рождественский ямное воронеж Возможность выбора отделки квартиры позволит, либо заселиться сразу при наличии чистовой отделки, либо разработать дизайн самостоятельно. Просторные парковки. Современный стиль жизни предусматривает наличие автомобиля, зачастую не одного в семье.

Физиологическая адаптация детей: как помочь детскому организму справиться со стрессом

Семья и взаимоотношения в ней являются причиной 80% стрессов у детей. Именно родители могут научить ребенка справляться с проблемами или, наоборот, усугубить их, а иногда даже стать причиной стресса. О стрессе у детей рассказывает семейный и детский психолог Наталья ДМИТРИШЕНА.

Ракурс: Жизнь современного человека невозможно представить без стрессовых ситуаций. Каковы основные причины стресса у детей?

Н. Дмитришена: Вначале давайте определимся, что такое стресс. Это состояние напряжения всего организма, мобилизация его ресурсов (прежде всего вегетативной, нервной и гормональной систем) для приспособления к изменившейся ситуации.

Стресс сопровождает человека с момента его рождения. Это механизм защиты внутреннего мира ребенка. Любое изменение привычного для него уклада жизни может привести к стрессу. Хотела бы отметить, что у детей разного возраста основные причины возникновения стресса также различны.

Главной стрессовой ситуацией для ребенка дошкольного возраста является разлука с мамой и близкими. Идет ребенок в детский сад или, не дай Бог, попадает без мамы в больницу — все это сильнейший стресс для малыша.

Взрослые должны также знать, что просмотр телевизионных программ является одним из сильнейших стрессоров для неокрепшей детской психики. Причиной детского стресса в любом возрасте могут стать события в семье, например, развод родителей, переезд на другое место жительства или смерть домашнего питомца.

Часто ребенок испытывает стресс, когда рождается брат или сестра. Старший ребенок видит, что мама занята малышом, а он отходит на второй план, и ему от нее достаются только приказы: «Вымой посуду! Собери игрушки!».

Для ребенка очень важна интонация, голос родителей. Ведь можно сказать по-другому: «Солнышко, помой, пожалуйста, посуду. Ты моя помощница, я тебя так люблю». Только своими действиями родители могут выразить свою любовь к ребенку.

Но это ни в коем случае не материальные блага, дорогая одежда и игрушки.

Когда ребенок идет в школу, появляется другая почва для стрессов.

Ведь дети в этом возрасте начинают понимать, что кто-то умнее, кто-то сильнее, а кто-то красивее их, появляется стресс оценочности: я не такой, как другие; я учусь не так хорошо, как отличник Сережа.

Первые места в списке причин школьных стрессов занимают не только оскорбления, издевательства со стороны детей, но и натянутые отношения с учительницей, занижающей самооценку школьника. Если ребенка в школе дразнят — это тоже стресс.

Ракурс: Как можно помочь ребенку? Нужно ли родителям вмешиваться, если дочь или сына дразнят?

Н. Дмитришена: В этом случае взрослым лучше не вмешиваться, ведь решая проблемы за ребенка, они подтверждают его беспомощность. Лучше научить своего сына или дочь самим справляться с возникшими трудностями. Ни в коем случае не отмахиваться: сам решай свои проблемы! Лучше сказать: «Мы знаем, что у тебя это получится. И если не сегодня, то завтра точно!».

Ракурс: Не поделитесь секретами противодействия тем, кто обзывается?

Н. Дмитришена: Во-первых, постарайтесь объяснить ребенку, почему дети дразнятся. Некоторые боятся, что будут дразнить их (чаще всего эти дети уже имели такой опыт), поэтому предпочитают начинать первыми: лучше кого-то, чем тебя.

Если я начну дразнить первый, все будут повторять за мной и дразнить другого, а меня оставят в покое. Дразнить могут также из зависти. Ребенку можно сказать, что тот, кто обзывается, скорее всего, просто хочет казаться лучше тебя.

Есть три способа реагирования на «дразнилки»: игнорирование, отзеркаливание (точно такое же действие, то есть придумать прозвище и дразнить), а можно… перевести внимание на другой объект и подружиться.

Ребенок может предложить обидчику игру в дразнилки: придумать меткое прозвище вороне, дворовой собаке — что подскажет фантазия. Выиграет тот, кто придумает более смешную дразнилку. Ребенку нужно пробовать, как влиять на ситуацию и стараться научиться обращать ее в свою пользу.

Кстати, полезно играть дома с детьми, например, в «обзывалки», а потом в «похвалялки»: на подсознательном уровне ваш сын или дочь сможет понять, что чувствует обзывающийся ребенок.

Ракурс: Как распознать стресс у ребенка? Всегда ли есть явные признаки?

Н. Дмитришена: Любой стресс имеет этапность. Первая стадия — перевозбуждение. Например, ребенок идет в школу в первый класс или после летних каникул. Все радостные, возбужденные, но это тоже стресс. Здесь присутствует волнение, повышенное эмоциональное состояние.

Вторая стадия стресса — отрицание, агрессия: не хочу, не буду, не пойду. Ребенок чувствует, что ему не комфортно, но идти нужно. В этой стадии возможны раздражительность, гнев и даже агрессия. Эти эмоции позволяют ребенку «разрядиться».

Наверное, многие родители могут припомнить случаи, когда сын или дочка наотрез отказывались делать уроки, идти в школу, дерзили. На этом этапе организм школьника продолжает активно сопротивляться воздействию стрессорного фактора и сохраняет работоспособность.

Родители должны знать, что агрессия ребенка — это способ донести что-то важное и очень хорошо, если они это замечают и начинают реагировать. Однако нередко взрослые наказывают детей, отмахиваются от них, не дают стрессу выплеснуться, а ведь сильная эмоция обязательно должна быть завершена, в противном случае напряжение уходит внутрь. И очень важно помочь ребенку справиться со стрессом именно сейчас, чтобы в конечном итоге стресс не проявился в виде болезни.

На третьей стадии стресса наблюдаются «пассивные» отрицательные эмоции — депрессия и апатия. На этом этапе ребенок перестает «выступать» и «покорно» расстраивает родителей «тройками» и «двойками».

