Развитие ребенка в 14 месяцев: как стимулировать речевую и двигательную активность

Физически активные дети лучше воспринимают речь и лучше говорят, чем их малоподвижные сверстники. К таким выводам пришли американские ученые, проанализировав мозговую активность у малышей с разной физической подготовкой.

Оказалось, что двигательная активность и речь неразрывно связаны. Дети, регулярно получающие физическую нагрузку, лучше воспринимают смысл услышанного или прочитанного текста. Это приводит к тому, что такие дети также лучше говорят. Результаты исследования были опубликованы в журнале Brain and Cognition.

Ученые предполагают, что регулярные физические упражнения напрямую влияют на познавательные способности ребенка. Согласно проведенным экспериментам, двигательная активность и речь ребенка имеют определенную взаимосвязь. «Была зафиксирована разница в работе мозга у физически более подготовленных детей и остальных их сверстников», – говорит Чарлз Хилман, профессор Университета Иллинойс.

Подвижный малыш лучше анализирует

В качестве примера рассмотрим два предложения: «Ты носишь обувь» и «В школе мы пели туфли и танцевали». Второе предложение явно лишено логики и его восприятие провоцирует появление той самой «событийной волны», которую ученые называют N400.

«Мы специально отслеживали определенный тип волн – N400 и P600, которые  активизируются при восприятии грамматически или синтаксически неверно построенного предложения», – объясняет соавтор исследования, профессор психологии Кара Федермайер.

Таким образом ученые зафиксировали, что мозг физически активного ребенка быстрее обрабатывает прочитанный текст или воспринятую на слух речь. А речь и движение малыша напрямую связаны с анализом информации и ее восприятием.

Речь и движение малыша. Физические нагрузки полезны для мозговой деятельности 

Ученые предполагают, что мозговая активность у подвижных детей развита лучше благодаря способности правильно распределять ресурсы головного мозга. А их следующие работы будут направлены на поиски причин такого восприятия. Тем не менее, уже сейчас работа исследователей подтверждает, что регулярная физическая нагрузка благотворно влияет на развитие речи. Более того, маленькие непоседы могут запросто обогнать своих более усидчивых сверстников в умении быстро воспринимать информацию.

 Привить ребенку любовь к физическим упражнениям помогут веселые физминутки в стихах.

Алена Волкова, Ваш консультант по развитию детской речи.

Источник: https://rechrebenka.ru/dvigatelnaya-aktivnost-i-rech-mozg-aktivnyh-detej-rabotaet-luchshe/

Как развивать двигательную активность у ребенка, навыки и умения

С раннего детства у ребенка формируются полезные навыки, которые необходимы для продолжения его жизни. Навык приобретается, когда ребенок регулярно повторяет одни и те же движения в определенном порядке. Навыки и умения можно поделить на два вида. Первый вид движения всем телом, а второй работа руками. Первая группа навыков, осуществляемая всем телом, она необходима для хорошей ходьбы, бега, плавания, висения на турнике и т. п. Вторая группа умений необходима для игр с мячом, умением завязать шнурки, взять ложку в руку и т. д. Все эти навыки и умения нужны человеку в будущем. Когда ребенок становится взрослым человеком, то он даже не думает и не замечает, что делает все движения практически автоматически.

Улучшать двигательную активность ребенка следует поэтапно. С самого раннего возраста малышу можно делать гимнастику и массаж тела. Главное не переусердствуйте в этом деле, а то напугаете ребенка тяжелыми упражнениями, и он вполне может от них отказаться.

Будет хорошо, если ребенок начнет самостоятельно подниматься по лестнице, хватаясь за перила своими руками. Замечательно когда ребенок руками перехватывает перекладины над своей головой. В этом случае происходит развитие грудной клетки, легкие насыщаются кислородом и головной мозг начинает работать лучше.

Очень полезно, когда ребенок подолгу гуляет на улице и дышит свежим воздухом. Полезно заниматься бегом и играми с ребенком на улице.

Отдельно можно выделить занятия плаванием. Плавание очень полезно для людей, если нет противопоказаний. Если ваш ребенок будет заниматься плаванием правильно и долго, то со временем он станет более устойчив к болезням, у него улучшится равновесие, увеличится объем легких, малыш станет радостнее и физически крепче.

Занятия по развитию движений помогают развить ребенку ловкость, силу, выносливость. К таким занятиям можно отнести игры для развития двигательной активности.

Каждый ребенок на физиологическом уровне нуждается в физической активности. Активные игры помогут «расшевелить» малоподвижных детей и выбросить энергию активному ребенку.

К таким играм можно отнести «щекоталки», «куча-мала», «ловишки» и т.п.

Чтобы развить у ребенка определенные движения нужно регулярно заниматься с ним и играть в определенные игры. Тогда малыш станет ловчее, будет хорошо ходить, бегать и т. д. К подвижным играм можно отнести «догонялки» и «повторялки движений», «игра с мячом или обручем».

