Динамика нервно-психического развития детей раннего возраста
Период от 1 года до 3-х лет называется периодом раннего детства. Это очень важный этап в жизни ребенка. К 2,5 годам вес мозга у детей увеличивается в 2 раза, в то время как в остальной период, вплоть до 21 года, его вес увеличивается лишь в 1,5 раза.
Конечно, нервно психическое развитие детей 2-3 лет и его умственные способности не определяются лишь размерами мозга. Но данные цифры говорят о том, насколько интенсивно происходит рост клеток мозга, нервных волокон, связывающих его с органами чувств и мышцами.
Годовалый ребенок живет лишь сегодняшним днем и воспринимает только реальные предметы и события. Для него нет понятия «вчера», он не умеет думать о завтрашнем дне. Такие абстрактные вещи ему пока трудно понять.
Зато он уже накопил много знаний о мире, в котором живет. Если динамика нервно-психического развития детей раннего возраста соответствует среднему уровню, малыш различает знакомые предметы, звуки, узнает голоса родных. Но мир изменяется, и ребенок иногда обманывается, если предметы или люди выглядят непривычно.
От 1 года до 1,5 лет малыш использует вновь приобретенные навыки и умения для дальнейшего изучения окружающего мира. Он стремится все потрогать, понюхать, попробовать на вкус.
Ему просто некогда скучать, ведь вокруг столько нового и неизведанного. Это период исследовательский.
Учитывая особенности нервно-психического развития детей, нужно дать им свободу изучать все вокруг, но не забывать о безопасности, нельзя оставлять малыша без присмотра ни на секунду.
Показывая предмет, его следует назвать несколько раз, попросить малыша повторить, затем объяснить, зачем нужен этот предмет. Например, «Вот мыло, им мама, папа и ты моют Ручки, чтобы они были чистыми.
Это шапочка, она греет головку моего малыша. Это ложка, она нужна для того, чтобы кушать вкусную кашку. У папы большая, потому что он большой. А у тебя маленькая, потому что ты еще маленький».
Так сочетается процесс познания с изучением новых слов.
Речевой уровень нервно-психического развития ребенка 1,5-3-х лет
Речевое и нервное развитие ребенка в 2 года идет очень активно. На первых порах он еще мало говорит, но все хорошо понимает. До 1,5 лет малыш всю энергию тратит на освоение.
Его словарный запас состоит из простых слов, иногда это лишь укороченный вариант длинного (например, «ку» вместо «кукла», «мя» вместо «мячик»). Психическое развитие ребенка в 1,5 года таково, что он активно использует в разговоре жесты и мимику.
Если малыш называет предмет, нужно подтвердить: «Да, это стульчик (или машина и т. п.)». Ребенок будет очень рад, что его понимают, и постарается освоить больше новых слов.
Еще одна интересная особенность нервно-психического развития детей раннего возраста: у ребенка со словом связаны определенные ассоциации. Если произнести «Давай почитаем сказку», он идет в комнату, где лежит любимая книжка.
Слова помогают развитию мышления. У ребенка в памяти уже сформировалось множество образов. А теперь эти образы имеют и словесное обозначение. Малыш слышит знакомое слово и в его памяти всплывает связанный с этим словом образ. Благодаря расширяющемуся словарному запасу малыш способен выполнить короткие указания («Дай куклу», «Возьми кубик и положи его в коробку»),
В этом возрасте уровень речевого и нервно-психического развития ребенка достаточно высок. К 1,5 годам в багаже вашего малыша есть уже около 50 слов. Многие из них все еще малопонятны, зато меньше становится укороченных вариантов.
Ребенок начинает составлять первые простые предложения, которые состоят из названия предмета и действия, например: «Киса кушает». Во многих предложениях появляется местоимение «Я».
Это говорит о психическом развитии детей: уже до 3-го года жизни маленький человек осознает свою значимость среди других.
Чтобы психическое развитие детей 2-3 лет не останавливалось на месте, называя предмет, нужно давать ему краткую характеристику: «Это автобус. Он возит людей».
Обучающие песенки и прибаутки в игровой форме помогают детям быстро запомнить многие слова и жесты. Они с удовольствием их повторяют, а через некоторое время могут сами допеть знакомую песенку. Самое интересное то, что дети стараются повторить даже интонации родителей.
Взрослые с ребенком должны говорить не спеша, размеренно и не очень сложными предложениями. В то же время стараться не пользоваться детскими вариантами слов. Если сказать «Пойдем кушать», то ребенок прекрасно поймет. А если постоянно твердить «Пойдем ням-ням», то малыш нескоро сам перейдет к слову «кушать».
Правильная речь — это то, к чему малыш должен стремиться. Но не надо все время одергивать ребенка, когда он говорит неправильно.
Учитывая уровень психического развития ребенка до 3-х лет, будьте готовы к тому, что поначалу его речь будет малопонятной. Если у малыша возникают трудности с каким-либо словом, не стоит ругать его. Преодолеть затруднения можно лишь многократным повторением слов в процессе взаимного общения.