Действие внешнего стрессора продолжается, но адаптация организма к комплексу стрессогенных факторов снижается, наступает стадия истощения. У ребенка появляется плаксивость, чувство безысходности и беспомощности — я ничего с этим не могу сделать.

И на этом этапе уже намного сложнее работать.

На четвертой стадии стресс проявляется различными заболеваниями. Это уже психосоматика. Как еще ребенку остается реагировать?  Только болезнью.

В детском возрасте последствиями неконтролируемого стресса могут быть неврозы, хронические головные боли, гастриты, язвенные колиты, астма, нейродермит, непроизвольное мочеиспускание, заикание.

Порочный круг замыкается: ведь болезни еще более ослабляют организм и способствуют усилению стресс-реакции.

Стресс у ребенка может проявляться по-разному: потеря аппетита (или, наоборот, «заедание» проблем), учащенное сердцебиение, повышенная раздражительность, трудности с концентрацией внимания, частые простуды, сонливость, энурез. Если вдруг ребенок стал не таким, как раньше.

Если у вашего сына или дочери пропадает улыбка на лице, желание что-то делать и познавать… Я призываю всех родителей обращать внимание на поведенческие моменты. «Ведь все было отлично, мы для него покупаем все лучшее, возили в Диснейленд, все только для него и чего ему не хватает?», — я часто слышу эти слова от родителей. А ведь ребенку не только это нужно…

«Ноги» стрессов растут прежде всего из семьи. Если ребенок не чувствует защищенности, понимания и принятия, он находится в стрессовом состоянии на разных уровнях. И хорошо, если он бунтует.

А ведь многие родители радуются, что дети беспрекословно все выполняют, делают уроки, аккуратно собирают портфель… Со стороны все идеально. Но если ребенок при этом не проявляет эмоций, значит, с его чувствами что-то происходит. Дети не могут как роботы выполнять то, что хотят от них родители.

На этом этапе у ребенка уже нет никаких желаний, и попробуйте их пробудить! У маленького человека пропадает вера в свои возможности.

Ракурс: Вспоминается нашумевший случай, когда мариупольские школьницы длительное время систематически издевались над своей одноклассницей и только благодаря тому, что шокирующее видео попало в интернет, об этом узнали. В этой истории потрясает не только жестокость девочек, но и то, что родители жертвы совершенно ничего не знали и не замечали… Ребенок не пришел с этим к своим родителям…

Н. Дмитришена: Девочка не обратилась за помощью к ним потому, что знала: они, скорее всего, отмахнутся. А ведь дети в любой ситуации должны чувствовать защиту, поддержку родителей.

Ракурс: Можно ли повысить устойчивость ребенка к стрессу и минимизировать его влияние?

Н. Дмитришена: На любом новом этапе в жизни вашего ребенка очень важна подготовка, адаптация. Ведь стресс — это неподготовленность к каким-то событиям. Например, перед поступлением в детский сад родители должны рассказывать своим малышам, что это и для чего.

Но не общими словами, мол, садик — это хорошо и весело, там много игрушек и друзей. Ведь то, что нам, взрослым, кажется незначительным, у детей может вызвать негативные эмоции: для некоторых детишек даже непривычная еда в саду может стать причиной стресса, а незнакомый запах стать раздражителем.

Я бы посоветовала родителям почитать меню детского сада и попробовать приготовить дома что-то подобное. На площадке, где ребенок играет с другими детьми, родители могут провести аналогию и рассказать, что в садике тоже все детки разные: некоторые могут драться или толкаться, но мы вместе сможем научиться с этим справляться.

И только пройдя это испытание, ты станешь сильным и смелым. Тогда ребенок понимает, что должен это пройти, но чувствует при этом поддержку мамы и папы. Нужно также объяснять будущему «садиковцу», что воспитательницы  — обычные люди, у них может быть разное настроение. Но это не значит, что ты в чем-то виноват и ты плохой.

Может быть, сегодня у нее просто болит голова или кто-то воспитательницу обидел.

Уменьшить восприимчивость к стрессу у ребенка помогает в первую очередь принятие его таким, каков он есть.

Ведь родители часто рисуют себе идеальный образ: ведем своего первоклашку в школу и уже представляем, что он будет отличником, победителем всех олимпиад, все будут его хвалить, он будет со всеми дружить.

Со временем приходит разочарование: ребенок не так аккуратно пишет, как хотелось бы, не так быстро все «схватывает». Родительское разочарование может вызвать стресс у ребенка: я не оправдал надежд моих любимых мамы и папы…

Повторюсь: агрессивное поведение ребенка может быть признаком его вхождения в стрессовое состояние. Во время возрастных кризисов следует быть предельно внимательными и стараться примерять на себя его эмоции, представлять, что чувствует сын или дочь, когда впервые идет в детсад, школу, когда родители начинают ссориться.

Эмоциональные нагрузки должны компенсироваться физическими. Посещайте с ребенком бассейн, катайтесь на велосипеде или занимайтесь другим любимым видом спорта. Как известно, физическая активность способствует выработке «гормонов счастья», которые помогают справиться со стрессом.

Очень важно соблюдение режима. Это дает детям ощущение стабильности, нормализует настроение и поведение.

Родители должны знать, что ребенок, единожды переживший стресс неправильно, имеет повышенную уязвимость, и каждый последующий стресс будет переживать еще более глубоко.

Не все дети подвергаются стрессу в одних и тех же ситуациях и одинаково реагируют на эмоциональное напряжение.

И мы, взрослые, не в силах уберечь ребенка от всех жизненных сложностей, но можем научить, в том числе своим примером, правильно справляться с ними.

Устойчивость к стрессу закладывается в семье и только когда ребенок чувствует, что есть защита — его родители, ему не страшно идти в сад, школу и самостоятельную жизнь. 

