Симптомы детской гиперактивности довольно сложно определить в младенческом возрасте. Нередко по этому поводу возникает множество споров.
Ведь в раннем возрасте малыш еще не способен демонстрировать какие-либо навыки, насколько легко он ими овладевает, какой при этом остается его поведенческая линия.
Достаточно трудно определить природу эмоционального состояния малыша, который пока еще не способен заявить о себе.
Если малыш очень активный, в младенческом возрасте достаточно трудно отличить норму от патологии. А ведь это весьма важно. Вовремя замеченные симптомы позволяют скорректировать ситуацию и помочь ребенку избежать проблем в его будущей жизни.
Почему важно своевременно диагностировать
Все дети с рождения разные по темпераменту. Но активный малыш и ребенок с синдромом гиперактивности – это не одно и то же.
Впервые синдром был описан в 60-х гг. ХХ века. С этого момента состояние гиперактивности стали считать отклонением от нормы. В 80-х гг. патологии дали название СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) и внесли в международный список болезней.
Гиперактивность считается неврологическим заболеванием. И, как при любом заболевании, в этой ситуации требуется своевременное и адекватное лечение.
Если проблеме не уделить должного внимания, это может привести к нежелательным последствиям. Гиперактивные дети с трудом уживаются с коллективом. Зачастую их поведение может выражаться приступами агрессии. Им трудно усидеть на месте.
Они пребывают в состоянии постоянного беспокойства, из-за чего страдает их внимание. Ребенку очень трудно сосредоточиться на предмете. Возникают сложности с обучением.
Все вышеперечисленное может порождать конфликты с преподавателями, сверстниками, родителями, а впоследствии привести к асоциальному поведению человека.
Гиперактивные дети плохо реагируют на запреты. У них не развито чувство страха и самосохранения, из-за чего они создают для себя и окружающих опасные ситуации.
При определении у ребенка синдрома гиперактивности важно вовремя сконцентрироваться на этой проблеме и оказать малышу адекватную помощь.
Факторы
Причины возникновения синдрома достоверно неизвестны. Выяснено лишь, что заболевание связано со структурными изменениями головного мозга, из-за чего нарушается регуляция нервной системы, провоцируется образование лишнего количества нервных импульсов.
Однако по результатам наблюдений установлены факторы, определяющие предрасположенность к гиперактивности.
Все факторы можно разделить на три группы:
- Проблемы во время беременности.
- Неблагоприятное течение родов.
- Иные факторы.
Среди факторов, связанных с беременностью, выделяют:
- Кислородное голодание плода.
- Стрессовое состояние будущей мамы.
- Курение.
- Плохое питание.
Факторы, связанные с родами:
- Стимуляция родов, применение щипцов, вакуума. Кесарево сечение.
- Стремительные роды.
- Затяжные роды с длительным безводным периодом.
- Преждевременные роды.
Среди прочих факторов выделяют:
- Наследственную предрасположенность.
- Стрессовую обстановку в семье.
- Отравление тяжелыми металлами.
Все эти факторы не обязательно провоцируют развитие гиперактивности, но играют немалую роль в ее проявлении.
Диагностика
Первые признаки заболевания можно заметить еще у грудничков. Однако в связи со сложностью диагностики в столь раннем возрасте заключение должен давать только опытный врач. Родителям при обнаружении соответствующих признаков необходимо обратиться за квалифицированной помощью, а не пытаться заниматься самолечением.
Что должно насторожить:
- Частые беспокойства, громкий плач. Ребенок начинает плакать резко, сразу с криком. Беспокойство носит приступообразный характер. Плач может как внезапно начинаться, так и резко заканчиваться.
- Нарушение сна. Ребенок трудно засыпает, часто просыпается, после чего его тяжело успокоить. Могут сбиваться биоритмы, путаться понятия дня и ночи. Сон ребенка чувствительный и беспокойный.
- Проблемы с засыпанием. Ребенок становится активнее по мере утомления. Несмотря на усталость, ему трудно успокоиться и заснуть.
- Раннее физическое развитие. Это связано с повышенным тонусом мышц. Малыш рано начинает переворачиваться на животик, садиться, вставать.
- Постоянное движение. Ребенок уже с рождения начинает постоянно махать и дергать ручками и ножками.
- Неуклюжие движения и плохое развитие мелкой моторики. Это станет более заметно, когда грудничок подрастет.
- Возможны обильные срыгивания и рвоты, как следствие повышенного тонуса мышц.
- Острая реакция на раздражители. Ребенок может пугаться или плакать от громкого звука, яркого света. Не любит неудобную одежду, сопротивляется пеленанию. Не терпит стесненных движений.
- Боязнь незнакомых. Ребенок плохо ладит с гостями, не идет к кому-либо на ручки. Боится большого скопления людей или приближения к нему чужих людей.
Любые из этих признаков могут отмечаться и у вполне здорового ребенка. Однако, в отличие от ребенка с гиперактивностью, у здорового признаки возникают эпизодически, они не имеют регулярности. В то время как у малыша с проблемами со здоровьем встречается большинство из перечисленных симптомов, и они носят постоянный характер на протяжении длительного времени.
Терапия
Лечение сводится к двум методам: медикаментозным и немедикаментозным. Медикаментозные методы применяются реже и только, когда без них не обойтись.
