Оценка физического развития ребенка: методы наблюдения за показателями

  • Оценка физического развития проводится старшей медсестрой в присутствии воспитателей группы по общепринятым методикам. Важно не только собрать антропометрические данные, но и провести их анализ: определить гармоничность (зрелость морфофункциональных возможностей организма в определенный период его развития и соответствие требованиям окружающей среды /12/) физического развития по росто-весовому показателю (высчитывается по справочным таблицам и индексам), а также установить отклонения в физическом развитии, к которым относится:
  • — завышенная масса тела или ее дефицит,
  • — низкий рост,
  • — заниженный показатель окружности груди,
  • — низкое общее физическое развитие.
  • Особое внимание при оценке физического развития следует обратить внимание на осанку и стопу ребенка, поскольку нарушение в этой сфере являются в настоящее время наиболее частыми. /2/

Методы оценки физического развития

Оценка физического развития может проводится с помощью методов: антропометрических стандартов и индексов.

Оценка физического развития детей по антропометрическим стандартам.

Антропометрические стандарты — это средние величины признаков физического развития, полученные путем статической обработки большого количества измерений однородного по составу (по полу, возрасту и т. д.) контингента людей.

Оценка по стандартам производится путем сравнения оцениваемого показателя со средней арифметической величиной его по таблицам в той группе, к которой принадлежит исследуемый. /6/

К каждой ростовой группе относятся две строчки: одна обозначена латинской буквой М, что означает «медиа», т. е. средняя арифметическая для каждого показателя, другая строчка — греческой буквой (сигма), означающей среднее квадратичное отклонение, которое характеризует величину колебаний изучаемого признака. Чем меньше сигма, тем однороднее исследуемая группа.

Физическое развитие принято считать средним (типичным) если его показатели совпадают со средней арифметической или отличаются от нее на величину ± 1,0 . при результатах оценки физического развития от М ± 1 до М ± 2 физическое развитие соответственно выше или ниже среднего; от М ± 2 до М ±3 — высокое или низкое (в зависимости от знака + или -). /6/

Для оценки уровня физического развития результаты обследования сопоставляются с данными представленными в Приложении Б. /14/

Если рост отстает от должного на 20% необходима консультация эндокринолога т. к. у них возможна общая задержка физического развития.

Превышение массы тела на 10% свыше должного называется ожирением и требует коррекции. Дети с дефицитом массы тела подлежат наблюдению педиатром. /7/

Оценка физического развития по индексам.

Индексы физического развития — это показатели соотношения отдельных антропометрических признаков, выраженных в математических формулах.

В связи с простотой определение и достаточной наглядностью метод индексов использовался раньше очень широко. Однако, пользоваться только этими индексами при оценке физического развития нельзя.

Некоторые из них могут быть полезными в настоящее время, для ориентировочной оценки отдельных показателей физического развития. /6/

  1. О пропорциональности развития тела можно судить с помощью определения антропометрических коэффициентов (индексов):
  2. — по индексу Эрисмана рассчитывается пропорциональность развития грудной клетки;
  3. — по индексу Пинье определяется пропорциональность длинны, массы тела и окружности грудной клетки. Чем меньше показатель индекса Пинье, тем крепче телосложение; /7/
  4. — индекс тучности определяет соотношение массы и длины тела;
  5. — индекс мышечного развития определяет пропорциональность соотношение массы и длины тела;
  6. — для возможности сравнения силы с учета веса определяется относительная величина силы кисти;
  7. В дальнейшем производится расчет массо- ростовых индексов:

Для оценки уровня физического развития результаты обследования сопоставляют с данными представленными в Приложении В. /14/

Источник: https://studbooks.net/1783777/pedagogika/otsenka_fizicheskogo_razvitiya_detey_doshkolnogo_vozrasta

Методы оценки физического состояния ребенка (антропометрическое обследование детей)

Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и зависит от множества факторов: наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, соблюдения режима и т.д.

Для оценки физического развития детей используют следующие показатели:

1. соматометрические — длина тела (рост), масса тела, окружность грудной клетки и др.;

2. соматоскопические — состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития;

3. физиометрические — жизненная емкость легких, мышечная сила, частота пульса, величина артериального давления и др.;

4. состояние здоровья.

  • Методика антропометрических измерений
  • Антропометрия — совокупность методов и приемов оценки морфологиче­ских особенностей человеческого тела; проведение точных измерений на жи­вых людях с использованием четко установленных анатомических точек, стандартных методических приемов и инструментария.
  • Главным требованием при проведении антропометрических исследова­ний является их строгая унификация.

Только единообразие приемов измерений и использование точного из­мерительного инструментария могут обеспечить достоверность и сопостави­мость полученных результатов. Исследования должны проводиться на обна­женном ребенке в светлом, чистом и теплом помещении.

Лучшим временем для антропометрических исследований являются утрен­ние часы, т.к. в течение дня возможно уменьшение роста на 1— 2 см в связи с уплощением свода стопы, межпозвоночных хрящей и снижением тонуса мускулатуры.

Кроме того, в течение дня вес тела может увеличиваться до 1кг и даже более.

Данные антропометрических измерений заносятся в индивидуальную для каждого обследуемого антропометрическую карту.

Соматометрические признаки. Измерение роста. Рост стоя и сидя измеряют с по­мощью деревянного ростомера или металлического антропометра. Деревянный ростомер представляет собой стойку, хоро­шо укрепленную на прочной площадке, высотой до 2 м с деления­ми по 0,5 см. По стойке передвигается муфта с планшеткой.

