Ранний возраст — это дети в диапазоне, начиная от одного года и заканчивая возрастом трех лет.
В этот период закладывается большое количество навыков, стимулируемых становлением психической активности. Основными желаниями в детстве являются: передвижение, ходьба, совместная игра со взрослым, изучение мира, деятельность в это время предметно-направленная.
Психологическая сторона опережает физическое становление. Ребенок старается как можно больше почерпнуть, опробовать и проверить все вокруг. Его занимает все, что приятно пахнет, звенит, гремит, шуршит.
А если, на это еще наложен родительский запрет, то тут цель еще больше притягательна, и он обязательно до нее доберется.
Движение еще плохо скоординировано, внутреннее желание и проекция зрения возникают намного раньше, чем нога успевает сделать шаг, отсюда и образуются первые падения, ушибы и шишки.
К концу периода у малыша обостряется чувство собственной личности, он уже проявляет самостоятельность и независимость, достигая успехов настырными пробами и досадными, болезненными ошибками. Сторонняя помощь воспринимается с раздражением, а иногда даже с истерикой и криками.
Именно здесь проявляются первые зачатки характера. Родители сталкиваются с проблемой кризиса трехлетнего возраста «Я сам!». Ребенок может по полчаса завязывать шнурки, надевать куртку, но главное, не препятствовать его проявлению инициативы, набраться терпения.
Он сделает это самостоятельно, создавая почву для совершенствования психологических функций.
Формирование психических процессов
1. Восприятие
К полутора годам происходит обострение цветоощущений. Ребенок загорается при виде интересной, красочной игрушки, являющейся движущей силой для развития остальных составляющих психики.
Осмысление окружающей действительности проходит в предметно-игровой манере. Малыш ощупывает, осматривает с помощью сенсорных чувств.
Поэтому очень важно проводить занятия, задействующие мелкую моторику рук, благотворно сказывающуюся на умственных способностях.
Характеристика:
- основным проводником с реальностью является предмет;
- при осмотре ориентируется на выделяемые качества, далее оценка определяется при помощи особенностей;
- действие эмоционально и подвластно настроению;
Эффективно применение методик: выстраивание пирамидки (подбор колечек по диаметру от большего к меньшему), собирание пазлов, логический подбор подходящих фигурок под расположенное отверстие.
2. Внимание
Малыш интересуется практически всем, особенно цветным и издающем звуки.
Специфика:
- форма непроизвольная;
- слабо сконцентрировано;
- не длительное и не стойкое;
- еще сложно его переключать и распределять;
- объем удерживающих предметов небольшой;
- действия еще не контролируются сознанием, они больше формируются внутренними стимулами;
- речевые навыки положительно сказываются на произвольном внимании;
- чем шире будет обозначение предметов, знание их характеристик, тем лучше будет внимательность.
3. Воображение
- фантазия происходит в смысловой игре, манипулируя сюжетами;
- ребенок опирается только на собственные знания в представлении о том, что когда-то видел или слышал.
4. Память
- запускает воспоминание того, что ранее было усвоено и записано в сознании;
- неразрывно связано с восприятием:
- преобладает случайное запоминание, основанное на узнавании;
- теперь материал может дольше и больше хранится;
- зарождаются задатки воспроизведения информации;
- ребенок помнит движения, эмоции, связанные с конкретным человеком или ситуацией.
Например, что утюг горячий, а кот, если его потащить за хвост, может и царапнуть.
5. Мышление
- мыслительные функции работают совместно с речевыми. Так как все формирование мировоззрения происходит в процессе объяснения взрослыми людьми;
- образуется знаково-символическое мышление. Малыш начинает понимать, что предмет в использовании можно заменить на иной, похожий по функциям;
- учится сравнивать и обобщать;
- преобладает наглядно-действенная форма. В этот период важно научить построению логической связи между предметами. Дать объемную характеристику наблюдаемого объекта.
6. Речь
- малыш чувствует потребность в диалоге, к заявлению о желаниях, внутренних состояниях при помощи доступных для всех инструментов. Жестикуляции и мимики уже становится недостаточно для диалога.
- до 2 лет возникает самостоятельная активная речь;
- к 3 годам словарный запас составляет более 1500 слов;
- ребенок узнает, что у любой вещи есть название, а предложение из нескольких слов носит свое обозначение;
- старается повторить за взрослым услышанное слово.
Большую роль в гармоничном становлении здоровой психики ребенка раннего возраста являются взаимоотношения внутри семьи, поддержание благоприятной атмосферы и поощрение успехов.
Источник: https://psychologyc.ru/psixicheskoe-razvitie-rebenka-rannego-vozrasta/
Психическое Развитие Ребенка Раннего Возраста
В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Другой стороной процесса становления речи является понимание смысла обращенной к малышу речи. Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. Не выполнять желания ребенка, показанные жестом, а ласково побуждать малыша заявить о своем желании. При этом ничего насильно происходить не должно. Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.
Еще в младенческом возрасте малыш научился некоторым манипуляциям с предметами, действиям, которые показали ему взрослые. Эти усвоенные манипуляции ребенок научился переносить на новые предметы, и даже самостоятельно освоил некоторые удачные действия.
Переход малыша от младенческого возраста к возрасту раннего детства знаменуется возникновением к миру предметов нового отношения. Теперь предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления.
И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Овладевая предметной деятельностью, малыш стремится узнать, для чего служит конкретный предмет и как его можно использовать.
Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.
Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.
Цель соотносящихся действий состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.
Орудийные действия, которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогаю малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой. Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее.
За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Предметные действия ребенка наиболее полно отображают степень обучения и развитие малыша в этот период.
Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать.
Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. При этом малыш воспроизводит в своих играх наблюдения за окружающим миром.
Чаще воспроизводятся действия, наблюдаемые у конкретного взрослого, в основном, одного из родителей. При этом он соглашается, когда слышит: «Ты делаешь это, как мама и как папа».
Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.
Значение при развитии психики малыша имеет и формирование сенсорики. Особенно в первые годы жизни она довольно сильно влияет на мышление и умственное развитие малыша.
И если сначала представления о цвете и форме предметов у детишек связаны с каким-либо предметом, например мячик – круглый или трава – зеленая, то постепенно знания обобщаются, превращаясь в обобщенные эталоны, формы, цвета или размера.
Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.
К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.
В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.
Для психического развитие ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти.
Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий.
Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.