Источник: http://babyluck.ru/razvitie-rebenka/razvitie-dvigatelnoy-aktivnosti-rebenka.html

Двигательное развитие здорового ребенка. Как вовремя обнаружить отклонения в двигательном развитии детей?

Статья расскажет об основных этапах в развитии двигательной активности ребенка.

Движение является неотъемлемой частью полноценной жизни человека. Двигательная активность развивается у малыша от самого его рождения. Ее основные составляющие: крупная и мелкая моторика. Здоровый ребенок любознателен и активен в меру своего возраста, движения не причиняют ему дискомфорт и раздражения.

Если, по каким-то причинам, двигательная активность замедляется, в силах родителей развить ее надлежащим образом. Иногда, замедленное двигательное развитие говорит о серьезных заболеваниях. Поэтому, при наличии отклонений, необходимо обратиться к детскому врачу.

Значение двигательного развития ребенка

Двигательная активность — это основа полноценного развития малыша. невозможно гармоничное эмоциональное и умственное развитие, без активного познавания мира. Растущий организм нуждается в движении и для правильного развития всех органов и систем организма. Как правило, если у ребенка нет отклонений, его двигательная активность полностью соотносится с режимом дня.

Родителям рекомендуется лишь поощрять активность, а в более старшем возрасте позволять ребенку чаще играть в подвижные игры. Такая часть двигательной активности, как мелкая моторика начинает развиваться в дошкольном возрасте.

От того, как ребенок будет ею владеть, зависит его успешное обучение в школе. Поэтому, родители должны чаще играть с детьми в игры, которые развивают мелкую моторику.

Средства развития двигательной активности детей

Средства развития двигательной активности зависят, в первую очередь, от возраста ребенка. Спектр занятий будет отличаться у детей грудного возраста, дошкольников и школьников.

Для грудных детей существуют такие средства развития двигательной активности:

  • не нужно часто пеленать ребенка. Это негативно сказывается не только на его двигательной активности, но и на кровообращении организма в целом.
  • основное средство развития активности в грудном возрасте — собственные движения малыша (врожденные рефлексы)

Средства развития двигательной активности для дошкольников:

  • закаливание (пребывание на свежем воздухе, солнечные ванны и контрастные обливания водой)
  • гимнастика (утренняя, после обеденного сна)
  • подвижные игры
  • активный отдых (участие в кружках, в спортивных мероприятиях и эстафетах)
  • прогулки, походы
  • игры, развивающие мелкую моторику рук (конструкторы, пазлы)

Средства развития двигательной активности для школьников:

  • продолжения применения средств дошкольного возраста (закаливание, гимнастика и подвижные игры)
  • танцы
  • хождение в спортивную секцию

Диагностика двигательного развития детей

Не секрет, что активность ребенка зависит не только от генов, но и от режима дня. Для того, чтобы самостоятельно провести диагностики двигательной активности, нужно сравнить среднестатистические показатели нормальной двигательной активности данного возраста с активностью вашего малыша.

Диагностику рекомендуется проводить в спокойное для малыша время, когда он сыт и не хочет спать. Не нужно впадать в панику, если ребенок не выполняет каких-то действий. положенных в его возрасти.

Темпы развития у всех разные, а показатели усредненные. Однако, если задержка значительна, то это повод пройти диагностику у специалиста.

Показатели двигательного развития ребенка

Существуют стандартные показатели, которые демонстрируют двигательную активность ребенка.

  • Первый месяц жизни малыша сопровождается его минимальным движением. Активность проявляется во время физиологических потребностей. К концу первого месяца намечается расслабление мышц малыша, исчезает поза, характерная для плода
  • На второй месяц, малыш начинает поворачивать голову, хаотично размахивать ногами и руками
  • К концу третьего месяца жизни, движения перестают быть хаотичными. Ребенок может уже лежать на животе и приподнимать туловище. В это время развиваются органы зрения и ребенок с увлечение наблюдает за окружающим миром
  • В 4 — 5 месяцев у ребенка уже довольно развиты мышцы спины, он изгибает туловище, машет руками с игрушкой в руках. Он может уже ложится на бок, самостоятельно переворачиваться со спины на живот. В 5 месяцев ребенок может сжимать предмет всей ладонью
  • К 9 месяцу малыш учится сидеть. Вначале, хватаясь за палочку или пальцы взрослого. Потом, самостоятельно. Дети начинают самостоятельно ползать на животе. Некоторые дети уже могут стоять у опоры при помощи взрослого. Развивается моторика рук. Ребенок может самостоятельно брать предметы, перекладывать их из одной руки в другую
  • Следующий этап — ребенок учится стоять и ходить

После этого, начинается новый этап в двигательном развитии малыша.

