Последнее обновление статьи: 13.05.2019
Что такое физическое развитие и чем оно важно?
В общем случае физическое развитие предполагает изменение морфологических (строения, объем мышц) и функциональных (развитие силы, ловкости, точности движений, выносливости и т. п.) особенностей организма младшего дошкольника.
Грамотно выстроенная система активных упражнений для детей способствует совершенствованию аппарата движения и скелета дошкольника, его сердца и сосудистой системы, которой пронизано все тело.
Физическая активность нормализует работу ЦНС, способствует умению малютки координировать работу мозга и конечностей, иными словами, способствует отработке ловкости, улучшает функциональные возможности органов дыхания.
Вероятно, мегаполисы имеют свои плюсы, но для формирования человеческого организма это самая неблагоприятная среда. Вкупе же с экологическими проблемами и низкой физической активностью такое существование становится фактором риска развития разных заболеваний.
Физическое развитие, предполагает не только зарядку, но и комплекс закаливающих процедур, прогулки на свежем воздухе, активные игры с необходимостью подключения мнестических (памяти) и мыслительных функций.
Такие занятия формируют не только тело малютка, но и его ум. Способность переносить и преодолевать трудности, улучшают иммунитет, благодаря чему увеличивается резистентность (устойчивость) организма дошкольника к вирусным инфекциям. В этом же возрасте активно прививаются элементарные гигиенические навыки.
Еще одна функция движения в этом возрасте – это роль клапана, который позволяет сбросить эмоциональное и нервное возбуждение. Процесс активной деятельности позволяет психики малютки сохранять равновесие и стабильность.
Двигательная активность детей позволяет им развивать не только данные физического плана, но и волевые качества, позволяющие преодолевать трудности.
Выполняя упражнения, тренирующие тело, дети познают окружающий мир и учатся самостоятельности.
От физического труда детей раннего дошкольного возраста зависит их здоровье, так как при должной активности стимулируется работа легких, эндокринных желез, улучшается пищеварение, во-первых, благодаря активизации перистальтики, во-вторых, усилению всасывания полезных веществ. Значительно улучшается терморегуляция и теплообмен, тренируется сердце и вся сосудистая система. Если ребенок 3-4-х летнего возраста уделяет физическим занятием не менее 2-х часов в сутки.
Как оценивается развитие?
Оценка проводится комплексно. Это позволяет оценить гармоничность дошкольного развития и исключить одностороннее совершенствование одного параметра в ущерб другому. Основные оцениваемые параметры – это возможности тела ребенка, уровень их совершенства и телосложение.
Возможности организма можно разделить на две основные группы. Это возможности основных энергообеспечивающих систем малыша и основных качеств развитости тела малютки: ловкости, равновесия, быстроты, точности, способности переносить длительные нагрузки и силы.
При этом нужно учитывать особенности крохи, зависящие от возраста. В 3-4 года у крохи недостаточно развита устойчивость тела при движении, и имеются ограничения в навыках при динамических нагрузках. Это связано с тем, что у них в сравнительно быстром темпе растет костная ткань. Активно развивается ЦНС и периферическая нервная система и мышцы, укрепляются связи между ними. То есть системы, которые призваны обеспечивать движение, находятся в стадии активного роста и совершенствования.
Оценка проводится обычно после проведения нескольких развивающих занятий и батареи игр. Обычно такая проверка проводится среди организованных детей. Но и родители могут оценить уровень развития своего малютки. У дошкольников 3-4 лет скорость проверяется:
- по времени приседания (сколько раз присядет кроха за 20 с);
- по подъему туловища относительно пола (сколько раз поднимет туловища за 10 с).
Выносливость оценивается с помощью функциональных проб или при преодолении крохой разных по длительности дистанций. Сила оценивается с помощью динамометрии. Но можно это сделать путем проведения несложных физических тестов:
- вис на согнутых руках (сколько секунд или минут кроха в состоянии провисеть);
- бросок мяча (упражнение выполняется из положения сидя, с ногами, расставленными как можно шире, мяч выбрасывается из-за головы и оценивается расстояние, на которое кроха может мяч забросить.
Определение ловкости проводится по времени разного типа бега: челночного с двумя поворотами (на 30 м) и змейкой (на 10 м). Гибкость оценивается с помощью выполнения разного рода наклонов, в том числе стоя на скамейке. Равновесие проверяется в двух формах: статике динамики.
Статическое равновесие проверить очень просто, нужно чтобы кроха стал в позицию, при которой ноги занимают положение «пятка-носок». Это значит, что стопы стоят в одну линию одна за другой.
Носок ноги, которая будет стоять сзади, должен вплотную стоять к пятке ноги, стоящей впереди. Руки опущены вдоль тела, тело стоит прямо, кроха смотрит вперед. В идеал в такой позе малютка должен простоять в течение трех минут.
При проведении теста оценивается не только время, которое дошколенок способен поддерживать эту позицию, но и положение туловища, и балансировку.
Физические особенности младших дошкольников
Дети 3-4 летнего возраста высокоактивны, но имеют неустойчивость тела в статике. У детей этого возраста ограничены возможности, связанные с движением.
Особенности их физического развития включают довольно хорошую развитость мышц верхней части тела, особенно плеч.
