/
Семимесячный ребенок пытается не только сидеть, но и стоять. Когда его тянут за ручки в лежачем положении, он выпрямляется и, опираясь на взрослые руки, поднимается. Если его немного дольше продержать в этом положении, он как маленький лягушонок начинает ритмично сгибать и выпрямлять ноги.
Ребенок уже проявляет свой характер и не любит чужаков. Больше всего на свете он привязан к маме.
Малыш быстро растет, с каждым днем приобретает все больше навыков. Если после рождения он в основном спал, с ним было меньше хлопот, то сейчас он более активен. Постоянно требует к себе внимания, вертится как юла, проявляет свой нрав – ребенок познает мир.
Какие навыки малыш приобрел, что он уже умеет и как развивать ребенка в 7 месяцев – этими вопросами задаются многие родители.
Физическое развитие семимесячного ребенка
В этот период дети растут быстрее. В 7 месяцев ребенок весит приблизительно 8-9 кг, а рост его составляет 68-71 см.
Малыш, в положении на животе, умеет ползать назад и вперед, уверенно переворачиваться, хорошо держать голову. Лежа на спине, играет своими ногами.
Он способен без труда держать игрушки в обеих руках. Хватать предметы указательным и большим пальцем.
В настоящее время у ребенка продолжает развиваться мелкая моторика. В этом возрасте он не только свободно держит предметы в руках, но и управляет ими. При помощи взрослых, он может двумя руками пить из чашки или бутылочки.
Как развивать мелкую моторику ребенка в 7 месяцев
Семимесячный ребенок уже умеет сидеть без поддержки некоторое время. Слишком часто находиться в сидячем положении не рекомендуется. Развитие мышц в этом возрасте еще не достаточное, чтоб удерживать спинку. Можно повредить позвоночник. Ребенок сам устойчиво сядет, когда придет время и мышечная система будет готова к этому.
Многие детки в 7 месяцев стоят, держась за руки взрослых, тренируются, чтобы в скором времени совершить свои первые в жизни шаги. Примерно с 9 месяцев ребенок может поддерживать равновесие и уже ходить — начало долгосрочного развития, которое описано в следующих статьях этой рубрики.
- Полезные статьи:
- Недоношенный ребенок 7 месяцев: последствия
- Шестимесячный ребенок
- Недоношенные дети: последствия в будущем
- Развитие малыша в девять месяцев
- Развитие малыша в 8 месяцев
Первые зубы
У некоторых детей они уже есть, у других прорежутся чуть позже. Вообще самый первый зубик малыш может иметь уже в 4-5 месяцев. Прорезывание зубов часто беспокойное время для родителей.
Этот процесс может сопровождаться повышенной температурой, болезненностью и зудом десен, обильным слюнотечением. Кроха плохо спит ночью, капризничает, отказывается от еды.
Длится такое состояние несколько дней, пока зуб не прорежется.
Важно ! Когда режутся зубки, температура может держаться до 3 дней. Если она держится дольше этого срока, следует срочно обратиться к врачу. Если температура выше 38 градусов, это может сигнализировать об инфекции, которая легко может проникнуть в организм ребенка, когда режутся зубы и десны воспалены. При температуре выше 38 градусов – срочно к врачу !
Как облегчить состояние ребенка, когда режутся зубки:
-
- можно смешать несколько капель отвара ромашки или шалфея и столько же капель оливкового или другого растительного масла и аккуратно протирать смесью десна малыша. Это позволит немного снять воспаление и успокоить зуд;
- при температуре, если она невысокая (до 38 градусов) и переносится ребенком легко, то жаропонижающее давать не стоит. В случае, когда малыш тяжело переносит жар, можно сбить его препаратами, рекомендованными врачом. Температуру у ребенка в 7 месяцев сбивают детским Нурофеном (суспензия), детский Панадол (суспензия и свечи), Эффералганом. Обеспечить кроху обильным питьем, в том числе и соками;
Важно !
- Перед применением любых жаропонижающих и других лекарственных средств, следует проконсультироваться с врачом, а так же внимательно изучить инструкцию по дозировке и применению !
- устранить боль и зуд в деснах помогает специальный прорезыватель для зубов. Дети с удовольствием его грызут и кусают.
Эмоциональное развитие семимесячного ребенка
Ребенок в 7 месяцев демонстрирует более сильную связь с матерью. Требует ее постоянного присутствия и внимания. Он хочет, чтобы мама всегда находилась в поле его зрения, и не дает ей отлучиться надолго из комнаты. Просится на руки. Так ведут себя большинство малышей.
Надо знать !
Как развить ребенка в 7 месяцев:
- Когнитивное развитие – стимулируйте интерес ребенка, предоставляя ему, разнообразие опыта: дайте понюхать ему лимон, прикоснуться к холодному стеклу, покажите отражение в зеркале;
- Физическое развитие – позвольте ребенку свободно двигаться (под присмотром). Пусть он ползает, переворачивается, крутится на полу или кровати. Не сажайте его в ходунки. По мнению педиатров, они могут стать причиной неправильного развития тазобедренного сустава. Развивайте мышцы шеи ребенка. Для этого берите его за ручки, когда кроха лежит на спине, и слегка подтягивайте к себе, побуждая ребенка подниматься. Купите ребенку специальную чашку с носиком, чтоб у него была возможность самостоятельно пить из нее.
- Коммуникация – включайте малышу песни и стихи с простыми рифмами. Пойте ему и рассказывайте стишки для самых маленьких. Разговаривайте с малышом. Это способствует развитию речи и памяти.
- Социальное развитие – не изолируйте ребенка, он будет бояться незнакомых людей. Ходите с ним в парк, показывайте ему, играющих детей. Встречайтесь с друзьями и родственниками.
- Речевое развитие – в 7 месяцев ребенок спокоен только тогда, когда спит. В остальное время он ведет себя активно. Он произносит простые слоги в разных интонациях. Уже четче их выговаривает, запоминает и повторяет одни и те же слоги вновь – это еще одно достижение в развитии речи малыша. Но больше всего ему сейчас удается общаться с помощью жестов: тянет за руку, когда хочет игрушку, отталкивает ложку в сторону, если не хочет есть. Все больше и больше понимает, что ему говорят. Он уже не только знает свое имя, но и понимает значение таких слов как: «нет» и «дай».
Помните, что каждый ребенок уникален и развивается в своем собственном темпе.
Недоношенному ребенку потребуется больше времени освоить некоторые навыки, чем его ровесникам, которые родились в срок. Поэтому не стоит волноваться, он догонит сверстников.
Если у вас есть вопросы по развитию вашего ребенка, обратитесь к врачу.
Источник: https://babyangelok.ru/posle-rodov/kalendar-razvitiya/kak-razvivat-rebenka-v-7-mesyatsev-rekomendatsii-dlya-roditelej/
Режим ребенка 6-7 месяцев
Режим дня в 6-7 месяцев строится исходя из возрастающих потребностей ребенка в движении. Время, выделяемое на сон, сокращается и увеличивается продолжительность игр и занятий с ребенком.
Пока он может и не ползать, но количество часов бодрствования все равно увеличивается, его игры становятся активнее. Ребенок учится ползать часто благодаря своему природному любопытству и интересу ко всему новому.