Методика постановки диагноза на основе описания признаков используется после достижения ребенком 6 лет. До этого времени говорить о точном диагнозе рано. К тому же метод определения по встречающимся признакам носит субъективный характер. Существует доля вероятности постановки ошибочного диагноза. Точных методов определения на данный момент нет.
Исходя из этого, в лечении, прежде всего, должны применяться методы, способные нанести наименьший вред.
В раннем возрасте чаще применяется немедикаментозное лечение. Это:
- Массаж.
- Расслабляющие ванны.
- Остеопатические техники.
- Коррекция поведения родителей.
Поскольку нервная система ребенка еще формируется, чтобы не оказать на нее негативное влияние, лечение с помощью медикаментов рекомендуется в последнюю очередь. В России применяются ноотропные препараты, призванные наладить процессы в центральной нервной системе. Однако исследований, подтверждающих целесообразность и эффективность применения этих препаратов, нет.
Перед постановкой диагноза необходимо провести всестороннее обследование. Например, некоторые признаки синдрома у младенца могут быть вызваны заболеваниями щитовидной железы. То есть причины проблемы – совсем в другой области.
Важно понимать, что в младенческом возрасте нервная система ребенка неустойчива и продолжает формироваться.
При обнаружении у грудничка повышенной нервной возбудимости родителям необходимо создать для него комфортные условия, исключить как можно больше факторов, провоцирующих ребенка на излишне эмоциональное поведение. Самое эффективное лечение для малыша – это любовь и бережное отношение родителей.
СДВГ – это серьезный диагноз, который должен устанавливать опытный врач. Велика вероятность перепутать симптомы с повышенной эмоциональностью и активным темпераментом. Поэтому не стоит вешать ярлыки, а в спорной ситуации следует обратиться за квалифицированной помощью.
Источник: https://grudnichky.ru/razvitie/giperaktivnost-u-grudnichkov-simptomy.html
Гиперактивный ребёнок — признаки, активный ребенок в 3 года
новое веяние современных детей. Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) детскими неврологами выставляется чуть не каждому второму ребенку. Как же определить, где сверхвозбудимый ребенок, а где обычное активное создание? Этот вопрос занимает многих родителей.
Эти дети очень активны, подвижны, у них энергия бьют ключом, тем самым они вводят окружение в раздражительное состояние. Это не патология, нужно научиться жить с такими детьми, понимать их, постараться корректировать их поведение под рамки общества. Ведь именно восприятие или не восприятие таких детей в обществе может повлиять на дальнейшие развитие гиперактивности.
Раньше таким детям вешался диагноз «педагогическая запущенность», сейчас врачи признали синдром гиперактивности вследствие особенной работы нервной системы. Перед родителями стоит непростая задача: отличить обычного непоседу от гиперактивного малыша.
Им предстоит разобраться, когда неуправляемость в поведении – это недостаток воспитания, а когда – физиология. Именно этим детям необходимо повышенное внимание, иначе имеется огромный риск стать изгоями в обществе. Им необходимо помочь не только социализироваться, но и освоить в требуемом объеме общеобразовательную программу.
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка до года
СДВГ у новорожденных определяется довольно сложно, вследствие размытой симптоматики. Наиболее точно подобный диагноз выставляется не раньше трех лет. У младенцев перечисленные ниже признаки могут свидетельствовать о заболевании.
- Довольно – таки ранняя развитость психомоторики. Ребёнок быстрее ровесников начинает переворачиваться, ползать, вставать. У него скорее развивается хватательный рефлекс.
- Конечности находятся в постоянном движении. Младенец словно куда – то бежит.
- Неуклюжесть. При развитой подвижности видны нарушения координации.
- Повторные движения, например болтание ногами, переступания.
- Плохой сон. Ребенок путает день с ночью.
- Беспокойство, постоянный беспричинный плач, нежелание пеленаться. Любая одежда, сковывающая движения, им мешает.
- Ранний отказ от дневного сна. Даже уставший ребёнок противится сну.
- Повышенный мышечный тонус.
- Обильные срыгивания после приема пищи.
- Более сильная реакция на резкие звуки, яркий свет.
Конечно такие симптомы имеют место у здоровых детей, но проявляются они периодически. Гиперактивный ребенок пребывает в таком состоянии всегда.
Гиперактивнй ребёнок в садике, возраст 3 года
Основные недопонимания начинаются у детей, когда они начинают посещать детский сад. Почему же именно там? Это происходит вследствие того, что от ребенка требуется подчинение установленным правилам, держать под контролем свои эмоции. Плюс ко всему еще резкая смена обстановки, большой коллектив, все это негативно сказывается на психологическом состоянии ребенка. Он испытывает стресс, с которым ребенок без помощи взрослых справиться не в силах.
В коллективе детей малыш впервые в жизни попадает в русло жизни. Там от каждого требуется самоконтроль, умение заниматься каким – либо делом, он должен спокойно сидеть, слушать воспитателя, подчиняться требованиям. Это ему чуждо, он не умеет делать дела, которые под силам остальным детям. Это не его вина.
Малыш быстрее всех изнашивает одежду и обувь. На нем все горит. Он лезет во все дела, задирается, болтает ни на минуту не умолкая, постоянно спорит, пытается доказать свою правоту. Такие дети тяжело адаптируются к детскому коллективу, бывают закомплексованными, раздражительными, уходят в себя.
