Множество родителей и учителей задают такой вопрос. Рассказываем, как взаимодействовать с учениками, у которых синдром дефицита внимания и синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
26 октября 2017
Вы можете быть в легком или в тяжелом замешательстве, если сталкиваетесь с такими детьми в первый раз. Они носятся по классу, отвечают без поднятой руки, не могут усидеть на одном месте и мешают другим и самим себе. Так? Отчасти. Но, если вы читаете эту статью, значит, вы настоящий профессионал и беспокоитесь за своих учеников. А наше дело – постараться вам помочь. Для начала давайте попробуем разобраться: правильно ли мы понимаем явления СДВ (синдром дефицита внимания) и СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью).
Оля Каширина. Постоянно говорит, причем говорит без умолку, на уроках и на перемене, по теме и не по теме. На месте ей не сидится, она постоянно ерзает, грызет ногти или ручку.
Вася Загорецкий. Тихоня со среднего ряда. Витает в облаках, полностью отрешен от происходящего, на вопросы учителя отвечает невпопад, а иногда спонтанно выдает что-то далекое от темы обсуждения.
Кто из них страдает указанными синдромами? Конечно, кажется, что Оля. Но на самом деле и Вася тоже.
• Импульсивность. Внезапные ответы, резкие движения, таких детей даже называют «себе на уме». • Невнимательность. Рассеянность, витание в облаках, постоянное отвлечение от темы занятия и большие проблемы с концентрацией. • Гиперактивность. Тема нашего обсуждения. Шило вместо внутреннего стержня, уж простите нам эту шутку. Эти три показателя могут комбинироваться, и в итоге мы получаем детей не только «реактивных», но и просто невнимательных, порой даже немного заторможенных, которые тем не менее все равно попадают в категорию СДВГ. Возможно, ребенок с гиперактивностью может показаться настоящей проблемой для учителя. Дерганый, мешающий другим отвечать, а иногда, наоборот, подавленный. Зато такой ребенок всегда «в теме», не правда ли? Он легко привлекается к обсуждению, тянет руку и проявляет интерес к нестандартным форматам. Но самой распространенной комбинацией, одновременно приносящей самый разнообразный набор впечатлений как родителям, так и учителям, являются дети и импульсивные, и невнимательные, и гиперактивные. «О, такого ребенка я знаю!» – сейчас воскликнули читающие нашу статью. Все мы знаем таких детей. Именно у таких учеников бывают «периоды» поведения, приливы и отливы. И хотя в этой статье мы собирались говорить только о детях гиперактивных, обойтись без комментариев относительно «мечтателей» с СДВ/СДВГ нельзя. Таких вы тоже знаете. В каждом классе есть свой тихоня, тихий мечтатель у окна или девочка, рисующая что-то на полях тетради. Увы, те дети, чье СДВГ скорее «невнимательное» (второй показатель из нашего списка), становятся невидимками. Будто бы Гарри Поттер дал им на время свою мантию. Признаков буйного поведения они не проявляют, так что учителя относятся к ним спокойно или даже никак. Что в результате? А в результате ребенок замыкается и «отсутствует». Родители ругают его за плохие оценки, учителя за невнимательность, сверстники дразнят, наклеивая ярлык «не от мира сего». Но что, если виноват не ребенок?
Нужно отметить, что скучные или однотипные задания и приводят к переходу таких детей из состояния «вкл.» в состояние «выкл.».
И дело не в «отсутствии», рассеянности или невнимательности, ведь вы сами знаете: такие ребята включаются, когда у них есть любимое занятие. Они способны концентрироваться на том, что им интересно.
То есть учителю придется экспериментировать с методиками преподнесения информации и работать над включенностью большего процента класса (об этих методиках мы часто пишем в нашей группе в социальных сетях).
Таким детям для успешной адаптации может потребоваться помощь психолога или наставника, который «разговорит» ребенка и поможет найти себя. Подробнее об этом на осенней конференции по наставничеству GlobalMentori 2017.
Поговорим о положительных сторонах
Ваши гиперактивные непоседы обладают некоторыми уникальными особенностями, попробуйте использовать их на занятиях.
- 1. Гибкое мышление
- 2. Личное мнение
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/rabota-s-giperaktivnymi-detmi/
Гиперактивные дети в детском саду и работа с ними
Работа в ДОУ с гиперактивными детьми
В последнее время воспитатели и родители все чаще сталкиваются с гиперативными детьми. Многие гиперактивные дети дошкольного возраста отличаются от других детей сильной подвижностью, импульсивностью, эмоциональностью, но при всем этом такие дети умеют внимательно выслушать взрослого и выполнить указания данные ему. Наладить контакт с гиперактивными детьми трудно, т.к.
они находятся в постоянном движении: бегают, ерзают, крутятся, залезают куда хотят, кричат, хохочут. Внимание таких детей рассеянно, глазки бегают, взгляд не сосредоточенный.
Родители гиперактивных детей жалуются что их дети не дают им покоя, они постоянно вмешиваются в разговоры взрослых, на них постоянно приходится повышать голос для того чтобы добиться от них послушания, замечания и наказание результатов не дают.
В ДОУ во время занятий гиперактивные дети не могут усидеть на месте, на занятиях они вскакивают, не могут понять, что от них хочет воспитатель, задания до конца они не доделывают. Такой ребенок получает больше всех замечаний. Когда в игре он хочет быть лидером, у такого ребенка не получается подчинить свое поведение правилам, и из-за этого получаются конфликты в детском коллективе.