Источник: https://www.ja-zdorov.ru/blog/psixicheskoe-razvitie-rebenka-rannego-vozrasta/
Психическое развитие детей раннего возраста
Ранним принято считать возраст от 1 до 3 лет, когда развитие ребенка имеет небывалые темпы. Для данного периода также характерна скачкообразность, то есть освоение новых навыков происходит неравномерно. Именно в раннем детстве проявляются первичные формы мышления, и стартует процесс формирования личности.
Предметная деятельность
Осуществление действий с различными предметами является основной формой деятельности в раннем возрасте. Даже у грудничков наблюдаются некоторые зачатки данных навыков, однако их деятельность носит еще неосознанный характер. А вот детки старше года начинают постепенно осваивать знания о функциях вещей. Происходит этот процесс в несколько этапов:
- В возрасте 1-1,5 года малышей еще мало волнует назначение объекта. Однако в данный период ребенок уже вполне может решать легкие задачи. К примеру, хорошими игрушками могут стать пирамидки или матрешки, которые научат сравнивать размеры и составлять из частей целое.
- Для детишек 2-2,5 лет характерно присваивание предмету четко обозначенных функций, за рамки которых малыш не может выйти. Ребенок понимает, что ложка нужна для еды, мыло — для мытья рук, а лопатка — для игр в песке. Однако искать альтернативу для привычных вещей малыш пока не умеет.
- В возрасте 2,5 -3 лет кроха начинает осознавать, что один и тот же предмет способен выполнять несколько функций. На этом этапе с ребенком можно и нужно обыгрывать привычные бытовые ситуации, используя самые разные предметы. К примеру, играя в доктора, малыш может заменить термометр карандашом.
Развитие речи, мышление и воображение
Именно данный пункт психического становления волнует большинство родителей. Всем хочется, чтобы ребенок поскорее заговорил и стал более смышленым, ведь это так упростит взаимопонимание и станет еще одним поводом для гордости.
Речь. Уже годовалые дети в большинстве случаев произносят несколько простых слов (мама, папа, дай) или хотя-бы отдельные слоги. Пройдет совсем немного времени, и словарный запас составит 30-40 слов.
Двухлетние дети способны выстраивать предложения из 2-3 элементов, при этом склонения по падежам и числам пока не происходит. Ближе к трем годам речь становится похожей на взрослую. Словарный запас увеличивается до 1500 слов, предложения уже сложнее и длиннее.
Некоторые дети даже могут удивить родителей небольшим рассказом. На данном этапе можно начинать активную работу над дикцией ребенка, заучивая стишки и скороговорки.
Мышление и внимание. Основной функцией психики в раннем возрасте выступает восприятие. Ребенок активно занимается изучением окружающего мира, и его тип мышления пока лишь предметный.
Крохе еще сложно длительное время удерживать внимание на определенном действии, но его уже можно увлечь интересной игрой. Кроме того, именно в раннем возрасте ребенок легко отвлекается.
В случае, когда ваш малыш расстроился, его внимание еще можно переключить на любимую игрушку или занятие.
Воображение. Некоторые зачатки воображения уже присутствуют, однако в полную силу данная психическая функция войдет уже после трех лет. В голове вашего крохи могут возникать фантазии и мечты, однако о творческом воображении говорить рано. Стоит отметить, что в раннем возрасте у ребенка также отсутствует умение лгать.
Становление личности и кризис трех лет
Уже полуторагодовалый малыш способен узнавать себя в зеркале. На данном этапе он чаще называет себя в третьем лице, используя имя. После 2,5 лет впервые может появиться в речи местоимение «я», ребенок начинает осознавать себя самостоятельной личностью.
В раннем возрасте впервые появляются собственные желания, мотивы и стремления ребенка. К тому же для данного периода характерно присваивание себе лишь положительных качеств. Оценка себя «я хороший» не имеет объективных причин, а является лишь потребностью в психологическом комфорте и безопасности.
Трехлетний возраст проходит под лозунгом «я сам». При этом ребенок не только стремится самостоятельно выполнять привычные действия, а требует от родителей уважения своего мнения и желаний. Частая жалоба родителей подросших деток заключается в непослушании чада. Психологи именуют такое состояние «кризисом трех лет». Характерными признаками того, что вашего малыша настиг кризис, являются:
- отрицание и негативное отношения ко всем предложениям и действиям старших;
- неприятие норм поведения;
- своеволие;
- деспотизм и бунтарство.
Ранний возраст очень значим в процессе психического развития детей. Родителям можно порекомендовать в этот период всячески поддерживать инициативу и самостоятельность со стороны ребенка, а также обеспечить ему комфортные условия для исследования окружающего мира.
Источник: http://www.wjtoday.ru/psixicheskoe-razvitie-detej-rannego-vozrasta/
Психическое развитие детей раннего возраста
Психическое развитие детей раннего возраста уже к концу первого года жизни отличается освоением многих навыков.
Ребенок умеет играть с игрушками, а общаясь со взрослыми, узнает назначение предметов быта и учится пользоваться ими: знает, например, для чего предназначены посуда или одежда.
На этом этапе развития взрослый является для ребенка главной фигурой, которая может помочь ему познать окружающий мир. Причем, главным мотивом для общения в это время служит именно предмет, назначение которого хочет узнать ребенок.
Копирование поведения взрослых — основадеятельности малыша
Научившись пользоваться не только игрушками, но и обычными предметами быта, малыш стремится к осознанным действиям. И если в возрасте до года он мог просто, как обезьянка, повторять какие-то действия или жесты взрослых, то сейчас он их старается воспроизвести, чтобы достичь такого же, как взрослый результата: пытается, например, пить из чашки, а не через соску.
Учитывая, что внешний вид предмета ничего не говорит о его назначении, ребенок снова вынужден обратиться за консультацией к взрослому.
Возникает противоречие: с одной стороны хочется действовать самостоятельно, но без помощи взрослого ничего не получается. Именно это противоречие служит основой ситуативно-делового общения.
То есть с помощью взрослого ребенок учится пользоваться предметом так, как это принято в обществе.
Ситуативно-деловая форма общения и авторитет взрослого
Таким образом, основой психического развития детей раннего возраста до одного года является ситуативно-деловая форма общения, которая служит способом организации предметных действий малыша и стимулом для развития речи. Речь постепенно вытесняет из общения лепет и жесты, помогает смягчить возникающую из-за непонимания эмоциональность.
Примерно в 2,5 года главным мотивом общения для малыша становится авторитет взрослого. Он подражает взрослым во всем, в играх ребенок копирует действия, жесты, слова и интонации взрослых. Именно на способности подражать основано психическое развитие детей раннего возраста: ребенок выбирает для себя образец для подражания и копирует его.
