Роль родителей в развитии речи детей: как заниматься с ребенком с первых дней жизни

Какие причины влияют на появление речевых проблем?

Психологи заявляют, что у дошколят, поступающих в школу, часто обнаруживаются речевые проблемы, которые мешают им успешно обучаться. Наиболее серьезными из них считаются:

  • односложность и невыразительность речи, построенной из элементарных предложений;
  • скупость словарного запаса;
  • применение жаргонных словечек, нелитературных фраз;
  • неумение передать своими словами содержание текста;
  • невнятная дикция;
  • низкая грамотность (неправильно поставленные ударения, ошибки в падежных окончаниях, неверно выбранный род существительных).

Если у дошкольника нет речевой патологии, то причиной появления таких проблем, по мнению специалистов, становится поведение взрослых, окружающих ребенка, которые:

  • мало общаются с ребенком, само общение сводится только к удовлетворению потребностей, связанных с едой, гигиеной, режимом;
  • вводят запреты: «не мешай, я занят», «мне нЕкогда с тобой играть», «займись сам своим делом», «без меня ничего не трогай»;
  • в семье разговаривают в повышенном тоне, употребляют сленг;
  • не придают значения тому, что ребенок постоянно занят компьютерными играми;
  • мало читают, не обсуждают с малышом прочитанное;
  • дома не принято обсуждать семейные события;
  • скудная детская библиотечка;
  • ребенку не хватает полноценного общения со сверстниками;
  • взрослые считают, что достаточно посещения детского сада или группы, а дома проводить речевые занятия необязательно.

Можно найти еще много причин такого рода, которые тормозят развитие речи дошкольника. О них необходимо знать родителям, так как они должны понимать, что речь взрослых, манера общения в семье служат образцом для подражания детям. Во многом от них зависит, как будет их малыш разговаривать.

Что важно знать родителям о поэтапном формировании речи?

Если кроха находится по возрасту еще на подготовительном этапе, который занимает весь младенческий период (от рождения до1 года), у него идет только подготовка к усвоению речи. Но она не менее важна, чем сам процесс говорения, так как именно в это время накапливается пассивный словарь.

  • Мамы хорошо знают, что при рождении у крохи проявляются речевые реакции: он плачет, кричит. Это в определенной степени полезно, так как влияет на важные элементы речевого аппарата: дыхание, голос, артикуляцию. Уже тогда надо начинать работать над речью. Каким образом это возможно? Все очень просто, чаще разговаривать с младенцем с разной интонацией. Приблизив личико крохи к себе, говорить четко и внятно, чтобы формировался артикуляционный аппарат, не молчать при уходе за младенцем, обговаривать каждое свое действие.
  • В 2-3 месяцев, когда начинается период гуления и лепета, побуждать младенца произносить различные звуки, слоги, вместе с малышом «дададакать, бабабакать, мамамакать».
  • После шести месяцев родителям следует больше внимания уделять словесным играм, развлекать кроху при помощи пальчиковых игр, создавать ситуации, в которых малышок будет использовать звуки, слоги. Тогда к концу первого года в словарном запасе появятся первые слова (около 12), их малыш будет с удовольствием использовать, стараясь передать интонацию, артикуляцию.

Преддошкольный период становления речи

  • После года активизируется желание крохи вступать в разговор, отвечать на вопросы, самому активно их задавать. Появляется заинтересованность артикуляцией звуков, поэтому дети чутко следят за разговором взрослых.
  • В 1,5-2 года дети начинают активно понимать устные пояснения взрослого и выполнять их. Довольно легко усваиваются новые знания, приводящие к появлению других слов.
  • Вначале детские слова используются как обобщения, потому что одним словом малыш может называть вещь, эмоцию, ситуацию.
  • В течение третьего года идет пополнение словарного запаса. К концу преддошкольного периода детки умеют изменять слова по числам, родам, знают глаголы, прилагательные. Это говорит о формировании грамматического строя речи.

Особенности развития речи на дошкольном этапе

Последний этап развития речи специалисты называют дошкольным. Он длится от 3 до 7 лет, характеризуется тем, что речь детей становится более совершенной, по своему построению приближается к речи взрослого.

  • Развивается контроль над произношением слов и фраз (фонетика).
  • Интенсивно растет словарный запас, достигая к концу дошкольного возраста 3000-4000 слов.
  • Дети узнают значение многих слов, оно становится разнообразным, что приводит к хорошему развитию грамматики и связной речи.
  • Существенно усложняется содержание и объем речи, что сказывается на структуре предложений. 
  • Если трехлетки используют довольно упрощенные фразы, то четырехлетки пользуются сложными предложениями. Словарный запас составляет в 4 года1500-2000 слов.
  • В 5лет дошкольники свободно строят сложные предложения при помощи слов «потому что, так как, который, чтобы».
  • К пяти годам словарный запас доходит до 2500-3000 слов. Детишки узнают обобщающие слова и активно их используют (мебель, посуда, растения и подобные).
  •  К 7 годам запас слов увеличивается до 3500, грамматический строй речи приближается к школьному обучению.

Нормы речевого развития позволяют родителям определить уровень сформированности речи детей, любое отклонение требует консультации специалистов.

Чему должны научить родители дошкольника?