Гиперактивность проявляется чаще всего после четырех лет и продолжается до подросткового возраста. Некоторые люди и в зрелом возрасте продолжают сохранять повадки гиперактивности: излишнюю подвижность, суетливость, импульсивность, эмоциональность и болтливость. Очень тяжело гиперактивным детям приходится при поступлении в школу.
На первый план выступает такое чувство, как «дефицит внимания». Гиперкактивным школьникам очень трудно сосредоточиться на задании, трудно запомнить и выполнить инструкции учителя. Они постоянно отвлекаются на посторонние раздражители.
В течении многих лет учеными проводились исследования мозга гиперактивных детей, в результате чего было выявлено снижение метаболической активности в лобной и средней долях мозга, т.е. в тех местах которые ответственны за контроль поведения.
Поэтому не следует обвинять ребенка в отсутствии желания, необходимо понять, что проблемы связаны с его воспитанием и обучением, являются результатом изменений биохимической активности мозговых структур. Гиперактивные дети менее стрессоустоыйчевы, у них снижена работоспособность, имеется моторная неловкость, повышенная утомляемость; у мальчиков может наблюдаться агрессивность и упрямство. Гиперактивные дети всегда страдают дефицитом внимания. Какую помощь, мы взрослые, воспитатели, родители и др.специалисты можем оказать детям при выявлении у них гиперактивности?
Во-первых, необходимо посоветовать родителям обратиться с ребенком к психоневрологу для постановки точного диагноза.
Во-вторых, педагогам, воспитателям следует понять, что гиперактивный ребенок не «вредный» и не «плохой», просто ему труднее, чем другим детям сдерживать себя и свою двигательную активность, и он в этом не виноват. В общении с таким ребенком взрослые: родители, воспитатели и др. должны стараться соблюдать следующие правила: • не «замечайте» мелкие шалости, сдерживайте раздражение и не кричите на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается; • при необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе; • во время занятий посадите ребенка за первый стол, парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты; • в середине занятия обязательно дайте подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести, и т.д.;
• хвалите за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довел какое-то дело до конца.
Нарушения в поведении младших школьников Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду Гиперактивность у детей дошкольного возраста. Консультация для родителей
Синдром дефицита внимания у детей. Симптомы. Причины, коррекция
Источник: https://kladraz.ru/blogs/elena-konstantinovna-igolkina/rabota-v-dou-s-giperaktivnymi-detmi.html
Психологические особенности гиперактивных детей (стр. 1 из 3)
Гиперактивные дети. Рекомендации родителям и учителям
На сегодняшний день проблема гиперактивности актуальна не только для специальных коррекционных, но и для других видов учебных заведений.
Школьные психологи сталкиваются с тем, что ребенку диагноз гиперактивности чаще ставится по двум или нескольким признакам.
А ведь заметим, что диагнозы ставят только врачи, все остальное может быть предположением, которое формируется в течение длительного наблюдения со стороны учителей, психологов и родителей ребенка.
Специалисты выделяют следующие клинические проявления синдромов дефицита внимания у детей:
— Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребенок корчится, извивается.
- — Неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется.
- — Легкая отвлекаемость на посторонние предметы.
- — Нетерпение, неумение дожидаться своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (занятия в школе).
- — Неумение сосредоточиться: на вопросы часто отвечает, не подумав, не выслушав до конца.
- — Сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания) при выполнении предложенных заданий.
- — С трудом сохраняемое внимание при выполнении заданий или во время игр.
- — Частые переходы от одного незавершенного действия к другому.
- — Неумение играть тихо, спокойно.
- — Болтливость.
- — Мешает другим, пристает к окружающим (вмешивается в игры к другим).
- — Часто складывается мнение, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
- — Частая потеря вещей, необходимых в школе и дома.
— Способность совершать опасные действия, не задумываясь о последствиях. При этом ребенок не ищет острых впечатлений.
Проявление 8 признаков из всего предложенного списка дает основание предположить, что ребенок может быть гиперактивным. Признаки гиперактивности (симптомы1,2,9,10), невнимательности и отвлекаемости (симптомы 3, 6-8,12,13) и импульсивности (симптомы 4,5,11,14).Что такое гиперактивность или по-другому дефицит внимания?
Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания:
'Комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет.
Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля.
'
Нарушения поведения, связанные с гиперактивностью и недостатком внимания, проявляются у ребенка уже в дошкольном детстве. Однако в этот период они могут выглядеть не столь проблемно, поскольку частично компенсируются нормальным уровнем интеллектуального и социального развития.
Поступление в школу создает серьезные трудности для детей с недостатком внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования к развитию этой функции.
Именно поэтому дети с признаками синдрома дефицита внимания не в состоянии удовлетворительно справляться с требованиями школы.
Как правило, в подростковом возрасте дефекты внимания у таких детей сохраняются, но гиперактивность обычно исчезает и не редко, напротив, сменяется сниженной активностью, инертностью психической деятельности и недостатками побуждений (Раттер М., 1987).
