Без эмоций невозможно представить себе нашу жизнь. Они сопровождают нас во всех сферах деятельности и чувственных переживаний, зачастую диктуя нам поведение и обуславливая поступки.
Но если взрослый человек способен правильно не только выражать, но и контролировать эмоции, то малыши этому только учатся, постепенно наращивая объем самых разных чувств.
Поэтому родителям важно знать, как происходит эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте.
С самого рождения
Развитие эмоциональной сферы начинается в самом раннем возрасте с выражения простейших чувств.
Что такое эмоция? Это состояние психики человека, которое выражает его отношение к самому себе и окружающему миру, его процессам.
Отсюда следует, что эмоциональное развитие – это процесс, при котором человек постепенно учится откликаться на различные явления окружающей действительности, а также быть хозяином своих эмоций, управлять ими.
Уже с рождения малыш наделен простейшими эмоциями. Это плач, а чуть позже – улыбка и смех. Плач – способ сигнализировать родителям о своих потребностях, недуге, дискомфорте, нехватке внимания. Улыбка – первое выражение радости и хорошего самочувствия. Постепенно к ним добавляются удивление, интерес – естественные спутники познавательного развития малыша раннего возраста.
С 1 года до 3 лет ребенок учится использовать плач для просьбы о помощи и для психологической защиты. У него появляются первые истерики (как правило, подсмотренные у других деток) как способ добиться желаемого или протестовать против нежелаемого.
Источниками эмоций на раннем этапе являются, во-первых, общение с окружающими (прежде всего, родителями). Кроме этого, различные чувства у ребенка вызывает все, что его окружает: игрушки, мелодии, мультфильмы, книжки, животные и т. д.
Начиная с 3 лет малыш активно развивается в речевом, интеллектуальном и эмоциональном плане. Можно сказать, что в этот период закладывается фундамент его будущего характера и способностей к пониманию эмоций, желаний и мотивов других людей.
Для чего нужно развивать эмоции ребенка?
Как известно, малышей всему нужно учить: ходить, говорить, обслуживать себя, думать. Выражать, распознавать и контролировать эмоции – в том числе. Почему?
Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию дошкольника, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие детки.
Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. Они помогают (или мешают) ему правильно воспринимать происходящее вокруг, реагировать на события действительности.
В раннем детском возрасте эмоции довольно импульсивны. Их нужно «доращивать» до устойчивых симпатий или антипатий, которые со временем будут складываться в такие чувства, как дружба, взаимопонимание, любовь, ненависть.
В наши дни, когда с экранов телевидения, газетных и книжных страниц на нас потоком льются насилие и жестокость, правильное эмоциональное развитие ребенка приобретает первостепенную значимость.
Умение выражать и контролировать эмоции помогает ему приспособиться к различным ситуациям, формировать социальное взаимодействие, развиваться социально и нравственно.
Кроме того, нельзя отбрасывать тот факт, что дети учатся на примере (зачастую – на примере неблагополучного поведения других детей).
Поэтому если взрослые не управляют процессом становления эмоций своего ребенка, чаще всего он развивает в себе эмоции негативные – в качестве способа самозащиты и обеспечения собственного благополучия в детском понимании (чтобы не лишали, не запрещали, купили желаемое, и т. д.). В арсенале такого ребенка будут преобладать обида, страх, стеснительность, скука, усталость, гнев, отчаяние.
Особенности детских эмоций
Эмоции развиваются поступательно, в связи с общим развитием ребенка, появлением у него новых навыков, потребностей, мотивов, социального опыта.
В общем понимании в дошкольном возрасте выделяют следующие особенности эмоционального развития.
- Ребенок учится социальным способам выражения своих чувств, чему способствует расширение сферы его общения (родители – родственники – соседские дети – коллектив детского сада).
- Появляется эмоциональное предвосхищение: ребенок учится понимать, какие чувства вызовут его действия у других, к какому результату это приведет.
- Развиваются чувства: постепенно они становятся все более осознанными, произвольными, разумными, внеситуативными.
- Начинают формироваться интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства.
Если говорить более подробно, то условно эмоциональное развитие малыша можно разделить на 2 этапа.
- До 3 лет большинство эмоций обусловлено потребностями ребенка, способы выражения их довольно примитивны (в основном это выражение лица, смех или слезы). Такие эмоции направлены на удовлетворение основных инстинктов (питания, самосохранения). В этот период появляются первые неустойчивые представления об окружающей действительности, формируется отношение к близким людям. Появляется первая социальная форма гнева – ревность (или зависть) ребенка, проявляемая по отношению к другим детям, если его мама уделяет им внимание. В том числе – младшим детям в семье. Если ребенок на этом этапе лишен возможности полноценного выражения своих эмоций, его эмоциональная сфера не развивается.
- С 4 до 6 лет биологические потребности сохраняются, но ребенок постепенно учится контролировать свое эмоциональное состояние (например, немного потерпеть, если голоден). Под непосредственным влиянием окружающей среды начинают формироваться высшие нравственные эмоции. Ребенок учится оценивать действия окружающих (хорошо или плохо). Эмоции становятся менее импульсивными. У ребенка появляются устойчивые чувства к родным и окружающим (любовь, привязанность, дружба).
