Эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста: особенности поведения

Гончарова Н. Г. Эмоциональное развитие дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №4. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/99/3446/ (дата обращения: 31.10.2019).



К сожалению, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л. С. Выготский, АВ.

Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Об этом же писал Кэрролл Изард: «эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие.

Л. С.

Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства) связанном с воспитанием, направленным на интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направленности воспитания и обучения, «бесчувствованию» способствует технология жизни, в которой участвует ребенок. В средствах массовой информации часто демонстрируются, сцены насилия. Дети стали замыкаться, меньше читать художественные произведения и общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы детей, очень актуальна и важна. Ведь ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать помощь другим, не будет проявлять враждебность и агрессивность в будущем.

Яркую оценку эмпатии (способности эмоционально отзываться на переживания другого), дал известный педагог В. А. Сухомлинский: «глухой к другим — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков…»

В психолого-педагогической литературе отмечено, что эмоции и чувства не существуют вне познания и деятельности человека, а напротив, они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание. Таким образом, на основании сказанного отметим, что эмоции и чувства сопровождают все виды деятельности и поведение человека.

Дошкольное детство является первоначальным для развития личности ребенка. В процессе развития изменяется эмоциональная сфера ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Ребенок сознает и контролирует свои эмоции.

Дети предпочитают общество сверстников, так как оно, отличается яркой эмоциональной насыщенностью. Повышенная эмоциональность и раскованность дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми.

«В среднем, в общении сверстников наблюдается в 9–10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослыми». Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются.

Но несмотря на все это, в дошкольном возрасте чувства все еще господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Дошкольник еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравиться или огорчает его.

По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становиться богаче, разнообразнее.

От страха и радости он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств — принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и так далее.

С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Он учиться управлять своими чувствами, выражать их в культурной форме, и сознательно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях, воздействовать на них.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:

  1. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника — появление способности управлять чувствами, то есть произвольность эмоционального поведения.
  2. Другое направление в развитии чувств, связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, формируют высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляются сострадание, сочувствие, забота о близких, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости.
  3. Развитию эмоций и чувств, способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками.

Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.

Главная задача педагога — обеспечить эмоциональное благополучие детей в группе. Это значит, что для каждого ребенка нужно обеспечить здоровый психологический микроклимат. Важно расположить ребенка к себе и детям, тогда у него появиться чувство уверенности. А это способствует нормальному развитию личности ребенка.

  • Поэтому, работу мы построили следующим образом:
  • ‒ выбрали приоритетные направления;
  • ‒ определили темы занятий;
  • ‒ сделали подборку игр.
  • И далее проводили работу по блокам:
  1. «Я — человек!»
  2. «Свои эмоции»
  3. «Социальные навыки»

Главная задача первого блока «Я — человек!» — помочь ребенку осознать характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек уникален и неповторим.

И не важно, что возможности ребенка ограничены, важно постоянно поддерживать каждого малыша в разных ситуациях — как успеха, так и неудачи. И помочь ему, поверить в свои силы.

Дать ему уверенность, что завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.

В старшем возрасте использую такие приемы: беседы, рассматривание ситуаций из личного опыта, показ кукольных спектаклей, дидактические игры из серии «Свет мой, зеркальце, скажи!», «Я и мое тело» «Кто я?». Закончить серию этих занятий можно созданием альбома под названием «Эта книжка про меня!». Здесь ребенок в рисунках, аппликации, фотографиях изображает все, что узнал о себе.

Вся проведенная работа помогает развивать у ребенка уверенность в себе, которая в старшем возрасте перерастает в самооценку, и очень важно, чтобы она была положительной.

Основная задача второго блока — научить детей осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей, так как это важнейший фактор в формировании отношений с людьми.