Бывают, наоборот, когда сверхактивные дети стают лидерами, сколачивают вокруг себя команду. У таких детей нет чувства опасности, страха. Иногда они боль чувствуют притупленно, не ярко. Они постоянно затевают опасные игры, причем подвергая экстремальной ситуации не только себя, но и других. Они то прыгают с деревьев, то оказываются на автомобильных дорогах.
Признаки гиперактивности:
Известные американские психологи делят признаки СДВГ на три группы:
Недостаток внимания:
- Затруднения в удержании внимания.
- Ребёнок не слушает обращения.
- Начинает задание, но для его окончания не хватает сил.
- Постоянно теряет свои вещи, страдает забывчивостью.
- Не выполняет задания, которые требуют от него умственные усилия.
Двигательная расторможенность.
- Ерзает на месте, барабанит пальцами.
- Не спит днем.
- Много говорит.
Импульсивность.
- Начинает отвечать на вопрос, не дослушав его до конца.
- Прерывает разговоры других.
- Тяжело сосредотачивает внимание.
- Ему с трудом удается дождаться подарка.
- Нет должного контроля за своими действиями.
- На занятиях могут совершенно противоположные результаты.
- Согласно американской психологии если ребёнок до семи лет ежедневно проявляются подобные признаки, то можно выдвинуть гипотезу о гиперактивности малыша.
- В нашей стране для того, чтобы поставить диагноз выделены следующие симптомы:
- Тревожные и постоянные движения в конечностях.
- Ребенок не в стоянии высидеть длительное время без активного движения.
- С трудом удерживает внимание на предмете.
- С большим трудом соблюдает очередность в игре, на занятиях, экскурсиях, на праздниках.
- Нередко легкомысленно отвечает на вопросы, причем ему не хватает сил их дослушать полностью.
- Когда ребёнок занимается заданиями, то работа, связанная с умственной деятельностью, дается с большим трудом.
- Выполнение заданий, спокойные игры даются с большим трудом.
- Ребёнок не завершив одно действие, начинает другое.
- Излишне болтливый.
- Не слышит людей, которые к нему обращаются.
- Ребенок нередко теряет свои вещи.
- Совершает действия, способные привести к опасным последствиям, совершенно не задумывается о последствиях.
Российские педагоги могут говорить о возможности СДВГ, если наблюдаемый ребенок в течение полу года проявляет восемь симптомов из этого списка.
Даже наличие этих симптомов не достаточно для выставления подобного диагноза. Требуется обследование у узких специалистов. К сожалению, в нашем обществе часто вешается подобный ярлык к любому ребенку, который чем – либо неудобен или не подчиняется установленным правилам.
Важно! Ни один педагог, ни психолог без регулярных консультаций квалифицированного невролога и психоневролога не может самостоятельно выставить диагноз СДВГ.
Родители вправе опровергнуть диагноз или усомниться в квалифицированности психолога, который самостоятельно, после проведенных тестов, ставит малышу «гиперактивность». Он не вправе выставлять какие – то ни было диагнозы, а только может посоветовать обратиться к специалисту.
Отличие активного ребенка от гиперактивного
Активный и любознательный ребенок – это повод для радости родителям. Основной показатель здоровья малыша – это энергичность. Только больной ребенок ведет себя все время тихо и вяло.
Активный и здоровый малыш ни минуты не сидит на одном месте, он как вечный двигатель, находится в постоянном движении. Он очень живо всем интересуется, задает большое количество вопросов, сам же на них и отвечает.
Это все очень хорошо.
Но при этом малыш отдыхает и хорошо спит. Однако, ребёнок не везде так себя ведет. Он прекрасно понимает, что в гостях или в садике нужно вести себя иначе, чем дома. Он прекрасно отвлечется на какое – ни будь предложенное занятие и не станет инициатором скандалов.
Гиперактивный же ребёнок немного отличается от активного малыша. Он также очень много двигается, причем продолжает это делать даже после того, как устал. Не смотря на свою усталость, он не может отдохнуть и уснуть, его нервная система не дает ему покоя. Следовательно малыш закатывает истерики и плачет.
Если активный малыш, живо интересуясь чем – ни будь, задает вопросы и дослушивает на них ответы, то ребёнок с СДВГ редко эти ответы дослушает до конца. Он не воспринимает ни какие запреты, не слышит ограничения.
Вследствие своей безудержной активности малыш может быть инициатором ссор, проявлять агрессию.
Малыш с гипреактивностью будет везде вести себя одинаково, независимо от места нахождения, и никакое уговоры не могут заставить его поменять поведение.
Гиперактивные дети в школе
Еще один всплеск гиерактивности – это начало школьной деятельности. Причины, приводящие к негативным последствиям:
- Сам процесс перехода к учебной деятельности. Именно этот период требует от малыша организованности, усидчивости, выполнение требований учителей.
- Невнимательность. На уроке он постоянно занят своими делами, его трудно сосредоточить на занятии, удержать на одном месте, в связи с этим страдает письмо.
- Спады и подъемы в учебном процессе сказываются на результативность.
- Неусидчивы. При отсутствии движения они как бы впадают в состояние гиперактивности. Когда педагог требует сидеть прямо и решать задачу, то это для малыша является противоречием в требовании. Когда сверхактивный малыш думает, то ему необходимы какие – либо движения: качание на стуле, движение карандаша и т. д. Если он перестают двигаться, то страдает умственный процесс, теряется способность размышлять, думать. Для таких детей неподвижность – это что – то неестественное, несвойственное им.