Двигательное развитие ребенка до года

Двигательное развитие ребенка до года — важнейший этап на пути к здоровой жизни. В это время, у малыша развиваются мышцы, кости и внутренние органы. Именно в это время закладывается правильная осанка. Родители могут помочь правильному физическому развитию малыша. Для этого есть несколько общепринятых способов:

  • Массаж. Существует множество методик массажа, которые позволяют ребенку развиваться правильно и гармонично. Для каждого возраста существует своя методика, которая отличается набором движений и степенью давления
  • Гимнастика. Также есть несколько видов гимнастики для детей грудного возраста. Проводить ее нужно с осторожностью
  • Игры с малышом, также развивают активность и стимулируют физическое здоровье

Развитие двигательной активности ребенка раннего и дошкольного возраста

Если в грудном возрасте, двигательное развитие протекает у всех детей равномерно, то в дошкольном возрасте у различных детей оно может существенно отличатся. Существует три типа двигательной активности ребенка дошкольного возраста:

  • Высокий уровень активности. Дети с таким типом активности, считаются гиперактивными. Преимущественно, они проводят свое время активно двигаясь. Им сложно сосредотачиваться и успокаиваться
  • Средний уровень. Такие дети с удовольствием двигаются и играют в активные игры. Однако, могут некоторое время быть в спокойствии
  • Низкий уровень. Дети с низким уровнем активности с нежеланием играют в подвижные игры, быстро утомляются. Для них характерна пассивность и застенчивость
Читайте также:  Ребенок в 3 месяца: особенности развития и психология

Двигательное развитие детей с ДЦП

Дети с ДЦП имеют собственную специфику развития двигательной активности:

  • Темпы развития двигательных функций у детей с ДЦП нарушены. В первые месяцы жизни это проявляется в рефлекторных действиях. С возрастом, такие рефлексы, как хватание и толкания должны исчезать. Вместо них, хватание и толкание должны развиваться, как ответные действия на раздражители. У детей с ДЦП рефлексы задерживаются на долго, что не дает формироваться произвольным ответным реакциям
  • Дети с ДЦП значительно позже удается удерживать голову. Период развития такой способности может затянуться до 5 месяцев
  • Сидеть ребенок с ДЦП учится лишь к 2-3 годам
  • Прямостояние и хождение развивается лишь в дошкольном возрасте

Особенности двигательного развития детей с нарушением зрения

Для детей с нарушения зрения, характерны некоторые сложности в развитии двигательной активности. В первую очередь, это связано с неумением ребенка сосредоточится на некоторых деталях.

Может произойти некоторая задержка с возможностью говорить. Но, к 3 — 4 годам она, обычно, активизируется. При разговоре, малыш не может сосредоточенно описать один предмет, резко меняет темы. Плохое зрение, также плохо сказывается на подвижных играх со сверстниками.

В дошкольном возрасте, именно родители должны максимально способствовать двигательной активности малыша с нарушенным зрением. Стимулировать его на активный досуг и подвижные игры.

Причины задержки  и нарушений двигательного развития ребенка

  • Патологии мышечного тонуса
  • Параличи в следствии инфекционных заболеваний и наследственности
  • Наследственные нервно-мышечные болезни
  • Миастения (мышечная слабость)
  • ДЦП

Важнейшим элементом в развитии ребенка, является участие в его жизни любящих родителей.

Видео: Двигательная активность детей

Источник: https://heaclub.ru/dvigatelnoe-razvitie-zdorovogo-rebenka-kak-vovremya-obnaruzhit-otkloneniya-v-dvigatelnom-razvitii-detej

Что стимулирует развитие речи?

Что  же стимулирует развитие речи и как развивать речь ребенка, занимаясь с ним дома? Как общаться с малышом, который еще только начинает говорить, чтобы его речь активно развивалась?

У ребенка сначала формируется понимание речи (речевая зона коры, отвечающая за понимание речи или импрессивную речь). И только потом зона, отвечающая за самостоятельное «говорение» (зона, ответственная за экспрессивную речь).

Это значит,  что взрослые должны как можно больше говорить с ребенком с самого рождения: очень хороши потешки, прибаутки, маленькие стишки, которыми в том числе, изобилует и народное творчество. И вообще, много разговаривать с ребенком, комментируя свои действия:

Вот умница доченька, покушала кашку. А сейчас пойдем гулять. Надеваем ботиночки на ножки, где наши ножки? Вот наши ножики! А какие ботиночки красивые, красные! Наши ножки топ-топ шагают по дорожке! и т.п.

Малые фольклорные формы сейчас утеряны, они уже не «на слуху», но их влияние и необходимость доказана нейропсихологами. Их отсутствие в жизни маленького ребенка компенсируется, увы, рекламой. Отсюда любовь детей к телевизионной рекламе. Малыши запоминают ролики наизусть, прилипают к телевизору, едва заслышав знакомую музыку очередного рекламного «шедевра».