Нервно-психическое развитие здорового ребенка в 2-3 года
Хлопот эти эксперименты доставляют немало. Но нужно понимать, что для психического развития здорового ребенка в 2-3 года это необходимо. Малыш ощущает себя первооткрывателем. Он начинает понимать, что между многими предметами есть связь, даже если они непохожи, и наоборот, на первый взгляд похожие предметы на самом деле различаются. Двухлетние дети — это юные изобретатели. Коробки, кастрюли, подушки они превращают в массу вещей. Воображение помогает ребенку видеть в простой коробке и машину, и домик, и кораблик, а в подушке — неприступную скалу или грозного великана. У детей в двухлетнем возрасте начинают формироваться зачатки абстрактного мышления. Если раньше для них существовало все только здесь и сейчас, то теперь они способны удерживать в памяти образы, например, возвращаться к начатой игре после перерыва на обед. В настоящее время для детей существует множество игрушек. Но для более глубокого познания мира незаменимы природные материалы — песок, камешки, ракушки, листья, шишки и т. п. А из покупных хороши те, которые позволяют ребенку строить, конструировать, творить. Они замечательно развивают воображение и движения рук и пальцев.
Еще один этап психического развитие ребенка 2-3 лет – умение группировать предметы. Это можно превратить в игру и совместить с уборкой игрушек, предложив малышу разложить по разным мешочкам кубики, машинки, зверюшек, кукол.
Некоторые виды деятельности маленького экспериментатора ведут к тому, что он может и сам перепачкаться, и испачкать все вокруг. Поэтому заранее нужно побеспокоиться о том, чтобы это «безобразие» проходило в соответствующих условиях и в соответствующей одежде. Желательно чередовать шумные и спокойные занятия.
Набегавшись и напрыгавшись, ребенок может посидеть рядом с мамой и посмотреть книжку или послушать музыку. Малышу также требуется периодическая перемена обстановки. Прогулки на свежем воздухе — идеальный вариант. Кроме всего прочего, ребенок приобретает важный жизненный опыт.
Ведь никакими словами не объяснишь, что такое дождь, снег, ветер, земля, деревья, если малыш сам это не увидит, не ощутит, не потрогает. Нужно прививать ребенку тягу к знаниям, не мешать ему делать свои наблюдения и эксперименты. Пусть познание мира доставляет ему удовольствие.
А родители должны постараться ему помочь во всех его делах и приложить максимум усилий и тому, чтобы между ними и ребенком установились теплые доверительные отношения. Тогда авторитет родителей будет для малыша неоспоримым, а значит, они без труда смогут устанавливать рамки допустимого для своего ребенка, и он будет доверять их мнению.
Необходимо поощрять малыша за хорошее поведение и говорить, что его помощь просто неоценима. Никогда нельзя идти на поводу, если малыш капризничает и требует немедленно игрушки или конфету. Стоит один раз уступить, и эти «спектакли» будут повторяться неоднократно. Нельзя создавать провокационные ситуации, лучше отвлечь ребенка и постараться его увести.
Нельзя излишне опекать ребенка. Он должен получать собственный жизненный опыт. Задача взрослых — создать безопасное пространство. Но не стоит мчаться к малышу, если он пытается вскарабкаться на диван или кресло.
Надо быть неподалеку, чтобы при необходимости помочь ему, но не мешать его познавательной деятельности. Постоянные окрики «Нельзя», «Не трогай», «Брось эту гадость», «Не подходи» убивают в ребенке тягу к исследованиям. Он может стать безвольным, безынициативным и подверженным чужому влиянию.
Мудрые родители во всем соблюдают равновесие. Давая ребенку свободу, они не оставляют его без присмотра наедине с самим собой. Находясь рядом, они будут товарищами по играм, мягко направят ребенка и дадут ему больше возможностей испытать все самому (в пределах разумного, конечно).
Даря малышу, любовь и ласку, следует относиться к нему как к личности, пусть еще и маленькой.
Статья прочитана 7 507 раз(a).
Источник: https://vkapuste.ru/?p=7761
Особенности нервно-психического развития ребенка 1,2 и 3 лет: показатели уровня развития
Елена
Наряду с физическим развитием у ребенка 1-3 лет активизируются нервно-психические процессы: малыш уже многое понимает, четко выполняет просьбы взрослых, может сам доходчиво объяснить, что он хочет.
Одна из основных особенностей психического развития детей от 1 до 3 лет – возрастающий уровень самостоятельности: ребенок непременно все хочет делать сам, и это желание нужно поощрять и стимулировать.
Показатели нервно-психического развития детей в 1-2 года
- В процессе нервно-психического развития детей в 1,2 и 3 годов постепенно углубляются его знания, развиваются умственные способности, формируется отношение малыша к окружающему миру, происходит становление личности.
- Отдельные психические функции созревают последовательно и поэтапно: на первом этапе — от рождения до 1 года — происходит развитие основных двигательных функций; на втором этапе — от 1 года до 3-х лет — развитие более сложных двигательных возможностей и созревание чувственной сферы.
- На этом этапе нервно-психического развития детей 1-2 лет двигательные реакции в процессе своего усложнения и разделения становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов, которые все больше приобретают осознанный характер.
Ребенку исполняется 1 год, и из беспомощного новорожденного он превращается в разумную личность. Малыш вступает в удивительный возраст.
Меняются его вкусы, движения, настроения, поведение, отношение к себе и окружающим.
