Прежде чем вы начнете самостоятельно оценивать развитие ребенка в 1 месяц, мы рекомендуем вам прочитать статью «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?». В этой статье подробно рассказано об условиях, в которых необходимо проводить оценку развития ребенка, чтобы получить максимально обьективные результаты. Помните также, что данное обследование не заменяет консультации врача.
Если все необходимые условия учтены, переходите непосредственно к наблюдениям. Что же, собственно, отличает развитие ребенка в 1 месяц?
Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на животе»
-
Лежа на животе, здоровый новорожденный поворачивает голову вбок (при одностороннем источнике света преимущественно в одну сторону) и может на одно мгновение приподнять ее в таком положении. Если рывок при этом достаточно сильный, голова может около одной-двух секунд нетвердо удерживаться на средней линии, при этом угол между лицом и подстилкой ~ 20—30 градусов.
К концу 1 месяца младенец уже минимум 3 секунды высоко держит голову. - Если новорожденный, лежа на животе, не остается в состоянии покоя, то должны быть заметны рефлекторные ползательные движения. Их можно вызвать легким нажатием большого пальца на стопу, что приводит к разгибанию затронутой конечности и к движению туловища вперед; голова при этом повернута в сторону и приподнята. Если стопы нажимать поочередно, то новорожденный отталкивается на скользящей подстилке движениями, подобными ползанию. Они должны иметь одинаковую силу с обеих сторон. Это движение хорошо показано на нашем видео в материале “Рефлексы новорожденных”
Развитие ребенка в 1 месяц. Положение «лежа на спине»
-
Если новорожденный лежит на спине, его голова в основном еще не находится в среднем положении, малыш поворачивает ее попеременно в правую или левую сторону (положение головы ассиметрично).
К концу 1 месяца голова больше не поворачивается постоянно из среднего положения в сторону, а может чаще и более продолжительное время (минимум 10 секунд) оставаться посередине. - В состоянии покоя конечности новорожденного, как правило, полностью согнуты, т. е. руки сильно согнуты, кисти рук сжаты в кулак, колени подтянуты под живот, стопы согнуты.
- Болтание ногами: если вы будете держать голову новорожденного в среднем положении, то его ноги будут попеременно вытягиваться с одинаковой силой без предпочтения какой-либо одной стороны.
- Если перед лицом ребенка, лежащего на спине, включить сильный источник света (лампу) при общем неярком освещении и/или произвести громкий шум сильным хлопком в ладони, падением предмета на твердую поверхность или сильным звоном колокольчика (но при этом не прикасаться к малышу), новорожденный должен пугаться и реагировать. Например, рефлекторно моргать, кричать, морщить лоб или выдавать другую гримасу. Кроме того, он может вздрагивать, при этом открывая рот и веерообразно двигая руками, затем рот малыша закрывается, руки сгибаются и сводятся вперед. Такая реакция должна наблюдаться как на оптические, так и на акустические раздражители.
- К концу 1 месяца ребенок уже может фиксировать взглядом погремушку (лучше красного цвета) и «провожать» ее глазами в каждую сторону на расстояние до 45 градусов. Чтобы проверить эту особенность развития ребенка в 1 месяц, положите младенца на спину и держите погремушку на расстоянии 15-20 см от его лица. Подождите, пока ребенок зафиксирует погремушку взглядом, затем начинайте медленно и спокойно передвигать ее в одну и другую сторону. Опыт в зависимости от обстоятельств можно повторить несколько раз, пока он не удастся.
Реакции, которые должен демонстрировать ребенок в 1 месяц
-
Если новорожденного, которого кто-нибудь из родственников-помощников держит на руках, мама медленно подтягивает вверх из положения лежа в положение сидя, то его голова отклоняется назад.
В положении сидя она вяло падает вперед, но повторно, в основном через сторону, поднимается на 1 секунду. При этом мама (наблюдатель) должна держать ребенка за отведенные плечи и избегать поддержки головы плечами.
В положении сидя весь позвоночник новорожденного выгнут назад. -
Здоровый новорожденный должен демонстрировать “примитивную реакцию опоры ног”. Когда мы ставим удерживаемого младенца вертикально на стопы (голова при этом поддерживается большими пальцами или большим и указательным пальцами в среднем положении, спина обращена к маме), происходит выпрямление ног (прежде всего в коленном суставе и в меньшей степени в тазобедренном суставе).
Нередко выпрямление распространяется на область туловища и затылка так, что можно наблюдать поднимание головы на короткое время. Верхняя часть туловища при этом слегка наклонена вперед, руки согнуты, ладони закрыты. -
Кроме того, в таком положении в результате различной нагрузки на ноги, возникающей спонтанно или вызванной перемещением массы тела, должно наблюдаться «автоматическое шаговое движение». При боковом наклоне тела нога, на которую приходится большая нагрузка, выпрямляется. Другая нога согнута в бедре и колене и ставится вперед на поверхность, когда происходит движение туловища. Перенос массы тела на эту ногу ведет к ее выпрямлению, в то время как другая нога теперь сгибается.
Легкая внутренняя развернутость ног может привести к тому, что ноги (стопы) при переменных шаговых движениях скрестятся и будут мешать друг другу.
Обратите внимание, шаговые движения должны наблюдаться с обеих сторон с одинаковой силой. Руки малыша при этом остаются в согнутом положении и не принимают существенного участия в движениях. -
Новорожденный должен демонстрировать хватательный рефлекс руки, т. е. рефлекторное смыкание ладони и последующее удерживание. Такое сжатие руки в кулак длится минимум 5 секунд.
Хватательный рефлекс можно вызвать легким нажатием на межпальцевые суставы у оснований пальцев, при этом нужно поддерживать голову младенца по средней линии.
Развитие ребенка. Взаимодействие новорожденного с внешним миром
-
При любом положении, когда ребенок чувствует холод, голод, боль или другое неприятное ощущение, новорожденный кричит сильно и во все горло, этот крик характеризуется как «сдавленный» и носовой.
