыгает, играет, отчего обмен веществ в организме происходит очень быстро.
Это говорит о том, что детский организм нуждается в восполнении энергозатрат. Для полноценного развития в сутки малышу требуется 50 грамм белков, 50 грамм жира и 210 грамм углеводов.
Общая калорийность пищи в сутки составляет примерно 1500 ккал.
Сохраняйте 10% составляющую растительных жиров. Помните о том, что растительное и сливочное масла должны подаваться в сыром виде без термообработки.
Кисломолочные и молочные продукты занимают большую нишу в детском меню. Их объем в сутки составляет 500-600 мл. В числе прочих непременно включайте в рацион питания сыры, кефир и творог. В дополнение к обеденному супу предлагайте немного хлеба. Его присутствие в ежедневном меню также важно, объем должен составлять около 60-90 г в день.
Молочные и кисломолочные продукты на детском столе обязательно должны присутствовать
Разнообразьте утренние каши использованием различных злаков. Для приготовления выбирайте рис, гречку, овсянку и манку. Макароны также будут вполне уместны в рационе малыша двух с половиной лет.
Сахар в детском рационе нужен, но количество его строго ограничено. Потреблять в день можно не более 60 грамм.
Овощи и фрукты можно предлагать практически в неограниченном количестве. Минимальный объем – 300 г, а максимальный – 500 г. Разнообразие здесь весьма большое, а потому накормить кроху витаминами будет проще.
Следует помнить, что правильное распределение пищи в течение дня имеет очень важное значение.
На первую половину дня лучше отвести блюда, богатые белком и жирами, потому что они способны нарушить спокойный сон малыша, приведя в возбуждение нервную систему.
Белковая и жирная пища крайне плохо усваивается в ночное время. Во второй половине дня отдайте предпочтение овощным блюдам, а также кашам и молочным продуктам.
Не забывайте о важности употребления достаточного количества воды. В этом возрасте ее требуется около 1,5 литров в сутки.
Игры и игрушки
Специалисты в области педагогики и психологии называют лучшими играми в этом возрасте:
- звуковые головоломки (озвученные);
- кукольный театр (пальчиковый);
- шнуровки;
- объемные пазлы;
- конструктор из блоков.
Пальчиковый театр – отличная возможность развить фантазию ребенка и практиковать творчество совместно с малышом
Вызвать у малютки интерес к игрушке следует своим примером, показав, как с ней можно взаимодействовать. Всегда старайтесь включаться в процесс детских игр.
Подвижные и активные игры сейчас очень уместны. Применяйте игры, в которых бы использовались разные движения: прыжки, лазание, бег, ходьба, бросание и т.д.:
- «Прятки».
- «Жмурки».
- «Солнечный зайчик». Крохе дается задание поймать «зайчика». Когда он на полу, кроха должен встать на него, когда на стене – накрыть ладошкой.
- «По кочкам». Разложить бумажные листы по комнате и предложить перебраться через болото по кочкам.
- «Меткий стрелок». На расстоянии двух метров ставится ведро. Ребенку дается мячик, который нужно закинуть в ведерко. Освоив это расстояние, ведро отодвигают чуть дальше.
Не спешите, всегда начинайте с простого. Освоив элементарный уровень, переходите к простому, затем к среднему и так далее.
Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/razvitie-rebenka-v-2-5-goda.html
Развитие ребенка 2,5 года
Два с половиной года прошло с того момента, как ваш малыш появился на свет. Возраст довольно серьезный. Запасы энергии ребенка все возрастают, а характер меняется с каждым днем.
Целый ящик новых эмоций для деток в этом возрасте может стать как подарком, так и настоящим грузом. Поэтому будьте особенно внимательными к малышу и гибкими к его капризам.
Два с половиной года: особенности физиологии
Вы не перестаете удивляться, где у этого маленького чуда берется столько энергии. Сон ребеночка в этом возрасте длится 10-12 часов в сутки. Часто детки с небольшой охотой ложатся спать днем, но педиатры все же рекомендуют это делать. Повышенная активность без дневного отдыха – большая нагрузка для детского организма.
Навыки и умения в 2 года и 6 месяцев:
· Самостоятельно кушает.