Но при активной деятельности детям этого возраста недостает ловкости, то есть при участии в работе больших мышечных групп наблюдается слабая согласованность движений.
Малыши этого возраста очень устают от однотипной деятельности и необходимости сохранять стабильную позу. Это нужно учитывать при составлении программы тренировок дошкольников.
Для младших дошкольников очень важны занятия на природе (открытом воздухе), более чем для детей старшего возраста.
Это обосновано структурой тканей легких, которая развита не полностью и строением верхних дыхательных путей от носовых ходов до бронхов. Они относительно узки.
Это уменьшает пропускную способность дыхательных путей. Воздух, особенно при выполнении упражнений, с затруднением поступает в легкие.
Кроме того, диафрагма у деток расположена высоко, из-за этого амплитуда вдоха-выдоха относительно мала.
Это значит, что дыханий детей 3-4 лет от роду поверхностное и значительно более частое, практически в два раза по сравнению со взрослыми (ЧД ребенка – 30 раз в минуту, ЧД взрослого – 16-18 раз в минуту). Емкость легких в дошкольников 3-4 лет составляет всего около полулитра.
Такие особенности приводят к не очень хорошей вентиляции легких, чтобы избежать застойных явлений в легочной ткани, деткам нужна физическая активность и именно на свежем воздухе.
Сердце детей этого возраста хорошо приспособлено к нуждам деток, оно активно поставляет кровь к тканям, имеющим высокую потребность в кислороде и питании. Сосуды дошколенка шире, чем у взрослого, кровоток ускорен, относительный объем крови больше. Нормой ЧСС у дошколенка считается порядка 100 ударов в минуту.
Но нервная регуляция миокарда 3-х летнего малыша несовершенна, поэтому он легко сбивается с ритма. При интенсивной или длительной нагрузке сердце быстро устает. Поэтому младшему дошкольнику нужна перемена занятий, в этом случае миокард быстро восстанавливается.
Поэтому активные игры должны быть кратковременны и чередоваться с отдыхом.
У младших дошкольников ЦНС совершеннее, чем у младших детей. Клетки мозга заканчивает свое созревание. Мозг визуально, и по весовым показателям уже близок мозгу взрослого человека.
Но ЦНС еще неустойчива, поэтому дети быстро переходят от спокойного состояния к возбужденному.
Это основная причина, по которой подбирать упражнения для младших дошкольников нужно осторожно, не стоит обеспечивать их длительной нагрузкой на пределе возможностей.
Следует помнить, что костная ткань еще только строится. Нужно помнить, что особенности костей и связочного аппарата ребенка не позволяют давать ему сверхсильные или сверхдлительные нагрузки. Они отражаются на формировании скелета и структуре костей.
И могут стать причиной деформации отдельных костей, в том числе их гипертрофии. У малютки много хрящевой ткани, костная система в целом очень подвижна и податлива. Нужно следить не только за осанкой крохи.
Нужно статическую нагрузку, потому, что стопа до 4-х лет имеет несколько уплощенный свод и при чрезмерной нагрузке, как по весу, так и по длительности, у детей формируется тяжелое плоскостопие. У младших дошкольников сохраняется повышенная эластичность связок.
Рост мышц происходит благодаря утолщению отдельных мышечных волокон. Но в 3-4 года костно-мышечный аппарат, если рассматривать его в совокупности, относительно слаб и ребенок не способен переносить нагрузки.
При подборе упражнений для деток младшего дошкольного возраста надо учитывать, что у них не выработалась еще четкость двигательных действий при ходьбе.
Если с детьми не проводили интенсивные занятия, они плохо отталкиваются от земли, поэтому не могут полноценно прыгать, особенно через препятствия, и бегают с упором на всю стопу.
У них наблюдается недостаток ловкости и согласованности движений при игре с мячом, хотя сама игра доставляет удовольствие.
При любых занятиях с младшими дошколятами следует помнить, что малыши быстро утомляются, отвлекаются и переключаются на другие занятия. Это касается и физического и интеллектуального развития.
Дошколята очень активны, и стимулировать их деятельность физического плана нет надобности. Деятельность нужно дозировать, направлять на гармоничное развитие всех необходимых функций, и перемежать с интеллектуальными занятиями.
Кроме того, в этом возрасте физкультура полезнее спорта.
Основные навыки 3-4 летнего дошкольника
Определить в норме ли физическое развитие можно, наблюдая за играми для совершенствования ловкости, координации и силы. К трем годам малыш должен обучиться:
- шагать крупным и мелким шагом, использовать в игре приставные шаги и подскок;
- двигаться на носочках;
- менять темп своих движений;
- играть обеими руками одновременно;
- если игры совместные, то дети должны уметь двигаться, держась за руки;
- дошколята должны уметь двигаться, следуя заданному направлению и преодолевать преграды (цепочкой прямо, змейкой, по кругу, обходя предметы);
- повторять продемонстрированные им действие, сохраняя их последовательность;
- прыгать на месте либо через мелкие препятствия;
- держать равновесие при ходьбе под наклоном;
- двигаться спиной вперед;
- крутить педали с уверенностью;
- хорошо и правильно ходить по лестнице.
Как развивают тело малышей?
С помощью коллективных подвижных игр, которые обычно проводятся в ДОУ, если дошкольник находится дома, его нужно обучать кататься на велосипеде (3-х колесном).
