Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленников

Мы начинаем цикл публикаций о новом подходе к педагогической диагностике детей дошкольного возраста по пяти направлениям развития.

В трех выпусках журнала № 1, 2, 3 предложим универсальные диагностические карты. Их можно использовать независимо от содержания основной образовательной программы, которую реализует детский сад.

Карты позволят избежать формальности и минимизировать трудовые затраты педагогов.

В этой статье расскажем, как диагностировать социально-коммуникативное и речевое развитие детей в средней группе. Диагностические карты для старшей и подготовительной групп вы также можете скачать в тексте этой статьи.

Кто и для чего проводит диагностику детей

Педагогическую диагностику детей проводят воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и другие педагоги дошкольной организации. Согласие родителей ребенка на его участие в диагностике не требуется.

Педагогическая диагностика нужна, чтобы:

  • – индивидуализировать образовательный процесс;
  • – построить его в соответствии с индивидуальными особенностями и потребностями каждого ребенка;
  • – эффективно осуществить педагогическую поддержку детей;
  • – построить индивидуальную образовательную траекторию каждого ребенка и одновременно оптимизировать работу с группой детей.

Педагогическая диагностика по ФГОС ДО – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, которая связана с оценкой эффективности педагогических действий. С помощью диагностики педагоги могут проследить динамику развития конкретного ребенка по отношению к самому себе. При этом его результаты нельзя сравнивать с результатами других детей.

В процессе диагностики педагог оценивает, насколько эффективно он работает с ребенком.

После этого определяет, как скорректировать педагогическую работу с дошкольником, чтобы он достиг планируемых результатов и показал высокий уровень освоения образовательной программы.

Таким образом, диагностика – инструмент педагога, который определяет его образовательную деятельность на ближайший период развития ребенка.

В чем заключается новый подход к диагностике

Новый подход к диагностике заключается в том, что педагоги оценивают степень достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы во всех возрастных группах.

Планируемые результаты учитывают целевые ориентиры, а также содержание образовательной деятельности по всем направлениям развития детей и виды детской деятельности, приоритетные для каждой из образовательных областей.

Ниже представлены планируемые результаты социально-коммуникативного и речевого развития для детей средней группы. Из таблиц видно, каких результатов в развитии могут достигнуть дошкольники на данном возрастном этапе.

Таблица 1. Планируемые результаты социально-коммуникативного развития для детей средней группы Главное в статье Скрыть

Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленников

Таблица 2. Планируемые результаты речевого развития для детей средней группы Главное в статье Скрыть

Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленников

Для диагностики педагоги используют низко формализованные методы (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и определяют достижения ребенка в сравнении с ним самим на предыдущем этапе развития. Результаты диагностики по каждой образовательной области фиксируют в диагностических картах.

Шесть показателей для оценки социально-коммуникативного развития детей
1. Коммуникативные навыки.
2. Элементарные нормы и правила поведения в социуме.
3. Развитие эмоций.
4. Сформированность навыков безопасного поведения.
5. Сформированность социальных навыков.

6. Знание своих личностных особенностей и возможностей.

Например, с учетом планируемых результатов социально-коммуникативного развития для средней группы педагоги проводят диагностику детей по шести показателям. Они обращают внимание на то, как ребенок взаимодействует с остальными детьми в группе, умеет ли адекватно выражать свое эмоциональное состояние и определять эмоциональные состояния других детей и взрослых.

Педагоги смотрят, как дошкольник отвечает на вопросы, высказывает предложения, отстаивает свое мнение, оценивает поступки свои и сверстников, включается в коллективную игру. Кроме того, оценивают, знает ли ребенок членов своей семьи, правила поведения в природе и опасных ситуациях и т. д. Пример диагностической карты «Социально-коммуникативное развитие» для средней группы.

Так как развитие игровой деятельности детей как ведущей деятельности имеет приоритетное значение для социально-коммуникативного развития, она также подлежит диагностике. Показатели игрового взаимодействия в средней группе – игры-экспериментирования, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. –Пример диагностической карты «Игровая деятельность».

Диагностика речевого развития детей средней группы включает пять показателей. В процессе наблюдения педагоги оценивают словарный запас ребенка, его умение правильно произносит звуки, согласовывать слова, строить некоторые виды сложных предложений.

Педагоги обращают внимание на то, умеет ли ребенок вести диалог, поддерживать беседу, пересказывать фрагменты знакомых мультфильмов, сказок в процессе игр-драматизаций, составлять короткие рассказы из личного опыта, о наблюдаемых явлениях и объектах и соблюдать правила речевого этикета.

