Особенности развития детей раннего возраста: информация для родителей

Развитие и становление личности во многом зависит от того, как с малышом общается взрослый человек, какие знания и умения он ему передает. Воспитание и развитие детей раннего возраста – непростая задача, она не может сводиться лишь к посещению яслей или обучающих занятий, крайне важно участие семьи как главного воспитательного фактора. Таким образом, родителям необходимо знать и учитывать особенности воспитания детей раннего возраста, это обязательно принесет свои плоды.

Что такое ранний возраст

Ранним детством в психологии считается возраст от 1 года до 3 лет. Он начинается после младенчества, в котором ведущей деятельностью является эмоциональное общение с матерью.

Главная особенность раннего возраста – сотрудничество со взрослым в игре, без этого не происходит становление личности и развитие основных психических процессов.

После окончания раннего возраста начинается младший дошкольный период, характеризующийся отделением от родителя во время сюжетно-ролевой игры, которая выходит на первый план. Пограничным моментом становится кризис трех лет, когда малыш говорит: «Я сам!», тем самым заявляя о том, что он отдельный индивид.

Важно! Ранний возраст заканчивается в три года и в это же время начинается кризис трех лет, который характеризуется существенной перестройкой формирующихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, кроме того, происходит перестройка взаимоотношений с окружающим миром.

Особенности детей раннего возраста

Понимание отличий этого периода позволяет наладить эффективное обучение и развитие детей раннего возраста. Именно на этих базовых понятиях строится работа в дошкольном учреждении.

Особенности возраста:

  1. Физическое развитие. Двигательные навыки оттачиваются. К 3 годам малыши быстро передвигаются, скачут, и залезают на небольшую высоту. Головной мозг пока сохраняет низкий предел работоспособности, утомление происходит быстро.
  2. Речь и общение. Главное достижение – первые слова и фразы. Они используются для общения со взрослыми, а передача речевого опыта происходит путем подражания. Словарный запас активно пополняется, складываются осмысленные предложения. Малыши способны воспринимать музыку, детскую литературу и отзываться на них.
  3. Эмоциональное и личностное развитие. Оно полностью зависит от отношения взрослого. Дошкольники доверчивы, легко отзываются за ласку и внимание. Тонко чувствуют, когда родители довольны их поведением, а когда нет. Охотно помогают, усваивают правила поведения в социуме.

Раннее детство – период активного развития познавательных процессов:

Познавательный процесс Его особенности в раннем возрасте
Восприятие
  • Пока еще несовершенно, малыши не могут сами исследовать предметы.
  • Узнают привычные предметы, если они изменили характеристики (например, цвет).
  • Находят по просьбе взрослого нужные вещи.
  • Назвать форму и цвет пока еще затруднительно.
Внимание
  • Непроизвольное.
  • Сосредоточенное занятие до 10 минут.
  • Трудно переключают и распределяют внимание.
  • Слушают небольшие сказки без картинок.
  • Следуют словам взрослого для организации внимания.
Память
  • Образная.
  • Оперативная память становится лучше.
  • Улучшается долговременная память, могут узнавать людей через 1-2 месяца их отсутствия, предметы, которые видели давно.
Воображение
  • Непроизвольное.
  • Могут представлять события из рассказа взрослого и эмоционально на него реагировать.
  • Вместо отсутствующего предмета используют похожий.
  • Игровая деятельность развивается.
  • Повторяют в игре ранее виденные действия спустя время.
Мышление
  • Наглядно-действенное.
  • Развивается наглядно-образное.
  • Группируют предметы со сходными характеристиками.
  • Развивается знаковая функция мышления.

Воспитание детей раннего возраста

Воспитание детей раннего возраста в своей основе содержит создание и поддержание позитивного эмоционального настроя. Для этого требуется правильно организовать режим дня, выполнять связанные с ним процедуры (закаливание, гигиена, укладывание спать).

Основной стимул, который стремится реализовать взрослый – побуждение к организованным действиям.

Неотъемлемое условие воспитания детей раннего возраста – пробуждение интереса, тогда они с готовностью выполняют требования.

Необходимо создавать в бытовой среде предпосылки, когда может проявиться интерес. Например, для гигиены полости рта нужно приготовить яркую зубную щетку и давать малышу самому пробовать чистить зубы.

То же правило действует и в отношении остальных воспитательных задач.

Важно! Недопустимо принуждение к выполнению любых дел, которые малышам не по нраву. Добиваться послушания нужно, зародив интерес к занятию.