К концу 1 месяца малыш, лежа на спине со слегка приоткрытым ртом, должен издавать звуки, напоминающие больше всего гласные звуки между «а» и «э». Периодически эти звуки связываются с г/х, так что получаются выражения, которые звучат как гэ-е/хэ-е или эге-е/эхе-е. - Если мама поместит палец в рот новорожденного, то ребенок сразу начинает производить энергичные сосательные движения, при этом она испытывает ощущение потягивания пальца.
-
Новорожденный ребенок должен успокаиваться, когда его берут на руки, благодаря контакту с теплой кожей. При таких условиях плач затихает и, если его причиной не является боль или сильный голод, полностью прекращается. Для наблюдения за этой реакцией используйте ситуацию, когда младенец плачет. В крайнем случае, можно спровоцировать плач внезапным изменением положения тела ребенка или громким шумом. Как только малыш заплачет, возьмите его на руки и прижмите к себе.
К концу 1 месяца при виде лица мамы или кого-то другого, заговаривающего с ним, новорожденный, как правило, на мгновение прекращает движения. Реакция на человеческое лицо может выражаться в прекращении движений не только конечностей, но также рта и глаз.
Продолжение статьи: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 2 месяца?
Источник: https://mamalara.ru/kak-samostoyatelno-ocenit-razvitie-rebenka-v-1-mesyac/
Что должен уметь ребёнок в 2 месяца
Если вы нацелены на то, чтобы правильно развивать своего малыша буквально с момента его рождения, то вам обязательно нужно знать о том, что должен уметь ребёнок в 2 месяца. Это поможет вам следить за правильным развитием своего карапуза, а также понять, в какие игры с ним нужно играть в этот период его жизни.
Развитие ребёнка в 2 месяца: что должен уметь малыш
Конечно, до серьёзных достижений ещё очень далеко, но даже то, что должен уметь ребёнок в 2 месяца способно стать поводом особой гордости новоиспечённых родителей.
- Навыки общения проявляются в так называемом «комплексе оживления» – к концу второго месяца малыш уже умеет улыбаться окружающим и делает это совершенно осмысленно, желая задержать взгляд собеседника. Нередко он даже «вступает в беседу», довольно точно копируя звуки, которые слышит. Лучше всего 2-месячному ребёнку удаются гласные.
- Эмоциональное развитие 2-месячного ребёнка проявляется в том, что малыш начинает использовать интонации, а также мимику. Внимательные мамы начинают понимать малыша, определяя по слух причины плача новорождённого.
- Развитие слуха коррелируется с развитием зрения – услышав шум или голос, ребёнок обязательно постарается найти источник его происхождения и отследить дальнейшее развитие ситуации. Кроме того, ребёнок может подолгу разглядывать заинтересовавший его предмет или лицо матери.
- В физическом развитии тоже намечается ощутимый прогресс – к умению совершенно самостоятельно на протяжении нескольких секунд держать голову добавляются попытки одновременно оторвать от поверхности все конечности. Со стороны похоже, что ребёнок плавает. Кстати, попробуйте – плавательные навыки у грудничка имеются.
- Формируется так называемое зрительно-направленное доставание – кроха уже старается дотянуться до заинтересовавшего его предмета – самое время купить мобиль на кроватку или подвесить там яркую, привлекающую внимание игрушку
- Особо хочется сказать о развитии сосательного рефлекса – в этом возрасте малыши начинают тянуть в рот всё, что попадается в поле зрения. Нужно заботиться о санитарной чистоте детской комнаты и любимых игрушек ребёнка.
Как помочь 2-месячному ребёнку освоить необходимые умения
Во второй месяц жизни ребёнка у заботливой мамочки много проблем и мало свободного времени. Растущий и адаптирующийся к непривычной внешней среде организм малыша то и дело выдаёт сюрпризы: от жары у новорождённого потница, от малейшего сквозняка – сопельки, а уж от чего колики, поносы и запоры вообще трудно предположить.
Это время нужно пережить и перетерпеть, не забывая время от времени пополнять аптечку для новорождённого всем необходимым. И, конечно, обязательно нужно находить время для весёлых развивающих занятий и игр.
Для того чтобы всё успевать и не валиться с ног, уделите особое внимание режиму – 2-месячный ребёнок уже вполне способен привыкнуть к череде постоянно повторяющихся действий.
Подробнее об этом в видеоматериале:
- Малыша, который уже привык к стандартному массажу, можно побаловать новыми ощущениями – познакомить его с гимнастическим мячом, например. Отлично подойдёт и техника самостоятельного массажа – например, уложить ребёнка на рассыпанную на пелёнку крупу (только, конечно, не забывайте следить за тем, чтобы зёрнышки не попали в нос, рот или уши младенца).
- Уделите внимание развитию мелкой моторики – это создаст отличные условия для развития головного мозга. Предложите ребёнку играть с мелкими игрушками – палочками, шариками небольшого диаметра и т.д. В этой связи вам пригодятся подвесные конструкции, которые обеспечивают самостоятельность ребёнка в хватательных играх.
- Развивая слух ребёнка, можно поиграть с ним в весёлые игры с колокольчиком. Его мелодичный звон приятен для слуха и малыш с удовольствием будет искать глазами источник звука. Звоня в колокольчик, перемещайте его в пространстве, побуждая ребёнка следить за ним в движении.
Зная ответ на вопрос «что должен уметь ребёнок в 2 месяца», вы сможете правильно спланировать ваше общение с ним. Теперь оно принесёт вам не только удовольствие, но и пользу.
Сохранить
Источник: http://www.rebenokdogoda.ru/chto-dolzhen-umet-rebyonok-v-2-mesyaca.html
Всего два месяца на свете: что должен уметь ребенок
Уже прошло два месяца с тех пор, как в семье появился маленький ребенок. Скорее всего для вас нет ничего умилительней, чем наблюдать за тем, как он растет и меняется прямо на глазах. Владение информацией о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца, поможет сравнить достижения своего малыша со среднестатистическими данными и оценить его первые успехи.