Дети старшего возраста узнают эмоции на графических изображениях, сравнивают противоположные эмоции, анализируют их причины. Проводя работу по второму блоку, можно уделить внимание художественной литературе, так как она вводит ребенка в особый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Блок «Социальные навыки» очень важен. Главная задача этого раздела — помочь ребенку освоить правила, нормы поведения в обществе. Ведь иначе как обеспечить дошкольнику комфортное существование в среде сверстников, как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте.

Темы этого блока предполагают обучить детей анализу причин межличностных конфликтов и умению их регулировать. Работу можно провести по следующим темам: «Друзья», «Как и почему возникают конфликты?», «Совместное дело», «Добрые слова и дела», «Дразнить, обижать» и другие. Можно создать проблемные ситуации, этого можно достичь с помощью тренинга по карточкам «Экспресс — помощь».

Методика Г. Б. Степановой, Е. Г. Юдиной характеризует развитие социальной сферы при взаимодействии с взрослыми, сверстниками, а также усвоение норм и требований (индивидуальный профиль социального развития).

Заполняя такой профиль, можно получить четкую картину продвижения ребенка в сфере социального развития, помогает увидеть пробелы, а работе, построить коррекционную работу.

Социальное развитие ребенка является основой нравственного воспитания, воспитания гражданской позиции, формирования чувства патриотизма через любовь к своей семье, городу, Родине.

Рассмотренная тема очень значима и актуальна. Закончить ее хочется словами В. С.

Мухиной: «Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности» А это главное, так как эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Каждый педагог должен знать, что от его педагогического мастерства зависит разностороннее, полноценное развитие ребенка, а это значит наше будущее!

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, чувство, эмоция, старший возраст, взрослый, чувство уверенности, эмоциональная сфера ребенка, нормальное развитие личности ребенка, социальное развитие, дошкольник.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога.

Мы выделили основные средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка дошкольника

В старшем дошкольном возрасте, социальное и эмоциональное развитие ребенка больше, нежели ранее зависит от посторонних людей, от этого опыта, которого он приобретает вне семьи.

Даже в самой крайней и запущенной форме застенчивость и неуверенность пройдет, если для их преодоления приложить труд души. В. Леви. Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни…

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста.

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро.

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест…

Важность проблемы социальноэмоционального развития дошкольников очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.

старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера детей, изобразительная деятельность, эмоция, ребенок, развитие, программа, ведущий способ развития, проективный рисуночный Тест, подготовительный этап.

ребенок, отрицательная эмоция, старший дошкольный возраст, эмоциональная сфера, эмоциональное благополучие, эмоциональная сфера детей, дошкольный возраст, рисуночный тест… Средства и методы развития эмоциональной сферы ребенка.

Эмоции человека. Развитие чувства ответственности у студентов в процессе обучения.

Исследование эмоционально-аффективной сферы личности… состояние обусловлено деятельностью физиологических процессов организма.

Источник: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3446/

Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста

Одним из важнейших периодов в эмоциональном развитии индивида является старший дошкольный возраст. «Этот возраст ? яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека.

Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья.

Дошкольное детство — время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка» [36, c. 37].

Дети старшего дошкольного возраста проявляют познавательную и интеллектуальную активность в общении со сверстниками и взрослыми.

Читайте также:  Развитие ребенка на 10 месяце жизни: как общаться с малышом в этом возрасте

Данный период жизни ребенка называют возрастом «Почемучки», поскольку именно этот возраст характеризуется высоким уровенем познавательной активности, что, в свою очередь, является предпосылкой для дальнейшего успешного интеллектуального развития и формирования жизненно необходимых черт характера.

Заинтересованное отношние воспитателя к детским увлечениям и проблемам, поддержка познавательной акивности ребенка — все это является основой для формирования у детей положительных переживаний (радости, удовлетворения, самоуважения, дружелюбия и уважения к сверстникам и взрослым и др.).

Дети данного возраста отличаются также импульсивной эмоциональностью, могут ярко и непосредственно выражать свои чувства. Однако, когда есть «нехватка общения детей со взрослыми, то это приводит к таким проявлениям как замкнутость, упрямство, скрытность и непослушание» [20, c. 27].