Измерение роста стоя с помощью ростомера обследуемый дол­жен касаться стойки ростомера четырьмя точками: затылком, межлопаточной областью, ягодицами и пятками.

Голова устанавливается таким образом, что­бы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной горизонтальной плоскости.

Кроме того, чтобы иметь представление о про­порциях тела, производят измерение роста сидя, для чего у стандартных ростомеров имеется откидное сиденье.

При измерении роста антропометром позиция обследуемого такая же, как при измерении ростомером.

С помощью металлического антропометра можно опреде­лить также размеры туловища, верхних и нижних конечностей и т.д.

Для точного измерения пользуются антропометрическими точками: например, при измерении длины верхних конечно­стей — плечевую и пальцевую точки. Ошибка при измерении не должна превышать 0,5 см.

Определение массы тела. Массу телаопределяют натощак путем взвешивания на медицинских весах. Обследуемый должен спокойно стоять на середине весов. Взвешивание в одежде и обуви не допускается.

Измерение окружностей головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени. Для измерения пользуются стальной рулеткой или обыч­ной сантиметровой лентой. Окружность грудной клетки измеряют в состоянии покоя, максимального вдоха и максимального выдо­ха.

Ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток при под­нятых руках. Затем руки опускают, и лента, соскальзывая, ложит­ся под углами лопаток. У мужчин и детей лента проходит спереди по краю околососкового кружка, у женщин — по IV ребру.

Во время глубокого вдоха и выдоха лента должна без задержки сле­довать за движением грудной клетки.

Соматоскопические признаки.При осмотре (соматоскопии) обращают­ внимание на состояние кожных покровов и слизистых оболочек(цвет, тургор, чистота, влажность), степень жироотложения,состояние опорно-двигательного аппарата (костяка, формы грудной клетки, позвоночника, формы ног и стопы).

Жироотложение.Развитие подкожного жирового слоя объек­тивноопределяют измерением толщины жировой складки на животе (науровне пупка на 5 —6 см сбоку от него) и под лопаткой.

Измеренную малым толстотным циркулем толщину складки де­лятпополам.

Средним считают жироотложение при толщине жировойскладки от 1 до 2 см, ниже среднего — при толщине жи­ровойскладки менее 1 см, выше среднего — при толщине более 2 см.

Костяк. Различают три типа костяка: тонкий, коренастый и промежуточный. Тонкий характеризуется узкими плечами и груд­ной клеткой, малыми размерами кистей рук и ступней; корена­стый — широкими плечами и грудной клеткой, большими разме­рами кистей рук и ступней.

Форма грудной клетки. Различают цилиндрическую, кониче­скую, плоскую и смешанную грудную клетку. Грудная клетка ци­линдрической формы при рассматривании спереди и сбоку вы­глядит равномерно развитой в верхнем и нижнем отделах, подгрудинный угол округлой формы и по величине приближается к 90°.

Грудная клетка конической формы имеет более широкий и выступающий вперед нижний отдел по сравнению с верхним. Подгрудинный угол большой, более 90°. Плоская грудная клетка обыч­но имеет удлиненную уплощенную форму, подгрудинный угол сужен, он менее 90°. У детей младшего возраста часто бывают сме­шанные формы грудной клетки.

Могут встречаться рахитические и редко бочкообразные формы.

Позвоночник. Различают нормальный, лордотический, кифотический типы позвоночника. Нормальный позвоночник в сагит­тальной плоскости имеет S-образную форму.

Шейная и пояснич­ная кривизны невелики и обращены вперед, грудная выпуклость обращена назад. Для лордотического характерна малая шейная кривизна и резко выраженная поясничная.

У кифотического по­звоночника обе кривизны и выпуклость резко выражены.

К деформациям позвоночника относятся право- и левосто­ронние сколиозы разной степени.

Форма ног. Различают нормальную, Х-образную и О-образную форму ног. При определении этого показателя обследуемый ста­вит пятки вместе, носки врозь. При правильной форме ноги со­прикасаются в области коленных суставов, при О-образной фор­ме коленные суставы не соприкасаются, при Х-образной один коленный сустав заходит за другой.

Форма стопы. Различают нормальную (сводчатую), уплощен­ную и плоскую стопу. Для выявления плоскостопия делают отпе­чатки стопы (плантографию)

Физиометрические признаки.Жизненную емкость легких определяют с помощью спирометра. По­сле предварительного вдоха и выдоха обследуемый делает максимальный вдох и затем равномерно выдыхает воздух в трубку прибора. Измерение про­водят 3 раза и фиксируют лучший результат.

Мышечная сила рук — характеризует степень развития мускулатуры, измеряется ручным динамометром. Для измерения силы кисти динамометр берут стрелкой к ладони и, вытянув руку в сторону, с максимальным напря­жением сжимают его поочередно правой и левой рукой.

Становую силуизмеряют с помощью станового динамометра, ручка которого устанавливается на уровне колен обследуемого. Разгибание должно проводиться с максимальным усилием, но без рывков. Ноги при этом не должны сгибаться в коленных суставах.

Частоту сердечных сокращений по пульсу подсчитывают в тече­ние 1 мин. При наличии нарушений ритма детей всегда направля­ют на консультацию к кардиоревматологу.