Пример диагностической карты «Речевое развитие».

Когда и как проводить диагностику

Пять показателей для оценки речевого развития детей
1. Лексическая сторона речи (развитие словаря).
2. Грамматическая сторона речи (формирование грамматического строя).
3. Произносительная сторона речи (воспитание звуковой культуры речи).
4. Развитие связной речи.

5.Развитие коммуникативной деятельности.

Сроки, когда проводить диагностику, каждая дошкольная образовательная организация определяет самостоятельно.

В предлагаемых диагностических картах педагоги отмечают показатели развития ребенка в начале (в середине) и конце учебного года.

Например, в процессе диагностики детей средней группы воспитатель определяет, насколько каждый ребенок достиг нормативных показателей развития к окончанию данного возрастного периода (к 5 годам).

Систему обозначений педагог выбирает сам. Она может быть процентной: воспитатель указывает, на сколько процентов ребенок близок к достижению нормативного показателя.

Или символической, например, символ «Х» означает низкий уровень достижения ребенком нормативного показателя, символ »?» – неполное достижение, символ «√» – ребенок достиг запланированного показателя.

Также можно использовать цветовую систему обозначений, где красный кружок (или галочка) – низкий уровень развития, желтый – достаточный, синий – оптимальный, зеленый – высокий. Можно оставить и три основных цвета.

В начале года у многих детей могут быть низкие показатели: они только начинают осваивать содержание образовательной программы. Чтобы спланировать работу с детьми, лучше использовать данные диагностики прошлого года. Педагог увидит, как развивался ребенок на предыдущем возрастном этапе, и определит мероприятия для устранения имевшихся проблем на новом этапе.

Если в середине года ребенок неполностью достиг показателя (планируемого результата), педагог продолжает работу с ним в рамках освоения основной образовательной программы. Если ребенок показывает низкий уровень, педагог планирует мероприятия, которые позволят ему достигнуть возрастной нормы.

Например, диагностика в середине года показала, что ребенок не применяет в процессе речевого общения полные и развернутые ответы (диагностическая карта «Социально-коммуникативное развитие», раздел «Коммуникативные навыки»).

Педагог делает для себя заметку: необходимо вовлекать воспитанника в диалоги на занятиях по развитию речи, в ходе речевых игр и бесед (подгрупповых и индивидуальных), задавать ему такие вопросы и формулировать такие задания, которые требуют развернутого ответа.

Почему нельзя применять целевые ориентиры в качестве показателей диагностики

ФГОС ДО устанавливает требования к результатам реализации основной образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров – социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Разработчики ФГОС ДО отказались от четких формулировок результатов дошкольного образования в связи с тем, что дошкольное образование не является обязательным уровнем образования.

Кроме того, они учли специфику дошкольного детства – нельзя требовать от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений.

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и не могут служить основанием для оценки качества дошкольного образования. Поэтому применять целевые ориентиры в качестве показателей педагогической диагностики нельзя.

Кто имеет доступ к результатам педагогической диагностики

Результаты педагогической диагностики доступны тем педагогам, которые непосредственно работают с конкретным ребенком или группой детей. Никакому внешнему контролю результаты диагностики детей не подлежат. Проверяющий может потребовать только обобщенные результаты диагностики, то есть средний по группе (или по детскому саду) уровень освоения детьми образовательной программы.

Доступ к результатам диагностики ребенка должны иметь его родители.

Они вправе знакомиться с содержанием образования, методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, оценками успеваемости своих детей и получать информацию о всех видах планируемых обследований и их результатах (Часть 1 ст.

44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом родители имеют доступ к данным диагностики только своего ребенка. Обсуждать достижения или неуспехи ребенка также следует с родителями индивидуально, а не на общем родительском собрании в группе.

Диагностическая карта «Социально-коммуникативное развитие»Диагностическая карта «Игровая деятельность»Диагностическая карта «Речевое развитие»
Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленников Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленников Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленников
Скачать диагностические карты >>
Диагностическая карта «Социально-коммуникативное развитие»Диагностическая карта «Игровая деятельность»Диагностическая карта «Речевое развитие»
Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленников Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленников Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленников
Скачать диагностические карты >>
Диагностическая карта «Социально-коммуникативное развитие»Диагностическая карта «Игровая деятельность»Диагностическая карта «Речевое развитие»Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленниковСоциально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленников
Скачать диагностические карты >>

Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).