Отработки ловкости и координаторных навыков помогают упражнения с разведением рук в стороны, подъемом их вверх и наклоны тела, а также хождение по приподнятому над полом предмету (доске) либо по полу, удерживать на одной линии и ставя ноги в позе пятка-носок. Усложнить упражнение можно, давая крохе в руки стакан с водой.
Хорошим способом улучшения физического развития является игра в классики, хождение змейкой, огибая предметы, и бег на носках.
Основой физического развития младших дошкольников является бег трусцой до полукилометра, приседание (5 раз на подход), прыжки с невысоких предметов и перепрыгивание низких препятствий, качание пресса, кувырки (не более 5 в день), прямой вис и качание на любых предназначенных для этого приспособлениях (кольца, турник).
Усложнить вис можно предлагая крохи подтянуть ножки к животу. Хорошо способствуют физическому совершенствованию игры с мячом (руками и ногами): катание по ровной поверхности, броски. Ловить мяч малыш должен двумя руками. Нужно следить за осанкой своего чада. Меняя активные игры на пассивные с раздаточным материалом (песок, пластилин и т. п.), помните, что суставы крохи легко деформируются. Поэтому материал должен быть мягким.
Источник: https://rebenokrazvit.ru/deti-doshkolnogo-vozrasta/fizicheskoe-razvitie-deti-doshkolnogo-vozrasta/razvitie-fizicheskix-navykov-rebyonka-v-3-4-goda.html
Особенности развития физических качеств детей дошкольного возраста
Глава 2
Характеристика
и особенности физических способностей детей дошкольного возраста
Первые
годы жизни ребенка характеризуются
быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются
морфологические показатели: рост и
масса тела, обхват грудной клетки.
С рождения до трехлетнего возраста заметно
возрастают возбудимость и лабильность
нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы
ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.
При организации
физического воспитания детей раннего
возраста следует помнить о физиологической
слабости их костной системы и
мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.
В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке.
Поэтому в процессе физического
воспитания необходимо учить детей
правильному выполнению того или
иного упражнения, так как возникший
навык прочно и надолго закрепляется.
Заученные с ошибками простые
движения сделают невозможным в
будущем правильное формирование более
сложных двигательных навыков, а
это будет затруднять полное раскрытие
двигательной одаренности ребенка.
В раннем возрасте ребенок не может развиваться
правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у
трехлетних — не менее 60%.
Постепенно, по мере развития движения у детей
приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга
процессы иррадиации преобладают над
процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью.
Внимание в этом возрасте еще неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.
B период
от 3 до 6 лет (дошкольный возраст)
все размеры тела увеличиваются
относительно равномерно. Годичный
прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около
2 кг.
Но к концу этого периода
начинается ускорение роста: за
год ребенок прибавляет 8—10 см.
Такой
бурный рост связан с эндокринными
сдвигами, происходящими в организме
(второй период быстрого роста
проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое
созревание).
У детей
дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам
длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более
чем в 2,5 раза, а длина ног —
более чем в 3 раза.
Рост
мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются
мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается
мышечная сила.
Однако из-за быстрой
утомляемости мышц и относительной
слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга.
Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое.
При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.
Ранний
и дошкольный возраст характеризуются
значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии.
С возрастом
количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность
двигательной активности — среднее
количество движений в минуту —
составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет.
Это значит, что разовая продолжительность
движений очень мала — в среднем
от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям
свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное
напряжение и отдых различных
групп мышц, поэтому дети и не устают.
Учитывая эту особенность, следует
обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия
для разных движений.
Бег, прыжки, метания, те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.
§2.1Сила
Одним из компонентов физических способностей человека является мышечная сила. Сила — это способность человека совершать действия с определенными мышечными напряжениями. Сила тесно связана с выносливостью и быстротой.
Обычно, когда говорят о мышечной силе человека, речь идет о максимальной произвольной силе. Осуществление мышечного действия протекает при произвольном усилии и стремлении максимально сократить необходимые мышцы.
Максимальная произвольная сила зависит от двух групп факторов, влияющих на ее величину: мышечных и координационных.
Сила
в иной мере зависит проявление всех других физических качеств. При различном характере работы опорно-двигательного аппарата сила мышц приобретает специфические особенности, что особенно ярко проявляется при повышении уровня физической подготовленности
Развитие
силы мышц может быть достигнуто благодаря
увеличению веса предметов, применяемых
в упражнениях (набивной мяч, мешочки
с песком и др.); использованию
упражнений, включающих поднятие собственной
массы (прыжки), преодоление сопротивления
партнера (в парных упражнениях).
В детском
саду следует использовать разнообразные
упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.
Учитывая
анатомо-физиологические особенности дошкольников, не следует стремиться к максимальным результатам и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма.
§2.2 Выносливость
Выносливость
– способность человека выполнять
физические упражнения допустимой интенсивности
возможно более длительное время.С возрастом она изменяется неравномерно, но с постоянной направленностью в сторону увеличения.
Выносливость
специфична: она проявляется у
каждого человека при выполнении определенного вида деятельности, поэтому
различают общую и специальную
выносливость. Общей выносливостью называют способность в течение продолжительного времени выполнять работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и предъявляющую высокие требования к сердечнососудистой и дыхательной системам.