Источник: https://racurs.ua/369-stress-rebonok.html

Адаптация детей к школе

Наверняка нет родителей, которые бы не интересовались тем, как же адаптируется их первоклашка к новой жизни — урокам в школе. Контактность со сверстниками и учителем, уровень успеваемости и заинтересованность в знаниях, усталость и плохой сон — все это элементы адаптации, то есть привыкания ученика к школе.

Что же должны знать взрослые о показателях такой адаптации, ее особенностях и своей роли в этом процессе? Попробуем разобраться.

Психологическая адаптация первоклассника к школе

Показатели хорошей психологической адаптации ребенка к первому классу — это когда он с радостью идет в школу, с охотой и терпением готовит уроки, регулярно и искренне рассказывает родителям обо всех школьных событиях и занятиях. Если же реакция на школу обратная, то это является свидетельством плохой психологической адаптации первоклассника к школе и сигналом для родителей, который указывает, что ребенок нуждается в их помощи.

И папа, и мама должны вникать в те проблемы, о которых рассказывает первоклассник. Если же он вообще не хочет говорить о школе, то следует корректно узнать причины такого нежелания, возможно, сходить в школу и поговорить с учителем.

Нельзя в адаптационный период повышать голос на ребенка, а тем более высмеивать и стыдить его. Неправы в корне родители, которые в это время приводят в пример других учеников, лучше справляющихся с процессом обучения.

После таких сравнений дети, как правило, еще больше замыкаются в себе и не хотят делиться с родителями своими переживаниями и тревогами.

А еще они могут затаить ненависть к своим одноклассникам, которые, по словам родителей, и в школе сами со всем справляются, и английский учат, и в музыкальную школу ходят. 

Поддержка и похвала, спокойный тон общения с первоклассниками должны быть присущи их родителям.

Дети, чувствуя поддержку родителей, лучше справляются с психологической адаптацией, демонстрируют хоть не значительные, но успехи. Их всегда необходимо поощрять и замечать.

Фраз „потом посмотрю” или „ мне некогда” не должно быть в лексиконе родителей первоклассников. Хвалите ребенка за то, чему он научился, что прочитал, в чем усовершенствовался.

Помогайте маленькому ученику, если он не справляется. Находите время на то, чтобы показывать, объяснять, однако при этом не делайте задания вместо ребенка. Формируйте в нем навыки самостоятельности.

Физиологическая адаптация ученика или ученицы к школе — это физическое привыкание их организма к новому ритму и нагрузкам. Этот вид адаптации делится на несколько этапов:

  1. Физиологическая буря. Период длится первые две-три недели. В это время организм ребенка на все нагрузки и новшества отвечает напряжением всех своих систем. Это обозначает, что ребенок тратит большую часть энергетических ресурсов организма. Именно этим и объясняется тенденция частых заболеваний школьников в сентябре, особенно первоклассников. 
  2. Нестойкое приспособление. Детский организм находит приемлемые реакции на новые условия. 
  3. Относительно устойчивое приспособление. В этот период организм первоклассника реагирует на нагрузки уже с меньшим напряжением.
Читайте также:  Развитие ребенка в 8 лет: как изменить подход к воспитанию взрослеющих детей

И родители, и педагоги имеют свойство недооценивать сложность физиологической адаптации детей к школе.

И, тем не менее, по наблюдениям врачей, многие детишки к окончанию первой четверти в первом классе теряют вес, у некоторых отмечается снижение (повышение) кровяного давления, головные боли.

А это явные признаки переутомления, которые чаще всего наблюдаются именно в первой четверти. Трудность физиологической адаптации к школе может проявляться и капризностью детей.

Признаками успешной адаптации ребенка к школе являются:

  1. Удовлетворенность процессом обучения: в школе ему хорошо, он идет туда с удовольствием. 
  2. Успешность овладения программой. Если она традиционная, и ученик испытывает трудности в обучении, то без родительской и, возможно, поддержки психолога не обойтись. 
  3. Уровень самостоятельности первоклассника при выполнении заданий. Часто родители проявляют чрезмерное усердие и контроль, привычка совместно готовить уроки надолго закрепляется у ребенка. 
  4. Удовлетворенность межличностными отношениями. Имеется в виду контакт с учителем и одноклассниками, который очень важен для дальнейшей успешности и поддержки желания учиться. 

Стресс и адаптация ребенка к школе

Нередко первоклассники испытывают стрессы в период адаптации к школе. И особенно этому подвержены дети, которые не посещали детский сад. Первоклассники испытывают три вида стрессов:

  1. Социальный. Это проявляется в формировании взаимоотношений с одноклассниками, учителем. 
  2. Интеллектуальный. Он проявляется при интеллектуальных нагрузках и усвоении новых знаний. 
  3. Иммунологический. В семилетнем возрасте у детей происходят физиологические изменения в организме, что само по себе приводит к утомляемости и перепадам настроения. А следствием этого являются болезни крепких и здоровых детей, которые иногда провоцируются естественным обменом бактериями между одноклассниками.

Для того чтобы облегчить все эти виды стресса, родители должны соблюдать определенные рекомендации, разработанные психологами и педиатрами:

  1. Сон. Семилетним детям надо спать по 10-11 часов в сутки. В этом возрасте, особенно в первой половине учебного года, возможен и дневной сон. 
  2. Прогулки и физические нагрузки. Лучший отдых — смена деятельности, поэтому умственную активность нужно сочетать с двигательной. Запись в бассейн, спортивный кружок поможет легче пережить адаптацию в школе. Первоклассникам врачи советуют проводить на свежем воздухе как минимум два часа в день.
  3. Подготовка уроков должна проводиться так, чтобы после 30 минут беспрерывного занятия наступал 15-минутный перерыв. Пик активности мозга детей в первом классе приходится на 9-12 часов и 16-18 часов. Это время нужно учитывать родителям при организации режима дня.  

Адаптация детей с ЗПР к школе

Дети с задержкой психического развития будут легче адаптироваться к первому классу при обучении их по образовательной программе, соответствующей их возможностям. Речь идет о специальных коррекционных программах.

Обучение таких детей по программах массовых общеобразовательных школ в большинстве случаев приводит к школьной дезадаптации, особенно в первый год обучения.