Его привлекают все предметы, не доступные ему и он стремиться до них достать.
Сон малыша
В 6-7 месяцев кроха спит два или три раза в день. Если малыш отказывается улечься на сон третий раз, вполне возможно, что он и без этого достаточно высыпается. Но все же старайтесь помогать ему засыпать, иначе проблемы могут быть и с ночным сном.
Активные игры малыша старайтесь организовать сразу после сна, чтобы перед следующим уходом на сон он наигрался, успокоился и расслабился. Перед сном, особенно ночным, организуйте малышу чтение книг и рассматривание картинок, водные процедуры и тихое, спокойное общение.
Постарайтесь, чтобы два дневных сна малыша происходили днем, и последний раз не откладывался на вечернее время. Ведь тогда ребенок может долго не заснуть в привычное ему время на ночной сон, время сдвинется и нарушится весь режим.
Ребенок может лечь спать сразу после обеда и после полдника около 16-17 часов. Тогда он успеет наиграться и достаточно устать к ночному сну.
Ребенок 6 месяцев | Прикорм с 6 месяцев | Развивающие игры | Развитие ребенка 6 месяцев
Активные занятия в 6-7 месяцев
День малыша 6-7 месяцев начинается обычно с утренней гимнастики. Мама помогает малышу делать несложные движения ручками и ножками, а малыш благодаря таким занятиям развивает мышцы и получает драгоценные минуты общения с любимой мамочкой. Позавтракав, малыш обычно отправляется на первую прогулку.
Летом она продолжается 2-3 часа в зависимости от желаний мамы и малыша. Таких прогулок теплым летним днем может быть до трех. Малыш теперь сам выбирает — засыпает ли он на улице, либо продолжает изучать все, что его окружает. Главное не следует оставлять малыша без присмотра. Он уже достаточно активен, чтобы случайно перевернуть коляску или вывалится из нее.
Если малыш уже сидит, пора пересаживаться в прогулочную коляску, только изначально установите спинку в полулежачее положение. Малышу будет интереснее наблюдать за окружающим миром, не выглядывая из-за бортиков, а полусидя в прогулочной коляске. Зимой гулять следует не более одного часа за одну прогулку.
Малыш зимой чаще всего засыпает, уютно закутанный в теплую зимнюю одежду. Температура воздуха ниже 15 градусов является запретом для прогулок детей до года.
Купание
Ребенок 6-7 месяцев уже не просто купается, купание для него превращается в интереснейшее приключение на воде. При желании его вполне можно купать уже в большой взрослой ванне, ведь места для игры там гораздо больше. Но воды в ванну наливайте немного, чтобы сидящему ребенку было воды по пояс. Игры с водой развивают мышление малыша и закаливают его. Познакомьте малыша с стаканчиками и пластиковыми бутылочками, с помощью которых можно переливать водичку. При купании в ванной комнате не должно быть прохладно, оптимальная температура воздуха – 22 градуса. Вода должна быть приятной, комфортной температуры. Необходимо больше места, поэтому можно перенести водные процедуры в большую ванну. Воды наливается немного, так чтобы ребенок сидел в ней по пояс. Игры в ванне отлично развивают малыша и способствуют закаливанию. Водичка должна быть теплой, а температура в ванной комнате не менее 22 градусов. Перед купанием можно дать ребенку игрушки и показать, как интересно переливать водичку из одного ведерка в другое, или как плавает по воде уточка и т.д. Питание ребенка в этом возрасте разнообразится прикормом, при этом большинство кормлений смесью или грудным молоком остается. Новая пища является ценным источником энергии для малыша, начинающего более активный образ жизни.
Режим дня ребенка 6-7 месяцев основывается на его возрастающей активности. Малыш больше двигается, расходует больше энергии, чаще бодрствует и много гуляет в теплое время года.
Рейтинг: +6 6 Голосов 43130 просмотров
Источник: https://SemYa.tv/kalendar/rezhim-6-7-mesyacev.html
Уроки речи : месяц 7
Во втором полугодии малыш семимильными шагами осваивает окружающий мир на качественно новом уровне, исходя из более высоких психофизических возможностей по всем ведущим линиям развития (сенсорное, социальное, речевое, моторное и др.).
Знаменательно, что малыш овладевает ползанием. Он начинает самостоятельно перемещаться в пространстве. Ползание — одно из базовых движений человека, наряду с ходьбой, бегом и лазанием. Это первое из всех основных движений, и именно его ребенок осваивает в 7 месяцев.
Ползание способствует укреплению вестибулярного аппарата, умению ориентироваться в пространстве, активизирует обмен веществ, рост и развитие малыша. К концу 7 месяца ребенок начинает ползать подолгу и в разных направлениях.
Овладение малыша этим навыком выводит маму и ребенка на новый уровень общения, в котором взрослый начинает выступать в роли партнера, но для этого мама должна создать определенные условия.
Во-первых, как только малыш перешел от подползания на ручках (в 6 месяцев) к ползанию, мама выбирает самое удобное место в комнате, стелет на пол ковер или большое одеяло. Здесь ребенок будет овладевать новым навыком.
Хорошо, если это пространство как-то огорожено: стеной, креслами и пр.
И, конечно, оно должно быть безопасным: никаких острых углов, падающих сверху предметов, открытых розеток, зазоров, щелей, в которые малыш может засунуть пальчик.
Во-вторых, имеет значение расположение взрос¬лого в этом новом пространстве. Для общения с малышом маме рекомендуется сесть на колени.
Важно быть в позиции не «над», а «рядом» с ребенком, потому что стоя над малышом, взрослый так далек от него в прямом смысле слова, что кроха не может ни видеть, ни слышать, ни откликаться на слова, ни подражать взрослому мимически и вокально.
В этом случае ребенок находится в так называемом «социальном вакууме». Поэтому важно, чтобы взрослый опустился на пол, а его лицо находилось на уровне лица крохи.
На 7 месяце у малыша возникает социальная потребность во взрослом, который «по-деловому» общается с ним, играет, открывая крохе все новые и новые свойства окружающих предметов и игрушек. Малыш начинает испытывать привязанность к тому, кто находится рядом с ним.
Можно сказать, это ключевой момент в дальнейшем их общении, в том числе и речевом. Малыш как бы вглядывается в близкого взрослого, который становится более понятен ему в эмоциях, мимике, жестах, словах, движениях, поступках и которому ребенок начинает подражать.
Овладевая ползанием, малыш действует самостоятельно: он избирает цель передвижения, устанавливает темп перемещения и меняет направление, осуществляя свои желания: например, достать игрушку, увидеть источник звука, приблизиться к маме, посмотреть, что лежит в коробке или куда закатился мячик.
Окружающие малыша яркие предметы и игруш-ки побуждают его ползком преодолевать пространство, чтобы завладеть ими. Мама находится рядом с ребенком на ковре. Она организует игры с шариками, кольцами, кубиками, игрушками-зверятами, показывает действия с предметами — прокатывание, скатывание, проталкивание, нанизывание, выкладывание, складывание и др.