Существует специальная методика развития речи детей дошкольного возраста. Хорошо, если любящие родители будут следовать ей. Но это ипостась воспитателей детского сада. В домашнем обучении достаточно придерживаться общих задач речевого развития. Родителям надо знать, что методика предусматривает следующее:

  1. Обогащение словарного запаса: слова родного языка, специальные слова, обозначающие признаки предметов или действий, слова, без которых нельзя обойтись, например, фразеологизмы, иностранные слова.
  2. Усовершенствование грамматического строя речи: нормы изменения слов, соединение их в предложении.
  3. Формирование правильного звукопроизношения: система ударений в словах, интонации, артикуляция.
  4. Построение диалога: умения слушать и понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и задавать их.
  5. Обучение монологу: умение слушать устные рассказы, понимать их, затем пересказывать.
  6. Знакомство с художественной литературой: чтение разных по жанру произведений (рассказы, сказки, стихи, пословицы, загадки).
  7. Обучение пересказу и составлению коротких рассказов.

Эффективные средства развития речи дошколят

Сейчас можно подобрать разнообразные средства для улучшения и исправления речи дошколят.

Специалисты отмечают, что самыми эффективными из них являются те, которые учитывают специфику дошкольного возраста (ведущую деятельность ‒ игру, возрастные и психологические особенности: повышенную возбудимость, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, эмоциональность, непосредственность): языковая и игровая среда.

Создание  языковой среды

  • Воспитывающие ребенка взрослые должны иметь грамотную речь, владеть обширным словарным запасом, уметь интересно рассказывать. Речь взрослого должна стать образцом для подражания ребенку.
  • Организовать полноценное речевое общение с дошкольником, так как оно ‒ важнейшее из всех существующих средств развития речи. Для этого необязательно выделять специальное время, можно использовать все имеющиеся возможности, например, во время приготовления ужина обсуждать с ребенком блюда, сервировку стола, меню на завтра. Каждая мама найдет тему для совместного обсуждения.
  • Уже давно классическим средством стала художественная литература. Для чтения нужно выбрать подходящее время, чтобы, не торопясь, прочитать сказку, рассказ, вместе обсудить главных героев, события, определить главную мысль. Если есть иллюстрации, можно сопоставить их с героями и их действиями, спросить мнение дошкольника по поводу того, правильно ли иллюстратор передал характер героев.
  • Вместе с малышом прослушать рассказ или сказку в исполнении артистов, обратить внимание на интонации, темп, выразительность чтения текста.
  • В качестве действенного средства развития речи можно использовать книги с красочными иллюстрациями, иллюстрированные альбомы по искусству. Рассматривая их вместе с ребенком, взрослый может обогащать словарь дошкольника новыми понятиями, значениями слов, расширять кругозор.
  • Необходимо правильно организовать игровой уголок для детворы.

Создание игровой среды

  • Выделить место в квартире для игрушек и игр с ними.
  • Покупать такие игрушки, которые позволяют организовать разные виды игр. Например, сюжетно-ролевые (дочки-матери, больница, магазин, зоопарк, гараж), настольные (лото, пазлы, конструкторы, «Монополия»).
  • Для развития речевых навыков в творчестве приобретаются  пластилин, краски, бумага.
  • Очень полезны пальчиковые игры, для них в продаже есть пальчиковый театр.

Специальные игры и упражнения

Самым действенным средством для развития речи дошколят являются игры и упражнения. Среди их разнообразия родители всегда могут выбрать те, которые будут им наиболее доступны, просты в исполнении, привлекут малыша. Особое внимание уделяется играм по развитию речи, направленным на совершенствование правильного произношения, развитие артикуляции, обогащение словаря.

Что предлагают педагоги и психологи?

  • Классические игры «Отгадай и опиши предмет», «Чудесный мешочек», «Отгадай, чей голосок» являются хорошим средством для пополнения словаря, построения предложений. В них можно играть и с маленькими детками, и с детьми постарше: надо правильно назвать предмет, дать его характеристику (цвет, форму, назначение).
  • Полезно проводить с малышами игры на подражание животным «Кто как кричит», «Кто гуляет на лугу», они помогут в правильном произношении звуков и пополнят словарный запас.
  • Со старшими детками можно провести упражнение «Найди словечко» для совершенствования звукопроизношения. Взрослый неторопливо произносит слова, а ребенок находит слово с определенным звуком и хлопает в ладоши. Например, звук д: «Дети гуляют в парке», «Прилетел добрый волшебник».
  • Дошколятам также понравится игра «Путаница». В ней все слова перепутаны, их надо правильно произнести: шинама (машина), басока (собака), касум (сумка). Родители могут придумать множество слов-перевертышей, что позабавит детей и поможет в развитии их произношения.
  • Большое значение придается играм, направленным на обогащение словаря. С этой целью можно предложить такие игры, как «Придумай словечко»: бы-бы-бы, мы в лесу нашли… (грибы), су-су-су, мы увидели …(лису), ра-ра-ра, мы увидели…(бобра). «Я начинаю, а ты продолжай»: взрослый начинает предложение, а ребенок его заканчивает: «Зимой холодно, а летом…», «Летом листья зеленые, а осенью…», «Медведь зимой спит, а заяц…».
  • В игре «Чем похожи и не похожи» дошкольнику предлагается составить сравнение и описание двух однотипных предметов: две куклы, , медведя, машины, мячика.
  • Для развития грамматического строя можно предложить ребенку поиграть в «Непослушные слова». Взрослый предлагает придумать небольшой рассказ со словами, которые не склоняются: какао, пальто, домино, шимпанзе. Например, «Мы в зоопарке видели шимпанзе. Шимпанзе ловко прыгает по веткам. Мы бананы дали шимпанзе».
  • Полезны для обогащения словарного запаса, совершенствования грамматики, развития артикуляции словесные игры с мячом: мяч ребенку летит с определенным словом, а он его возвращает со словом, противоположным по значению. Например, «Съедобное-несъедобное (яблоко едят, а камень ‒ нет)», «Летает-не летает (самолет летает, а корабль ‒ нет)», «Скажи наоборот (добрый-злой, зима-лето, снег-дождь)».
  • Для артикуляционной гимнастики используются специальные упражнения, которые укрепляют правильное дыхание во время произнесения фраз. Родителям не стоит выполнять сложные упражнения, которые под силу только специалистам. Достаточно будет простейших заданий. Например, игровое упражнение «Удлини фразу». Взрослый строит предложение и предлагает удлинять его, добавляя новое слово: «Наступило лето. Вот и наступило лето. Вот и наступило теплое лето. Вот и наступило теплое веселое лето». Удлинение фразы продолжается до тех пор, пока ребенку будет хватать дыхания. Важно следить, чтобы вся фраза произносилась на одном выдохе.
  • С целью тренировки дыхания и чистоты речи можно подобрать скороговорки, чистоговорки, например, классические:
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • Правильная организация среды и подбор доступных средств помогут родителям добиться хороших результатов в развитии речи детей.