Задачи воспитания детей раннего возраста:

  • Эмоциональное благополучие.
  • Овладение гигиеническими навыками.
  • Обучение правилам поведения в обществе.
  • Развитие самостоятельности и самообслуживания.
  • Установление контакта со сверстниками и взрослыми.

Ребенку нельзя навязывать свое мнение относительно рассматриваемых событий и действий. Можно лишь поощрять его за правильные поступки и порицать за плохие. Постепенно он понимает, что «хорошо» – это не то, что ему нравится, а то, что принимается взрослыми. Порицание и похвала – эффективные средства воспитания детей раннего возраста.

Развитие детей раннего возраста

Основы воспитания детей раннего возраста следуют из особенностей психики и мышления ребенка. Ведущая деятельность — предметно-действенная.

Ввиду того, что на первый план выходят действия с предметами, задача взрослого сводится к сотрудничеству, в ходе которого ребенок учится обращаться с ними.

Он усваивает способы их использования, подражая взрослым. Малыш способен понимать основные свойства предметов (цвет, форма, размер) и различать их.

К концу раннего возраста он научится пользоваться многими окружающими его вещами и играть игрушками.

Обучение детей раннего возраста сводится к следующим задачам:

  • Развитие речи.
  • Знакомство с окружающим миром и обществом.
  • Развитие сенсорики.
  • Навыки действий с предметами.
  • Совершенствование двигательной активности.
  • Музыкальное восприятие.

Обучение игре детей раннего возраста сейчас выходит на первый план. Важно создать условия, в которых они принимают активное участие в процессе обучения. Недопустимо ограничение свободы передвижения во время занятий. Психические особенности возраста не позволят малышам сосредоточиться на материале.

Программы раннего воспитания и развития

Воспитание и обучение детей раннего возраста тесно связаны между собой, поэтому было бы неправильно выделять их в разные методики. Используемые программы воспитания детей раннего возраста и краткое их описание:

Название программы Рекомендуемый возраст, место применения Основные направления развития
Программа воспитания и обучения в детском саду 1-2 года2-3 года(в ДОУ)
  • Укрепление здоровья.
  • Развитие режимных навыков.
  • Сенсорное воспитание.
  • Развитие речи.
  • Развитие основных психических процессов.
  • Развитие интереса к музыке и эстетического ее восприятия.
  • Воспитание интереса к труду.
Программа «Радуга» 2-3 года(в ДОУ)
  • Формирование привычки здорового образа жизни.
  • Сохранение и укрепление здоровья.
  • Закладывание основ личности.
  • Развитие целенаправленной деятельности.
  • Развитие речи и поддержание интереса к чтению взрослыми.
  • Творческие занятия.
Программа «Кроха» До 3 лет (в семье)
  • Развитие предметной деятельности.
  • Приучение к самостоятельности и выполнению режимных моментов.
  • Развитие двигательной активности и речи.
  • Приобщение к музыке, театрализованным представлениям.
  • Обучение плаванию.

Формы обучения

Формы обучения детей раннего возраста, принятые в дошкольных учреждениях:

  • Индивидуальные занятия. Обычно применяют, когда нужна коррекционная работа с ребенком.
  • Групповые. Задание дается каждому или всей группе.
  • Коллективные. Объединяются несколько малышей.
  • Самостоятельные.

По характеру занятия разделяются на творческо-игровые, исследовательские, информационно-практические и творческие. Обучение проводится в соответствии с программой обучения ДОУ.

Все обучающие мероприятия проводятся только в игровой форме. Для закрепления знаний и навыков используется многократное повторение пройденного материала.

Средства обучения и воспитания

Средства сенсорного воспитания детей раннего возраста:

  1. Дидактические игры и упражнения.
  2. Рисование.
  3. Лепка.
  4. Аппликация
  5. Конструирование.

Задача занятий сводится к накоплению сенсорного опыта, направленного на развитие зрительного восприятия, памяти, мышления, осязания. Впоследствии малыши смогут систематизировать полученные знания и применять их. Важно поощрять стремление дошкольников к самостоятельности в ходе выполнения задания.

Сенсорное воспитание и обучение должно проходить планомерно, в системе. Усвоение сенсорных эталонов, подготовка почвы для этого не могут происходить без участия педагога.