Не ругайте своего ребенка за то, что он канючит, прося накормить его или утолить жажду, когда вы, к примеру, еще едете в общественном транспорте. Дети вообще с трудом могут контролировать свои биологические процессы. Даже в возрасте 4 – 5 лет малыш не сможет себя сдерживать долго. Лучше отвлеките его чем-то интересным, скажите, что до дома осталось совсем немного, – проявите понимание.
Что влияет на развитие детских эмоций?
Эмоциональное развитие дошкольника зависит от его личностного развития, в частности от появления новых мотивов, потребностей, интересов, развития познавательной деятельности.
Среди мотивов можно выделить, к примеру, такие:
- интерес к окружающему миру;
- интерес к игре;
- сохранение хороших отношений с родными, другими значимыми взрослыми, а также сверстниками;
- самоутверждение, самолюбие и др.
Именно поэтому в дошкольном возрасте в первую очередь формируются социальные эмоции.
В познавательном развитии на изменение эмоций влияет, прежде всего, включение в эмоциональные процессы дошкольника его речи, что делает его чувства более обобщенными и осознанными.
Эмоции ребенка развиваются в социуме – маленьком (семья) или более широком (двор, детский сад).
Малыш учится эмоциям, которые позволят ему управлять родителями, одновременно они обучают его эмоциям, которые считают правильными.
Общаясь с окружающими, ребенок постепенно усваивает нормы поведения и проявления эмоций, принятые в конкретном обществе. Дошкольник учится дружбе, благодарности, патриотизму, любви.
Мальчики осваивают свою роль (мужчины, защитника, будущего отца), девочки – роль женщины, хозяйки, матери.
Что помогает развивать эмоциональную сферу?
Гуманные чувства дошкольника прекрасно помогает развивать игровая деятельность, в частности сюжетно-ролевые игры.
Играя с другими детьми, малыш учится понимать других, сочувствовать им, понимать их желания, состояние, настроение.
Ребенок к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит от простого воссоздания, проигрывания ситуаций или чувств к передаче тех эмоций, которые игра содержит. Ребенок учится сопереживать другим, разделять их чувства.
Приобщение дошкольника к трудовой деятельности, которая направлена на достижение полезного для окружающих результата, дает малышу новые эмоции: сочувствие усилиям других детей, радость от достижения общей цели, удовлетворение от своей работы или недовольство, если сделал ее плохо.
Занятия спортом также несут ребенку множество эмоциональных открытий. Он учится быть выдержанным, стремиться к цели, переживать первые неудачи и радоваться достижениям. В групповых видах спорта дети учатся сплоченности, ответственности за свои действия перед другими, учатся работать на спортивный результат сообща.
Любая познавательная деятельность непременно обогатит эмоциональный багаж дошкольника. Это радость нового открытия (пусть и не такого глобального), сомнения, удивление, стремление совершить для себя очередное открытие.
Эстетические чувства развиваются у детей дошкольного возраста в процессе собственной творческой деятельности и общения с искусством.
Прекрасные скульптуры, картины, литературные произведения помогают ребенку научиться таким понятиям, как «красивое», «гармония», «вкус», «ужасное», «истинное», «ложное», «правда», «добро», «зло».
Дошкольник учится не только выражать свои эмоции художественными средствами, но и защищать правду, протестовать против лжи и зла, ценить доброе и прекрасное в людях.
Полезные игры
Итак, один из основных видов развивающей деятельности дошкольника – игра. Вот несколько примеров игр, способствующих эмоциональному развитию детей.
Можно играть группой, можно – вдвоем. Участникам игры предлагают несколько карточек с изображениями детей, выражающих различные эмоции.
Нужно выбрать себе карточку, а затем придумать и нарисовать историю, в которой основой сюжета станет именно это эмоциональное состояние.
В групповом варианте в конце игры организуют выставку, на которой можно угадывать героя и автора картины, а автор может рассказать нарисованную историю.
Точно так же малышу (или малышам) предлагается несколько изображений детей с разными эмоциями. Задача ребенка – выбрать из всех картинок изображения детей, которых, к примеру, можно пригласить к праздничному столу, отвести к доктору, успокоить, тех, кто обижен на взрослых, не хочет слушаться и т. д. Нужно объяснить, по каким признакам был сделан именно такой выбор.
Игра групповая. Один малыш изображает крошку Енота из известного мультфильма. Остальные становятся «рекой», в которой он увидит свое отражение. Енот становится перед рекой и изображает различные эмоции (радость, злость, испуг, интерес), а дети должны точно повторить его мимику, жесты. По очереди Енотами могут стать все.
Итак, программа развития эмоций ребенка должна кроме активной социализации включать игровую деятельность, приобщение дошкольника к спорту, труду, искусству, чтению книг, собственному творчеству. И один из важных моментов здесь – пример родителей.
Текст
Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/emotsionalnoe-razvitie-detey
Эмоциональное развитие детей: какими должны быть чувства ребенка?
Здравствуйте, дорогие родители!