В рекламе есть те же составляющие, что присутствовали когда-то в малых фольклорных формах: простота (порой даже примитивизм) фразы, постоянная повторяемость и незамысловатый сюжет.

Так что даже в просмотре рекламы есть некоторая польза, но конечно – лучше если подобное влияние на речь ребенка будет оказывать родители, бабушки и дедушки, активно общаясь с ребенком и используя детские потешки и стишки.

Важно знакомить ребенка с миром звуков, привлекать его внимание к звукам вокруг нас и комментировать их (водичка бежит из крана, слышишь «кап кап кап»), побуждая к звукоподражаниям (пока ребенок еще не начал говорить первые слова).

Вовлекая ребенка в игры с игрушками,  подвижные и настольные игры, «оречевлять» все  действия, комментируя происходящее и провоцируя его на повторение слов и вызывая речевую активность.

Особенно хорошо использовать, начиная с 2,5 лет, простые лото, домино, вкладыши, кубики с картинками.

Главная задача – не допускать молчаливого выполнения правил игры (он такой умный – все пазлы быстро собирает), а отвечать на вопросы, показывать  и называть картинки.

Обязательно играть с ребенком в пальчиковые игры. Все просто – речевые зоны коры головного мозга соседствуют с зонами, отвечающими за мелкую моторику пальцев, а значит, воздействуя на данную зону, мы улучшаем кровообращение и активность взаимодействия нейронов внутри речевой зоны.

Родители должны знать, что следует как  можно больше окружать ребенка «ритмом» (слушать ритмичную детскую музыку, читать ритмичные детские коротенькие стишки, побуждая ребенка хлопать в ладоши в такт музыке, танцевать, топать под музыку, слушать ритмичные звуки природы, например пенье птиц, шум дождя, прибоя и т.д.). Нейропсихологами обоснован тот факт, что ритмические рисунки, ритм вносит активирующее влияние на подкорку, а ведь подкорковые образования – энергетически активируют корковую деятельность, а значит — ритмизация способствует речевому развитию.

Взрослые, занимающиеся с ребенком обязательно должны привлекать внимание малыша к собственной артикуляции, делая ее даже утрированной (можно даже накрасить губы), ребенок должен видеть, что при разговоре положение губ, языка меняется. Например, произнося звук [У] мы вытягиваем губы «трубочкой», а когда говорим звук [И] —  растягиваем губы в улыбке и показывая зубы. И родители должны привлечь внимание ребенка к тому, как меняется артикуляция во время разговора.

Конечно, это лишь основные рекомендации, более конкретные советы даст специалист, пообщавшись с ребенком. Всего одно занятие с логопедом (например, по Скайпу) существенно поможет Вам понять, какова картина речевого развития у Вашего ребенка, соответствует ли это норме и как организовать общение и занятия с ребенок, чтобы активизировать его речь.

  • Но уверяю вас,  выполнение даже этих простых советов поможет не только развить речь у малышей с задержкой речевого развития, но и будет стимулировать речевое, а значит впоследствии, и умственное развитие у детей в норме!  В помощь вашим домашним занятиям смотрите видеоролик «Книги и игры при задержке речевого развития»
  • Наталья Игоревна Кулакова
  • Логопед-дефектолог

Источник: https://logopedrunet.ru/chto-stimuliruet-razvitie-rechi/

Как стимулировать речевое развитие ребенка

Подготовила учитель-логопед Лисицина Е.А.

Как стимулировать речевое развитие ребенка

Если ребенок в 2-2,5 года совсем не говорит или говорит мало слов — это вызывает тревогу у родителей, и они обращаются к врачу.

Однако известно, что речевое развитие ребенка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний.

Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет), и очень быстро растет запас активно употребляемых слов.

Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность.

Основное внимание уделяется воспитанию у малышей умения слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых.

Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.

  1. Разговор с самим собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».

  2. Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребенка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот прием, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт.

  3. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится «глухим» и «глупым».

    Например, если малыш, показывая на полку с игрушками, просительно смотрит на вас, дайте ему не ту игрушку, какую он хочет.

    Конечно же он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

  4. Распространение. Продолжайте и дополняйте все высказанное малышом, но не принуждайте его к повторению — вполне достаточно того, что он вас слышит. Например, он говорит: «Суп», — вы же продолжаете: «Овощной суп очень вкусный»,

«Суп едят ложкой». Этим приемом вы постепенно подводите ребенка к тому, чтобы он овладевал более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.

  1. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствует непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.

  2. Выбор. Предоставляйте ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми: «Ты хочешь играть с куклой или медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку? »

  3. Продуктивные виды деятельности. Для многих своих мыслей и предложений ребенок не находит подходящих слов и выражает их другими способами — через рисование, лепку, аппликацию, конструирование.