В работе с гиперактивными детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения. В настоящее время этиология и патогенез синдромов дефицита внимания выяснены не достаточно. Но большинство специалистов склоняются к признанию взаимодействия многих факторов, в числе которых:
- — органические поражения мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция и др.);
- — перинатальная патология (осложнения во время беременности матери, асфиксия новорожденного);
- — генетический фактор (ряд данных свидетельствуют о том, что синдром дефицита внимания может носить семейный характер);
- — особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активирующих систем ЦНС);
- — пищевые факторы (высокое содержание углеводородов в пище приводит к ухудшению показателей внимания)
- — социальные факторы (последовательность и систематичность воспитательных воздействий).
- Следовательно, работа с гиперактивными детьми должна проводиться комплексно, с участием специалистов разных профилей и обязательным привлечением родителей и учителей.
Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться, что такой ребенок находится под наблюдением врача.
Для организации занятий с гиперактивными детьми психолог может использовать специально разработанные коррекционно-развивающие программы (Психогигиена детей и подростков, 1985).
В оказании психологической помощи гиперактивным детям решающее значение имеет работа с их родителями и учителями. Необходимо разъяснить взрослым проблемы ребенка, дать понять, что его поступки не являются умышленными, показать, что без помощи и поддержки, взрослых такой ребенок не сможет справиться с существующими у него трудностями.
Родителям нужно запомнить, что с такими детьми необходимо избегать излишней жалости и вседозволенности, а с другой стороны постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и наказаниями.
Частое изменение указаний и колебания настроения родителей оказывают на ребенка с синдромом дефицита внимания гораздо более глубокое влияние, чем на здоровых детей.
Родители также должны знать, что существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс этот длительный и потребует от них больших усилий и огромного терпения.
Рекомендации родителям:
• В отношениях с ребенком придерживаться позитивной модели. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
- • Избегайте повторений слов «нет», «нельзя».
- • Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
- • Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, что бы он мог его завершить.
- • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
- • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.
• Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашней работы и сна должно соответствовать этому распорядку.
• Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах оказывает на ребенка чрезмерно стимулирующие воздействие.
• Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных и шумных приятелей.
• Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
• Давайте ребенку расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
• Постоянно учитывайте недостатки поведения ребенка.
Не менее ответственная роль в работе с гиперактивными детьми принадлежит учителям. Выполнение некоторых рекомендаций психолога может способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником и поможет ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.
- Учителям рекомендуется:
- — работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, при этом основное внимание уделять отвлекаемости и слабой организации деятельности;
- — по возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с синдромом дефицита внимания и поощрять его хорошее поведение;
- — во время урока ограничить до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски;
- — предоставлять ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
- — учебные занятия строить по четко распланированному, стереотипному распорядку;
- — научить гиперактивного ребенка пользоваться специальным дневником или календарем;
- — задания, предлагаемые на уроке, писать на доске;
- — на определенный отрезок времени давать только одно задание;
- — дозировать ученику выполнение большого задания, предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
- — во время учебного дня предусматривать возможности для двигательной разрядки: занятия физическим трудом.
И так, в работе с такими детьми можно использовать три основных направления: 1. по развитию дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля); 2. по отработке конкретных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками; 3. при необходимости должна осуществляться работа с гневом.
- Формирование произвольности у гиперактивных детей. (Из опыта работы с детьми 1–2-х классов в студии)
- Орлова Светлана Вячеславовна
, преподаватель доп образования - Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе
, Преподавание МХК и ИЗО
Гиперактивные дети интересуют меня уже давно. Ранее, работая психологом, я изучала динамику развития дефицитарных функций при индивидуальной работе с гипреактивными детьми. Сейчас я хочу поделиться опытом формирования произвольности у гиперактивных детей 1 — 2-х классов на занятиях в студии бисероплетения и оригами.
«Вечный двигатель», «Живчик», неутомимый, непоседа, шалун, клоун, неуправляемый, на уроках — рассеянный, невнимательный, качается на стуле, роняет ручки и карандаши и постоянно их собирает, — вот далеко не полный перечень отзывов педагогов по поводу гиперактивных детей.
У окружающих создается впечатление, что эти дети не воспитываются родителями, что они живут в атмосфере вседозволенности. Хотя это чаще всего не так.
В большинстве случаев их родители испробовали все возможные воспитательные меры, которые не принесли результатов или были эффективны на короткое время: «Мама, клянусь, я больше так не буду!» и через 5 минут опять то же самое: Родители гиперактивных детей, сохраняющие выдержку и ищущие пути помощи своим малышам, — низкий Вам поклон!
Источник: https://mirznanii.com/a/203601/psikhologicheskie-osobennosti-giperaktivnykh-detey
Особенности работы с гиперактивными детьми: как работать педагогу ДОУ с детьми с СДВГ
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) иначе называют гиперактивным расстройством с дефицитом внимания. Относят это состояние к невролого-поведенческим расстройствам развития, начало которых приходится на ранний детский возраст.
Ключевые симптомы СДВГ – это трудности, сопряженные с распределением внимания, гиперактивностью и недостаточно управляемой импульсивностью. Если диагноз обнаруживают у взрослого человека, ему часто сопутствуют нарушения интеллекта.
Что же касается детей, в статистически подкрепленных источниках указано, что порядка 30% ребят с этим синдромом его благополучно «перерастают», легко приспосабливаясь к остаточным явлениям диагноза во взрослой жизни.
Диагноз, а не распущенность
Работа с гиперактивными детьми в детском саду связана с психолого-педагогической методической опорой. Потому у профессионалов нет сомнений, как трактовать этот диагноз.