Школьная дезадаптация — это неспособность учеником или ученицей освоить программу и нарушения в поведении. Такой ребенок воспринимает себя как неудачника.

Поэтому ведущую роль в нормальной адаптации таких деток к первому классу играет организация их обучения по посильной образовательной программе.

Следует отметить, что дети с ЗПР, согласно исследованиям, составляют приблизительно 50% неуспевающих первоклассников. Для таких детей созданы школы и классы коррекционно-развивающего обучения.

Адаптация к новой школе

Привыкание к новой школе, необходимость смены которой зачастую обусловлена семейными обстоятельствами, — сильный эмоциональный стресс в любом возрасте.

Переход в другую школу всегда сопряжен с множество волнующих ученика вопросов: «Как же меня будут воспринимать в классе?», «Понравятся ли мне новые учителя?». И первое время ребенок обязательно будет сопоставлять старую школу с новой.

Когда же там остались друзья, то адаптироваться ученику, даже успешному, будет непросто. Поэтому от его родителей требуется внимание и помощь в привыкании.

Можно, к примеру, пригласить домой новых одноклассников. Необходимо поощрять прогулки и совместное времяпровождение с ними.

Проблемой может стать разница в программах или требованиях. Поэтому от родителей в это время требуется поддержка и терпение, внимание к настроению ребенка. Возможно, на период адаптации будет приемлемым освобождение его от домашних обязанностей. Если ваш ученик стал излишне раздражительным, то отнеситесь к этому с пониманием. Наверняка это защитная реакция детского организма на нагрузки.

Если же раздражительность усугубляется, на протяжении нескольких месяцев ребенок проявляет агрессию, не хочет рассказывать о школе, то необходимо сходить к классному руководителю либо школьному психологу (лучше к обоим) и попросить совета у них.

Адаптация к школе после летних каникул

После трехмесячного отдыха детишкам гораздо сложнее привыкнуть к школе, нежели взрослым выйти на работу после отпуска. Чтобы им быстрее включиться потом в учебный процесс, психологи советуют уже с середины августа менять режим дня.

Он должен быть таким, как и в сентябре. Ребенку необходимо раньше ложиться спать и соответственно подниматься в то время, в какое он обычно поднимается в период школы.

Во второй половине августа необходимо повторить пройденный в прошлом учебном году материал, больше читать.

За лето детская рука отвыкает от письма, поэтому необходимо написать с ребенком несколько диктантов. Пусть дома он напишет сочинение о проведенных каникулах и о лучших впечатлениях.

В первые дни сентября давайте возможность своему ученику отдыхать после уроков час или полтора. Важно также следить за пребыванием сына или дочки на свежем воздухе.

Беспокойный сон ребенка в это время — симптом тревоги и утомляемости. Не лишним будет заваривание на ночь чая из мяты, спокойное совместное времяпровождение на свежем воздухе. Следите за тем, чтобы за час-два до сна ваш ученик или ученица не играли в слишком активные, возбуждающие игры.

Усильте в начале сентября детский рацион витаминами. Включайте в меню больше салатов и фруктов. Пусть ребенок ежедневно съедает горсть орехов, которые помогут облегчить умственные нагрузки. Помочь в интеллектуальной деятельности сможет и шоколад. Но только черный. Побалуйте ваше чадо!

Специально для nashidetki.net — Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/adaptatsiya-detej-k-shkole.html

Стресс у детей — как помочь ребенку?

СТРЕСС У ДЕТЕЙ – КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ???

Стресс – это естественная физиологическая реакция, которая сопровождает нервное напряжение с первых дней жизни человека. Малыши подвержены влиянию негативных эмоций не меньше, чем взрослые.

Стрессовое состояние может быть связано с первыми самостоятельными шагами, поступлением в первый класс, половым созреванием и многим другим. Далеко не все дети подвергаются стрессу в одних и тех же ситуациях и одинаково реагируют на эмоциональное напряжение.

Полностью уберечь ребенка от всех трудностей невозможно, однако в силах родителей научить малыша правильно реагировать на неприятности и справляться с нервным напряжением.

зад к статьям

Как проявляется стресс у детей

Основным проявлением стресса у ребенка является резкое изменение его поведения. Некоторые малыши могут вести себя как младенцы: начинают сосать палец, мочатся в постель. Дети постарше становятся замкнутыми и молчаливыми, избегают общения со сверстниками и взрослыми.

Стрессы могут проявляться в частых перепадах настроения, вспышках детской агрессии, потере контроля над своим поведением. Признаком стресса является судорожный тик: дерганье отдельных мышц, частое глотание, наматывание на палец пряди волос и т. д.

На фоне стресса у ребенка может развиться повышенная утомляемость, тошнота и психосоматические расстройства.

В чем кроются причины детского стресса

Стресс у ребенка является реакцией на нечто новое, с чем малыш в силу отсутствия опыта не может справиться. Механизм детского стресса запускает вторжение в жизнь ребенка чего-то незнакомого и неприятного, что может преследовать его в виде детских страхов или воспоминаний. Причины стрессовых реакций во многом зависят от возраста малыша.

У новорожденных и детей до 2 лет

У новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом.

  • У детей от 2 до 5 лет
  • Стресс у дошкольника может вызвать кратковременная или длительная разлука с близкими, адаптация ребенка к детскому саду, посещение парикмахерской или врача, а также другие нарушения привычного уклада жизни.
  • Как помочь ребенку справиться со стрессом
  • Давайте выход эмоциям

Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции. Решить проблему накопления негатива помогут откровенные беседы со взрослыми, ведение дневника, какое-либо хобби.

  1. Решайте проблему вместе
  2. Не стесняйтесь обсуждать с ребенком его проблемы, при необходимости обращайтесь за помощью к психологам или тем людям, которые являются авторитетом для малыша.
  3. Компенсируйте эмоциональные нагрузки

Умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой эмоциональных напряжений. Ребенок может посещать спортивную секцию или бассейн, кататься на велосипеде и т. д. Все эти занятия способствуют выработке «гормонов счастья» (эндорфинов), которые помогают справиться со стрессом.