    В этих видах деятельности развиваются не только лингвистические способности ребенка, но и сенсорные, имеющие особое значение в формировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определенной, понятной, если она записывается. Ребенок же фиксирует свои мысли с помощью зарисовки. Известный психолог Л. С.

    Выготский называл детское рисование «графической речью», и ваша задача — облечь мысль ребенка в слово. Старайтесь любой рисунок малыша превратить в интересный рассказ, а рассказ — в рисунок, который можно неоднократно «прочитывать» и дополнять.

    Когда рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сшить их в книжку и «читать» своим друзьям. Ребенок, понимающий, что он говорит, соединяющий с произносимым словом отчетливое представление, надежно овладевает родным языком.

  4. Музыкальные игры. Значение музыкальных игр в речевом развитии ребенка трудно переоценить. Малыши с удовольствием двигаются под музыку, подпевают, играют на шумовых музыкальных инструментах. Поощряйте их в этом.

    Сначала ребенок проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Не переживайте — вскоре он начнет пропевать небольшие песенки целиком, искажая, возможно, некоторые слова.

    Пойте и вы с ним, но, в отличие от него, пойте ее правильно.

  5. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

    Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети… До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся. Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод — массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 2—3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

Чтобы развить ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно:

  • запускать пальцами мелкие волчки;
  • разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку;
  • рвать на мелкие куски бумагу;
  • сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок — бутончик цветка;
  • делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким;
      • «ходить» по столу указательным и средним пальцами правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро;
  • показать отдельно только один большой палец;

  • махать в воздухе только пальцами;

  • кистями рук делать «фонарики»;

  • хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;

  • собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе — разбежались);

  • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

  • наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на палец (колечко или спираль);

  • закручивать шурупы, гайки;

  • играть с конструктором, мозаикой, кубиками;

  • складывать матрешек, играть с вкладышами;

  • рисовать рукой и пальцами в воздухе;

  • играть с песком, водой;

  • рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.

Источник: https://infourok.ru/kak-stimulirovat-rechevoe-razvitie-rebenka-3170250.html

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Любимова Н. Н. Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей с ограниченными возможностями здоровья // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №2. — С. 114-116. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/54/2055/ (дата обращения: 31.10.2019).



Я работаю воспитателем в логопедической группе.

Дети группы с диагнозом «Общее недоразвитие речи» имеют определенные особенности речевого и психофизиологического развития. В высказываниях детей нет четкости, последовательности изложения.

Характерна отрывочность, акценты на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные отношения.

Также им присуще и определенное отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения.

Дети с ОНР отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Также отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие тонкой моторики.

В коррекционно-развивающей работе для меня важнейшим является следующее теоретическое положение: мозг функционирует как единое целое, каждая часть которого взаимодействует со многими другими частями.

Понимание этих взаимосвязей (даже на достаточно простом уровне) ведет к рефлексии, переоценке корректности своих профессиональных усилий.

А это, в свою очередь расставляет новые акценты в работе с детьми и способствует более тонкому пониманию дефицитов каждого ребенка.

Именно поэтому, в своей работе я уделяю большое внимание разнообразной двигательной деятельности, которая тесно связана с речевой активностью и речевым развитием детей с ОНР.

Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма, когда активно развивается интеллект и его основной компонент — речь.

Движение — это и хороший воспитатель. Благодаря целенаправленной и осознаваемой двигательной активности происходит социализация малыша.

Взаимосвязь общей и речевой моторики подтверждена исследованием многих крупнейших ученых.

Точное динамичное выполнение упражнений для рук, ног, туловища, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Упражнения для пальцев является важным стимулом возникновения речи, но и дальнейшем ее совершенствования.

В процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр речевые задачи решаются более эффективно и с большим удовольствием для детей, при этом они не устают.

Работу по развитию обогащенного словарного запаса я включаю в любую форму двигательной активности: в утренней гимнастике, на занятиях физкультурой, в подвижных играх, в самостоятельной деятельности детей, на занятиях, связанных с продуктивной или интеллектуальной деятельностью; в играх малой подвижности. Стараюсь дать детям опыт скоординированных движения и речи: стихи в упражнениях и играх подбирать так, чтобы дети могли соотнести ритм стихотворной строки с движением ног, рук, туловища.

Для удобства я пользуюсь таблицей, которая помогает мне структурировать различные типы двигательной активности.