Все мы живем в обществе и наша жизнь состоит из взаимоотношений с окружающим миром и отношений друг к другу. Эмоциональное развитие детей очень важно и чем раньше вы будете прививать своему дитятке те или иные чувства, от этого зависит его взаимоотношение со сверстниками, родственниками, домашними животными и пр.
От этого напрямую будет зависеть легко ли ему будет прибывать в обществе. Или это будет ему в тягость, и он будет стремиться к одиночеству. Об этом и пойдет речь в этой статье.
Какими должны быть чувства ребенка?
Так уж устроено природой, что человеческий детеныш совсем не приспособлен к само выживанию. Если он останется один, он погибнет. С самого рождения вы заботитесь о своем малютке, кормите его, одеваете, любите.
К году ребенок осознает то, что все его потребности немедленно или хотя бы в скором времени выполняются, и он намерен думать, что так будет всегда.
Ему незнакомо чувство сочувствия, что мама устала от его криков сегодня, что папа занят более важными делами в этот вечер, что сестренка не хочет делать уроки и пр. С раннего возраста уже нужно объяснять ребенку, почему так происходит.
Одним из первых чувств у ребенка, которое формируется примерно к концу первого году жизни — это сочувствие или сострадание.
У одного ребенка отняли игрушку, он заплакал, мой сын это наблюдает и тоже начинает плакать, казалось бы почему? Он еще не осознает себя как отдельную единицу в этом мире, его эмоции носят глобальный характер.
И он реагирует на произошедшее с другим человеком событие, как — будто оно произошло с ним. Зачастую мы можем наблюдать, как один ребенок заплакал и начинает плакать и другой.
На втором году жизни, ребенок взрослеет и начинает понимать, что больно не ему, не у него отняли игрушку, не у него сломался велик и пр. И может уже утешить плачущего и пожалеть его, поделиться своими игрушками к примеру.
Все эти чувства формируются у ребенка путем взаимоотношений с мамой и папой, с сестренками и братишками, кто в самом младенчестве был около него.
Потом мы объясняем малышу, что его поступки могут отражаться на этих самых окружающих. Ты кинул игрушку и попал в сестру, ей больно, пожалей ее. Мы не пойдем с тобой играть, пока вместе с тобой не соберем игрушки, которые ты разбросал по всей комнате.
Подобные объяснения порождают у ребенка чуткость, соболезнование, сопереживание, стремление помогать другим и оказывать помощь, что в наше время немаловажно.
Когда общаетесь с ребенком, говорите о своих чувствах. Важно научить его различать эмоции других людей.
Посмотри, у этого зайчика слезки в глазах, его бросила хозяйка; а у этого мишки сердитое лицо, брови нахмурены, рот зажат, у него украли мед.
Так же в раннем возрасте сначала у малыша закладывается чувство гордости.
Если я похвалю своего сынулю, он голову задерет и улыбочка до ушей, что мама его похвалила. Вы тоже наверняка замечали подобное и у своего ребенка.
- Это чувство закрепляется у малыша от родительской похвалы, из него в дальнейшем будет формироваться чувство самоуважения к себе и к окружающим, чувство собственного достоинства.
- Ребенок, который в детстве постоянно недополучал похвалы и родительской ласки, будет в жизни довольствоваться малым и вряд ли «поведет за собой корабли».
- Чуть постарше появляется смущение, когда например, увидел незнакомую тетю и забыл как машет «до свидания»; как в песочницу подошел еще один малыш и мы забыли, что делали до этого.
Когда взрослые говорят регулярно ребенку — как тебе не стыдно? Почему ты так сделал?
Ты сделал плохо и пр. — все это развивает в ребенка чувство стыда. Это в дальнейшем может наложить негативный отпечаток на него, как на личность.
Все эти чувства дают представление маленькому ребенку, что такое хорошо, а что такое плохо. Изначально, детки не знают — какие они, хороши или плохие.
Эти понятия навязываем им мы. Если ребенок провинился, мы говорим, какой плохой мальчик, раскидал свои игрушки, и так постоянно, изо дня в день.
Тогда у ребенка падает самооценка, и он вообще ничего не хочет делать, потому что все его начинания он будет связывать с тем, чтобы он ни сделал, все равно он плохой мальчик.
Вместо этого говорите, что такой хороший мальчик, а разбросал все свои игрушки, сейчас мы это все исправим. И помогите ему их прибрать, но не делайте все за него, о приучении ребенка к порядку мы говорили в этой статье.
- Развивайте в нем хорошее, а не акцентируйтесь на плохом, и плохого будет меньше.
- Рассказывайте, от чего возникают те или иные чувства, и называйте их словами.
- Учите ребенка выражать чувства и эмоции словами вместо того, чтобы биться в истерике в магазине от не купленной игрушки, а находить тем самым компромисс в сложившейся ситуации.
Любой ребенок способен испытывать сострадание, сочувствие, сопереживание к другим людям. Злость и агрессия появляются в нем от неправильно воспитания.
Еще немного постарше, примерно в возрасте около трех лет, детишки начинают осваивать эстетически чувства.
Та или иная музыка вызывает определенные эмоции, могут вдохновляться красотой или звуками природы, пением, танцами.