Ребенок еще неуверенно стоит на ногах, но ему открывается огромный и такой сложный мир взрослых. Неизбежны падения, ушибы, но в то же время удивительные открытия и радости.
Психическое развитие ребенка в 1 год позволяет ему открывать для себя мир сразу всеми органами чувств. У него развиваются элементарные эстетические чувства, а также познавательные эмоции: чувство удивления, характерное для годовалого ребенка, сменяется любознательностью, что обусловливает появление интереса к различным предметам и многочисленных вопросов.
Период любопытства и постижения мира очень важен для жизни ребенка, для его последующего развития и становления как личности.
Именно в возрасте от 1 года до 3-х лет начинают оформляться характер малыша, его взаимоотношения с близкими людьми — матерью, отцом, бабушкой, дедушкой, братьями и Астрами. В этот период ребенок начинает проявлять более высокие формы переживания — любовь, страх, гнев. Малыш в этом возрасте нуждается в особой заботе, в тесном общении с близкими людьми.
Главными показателями нервно психического развития детей 1 года являются чрезмерная импульсивность, впечатлительность, склонность к подражанию, причем подражание взрослым в этом возрасте постепенно приобретает не только механический, но и сознательный характер.
Психическое развитие и двигательные навыки малыша также находятся в состоянии развития. В этом возрастном периоде дети понимают гораздо больше (примерно в 5 раз) слов, чем употребляют сами.
Поэтому с ними следует больше разговаривать, общаться во время прогулок и игр.
На этом этапе развития психики двигательные реакции в процессе своего усложнения и дифференциации становятся основой для формирования у ребенка психомоторных актов.
Возрастной период от года до 3-х лет характеризуется значительным развитием не только физических, но и интеллектуальных и психических возможностей ребенка. Дети в этом возрасте очень восприимчивы к различным как положительным, так и отрицательным влияниям окружающей среды.
Начало этого возрастного этапа характеризуется переходом ребенка из горизонтального положения в вертикальное (он начинает самостоятельно сидеть, ходить), что создает предпосылки для качественного сдвига в его развитии.
Одна из особенностей психического развития ребенка 2 лет – познание мира через овладение речью. Появление речи существенно влияет на формирование других психических функций — познавательной деятельности, эмоциональной сферы и т. д.
Психическое развитие ребенка 1-3 лет характеризуется развитием воли: малыш стремится получить желаемое, появляется настойчивость. Пока волевые качества находятся на стадии становления, для малышей очень велик авторитет взрослых.
Восприятие мира в этом возрастном периоде происходит в основном с помощью зрительного анализатора, при этом преобладает способность к механическому запоминанию всего нового.
На 2-м году жизни малыш становится полноправным членом семьи.
Он начинает дифференцированно подходить к разным ее членам в зависимости от их отношения к нему, от их реакции на одни и те же поступки. Малыш начинает различать так называемую общественную роль каждого члена семьи, знакомится с ролью отца и матери, бабушки и дедушки не по тому, как они относятся друг к другу, а прежде всего по тому, как они относятся к нему.
Уровень психического развития здорового ребенка в 2-3 года
В ходе психического развития дети 2-3 лет вместе с познанием мира развивает и осознание самого себя. К концу 2-го года жизни это осознание настолько продвигается вперед, что в семье нередко возникают конфликты, принимающие со стороны ребенка форму протестов и приступов упрямства. Он начинает играть то роль «хорошего», то «шалунишки», то «капризного малыша».
Становление функции ходьбы, возможность самостоятельного передвижения резко увеличивают объем получаемой ребенком информации и впечатлений об окружающем мире, расширяют возможности общения с людьми.
Психическое развитие детей 3-го года жизни таково, что в ребенке все больше обнаруживается качеств, свойственных ему как личности.
К 3-м годам малыш становится в собственном представлении полноценным партнером всех членов семьи и требует, чтобы к нему соответственно относились.
Именно в трехлетием возрасте мальчик заявляет, что «обязательно женится на маме, когда вырастет», а девочка — что «выйдет замуж за папу».
Одна из особенностей психического развития детей 2-3 лет – изменение отношения малыша к окружающему миру. Ребенок формирует свое собственное представление о предназначении мужчины и женщины в этом сложном для него мире.
В возрасте от 2-го года до 3-х лет ребенка интересует то, что он сам для себя открывает. Сделанные самостоятельно открытия важны для малыша гораздо больше, чем то, что ему преподносят родители.
Дети радостно откликаются на предложения взрослых попеть, потанцевать, выражая этим свое желание заняться любимым делом. Они с удовольствием слушают музыку, уже выражая свое личностное к ней отношение.
Одним малышам нравятся народные песни, а другие с удовольствием слушают рок. К началу 2-го года жизни дети в большинстве становятся отменными певцами. Они точно повторяют ритм за взрослым человеком.
Уровень психического развития ребенка 2-3 лет позволяет детям подстраиваться под настроение взрослых — они могут кивать в поддержку каких-то слов или выражать свое недовольство мимикой. Многое в развитии малыша на 2-м году жизни будет зависеть от его умения подражать увиденным движениям и услышанным словам окружающих его взрослых людей.
Известно, что девочки раньше начинают ходить, опережают своих сверстников-мальчиков в развитии речи и некоторых других навыках. Как утверждают специалисты, дело совсем не в разнице интеллекта, просто у мальчиков и девочек разная мотивация поступков — так их создала природа.
