Здравствуйте, дорогие мои читатели! Вот уже два года я задаюсь вопросом — как научить моих близнецов разговаривать? Кроме мама, папа и «бо», что в переводе с их языка означает «спасибо», они отказываются говорить или повторять. Причем друг с другом они общаются неплохо. Язык больше напоминает китайский. Я решила заняться этим вопросом вплотную.
Речевая деятельность является одним из важнейших навыков в развитии человека. Причем из недавних исследований, я обнаружила, что интеллект человека и то, когда малыш начнет разговаривать, совсем не связаны друг с другом. Хоть на этом дорогие ученые нас успокоили. Понятно, что рано или поздно дети заговорят. Но ведь хочется, чтобы это случилось как можно скорее.
Основные правила речи
Существует ряд рекомендаций, разработанных специально для взрослых, соблюдение которых будет способствовать формированию и развитию речевой деятельности детей. И так посмотрим, что нам заготовили дорогие специалисты.
- Нужно начинать общаться с новорожденным с первых дней жизни. Дети, будучи в том возрасте, когда еще не понимают смысл слов, способны воспринимать интонации говорящих, различать обращение именно к ним. При этом важно, чтобы малыш видел мимику, артикуляцию. Слоги и слова следует произносить медленно, четко, акцентируя на гласных, протягивая их.Что касается нашу семью, то мы говорим с близнецами с первого года жизни. Причем по-взрослому так как я не приемлю «сюси-пуси» в больших количествах.
- Согласно исследованиям, частое использование соски способно негативно сказаться на развитии речевых навыков. Возможно возникновение проблем с артикуляцией и затягивание процесса развития речевой деятельности, поэтому рекомендуется использовать пустышку как можно реже.Мои мальчики с соской не могли расстаться до 2,2 года (может быть это причина нашей разговорной лени). Причем по стечению обстоятельств, в один прекрасный день все соски потерялись разом. Двухдневный рев закончился затишьем. Однако на соску своей маленькой двоюродной сестренки они все-таки иногда посматривают с такой нежностью, что так и хочется им дать чупа-чупс).
- Необходимо комментировать все, что происходит. Мама объясняет, что и как она делает, зачем это нужно, к каким результатам это приведет. Стоит говорить и обо всем, что окружает малыша – дома, в гостях, на прогулке. В разговоре рекомендуется употреблять не только существительные, но и глаголы, прилагательные: «Травка зеленая. Солнышко светит».С этим у нас тоже все в порядке. Большое количество родственников и друзей не дают моим малышам сидеть без новой информации. Но опять же — понимать то мы понимаем все, а вот сказать или повторить…
- Научно доказана взаимосвязь мелкой моторики рук с речевой деятельностью, поэтому совершенствуя первую, можно ожидать закономерного развития второй. По поводу этого могу сказать следующее, мы не часто занимаемся мелкой моторикой — книги читаем, лего собираем, а вот с пальчиками не играем. Будем исправляться.
- С одной стороны, специалисты советуют не перегружать ребенка большим количеством слов. Это способно только запутать кроху. С другой, пассивный словарный запас постоянно должен пополняться. Стоит помнить, что во всем нужна мера и необходимо найти свою «золотую середину». Сделать это можно только интуитивно, глядя на ребенка и анализируя его реакции, поведение. При объяснении значения новых слов важно использовать только слова, известные ранее.В этом вопросе мы тоже подкачали, так как очень часто употребляем в своей речи незнакомые слова. Возможно, это тоже влияет на желание говорить?
- Логопеды не рекомендуют коверкать речь, подстраиваясь под речь своего чада. Слова нужно произносить правильно, чтобы малыш знал, к чему ему надо стремиться.
- Для того, что бы решить такую задачу, как научить ребенка разговаривать, для этого необходимо чаще использовать в повседневной жизни сказки, стишки, потешки, песенки, читать книжки. Детская литература обязательно должна соответствовать возрасту карапуза и содержать яркие, красочные, выразительные картинки. Книжки — это наши любимые игрушки. Мы даже спим с ними.
- Нужно поощрять коммуникации с другими людьми, в особенности – детьми. Совместные игры побуждают необходимость в общении. Конечно для наших близнецов общения предостаточно.
Помогает ли нам детский сад
Недавно мы пошли в детский сад, правда из-за всяких инфекций наше посещение ограничилось неделей (уже три недели мы на больничном).
С другими мальчиками они общаются на «пальцах», мыча или жестко отбирая игрушки, как они любят это делать друг с другом.
Хотя стоит отдать должное, маленьких девочек, мы все-таки ой как любим: не обижаем и гладим по головке, что-то рассказывая на «китайском».
Это мои наблюдения из недельного посещения детского сада. Пока же обещания, что как только они отправятся в детский сад сразу заговорят, остаются обещаниями.
В любом случае оказать посильную помощь в вопросе, как научить детей разговаривать или, по крайней мере, помочь им в этом, способны только окружающие его люди. В первую очередь – мы, родители. Нужно удовлетворять потребности детей в познавательной деятельности и в общении, способствуя скорейшему развитию малыша.
Я, например, уяснила для себя, что сейчас мы будем делать напор на мелкую моторику и заучивание коротких стишков (пусть мыча запоминают). Детский сад я думаю, нам в общении поможет только к теплому времени года. Уж больно много там вирусов.
