Заниматься интеллектуальным развитием своих детей должен каждый родитель. Особое внимание нужно обращать на их память. Она обеспечивает возможность не только запоминать важную информацию, но и применять знания на практике. Взрослые обязаны знать отличительные особенности развития памяти дошкольников, а также заранее подробно изучать все способы ее укрепления.
Виды памяти
Информация, хранящаяся в голове, бывает абсолютно разной. Поэтому выделяется несколько видов памяти, зависящих от условий, при которых человек запомнил те или иные данные. Каждый из них очень важен и является уникальным.
Первая классификация подразумевает деление памяти с учетом того, каким органом чувств получена информация. Выделяют память:
- Зрительную (все, что увидено глазами).
- Слуховую (информация, воспринятая на слух).
- Обонятельная (воспоминания, основанные на запахах).
- Осязательная (тактильные ощущения).
- Вкусовая (все ощущавшиеся вкусы).
Второе разделение определяется из того, в каком процессе была усвоена и сохранена информация в голове. Есть 4 вида такой памяти:
- Двигательная. Сохранение в памяти всех движений, а также их последовательности. Помогает в формировании навыков ходьбы, письма и различного труда.
- Образная. Запоминание разных объектов, которые были восприняты любыми органами чувств.
- Эмоциональная. Сохранение в памяти всех испытанных ранее переживаний. Это особенно важная составляющая нравственного развития дошкольников старших возрастов.
- Словесно-логическая. Информация, связанная с мыслями и разнообразными понятиями, о которых думал человек.
Еще одна классификация подразумевает различия памяти по длительности хранения информации. Выделено три вида:
- Оперативная. Запоминание информации только на тот период, в течение которого она может понадобиться.
- Кратковременная. Хранение и использование полученных знаний сразу после их восприятия мозгом.
- Долговременная. Сохранение информации на длительное время, характеризующееся прочностью полученных знаний и навыков.
Последнее деление на виды зависит от степени активности человека во время запоминания и применения новых знаний. Существует 2 типа:
- Произвольный. Подразумевает нацеленное усвоение информации, которое требует задействование силы воли.
- Непроизвольный. Случайное запоминание информации в процессе какой-либо деятельности.
При качественном полноценном улучшении интеллекта будут развиваться все типы памяти, но иногда потребуется сделать упор на отдельные упражнения.
Каждый ребенок имеет свои особенности, связанные с объемом памяти, точностью запоминания и скоростью забывания. Поэтому одинаковые условия восприятия и схожие процессы развития не гарантируют идентичный результат воспроизведения одной и той же информации разными детьми.
Возрастные особенности, возможные нарушения
Дети дошкольного возраста особенно активны в желании познавать окружающий мир. Им интересно узнавать что-то новое, искать ответы на интересующие вопросы, запоминать максимальное количество информации. При необходимости они вспоминают все полученные знания и делятся ими с окружающими. Такой простой процесс познания мира очень важен для всех людей.
Развитие познавательных и интеллектуальных процессов происходит одновременно. Качество запоминания зависит от множества факторов, связанных с личными особенностями малыша, но при достаточной умственной деятельности оно всегда находится на высоком уровне.
Возрастные особенности
У каждого возраста есть свои особенности, связанные с памятью. Если младенцы лучше запоминают все то, что воспринято с помощью моторики, то дети более старших возрастов усваивают больше информации в процессе трудовой деятельности. Поэтому врачи выделяют 4 основных периода у дошкольников, которые имеют свои возрастные особенности, касающиеся памяти. Среди них:
- До 12 месяцев. У младенцев быстрее всего происходит формирование моторной памяти. Это проявляется в виде первых рефлексов, которые вызывают радость у всех родителей. При отсутствии отклонений на протяжении всего этого времени малыш будет запоминать новые движения, причем наиболее крепки будут воспоминания о тех действиях, которые были успешны и подкреплялись собственными эмоциями.
- От 12 месяцев до 2 лет. Малыш такого возраста начинает узнавать близких взрослых, он запоминает их лица. Параллельно этому происходит развитие ЦНС, что укрепляет основную память. Также в таком возрасте ребенок учится ходить и приобретает образную память, из-за чего многие взрослые имеют некоторые обрывочные воспоминания из этого периода жизни.
- От 2 до 4 лет. У ребенка происходит формирование мнемонических и логических навыков, что усиливает работу механической и словесно-логической памяти. Такой возраст отличается укреплением воспоминаний из прошлого периода, а также легким запоминанием длинных слов и основных двигательных функций.
- От 4 до 6 лет. Отличительной особенностью старшего дошкольного возраста является усиленное проявление непроизвольной памяти. Ребенок невольно запоминает абсолютно все, с чем сталкивается. Однако в долговременной памяти закрепляются только те события, которые вызвали особые эмоции. Дошкольники обладают очень развитым образным запоминанием. Это позволяет легко воспроизводить произошедшие события.
При правильном обучении ребенка объем его памяти будет расти, как и общие умственные способности.