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-pravilno-razvivat-rech-doshkolyat-sovety-roditelyam

Роль родителей в развитии речи детей

Чукомина Н.В.

Воспитатель  АУ ДО «Детского сада Берёзка  Уватского муниципального района» Тюменская обл., с. Уват.

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обу­чению родному языку.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности по­знать действительность, полноценнее будущие взаимоотно­шения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затруднит его взаимоотношения с людьми и неред­ко накладывает тяжелый отпечаток на его характер.

В 5—б лет  дети, имеющие недостат­ки речи, болезненно ощущают их, становятся застенчи­выми, замкнутыми, а некоторые и раздражительными. У таких детей можно наблюдать проявление агрессии по отношению к сверстникам, а иногда и к взрослым.

Наша задача — воспитание полноценной личности. Для этого необходимо создать условия для свободного общения ребенка с коллективом. Сделать все для того, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели родной речью, говорили правильно и красиво.

В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испыты­вает особых неудобств, если речь его несовершенна. Посте­пенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые. Поэтому, чем раньше  вы  научите  ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Читайте также:  Как воспитывать мальчика 6 лет: советы опытного психолога

Особую значимость вопрос о чистоте речи приобре­тает с приходом ребенка в школу. В школе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость ученика.

С первого дня пребывания в школе ребенку прихо­дится широко пользоваться речью: отвечать в присут­ствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, и недостатки речи обнаруживаются сразу.

Особенно важное значение имеет правильное чистое про­изношение звуков и слов в период обучения ребенка грамо­те, так как письменная речь формируется на основе устной.

Между чистотой звучания детской речи и орфографи­ческой грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как они гово­рят. Среди неуспевающих школьников младших классов отмечается большой процент детей косноязычных.

На что же следует обращать внимание в организа­ции домашних занятий? Как правильно помочь ребен­ку? Что зависит от вас, родителей? На эти вопросы мы попытаемся ответить далее.

Недостатки произношения могут быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: от­клонения в развитии зубов, неправильное расположе­ние верхних зубов по отношению к нижним и др. Что­бы предупредить дефекты речи, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вов­ремя обращаться за советами к стоматологу, устранять дефекты, лечить зубы.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слы­ша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их.

Даже при незначительном сниже­нии слуха он лишается возможности нормально воспри­нимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша.

Необходимо обе­регать слух ребенка от постоянных сильных звуковых

воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно лечить их, и не домашними средствами, а в медицинских учреждениях.

Источник: http://tmndetsady.ru/dlya-vas-roditeli/news1451.html

Роль родителей в развитии речи детей

Роль родителей в развитии речи детей

В современном мире воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого инструмента познания и мышления, как речь. Развитие речи является — одной из основных задач дошкольного образования.

Для обучения ребенка возраст раннего детства, является самым главным, так как все, что узнал или не узнал ребенок за эти годы, напрямую отразится на его дальнейшем развитии, и школьное обучение будет не в состоянии компенсировать эти пробелы.

Поэтому первостепенной задачей воспитателей является развитие познавательных способностей дошкольников. Познавательное развитие ребенка, равно как и его речь, происходит под влиянием той социальной среды в которой на данный момент находится ребенок.

В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно.

Для познавательно-речевого развития используются такие средства как: общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи и языку на занятиях, художественная литература, различные виды искусства.

Благодаря царящему в современном мире прогрессу: модернизации, компьютеризации, дети проводят в окружении взрослых крайне мало времени.

Мамы и папы в своем большинстве загруженные работой оставляют процесс развития речи своего ребенка на самотек (чаще всего у телевизора, за компьютером, или с игрушками).

Все реже дети слушают сказки рассказанные мамой и папой, и как не прискорбно, все чаще современные сказки из телевизора, благодаря чему ребенок приобретает речь, в которой преобладают сленговые, нелитературные слова и выражения, неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса, скудость речи, маленький словарный запас, небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту. Главная задача взрослого заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что обозначает то или иное слово, его смысл.  

Правильная, грамотная речь взрослого очень важна для развития речи ребенка, поэтому речевые правила которыми пользуются воспитатели в детском саду, просто обязаны распространяться и на родителей, и на ближайшее окружение ребенка.

Ведь если, несмотря ни на что, малыш слышит дома « че», «низя», «поди» и т.д. то вся работа по развитию, проделанная в детском саду, постепенно сводится на нет.

Особенно остро это ощущается, после летних каникул, когда ребенок долго отсутствовал в детском саду. Речь педагога дошкольного образовательного учреждения имеет обучающую и воспитывающую направленность.

Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда.

Речь педагога – отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития его личности, важная часть профессиональной культуры, которая является культурой общечеловеческой.

Поэтому особое внимание педагогу следует уделить своей речи, говорить правильно, не искажая звуков, четко артикулируя каждое слово, не торопясь, не «съедая» окончаний.