Подражая, дети осваивают действия, которыми еще не владеют. Модель поведения человека в различных жизненных ситуациях закладываются именно в раннем возрасте: в будущем память воскресит так называемое отсроченное подражание.
Это означает, что в большинстве случаев человек поступает так, как поступали бы в подобной ситуации взрослые, окружавшие его в раннем возрасте.
Предметные действия детей
Итак, существует два направления развития предметного действия ребенка, первое из которых заключается в переходе от выполнения действий совместно с взрослым к самостоятельному выполнению. Причем взрослый в глазах ребенка становится образцом для подражания, то есть правильного выполнения.
Второе направление заключается в выборе и развитии способов и средств осуществления предметной деятельности ребенком самостоятельно.
В результате карапуз овладевает способом использования предмета, обобщает его и воспроизводит в играх.
В сознании ребенка формируется предметное отношение к окружающему миру, который он воспринимает, как совокупность предметов, имеющих определенное назначение и характерные функции.
К концу первого года ребенок узнает предметы, предполагает их назначение и может заменить один предмет другим в играх. Предметно-манипулятивные игры, как основной способ (психического развития детей раннего возраста), выражаются в форме игры-исследования либо игры-конструирования.
Общение со сверстниками и самоидентификация
Взаимоотношения с ровесниками у ребенка раннего возраста развиваются поэтапно. Вначале ребенок относится к ровеснику, как к объекту, при встрече трогает его, может прикоснуться пальцами к глазам своего визави. Примерно в 18-20 месяцев возможна игра, пока не вместе, но рядышком. Общение с ровесниками развивает самосознание ребенка и к двум годам он комментирует свои действия, говорит о себе в третьем лице. Узнавая себя в зеркале, начинает воспринимать себя как личность и в его словарном запасе появляется местоимение «Я». После двух лет ребенок уже сравнивает себя с другими, стремится соответствовать взрослым. У ребенка зарождается собственная самооценка и основы взаимоотношения с окружающими: ребенок может порадоваться за кого-то и посочувствовать и утешить обиженного, появляется способность эмоционального сопереживания.
Сюжетно-ролевые игры и кризис
Психологическое развитие детей на завершающем этапе раннего возраста характеризуется разрушением прежней модели отношений со взрослыми. Осознав собственный уровень компетентности, успех в использовании предметов и овладев искусством подражания взрослым, малыш инициирует новую систему взаимоотношений со взрослыми, расширяющую его самостоятельность.
Отныне он живет в реалиях новой сюжетно-ролевой игры, в которой он является полноправным членом взрослого общества. Если взрослые не разделят стремление ребенка к самостоятельности, то может возникнуть кризис личности 3-летнего ребенка.
Основные признаки кризиса 3-х лет:
— негативизм, ребенок отказывается выполнять просьбы и требования; — непокорность, протестует против привычных порядков в семье; — упрямство, отстаивает свое решение и требует от взрослых с ним согласиться; — отстранение себя от взрослых, приоритетным становится сочетание «Я сам»; — взрослые больше не объект для подражания;
— выражает протест.
Источник: https://puzkarapuz.ru/content/493
Психическое развитие детей раннего возраста
К периоду раннего возраста относятся дети от года до трех лет. Ребенок растет, развивается. Психическое развитие ребенка раннего возраста имеет свои особенности. Основными чертами характера этих деток являются правдивость, искренность, открытость, эмоциональность.
Малыш просто не умеет скрывать свои чувства, открыто выражает свое положительное или отрицательное отношение к чему-либо или к кому-либо. Настроение меняется быстро и часто, чувства, переживаемые ребенком противоречивы, непоследовательны и неустойчивы. Ребенок тонко чувствует эмоциональное состояние окружающих его людей.
Ему свойственен «эффект заражения», если рядом ребенок смеется, то и он будет смеяться, если кто-то начал изображать лошадку, то и этот ребенок будет делать то же самое.
В раннем возрасте у ребенка возникает наглядно-действенное мышление и речь. Эти функции считаются важнейшими новообразованиями раннего возраста. У ребенка формируется активная речь, помогает этому процессу совместная деятельность с окружающими взрослыми. Другой стороной процесса становления речи является понимание смысла обращенной к малышу речи.
Родителям или другим взрослым, окружающим ребенка в этот период, необходимо поощрять и стимулировать высказывания малыша. Не выполнять желания ребенка, показанные жестом, а ласково побуждать малыша заявить о своем желании. При этом ничего насильно происходить не должно.
Речь на данном этапе становится средством знакомства малыша с внешним миром, и как возможность для взрослого регулировать поведение малыша, направлять его деятельность.
Еще в младенческом возрасте малыш научился некоторым манипуляциям с предметами, действиям, которые показали ему взрослые. Эти усвоенные манипуляции ребенок научился переносить на новые предметы, и даже самостоятельно освоил некоторые удачные действия.
Переход малыша от младенческого возраста к возрасту раннего детства знаменуется возникновением к миру предметов нового отношения. Теперь предметы для ребенка это уже не просто объекты, которыми можно манипулировать, но и вещи, которые имеют различные назначения, а также определенный способ употребления.
И малышу становится интересно овладевать навыками действий с предметами, где взрослому человеку отводится роль помощника и наставника. Взрослые помогают малышу разобраться и усвоить назначение каждого предмета. Овладевая предметной деятельностью, малыш стремится узнать, для чего служит конкретный предмет и как его можно использовать.
Для того, что бы деятельность с предметами развивала ребенка, нельзя перегружать окружающее пространство большим количеством игрушек.
Психическое развитие ребенка раннего возраста в этот период различает 2 вида действий: соотносящиеся действия и орудийные действия.
Цель соотносящихся действий состоит в установлении пространственных взаимоотношений между предметами: сборка матрешек или складывание пирамидки из колец.
Орудийные действия, которые малыш постигает под руководством взрослого человека, помогают малышу понять принцип воздействия одного предмета на другой.
Взрослый показывает малышу как лопаткой можно копать песок, как пить из чашки, как пользоваться карандашом и так далее. За второй год жизни малыши постигают большинство предметных действий. При этом с развитием деятельности малыши развиваются и интеллектуально. Предметные действия ребенка наиболее полно отображают степень обучения и развитие малыша в этот период.
Ближе к трем годам у малыша зарождаются другие виды деятельности. Малыш учится играть, постигает продуктивные виды деятельности, то есть, учится рисовать, лепить и конструировать.
Психическое развитие ребенка раннего возраста предполагает усвоение предметной игры, когда малыш умело использует в игре разные предметы, и постепенный его переход к сюжетно-отобразительной игре. При этом малыш воспроизводит в своих играх наблюдения за окружающим миром.