Ручки ребенка становятся более умелыми, он переходит от 1-2 действий к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, но взаимосвязанных движений ознакомительного характера. Предметная деятельность начинает играть стратегически важную роль в общем развитии ребенка и формировании речевых навыков.
В процессе предметных игр со взрослым малыш слышит названия игрушек (и других предметов) и действий с ними. Он начинает понимать фразы, подкрепленные конкретным жестом, и запоминать наименования предметов: «На! Возьми!», «Ползи ко мне!», «Держи шарик!» Те-перь на вопрос: «Где?» ребенок легко находит взглядом названную взрослым игрушку.
Пребывая в хорошем настроении, малыш лепечет, прислушиваясь к издаваемым звукам. Так он закрепляет свои новообретенные речевые навыки. Вместе с тем кроха «творит», «изобретает» звуки. Теперь вы слышите в лепете сочетания двух звуков типа «эу-у», «ау-у» и трех звуков типа «ауэ», «эаы» и др. Малыш «играет» гласными фонемами и, как бы экспериментируя, исполняет свой неповторимый вокал.
Так ребенок поэтапно готовится к овладению способностью говорить.
Далее малыш начинает пробовать произносить гласные в сочетании с согласными звуками. Вначале слышатся: «а-ам», «у-у-ва», а затем «меме», «бабе», «баба», «няня» и т.д.
Так возникает который становится «звездным» достижением 7 месяца жизни. Следует заметить, что смыслового содержания в детском лепете нет, но он становится интонационно более выразительным.
На 7 месяце появляется интонация просьбы, которую на 8 месяце малыш уже умеет достаточно четко выражать.
В этот период следует продолжать практику речевого общения взрослого с ребенком на основе звукосочетаний, встречающихся в лепете малыша. Наряду с вопросом «Где?» вводится речевая конструкция утверждения: «Это петушок Кука, а это — собачка Авва». Затем следует вопрос: «Где Кука, а где Авва?» Малыш уже способен выбрать названный предмет из двух.
Ставя задачу развития понимания речи, взрос-лый расширяет познания ребенка об окружающем мире, организуя наблюдения на прогулке. В условиях города мама обращает внимание малыша на стайку воробушков, купающихся в весенней луже, или кошку, греющуюся в лучах яркого солнца.
Летом, на даче, если есть возможность, ребенку следует показать петушка, курочку, цыплят, козочку, овечку. Знакомство обязательно сопровождается подражанием звукам, издаваемым животными («Хрю-хрю», «Му-у-у»).
Летний период жизни ребенка на даче обогащает его впечатлениями, которые затем войдут в сюрпризные показы и игровые фольклорные сюжеты.
На 7 месяце наступает время пальчиковых игр. Вначале мама показывает малышу игру с ладошками в таких играх как «Ладушки», «Здравствуй — До свидания», «Сорока-сорока» и др. При этом широко используется звуковая и интонационная выразительность поэтического фольклора.
7 месяц ставит новые задачи, осуществление которых нужно для общего развития малыша, и оно во многом определяет формирование речевых навыков. Необходимо:
- обеспечить ребенку достаточное игровое пространство для овладения ползанием;
- практиковать простейшие совместные игры с ребенком. Например, взрослый нанизывает колечки, а малыш ихснимаетили мама собирает шарики в мисочку — кроха их рассыпает и т.д.;
- обогащать ребенка эмоционально в процессе «делового» общения, поощряя его активность и инициативу;
- способствовать появлению у малыша подражательных жестов и звуков; совершенствовать восприятие предметов. С этой целью показывать ребенку крупные игрушки разного цвета и величины (25-35 см) с расстояния 1-2 м и более. Развивать цветовое зрение, подбирая игрушки соответственно цветам радуги — красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Для развития возможностей малыша в понимании взрослой речи и активизации собственной рекомендуется:
- расширять знакомство с окружающим миром;
- общаясь с ребенком в различных ситуациях, интенсивно использовать речь как средство коммуникации и познания;
- продолжать развивать речевой аппарат, побуждая малыша к ярким вокализациям — произнесению четких гласных, протяжных звуков (гуление) и лепету (простейшие слоги типа «ва-ва-ва» или «бу-у-у» и т.д.);
- стимулировать развитие фонематического слуха — умения вслушиваться в речь.
Ребенку по-прежнему, наряду с «разговорами», необходим «режим тишины», когда кроха «творит» звуки, вслушиваясь в то, что сам произносит. В общение следует чаще вводить вопрос «где?», ответом на него может служить указательный жест.
На этом этапе развития речи с малышом проводят два вида занятий: чисто речевое, когда отрабатывается артикуляция и игровое, где разучиваются какие-либо действия с игрушками, сопровождаемые речью взрослого.
Во время занятий по-прежнему рекомендуется вступать с малышом в перекличку на основе имеющихся у крохи речевых реакций. Взрослый помогает ребенку понять поощрительные, отрицательные или нейтральные интонации обращенной к нему речи.
Малыш откликается на свое имя, но теперь он усваивает и производные от него в ласкательно-уменьшительном значении. Этому способствуют песенки, поговорки, пестушки, в которых имя ребенка произносится в разных речевых вариациях (например, Слава, Славик, Славочка, Славулька, Славчик, Славуля, Славенька и др.).
Родители сами могут сочинить песенку, выражающую любовь и ласку, в которой будет звучать имя малыша.
Данилка
Данечка — Данилка, Ты моя малинка, Данечка -Даничек, Дам тебе пряничек! Даня-Даня-Даниил, Даню заинька просил: «Скажи «А-лю-лю!» «А-лю-лю-лю!» С тобой морковку Поделю-у-у-у! Я Данечку люблю-у-у!» (Л.
Павлова) Валечка Валечка-Валюша, Не будь крикушей! Валечка — Валюша, Скажи: «А-гу-гу-гу!» Гусь пасется на лугу-у-у, Услыхал: «А-гу-гу-гу!» И сказал: «Не убегу-гу-у-у!» (Л.
Павлова) Светочка Света-Светочка, Зеленая веточка, Легкая пушинка, Белая снежинка! Светочка-Света, Девочка света!
- (Л. Павлова)
- Называя ребенка по имени, взрослый смотрит ему в глаза, улыбается, ласково прикасается к ручкам, гладит по головке.
Проводя игры-занятия с малышом, который еще не сидит, взрослый учитывает эту особенность. Чисто речевые занятия, где мама вступает с малышом в перекличку, побуждает к повторению знакомого слога («ма», «му», «ли», «гу» и др.
), показывает артикуляцию звуков, следует проводить, расположив малюткулежа на спинке, лицом к взрослому. Ребенок должен хорошо видеть лицо говорящего.
Малыша можно устроить на пеленальном столе, на ковре или на маминых коленях полусидя, с опорой на руку взрослого.
- После речевых упражнений мама показывает ребенку игрушки, играет его ручками и ножками (пестует), поет песенку или читает потешку, небыличку.
- Задача
- Активизировать лепет и ввести в речевую практику малыша звукосочетание «ма».
- Материал
- Кукла среднего размера (25-30 см).
- Содержание
Мама располагает ребенка на пеленальном столе. Ласково называет по имени.