Возможные нарушения
Любые нарушения, связанные с памятью, могут оказать серьезное влияние на умственное развитие ребенка. Даже несущественные отклонения могут вызвать умственную отсталость, которая значительно осложнит жизнь. Замедлить развитие могут даже небольшие проблемы с одним из типов памяти. Все это становится причиной проблем с обучением и других трудностей.
При появлении проблем нужно обязательно обращаться к доктору, чтобы своевременно заняться лечением и исключить риск развития более тяжелых осложнений.
Для детей, имеющих психологические и физические отклонения, потребуется консультация специального врача.
Дефектолог определит характер проблемы и назначит все необходимые обследования, а также даст направление к психологу, если будет необходимость.
При особых сложностях может потребоваться обследование не только в области психологии и дефектологии, но и других, например, хирургии.
Основные составляющие развития памяти
Заниматься своим ребенком нужно с учетом особенностей развития памяти у детей дошкольного возраста.
Представленные способы оказывают положительное влияние практически на весь период жизни от 1 года до 6 лет, но некоторые из них могут быть малоэффективными для младших малышей, на что следует обращать внимание.
Основное развитие включает несколько составляющих, которые должны присутствовать в жизни каждого ребенка.
Помощь и внимание
Главной задачей взрослого становится правильное направление ребенка, когда тот проявляет желание изучать окружающий мир. Важно обеспечить ему максимально разнообразные и полезные сведения обо всех предметах, а также позволить задействовать все типы памяти. Это особенно актуально для малышей до 2 лет.
Дети более старших возрастов тоже нуждаются в помощи и внимании взрослых. Для них не менее важно задать правильный вектор для изучения мира. Но дети старше 2 лет также будут нуждаться в эмоциональной поддержке родителей, что подарит им дополнительную мотивацию.
Соблюдение режима дня
Контроль со стороны родителей – важнейшая составляющая полноценного развития памяти ребенка. Следить нужно не только за соблюдением сна, недостаток которого приведет к ухудшению мозговой деятельности, но и за дневным временем.
Ребенок должен выполнять основные действия каждый день в одно и то же время. Родителям нужно создать своеобразное расписание. Это особенно касается интеллектуальных упражнений, т.к. регулярная повторяемость повышает качество запоминания.
Правильное питание
Обеспечение организма всеми необходимыми витаминами и минералами важно для любого человека. Но для детей это имеет особое значение, т.к. их тело и все важные системы только формируются. Питание сказывается также на функции памяти.
Недостаточность различных веществ приводит к тому, что ребенок не сможет нормально запоминать или воспроизводить различную информацию. Рацион должен включать свежие фрукты, овощи, немного сладостей, достаточное количество белка.
Особое внимание стоит обратить на витамины (C, B4, K), таурин, фолиевую кислоту, магний, селен и Омега-3.
Ограничение умственной деятельности
Во всем нужно знать меру. В ограничениях нуждается любая работа над собой или своим ребенком. Если он будет получать излишнее количество тренировок, особенно при высокой их интенсивности, мозг просто не сможет усвоить информацию.
При изнурении ребенок потеряет концентрацию, заинтересованность, а также перестанет воспринимать все, что происходит вокруг.
Рекомендуется ограничивать занятия 20 минутами, после которых будет достаточно 5-минутного отдыха, чтобы вновь вернуться к работе.
Литература
Регулярное чтение детской литературы показывает высокую эффективность для развития памяти. Книги очень важны для общего развития малыша, т.к.
именно из них он получает большое количество полезной информации, а также знакомится с поучительными историями, которые могут оказать влияние на его будущие действия.
После прочтения родители могут задавать ребенку вопросы, связанные с книгой, чтобы закрепить его память и помочь запомнить максимум информации. Также усилят результативность таких «тренировок» пересказы прочитанного.
Важно подобрать книгу так, чтобы она соответствовала не только возрасту ребенка, но и его взглядам, интересам, настроению. Только правильный выбор даст положительный эффект от чтения. Дополнительную помощь окажут присутствующие картинки. При необходимости самостоятельное чтение можно заменить аудиокнигой.
Физическая активность
Прогулки, игры или спортивные тренировки на свежем воздухе помогают детям в развитии памяти. Причиной тому нормализация кровообращения в головном мозге, которая исключает кислородное голодание. Физическая активность особенно эффективна во время отдыха после тяжелых интеллектуальных упражнений.
Комплексный подход, включающий в себя как можно больше условий для тренировки памяти, позволяет добиться максимального результата.
Мнемотехника
Одним из самых популярных способов тренировки памяти является мнемотехника. Она обеспечивает человека хорошим развитием всех типов запоминания информации. Такая методика основана на придумывании ассоциаций и различных образов. Поэтому мнемотехника оказывает положительное влияние не только на память, но также на воображение.
Наибольшую эффективность показывают те упражнения, в ходе которых ребенок создал максимально длинную и специфичную цепочку восприятия. Добиться этого поначалу нелегко, но при определенных усилиях вполне реально.