Чаще воспроизводятся действия, наблюдаемые у конкретного взрослого, в основном, одного из родителей. При этом он соглашается, когда слышит: «Ты делаешь это, как мама и как папа».
Все этапы развития дают предпосылки сюжетно-ролевых игр ребенка, когда он переименовывает предметы, отождествляет себя со взрослыми в игре, и может называть себя другим именем.
Значение при развитии психики малыша имеет и формирование сенсорики. Особенно в первые годы жизни она довольно сильно влияет на мышление и умственное развитие малыша.
И если сначала представления о цвете и форме предметов у детишек связаны с каким-либо предметом, например мячик – круглый или трава – зеленая, то постепенно знания обобщаются, превращаясь в обобщенные эталоны, формы, цвета или размера.
Особенности психического развития ребенка раннего возраста таковы, что, он уже к 2-3 годам способен различать до восьми цветов — красный, желтый, зеленый, фиолетовый, черный, белый, оранжевый. Также ребенок способен отличать несколько геометрических фигур — прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник.
К концу периода раннего возраста начинается постепенная сепарация ребенка от матери. Родителям важно осознавать, что их дитя это самостоятельная личность, уважать и считаться с собственным ребенком. Необходимо давать определенную самостоятельность малышу и право выбора, заботясь при этом о безопасности малыша. При мудром поведении родителей кризис трех лет пройдет довольно мягко.
В этом возрастном периоде малыш познает мир при помощи метода проб и ошибок, отсюда такая любовь к разбиранию игрушек, ругать ребенка за это не следует.
Для психического развития ребенка раннего возраста характерна непроизвольность восприятия, внимания и памяти.
Поэтому родителям надо учитывать, что сразу, моментально ребенок не может перестать что-то делать, или произвести сразу несколько действий.
Для сохранения спокойствия, ощущения безопасности и уверенности малыша, одним из условий является соблюдение режима дня, то есть четкая ритмичность, повторяемость и систематичность жизни ребенка.
Список литературы.
1. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). – М.,1996.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1997.
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – М., 1994. – Кн.2.
4. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996.
5. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005.
Источник: https://edu.tatar.ru/nkamsk/dou45/page2130892.htm
Развитие в раннем детстве: холивары между психологами и мамами
Когда Маше было шесть месяцев, ее мама заметила, что годовалые дети ее подруг уже выучили буквы и умеют считать. Подруги напугали, что если к году ребенок не знает хотя бы несколько букв и цифры, то высок риск задержки психического развития. Так началось Машино образование. К году она усвоила счет до 10 и выучила алфавит.
Педиатр на плановом осмотре успехами девочки не впечатлился и выругал маму за то, что она своим сверхранним обучением рисковала здоровьем ребенка. Испугавшись, мама прекратила Машу учить, хотя никаких нареканий на ее самочувствие и развитие не было, более того — дочка заговорила довольно рано (в 8 месяцев).
Обучение Маши продолжилось в детском саду, она попала в специальную группу для способных детей и в 3,5 года научилась читать. Сейчас девочка ходит в школу, не испытывая никаких трудностей ни в интеллектуальном, ни в социальном плане, разве что в первом классе ей иногда было скучно.
А мама до сих пор не знает, благодаря чему у дочери все хорошо — благодаря совету подруг, предупреждению педиатра, специальной программе детского сада или самой природе?
Откуда берутся эти противоречивые идеи о том, каким должно быть детство? На чем основаны рекомендации психологов, врачей и педагогов? Почему одни специалисты утверждают, что все нужно успеть до трех, другие — до шести, третьи — призывают вообще никуда не спешить и ни в коем случае не начинать образование до семи? Как быть родителю, когда новые теории опровергают старые, затем предлагается вспомнить опыт прошлых поколений и взять его на вооружение? Мы предлагаем обзор нескольких научных статей, которые внесут ясность в эту запутанную тему.
Сказка об упущенных возможностях
Давайте вначале разберемся с самым спорным и часто опровергаемым утверждением, что все нужно успеть до часа Х, а иначе мозг ребенка, как карета в известной сказке, превратится в тыкву.
Идея о критическом периоде, когда множество функций должны сформироваться, возникла не на пустом месте. Опыты на мышатах и котятах показали, что если после рождения их лишить зрительной стимуляции, то взрослые особи навсегда теряют способность видеть.
В медицине известны случаи детей, рожденных с катарактой; если им не сделать операцию как можно раньше, то зрительная функция глаза может быть утрачена навсегда.
Картину дополняют сообщения о детях-маугли: лишенные нормального воспитания в человеческой среде, они, как правило, не могут во взрослом возрасте освоить речь и прямохождение.
Как вы думаете, можно ли на основе этих примеров делать вывод, что со всеми остальными способностями (например, способностью писать или считать) происходит то же самое?
Доктор психологии из Университета Северной Каролины Дональд Белей утверждает, что нет никаких доказательств, что существует какой-то возрастной рубеж, преодолев который человек уже не может освоить чтение, письмо, счет и множество других полезных в жизни навыков.
Об этом он пишет в своем исследовании: «Есть ли критический период для образования в раннем детстве?» Вы, наверняка, знаете людей, которые выучили, например, иностранный язык, будучи взрослыми. Большинство детей обучаются азам математики и грамоты после 6-7 лет и не испытывают по этому поводу никакого дискомфорта.
«Критический период» существует не для всех способностей вообще, а лишь для некоторых. Выбирая развивающие занятия для малышей, нужно четко понимать, чему именно важно уделить внимание в раннем возрасте, а что можно без всякого вреда отложить. Пособия по возрастной психологии помогут разобраться в вопросах — что, когда, зачем и почему нужно развивать. Впрочем, к.м.н.
, профессор, детский и подростковый психиатр Нина Кузьминична Асанова советует относиться к этим пособиям как к навигатору, а не как к инструкции, ведь каждый человек, даже маленький, развивается по своей индивидуальной траектории.
Все ли дети гениальны?
Родители редко способны оценивать свое чадо объективно. Чуть ли не каждая мама (да и папа тоже) видит в своем ребенке Эйнштейна, Моцарта, Анну Павлову, а иногда и всех троих сразу. К сожалению, в реальности гениальные люди рождаются на нашей планете гораздо реже, чем нам хотелось бы.
Когда мы развиваем в детях чувство собственного достоинства, а когда — нарциссизм?
Как распознать одаренного ребенка?