Соблюдайте режим

Соблюдение распорядка дня способствует нормализации настроения и поведения ребенка. Питание должно быть сбалансированным, нагрузки – умеренными, а сон – полноценным. Важно не допускать ситуаций, когда ребенок отказывается от еды, сна или отдыха, пропускает школьные занятия.

Прививайте ребенку уверенность в себе

Поддержка и вера в будущее требуется ребенку даже больше, чем взрослому. Расскажите малышу о том, что сложные периоды в жизни всегда сменяются светлыми и радостными.

Помогайте ребенку расслабиться

Справиться со стрессовой ситуацией ребенку может помочь общение с друзьями, поход по магазинам, мультфильмы, компьютерные игры или сеанс массажа. Предложите малышу выбрать одно из этих занятий и научите его обращать внимание не только на негативные, но и на позитивные моменты.

В некоторых ситуациях перечисленных выше мероприятий может оказаться недостаточно, поскольку организм ребенка самостоятельно не справляется с последствиями нервного напряжения, эмоциональных переживаний и переутомления. В таких случаях необходимо обратиться к специалистам (невропатолог), которые порекомендуют принимать лекарственные препараты от стресса для детей.

  • Если на душе тревога,
  • Если ощущаешь стресс,
  • Сделай быстро вдох глубокий,-
  • Это первый твой прогресс!
  • На бумаге покалякай,
  • Руку посжимай в кулак,
  • Громко-громко ты поахай!
  • Нет тревоги, стресс – пустяк!
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Подготовил Педагог-психолог Кучина Н.С.

Источник: https://multiurok.ru/files/striess-u-dietiei-kak-pomoch-riebienku.html

Как снять стресс у ребенка в детском саду?

Стресс, это еще не повод к унынию, поскольку, выйдя из зоны комфорта, человек принимает решения и развивает в себе новые качества, желательно до впадения в депрессию. Однако, подобное состояние и для взрослых не является простым, а для ребенка скорее характерно замкнуться в себе, что чревато серьезными нарушениями со здоровьем.

Специалисты утверждают, что начать борьбу за устойчивость к стрессу следует с родителей. Дитя, копируя в любой ситуации маму и папу, не занимается анализом ошибок, а просто выбирает модель поведения, характерную для его семьи, воспроизводя ее на своем уровне.

Поэтому вначале проанализируйте собственные ошибки и это подскажет вам опасные места, которые могут подстерегать вашего малыша.

Однако, немаловажной задачей является своевременное определение наличия стресса у малыша. Это может быть ухудшение здоровья, любое изменение в поведении, возврат к более  «младенческим» привычкам. Это все сигналы, которые нельзя упустить.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Перед тем как пустить ребенка первый раз в детский сад следует осуществить некоторые предварительные мероприятия.

Важно, чтобы ребенок умел самостоятельно себя обслуживать, проситься на горшок, соблюдать установленный в садике режим дня, показывать где болит. Всеми этими способностями малыш должен обладать еще до первого посещения группы.

Если же этих умений у ребенка нет, это будет являться дополнительной нагрузкой на психику ребенка, и ее следует всячески избегать.

Адаптация в детском саду

Адаптация в детском саду, должна проводиться в щадящих условиях, и введение в атмосферу садика должно происходить постепенно, но нагрузка должна каждую неделю увеличиваться.

По реакции ребенка, идеальным считается вариант привыкания, при котором в первый день малыш еще спокоен, но во второй день начинается мощный бунт, который и соседи слышат, но потом истерики постепенно стихают, на что требуется неделя-полторы.

Однако, при варианте, что протестов от ребенка нет и через неделю, следует обязательно насторожиться. Может так быть, что у него так все плохо внутри, что эти чувства даже не в состоянии прорваться в истерике наружу.

Это опасное молчание, затаенная депрессия, из которой малыш не может выйти, чревата развитием затяжных и хронических болезней, таких, как ухудшение иммунитета, постоянные простуды и ОРЗ, увеличение миндалин, перерастающих в аденоиды, здесь не спасает и закаливание.

Вполне возможны и иные патологии. Дети не в состоянии осознать стресс, и не понимая, что же происходит, они воспринимают все как должное. Для ребенка чрезвычайно важно вернуться домой, в зону духовного и физического комфорта.

А самый близкий и надежный человек – мама, приводит его в чужую комнату, где ничего не интересно и оставляет на целый день.

Однако, два – три года, это  идеальный возраст для обучения самостоятельности.

Только вы и в самом деле должны быть уверены в правильности содержания ребенка в садике, поскольку, дети глубоко ощущают настроение родителей, и сомнения в необходимости эпопеи с садиком они ощутят сразу. Тогда почти невозможно будет заставить его там остаться. Здесь может возникнуть порочный круг с нервной перегрузкой.

Как помочь ребенку справиться со стрессом?

Информационный шквал, большое количество новых обязанностей, необходимость общаться со сверстниками и новыми взрослыми, чужая обстановка, все это обрушивается на ребенка.

Поэтому у мамы возникает задача устройства некоторой буферной зоны между домом и садиком, для того, чтобы все садовские проблемы оставались в садике, а дома ребенок спокойно отдыхал и расслаблялся.

Для этого после садика следует час-два погулять на улице, посетить детское кафе и пр. Этого времени должно хватить, чтобы перевести ребенка на спокойные рельсы. Все свои эмоции должны остаться на улице, где он может попрыгать, покричать, поваляться.

После этого пусть будет немного простого созерцания окружающего мира. Это красиво и, главное, спокойно. Кроме того, это для ребенка новый навык, который поможет ребенку справляться с различными проблемами и во взрослой жизни. Домашний вечер следует заполнить вашим вниманием.

И здесь краски бумага, лепка, книжки, и все с вашим участием, являются лучшим способом борьбы со стрессом.

Читайте также:  Развитие логического мышления детей 6 7 лет

Источник: https://nmedicine.net/kak-snyat-stress-u-rebenka-v-detskom-sadu/

Ответ на вопрос родителя. Как вести себя с рбенком во время адаптации к деткому саду, чтобы уменьшить стресс?