Затем приглашает малыша на перекличку, показывая артикуляцию звукосочетания «ма», делает паузу на 10-15 с и повторяет: «Ма-ма-ма!». Если малыш откликнулся, взрослый продолжает «диалог», позволяя малышу продемонстрировать свои вокальные возможности в полной мере. Как только кроха замолкает, взрослый вновь побуждает его к речевому вза-имодействию, повторяя слог «ма-ма-ма».
Потом мама показывает малышу куклу, называет ее по имени: «Ма-а-ша», «Ма-а-ша, маленькая!» Затем спрашивает: «Где Ма-а-ша?» И отвечает: «Вот Ма-а-ша!»
- Читает стишок (потешку), где нужный слог неоднократно по-вторяется и находится под ударением:
- Для Ма-шеньки, Для ма-ленькой Расцвел ма-а-к
- Ярко-аленький.
Мама поворачивает ребенка на животик и располагает на ковре, ставя перед ним куклу, тем самым побуждая малыша к ползанию. В процессе игры с ребенком она повторяет стишок про Машеньку, может пропеть его или произнести речитативом. Затем можно показать сценку с куклой: например, как она ходит или танцует.
Примерная ситуация речевого общения «Прятки-перепрятки»
Задачи
Расширять социальное общение ребенка. Воспитывать любовь к близким. Развивать понимание речи взрослого, в частности, слов «мама», «папа», «бабушка» и других в сочетании с вопросом «где?». Закрепить и расширить понимание этого вопроса.
- Материал
- Две знакомые малышу игрушки, например, Зайка и петушок Кука.
- Содержание
- Взрослый прячет игрушку, которую ребенок привык отыски-вать взглядом на постоянном месте, например, петушка Куку.
В другое место точно так же он прячет Зайку. Затем обращает-ся к малышу с вопросом: «Где петушок Кука?» Не найдя игрушку на привычном месте, ребенок удивлен. «Кука спрятался! Пойдем искать. Кука, ты где?» — спрашивает мама.
Она берет малыша на руки, и они начинают поиски игрушки. Взрослый сопровождает свои действия повтором вопроса: «Где Кука?» Наконец петушок найден. Разыгрывается эмоциональная сценка встречи с петушком Кукой. Игрушку ставят на место.
Аналогичная игра происходит и с Зайкой.
Затем мама расширяет смысл вопроса «где?», предлагая малышу посмотреть, где бабушка. Она берет ребенка на руки, начинаются поиски бабушки: «Баба, где ты?» (Бабушка спряталась за дверь, занавеску, кресло и т.п.).
Мама эмоционально обыгрывает поиск и момент обнаружения бабушки. Эта сценка сопровождается смехом и радостным общением. Бабушка ласкает малыша, напевает какую-нибудь веселую потешку:
Ай, качи-качи-кочи! Напечем калачи, Калачи горячи! Вылезайте из печи!
(Русская потешка)
В этот момент мама незаметно прячется. Сю-жет повторяется с участием второго взрослого члена семьи: «Где мама? Мама, ты где?» Поиск сопровождается яркими игровыми моментами и позитивными эмоциями:
Ай, ладушки-ладушки! Ладушки — ладошки! В ладушки играем,
Детку (имя ребенка,) потешаем! (Русская потешка)
Если малыш не устал, бабушка прячется снова. Опять звучит вопрос: «Баба, ты где? Где бабушка?» Игра повторяется. Особенность ее в «сюрпризности», неожиданности, когда вопрос «где?» сочетается с понятным ребенку результатом-ответом: «Вот где! Нашел!»
- Задача
- Разучить с ребенком движения ручками, вы¬полняемые под песенку (или речь) взрослого.
- Содержание
- Мама играет ручками ребенка: легкими дви¬жениями разворачивая и помахивая то одной, то другой ладошкой. Напевает:
Наши ручки — птички, Воробьи, синички! (г раза) Ручки ребенка поднимаются, прикоснуться к его головке. К-ши… Полетели! На головку сели! Вот так, вот так, На головку сели!
(Песенка исполняется на мотив «Баю-баюшки» задорно, в быстром темпе).
Примерное занятие на понимание названий предметов «Что это?»
Задачи
Создать ситуации, способные заинтересовать ребенка и побудить его к лепету и вокализациям. Помочь запомнить названия знакомых игрушек (петушок, зайчик, колокольчик, барабанчик). Развивать ползание.
Материал
Игрушки (2-3 шт.) Салфетки.
Содержание
Мама раскладывает на ковре игрушки на некотором отдалении от малыша и закрывает их салфетками.
Затем побуждает ребенка подползти к игрушке, спрашивая: «Что там?» Малыш сдергивает салфетку и обнаруживает предмет. Мама называет игрушку, например: «Это петушок Кука» или «Это кукла Маша».
Так малыш последовательно открывает все игрушки. Он неоднократно слышит вопросительные речевые конструкции: «Что там?», «Что это?» — и ответ: «Это Кука», «Это Маша».
Далее обнаруженные малышом игрушки используются в игре.
Чисто речевое занятие с ребенком может длиться 2-3 мин. Занятие с использованием игрушек, показов и с двигательной активностью — 6 мин.
Достижения ребенка в 7 месяцев
Если ребенку уделялось достаточное внимание, учитывались возрастные особенности предречевого развития, то к концу 7 месяца он порадует вас своими успехами:
- Малыш подолгу лепечет. Он способен повторно произносить 2-3 одинаковых слога.
- Вступает в перекличку со взрослым, если его побуждают к ней.
- Понимает интонации речи взрослого, по-разному реагирует на радостные и грустные нотки его голоса.
- Эмоционально отзывается на речь.
- На вопрос «где?» показывает пальчиком на знакомые игрушки, находящиеся в одном и том же месте.
Источник: https://www.2mm.ru/dreammakers/dogoda/1217/uroki-rechi-mesyac-7
Развитие ребёнка от 6 до 7 месяцев, ребенок от6 до7 месяцев развитие ребенка от 6 до 7 месяцев
Как вырастает тело малыша за этот месяц? Очередные 500-600 граммов веса тела и приблизительно 1,5-2 сантиметра роста. Кроме этого, на 0,5 сантиметра увеличиваются окружности груди и головы.
Велика вероятность, что к концу седьмого месяца ваше чадо «вооружит» рот парой замечательных новеньких резцов (обычно — нижних). Поэтому рекомендуется ввести в рацион ребенка добавки фтора.
Большое значение этого галогена для зубной эмали зубов известно всем и давно.
Вашему малышу полгода! Вы отметили, как он подрос за это время, каким смышленым он кажется вам теперь. Быстрыми темпами меняются физическое развитие ребенка и его познавательные интересы. Главный лозунг второго полугодия: «Движение — это свобода в освоении пространства». Малыш уже не так зависит от мамы и папы.
Если раньше потрогать и рассмотреть ему удавалось лишь то, что показывали родители — ведь именно они меняли его положение в пространстве, давали ему игрушки и предметы, — то теперь малыш стремится к самостоятельности. Седьмой месяц жизни — старт в данном направлении.
И главный стимул в желании действовать самостоятельно — быстрое изменение двигательных навыков.