Рекомендации родителям

Воспитание ребенка раннего дошкольного возраста требует от родителей понимания особенностей этого периода. Им можно дать следующие советы:

  • В семье нужно поддерживать доброжелательную атмосферу.
  • Активно включать малыша в повседневные бытовые дела, это увлечет его и поспособствует развитию мелкой моторики.
  • Внимательно слушать, что он говорит, включаться в разговор, задавая простые вопросы.
  • Разговаривать короткими понятными предложениями. Слова проговаривать четко, спокойно. В ходе беседы давать как можно больше понятий простыми формулировками.
  • В процессе игры «подключаться» к ней и комментировать действия малыша.
  • Читать книги, ходить гулять каждый день, чтобы обеспечить ребенка новыми впечатлениями и знаниями.
  • Активно поддерживать интерес к новым занятиям.
  • Хвалить как можно чаще за хорошие поступки.

Следование этим рекомендациям позволит эффективно использовать особенности воспитания детей раннего возраста.

Тем, кто не получил должного педагогического внимания в этот период, сложно адаптироваться в обществе, они имеют проблемы в речевом, умственном и физическом развитии.

Если малыш не посещает детский сад, родителям следует взять функции педагога на себя, изучать теоретические основы воспитания детей раннего возраста.

Видео

010

Источник: https://onlymama.ru/razvitie-rebenka/obshhie-voprosy/vospitanie-i-razvitie-detej-rannego-vozrasta/

Каковы основные особенности периодов дошкольного и раннего возраста

Каждый новый месяц жизни ребенка сильно отличается от предыдущего, весь период раннего детства ребенок учится чему-то новому, активными темпами движется его физическое, психоэмоциональное развитие. Соответственно, выделяются особенности раннего и дошкольного периодов.

Классические учебники по детской психологии определяют дошкольный возраст в период от 3 до 6-7 лет. В целом же динамика психического развития личности позволяет выделить в развитии детей раннего возраста следующие периоды:

  • Годовалый ребенок (от периода новорожденности до года);
  • Двухлетний ребенок;
  • Трехлетний ребенок.
  • Далее деление на возрастные группы происходит следующим образом:

  • Младший возраст – от 3 до 4 лет;
  • Средний возраст – от 4 до 5 лет;
  • Старший дошкольный возраст от 5 до 6 лет.

Для детей дошкольного возраста также выделяется период 6-7 лет, младшего школьного возраста, время подготовки к школе.

Особенности периодов раннего и дошкольного возраста

Каждая мама рано или поздно задается вопросом «а что должен уметь ребенок в год, два, пять, восемь лет?». Прежде всего, отметим, что все дети индивидуальны. Можно лишь обозначить ориентиры, возрастные особенности детей, на которые нужно обращать внимание. Не торопитесь бить тревогу, если в 11 месяцев ребенок не говорит предложениями и не ходит на горшок.

Помимо развития органов и систем, есть несколько основных сфер, в которых происходят явные изменения в период взросления ребенка и проявляются возрастные особенности детей: коммуникативная сфера, когнитивная, эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная.

Итак, основные навыки, умения и черты характера, которые дети приобретают в первые годы жизни, возрастные особенности детей:

  • В возрасте около года делает первые шаги. Учится присаживаться, наклоняться, бегать, «пружинить» на ножках. Появляются первые слова в лексиконе – чаще всего это названия каких-то предметов, которые кроха видит и использует каждый день. С навыком ходьбы тесно связана потребность раннего детства познавать – везде заглядывать, все открывать. В полтора года происходит очевидный скачок в развитии, происходит становление нервной системы;
  • В возрасте двух лет начинается очень важный и сложный этап – начало формирования характера. Ребенок многое умеет делать самостоятельно – кушать, пить из чашки, снимать носки, штаны. И чем больше появляется навыков и умений, тем чаще можно услышать «Я сам!». У всех детей этот период «Я сам!» начинается в разное время, чаще после 2,5 лет. Настоящее испытание для родительского терпения и нервной системы; период, который надо переждать, ведь именно в это время закладывается основа будущей личности. Ребенок умеет связанно выражать свои мысли и может многое объяснить родителям, если они готовы уделить ему время и внимание;
  • Трехлетка, кажется, соткан из противоречий. Возрастные особенности развития детей в этот период связаны с одной стороны, к стремлению к самостоятельности, а с другой – в потребности быть рядом с мамой. Кроме того, ярко проявляется стремление все узнать: «почему ветер дует, почему цветы пахнут, как самолеты летают» и т.д. Кажется, что ребенок не замолкает ни на секунду – все вызывает живой интерес. Если родители поддерживают кроху в его стремлении познавать окружающий мир, то они закладывают основу для любви к учебе и усвоению знаний.
Читайте также:  Какие витамины принимать детям осенью: выбираем лучший комплекс