Таблица 1

Тип двигательной активности Формы двигательной активности Конкретные примеры игр иупражнений Как стимулируется психическое иречевое развития
Крупная моторика Подвижные игры с правилами
  • «Лохматый пёс»;
  • «Космонавт»;
  • «Мы веселые ребята»;
  • «Горелки»;
  • «Прятки».
Формирование схемы тела; формирование словесных понятий, связанных с 3-мерным пространством (и в первую очередь с предлогами) и описывающими параметры движения (слова — действия); пополнение словаря эмоциональных переживаний и социальных отношений (слова- описания).
Физкультура, утренняя гимнастика, танцы Комплексы утренней гимнастики. Формирование схемы тела; формирование словесных понятий, связанных с 3-мерным пространством и описывающие параметры движения; последовательность, темп действий; пополнение словаря — части тела.
Сюжетно — ролевые и театрализованные игры Театр теней; пальчиковый театр. Развитие связной описательной речи; развитие социального интеллекта и словарного запаса, связанного с социальными отношениями; развитие экспрессивной стороны речи; развитие ассоциативного мышления.
Тонкая моторика Продуктивная деятельность (конструирование, рисование, лепка и др.)
  1. Оригами;
  2. пластилинография;
  3. разные техники и приемы рисования (рисование подушечками пальцев);
  4. вырезывание.
Пополнение словарного запаса по лексическим темам; обогащение речи понятиями, связанными с различными формами восприятия (например: яркий — бледный цвет, шершавая- гладкая поверхность); развитие ассоциативного мышления; формирование словесных понятий, связанных с 3-мерным пространством и 2-мерным пространством листа (и в первую очередь с предлогами).
Непосредственно речевая активность Заучивание стихотворных текстов, пение, настольные игры, речь с движением. Совершенствование артикуляции, развитие различных видов восприятия, развитие экспрессивной стороны речи; пополнение словарного запаса по лексическим темам.

Использование различных типов двигательной активности в сочетании с текущей логопедической работой является дополнительным ресурсом психомоторной и речевой коррекции.

Главная задача дошкольного учреждения — всесторонняя подготовка ребенка к школе. Дети, интеллектуально и личностно не готовые к школе испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика. Именно поэтому важнейшей задачей педагогов и специалистов ДОУ является использование всех доступных резервов, чтобы полноценно подготовить ребенка к школе.

  • Хочется привести в качестве примера занятие по лепке с детьми 6–7 лет, иллюстрирующее, как различные типы двигательной активности стимулируют развитие речи, обогащение словаря, развитие ассоциативного мышления.
  • Занятие: «Букет для мамы».
  • Цель занятия:
  • 1) воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставлять радость своей работой;
  • 2) развивать умение любоваться природными формами и преобразовать их в декоративные изображения;
  • 3) закреплять умение детей выполнять лепную картинку, когда детали предметов сохраняют объём и выступают над поверхностью основы;
  • 4) формировать композиционные навыки;
  • 5) мотивировать детей к разговорной речи, описание цветов их формы, окраски, характера.

Ход занятия: воспитатель спрашивает детей, что обычно дарят на день рождения, на праздники близким и друзьям. Дети с удовольствием делятся своим опытом и рассказывают, что дарят.

Воспитатель: «Любой подарок будет приятен, а букету цветов будут рады все, особенно женщины. А как вы думаете почему?»

  1. Дети: «Потому что цветы очень красивые»
  2. Воспитатель вместе с детьми разучивает стихотворение:
  3. На день рождения, на юбилей
  4. В подарок любимой подруге своей
  5. На празднике в школе, на именины
  6. Мы дарим гвоздики и георгины,
  7. Нарциссы, тюльпаны и алые розы
  8. И веточки желтой, пушистой мимозы.
  9. Приносит нам радость красивый букет
  10. Впитали цветы теплый солнечный свет,
  11. И звезд, и небес, и земли красоту,
  12. Душевную щедрость и доброту.

Воспитатель рассказывает, чем привлекают к себе внимание цветы: внешним видом, разнообразием, некоторые — своим нежным запахом. У цветов, как и у людей, есть свой характер.

Дети рассказывают о характере цветов, выбранных ими, и стараются показать это в движении и эмоционально.

Например: «Роза — гордая, считает себя царицей цветов, гвоздика — строгая, серьезная, василек — скромный, ромашка — обаятельная и т. д».

Слушая музыку П. Чайковского «Вальс цветов», дети рассказывают, какие цветы каждый представляет.

Воспитатель рассказывает историю, почему цветы такие красивые и привлекательные:

«Однажды я услышала, как один цветок рассказал секрет своей красоты. Оказывается, каждое утро цветы начинают с зарядки. Хотите, я вас тоже научу цветочной зарядке?»

  • Дети встают в круг и говорят вместе с воспитателем:
  • Подними-ка свой листок (Дети поднимают и опускают руки)
  • Выйди на дорожку
  • Да притопни ножкой (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени).
  • Да головкой покачай (Вращение головы)
  • Утром солнышко встречай
  • Стебель наклони слегка (Наклоны)
  • Вот зарядка для цветка.
  • А теперь росой умойся, (Встряхивание кистей рук)
  • Наконец готовы все
  • День встречать во всей красе.