Жду от Вас предложений и советов по данному вопросу. Как вы учили своих деток разговаривать? И если у кого-то из знакомых есть двойняшки, когда они стали выговаривать слова? Нам все интересно. Мои близнецы готовы к экспериментам)
Источник: https://gemelos-feliz.ru/deti/vospitanie/kak-nauchit-detey-razgovarivat/
Учим ребенка разговаривать
Каждая мамочка мечтает о времени, когда малыш начнет говорить. Первые слова воспринимаются с восторгом и воодушевлением. Как научить ребенка разговаривать быстро – тема нашей сегодняшней статьи.
Многие родители считают, что процесс пойдет сам собой. Это так, но если малыша правильно подготовить, «подтолкнуть» к этому шагу, разговаривать он научится намного раньше. Обо всех эффективных методиках поговорим ниже.
Основные этапы развития речи
- Чтобы понять, когда нужно заниматься развитием речи у малыша, нужно знать основные этапы этого нелегкого процесса:
- Крохе 2-3 месяца. В это время ребенок начинает активно гулить, произнося элементарные гласные и согласные буквы, стараясь объединить их;
- К полугоду карапузы начинают говорить элементарные слоги (ба, па, ма). К 8-9 месяцам кроха способен полноценно воспринимать информацию, понимать слова, которые произносят взрослые;
- Первые слова дети, как правило, произносят в 10-11 месяцев. В год уже знают до 10-15 элементарных слов, которые наиболее часто употребляют родители;
- В 1,5 года кроха уже способен формировать небольшие предложения, состоящие из 3-4 слов. Как правило, в его лексиконе присутствуют существительные и глаголы. С прилагательными он знакомится чуть позже;
- В 2 года словарный запас крохи значительно пополняется. В его арсенале уже до 300 простых и сложных слов. При этом ребенку уже под силу предложения, состоящие из разных частей речи.
Совет! Начиная с 2-х лет, ребенок начинает активно говорить. В это время важно максимально помочь ему. Родители должны читать сказки, общаться с ребенком, правильно выговаривать слова, строить сложные предложения. Только в этом случае будет хороший результат, и в 3 года малыш будет уверенно говорить.
Как помочь ребенку разговориться
Как научить ребенка говорить? Этот вопрос волнует многих родителей. Давайте рассмотрим наиболее эффективные способы:
- Обязательно развивайте мелкую моторику;
- Делайте вид, что не понимаете, когда ребенок лепечет или объясняется жестами;
- Старайтесь гулять на площадке с более старшими детьми. Ваш малыш будет слышать речь, быстрее схватывать слова;
- Пресекайте кроху, когда он «глотает» или не до конца выговаривает слова, поправляйте его;
- Рассказывайте стихи, пойте песенки, читайте сказки;
- Логопеды настоятельно рекомендуют разучивать скороговорки;
- Важно, чтобы при контакте вы находились на одном уровне с крохой. Для этого во время занятий лучше садить его к себе на колени;
- Все упражнения должны проходить только в игровой форме, длиться не более 30 минут;
- Также специалисты советуют проводить специальную гимнастику, тем самым вы укрепите мышцы лица, наладите артикуляцию. Как это правильно делать, можно узнать у логопеда, сходив на пробное занятие;
- Малышу исполнилось 2 года? Настало время перейти к более сложным упражнениям. После прочтения книг задавайте ему наводящие вопросы о героях произведения. Попросите карапуза рассказать понравившиеся моменты.
Если вы заметили, что к 4 годам ваше чадо плохо говорит, это повод обратиться к специалисту. Логопед подскажет, как научить ребенка разговаривать, задействует эффективные методики.
Советуем вам к прочтению нашу статью: Как научить ребенка буквам – шпаргалка для родителей
Советы доктора Комаровского
Доктор Комаровский дает свои советы, как научить малыша быстро говорить:
- Когда еще кроха находится в утробе, начинайте с ним активно разговаривать, слушайте классическую музыку. Врачами доказано, что в третьем триместре малыш отчетливо слышит звуки, это послужит отличным стимулом к развитию речи в будущем;
- Постоянно говорите с ребенком, делайте это четко и правильно, не «жуйте» слова. Объясняйте элементарные вещи, рассказывайте, как прекрасен мир вокруг него;
- Старайтесь связывать слова с образами. Например, говоря о деревьях, покажите ему растительность за окном или на картинках в книге;
- Разучивая с ребенком новое слово, старайтесь, как можно чаще его повторять;
- Не стесняйтесь задавать карапузу вопросы. Даже если он еще не совсем правильно и четко говорит, это будет способствовать развитию речи. Кроме этого малыш научится выражать мысли, будет стимулироваться работа головного мозга;
- Не забывайте о чтении сказок. Возьмите себе за правило, перед сном читать или рассказывать своему ребенку интересную, добрую историю;
- Песни – отлично способствуют развитию речевого аппарата. Включайте карапузу детские песни. А вот об английских синглах лучше на время забыть, у малыша может быть путаница;
- Используйте наглядные пособия. Для этого не обязательно приобретать дорогие карточки или специальные методички. Воспользуйтесь предметами, которые есть у каждого в доме. Например, готовя борщ, попросите малыша назвать известные ему овощи, их цвета, геометрическую форму;
- Не стоит поощрять детский лепет, особенно в тех случаях, когда малыш уже может немного говорить.
Это важно! Помните, каждый малыш индивидуален. Не стоит слушать мамочек на детской площадке, которые с гордостью вещают о том, что их крохи прекрасно разговаривают уже к году.