Особенности детского развития

  • Ребенок в возрасте 3-4 лет это полноценный собеседник, с которым можно весело и интересно проводить время. Дети в этом возрасте обожают праздники, игры и развлечения. Они стремятся проводить время со взрослыми, копируя их поведение, подражая. Начинается игра во взрослые профессии. Ребенок активно предлагает свою помощь взрослым. Важно поощрять его стремление к помощи и уделять внимание развитию его памяти и интеллекта;
  • Особенности развития детей в возрасте 4-5 лет уже не так ярко выражены. Ребенок представляет собой уже практически сформировавшуюся личность, со своими желаниями, привычками, любимыми занятиями. Внезапные истерики и срывы уходят в прошлое, ребенок уже умеет контролировать свои эмоции. Если в первые годы жизни приучить ребенка, например, к порядку и воспитывать в нем аккуратность и чистоплотность достаточно сложно, то уже с 4 или 4,5 лет это – основная задача родителей и воспитателей. Слово «надо» — одно из самых нелюбимых детьми выражений, выходит на первый план. Ребенок в раннем периоде должен усвоить, что нужно делать некоторые вещи, даже если очень не хочется (прибирать игрушки, мыть руки перед едой, чистить зубы и т.д.). В это время (иногда раньше) воспитатель может предложить игры драматизации (они же игры по ролям). Часто в рамках драматизации разыгрывают русские народные сказки, например, «Теремок». Кто-то исполняет роль волка, кто-то козленка и т.д. Таким образом, с помощью драматизации решаются вопросы развития речи, интонаций, памяти; происходит обучение действиям согласно определенному сценарию и т.д.;
  • У детей дошкольного возраста внимание по-прежнему приковано к тому, что вызывает у них самую яркую эмоцию, что визуально нравится и привлекает внимание. То же самое распространяется, кстати, и на воспитателей – дети охотно взаимодействуют с тем человеком, который им визуально нравится. Поэтому, важно в 5-6 лет тренировать волевое или произвольное внимание. Достигается это путем вовлечения детей в сюжетно-ролевые игры или выполнением заданий, связанных с лепкой, конструированием или рисованием. Коллективная игра по определенным правилам закрепляет социальные нормы и правила в этом периоде.

Важный и особенный период – школьный возраст 6-7 лет. Выделяется отдельно, поскольку считается подготовительным этапом к школе. Важно, чтобы к этому возрасту у ребенка были сформированы привычки слушать, и выполнять задания, которые предлагает учитель или воспитатель. Также не менее важно, чтобы воспитатель воспринимался как авторитет. Ведь в жизни ребенка происходят серьезные изменения, которые связаны не только с о сменой места его пребывания – основная игровая деятельность заменяется на учебную.

К шести-семи годам ребенок владеет многими навыками и умениями, активно развивается речь и воображение. Переход к качественно другим заданиям является эффективным способом научения и дальнейшего познания окружающего мира.

Зачем важно знать и понимать особенности развития?

Самое главное, что требуется от родителей в воспитании детей раннего возраста – не мешать им расти и развиваться в этом периоде, а также помогать осваивать окружающий мир и взрослеть. Понимать особенности развития детей раннего возраста в разные периоды, значит формировать гармоничную личность с раннего детства. Понимая возрастные особенности развития детей, родители и воспитатели правильно подбирают адекватную учебную программу, инструменты для воспитания ребенка.

Наконец, понимание особенностей периодов раннего и дошкольного возраста помогает родителям справляться с эмоциями малыша, с его капризами и неправильными поступками в разные периоды детского возраста.

Источник: https://deti.center/doshkolnyy_vozrast/osobennosti_periodov_rannego_i_doshkolnogo_vozrasta.html

Ох уж этот ранний возраст…

Какой возраст является ранним, и каковы его особенности в развитии малыша? Над этим вопросом задумывается большинство родителей, как только у них появляется новый член семьи.

Из разных источников мы узнаем, что ранним возрастом считается не весь период от рождения до момента, когда ребенок встал на ноги и произнес свои первые слова.

На самом деле, ранний возраст начинается гораздо позднее, чем младенчество. Это приблизительно от одного года до трех.

Этому периоду характерно интенсивное развитие ребенка во всех сферах. Данный процесс осуществляется в результате тесного взаимодействия с окружением, с миром предметов и людей.

Весь организм ребенка раннего возраста подвержен быстрому развитию. Устанавливаются всевозможные рефлексы, укореняются привычки. Кстати, как хорошие, так и плохие. Интересен факт, что плохие привычки формируются и развиваются значительно быстрее и устойчивее.

