Задержка психоречевого развития у детей: лечение и профилактика диагноза

ЗПРР — что это за диагноз? Он заключается в существенном отклонении от возрастных норм психического и речевого развития.

Задержка психоречевого развития у детей — так звучит расшифровка диагноза ЗПРР.

Задержка или индивидуальные особенности развития

Серьезность этой проблемы заключается в том, что четко диагностировать ЗПРР на ранних стадиях не представляется возможным. Каждый ребенок индивидуален и развивается в своем, обусловленном многими факторами, темпе.

Но часто родители упускают момент и ждут, что все разрешится само собой.

Какой же выход? На что обращать внимание, чтобы вовремя понять, что у ребенка диагноз ЗПРР и надо бить тревогу?

Рекомендация на данном этапе — наблюдение.

Нормы психоречевого развития детей

  • Особенности психоречевого развития по возрастам приведены ниже.
  • В возрасте от 0 до 1 года.
  • От 1 до 2 лет.
  • 2-3 года
  • 3-4 года
  • 4-5 лет
  • 5-6 лет
  • 6-7 лет

Предлагаемый перечень носит рекомендательный характер. И если ваш годовалый малыш имеет в своем арсенале не 10, а 8 слов — это не повод для паники!

Симптомы и признаки ЗПРР

Что же это за заболевание ЗПРР? Обратите внимание, если:

  • к 4 месяцам ребенок не реагирует на попытку общения, не улыбается;
  • к 8 месяцам не лопочет односложно па-па, ба-ба;
  • к 1 году эмоционально неактивен, повторяет 2-3 слова;
  • к 1.5 годам не знает своего имени, не реагирует на обращенные к нему просьбы;
  • к 2 годам не отвечает на вопросы словами “да” или “нет”, уединяется, не может сосредоточиться на просмотре картинок, у него маленький словарный запас;
  • к 3 годам его речь мало понятна;
  • он не умеет строить предложения;
  • разговаривает либо очень быстро, либо, наоборот, медленно.
  1. Задержка психоречевого развития у детей 3 лет может выражаться и в том, что ребенок “отзеркаливает”, повторяет обращенные к нему слова.
  2. Кроме этого, стоит обратить особенное внимание, если наблюдаются нарушения со стороны психики малыша:

Может наблюдаться стереотипия, когда ребенок бесцельно и многократно повторяет одно и то же слово или совершает стереотипные ритмичные движения. Например, раскачивается, размахивает руками.

Это уже повод! Для того, чтобы действовать!

Официальная медицина утверждает, что эффективность лечения такого заболевания как ЗПРР напрямую зависит от того, когда оно начато.

Если вы заметили симптомы ЗПРР в 2 или 3 года, то чем раньше вы начнете работать с этой проблемой, тем лучшего можно ждать результата.

Бывает, что диагноз ЗПРР ставят в 5 лет, когда многие благоприятные факторы к излечению уже упущены. Что такое ЗПРР в этом случае и есть ли надежда на выздоровление? Здесь уже речь идет о грубой задержке психоречевого развития. Шансов на излечение немного, но они есть.

В такой ситуации действует то же правило: не ждать, а действовать, помогать, вместе работать над проблемой и не отчаиваться.

Надо отметить, что если у детей психика без патологий, а только лишь нарушена речь, то здесь имеет место ЗРР — задержка речевого развития. В этом случае ребенок все понимает, адекватно реагирует, но общения избегает.

Причины заболевания

Каковы же причины этого заболевания ЗПРР? Официальная медицина относит к ним:

  • нарушения в работе головного мозга и центральной нервной системы;
  • здоровье мамы в период беременности: травмы, отравления, инфекции могут спровоцировать нарушение психоречевого развития ребенка в раннем возрасте;
  • течение родов: родовые травмы, обвитие ребенка пуповиной, гипоксия плода;
  • генетическая предрасположенность.
  • Эти факторы могут явиться причинами заболеваний, которые провоцируют следующие психоречевые нарушения у детей:
  • Нужно понимать, что ЗПРР на резидуально-органическом фоне — это следствие, поэтому лечить надо основное заболевание.
  • Своевременная диагностика увеличит шансы на выздоровление.

Диагностика и комплексное обследование

Чтобы подтвердить или исключить диагноз ЗПРР, необходимо комплексное обследование.

Ребенка должны осмотреть следующие специалисты, чтобы проанализировать симптомы и при необходимости назначить лечение:

  • Педиатр оценивает общее состояние и назначает лечение соматических заболеваний.
  • Невролог выявляет нарушения в работе нервной системы, проводит инструментальную диагностику головного мозга.
  • Логопед принимает меры по улучшению работы речевого аппарата.
  • Психолог анализирует состояние ребенка по специальным тестам.
  • Дефектолог проводит коррекцию речи и занимается развитием внимания, памяти, мышления, мелкой и крупной моторики.

Когда поставлен диагноз и встал вопрос “Как лечить?”, на плечи родителей ложится большая ответственность. Выполняя рекомендации врачей, они должны терпеливо и настойчиво заниматься с ребенком, чтобы совместными усилиями преодолеть недуг.