В познавательном развитии задача педагога состоит в последовательном увеличении у детей запаса знаний, их упорядочении, систематизации. Ребенок должен получить четкие представления:

  • — об окружающих предметах и их назначении (если стул – то на нем сидят, а если стол – то на нем едят);
  • — о качествах (цвет, величина, форма) предметов, (если мяч – то он, красный, круглый, маленький, а если елочка – то зеленая, треугольная, высокая);
  • — о свойствах (бьется, ломается, рвется, льется и др.) предметов (стекло не может порваться, а скатерть не может разбиться);
  • — о материале, из которого сделаны предметы.
  • Речь ребенка просто не сможет развиться самостоятельно, но если придерживаться простых правил, то любой барьер можно преодолеть. Периодически предлагайте ребенку задания, проверяющие владение связной речью:
  • -пусть он прослушает и перескажет близко к тексту ранее неизвестную историю;
  • -расскажет, как прошел сегодняшний день;
  • -сочинит небольшую сказку или рассказ;
  • -опишет картину с изображением природы;
  • -опишет рисунки, на которых, например, дети играют, помогают взрослым, отдыхают у моря;
  • -охарактеризует свою семью, друга или домашнего питомца;
  • -расскажет, как, например, прошла подготовка к празднику и сам праздник, попробует выразить и описать свои впечатления.

Читайте детям. Читайте и сделайте так, что бы книга стала главным другом ребенка. Пусть для ребенка 2-х лет она станет любимой и желанной игрушкой. В возрасте от 2,5 до 3 лет книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей.

Она и должна быть похожей на игрушку: объёмная (книга – панорама) раскладушка, большого формата, с крупными красочными картинками. Привлечь ребёнка к книжке, привить любовь к слушанию – главная задача взрослых.

Именно сейчас решится, будет ли ваш малыш в будущем пытливым, внимательным читателем, или он так и проживёт без книг, без их мудрости.

Важно, что читать малышу: обязательно народные сказки с повторяющимися действиями (это взрослым они могут показаться скучными, а ребёнку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы).

Вообще в этом возрасте дети любят слушать стихотворные тексты, и они очень полезны, так как воспитывают чувство рифмы, привлекают внимание детей к звучанию слов; ударные рифмы помогают усвоить те или иные грамматические формы, не говоря уже о той огромной роли высокохудожественных текстов, которую они играют в формировании вкуса и чувства слова у будущих читателей. Нравятся детям стихи С.Я.Маршака: «Дама сдавала в багаж», «Вот какой рассеянный», переводы английских народных песенок.

К четырём годам ребёнок уже способен пересказать знакомую сказку, конечно, в том случае, если ему с раннего детства рассказывали или читали сказки, рассказы, стихи, учили следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Первоначально пересказ возможен в форме ответов на вопросы.

Взрослым нужно понять одно очень важное правило при выборе книг для чтения: своевременность той или иной сказки. Плохо не только слишком рано знакомить ребёнка со сказкой (когда он ещё её не понимает), но и слишком поздно (когда она ему уже не интересна). Важно соблюдать постепенность в чтении.

Волшебные сказки со сложным фантастическим сюжетом ещё не доступны четырёхлетнему ребёнку, а «Курочку Рябу», «Колобок» лучше прочесть двухлетнему. Каждой сказке – свой возраст.

Детям пяти лет можно пробовать читать тексты большого объёма, которые не прочтёшь за один раз. Чтение с продолжением очень полезно, возможно, оно перерастёт в традицию семейного чтения по вечерам.

Чтобы приучить ребёнка к слушанию книг, не надо развивать у него пагубной привычки бесконтрольно смотреть телевизионные передачи.

Телевизор нужно смотреть как можно реже, а лучше детям до 5 лет его не смотреть совсем.

Художественное слово играет важную роль в развитии личности человека, формировании его мировоззрения. Очень важно уже в дошкольном детстве вызвать у детей интерес и любовь к литературным произведениям, т.к.

они становятся эффективным воспитательным средством при условии, если они содействуют повышению уровня познавательной, художественной деятельности детей, их нравственному воспитанию.

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются постепенно усложняющиеся задачи, выполнение которых обусловливает положительные результаты воздействия на детей художественной литературы.

Эти задачи направляются к постепенному повышению уровня восприятия детьми литературных произведений, что неотделимо от развития деятельности мышления, воображения, от обогащения и углубления чувств, переживаний. С течением времени у детей появляется осознанный интерес к литературным произведениям, к тому, о чем в них рассказывается, возникает потребность слушать их, испытывать от этого большое удовлетворение. Сказки, рассказы, стихи становятся для детей источником познания мира, возникновения чувств.

Ряд недостатков в речи детей доступно устранить родителям. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребёнка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово.

Часто это приводит к тому, что ребёнок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесённое ребёнком слово.

Лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребёнком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, родители предлагают ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа) ответить, что изображено на картинке. Дети могут допускать при этом речевые ошибки.

В этом случае не следует перебивать ребёнка, надо предоставить ему возможность закончить высказывание, а затем указать на ошибки. Очень часто дети задают нам разные вопросы. Иногда на них трудно найти правильный ответ. Но уклоняться от вопросов ребёнка нельзя.

В этом случае можно пообещать дать ответ, когда ребёнок поест, погуляет, взрослый же за это время подготовится к ответу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним.

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить звуки и слова, интересно пересказывать.