Хотя несправедливо будет не упомянуть, что некоторые педагоги «старой школы» не соглашаются с медицинскими доводами, считая, что раньше таких диагнозов не ставили, а детей с подобным поведением считали распущенными и капризными (этим объяснение исчерпывалось).
Но гиперактивность – это не просто поведенческая проблема, которая регулируется исключительно воспитательным воздействием. Более того: не каждый неусидчивый и чрезмерно подвижный ребенок имеет такой диагноз.
СДВГ – это медицинское определение, и его отнести к конкретному ребенку имеет право только врач. Если синдром гиперактивности стоит в медкарте ребенка – это повод для организации индивидуальной работы с ним, учета данного диагноза.
Но если ребенок прошел медкомиссию, и СДВГ у него не нашли, даже опытный педагог не вправе заниматься псевдодиагностикой.
Три блока выражения гиперактивности:
- недостаток внимания (не к нему, а его собственного внимания, которое он не умеет грамотно распределить);
- повышенная двигательная активность (такие дети часто говорят «ноги сами побежали», «мне не сидится»);
- импульсивность (сначала поступок, потом осмысление).
Наладить контакт с такими ребятами не всегда легко, дети пребывают в движении, даже когда обстановка предполагает иные действия. Им трудно спокойно идти, ведь есть возможность пробежаться, трудно усидеть на стуле – хочется ерзать и крутиться. И это не капризы, а невролого-поведенческие особенности.
Причины и возможные последствия
Конкретные причины развития таких особенностей выявить трудно. Медики предполагают, что СДВГ, является следствием патологических состояний, пережитых во время беременности.
Осложненные роды также можно причислить к факторам риска, как и инфекции, перенесенные малышом в грудном возрасте.
Сказываются и генетические особенности, и структурные отличия в функционировании головного мозга, и, конечно, стиль воспитания, который доминирует в семье.
Диагноз ребенку ставит только врач-невролог: делает это он по результатам специально разработанной диагностики. Если доктор видит необходимость, состояние корректируют медикаментозно.
Но важно не только лечение, а педагогическая работа с ребенком, его адаптация в детском коллективе.
Методика работы с гиперактивными детьми – это опора для педагога, в группе которого регулярно встречаются такие ребята, ведь сегодня этот диагноз ставится с частотой 4-9%.
Опасность СДВГ в том, что среди последствий синдрома и возможная трансформация детской проблемы в будущее асоциальное поведение подростка. И чтобы этого избежать, педагог совместно с родителями трудится над преодолением проблемы, работает на устранение симптомов синдрома, над умением ребенка видеть собственные особенности и конструктивно с ними справляться.
Особенности работы педагога
Работа с гиперактивными детьми в ДОУ заключается в выполнении ряда психолого-педагогических рекомендаций, строгом следовании принципам и правилам взаимодействия.
Задача педагога – помочь ребенку адаптироваться в детском коллективе, дать ему ощущение комфортной, дружественной атмосферы, где все ребята равны и сосуществуют по строгим правилам и порядку.
При этом не говорится о системе, построенной только на запретах и порицаниях: нет, целью педагога должна быть организация среды, способствующей росту и развитию ребенка, а не просто сдерживанию его в определенных рамках.
Редакция журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения» собрала в удобном формате важнейшие обновления в деятельности заведующих. Сохраните памятки и распечатайте карточки для сотрудников, чтобы не теряя времени ввести их в курс
Эмоциональный фон
Очень важно, в каком эмоциональном спектре выстроит педагог общение с гиперактивным ребенком. Взрослый должен быть сдержан, спокоен, позитивен. Если педагог так же излишне эмоционален, и успех ребенка приводит его в эйфорию, а неудачи – эмоции, близкие к отвержению, состояние дошкольника только усугубится.
При этом нельзя воспринимать спокойствие и сдержанность как меланхоличность и отсутствие проявлений эмоций.
Рекомендовано педагогу четко прорабатывать карту эмоций согласно ситуации: если воспитатель экспрессивен и театрален при подаче нового материала, требующего такой манеры изложения, это только поможет гиперактивному ребенку настроиться на занятие. Можно сказать, что такое поведение взрослого помогает и воспитаннику контролировать себя, быть адекватным ситуации.
В то же время педагог не должен излишне отмечать невинные шалости ребенка: раздражение по всякому поводу может спровоцировать у дошкольника будущее «якорное» поведение. От шума и раздражительности со стороны педагога, импульсивность и неуправляемость воспитанника только усиливается.
Инструкции – небольшие
У ребенка дефицит внимания, он не может «схватывать на лету», потому что у него нет для этого ресурсов. Потому инструкции, что даются воспитаннику с СДВГ, должны не превышать 10 слов. Нельзя давать много поручений ребенку, торопить, перегружать информацией.
Пример, как нужно: Саша, найди, пожалуйста, на изображении красный предмет. Пример, как не нужно: Саша, найди на изображении красный предмет, затем – синий, и скажи, что в них общего?
Разумеется, важен и возраст воспитанника, но универсальны правила тем, что не смешиваются поручения, не требуется от ребенка самостоятельно выстроенной последовательности действий, если это новое и относительно сложное задание. Любая новая тема должна рассматриваться в первой половине, к вечеру малыш устает, и интеллектуальные занятия для него утомительны.
Четкая система запретов
Программа работы с гиперактивными детьми в ДОУ предполагает строгую, четкую и неукоснительную систему запретов и ограничений. При этом количество запретов должно сводиться к минимуму.