Помощь при ЗПРР

При подтверждении диагноза «задержка психоречевого развития» назначается лечение.

Его основу составляют физиотерапевтические процедуры, в частности, магнитотерапия: она активизирует работу коры головного мозга. А также назначааются занятия с логопедом и детским психологом.

Медикаментозное лечение тоже имеет место, но в общей схеме его доля минимальна.

В качестве дополнительных мер могут быть назначены:

  • лечебная физкультура,
  • арт-терапия,
  • мануальная терапия.

Необходимо соблюдать рекомендации по организации режима дня:

  • сбалансированное питание,
  • прогулки на свежем воздухе,
  • активные игры,
  • общение со сверстниками.

Самое главное, что ребенок должен чувствовать эмоциональную поддержку своих родных и близких. Потому что это — реальная сила, которая поможет ему справиться с нарушениями и стать здоровым.

Дополнительное лечение ЗПРР

Хочется обратить внимание на альтернативные методы лечения. Это — иппотерапия, дельфинотерапия, музыкотерапия. Может быть кто-то посчитает их пустой тратой времени. А зря.

Иппотерапия — лечебная верховая езда, помимо чисто физического аспекта воздействия на тело, выполняет неоценимую психоэмоциональную роль. Ребенок учится чувствовать, жить душой. Это помогает ему раскрепоститься, открыться миру, не бояться его.

Дельфинотерапия — общение с дельфинами, оказывающее мощный лечебный эффект. Нахождение в воде помогает расслабиться, снять мышечные зажимы. Дельфины же обладают добрым нравом и очень любят детей. Кроме того, звуки, которые они издают, воздействуют на организм человека на клеточном уровне, обновляя и исцеляя его.

Музыкотерапия — лечение музыкой. Этот вид терапии воздействует на эмоции человека и гармонизирует его психоэмоциональное состояние. Благодаря этому ребенок становится уравновешенным, у него появляется уверенность в себе, устойчивость к стрессовым ситуациям.

Прогнозы на выздоровление при ЗПРР

На благоприятный прогноз при диагнозе ЗПРР влияет много факторов. В их числе и время начала лечения.

Но надо помнить, что ЗПРР — это не приговор. Как бы ни была тяжела ситуация, в которой вы оказались, надо верить в благополучный исход. При этом делать все, что возможно. И дать силы своему ребенку преодолеть непростой период своей жизни. А сила эта — в вашей любви!

Источник: https://KakGovorit.ru/zprr-chto-eto-za-diagnoz

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) у детей 3-5 лет: что это такое, симптомы, лечение, коррекция

Задержка психоречевого развития (ЗПРР) – это задержка речевого развития (ЗРР), которая сочетается с общим интеллектуальным недоразвитием.

Что это такое

Задержка психоречевого развития (зпрр) является следствием задержки речевого развития (зрр) в раннем возрасте до 4 лет. Нарушение развития речи влекут за собой общее недоразвитие психики.

Поэтому, если до 4 лет ребенку поставлен диагноз «задержка речевого развития (ЗРР)» важно не ждать, что малыш «сам разговорится», а вести коррекционную работу: принимать медикаментозное лечение, если его назначает врач-невролог и заниматься с логопедом или в домашних условиях

В МКБ-10 ЗПРР не выделяется в отдельную категорию. Отдельные элементы, характеризующие данную патологию, встречаются в тех же разделах, что и ЗПР – F80-F89.

Почему возникает ЗПРР

Чаще всего ЗПРР возникают на на резидуально-органическом фоне. Причинами в большинстве случаев становятся неврологические изменения:

  • Поражения ЦНС
  • Опухоли
  • Доброкачественные образования (кисты).

Часто ЗПРР идет рука об руку с РДА (ранним детским аутизмом), ДЦП (синдромом Дауна). Так что если в анамнезе такой диагноз – вы в группе риска.

Данная классификация – важная часть подбора лечения, поскольку болезнь или нарушение, вызвавшее отставание в речи, может иметь особую симптоматику, подлежащую коррекции в индивидуальном порядке.

Проявления

ЗПРР у детей имеет разнообразные симптомы. Часто родители списывают их на особенности характера, даже не предполагая, что карапузу требуется лечение. Наличие следующей симптоматики является поводом для подозрений:

  1. Избыточное слюноотделение, не вызванное прорезыванием зубов.
  2. Повышенная возбудимость.
  3. Заторможенная мыслительная деятельность.
  4. Плохая память.
  5. Замкнутость, избегание общения.

И самый верный показатель – отставание от норм формирования речи. . Стандартный график такой:

  • С 2-6 месяцев – гуление, или первые звуки.
  • С 4-9 месяцев – лепетание: повторяются парные звукосочетания. Важна также реакция на появление знакомых лиц – младенец оживится, заулыбается и залепечет.
  • 1 год – простые слова из ранее освоенных слогов («мама», «дядя»). Ребенок также должен отзываться на свое имя и привычные ласковые прозвища.
  • 2 года – предложения из пар слов («мама на», «деда дай»). Сформировано умение повторять фразы за другими людьми.
  • 3 года – активный словарный запас составляет 750 слов.