Для родителей должно стать правилом – читать ребёнку каждый день. Все эти методы и приёмы помогут развить речь ребёнка, воспитать его нравственным и эмоционально благополучным человеком.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/rol-roditieliei-v-razvitii-riechi-dietiei.html

Советы по развитию речи ребенка до рождения и в раннем возрасте

Кунакова Елена Анатольевна, логопед

позаботьтесь о развитии речи ребёнка ещё до его рождения

Речь начинает формироваться задолго до появления первых слов. Большое значение имеет генетическая предрасположенность.

Сейчас есть возможность в период планирования беременности пройти обследование и определить вероятность генетических отклонений будущего малыша. Предупреждён — значит вооружён.

В этом случае родители смогут более внимательно относиться к процессу развития ребёнка, будут знать, как вести себя в сложных ситуациях, и при необходимости своевременно обратятся за помощью к специалисту.

Не последнюю роль в процессе формирования речи играет и то, как протекала беременность. Речь — высшая психическая функция, поэтому важен период внутриутробного развития ребёнка. Токсикоз, низкий уровень гемоглобина, проблемы с давлением, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, угроза выкидыша — всё это возможные причины задержки речи будущего ребёнка.

В 15 недель он совершает хватательные движения, в 24 — начинает реагировать на звук. После 28 недель беременности мама постоянно ощущает движения малыша. В третьем триместре у ребёнка уже наблюдаются разные мимические движения — он морщится, улыбается, поднимает бровки.

Читайте также:  Как часто купать новорожденного ребенка: советы по уходу за младенцем

Если этого не происходит — можно диагностировать задержку психического развития и вероятные речевые проблемы в будущем.

Доказано, что ребёнок чувствует настроение мамы, вместе с ней переживает все эмоции. Страх, огорчение, уныние плохо сказываются на формировании его психики. Поэтому женщина в период беременности должна получать только положительные эмоции.

Специалисты предлагают различные варианты внутриутробного развития детей: звукотерапия, прослушивание классической музыки.

Ребёнок хорошо развивается, если родители до его появления на свет обращаются к нему, разговаривают, читают, напевают любимые мелодии.

предречевой период — показатель того, как будет развиваться речь

Первый крик ребёнка после рождения — важная характеристика его здоровья и одно из первых проявлений доречевого развития. Потом при осмотре новорождённого специалист обращает внимание на его лицо. Если оно амимичное (неподвижное, лишенное мимики), это может быть связано с психическими нарушениями.

Важная функция предречевого периода — грудное кормление. Мама должна обратить внимание, как ребёнок берёт грудь, активно ли сосёт молоко, фиксирует ли на маме взгляд, начинает ли улыбаться с 2 месяцев? Если этого не происходит — есть повод обратиться к врачу.

В 2-4 месяца малыш пытается произносит короткие звуки — появляется гуканье, потом гуление.

Если к 5-6 месяцам гуление не развивается и утихает, это свидетельствует о нарушениях, которые могут привести к речевым патологиям.

Родители не всегда знают, какие признаки указывают на отклонения в развитии ребёнка, или не замечают их. Для профилактики нужно посетить детского невролога в 3, 6, 9 и 12 месяцев.

Проблемы с речью влекут за собой коммуникативные нарушения. Их поможет откорректировать детский психиатр, но некоторые родители избегают показывать ребёнка этому специалисту.

Если у малыша проблемы с речью, значит у него есть нарушения и других функций высшей нервной деятельности.

Развитие речи взаимосвязано с развитием внимания, памяти, психомоторной координации, гнозиса (способность распознавать на ощупь поверхность материала), праксиса (целенаправленная двигательная активность).

поведение ребёнка может рассказать о нарушениях в развитии речи

То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни.

Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли.

Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап — проявление агрессии.

чтобы исправить речь, нужно найти истинные причины её нарушения

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи.

Наиболее распространённое — дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форма языка).

В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина — нахождение малыша в двуязычной семье.

Корректируется нарушение обучением ребёнка слушать звуки, активным общением, развитием мелкой моторики и гимнастикой для укрепления мышц языка.

Некоторых родителей беспокоит носовой оттенок речи малыша (гнусавость). Причинами могут быть наследственность, перенесённые мамой вирусные заболевания в период беременности, контакт с вредными веществами и перенасыщение детского организма витамином А. В раннем возрасте коррекцию этой проблемы проводят хирургическим методом.

Наиболее часто встречающийся вид нарушения ритма и темпа речи в раннем возрасте — заикание. В основе его лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Родители требуют от ребёнка произносить сложные слова, перегружают его занятиями, ругают за ошибки.

Нервозная обстановка, семейные проблемы, постоянно спешащие, ругающиеся взрослые — причины, которые могут спровоцировать заикание. Для восстановления нормальной речи ребёнка можно на 7-10 дней ввести «режим молчания».

Постараться исключить все виды эмоционального воздействия на малыша. До минимума сократить с ним разговоры, при необходимости общаться шёпотом, для досуга использовать спокойные игры. В лёгких случаях этого достаточно. Если не помогло — стоит обращаться за помощью к неврологу.

После лечения надо развивать ребёнка по щадящему режиму, чтобы заикание не возобновилось.

Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха. Проверить слух малыша можно в домашних условиях. Нужно отойти на 5-6 метров (ребёнок стоит к вам спиной) и произнести шёпотом хорошо знакомые слова. Ребёнок с полноценным слухом должен всё услышать. При отрицательном результате желательно обратиться к отоларингологу.

Бывает, что речь ребёнка сформирована, но оказалась утрачена из-за очагового поражения речевых зон. Даже тяжёлая форма этого нарушения поддаётся лечению при устранении основной причины. Главное — своевременно показаться врачу.

мальчиков и девочек, левшей и правшей учат говорить по-разному

По статистике, у мальчиков позже начинает развиваться речь, чем у девочек. Одна из причин кроется в физиологии. Морфологическое созревание головного мозга у девочек происходит быстрее. Это влияет на рост словарного запаса.