Показатели максимального и минимального артериального дав­ления измеряют аппаратом Рива-Роччи или тонометром (по ме­тоду Н.С. Короткова) на правой руке в положении сидя, после минутного отдыха.

32. Инклюзивное образование: понятие, цели, принципы. Организация инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации.

Источник: https://cyberpedia.su/11xdf2a.html

Ход выполнения практической работы

  • МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОЦЕНКИ
  • ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
  • Чита — 2013
  • Цель
  • Научить студентов использовать методы исследования и оценки физического развития детей и подростков, как показателя состояния здоровья детского населения (ПК-11, ПК-12, ПК-26).
  • Вопросы для самоподготовки
Читайте также:  Развитие ребенка 6 лет: о чем нужно знать родителям девочки

1. Физическое развитие, понятие, цели и задачи динамического наблюдения за физическим развитием детей и подростков.

2. Основные закономерности роста и развития ребенка и их характеристика.

3. Характеристика факторов, оказывающих воздействие на физическое развитие.

4. Методы исследования физического развития детей и подростков.

5. Методы оценки физического развития.

  1. После освоения темы студент должен
  2. · знать:
  3. показатели физического развития, как критерия состояния здоровья детского населения;
  4. — основные закономерности роста и развития ребенка;
  5. — факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на организм ребенка;
  6. — инструментарий, необходимый для антропометрических измерений.
  7. · уметь:
  8. — произвести измерение длины и веса тела, окружности грудной клетки;
  9. — оценить физическое развитие различными методами, проанализировать полученные результаты;
  10. — провести оценку физического развития по комплексной программе.
  11. · владеть
  12. — методикой исследования физического развития (антропометрические и физиометрические исследования, соматоскопия);
  13. — методикой оценки физического развития детей и подростков (центильные шкалы, метод сигмальных отклонений, по шкалам регрессии).
  14. Содержание

К основным закономерностям роста и развития организма детей и подростков относятся: 1) неравномерность темпа роста и развития; 2) неодновременность роста и развития отдельных органов и систем; 3) половые различия; 4) генетическая обусловленность роста и развития; 5) акселерация; 6) обеспечение биологической избыточности.

Неравномерность роста и развития характеризуется тем, что данные процессы протекают непрерывно, но их темп имеет нелинейную зависимость от возраста. Чем моложе организм, тем интенсивнее процессы роста и развития, причем они имеют скачкообразный характер.

Выделяют три периода ускоренного роста: 1) первый год жизни ребенка (за данный период масса тела новорожденного увеличивается в 3 раза, а длина на 47%); 2) возраст 5-7 лет; 3) период полового созревания.Проблема физического развития детей и подростков тесно связана с явлением акселерации.

Необходимо дать определение акселерации и разобрать возможные причины этого явления (генетические, физико-химические и т.д.).

Следует подчеркнуть роль медицинского контроля за состоянием здоровья детских коллективов с учетом процесса акселерации, а также обратить внимание на практические мероприятия, связанные с ускоренным ростом и развитием детей и подростков (контроль за физическим воспитанием, нормирование физических нагрузок, пересмотр стандартов школьной и детской мебели).

Физическое развитие детей и подростков– это совокупность морфологических, анатомических, физиологических, гистологических признаков, обусловливающих процессы роста и развития.

Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детского населения, и оно зависит от экзогенных (особенностей питания, климата, соблюдения режима, социальных условий и т.д.

) и эндогенных (наследственности, состояния здоровья и т.д.) факторов.

Для исследования физического развития детей и подростков используются следующие методы: 1) соматометрия (измерение длины и массы тела, окружности грудной клетки и т.д.

); 2) соматоскопия (состояние кожных покровов и видимых слизистых оболочек, степень развития подкожно-жирового слоя, состояние опорно-двигательного аппарата, степень полового развития); 3) физиометрия (исследование дыхательной, сердечно-сосудистой систем, мышечной силы и т.д.).

Необходимо рассмотреть критерии биологического развития: уровень оссификации скелета, сроки прорезывания и смены зубов, появление вторичных половых признаков, морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки). В разные возрастные периоды одни показатели биологического развития являются ведущими, а другие играют второстепенную роль.

Так, в младшем школьном возрасте ведущими показателями являются рост, годовая прибавка длины тела и число постоянных зубов. В период полового созревания особое значение приобретают степень выраженности половых признаков и характер ростовых процессов, а длина тела и развитие зубочелюстной системы теряют свою информативность.

К методам оценки физического развития детей и подростков относятся: 1) метод индексов; 2) метод сигмальных отклонений; 3) регрессионный метод (оценка по шкалам регрессии); 4) центильный метод.

Сущность метода сигмальных отклонений заключается в том, что показатели физического развития индивидуума (рост, масса тела, окружность грудной клетки) сравнивают со средними арифметическими взвешенными этих признаков для соответствующей возрастно-половой группы, взятыми из таблицы стандартов.

Данные обследуемого в той или иной мере отличаются от средних показателей в сторону либо увеличения, либо уменьшения признака. Для суждения о степени их отличия эту разницу с соответствующим знаком (+ или -) делят на среднеквадратичное отклонение (σ), получая так называемое сигмальное отклонение.

Таким образом, устанавливают, на какую долю сигмы (σ) или на сколько сигм показатель индивидуума отличается от взвешенной средней арифметической этого признака данной возрастной группы. Последовательно определяют сигмальное отклонение для роста, массы тела и окружности груди.