Источник: https://e.stvospitatel.ru/611213

Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников по ФГОС

Базовые личностные качества, в том числе и основы взаимоотношений в обществе, закладываются в дошкольный период детства, поэтому вопросам социализации малышей в современном детском саду уделяется особое внимание.

Одним из приоритетных направлений образовательного процесса в дошкольном учреждении является развитие социально-коммуникативных навыков у ребёнка, который только учится налаживать контакт с окружающими, а также с самим собой.

И педагог ДОУ выступает своеобразным проводником, обеспечивающим условия полноценного развития социально-коммуникативных навыков у детей. Эта работа требует глубоких теоретических и практических знаний и умений.

Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития дошкольников

Социально-коммуникативным развитием личности называется процесс приобщения малыша к установленным в обществе нормам отношений со взрослыми и сверстниками, общекультурным, семейным, государственным традициям через вовлечение в комбинацию разных форм общения: группового и индивидуального.

Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленников

Групповым формам работы в рамках социально-коммуникативного развития уделяется особое внимание

Нравственный облик личности зависит от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребёнок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастает эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно, чтобы наши воспитанники узнали высшую радость — радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.

В. А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям»

Миссия социально-коммуникативного развития в ДОУ установлена Федеральным государственным образовательным стандартом и состоит в:

  • оказании содействия подрастающему поколению в усвоении общепринятых нравственных, моральных ценностей и норм;
  • создании условий для взаимодействия малыша и других людей вне зависимости от возраста;
  • обеспечении базы для повышения уровня самостоятельности, касающейся саморегуляции, а также целенаправленности поступков;
  • накоплении интеллектуального и чувственного содержания личности (развитие способности сопереживать, быть общительным, отзывчивым);
  • формировании навыков безопасного поведения в социуме, дома, на природе;
  • воспитании уважительного, трепетного отношения к семье, друзьям и Родине.

Задачи

Достижение поставленных целей возможно при проведении систематической работы по реализации ряда задач:

  • Развитие речи. В первой и второй младших группах главными задачами педагога является развитие мелкой моторики, формирование звуковой культуры, то есть своевременного освоения малышами звуков (а, о, э, п, м, б — в 1,5–2 года, и, ы, у, ф, в, т, д, н, к, г, х — в 2–4 года), а также обогащение пассивного и наполнение активного словаря младшего дошкольника. В средней группе акцент смещается на создание условий для развития связной речи, то есть усвоение норм построения предложений через рассказывание историй (по картинкам, например). В старшей и подготовительной группах основной упор делается на формирование умения выстраивать диалог с товарищем или взрослым, логично составлять монологические высказывания.
  • Побуждение к разным видам активности: играм, труду. В первой младшей группе, например, ребята играют сами с собой или тет-а-тет с игрушками (куклами, пазлами, пирамидками), зато во второй младшей и средней дошкольники с удовольствием играют в парах, мини-группах (ролевые, подвижные игры). В подготовительной группе ребята уже имеют чёткие предпочтения относительно того или иного вида деятельности и, найдя единомышленников, осознанно объединяются с ними для той или иной деятельности. К примеру, несколько человек играют в дочки-матери, поливают цветы в группе, заполняют календарь природы и т. д., часть малышей, умеющих читать, устраивают читки вслух, а любители спорта играют в мяч.Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленниковПедагог, вовлекая ребят в разные виды деятельности, участвует во всех активностях
  • Развитие навыков самообслуживания. В младшей группе это работа, направленная на соблюдение последовательности одевания на улицу, перед дневным сном. С воспитанниками средней группы педагог минимизирует свою помощь в этих вопросах самообслуживания. А в старшей и подготовительной упор идёт на поощрение инициативы, то есть желания или необходимости помыть руки до того, как педагог напомнит это сделать, например.
  • Воспитывать навыки терпимого отношения к обстоятельствам. Так, если в старшей группе при обсуждении того или иного литературного произведения возник спор, решать его нужно мирно и спокойно.
  • Прививать позитивное отношение к миру вокруг, воспитывать привычку делиться с товарищами.
  • Прививать навыки оценивания других и самооценки в той или иной деятельности.
  • Приучать к вежливому общению.
  • Воспитывать уважение к старшим.
Читайте также:  Какие продукты нельзя есть при кормлении новорожденного: советы для молодой мамы

Содержанием понятия «социально-коммуникативное развитие» определены факторы, влияющие на формирование подрастающей личности:

Источник: https://melkie.net/rannee-razvitie/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-doshkolnikov.html

ДЕТСТВО-ГИД

Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленников

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.

  • Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
  • — усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
    — развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
    — становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
    — развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
    — формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
    — формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
    — формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • — формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде.

Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.

Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

  1. Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
  2. — вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
    — умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
  3. — проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.
  4. Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.
  5. В рубрике «Социально-коммуникативное развитие» Вы найдёте более подробную информацию по этому направлению.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Источник: http://detstvogid.ru/fgos-do-sotsialno-kommunikativnoe-ra/.html

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе. — МБДОУ «ДСОВ № 15» г. Братск

Картотека игр по социально-коммуникативному развитию в средней группе.

Социально коммуникативное развитие детей средней группы: поиск единомышленников

  • « Назови себя»
  • Цель: Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.
  •  Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.
  • «Назови ласково».
  • Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
  •  Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.
  • «Волшебный стул».
  • Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
  •     Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.
  • «Волшебная палочка».
  • Цель: продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

  Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

  1. «Замри».
  2. Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.
  3.  Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.
  4.                                                          «Ручеёк»
  5. Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаещься.

   Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

«Волшебная палочка».

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.

  Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

  Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.

  •  Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко ?
  • «Кузовок».
  • Цель: продолжать закреплять вежливые слова.

 Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина.  Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

  1.                                            «Вот какая бабушка»
  2. Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.
  3.     Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.
  4.                                          «Чудесный мешочек»
  5. Цель: расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.
  6.   Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.
  7. «Добрые слова».
  8. Цель: развивать умение употреблять в речи добрые слова.

   Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся.  Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)

                                      «Коврик примирения».

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

      Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

                                     «Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

     Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

                                                «Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.

  Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его.   Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.

  • «Вот какой Дед Мороз»
  •  Цель: развивать уважение, закреплять ласковые слова.
  •  Ребенок рассказывает, какие подарки приносил дед Мороз , как  он его благодарил, как можно его ласково назвать.
  •                                                     «Без маски»
  • Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения.
  •  Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить.
  • Чего мне по- настоящему хочется, так это ………….
  • Особенно мне нравится, когда…………………………

Однажды меня очень напугало то, что ………………..

«День ночь»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

 После слов «День наступает- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает- все замирает», дети замирают в причудливых позах.

«Слушать за окном, за дверью»

Цель: развивать слуховое внимание.

 По заданию воспитателя все дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют что они услышали.

  1.                                             «Кто лучше похвалит»
  2. Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.
  3.   Воспитатель берет себе медведя ,а ребенку дает зайчика.
Читайте также:  Ребенку 5 недель: развитие крохи в первый месяц жизни

 И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

 Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

  •                                                  «Вот какой папа».
  • Цель: развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.
  •    Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.
  •                                               «Опиши друга».
  • Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.

 Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

  1.                                                     «Вот какая мама».
  2. Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.
  3.  Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.

«Что изменилось?».

Цель: внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

 Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) но не больше двух – трех изменений.

                                                  «Подарок на всех»

Цель: развивать чувство коллектива, умение дружить ,    делать правильный выбор сотрудничать со сверстниками.

 Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?».

  • «Почемучка».
  • Цель: развивать умение дружить, быть вежливым.
  •   Например, если девочку обидеть, она заплачет.

 Если вы нечаянно толкнули, то……………

  1. Вам подарили игрушку, то……………
  2. «Обыграй превращение»
  3. Цель: воспитывать доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

  Воспитатель по кругу передает предмет (мяч, кубик), называя их условными именами. Дети действуют с ними так, как если бы это были названные взрослым объекты Например, по кругу передают мячик. Ведущий называет его «Яблоко»- дети  «моют», «едят»,  «нюхают» и т.д.

                                                 «Ожившие игрушки».

Цель: формировать у детей культуру общения.

  Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.

«Съедобное – несъедобное»

Цель: развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность).

  Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.

  • «Волшебная палочка».
  • Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников, закрепить признаки весны.
  •   Дети передают палочку и называют признаки весны.
  •                                            «Давайте поздороваемся».
  • Цель: создавать в группе психологически непринужденную обстановку.

  Воспитатель и дети говорят о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой и придумать свой собственный способ приветствия.

                                              «Что может произойти?».

  1. Цель: развивать воображение, закреплять умение заканчивать предложение, умение слушать друг друга.
  2.  Что может произойти, если……….
  3. «Оживут все сказочные герои».
  4.  «Дождь будет идти, не переставая».