- Возникают трудности общения в коллективе. Он в игре навязывает свои правила, отвергает установленные порядки, все время стремиться стать лидером. Он обидчив, постоянно старается на себя обратить внимание, получает много замечаний от педагогов. В связи с этим начинает играть роль «плохого мальчика».
Часто родителям невдомек, что происходит с их ребенком, они искренне не понимают этого. Из – за их неправильного поведения ребёнок стает более непослушным и раздражительным. Родители искренне верят, что это результат их плохого воспитания. Им необходимо найти хорошего специалиста, который поможет им разобраться в поведении своего ребенка, понять его, помочь.
Существует множество методик, помогающих адаптироваться таким детям в обществе, социализироваться. При постоянном наблюдении и лечении у квалифицированного невролога, происходят заметные улучшения. Дети легче приживаются в кругу себе подобных, облегчается их интеллектуальное развитие. При правильном подходе все проблемы уходят к окончанию подросткового периода.
Источник: https://detki.guru/psihologiya-rebenka/giperaktivnyj-rebenok.html
Терпение и ещё раз терпение. Мамам гиперактивных детей посвящается
Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!
Игорек был беспокойно-активным с самых первых дней. В 9 месяцев он уже научился ходить, потом бегать, а вот сидеть и стоять не научился даже в свои пять лет. Если надо сидеть на стульчике, он будет ёрзать, играть руками, дергать одежду, дрыгать ногами. Игорьку интересно всё, и в то же время ничего.
Он хватает одну игрушку, бросает, потом хватает другую, третью…Часто ломает игрушки. Среди детей Игорь самый шумный и активный, он всегда что-то придумывает и всегда пытается быть самым первым. Если ему что-то надо – он не будет терпеть и ждать, а не задумываясь растолкает других детей и завладеет желаемым объектом.
Но лишь для того, чтобы через минуту отбросить его. Игорек бесстрашен, он не признает никаких ограничений (сразу обижается или злится) и не хочет придерживаться правил поведения.
Не слушается! Не может успокоиться! И не может себя контролировать! С трудом сосредоточивается на заданиях, его внимание рассеянно и с трудом удерживается на одном предмете.
Вот такая чрезмерная подвижность и активность ребенка порождает многие проблемы: двигательные, речевые, воспитательные, социальные, психоневрологические.
Этому могут сопутствовать соматические недомогания: головные боли, боли в животе, повышенная утомляемость. Подобные симптомы обычно проявляются у ребенка уже в дошкольный период, чаще в возрасте 2- 3 лет.
Связанные с гиперактивностью проблемы проявляются и обостряются, когда ребенок начинает посещать детский сад и особенно школу, так как гипердинамичные дети плохо приспосабливаются к новой обстановке, а невротические реакции обостряются.
Каковы же причины гиперактивности? Пройдёт ли она со временем? Отразится ли этот синдромна умственных способностях ребенка? Как правильно вести себя с таким ребенком? Нужно ли его лечить? Постараемся в нашей статье ответить на все эти вопросы.
- Основные причины гиперактивности
- Проблема гиперактивности уже давно изучается детскими невропатологами и психиатрами. На сегодняшний момент выделяют следующие причины возникновения СДВГ (синдрома гиперактивности и дефицита внимания):
- — Наследственная предрасположенность (у гиперактивного ребенка кто-то из родителей гиперактивен).
— Хронические заболевания матери (аллергия, астма, экзема, заболевания почек, давление и т.д.).
— Проблемы, возникшие во время беременности (поздние токсикозы, стрессы, нехватка витаминов и аминокислот, приём лекарств).
— Осложненные роды (затяжные, стремительные, кесарево сечение, родовые травмы и т.д.).
- — Социально–психологические проблемы (неблагоприятный микроклимат в семье, отсутствие одного из родителей, алкоголизм родителей, плохие условия проживания, неправильная линия воспитания (чрезмерная требовательность и строгость, либо, наоборот, излишняя опека)).
- — Загрязненная окружающая среда (экологическое неблагополучие способствует росту нервно-психических заболеваний, в том числе и СДВГ).
- Признаки гиперактивности
- Ребенок, страдающий СДВГ, может иметь следующие характерные особенности поведения:
- Дефицит активного внимания
- 1. непоследователен;
- 2. не способен долго удерживать внимание, не может сосредоточиться;
- 3. невнимателен к деталям;
- 4. при выполнении задания допускает большое количество ошибок в результате небрежности;
- 5. плохо слушает, когда к нему обращаются;
- 6. с большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его;
- 7. испытывает трудности в организации;
- 8. избегает заданий, требующих долгих умственных усилий;
- 9. легко отвлекается;
- 10. часто сменяет деятельность;
- 11. часто бывает забывчив;
12. легко теряет вещи.
Двигательная расторможенность
1. Постоянно ерзает;
2. проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, теребит пальцами волосы, одежду и т.д.);
3. часто совершает резкие движения;
4. очень говорлив;
5. быстрая речь.
- Импульсивность, повышенная нервная возбудимость
- 1. Начинает отвечать, не дослушав вопрос;
- 2. не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает;
- 3. не может дождаться вознаграждения (если между действиями и вознаграждением есть пауза);
- 4. при выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты (на некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, но одних уроках он успешен, на других — нет);
5. спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из вышеперечисленных признаков, можно предположить, что ребенок гиперактивен.