Еще недавно совсем крохотный, беспомощный, кричащий малыш превратился во вполне разумного маленького человека, называющего своих родителей мамой и папой, выполняющего просьбы взрослых, поющего и даже танцующего. В ходе психического развития здоровый ребенок в 2-3 года открывает для себя новый мир и начинает познавать его со всеми особенностями своих возможностей и своего характера.
Режим дня ребенка 1, 2 и 3 лет
Режим дня у ребенка в 1 год и в 3 года не может быть одинаковым. В этом возрасте для детей от 1 года до 1,5 лет, от 1.5 до 2-х лет и от 2-х до 3-х лет устанавливаются разные распорядки дня.
До 1,5 лет детям нужно спать 2 раза в день. Период бодрствования составляет в среднем 4-4,5 часа. Завтрак проводится не позже, чем через 1 час после пробуждения, а ужин — за 1 час до сна. После 1,5 лет, если ребенок активен и здоров и не нуждается в дополнительном отдыхе, он может спать днем всего один раз. Бодрствует малыш уже в среднем 12- 12.5 часа.
Правильно организовать режим дня ребенка в 1-3 года необходимо для нормального роста и развития ребенка, а также для выработки полезных привычек. Малыш учится быть собранным и организованным. Необходимо стараться, чтобы ребенок кушал и спал в установленное время, ведь его нервная система еще неустойчива к внешним раздражителям.
Он быстро устает и нуждается в частом и полноценном отдыхе — сне. Недосыпание отрицательно сказывается на здоровье. Перед сном необходимо проветривать комнату. Кровать должна быть удобной и не слишком мягкой. Перед сном игры носят спокойный характер, чтобы ребенок не перевозбуждался и у него не возникло проблем с засыпанием.
Режим дня ребенка 1,2 и 3 лет включает в себя не только кормление и отдых. Важно, чтобы ребенок много времени проводил на воздухе. Летом прогулки должны быть максимально продолжительными. Но и в холодное время года не стоит сидеть дома. Пусть ребенок гуляет хотя бы несколько минут. Больше внимания нужно уделять подвижным играм, развивающим ребенка физически.
Источник: https://my-ledimir.ru/nervno-psixicheskoe-razvitie-i-rezhim-dnya-rebenka-ot-1-do-3-let
» Показатели нервно-психического развития детей
26 Ноябрь 2013
Критерии нервно–психического развития детей раннего возраста
Возраст | А зр. | А сл. | Эмоции | До | Др | Ра | Рп | Навыки | Воспитание |
1 мес. | Фиксирует взгляд на ярких предметах, плавно следит за движущимся предметом | Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Пытается поднять и удерживать голову лежа на животе | * | * | * | * | Выкладывать на живот между кормлениями до появления признаков усталости. Игрушки подвешивать на 50–70см |
2 мес. | Длительно следит глазами за двигающимся предметом. Рассматривает неподвижный предмет | Ищет источник длительного звука поворотом головы | Быстро отвечает улыбкой при общении | Хорошо держит голову лежа на животе | * | Гортанные звуки | * | * | Передвигать игрушки, разговаривать с ребенком |
3 мес. | Зрительное сосредоточение на неподвижном предмете в вертикальном положении | Поворачивает голову в сторону голоса взрослого | Комплекс «оживления» в ответ на общение | Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову. Хорошо держит голову в вертикальном положении | Случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку | Гуление | * | * | Подвешивание игрушки на вытянутую руку |
4 мес. | Узнаёт мать, радуется при её виде | Находит глазами невидимый источник звука | Громко смеется при общении со взрослым | Поворачивается со спины на живот. Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность (с 3–х мес.) | Захватывает низко висящую над грудью игрушку | Гуление. | * | При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку | Помощь ребенку в развитии захватывающих движений |
5 мес. | Различает близких от чужих | Узнает голос матери.Различает строгий и ласковый тон | * | Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки | Берет игрушку из рук взрослого | Подолгу певуче гулит | * | то же | Матери необходимо разговаривать с ребенком лицо в лицо |
6 мес. | * | По разному реагирует на своё и чужое имя | * | Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя ручки или подползая | Перекладывает в руках игрушку, берет еe из разных положений | Произносит отдельные слоги | * | Ест пищу с ложки, снимая её губами | Необходимо кормить с ложки, разговаривать, разнообразить игрушки |
7 мес. | * | * | * | Хорошо ползает в различном направлении | Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает ее | Лепет. Повторно произносит слоги | На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу | Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый | Игрушки должны быть звучащими. Кормить необходимо с ложки, поить с чашки |
8 мес. | * | * | * | Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает | Простое подражание в игре: стучит, катает | Громко, четко и повторно произносит слоги. | Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку” | Сам держит и ест корочку хлеба | Необходимо разговаривать, играя с ребенком |
9 мес. | * | Под музыку совершает плясовые движения | * | Ходит, держась за опору | Игрушками занимается долго и разнообразно. С предметами действует в зависимости от их свойств | Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете | Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя | Пьет из чашки, держа руками, спокойно садится на горшок | Разговаривать и обучать игре с игрушками, высаживать на горшок |
10 мес. | * | * | * | Идет вперед при поддержке за обе руки, способен влезть на низкую поверхность и сойти | Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами | Повторяет за взрослыми новые слоги | По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев | Закрепление навыков, приобретенных ранее. |
11 мес. | * | * | * | Самостоятельно стоит, делает первые шаги | Накладывает кубик на кубик, правильно собирает пирамидку | Произносит первые упрощенные слова «кис–кис», «ав–ав» | Первые обобщения: куклы, кубики, мячи | То же | Ребенку необходим максимум о6щения. |
12мес. | Узнает знакомого взрослого на фотографии | * | * | Ходит самостоятельно | Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу | Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова | Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения | Сам пьет из чашки | То же |
Примечание: * – нет критериев оценки
ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО– ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2 – го ГОДА ЖИЗНИ
Возраст | Развитие речи | Сенсорное развитие |
Игра и действия с предметами |
Движения | Навыки | |
понимание речи | активная речь | |||||
1 год 1 мес. – 1 год 3 мес. |