Выносливость
по отношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной. Существует столько
видов специальной выносливости, сколько имеется видов спортивной специализации (силовая, скоростная, прыжковая и т.д.).
Проявление
выносливости всегда связано с понятием усталости. Усталость — это субъективное переживание признаков утомления. Она наступает либо в результате утомления организма, либо вследствие монотонности работы. Для развития выносливости важно формировать
у спортсменов положительное
отношение к появлению чувства
усталости и обучать психологическим
приемам его преодоления.
В зависимости
от типа и характера выполняемой
работы различают следующие разновидности
выносливости: 1) статическую и динамическую; 2) локальную (с участием небольшого числа мышц) и глобальную (при
участии больших мышечных групп
— более 50% всей массы); 3) силовую; 4) анаэробную и аэробную (т.е. способность
длительно выполнять глобальную работу с преимущественно анаэробным или аэробным типом энергообеспечения).
Развитие
выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому
упражнению.
Поэтому лучше всего
применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание
на коньках, санках, велосипеде, плавание и др.
Полезны также подвижные
игры, которые вызывают положительные
эмоции и снижают ощущение усталости.
§2.3 Быстрота
Быстрота- это способность организма за короткий промежуток времени преодолеть определенное расстояние.
Она зависит
от мышечной силы. Чем сильнее мышцы, тем быстрее они преодолеют сопротивление
нагрузки, инерции покоя, массы тела и т.д. наиболее ценным качеством
для спортсмена является скоростная сила, так как от нее зависит
частота движений.
Быстрота характеризуется
временем двигательной реакции, скоростью
одиночного движения, частотой движений.
Между отдельными проявлениями быстроты не всегда существует надежная взаимосвязь, так, высокая скорость движений может сочетаться с замедленной двигательной реакцией.
Быстрота
определяется подвижностью нервных
процессов, координацией мышц со стороны
центральной нервной системы, особенностями
строения и сократительными свойствами мышц. Развитие быстроты — это в сущности развитие способности быстро осуществлять движения.
Быстроту еще древние вырабатывали бегом, резкими прыжками. Эффективны стартовые ускорения, бег на короткие отрезки с максимальной скоростью. Увеличение максимальной частоты движений в различные возрастные периоды неодинаково. Наибольший ежегодный прирост отмечается у детей от 4 до 6 лет и от 7 до 9 лет.
В последующие возрастные периоды темпы прироста снижаются.
В настоящее
время принято различать два
типа мышечных волокон по структуре
и функциональным возможностям — быстрые (белые), способные развивать большую
силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособленные к длительной работе на выносливость, и медленные (красные), работающие в медленном, но длительном режиме. В быстрых мышечных волокнах преобладают анаэробные процессы энергообеспечения, а в медленных — аэробные (поэтому в них значительно выше кровеносных капилляров, выше содержание миоглобина, большая активность окислительных ферментов). Состав мышечных волокон обусловлен генетически, но тренировки на выносливость в определенной степени увеличивают количество красных мышечных волокон. Но при выборе спортивной специализации наследственный фактор является доминирующим. Например, у бегунов на короткие дистанции, прыгунов, метателей соотношение быстрых волокон существенно выше, чем у марафонцев.
Признавая значимость генетического фактора, не следует умалять роли внешней
среды. Генетическая информация может
реализоваться только в том случае, если она в каждом возрастном периода
будет оптимально взаимодействовать
с определенными условиями среды, соразмерными морфологическим и
функциональным особенностям развития организма в соответствующем
возрастном периоде.
Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная
легкость образования и перестройки
условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты.
Быстрота
развивается в упражнениях, выполняемых
с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего).
Развитию
быстроты способствуют скоростно-силовые
упражнения: прыжки, метание (толчок при
прыжке в длину и в высоту с
разбега, бросок при метании совершается
с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при
этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
§2.4 Гибкость
Гибкость- способность организма выполнять
упражнения с большой амплитудой. Гибкость зависит от состояния позвоночника, суставов, связок, а также эластичности мышц.
У детей
дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя
упражнениями на растягивание, которые
могут привести к необратимым
деформациям отдельных суставов (например, коленного).
Термин
«гибкость» более приемлем, если имеют
в виду суммарную подвижность
в суставах всего тела. А применительно
к отдельным суставам правильнее говорить «подвижность», а не «гибкость», например «подвижность в плечевых, тазобедренных или голеностопных
суставах».
Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность
движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений.
Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека, так как ограничивает перемещения
отдельных звеньев тела.
По форме
проявления различают гибкость активную и пассивную.При активной гибкости движение с большой амплитудой выполняют за счет собственной активности соответствующих мышц. Под пассивной гибкостью понимают способность выполнять те же движения под воздействием внешних растягивающих сил: усилий партнера, внешнего отягощения, специальных приспособлений и т.п.
Источник: http://yaneuch.ru/cat_91/osobennosti-razvitiya-fizicheskih-kachestv-detej/354149.2536840.page2.html
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста
- Физические качества – сложный комплекс биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно–силовые и временные характеристики движения человека
- Быстрота – способность человека совершать действия в минимальный для данных условий отрезок времени
- Средства развития: упражнения, выполняемые с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (бег медленный, быстрый и очень быстрый); подвижные игры; скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание; упражнения в размахивании, кружении, ударах, бросании и толкании легких предметов, поворотах, выполняемых с максимальной частотой.