Далее строится профиль физического развития – это графическое изображение сигмальных отклонений от средних для данного возраста и пола величин роста, веса, окружности грудной клетки. По сигмальным отклонениям показателей устанавливается степень гармоничности развития (гармоничное, дисгармоничное и резкодисгармоничное).

Недостатком данного метода является то, что не учитывается взаимообусловленная связь между ростом, весом и окружностью груди, то есть оценка проводится изолированно по каждому признаку, только с учетом его сигмы и вне корреляционной связи с другими показателями. Это может привести к ошибочной характеристике физического развития.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков. – М. : Медицина, 2003. – С. 30-98.

2. Пивоваров Ю.П. Гигиена и основы экологии человека. — М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 428-436.

4. Гигиена : учебник / под ред. акад. РАМН Г.И. Румянцева. — 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2001. – С. 438-451.

Дополнительная:

1. Пивоваров Ю.П. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королик. – М. : изд. центр Академия, 2004. – С. 310-360.

ВВЕДЕНИЕ

Социально-гигиенические исследования свидетельствуют, что показатели физического развития характеризуют состояние здоровья населения. В период детства физическое развитие носит наиболее поступательный характер.

Детский организм обладает наибольшей пластичностью, поэтому он обладает высокой способностью меняться под влиянием различных экзо — и эндогенных факторов.

Тесная связь физического развития и состояния здоровья определяет необходимость изучения темпов развития организма при оценке влияния неблагоприятных факторов внешней среды на здоровье населения.

Физическое развитие (В.Н. Кардашенко (1980), означает «совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания».

Поэтому для правильной и полной оценки физического развития необходимо определение биологического уровня развития, для чего нужны стандарты не только роста, массы тела и окружности грудной клетки, но и таких показателей, как число постоянных зубов, годовая прибавка в росте, развитие вторичных половых признаков.

Оценка функциональных показателей — уровня артериального давления, частоты сердечных сокращений, жизненной емкости легких, мышечной силы кистей дополняет характеристику функциональных свойств организма.

Таким образом, под физическим развитием понимают совокупность внешних морфологических признаков (длины, массы тела, ее составляющих и др.), характеризующих процессы роста организма, адекватность питания, физических нагрузок и т.п.

Средние величины показателей физического развития используются как один из критериев здоровья популяции. Они могут быть косвенными показателями мобилизационных ресурсов организма.

В частности, длина и масса тела учитываются при призыве на действительную военную службу; в армию не призываются лица длиной тела менее 150 см, имеются ограничения показателей физического развития для отдельных видов Вооруженных Сил, связанные со спецификой службы, — танкистов, подводников, десантников, пограничников.

Систематическое наблюдение за ростом и развитием детей является важнейшим звеном в системе контроля за состоянием здоровья подрастающего поколения и разработки лечебно-профилактических мероприятий по его оздоровлению.

Физическое развитие и его показатели — особенно масса тела, ее основные составляющие (мышечная масса, жир) реагируют на недостаток или избыток пищи, значительное изменение массы тела и ее составляющих сказывается на работоспособности и общей заболеваемости.

Оценка физического развития на индивидуальном уровне имеет целью выявление лиц с недостаточной и избыточной массой тела, формирование “групп риска” с включением их под динамическое медицинское наблюдение и проведение соответствующих лечебно-профилактических мер.

На коллективном уровне оценка физического развития проводится с целью обоснования и проведения мероприятий по оптимизации питания и условий трудовой деятельности популяции.

Физическое развитие является одним из ведущих показателей состояния здоровья детей и подростков и зависит от множества факторов: наследственности, климата, особенностей питания, уровня материальной обеспеченности семьи, соблюдения режима и т.д.

Наблюдение за физическим развитием детей и подростков — неотъемлемая часть работы врача любого детского учреждения (детских яслей, садов, школ, школ-интернатов и др.).

Детальная оценка показателей, характеризующих физическое развитие, про­водится при углубленных медицинских осмотрах детей с участием всех специалистов перед поступлением в школу и в определенных «декретированных» классах — 3-м, 6-м, 8-м (Приказ Минздрава СССР от 10 апреля 1981 г. № 387 «О мерах по совершенствованию медико-санитарной помощи подросткам»).

Различные условия жизни в разных климатогеографических зонах, в городах и сельской местности, этнографические различия обусловливают разный уровень физического развития населения. В соответствии с этим определяются местные и региональные стандарты физического развития. Местные стандарты должны уточняться примерно через 5 лет в связи с постоянно меняющимися условиями и образом жизни.

Ход выполнения практической работы

Источник: https://megaobuchalka.ru/2/31445.html

Методы оценки физического развития (стр. 5 из 6)

Ориентировочно окружность головы можно оценить по следующим формулам:

1. Для детей до 1 года: окружность головы 6-месяцного ребенка равна 43 см, на каждый недостающий месяц из 43 см надо отнять 1,5 см, на каждый последующий — прибавить 0,5 см;

2. Для детей 2-15 лет: окружность головы 5-летнего ребенка равна 50 см, на каждый недостающий год из 50 см надо отнять по 1 см, на каждый последующий — прибавить 0,6 см.