Психолог

       Ответ на вопрос родителя. Как вести себя с рбенком во время адаптации к деткому саду, чтобы уменьшить стресс?      Адаптация — это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.  В большинстве случаев поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого “адаптационного синдрома” является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи. Как родители, так и воспитатели параметрами готовности ребенка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к детсадовскому.    Вопрос же о том, в какой мере ребенок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для ребенка социальных норм и правил поведения, родителями даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребенка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. Такая “учеба” зачастую оборачивается тяжелыми переживаниями самого ребенка, слезами и обидами других детей, претензиями и замечаниями воспитателей. Наблюдения за детьми в детском саду свидетельствуют о том, что ребенок, не владеющий навыками самообслуживания, но психологически готовый к вступлению в более широкий круг социальных отношений, привыкает к детскому саду значительно быстрее и безболезненнее, чем его сверстник, умеющий сам есть и одеваться, но не знающий, как подойти или обратиться к незнакомому для него взрослому или другому ребенку.  В целом проблема психологической неготовности ребенка к “выходу” из семьи представляется не менее важной, чем проблема готовности к школьному обучению. Игнорирование ее порождает в дальнейшем так называемого “несадовского” (а потом и “нешкольного”) ребенка, не умеющего и не желающего принять иные, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические заболевания. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

                                                             Способы уменьшить стресс ребёнка. 

— Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так, рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи), соответствующий режиму ДОУ. — В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии 2-3 недель (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желание малыша, можно оставить его на целый день в ДОУ. — Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошёл день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание ребёнка на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению. — Если малыш плачет, стоит его успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновений мамы, которых совсем недавно было намного больше.Желательно дома укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. — В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился. — Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там. Пусть эти разговоры будут эмоционально окрашены, они помогут успокоить малыша.

                                                                Типичные ошибки родителей 

    Родители, отдавая ребёнка в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями.       В первую очередь это неготовность родителей к негативной реакции ребёнка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.    Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации. От старших требуются только терпение и помощь. Всё, что нужно малышу, — это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели детского сада должны быть готовы помочь родителям в этот непростой для семьи период.   В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит также планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что ребёнок может привыкать к детскому саду 2-3 месяца и более.   Ещё одна ошибка родителей – пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им нужно успокоится, дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передаётся им. Родителям очень важно понимать, что ребёнок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.    Пониженное внимание к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегчённо вздыхают и уже не так много внимания, как раньше уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего боятся, потому что она всё также рядом.   Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, — это верный знак того, что он освоился.Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению – это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

    Помните!!!!

    Адаптация ребенка к новым для него условиям среды – может быть тяжелым  и болезненным  процессом. Процессом, сопровождающимся  рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающим  все его  уровни.   Стресс, возникающий в это время у ребенка, превращает на время малыша в другого человека, разрушает его защитные барьеры, изменяет ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья.      При этом страдает реактивность, снижается сопротивляемость ребенка к болезням. А при болезни произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. И вновь появятся отклонения в обычном поведении ребенка.     Поэтому необходимо, чтобы в процессе адаптации ребенка к дошкольному учреждению необходимы совместные усилия родителей, педагогов, психолога, врача.  

     практический психолог Клименко И.Н.

Все рекомендации  

Источник: http://veselka21.org.ua/advice/37.html

10 признаков того, что ребенок находится в стрессе

Слово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель, виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

Если вдруг, неожиданно начал бояться, расспросите, с чего это он взял, что страшно. Приведите в пример детей, которые не боятся. Ну и купите ночник со звездочками.

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет.

Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и истоки страха, либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Детский коллектив – он такой: дети, попадая в него, меняются. Кто-то становится агрессивным, кто-то, наоборот, замыкается. Если что-то беспокоит, я бы сходила с ребенком к психологу.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения.

Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

О том, что ребенок находится в плохом психоэмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

Плохая концентрация внимания и запоминания, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

Дочка стала ужасно заикаться. Застрянет на первой букве, а дальше – никак. Сразу в плач. Потом вообще замолчала. Я ее в охапку и к врачу.

Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

Читайте также:  Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста: как заниматься с ребенком

Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Источник: https://deti.mail.ru/article/5-priznakov-togo-chto-rebenok-nahoditsya-v-stresse/

Что такое детский стресс и как с ним бороться

Взрослые обычно считают, что быть ребенком радостно и приятно. И все же иногда даже дети испытывают стресс, который нам, взрослым, может быть не всегда понятен. Но детям тяжелее, ведь они не знают причин своей раздражительности или апатичности, не знают, как бороться со своим плохим настроением. И в этом им призваны помочь мы, врослые. Что такое детский стресс и как с ним бороться, разбирает Passion.ru.

Взрослые обычно считают, что быть ребенком радостно и приятно. И все же иногда даже дети испытывают стресс, который нам, взрослым, может быть не всегда понятен. Но детям тяжелее, ведь они не знают причин своей раздражительности или апатичности, не знают, как бороться со своим плохим настроением. И в этом им призваны помочь мы, врослые. Что такое детский стресс и как с ним бороться, разбирает Passion.ru.

Больше узнать о детской психологии нам сегодня помогает педагог-психолог Ирина Долгая.

Детский стресс – это нарушение привычного уклада жизни для малыша. У ребенка сформировалась привычка жить определенным образом, он находится в комфорте. Нарушая или задевая этот комфорт, мы вызываем защитную реакцию организма в виде стресса, так как модели поведения у ребенка нет (приспособиться, изменить ситуацию и т.д.).

Увлеченным своей жизнью и взрослыми проблемами родителям иногда тяжело бывает определить, что ребенок испытывает стресс. Кроме того, иногда имеют место некоторые стереотипы, которые скорее применимы к нам, взрослым.

Например, если ребенок сидит и играет, то значит, у него все хорошо. Или увлеченный футболом хулиган вдруг стал приносить домой одни пятерки. Радуясь и нахваливая ребенка за то поведение, которое нравится им, родители могут и не подозревать, что на самом деле малыш может очень сильно переживать.