Но диагноз «гиперактивность» или «синдром гиперактивности дефицита внимания» (СДВГ) может поставить только врач-невропатолог на основе специальной диагностики и только после заключения других специалистов!!!
- Ведь проявление гиперактивности можно перепутать просто с активностью, с темпераментностью холерика или с проявлением различных заболеваний.
- Как правило, в основе синдрома гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД) и неврологические нарушения.
- Что нужно знать родителям гиперактивных детей
Мозг ребенка очень пластичен и максимально восприимчив, что при надлежащей коррекции приведет к восполнению дефицита развития. Зачастую, при соответствующей коррекции дети в школе учатся хорошо.
Для наилучшего результата следует соблюдать комплекс мер. Невропатолог может подобрать медикаментозное и/или нейропсихологическое (в случае необходимости) лечение, психолог — определить ход индивидуальной коррекционной работы и дать советы по правильному воспитанию в семье с учетом особенностей гиперактивных детей.
Необходимо соблюдать режим дня, подобрать диетическое питание, делать ребенку массаж, водить на лечебную физкультуру. Возможно, понадобится помощь остеопата, так как в некоторых случаях проявления гипердинамического синдрома связаны с нарушением мозгового кровообращения из-за смещения позвонков.
- Многие родители надеются, что с возрастом всё пройдет само собой.
- Это возможно, но зачастую, без проведения необходимых комплексных мер проявления гиперактивности в школе только усиливаются, появляются депрессии, головные боли и другие соматические состояния.
- Очень часто возникают проблемы с дисциплиной и во взаимоотношениях со сверстниками, так как ребенок ведет себя неадекватно (неуравновешенность, конфликтность, агрессивность), начинаются проблемы с учебой из-за недостаточной концентрации внимания, неусидчивости, неумения контролировать своё поведение.
- Самое главное, чем вы можете помочь своему ребенку с СДВГ – это принять его таким, какой он есть, поддерживать с ним тесный эмоциональный контакт, помогать ему овладевать элементарными приёмами самоконтроля и учить придерживаться норм поведения, чтобы его поведение не создавало проблем для других людей.
- Общие советы родителям гиперактивных детей
- Ограничения
• Не позволяйте ребенку засиживаться перед телевизором. В некоторых семьях принято оставлять постоянно работающий телевизор, даже если его никто не смотрит в данный момент, в этом случае нервная система ребенка сильно перегружается от постоянного шумового и светового фона. Старайтесь, чтобы телевизор в комнате, где находится малыш, был выключен.
• Не разрешайте ребенку играть в компьютерные игры.
• Гиперактивный ребенок перевозбуждается от большого скопления людей. По возможности избегайте людных мест (крупные магазины, рынки, театры) – они оказывают на нервную систему ребенка чрезмерно сильное действие.
• Гиперактивного ребенка нужно отдавать в сад как можно позже, когда он уже научится более-менее контролировать своё поведение. И обязательно предупредите воспитателей о его особенностях.
Окружающая обстановка
• Организуйте ребенку личное пространство: своя комната (если есть возможность), игровая зона, стол для занятий, спортивный уголок.
Это пространство должно быть хорошо продумано и спланировано; для всех личных вещей должно быть ребенка должны быть устроены удобные системы хранения вещей ребенка должны быть места: для того, чтобы он приучался не терять вещи и класть их на место, так как соблюдение общего принципа порядка в комнате и в вещах при воспитании гиперактивного ребенка особенно важно.
• Комната ребенка должна быть подчинена принципу «минимализма»: спокойные цвета обоев, занавесок, небольшое количество мебели. Игрушки, кроме самых любимых, должны быть убраны в закрытые шкафчики и ёмкости, чтобы посторонние предметы не отвлекали малыша от его занятий.
- • Обезопасьте квартиру – уберите подальше аптечку, бьющиеся и острые предметы, опасные вещества (бытовые ядохимикаты, чистящие и моющие средства), поставьте ограничители на окна и заглушки на розетки.
- Семейная атмосфера
- • Чтобы помочь ребенку, необходима благоприятная обстановка в семье – хорошие, доверительные взаимоотношения и взаимопонимание между родителями и ребенком, разумные требования родителей, единая, последовательная линия воспитания.
• Необходимо с пониманием относится к проблеме ребенка и оказывать ему всяческую поддержку. Ребенку нужно ваше искреннее, доброе, заинтересованное и внимательное отношение, открытое проявление любви.
• Импульсивный и несдержанный родитель «заражает» и провоцирует гиперактивного ребенка на неадекватное поведение.
Однако, понятно, что мама гиперактивного ребенка не в состоянии всё время сдерживать себя (да это и не нужно).
Всё же старайтесь в большинстве случаев подавать своему сыну/дочери пример спокойного, доброжелательного, сдержанного, позитивного и мягкого общения. Разговаривайте с ребенком тихо и спокойно.
• Гиперактивные дети особенно нуждаются в привычной обстановке – это их успокаивает. Поэтому старайтесь придерживаться четкого распорядка дня, обязателен дневной сон (или хотя бы отдых в кровати) (он будет давать ребенку возможность выспаться и успеть восстанавливать свои силы). Соблюдайте режим приема пищи и диету.
Воспитание малыша с СДВГ
• У гиперактивных детей часто бывает заниженная самооценка. Укрепляйте уверенность ребенка в своих силах. Хвалите, поощряйте, отмечайте то, что хорошо получилось, поддерживайте малейшие попытки сдерживать свои бурные проявления. Давайте ему самые различные задания и просите о помощи.