При опоздании в пределах недели паниковать рано, если наступление очередного этапа в жизни маленького солнышка задерживается намного существеннее – обратите на это внимание своего педиатра.

Встречаются также другие проявления:

  • Постоянство в привычках – малейшая смена режима, знакомого меню, обстановки вызывает истерики и крики.
  • Нежелание взаимодействовать со сверстниками и родителями.
  • Агрессия или аутоагрессия – щипки, покусывание, удары, направленные на окружающих или самого себя.

Данный список особенностей напрямую связан с проявлением аутичных черт. Что это на самом деле – РАС в чистом виде, или в сочетании с ЗПРР, зависит от того, нарушена ли способность говорить. Точная постановка диагноза в таком случае требует дополнительного обследования.

Диагностика

При подозрении на ЗПРР или РАС необходимо пройти осмотр широкого перечня специалистов. Что же включает в себя такое обследование?

  1. Первый этап – визит к неврологу, который произведет оценку состояния ребенка, направит на дополнительные исследования. При подтверждении диагноза, он назначит таблетки. Также будут даны направления на ЭЭГ и МРТ, позволяющие оценить состояние мозга и выявить нарушения его работы.
  2. Следующий шаг – консультация отоларинголога или сурдолога, при которой выявляются проблемы со слухом.
  3. Порой позволяет оценить ситуацию поход к генетику, выявляющий генетические мутации и отклонения.
  4. Логопед и детский психолог оценят соответствие речевых навыков возрастным нормам развития.

Возраст играет огромное значение: если ребенок совсем не говорит в 5 лет – считается, что это грубая задержка психоречевого развития. Исправить ситуацию все еще возможно, но вероятность удачного исхода крайне невысока.

Читайте также:  Развитие ребенка 6 7 лет: как грамотно подготовиться к школе

В случае двухлетнего карапуза терапия окажется в разы эффективнее. Потому дожидаться пятилетнего возраста, когда сложности станут заметны невооруженным взглядом, не стоит: в таком вопросе лучше проявить излишнюю осторожность, чем рискнуть здоровьем своего наследника.

Лечение

Лечение ЗПРР – сложный процесс, требующий комплексного подхода. Однако, при слаженных действиях врачебного персонала и родителей возможно полное исправление нарушений. Рассмотрим существующие подходы более детально.

Медикаменты

Одной из важнейших составляющих борьбы с ЗПРР у детей является медикаментозное лечение. Не отказывайтесь от назначенных врачами лекарственных средств, но и не пытайтесь экспериментировать с ними самостоятельно.

Только специалист, знающий особенности работы мозга, способный предусмотреть потенциальные аллергические реакции и учитывающий индивидуальный уровень возбудимости, способен подобрать подходящий набор препаратов.

Могут быть назначены:

  • Магне B6 или другие магнийсодержащие лекарства
  • Когитум
  • Мексидол
  • Винпоцетин
  • Церебролизин
  • Глицин
  • Фенибут

Данный перечень не является полным. Возможно применение средств с аналогичными действующими веществами или схожим воздействием. Выбор зависит от персональных показаний вашего малыша.

Коррекция

Коррекционная работа производится как дома с мамой, так и с профессионалами. Выбор доктора зависит от возраста.

  • Двухлетки занимаются c дефектологом. Основная цель – не запустить отставание в мыслительной деятельности, встав на один уровень владения основными навыками со сверстниками.
  • В четыре года наступает пора работы c логопедом. Чтобы сформировать верное произношение, проводится артикуляционная гимнастика и укрепляющий массаж лицевой зоны.
  • Занятия с психологом станут подспорьем в тех случаях, когда этиология заболевания связана с эмоциональными потрясениями. Травмированная психика и зажатость мешают спокойному выражению своих переживаний, в этом случае способен помочь только квалифицированный психолог.

В домашних условиях

Занятия на развитие мелкой моторики:

Пальчиковые игры:


  • Квиллинг
  • Лепка из пластилина:
  • Игры с вырезанием и одеванием бумажных кукол
  • На улучшение памяти и внимательности:
  • Чтение
  • Игра в города, предметы
  • Поиск отличий
  • Квесты с поиском клада
  • Заучивание и повторение скороговорок – также поможет улучшению артикуляции.

Прочие методы

  • Остеопатия
  • Иглорефлексотерапия
  • Электрорефлексотерапия
  • Магнитотерапия
  • Иппотерапия
  • Дельфинотеапия
  1. Остеопатия и иглорефлексотерапия воздействуют на определенные точки на теле человека, оказывая вспомогательный эффект: расслабляя и поддерживая работу нервной системы.
  2. Электрорефлексотерапия и магнитотерапия точечно воздействуют на поврежденные отделы головного мозга, активизируя их.
  3. Иппотерапия и дельфинотерапия делают кроху более открытым, заряжают позитивными эмоциями, которыми он наверняка захочет поделиться с окружающими.