Как точно определить, происходит ли с ребенком что-то тревожное, советует Ирина Долгая: «Во-первых, все мамы знают, как ребенок ведет себя, если у него все хорошо. Вдруг вы замечаете обратное поведение.

Например, егоза, которого обычно невозможно уложить в постель целый час, сам лег, затаился и лежит не шелохнувшись.

Или обычно спокойный и медлительный ребенок начинает суетиться и бесцельно метаться.

Во-вторых, обращайте внимание на физиологические проявления: ухудшение аппетита, нарушения сна, энурез, покраснение или побледнение кожи, ребенок молчит или кричит, или плачет, испуганный взгляд, начал заикаться, невнятно бормотать и т.п.».

В любом случае — сохраняйте спокойствие: возможно, изменение поведения было вызвано совсем другими причинами.

Ребенок, например, просто повзрослел и начал хорошо учиться (или влюбился в отличницу и хочет ей понравиться) или, напротив, изменение поведения было вызвано тем, что стресс у ребенка прекратился, а вы и начала его не заметили. Словом, тревогу бить не нужно, но перестраховаться и поговорить с ребенком все же стоит.

Обращайте внимание также на то, как именно проявляются симптомы, которые вас тревожат. Например, разлука с мамой или папой вполне может вызвать слезы у дошкольника, но если такое поведение наблюдается и позже, то есть повод задуматься.

Смотрите на то, что ребенок рисует или как играет: нарисованные «войнушки» могут быть не только признаком того, что ребенок переиграл в компьютерные игры, но и знаком чего-то более серьезного. Например, признаком того, что ребенок сильно переживает, что родители постоянно ругаются.

Причины детского стресса меняются вместе с ребенком. Так, дошкольник больше всего привязан к семье и связан с детским садом, школьник же больше связан со школой, поэтому причины детского стресса нужно искать там, где больше всего эмоциональной и физической привязанности ребенка.

Обратите внимание на то, что мы расположили причины, предложенные нашим экспертом, по степени важности для ребенка. Если вы постоянно ругаетесь с мужем (даже если не в присутствии ребенка), не нужно думать, что малыш стал молчаливым и потухшим из-за боязни врачей или частого просмотра телевизора:

  • семейные — рождение второго ребенка, разлука с близкими, ссоры, развод родителей, тревожные родители, истеричный тип родителя (то ласка, то агрессия);
  • катастрофы, беды, несчастья — смерть члена семьи, резкое и сильное изменение условий жизни;
  • социальные — страх других людей, детей, конфликты с ними, ссоры, конкуренция с другими детьми;
  • страхи — внушенные родителями, возрастные, осознанные и неосознанные;
  • телевизор, компьютер — повышенная эмоциональная нагрузка;
  • медицинские — травмы, боли, боязнь врачей, уколов и т.д.;
  • другое (приучение малыша к горшку, смена обстановки в его комнате и т.д..

Кроме того, стресс на одном уровне (например, развод родителей) сильно влияет на чувствительность ребенка в других «опасных» сферах. Например, делает его более агрессивным к другим людям, поэтому у него могут возникнуть проблемы в школе.

Часто также бывает, что стресс проявляется в виде заболеваний, и чем больше этот стресс не разрешается, тем больше вероятность, что заболевание станет хроническим. Поэтому не пытайтесь вылечить ребенка без решения проблем в его или вашей жизни (ведь дети сильно переживают, если у родителей что-то не так, даже не понимая, что именно).

Если у вашего малыша наблюдаются такие признаки, не спешите бежать к детскому психологу. Лучше разберитесь, в чем действительно причина детских переживаний и стоит ли начинать активные действия по помощи ребенку.

Комментирует Ирина Долгая: «Стресс – нарушение привычного уклада жизни. В малых количествах он просто необходим для того, чтобы помогать ребенку справляться с трудностями. Но в больших количествах все же вреден для здоровья физического и психологического. При постоянном стрессе у человека вырабатываются устойчивые психологические защиты, которые впоследствии становятся чертами личности».

То есть, вам необходимо определить, насколько сильно страдает ваш ребенок, и только после этого помогать ему. Не спешите решать все проблемы за него, этим вы можете ребенку даже навредить, в некоторых случаях обычного разговора может быть вполне достаточно.

Если же причина стресса серьезная, и он не проходит в течение долгого времени несмотря ни на что, то самое время взяться за решение этой проблемы активнее, вплоть до обращения к специалисту.

Иногда бывает, что родители идут по пути наименьшего сопротивления и реагируют на детский стресс так, как удобно им самим. Последствия этого могут быть самые разные – от вредных привычек до эмоциональной инвалидности и хронических болезней во взрослом возрасте.

Чаще всего родители совершают 3 ошибки:

1. Оставление ребенка один на один со стрессом

Если ребенок постоянно испытывает стрессы, с которыми не в состоянии справиться, и родитель не пытается помочь ему, а оставляет один на один с переживаниями, повышается риск возникновения тревожности, страхов, раздражительности, в крайнем случае — депрессии, неврозов и других психических заболеваний.

Отметим также, что оставляете вы ребенка один на один со стрессом не только в том случае, когда молча игнорируете то, что происходит, но и также когда недооцениваете переживания ребенка. Такое возможно, когда вы говорите, что все пустяки, ерунда, глупости.

  • 2. Отвлечение малыша
  • Если родители отвлекают ребенка едой, телевизором и компьютерными играми, очень быстро возникает зависимость.
  • 3. Нечестность, обман по отношению к ребенку

При стрессе внушаемость ребенка возрастает (логика подавлена), его легко обмануть. Если позже ребенок поймет, что вы с ним были нечестны, он потеряет к вам доверие. И вернуть его будет уже очень сложно.

Задача родителя заключается в том, чтобы помочь ребенку сформировать такую модель поведения, чтобы снова вернуться в состояние комфорта, или же снова вернуть комфорт для ребенка. В любом случае, важно расширить картину мира малыша и показать ему, что «так бывает», ведь все происходящее может быть для него страшно, так как незнакомо.