Американский исследователь, профессор Эллен Виннер объясняет, что всех одаренных детей, вне зависимости от вида одаренности (интеллект, спорт, творчество и пр.
), отличает три признака: 1) они опережают своих сверстников в развитии и быстрее учатся, 2) они креативны и упрямо делают все по-своему («маршируют в своем ритме»), 3) они обнаруживают сильнейший интерес и мотивацию в той сфере, в которой одарены.
Особенностью жизни одаренных детей является их высокая загруженность в самом раннем возрасте: как правило, вундеркинды посвящают много времени оттачиванию своего мастерства, часто — у них есть строгие наставники в лице родителей или учителей.
Некоторые одаренные дети могут проявить свои таланты и без интенсивных тренировок и помощи взрослых — но это редкость. Несмотря на то, что мы знаем множество деталей о ранних годах жизни гениев и можем вычленить какие-то общие закономерности, у нас, тем не менее, нет технологии, которая могла бы сделать из обычного ребенка вундеркинда.
Никакие методики развития не могут дать такой результат. Важно понимать, что обычный ребенок не в состоянии выдержать тот объем тренировок (может впасть в депрессию, заболеть и пр.), который выдерживают одаренные дети.
Дело в том, что вундеркиндам свойственно ощущение потока во время многочасовых занятий предметом, к которому у них есть склонность, они черпают энергию от тренировок, очень быстро продвигаются вперед и не устают так, как их обычные сверстники.
Быть одаренным ребенком непросто. Это не только подарок судьбы, но и тяжелая ноша. Как правило, одаренные дети испытывают сложности в социальной сфере и страдают от одиночества. И дело вовсе не в том, что у них отсутствуют коммуникативные способности.
Вундеркинды слишком сильно выделяются на фоне своих сверстников, в детском коллективе их часто воспринимают как «чужаков».
Ситуация усугубляется тем, что талантливым детям трудно найти товарища «по уму» и интересам в обычной школьной среде, в итоге они остаются без удовлетворяющего их общения практически в течение всех детских лет вплоть до старших классов, когда уже поступают в специализированные классы, которые есть во многих школах, и находят похожих на себя друзей.
Окружающие ждут от одаренных детей выдающихся достижений во взрослом возрасте. Но так происходит далеко не всегда, что приводит к тяжелым психологическим переживаниям. Эллен Виннер отмечает, что лишь незначительное количество одаренных детей, повзрослев, становятся гениями: чаще всего они могут претендовать лишь на то, чтобы быть хорошими специалистами в какой-то области и не более [1].
Вы все еще хотите сделать из своего ребенка вундеркинда?
Исчезающий эффект
Эффективно ли раннее развитие для обычных детей? Конечно, многое зависит от того, как именно развивать ребенка, в каком режиме, при помощи каких методик.
Если же говорить в общем, не вдаваясь в эти детали, то эффективность развития, как правило, отмечают и родители, и различные исследования.
Дети, которые занимались по программам для дошкольников, показывают более высокие результаты, чем те, которые не занимались.
Однако этот эффект недолговечен. В 2015 году были опубликованы итоги масштабного, многолетнего исследования (метаанализа), которое показывает, что преимущества раннего развития нивелируются в течение нескольких лет.
То есть, дети, с которыми занимались по программам раннего развития, в первом классе и последующие годы демонстрировали лучшие показатели на тестах, чем те, с которыми не занимались, но ко времени окончания школы в интеллектуальных результатах этих двух групп детей не было никакой существенной разницы.
Однозначно, дошкольное обучение облегчает детям начальный этап школьной жизни, однако не дает каких бы то ни было преимуществ впоследствии. Стоит ли овчинка выделки — решать вам.
Меня как носителя русского языка очень интересует один вопрос, на который вряд ли может ответить зарубежное исследование. Многие уже взрослые люди связывают свою «врожденную» грамотность с тем, что они в очень раннем возрасте научились читать.
Действительно ли это так? Не секрет, что грамотное письмо на русском языке нелегко дается школьникам. Если раннее чтение позволяет писать без ошибок, даже если человек не знает правил орфографии и пунктуации, то это, по-моему, отличный лайфхак.
Правда, у нас, к сожалению, пока нет достоверных и объективных данных, чтобы утверждать, что существует связь между ранним чтением и грамотностью.
Есть ли вред от раннего развития?
Сейчас раннее развитие модно ругать. Ругают педиатры в поликлиниках, учителя в школах и родители в интернет-группах и форумах. Некоторые особо продвинутые мамы ругают даже занятия по лепке: мол, они приводят к отставанию.
Спешу вас утешить: нейропсихологи и психологи вред от лепки и других творческих занятий не подтверждают. Единственное, против чего специалисты (в частности, А.Семенович, М.Безруких и др.
) активно выступают, — это обучение чтению и счету (точнее даже — буквам и цифрам) в раннем возрасте.
Свое негативное отношение они объясняют тем, что функции мозга, необходимые для чтения и счета, у дошкольника еще не сформированы, и несвоевременная нагрузка может привести ко всевозможным проблемам. Вот что об этом пишет кандидат психологических наук, профессор Анна Владимировна Семенович:
«Если задача, предлагаемая ребенку социумом, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает ее, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредоносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются.
Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (в 2—3 года) обучение ребенка буквам и цифрам.
Указанная неадекватность такого акта определяется прежде всего тем, что он входит в противоречие с основополагающими, широко известными закономерностями психического развития, обозначаемыми представителями разных психологических школ (А. Фрейд, М. Клайн, Л.С. Выготский, К. Левин, Д.Б. Эльконин и др.) как кризисный период.
Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной во времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности ребенка к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях»[2].
Анна Владимировна предупреждает, что при раннем обучении буквам и цифрам у ребенка могут возникнуть психологические трудности и различные болезни, при этом появиться все эти неприятности могут не сразу, а спустя какое-то время. Заметим, что Анна Семенович хоть и пишет, что это «многократно эмпирически доказано», но, к сожалению, не приводит этих эмпирических доказательств: ссылок на них нет нигде.
О вреде раннего академического образования говорит и доктор биологических наук, психофизиолог Марьям Моисеевна Безруких.
Когда ребенок получает слишком сложные для своего возраста задания (для которых мозг еще не в достаточной степени сформировался), то он испытывает чрезвычайно сильное напряжение, считает эксперт.
Марьям Безруких уверена, что такие напряжения имеют чрезвычайно негативные последствия для развития ребенка[3].
У нас, конечно, нет оснований не верить уважаемым специалистам, но пока нет исследования, которое не гипотетически, а эмпирически показало бы вред от чтения и счета в раннем возрасте.