ЗПРР и приучение к горшку

Одной из сопутствующих проблем задержки психоречевого развития у ребенка – отказ от присаживаний на горшок. Дети будто бы не могут на нем усидеть – кричат, вырываются, уползают. Порой мамочки и папочки отчаиваются, решая – ЗПРР и горшок несовместимы. Но есть перечень советов, которые помогут приучить маленького упрямца делать свои дела на горшочек:

  • Откажитесь от подгузников. Мокрые трусики отлично мотивируют непоседу проситься в туалет.
    Не бегите моментально стаскивать влажное белье. В детской голове должно закрепиться правило: сходил в туалет куда надо – после было тепло и сухо. Решил повредничать – стало неприятно.
  • Заразительный пример. Более умелые в туалетных делах сверстники, персонажи мультиков – все средства хороши. Посадите на горшочек любимую игрушку – уж если любимый медвежонок делает пи-пи в это странное местечко, кроха точно последует его примеру.
  • Не ругайте за «аварию». Покажите, что вы расстроены, объясняйте, что ходить с мокрыми штанишками –  не здорово.
  • Если в какой-то момент все получилось  – не скупитесь на похвалу.
  • Если дело не сдвигается с мертвой точки – не стоит страдать и превозмогать. Возможно, через неделю-другую появится положительная динамика.

Главное в коррекционных процедурах – регулярность и добровольность.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/zaderzhka-psihorechevogo-razvitiya-u-detej

Задержка психоречевого развития у детей: причины, симптомы, лечение

Мало кто из мамочек серьезно беспокоится по поводу того, что их чадо откровенно отстает в развитии речи: говорит мало, невнятно, словами, не связанными в предложения, либо не говорит вовсе в возрасте 2 года и старше.

При этом зачастую незамеченными остаются и другие «звоночки». А ведь если собрать их воедино, может оказаться, что малыш развивается с серьезной задержкой не только речи, но и психики.

В чем же выражается задержка психоречевого развития у детей? Кто ее диагностирует? Как это лечится?

Как выглядит ЗПРР?

Врачи могут поставить такой диагноз «задержка психоречевого развития», если налицо будут признаки отставания в развитии речи и интеллекта в целом.

При этом чаще всего изначально возникает именно задержка речи, которая затем, если ее не распознать и не скорректировать своевременно, «тянет» за собой и психическое развитие: ребенок начинает отставать интеллектуально.

То есть если спохватиться вовремя, диагноз может оказаться более легким, а его коррекция даст лучшие результаты.

Если ваш малыш младше 4 лет и ему поставлен диагноз ЗРР (задержка речевого развития), не игнорируйте лечебные и коррекционные мероприятия, полагая, что ваше чадо с возрастом само всему научится, не сваливайте все на индивидуальные темпы развития. Упустите время – борьба будет более продолжительной и упорной, а результаты ее в конечном итоге могут оказаться хуже.

Что значит – спохватиться вовремя? Это значит обратить внимание на те или иные тревожные признаки. Их много, они весьма разнообразны и не всегда иллюстрируют именно задержку психоречевого развития. Однако важно своевременно понять: не все благополучно, если у ребенка отмечаются такие симптомы:

  • обильное слюноотделение, не связанное с прорезыванием зубов;
  • высокая возбудимость;
  • гиперактивность;
  • заторможенное логическое мышление и проблемы с памятью, заметно преобладает зрительная (наглядно-образная) память над слуховой;
  • частые перепады настроения, эмоциональный фон неустойчив;
  • низкая концентрация внимания на предметах, просьбах, действиях;
  • отсутствие интереса к развлечениям;
  • неуклюжесть, проблемы с координацией;
  • трудности с пониманием речи и просьб, отсутствие реакции на них в возрасте до года и позже;
  • агрессивность к окружающим или аутоагрессия;
  • стереотипное поведение (однообразные немотивированные действия);
  • отсутствие реакции на какие-либо звуки, помимо речи;
  • отсутствие минимальных навыков выполнения тех или иных действий (с предметами, игрушками, одеждой) в возрасте старше 2 лет;
  • «мозаичное» запоминание;
  • непонимание роли игрушек (они используются не по назначению, а вместо них малыш пользуется предметами обихода);
  • нарушения письма.

Но самые главные симптомы связаны, конечно же, с речью:

  • ребенок замкнут, чурается общения со сверстниками, не выражает радости при появлении родных;
  • не говорит сам либо не пытается активно повторять за взрослыми звуки и отдельные слова до полутора лет;
  • произносит отдельные слова, не умея составить из них даже простейшие фразы;
  • говорит «на тарабарском языке», быстро и невнятно, с выраженным искажением артикуляции, из-за чего его практически невозможно понять даже родителям.

Обратите внимание, насколько своевременно малыш осваивает речевые нормы с самых ранних месяцев.

Если он не гулит с 2 до 6 месяцев, не лепечет в 4–9 месяцев, не произносит простые слова из парных слогов в районе года (мама, баба), не формулирует простейшие фразы в 2 года – это серьезный повод обследовать кроху, пока еще не поздно. С 2 до 4 лет коррекция и лечение проходят намного легче и результативнее, чем позже.