- Ловкость – способность быстро овладевать новыми движениями и их сочетаниями, а также умение действовать в изменяющихся условиях правильно, быстро и находчиво
- Средства развития: физические упражнения в основных движениях ( ходьба и бег между предметами; с преодолением различных препятствий – пролезть в обруч, перепрыгнуть через предмет; метание, игры в мяч, прыжки, лазание); общеразвивающие упражнения с предметами различной формы, массы, объема; подвижные игры; совместные упражнения – вдвоем, небольшой группой – с мячами; применение необычных исходных положений (бег из положения стоя на коленях, сидя; прыжок из положения стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать); изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов
- Сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечного напряжения
- Средства развития: упражнения с повышенной сопротивляемостью : упражнения с набивными мячами; упражнения, включающие поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера ( в парных упражнениях); упражнения, отягощенные массой собственного тела : общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; упражнения в основных движениях ( различные прыжки, лазание, ползание)
- Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении
- Средства развития::выполнение физических упражнений с большой амплитудой; общеразвивающие упражнения с предметами и без них; стретчинг – система упражнений, направленных на повышение гибкости, подвижности суставов
- Выносливость – способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее интенсивности
- Средства развития: Циклические упражнения : бег, ходьба
- Значение физкультминуток, физкультурных пауз в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения
Физкультминутки – кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности. Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Длительность физкультминуток 1,5-2 мин.
Основные формы проведения физкультминуток
В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются, по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3-4 упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.
В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике.
В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма, негромкие, иногда плавные.
В форме выполнения движений под текст стихотворения. При подборе стихотворения обращается внимание на следующее:
- текст стихотворений должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
- преимущество отдается стихам с четким ритмом;
- содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей.
В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
- Требования к проведению физкультминуток
- · проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я 15-я мин занятия – в зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала);
- · упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
- · упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
Источник: https://megaobuchalka.ru/9/12660.html
«Физические качества у детей среднего дошкольного возраста»
- МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №197»
- Консультация для родителей
- «Физические качества у детей среднего дошкольного возраста»
Для детей среднего дошкольного возраста характерна высокая потребность в двигательной активности. В этом возрасте детям доступно овладение сложными движений и способами их выполнения, а также совершенствование некоторых элементов техник выполнения. Они способны достичь сравнительно высоких результатов ввыполнений движений, совершая их в различном темпе, с различной амплитудой, проявляя значительные скоростно – силовые качества и выносливость.
К основным движениям относятся ходьба, бег, ползание и лазанье, метание и ловля, упражнения в сохранении равновесия и прыжки. Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в игровых и жизненных ситуациях. Они стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек, стул), перепрыгивают через камешки, палочки, лужи, канавки.
Для детей среднего дошкольного возраста доступы наиболее простые виды прыжки: подпрыгивания на месте, с продвижением, спрыгивания (с высоты), прыжки в длину с места и с разбега, прыжки в высоту с места и с прямого разбега, прыжки через длинную и короткую скакалку. Сейчас, по моим наблюдениям дети малоподвижны, родителями уделяется внимание, в основном, умственному развитию детей, и крайне мало – физическому.
Прыжки оказывают положительное воздействие на весь организм детей — они способствуют развитию всех основных групп мышц, связок, суставов, особенно ног.
В процессе выполнения прыжков у детей развиваются физические качества — сила, быстрота, равновесие, глазомер, координация движений.
Прыжки помогают воспитанию волевых качеств: смелости, решительности, преодолению боязни, а также повышают эмоциональное состояние детей.
Прыжок – один из видов основных движений отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. Он относится к ациклическим, скоростно-силовым упражнениям. Техника прыжка состоит из следующих элементов (фаз): исходное положение, замах или разбег, толчок, полет и приземление.
При выполнении упражнений в прыжках необходимо обеспечить место приземления. Малыши могут спрыгивать на песок, взрыхленную землю, снег. Для детей, особенно в прыжках с разбега, следует иметь на участке или физкультурной площадке прыжковую яму, в зале – гимнастический мат, так как дети прыгают далеко и при этом приземляются на пятки.
Спрыгивать на траву небезопасно – можно поскользнуться. Желательно использовать и близлежащую спортплощадку. Хорошо спрыгивать с невысоких пеньков. Надо только убедиться в том, чтобы рядом не было сильно выступающих над землей корней.
Детям нравится спрыгивать с лежащего дерева, но оно не должно быть сгнившим, трухлявым (часто бывает под хорошей на первый взгляд корой березы прогнившая древесина). Для спрыгивания, перепрыгивания можно использовать и камни с плоской поверхностью, но предварительно надо проверить их устойчивость.
Не рекомендуется прыгать с мокрых камней, особенно в обуви. Любят дети спрыгивать с невысокого бережка в мелкую воду, поднимая брызги. Но при этом надо проверить дно, убедиться в отсутствии острых предметов. В зимнее время полезно спрыгивать со снежных валов, бугорков, высотой, соответствующей данной возрастной группе.
Прыгать со скакалкой следует на свободном от травы месте. Прыжки с разбега хорошо использовать при перепрыгивании кустика травы, земляного бугорка, снежного кома, канавки, дерева.