Внутри методики есть несколько способов запоминания информации:
- Сокращение слов. Ребенку нужно сократить все слова из запоминаемой фразы по первым буквам. Применимо к коротким фразам из 2-3 слов.
- Разбивка на части. Крупные события или предложения можно запоминать по частям, каждая из которых будет присутствовать в памяти отдельно.
- Сочинение рифм. От ребенка требуется зарифмовать информацию, которую нужно запомнить. Это можно сделать в виде 2-строчного стишка.
- Создание образов. Достаточно представить в голове ситуацию, связанную с запоминаемой информацией, и держать ее там максимально долгое время.
Некоторые детсады уже давно применяют мнемотехнику на практике, сделав ее одной из обязательных частей обучающей программы. Дети, осваивающие эту технику, идут в школу с гораздо более развитой памятью и легко справляются со школьными заданиями, что не может не радовать их родителей. Занятия с применением такой методики можно проводить самостоятельно в домашних условиях.
Игры
Основной деятельностью детей возраста от 3 до 6 лет являются игры. Благодаря правильному подходу, они помогут серьезно улучшить память ребенка. Именно игры являются определяющими для будущих черт характера, а также интересов.
Взрослые должны быть особенно внимательны к такому, казалось бы, простому развлечению. Специальные дидактические игры развивают память, интеллект, психику, а также позволяют обучить ребенка определенным знаниям в игровой форме.
Поэтому стоит отдавать предпочтение им, снижая количество других бесполезных развлечений.
Важнее всего сделать правильный выбор. Добиться желаемого результата удастся только тогда, когда игра будет соответствовать следующим условиям:
- Игра должна вызывать у ребенка положительные эмоции.
- Материал должен быть структурированным и простым для детской логики.
- Родителям следует правильно мотивировать ребенка, чтобы он тренировал память.
- Результаты занятий нужно проверять через некоторое время после игры.
Основой большинства игр являются: выстраивание ассоциаций, поиск причинно-следственных связей, сравнение предметов, анализ окружающих объектов. Все они воздействуют на определенный тип памяти. Наиболее интересные игры нужно знать всем родителям.
Игра первая
От взрослого потребуется показать ребенку несколько последовательных движений, после чего малыш должен будет их повторить, сохраняя порядок. Движения можно усложнять или упрощать, если есть необходимость.
Такая игра поможет развить двигательную память малыша.
Игра вторая
Нужно положить в непрозрачный мешочек несколько игрушек, не показывая ребенку. Его задачей будет определение всех найденных вещей и их характеристик наощупь. Для малышей желательно использовать максимально знакомые для них игрушки, а для детей постарше можно применять обычные повседневные вещи.
С помощью такой игры удастся развить образную память.
Игра третья
Родители вместе с ребенком должны разучить любую песенку, которую возможно инсценировать. После минимального заучивания они вместе (или только ребенок) должны спеть ее, самостоятельно показывая все, о чем идет речь.
Такой игрой получится развить эмоциональную память у малыша.
Игра четвертая
Взрослому потребуется придумать пары слов, между которыми должна прослеживаться логическая связь. Отличным примером будут следующие варианты: «вода – море», «стекло – окно» и т.п. Заданием для ребенка будет запоминание всех пар. Взрослый читает по одной паре каждые 5 секунд, после чего он называет по одному слову, к которому ребенок должен вспомнить вторую пару.
Так удастся развить словесно-логическую память.
Также можно тренировать память специальными упражнениями в игровой форме: вспоминать порядок надевания одежды утром, перечисление предметов на картинке, показываемой ранее в течение нескольких минут, рисование предмета, рассматриваемого 15 секунд. Можно придумать свои особенные игры, которые понравятся малышу.
Выводы
Развитие памяти у детей дошкольного возраста – главная задача для их родителей. Заниматься этим нужно обязательно, создавая максимально комфортные и интересные условия для ребенка. Использование любых описанных средств поможет добиться результата при правильном подходе к делу.
Источник: https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-pamiati-u-detei
Особенности развития памяти у дошкольников
Детская память избирательна. Что заинтересовало, удивило, удержало внимание, то и запомнилось.
За время дошкольного периода интенсивно развиваются виды памяти, а также постепенно формируется произвольность запоминания и воспроизведения.
Необходимо стимулировать развитие памяти у детей дошкольного возраста, чтобы к началу школьного обучения они научились схватывать обязательный к усвоению материал.
Формирование памяти как основной психической функции
Познавательное развитие ребенка немыслимо без активного задействования памяти. Этот психический процесс позволяет накапливать, сохранять и вспоминать нужную информацию. Память дошкольника с каждым годом расширяет свои возможности.
В первые годы жизни память формируется как составная функция восприятия. Самые яркие характеристики тех объектов, которые воспринимаются ребенком, непроизвольно фиксируются клетками мозга. Накапливается информация об окружающих людях, о различных предметах, об их свойствах, о повторяющихся действиях. В возрасте трех лет память уже выступает самостоятельной познавательной функцией.