Развить эти чувства помогает рисование, пение, аппликация, поделки, игра на музыкальных инструментах. Но при условии, что ребенок сам этого хочет, а не дубиной вы его туда гоните.
Отсутствие у ребенка эстетических чувств порождают в нем внутренний дисбаланс, приводит к неполноценной личности. Он не имеет возможности оценить духовные и культурные ценности.
- Любите ваших деток и уважайте их!
- Пишите в х, как прививаете своему ребенку позитивные чувства и намерения.
- С уважением, Юлия Полонская
Источник: https://polonskaya-blog.ru/emotsionalnoe-razvitie-detej-kakimi-dolzhny-byt-chuvstva-rebenka/
Эмоциональное развитие детей раннего возраста — Педагогика раннего детства
ВведениеЧувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание.
Однако родители дошкольника могут столкнуться и с сильными тревогами, страхами или опасениями. Но очень важно, не пуская на самотек, формировать эмоциональное развитие детей раннего возраста, формируя представление о нашем многогранном мире. Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли на благо себе, а не во вред.
(Роберт Киосаки) К основным потребностям относятся те мотивы, нужды, которые обеспечивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций.
Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни
Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша.У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.
Развивают выживание и физическое благополучие индивида: искать пищу, воду, убежище и т.д. Когда же пищи мало, то возникает голод, который и побуждает эмоции, т.к. нехватка каких-то ресурсов, угрожающих выживанию человека, как правило, порождает ряд эмоций.
Эмоциональные состояния ребенка второго года жизни
Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Они направлены на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка и взрослого, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, злость, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия малыша еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать.Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях ко взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение взрослого при каждом самостоятельном поступке. Активность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение этого вида деятельности.
Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит последовательное социальное развитие эмоций.
К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
Эмоциональные состояния ребенка третьего года жизниК 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» – восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокоразвитость игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка. В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве
К 3 годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.
На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы. Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность.
Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.
Эмоциональное развитиеРазвитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении со взрослыми, а именно с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Кроме воспитательской любви, дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах.
Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник формирования его чувств.
Воспитатели, в свою очередь, должны давать себе отчет в том, как правильно скрыть весь негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого-либо). Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу.
Особенности эмоционального развития в раннем возрасте— эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;- происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;- развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;- включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.Что поможет в развитии эмоций? Семья, ближайшее окружение и увлечения с развлечениями неоспоримо влияют на малыша и на раскрытие его эмоций. Для развития ребенка чрезвычайно важен физический контакт с родителями – ласка, объятия, беседы. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций. Родителям важно разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев. Помощниками для мамы и папы выступают и детские книжки. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев. Взаимоотношения с другими детишками и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человечку легче осваиваться в окружающей реальности. Разнообразие ролевых игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания. Немаловажным нюансом для обогащения эмоционального спектра является детское творчество. Рисование, занятия танцами и музыкой, лепка или оригами могут подарить подрастающему человечку множество чувств, как неприятных при неудаче, так и хороших при успешном результате. Кроме этого, например, творческая деятельность развивает и мелкую моторику. Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.Причины возникновения эмоций
Одной из причин возникновения эмоций является борьба за выживание. Другой причиной возникновения эмоций, по мнению исследователей (К. Изард, Хюбнер, Райзер и др.), была потребность в средствах коммуникации.
Ни для кого не секрет, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может (в норме) сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов: внешние сигналы боли, радости, интереса.
Основные эмоции
- Интерес: концентрированность, внимательность, настороженность;
- Радость: счастье, восторг удовольствие;
- Удивление: изумление, удивленный испуг, удивленный шок;
- Печаль: печальность, унылость, обескураженность;
- Гнев: злость, разгневанность, бешенство;
- Отвращение: омерзение, отвращение, неприязнь;
- Презрение: пренебрежение, высокомерие, надменность;
- Страх: боязнь, испуг; шок;
- Стыд: стыдливость, сконфуженность, стеснительность;
- Вина: виновность, раскаяние.
Как отмечают многие авторы, полное усвоение правил, установленных родителями, и социальных ценностей, а также развитие индивидуальных моральных принципов происходит в процессе социализации на протяжении не первых трех, а первых двадцати лет жизни. Однако начальные стадии социализации наблюдаются при первых попытках саморегуляции ребенка. Следует отметить, что сложившееся на предыдущих этапах взаимодействия ребенка с родителями базовое доверие ребенка к миру не должно подрываться возрастающим чувством самостоятельности. Контроль со стороны родителей позволяет сохранить это чувство через разумное ограничение растущих желаний ребенка требовать, присваивать, разрушать, когда он как бы проверяет силу своих новых возможностей.Автор одной из первых периодизаций развития эмпатии, Мартин Хофман, впервые связал развитие эмпатии с эмоциями самосознания.