Источник: https://www.xn--15—8cdeo1c0awlkf.xn--p1ai/95-2011-02-01-05-56-21/gruppy-2016-2017/igry-doma-smeshariki/580-kartoteka-igr-po-sotsialno-kommunikativnomu-razvitiyu-v-srednej-gruppe

Конспект НОД по образовательной области «Социально — коммуникативное развитие» для детей средней группы «Путешествие в город Благодарочка»

  • МБДОУ «Детский сад №21»
  • Конспект НОД по образовательной области «Социально — коммуникативное развитие» для детей средней группы «Путешествие в город Благодарочка»
  • Воспитатель: Титова Елена Владимировна
  • Рязань, 2016г.
  • Цель: позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества.Задачи:Образовательные— познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения;- учить детей быть приветливыми, при общении в детском саду и дома, использовать в своей речи «вежливые слова»;- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи и познавательную активность;
  • Развивающие
  • Воспитательные
  • Интеграция с образовательными областями:

— развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым;- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей;- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях; — воспитывать культуру поведения;- воспитывать стремление совершать добрые дела.«Физическое развитие» — формирование физических качеств в процессе игровой деятельности, Формирование представлений о здоровье через игру.«Речевое развитие» — развитие общения детей друг с другом и взрослыми в процессе организации игровой, бытовой деятельности, досуговых мероприятий, использование художественных произведений для формирования представлений о себе, как существе социальном, о мире людей и партнерских взаимоотношениях, нормах поведения в обществе.«Познавательное развитие» — расширение представлений об окружающем социальном мире, правилах и нормах поведения в мире людей, формирование целостной картины мира.«Художественно-эстетическое развитие» — развивать умение отражать свои представления об окружающих людях и взаимоотношениях между людьми в продуктивной деятельности, использовать средства музыки для формирования общественного поведения ребенка.Оборудование: магнитофон, записи детских песен, воздушные шары по количеству детей, шляпка и фартук для воспитателя, тарелка с игрушечными хлебобулочными изделиями, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, мяч. Предварительная работа:Разучивание стихотворений, физкультминуток с детьми, подбор детских песенок и реквизита для НОД, повторение вежливых слов.

  1. Ход непосредственной образовательной деятельности
  2. Воспитатель:
  3. /Дети здороваются с воспитателем/.

Здравствуйте!Ты мне рад? А ты? А ты?Каждому скажу: «Привет!»Что услышу я в ответ?Воспитатель:Дети вы любите путешествовать?Тогда мы отправляемся в путь!

По дороге мы идем. Дети шагают,Путь далек, далек наш дом.Жаркий день, сядем в тень.Мы под дубом посидим. садятся,Мы под дубом полежим.Полежим, отдохнем. ложатся,Потом дальше пойдем.На лужайке поутру дети становятся в круг.Мы затеяли игру.Раз, два, три, четыре расходятся, бегают,Раздвигайте круг пошире.А теперь мы ручейки,Побежим вперегонки.Прямо к озеру спешим, становятся в кругСтанет озеро большим.Становитесь в круг опятьБудем в солнышко играть. Встают и идут дальше.Мы — веселые лучи.Мы резвы и горячи.

Воспитатель:За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой находится красивый город … Благодарочка.А вы когда-нибудь бывали в городе Благодарочка.?Где на Вежливом бульваре, вежливо благодарят?В нем живут воспитанные мальчишки и девчонки, которые знают много волшебных слов.Мы можем с вами попасть в этот город? Почему?

/Ответы детей/.

Воспитатель:Вот и проверим!Есть на свете особенные слова – их называют «вежливыми», а иногда «волшебными». Почему? Потому что они помогают людям, делают их жизнь добрее, светлее, человечней. Ведь недаром говориться: «Доброе слово слаще мягкого пирога». Вежливые слова, как ключики, открывают сердца людей. Попробуем вспомнить вежливые слова и рассказать друг другу, когда их нужно употреблять.

Игра «Кто больше знает!»

Воспитатель бросает по очереди мяч детям, а ребёнок называет волшебное слово, говорит, когда его нужно употреблять и бросает мяч воспитателю. 

/Дети читают заранее выученное стихотворение/.

Вежливые слова.Есть много слов прекрасных,Волшебных, добрых слов.Таких простых и ясных – Я их назвать готов.«До свиданья, до свиданья!» — Говорят при расставанье.«С добрым утром, «добрый день!» — Никогда сказать не лень.И «спасибо» говорить, За добро благодаритьНикогда я не забуду – Я не вежливым не буду.Если братик спать захочетЯ скажу: «Спокойной ночи!»Пожелаю сладких снов.Знаю много добрых слов!