Если замечены хотя бы несколько из этих симптомов, необходимо проконсультироваться с педиатром. При необходимости он назначит консультации других специалистов.

Что провоцирует появление ЗПРР?

Случается, что ЗПРР ставят деткам из неблагополучных семей, где их воспитанием и развитием никто не занимался (так называемая социальная запущенность). Но в большинстве случаев такую задержку провоцируют те или иные патологии развития центральной нервной системы малыша. Это могут быть следующие заболевания или состояния:

  • менингит и другие инфекционные болезни, поражающие головной мозг;
  • детский церебральный паралич;
  • эпилепсия;
  • аутизм;
  • гипоксия плода;
  • синдром Дауна;
  • высокое внутричерепное давление;
  • опухоли или кисты головного мозга;
  • ишемия или патологии головного мозга;
  • лейкодистрофия;
  • психические болезни.

Конечно, сами по себе, «на ровном месте», такие заболевания не возникают, их провоцируют те или иные неблагополучные факторы.

Что же может способствовать появлению задержки психоречевого развития у детей?

  • Нездоровый образ жизни беременной (курение, алкоголизм, наркомания).
  • Частые нервные переживания, постоянные стрессы будущей мамочки в период вынашивания плода.
  • Тяжелая беременность, осложненная токсикозом, проблемами с почками, инфекционными заболеваниями матери, обострением хронических болезней и т. д.
  • Редкие хромосомные или генетические болезни, приводящие к торможению развития ребенка.
  • Тяжелые роды, родовая травма.
  • Тяжелые заболевания, которые малыш перенес до 2 лет.

Как уже говорилось, иногда ЗПРР возникает на фоне социальной запущенности. То есть к ней приводят:

  • неблагоприятная психологическая атмосфера в семье (частые скандалы, драки, крики);
  • тяжелая психологическая травма малыша (например, испуг);
  • грубое обращение с ребенком, насилие (физическое или психологическое).

Обследование, диагностика

При подозрении на ЗПРР необходимо пройти комплексное обследование, поскольку приведенные симптомы могут указывать и на другие заболевания. Поэтому прежде чем назначать лечение, важно поставить точный диагноз.

  1. Для начала нужно обязательно посетить невролога. Он изучит медкарту ребенка, выяснит особенности развития, отправит малыша на дополнительное обследование. В число исследований обязательно будут входить МРТ и энцефалограмма, которые позволят выявить нарушения в работе мозга и оценить его общее состояние.
  2. Далее потребуется визит к отоларингологу (а при необходимости – и к сурдологу), чтобы обнаружить возможные отклонения в развитии органов слуха.
  3. Обязательно придется посетить детского психолога и логопеда, которые дадут оценку речевым навыкам ребенка и степени отклонения их от нормы.
  4. Часто прояснить картину помогают генетик и детский психиатр, если в процессе обследования возникают подозрения на генетические или психиатрические заболевания.

Пройти полное обследование – необходимый этап. Ведь ЗПРР – это лишь следствие тех или иных отклонений. А потому так важно выяснить причину, которая эти отклонения вызвала. Устранять нужно именно ее, а не просто бороться с задержкой развития ребенка.

Лечится ли это?

О возможности или невозможности полного излечения ребенка скажет только доктор после обследования. Все зависит от степени тяжести диагностированных заболеваний и возраста, в котором начнется лечение. А еще – от упорства родителей, понимающих, что лечение может занять не один год, и не опускающих руки.

Читайте также:  Какие фрукты можно кормящей маме: как избежать аллергии у новорожденного ребенка

Лечение и коррекция задержки психоречевого развития проводятся обязательно комплексно. Этот комплекс объединяет:

  • лечение с помощью медикаментов;
  • занятия со специалистами (дефектолог, логопед, психолог);
  • постоянные развивающие занятия с родителями;
  • альтернативные методы коррекции.

Подбор медикаментозного лечения – этап ответственный, т. к. при этом важно учесть индивидуальные особенности развития и состояния малыша, возможные реакции на препараты.

Не отказывайтесь от медикаментов, которые назначает доктор. Не отмахивайтесь от них и уж тем более не экспериментируйте с лекарствами самостоятельно! Этим вы только навредите своему чаду!

В зависимости от конкретного диагноза, а также общей клинической картины ребенку могут назначить препараты группы ноотропов, улучшающие кровоснабжение и питание клеток мозга, седативные средства, витаминно-минеральные комплексы.

В помощь таблеткам

Итак, в помощь таблеткам обязательно назначают коррекционные мероприятия. Весьма эффективными, в зависимости от конкретной ситуации, могут оказаться немедикаментозные способы коррекции ЗПРР:

  • электрорефлексотерапия – на пораженные участки мозга воздействуют микротоки;
  • магнитотерапия – на кору головного мозга воздействуют низкочастотным магнитным полем;
  • иглорефлексотерапия – активация биоточек специальными иглами;
  • лечебная физкультура – плавание в бассейне, специальные упражнения в спортзале,
  • мануальная терапия – воздействие рук специалиста на нужные зоны;
  • арт-терапия — творческие занятия и приобщение к искусству;
  • иппотерапия – общение детей с лошадями;
  • дельфинотерапия – общение с дельфинами.