Таблица – Этапы развития эмпатии в детском возрасте по М. Хофману
№ | Этапы | Возраст появления | Характеристики |
1 | Глобальная эмпатия | На первом году | Другие не воспринимаются как отличные от себя, следовательно, страдание другого смешивается с собственными неприятными переживаниями. Ребенок, таким образом, реагирует на произошедшее с другим ребенком так же, как бы он реагировал на произошедшее с ним |
2 | «Эгоцентр ическая» эмпатия | На втором году | Ребенок уже осознает, что страдает не он, а другой, но внутреннее состояние другого предполагается точно таким же, как свое |
3 | Эмпатия на чувства другого | Между вторым и третьим годом | Ребенок начинает осознавать, что другие испытывают и другие чувства, и реагирует на них неэгоцентрическим образом |
4 | Эмпатия на жизненную ситуацию другого | Позднее детство | Ребенок начинает воспринимать чувства других не только как ситуативные реакции, но и как выражение более общего отношения. Эмпатически вызванная реакция сочетается с представлением общей ситуации другого, и ребенок по-разному реагирует в случае временного и длительного страдания |
Необходимость эмоционального развития– физическое и сенсорное развитие ребенка, активное созревание мозговых структур и внутрикорковых связей обеспечивают основу для реализации нейрофизиологических механизмов возникновения эмоциональных реакций;
– активное освоение окружающего мира вызывает у ребенка различные эмоции, расширяя и усложняя их диапазон, эмоции становятся мотивом и регулятором деятельности;– эмоциональный отклик на предметные действия со взрослым и игровые события служат предпосылкой формирования игры – ведущей деятельности на последующем этапе возрастного развития;– с формированием эмоциональной сферы детей раннего возраста связано развитие когнитивной сферы и речи: появление познавательных эмоций стимулирует познавательную активность ребенка, произвольность деятельности;– для нормального речевого развития ребенка определяющую роль играет эмоционально значимое общение, при различных эмоциональных травмах (испуг, переживания разлуки с близкими и т.д.) увеличивается риск возникновения речевых нарушений;– постепенно с развитием от года до трех чувства и эмоции детей становятся более устойчивыми, рациональными, приобретают большую глубину, что обусловлено положительным отношением окружающих и успешностью процесса психологического развития ребенка;– с развитием личности ребенка, появлением собственного «Я» и ранним опытом социализации связано формирование эмоций самосознания, эмпатии и социальных эмоций;– от характера эмоционального отношения взрослых к ребенку, адекватности их эмоциональных реакций на поступки ребенка и зависит обретение им чувства независимости, самостоятельности, как психологического новообразования раннего возраста, его эмоциональное благополучие, и даже соматическое здоровье;– обострение кризиса трех лет приводит к проявлению таких негативных эмоций как тревога, негативизм, агрессия;– и, наконец, важное направление развития эмоциональной сферы детей – это появление способности управлять своими чувствами.
Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипуляции родителями, ревность к младшему (старшему)ребенку, агрессия к окружающим.
Все это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Нужно спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, без проявления агрессииобъяснятьипоказывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации.
Понимание взрослыми эмоциональной жизни ребенка, соучастие в ней создает основу его психологического здоровья и зрелости.
Список литературы
1. Копчинская, А. Л. Социально-эмоциональное развитие детей раннего возраста // Белгородский дом ребенка.
2. Варфоломеева, С. В. Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста // ВАЛЕОЦЕНТР
Источник: https://www.sites.google.com/a/soe.uspi.ru/pedagogika-rannego-detstva/home/razvitie-emocij
Статья на тему: Развитие чувств и эмоций у детей дошкольного возраста. | Социальная сеть работников образования
Развитие чувств у маленьких детей и дошкольников.
Воспитание чувств у ребенка, начиная с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей, не менее важной, чем воспитание его ума. От того, как будут усваиваться новые знания и умения, и ради достижения каких целей они будут использоваться в дальнейшем, решающим образом зависит от характера отношения ребенка к людям и к окружающей действительности.
Формирование высших человеческих чувств происходит в процессе усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований, норм и идеалов, которые при определенных условиях становятся внутренним достоянием детской личности, содержанием побудительных мотивов его поведения. В результате такого усвоения ребенок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые или безобразные.
Для того чтобы ребенок не только понял объективное значение норм и требований, но и проникся к ним соответствующим эмоциональным отношением, для того, чтобы они стали критериями его эмоциональных оценок своих и чужих поступков, недостаточно объяснений и указаний воспитателя и других взрослых.
Эти объяснения должны найти подкрепление в собственном практическом опыте ребенка, в опыте его деятельности. Причем решающую роль здесь играет включение дошкольника в содержательную, совместную с другими детьми и взрослыми деятельность.
Она позволяет ему непосредственно пережить, прочувствовать необходимость выполнения определенных норм и правил для достижения важных и интересных целей.
Итак, эмоции ребенка развиваются в деятельности и зависят от содержания и структуры этой деятельности.
По мере развития у ребенка формируются новые потребности и интересы.
Он начинает интересоваться не только узким кругом вещей, которые непосредственно связаны с удовлетворением его органической потребности в пище, в тепле, в физическом уходе.
Интересы его распространяются на более широкий мир окружающих предметов, явлений и событий, а вместе с тем эмоциональные проявления его становятся сложнее и содержательнее.