Только в раннем возрасте можно наблюдать, как стремительно происходит преобразование маленького человека. Из беспомощного неумелого и несмышленого малыш превращается в понятливое и много-умеющее дитя.

Ни один другой период возрастного развития не раскроет нам быстроту формирования личности ребенка, как период раннего развития.

В чем же заключаются особенности раннего возраста в развитии малыша?

В первую очередь, данный возраст связан с очень большой подвижностью ребенка. Ребенок уже не только ползает, он пытается или уже встал на ноги и пошел. И очень быстро пошел. Чаще всего, дети, делая первые шаги, не идут медленно, а просто молниеносно начинают бегать.

Долго же они сидели на одном месте, теперь им хочется как можно быстрее освоить все рядом и далеко находящееся от них пространство.

Перемещение по комнате доставляет им огромное удовольствие. По пути ребенок пытается ухватить все, что плохо, и даже хорошо лежит. И все это моментально летит во все стороны. Тут нужен глаз да глаз, чтобы малыш не навредил себе любимому такой двигательной активностью.

Да, кстати, я неспроста употребила эту фразу «себе любимому», ведь, забегая вперед, скажу, что в этом возрасте начинается становление самооценки ребенка. Именно теперь он требует к себе особой любви и заботы. И малыш чувствует, что его должны любить. Своим пронзительным, просто душераздирающим временами криком он требует к себе особого внимания.

Но вернемся к тому, что, ухватив любой предмет, ребенок рефлексивно тянет его в рот. И не потому что он чрезвычайно голоден и готов съесть любую вещь. А потому что таким образом ребенок знакомиться с предметами и их свойствами.

Руками ребенок ощупывает предмет, и его головной мозг получает важную информацию о предмете. Ощущая предмет во рту, ребенок также узнает о вкусовых свойствах той или иной вещи.

Такая информация очень нужна ребенку, чтобы он, хоть и неосознанно, но понимал, что можно брать, что съедобно, а что вредно. Первые ощущения закладывают в мозговой деятельности малыша первичные знания и представления о разных предметах.

Зачастую ребенку в руки попадаются очень опасные вещи. Это могут быть острые, горячие или другие штучки. Понятно, что ребенок должен узнать и о таких свойствах, но лучше этот процесс сопровождать. Например, чтобы ребенок знал горячие предметы, можно слегка повысив температуру утюга (чуть-чуть теплее температуры тела ребенка), дать ему притронуться.

Такая «горячесть» не критическая, ребенок не обожжется, но он почувствует разницу в температурном режиме, и это даст ему на будущее рефлекс отдергивания. Скорее всего, он не будет иметь желание в дальнейшем прикасаться к таким вещам, так как они неприятны на ощущение.

С острыми предметами также лучше познакомить заранее. Легонько покалывая ребенка чем-то острым, тем самым вызывая неприятные ощущения, мы предотвратим любопытство ребенка к таким вещам в дальнейшем.

Но все это нужно проделывать самим родителям. Не давать ребенку самостоятельно изучать свойства опасных предметов. А знакомить с ними надо обязательно!

Ну о полезных вещах говорить гораздо приятнее.

Например, первое знакомство ребенка с книгой. Красочные иллюстрации, множество картинок привлечет глаз ребенка. Разглядывая картинки у ребенка развиваются психические процессы. Ребенок запоминает героев сказок, он учится отличать красивые картинки от уродливых.

Если при этом книжку читать, то в памяти откладывается и сюжет истории.

С удивлением можно замечать, что к трем годам ребенок может наизусть знать стишки, рассказывать по памяти длинные сказки.

«Откуда он это знает?» — часто восклицают окружающие. А вот! Знает! Потому что память ребенка раннего возраста значительно крепче, чем у взрослого дяди!

Особенности детей раннего возраста

От 1 до 2 — х лет

С одного года у детей начинается формирование важнейших функций головного мозга, что способствует становлению особенностей поведения и формированию характера. Расширяется круг его общения, благодаря тому, что ребенок начинает ходить и вливается в окружающую его действительность.

Общение с другими детьми и взрослыми формирует социальные черты поведения маленького человечка.

Возрастает тяга к познанию. Через прикосновения к разным вещам ребенок получает различного рода полезную и не совсем полезную информацию.
В этом же возрасте претерпевает большие изменения речевая функция малыша. Речь ребенка совершенствуется, окрашивается большим количеством слов.