Открываем двери в новый мир
Закончился первый месяц жизни ребенка, когда происходил важнейший период адаптации к новым условиям существования. Теперь это уже позади и младенец вступает во вторую (наиболее активную) фазу своего формирования, наконец-то начинается видимое изменение его тела, движений и психики.
Ребенок в период от 1 до 2 месяцев совершает большой скачок в своем развитии. Перемены заметны буквально во всех сферах его существования.
Жизнь начинает обретать для малыша смысл, и он пытается проявлять к ней свой интерес. Ребенок может уже воспринимать окружающий мир во всех красках и немного пугается его многообразия и непознанности.
Мама является островком безопасности – кроха узнает ее, осознано реагирует на ее появление. Часто, чтобы успокоить малыша, маме достаточно просто прижать его к себе и слегка убаюкать.
Если ребенок тревожен и его часто мучают колики, научитесь помогать ему естественными способами, не торопитесь применять аптечные средства, нарушающие работу незрелого желудка. Смотрите интернет-семинар «Мягкий животик» >>>
Но пока, мама – единственный человек, которого младенец выделяет среди остальных. Особенности развития ребенка в 2 месяца таковы, что он еще не разделяет окружающих людей на «своих» и «чужих». Малыш охотно идет ко всем на руки, никого не боится.
А ребенок – то подрос
Для большинства родственников, чуть ли не самыми важными показателями, по которым следят за развитием ребенка, считается его рост и вес. В течение первого года жизни эти параметры измеряются ежемесячно.
- В два месяца малыш активно набирает вес и в результате его прибавка за этот период является наибольшей, по сравнению с другими месяцами. В среднем малыш должен поправиться на 800 г и, в сумме с первым месяцем, быть на 1400 г тяжелее, чем на момент рождения. При маленьких прибавках в весе сделайте работу над ошибками в кормлении грудью и наладьте грудное вскармливание, действуя по методике из курса «Секреты грудного вскармливания» >>>
- Вторым параметром, по которому проверяется физическое развитие ребенка в 2 месяца, является его рост. За этот период он должен увеличиться на 3 см и в общей сложности добавка в росте составляет примерно 6 см. Одновременно с этим изменяются и другие основные показатели – объем груди и головы, в среднем на 2 см.
- В два месяца малыш все еще много спит (около 18 часов в сутки) и прикладывается к груди (особое внимание стоит уделить соблюдению всех основных принципов кормления грудью), но все остальное свободное время он проводит с максимальной пользой и делает «семимильные шаги» в своем психомоторном развитии.
Улыбаемся и машем
Двигательные навыки
В процессе развития ребенка второго месяца жизни у него постепенно угасают рефлексы и на смену им приходят осознанные движения, которые производятся более скоординировано, приводят к осмысленным действиям. Увеличивается их объем.
Теперь ребенок может лежать свободно с выпрямленными ножками, раскинутыми в стороны ручками. Он умеет сжимать и разжимать кулачки, разводит и поднимает вверх руки. На пеленальном столике малыш ведет себя довольно активно, одновременно шевелит ногами и руками.
- В 2 месяца у ребенка сохраняются навыки задержки дыхания и ритмичных движений конечностями, призванные миллионами лет обеспечить выживание ребенка попавшего по неосторожности в воду. Но эти рефлексы должны угаснуть, и не являются основанием к обучению ребенка плаванию в бассейне или большой ванне. Подробнее о рефлексах новорожденного>>>.
- На втором месяце ребенка продолжают купать в маленькой ванне, в пеленке, и с добавлением трав.
- При правильном ношении на руках, к двум месяцам у малыша хорошо укрепляются мышцы спины и шеи. Он может, находясь в вертикальном положении, самостоятельно удерживать голову. Данный навык сформирован еще не полностью, поэтому иногда голова ребенка может запрокидываться назад, и ее нужно поддерживать.
- В конце второго месяца ребенок уже не протестует, если его кладут на животик. Лежа на животе он может слегка приподнимать головку и грудь. Иногда даже получается приподнять ручки и ножки и шевелить ими в воздухе, касаясь поверхности только животом. В результате своих телодвижений карапуз может слегка сдвигаться в сторону. Узнайте, когда ребенок начинает ползать>>>
- Как правильно развивать ребенка, в какие игры и игрушки с ним нужно играть, а также о хитростях материнского искусства смотрите в интернет-курсе «Мой любимый малыш» >>>
Органы чувств
Психомоторное развитие ребенка в 2 месяца заметно прогрессирует. Он учится не только руководить своими движениями, но и может на их основе делать примитивные умозаключения.
- В 2 месяца, малыш начинает активно хватать руками все, что оказывается в поле его досягаемости.
- Более того, он уже осознано тянется к предметам, старается их зацепить, удержать в ладошке. Это первые попытки совершить зрительно-хватательную манипуляцию.
Несмотря на кажущуюся простоту такого действия, ребенку сделать это еще довольно трудно. Для того чтобы захватить какую-либо вещь, ему нужно определить направление движения и установить примерное расстояние до нее. На второй месяц кроха только начинает учиться этому приему.
- Но если брать предмет малыш еще не умеет, то крепко держать его в руках – это то, что должен делать ребенок в 2 месяца довольно уверенно.
Если вложить ему в руку погремушку, младенец будет ее удерживать. Наблюдая за своими движениями, он быстро поймет прямую зависимость между ними и появлением звука. Вскоре ребенок будет греметь игрушкой вполне осознано.
- Чуть позже, к концу второго месяца, малыш сможет установить еще одну звуковую закономерность. Кроха начинает понимать, что после того, как он издает звуки, к нему подходят и берут на руки.