Список использованных источников:
-
Вавилова Е.Н. «Учите бегать, прыгать, лазать, метать.» – М., Просвещение,1983.
-
Гер – Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. М.., «Физкультура и спорт», 1998.
-
Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М., Просвещение, 1983.
-
Развитие движений ребенка – дошкольника Под ред. М. И. Фонарева.М., Просвещение, 1992.
-
Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. М., Владос, 2006.
-
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3 -4 лет. М,. Айрис – пресс, 2006.
Инструктор физической культуры: Карабулут Ирина Борисовна
Источник: http://detsadik197.ru/service/fizicheskie-kachestva-u-detej-srednego-doshkolnogo-vozrasta
Психологические особенности физического воспитания детей дошкольного возраста (Курсовая работа) — Results from #3
Подробности Опубликовано: 16 ноября 2010 Обновлено: 25 марта 2013 Просмотров: 62248
Страница 4 из 7
Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это — прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего.
К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др.
Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств (14).
Эта тема рассматривается в тесной связи со следующей, а именно с периодизацией воспитания физических качеств.
Обсуждение имен должно сопровождаться рассматриванием и анализом иллюстрируемого материала (графиков, диаграмм), отражающего особенности развития координационных способностей, умение сохранять устойчивую позу(равновесие),степень развитости общей выносливости, скоростно-силовых качеств у детей разного дошкольного возраста.
Обнаружено, что в проявлениях общей выносливости, силы, в сохранении равновесия и некоторых других способностях периоды наиболее интенсивного развития у мальчиков и девочек не совпадает. Это свидетельствует о половых различиях в темпах развития физических качеств.(7).
Нервная система детей дошкольного возраста отличается большой пластичностью, на основе чего у ребенка легко образуются новые условные связи.
Это свойство необходимо использовать для формирования в раннем возрасте различных двигательных навыков, а также навыков самообслуживания.
Однако организм дошкольника еще мало сопротивляется неблагоприятным условиям среды: у детей легко возникает желудочно-кишечные, простудные и другие заболевания (9).
Теория физического воспитания учитывает психофизиологические особенности детей дошкольного возраста: возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности, формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления, своеобразия преобладающего вида деятельности в связи с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и подготавливается «переход ребенка к новой высшей ступени его развития» (10).
На протяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствует показатели общей физической подготовленности детей.
У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 килограмм, у девочек с 20,4 до 43 килограмм. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 метров с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2,0 секунд, у девочек с 2,6 до 2,2 секунд.
Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики возрастает с 602,3 метра до 884,3 метра, девочки с 454 метра до 715,3 метра.
Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы прироста физических качеств по годам не совпадают.
Более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости от 3 до 4 лет, силовых способностей от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет обнаружены некоторые замедления силовых показателей.
Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников(5).
На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения направленные на развитие способности быстро выполнять движения.
Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными.
Желательно их повторить в разных условиях с разной интенсивностью, с усложнениями или наоборот, со снижением требований.
Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения : бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прелагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом.
Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции : 15, 20, 30 метров. При обучении быстрому началу движения применяется бег с ускорением по сигналам; старт из разных исходных положений.
Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, упражнения, подвижные игры на прогулке.
Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения : применение необычных исходных положений (бег и исходное положение стоя на коленях, сидя, лежа); прыжок из исходного положения стоя спиной к направлению движения; быстрая смена различных положений; изменения скорости или темпа движения; выполнения взаимосогласованных действий несколькими участниками. Могут быть использованы упражнения в которых дети прилагают усилия, чтобы сохранить Равновесие: кружиться на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.
Упражнения для развития силовых способностей делятся на 2 группы: с сопротивлением, которое вызывает вес бросаемых предметов и выполнение которых затрудняет вес собственного тела (прыжки, лазания, приседания). Большое значение имеет количество повторений : небольшое не содействует развитию силы, а чрезмерно большое может привести к утомлению .
Необходимо также учитывать темп выполнения упражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз должно выполняться.
В силовых упражнениях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклонным положениям туловища.
Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьшают кровяное давление в момент выполнения упражнения. Упражнения с мышечным напряжением целесообразно чередовать с упражнениями на расслабления.
Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера(ходьба, бег, прыжки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество групп мышц, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабления мышц, регулируется темп и продолжительность выполнения.(18).
В раннем и дошкольном возрасте важно решать задачи воспитания практически всех физических качеств.
В первую очередь следует обращать внимание на воспитание координационных способностей, в частности на такие компоненты, как чувство равновесия, точность, ритмичность, согласованность отдельных движений.
При освоении новых движений предпочтение отдается методу целостного разучивания. При расчленении движений ребенок теряет его смысл, а следовательно, и интерес к нему. Ребенок хочет сразу видеть результат своего действия.(15)
Источник: https://www.ckofr.com/doshkolnoe-vospitanie/152-psihologicheskie-osoben?start=3
Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста
Actionteaser.ru — тизерная реклама
- Основные психофизические качества личности.
- Основные психофизические качества личности.
- Сила – способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
- Быстрота – способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.
- Ловкость – сложное комплексное качеств, не имеющее единого критерия для оценки. Измерителями ловкости являются:
- – координационная сложность задания;
- – точность его выполнения;
- – время выполнения задания.