Постепенно у ребенка возникают простейшие моральные переживания. Появляется еще наивное удовлетворение при выполнении требований окружающих, соблюдении норм и правил поведения.
Таким образом, эмоциональные переживания начинают вызываться не только тем, что просто приятно или неприятно, но и тем, что хорошо или плохо, что соответствует или противоречит требованиям окружающих людей.
К началу дошкольного возраста ребенок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него весьма непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.
Особое значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем.
Значительное, но не всегда достаточно учитываемое влияние оказывает на эмоциональное состояние ребенка оценка его поступков.
У большинства детей положительные оценки повышают тонус нервной системы, увеличивают эффективность выполняемой деятельности.
В то же время отрицательные оценки, особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.
Для понимания детских эмоций необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по-новому не только понимать, но и переживать этот мир.
Музыкальные занятия, слушание сказок и художественных рассказов, знакомство с родной природой, драматизированные игры, лепка, рисование развивают у дошкольника эстетические переживания, учат чувствовать красоту в окружающей жизни и в произведениях искусства.
Занятия и дидактические игры, обогащающие его новыми знаниями, заставляющие напрягать его свой ум для решения какой-либо познавательной задачи, развивают у дошкольников различные интеллектуальные эмоции.
Удивление при встрече с новым, неизвестным, любопытство и любознательность, уверенность или сомнения в своих суждениях, радость от найденного решения – все эти эмоции являются необходимой составной частью мыслительной деятельности.
- Наконец, и это самое важное, нравственное воспитание, знакомство с жизнью людей, выполнение посильных трудовых заданий, практическое овладение нормами поведения в семье и в коллективе детского сада формируют у дошкольников сферу эмоциональных проявлений.
- Нравственные чувства развиваются у ребенка в процессе деятельности, в результате практического выполнения нравственных требований, которые предъявляют к нему окружающие люди.
- На основании сказанного можно заключить, что внутреннее эмоциональное отношение ребенка к окружающей действительности как бы вырастает из его практических взаимодействий с этой действительностью и что новые эмоции возникают и развиваются в процессе его чувственно-предметной деятельности.
- Вместе с тем существенный вклад в развитие мотивационно- эмоциональной сферы детей вносят и такие виды детской деятельности, как игра и знакомство с художественными произведениями.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/07/razvitie-chuvstv-i-emotsiy-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
Эмоциональное развитие детей. Почему нужно учить проявлять и понимать эмоции?
Мы живём в эпоху социально-экономической нестабильности в обществе, что приводит к увеличению числа детей-дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально-личностном развитии; у многих детей повышен уровень тревожности, занижена самооценка.
Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький: известно, что с возрастом проблемы обычно лишь усугубляются.
Поэтому наряду с развитием психических функций, интеллекта ребенка ни в коем случае нельзя забывать о развитии его эмоциональной сферы.
Сфера эмоций и чувств более сложна, чем познавательная сфера. В ней выражено субъективное начало.
Чувства испытываются человеком, их носителем, и их зависимость от внешних воздействий маскируется. Иногда даже возникает иллюзия полной оторванности мира чувств от внешнего мира, его «абсолютной скрытности» и недоступности для объективного познания.
В процессе развития ребенка происходят изменения и в его эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает.
Эмоциональная сфера не может качественно развиваться сама по себе. Её необходимо развивать.
Пожалуй, самыми ценными человеческими качествами во все времена и во всех культурах считаются доброта и отзывчивость. Способность поделиться, помочь, уступить, разделить чужую радость и беду — драгоценный талант, который, увы, встречается все реже.
И хотя в наши дни более важными становятся совсем другие качества (способность добиваться своего, сила, прагматизм, стремление к лидерству и пр.
), на вопрос «Что вы больше всего цените в людях?» подавляющее большинство по-прежнему отвечает: доброту и отзывчивость.
Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в более устойчивые привязанности, симпатии и антипатии, на основе которых с годами складываются такие эмоции и чувства, как любовь и ненависть, дружба и взаимопонимание и т.д. В наше время, когда сеть телевидения, литература опутаны насилием и убийствами, унижением достоинств другого человека, эмоциональное развитие ребенка является особенно актуальным.
Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Они влияют на будущее поведение человека, способствуют социальному и нравственному развитию.
Считается вполне естественным, что маленького ребенка надо почти всему обучать: как пользоваться предметами в быту, как одеваться и раздеваться и т. п.
Воспитание у ребенка отзывчивого, гуманного, чуткого отношения к другим людям, которое становится его внутренним побуждением, свойством личности ребенка — задача сложная.
Сложность ее состоит в том, что, формируя отзывчивость, пробуждая в ребенке добрые чувства, мы касаемся сферы его самосознания, которая характеризует «человеческое в человеке» и которая относится к сущностным характеристикам человека.
Потребность в общении с близкими, в их ласке, внимании, в возможности поделиться поразившими впечатлениями, потребность в их оценке — все это вызывает разнообразные переживания: радость, обиду, удовлетворение, огорчение, стыд, зависть к другим членам семьи.
Ребенок в семье чаще всего предоставлен самому себе, телевизору, а теперь еще и компьютеру. Он лишен живого общения, которое в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.