Во второй месяц младенец наиболее яркую реакцию проявляет именно на звуковые раздражители.
Он умеет хорошо различать звук и следить за его направлением. Услышав звучание какого-либо предмета, ребенок сначала замирает, потом поворачивает голову в нужную сторону. Подробнее о том как и когда новорожденный начинает слышать>>>
- Кроме этого, он умеет узнавать голос близких ему людей и соответственно реагировать на него.
- Также малыш в этом возрасте учится наблюдать за предметами. Он пытается фокусировать свой взгляд на ярких вещах и уже может подолгу их разглядывать. Подробнее о том когда ребенок начинает видеть>>>
- Начинает уделять внимание движущимся предметам. Сосредоточенно следит взглядом за игрушкой, перемещаемой по дуге перед его лицом.
Эмоциональная сфера
Больше всего в психическом развитии ребенка в 2 месяца родителей радуют изменения в эмоциональной сфере. Именно в этот период малыш начинает пытаться установить контакт с окружающим миром.
- Самое милое, что умеет ребенок в 2 месяца – это улыбаться. И делает он это уже вполне осознанно, в ответ на голос мамы или чье-то агуканье. Когда ребенок начинает улыбаться?>>>
- Более того, иногда можно даже услышать, как ребенок смеется.
- На второй месяц у ребенка проявляется интерес к общению. Он начинает издавать первые звуки: сначала только гласные, потом «агу» или что-то подобное. Подробнее о том, когда ребенок начинает агукать>>>
- Еще одно заметное изменение в развитии ребенка в 2 месяц жизни – это появление умений пользоваться мимикой и интонациями. Кроме улыбки на лице можно увидеть, как малыш хмурится или морщит носик перед тем, как заплакать.
- Также он быстро научится менять интонации в голосе в зависимости от настроения. Свои эмоции ребенок передает через плач, который может быть и сердитым, и требовательным, и капризным.
Находясь рядом с младенцем ежедневно порой трудно заметить, что в его развитии что-то кардинально меняется и он уже многому сумел научиться. Чтобы не пропустить ничего из того, что делает ребенок в 2 месяца, можно регулярно записывать домашнее видео с малышом. Это поможет сравнить и оценить его развитие и первые успехи в освоении нового мира.
Что умеет ребенок в 2 месяца и как за ним ухаживать смотрите в видео:
Совсем крохи
Отдельно следует сказать о развитии недоношенных детей. В первые месяцы жизни по многим показателям они отстают в развитии от своих сверстников. По идее, на момент исполнения двух месяцев, такой малыш должен был только – только родиться. Естественно, что многие процессы находятся еще в заторможенном состоянии.
Следует учитывать, что показатели развития недоношенного ребенка в 2 месяца будут очень отличаться от обычных. Определять критерии их соответствия требуемым нормам может только детский врач, ориентируясь на жизненные параметры малыша при рождении и динамику нормализации жизненных функций.
В заключение хочется отметить, что ни в коем случае не стоит расстраиваться, а тем более паниковать, если какой – либо навык в развитии вашего малыша еще не проявился.
Уделите малышу больше внимания, поиграйте с ним, вложите в руку погремушку, помашите яркой игрушкой, и в скором времени вы увидите, как ребенок откликнется на ваши действия и порадует вас своими умениями. В ваших силах помочь своей крохе научиться чему-то интересному, подтолкнуть к новым открытиям.
Если ребенок плохо спит, засыпает с плачем и долгим укачиванием, самое время начать работать над его сном по методике из интернет-курса «Спокойный сон малыша от 0 до 6 месяцев» >>>
Людмила Шарова
Источник: https://uroki4mam.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-2-mesyatsa
1 месяц жизни: что умеет ребенок
Данный период выделяют из этапа младенчества, поскольку именно за этот месяц малыш должен приспособиться к внешней среде. В то же время такой маленький и, на первый взгляд, беспомощный кроха уже многое умеет, но многому еще предстоит научиться.
Период новорожденности – это восстановительный период после родов и время перестройки основных жизненных функций ребенка, таких, как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция.
Все органы чувств в момент рождения маленького человечка работают не в полную силу, адаптируясь к окружающей жизни вне маминого животика, но кроха может видеть и слышать, различать вкус и запах, чувствовать прикосновения, испытывать удовольствие или дискомфорт.
Ваша задача – помочь адаптации и способствовать развитию чувственного восприятия малыша.
Зрение ребенка в 1 месяц
Многих мам интересуют вопросы: в состоянии ли новорожденные видеть мелкие предметы; могут ли различать цвета; узнают ли они маму, других близких.
Зрение ребенка в первый месяц жизни недостаточно зоркое. На расстоянии более чем 20–30 см малыш все видит размыто. Характерен для новорожденных также блуждающий взгляд, не останавливающийся на конкретном предмете. Но спустя всего несколько недель зрение у ребенка становится более зорким.
Также малыш способен воспринимать яркие, насыщенные цвета, например желтый, оранжевый, красный и зеленый. Но в первый месяц дети более четко различают черно-белые изображения, вероятно, из-за их большей контрастности.
Новорожденные восприимчивы к человеческому лицу, и неудивительно, что они уже в первую неделю жизни начинают распознавать лицо матери. Что интересно, выражение лица, мимику окружающих малыш в состоянии распознать уже на этапе новорожденности. В короткие периоды бодрствования крохи постарайтесь выполнить пару развивающих упражнений для зрения.
«Все вижу!». Яркую цветную игрушку перемещайте в поле зрения малыша, то увеличивая, то уменьшая расстояние до глаз (от 20 до 50 см). Такое упражнение помогает крохе научиться фокусировать взгляд на предмете, попытаться рассмотреть его.
«Дразнилки». Наклонившись над кроваткой, в которой лежит кроха, меняйте выражение лица: улыбнитесь, нахмурьте брови, покажите язык, состройте недовольную рожицу и т.?д. Старайтесь поймать его взгляд и, смещаясь в ту сторону, куда скользит взор малыша, попробуйте удержать его на себе.