Постепенно ребенок начинает использовать монологические высказывания, дает определения разным предметам, животным, характеризуя их точными качествами. Например, он точно знает, что «кошечка — это мяу-мяу, а собачка — это гав-гав». И никто не сможет переубедить его в обратном.

Словарный запас ребенка стремительно растет
. Появляются фразы, взятые из обихода общения взрослых, находящихся рядом.

Также в период до двух лет ребенку становятся понятны его внутренние ощущения. Можно заметить, что настроение у малыша меняется. Он то весел, то расстроен чем-то. В расстроенных чувствах ребенок демонстративно отворачивается, не хочет разговаривать, откидывает в сторону предложенные ему игрушки, с которыми он долго и увлеченно мог играть в другие моменты.

Читайте также:  Развитие ребенка на 18 неделе беременности: о каких особенностях нужно знать маме

Рекомендации родителям детей в возрасте от одного до двух лет

Использовать как можно больше игр, вызывающих у ребенка желание произносить разные слова и фразы. Можно применять метод повторения. Чтобы ребенок повторял за взрослым каждое слово или фразу. Очень хорошо играть в называния игрушек, характеризуя каждую словосочетанием в порядке возрастания.

Например, называем игрушку — «лиса». Затем добавляем ей качества — «маленькая лиса» — «маленькая рыжая лиса» — «маленькая рыжая хитрая лиса».

Не надо избегать слов с буквой «р». Пусть ребенок пытается произносить и ее тоже. Коверкать слова, исключая произнесение сложных звуков, тоже не нужно.

В этом возрасте полезны игры, развивающие мелкую моторику. Это могут быть просто переборы игрушек разной формы, разглядывание фигур разного цвета.

Очень полезны игры на угадывание. Например, в надувные шарики помещаем различные игрушки из киндеров, игрушечных животных или что-то в этом роде.

Сквозь шарики их не видно, но ощутить руками легко. Ребенку можно предлагать эти шарики, чтобы он угадал,
кто же там спрятался. Такие тактильные игры очень помогут ребенку развить не только моторику, но и мыслительные способности. Он ведь будет думать и размышлять, что же там такое.

Сейчас очень модно стало использовать различные направления и инновации. Например, использовать метод акватерапии. В воду помещаются различные шарики, другие игрушечки.

А ребенок должен прямо в воде перебирать их своими маленькими ручонками. Вода действует успокаивающе, все мышечные функции ладошки расслаблены. В таком состоянии хорошо формировать эмоциональную сферу малыша.

Водные игры стимулируют развитие нервной системы ребенка.

Возрастной этап от 2-х до 3-х лет

Возраст трудный, иногда чрезвычайно сложный. Это период активизации нервной системы. От быстрого развития нервные функции ребенка весьма напряжены.

Организм ребенка интенсивно развивается в плане физического преобразования.

Но это и период интеллектуального развития. Теперь ребенок очень хорошо понимает многие вещи, в том числе правила поведения в обществе.

Если правильно организовать воспитательный процесс в этот период, то очень легко можно закрепить в ребенке нормы нравственного поведения.

Сформировать умение ребенка контролировать и регулировать свои психические процессы, потребности и желания.
В речи ребенка рассматриваемого периода можно наблюдать проявления мышления. Ребенок понимает смысл сказанного. С ним можно беседовать на серьезные темы. Иногда можно услышать от него «тааакое»!

Будет правильно ребенку трех лет позволять исследовать что-то самостоятельно. Например, можно вместе посадить арахисовое семечко, а потом также совместно наблюдать за его ростом. Если же посадить луковицу, то потом можно использовать ее в пищу. Таким образом, начинают формироваться и трудовые умения, если ребенок будет поливать и ухаживать за растением.

Данный этап развития ребенка важен еще и тем, что теперь у него приобретаются социальные навыки общения. Общаясь с детьми и взрослыми, ребенок учится непроизвольно выбирать манеру и способ общения.

Обращаясь к ребенку, взрослые должны быть уравновешенными и внимательными, так как ребенок легко перенимает поведение взрослого. И потом трудно будет что-то скорректировать.

В возрасте до 3 лет ребенок вступает в новый для него круг общения, если переступает порог детского сада.

Чем раньше отдать малыша в группу, тем быстрее он привыкнет к временному отсутствию родителей. И тем быстрее вольется в коллектив, станет его частичкой.

Рекомендации родителям детей данного возраста сводятся к тому, чтобы объяснять малышу, зачем ему нужно посещать детский сад. Следует обучить малыша основным навыкам самообслуживания. Ребенок должен уметь кушать, ходить на горшок. Должен знать свои вещи из одежды.