Наиболее простая форма припоминания проявляется в узнавании малышом объектов, которые он уже видел, слышал или трогал ранее. В дошкольном возрасте активно развиваются функциональные возможности получения и извлечения информации, что обеспечивает более сложную работу памяти. Дошкольник использует все функции памяти:
- запоминание
- сохранение
- припоминание
- узнавание
- воспроизведение
Запоминание осуществляется путем «привязки» нового материала к уже знакомому. У дошкольника подобное закрепление происходит мимолетно. Дети еще не умеют использовать специальные приемы запоминания.
Сохранение – психический процесс, обеспечивающий удержание информации определенное время. Может быть как кратковременным, так и долговременным. Маленькие дети могут долго помнить то, что вызвало особые эмоции. Надолго может засесть испуг, но также малыш может сохранить впечатления о радостных событиях.
Припоминание – процесс извлечения запомненной ранее информации. Просьба по дороге домой: «Мама, купи мне куклу, как у Оли» — не что иное, как припоминание собственного восхищения от Олиного сокровища.
Узнавание – более простой способ вспомнить знакомую информацию, поскольку есть опора на вновь видимый, слышимый или ощущаемый стимул.
Воспроизведение – комплексный процесс извлечения уже сохраненного материала. Малый жизненный опыт дошкольника накладывает ограничения и на воспроизведение информации. Ребенок вспоминает под влиянием сходных впечатлений.
Главная особенность памяти дошкольника заключается в преобладании непроизвольного запоминания. Точно так же работает и воспроизведение.
Какие виды памяти преобладают в дошкольном возрасте
Активизация памяти дошкольника происходит благодаря восприятию. Информация к ребенку поступает через зрительные, слуховые, вкусовые, тактильные рецепторы. Получаемые сигналы складываются в определенный образ, который запоминает ребенок. По этой обусловленной природой причине преобладающим видом памяти у дошкольников является образная.
Интенсивно развиваются следующие виды памяти у дошкольников:
- образная
- словесная
- двигательная
Образная память помогает ребенку осваивать новые понятия и расширять запас слов.
Услышав, что зебра – это «полосатая лошадка», малыш живо формирует образ животного. Новой информацией для него больше выступает непосредственно слово «зебра».
Возможно, детское воображение нарисовало и не совсем похожий образ. В реальности он скорректируется. Тем временем, новое слово уже прочно осядет в лексическом запасе дошкольника. Происходит становление словесно-логической памяти.
Таким образом, развитие памяти в онтогенезе проходит путь от преобладания образной к использованию словесных форм. Можно сказать, что речь переводит память дошкольника на более высокую ступень и повышает ее продуктивность.
Двигательная память в дошкольном возрасте ориентируется на заданный образец. Это уже не те простейшие движения (собрать пирамидку, продеть в петлю пуговицу), которые осваиваются в раннем возрасте. Дошкольник, глядя на взрослого, обучается танцевальным движениям. Осваивает такие сложные бытовые операции, как завязывание шнурков, пришивание пуговицы.
Память детей младшего дошкольного возраста
В младшем дошкольном возрасте образы формируются на основе практических действий. Ребенок 3-4 лет познает мир через действия, так и запоминает главное для себя.
Сохраняется информация отрывочная, в виде образных единичных представлений. Так, ребенок может испугаться Деда Мороза, и никакие пояснения, что в этот костюм к очередному празднику нарядился папа, не помогут.
В этом возрасте запоминаются наиболее эмоциональные события, яркие предметы, часто повторяемые действия.
Разделение признаков, их обобщение при осмыслении и запоминании формируется благодаря развитию речи. Когда дошкольник осваивает больше понятий, использует слова, становится более устойчивым и его восприятие. Это, в свою очередь, помогает ребенку связывать содержание с определенным словом и запоминать в виде образа. Но у младших дошкольников такое связывание происходит непроизвольно.
Особенности памяти в старшем дошкольном возрасте
Чем старше становится дошкольник, тем сильнее становится связь между памятью и мышлением. Ребенок овладевает родным языком, учится анализировать, сравнивать и обобщать. Как следствие, образы запоминаются с помощью мыслительных операций.
Старший дошкольник сам составляет описательные определения, чтобы запомнить новое понятие. «Эскалатор – тоже лестница, только движется», «Ежевика так называется, потому что она вся в колючках, как ежик».
Но в старшем дошкольном возрасте, чтобы запомнить и припомнить, опора в виде образа нужна не всегда. Стихи запоминаются своим ритмом и рифмами, так как развивается звуковая культура речи.
В пересказе прослушанной сказки или истории дошкольник опирается на логическую последовательность событий.
Хотя в равной степени может представлять себя в роли одного из персонажей, что способствует запоминанию.
Особенности запоминания и воспроизведения в старшем дошкольном возрасте проявляются еще и в том, что постепенно приобретают произвольный характер.
Формирование произвольной памяти
Предпосылками развития произвольной памяти дошкольника являются личностные возрастные изменения. Начинают формироваться волевые функции. Ребенок учится подчинять свои действия принятым правилам, с подачи взрослого пытается контролировать свою речь, произносить правильно слова.