Старшие дошкольники вполне способны освоить правила культуры поведения и общения, поскольку для них становятся понятны мотивы выполнения основных правил. Поддержка взрослыми положительных действий и поступков способствует развитию в ребенке самостоятельности.

Специалисты по психологии — ученые и практики Л.С. Выготский, А.И. Липкина, Р.С. Буре, Л.Ф. Островская, С.Л.

 Рубинштейн считают: важно предоставлять возможность детям принимать решение самостоятельно, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу, пробуждать в них чувства гордости и радости за самостоятельно выполненную работу, предоставлять возможность видеть рост достижений детей.

«Задача взрослых — развивать внимание и память детей, формировать у них элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми» [49, c. 58] — считают Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн.

Общение детей осуществляется по нескольким направлениям. Г.А. Урунтаева и В.А. Аверин выделяют следующие типы общения:

деловое общение; познавательное общение; личностное общение.

В деловое общение ребенок вступает, когда хочет научиться чему-либо у взрослых.

В процессе взаимодействия со взрослыми у ребенка развиваются коммуникативные качества, он приобретает опыт общения в коллективе, что помогает включаться ему в коллективное планирование, коллективную игру, решать общие задачи и др.

В следующий вид общения ребенок вступает для удовлетворения своих познавательных потребностей, такое общение развивает познавательные интересы и активность детей. В личностное общение со взрослым ребенок вступает для того чтобы обсудить с ним связанные с различными поступками и поведением людей проблемы.

Ребенок делится с взрослым своими впечатлениями, чувствами, высказывает просьбы, пожелания на будущее. В процессе личностного общения происходит социальное взросление ребенка, складываются социально — ценностные ориентации, а также развивается готовность к получению новой социальной роли будущего школьника.

Ребенок в общении со взрослыми активно приобретает опыт предшествующих поколений, усваивает нормы общества, наиболее плодотворно это происходит в процессе игр и творческой деятельности (рисование, музыкальные занятия, ритмика, тематические праздники и др.). Это способствует формированию ряда важнейших качеств детской личности еще в дошкольном возрасте. Для всестороннего развития дошкольника очень важно также физическое, умственное и эстетическое воспитание ребенка в комплексе.

Физическое воспитание является одним из основных методов воспитания в дошкольном образовании. Оно способствует поддержанию хорошего настроения ребенка, заряжает его энергией, благоприятно влияет на физическое и психическое состояние.

Именно в дошкольные годы закладываются основы крепкого здоровья и хорошей физической подготовки человека. Гигиена также играет немаловажную роль в развитии ребенка, ведь от гигиенических условий зависит физическое здоровье ребенка.

Необходимо отметить также, что у детей старшего дошкольного возраста активно формируется скелет и развивается как крупная, так и мелкая мускулатура. Последнее изменение важно для развития мозга ребенка, для совершенствования его нервной деятельности и проявляется в том, что ребенок все более легко, четко и уверенно управляет своими движениями.

Важнейшим результатом в развитии детей старшего дошкольного возраста является овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление, наряду с крупной и мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Это является прежде всего результатом обучения детей выполнению различных мелких движений, в том числе в рисовании, штриховке, плетении, вышивании, сгибании бумаги, вырезывании, работе с пластилином и др.

К началу школьного возраста скелет ребенка крепнет, поэтому ребенок может выполнять самые разные движения, в которых проявляется гибкость, упругость, сила, точность, цепкость.

Тело ребенка становится значительно устойчивее; и этому способствует усиленный рост ног. В итоге, центр тяжести у ребенка этого возраста располагается ниже, чем у младших дошкольников.

Ноги и руки приобретают силу, становятся более выносливыми, подвижными, ловкими.

Отмечая необходимость физического воспитания детей, многие педагоги-практики говорят о недостатках дошкольного воспитания, в том числе отмечают малоподвижность детей.