1. Разделите переживания малыша

Ни в коем случае не говорите ему, что все, что он испытывает – глупости.

Избавьтесь от таких фраз, как: «Да все это ерунда, забудь», «Нашел, о чем переживать…», «Тебя это вообще не касается, иди, поиграй…».

Даже если ребенок вас послушался, это совершенно не означает, что ему стало легче. Лучше говорить так: «Я понимаю, что ты боишься…», «Я вижу, что ты грустишь, я тебя понимаю», «Тебе обидно, я знаю».

2. Определите, почему малыш переживает

Лучше всего, конечно, поговорив с ним. Но иногда, конечно, требуется помощь воспитателя, школьного учителя или вам самим следует подумать, что в вашей жизни могло задеть малыша. Если ребенок молчит, предложите ему варианты: «Ты переживаешь потому что…?», «Тебе обидно, что…?».

  1. 3. Объясните малышу честно, что происходит
  2. Часто стресс вызван (или усугубляется) тем, что у ребенка нет информации, почему все изменилось или почему определенные люди ведут себя определенным образом.
  3. Объяснить непонятное можно, например, так:
  • «Папа перестал играть с тобой по вечерам, потому что он заболел и ему тяжело, а не потому, что он тебя меньше любит»;
  • «В новую школу мы тебя перевели потому, что папа получил новую работу, а теперь мы сможем купить новую машину и будем вместе ездить в лес. И это нормально, что дети с тобой пока не разговаривают, так всегда происходит, ведь они пока опасаются, так как ты — новичок. Они привыкнут, и все пройдет, у меня тоже так было»;
  • «Собака лает, потому что она так разговаривает. Она тебя не знает, поэтому боится, что ты сделаешь ей больно, и старается тебя напугать. На самом деле, она не собирается тебя кусать».

На таком объяснении малышу будет проще построить новую систему поведения. Теперь, проходя мимо собаки, сначала он будет бояться, но объяснять себе, что бояться не нужно, ведь она не хочет его кусать. А потом он привыкнет, и новое объяснение заместит его страх, и стресс будет переборот.

4. Помогите ребенку сформировать новое поведение

Например, подойти в школе к детям и спросить, почему они с ним не играют (и от этого вы уже вместе будете отталкиваться), или вместе (!) несколько раз покормите собаку, предложите ребенку подойти к папе и почитать книжку, сидя у него на коленях.

При стрессе также желательно минимизировать текущие переживания ребенка, так как на освоение нового поведения уйдет время, а переживания какое-то время все равно останутся.

Вместе с ребенком (дошкольного возраста) хорошо проиграть стрессовую ситуацию с хорошим концом. Таким образом вы учите ребенка модели поведения в подобной ситуации. Очень хороший эффект снятия стресса достигается через различные творческие занятия. Создавая новый образ, ребенок чувствует себя творцом, это повышает уверенность в себе.

Обратите внимание также на физические нагрузки. При них снимается напряжение и выделяется так называемый «гормон радости». А если еще учесть, что у ребенка мозговые структуры постоянно формируются и дозревают, и для этого нужно гораздо больше кислорода, чем взрослым, то без прогулок и спорта вообще не обойтись.

Наш эксперт для избавления от негативных эмоций предлагает завести дома мешочек для крика, устроить битву подушками или пускать мыльные пузыри. А может, включить любимую музыку и танцевать всей семьей? Это будет полезно и взрослым, и малышам.

Прокомментировать тему мы предложили Екатерине Островской – профессиональному журналисту, литератору и кинодраматургу. Екатерина закончила факультет журналистики СПбГУ. В издательстве «Эксмо» выходит новая книга автора «Охотник желает знать». Ниже приводим ее мнение:

«Я не являюсь специалистом в области детской психологии. Но мне кажется, что стрессы у детей, в первую очередь, связаны с мелкими разочарованиями от каких-то неудач, неудовлетворенных желаний, непонимания детей родителями.

Способствует этому во многом зависимость ребенка от Интернета и телевизионных передач, где показывают счастливых детей, у которых веселая и беззаботная жизнь. Страшная вещь – зависимость от компьютерных игр, уводящих в иную реальность, которую неокрепшее сознание очень скоро принимает как единственно существующую.

Для каждого возраста ребенка — свой рецепт борьбы со стрессами. В нашей семье есть свои способы. Стрессам подвержен и мой сын. Не получилось что-то в школе: давай научимся это делать дома вместе.

Плохое настроение? Тогда давай-ка отправляйся вместе с папой на футбольное поле рядом со школой.

Они часто носятся там и возвращаются домой измученные, грязные и счастливые: рассказывают взахлеб о забитых голах и упущенных моментах.

Ребенок с увлечением читает книги о стрелковом вооружении: мы едем в музей, он рассматривает экспонаты, а потом мы с папой просим провести нас в запасники, где хранятся и ремонтируют другие экспонаты. Там ему дают подержать настоящий автомат Томпсона. Неделя хороших воспоминаний ему обеспечена.

Конечно, у него бывают и слезы, и обиды на нас с мужем, но главное – вытерпеть и узнать причину плохого настроения, а потом мы уже выбираем конкретное действие. Можно никуда и не ездить, а просто поиграть вечером с ребенком в подкидного дурачка, например. Самое важное – ребенок всегда должен чувствовать, что родители рядом и любят его».

***

Детский стресс – явление достаточно распространенное и с какой-то стороны даже естественное: в мире много нового, что ребенку приходится изучать, не имея никакого жизненного опыта.

Но есть одна вещь, которая может помочь ребенку перенести любые тяготы – врачей, собак, переезд, конфликты со сверстниками: мир в семье и любовь родителей (к ребенку и между собой).

Это рождает у малыша чувство защищенности, что не позволяет глубоко развиваться никакому стрессу.

Любовь ЩЕГОЛЬКОВА

Источник: https://www.passion.ru/psy/vospitanie-detey/chto-takoe-detskiy-stress-i-kak-s-nim-borotsya-62297.htm

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]