Для ориентировочной оценки скорости развития размеров грудной клетки можно использовать расчет по следующим формулам:

1. Для детей до 1 года: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, на каждый недостающий месяц до 6 нужно из 45 см вычесть 2 см, на каждый последующий месяц после 6 прибавить 0,5 см;

2. Окружность груди у детей в возрасте от 2 до 15 лет: а) для детей до 10 лет: 63 см — 1,5 см • (10 — n), где n — число лет ребенка моложе 10 лет; б) для детей старше 10 лет: 63 см + 3 см • (n — 10), где n — возраст детей старше 10 лет.

Читайте также:  Как научить ребенка говорить в 2 года: рекомендации родителям

Во все периоды детства у ребенка поверхность тела на единицу массы тела, по сравнению с взрослыми, относительно большая, ориентировочно рассчитать поверхность тела ребенка можно по следующим формулам:

1. Для детей от рождения до 9 лет: поверхность тела годовалого ребенка равна 0,43 м2, на каждый недостающий месяц жизни от этой величины отнимается 0,02 м2 на каждый последующий год прибавляется по 0,06 м2. Этим расчетом пользуются для определения поверхности тела детей от рождения до 9 лет.

2. Для детей 10-17 лет: S = n -1/10, где S — поверхность тела (м2), n — возраст (годы).

Некоторые другие из наиболее известных антропометрических индексов приведены далее по тексту.

Антропометрические индексыФилиппинский тест. Для выполнения этого теста правую руку ребенка при вертикальном положении головы накладывают поперек середины темени. Пальцы руки при этом вытянуты в направлении ушной раковины. У ребенка старше 5 лет кончики пальцев достают до ушной раковины.

В последние годы в практику работы отечественных исследователей все шире внедряется центильный метод оценки индивидуального физического развития, который широко используется зарубежными авторами при разработке нормативов физического развития.

Центильные величины более просты в работе при индивидуальной и групповой оценке физического развития. Они могут быть использованы для слежения за динамикой индивидуального развития по показателям роста и массы тела в школах и детских поликлиниках.

Центильный метод позволяет оценивать темпы развития ребенка в онтогенезе (см. приложение).

В основу метода положен принцип вариабельности, учитывающий процентное распределение частоты встречаемости величины данного признака. При этом, для каждого исследуемого возраста выделяются неодинаковые по величине центильные интервалы (“коридоры”, “зоны”).

За норматив принимается 50% всех значений анализируемой выборки — показатели в пределах с 25-го по 75-й центиль (границей между ними служит медиана — 50-й центиль).

Величины ниже типичных распределяются по центильным интервалам следующим образом: 1-й включает данные по центильной вероятности равной 3% (очень низкие), во 2-й входят величины между 3-м и 10-м центилем (низкие), 3-й интервал включает показатели между 10 и 25 центильными границами (сниженные).

Соответственно, распределяются величины, превышающие средние значения: 6-й интервал включает показатели между 75 и 90 центилями (повышенные), в границах 90-97 центильных вероятностей будут находиться высокие показатели, а 8-й интервал включает величины после 97 центиля — очень высокие. Таким образом, зоны ниже 10-го и выше 90-го центиля свидетельствуют о выраженном снижении или соответственно, повышении измеряемого показателя.

По центильным таблицам при раздельной оценке параметров длина тела характеризуется как средняя или нормальная, сниженная, повышенная, низкая, высокая. Аналогично оценивается масса тела и другие антропометрические величины. Принято относить к вариантам нормы измерения, отнесенные к 3-6 интервалам, т. е. в зону от 10 до 90 центилей.

Следует считать, что положение показателей в зонах 2 и 7 интервалов (кроме длины тела) является основанием для включения ребенка в группу “наблюдения” участкового педиатра.

Если результаты измерений находятся в зонах 1 и 8 интервалов, то ребенок включается в группу “диагностики” и возникает необходимость дополнительного углубленного обследования для дифференциации возможных заболеваний.

Динамика показателей физического развития, по сравнению с предыдущими измерениями, позволяет уловить более ранние и тонкие сдвиги в развитии и питании ребенка.

Ребенок может быть отнесен в группу “наблюдения” в случае, если один из параметров (масса тела или длина тела) переходит при последующем наблюдении более чем через один центильный интервал, или в группу “диагностики” при переходе одного из параметров через границу двух центильных интервалов.

Главным критерием, характеризующим физическое развитие, является длина тела, как наиболее стабильный и несущий информацию критерий биологической зрелости.

Если показатель длины тела находится в 4-м центильном интервале, физическое развитие оценивается как среднее; в 3-м и 5-м интервалах — соответственно, ниже среднего и выше среднего; во 2-м и 6-м интервалах — высокое и низкое; в 1-м и 8-м интервалах — свидетельство нанизма или гигантизма.

Оценка гармоничности развития. Центильные закономерности соотношений между массой тела и длиной применяются в качестве оценки гармоничности физического развития детей и подростков, позволяя выявлять детей с отклонениями в физическом развитии. При оценке гармоничности развития выделяют: гармоничное, дисгармоничное и резко дисгармоничное физическое развитие.

В случае, когда разность номеров интервалов между любыми двумя из трех показателей не превышает 1, можно говорить о гармоническом развитии; если разность между двумя крайними показателями составляет 2 — развитие следует считать дисгармоническим; а если разность превышает 3 и более — резко дисгармоническое развитие.

При оценке физического развития по центильным таблицам выделяют три группы детей: основная, группа риска и группа детей с отклонениями в физическом развитии.

К основной группе относят детей, не требующих по антропометрическим данным специального врачебного внимания.