Поверьте, если вы будете «давить» на кроху, постоянно требовать от него изучать и повторять новые слова, это не приведет ни к чему хорошему. Ребенок будет выбирать удобный для него процесс – лепет. Ситуация от этого только ухудшится.
Если малыш плохо разговаривает, и это не связано ни с психоэмоциональным, ни с физическим отклонением в развитии, значит просто еще слишком рано, стоит набраться терпения.
Каждый родитель с нетерпением ждет, когда его малыш начнет говорить. Для этого еще с рождения многие мамы предпринимают попытки заниматься с крохами при помощи специальных карточек, например, комплект «Учимся говорить с пеленок». Как отмечают специалисты, делать это вовсе не обязательно. Важно всего лишь знать и разбираться в этапах развития речи.
Как научить малыша разговаривать было описано в статье. Обратите внимание на советы, которые дает известный доктор. Запомните главное правило: обучение малыша должно быть интересным и познавательным. В противном случае вы напрочь отобьете у него желание к учебе.
Автор статьи: Гринь Анна Анатольевна
Источник: https://PomoshRoditelyam.ru/vospitanie/kak-nauchit-rebenka-razgovarivat.html
Как научить ребенка говорить: почему это бывает трудно?
Никто не может предугадать, когда именно малыш произнесёт своё первое и такое долгожданное слово. На вопрос родителей «как научить ребенка говорить?», специалисты отвечают, что это сугубо индивидуальный процесс, который у всех детей проходит по-разному.
На освоение новых слов ребенком оказывает влияние множество факторов. Но если он усердно молчит от 2-х до 5 лет, стоит обратить пристальное внимание на эту подозрительную задержку речи. Причины такого явления могут быть комплексными и довольно серьёзными.
Давайте разберем самые типичные их них.
Называя ребенку предмет, описывайте его, рассказывайте о нем, как можно больше деталей
Есть взрослые, которые неустанно твердят ребёнку обозначения одних и тех же предметов и думают, будто остальные слова он сможет выучить самостоятельно. Однако никто не рассказывает ему сказок, не общается с ним и не проводит развивающих занятий.
Как результат — вырастают дети, долгое время живущие с определённым набором существительных, которых, конечно, недостаточно для полноценной деятельности и взаимодействия с миром.
Во власти малыша – просто называть предметы, но не описывать их действия и признаки.
В среде, которая сформировала у ребёнка такой тип речевой задержки, обычно для обозначения ситуации активно используются жесты, движения, возгласы вместо традиционного проговаривания разных частей речи.
Владение ограниченным списком слов раздражает ребёнка, он становится излишне капризным, нервным от того, что часто его просто не понимают, а сам он не может понять и выполнить примитивных действий на призывы «подойди сюда», «посмотри», «сядь». Таких детей перестаёт радовать общество, они закрываются и выбирают игры без потребности в партнёре.
Однако, занятия, в которых нужно называть предметы, нормализуют состояние ребёнка, он начинает лучше себя чувствовать и стремится к общению с людьми.
Рекомендации для исправления ситуации
- Наладить речевое развитие можно, уделив внимание нескольким аспектам деятельности ребенка. Для начала стоит максимально разнообразить процесс называния предметов: можно использовать дополнительные признаки и глаголы.
Например, называя дом, расскажите или спросите, какого он цвета, и кто в нём живёт.
- Включите ребёнка в совместную деятельность, привлеките к активному диалогу во время осуществления каких-либо действий.
- Больше разговаривайте со своим малышом, используйте истории, сказки, различные записи – создайте ему среду, насыщенную речевым разнообразием.
Задержка на этапе установления эмоционального контакта со взрослым
Любовь без слов
Эмоциональная гармония между родителем и ребенком может стать причиной задержки речевого развития
Такие сложности возникают в случае, когда «всё и без слов понятно». Взаимная любовь родителя и ребёнка, которая выражается с помощью обмена ласковых касаний, доброжелательных жестов, теплых улыбок, становится причиной того, что речь просто не пользуется популярностью. Всё же и так ясно. А потом родители сталкиваются с тем, что малышу сложно высказаться даже относительно самых элементарных вещей.
Для начала необходимо сформировать платформу наиболее интенсивно используемых слов, основываясь на взаимодействии ребенка с предметным миром.
Но не стоит на этом останавливаться, так как чрезмерное увлечение беспрерывным называнием вещей может обернуться проблемой, которая описана в предыдущем пункте.
Сам объект словесного описания – игрушка, фрукт, посуда, что угодно – обязательно должен быть введён взрослым и рассматриваться в контексте взаимодействия с близким человеком.
Но и активное стремление к сотрудничеству с родителем у чрезмерно активного ребёнка не всегда может привести к желаемому результату, так как взрослые должны успеть выполнить целый список повседневных дел.
Я сам
Не стоит излишне радоваться самостоятельности ребенка. Такое поведение также может стать причиной проблем с речью
Ребёнок, избавляющий родителей от хлопот, долго и мирно играющий в углу сам с собой – также недобрый знак. В подобных ситуациях оказывается, что речь ребёнка довольно скупа.
Но и такую ситуацию возможно исправить.
- Нужно сонастроиться на уровне эмоций – поглаживайте малыша по макушке, чаще обращайтесь к нему по имени, давайте положительную оценку его достижениям.
- Не забывайте о зрительном контакте. Ваш малыш должен чувствовать и понимать, что вы испытываете радость от его присутствия и слов, и видеть, как искрятся добром ваши глаза.