Было бы хорошо к этому возрасту привить ему навыки благодарения. Тогда он будет на хорошем счету воспитателей. И хотя бы с вашим ребенком у воспитателя проблем не будет.

Со стороны воспитателя же важно не ломать все домашние стереотипы ребенка в первый же день его пребывания в группе. Пусть он постепенно будет привыкать к казенной жизни. Нужно быть с новым ребенком крайне терпеливым. Дети трех лет очень настороженны к чужим людям, они легко возбуждаются от резкого окрика и настроения окружающих. Поэтому воспитатели должны быть ласковы с детьми.

Запретами пользоваться можно и даже нужно, но делать это надо в форме беседы. Если «нельзя», то тут же надо объяснить «почему именно нельзя». Например, нельзя бросать ложку на пол.

Почему? Потому что она станет грязная, микробы с нее попадут в животик. Животик будет болеть. И нельзя будет играть. А надо будет лежать в постельке, пока животик не перестанет болеть.

Ни в коем случае нельзя пугать детей.

Например, другое объяснение, почему нельзя кидать ложку на пол. Неправильное толкование: ложка замарается. микроб попадет в животик, надо будет идти к врачу, врач будет ставить больнющий укол.

Если пугать ребенка, он будет не перенимать правила поведения за столом, а бояться вообще к этой самой ложке прикасаться.

Таким образом, нужно быть внимательными к своим объяснениям в части каких-либо запретов.

Важный момент в развитии трехлетнего ребенка — его самостоятельность. То есть формирование таковой.

«Я сам» — частые выражения малыша раннего возраста. Неважно, умеет он, или не умеет, но он Будет это делать. Здесь важно не загубить в корне стремления ребенка к деятельностной активности. Ну пусть попробует. Дайте уж вы ему веник в руки. Долго он не сможет подметать за собой мусор, но зато проверит, как оно.

И Оно ему покажется ох каким трудным занятием. В следующий раз может и подумает, стоит ли мусорить, чтобы потом опять выполнять такое трудное задание, как наводить за собой порядок.

Подытожим некоторые моменты

Ранний возраст является возрастом приобретения разных умений и навыков, но и возрастом проверки взрослых на «слабо». Если мы поддадимся на капризы ребенка сейчас, то это «слабо» будет сопровождать нас всю дальнейшую жизнь.

Ребенок — очень умное существо. И быстро понимает, как можно заставить взрослых удовлетворить Все его потребности и желания. Но мы должны быть умнее Его, выбирать правильные подходы к его воспитанию и развитию. Только тогда мы достигнем с нашим ребенком договоренности и согласованности во всем.

Вашему малышу нравится этот мультик? Посмотрите вместе

Источник: https://podrastu.ru/vozrast/deti-rannego-vozrasta-osobennosti.html

Каталог статей

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами.

В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.

В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка.

Это единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.

Особенности развития детей раннего возраста с рождения

В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути.

Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус.

Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы.

В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.

В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.

Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно.

Показывать картинки и задавать вопросы о том, что на них нарисовано.

Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее.

Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же, желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же не оставляйте ребенка одного без присмотра.

Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет

В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми.

Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.

Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.

Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.

Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.

Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:

  • Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и объяснять значения сказанных им слов.
  • Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с ответом — он должен выбирать сам.
  • Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
  • Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
  • Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.
  • Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.
  • Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
  • Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.
Читайте также:  Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста: как начать занятия

Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет

Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.

Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года.

Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.

Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик».

Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»).

На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.

Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.