· Участие в разговорах. Ребенок понимает, о чем говорят, и пытается вставлять свои слова и предложения.
- · Детки воспринимают шутки и даже сами пытаются шутить.
- · Малыш уже может надевать некоторые вещи, обуваться.
- · Умывание, причесывание и чистка зубов – без сторонней помощи.
- · Ходят и бегают детки уже достаточно быстро и уверенно, как и перемещаются по лестнице.
· Одно из любимых занятий деток этого возраста – подражать родителям. Не удивляйтесь, если ваш ребенок включит пылесос или станет ходить по квартире, имитируя разговор по телефону.
Особенности воспитания ребенка
Этот период – начало кризиса 3 лет. Сейчас будет сложно и ребенку, и вам. Вы должны в это время четко расставлять запреты и решить, что малышу можно. Постарайтесь не давить на ребенка, но это еще не значит, что ему можно все разрешать.
Организация жизни ребенка 2,5 лет
Приучите малыша, что мыть руки после улицы и каждый раз перед едой – обязательно. Очень полезный навык – полоскать ротик после приема пищи. Ели малыш научится этому с детства, то проблем с зубками будет меньше.
Эмоции и что с ними делать?
Весьма интересно, что ребенку в этом возрасте больше нравится общаться с взрослыми, чем со сверстниками.
Малыш уже демонстрирует самые разные эмоции, в том числе нежность, скуку, тоску или даже сочувствие. Детки ведут себя по-разному с тем, кто им симпатичен и очень хорошо чувствуют «не своих» людей.
Ребенок и далее сильно привязан к родителям, но уже способен на разлуку с ними без слез.
В 2 года и 6 месяцев детки часто сильно увлекаются игрой. Любят ролевые игры, например, играть в продавца, врача или папу-маму любимой игрушки. Ребенок радуется, если вы его хвалите, одобряете его действия, но как только малыш слышит негативные отзывы, то расстраивается.
Какой должна быть речь ребенка в 2 года и 6 месяцев?
Теперь ребенок не только пытается использовать все части речи в своем разговоре, но и контролирует силу голоса. Все больше вопросов теперь направлено на познание мира, его строения. Если вопрос «почему?» еще не стал любимым словом вашего малыша, то попробуйте сами его задавать. Таким образом вы простимулируете любознательность малыша.
Что делать родителям ребенка 2,5 лет?
В этот период происходит новое строение взаимоотношений ребенка и родителей. В некоторых ситуациях вам будет легче уступить, от некоторых капризов получится отвлечь внимание.
Многие утверждения замените на вопросы. К примеру, не говорите: «Иди кушать», а спросите малыша, будет ли он кушать. Так вероятность получить отказ меньше.
Если вы решили сказать малышу «нет», то будьте упрямы и до конца настаивайте на своем.
Источник: https://aababy.ru/stati/kalendar-razvitiya-rebenka/kalendar-razvitie-rebenka-ot-1-goda-do-3/razvitie-rebenka-25-goda
Консультация на тему: Возрастные психологические особенности детей 2-3 лет. | Социальная сеть работников образования
ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ
Ребёнок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Этому способствуют ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т.п.
Маленький ребёнок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет.
В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребёнка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
У детей 2-3 лет недостаточно сформированы механизмы саморегуляции организма. Ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребёнок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит и т.д. Педагог должен быть уверен, что малыша ничего не беспокоит.
Общение у детей носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребёнку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним.
Поэтому занятия кратковременны, построены так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребёнком в отдельности. Обучение в этом возрасте происходит и на собственном практическом опыте, и на основе подражания приятному взрослому.
При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый, — и хорошему и плохому; и правильному и не правильному.
Сверстник ещё не представляет для малыша особого интереса и рассматривается им как ещё один предмет. Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они нередко становятся источниками отрицательных эмоций.
Им присуще наглядно действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая среда, т.е. позволяет ль она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами.
Речь находится на стадии формирования; Внимание, мышление, память — непроизвольны.
Социально-эмоциональное развитие: Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
Общая моторика, моторика рук: Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной.
Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы. Зрительно-моторная координация: Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест.
Восприятие, предметно-игровая деятельность: Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
Психическое развитие: Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой-маленький, мокрый-сухой и др.). Задает вопросы «Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше-меньше, полный-пустой).