Воспитатель:

Город, в котором мы с вами находимся, называется очень необычно – Благодарочка.Расскажите, когда мы говорим «спасибо».

Ответы детей.

Воспитатель:Да, во многих случаях. Например, если вам вручили подарок.Что вы скажите, принимая его?Конечно, «спасибо»! После завтрака, обеда и ужина вы, я уверена, не забудете сказать воспитательнице и няне в детском саду, маме и бабушке дома – «спасибо» или « благодарю».Представьте, вы спрашиваете у прохожего, как найти магазин, и человек вежливо объясняет вам. Конечно, вы, скажите ему «спасибо».Послушайте стихотворение. 

/Стихотворение читает ребёнок/.

Спасибо.Я «спасибо» говорю,Я за всё благодарю:За вкусные оладушки – Скажу «спасибо» бабушке,Дедушке — за сказку,Мамочке — за ласку,Папочке за доброту.Даже нашему котуЯ «спасибо» говорю,Я кота благодарюЗа то, что ловит мышек – Пронырливых воришек!

  • Воспитатель:
  • Воспитатель:

Дома в добром городе Благодарочка. сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей.Всех чудес в этом волшебном городе и не пересчитать!Есть Булочник, который выпекает прыг-скок-булочки и угощает ими гостей города. Они сами собой прыгают в рот!Воспитатель берёт тарелку с игрушечными хлебобулочными изделиями и «угощает» детей. Например, для Саши, что испек Булочник? (кекс, ватрушку, рогалики т. д.). В ответ дети благодарят воспитателя. (Спасибо, большое спасибо, благодарю).Дети, вы становитесь лучше, потому что без напоминания говорите вежливые слова!Сказочные жители Благодарочка любят разговаривать без слов, с помощью жестов, позы, мимики. Попробуем и мы? Я буду читать стихотворение, а вы будете вместе со мной показывать содержание стихотворения:

Все жители проснулись,Потянулись, улыбнулись.Побежали быстро в ванну,Зубы чистить неустанно.Причесались аккуратно,Приоделись все опрятно,Пуговицы застегнули,Уголки все отогнули.Стол накрыли не спеша,Съели кашу. Хороша!Промокнули рот салфеткой,Отмахнули муху веткой,Вымыли свою посуду,Чисто вытерли повсюду,А потом пошли гулять,

Чтоб скорее все узнавать.

Рисование (создание проблемной ситуации)Воспитатель:Жители города Благодарочка любят слушать музыку и рисовать. Садитесь за столы, возьмите волшебную бумагу, фломастеры и цветные карандаши.Изобразите свои эмоции, впечатления, полученные от путешествия по городу.

/Цветных карандашей заведомо меньше. Дети должны выйти из этой ситуации без помощи воспитателя (поделиться, сказать «спасибо» друг другу)/.

Читайте также:  Натуральные витамины для детей: как подобрать витаминную терапию ребенку

Воспитатель:В городе Благодарочка есть Продавщица волшебных воздушных шаров. Она для вас приготовила воздушные шары, но их необходимо купить. Купить шары можно за вежливое, волшебное слово. Подходите, покупайте шарики!(Воспитатель, заходит в игровую зону «магазин», надевает фартук и шляпку, перевоплощается в Продавщицу волшебных воздушных шаров).

  1. Дети «покупают» воздушные шары.
  2. Воспитатель:
  3. /Дети выполняют движения за воспитателем/.

Что ж, наше путешествие в город Благодарочка закончилось. Я думаю, вам здесь очень понравилось!А мы возвращаемся в детский садик. Встали. 

Приготовьте ваши ножки,Будем топать по дорожке.По дороге ДобраНе страшны жара, ветра.Мы пойдём по дорожке, Не устали наши ножки!Наши ножки побежали,Даже пятки засверкали.Как спортсмены мы шагаем,Ножки выше поднимаем!Вот и кочки на дорожке.Мы попрыгаем немножко.На носочках пойдёмИ все лужи обойдём.Топ, топ, топ, топ,

Топ, топ, топ, стоп!

Вот мы и в садике. Дети вы стали добрыми и воспитанными, я надеюсь, вы всегда будете говорить «спасибо», благодарить других людей. 

Рефлексия.