- Гибкость – морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризуется степенью подвижности его звеньев, определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений.
Выносливость – способность к длительному выполнению деятельности без снижения ее эффективности. Это способность противостоять утомлению.
Ловкость характеризуется быстротой и легкостью овладения новыми движениями – быстро обучаться, осознанно выполнять движения, быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки и всегда находить оптимальное решение. Как сложное комплексное качество ловкость не имеет единого критерия оценки. В каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной измеритель:
– координационная сложность задания;
– точность его выполнения;
Ловкость – довольно специфическое качество. Любое движение, сколь бы новым оно ни казалось, выполняется всегда на основе старых координационных связей.
Схематически можно представить, что человек каждый раз «строит» новое движение из большого числа элементарных «кусочков», каждый из которых был освоен и закреплен в процессе предшествующего двигательного опыта.
Тесно связана ловкость с быстротой и точностью сложных двигательных реакций.
- Воспитание ловкости складывается:
- Во-первых, из воспитания способности осваивать координационно сложные двигательные действия;
- Во-вторых, из воспитания способности перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.
- Существенное значение имеет повышение точности восприятия своих движений в пространстве и времени («чувство времени», «чувство пространства»).
- Основной путь в воспитании ловкости – овладение новыми разнообразными двигательными навыками и умениями.
- Быстрота выполняемых движений не ограничивается только перемещением отдельных частей тела (рук и ног), это перемещение всего тела. Можно отметить три основные формы проявления быстроты:
- – латентное время двигательной реакции;
- – скорость отдельного движения;
Эти формы проявления быстроты относительно независимы друг от друга. Можно отличаться быстротой реакцией и быть относительно медлительным в движениях и наоборот. Сочетание трех указанных форм определяет все случаи проявления быстроты.
Обычно быстрота проявляется комплексно.
Возможность достижения рекордных результатов в двигательной деятельности, связанной с проявлением скоростно-силового потенциала, обусловлена генетическим сочетанием в мышцах Быстрых и Медленных волокон.
Проявление быстроты многогранно. Это: быстрота двигательных реакций, способность переключаться в работе с одних мышечных групп на другие, быстро менять режимы работы.
Один из методов развития быстроты реакции заключается в кратчайшем по времени реагировании на внезапно появившийся сигнал.
Общим правилом при воспитании быстроты является необходимость выполнения упражнений в оптимальном состоянии, без признаков усталости. Дозировка упражнений осуществляется в соответствии с самочувствием занимающегося.
ГИБКОСТЬ
Измерителем гибкости является максимальная амплитуда движения. Возможность выполнить то или иное движение с оптимальной амплитудой и напряжением мышц определяется подвижностью в суставах, упругостью и эластичностью связок и мышц.
Наибольшее значение имеет подвижность позвоночника, особенно его грудного отдела, тазобедренного и плечевого суставов. Для воспитания гибкости используют упражнения с увеличенной амплитудой движения (упражнения на растягивание).
Можно выделить активную и пассивную гибкость.
- Активная гибкость – способность достигать больших амплитуд движения в каком-либо суставе за счет активности мышечных групп, проходящих через этот сустав.
- Пассивная гибкость определяется наивысшей амплитудой, которую можно достичь за счет внешних сил.
- Показатели активной гибкости меньше соответствующих показателей пассивной гибкости.
На гибкость, больше чем на другие физические качества, оказывает влияние суточная периодика. Так, в утренние часы гибкость значительно снижена. Колебания ее под влиянием разных условий надо учитывать при проведении занятий.
Гибкость отрицательно связана с силой: занятия силовыми упражнениями могут вести к ограничению подвижности в суставах. В процессе физического воспитания не следует добиваться предельного развития гибкости.
Ее надо развивать лишь до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений.
- Методика воспитания гибкости:
- – упражнения на растягивание выполняются по несколько повторений в каждом. Амплитуда движений увеличивается от серии к серии;
- – упражнения выполняют до появления ощущения легкой болезненности;
- – упражнения на растягивание дают наибольший эффект, если их выполнять ежедневно или даже два раза в день;
- – упражнения на гибкость удобнее всего давать занимающимся в виде самостоятельных заданий на дом.
Поначалу выполнение упражнений на гибкость необходимо хорошо разогреться. После активных упражнение увеличенная гибкость сохраняется дольше, чем после пассивных. Основную работу по развитию гибкости планировать и проводить в детском и подростковом возрасте. При правильно организованном процессе в последующие годы надо только поддерживать достигнутый уровень.
СИЛА
- Для обозначения силы, как двигательного качества, применяют термины:
- Силовые возможности, мышечная сила.
- Как известно, мышцы могут проявлять силу
- – без изменения своей длины (статистический, изометрический режим)
- – при уменьшении длины (преодолевающий, миометрический режим)
- – при удлинении (уступающий, плиометрический режим).
- Для сравнения силы людей различного веса пользуются понятием Относительной силы:
- Максимальная сила, которую может проявить человек, зависит, с одной стороны, от биохимических характеристик движения, с другой – от величины напряжения отдельных мышечных групп и их взаимного сочетания.
- Существуют три способа создания максимальных мышечных напряжений:
- – повторное поднимание непредельного веса до выраженного утомления «до отказа»;
- – поднимание предельного веса;
- – поднимание непредельного веса с максимальной скоростью.