Их физическое развитие соответствует средним, повышенным или пониженным при одномерной оценке по длине или массе тела (3-й и 6-й интервалы шкалы) и гармоничному соотношению массы тела по длине тела (4-й и 5-й интервалы номограммы).

В группу риска относят детей: а) с высокой или низкой длиной или массой тела (7-й или 2-й интервал шкалы); б) дисгармоническое физическое развитие при оценке массы тела по длине тела (3-й и 6-й интервалы номограммы); в) если один из параметров (масса или длина тела) при последующих наблюдениях переходит через один центильный интервал. Вопрос о тактике медицинского наблюдения у них решается индивидуально. Эти дети должны быть под дополнительным наблюдением педиатра.

Группа детей с отклонениями в физическом развитии имеют: а) очень низкую или очень высокую массу и длину тела (1-й и 8-й интервалы шкалы); б) резко дисгармоничное развитие при оценке массы тела по длине тела (1-2-й и 7-8-й интервалы); в) если один из параметров (масса или длина тела) при последующих наблюдениях переходит через два центильных интервала. Отнесение показателей развития ребенка к указанным выше вариантам оценки требует активного дополнительного углубленного обследования у специалистов (педиатры, эндокринологи, гинекологи, невропатологи и др.).

Рекомендуемый порядок определения физического развития включает последовательно следующие мероприятия: проведение измерений и взвешиваний по общепринятой методике; оценку конституциональных особенностей телосложения и полового созревания; определение возрастной группы; запись полученных измерений в центильных интервалах. Непосредственная оценка физического развития подразумевает оценку каждого отдельного показателя, а также их совокупности, отмеченную динамику в сравнении с предыдущими измерениями и определение дальнейшей тактики наблюдений за ребенком.

В настоящее время оценку физического развития ребенка педиатр начинает прослеживать с детской поликлиники, определяя комплексную оценку состояния здоровья. Оценка состояния здоровья проводится всем детям в определенные эпикризные сроки жизни.

Эпикризные сроки — это промежуток времени, через который проводится обязательная комплексная оценка состояния здоровья: на 1 году жизни — 1 месяц (1 раз в месяц); на 2 году — 3 месяца (1 раз в 3 месяца); на 3 году — 6 месяце в (1 раз в 6 месяцев); с 4 по 7 год и старше — 1 год (1 раз в 1 год).

  • Для комплексной оценки состояния здоровья ребенка в детской поликлинике используются следующие критерии:
  • — Анамнез (генеалогический, биологический, социальный);
  • — Уровень физического развития;
  • — Уровень и гармоничность нервно-психического развития;
  • — Функциональное состояние органов и систем;
  • — Степень резистентности организма;
  • — Наличие или отсутствие хронических заболеваний или врожденных пороков.

Генеалогический анамнез регистрируется в виде генеалогического дерева. При оценке анамнеза прослеживается повторяемость заболеваний по вертикали, что может указать на наследственный характер патологии и констатируется его направленность (сердечно-сосудистая, аллергическая и т.д.).

При этом, высчитывается коэффициент общей отягощенности по формуле — соотношение количества лиц с отклонениями в состоянии здоровья к общему числу лиц, у которых удалось собрать анамнез. Если данный коэффициент равен 0,7 и более, анамнез считается отягощенным, даже в том случае, если все отклонения в состоянии здоровья не повторяются.

Ребенок с коэффициентом равным 0,7 и более не может быть отнесен к первой группе здоровья.

Биологический анамнез включает в себя особенности течения антенатального, интранатального и раннего неонатального периодов. Социальный анамнез собирается патронажной сестрой по следующим параметрам: образовательный уровень родителей, психологический климат в семье, материальное состояние, бытовые условия, вредные привычки родителей и т.д.

Источник: https://mirznanii.com/a/132256-5/metody-otsenki-fizicheskogo-razvitiya-5

Методы оценки физического развития детей

Оценку физического развития проводят путем сравнения индивидуальных показателей ребенка с нормативными. Первым (базовым), а во многих случаях единственным методом оценки физического развития ребенка является проведение антропометрических исследований и оценка полученных данных. При этом используют два основных метода: ориентировочных расчетов и антропометрических стандартов.

Метод ориентировочных расчетов основывается на знании основных закономерностей увеличения массы и длины тела, обводов грудной клетки и головы. Соответствующие нормативные показатели можно рассчитать для ребенка любого возраста.

Допустимый интервал отклонений фактических данных от расчетных составляет ± 7% для средних показателей физического развития.

Метод дает лишь приблизительную картину о физическом развитии детей и используется педиатрами, как правило, в случае оказания медицинской помощи детям на дому.

Метод антропометрических стандартов является более точным, поскольку индивидуальные антропометрические величины сравнивают с нормативными по возрасту и полу ребенка. Регионарные таблице стандартов есть двух типов: сигмальных и центильного.

При использовании таблиц, составленных по методу сигмальных стандартов, сравнение фактических показателей проводится со средней арифметической величиной (М) для данного признака того же возрастно-половой группы, что и у ребенка, которую мы наблюдаем. Полученную разницу выражают в сигма (δ — среднее квадратическое отклонение), определяя степень отклонения индивидуальных данных от их средней величины.

При использовании таблиц, составленных по методу центильних стандартов, необходимо определить центильний интервал, которому соответствует фактическая величина признака, учитывая возраст и пол пациента, и дать оценку.

Метод не математизированных и поэтому лучше характеризует вариационные ряды в биологии и в частности в медицине.