Дети садятся за столы. Затем, выбирая разные цвета пластилина, используя разные приемы лепки, под руководством воспитателя, из колбаски, шарика, ленточки лепят различные формы цветов.

Воспитатель: «У нас получились чудесные букеты, вы все очень старались, вложили в свои работы частичку своего сердца, согрели работу теплотой своих рук. Ваш букет никогда не завянет, и будет радовать ваших любимых мам круглый год»

Я хочу вам прочитать стихотворение: «Цветы для мамы». Потом мы его выучим.

  1. Я пришел сегодня к маме
  2. С поздравлением и цветами
  3. Мама, глядя на букет,
  4. Улыбнулась мне в ответ.
  5. И сказала, что цветы –
  6. Небывалой красоты.
  7. Эти маки, эти розы,
  8. И ромашки и мимозы
  9. Я не рвал, не покупал,
  10. Вылепил сегодня сам.
  11. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок, речевая активность.

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей

ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок, речевая активность.

ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей

ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок, речевая активность.

Двигательная активность и ее влияние на развитие речи детей

ребенок, двигательная активность, развитие, утренняя гимнастика, словарный запас, ассоциативное мышление, игра, воспитатель, цветок, речевая активность.

двигательная активность, упражнение, подвижная игра, занятие, физкультурное занятие, двигательная деятельность детей, двигательная деятельность, основная часть, утренняя гимнастика, физическое воспитание.

Формы двигательной активности: – утренняя гимнастика

Основные термины (генерируются автоматически): двигательная активность, ребенок, игра, ранний возраст, самостоятельная двигательная деятельность, движение, малыш.

игра, ребенок, уровень знаний детей, дошкольный возраст, цель развития речи, развитие самостоятельности мышления, развитие речи, умственная активность, мыслительная деятельность.

Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице

Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком.

Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся…

Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2055/

Как стимулировать двигательную активность ребенка

Двигательный режим детей дошкольного возраста включает следующие компоненты:

  1. оздоровительные занятия физкультурой;
  2. учебные занятия конкретной направленности (плавание, групповые виды спорта);
  3. самостоятельная двигательная активность;
  4. физкультурно-массовые мероприятия (эстафеты, соревнования);
  5. дополнительные (вне группы) занятия.

Целью формирования двигательной активности является не только удовлетворение биологической потребности, но и полноценное развитие способностей детей. Следует рационально организовывать двигательный режим с учетом дошкольного возраста, интересов, функциональных возможностей организма, индивидуальных особенностей ребенка.

Влияние двигательной активности на развитие ребенка

Двигательная активность влияет на физиологические функции всего организма. Активный ребенок лучше спит, чаще пребывает в хорошем настроении и обладает большей работоспособностью. Усиливается кровоснабжение скелетных мышц и внутренних органов, улучшается обмен веществ,  совершенствуется нервная система.

Опорно-двигательный аппарат

В результате систематической работы мышцы становятся более объемными и крепкими, не теряя при этом эластичности.

Одновременно совершенствуется и костная система: повышается прочность костей, их готовность к нагрузкам. Равномерная работа мышц туловища формирует осанку, что имеет важное эстетическое и физиологическое значение.

Правильная осанка предполагает правильное положение органов и нормальное их функционирование.

Система внутренних органов

Наиболее активно работают сердечно-сосудистая и дыхательная системы. Сердце под влиянием адекватных нагрузок становится сильнее. Позитивные изменения отмечаются даже у детей, изначально имеющих нарушения в работе сердца.

Емкость легких возрастает, увеличиваются их функциональные возможности: ткани тела лучше кровоснабжаются и получают больше кислорода. Особенно полезны упражнения на улице, способствующие закаливанию.

Психическое регулирование

Работающие мышцы стимулируют центральную нервную систему. Чем более высоко координированными становятся движения, тем лучше идет процесс психического развития.

Между уровнем физической активности и речевым развитием существует прямая зависимость. Практический опыт, который получает активный ребенок, приводит к увеличению словарного запаса и развитию мышления. Позитивное влияние двигательная активность оказывает на эмоциональную и волевую сферу психики.

Возрастные особенности двигательной активности

Характер двигательного режима напрямую зависит от возраста детей. Дети младшего возраста более активны, выбираемые ими игры отличаются подвижностью. У детей старшего дошкольного возраста приоритеты смещаются в сторону образовательных занятий, появляется интерес к компьютерным играм.

3-4 года

В этом дошкольном возрасте движение является обязательным условием всестороннего развития. Двигательная активность учит общению, положительно влияет на эмоции и воображение, способствует развитию интеллекта.

В основе режима лежит нерегламентированная активность, когда игры ребенок выбирает самостоятельно. Но и некоторые сложные движения уже под силу малышу (бег, движение спиной вперед, подпрыгивания на одной ноге).