• Опирайтесь на положительные стороны вашего чада: доброта, отходчивость, общительность, щедрость, активность, оптимизм, легкость на подъем и пр.
• Не сравнивайте успехи своего ребенка с развитием других детей. Всё весьма индивидуально. И отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности. Осуждайте поступки, а не самого ребенка.
• Чувства гипердинамичного ребенка чаще всего поверхностны. В подходящих ситуациях рассказывайте ему о том, что испытывают другие люди, таким образом вы будете малыша учить анализировать и смотреть в глубь происходящих событий.
• Гиперактивный ребенок тяжело воспринимает критику, выговоры и наказания. Он начинает протестовать и защищаться, ведя себя ещё хуже. На агрессию он часто отвечает агрессией.
Поэтому как можно реже используйте прямые запреты и приказы.
Лучше отвлечь или озвучить свои ожидания: «Мы сейчас уберем игрушки и пойдём спать» (вместо «Нет, я сказала, больше никаких игр! Живо убирать игрушки — и в постель!»).
• Ни в коем случае не подавляйте активность ребенка.
Наоборот, давайте малышу возможность расходовать избыточную энергию, ведь физические нагрузки (особенно на свежем воздухе) благотворно влияют на нервную систему, оказывая на нее успокаивающее и расслабляющее действие: активные игры, прогулки, походы, бег, езда на велосипеде, катание на коньках, роликах, лыжах, плавание Только не доводите «до абсурда», ребенку нужно давать отдыхать.
• Для того чтобы игра ребенка была более продолжительной и последовательной, желательно, чтобы у ребенка была возможность играть с одним партнером, а не с несколькими детьми. (И пусть этот партнер будет спокойным и уравновешенным).
Развитие и занятия с ребенком с СДВГ
• Если у ребенка проблемы со вниманием, значит, нарушена функция соответствующего отдела мозга, следовательно, нельзя чрезмерно задействовать этот участок. Поэтому во время занятий с малышом избегайте перегрузки его внимания. Для компенсации этого нарушения педагоги и психологи рекомендуют развивать мышление и память ребенка, то есть стимулировать развитие не пострадавших функций мозга.
• Во время занятий с малышом задания давайте короткие и ясные. Предлагайте зрительные опоры – подсказки. Убедитесь, что задание понято ребенком.
• Учите планировать и добиваться последовательности в своих действиях, предлагайте задания «дозировано»: сначала одно, а когда выполнил – другое.
• Ограничивайте время выполнения задания (оно должно быть минимальным), чтобы ребенок не переутомился, поскольку перевозбуждение приводит к снижению самоконтроля и нарастанию излишней активности и агрессивности.
• Чередуйте спокойные и активные игры. Малышу нужно «восстанавливать» работу мозга. Если малыш слишком расшумелся, постарайтесь направить его энергию в более «мирное» русло или переключите его на более спокойную игру.
• Попробуйте выявить способности своего ребенка к определенному роду деятельности — к музыке, рисованию, спорту, конструированию и т.д. Предоставьте ребенку возможность заниматься любимым делом. Чем большим количеством умений он будет обладать, чем наглядней будет результат его труда, тем уверенней он будет себя чувствовать.
• Работайте и со «слабыми» сторонами ребенка – например, у многих гиперактивных детей «проблемы» с развитием мелкой моторики. Предлагайте соответствующие задания, например, занятия оригами или бисероплетением.
• Еще раз хочется дать совет: формируйте у малыша различные физические умения , т.к. это универсальное средство, помогающее развитию всех функций и процессов мозга: мышления, памяти, внимания, координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве (Я — в пространстве, предметы – относительно меня и относительно друг друга).
Автор Дарья Колдина
В нашем магазине:
Материалы по работе с гиперактивными детьми |
Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/eto_interesno/voprosy_vospitaniya/id/1077/
Гиперактивный ребенок: причины, лечение, признаки
Достаточно много родителей считают, что их ребенок гиперактивный. На самом деле, многие путают гиперактивность с активной подвижностью и любознательностью. Отличить одно от другого поможет наша статья.
А теперь остановимся на этом подробнее.
Что такое синдром гиперактивности?
Понятие гиперактивности в отношении поведения ребенка появилось относительно недавно. Сейчас медики называют его СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности.
Под этим термином понимают нарушение поведения неврологического характера. При этом важно отличать обычный повышенный интерес малыша к окружающему миру, его плохое настроение и медицинскую патологию.
Часто родители путают эти состояния, что приводит к ненужному приему лекарств и неправильному подходу в воспитании.
Отличительные признаки расстройства:
- трудности с концентрацией внимания;
- повышенная активность;
- импульсивное поведение;
- невнимательность;
- непоседливость.
Неврологи отмечают, что гиперактивность при правильном ее понимании представляет устойчивый набор симптомов, протекающий в хронической форме. Ребенку с СДВГ не всегда требуется лечение. Считается, что синдром может пройти, когда ребенок повзрослеет, или же с ним придется смириться и научиться контролировать поведение малыша.
В дошкольном возрасте гиперактивность встречается где-то у 5% детей, школьники ведут себя похожим образом уже в 10% случаев. При этом многие врачи отмечают, что диагноз чаще ставится необоснованно и симптомы вызваны не неврологическими нарушениями, а особенностями характера маленькой личности.