В частности, нет ответов на вопросы: почему многие взрослые, которые рано научились читать и считать, не обнаруживают каких-то негативных последствий в течение жизни? Можем ли мы предположить, что ранний счет и чтение вредно не всем детям, а лишь некоторым? Или, может, вредны не счет и чтение, а общая перегруженность детей и неправильный подход к их обучению?
Чтобы ответить на эти вопросы, нам нужно сравнить две достаточно большие группы детей: в одной дети обучались чтению и счету в раннем возрасте, в другой — нет. На основе многолетнего наблюдения за этими группами и их анализа мы могли бы сказать об однозначном вреде или безвредности академического образования для дошкольников. Пока же вопрос об опасности чтения и счета остается открытым.
В этом месте не помешало бы поразмышлять, почему таких исследований до сих пор нет.
Или, если они есть, почему ни психологи, ни педагоги, ни другие специалисты о них не знают, по крайней мере, так ответили мне несколько опрошенных мной экспертов (среди них были и те, кто во вреде академического образования в раннем возрасте не сомневается).
В конце концов, что это за шаманская фраза «многократно эмпирически доказано» в научном тексте? Один из опрошенных мною экспертов — профессор, доктор психологических наук Юрий Владимирович Микадзе, объяснил отсутствие эмпирических исследований этическими соображениями:
«Эмпирические доказательства предполагают проведение эксперимента, в котором детей 2-3 лет обучают счету и чтению, а затем отслеживают особенности их психического развития. Проведение экспериментов, результаты которых нельзя оценить с точки зрения нанесения возможного вреда психическому развитию ребенка, не этичны».
Источник: https://monocler.ru/rannee-razvitie-detej/
Нервно-психическое развитие ребёнка раннего детского возраста
Различают 4 этапа формирования психики ребенка.
Первый этап — моторный, характеризуется овладением основными моторными навыками на протяжении первого года жизни ребенка.
Второй этап — сенсорный, продолжается от 1 года до 3 лет. Движения приобретают психомоторный характер, т. е. становятся осознанными. Сенсомоторное развитие является базой для формирования всех психических функций, в том числе восприятия, внимания, целенаправленной деятельности, мышления и сознания.
Третий этап — аффективный, длится от 3 до 12 лет. Деятельность детей приобретает постоянный индивидуальный характер.
Четвертый этап — идеаторный (12—14 лет). Формируются усложненные понятия, суждения, умозаключения. Дети начинают строить предварительный план поступков в уме. Мышление становится абстрактным. Начинает формироваться личность.
В отдельные периоды жизни повышен риск возникновения у детей психических нарушений и болезней. Эти периоды называются кризисными.
10-20 дней | Удерживает в поле зрения предмет (ступенчатое слежение) |
1 месяц | Фиксирует взгляд на неподвижном предмете. Начинает плавно следить за движущимся предметом. Прислушивается к звукам, голосу взрослого. Начинает улыбаться. Лёжа на животе, пытается поднять и удерживать голову. |
2 месяца | Длительно фиксирует взгляд на лице взрослого или неподвижном предмете. Появляется навык длительного слежения за движущейся игрушкой или взрослым (до одного метра). Совершает ищущие повороты головы на звук. Приподнимается и непродолжительно удерживает голову, лёжа на животе. Начинает произносить отдельные звуки. |
3 месяца | Находясь в вертикальном положении, способен длительно удерживать взгляд на лице взрослого или игрушке. Оживлённо реагирует на попытки общения с ним. Способен несколько минут лежать на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову. При поддержке за подмышки крепко упирается ногами с максимальной нагрузкой на тазобедренные суставы. Удерживает голову в вертикальном положении (на руках у взрослого). |
4 месяца | Начинает узнавать близких родственников, отвечая позитивными эмоциями. Ищет глазами невидимый источник звука. Позитивные эмоции выражает смехом. Способен захватывать висящую игрушку и длительно её рассматривать. Начинает «гулить». Придерживает руками грудь матери или бутылочку во время кормления. |
5 месяцев | По-разному реагирует на попытки контакта близких и незнакомых людей. Способен узнавать голос матери, различать строгие и ласковые интонации при обращении к нему. Быстро берёт игрушку из рук взрослого и удерживает её. Начинает подолгу лежать на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно и устойчиво стоит на ногах при поддержке за подмышки. Способен есть с ложки густую пищу. |
6 месяцев | Способен различать своё и чужое имя; берёт игрушку из разных положений и подолгу ею занимается, перекладывает из одной руки в другую; может переворачиваться с живота на спину и передвигаться, переставляя руки и немного ползая. Начинает произносить отдельные слоги (начало лепета). Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами. |
7 месяцев | Активно занимается с игрушкой (стучит, размахивает, бросает); хорошо ползает. В ответ на вопрос «Где?» способен находить взглядом предмет, постоянно находящийся на одном месте. Пьёт из чашки. |
8 месяцев | Подолгу занимается с игрушками, подражая действиям взрослого (катает, стучит, вынимает и т.д.). Самостоятельно садится и ложится, встаёт и переступает, держась за барьер. На вопрос «Где?» находит несколько предметов на своих местах, по команде взрослого выполняет выученные ранее действия (например: «ладушки», «дай ручку» и пр.). |
9 месяцев | Способен совершать плясовые движения под звучащую музыку. Осуществляет разнообразные манипуляции с предметами в зависимости от их свойств и качеств (катает, гремит, открывает и т.д.). Переходит от предмета к предмету, слегка придерживаясь за них руками. На вопрос «Где?» находит несколько предметов, независимо от их местоположения. Знает своё имя. Подражает взрослому, повторяет за ним слоги. |
10 месяцев | По просьбе взрослого выполняет различные действия: открывает, закрывает, вынимает и пр.Совершает первые самостоятельные попытки подняться по лестнице. По просьбе «Дай» находит и даёт знакомые предметы. |
11 месяцев | Овладевает новыми движениями и начинает выполнять их по слову взрослого: накладывает, снимает, одевает кольцо и т.д. Способен самостоятельно стоять, делать первые самостоятельные шаги. Первые попытки обобщения в понимаемой речи. Произносит первые слова, обозначения («дай»,ав-ав»,«на», «па»). |
12 месяцев | Способен узнавать на фотографии знакомых, выполнять самостоятельно разученные действия с игрушками (катает, кормит, водит); переносит разученные действия с одного предмета на другой. Самостоятельно сидит без опоры. Понимает (без показа) названия предметов, действий, имена взрослых, выполняет поручения (принеси, отдай, найди и т.д.); Различает значения слов «можно» и «нельзя». Легко подражает новым слогам, произносит до 10 слов. |