Запас понимаемых слов быстро расширяется | Пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивления и радости | Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см | Воспроизводит в игpe действия с предметами, ранее изученными. Кормит куклу, нанизывает кольцa на стержень | Ходит длительно не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой |
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. |
Отбирает предмет по существенным признакам (2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине) | Словами, облегченными («би–би”) и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает в игре отдельные наблюдательные действия | Перешагивает через препятствие приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
|
Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого | Во время игры словами и 2 словными предложениями обозначает свои действия |
Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей в 3 см |
Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа «ворот’, «скамейки», «дома» | Перешагивает приставным шагом 3 палки на расстоянии 18–20 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 5 см. Ходит по поверхности шириной 15–20 м, на высоте 15–20 см от пола | Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку) |
1 год 10 мес. – 2 года |
Понимает рассказ 6eз показа о событиях, бывших в опыте ребенка | При общении со взрослыми пользуется 3–сложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения | Подбирает по образцу и слову 3 контрастных цвета | В игре воспроизводит ряд логически связанных и последовательных действий (начало сюжетной игры) | Перешагивает чередующимся шагом 3 палки (расстояние между ними 18 – 20 см), перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 10см | Частично надевает одежду (ботинки, шапку) |
ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО – ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3 – го ГОДА ЖИЗНИ
Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие |
Сюжетная игра |
Навыки | Движения | ||
Грамматика | Вопросы | Восприятие цвета | В одевании | В кормлении | |||
2 года – 2 г. 6 мес. |
Говорит многословными предложениями (более 3 слов) |
«где?», «куда?» |
Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов | Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий (2–3) | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки | Ест аккуратно | Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 15 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 20–28 см |
|
Начинает употреблять сложные придаточные предложения |
«когда?» «почему?» |
Называет 4 основных цвета | Появляются элементы ролевой игры | Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого | Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания | Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 20 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 30–36 см |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
НЕРВНО — ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ
Показатели развития |
Соответствует норме | С отклонениями |
4 г о д а | ||
I. Мышление и речь. Специальные задания |
Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. | Группирует предметы по несущественному признаку: например, по цвету |
II. Моторика. Специальные Задания |
Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Тонкая: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки | Не умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед, отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно |
Ш. Внимание и память. Специальные Задания |
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно, или медленно после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи |
IV. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. |
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
V. Психическое здоровье (опрос) |
Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
5 л е т | ||
1. Мышление и речь. Специальные задания |
Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой подал в данную ситуацию |
Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета |
2.Моторика. Специальные задания |
Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда | Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко |
3.Внимание и
|
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторения, но, в целом, успешно |
Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, отключается. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные
|
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры |
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
(опрос) | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
6 л е т | ||
1.Мышление и речь. Специальные задания |
Умеет составить по картинке рассказ и с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего |
При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится |
2. Моторика. Специальные задания |
Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек. | Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек. |
3.Внимаиие и
|
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается”. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные контакты. Наблюдение, опрос |
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
5.Психическое здоровье (опрос) |
Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
- Следующая новость>>>
Источник: http://www.xn--13-glcd0d.xn--p1ai/?p=291
Оценка нервно-психического развития
Оценка нервно-психического статуса ребенка является обязательным элементом каждого осмотра и одним из важнейших показателей здоровья. Однако часто она бывает поверхностной или вовсе отсутствует.
Цель исследования НПР состоит в том, чтобы адекватно оценить незначительные или ранние его отклонения и во время провести коррекцию. Для контроля врачу и среднему медработнику необходимо обладать знаниями стандартов динамики развития ребенка и владеть методикой исследования НПР с определением его уровня и гармоничности.
При этом определяется, какому календарному возрасту ребенок соответствует по каждой линии развития (опережает его или отстает). Оценка критерия НПР проводится врачом по следующим категориям.
1. Нормальный уровень НПР (1 группа развития по классификации Печоры К.Л.)
2. Незначительные отклонения в НПР (2 группа развития).
3. Выраженные отклонения в НПР (3 -4 группы развития).
- На первом году жизни определяются следующие показатели НПР.
- 1. Зрительные ориентировочные реакции
- 2. Слуховые ориентировочные реакции
- 3. Эмоции и социальные поведение
- 4. Движения общие
- 5. Подготовительные этапы развития активной речи
В этом возрасте угасают все безусловные рефлексы и формируются условные. Ребенок ходит, поддерживаемый за одну руку, делает отдельные шаги самостоятельно, но походка еще не устойчивая, малыш часто падает. У ребенка хорошо выражена защитная экстензия рук назад.