Воспитатель:Давайте мы с вами договоримся, что вы дома расскажите мамам и папам о путешествии в необычный, но нужный город Благодарочка.. Те, ребята, которые хотят поделиться впечатлениями о нашем занятии с родителями и друзьями пусть похлопают в ладоши.

А за что бы каждый из вас мог себя сейчас похвалить? /Ответы детей/.

Воспитатель:Встаньте в круг, улыбнёмся друг другу и станцуем польку-хоровод со старым и очень добрым жуком (дети танцуют, хлопают, притоптывают по кругу и на месте, водят хоровод под музыку польки их кинофильма «Золушка»):

  • Станьте, дети,Станьте в круг, Станьте в круг, Станьте в круг, Я твой другИ ты мой друг,Старый добрый друг.
  • Ля-ля-ля
  • Прощание.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/konspiekt-nod-po-obrazovatiel-noi-oblasti-sotsial.html

Социально – коммуникативное развитие, средняя группа. НОД «Путешествие по островам знаний»

  • Цели: Закрепление знаний по ФЭМП, развитию речи, окружающему миру, музыке и ПДД.
  • Программные задачи:
  • — Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих к месту принадлежности группы животных и птиц.

— Совершенствовать счетные навыки в пределах «5». Закреплять в сознании детей соотношение числа с цифрой символикой.

  1. — Конкретизировать и обогащать представления о различии между овощами и фруктами по (цвету, форме, вкусу).
  2. — Закреплять использование усвоенных понятий по материалу ПДД (дорожные знаки)
  3. — Совершенствовать знания о музыкальных инструментах, путем прослушивания их по звучанию.
  4. Материалы и оборудование:

Конверт с письмом, карта, детские рюкзаки, панамки, пять ключей разного цвета с нумерацией от 1 от 5. Компас, фонарь, лупа, вода в бутылке. воздушные шар (стулья и гелиевые шары). Музыкальное и мультимедийное сопровождение.

— Карточки с изображением животных и птиц и место их проживания.

— Макет дерева. Ёжик. Заготовки из цветного картона 2х цветов (желтые, красные).

— Корзины. Пластиковые овощи и фрукты.

  • — Музыкальные инструменты (барабан, дудочка, бубен, маракасы).
  • — Дорожные знаки из картона, разрезанные на 4 части.
  • Ход занятия

Воспитатель: — Ребята, у нас сегодня гости. Давайте мы с вами поздороваемся. (Дети здороваются с гостями).

— Помните ребята, что мы обещали вам отправиться в путешествие по островам знаний? (Дети отвечают). Сегодня очень хороший день для путешествия. И мы с вами полетим на воздушном шаре по этим островам.

Воспитатель: — Дети посмотрите, что за конверт у нас лежит? (открывает конверт, находит в нем карту, рассматриваем).

— Посмотрите, здесь еще что то есть (достает из конверта письмо, читает). Карта указывает, где находится клад. Но что бы добраться до клада, вам нужно отправиться в путешествие по этим островам.

На каждом из них вас ждут задания – испытания, они очень сложные, и справиться с ними могут только очень внимательные, сообразительные, ловкие, те кто умеет слушать и думать.

На каждом острове за выполненное задание-испытание вы сможете получить ключ-помощник, только тогда вы сможете отыскать клад.

Воспитатель: — Ребята давайте с вами вспомним, что необходимо тем, кто отправляется в путешествие? Что мы должны с вами положить в наши рюкзаки? (Дети перечисляют предметы лежащие на столе: компас, фонарь, лупу, бинокль, бутылку с водой).

Воспитатель:- А теперь ребята давайте с вами сядем в воздушный шар. (дети садятся на стулья). Но перед тем, как взлететь, давайте с вами вспомним, какие правила безопасности мы должны с вами соблюдать во время полета? (дети перечисляют правила безопасности).

— Дети теперь мы готовы к полету. Звучит музыка(дети имитируют полет на воздушном шаре).

Воспитатель: — И так ребята мы с вами прибыли на первый остров. (Обращается к карте).

Этот остров называется «Узнавай-ка»

— Ребята на этом острове, живут разные животные и птицы. Но ночью на острове был сильный ветер и все перепуталось. Давайте с вами поможем животным и птицам найти их дома.(дети собирают картинки-пазлы. Объясняют, кто где живет.)

— Молодцы, справились с заданием!

— Ребята смотрите! За верно выполненное задание, мы с вами получаем ключ. Какой он по счету и цвету? (первый, розовый).