1 год 3 мес. | Самостоятельно ходит, приседает, наклоняется. Умеет воспроизводить в игре команды взрослых (кормить куклу, собрать пирамидку). Начинает употреблять «облегчённые» слова (машина: «би-би», собака: «ав-ав» и пр.). |
1 год 6 мес. | Способен из предметов разной формы по предлагаемому образцу или слову подбирать предметы аналогичного вида. Движения более координированные, перешагивает через препятствия шагом (через палку). Способен воспроизводить часто наблюдаемые действия. В момент сильной заинтересованности или удивления называет предметы; произносит 30-40 слов. По команде выбирает среди нескольких внешне сходных предметов два одинаковых по значению, но разных по цвету и величине. |
1 год 9 мес. | Способен различать 3 разных по величине предмета. Начинает собирать примитивные конструкции (строит ворота, скамейки, домики). Для общения пользуется простыми предложениями; отвечает на вопросы при рассматривании сюжетных картинок. Предпринимает самостоятельные попытки одеваться или раздеваться. |
2 года | Способен перешагивать через препятствия, чередуя шаг; воспроизводит ряд логически связанных игровых действий (купает и вытирает куклу). Словарный запас — 300-400 слов. Понимает короткие рассказы о событиях, знакомых ребёнку по опыту (показатель проверяется в семье). |
2года 6 мес. | Способен подбирать по образцу разнообразные предметы 4-х цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный). «Приставным шагом» перешагивает через несколько препятствий, лежащих на полу. Осуществляет взаимосвязанные или последовательные 2-5 этапные игровые действия (кормит куклу, укладывает спать, идёт гулять). Самостоятельно одевается, но ещё не умеет застёгивать пуговицы, завязывать шнурки. Активно использует вопросы «Кто?» и «Где?» |
3 года | Способен выполнять определённую роль в игре, например, играя с куклой, действует от имени матери или доктора. Употребляет сложные предложения, вопросы «Когда?», «Почему?». Словарный запас — 1200-1500 слов. Одевается самостоятельно, без или с небольшой помощью взрослого, застёгивает пуговицы, завязывает шнурки. |
Схема комплексной оценки здоровья ребёнка
Пигалов А. П., Кулакова Г. А., Соловьёва Н. А., Волгина С. Я., Казань, 1994, стр. 36-40
Источник: http://spravka.komarovskiy.net/nervno-psixicheskoe-razvitie-rebyonka-rannego-detskogo-vozrasta.html
Психологическое развитие младенца
За первый год дитя достигает огромных успехов в физическом плане. Колоссальными темпами меняется и его психологическая сторона, кроха начинает разбираться в свойствах окружающего мира и в особенностях взаимоотношений.
Психологическое развитие детей происходит одновременно с обретением физических навыков в определенном порядке. По тому, как младенец ведет себя и что уже умеет делать, специалисты определяют, развивается ли грудничок правильными темпами.
Если психомоторное развитие ребенка идет не стандартными темпами и задерживается, такая ситуация требует особого внимания, ведь она может сигнализировать о наличии неврологических проблем.
Отстающее двигательное или психологическое развитие детей нуждается в своевременной коррекции.
Мозг новорожденного
Психологическое развитие детей начинается еще во внутриутробный период. Природа одаривает ребенка врожденными рефлексами, которые оберегают малыша, пока он не наработал собственного опыта и не научился управлять собственным телом.
Созревание мозга с первых дней жизни грудничка стимулируется работой анализаторов: сначала кожей, потом слуховыми и зрительными органами.
Впоследствии малыш накапливает когнитивное познание, исследуя мир и свойства предметов самостоятельно: он хватает предметы, бросает их, оценивает, как они звучат.
Чтобы психическое развитие ребенка первого года жизни и развитие мозга проходило как положено, родителям следует «заставлять» его работать:
- в первые месяцы чаще гладьте кроху, прижимать его к себе, ведь пока он воспринимает мир только с помощью осязания;
- чаще разговаривайте с малышом, окружайте его звуками разного характера, повесьте над кроваткой погремушки, включайте мелодичную музыку и т.д.;
- предоставьте достаточно «пищи» для глазок младенца, у него должны быть разнообразные яркие игрушки простых цветов, а с 4-5 месяцев на них могут появляться мелкие орнаменты.
Формирование личности младенца
В первый год у детей происходит закладка личности. Все качества, которыми будет обладать ребенок, незаметно формируются в ходе ежедневного общения с родными. Малыш привязывается к близким, начинает испытывать любовь к ним, тянется к определенным игрушкам.
Врожденные особенности нервной системы закладывают основы темперамента ребенка, а условия, в которых он проживает, — окончательно формируют его. Младенец прекрасно чувствует наше настроение, следит за нашим поведением и поступками, а впоследствии начинает копировать нас же.
При этом характер детей может кардинально меняться под воздействием возрастных психологических кризисов, которые происходят в период младенчества. Самый крупный из них приходится на конец первого года жизни и связан с активным изучением мира и свойств предметов. Ребенок, научившись ходить, начинает обладать определенной мобильностью и может передвигаться самостоятельно.
Любознательность заставляет малышей активно изучать предметы и их свойства, особенно сильно детей тянет к запретному. Они словно проверяют границы дозволенного, пробуют, что можно делать, а за что последует наказание. Подобные исследования нужны для формирования самосознания грудничка, а вы должны его корректировать с помощью мягкого воспитания.
В этот период младенец может резко стать капризным, начинать истерики, услышав запрет от родителей, бросать вещи и даже поднимать на близких руку. Вам не нужно пугаться и корить себя, что вы воспитали кроху как-то не так: такое поведение у годовалых детей — возрастная норма, и скоро скорректируется самостоятельно.
Эмоции
Проявление эмоций — очень важный аспект психологического развития и формирования самосознания малыша до года. Чувства ребенка постепенно, по мере созревания его нервной системы, начинают раскрываться.
- У новорожденного преобладают отрицательные эмоции. Среда, в которую дитя попадает после рождения, очень агрессивна, и поэтому малыш постоянно плачет — из-за дискомфорта, голода, боли или действий над ним.
- Постепенно кроха начинает переживать и положительные эмоции. Младенец привыкает к близким, узнает их и радуется их появлению.
- Научившись управляться со своими руками, младенец искренно радуется, когда ему удается схватить и удержать в руке игрушку.
- Полугодовалый ребенок радуется новинкам — купленным или вытащенным из «закромов» забытым игрушкам.