«Если они много занимаются сидя, мало двигаются и недостаточно бывают на свежем воздухе, то это плохо сказывается не только на их физическом, но и духовном развитии, снижается тонус их нервной системы, угнетается психическая активность» [46, c. 48].

Как правило, эмоциональный тонус и настроение снижены у детей, которые подвержены быстрой усталости и ослаблены физически. Такая физическая «слабость» негативно влияет на умственную работоспособность детей. То же касается и детей неловких, не умеющих активно, вместе со сверстниками участвовать в подвижных играх и выполнять физические упражнения.

Одной из главных задач воспитателя является преодоление такого рода недоразвитости, так как понимание ребенком того, что он не может быть таким как все, может провести к появлению отрицательных эмоций, что, в свою очередь, будет затормаживать формирование многих физических умений и навыков.

Умственное воспитание обеспечивает усвоение знаний об окружающей среде, способствует формированию интеллектуальных умений и развитию познавательных способностей дошкольника. Восприятие ребенка становится осмысленным уже с первых дней жизни. С восприятия и ощущения начинается познание окружающей действительности.

Для полноценного умственного развития ребенка важным является формирование с раннего возраста, прежде всего, его сенсорных способностей, с малых лет ребенок воспринимает и усваивает информацию об окружающем мире, обобщая ее с помощью слова.

Для полноценного развития детской личности очень важно связать между собой умственное и физическое воспитание, а также умственное с нравственным и нравственное с эстетическим.

Умственное воспитание детей старшего дошкольного возраста тесно связано с подготовкой к школьному обучению. Существует ряд факторов, от которых зависит результативность такого рода подготовки.

Важнейшим является фактор эмоционально положительного отношения ребенка к преподавателю, к предложенному зданию; важны также чувства, которые возникают у ребенка в процессе занятий, в том числе переживания успеха или неудачи, а также ряд других причин, которые могут оказать влияние на эффективность обучения и на уровень интеллектуального развития ребенка. Ученые отмечают, что эмоции и чувства могут благотворно или же отрицательно воздействовать на умственную активность и развитие способностей детей. Перед педагогом дошкольного учреждения стоит задача эмоционального развития детей, с тем чтобы эмоциональная развитость детей способствовала их умственному развитию.

По мнению В.В. Зеньковского, ребенок в дошкольном возрасте может искренне и естественно выражать свои эмоции, а в школьном возрасте эмоциональная сфера ребенка по мере взросления понемногу исчезает.

Вследствие этого, одна и главных педагогических задач — развитие чувств ребенка с раннего возраста, с тем, чтобы «не упустить» наиболее благоприятный период для эмоционального развития ребенка, несмотря на сложность разработки эффективных методов воспитания чувств.

В настоящее время средствами эмоционального развития детей являются: развивающая среда, игра, музыка, детское художественное творчество и художественная литература.

«Развивающаяся среда — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика.

Основными элементами предметной развивающейся среды являются архитектурно — ландшафтные и природные объекты, художественные студии, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и компьютерные средства воспитания и обучения» [41, c. 80]. От уровня развития, от возраста ребенка и ряда других причин зависит, как будет оснащен воспитательно-образовательный процесс. Каждый компонент развивающейся среды должен соответствовать главным положениям эргономики развития детской деятельности. Также развивающая среда должна быть удобна и безопасна, то есть она должна отвечать принципу функционального комфорта. Еще одним немаловажным требованием является соотносимость составных элементов среды с макро — и микропространством деятельности детей.

Е. Коротаева понимала развивающуюся среду как средство эмоционального развития дошкольника. Среду эмоционального развития в дошкольном образовательном учреждении можно определить, как специально созданное пространство для психологического благополучия ребенка и его безопасности, оснащенное специальным оборудованием для занятий.