Лежа на животе, малышу для удержания равновесия достаточно опираться только на одну руку, он самостоятельно поворачивается со спины на живот. Лежа на спине, ребенок поражает вас своими акробатическими способностями — держится за свои ножки, играет с ними, высоко поднимая голову.
Протянув малышу руки, вы замечаете его активные попытки принять сидячее положение — ребенок учится садиться. Большинство малышей хорошо сидят в детском кресле.
В положении сидя уверенно поворачивают голову в сторону источника звука, реагируя даже на очень тихие звуки, например, шуршание бумаги или шум тихой погремушки.
Развитие мышц и координированные движения рук помогают малышу освоить захватывание небольших по размеру предметов. Он поднимает игрушки с пола, хватает предметы всей ладонью («ладонный захват»), прослеживает глазами падение игрушки, которую выпустил из руки.
Какие игры и занятия возможны с малышом в этом возрасте?
Посадите ребенка на пол, поближе к дивану, чтобы он мог иногда опираться на него. Положите сбоку и впереди крохи несколько игрушек. Он будет с интересом смотреть на них, дотягиваться и брать в руку. Может тянуть игрушку в рот, кусать ее, облизывать. Не оставляйте ребенка одного на полу, пока он неустойчиво сидит без поддержки.
Посидите рядом и поиграйте. Если кроха не заметил игрушку сбоку от себя, привлеките его внимание к ним. Постучите рукой или игрушкой об пол, позвоните в колокольчик. Малыш обязательно посмотрит в сторону, увидит игрушку и постарается схватить.
Кладите рядом с маленьким игрушки из разных материалов (резиновые, пластиковые, деревянные, металлические, матерчатые), разного размера и формы. Не забудьте положить на пол разные по размеру мячи. Положите игрушки в картонную коробку из-под обуви или в маленькую пластиковую корзинку и поставьте ее рядом с чадом.
Малышу очень интересно вытаскивать и бросать игрушки из коробки на пол.
Иногда ребенок может самостоятельно собирать игрушки обратно в коробку, но потом опять вытаскивать и бросать их на пол — это так интересно! Сейчас самое время дать малышу «Центр активности» — это такая плоскость на которой расположены разные игрушки: кнопки, которые надо нажимать, вращающиеся шарики и валики, шнурочки, за которые можно тянуть, звоночки, зеркальце. Малышу сейчас нравится: вращать, нажимать, стучать, трясти.
Психическое развитие
Малыш внимательно рассматривает знакомые предметы и игрушки. Протянув ребенку погремушку, вы замечаете, что он пытается извлечь звук — трясет погремушкой, прислушивается и снова трясет. Это наблюдение наводит вас на мысль, что у ребенка начинает развиваться долговременная память.
Но все же главным достижением этого возраста считается четкое разграничение реакций ребенка при виде знакомых и незнакомых людей. На седьмом месяце ребенок начинает воспринимать индивидуальные различия мимики и внешнего облика, в его памяти формируются четкие образы лиц знакомых людей.
Появление незнакомого человека приводит к замедлению общих движений и настороженному изучению «чужака». Такое поведение связано с тем, что ребенок не знает, чего ожидать от незнакомцев, поскольку не имеет опыта общения с ними.
Если мама начинает разговаривать с пришедшими друзьями, улыбается им и ободряет малыша, то он перестает бояться и через какое-то время может улыбнуться незнакомцу.
Близость родителей сразу вызывает оживленные движения, улыбку и спонтанную болтовню малыша. Он эмоционально и выразительно произносит цепочки слогов: «ба-ба-ба», «дэ-дэ-дэ», «ме-ме-ме», меняя высоту и силу голоса.
Схожесть таких цепочек с первыми словами — «мама», «баба», «деда» — вводит в заблуждение многих родителей, которые думают, что ребенок начинает говорить.
В этом возрасте малыш активно показывает свое стремление к общению, но лепет ребенка только начинает напоминать просьбу или вопрос.
Рекомендуется развивать в ребенке умение принимать решение. Сейчас малыш умеет держать в обеих руках по игрушке. Покажите ему третью игрушку, и попросите его ее взять. Сначала крохе будет сложно понять, как взять третью игрушку, если обе руки заняты.
Но вскоре он научится освобождать руку, чтобы взять новую игрушку. Спрячьте под платок или лист бумаги магнитофон или будильник и поставьте их сбоку от малыша. Включите музыку или зазвоните будильником. Ребенок постарается определить, откуда доносится звук.
Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/53857314-25494990/
Как развивать ребенка в 6-7 месяцев?
В 6-7 месяцев малыши уже умеют сидет, хорошо различают знакомых и незнакомых ему людей, а также учатся выражать свои эмоции и ощущения по отношению к окружающему миру. Сейчас важно продолжать развитие моторных навыков, речи и слуха, а также сенсорного восприятия.
Все занятия проводятся «по ходу», то есть сопровождают обычный распорядок жизни малыша, или в игровой форме. В этом нет ничего нового для тех, кто вовремя позаботился о том, как развивать ребенка 6 месяцев и ранее.
И, конечно, ориентироваться нужно на то, заинтересован ли ребенок, не проявляет ли он признаков усталости или отсутствия интереса. Если малыш не в настроении, наставать на проведении того или иного вида активности не стоит.
Идеи, как развивать новорожденного ребенка, можете почитать на сайте http://razvitie-krohi.ru/.
Чтобы доставить малышу удовольствие, можно приготовить для него фруктовое желе разных цветов. Положив кусочки перед ним на тарелку, можно наблюдать за тем, как он будет стараться их схватить и попробовать на вкус.
Хорошо начать знакомство ребенка с различными запахами. Для этого можно приготовить небольшие «мешочки» из бинта или марли, а в них вложить сильно пахнущие продукты или вещества. К примеру, лук, гвоздику, чеснок, смочить приятными духами. Ребенок обычно выразительной мимикой демонстрирует, какие запахи ему понравились, а какие – нет.
Большое удовольствие ребенку доставляет игра в ладушки. А также потешки, к примеру, все те же «Ладушки-ладушки». Можно поиграть в простую игру. Приговаривая «Гуси лебеди летели, (имя ребенка) на головку сели», поднимать ручки ребенка к его голове.
Чтобы развить способность определять источник звука, можно включать ребенку музыку через колонки, подносить малыша к ним и показывать, что звук идет именно оттуда. Ребенок с удовольствием научится прощаться. Показав ему жест «пока-пока», и на первых порах выполняя его вместе с ним, скоро можно заметить, что он и сам начинает прощаться таким образом с уходящими людьми.
Иногда от тех, кто имеет определенный опыт в решении вопроса, как развивать ребенка 7 месяцев, можно услышать мнение, что повторять «детские» звуки нельзя. Дескать, нужно разговаривать с ребенком только правильной речью.
На самом деле, повторяя за ребенком те слоги, которые он уже умеет говорить к этому возрасту, вы приносите только пользу его развитию. Видя, что вы откликаетесь на то, что он говорит, малыш будет охотнее вести с вами диалог.
Чтобы ребенок научился различать звуки, желательно приобрести для него игрушки с разным «звучанием»: погремушки, «пищалки», музыкальные игрушки, сделать для него маленькие баночки с крупами. Разговаривая с ребенком, нужно смотреть ему в глаза. Этим вы помогаете ему чувствовать ваши эмоции.