Девочки стараются говорить правильно, как взрослые, но позже мальчиков осваивают фразовую речь. У последних развитие слов направлено на действие, у девочек — на предметы. Простой пример.

Ребёнок хочет мячик: мальчик будет требовать — «дай!», девочка попросит — «мячик».

Взрослым желательно знать и особенности развития речи у левшей и правшей. Многие родители пытаются переучивать детей. У одних это получается, другие наносят большой вред развитию ребёнка, вмешиваясь в тончайшие механизмы деятельности мозга. Бывают левши истинные и скрытые.

Определить это можно с помощью детского психолога. У правшей правое полушарие мозга отвечает за образное мышление, левое — за работу речевых центров, распознавание знаков. У левшей наоборот.

Поэтому у этих детей медленнее формируется фонематический слух (способность различать звуки) и артикуляция. Они могут заговорить раньше правшей, но непонятной речью. Левшам тяжело понять сочетаемость слов, грамматические правила.

Им проще запоминать словосочетания и целые предложения. Взрослым надо учитывать эти особенности и следовать советам специалистов.

нужно создать ребёнку благоприятные условия для развития речи

Часто мамы и папы не могут решить, что лучше — активный непоседа, которому надо всё знать и попробовать на вкус, или тихий, спокойный малыш, который никуда не лезет, ничего не трогает, никому не мешает.

Многочисленные исследования доказывают: чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь. Активные игры с малышом, особенно на свежем воздухе, — основа для формирования его речевой функции. В ребёнке с рождения заложено стремление к исследованию.

Он инстинктивно тянется к предметам. Взрослым надо поддерживать, грамотно направлять и развивать его двигательную активность.

Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей.

В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу.

А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.

Желательно эмоционально реагировать на каждый звук ребёнка. Он гулит — повторять за ним, плачет — уделять внимание. Произнёс первый слог — обрадоваться достижению. С первых дней надо разговаривать с малышом, читать сказки, стихи.

Хвалить, когда он пытается повторять слова. Обучение речи хорошо проводить с помощью игр на фоне движений и положительных эмоций. Из поколения в поколение передаются народные игры, потешки, считалки.

Дети любят показывать «как сорока-ворона кашу варила», «ладушки-ладушки жили у бабушки».

Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме — тёплой, доброжелательной. Развивающие занятия — с учётом его возможностей и самочувствия.

Для правильного формирования высшей психической деятельности ребёнка важен режим дня. Некоторые родители пытаются подстроить его сон, период бодрствования под свой, взрослый распорядок. Это большой стресс для детской нервной системы, который может привести к сбою в её развитии.

ребёнок должен захотеть говорить и говорить правильно

Малышу нужно слышать от взрослых правильную речь. Родители могут употреблять упрощённые формы слов «дай»,«ам-ам», «ту-ту» при общении с ребёнком до года.

Это поможет ему включиться в процесс развитии речи, Потом желательно упрощённые слова ребёнка сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал».

Взрослым не стоит подражать малышу в неправильном произношении слов, шепелявить, картавить. Одна из проблем нарушений звукопроизношения в детском возрасте — неправильное формирование речи в семье.

Жизнь ребёнка должна быть богатой на впечатления. Его надо постоянно удивлять, что-то показывать, рассказывать.

У малыша будет развиваться кругозор, он захочет выражать свои эмоции, а это ускорит процесс формирования речи. Занятия по коррекции речи можно сделать интересными у увлекательными.

В области логопедии есть много полезных разработок. Специалист поможет построить индивидуальные занятия и совместить приятное с полезным.

Достижения технического прогресса неоднозначно влияют на развитие детского организма, его центральной нервной системы, речи. На первом месте в списке вредных факторов — телевизор. В некоторых семьях он работает часами как фон. Малыш слышит быструю, непонятную речь — это может привести к психологическим и речевым комплексам.

Протёртое питание (пюре) тоже, как ни странно, мешает формированию речи. Если ребёнок употребляет в основном мягкую, перетёртую пищу, это тормозит развитие его органов артикуляции, что отражается на речевой функции.

Всё хорошо в меру. Пюре нужно сочетать с кусковой пищей. По телевизору смотреть детские развлекательные и развивающие программы, соответствующие возрасту.

Главный принцип — польза для здоровья и развития ребёнка, а не собственный комфорт.

Достижения прогресса привели к тому, что проблем с развитием речи становится всё больше. Несколько десятилетий назад считалось нормой, если ребёнок до года говорил 10 слов. Сейчас на это способно ограниченное количество детей.

На сегодняшний день хороший результат, если годовалый малыш произносит 5-7 слов. Когда к 2 годам его речь понятна только родителям и близким людям — некритично.

Если речь к 3 годам продолжает оставаться непонятной — уже тревожный сигнал.

любые нарушения речи можно исправить — важно не упустить время

Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата.

Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. Может понадобиться помощь сурдолога, окулиста, эндокринолога, генетика.

От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям, семье малыша.

Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём, одной командой к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/310943142-194962693/

Роль семьи в развитии речи ребёнка

Роль семьи в развитии речи ребёнка

Главными носителями языка для ребенка являются его родители. Очевидно, что по мере взросления усиливается действие внешних факторов, одним из которых является языковое окружение ребенка.

  Поэтому общее правило можно сформулировать  так: чем больше родители разговаривают с ребенком, тем большему он научится. При этом не следует забывать и о самом ребенке: всегда обращайте внимание на то, что он говорит.

Читайте также:  Эмоциональное развитие детей раннего возраста: как воспитать яркую личность

Важное условие развития речи ребенка — это хорошие и доброжелательные отношения с ним.