- При использовании различных предметов и введении их названий в лексикон ребёнка, старайтесь «очеловечивать» их, придавайте им чувства и признаки, свойственные человеку. К примеру, покормите куклу, дайте ей имя, посадите пилота в самолётик и так далее.
- Оставьте из всего разнообразия игрушек только самые нужные и интересные. Сократите их до минимума.
- Полюбите игры в мяч. Позовите друзей и покажите, как бывает здорово играть с ним, какую радость вызывает это занятие. Уверены, ваш малыш не упустит возможности прочувствовать такое ликование.
- Развитию речи так же способствует совместный просмотр иллюстраций, красочных детских изданий. Не жалейте для малыша редких книг, которые непременно оставят спектр позитивных эмоций в сознании ребёнка, а если вы сопроводите опубликованные картинки диалогом с юным слушателем, то эффект будет ещё лучше.
- Познавайте мир с ребенком так, чтобы он научился понимать и чувствовать людей.
Важны и технические детали – не только то, что говорят родители, но и как они это делают.
Знакомые всем «детские» слова с коверканием слогов или звуков – результат имитации близких взрослых этой самой «детской» речи.
Не следует разговаривать с ребенком на языке любящих его бабушек и нянечек. Исправляйте такие исковерканные слова, предлагая заменить их на правильные с внятным произношением.
Иначе в дальнейшем у ребенка будут проблемы, к примеру, аграмматизм, который нанесёт громадный ущерб в школе.
Как и задержка речевого развития, это довольно серьёзное нарушение. Сегодня очень типична ситуация, когда родители в попытках ответить на вопрос «как научить ребенка говорить» начинают «грузить» его совсем не детскими упражнениями и задачками.
И при этом преждевременное освоение ребёнком навыка говорения, полноценное использование развёрнутых предложений, безупречная дикция, применение не свойственных малышу слов в год и несколько месяцев вызывают приступы родительского восхищения и гордости.
Чудо, вундеркинд, маленький гений!
Но скоро наслаждение бесконечными разговорами с малышом оборачивается серьёзными нарушениями в организме ребёнка. Он может плохо и тревожно спать, испытывать необоснованный страх, испытывать усталость и потерять тонус.
- Это связано с беспрерывным потоком информации, которого слишком много для неокрепшего детского мозга и нервной системы.
- Развитая речь способствует тому, что в ускоренном темпе маленький малыш превращается во взрослого человека.
- Очевидно, это утомляет ребёнка, мешает ему крепко и полноценно спать и справляться со шквалом информации, которая в огромных количествах проникает в его сознание.
- Такие изменения могут вызвать переутомление и невроз. Чтобы предотвратить неприятные последствия
- давайте ребёнку больше отдыха,
- гуляйте с ним,
- играйте в обычные доступные игры,
- освобождайте от ненужных речевых впечатлений,
- приучайте его к общению в кругу ровесников,
- не грузите лишней информацией.
О том, когда ребенок должен заговорить, о формировании полноценной речи и что делать, если есть определенные проблемы, смотрите в видео:
Заключение
Чтобы обеспечить своего ребёнка максимально комфортными условиями для его развития, не стоит слепо следовать перечисленным советам.
В первую очередь прислушайтесь к нему, обратите внимание на его желания и интересы, откликайтесь на потребности малыша. И обязательно проконсультируйте со специалистом.
Источник: http://defektologpro.ru/logopediya/kak-nauchit-rebenka-govorit-pochemu-eto-byvaet-trudno.html
Как научить ребенка общаться со сверстниками | Практические советы
Многих интересует вопрос” Как научить ребенка общаться со сверстниками”? Дружить ребенок начинает к трем годикам. Это тот период, когда кроха поступает в детский сад. Именно в это время он познает азы общения.
Социальный успех и его условия
Удача в общении гарантируется, если малютка усвоит несколько правил. Такие правила психологами называются условиями социального успеха. Что же это такое?
- 1 условие. Личная привлекательность. Ребенку необходимо объяснить, что человек должен быть ухоженным, иметь хорошие манеры, быть опрятным и чистоплотным и уметь быть интересным для собеседника.
- 2 условие. Навыки общения. Ребята получают первые умения общения в своей семье. Побольше разговаривайте, контактируйте с ребенком. Если у крохи есть старший брат или сестра, будет хорошо, если они часто будут общаться.
Совет: Научите ребенка общению посредством длительной и активной практики.
Обучение ребенка общению
Часто робость и застенчивость крохи становится причиной неспособности к общению. В таком случае способствуйте поднятию самооценки малютки и дайте ему стать более раскрепощенным. Итак, для прививания навыков общения придерживайтесь следующих правил.
- Нельзя выражать недовольство ребенком. Не осуждайте его как личность. Критикуйте его неугодный и вредный поступок.
- Не предъявляйте к деткам много претензий, чтобы кроха не почувствовал себя не нужным.
- Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, в контакте с ним сохраняйте доброжелательный тон. Малыш должен знать, что если он что-то сделал, все равно его ценят и очень любят, а для мамы и папы он самый хороший. Если у малыша будет такой настрой, он легче воспримет критику в общении.
- Ребенку разрешите самостоятельно принимать решения. Не подвергайте критике их даже в том случае, если такие решения не очень нравятся вам. Вы можете, только выразить свое мнение о том или ином поступке малютки и оставить выбор за ним. Помимо всего не пытайтесь лезть в занятия деток и не помогайте им даже в тех случаях, когда ребенок самостоятельным образом, хотя с трудом, справится со своей задачей.