Сочетание защитной экстензии рук вперед, в стороны и назад дает ему возможность оттолкнуться одной рукой, чтобы сесть из положения на спине.
Ребенок садится с меньшей ротацией туловища вокруг оси тела, свободно манипулирует с предметами, приседает, чтобы поднять упавшую игрушку, знает название многих предметов, локализирует болевые раздражения, указывает части тела, помогает при одевании, есть самостоятельно ложкой, выполняет большое количество инструкций, любит детей, знает всех в семье, произносит отдельные слова. При обследовании выявляется задержка психо-речевого и моторного развития.
- Ориентировочные показатели НПР детей 2 года жизни:
- 1. Развитие речи
- А. понимаемая речь
- Б. активная речь
- 2. Сенсорное развитие
- 3. Игра и действия с предметами
- 4. Движения
- 5. Навыки
- Определение НПР ребенка 4-6 лет:
В этом возрасте ребенок обычно посещает детский коллектив. Начинает проявлять наклонности: к музыке, рисованию, конструированию и т.д. У ребенка сформированы навыки гигиены. Ребенок становится самостоятельным, сам себя обслуживает.
Налажен контакт с ровесниками, ориентируется в окружающей среде. У детей встречаются пограничные состояния, невротические расстройства, негативизм, страхи, синдром дефицита внимания, неопрятность дизартрия, т.е.
неврозы, неврозоподобные проявления, нарушения речи, аутизм.
- Определение соответствия НПР календарному возрасту ребенка проводится по следующим показателям, отражающим особенности социальных контактов и развития определённых психических функций.
- Мышление и речь – характеризируют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.
- Моторное развитие — характеризует развитие движений ребенка, отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.
- Внимание и память — характеризируют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и восприятию информации (кратковременная и долговременная память).
- Социальные контакты — характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей: способность к совместной деятельности с другими детьми.
- Медсестрой или врачом общей практики определяются только отклонения в НПР, а диагноз – ставиться специалистом неврологом.
- Для оценки показателя «Мышление и речь» врач имеет набор сюжетных картинок из книжек для детей старшего дошкольного возраста, которые предлагаются ребенку.
- Оценку НПР школьников 7-8 лет осуществляют по следующим категориям:
- 1. Эмоционально-вегетативная сфера
- При опросе–беседе отмечают настроение, наличие страхов, оценивают сон, аппетит, отмечают нарушение навыков опрятности (энурез, энкопрез), наличие вегето-диэнцефальных проявлений (головные боли, утомляемость).
2. Психомоторная сфера и поведение.
3. Интеллектуальное развитие.
Для данного периода характерно нарастание силы и динамики процессов высшей нервной деятельности, начало становления навыков письма, развития логики. В 7 лет дети идут в 1–ый класс, как правило, уже после года подготовки к обучению школе.
Это нулевые классы или подготовительные группы в детском саду. Дети уже знают цифры, буквы, умеют читать и складывать однозначные цифры.
У 80% детей, ранее наблюдавших с диагнозом энурез, он должен пройти, у некоторых появляются комплексы, чаще это аутизм (дети замыкаются в себе), становятся раздражительными, утомляются в школе во второй половине дня, появляется негативизм по отношению к школе, усталость, головные боли или же, наоборот, повышенная гиперактивность. Встречаются гипертензионный синдром, тики, заикание, энурез, неврозоподобные состояния. При осмотре отмечается успешность усвоения школьной программы.
Обследование детей в возрасте 9-10 лет
В этом возрасте дети уже адаптировались к школе, имеют друзей, привыкли к требованиям учителей, посещают различные кружки, занимаются художественной самодеятельностью, тренируются в спортивных клубах.
Дети, которые ранее наблюдались неврологом, при повышенных нагрузках в школе (гимназические классы) начинают жаловаться на головные боли, головокружения, беспокойный сон, укачивание в транспорте, утомляемость во второй половине дня, снижение памяти.
У них чаще всего бывает гипертензионный синдром, астено-невротический, неврозоподобные проявления, невроз навязчивых движений.
При осуществлении профилактических осмотров проводится оценка сформированности абстрактно–логических операций, логических суждений. Детям данного возраста можно предложить задания, связанные со счетными операциями и решением задач.
Предлагаемые задания ребенок данного возраста должен решать без ошибок. Если он испытывает трудности, необходимо выяснить какого они рода. Невозможность составить план решения и выбрать необходимую математическую операцию говорит о несформированности умственного плана действий, что свидетельствует о задержке психического развития.
Для оценки НПР школьников пре- и пубертатного возраста (11-15) определят следующие категории:
1. Эмоционально – вегетативная сфера (настроение, наличие страхов).
2. Сомато-вегетативные проявления (сон, аппетит).
3. Вегето-диэнцефальные проявления (наличие головных болей, утомляемость).
В этом возрасте появляются невротические расстройства: дети раздражительные, отмечаются конфликты в школе и дома, беспокойный сон. У них может быть вегето-сосудистая дистония, астенический синдром.