Как разговаривать с ребенком'?

Во-первых, стремитесь вызвать у ребенка потребность заговорить первым. Не следует предвосхищать его любое желание: пусть он попытается сформулировать его.

Во-вторых, говорите с малышом простыми, ясными и понятными предложениями.

В-третьих, продолжайте и дополняйте сказанное ребенком, т.е. делайте его предложение распространенным. При этом не следует заставлять его повторять за вами — достаточно того, что он вас слышит. Например, полуторагодовалый ребенок сказал: «Суп». «Овощной суп, очень вкусный» — добавляете вы.

В-четвертых, старайтесь говорить вслух о действиях ребенка, описывая то, что он делает. Если, к примеру, он тянется к выключателю скажите при этом: «Ты выключаешь свет». Таким образом, вы подсказываете малышу слова, которые выражают его действия, его опыт.

В-пятых, говорите и о тех действиях, которые совершаете сами. Тем самым вы поможете ребенку расширить его словарный запас, когда он видя то, что вы делаете, например, моете посуду, будет слышать слова, обозначающие ваши действия. Говорить при этом нужно короткими и простыми предложениями, медленно и отчетливо.

И, наконец, еще одна рекомендация Дж.Чейпи: «никогда не поправляйте речь ребенка. Просто повторите ту же фразу правильно».

Если же вы будете поправлять грамматические ошибки или произношение, ребенок может просто замолчать, лишь бы не совершить ошибки.

Вспомните свой опыт изучения иностранного языка, когда ваш преподаватель все время и с укоризной в голосе поправлял вас. Вам очень хотелось говорить?

Богатая, правильно интонированная, эмоционально насыщенная литературная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие детской речи, в отличие от бедной, безграмотной, невыразительной, которая тормозит речевое развитие.

Кроме влияния языкового окружения на становление речи, следует учитывать и  факторы домашней обстановки. Например, замечено, что словарный запас единственных в семье детей или первенцев больше.

Нередко языковое развитие младших детей ограничено, поскольку занятые родители нередко перепоручают процесс воспитания более старшим детям. Старшие, полные симпатий и любви к малышу, стараются предвосхитить его любое желание и практически устраняют всякую необходимость говорить.

К тому же и сама речь старших детей еще далека от совершенства. Наиболее важным на этом этапе развития является обобщение.

Поскольку понятие обобщение является одним из важных, остановимся на нем подробнее.

Процесс формирования и развития у ребенка способности к обобщению проходит на всех этапах развития речи, начиная с этапа безъязычной речи, когда ребенок слушая взрослого, вскрывает значение слов.

Он продолжается на этапе автономной речи, когда обобщение выступает в ограниченной форме и заканчивается при появлении связной речи. Наряду с этим можно указать на значение обобщения для других сторон психического развития ребенка.

Мы уже говорили о том, что речь является средством социального общения. И возникает она из потребности в средствах общения. Но особенность общения, по словам Л.С.Выготского, состоит в том, что оно невозможно без развитого обобщения. Единственный способ общения без обобщения — это указательный жест, который предшествует речи.

Само по себе обобщение вызывается только актом общения. Благодаря обобщению у ребенка меняется и структура восприятия. Если ранее он видел вещи в их ситуационном отношении друг к другу, т.е. слитно с ситуацией, то с возникновением обобщения малыш начинает видеть в предмете нечто большее, чем содержится в непосредственном зрительном образе.

Но если, благодаря обобщению, происходит вычленение предмета, действия или качества, то все это знаменует начало сложной логической переработки материала. А это говорит о значении речи и обобщения для развития мышления ребенка.

Да, конечно, до года мышление, как самостоятельный процесс еще не существует, оно пока опирается на восприятие и включено в него. С развитием же речи и, прежде всего, ее обобщающей функции в раннем детском возрасте выделяется в качестве самостоятельного психического феномена наглядно — действенное или практическое мышление.

Иногда говорят и о сенсомоторном интеллекте. По сути — это синонимы. Таким образом, развитие обобщений в речи ребенка непосредственно обусловливает и ход развития мышления ребенка. Наконец, обобщение есть призма, преломляющая все функции сознания. Все акты сознания по Л.С. Выготскому есть обобщение.

С развитием речи у ребенка создается устойчивая картина мира, упорядоченного в предметном отношении. Предметы и вещи начинают приобретать определенное значение. Это означает, что вместе с речью возникает начало осмысления, осознания окружающей среды.

Следует отметить, что часто нормой в развитии речи является то, что многие дети в определенный период времени испытывают трудности в ее становлении.

Поэтому трудно решить, насколько ребенок нуждается в особом внимании. Также неясно, что преобладает при этом, то ли нежелание ребенка говорить, то ли неумение использовать свои речевые возможности.

Итак, о причинах, затрудняющих речевое развитие (по Дж. Лешли):

1. В отдельных случаях они легко определяются как физические. Скажем, частичная или полная потеря слуха, не заращение верхней губы или неба.

2. Вызвать языковые трудности могут и особенности эмоциональной жизни ребенка. Это могут быть и собственные чувства малыша и то, как он относится к своему окружению, его реакции на события в жизни, поведение взрослых.

3. Недостаточный опыт общения со взрослыми будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Он не получает удовольствия от общения со взрослыми.

Взрослые сводят до минимума свое общение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя» и «замолчи». Кроме того играет роль и сама речь взрослого — ее правильность и богатство.

4. Ребенок может оказаться заторможенным из — за других детей. Кто — то из них может получать удовольствие от высмеивания погрешностей в его речи.

5. Еще одной причиной отставания может быть слабая координация движений (малыш роняет вещи, плохо их удерживает руками). С целью развития координации движений поначалу лучше использовать игры, требующие широких движений: катание большого мяча, простые броски и ловля, метание. Как же побудить детей говорить?