Источник: http://www.kraskizhizni.com/baby/0-1/3860-kak-razvivat-rebenka-v-6-7-mesyatsev
Ребенку 7 месяцев
Ребенку 7 месяцев, и вас уже не удивляет, что он хорошо сидит, ползает и даже пытается вставать. Еще бы — ведь вы так долго этого ждали! Что может действительно поразить — в один прекрасный день среди его лепетания «ба-бба-ба», «ма-ма-ма» вы отчетливо услышите первое осознанное слово. У всех это происходит по-разному, и вы с ожиданием вслушиваетесь в его лепет и всматриваетесь в умные и требовательные глазки. А пока малыш проявляет интерес ко всему на свете, когда вы выкладываете его на ковер, исследует окружающее пространство, с удовольствием вместе с вами плещет ладошками «ладушки», стучит разными предметами, хватая их в руки и грызет. Да-да, грызет первыми остренькими резцами, которых у него уже несколько.
Исследуя буквально все, ваше чадо добирается до пульта телевизора, до именно вашего телефона, с одинаковой закономерностью отбрасывая все похожие предметы. Вы уже закрыли все розетки, убрали колющие и бьющиеся предметы, посуду и мелкие вещицы? Поторопитесь это сделать.
А еще обезопасьте углы мебели, двери, ящички. Выделите малышу его коробку, в которую вместе с ним собирайте игрушки, лоскутки, и разные неопасные предметы.
Малыш будет часами перекладывать свое богатство с места на место, разбрасывать и складывать, рассматривать, бросать и с интересом наблюдать за падением.
Развитие ребенка в 7 месяцев (что должен уметь)
Ваш малыш прибавил за месяц примерно 500 грамм, вырос на 2 см. Появление зубов у разных деток индивидуально, но подавляющее большинство к 7 месяцам может похвастаться 4 резцами — двумя нижними и двумя верхними. Малыш активно интересуется столовыми предметами, и это самое время учить его кушать ложкой и пить из чашки.
Что умеет ребенок в 7 месяцев?
— понимать смыл слов и обращений к нему; — цепляться за маму из-за очень сильной эмоциональной привязанности; — испытывать страх перед расставанием; — собирать предметы, вкладывать в большие маленькие; — ползать; — переворачиваться во все стороны, со спины на живот и обратно; — пить из чашки;
— играть в ролевые игры – «Сорока-белобока», «Ладушки».
Малыш знает уже достаточно много предметов и действий, способен возвращаться к прерванному занятию, концентрировать внимание на определенных процедурах. Онс успехом решает встающие перед ним задачи, одновременно играет несколькими игрушками.
Уход за ребенком в 7 месяцев
В 7 месяцев помимо основных процедур по умыванию, чистке носика и ушек, притиранию глазок и купанию появляются новые. Малыш уже умеет уверенно сидеть — можно начинать его знакомство с горшком, старайтесь уделять этому не более 10 минут.
Рацион питания меняется, и стул становится другим, наиболее благоприятное время для этого — после сна. Не настаивайте, так как полное приучение к горшку может затянуться до 18 месяцев, и это считается нормальным.
Также необходимы массаж, прогулки на свежем воздухе, развивающие игры.
Питание ребенка в 7 месяцев
Питание семимесячного малыша кардинально отличается от грудничкового.
Несмотря на то, что многие дети еще получают грудное молоко, в рационе уже присутствует большое количество продуктов «взрослой пищи», и их число с каждым днем растет — каша, овощное пюре, мясо, фруктовые и овощные соки, растительное и сливочное масло.
В сутки малыш съедает около 1000 граммов пищи, если разделить это на количество кормлений (5), то за раз малыш получит 200 граммов. Точно можно рассчитать объем, принимая во внимание массу тела.
Однако, специалисты советуют давать малышу питание по требованию, если он хорошо набирает вес и чувствует себя здоровым. Можно кормить его и чаще, соответственно уменьшив нормы.
Если малыш получает еще грудное молоко, первое, третье и последнее кормление должно быть грудью, а прикорм дается в промежутках. В 14-00, обеденное время в качестве прикорма добавляется творожок.
Также следует поступать и при смешанном кормлении, пополняя недостающую норму молока молочной смесью, например, «Агу».
На искусственном вскармливании схема кормления с 6 утра до 22 часов вечера может выглядеть таким образом:
1 кормление — смесь, 200 грамм, 2 кормление – молочная каша, овощное или фруктовое пюре 50 грамм, часть яичного делка (полложечки). 3 кормление – мясное и овощное пюре (50+150 грамм). 4 кормление — кисломолочная смесь, творог
5 кормление – молочная смесь.
Печенье и сухарики можно давать малышу, если нет пищевой аллергии. Вообще, если присутствуют сильно выраженные аллергические реакции, то с введением интенсивного прикорма нужно подождать еще пару месяцев.
Продукты для кормления приобретайте на детских кухнях, во избежание попадания в организм малыша стабилизаторов, кишечной палочки, слишком большого количества жиров. Не стесняйтесь консультироваться с врачом по любым поводам. Приучая малыша к мясу, начните с двух ложек бульона, затем потихоньку добавляйте мясное пюре из курицы или говядины.
Пюре можно смешивать с овощным, протирая через сито. Затем пробуйте вводить в рацион печень, также отварив ее и протерев через сито. Также можно пробовать горошек, капусту, свеклу.
Режим дня ребенка в 7 месяцев
Несмотря на демократичные советы по воспитанию детей, никто из самых прогрессивных педиатров не умаляет значение режима дня. Более того – это очень важно, особенно для легковозбудимых детей.
Режим дня должен соблюдаться с особенностями и потребностями развивающегося организма и особенно тех членов семьи, что уделяют уходу больше всего времени. Малыш привыкает спать в одно и то же время, к последовательности мероприятий, купанию, кормлениям, массажику и прогулкам, и это очень хорошо.
Первое кормление проводится достаточно рано — в 6 утра, но еще раньше, когда ребенок просыпается, нужно провести гигиенические процедуры — умыть его, промыть глазки, подмыть после ночного сна.
После кормления можно сделать гимнастику и массаж, пообщаться с детенышем. После второго кормления и сна — прогулка на свежем воздухе. Затем снова кормление, период бодрствования и сон, можно совмещать с прогулкой.
Вечером можно еще раз сделать гимнастику, пообщаться с малышом, затем купальные процедуры, последнее кормление и ночной сон. Уделите немного внимания подготовке ко сну, замедлите движения, речь, поставьте спокойную музыку.
Системный подход значительно облегчит уход за малышом и жизнь всем домашним.
Занятия с ребенком в 7 месяцев
Физкультура в 7 месяцев
1. Придержите ножки ребенка и помогите подняться ему с положения лежа на спине. Попеременно тяните его за каждую руку. 2. Сгибайте и разгибайте ножки к животу. 3.
Помогайте ползти, слегка подталкивая его. 4. Помогайте ему также подниматься на ноги. 5. Раскачивайте малыша влево — вправо, когда он стоит на ногах. 6.
Поставьте его спиной к себе и наклоняйте вниз — пусть он старается подниматься сам.