Под дефицитом внимания понимают неспособность ребенка длительно заниматься одним делом. Это часто становится причиной плохой успеваемости в школе. Подвижность детей с СДВГ также хорошо заметна в толпе сверстников. Дети сверхактивны и практически не находятся в спокойном состоянии. Сидя на стуле, они ерзают, шевелят руками, корчат гримасы.
Излишнюю импульсивность нужно отличать от обоснованных негативных эмоций, вызванных каким-либо событием. Гиперактивные дети не способны контролировать свое поведение и могут даже пугать своей импульсивностью, вызывая недоумение родителей.
Согласно наблюдениям, гиперактивность проявляется с рождения. Такой грудничок мало спит, часто плачет, выглядит беспокойным. Позже родители замечают, что ребенок отказывается сидеть в коляске, ему постоянно что-то надо, а получив желаемое, он переключается на другое занятие или игрушку.
Сегодня синдром СДВГ считается патологией, однако обязательным условием для постановки диагноза является полное обследование ребенка, чтобы отличить гиперактивность от обычной любознательности и скопления лишней энергии.
Причины гиперактивности
Синдром вызван нарушением в работе центральной нервной системы. К этому могут привести следующие причины:
- Сложная беременность. Если беременность протекала тяжело, сопровождалась токсикозом или повышением давления, возникает вероятность гипоксии плода. Первый орган, который страдает от дефицита кислорода – мозг. Нарушения в развитии нервной системы бывают также при иммунологической несовместимости.
- Погрешности в образе жизни матери. В периоде внутриутробного развития имеет значение практически все – психоэмоциональное состояние женщины, качество питания, вдыхаемый воздух. Нарушить нормальное развитие нервной системы может алкоголь, курение, токсические пары химических веществ,.
- Сложные роды. Любое отклонение родов от нормы по длительности или технике проведения может привести к травмированию ребенка и поражению нервной системы. Опасен как стремительный, так и затяжной родовой процесс, а также использование щипцов и излишней стимуляции. Неврологи считают, что даже легкие нарушения требуют лечения, так как впоследствии они могут превратиться в более серьезные проблемы.
- Заболевания матери. Хронические болезни или прием лекарственных препаратов во время беременности могут негативно сказаться на развитии малыша. Часто причиной становятся астматические состояния, диабет, сердечная недостаточность.
- Генетическая предрасположенность. Существует мнение, что ребенок может быть склонен к гиперактивности. Однако для полноценного развития патологии потребуется действие провоцирующих факторов, от которых женщина вполне способна себя оградить. В некоторых случаях при такой предрасположенности пусковым механизмом может стать искусственное вскармливание, использование пищевых добавок, напряженная обстановка в семье.
Симптомы гиперактивности
- нарушение внимания;
- повышенная активность;
- импульсивное поведение.
Ниже приведены некоторые примеры поведения детей с СДВГ:
- трудно выполняет домашние задания из-за невнимательности и отсутствия усидчивости;
- часто сменяет вид деятельности, недолго играет одной игрушкой;
- находится в постоянном движении, руки и ноги неспокойны;
- поведение часто бесцельно – ребенок бегает или залазит куда-то просто так, все берет в руки;
- постоянно болтает, не дослушивает вопрос до конца;
- не хочет ложиться спать;
- чрезмерно обидчив и раздражителен, может проявлять агрессию по отношению к другим людям, не подчиняться общим правилам;
- сложно устанавливает взаимоотношения с ровесниками, не умеет работать в коллективе;
- испытывает трудности в мелкой моторике – не застегивает пуговицы, не завязывает шнурки, неаккуратно пишет или рисует;
- присутствует заниженная самооценка и острое восприятие критики.
Диагностика
Отличить патологическую гиперактивность от нормальной подвижности ребенка помогут следующие условия:
- у ребенка наблюдается комплекс симптомов;
- проявления носят устойчивый характер и не зависят от окружающей обстановки и людей;
- симптомы продолжаются дольше 6 месяцев;
- изменения в поведении затрагивают все области жизни ребенка;
- другие патологии психики исключены.
Различают три формы заболевания:
- У ребенка преобладает импульсивность и повышенная активность.
- Основным признаком является нарушение внимания.
- Смешанная форма с тремя основными симптомами.
В детском возрасте часто возникают похожие состояния, которые не являются СДВГ. Отличить одно от другого может только квалифицированный специалист. К таким состояниям относят:
- естественное формирование личности, проявление индивидуальности и характера – не является патологией, так как развитие психики происходит в соответствии с возрастом;
- последствия травмы или нейроинфекции;
- эндокринные заболевания;
- эпилепсия;
- другие расстройства психики – аутизм, шизофрения, олигофрения;
- тревожные состояния, которые возникли после психологической травмы.
При диагностике невролог сравнивает поведение ребенка с особенностями возрастного развития и специфическими появления гиперактивности для данной категории. Из методов диагностики используются:
- интервью ребенка;
- беседа;
- нейропсихологическое тестирование;
- наблюдение поведения;
- сбор анамнеза, в том числе по период беременности матери;
- МРТ головного мозга;
- биохимический анализ крови.
Диагноз ставится на основании заключения нескольких специалистов:
- невролога;
- логопеда;
- эндокринолога;
- отоларинголога;
- психиатра;
- психолога.
Лечение гиперактивности – что делать родителям?
Лечение синдрома гиперактивности комплексное и предполагает большое участие родителей ребенка. Цель лечения – восстановление функций, которые нарушены, а также адаптация ребенка в социуме.