День за днем кроха с возрастающим интересом будет наблюдать за меняющейся мимикой и пытаться скопировать то или иное выражение лица, например, улыбнуться в ответ на вашу улыбку.
«Мамин портрет». Повесьте на бортик кроватки свою большую фотографию или схематичное изображение человеческого лица, прорисовав глаза, брови, нос и рот.
Малыш с интересом будет рассматривать округлые плавные линии человеческого образа. Так развивается умение фокусировать взгляд на изображении, рассматривать его.
Также мы способствуем восприятию и выделению ребенком образа человека из окружающего пространства.
Слух ребенка в 1 месяц
Слух малыша выделяет из окружающего звукового многообразия громкие, знакомые или необычные звуки. Например, стук материнского сердца, когда мама прижимает кроху к груди, или звук хлопнувшей двери.
Реагирует на разнообразие звуков малыш тоже по?разному: замирает, прислушиваясь, или вздрагивает в ответ на сильный раздражитель. Поэтому звук погремушек или музыкальных игрушек, предлагаемых ребенку, не должен быть слишком громким и резким.
Главная особенность слухового восприятия младенцев состоит в том, что дети предпочитают звуки человеческого голоса всем другим шумам и звукам. В столь раннем возрасте, не понимая слов, дети замирают при звучании голоса и начинают глазами искать его источник.
В период новорожденности у малыша наблюдается ориентировочный рефлекс – двигательная реакция на новый раздражитель. Ребенок пытается повернуть головку в сторону источника звука. Наличие ориентировочного рефлекса – одно из свидетельств нормального функционирования нервной системы.
«Что такое?» Позвените погремушкой справа и слева от малыша. Кроха должен попытаться повернуть головку в сторону источника звука. Не расстраивайтесь, если получается не сразу, – мышцы шеи еще недостаточно окрепли, и ребенку тяжело даются подобные движения.
Игрушку с приятным звучанием (например, неваляшку или музыкальную карусель) поставьте рядом с кроваткой или подвесьте над малышом. Рассматривая игрушку и вслушиваясь в мелодию, малыш соединяет зрительные и слуховые ощущения.
«Колыбельная для крохи». Взяв ребенка на руки и покачивая, спойте ему песенку. Это может быть любая мелодичная композиция. Вы ощутите, как мышцы малыша расслабляются, он успокаивается и может даже заснуть у вас на руках.
Пожалуйста, потише!
Мы живем в активной звуковой среде, и окружать кроху тишиной тоже не стоит. Старайтесь соблюдать во всем меру.
Слишком «громкое» окружение ему сейчас только навредит, поэтому отложите поход с малышом в гости, повремените с приглашениями к себе компании друзей и родственников, соблюдайте меру в использовании шумной бытовой техники (пылесос, фен, телевизор).
Создайте вокруг него оптимальную звуковую среду, с умеренными приятными звуками (тихая классическая музыка, негромкие голоса родителей, звуки погремушки, колыбельные песенки в исполнении мамы и т.?д.).
Обоняние ребенка в 1 месяц
Органы обоняния полностью функционируют с самого рождения. Малыш в состоянии отличить запах маминого молока или другой пищи, а также материнский запах от посторонних.
Естественно, кроха отдает предпочтение знакомым запахам. Запах материнского тела и молока – самый приятный аромат для малыша. Вдыхая его, ребенок успокаивается, чувствует присутствие матери рядом и свою защищенность. Новорожденные реагируют также и на сильные запахи, а некоторые незнакомые, но приятные ароматы привлекают их.
Вкусовые рецепторы ребенка
Новорожденный может различать горькое и сладкое, соленое или кислое. Уже сейчас кроха в состоянии распознавать малейшие изменения и оттенки вкуса молока в зависимости от рациона питания матери.
Например, малышу может не понравиться, если мама включит в свой рацион термически необработанные лук и чеснок. Позднее, с введением прикорма, работа вкусовых рецепторов усложняется.
Ребенок становится все более избирательным в еде.
Осязание ребенка в 1 месяц
Кожа малыша содержит множество рецепторов, призванных давать необходимые ощущения от соприкосновения с окружающими предметами.
Неслучайно в роддомах существует понятие контакт «кожа к коже» – соприкосновение матери и ребенка сразу же после его рождения.
Такие прикосновения нежных материнских рук и тепло материнского тела дают ребенку чувство безопасности и доверия к окружающему, неизведанному пока миру.
Тактильные ощущения хорошо развиты даже у недоношенных детей. Рефлекс «поиска груди» (когда кроха открывает ротик и начинает искать материнскую грудь в ответ на поглаживание щеки) является наиболее стабильным у новорожденных. Ритмичное поглаживание крохотного младенца помогает регулировать его дыхание и другие физиологические процессы.
Для малышей на ранних этапах развития характерен физиологический гипертонус мышц. Ручки ребенка прижаты к телу, а пальчики плотно сомкнуты, и требуется определенное усилие, чтобы разжать крохотный кулачок. Следующие упражнения помогут постепенно преодолеть повышенный тонус мускулатуры и познакомить кроху с новыми тактильными ощущениями.
«Держи-хватай!» Небольшую округлую погремушку, шарик для пинг-понга или любую удобную для захвата игрушку вложите в ручку ребенка, осторожно разъединив пальчики. Малыш плотно обхватит предмет – действует «рефлекс хватания». Потяните за игрушку, кроха не отпускает, еще более плотно сжимая кулачок. Вынимая игрушку из рук, осторожно разомкните каждый пальчик.
«Мягкий – гладкий – пушистый». Понадобятся несколько небольших игрушек или предметов из материала разной фактуры: резина, гладкая или ворсистая ткань, дерево, бумага. Каждой игрушкой осторожно проведите по ручкам, ножкам, спинке малыша.