Если воспитатель злоупотребляет словом «нельзя», оно обесценивается. Ребенок просто не осознает его значимости, а зачастую оно служит триггером того, что ему захочется сделать что-то наперекор взрослому.
Важно! Слово «нельзя» и жесткий запрет чаще должны касаться реально серьезной угрозы. Например, нельзя маленькому ребенку брать ножницы или забираться на подоконник. Если «нельзя» употребляется в контексте охраны жизни и здоровья, оно, как правило, работает и воспринимается всегда адекватно.
Что следует сделать педагогу:
- обозначить совместно с ребенком шкалу запретов;
- добиваться выполнения этих запретов всегда (без снисхождений, которые ребенок может расценивать как слабость взрослого);
- нужно учесть, что для принятия правила ребенку с СДВГ требуется время – около 2-3 недель, потому требовать быстрого реагирования нельзя, нужно дать дошкольнику возможность осмыслить принятый запрет, понять его и научиться грамотно реагировать.
Точно так же воспитатель должен выработать санкции, которые неукоснительно последуют вследствие нарушения совместно выработанного запрета. И эти санкция обсуждаются с самим ребенком.
Пример:
«Саша, убегать на улицу дальше территории нашей группы нельзя. Это опасно, и мы с тобой договариваемся, что ты не будешь так делать. Если же ты нарушаешь правило, то я не буду давать тебе новый конструктор во время самостоятельных игр. С ним играют только те ребята, что четко следуют правилам».
Система поощрений
Без нее не может быть системы наказаний. Заключается она в том, что все действия ребенка, которые можно расценить как успех, как хорошее поведение, правильно выполненное поручение и т.д., должны быть замечены. Поощрение, как и наказание, должно быть адекватным ситуации. Взрослому не нужно преувеличивать успех, но и обесценивать его тоже нельзя.
Требования к системе поручений – гибкая и последовательная. Каждое поощрение должно быть моментальным, если воспитатель сделает его позже, у ребенка не случится реакции связи между его действием и социальным одобрением. Похвала, желанное для ребенка поручение, а возможно, сбор наградных жетонов или фишек – возможны разные варианты поощрения.
Очень важно, чтобы воспитатель, используя собственные профессиональные навыки, увидел ту сферу деятельности, где гиперактивный ребенок будет успешен. Она всегда есть, ее нужно просто разглядеть.
Тактильный контакт
Тактильный контакт входит в основные особенности работы с гиперактивными детьми. Потому обычно таких ребят на занятиях сажают поближе к воспитателю. И в тот момент, когда малыш отвлекается, взрослый успевает применить легкий тактильный прием – погладить ребенка по голове, положить ему руку на плечо, ласково похлопать по спинке.
Такое прикосновение ребенок воспринимает как сигнал возвращения в деятельность, и какое-то время малышу эти сигналы остро нужны. Тактильные знаки для него сродни навигатору: направляют, уберегают. Тактильный контакт со стороны взрослого помогает малышу «включить» внимание, которое у него в дефиците.
Работа с родителями гиперактивных детей
Если в группе есть гиперактивный воспитанник, он будет на контроле у штатного психолога.
Режим дня
Обязательной будет консультация психолога ДОУ для родителей – гиперактивный ребенок зачастую для них самих столь сильная проблема, что собственных значимых ресурсов для его воспитания маме и папе не хватает. В силах психолога сделать акценты на базовых правилах воспитания, которые не будут расходиться с теми, на которые опирается и профессиональный педагог.
Режим – это первое требование, о котором скажет родителям психолог. В особенности, если взрослые только привели ребенка в сад, воспитанник мал и отсутствие четкого распорядка дня только усугубляет проявления диагноза.
Малышу с поведенческо-неврологической проблемой нужен контекст, рамки, потому режимные моменты дают ему ощущение безопасности, контроля.
Если режима нет, признаки СДВГ становятся ярче, так как психика ребенка с трудом справляется с постоянно меняющейся обстановкой, отсутствием системности.
Тренировки внимания
Консультация для родителей «Гиперактивный ребенок в ДОУ» — это еще и составление памяток, рекомендаций практического характера. Некоторые из них предлагают конкретные тренировки на внимание.
В качестве таких тренировок берутся:
- игры по строгим правилам;
- игры на признаки и отличительные особенности предметов;
- небольшие поручения – например, убрать в комнате (четко указать ребенку, куда и что складывать), в контексте возраста, конечно;
- акцентирование на значимых моментах – собрался малыш на прогулку, ему предлагается осмотреть себя, все ли он сделал правильно.
Родители должны много беседовать с малышом. И воспитатель показывает пример: если ребенок увидел интересную картинку в книге и поделился радостью со взрослым, тот не автоматически кивает в ответ, а расспрашивает: «Чем тебе понравился рисунок, что здесь изображено?» и т.д. Важно учить ребенка концентрироваться на предмете, удерживать внимание.
Работа с ребятами с СДВГ – кропотливая, непростая, комплексная. Но если взрослые (воспитатель + родители) действуют с одним перечнем требований и принципов, высока вероятность того, что диагноз останется в прошлом или минимизируются проявления синдрома.