Е. Коротаева выделила компоненты, которые влияют на благоприятное эмоциональное состояние «детсадовской группы». К ним относятся:

  • · эмоционально — стабилизирующий компонент (организация и поддержание режима дня для улучшения эмоционального самочувствия детей);
  • · эмоционально — настраивающий компонент (комфортное помещение, с правильным цветовым решением и эстетическим оформлением);
  • · эмоционально — активизирующий компонент (обеспечение активации эмоциональных переживаний ребенка в форме игры);
  • · эмоционально — поддерживающий компонент (формирование эмоциональной атмосферы в группе);
  • · эмоционально — тренирующий компонент (проведение психогимнастики с детьми);

Методика психогимнастики была разработана в 1979 г. Г. Юновой в ЧССР.

«Психогимнастика — это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр), направленных на развитие и корреляцию различных сторон психики ребенка (как познавательной, так и эмоционально — личностной сферы)» [56, c. 57].

Ее целью является развитие коммуникативных навыков, снятие психического напряжения. Одной из особенностей психогимнастики является тесное взаимодействие детей со сверстниками.

Она помогает детям лучше понимать друг друга, открыто выражать свои чувства и эмоции, способствует развитию эмоционального здоровья детей. Психогимнастика вырабатывает такие положительные черты характера, как доброта, уверенность в себе, смелость, отзывчивость и др., искореняются отрицательные черты (неуверенность в себе, боязнь и др.).

Еще одним эффективным средством эмоционального развития детей дошкольного возраста является музыка. Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Л.С.

 Выготский — ученые в области музыкознания, психологии и педагогики доказали взаимосвязь между музыкальными занятиями и формированием личностных качеств (эмоциональная отзывчивость, творческое мышление, воля, креативные способности, художественные потребности, интерес к творчеству и удовлетворение в нем и др.). В публикациях Д.Б.

 Кабалевского неоднократно подчеркивалась мысль о том, что всех детей, независимо от наличия музыкальных способностей, необходимо приобщать к миру музыки, с тем, чтобы включить всех детей в систему эстетического воспитания, сформировать устойчивый интерес к прекрасному.

В дошкольной педагогике важное место уделяется художественному творчеству, оно также как и музыка является эффективным средством воспитания детей дошкольного возраста, воздействуя как на эстетическое, так и на умственное развитие ребенка.

Читайте также:  Витамины для зубов детям: как избежать походов к детскому стоматологу

Если для взрослой части общества «художественное творчество — это вид деятельности, результатом которой является создание произведения искусства» [37, c. 129], то в детском возрасте художественное творчество является в большой мере одним из методов эстетического воспитания.

Художественное творчество эффективно развивает эмоциональный мир детей.

Игра — это основное занятие детей дошкольного возраста. В играх у детей появляется возможность исполнить любую социальную роль, скопировать трудовую деятельность взрослых.

«Игра — вид непродуктивной деятельности с действиями, ограниченными правилами, которые направлены на создание, развитие и поддержание процесса в заданных границах» [22, c. 35]. В дошкольном образовательном учреждении особое место уделяется терапевтическим и развивающимся играм.

В играх дети выражают свои разнообразные эмоции: изумление, восхищение, счастье, волнение и др. Л.М Божович, А.В. Запорожец, Я.З.

 Неверович считают: «Основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, а в процессе игры происходят глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в их жизненном опыте» [10, c. 76].

Важное значение для развития ребенка имеет также художественная литература, влияющая на эмоциональное развитие ребенка, как самостоятельный вид человеческого творчества, так и во взаимосвязи с различными видами искусства, в том числе с музыкой, живописью, театром, танцем.

Литературные произведения часто являются драматургической основой детских сюжетных игр, дети и сами нередко становятся авторами стихов и рассказов, они с раннего возраста принимают участие в различных видах художественной деятельности: поют, танцуют, рисуют, играют.

Участие детей в художественной деятельности развивает их эмоциональную сферу и включает в процесс подготовки к новому статусу школьника, к важному периоду младшего школьного возраста.