Наблюдайте за тем, как кроха реагирует на соприкосновение с разными предметами. Контакт с одним материалом вызывает у ребенка приятные ощущения, с другим – дискомфортные.
Малыш замирает, как бы прислушиваясь к новым ощущениям, или наоборот, бурно реагирует на прикосновения.
Не боясь «избаловать» ребенка, чаще берите его на руки. Постоянный тактильный контакт с матерью необходим для его нормального и полноценного развития.
Восприятие окружающего мира
Отдельные ощущения малыша постепенно складываются в целостную картину восприятия окружающих объектов. Например, улыбка, запах маминого молока, биение ее сердца, нежное прикосновение рук, знакомый голос означает для младенца – все в порядке, мама рядом.
У новорожденных в достаточной степени функционируют все органы чувств, но их восприятие весьма ограничено и избирательно. Развитие восприятия идет быстрыми темпами первые 6 месяцев с последующей более медленной тонкой настройкой рецепторов всех органов чувств.
«Колокольчик». На носочки нашейте маленькие колокольчики (бубенчики), сделайте браслеты из ткани, надевающиеся на ручки или ножки, или используйте готовые игрушки-браслеты. Малыш, хаотично размахивая ручками и ножками, будет слышать звон. Поначалу кроха воспринимает части своего тела как нечто обособленное, отдельное от него.
Активное усвоение речи ребенком происходит на 2–3 году жизни, но уже с самого рождения кроха проходит длительный путь предречевого развития. Этот период восприятия и усвоения ребенком человеческой речи подготавливает необходимую платформу для произнесения первых слов.
Младенец воспринимает человеческую речь как особый сигнал уже в первые дни жизни. Важно поддерживать звуковую активность малыша, постоянно ласково разговаривая с ним с первого месяца жизни.
Самый первый звук, издаваемый ребенком, – это крик новорожденного. Крик и сменяющий его плач содержат одну из важных характеристик речи – интонацию. Кроме интонации, крик-плач младенца содержит еще один важный компонент будущей речи – звуки (гласные «а», «э», «и»). Именно из этих звуков впоследствии возникает гуканье, а затем гуление.
«Разговор с мамой». Склонитесь над малышом, лежащим в кроватке, или возьмите на руки так, чтобы он видел ваше лицо (оптимальное расстояние 25–40 см). Разговаривайте с ребенком так, будто он понимает ваши слова.
Темы для «доверительного» разговора могут быть самыми разными: расскажите о себе, о вашей семье, о том, чем вы сегодня займетесь. Обращайтесь к малышу как к полноправному партнеру по общению, наделяя его действия и ответные реакции тем смыслом и значением, которого они еще не имеют.
Важно, чтобы малыш сосредоточил взгляд на вашем лице, рассматривал шевеление губ, получал новые слуховые впечатления.
Эмоциональное общение ребенка в 1 месяц
Все органы чувств новорожденного как бы настроены на то, чтобы выделять в незнакомом еще мире именно человека.
Смысл слов и обращений малыш пока не понимает, зато чувствует и различает интонации, тембр голоса и его принадлежность к кому?то из близких.
На первых порах общение с новорожденным в немногие минуты его бодрствования сопровождает режимные моменты: переодевание, смену пеленок, кормление и купание. Во время этих процедур не упускайте момента встретиться взглядом с крохой, поговорить с ним.
Тесный физический и эмоциональный контакт ребенка с матерью является необходимым условием для нормального развития младенца.
Несмотря на многочисленные заботы, связанные с рождением малыша, находите время, чтобы почаще брать его на руки, прижимать к себе, ласково поглаживать, говорить нежные слова.
Избаловать ребенка повышенным вниманием в таком возрасте невозможно, зато польза от такого общения огромна!
Хорошо, если папа и другие близкие (старшие дети, бабушки и дедушки) также не остаются в стороне – помогают купать и переодевать кроху, разговаривают с ним.
Источник: https://www.2mm.ru/dreammakers/dogoda/1176/1-mesyac-zhizni-chto-umeet-rebenok
Обследование ребенка от рождения до года
Первый год жизни малыша полон ярких событий, удивительных открытий и посещений поликлиники.
Посещение врача — то еще удовольствие для ребенка и его родителей: отсутствие записи, длинные очереди. Порой на одном из этапов посещения специалистов у родителей закрадывается мысль: а может, и не надо ходить в больницу? Зачем ребенку проходить врачей, если у него ничего не болит?
А правда, зачем до года ребенку надо постоянно посещать педиатра и множество узких специалистов?
В первый год жизни ребенок активно растет и развивается. Происходит совершенствование всех органов и систем, организм быстро растет и из новорожденных 50-59 см превращается в 75-85 сантиметрового человечка.
Вместе с ним увеличиваются и органы, что изменяет их работу и потребности.
С каждым месяцем вы находите в своем малыше что-то новое: он учится переворачиваться, ползать ходить.
Вместо грудного молока или адаптированной смеси он начинает есть «взрослую пищу». Эти изменения сказываются и на работе всех систем и органов — по другому начинает работать пищеварительный тракт, мочевыделительная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы; развивается опорно-двигательный аппарат.
Первые 52 недели в жизни младенца — самые важные и удивительные! Поэтому именно в первые 12 месяцев малыша необходимо тщательно наблюдать за его развитием и здоровьем — этим и занимаются врачи каждый месяц на протяжении целого года. Ведь какое-либо нарушение легче предупредить или вылечить на ранней стадии, чем спустя несколько лет.
Обследование ребенка в роддоме
- Непосредственно после появления малыша на свет, его осматривает неонатолог — специалист по новорожденным.
- Ребенка измеряют: определяют рост, вес, окружность головы и грудной клетки.
- Это делают для определения возможных внутриутробных патологий, чтобы как можно скорее при их наличии приступить к лечению.