Терапия включает три направления:
- диета;
- назначение лекарств;
- коррекция поведения.
Важное внимание уделяется диете, так как правильный метаболизм обеспечивает слаженную работу всех внутренних органов и общее здоровье.
Ограничения в питании должны делаться с заботой о желудочно-кишечном тракте, исключении вредных и раздражающих веществ. Предпочтение отдается натуральным продуктам, углеводы рекомендуется получать из фруктов.
Запрещаются молочные продукты, яйца, свинина, шоколад, рафинированный сахар, консервы и полуфабрикаты.
Немедикаментозное лечение включает психотерапию, работу с психологом, психиатром и педагогом. Рекомендуется уменьшить нагрузку ребенка и предложить ему облегченную программу обучения. Некоторые нарушения в поведении удается скорректировать с помощью ролевых игр.
Специалисты должны комплексно оценивать жизнь ребенка, учитывая его внутренние переживания, а также окружающую обстановку.
Очень часто изменение ситуации в семье, избавление от родительских криков и скандалов приводит к хорошим положительным результатам в развитии и стабилизации нервной системы.
Кроме этого, должна поводиться работа по повышению самооценки ребенка, воспитанию его уважения к окружающим, правильному вербальному общению и контролю собственной импульсивности. У психологов есть множество методик, которые помогают детям с СДВГ адаптироваться в обществе и повысить свою самоорганизацию.
Родители должны относиться к особенностям поведения ребенка с терпением и пониманием, что малыш это делает не специально. Терпеливое и любящее отношение будет благоприятно воздействовать на развитие головного мозга и ускорит восстановление нормальных функций.
Важным является постоянный контроль ребенка в плане безопасности. Гиперактивные дети любят все трогать руками и изучать неизвестные предметы. Розетки в доме должны быть закрыты, а ножи спрятаны. Лишнюю энергию ребенка можно израсходовать с помощью физических упражнений.
Для этого детей отдают на активные секции (бокс, подвижная аэробика) и проводят длительное время на улице.
Медикаментозному лечению не отводится главное место при диагнозе гиперактивности.
Нарушения в поведении связаны с неправильным формированием нервной системы, а воздействовать на такую патологию лекарствами достаточно сложно.
Медикаменты обычно назначаются, когда другие способы воздействия на ребенка не дали желаемых результатов. В этом случае используются такие серьезные препараты, как транквилизаторы, антидепрессанты, психостимуляторы.
Назначение ноотропов при гиперактивности достаточно популярно, однако научных обоснований не имеет. Многие неврологи и педиатры относят эти препараты к средствам с недоказанной эффективностью.
Подходы в работе с гиперактивными детьми
Ниже описано как психолог работает с гиперактивными детьми. Родителям важно ознакомиться с этими правилами и осуществлять такой же подход в повседневной жизни.
- Работа проводится постепенно, ненавязчиво и начинается с усовершенствования какой-то одной функции;
- После достижения положительного результата, психолог старается корректировать одновременно две функции (например, дефицит внимания и повышенную активность);
- Последний этап включает работу с тремя основными нарушениями (внимание, поведение, импульсивность).
- Первые занятия поводятся индивидуально, а позже допускается проведение в небольших группах.
- Эмоциональная атмосфера должна быть приятна ребенку.
- Предпочтительны занятия в игровой форме.
- Немного снизить градус гиперактивности помогает тактильный контакт и эмоциональное взаимодействие.
Советы родителям
С гиперактивным ребенком обычно очень трудно. За ним нужен постоянный контроль, а времени на отдых малыш практически не дает. Однако терпеливое отношение и соблюдение рекомендаций, приведенных ниже, ускорит восстановление нервной системы и облегчит жизнь родителей в будущем.
- Не выясняйте отношения с супругом при ребенке. Ваше родительское общение должно быть искренним, так как дети всегда чувствуют фальшь и начинают переживать.
- Следите, чтобы ребенок не переутомлялся. Не превышайте допустимую нагрузку как в физических упражнениях, так и в психоэмоциональном плане. При этом нужно давать малышу выбрасывать лишнюю энергию. Для этого подойдет плавание, длинные прогулки, игровые площадки.
- Соблюдайте распорядок дня. Это позволит избежать перевозбуждения, а также даст малышу чувство уверенности, защищенности и предсказуемости событий.
- Виды деятельности должны сменяться с активных на спокойные. Дневной сон обязателен. Если ребенок не хочет засыпать и балуется, сядьте ядом с ним, погладьте и просто поговорите. Через время он привыкнет к такому режиму и будет засыпать.
- Развитие нервной системы стимулирует мелкая моторика. Обирайте с ребенком конструктор, рисуйте на песке, передвигайте фишки настольной игры.
- Обучение новым навыкам и похвала поможет повысить самооценку ребенка.
- Компьютерные игры и телевизор можно полностью исключить и заменить реальными игами и прогулками на свежем воздухе.
- Занимайтесь и поводите свободное время в спокойной обстановке с небольшим количеством людей. Шумные торговые центры, большой коллектив, фейерверки будут мешать малышу концентрироваться и контролировать свое поведение.
- Помогайте ребенку понимать, что вы от него хотите. Ставьте четкую задачу, оговаривайте временные рамки, объясняйте, составляйте последовательный план действий.
Источник: https://zdorrov.com/bolezni/giperaktivnyj-rebenok.html