Отсюда следует, что работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Задача педагогов и родителей помочь ребенку-дошкольнику войти в этот сложный и многоплановый процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно выстраивать основные направления для того, чтобы сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации, развиваются навыки эмоциональной саморегуляции. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений
- В результате эволюции человека эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
- Наверное, мы все хотим видеть своих детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими, но не всегда это получается.
- И цель взрослых — помочь ребёнку разобраться с основными проблемами общения, уделять больше внимания умению общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, то есть научить детей умению управлять своим поведением.
- Литература
- Анисимов В. Эмоциональная саморегуляция детей: механизмы и условия развития // Дошкольное воспитание, №3, 2010 г.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968 г.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология.
Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2000 г.
- Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч., т. 2. – М., 1982 г.
- Гаспарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре // Дошкольное воспитание. – 1981 г. — № 10. – с. 61-64.
- Григорьева Н.
Развитие эмоциональной сферы // Дошкольное воспитание, №2, 2010 г.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1988 г.
- Калишенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990 г.
- Махортова Г.
Эмоциональная напряженность // Дошкольное воспитание, №1, 2010 г.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – М., 1986 г.
- Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка, в группе детского сада // Дошкольное воспитание. – 1977 г. — № 2.
- Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. – М.. 1996 г.
Екатерина Афанасьичева.
Источник: http://pedsovet.su/publ/88-1-0-4270
Развитие эмоций и чувств как условие успешного нравственного воспитания младших школьников
В статье представлен обзор исследований по проблеме развития эмоций и чувств у младших школьников; определены особенности нравственного воспитания младших школьников; описана система систему работы педагога по нравственному воспитанию младших школьников посредством развития их эмоций и чувств.
Ключевые слова: нравственное воспитание, младший школьник, эмоциональная сфера, эмоции, чувства, эмоциональная отзывчивость, начальная школа.
На современном этапе развития российского общества в социально-культурной обстановке требуется целенаправленный подход к нравственному воспитанию подрастающего поколения. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в стране, предопределили необходимость разработки теоретических и методических основ формирования нравственной гармоничной личности.
Проблема нравственного воспитания отмечена в трудах А. И. Герцена, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Н. А. Добролюбова, Л. Н. Толстого и др.
В педагогической науке проблема нравственного воспитания нашла отражение в исследованиях А. Д. Алфёрова, Н. Н. Болдырева, Н. П. Иванова, Р. В. Овчаровой, З. И. Васильева. В их работах выявляется сущность основных понятий теории нравственного воспитания, определены формы, методы, принципы нравственного воспитания.
Проблема формирования эмоциональной сферы, развития чувств нашла достаточное освещение в исследованиях И. Д. Беха, О. В. Запорожца, Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, Г. М. Бреслава, Л. С. Выготского, B. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина и др. Они доказывают, что развитие эмоций и чувств у детей активно влияет на совершенствования их нравственных качеств.
Анализ психологических исследований позволяет определить и разграничить такие понятия, как чувства и эмоции. Под эмоциями понимается элементарное психическое явление, ситуативное переживание, вызванное определенными событиями, явлениями, предметами, выявляет отношение к окружающему.
Чувства представляют относительно устойчивые психические состояния или процессы, которые возникают в результате многократного переживания одной и той же эмоции.
Процесс развития эмоций и чувств личности представляет собой системообразующий фактор, определяющий весь жизненный путь человека, что позволяет интерпретировать его как значимую психолого-педагогическую проблему.
На основе теоретических исследований были выявлены особенности развития эмоций и чувств в младшем школьном возрасте. Этот возраст обусловлен возникновением осмысленной ориентировки в собственных переживаниях.
У младших школьников постепенно развивается умение владеть своими эмоциями, хотя некоторые еще не могут сдерживать проявление эмоций.
Анализ теоретических работ по проблеме развития эмоций и чувств в младшем школьном возрасте позволяет говорить о важности их учета при организации системы нравственного воспитания.
- На основе анализа психолого-педагогических исследований были выделены следующие педагогические условия развития нравственных чувств и эмоций:
- ‒ организация продуктивной интеграции гуманитарного содержания учебных предметов с личностно-развивающими возможностями сферы искусства;
- ‒ организация творческой деятельности учащихся, направленной на самовыражение и проживание эмоциональных состояний персонажей;
- ‒ развитие коммуникативных навыков у обучающихся в совместной творческой деятельности;
- ‒ расширение словаря эмоций младшего школьника;
- ‒ организация взаимодействия «ученик-родитель», «учитель-родитель».
- ‒ создание педагогом духовно-воспитывающего пространства, которое способствует практике формирования нравственных чувств младших школьников.
- Экспериментальное исследование особенностей нравственного воспитания младших школьников посредством развития их эмоций и чувств было проведено на базе третьего класса школы № 1 города Елабуги.
- На первом этапе эксперимента проводилась диагностика эмоциональной сферы и нравственных чувств учащихся третьего класса.