Чтобы удостовериться, что малыш практически здоров и не нуждается в специализированной помощи, доктор определяет критерии его развития по шкале АПГАР:
- Наличие врожденных рефлексов
- Цвет кожных покровов
- ЧДД
- Тонус мышц
- Пульс
- Если по шкале Апгар новорожденный набрал 7-10 баллов (как правило, десять баллов ставят редко — только 9), то его отправляют в отделение новорожденных для взятия анализов, а затем — к маме в послеродовую палату, если в роддоме не предусмотрены другие правила.
- Если новорожденный по шкале Апгар имеет менее семи баллов, то, вероятно, ему требуется реанимационная помощь.
Что еще делают в роддоме ребенку?
У крохи берут:
- кровь из пуповины для определения группы крови и резус-фактора
- кровь из пятки (пяточный тест) в качестве скрининга врожденных патологий.
Почему берут кровь из пятки? Все просто: вену на руке у новорожденного найти трудно, а взять из нее кровь — еще труднее. Поэтому и проводят пяточный тест.
Из пуповины кровь для скрининга не берут: он проводится на третий день после родов при учете, что по шкале Апгар было поставлено более семи баллов.
- Всем без исключения проводят аудиоскрининг. Также желательно делать УЗИ сердца (эхокардиограмму), однако не во всех родильных домах имеется такая возможность.
- Еще в роддоме в первый день малышу делают клинический анализ крови и общий анализ мочи.
До месяца ребенка наблюдает еженедельно участковый врач-педиатр и медсестра — это, так называемый, патронаж на дому.
Он необходим:
- чтобы выяснить, в каких условиях будет жить новорожденный;
- научить маму обращаться с ребенком, подсказать ей необходимую информацию по уходу;
- проконтролировать грудное вскармливание или помочь с выбором адаптированной смеси;
- следить за здоровьем и развитием младенца в течение месяца — ведь такого кроху не стоит носить в поликлинику, где так много инфекции для неокрепшего иммунитета.
Педиатр в первое посещение новорожденного записывает данные родителях:
- возраст
- место их работы
- состояние здоровья: мамы и папы, а также ближайших родственников. Это необходимо для определения наследственных патологий, которые могут развиться у малыша и предупреждения их возникновения.
В последующие визиты педиатр и медсестра еженедельно осматривают новорожденного, определяют прибавку в весе, осматривают кожные покровы, контролируют развитие крохи.
И уже через месяц после рождения ребенка должно произойти первое посещение поликлиники.
Обследования в 1 месяц
Обследования ребенка до года.
В первый месяц жизни малыша нужно показать следующим специалистам:
- Невропатолог
- Врач-хирург
- Оториноларинголог
- Травматолог-Ортопед
- Офтальмолог
Эти врачи проконтролируют состояние здоровья младенца, определят, нет ли врожденных патологий развития — ведь сразу после рождения выявить их не всегда есть возможность.
В качестве дополнительных исследований всегда назначают:
- Нейросонографию это исследование головного мозга помогает выявить врожденные пороки развития, возможность повышения внутричерепного давления.
- УЗИ суставов (их врач функциональной диагностики может и не сделать — ведь в 1 месяц жизни ребенка это исследование не показательно) — преимущественно назначают УЗИ тазобедренных суставов для исключения дисплазии, вывихов и подвывихов.
- УЗИ органов брюшной полости — обследуют правильность развития и расположения органов.
Важно: желательно перед посещением специалистов сделать все исследования, чтобы при наличии отклонений от нормы доктор смог сразу подсказать решение проблемы.
После визитов к узким специалистам малыша следует показать участковому педиатру.
Ежемесячно он будет:
- определять физические параметры тела младенца;
- проводить аускультацию сердца и легких;
- проводить осмотр кожных покровов и пальпацию органов брюшной полости.
При наличии каких-либо патологических изменений педиатр назначит дополнительное обследование и лечение.
Каких врачей проходят в 2 месяца?
Рекомендован только осмотр педиатра.
Каких врачей нужно пройти в 3 месяца?
В трехмесячном возрасте крохе предстоит сделать серьезную прививку — АКДС, которая может дать осложнения при наличии противопоказаний к введению вакцины.
Поэтому в 3 месяца ребенка обследуют:
- невропатолог
- хирург-ортопед
- участковый педиатр.
Перед посещением врачей нужно сдать:
- общий анализ мочи;
- клинический анализ крови.
- А при необходимости — сделать повторно УЗИ головного мозга и УЗИ сердца.
Кроме того педиатр на приеме осматривает рубец от БЦЖ, отмечает наличие навыков у младенца, которыми он должен обладать в трехмесячном возрасте.
Если все в порядке, проводится первая из трех прививка АКДС и вакцинация против полиомиелита. Через полтора месяца вам придется вновь посетить педиатра перед второй прививкой АКДС.
В 4 и 5 месяцев ребенка осматривает только педиатр при условии, что нет показаний к дополнительным обследованиям.
Каких врачей пройти в 6 месяцев
- Полугодовалый малыш должен обязательно пройти осмотр хирурга, который определит, нет ли патологий органов брюшной полости, даст оценку развитию наружных половых органов.
- В полгода ребенку нужно снова взять общий анализ мочи и клинический анализ крови (ведь вслед за растущим организмом изменяются и его потребности, а значит, и показатели: например, может возникнуть анемия).
- Стандартно для каждого месяца — осмотр у педиатра и проведение вакцинации по календарю прививок (календарь можно посмотреть ЗДЕСЬ).
- Обследование ребенка в 7 месяцев и 8 месяцев.
- Если нет патологий, малыша нужно показать только участковому педиатру.
- Он:
- измерит окружность грудной клетки и головы;
- осмотрит родничок;
- проведет аускультацию легких и сердца;
- осмотрит зев и посчитает количество появившихся зубов.
Каких врачей проходить в 9 месяцев?