Общие рекомендации

  1. Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.
  2. Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.
  3. Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.
  4. Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность общения со сверстниками.
  • В раннем возрасте ваш малыш может:
  • Отличие предметов по форме, величине, цвету:
  • Соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия в доске).
  • Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа), собирает пирамидку по убыванию размера из четырех — пяти колец контрастных величин (после показа), ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет, подбирает по образцу.
  • Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый), в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие, длинные линии, называет то, что рисует.
  • Игровые действия    (сюжетно-отобразительные)
  • Проявляет сообразительность, достает, вылавливает из воды понравившуюся игрушку, производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала (кормит куклу, если рядом есть посудка, строит гараж, если рядом кубики и машинка), использует предметы заместители. Выполняет два последовательных сюжетных действий с игрушкой
  • — по просьбе взрослого; без показа.
  • — по образцу
  • — самостоятельно
  • Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
  • Социально-эмоциональное развитие
  • Эмоциональное активное деятельное состояние.
  • Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.
  • Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем, недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке, кричит, жестикулирует, капризничает:
  • — при нежелании выполнить просьбу взрослого
  • — подражая близкому человеку, другому ребенку
  • — для привлечения внимания
  • Непослушен, злится при ограниченном движении в ответ на грубый тон взрослого, отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым, долго плачет при уходе мамы.
  • Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы, проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).
  • Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.
  • Получает удовольствие от произносимых слогов, слов, эмоционально заинтересован музыкой, пением, подвижными играми, восторженно относится к развлечениям, в том числе к играм.
  • Спокойно относится к указаниям: (собери игрушки, это можно, это нельзя, понимает слова «хорошо» и «плохо»)
  • Речевое развитие
  • Понимание речи
  • Понимает короткие рассказы (без показа действий), о знакомых событиях (о том, что делали на прогулке), отвечает на вопросы об этих событиях, выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, помоги), «жалеет», «помогает» по просьбе взрослого, знает (показывает, называет) детали лица «губы, зубы, язык, лоб, щечки, глаза» и другие и детали тела «руки, ноги, голова» и так далее.
  • Активная речь   (до 200 — 300 разнопроизносимых слов)

Использует предложения, состоящие из двух-трех слов, при общении со взрослыми и детьми, фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные, местоимения и наречия, предлоги. Может называть себя в третьем лице, договаривать четверостишия в знакомых стихах, задает вопросы, называет предметы на картинке. Облегчает слова — дает оценку себе. Например, хороший и так далее.

Здоровается, прощается, говорит «спасибо», называет детей по имени, называет всех членов семьи: «папа», «мама», «дедушка», «бабушка» и так далее.  

Бытовые навыки

Ест аккуратно, не обливаясь. При умывании трет ладонью лицо, вытирается при помощи взрослого и самостоятельно. Самостоятельно пытается одеваться (шапку, обувь, колготки при незначительной помощи взрослого). Пользуется носовым платком или салфеткой при напоминании, контролирует физиологические потребности.

  1. Физическое развитие
  2. Физические упражнения выполняет по показу, по словесному указанию самостоятельно.
  3. Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, поднимается и спускается по лестнице детской горки, меняет темп: ходьбу на бег.
  4. Бегает семенящим шагом, подпрыгивает, удерживает мяч двумя руками, бросает мяч в горизонтальную цель, ловит мяч с близкого расстояния, скатывает с горки.

Источник: https://mbdou59.ucoz.ru/publ/konsultacii/konsultacii/razvitie_rebenka_rannego_vozrasta/3-1-0-962

Консультация для родителей "Особенности речевого развития ребенка раннего возраста"

Особенности речевого развития ребенка раннего возраста.

Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Часто у родителей возникают вопросы: что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста. В течение этого короткого периода ребенок овладевает основными закономерностями языка.

Часто проявления задержки речевого развития усугубляются частыми болезнями ребенка, его личностными особенностями, склонностями к упрямству, истерическим реакциям и др. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка.

Таким образом, успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых нарушений в становлении его психической деятельности.

Под руководством специалистов и с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать речевую активность.

  • Признаки неблагополучного развития речи ребенка раннего возраста.
  • Ребенок развивается с задержкой.
  • Ребенок перенес серьезные заболевания.
  • У ребенка есть неврологические заболевания.
  • Ребенок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого.
  • Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
  • Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.

Если вы заметили что-то неладное в речевом развитии вашего ребенка, обязательно обратитесь к логопеду. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.

Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях.

Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление.

Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.

Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.

  1. Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие. Для этого:
  2. • выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;
  3. • вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз;

• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену.

• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.

Можно поиграть с ребенком в игру «Кораблики». Сделайте из бумаги кораблик, налейте в таз воды и предложите ребенку подуть на кораблик. Следите за движением кораблика, предлагая ребенку подуть то плавно, длительно, то побыстрее. Особый интерес у детей вызывает игра «Буря в стаканчике» — ребенок дует через соломинку в стакан, наполовину наполненный водой.

Используйте детские дудочки, губные гармошки. Все эти игрушки помогут вам в тренировки у ребенка плавного и длительного выдоха. Очень полезны для тренировки речевого дыхания игровые упражнения, связанные с произнесением на одном выдохе гласных, слогов, фраз: ау-ау-ау-ау; ИА-иа-иа-иа; Ту-ту-ту-Ту-ту-ту и т. д.

Включите ваше воображение и фантазию, разнообразьте игры, и результат не заставит вас ждать.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konsultatsiya-dlya-roditeley-osobennosti-rechevogo-razvitiya-rebenka-rannego-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]