Он прост в использовании, не требует расчетов, в полной мере позволяет оценить взаимосвязь между различными антропометрическими показателями и поэтому широко используется в мире.

Читайте также:  Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста: важная составляющая в развитии

Шкала оценки физического развития детей по разным методам

Оценка физического развития Метод сигнальных стандартов Метод центильних стандартов
Очень высокий Более 97 центилив
Высокий От М +2,1 δ и выше 90-97 центилив
Выше среднего От М +1,1 δ до М +2 δ 75-90 центилив
Средний М ± 15 25-75 центилив
Ниже среднего От М -1,1 δ до М-2δ 25-10 центилив
Низкий От М — 2,1 δ и ниже 10-3 центили
Очень низкий Менее 3 центили

Источник: https://nmedicine.net/metody-ocenki-fizicheskogo-razvitiya-detej/

Физическое развитие. Факторы, влияющие на физическое развитие. Показатели. Методы оценки физического развития

4. Физическое развитие. Факторы, влияющие на физическое развитие. Показатели. Методы оценки физического развития.

  • 7. СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ
  • ПОНЯТИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ
  • Важным условием физического и психического совершенствования нации является укрепление здоровья детей.

Выделенное в Положении ВОЗ понятие здоровья как «полного физического и социального благополучия» не находит широкого применения так же, как и определение «абсолютного здоровья», которое рассматривается как идеальное.

Для практической работы чрезвычайно важно установить понятие «практическое здоровье», или «норма», отклонение от границ которой можно считать болезнью. Здоровье не исключает наличия в организме болезненных изменений.

В связи с этим возникло понятие «практически здоровый человек», у которого наблюдающиеся в организме отклонения от нормы не влияют на самочувствие и работоспособность.

Поэтому в самых общих чертах можно определить здоровье индивидуума как естественное состояние организма, которое характеризуется полным равновесием с биосферой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Полное равновесие организма ребенка с окружающей средой означает возможность посещать дошкольное детское учреждение, успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, которые предусмотрены программой.

Контроль за состоянием здоровья осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями. Детские поликлиники проводят не только лечебную работу, но и углубленные медицинские осмотры всех детей, которые посещают дошкольные учреждения.

Систематические медицинские осмотры с привлечением разных специалистов (окулистов, отоларингологов, невропатологов, психиатров, фтизиатров, ревматологов, стоматологов и т.д.

) позволяют выявить ранние проявления заболеваний, различные функциональные нарушения и отклонения от состояния здоровья.

Для индивидуальной оценки здоровья используют следующие критерии: 1) наличие или отсутствие хронического заболевания; 2) уровень функционального состояния основных систем организма; 3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям; 4) уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности. Для оценки состояния здоровья особенно важен последний критерий, так как детский организм находится в процессе непрерывного роста и развития.

Разработаны принципы дифференциации детей по состоянию здоровья. Эти принципы необходимы для индивидуальной и коллективной оценки здоровья детей. Такая оценка позволяет выделить следующие группы здоровья.

I. В нее входят здоровые дети с нормальным физическим и психическим развитием и нормальным уровнем физиологических функций.

II. Включаются дети здоровые, но имеющие морфологические и некоторые функциональные отклонения, с пониженной сопротивляемостью к заболеваниям. К этой группе относятся дети-реконв ал ее центы (переболевшие), дети с отклонениями в физическом развитии, часто и длительно болеющие дети (3 и более раз в год).

III. К этой группе относятся дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, а так же с физическими недостатками, но с сохранением функциональных возможностей организма.

IV. Больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, с пониженными функциональными возможностями, что препятствует приспособляемости к изменяющимся условиям.

V. Больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма (инвалиды I и II групп). Дети этой группы, как правило, не посещают детские учреждения общего профиля.

Установление III и IV групп здоровья зависит от степени выраженности патологического процесса с учетом функциональных возможностей организма.

Распределение детей по пяти группам здоровья носит в определенной степени условный характер, но имеет большое значение, так как дает возможность вести точное наблюдение за динамикой состояния здоровья детей.

На практике такая дифференциация позволяет изучать влияние факторов окружающей среды на здоровье; оценивать эффективность различных методов учебно-воспитательного процесса и лечебно-оздоровительных мероприятий; контролировать состояние здоровья детей с пониженными функциональными возможностями.

Здоровье и физ. развитие находятся в тесной завис-сти, и при обследовании детей это необходимо учитывать.

Физическое развитие представляет собой совокупность морфологических функциональных свойств организма, которые характеризуют процессы роста и созрр вания.

МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Для изучения физического развития применяется методика антропометрических обследований.

Из множества признаков используют наиболее доступные для выявления, точные и простые: 1) морфологические (соматометрические) показатели: масса тела, длина тела и его частей (рост), окружность грудной клетки; 2) функциональные (физиометрические) показатели: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мышечная сила кистей рук, спины (становая сила); 3) соматоскопические (описательные) показатели: оценка состояния опорно-двигательного аппарата (форма позвоночника, грудной клетки, конечностей), состояние кожи и видимых слизистых оболочек, жировых отложений.

Наблюдение за физическим развитием отдельного ребенка или группы детей носит название индивидуализирующего метода изучения физического развития. Существует и генерализующий метод, когда в относительно короткий период проводят массовые обследования детей области или целой республики (региона).