- Соответственно различают три метода развития силы:
- – метод повторных усилий;
- – метод максимальных усилий;
- – метод динамических усилий.
От уровня развития силы зависит и степень развития других физических качеств – быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Одним из важных проявлений силы является Взрывная сила . где на первый план выступает способность использования силы в кратчайшее время.
Для развития силы используется вес собственного тела, гантели, гири, штанга, гимнастическая стенка, скамейки, вес партнера.
Статья по физкультуре (младшая группа) по теме:
Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста
Предварительный просмотр:
Развитие психофизических качеств у детей дошкольного возраста.
Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей индивидуально каждого ребенка.
Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила. быстрота. выносливость. ловкость. гибкость. Под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.
Развитие психофизических качеств происходит в тесной связи с формированием двигательных навыков. Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включая в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.
Данная статья находится в процессе верстки к печати. Журнал «Дошкольное образование»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста посредством
Спортивная акробатика помогает сформировать физически полноценного человека.
Actionteaser.ru — тизерная реклама
- Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста в разных формах организации двигательной деятельности в рамках реализации ФГОС ДО
- Взаимодействие инструктора по ФК и воспитателяв процессе физкультурно-оздоровительной работы.
- Доклад на тему «Роль творческих физкультурных занятий в развитии физических качеств у детей дошкольного возраста»
- Данный материал содержит описание опыта работы по использованию различных творческих физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.
- В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам и большинство дошкол.
- Консультация для родителей и педагогов Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.
Консультация для родителей и педагогов Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста. .
Статья Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики.
Цель: « Внести элемент спортивного нестандартного оборудования для развития физических качеств и вызвать интерес детей дошкольного возраста к физкультурным занятиям»Задачи:1.Способствовать формировани.
Оздоровительные игры для детей дошкольников.
Характеристика психофизического развития детей дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст. Это период активного накопления и использование всего арсенала движений, их вариантов и сочетаний. Этот возраст сензитивен к развитию быстроты, выносливости, мышечной силы, функции равновесия, основное внимание на развитие психофизических качеств.
Ребёнку 3 лет уже доступны и понятны некоторые элементы техники. Использование таких приёмов как: имитация, подражание, положительная оценка, игровые приёмы, способствуют развитию коордиционной точности и правильности выполнения движений.
В младшем дошкольном возрасте большинство игр сюжетного характера.
В играх малыши отражают впечатления, комбинируют их в соответствии со своими интересами, представлениями.
Это доставляет ребёнку положительные эмоции. В младшем возрасте малыши чрезвычайно подражательны, они копируют педагога, друг друга, животных и птиц. В исследованиях Н.
Полтавцевой подтверждена роль имитации в обучении младших дошкольников физическим упражнениям и, главным образом, в достижении достаточно высокого уровня точности воспроизведения движения.
Прежде всего, следует отметить, что этот возрастной период является временем раскрытия потенциально заложенных природой задатков детей.
Если не обратить на это можно упустить время для эффективного умственного развития ребёнка и его способностей. Американский учёный Торндайк отмечает, что к трём годам жизни ребёнок проходит полпути своего умственного развития. В этом же возрасте происходит заметное развитие образной и эмоциональной памяти.
Приём и анализ информаций происходит особенно активно только при эмоциональной активации. Значит, ребёнок должен быть прежде всего заинтересован в предлагаемой работе. А помочь в этом могут образные игровые элементы.
Средний возраст 4-5 лет.
С 4 до 7 лет – это период первого детства. С точки зрения нейрофизиологов, нейропсихологов, его начало – один из самых сложных этапов жизни ребёнка, который обозначается как критический.
В четыре года ребёнок заявляет о себе как о личности, но не всегда и не всеми взрослыми это воспринимается как факт. С этого возраста начинают формироваться способы поведения детей, свойственны только мальчикам и только девочкам. Дети этого возраста достаточно свободно ориентируются в пространстве. Они чувствуют движения, характеристику времени ( до, после, много, и т. д.). Всё это позволяет им тонко понимать и реагировать на требования взрослого и выполнять действия согласно им. Дети очень тонко чувствуют музыку, поэтому предпочтение в этом возрасте отдаётся проведение физкультурных занятий в сопровождении музыки.
Детям 4-5 лет становится интересными наиболее сложные движения и двигательные задания, требующие проявления скорости, ловкости и точности выполнения. Дети этого возраста хорошо осваивают разные виды ходьбы, оформляется структура бега, вот почему особое внимание обращается на то, чтобы дети бегали легко, ритмично, энергично. Внимание детей пятого года жизни приобретает всё более устойчивый характер, у них совершенствуется зрительное, слуховое. Осязательное восприятие. Они способны различать разные виды движений, представляют их смысл, назначение, овладевают умением выделять наиболее существенные элементы, выполнять в соответствии с образцом. Если в младшем возрасте использовались игры сюжетного характера, и роль исполнял педагог, в среднем возрасте появляются игры с правилами и роль можно давать ребёнку. В процессе игровой деятельности нужно добиваться от детей выполнения условий и правил игры.
В своей работе использую такие игры, которые способствуют развитию основным видам движений.
Источник: http://mozzy.info/razvitie-psixofizicheskix-kachestv-u-detej-doshkolnogo-vozrasta/