Результаты исследования оказались следующими: высокий уровень нравственной воспитанности и нравственных чувств выявлен у 30 % учащихся, средний уровень нравственной воспитанности выявлен у 40 % учащихся, низкий уровень нравственной воспитанности был выявлен у 30 % младших школьников. В процессе диагностики было выявлено, что высокий уровень проявления нравственных чувств и эмоций наблюдается у25 % детей, средний — у 45 %, низкий — у 30 %.
На формирующем этапе исследования осуществлялась работа по нравственному воспитанию младших школьников посредством развития их эмоций и чувств. Работа проводилась как на уроках, так и во внеурочное время, посредством внеклассных мероприятий.
С целью формирования нравственных чувств и эмоций у учащихся начальной школы нами были разработан комплекс заданий, реализуемый в процессе в ходе изучения каждой из дисциплин и во внеклассных занятиях.
Для работы со своими эмоциями мы совместно изготовили «Веер эмоций».
Веер эмоций представлял собой набор для каждого ребенка, который включал панель, на которой был изображен треугольник. На вершине треугольника стоял ребенок, и было написано «Я — идеальный». Слева был изображен тоже ребенок «Я — реальный», справа — ребенок «Я — родитель».
Вместе с детьми мы изготовили 45 карточек, на которые дети печатными буквами написали определенную эмоцию или чувство и добавили к ней небольшой рисунок. Положительные эмоции дети записывали красным фломастером. Отрицательные эмоции дети записывали синим фломастером. Нейтральные эмоции дети записывали зеленым фломастером.
Каждый учащийся вначале работал самостоятельно. Он записал все эмоции, который были ему известны, или которые он часто испытывал. Мы говорили учащимся:
«Вспомните, что вы чувствовали вчера? Что вы чувствовали перед контрольной? Что вы чувствовали, когда получили плохую оценку?»
В процессе обсуждения было замечено, что многие учащиеся не догадывались о таких эмоциях, как сострадание, сочувствие, спокойствие.
Работая над определением своих эмоций, учащиеся пытались определять свое эмоциональное состояние, учились анализировать свои чувства.
Далее учащихся мы учили работать с картотекой эмоций. Мы предложили учащимся вспомнить, что они чувствовали, когда получили двойку. Многие из них отобрали следующие карточки: обида, злость, негодование, печаль. Эти карточки мы предложили расположить на человечка «Я реальный».
Затем, мы спросили, чтобы они чувствовали, если бы они были родителями. Тогда они отобрали следующие карточки: «заставить наказать», «негодование», «заставить кого-то». Эти карточки мы предложили расположить на человечка «Я — родитель».
Затем мы сказали, чтобы они чувствовали, если бы были идеальным человеком, правильным рассудительным. Тогда дети отобрали карточки с такими эмоциями, как «прощение», «выдержка», «сочувствие».
Отбирая эти карточки, дети поясняли, что правильно бы было просто просить себя за двойку, простить и не злиться на учителя, проявить выдержку, сочувствие. Работая таким образом с веером эмоций, учащиеся поняли, что эмоциональное состояние человека многогранно. Можно испытывать порой различные чувства и эмоции.
Иногда нами руководит «плаксивый и обидчивый ребенок», тогда мы гневаемся, сердимся. Иногда нами руководит «родитель», который часто воспитывает, наказывает. Но очень сложно взглянуть на ситуацию со стороны, с позиции идеального Я. Ведь идеальный Я может испытывать лишь позитивные, нейтральные эмоции, прощать и благодарить.
Работа с веером эмоций осуществлялась на протяжении длительного времени. Дети научились распознавать свои эмоциональные состояния, учились заменять негативные эмоции позитивными и нейтральными, учились проявлять сострадание и прощение. Дети комментировали ситуации, которые с ними случались, обращались к вееру эмоций и дома.
В результате контрольной диагностики было выяснено, что количество детей с высоким уровнем нравственного воспитания увеличилось на 20 % и составило 50 %, со средним уровнем нравственного воспитания снизилось на 5 % и составило 35 %, с низким уровнем нравственного воспитания снизилось на 15 % и составило 15 %. В процессе контрольной диагностики выявлено, что высокий уровень нравственных чувств и эмоций повысился у 15 % детей и составил 35 %, средний — повысился на 5 % и составил 50 %, низкий — уменьшился на 15 % и составил 15 %.
Исходя из данных, можно сказать, что проведенная работа по развитию нравственных чувств и эмоций способствовала тому, что у детей повысился уровень нравственного воспитания.
Литература:
- Бозорова Х. Т. Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе // Молодой ученый. — 2014. — № 9. — С. 458–460.
- Провоторова В. П. Нравственное развитие младших школьников во внеучебной деятельности / В. П. Проворотова// Начальная школа. — 2011. — № 1 — С. 51–53.
- Колесникова А. Н. Современная характеристика нравственной воспитанности младших школьников в аспекте Федерального государственного образовательного стандарта/ А. Н. Колесникова, Г. С. Айрумян, Н. Ф. Борисова // Молодой ученый. — 2015 — № 9. — С.190–193.
Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, эмоция, чувство, ребенок, веер эмоций, высокий уровень, нравственная воспитанность, эмоциональная сфера, школьник посредством, учащийся.
Источник: https://moluch.ru/archive/204/49927/