Понимание речи: Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Понимает сложноподчиненные предложения типа: «Когда мы придем домой, я буду…». Понимает вопросы типа: «Что у тебя в руках?». Слушает объяснения «как» и «почему». Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: «Сначала вымоем руки, затем будем обедать».
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная: возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.
У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом 3 лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
СТРЕМИМСЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ. КРИЗИС 3 ЛЕТ
Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным возрастом – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Новая позиция «Я – САМ», возрастание его самостоятельности и активности, требуют от близких взрослых своевременной перестройки.
Если же новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают собственно КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, проявляющиеся в отношениях со взрослыми (и никогда – со сверстниками).
Для кризиса 3 лет характерны следующие особенности в поведении:
1. Негативизм – ребенок негативно реагирует не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого.
Он не делает что – то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Негативизм избирателен: ребенок игнорирует требования одного члена семьи, а с другими достаточно послушен.
Главный мотив действия – сделать наоборот, то есть прямо противоположное тому, что ему сказали.
2. Упрямство – это реакция ребенка, который настаивает на чем – то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Его первоначальное решение определяет все его поведение, и отказаться от этого решения даже при изменившихся обстоятельствах ребенок не может.
Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы.
Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.
3. В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие .«Да ну!» — самая распространенная реакция в таких случаях
4. Яркое проявление тенденции к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. В принципе это положительное явление, но во время кризиса приводит к своеволию, что вызывает дополнительные конфликты со взрослыми
5. У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте – бунте. В семье с единственным ребенком может появиться деспотизм.
Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т. д..
Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти здесь выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения «юного деспота»
6. Обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что раньше было привычно, интересно и дорого.
3 – летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т. п.
Все эти явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и самому себе. Это важный этап в эмансипации ребенка.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК УПРЯМИТСЯ?
Не придавайте большого значения упрямству. Примите к сведению этот приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка. Оставайтесь вовремя приступа упрямства рядом с ребенком и дайте ему почувствовать, что понимаете, как он страдает.
Не пытайтесь в это время что – либо внушать вашему ребенку. Ругать в такой ситуации не имеет смысла. Он сильно возбужден и не может вас понять. Будьте в поведении с ребенком настойчивы.
Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КАПРИЗЫ?
- * Сначала нужно понять причины капризов и упрямства. Ими могут быть:
- Нарушения режима дня.
- Обилие новых впечатлений.
- Плохое самочувствие во время болезни.
- Переутомление (физическое и психическое).
- * Преодолеть капризы можно, если:
- Все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку.
- Будут тверды в позиции, дадут понять значение слова «нельзя».
Научат ребенка хотеть, т.е. вырабатывать настойчивость в достижении цели.
- Будут развивать у ребенка самостоятельность в совместной со взрослыми деятельности.
- КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ
- Как надо вести себя родителям в период кризиса ребенка трех лет.
По тому, на кого направлен кризис ребенка трех лет, можно судить о его привязанностях. Как правило, в центре событий оказывается мать. И главная ответственность за правильный выход из этого кризиса возлагается на нее. Запомните, что малыш страдает от кризиса сам.
Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства.
Поэтому, если Вы увидели, что очень резко изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.
Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет Вас: действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно.
И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое его желание как приказ.
И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять. И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает Вам.
Поэтому когда желания ребенка намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка. К примеру, Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку.
Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед. В 3 года самоуважению ребенка льстит, если Вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек, для письма. Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.
Как не надо вести себя родителям во время кризиса ребенка трех лет.
* Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности
* Не говорить «да», когда необходимо твердое «нет». Не пытаться любыми путями сгладить кризис, помня, что в дальнейшем у ребенка может повыситься чувство ответственности.
* Не приучать малыша к легким победам, давая довод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией.
И в то же время не подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, – это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.
Запомните, все, что происходит с нашим ребенком, мы рассматриваем и оцениваем с позиции взрослого, а не его, многое не понимая при этом. Большинство родителей пугаются кризиса только потому, что им не с кем сравнивать своего малыша.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/01/22/vozrastnye-psikhologicheskie-osobennosti-detey-2-3