Одним из способов является игра. Она должна быть приятна малышу и заключать большие шансы на успех. Желательно играть с предметами, доступными восприятию ребенка. Набор для игры должен включать 5 — 6 знакомых предметов и картинок с их изображением.

Другим способом обучения простым словам является сопоставление знакомого ребенку предмета с его изображением на картинке (2 — 3 предмета). Сначала нужно познакомить его с названием каждого предмета, а затем с его изображением.

Особая роль в процессе становления и развития речи принадлежит вниманию. Дети с ограниченными возможностями концентрации внимания нередко отстают и в развитии речи. Ребенок при этом плохо слушает и смотрит не так, как нужно. Важно понять, каков настоящий уровень внимания, чтобы затем предпринимать какие-либо меры. По мнению американских психологов Дж. Купер, М. Мудри и Дж.

Рейнелл существует 6 стадий, которые нужно пройти ребенку для улучшения внимания. Эти стадии соответствуют примерному возрасту по годам, таким образом, что годовалые дети обычно находятся на первой стадии контроля вниманием. Проблемы же возникают тогда, когда дети старшего возраста оказываются на более ранних стадиях развития внимания.

Кратко охарактеризуем 6 стадий контроля внимания.

Первая стадия — очень рассеянные дети. Эта стадия является нормой для детей первого года жизни, однако, нередко некоторые дети старше одного года все еще находятся на этой стадии. Их отвлекает шум, другие игрушки и занятия других детей. Ограниченность внимания проявляется в возбужденном поведении, ребенок все время переходит от одного занятия к другому.

Случается и противоположный вариант поведения, когда ребенок очень вял, взгляд его словно стекленеет. Главное в помощи рассеянному ребенку — это выделить время, которое он проводит с одним взрослым, в тихой комнате, с минимумом отвлекающих факторов. Внимание очень рассеянного ребенка удерживается примерно 1 минуту.

Подбор игрушек должен производиться с учетом его интересов, а игра должна быть короткой.

Вторая стадия — стадия фиксированного внимания. На втором году жизни ребенок может концентрироваться на чем-либо по своему выбору. Иногда он может показаться даже упрямым.

Но дело не в намеренном нежелании общаться, а в том, что малыш не в силах одновременно слушать взрослого и продолжать при этом поглотившее его занятие.

Он может работать, но работать только по одному каналу, а не по двум одновременно.

Третья стадия — гибкое одноканальное внимание. Начинается в возрасте двух — трех лет. Внимание все еще одно-канальное, но при этом более гибкое.

Ребенок уже может переключаться со своего занятия в ответ на обращение к нему, а затем продолжать свое дело. Однако все еще важна роль взрослого.

Как только ребенок минует третью стадию, возникновение проблем с вниманием маловероятно.

Четвертая стадия — сложившееся одноканальное внимание. Между тремя — четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия — начало двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать устные инструкции, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача или инструкция сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия — сложившееся двухканальное внимание. К шести годам дети могут удерживать двухканальное внимание. Они справляются с обучением в группе и хорошо сохраняют внимание, если не устали.

Если у вашего ребёнка проблемы с речью, у него плохое звукопроизношение и он посещает занятия логопеда, всё равно работа самого лучшего логопеда не даст хороших результатов, если вы дома не будете ежедневно заниматься с ребёнком. Однако необходимо не только научить малыша правильному звукопроизношению, но и узнавать и понимать те слова и звуки, которые он слышит.

Считалки, потешки и загадки легко запоминаются и развивают память, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Чистоговорки помогают выработать правильное звукопроизношение. Кроме того, необходимо научить ребёнка слышать и дифференцировать звуки. Поиграйте с ребёнком в следующую игру.

Пусть он отвернётся, а вы подвигайте стулом, потопайте, постучите ложками или произведите любые другие звуки, а ребёнок должен отгадать, что вы делаете. Можно поиграть в такую игру: у ребёнка глаза завязаны, а взрослый бегает по комнате с колокольчиком. Можно завести будильник, спрятать его и предложить ребёнку определить, откуда раздаётся звук.

Придумывайте любые игры, лишь бы они способствовали развитию звукового восприятия.

Прежде чем приступить к занятиям, выясните точно, какие именно звуки плохо произносит ребёнок. Для этого ему предлагаются всевозможные картинки, в названиях которых есть нужные звуки.

Определив, какие звуки требуют коррекции, необходимо выяснить, может ли ребёнок произносить их изолированно. Если может, то занятия начинают с отработки слогов и слов.

В противном случае необходимо предварительно добиться чистого звука и только потом переходить к слогам. Если ребёнок плохо произносит несколько звуков, начинать занятия лучше всего с того звука, который он произносит наиболее чисто.

Вам будет легче его исправить, а ребёнок раньше увидит результат занятий.

Начиная заниматься с ребёнком, родители должны помнить, что только интересные занятия, поданные в виде игры, будут эффективны. Нельзя просто приказать малышу: «Иди сюда, мы будем учиться правильно говорить». Скорее всего, в такой ситуации ребёнок просто испугается, замкнётся в себе, и занятия будут бесполезными.

Игра должна быть живой и интересной, поэтому постарайтесь найти яркие цветные картинки, а иногда за хороший урок выдавать ребёнку приз. Очень важно научить малыша контролировать свою и чужую речь.

Кроме того, логопедические занятия могут стать неплохой подготовкой к школе, что впоследствии избавит вас от множества лишних проблем.

Источник: https://sad-ivye.schools.by/pages/rol-semi-v-razvitii-rechi-rebenka

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]