В дошкольном возрасте происходит становление контролируемых волей механизмов, управляющих поведением и деятельностью.
Применение волевых усилий проявляется по отношению к каждому познавательному процессу, в том числе, к памяти.
Интересно, что припоминание первым приобретает произвольность. Мама спросит 3-летнего малыша, куда он положил свою игрушку, и ребенок будет силиться вспомнить. Причем, зачастую успешно.
Произвольное запоминание приходит позднее. Исключением является простая цепочка действий. Младшие дошкольники хорошо запоминают, как воспроизвести «мелодию» из трех нот на пианино, как сложить элементарную конструкцию по образцу.
Закономерности формирования произвольной памяти
Развитие произвольного запоминания подчиняется определенным закономерностям. Не сразу дошкольник приходит к тому, чтобы нацелиться усвоить определенную информацию. Сначала такую цель формулирует для него взрослый: «Давай выучим стишок», «Я покажу тебе несколько картинок, постарайся запомнить, что на них изображено».
Даже при немедленном отклике ребенок проявит внимание слишком поверхностно. Первый результат будет слабым.
Если дошкольника как-то заденет неутешительный показатель, он согласится на повторные попытки. Воспроизведение окажется более успешным, но не достаточным.
Только, когда сам ребенок осознает, что испытывает сложности воспроизведения, то направит усилия, чтобы запомнить каждое слово, каждую картинку.
Отсюда вытекают условия для развития произвольной памяти. Для эффективного запоминания дошкольник должен иметь мотив. Мотивация может быть разной: соревновательной (запомнить больше других), вызов себе (запомню с первого раза), ответственной (должен запомнить, чтобы в точности передать).
Общие рекомендации как развивать память дошкольника
Взрослый, обучая ребенка восприятию информации, своим примером показывает, как улучшить запоминание. Посмотреть внимательнее, прислушаться, повторить – те естественные способы, которые позволяют еще раз уделить внимание запоминаемому материалу. С каждой попыткой будут заполняться белые пятна, возникающие при активном припоминании.
Источник: https://alldoshkol.ru/process/razvitiye-pamyati-doshkolnikov
Особенности формирования и развития памяти у детей дошкольного возраста
Важнейшей особенностью любого человека является его память. Учеными доказано, что без памяти невозможно функционирование человека как индивидуума и личности, отсутствие способности к запоминанию это серьезная патология, приводящая к нарушению всей мыслительной деятельности.
На каждом отрезке времени жизни есть определенные особенности развития памяти и мыслительной деятельности, у детей до года свой процесс запоминания, у взрослого человека уже совершенно другой. Развитие памяти у детей дошкольного возраста также имеет свои определенные особенности.
Считается, что именно в этом возрасте можно заложить способность к запоминанию, что положительно скажется и на дальнейшей учебе и на становлении маленького человека как личности.
Основные виды памяти
Память человека принято классифицировать по видам. В современной психологии наибольшее распространение и применение получило классифицирование по нескольким основаниям.
Особенности психической активности подразделяет память на:
- Двигательную. Этот вид запоминания выражается запоминанием и последующим воспроизведением различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Именно эта память помогает малышу учиться переворачиваться, сидеть, ходить, а в последующем писать, заниматься определенными видами спорта, водить велосипед и автомобиль.
- Эмоциональную. При задействовании этого вида запоминания человек сохраняет переживания и все, что с ними связано.
- Образную память называют еще зрительной. То есть предложенная информация запоминается в виде определенных образов, запахов, то есть при формировании образной памяти участвуют органы чувств. Образное запоминание у некоторых людей имеет определенные особенности, к ним часто относят проявления эйдетизма. При этом человек может описать воспринимаемые им ранее образы в самых мельчайших деталях, такая память часто бывает и у детей дошкольного и школьного возраста.
- Словесно-логическую. При этом виде запоминания продукты человеческой культуры усваиваются благодаря общению и словам.
Память также подразделяется по длительности ее сохранения, то есть она может быть кратковременной, долговременной или оперативной. Кратковременное запоминание ежедневно присутствует у каждого человека. То есть через несколько минут после посещения магазина человек может, например, описать стоящего впереди в очереди покупателя. Как правило, эта информация постепенно в течение дня стирается.
Самой важной памятью в становлении человека как личности считается долговременная. Именно благодаря этому виду запоминания каждый человек накапливает свой жизненный опыт. Информация при таком виде памяти запоминается надолго совершенно по разным причинам.
Помогает в этом как специальное запоминание, так и яркие эмоции, испытываемые человеком в определенный момент жизни. Оперативная память нужна человеку для обеспечения своей деятельности.
Нужная информация может, как забываться в связи с ее ненадобностью, так и переходить в долговременную память.
Особенности нашей памяти разделяются и по характеру ее целей. Она может непроизвольной или произвольной. Непроизвольное запоминание наступает, даже если человек не приложит к этому никаких усилий. Произвольная возникает, когда человек специально затрачивает некоторые усилия для запоминания нужной ему информации.