Статистическая обработка полученных данных позволяет установить средние показатели физического развития каждой возрастно-половой»группы. Эти показатели получили название региональных возрастных стандартов физического развития. Применяются они для индивидуальной оценки физического развития детей только данной местности (региона).

Каждые 5-10 лет стандарты уточняются, так как физическое развитие представляет собой динамичный процесс. Возрастные стандарты помогают своевременно выявить отклонения физического развития от норм, сохранить здоровье, а значит, создать лучшие условия для правильного применения преподавателями-воспитателями различных методов обучения и воспитания детей.

Отсутствие знаний о детском организме может привести преподавателя к ошибкам в работе. Поэтому будущему педагогу важно овладеть методикой оценки физического развития детей.

Оценивают физическое развитие ребенка на основании совокупности всех исследуемых признаков: морфологических, функциональных, соматоскопических. Для определения уровня физического развития сопоставляют данные роста, массы тела и окружности грудной клетки ребенка со средними показателями таблицы стандартов.

Для оценки физического развития ранее использовался метод сигмальных отклонений по Мартину. Его сущность заключается в сравнении фаз развития индивидуума со средним уровнем физического развития той группы, к которой он относится.

Основные показатели физического развития (рост, масса тела, окружность грудной клетки) сравнивают со средним арифметическим этих признаков (М) для соответствующей возрастно-половой группы и полученную разницу делят на сигму (о) (приложение 11). Таким образом, отклонения от средних показателей выражают в сигмах – получают сигмальные отклонения.

По полученным данным составляют профиль физического развития. В зависимости от степени отклонений различают среднее, выше среднего, высокое, ниже среднего и низкое физическое развитие.

Для индивидуальной оценки физического развития предложено использование центильные шкалы. Центильные характеристики являются более объективными и точными, чем параметрические.

Получает распространение разработка материалов антропометрических исследований методом центильного анализа.

Сущность метода в том, что все варианты рассматриваемого ка располагают в ряду по классам от минимального до максимального значения и путем математических преобразований весь ряд делят на 100 частей, получают процентиль.

Первый процентиль (Рг) составляет 1 % выборки (т.е. данный признак встречается только у одного человека из 100) и определяет наименьшую частоту измеряемого признака. Второй (Р2) составляет соответственно 2 %, третий процентиль (Р3) составляет 3 % и т.д.

Процентили от 25 до 75 определяют средние показатели частоты встречаемости измеряемого признака.

Обычно для характеристик выборки используют не все процентили, а лишь Р3, Рц), Рг5> Р75> Рщ>’ ^97- Принято считать, что величины изучаемого признака, находящиеся до Р3, -очень низкие, от Рз До Pj0 – низкие, от Рю до Р25 ~ сниженные, от Р25 до Р75 «» средние, от Р75 ДО Рэо ~ повышенные, от Рао до Р97 ~ высокие и более Р97 – очень высокие.

Особый интерес представляет оценка по центилям соотношения массы и роста ребенка. Таблицы (приложение 12) позволяют определить центильную зону, куда попадают показатели массы тела изучаемого ребенка при достигнутом росте.

Если масса тела попадает в срединную зону (25-75-й центили), то развитие ребенка может считаться средним, зоны от 25-го до 10-го центиля и от 75-го до 90-го позволяют говорить о тенденции снижения или повышения массы у ребенка, зоны от 10-го до 3-го центиля и от 90-го до 97-го свидетельствуют о явном снижении или повышении развития ребенка. Таблица в приложении 13 характеризует распределение детей раннего возраста по длине тела и массе.

Оценка физического развития. Существуют следующие варианты оценки:1) нормальное физическое развитие; 2) отклонения от нормы (в настоящее время отклонениями считают низкий рост, уменьшение или избыток массы тела относительно средних стандартных показателей для данного возраста и пола). Дети 1-го года обследуются 1 раз в месяц, 1-3 лет – 1 раз в 3 месяца, 3-7 лет -1 раз в полгода.

Для комплексной оценки физического развития введено понятие биологического возраста. Хронологический, т.е. паспортный возраст, устанавливается датой рождения. Биологический возраст – это фактически достигнутый ребенком уровень морфофункционального развития. При определении биологического возраста также учитывают погодовые прибавки в росте и весе ребенка.

Все дети при подготовке к поступлению в школу должны пройти тщательное разностороннее обследование для выявления неподготовленных к школьному обучению по состоянию здоровья.

Соответствие биологического возраста паспортному оценивается по следующим показателям: 1) длина тела не должна быть ниже средней величины показателя роста, соотношение массы тела и роста должно попадать в срединную центильную зону Р25 – Р75 или быть хотя бы не ниже Pjq ~ f*25! 2) погодовые прибавки роста должны составлять не менее 4 см; 3) количество постоянных зубов в б лет – не менее 1; в 7 лет – не менее 4 у мальчиков, 5 у девочек. Биологический возраст считается отстающим от паспортного, если два из перечисленных показателей меньше указанной величины.

Биологический возраст может отставать от паспортного, соответствовать ему или опережать.

Физическое развитие подчиняется биологическим законам, отображая общие закономерности роста и развития, но и зависит от социальных условий. Поэтому оно является одним из важных показателей условий жизни, воспитания и эффективности оздоровления подрастающего поколения.

Источник: http://kursak.net/fizicheskoe-razvitie-faktory-vliyayushhie-na-fizicheskoe-razvitie-pokazateli-metody-ocenki-fizicheskogo-razvitiya/

Ссылка на основную публикацию