- С 7 месяцев грудничок сильно привязывается к матери и может испытывать ревность, если она держит на руках домашнее животное, чужого ребенка или просто обнимается с папой.
Темпы развития
В период младенчества происходит стремительное развитие мозга крохи, а вместе с ним расширяется и психологическое познание дитя. Задача родителей — окружить грудничка так называемой «развивающей средой», которая будет способствовать быстрому освоению необходимых навыков, ведь познавательное развитие младенца происходит ежедневно параллельно с его физическим развитием.
Первое полугодие
1 месяц
В возрасте 10 дней новорожденный может следить за движущимся крупным предметом. Чтобы помочь важному анализатору — глазам — развиться, вы должны несколько раз в день тренировать их, пронося на расстоянии 40-60 см от лица малыша яркую игрушку. Зрительные органы очень важны для когнитивного опыта младенца, с их помощью он видит и может впоследствии анализировать увиденное.
2 месяц
На втором месяце кроха начинает свое физическое развитие, а вместе с ним продолжается и психологическое. Его мышцы укрепляются, и он уже способен, лежа на животике, удерживать головку. Сейчас нужно продолжать тренировать глаза, располагая игрушки на расстоянии от малыша, а также окружать грудничка разными звуками.
3 месяц
На третьем месяце младенец начинает общение с близкими, он учится пользоваться своим голосом, и вы можете услышать в детской гуление. Грудничок уже улыбается, увидев вас или услышав знакомый голос.
Его глазки достаточно крепнут, чтобы он мог долго следить за движущимися объектами — сейчас самое время повесить над кроваткой мобиль, желательно со сменными игрушками.
Так вы сможете перевешивать их, когда малышу наскучат предыдущие.
4 месяц
Когнитивное познание на четвертом месяце формируется не только благодаря увиденному или услышанному крохой, но и из осязания.
Младенец случайно натыкается ручками и ножками на предметы и прислушивается к звукам, которые издают от удара игрушки. Для развития грудничка будет полезно, если вы повесите погремушку-растяжку так, чтобы он мог задеть ее.
Трогая ее, добиваясь от игрушки звучания, ребенок будет познавать свойства объектов.
5 месяц
На пятом месяце в психологическое поведение детей добавляется «комплекс оживления», когда они, увидев близкого человека, начинают радоваться и активней двигаться.
Ребенок уже умеет смеяться, а в «арсенале» родителей должно накопиться несколько эффективных способов добиться от крохи заразительного смеха. Дитя подолгу гулит, вслушивается в то, что у него получается произнести и анализирует.
Малыш учится управлять своими ручками и может самостоятельно хватать игрушки, рассматривать их и пробовать «на зуб».
Сейчас самое время окружить кроху разнофактурными предметами — кладите рядом с ним мягкие и твердые, теплые и прохладные, гладкие и шероховатые, звенящие и шуршащие объекты различных цветов. Ощупывая их и помещая в ротик, кроха будет получать тактильный опыт.
6 месяц
К шести-семи месяцам уже видна привязанность детей к тем людям, что окружают его ежедневно. Они тянутся к родным, а к незнакомцам относятся с опаской. Это очень важный момент в формировании самосознания дитя — малыш учится разделять окружающих на «своих» и «чужих». До года возрастная боязнь незнакомцев должна еще больше усилиться.
Сейчас грудничок понимает разницу между строгой и ласковой интонацией и реагирует на нее. Теперь вы можете усилить элементы воспитания, голосом показывая, когда вы довольны, а когда огорчены.
Младенчество — важный этап формирования личности ребенка и его самосознания, и именно сейчас он учится взаимодействовать с людьми.
Начав процесс воспитания сейчас, вы сможете направить малыша по верному пути.
Второе полугодие
Многим родителям кажется, что во втором полугодии кроха развивается быстрей, не только с физической, но и психологической стороны. На самом деле темпы нисколько не меняются, просто в первые полгода младенец словно подготавливается, накапливает силы, когнитивный опыт и укрепляет мышцы, чтобы освоить необходимые двигательные навыки.
7 месяц
На седьмом месяце большинство детей полностью осваивают перевороты, а некоторые даже начинают ползать. Лепет перерастает в слоги, состоящие из разных звуков. Ребенок подолгу может лежать и проговаривать разные их сочетания, зачастую придавая своей речи узнаваемый ритм любимых стихов или подслушанного телефонного разговора.
Продолжается наработка тактильного опыта — малыш уже умеет перекладывать объекты из одной руки в другую. Некоторые дети любят бросать игрушки или соски: это не бунтарство, а один из видов исследования мира. Изучая свойства предметов, малыш нарабатывает когнитивное понимание сути вещей, получает свой собственный опыт взаимодействия с окружающей дитя средой.
8 месяц
На восьмом месяце грудничок продолжает изучать свойства предметов — бросает их, стучит ими о твердую поверхность.
Ребенок уже знает названия предметов и может показать, где находятся «статичные» объекты — окно, штора, дверь, настенные часы.
Малыш активно знакомится с миром и нарабатывает собственный опыт, ошибки и победы, которые он ежедневно совершает, очень важны для формирования его самосознания.
9 месяц
Девятый месяц характеризуется относительной усидчивостью малыша. Он уже может ползать и довольно уверенно сидит, и способен надолго увлечься игрушками. Младенец наблюдает за действиями родителей с предметами и повторяет их: катает мяч или машинку, кормит и поит своих кукол, заботливо укладывает спать любимцев.
10-11 месяцы
На десятом-одиннадцатом месяце продолжает активно формироваться речь ребенка. Он уже осваивает несколько слогов и постоянно их повторяет. Это уже не экспериментальное перебирание звуков, а осознанное произнесение. Ваша задача воспользоваться тем, что кроха копирует ваши движения и ежедневно делать с ним артикуляционные упражнения, провоцируя его произносить вслед за вами звуки.
Малыш хорошо запоминает названия предметов и может подать вам названный объект. Активно нарабатывайте пассивный словарный запас дитя, комментируя свои действия и обучая словам во время игры или процесса воспитания.
1 год
К двенадцати месяцам малыш не только должен научиться ходить с поддержкой, но и освоить произношение первых слов.
Это будут простые или звукоподражательные наименования (мама, би-би, баба, папа, аф-аф, дай), некоторые дети выдумывают и свой собственный язык.
Родители должны помогать крохе осваивать речевые навыки, ежедневно занимаясь с ним, постоянно разговаривая и комментируя свои действия.
Источник: https://newbabe.ru/razvitie/psihologicheskoe-razvitie-mladenca.html