НПР подростков
Нормально развивающемуся подростку свойственно отсутствие внимания к своему здоровью, врачебным рекомендациям и диспансерным мероприятиям.
В то же время, именно в пубертатном периоде, в процессе формирования личности закладываются основы осознанного отношения к своему здоровью.
Если представление о ценности здоровья не будет сформировано у подростка, его не удастся выработать и в последующем.
Для этого возраста характерны вегето-сосудистые дистонии по гипотоническому, гипертоническому, или смешанному типу.
Источник: https://megaobuchalka.ru/11/24895.html
Таблицы по педиатрии — файл 2-НПР.doc
Таблицы по педиатриискачать (3208.6 kb.)Реклама MarketGid: кафедра пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии Критерии нервно–психического развития детей раннего возраста
Возраст | А зр. | А сл. | Эмоции | До | Др | Ра | Рп | Навыки | Воспитание |
1 мес. | Фиксирует взгляд на ярких предметах, плавно следит за движущимся предметом | Прислушивается к голосу взрослого, к звуку игрушки | Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | Пытается поднять и удерживать голову лежа на животе | * | * | * | * | Выкладывать на живот между кормлениями до появления признаков усталости. Игрушки подвешивать на 50–70см |
2 мес. | Длительно следит глазами за двигающимся предметом. Рассматривает неподвижный предмет | Ищет источник длительного звука поворотом головы | Быстро отвечает улыбкой при общении | Хорошо держит голову лежа на животе | * | Гортанные звуки | * | * | Передвигать игрушки, разговаривать с ребенком |
3 мес. | Зрительное сосредоточение на неподвижном предмете в вертикальном положении | Поворачивает голову в сторону голоса взрослого | Комплекс «оживления» в ответ на общение | Опирается на предплечья лежа на животе высоко подняв голову. Хорошо держит голову в вертикальном положении | Случайно наталкивается рукой на подвешенную игрушку | Гуление | * | * | Подвешивание игрушки на вытянутую руку |
4 мес. | Узнаёт мать, радуется при её виде | Находит глазами невидимый источник звука | Громко смеется при общении со взрослым | Поворачивается со спины на живот. Упирается полусогнутыми ногами о твердую поверхность (с 3–х мес.) | Захватывает низко висящую над грудью игрушку | Гуление. | * | При кормлении придерживает грудь матери или бутылочку | Помощь ребенку в развитии захватывающих движений |
5 мес. | Различает близких от чужих | Узнает голос матери. Различает строгий и ласковый тон | * | Долго лежит на животе, опираясь на ладони вытянутых рук, переворачивается со спины на живот, ровно устойчиво стоит при поддержке под мышки | Берет игрушку из рук взрослого | Подолгу певуче гулит | * | то же | Матери необходимо разговаривать с ребенком лицо в лицо |
6 мес. | * | По разному реагирует на своё и чужое имя | * | Переворачивается с живота на спину, передвигается, переставляя ручки или подползая | Перекладывает в руках игрушку, берет еe из разных положений | Произносит отдельные слоги | * | Ест пищу с ложки, снимая её губами | Необходимо кормить с ложки, разговаривать, разнообразить игрушки |
7 мес. | * | * | * | Хорошо ползает в различном направлении | Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает ее | Лепет. Повторно произносит слоги | На вопрос “где?” находит взглядом предмет на постоянном месте: например, часы, куклу | Хорошо ест с ложки, пьет из чашки, которую держит взрослый | Игрушки должны быть звучащими. Кормить необходимо с ложки, поить с чашки |
8 мес. | * | * | * | Сам садится сидит и ложится, держась за барьер сам встает, стоит и опускается, переступает | Простое подражание в игре: стучит, катает | Громко, четко и повторно произносит слоги. | Находит 2–3 предмета, выполняет разученные ранее действия, например, “ладушки”, “дай ручку” | Сам держит и ест корочку хлеба | Необходимо разговаривать, играя с ребенком |
9 мес. | * | Под музыку совершает плясовые движения | * | Ходит, держась за опору | Игрушками занимается долго и разнообразно. С предметами действует в зависимости от их свойств | Подражая взрослому, повторяет слоги, которые уже есть в его лепете | Находит предмет, независимо от его местонахождения. Знает свое имя | Пьет из чашки, держа руками, спокойно садится на горшок | Разговаривать и обучать игре с игрушками, высаживать на горшок |
10 мес. | * | * | * | Идет вперед при поддержке за обе руки, способен влезть на низкую поверхность и сойти | Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с предметами | Повторяет за взрослыми новые слоги | По просьбе “дай?” находит и дает знакомые предметы, выполняет разученные действия и движения | Закрепляются умения, приобретенные в 9 месяцев | Закрепление навыков, приобретенных ранее. |
11 мес. | * | * | * | Самостоятельно стоит, делает первые шаги | Накладывает кубик на кубик, правильно собирает пирамидку | Произносит первые упрощенные слова «кис–кис», «ав–ав» | Первые обобщения: куклы, кубики, мячи | То же | Ребенку необходим максимум о6щения. |
12мес. | Узнает знакомого взрослого на фотографии | * | * | Ходит самостоятельно | Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками. Начало сложной игры: водит, кормит куклу | Произносит до 6–10 облегченных слов, повторяет новые слова | Понимает без показа названия нескольких предметов, понимает слово нельзя, выполняет отдельные поручения | Сам пьет из чашки | То же |
Примечание: * – нет критериев оценки
^
Возраст | Развитие речи | Сенсорное развитие | ^ с предметами | Движения | Навыки | |
понимание речи | активная речь | |||||
1 год 1 мес. – 1 год 3 мес. | Запас понимаемых слов быстро расширяется | Пользуется лепетом и отдельными словами в момент двигательной активности, удивления и радости | Ориентируется в 2 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см | Воспроизводит в игpe действия с предметами, ранее изученными. Кормит куклу, нанизывает кольцa на стержень | Ходит длительно не присаживаясь, меняет положения (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится) | Самостоятельно ест густую пищу ложкой |