5 лет

Ярко проявляются половые различия в активности детей дошкольного возраста, их игровая деятельность приобретает различную направленность. Мальчики проявляют интерес к играм подвижного характера (футбол). Девочкам нравятся спокойные сюжетные игры («Дочки-матери», «Кухня»).

6 лет

Совершенствуются двигательные навыки, улучшается координация. Деятельность становится разнообразной и осознанной. Резкие отличия в выборе самостоятельной активности исчезают, дети организовываются в небольшие группы с участием мальчиков и девочек и вместе выполняют несложные упражнения (прыжки через препятствия, бросание мяча, ходьба по бревну).

7 лет

Проявляется устойчивый интерес к определенным видам активности, спортивным играм. У детей старшего дошкольного возраста появляется чувство самоконтроля и самооценка. Они целенаправленно тренируют конкретные навыки, многократно повторяют одни и те же движения, оценивают свою деятельность в сравнении с другими.

Динамика двигательной активности

Двигательная активность неодинакова в различные периоды и подвержена определенным колебаниям. Сезонная зависимость является общебиологическим явлением: в весенне-летний период она возрастает, а в осенне-зимний идет на спад. Суточные колебания связаны с режимом детского сада, наибольшую активность ребенок проявляет во время прогулки, а также утром и вечером.

Формирование подгрупп детей с разным уровнем активности

В зависимости от степени подвижности, проявления самостоятельности и склонности к определенным занятиям дети делятся на три подгруппы. Подобный подход дает возможность проводить прицельную работу и применять индивидуальный подход.

Высокая активность

Гиперактивные дети всегда заметны, часто конфликтуют, поведение их неуравновешенно. Из-за чрезмерной активности они не успевают вникать в суть деятельности. Выбирают бег и прыжки, избегая занятий, требующих высокой сосредоточенности и точности. Движения быстрые, но бесцельные.

Есть мнение, что гиперактивных детей нужно сдерживать. Однако лучшим решением будет не ограничение подвижности, а ее регулирование, направление в иное русло. Деятельность остается активной, но требующей развития осмысленности, осторожности. Полезны будут перемещения по ограниченной площади, метания, занятия в паре с выполнением движений по очереди.

Средняя активность

Поведение спокойное, подвижность умеренная и постоянная. Движения осмысленные, уверенные, целенаправленные, настроение хорошее. Ярко выражена саморегуляция двигательной активности при наличии необходимых условий (достаточное пространство, игрушки, спортивный инвентарь). Корректировка двигательного режима сложностей не вызывает.

Низкая активность

Плохой прогностический признак развития малыша. Причинами могут быть слабое здоровье, плохая психологическая атмосфера в дошкольной группе, постоянные запреты взрослых и др.

Такие ребята обычно пассивные, молчаливые, быстро устают. Они предпочитают находиться в стороне, избегают активных игр.

Хорошим способом корректировки двигательного режима будет увеличение площади и предметное ее обогащение.

Кроме прицельной работы с каждой из групп в отдельности, полезно объединять детей разной подвижности в совместных играх, при этом на двоих предлагается лишь одна игрушка. Примерами таких занятий могут быть перекидывание друг другу мяча, вращение скакалки вдвоем, преодоление препятствий по очереди.

План двигательной активности ребенка на день

Рационально организованная двигательная активность разбивается на определенные этапы. Наиболее удобным является деление в режиме дня.

  1. Утро. Предлагаемая деятельность должна быть хорошо знакома детям. Варианты игр: «Холодно-горячо», «Пронеси мяч через препятствие» и др. Следует учитывать, какими будут занятия после завтрака. Если запланировано обучение (рисование, математика), то утренние занятия могут быть более активными. Если же детей ожидает физкультурное занятие, то утром лучше ограничиться разминкой или другими малоподвижными видами. Индивидуальная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии (ожирение, нарушения слуха или зрения), также должна осуществляться утром.
  2. Прогулка. Прогулка проводится дважды в день и включает в себя самостоятельную деятельность, когда активный ребенок проявляет творческие способности, а также специально организованную. Предлагается устраивать одну подвижную игру, в которой участвуют все дети сразу, и по две игры для подгрупп.
  3. Вечер. Период начинается сразу после дневного сна (с гимнастики и дыхательных упражнений). Возможно проведение физкультурных праздников или самостоятельная двигательная активность детей с использованием различного спортивного инвентаря. Период носит более спокойный характер, настраивает ребенка на завершение дня.

В заключение

Регуляция двигательного режима необходима для нормального развития ребенка. Важен личный пример родителей и пропаганда здорового образа жизни в семье.

Семейные физкультурные мероприятия (походы, катание на велосипедах) способствуют закладке здоровых привычек у ребенка.

А чем более хорошими физическими данными будут наделены малыши с дошкольного детства, тем увереннее и они будут чувствовать себя дальше.

Источник: https://szabotoi.ru/zdorovye-rebenka/dvigatelnaya-aktivnost

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]