Источник: https://www.resobr.ru/article/5385-osobennosti-raboty-s-giperaktivnymi-detmi
Особенности работы с гиперактивными детьми
Консультация для воспитателей на тему:
«Особенности работы с гиперактивными детьми»
Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их.Дети с неуемной жаждой движения. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают испытанию терпение взрослых.
Нелегко бывает провести грань между неудовольствием, раздражением, антипатией, с одной стороны, и пониманием, сочувствием, удовлетворением, возникающими в процессе работы, с другой стороны.
К гиперактивному ребенку и близкие люди могут испытывать отчуждение, но нельзя ли постараться понять его и вместе с ребенком нравственно расти в процессе решения его многочисленных проблем? Каковы потребности ребенка? Как найти к нему подход? В чем сильные стороны его личности? В чем он испытывает трудности? В какой степени в процесс работы с ребенком можно вовлечь его окружение? Как может быть организована помощь с учетом местных условий?
Характеристика гиперактивного ребёнка
Причины возникновения гиперактивности у детей
Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть долго за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда.
Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или кабинете врача.
То есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит. Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них. Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно.
У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.
Ребенок — неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно. Часто провоцирует конфликты.
Не контролирует свою агрессию — дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от его сверстников, даже самых избалованных.
Говорить о гиперактивности можно только в случае, если перечисленные выше признаки сохраняются на протяжении полугода.
Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить. Для определения и постановки диагноза обязательной является комплексная диагностика, включающая медицинское, психологическое и педагогическое обследование.
Если болезнь не лечить, то с каждым годом проблемы с поведением ребёнка усугубляются. Наиболее ярко симптомы заболевания начинают проявляться в детском саду, примерно в пятилетнем возрасте, и сохраняются приблизительно до 12 лет.
Детям дошкольного возраста диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью при первом обращении специалисты обычно не ставят, а наблюдают за ребёнком несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.
Второй «всплеск» симптомов относят к 14 годам, что совпадает с периодом полового созревания.
Гиперактивные дети объект научных исследований уже с давних времен,
их наблюдают, пытаясь понять. Им посвящена обширная литература.
Это дети с родовой травмой в анамнезе, последствия которой у российских авторов называются по-разному: это и энцефалопатия, и минимальная мозговая дисфункция, и синдром дефицита внимания, и гипервозбудимость. В отечественной литературе наиболее часто встречается термин минимальных мозговых дисфункций.
В соответствии с диагностическими критериями, разработанными Американской психиатрической ассоциацией и опубликованными в «Диагностическом и статистическом руководстве по психическим заболеваниям (DSM-1V) диагностика этого синдрома осуществляется в двух измерениях : это нарушение внимания и гиперактивность-импульсивность.
Эти дети перенесли в период рождения, или в первые несколько дней жизни, или во внутриутробный период жизни какие-либо трудности, которые сопровождались кислородным голоданием клеток головного мозга. И это кислородное голодание (гипоксия) привело к так называемой биохимической травме.
Одним из последствий этой биохимической травмы является повышение внутричерепного давления и/или хронический тонус сосудов головного мозга в какой-либо его области (как реакция на травму).
Учёные Университета Джона Хопкинса (США) в 1999 году доказали, что размеры лобных долей правого полушария у детей с гиперактивностью меньше, чем у их здоровых сверстников. Существуют и другие изменения в центральной нервной системе, которые приводят к асимметрии передачи сигналов и, соответственно, способствуют развитию патологического состояния.
В результате всех этих последствий, изучение которых входит в компетенцию невропатологов, нейропсихологов и физиологов, состояние центральной нервной системы у этих детей изменяется, и они приобретают особенности, которые внешне выражаются в характерном поведении. Эти изменения в поведении, в развитии ребенка могут быть скорректированы, скомпенсированы, и ребенок со временем может войти в нормальное русло развития соответственно возрасту.
Если у ребёнка выявлены признаки гиперактивности,а диагноз в медицинской карте не поставлен, родители не придают значения возникшим проблемам, надеясь, что с возрастом всё пройдёт, педагогу необходимо в тактичной форме рекомендовать родителям обратиться к психологу или невропатологу.
Важно убедить родителей, что ребёнку необходима помощь специалиста.
Распространенность гиперактивности высока, с каждым годом ей страдают все больше детей дошкольного и школьного возраста, причем мальчики в гораздо большей степени подвержены развитию этого патологического состояния по сравнению с девочками.
Взаимодействие педагога с гиперактивным ребёнком
С появлением гиперактивного ребёнка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. Воспитатели жалуются на исходящее от него непрекращающееся беспокойство, замечают, что он вмешивается во все дела, болтает без умолку, обижает друзей.
Да и сам гиперактивный ребёнок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд «неуспевающих», он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что ещё больше усугубляется неадекватным активным поведением. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и «не берут в игру» дети.
Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка – характерные эмоции при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте.
Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью. Но случается и обратное – гиперактивный ребёнок становится лидером в коллективе.
Такие дети, как правило, лишены чувства страха. Они, не задумываясь, могут выскочить на дорогу перед мчащимся автомобилем, прыгнуть с любой высоты, нырнуть в воду, не умея плавать и т.п.
Здесь нужен особый контроль со стороны взрослых, тем более что обычно у таких детей снижена реакция на болевые стимулы, большинство из них спокойно воспринимают удары, порезы и даже довольно серьёзные травмы.
Часто у них появляются подёргивания и тики.
Многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребёнком. Так, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Например, если ребёнок начинает рвать обои – можно предложить ему порвать ненужный лист бумаги, а затем собрать все клочки в пакетик.