1 год 4 мес. – 1 год 6 мес. | Отбирает предмет по существенным признакам (2 одинаковых по значению, но разных по цвету или величине) | Словами, облегченными («би–би”) и произнесенными правильно (машина), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности | Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма) | Отображает в игре отдельные наблюдательные действия | Перешагивает через препятствие приставным шагом | Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой |
1 год 7 мес. – 1 год 9 мес. | Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого | Во время игры словами и 2 словными предложениями обозначает свои действия | Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубиков) с разницей в 3 см | Воспроизводит несложные сюжетные постройки перекрытия типа «ворот', «скамейки», «дома» | Перешагивает приставным шагом 3 палки на расстоянии 18–20 см, перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 5 см. Ходит по поверхности шириной 15–20 м, на высоте 15–20 см от пола | Частично снимает одежду с небольшой помощью взрослого (трусы, ботинки, шапку) |
1 год 10 мес. – 2 года | Понимает рассказ 6eз показа о событиях, бывших в опыте ребенка | При общении со взрослыми пользуется 3–сложными предложениями употребляя прилагательные и местоимения | Подбирает по образцу и слову 3 контрастных цвета | В игре воспроизводит ряд логически связанных и последовательных действий (начало сюжетной игры) | Перешагивает чередующимся шагом 3 палки (расстояние между ними 18 – 20 см), перешагивает через палку или веревку, приподнятую от земли на 10см | Частично надевает одежду (ботинки, шапку) |
^
Возраст | Активная речь | Сенсорное развитие | Сюжетная игра | Навыки | Движения | ||
Грамматика | Вопросы | Восприятие цвета | В одевании | В кормлении | |||
2 года – 2 г. 6 мес. | Говорит многословными предложениями (более 3 слов) | «где?», «куда?» | Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов | Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает взаимосвязь и последовательность действий (2–3) | Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки | Ест аккуратно | Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 15 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 20–28 см |
2 года 7 мес – 3 года | Начинает употреблять сложные придаточные предложения | «когда?» «почему?» | Называет 4 основных цвета | Появляются элементы ролевой игры | Одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого | Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания | Перешагивает через палку, приподнятую от земли на 20 см, ходит по горизонтальной поверхности шириной 15–20 см на высоте от пола 30–36 см |
^
НЕРВНО — ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 – 6 ЛЕТ
Показатели развития | Соответствует норме | С отклонениями |
4 г о д а | ||
I. Мышление и речь.^ | Умеет группировать предметы по классам: мебель, посуда, одежда, животные, птица и др. | Группирует предметы по несущественному признаку: например, по цвету |
^ Специальные Задания | Общая: умеет подпрыгивать одновременно на двух ногах, на месте и продвигаясь вперед. Тонкая: всегда или иногда застегивает пуговицы самостоятельно. Всегда или иногда самостоятельно завязывает шнурки | Не умеет подпрыгивать на месте и, продвигаясь вперед, отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно |
Ш. Внимание и память. Специальные Задания | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно, или медленно после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто «отключается». С трудом и непрочно запоминает стихи |
IV. Социальные контакты. Наблюдение, опрос. | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
V. Психическое здоровье (опрос) | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
5 л е т | ||
1. Мышление и речь. Специальные задания | Умеет составить по картинке рассказ из нескольких предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой подал в данную ситуацию | Составляя рассказ, не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляя действия героя вместо пересказа сюжета |
2.Моторика. Специальные задания | Умеет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед. Одевается и раздевается полностью самостоятельно всегда или почти всегда | Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда полностью не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко |
3.Внимание и память. Специальные задания | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторения, но, в целом, успешно | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, отключается. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные контакты Наблюдение, опрос. | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
(опрос) | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
6 л е т | ||
1.Мышление и речь. Специальные задания | Умеет составить по картинке рассказ и с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего | При рассказе сюжета не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится |
2. Моторика. Специальные задания | Общая: умеет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см. Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более чем за 70 сек. | Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см. Неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это более 70 сек. |
3.Внимаиие и память. Специальные задания. | Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро, прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно | Рассеян, невнимателен, часто отвлекается, «отключается”. С трудом и непрочно запоминает стихи |
4.Социальные контакты. Наблюдение, опрос | Умеет играть с другими детьми, не ссорясь, соблюдая правила игры | Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. Избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе |
5.Психическое здоровье (опрос) | Без отклонений | Наличие отклонений соматовегетативного, эмоционального, психомоторного характера |
Источник: https://gendocs.ru/v11629/?cc=2