7. Поднимайте за руки вверх. Тренируйте вместе с ним его руки.
Современных детей просто заваливают игрушками многочисленные родственники, знакомые, сами родители. Конечно, это очень важно, но лучше все же выбирать игрушки не все подряд, а те, которые развивают речь, действия.
Помимо физических упражнений взрослые помогают развиваться ребенку интеллектуально. Проводите с ним упражнения по плану – говорим, показываем, общаемся, при этом не сюсюкайте, а разговаривайте как взрослые люди. Предметы старайтесь называть коротко — например, киса, зайка.
Описывайте вещи, выражайте эмоции, общайтесь на разные темы.
Это тот период, когда малыш уже может понимать слова «можно» и «нельзя». Желательно, чтобы запретов было в три раза меньше, только то, что касается безопасности маленького человечка.
Развивающие игрушки помогут развивать логику, моторику: нажимайте вместе на кнопочки пианино, собирайте пирамидки или тарелочки, кольца, играйте в жестовые игры, например, под музыку «А бабочка крылышками бяк-бяк…» хлопайте вместе с ним «крылышками».
Игры и игрушки для детей в 7 месяцев
Не стоит сбрасывать со счетов и известные погремушки, но им отводится уже другая роль — например, учим малыша складывать предметы в специальную корзинку или ящичек. Хотя семимесячных детей по-прежнему привлекают сюжетные погремушки с фигурками или лицами.
Игрушки, которыми малыш с удовольствием играет – это пирамидки, различные музыкальные инструменты, колечки и мячики. Сложные действия вызывают настойчивость и, порою, упрямство в достижении цели.
Очень любят малыши такие игры, как «Все котятки мыли лапки», ладушки, горки.
Игра «Попался!»
Играем на полу на расстеленном одеяле. Малыш, лежа на животике, и вы- рядом с ним на четвереньках. Когда приблизитесь к ребенку, говорите: «Я тебя поймаю!». Смешная и веселая игра нравится деткам, особенно если слегка пощекочите кроху. Карапуз будет стараться убежать от вас, по крайней мере прекрасное настроение обеспечено.
В такие подвижные игры не стоит играть вечером перед сном, чтобы не появилось излишнее возбуждение. Игрушки, которые можно катать (шары и мячи) можно использовать и для занятий. В возрасте «ползунка» полезны небольшие фигуры на колесиках — машинки, каталки.
, а также крупные надувные игрушки, на которых можно посидеть или влезть внутрь – лодка, надувной манеж, домик.
Также полезно смастерить такие игрушки самостоятельно: — коробка с отверстиями различных форм, куда вставляются разные фигурки; — гирлянды из мелких игрушек или погремушек, прикрепленных на ленту; — деревянные брусочки разной формы и лоскутки ткани;
— коробки с сюрпризом.
Медицинское наблюдение в 7 месяцев
В 7 месяцев время второй плановой прививки против гемофильной инфекции. Перед прививкой постарайтесь не перегружать организм малыша введением новых ингредиентов пищи, если кормите сами — следите за своим рационом. Проинформируйте врача, когда малыш принимал какие-либо медицинские препараты.
Запаситесь антиаллергическими средствами на крайний случай. Кроме этого, детей осматривает педиатр, оценивая их развитие. Проводится повторный курс массажа. Малыши на грудном вскармливании имеют больший иммунитет к простудным заболеваниям.
Продолжайте физическую зарядку, массаж, закаливание, больше гуляйте на улице.
Полезные советы родителям
Безопасность
Для крохи, активно исследующего окружающее пространство, нужно создать безопасную зону. Используйте заглушки для розеток, силиконовые насадки, фиксаторы для дверок шкафов, наклейки на стекла. Стимулируйте ползание малыша, чтобы он поменьше сидел, пока его позвоночник недостаточно окреп.
Купание ребенка
Для купания малышей можно использовать специальные коврики, которые помогут не скользить в воде и не падать. Вам можно будет не волноваться, но все равно не оставляйте ребенка одного, даже если воды совсем мало. Играйте с ним в игры — похлопайте по воде, пускайте кораблики, переливайте воду из одной емкости в другую, пускайте пузыри и взбивайте пенку.
Источник: https://zhenskoe-mnenie.ru/themes/maternity/the-child-of-7-months/
Дорогу осилит… ползущий: развитие ребенка от 6 до 7 месяцев
Конечно же, вам еще рано прощаться с вашими старыми друзьями — погремушками. Однако, выбирая погремушки для 6-7-месячного ребенка, родители могут проявить максимум свободы и фантазии.
Выбирайте погремушки самых разнообразных форм и с самыми разнообразными рукоятками (в том числе с рукоятками в виде кольца или петли, которые раньше были неудобны для игр вашего малыша).
Особое внимание уделите так называемым «сюжетным» погремушкам, сделанным в виде улыбающихся лиц или веселых зверюшек. Они помогут ребенку ощутить разнообразие того мира, который находится вне пределов вашего дома.
Как и 1-2 месяца назад, малышу по-прежнему потребуются игрушки, которые можно катать: шары и мячи1.
Незаменимы для «ползунка» пластмассовые или деревянные машины или каталки — небольшие фигурки на колесиках: они помогут ему «играючи» освоить свой первый способ передвижения.
(Но, покупая ребенку игрушечную машину, обратите внимание на то, для какого возраста она предназначена).
Большое удовольствие семимесячный малыш получит от крупных надувных игрушек, в которые можно влезать. Это может быть, например, лодочка с невысокими бортами или даже надувной манеж.
Для развития мелкой моторики ребенка вам желательно иметь некрашеные деревянные брусочки и кольца (можно использовать детали от строительного набора, которым играют ваши старшие дети). Необходимо, чтобы эти игрушки были именно деревянными (а не пластмассовыми): лишь относительно тяжелые предметы могут обеспечить рукам ребенка достаточную мышечную нагрузку.
Из таких колец и брусков различного размера можно будет собрать гирлянды, просверлив в них дырочки, нанизав на веревку или ленту и отделив друг от друга узелками. Расстояние между деталями должно быть не менее 2 см, чтобы ребенок смог при желании «обследовать» каждую из них в отдельности.
Кстати, готовые гирлянды такого типа можно по вполне приемлемой цене приобрести в магазинах детских товаров. (Заметим, что в гирлянды можно собирать и другие игрушки, например погремушки, прикрепляя их к лентам. В этом случае ребенок не будет ронять и терять игрушки, рассматривая их.
Однако помните, что ленты должны быть не слишком длинными — до полуметра — и играть с неприкрепленными гирляндами ребенок должен лишь в присутствии взрослого.)
В вашем арсенале появятся и новые игрушки. К 7 месяцам малыш познает новые свойства предметов, в частности начинает различать части предмета и определять место предмета в пространстве. Поэтому его в этом возрасте интересуют те игрушки, которые можно собирать и разбирать.
Важно только не переоценить возможности ребенка в этом возрасте. Можно приобрести небольшую пирамидку со стержнем в виде конуса с широким основанием или башню, состоящую из вкладывающихся одна в другую разноцветных коробочек.