- При общении, ребенок может в свою сторону снести обиду. Не оставляйте ее наедине с ребенком. Поговорите и выслушайте сына или дочку, объясните, кто был виноват, чтобы потом он не повторял тех же ошибок. Совет: Никогда не говорите ребенку, что твои проблемы являются глупостью, и ты во всем был виноват.
- Чтобы поднять самооценку ребенка и научить его общаться с друзьями, не давите своим авторитетом на него и не стремитесь всегда быть правым. Иногда дайте крохе научиться на личных ошибках и принимать свои решения. Позвольте малышу давать вам рекомендации и подвергать вас критике. Таким образом, вы сформируете у деток самоуважение и чувство достоинства.
- Для того чтобы малыш не боялся разговаривать со сверстниками, сделайте такую маленькую хитрость. На одежду или курточку пришейте пуговичку и скажите ему, как только он начнет бояться чего – то, пусть потрогает ее и, тогда вы подумаете о нем и поможете ему.
- Для обучения общению, нужно выучиться нескольким фразам, например: “Здравствуй, меня зовут Саша. А тебя? Хочешь я угощу тебя конфетой?”
Советы как помочь ребенку поладить со сверстниками
Ребенок избавился от боязливости и нерешительности и готов к новым свершениям. В это время вспомните о двух вышеизложенных условиях социального успеха. Но не забывайте, что лучше личным примером показать детке, как нужно общаться. Нормой обучения для малышей является образец родителей. Итак, предлагаем следующие советы.
- Будьте ласковы, искренни и открыты с членами семьи. Детки, видя этот пример, будут его применять в общении со сверстниками. Ребенок должен знать, что добрые люди всегда имеют хороших друзей.
- Будьте заботливыми, вежливыми и уважительными по отношению к членам семьи. Тогда ребенок будет относиться с уважением к окружающим, проявлять сострадание, заботу и любовь.
- Просите ребенка помочь в уборке дома или сделать ужин. Если внутри семьи будете много общаться, у ребенка лучше сформируются общительные навыки.
- Ребенок должен быть уверен, что его в семье любят. В этом случае он легко откроется вам и расскажет о своих внутренних эмоциях друзьям.
- Если в семье несколько детей, и они ссорятся, не поощряйте конкуренцию и споры между ними. Объясните ребенку, что злость, вражда являются плохими союзниками в хорошем общении.
- Ребенок должен знать, что помимо своих интересов, есть и интересы друзей. Они должны делиться своими игрушками и научиться правилам вежливого тона.
- Для воспитания внутренней решительности уделяйте малышу, который налаживает общение, постоянное внимание.
- Для правильного обучения ребенка общению скажите ему, что нужно вежливо попросить разрешения взять ту или иную игрушку, а не драться и громко кричать.
- Для общения с друзьями деткам прививайте чувство справедливости. Например, если игрушку взяли силой, он может защищаться и свои права отстаивать. Если же попросили, то можно дать сверстнику поиграть с ней.
- Ребенок должен знать, что ничего особенного нет в том, чтобы первым попроситься играть. Он также может сам предложить дружбу.
- Ему нужно привить уважение к окружающим. Он не должен дразнить сверстников, играть по честным правилам, доверенные ему секреты не разбалтывать.
Придерживайтесь этих советов, прививайте навыки общения со сверстниками, учите элементарным правилам общения и вы увидите, что в скором времени из них вырастут хорошие люди.
Вам также может понравиться
Источник: https://mamamozhetvse.ru/kak-nauchit-rebenka-obshhatsya-so-sverstnikami.html
Консультация на тему: Рекомендации для родителей «Как научить детей дружить и общаться со сверстниками». | Социальная сеть работников образования
Рекомендации для родителей «Как научить детей дружить и общаться со сверстниками».
Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка.
Стремление дружить появляется у детей только к трем годам – как раз к тому возрасту, когда малыш идет в детский сад. И именно к этому времени необходимо научить ребенка общаться со сверстниками – чтобы он не почувствовал себя «белой вороной» и не возненавидел детский сад, воспитателей и сверстников вместе взятых!
Отдавая ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он и научится общаться, приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могут привести к стойким нарушениям в сфере общения.
Дети достаточно часто конфликтуют, им тяжело согласовывать свои действия, уступать другим, сопереживать. В конфликтных ситуациях ребенок видит только, что сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, хочет забрать игрушку). Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста еще не понимает, что другой ребенок – это личность, со своими чувствами, интересами.
Особенности общения детей со сверстниками меняются с возрастом. Обычно в раннем возрасте малыши с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их ненадолго, и игра часто заканчивается слезами. К концу дошкольного детства возникают конфликты по поводу распределения ролей в игре, соблюдение правил игры.
Важную роль в профилактике детских конфликтов играют именно родители. Избежать конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как решение конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребенка в будущем. А вот научить ребенка правильно себя вести во время споров родителям необходимо.
Тут родители часто впадают в крайности: или проявляют чрезмерное участие в ссорах малыша, пытаясь защитить его, или же совсем не принимают участие, и не помогают ребенку, даже когда в этом есть необходимость.
Нужно учить детей дружить! А, следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям.
Как же это сделать?
1. Научите детей знакомиться!
Знакомство – важный этап детской дружбы, поэтому необходимо учить детей знакомиться! Можно поиграть с детьми в игру «Давай познакомимся!» Пусть знакомятся игрушки, подскажите, как можно подойти к другому ребенку, улыбнуться, предложить познакомиться, представиться, узнать его имя, предложить поиграть.