Итак, проведенное исследование позволяет выделить следующие основные психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста:

дети отличаются импульсивной эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают чувства; в процессе игр и другой деятельности дети проявляют разнообразные эмоции, которые плодотворно или отрицательно влияют на умственную активность и развитие их способностей; проявляют познавательную активность и стремятся к самостоятельности в выборе решений; способны активно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, включаться в коллективное планирование, коллективную игру, решать общие задачи; способны понять и освоить правила культуры поведения и общения; в работе с аппликациями и пластилином, с ножницами и бумагой, в процессе рисования способны осваивать «технику» мелких движений, что важно для развития мозга ребенка, для совершенствования его нервной деятельности; активно приобретают опыт старших поколений, что наиболее результативно осуществляется в процессе ролевых игр и творческой деятельности (рисование, музыкальные занятия, ритмика, тематические праздники и др.), а также в процессе личностного общения со взрослыми, благодаря чему развивается готовность к новой социальной роли будущего школьника.

эмоциональный педагогический дошкольный ритмика

Источник: https://studwood.ru/1290190/pedagogika/psihologicheskie_osobennosti_razvitiya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta

Общая характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольника

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Если говорить КРАТКО и ПОНЯТНО, то главное заключается в том, что научить ребёнка управлять эмоциями, переключать внимание, развивать волевые усилия в том числе силу воли, то есть учиться делать «правильно» «ЧЕРЕЗ НЕХОЧУ» и, как следствие — развитие самодисциплины, подготовка в обучению в коллективе (в школе) .

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника — вещь непростая и требует от родителей и педагогов много внимания, терпения, любви к ребёнку и понимания его возможностей и потребностей. Большую помощь в этом могут оказать специальные развивающие игры.

  • Любая развивающая игра (по возрасту) позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
  • Эмоциональное развитие дошкольника характеризуется следующим:
  • • эмоции проходят путь прогрессивного развития;
  • • деятельность – основа эмоционального развития;
  • • эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности;
  • • онтогенез эмоций неразрывно связан с общим ходом психического развития;
  • • на развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно-потребностная сфера, самосознание).
  • Содержание эмоционального развития и его возрастную динамику определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза.

На протяжении дошкольного возраста происходит изменение содержания эмоций, трансформация эмоциональных переживаний, появляются новые эмоции и чувства, что связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка.

Под влиянием различных продуктивных видов деятельности, ознакомления с окружающей природой и музыкой развиваются эстетические эмоции, как способность воспринимать, чувствовать и переживать прекрасное в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Под влиянием занятий и дидактических игр развиваются интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих мнениях и действиях, радость от правильного решения задачи, которые способствуют совершенствованию познавательной деятельности дошкольника, ее способов и приемов.

В результате выполнения нравственных требований развиваются нравственные эмоции, играющие большую роль в личностном развитии ребенка и формировании его активной позиции в качестве субъекта деятельности.

18.Особенности эмоций, чувств и их проявление в период дошкольного детства.

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.( А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность.)

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д.

Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника.

Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром.

Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга . Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

  1. Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий .
  2. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.
  3. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:
  4. — освоение социальных форм выражения эмоций; — формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
  5. — благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
  6. — эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
  7. Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику

19.Волевые процессы ребенка в дошкольном возрасте. Особенности формирования и развития воли.

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца. Он тянется к заинтересованной его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне.

В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в раннем детстве (около двух лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью взрослого.

У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих.

В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом — их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы.

Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А. Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. В результате отдельные действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл.

Примерно с трех лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт.

После трех лет интенсивно формируется произвольность в сфере движений. У дошкольника впервые овладение движениями становится целью деятельности. Постепенно они превращаются в управляемые, подконтрольные ребенку на основе сенсомоторного образа.

В три — четыре года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. Мотивы поощрения и взыскания наиболее действенны. Нравственные мотивы либо отсутствуют, либо незначительно влияют на исход борьбы мотивов.