Помимо этого, малышу может понадобиться помощь других профессионалов. До 2 лет коррекцию речи проводит дефектолог, с четырех его сменяет логопед. При наличии психологических проблем, особенно психологической травмы, хорошим подспорьем станут занятия с психологом.

Также заниматься с ребенком, которому врачи поставили диагноз «задержка психоречевого развития», будут дома родители. Что им нужно будет делать?

  • Выполнять упражнения на развитие крупной и мелкой моторики.
  • Подобрать игры, развивающие внимание, память, усидчивость.
  • Выполнять артикуляционную гимнастику.

Родители должны оградить своего малыша от эмоциональных перегрузок, стрессов, любого насилия, обеспечить ему полноценное питание, подвижные игры, продолжительные прогулки на воздухе, общение с другими людьми для социальной адаптации.

Итак, три основных ключа для лечения ЗПРР – своевременность, терпение и максимум внимания ребенку. Тогда шансы преодолеть проблемы вырастут в разы.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/zaderzhka-psihorechevogo-razvitiya

Задержка психоречевого развития у ребёнка: причины, прогнозы и методы лечения

Задержка психоречевого развития – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы. Причин этого нарушения много, а методов лечения – ещё больше. Неврологи утверждают: это состояние можно исправить, самое главное – начать коррекцию как можно раньше.

Как определить ЗПРР у ребёнка, что делать при подозрении на заболевание и каковы прогнозы этого состояния, «Лабиринт 42» узнал у Екатериной Черкаевой, детского невролога, специалиста по Томатис-терапии и микрополяризации, учредителя медицинского центра для детей с неврологическими заболеваниями «КузбассНейро»,  «Кемеровчанки года» за внедрение новой методики нейрореабилитации в Кемеровской области.

«Особенности в поведении ребёнка можно отметить уже в полтора года»

Невролог может определить риск задержки психического развития у ребёнка. А следующие специалисты, которые будут наблюдать маленького пациента, уже обратят более пристальное внимание на особенности в развитии малыша.

Чтобы ответить на вопрос, врождённое заболевание или оно может появиться позже, нужно понимать причины задержки психики.

Причин очень много: это могут быть соматические заболевания, например, гипотиреоз, почечная недостаточность, частые пневмонии. Такие дети подолгу и часто лечатся в больницах. Эти заболевания задерживают созревание и развитие центральной нервной системы, а это может приводить к задержке речи и многим другим проблемам.

Также причины могут быть психогенного генеза, это может быть обусловлено неблагоприятными условиями существования: недостаточность общения со взрослыми и сверстниками, безнадзорность.

Иногда ЗПРР обусловлено негрубым поражением головного мозга или генетическими факторами. Например, родители рассказывают, что папа ребёнка тоже заговорил только в пятилетнем возрасте, и это никак не повлияло на него в дальнейшем.

Что касается изменений в мозге: это могут быть кальцинаты, расширение боковых желудочков.

Ещё причины ЗПРР – нарушение слуха или зрения с самого рождения. Если есть такие проблемы, родителям стоит заранее побеспокоиться о последствиях и начать коррекцию.

Родители редко жалуются на задержку психики ребёнка. В основном приходят с жалобами на задержку речи. Но мы должны понимать, что эти вещи взаимосвязаны.

«Отличить задержку психоречевого развития от умственной отсталости сложно»

– У таких детей есть проблемы с вниманием и концентрацией. Их сложно обучить чему-то новому. Игровая деятельность достаточно прерывистая и непостоянная.

Они «прыгают» от одного дела к другому, не знают, за что взяться, абсолютно не могут заниматься долго чем-то одним. Любые посторонние стимулы моментально отвлекают ребёнка, переключают его внимание.

Такой ребёнок быстро утомляется при напряжённой деятельности, сразу становится гиперактивным, или его внимание улетучивается.

Память у детей с ЗПРР может быть избирательна. Родители часто рассказывают: что-то их ребёнок запоминает хорошо, а что-то совсем не может задержать в памяти.

Такие дети лучше воспринимают зрительную информацию, чем слуховую. Им тяжело с первого раза выполнить какую-либо команду или сложную инструкцию. Первую часть инструкции он может запомнить, а вторую уже нет. Зрительные пособия дети с задержкой психоречевого развития воспринимают лучше.

У них есть проблемы с эмоционально-волевой сферой, они не могут заставить себя что-то сделать, негативно реагируют на отказы, любят манипулировать родителями. Им не хочется делать какое-то задание, и в ход идут слёзы и истерики. Это довольно частое явление при задержке психики.

Проявления зависят от возраста ребёнка. С 2 до 3 лет свои показатели, с 3 до 5 – свои. Невролог или дефектолог должен смотреть за состоянием конкретного ребёнка и оценивать его со своей профессиональной точки зрения.

У таких ребят бывают проблемы с моторикой, многие не умеют кататься на велосипеде, например, так как не могут скоординировать тело. Одно из проявлений моторной неловкости: неумение прыгать на двух ногах.