В зависимости от способа запоминания память подразделяется на смысловую и механическую. Многократное повторение без установления смысла между противоположными объектами является механической памятью. Смысловое запоминание основано на установлении некоторой связи между объектами.
Чем характеризуется запоминание у детей дошкольного возраста
Дошкольным возрастом принято считать возрастной период от 4 до 6 лет. В это время большинство детей уже четко говорят, спокойно строят предложения, учатся выражать свои мысли. Все особенности психического развития ребенка в этом возрасте связаны с восприятием и мышлением.
То есть ребенок учится воспринимать информацию, и подвергает ее разному анализу. В это время главным видом памяти можно назвать образную. Восприятие информации становится целенаправленным, но при этом ребенок выделяет самые яркие и выразительные признаки предмета, а при этом другие, подчас более важные, остаются без внимания.
То есть дошкольник часто удерживает несущественное, второстепенное, а главное быстро забывает.
У дошкольников имеются и определенные особенности двигательной памяти. Ребенок уже владеет достаточно сложными движениями, требующими выполнения последовательного действия. Как пример можно привести танец, где малыш может совершать движения ногами, кружиться и при этом размахивать платочком.
Постепенно ребенок учится не только правильно совершать движения, но и контролировать процесс их выполнения другими именно в это же время. То есть в подвижных играх ребенок старается не только сам правильно выполнить нужный набор действий, но и следит, чтобы другие участники игры также действовали по правилам.
Это особенность развития памяти позволяет, начиная с дошкольного возраста заниматься играми с элементами эстафеты или аттракциона.
В дошкольном возрасте постепенно достигается автоматизация при выполнении некоторых основных и часто выполняемых действий. Опираясь на образец в своей памяти, малыш может вспомнить и совершить различные действия, основанные на задействовании мелкой моторики. То есть в этот возрастной период ребенок может уже по-своему шить, работать ножницами.
Развитие памяти у детей дошкольного возраста основывается и на активном освоении речевой функции. Словесная память у ребенка начинает развиваться благодаря прослушиванию и последующему воспроизведению стихов, сказок.
В этот период важно и общение не только с родителями, но и с детьми-сверстниками. Ребенок уже может воспроизводить когда-то прослушанный текст, также он способен рассказать и то, что происходило с ним.
То есть дошкольник учится делиться собственным опытом и знаниями.
У детей-дошкольников преобладает и непроизвольная память. Для того чтобы запомнить какую либо информацию ребенку в это время достаточно ощутить определенные эмоции в этот момент. То есть малыша может привлечь эмоциональная окраска сказки, стиха.
Ребенок часто обращает внимание на необычность вещи, на определенную контрастность. Начиная примерно от четырехлетнего возраста память ребенка начинает приобретать и некоторые особенности произвольного запоминания. В этот период ребенка можно уже целенаправленно учить запоминать.
Вначале цель запомнить должна формироваться взрослыми. В дальнейшем дошкольник уже сам может запоминать информацию, рассчитывая на то, что она ему пригодится в будущем. Впервые самоконтроль возникает у детей в четырехлетнем возрасте.
Дети от пяти и до шести лет уже могут полностью контролировать себя, специально запоминая, а затем и воспроизводя нужный им для осуществления каких-либо целей материал.
Особенности запоминания в дошкольном периоде заключаются и в формировании личных воспоминаний. То есть ребенок запоминает то, что каким либо образом отразилось на его жизни.
Это могут быть успехи в разных видах деятельности, яркие эмоции, возникающие при общении со сверстниками или родителями.
Малыш уже может долго вспоминать обиду, несправедливость, чувство боли, запоминающееся путешествие или развлечение.
Особую роль при развитии непроизвольной памяти у дошкольника играют постоянные наблюдения. Если внимание малыша целенаправленно заострять на явлении природы, объекте, то можно сформировать и долговременную память.
Развитие памяти произвольной у дошкольников быстрее происходит, если взрослые будут специально побуждать ребенка воспроизводить накопленный опыт. То есть нужно учить малыша определенным играм, пересказам сказок и стихов, сочинению различных историй.
Как научить ребенка запоминанию
Ребенка-дошкольника необходимо специально обучать искусству запоминания. Если малышу в дошкольный период уделять достаточно времени, то будет меньше проблем в начальной школе с усвоением новых знаний. Ребенок уже сам будет контролировать свой мыслительный процесс и будет обучен приемам скорейшего запоминания предложенной информации.
Овладение основными приемами запоминания в дошкольном возрасте зависит от таких условий:
- Содержания и характера предназначенного для ребенка материала. Дошкольник легче запоминает то, что ему интересно, вызывает какие-либо запоминающиеся эмоции и чувства.
- Характера процесса обучения. Необходимо правильно организовывать занятия с ребенком, нужно добиваться, чтобы запоминание становилось логической цепочкой.
- Ребенок должен знать для чего необходимо точное запоминание и последующее припоминание.
- Чтобы побудить ребенка к мыслительной деятельности и развитию долговременной памяти необходимо проверять результаты усвоения материала.