Развитие произвольности связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения. В четыре года ребенок выделяет объект деятельности и цель его преобразования. В четыре — пять лет нравственные мотивы свойственны значительной части детей. Управление своим поведением осуществляется под контролем зрения.

В пять — шесть лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. К пяти годам понимают взаимообусловленность разных компонентов деятельности.

К шести годам опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным. О сформированности произвольных действий можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка.

К шести — семи годам ребенок начинает более адекватно относиться к своим достижениям и видеть успехи других детей.

В шесть — семь лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия.

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь. К шести — семи годам

У детей четырех — семи лет наблюдается настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию, что обусловлено потребностью осознать свою личную значимость, ценность, уникальность. И чем старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей.

Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются (в возрасте четырех — семи лет) в соревновательности, соперничестве. Дошкольники хотят быть лучше, чем другие дети, всегда добиваться хороших результатов в деятельности.

Читайте также:  Как научить ребенка говорить в 2 года: рекомендации родителям

В пять — семь лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

Старшие дошкольники стремятся поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками и выполнять общую деятельность. Часто ребенок отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.

Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.

В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. Ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.



Источник: https://infopedia.su/5×2707.html

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

     В 3-4 г в эмоциональном плане 
сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.

На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны.

Тем не менее эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. 

     В  4 – 5 л у детей зависимость 
внимания от эмоциональной насыщенности и интереса к ним сохраняется. Но развивается устойчивость и возможность произвольного переключения. Уменьшается чувствительность к физическому дискомфорту.  [19,28]

     В 5 – 6 л старший дошкольник 
способен различать весь спектр 
человеческих эмоций, у него появляются 
устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

    К интеллектуальным чувствам можно отнести:
  • любопытство;
  • любознательность;
  • чувство юмора;
  • удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

  • чувство прекрасного;
  • чувство героического.

К моральным 
чувствам можно отнести:

  • чувство гордости;
  • чувство стыда;
  • чувство дружбы.

  На 
фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.  [19,28]

  В 6 – 7 л у ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.

  При организации совместных игр использует договор, умеет учитывать интересы других, в некоторой степени сдерживать свои эмоциональные порывы. [19,30]

     Таким образом, К. Изард, Ю. 
А. Макаренко и другие психологи 
выявили, что в онтогенезе 
развитие базалъных эмоций, а также знаний о них формируется с опережением по сравнению с вторичными эмоциями.

Даже дети двух-трех лет не только понимают состояние страха и радости, но могут произвольно воспроизводить их на лице. [7,392]

     В процессе онтогенеза развивается способность использования эмоциональной экспрессии в качестве средства общения обнаружили увеличение с возрастом контроля выражения отрицательных эмоций и неизменность его в отношении положительных эмоций.

     С другой стороны, с возрастом 
улучшается распознавание эмоций по выражению лица.
Это показали венгерские ученые Ф. Ленард и Э. Форраи-Банлаки, изучавшие это умение у учащихся 7-17 лет. [7,392]

     С возрастом происходит расширение и усложнение знаний об эмоциях.
Увеличивается количество понятий, в которых осмысливаются эмоции (расширяется «словарь эмоций»), что происходит за счет дифференциации первоначальных обобщенных понятий «приятное-неприятное». Границы эмоциональных понятий становятся более четкими. [7,399]

  •      Таким образом, можно выделить 
    основные направления в развитии 
    эмоциональной сферы дошкольника:
  • – усложняется 
    содержание эмоциональной сферы, импрессивная сторона эмоций и чувств;
  • – формируется 
    общий эмоциональный фон психической 
    жизни ребенка.
  • – становится иной экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка -дошкольника. 
          
      
    1. Особенности эмоций у детей  дошкольного возраста

       Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее.

Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его.

В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.

      С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Пятилетний ребенок 
в отличие от двухлетнего уже может не показывать страх или слезы.