Также детям с ЗПРР свойственна некая инфантильность.

Отличить ЗПРР и умственную отсталость достаточно сложно, особенно в маленьком возрасте. До пяти лет различия почти не выявить, поэтому всем ставят, как правило, задержку психики.

У детей с умственной отсталостью нарушены почти все сферы одновременно. Они тяжело поддаются коррекционной работе, им сложнее усваивать информацию.

Ребёнок с ЗПРР может плохо говорить и иметь плохую концентрацию, но при этом у него может быть хороший мыслительный процесс.

«Нарушения при ЗПРР обратимы»

– Все нарушения эмоционально-волевой сферы: проблемы с памятью, концентрацией, восприятием, вниманием, мышлением, саморегуляцией, неустойчивостью эмоций  – это всё обратимые изменения, которые нужно корректировать до школы.

Если вы видите, что ребёнку трудно даётся обучение, не ждите чуда, а действуйте. Многие родители думают, что всё «пройдёт само», и ребёнок всему научится постепенно. Но важно вовремя заметить проблему и начать её корректировать.

Лучше перестраховаться и сводить малыша к нейропсихологу на диагностику. Сейчас это доступно. Специалист проверит, как ребёнок выполняет упражнения на мышление, внимание.

И тогда уже можно будет делать какие-то выводы относительно состояния ребёнка.

Стандартно при ЗПРР занимаются с дефектологом, психологом, логопедом, так как речевые проблемы никуда не денутся. Обязательно нужно периодическое наблюдение у невролога. Но невролог не является основным специалистом при этом заболевании.

В основе коррекции здесь, на мой взгляд, должна лежать педагогическая программа, по которой нужно заниматься от 3 до 5 раз в неделю, в зависимости от нарушений.

К неврологу же я рекомендую ходить раз в три месяца на интенсивные курсы восстановительного лечения, которые могут включать и медикаментозное лечение, и массажи, и микрополяризацию, и магнитотерапию, и Томатис-терапию. Подход к лечению зависит от невролога.

«В школьном возрасте поздно начинать коррекцию»

– Исход задержки психики возможен положительный, без последствий для ребёнка, если всё сделать грамотно, интенсивно и, главное, до школы. В идеале – восстановить всё до 4-5 лет. Конечно, многое зависит от причины ЗПРР.

Например, при органическом поражении головного мозга всё не так просто. Если проблемы с гиперопекой, и родители сами делают ребёнка безвольным и эгоцентричным, то нужно больше заниматься с психологом, в том числе семейным.

На исход задержки психики влияет много факторов: от ответственности родителей и серьёзности нарушений до возраста ребёнка.

Когда ребёнка впервые приводят к неврологу в 8 лет, и у него явно серьёзные проблемы, он не справляется со школьной программой, это плохо. В таком возрасте поздно начинать коррекцию.

То есть её, конечно, можно и нужно начинать, но прогнозы по такому ребёнку будут не очень хорошие, и последствия для его дальнейшей жизни останутся довольно серьёзные.

Я могу понять некоторых родителей, которые ждут, когда ребёнок подрастёт, и некоторые симптомы исчезнут сами по себе. Такое бывает, кажется, что ребёнок растёт, взрослеет, у него становится лучше со вниманием и концентрацией.

Но при ЗПРР это не полноценно восстанавливается, и в школе ребёнку будет сложно, а время окажется упущено. Сейчас вся информация есть в интернете, родители могут почитать, изучить всё.

Есть сомнения – обращайтесь к неврологу, дефектологу или сразу нескольким специалистам.

«При грамотном лечении у ребёнка не остаётся последствий, которые будут мешать в дальнейшей жизни»

– Стандартные методы коррекции задержки психоречевого развития – это медикаментозное лечение, электрофорез на шею, массаж шейно-воротниковой зоны. Логопеды могут начать коррекцию по своему направлению с пятилетнего возраста.

У каждого невролога своя схема лечения одного и того же ребёнка. Есть родители, которые ходят сразу к нескольким неврологам. Всё зависит от опыта специалиста, его восприятия ребёнка, знаний.

Лично я считаю, что сегодня применять только медикаментозное лечение – неэффективно. Задержек психики и речи стало очень много среди детей, и всем назначают одни и те же ноотропы, которые можно пропивать бесконечно. Основой должно стать педагогическое воздействие. Только на лекарствах далеко не уехать.

Читайте также:  Личностное развитие ребенка: как повлиять на формирование характера

Назначение современных методов зависит от симптомов болезни у ребёнка. Тем, у кого есть серьёзные проблемы со слуховой концентрацией, подходит Томатис-терапия, которая направлена на тренировку как раз этого навыка.

Магнитотерапия головного мозга обычно используется для седации ребёнка, чтобы он стал более спокоен, усидчив и концентрирован. Подходит не каждому маленькому пациенту. А занятия с дефектологом, логопедом и психологом подойдут абсолютно всем.