Воспитатель: — Дети, смотрите от нашего острова идет какая-то тропинка. Давайте пойдем по ней, и посмотрим куда она нас приведет? (дети идут по тропинке).

— Ребята, мы с вами попали на следующий остров. Давайте посмотрим на карте, что это за остров. (обращается к карте).

Это остров называется «Посчитай-ка»

— Ребята. На этом острове живет Ёжик. И сегодня он в свою корзину собрал яблоки (желтые и красные), а сколько их он не знает. Давайте поможем ежику сосчитать сколько у него яблок? Сколько желтых? Сколько красных? На сколько желтых меньше? На сколько красных больше? Что нужно сделать, что бы их стало поровну? (дети выполняют задание, комментируя свои действия).

— Молодцы, справились с заданием!

— Ребята смотрите! За верно выполненное задание, мы с вами получаем ключ. Какой он по счету и цвету? (второй, синий).

Воспитатель: — Дети, смотрите от нашего острова идет тропинка. Давайте пойдем по ней, и посмотрим куда она нас приведет?

(Обращаются к карте)

— Ребята этот остров называется — «Музыкальный»

Дети на этом острове, постоянно слышны разные звуки. Давайте с вами внимательно послушаем, и определим звуки каких инструментов, мы слышим? (дети прослушивают звуки, определяя к каким музыкальным инструментам они относятся. Выбирают на столе предложенные музыкальные инструменты.

— Молодцы, справились с заданием!

— Ребята смотрите! За верно выполненное задание, мы с вами получаем ключ. Какой он по счету и цвету? (третий, зеленый).

Гимнастика для глаз

Воспитатель: — Ребята, мы с вами уже давно путешествуем, наши глазки устали. Давай с вами сделаем гимнастику для глаз! Замрите! Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа.

Поднимите, глазки вверх и посмотрите на облака. А теперь мы увидим чайку (поставьте пальцы перед собой). Она – то приближается, то удаляется от нас. Давайте посмотрим в свои бинокли и увидим тропинку к следующему острову.

(Дети выполняют действия за воспитателем).

Идут по тропинке. Попадают на следующий остров. (обращаются к карте).

Воспитатель: — Дети мы с вами попали на остров

«Плодово-ягодный»

— Ребята, на этом острове растут разные овощи и фрукты. На нашем столе лежат эти овощи и фрукты в вперемешку. Давайте мы с вами разложим овощи в одну корзину, а фрукты в другую. И расскажем, какого они цвета, формы и вкуса? И где мы их применяем? (Дети выполняют задание воспитателя. Комментируя свои действия).

— Молодцы, справились с заданием!

— Ребята смотрите! За верно выполненное задание, мы с вами получаем ключ. Какой он по счету и цвету? (четвертый, красный).

Воспитатель: — Дети у нас с вами остался последний остров. Давайте пойдем по тропинке, и посмотрим на каком острове мы с вами окажемся? (Обращаемся к карте).

— Ребята следующий остров «Безопасность»

— На этом острове живут мальчики и девочки, а правила дорожного движения не знают. Давайте им поможем ребятам? Расскажем им о правилах дорожного движения! А для этого нам необходимо собрать знаки дорожного движения по частям. У нас на столе лежат знаки разрезанные на четыре части. Вам нужно собрать каждый знак.

— Молодцы, справились с заданием!

— Ребята смотрите! За верно выполненное задание, мы с вами получаем ключ. Какой он по счету и цвету? (пятый, желтый).

Воспитатель: Вот мы и добрались до клада. Каким же ключом надо открыть? Задание: Чтобы сундук открылся, нужно разложить ключи в порядке убывания (от большого к маленькому).

Сундук открывается. Сначала вынимается письмо. Зачитываем: «Вы нашли самый драгоценный клад – это ваши знания.

Все, что вы сегодня выполняли в путешествии – это и есть клад! В сундуке шоколадные конфеты в золотистой обертке.

Воспитатель: — А теперь ребята нам пора возвращаться домой. Дети и воспитатели садятся на воздушный шар.

Скачать Социально – коммуникативное развитие, средняя группа. НОД «Путешествие по островам знаний».

  1. Авторы: Каланчина Екатерина Викторовна Воспитатель высшей квалификационной категории
  2. Толкачева Елена Сергеевна
  3. Месторасположение: г. Воронеж

Воспитатель Место работы: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №153»

Источник: https://portal2011.com/sotsialno-kommunikativnoe-razvitie-srednyaya-gruppa-nod-pu/

Ссылка на основную публикацию