2. Покажите собственный пример.
Если родители сами не очень общительны, и видят в людях только их отрицательные черты, обсуждая это дома, то такую же модель поведения может позаимствовать и ребенок. Приглашайте гостей, ходите в гости, радуйтесь встрече с друзьями, хвалите их, помогайте им – это лучший урок общения для ребенка.
3. Способствуйте расширению круга общения ребенка.
Помогите своему ребенку найти друзей. Ходите на детские площадки, различные детские мероприятия, приглашайте в гости знакомых с детьми. Не обсуждайте и не осуждайте при ребенке поступки других детей, не вешайте «ярлыки» — «Вася — плохой мальчик», дайте ребенку самому разобраться и выбрать себе друзей.
Тема дружбы прекрасно раскрыта в детских книгах и мультфильмах, а может быть они будут поучительны и для вас. После просмотра или чтения у ребенка постепенно будет складываться свое видение дружбы, понимание как хорошо уметь дружить и иметь друзей.
Дружите сами и учите дружить своих детей!
Как научить робкого ребенка общаться со сверстниками?
Очень часто причиной неспособности наладить общение со сверстниками является застенчивость и робость ребенка. В этом случае необходимо поднять самооценку малыша и помочь ему раскрепоститься. Чтобы научить робкого ребенка общаться со сверстниками, необходимо:
• Не выражайте явно свое недовольство самим ребенком: Вы можете осудить его нежелательные поступки, но не ребенка как личность.
Например, одну и ту же претензию можно сформулировать совершенно по-разному: «Ты опять не сказал спасибо продавщице! Что же ты за непонятливый такой? Ты плохой, я тебя не люблю!» (деструктивная форма) или «Твой поступок меня очень огорчил…Я понимаю, что тебе тяжело сказать «спасибо», ты стесняешься, но ведь продавщица могла подумать, что ты просто невоспитанный! Постарайся впредь не допускать твоих поступков, ведь я тебя очень люблю» (конструктивный способ).
• Старайтесь не предъявлять слишком много претензий к ребенку, чтобы малыш не почувствовал себя ненужным и не решил, что Вы не принимаете его таким, какой он есть.
• При любом удобном случае хвалите ребенка и показывайте, что Вы его уважаете, и для Вас важно его мнение. Например: «Я очень горжусь тем, что ты сегодня смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным!».
• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, всегда сохраняйте в общении с ним дружелюбный тон. Малыш должен понимать, что бы он ни сделал – его любят, ценят и уважают, а для своих родителей он всегда самый лучший.
• Оставляйте за ребенком право самостоятельно принимать решения и не критикуйте их, даже если они Вам не очень нравятся. Максимум, что Вы можете себе позволить – это мягко выразить свое мнение о каком-то поступке малыша, оставляя право выбора за ним.
• Если ребенок в процессе общение снес в свою сторону какую-то обиду – не оставляйте малыша наедине с ней. Выслушайте его, пожалейте, подскажите, объясните, кто, где был не прав, чтобы на будущее ребенок получил урок и не повторял своих ошибок.
• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками и поднять его самооценку, Вы ни в коем случае не должны давить на него своим авторитетом и стремиться быть всегда и во всем правой. Можете быть уверены: для ребенка Вы и так истина в последней инстанции! Но иногда стоит давать ребенку возможность учиться на своих ошибках и принимать собственные решения.
• Чтобы малыш не боялся начинать разговор со сверстниками, пойдите на маленькие хитрости. Пришейте ему на курточку или на другой предмет одежды пуговицу и скажите, чтобы он, как только он начнет чего-то бояться, дотронулся до нее. В этот момент Вы о нем подумаете и поможете ему.
• Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».
Как научиться ребенка общаться со сверстниками – каждый родитель решает для себя сам. Но помните, что чем раньше Вы научите малыша коммуникабельности, и чем раньше он научится преодолевать жизненные неурядицы и справляться с мелкими неудачами – тем лучше будет для него. Ведь Вы хотите видеть своего ребенка счастливым, а не угрюмым и нелюдимым, правда?
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/19/rekomendatsii-dlya-roditeley-kak-nauchit-detey-druzhit-i-obshchatsya
Консультация для родителей.«как научить ребенка общаться со сверстниками?»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
«Как научить ребенка общаться со сверстниками?»
Как правило, вопрос: «Как научить ребенка общаться» до его трехлетнего возраста не актуален. Ведь в первые годы жизни общение ребенка со сверстниками обычно ограничивается визитом на детскую площадку, где дети под присмотром взрослых обмениваются игрушками и наблюдают друг за другом.
Стремление дружить появляется у детей только к трем годам – как раз к тому возрасту, когда малыш идет в детский сад. И именно к этому времени необходимо научить ребенка общаться со сверстниками – чтобы он не почувствовал себя «белой вороной» и не возненавидел детский сад, воспитателей и сверстников вместе взятых!
Так как научить ребенка общаться со сверстниками?
Условия социального успеха
Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы он усвоил некоторые правила, гарантирующие ему успех в общении. Эти правила называются у психологов условиями социального успеха.
Первое условие социального успеха – это личная привлекательность. Только обязательно объясните ребенку, что личная привлекательность – это не столько внешняя красота, сколько ухоженность, наличие хороших манер, опрятность и чистоплотность, способность заинтересовать чем-то своего собеседника.