С большим удовольствием малыш будет возиться с маленькими пластиковыми тарелочками, сложенными стопкой.
Начиная примерно с 7 месяцев увлекательной развивающей игрушкой для вашего малыша станет коробка с отверстиями различных форм, в которые проталкиваются соответствующей формы фигурки.
Вообще в этом возрасте дети очень любят коробки и другие емкости, в которых «прячутся» игрушки.
Вы можете изготовить так называемую «коробку с сюрпризом», прочно прикрепив к ленте на расстоянии 4-5 см друг от друга различные по форме и фактуре поверхности мелкие игрушки и спрятав гирлянду в коробку, шкатулку или пластмассовое ведерко с крышкой.
Примерно в этом же возрасте детей начинают интересовать конструкторы типа «Лего» для самых маленьких. Как известно, эти конструкторы хороши своей универсальностью: если такую игрушку правильно выбрать (или скомпоновать несколько наборов), она с успехом заменит несколько разных по функциям игрушек для полугодовалого ребенка: и каталку, и пирамидку, и кубики.
Наконец, не забудьте, что изменяется и «место действия» ваших игр с ребенком: малыш выходит из кроватки или манежа и постепенно начинает осваивать все пространство комнаты. Конечно, вам придется позаботиться о том, чтобы пол в комнате был теплым и чистым, а также о безопасности ребенка.
Ползком — к цели
Наша задача — не просто помочь малышу научиться ползать. Важно, чтобы малыш, пытаясь добраться на четвереньках до интересующих его предметов, учился учитывать их положение в пространстве.
А для этого ему придется учиться поворачиваться в нужную сторону и лишь после этого подползать к предмету. Поверьте, для малыша, не так давно перешагнувшего полугодовой рубеж, это задача не из легких.
Именно эти умения и помогают развить предлагаемые нами игры.
Разложите небольшие озвученные игрушки на полу в виде волнистой линии на расстоянии 40-50 см друг от друга. Обратите внимание малыша на первую игрушку в цепочке, чтобы ему захотелось подползти к ней.
Когда ребенок исследует первую игрушку и бросит ее, обратите его внимание на вторую.
Передвигаясь от игрушки к игрушке, ребенок будет учиться поворачиваться и ориентироваться на местоположение интересующего его предмета в пространстве.
Приготовьте несколько шариков из дерева или пластмассы (для этой игры можно использовать, например, мячики от пинг-понга). Сначала положите на пол один из них, немного откатите его, догоните и снова откатите. Положите шарик перед малышом, чтобы он попытался сделать то же самое. Усложните игру, предложив ребенку два или три шарика одновременно.
Потом шарики можно не положить на пол, а высыпать из ведерка. Сначала сделайте это сами, а потом предложите ведерко малышу, и он с радостью повторит ваше действие.
Хорошо, если шарики будут с гремящей «начинкой»: в этом случае в игре будет задействован и слух ребенка (Для этой игры можно использовать не только шарики, но и погремушки-каталки в виде прозрачных цилиндров с разноцветными горошинками внутри, которые имеются в продаже.)
Небольшую погремушку положите на пол в нескольких метрах от ребенка и накройте небольшой салфеткой из ткани или платком. Приподнимите салфетку с той стороны, где игрушка не видна малышу, и погремите погремушкой. Когда малыш подползет поближе, снова погремите.
Когда ребенок приблизится к спрятанной игрушке, дайте ему возможность самому поднять салфетку, взять игрушку, ощупать и рассмотреть ее.
Повторяя игру, меняйте игрушки, чередуя их в зависимости от характера звука (например, используйте поочередно погремушку, резиновую пищалку и колокольчик).
Продолжаем развивать мелкую моторику
- Перед лежащим в кроватке или манеже на животе или стоящим на четвереньках шестимесячным ребенком подвесьте гирлянду из деревянных колец и брусков разного размера на такой высоте, чтобы он мог ее без труда достать. Подвесить ее нужно таким образом, чтобы гирлянда провисала и ребенок мог ощупать каждый предмет и услышать стук, раздающийся при соприкосновении деревянных деталей. Чтобы привлечь внимание ребенка к игрушкам, покачайте гирлянду, постучите бруском о брусок. Пусть малыш подползет поближе и обследует игрушки самостоятельно.
- Вместе с семимесячным малышом попробуйте разобрать пирамидку (главное при ее выборе — чтобы кольца легко надевались и снимались и отверстия в них были большого диаметра и чтобы конец штыря был безопасным; очень хороши для детей такого возраста пирамидки с кольцами-погремушками). Пусть малыш попробует снять кольца со стержня самостоятельно, а вы придерживайте основание пирамидки.
- Когда ваш ребенок без труда будет снимать кольца со стержня пирамидки, предложите ему стопку пластиковых или деревянных тарелок или мисочек. Взять из стопки тарелку или миску — задача более сложная, требующая от малыша большей «ловкости рук».
- Неизгладимое впечатление на вашего малыша произведет яркая игрушечная машина, «нагруженная» деревянными кольцами, кубиками и брусками. Вместе с ребенком покатайте машину, потом, подняв кузов, «выгрузите» из него игрушки. Проделайте простейшие манипуляции с игрушками: переложите колечко из руки в руку, постучите одним кубиком о другой. Повторяя ваши движения, малыш совершит свои первые целенаправленные действия с предметами. Когда ребенок освоит эти простейшие движения, усложните их: попробуйте прикладывать кубик к кубику и ставить их один на другой.
Слова, слова, слова…
Малыш, которому исполнилось полгода, уже начинает понимать слова, обозначающие названия предметов. Конечно же, быстрее всего запоминаются названия тех предметов, которые вызывают у него особый интерес, поэтому специально для обучения речи неплохо иметь несколько больших ярких озвученных игрушек — например куклу, неваляшку и несколько зверюшек.
Хорошо, если некоторые из этих игрушек представлены «в двух вариантах»: например, одинаковые большая и маленькая игрушка, одинаковые игрушки разных цветов и проч.
Это поможет ребенку быстрее понять обобщающую природу слова (ведь поначалу он уверен в том, что, допустим, слово «мишка» обозначает лишь одного конкретного его любимого игрушечного медведя).
Для обучения пониманию речи хороши игры со «спрятавшимися» игрушками, в которые вы играли с малышом и раньше: эти игры позволяют поддерживать у ребенка интерес к игрушке, а значит — и к ее названию.
Почитайте ребенку стихи — пусть даже не детские. Поскольку в поэтической речи сильнее, чем в обыденной, выражен ритм, малыш будет более охотно подражать интонации вашего голоса, нараспев повторяя свои «любимые» слоги.
Читайте негромко, подчеркивая ритм произведения и делая паузы в конце каждой строки. Но не увлекайтесь авангардом, лучше вспомните то, что когда-то учили в школе: особенно хорошо маленькие дети воспринимают классику 19 века.
И может быть, вы сами, читая бессмертные, но так надоевшие вам за школьные годы строки своему малышу, услышите в них уже не то, что слышали когда-то…
1 Об этом см. мою статью «Развитие ребенка» (№12/2001). |
Источник фото: Shutterstock
Источник: https://www.9months.ru/razvitie_malysh/228/dorogu-osilit…-polzuschiy