Нужному развитию произвольной памяти у дошкольников способствуют дидактические игры, во время которых дети должны следовать определенным правилам и соблюдать некоторые особенности порядка действий.
Характерные черты памяти у дошкольников
В дошкольном возрасте выделяют некоторые особенности формирования и развития запоминания. К ним относят:
- Преобладание у дошкольников образной непроизвольной памяти.
- Приобретение ребенком интеллектуального характера запоминания. Память неуклонно объединяется с мышлением и речью.
- Развитие словесно-смысловой памяти расширяет область познания ребенка.
- Начинает закладываться произвольная память.
- В дошкольном возрасте формируются особые предпосылки, которые процесс запоминания превращают в определенную умственную деятельность.
- Память начинает влиять на развитие ребенка как личности.
Достаточный уровень памяти у дошкольника повышает и уверенность ребенка в своих силах.
Как развивать умственную деятельность дошкольника
С ребенком-дошкольником обязательно необходимо заниматься. Правильно составленная программа его обучения позволит подготовить малыша к школе и станет началом его развития как личности.
Упускать дошкольный возраст нельзя, малыш в это время как губка способен впитывать информацию и от взрослых требуется только направить активность мозговой деятельности в нужное русло.
Разработаны и успешно применяются на практике определенные методики, помогающие развитию запоминания у ребенка и использованию памяти в любых жизненных ситуациях. Естественно, что в детсадах с детьми обязательно занимаются воспитатели по специальным программам.
Но не будет лишним направлять активность ребенка и дома в нужное русло. Существуют определенные упражнения, постоянное воплощение которых в жизнь, помогает тренировать разные виды памяти у дошкольников.
УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ ДВИГАТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ
Для выполнения этого упражнения необходимо несколько человек. Ведущим может быть взрослый или один ребенок. Этот человек должен выполнять роль «кукловода», заключается упражнение в выполнении следующих действий:
- Одному из детей нужно завязать глаза.
- «Кукловод», придерживая сзади ребенка за плечи, должен провести его по некоторому маршруту.
- Ведущему необходимо молчать. Сам ребенок должен выбирать свои действия, то есть он может сделать три шага вперед, затем на несколько шагов уйти назад. Также на этом маршруте малыш может подпрыгнуть, постоять на одной ноге, присесть.
- После завершения маршрута с малыша снимают повязку и предлагают ему повторить всю последовательность совершаемых им во время упражнения действий.
Упражнение нужно начинать с выполнения несложных для ребенка движений. Постепенное расширение задач позволяет усилить и двигательную память дошкольника.
УПРАЖНЕНИЕ, ТРЕНИРУЮЩЕЕ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ
Выполнять это упражнение несложно и очень интересно. Для этого необходимо предварительно подготовить две карточки с одинаковыми изображениями. На одной картинки у отображенного предмета один из элементов должен отсутствовать.
Сначала малышу показывают первоначальный вариант, предлагают его запомнить, а затем показывают другую картинку.
Вначале ребенок может долго искать отличия, затем постепенно он учится выявлять даже незначительные изменения в идентичных изображениях.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ АССОЦИАТИВНОГО ВИДА ПАМЯТИ
Взрослый человек должен назвать известный ребенку предмет, а он в свою очередь должен перечислять все те ассоциации, который возникают в момент образного представления этого предмета. Так мяч у ребенка ассоциируется с тем, что он круглый, прыгучий, твердый или мягкий, разноцветный.
Как видите некоторые упражнения на развитие памяти дошкольника совсем несложные, а их периодическое выполнение положительно отражается на умственной и психической деятельности дошкольника. Дети в дошкольном возрасте развиваются очень быстро и если родители не упустят этот момент, то в последующие годы будут бесконечно радоваться успехом своего малыша.
Источник: https://www.vospitaj.com/blog/osobennosti-formirovaniya-i-razvitiya-pamyati-u-detejj-doshkolnogo-vozrasta/
Виды памяти у детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст важный этап в жизни каждого ребенка. В этот период происходит развитие памяти. Чем старше ребенок становится, тем больше информации он усваивает. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.
Основные виды памяти
В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.
Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.
Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:
- зрительные — запоминание видимых образов;
- слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
- вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
- обонятельные — запоминание различных ароматов;
- тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.
Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств.
По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:
- Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
- Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.
Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).
Какая память преобладает у дошкольном возрасте
Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:
- У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
- От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
- В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
- У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.
Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.
Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте
Механическая память
У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.
Зачем необходимо развивать память дошкольников
Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить. Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше. Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.
Методики развития разных видов памяти у дошкольников
Память один из главных психических процессов, без которых невозможно развитие интеллекта малыша. Этой теме посвящено много дипломных работ,курсовых, а также рефератов. Специалисты разрабатывают новые приемы и методики, которые улучшают когнитивные способности ребенка.
Тренировать и улучшать зрительную процессы запоминания нужно с раннего возраста. Суть применяемых методик в запоминании и в дальнейшем узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Для детей постарше могут выбирать карточки с изображением букв и цифр. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.