Второе условие социального успеха – это навыки общения. Первые навыки общения дети получают в семье, поэтому, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно, прежде всего, научить его общаться с членами семьи.
Для этого побольше разговаривайте с ребенком и просите других родственников делать то же самое. А если у Вас есть старший ребенок – будет очень хорошо, если дети найдут общий язык между собой.
Помните: научить ребенка общаться со сверстниками можно только с помощью активной и длительной практики!
Как научить робкого ребенка общаться со сверстниками?
Очень часто причиной неспособности наладить общение со сверстниками является застенчивость и робость ребенка. В этом случае необходимо поднять самооценку малыша и помочь ему раскрепоститься. Чтобы научить робкого ребенка общаться со сверстниками, необходимо:
• Не выражайте явно свое недовольство самим ребенком: Вы можете осудить его нежелательные поступки, но не ребенка как личность.
Например, одну и ту же претензию можно сформулировать совершенно по-разному: «Ты опять не сказал спасибо продавщице! Что же ты за непонятливый такой? Ты плохой, я тебя не люблю!» (деструктивная форма) или «Твой поступок меня очень огорчил…Я понимаю, что тебе тяжело сказать «спасибо», ты стесняешься, но ведь продавщица могла подумать, что ты просто невоспитанный! Постарайся впредь не допускать твоих поступков, ведь я тебя очень люблю» (конструктивный способ).
• Старайтесь не предъявлять слишком много претензий к ребенку, чтобы малыш не почувствовал себя ненужным и не решил, что Вы не принимаете его таким, какой он есть.
• При любом удобном случае хвалите ребенка и показывайте, что Вы его уважаете, и для Вас важно его мнение. Например: «Я очень горжусь тем, что ты сегодня смог заговорить с девочкой на улице. Ты выглядел таким взрослым и самостоятельным!».
• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, всегда сохраняйте в общении с ним дружелюбный тон. Малыш должен понимать, что что бы он ни сделал – его любят, ценят и уважают, а для своих родителей он всегда самый лучший. С таким настроем ему намного проще будет воспринимать критику и неприятие его, с которым он вполне может столкнуться в процессе общения в реальной жизни.
• Оставляйте за ребенком право самостоятельно принимать решения и не критикуйте их, даже если они Вам не очень нравятся.
Максимум, что Вы можете себе позволить – это мягко выразить свое мнение о каком-то поступке малыша, оставляя право выбора за ним.
Кроме того, старайтесь не вмешиваться в его занятия и не помогать ему в тех случаях, когда он может справиться самостоятельно (пусть даже и с трудом).
• Если ребенок в процессе общение снес в свою сторону какую-то обиду – не оставляйте малыша наедине с ней.
Выслушайте его, пожалейте, подскажите, объясните, кто где был не прав, чтобы на будущее ребенок получил урок и не повторял своих ошибок.
Но ни в коем случае не отмахивайтесь от ребенка и не говорите ему что-то вроде: «Твои проблемы – это глупость, да и вообще ты сам во всем был виноват».
• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками и поднять его самооценку, Вы ни в коем случае не должны давить на него своим авторитетом и стремиться быть всегда и во всем правой.
Можете быть уверены: для ребенка Вы и так истина в последней инстанции! Но иногда стоит давать ребенку возможность учиться на своих ошибках и принимать собственные решения. Очень мудро с Вашей стороны будет, если Вы дадите малышу возможность давать Вам советы и критиковать Вас.
Только так Вы сможете сформировать у него чувство собственного достоинства и самоуважение.
• Чтобы малыш не боялся начинать разговор со сверстниками, пойдите на маленькие хитрости. Пришейте ему на курточку или на другой предмет одежды пуговицу и скажите, чтобы он, как только он начнет чего-то бояться, дотронулся до нее. В этот момент Вы о нем подумаете и поможете ему.
• Для того, чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, необходимо, чтобы у него было «в кармане» несколько «заготовок». Например, фразы, как начать знакомство: «Привет, меня зовут Миша! А тебя как зовут? Хочешь печенья? Я могу тебя угостить!».
Полезные советы, как научить ребенка общаться со сверстниками?
Итак, Ваш ребенок избавился от робости, он уверен в себе и готов к новым подвигам.
В этот момент мы должны вспомнить о двух условиях социального успеха: личной привлекательности и навыках общения – и начать их формировать! Но не стоит забывать, что лучшая форма обучения для маленьких детей – это пример родителей. Поэтому, прежде всего, обратите внимание на себя и собственным примером показывайте ребенку, как надо общаться.
Формирование личной привлекательности – это, по сути, формирование тех черт характера, которые, так или иначе, помогут ребенку в общении. Формирование навыков общения – это соединение черт характера, составляющих личную привлекательность, с практическими навыками общения. Как же сформировать у малыша эти черты характера и научить ребенка общаться со сверстниками?
• Будьте открыты, ласковы и искренни со всеми членами семьи. Ребенок, видя такую модель общения, будет ее усваивать и использовать в общении со сверстниками. Малыш должен усвоить, что добрый и открытый человек всегда окружен друзьями.
• Будьте вежливы, уважительны и заботливы по отношению к членам Вашей семьи. Удачно научить ребенка общаться со сверстниками можно только в том случае, если он будет знать, что относиться к окружающим нужно с уважением, а в особых случаях – даже проявлять заботу и уметь сострадать.
• Привлекайте ребенка к внутрисемейным делам – просите его помочь сделать уборку в доме, приготовить ужин или помочь в саду. Чем больше Вы будете общаться друг с другом и помогать друг другу внутри семьи – тем лучше у ребенка сформируются навыки общения.