- Занятия с детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.
- Как показала практика эффективными в работе с гиперактивными детьми являются следующие игры:
- «НАЙДИ ОТЛИЧИЕ»
- Цель: развивать умение концентрировать внимание на деталях.
Описание игры: ребёнок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передаёт её взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребёнок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем они меняются ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дошкольники по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, что изменилось.
«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ»
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребёнком и взрослым.
Описание игры: взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Всё это выкладывается на стол. Ребёнку предлагается оголить руку по локоть.
Воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверёк» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверёк» прикасается к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверёк» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребёнком местами.
«БРОУНОВСКОЕ ДВИЖЕНИЕ»
Цель: развивать умение распределять внимание.
Описание игры: все дети встают в круг, ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики.
Воспитанникам сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой.
Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры – установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«ПЕРЕДАЙ МЯЧ»
Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Описание игры: сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Нужно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.
«ЗАПРЕЩЁННОЕ ДВИЖЕНИЕ
Цель: игра по чётким правилам организует, дисциплинирует и сплачивает детей, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъём.
Описание игры: дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.
Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют все цифры, кроме одной, запрещённой, например, цифры 5. Когда дети её услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или кружиться на месте).
Многие дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с трудом выдерживают тихий час в детском саду. В таком случае необходимо сесть с ребёнком рядом, погладить по головке, приговаривая ласковые, добрые слова.
Благодаря этому мышечное беспокойство и эмоциональная напряжённость дошкольника будут снижаться. Постепенно он привыкнет отдыхать в это время дня, будет вставать отдохнувшим, менее импульсивным, а порой и выспавшимся.
Эмоциональный и тактильный контакт очень эффективен при взаимодействии с гиперактивным ребёнком.
При общении с гиперактивными детьми важно подобрать верный тон, не срываться на крик или не впадать в безудержное сюсюканье. В общении с таким ребёнком следует быть мудрым, добрым и терпеливым.
У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью очень высокий порог чувствительности к отрицательным стимулам, а потому слова «нет», «нельзя», «не трогай», «запрещаю» для них, по сути дела, пустой звук. Они не восприимчивы к выговорам и наказанию, но зато очень хорошо реагируют на похвалу, одобрение.
Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребёнком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать всё, что вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается – отвлечь, переключить внимание на другой объект.
Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше всего используя шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, ни в коем случае не следует манипулировать чувствами ребёнка и уж тем более его унижать.
Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.
Также очень важен физический контакт с ребёнком. Обнять его в трудной ситуации, прижать к себе, успокоить – со временем это даёт выраженный положительный эффект, а вот постоянные окрики и ограничения, наоборот, расширяют пропасть между родителями и детьми.
Организация жизни должна действовать на детей успокаивающе. Для этого необходимо поддерживать распорядок дня, соблюдать время приёма пищи, сна, выполнения заданий, игр.
Можно определить для ребёнка круг обязанностей, а их исполнение держать под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком жёстко.
Важно отмечать и хвалить прилагаемые им усилия, даже если результаты далеки от совершенства.
Дав ребёнку новое задание, лучше показать, как его выполнять, подкрепить рассказ рисунком. Зрительные стимулы очень важны. Не следует перегружать внимание дошкольника. На определённый отрезок времени, можно поручить только одно дело, чтобы он мог его завершить. Сначала следует обговорить задание, а потом подключать технику. По мнению специалистов, это будет способствовать снижению агрессии.
Любой вид деятельности, требующий от ребёнка концентрации внимания (чтение, игра с кубиками, раскрашивание и т.п.), должен быть вознаграждён: в качестве приза может выступать маленький подарок, слова похвалы и одобрения.
Прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, бег, очень полезны для гиперактивного ребёнка. Они позволяют сбросить избыток энергии. Главное – следить, чтобы он не устал, оберегать от переутомления, которое приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
Как ни странно, таким детям дополнительная физическая нагрузка не только не противопоказана, но и полезна. Систематические занятия гимнастикой способствуют тому, что ребёнок становится более спокойным. У него вырабатывается правильная координация движений, восстанавливаются поведенческие реакции, нормализуется сон, развивается костно-мышечная система.
Кроме того, гимнастика оказывает общеукрепляющее воздействие на весь организм, что также чрезвычайно важно.
Весьма не легко, но очень важно научить ребёнка «остывать» и спокойно смотреть на происходящее вокруг. Для этого можно воспользоваться следующими приёмами.
Когда дошкольник проявляет чрезмерную активность, рекомендуется мягко остановить его, не повышая голоса, предложить отдохнуть, обнять за плечи, ласково погладить по голове, обратить внимание на окружающих детей и игрушки, попросить что-то рассказать.
- У гиперактивных детей наблюдается постоянная потребность в сенсорных раздражителях, удовлетворить которую весьма трудно.
- Коррекция поведения гиперактивных детей проходит более эффективно в процессе художественно-предметной деятельности, если она организуется на основе:
- *синтетического характера деятельности, дающего возможность достаточно быстрой смены разных её видов (изобразительная, игровая, коммуникативная, предметно-практическая деятельность);
- *сочетание разных видов художественного творчества;
- *простоты разных видов деятельности (это необходимо, потому что по развитию мелкой моторики гиперактивные дети отстают от сверстников);
- *яркости и практической ценности результата, что приносит гиперактивному ребёнку чувство удовлетворения ;
- *сочетания различных форм педагогического воздействия: индивидуальной работы, совместной работы с ребёнком и родителями, работы в малых группах, взаимодействия с психологами и другими педагогами.
Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/osobiennosti-raboty-s-ghipieraktivnymi-diet-mi-1.html
Образовательно-досуговый центр "Креатив"
Подробности Опубликовано: 13 октября 2014 Просмотров: 346
Такое понятие, как гиперактивность появилось совсем недавно. Сегодня люди его часто применяют практически к каждому активному и подвижному ребенку.
Однако такой подход совершенно не верный. Если малыш энергичен, готов играть целыми днями без единого признака усталости и может интересоваться одновременно несколькими вещами – это еще не означает, что он гиперактивный.
Как отличить активного ребенка, от гиперактивного
Активность, энергичность и любознательность – это показатель здоровья и нормального развития. Ведь больной и слабый малыш, обычно, ведет себя вяло и тихо.
Просто активный ребенок пребывает в постоянном движении, ни минуты не сидит на одном месте, он всем интересуется, много спрашивает и сам много говорит, при этом умеет отдыхать и нормально спит. Однако такая активность проявляется не всегда и не везде.
Кроха может быть непоседой дома, а в садике или гостях вести себя вполне спокойно. Его можно без проблем увлечь каким-нибудь тихим занятием, он не проявляет агрессию и редко становится инициатором скандалов.
Поведение гиперактивного ребенка несколько отличается. Такой малыш тоже очень много двигается, однако он продолжает это делать постоянно и даже после того, как очень устал. Он страдает от нарушений сна, часто устраивает истерики и плачет.
Ребенок с синдромом гиперактивности так же, как и здоровый задает множество вопросов, однако редко до конца дослушивает ответы. Им очень трудно управлять, он совершено не реагирует на запреты, ограничения и крики, всегда активен и может часто инициировать ссоры, при этом проявляет неконтролируемую агрессию: дерется, плачет, кусается и т.п.
Помимо этого, гиперактивных детей можно определить еще по ряду особенностей, которые должны проявляться непрерывно не менее полугода.
Особенности гиперактивных детей:
- Проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть.
- Неконтролируемая моторная активность, например, жестикулирует руками, постоянно трет нос, дергает себя за волосы и т.п.
- Неспособность сосредоточиться на одном занятии или предмете.
- Не может усидеть на месте.
- Забывает важную информацию.
- Проблемы с концентрацией внимания.
- Отсутствие чувства страха и самосохранения.
- Нарушения речи, слишком быстрая невнятная речь.
- Излишняя болтливость.
- Частые и резкие смены настроения.
- Недисциплинированность.
- Обидчивость и раздражительность, может страдать от заниженной самооценки.
- Испытывает трудности в обучении.
Как помочь малышу при атопическом дерматите? Нежная кожа малыша еще не полностью выполняет защитную функцию. От покраснений, сухости и трещинок нужно избавляться, чтобы вернуть крохе чувство комфорта и защищенности. Специально разработанные продукты быстро успокаивают нежную кожу… Узнать больше… SlickJump®
Из-за возрастных особенностей детей, обычно, диагноз гиперактивность ставится только после пяти-шести лет.
Наиболее сильно этот синдром проявляется в школе, когда у ребенка начинаются трудности с работой в коллективе и с усвоением предметов.
С возрастом неусидчивость и взбалмошность практически всегда проходят, а вот неспособность концентрироваться и импульсивность, к сожалению, часто остаются.
Причины гиперактивности
Прежде всего, родителям стоит уяснить, что гиперактивность у детей является не особенностью характера, а нарушением нервной системы. Пока установить истинную причину возникновения данного синдром точно не удалось.
Многие ученые придерживаются мнения, что он может развиваться из-за особенностей строения или функционирования мозга, генетической предрасположенности, проблемной беременности, родовых травм, перенесения инфекционных заболеваний в младенчестве и т.п.
Лечение гиперактивности у детей
Целесообразность медикаментозного лечения синдрома гиперактивности до сих пор находится под вопросом. Одни специалисты считают, что без него никак не обойтись, другие же придерживаются мнения, что помочь ребенку способны психологическая коррекция, физеопроцедуры и комфортная эмоциональная обстановка.
Как правило, для лечения гиперактивности у детей применяются успокаивающие и способствующие улучшению обменных процессов в мозге средства. Однако они не избавляют полностью от синдрома, а только снимают симптомы на период приема препаратов.
Кроме того, подобные лекарства обладают рядом побочных эффектов, поэтому необходимость их употребления должен определять только специалист. Как бы то ни было, только медикаментозным лечением обойтись невозможно, поскольку оно не сможет привить ребенку социальные навыки и не адаптирует его к окружающим условиям.
В идеале, лечение гиперактивного ребенка должно проходить комплексно и включать в себя наблюдение у психолога, невропатолога, выполнение рекомендаций специалистов и поддержку родителей.
Поддержка родителей имеет особенно важное значение. Если ребенок чувствует любовь и получает достаточно внимания, если между ним и взрослым установлен эмоциональный контакт, детская гиперактивность проявляется в гораздо меньшей степени.
Источник: https://kreativcentr.ru/parental/506-giperaktivnyj-rebenok-osobennosti-giperaktivnykh-detej-i-ikh-vospitanie.html