Он уже способен не только в значительной степени управлять выражением своих чувств, облекать их в общепринятую форму, но и осознанно пользоваться ими, информируя о своих переживаниях окружающих, воздействуя на них.

      Но 
дошкольники все еще остаются непосредственными и импульсивными. Эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в 
позе, жесте, во всем поведении.

      Для практического психолога поведение 
ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
[6,32]

      Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников так как 
никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. 
     При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.

 

     Исследования психологов показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (95% опрошенных детей 5–7 лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти. [9,89]

       
Дети прежде всего обращают 
внимание на выражение лица, не 
придавая значения пантомимике 
(позе, жестам). Таким образом, даже 
старшие дошкольники имеют недостаточные 
представления об эмоциональных, 
внутренних состояниях человека 
и их проявлениях. 

 Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с четырехлетнего возраста (в средней группе или в младшей группе после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребенка этого возраста понятием «настроение». И конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют. [9,1]

     Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно.

Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста.

Назовем основные направления психического развития в дошкольном детстве. [18,87]

     Во-первых, формируются основы личности. Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать.

Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Ребенок научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение.

Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

     Во-вторых, расширяется сфера деятельности ребенка. От общения только с матерью он переходит к общению со сверстниками и взрослыми. Малыш начинает играть, рисовать, конструировать, выполнять трудовые поручения.

Одновременно он осваивает цели и мотивы этих видов деятельности, у него формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие и др.).

     В-третьих, в этот период детства 
интенсивно идет познавательное развитие. Ребенок овладевает родным языком. Он научается не только понимать речь, но осваивает фонетику и грамматику родного языка. Совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Развиваются виды и свойства внимания, памяти, воображения.

Происходит становление наглядных форм мышления и мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. Речь превращается в орудие, средство мыслительной деятельности. Формируется произвольность психических процессов,   т.е. умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение.

[8,2]

     В эмоциях и чувствах отражается 
непосредственное переживание человеком 
жизненного смысла предметов 
и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека.[8,88]

     Для маленького ребенка характерно 
находиться в «плену эмоций», 
потому что он не может управлять 
ими. Его чувства быстро возникают 
и так же быстро исчезают.

Главное 
направление развития эмоциональной 
сферы у дошкольника — это появление способности управлять чувствами, т.е. произвольность поведения.

Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

     Другое направление в развитии чувств связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, приобретают большую глубину, формируются высшие чувства — моральные, эстетические, познавательные.

Так у дошкольника появляется сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу.

Более понятными для детей оказываются базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), а не их оттенки. Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение со взрослыми и сверстниками.  [8,89]

      Таким образом, подводя итог вышесказанного можно сделать вывод о том, что пят — семь лет — это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения.

Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется, его чувства опережают разум.

Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни — это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.   

      Выводы 
к главе 1
 

     На основании проделанной работы 
можно сделать следующие выводы:

     Эмоциональное развитие дошкольника 
является одним из существенных 
условий, обеспечивающих эффективность процесса обучения и воспитания, его различных сторон.

Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения.

Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

     Таким образом, одна из ценностей 
дошкольного возраста — повышенная 
эмоциональность ребенка, его 
эмоции.

    Необходимо использовать специально организуемые разные виды детской деятельности.

Создание в этой деятельности условий для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), а также включение ребенка в разнообразные жизненные ситуации, значимые и неподдельные для него, в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка, — все это может обеспечить существенный воспитательный эффект, развить нравственные побуждения ребенка.        Важнейшим результатом такой целенаправленной, определенным образом организованной деятельности является улучшение эмоционального климата в отношениях детей с взрослыми, со сверстниками, а также обогащение, расширение и коррекция (в случаях необходимости) эмоционального опыта дошкольника.

Источник: http://freepapers.ru/18/osobennosti-jemocionalnogo-razvitiya-detej-doshkolnogo/12564.120226.list3.html

Ссылка на основную публикацию