• Ребенок должен чувствовать, что его любят. Тогда ему будет легче открыться и рассказать о своих внутренних переживаниях и Вам, и всем окружающим.
• Если в Вашей семье несколько детей, и они не всегда ладят – ни в коем случае, не поощряйте споры и конкуренцию между ними. Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками – нужно показать ему, что агрессия и злость – плохой союзник в налаживании хорошего общения.
• Учите ребенка жить не только своими интересами, но и учитывать интересы собеседника. Например, нужно делиться игрушками, если собеседник вежливо попросил об этом, не нужно кричать и драться, в процессе игры нужно договариваться, а не «тянуть одеяло на себя» и т.д. Одним словом, прививайте ребенку правила хорошего тона.
А если Вы видите, что он в процессе игры забывает о каком-то из них – договоритесь, что у вас будет условный сигнал, которым Вы напомните малышу об этом правиле. Например, Вы видите, что ребенок лезет в драку.
Чтобы не допустить потасовки – тихо произнесите: «Помнишь?», что будет означать: «Помнишь, мы с тобой договаривались, что драк не будет?».
• Держите ребенка, налаживающего общение, в поле своего зрения, чтобы он чувствовал, что Вы постоянно уделяете ему внимание. Это очень важно для формирования его внутренней уверенности и хорошо действует как сдерживающий фактор.
• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, обязательно расскажите ему о том, что для того, чтобы взять игрушку у приятеля по игре, нужно вежливо спросить разрешения, а не выпрашивать и уж, тем более, не топать ногами и не драться. Многие дети грешат нетерпеливостью, что потом приводит к обидам и истерикам.
• Ребенок должен знать о правилах справедливости. Например, если игрушку не попросили, а отняли – можно защищаться и отстаивать свои права.
А если игрушку вежливо попросили – правильно будет одолжить ее новому знакомому.
А если кто-то из детей первым лезет в драку или проявляет агрессию – защищаться необходимо, при условии, что соперник не слабее Вашего ребенка. ведь поднимать руку на тех, кто слабее – очень стыдно.
• Учите ребенка самоиронии – в этом случае он не обидится и заплачет, услышав что-то неприятное от собеседника, а сможет ответить ему что-то смешное, но не унижающее его, сохранив свое достоинство перед обидчиком.
• Чтобы научить ребенка общаться со сверстниками, объясните ему, что в том, чтобы завести разговор первым или попроситься в игру, нет ничего страшного и постыдного. Малыш может даже сам предложить дружбу или совместную игру тому, кто ему понравился. Если, конечно, ребенок при этом не становится назойливым.
• Ребенок должен усвоить «правила дружбы»: не дразниться, играть честно, не разбалтывать доверенные секреты и не стремиться к превосходству над окружающими. Малыш должен понимать, что он не хуже остальных, но и не лучше, поэтому уважение к чувствам окружающих должно быть.
Упражнения на развитие навыков общения
Эффективно научить ребенка общаться со сверстниками можно с помощью постановки ему проблемных ситуаций, для которых он должен подобрать выход:
— Твой приятель без разрешения взял твою игрушку. Что ты будешь делать?
— Твой друг пробегал мимо и нарочно тебя толкнул, но буквально через 3 шага упал сам и сильно ударился. Что ты будешь делать?
— Над тобой постоянно смеется и дразнит тебя одна девочка в нашем дворе. Что ты сделаешь, когда в следующий раз ее увидишь и услышишь оскорбления?
— Мальчик, с которым ты играешь, вдруг взял и толкнул тебя. Тебе больно. Что ты сделаешь?
— Ты со своим другом играешь дома, и тут приходит папа с твоим любимым мороженым. Что ты сделаешь?
— Твой лучший друг доверил тебе тайну, которую нельзя никому рассказывать. Но ты очень хочешь рассказать ее своим родителям. Как ты поступишь?
Когда Вы получите варианты решения этих проблем, обсудите их с ребенком и мягко подведите его к правильным решениям, если на некоторые вопросы он ответил неправильно. Спустя некоторое время ребенок сам научится достойно выходить из сложных жизненных ситуаций.
Научить ребенка общаться со сверстниками можно и с помощью групповых игр. Например, игра «Иностранцы».
В ходе этой игры все дети, участвующие в ней, должны придумать себе «тарабарский» язык и представлять собой гостей из разных стран, разговаривающих на разных языках. Сначала ведущий просит каждого участника рассказать о себе на тарабарском языке, сопровождая рассказ жестами (около 30 секунд).
Затем каждый ребенок «переквалифицируется» в продавца магазина, а остальные «иностранцы» приходят к нему в магазин и пытаются объяснить с помощью непонятных продавцу звуков и жестов, что конкретно им нужно. Это продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает «продавцом».
После окончания игры спросите у детей, понравилось ли им, пусть они расскажут Вам, легко ли им было понимать друг друга.
Как научиться ребенка общаться со сверстниками – каждый родитель решает для себя сам. Но помните, что чем раньше Вы научите малыша коммуникабельности, и чем раньше он научится преодолевать жизненные неурядицы и справляться с мелкими неудачами – тем лучше будет для него. Ведь Вы хотите видеть своего ребенка счастливым, а не угрюмым и нелюдимым, правда?
Источник: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeleykak-nauchit-rebenka-obschatsya-so-sverstnikami-646042.html