Упражнение «что здесь не так». На столе лежит от 4 до 7 картинок, ребенку необходимо запомнить, что изображено на ней. Затем кроха оборачивается, воспитатель или родитель убирает одну картинку. Малышу необходимо понять, что изменилось.
Упражнение «что здесь не так»
Развитие слуховой памяти можно начать с изучения, звучания музыкальных инструментов. Хорошо усваивается информация во время прочтения стихов, поговорок. Новые слова со временем войдут в активный словарь ребёнка.
Для тренировки долговременной памяти можно поиграть в «вспомнить все». Пусть малыш припомнит и расскажет о событиях вчерашнего дня. Рассказ должен быть максимально подробным.
Методики развития произвольной памяти у дошкольников
Произвольная память направлена на запоминание определенной информации, ребенок ставит перед собой задачу сначала запомнить, а затем вспомнить.
Важно! Развитие произвольной памяти, одна из предпосылок готовности ребенка к усвоению и обучению в школе.
Развитие произвольной памяти включает такие этапы:
- выделение цели;
- внимательно выслушать задание;
- активное запоминание нужной информации.
Для тренировки можно зачитать дошкольнику десять не связанных по смыслу слов. Затем после прочтения ребенок должен воспроизвести их. Засчитываются только правильные ответы. Данная методика позволяет наблюдать затем, как развиваются умственные способности ребенка за определенный период времени.
Для занятия понадобится пять разноцветных карточек. В течение пятнадцати минут малыш должен запомнить, где и как лежат карточки. После чего они закрываются листом бумаги. Малыш должен самостоятельно разместить, цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходником.
Память дошкольников характеризуется развитием наглядно-образного запоминания.Маленьким детям свойственная фотографичность, что видят то и помнят. Это значит, что наглядный материал воспринимается лучше вербального.
Чтобы запомнить стих, ребенку необходимо несколько раз его повторять. Чтобы дети не потеряли интерес к стихотворению, можно использовать картинки по смыслу. После завершения прослушивания, малыш легко воспроизведет то что увидел.
Такой метод ускоряет изучение стихотворения.
Картинно-графическая схемы к потешке «Наша Маша» Н.Бурачевской
Успех методики заучивания стихов на основе картинно-графических схем зависит от формирования смысловой связи между строками стиха и картинкой. Изображение помогает малышу, осмыслит и повторить услышанное. Две или четыре строчки сопровождаются определенным рисунком.
Развитие образной памяти у детей
Образная память тесно связана с запоминание и воспроизведением прошлого опыта. Детям трех — шести лет легче запомнить именно образы, они могут быть как единичными, так и множественными.
К методам развития образной памяти относят:
- самоконтроль;
- упражнения;
- игры;
- наклонности;
- интересов.
Успех данных методик зависит способность вызывать интерес у малышей. Для игр стоит выбирать объекты сложных форм, ярких цветов, различных оттенков.
Тренировка образной памяти
Эффективнее всего будут групповые занятия. Создать группу можно из членов семьи или привлечь детей со двора.
Существует несколько вариантов тренировок:
- «Бросай-лови». Дошкольники делятся напары. Каждому игроку дают мяч. После того как прозвучит слово стоп или цифра, дети бросают другу мяч, цель поймать его.
- «Назови слово». Взрослый называет букву, ребенок должен придумать слово на нее. Если малыш не знает или ищет кратчайший путь, может воспользоваться подсказкой других участников.
Полезны также индивидуальные занятия. Собираясь на прогулку, кроха может перечислять одежду, прежде чем надеть ее. Малыш, не видит вещей, должен назвать цвета и наименования.
Важно! Можно продемонстрировать рисунки с различными ситуациями. На одном рисунке изображена реальная ситуация, на второй вымышленная. Дошкольник должен назвать вымышленную ситуацию. Ребенку зачитываются 10 или 12 слов, из которых необходимо составить осмысленный рассказ.
Ребенку без хорошей памяти трудно добиться успехов. Приемы легкого запоминания облегчат заучивания новой информации:
- Совместное чтение книг с родителями. Затем идет предсказывания текста, обсуждение героев. Такой прием развивает любознательность и улучшает процесс заучивания в краткие сроки.
- Пусть ребенок учит стих по паре строчек, но каждый день, пока не выучит весь.
- Яркие презентации облегчают процесс заучивания.
- Организация режима сна и отдыха помогает усвоению информации. Это значит, чем больше надо запомнить, тем качественней должен быть сон. Ребенок должен проводить не менее 2-3 часов на свежем воздухе.
- Некоторые продукты улучшают память. В рационе ребенка должны присутствовать, яблоки, виноград, авокадо и молочные продукты.
Процесс усвоение новой информации во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют своему чаду. Наиболее ранние воспоминания включаются процесс становления личности, именно в этом периоде у дошкольников преобладает внимание и память. Развивающие игры, чтение книг, рисование и пение все это способствуют развития запоминания.
Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/razvitie-pamati-u-detej-doskolnogo-vozrasta