Обязательно нужно показать ребенка стоматологу. Он:
- определит, насколько хорошо происходит процесс прорезывания зубов;
- не короткая ли уздечка (в будущем она может повлиять на развитие речи ребенка);
- даст рекомендации по гигиене ротовой полости, поможет подобрать щетку и зубную пасту.
Также в 9 месяцев нужно пройти ортопеда и участкового педиатра, сдать анализы крови и мочи. Очередная сдача анализов связана с введением прикорма (особенно важно в этот период следить за работой почек, ведь малыш теперь получает с прикормом больше белка), а также с физиологическим изменением параметров крови и возможным падением уровня гемоглобина.
В 10 и 11 месяцев малыша осматривает только педиатр.
Каких врачей проходят в год?
В 12 месяцев ребенку и его родителям предстоит важное и большое обследование.
Нужно отнестись к нему ответственно, ведь здоровье малыша — это самое главное!
В год ребенку нужно пройти:
- Стандартно — педиатра
- Оториноларинголога
- Офтальмолога
- Невропатолога
- Уролога (а девочкам — гинеколога)
- Хирурга
- Психиатра (обычно осмотр этого доктора носит символический характер и нужен больше для отметки в карте развития ребенка)
- При необходимости — ортопеда.
Обследования ребенка в год:
- Электрокардиограмма
- Клинический анализ крови и глюкоза крови
- Копрограмма и исследования кала на паразитов
- Общий анализ мочи
- При необходимости — УЗИ сердца, головного мозга и брюшной полости.
Также в год малышу проводят пробу Манту (подробнее об этом читать ЗДЕСЬ) и оценивается рубец БЦЖ.
Прививки делают согласно национальному календарю прививок.
Если у ребенка не выявлено никаких патологий развития, следующий год он наблюдается врачом педиатром 1 раз в три месяца.
К сожалению, те привилегии, которыми пользовались родители малышей до года (посещение специалистов без записи и очереди) больше не распространяются на «годовасиков». Впрочем, обследования ребенка после года не частые и проводятся, в основном, по показаниям.
Источник: https://yastalamamoi.ru/articles/neobkhodimoe-dlya-rebenka/obsledovanie-rebenka-ot-rozhdeniya-do-goda
Развитие ребенка в 1 и 2 месяца
За этот возрастной период ребенок в среднем набирает 750-850 грамм. Вырастает малыш на 2,5-3 см, окружность головы увеличивается на 1-1,5 см, а окружность грудной клетки на 2-2,5 см.
Нервно-психическое развитие
В возрасте 1 месяца движения глаз малыша становятся более координированными, ребенок фиксирует глазами яркие предметы. Резкие звуки вызывают у ребенка вздрагивание и мигание.
Также у малыша намечается слуховое сосредоточение, он начинает прислушиваться к маминому голосу. Малыш пытается издавать какие-то неопределенные звуки. Ребенок радует родителей своей первой улыбкой, но она пока еще не осознанная.
Крик малыша приобретает эмоциональный оттенок.
Лежа на животе, на плоской поверхности малыш пытается поднимать голову. Попытки удержать голову в вертикальном положении удаются ребенку всего на несколько секунд. Лежа на животе ребенок потягивается, пытается отталкивается и ползти, когда подставляют ему руку под стопы. Упирается ножками о жесткую поверхность, когда его придерживают под мышки.
Спит малыш около 20 часов в сутки. В этом возрасте малыш может автоматически ходит и ползать, поэтому никогда не оставляете его одного, без присмотра там, откуда он может упасть.
На первом месяце жизни малышу можно и нужно давать слушать произведения для детей, а также классику — Моцарта, Шуберта, Вивальди, читать стихи, больше разговаривать с ним, петь ему песенки и колыбельные.
В течение дня почаще меняйте положения малыша, его можно класть, на спину, на левый и правый бок, и ненадолго на живот. Все это способствует лучшему развитию крохи.
Развитие в 2 месяца
Физическое развитие
В 2 месяца ребенок набирает в среднем 750-850 грамм. Вырастает малыш на 2,5-3 см. Окружность головы увеличивается на 1,5 см, а окружность грудной клетки на 2 см.
Нервно-психическое развитие
В этом возрасте у ребенка отчетливо выявляется способность к зрительному и слуховому сосредоточению. Это проявляется тем, что кроха узнает и реагирует на знакомый звук, поворачивает голову в поисках источника звука, голоса. Прекращает сосание, когда ему показывают яркий предмет. Ищет глазами маму, пытается следить за ее передвижением по комнате.
Лежа на животе, малыш уже может хорошо поднимать голову и начинает приподнимать грудь. Может удерживать голову, находясь в вертикальном положение, течение 1-1,5 минут. При поддержке под мышки долго стоит, но подгибает ножки, так же может совершать переступательные движения и делать несколько шагов. Постепенно исчезают симптом ползания и тонический рефлекс с рук.
Эмоциональные реакции становятся более разнообразнее: ребенок улыбается в ответ на улыбку, прикосновение. Строит гримасу когда чем-то недоволен.
В 2 месяца у малыша появляется гуление. Гуление — произношение звуков, слогов агу-агу, абу-абу, бу, гу, и др.). Ребенок начинает различать не только цвета, но и форму предметов.
Малыш начинает удерживать предметы всей рукой и таким образом двигательные реакции приобретают некоторую целенаправленность.
В двух месячном возрасте ребенку нужно показывать яркие картинки, одинаковые по форме и размеру, но отличающиеся по цвету, и наоборот, одинаковые по цвету, но разные по содержанию. Так же полезно показывать музыкальные игрушки, за движением которых малыш мог бы следить глазами.
С второго месяца жизни у малыша могут появляться слезки при плаче. К концу этого месяца постепенно начинают угасать безусловные рефлексы. С двух месяцев жизни нужно начать делать малышу массаж, который положительно сказывается на развитие ребенка.
Читайте далее развитие ребенка в 3 месяца.
Источник: http://neonatus.info/razvitie-rebenka-1-2-mesyac.php