Если правильно организовать коррекционную работу с ребёнком, будет сильная положительная динамика. С взрослением ребёнка, после диагностики мы уже не находим у него изменений, которые будут мешать в дальнейшей жизни.

 «Важно попытаться встать на место ребёнка с аутизмом и понять его»

Источник: https://labirint42.ru/novosti/v-regione/zaderzhka-psixorechevogo-razvitiya-u-rebyonka-prichiny-prognozy-i-metody-lecheniya.htm1

Задержка психического развития (ЗПР)

Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморе­гуляции поведения, примитив­ностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении.

Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции.

ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.

Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.

Задержка психического развития (ЗПР)

Этиологическую основу ЗПР составляют биологические и социально–психологические факторы, приводящие к темповой задержке интеллектуального и эмоционального развития ребенка.

Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка.

Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.

), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, фетальный алкогольный синдром и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.

В постнатальном периоде и раннем детском возрасте задержку психического развития могут вызывать тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др. ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.

Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что однако не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.

Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.

Группа детей с задержкой психического развития неоднородна. В специальной психологии предложено множество классификаций задержки психического развития. Рассмотрим этиопатогенетическую классификацию, предложенную К. С. Лебединской, которая выделяет 4 клинических типа ЗПР.

ЗПР конституционального генеза обусловлена замедлением созревания ЦНС. Характеризуется гармоническим психическим и психофизическим инфантилизмом.

При психическом инфантилизме ребенок ведет себя, как более младший по возрасту; при психо-физическом инфантилизме страдает эмоционально-волевая сфера и физическое развитие. Антропометрические данные и поведение таких детей не соответствуют хронологическому возрасту.

Они эмоционально лабильны, непосредственны, отличаются недостаточным объемом внимания и памяти. Даже в школьном возрасте у них преобладают игровые интересы.

ЗПР соматогенного генеза обусловлена тяже­лыми и длительными соматическими заболеваниями ребенка в раннем возрасте, неизбежно задерживающими созревание и развитие ЦНС.

В анамнезе детей с соматогенной задержкой психического развития часто встречаются бронхиальная астма, хроническая диспепсия, сердечно-сосудистая и почечная недостаточ­ность, пневмонии и др. Обычно такие дети долгое время лечатся в больницах, что вдобавок обусловливает еще и сенсорную депривацию.

ЗПР соматогенного генеза проявляется астеническим синдромом, низкой работоспособностью ребенка, меньшим объемом памяти, поверхностным вниманием, плохой сформированностью навыков деятельности, гиперактивностью или заторможенностью при переутомлении.

ЗПР психогенного генеза обусловлена неблагоприятными социальными условиями, в которых пребывает ребенок (безнадзорностью, гиперопекой, жестоким обращением).

Дефицит внимания к ребенку формирует психическую неустойчивость, импульсивность, отставание в интел­лектуальном развитии.

Повышенная забота воспитывает в ребенке безынициативность, эгоцентризм, безволие, отсутствие целеустремленности.

ЗПР церебрально-органического генеза встречается наиболее часто. Обусловлена первичным негрубым органическим поражением головного мозга. В этом случае нарушения могут затрагивать отдельные сферы психики либо мозаично проявляться в различных психических сферах.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза характеризуется несформированностью эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности: отсутствием живости и яркости эмоций, низким уровнем притязаний, выраженной внушаемостью, бедностью воображения, двигательной расторможенностью и т. п.

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однако затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работают полноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающего мира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже – слуховое, поэтому объяснение учебного материала детям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Лю­бые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.

Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условиях переутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности и де­фицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.

У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.

Специфика речи у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многих звуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностью произвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связного высказывания, речевой инактивностью. Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития, полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи (дисграфией и дислексией).

Личностная сфера у детей с задержкой психического развития характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменой настроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могут отмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Дети с задержкой психического развития часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятся контактировать со сверстниками. Игровая деятельность детей с ЗПР отличается однообразием и стереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюде­нием игровых правил.

Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто – гиперкинезы и тики.

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.

Задержка психического развития у может быть диагностирована только в результате всестороннего обследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога, логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др.

При этом производится сбор и изучение анамнеза, анализ условий жизни, нейропсихологическое тестирование, диагностическое обследование речи, изучение медицинской документации ребенка.

В обязательном порядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержки психического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условиях специальных образовательных учреждений.

С целью выявления органического субстрата задержки психического развития ребенок нуждается в обследовании медицинских специалистов, прежде всего, педиатра и детского невролога. Инструментальная диагностика может включать проведение ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга ребенку и т. д. Дифференциальная диагностика задержки психического развития должна проводиться с олигофренией и аутизмом.

Работа с детьми с ЗПР требует мультидисциплинарного подхода и активного участия педиатров, детских неврологов, детских психологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПР относятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии, сказкотерапии, детской арт-терапии.

Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию, ЛФК, массаж, водолечение.

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно быть преодолено.

Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованной коррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика.

С помощью педагогов они способны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваивают самостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планирование беременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных и соматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятный условий для воспитания и развития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование у специалистов и организация коррекционной работы.

Источник: https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/mental-retardation

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]