Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей

Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей

Родителям очень важно знать особенности развития ребенка первого года жизни. Эти процессы идут очень интенсивно, это касается как физического, так и психомоторного развития. Именно в первый год жизни происходят колоссальные изменения с ребенком. Всего лишь за 12 месяцев маленький беспомощный сверточек превращается в человека, который не только уверенно ходит, но и учится разговаривать, выражать свои желания и эмоции, общаться с окружающим миром. Родители должны ценить это время и не упускать ни одного дня в развитии своего крохи, ведь этот процесс не приостанавливается ни на минуту.

Чем характеризуется физическое развитие детей первого года жизни?

Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей

К исследуемым показателям физического развития детей первого года жизни относят: рост (длина тела), вес, окружности груди и головы. Отслеживает изменение этих параметров участковый педиатр. Сравнение полученных результатов с данными центильных таблиц позволяет врачу оценить, нормально ли развивается малыш или есть отклонения.

Особенности физического развития ребенка первого года жизни:

  • При оценке физического развития новорожденного ребенка первостепенное значение имеет масса тела, в дальнейшем — рост.
  • Важно оценивать не только то, укладываются ли параметры веса и длины тела в возрастную норму, но и то, каково их соотношение между собой. Это называется гармоничностью развития.
  • Отклонение показателей роста и веса ребенка относительно общепринятых стандартов далеко не всегда свидетельствует о какой-либо патологии. Развитие каждого ребенка уникально.
  • При наличии явных отклонений в физическом развитии ребенка важно соотносить полученные результаты с параметрами нервно-психического развития ребенка. Это необходимо для выяснения причин данной проблемы и выбора способов ее устранения.

Основные показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни

Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей

К основным показателям нервно-психического развития ребенка первого года жизни относятся: ориентировочные реакции со стороны органов зрения и слуха, развитие эмоций, общие движения и движения руками, развитие речи, развитие умений и навыков.

Развитие ребенка первого года жизни по месяцам отражает эти основные параметры.

Для удобства оценки нервно-психического развития ребенка разработаны удобные таблицы, в которых отражены срок появления тех или иных навыков и то, как они совершенствуются.

Отклонения в развитии малыша вызывают много тревог у родителей, но не все они обоснованы. Каждый ребенок уникален и может развиваться по своему индивидуальному «графику».

Причины нарушения психомоторного развития детей первого года жизни многообразны. Главным образом, оказывает влияние то, как протекла беременность и роды, здоровым ли родился малыш.

Не менее важно то, в какой среде растет малыш и то, достаточно ли времени уделяют родители его развитию.

Исходя из причин возможных отклонений от нормы в развитии детей первого года жизни, предлагаются определенные мероприятия по развитию и воспитанию, а при необходимости, и по лечению и реабилитации ребенка.

Особенности речевого развития ребенка первого года жизни

Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей

Речь играет основополагающую роль в развитии человеческого существа, открывая перед человеком безграничные возможности. Некоторые родители ошибочно считают, что речевое развитие ребенка первого года жизни начинается с появления первых слов, то есть ближе к году. На самом деле, развитие речи начинается с рождения. Возможность слышать разговоры родителей, нахождение в своей языковой среде, «купание» в языке необходимы для нормального развития речи. Так, некоторые глухие дети не разговаривают только из-за того, что они не слышат звуков, хотя у них нет дефектов, мешающих говорить.

Этапы развития речи детей первого года жизни практически одинаковы, хотя их временные рамки могут отличаться. Первыми проявлениями речи являются плач и крик. Следом за ними появляется «гуление» (в 1,5-2 месяца). Это тихие или горловые звуки, которые содержат отдельные гласные. Все дети гулят примерно одинаково, не зависимо от национальности и родного языка.

Следующая стадия развития речи — появление лепета (в 5-6 месяцев). Это основополагающий этап на пути овладения языком. Лепет младенцев уже имеет отличия в зависимости от языка и этнической принадлежности.

В 7-8 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги, он много слушает и старается подражать разным звукам. В этом возрасте он же очень много понимает, как отдельные слова, так и целые фразы. Хотя пройдет еще несколько месяцев, прежде чем он начнет произносить первые слова. Так, к году словарный запас ребенка составляет около 10 простых слов.

Если у родителей есть хоть малейшее беспокойство относительно речевого развития ребенка, стоит обсудить этот вопрос с педиатром. Задержки речевого развития могут быть как его индивидуальной особенностью, так и признаком некоторых патологических состояний.

Почему важно эмоциональное развитие в первый год жизни ребенка

Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей

Не менее важно эмоциональное развитие в первый год жизни ребенка. Эмоции называют языком всех возрастов. Часто человек прежде, чем что-либо сказать или сделать, сначала выражает свое состояние и настроение через эмоции. Дети не исключение. Они еще не умеют говорить, но по их эмоциям можно многое угадать.

Даже в первые часы и дни после родов можно отметить, испытывает ребенок удовольствие или раздражение, радость или может даже обиду. Родители не должны игнорировать или не придавать значения чувствам младенца.

Развитие ребенка в течение первого года жизни идет непрерывно и очень интенсивно. Эмоции и чувства у детей развиваются постепенно от простых к сложным. Завершение формирования эмоций происходит примерно к 10 годам, но есть те эмоции, которые закладываются именно на первом году жизни. К ним относится ощущение счастья.

Дети, которых любили еще во время беременности, очень ждали их появления на свет, начинают свое отношение к миру с радостных ноток. Тот ребенок, которого родители часто носят на руках, обнимают и даже берут к себе в постель, ощущают себя в полной безопасности в окружающем мире, смелее берутся за новое.

Они более любопытны и заинтересованы происходящим вокруг.

Психологическое развитие ребенка первого года жизни включает в себя и эмоциональное развитие. Родителям следует знать ориентировочные сроки развития ребенка в первый год жизни, чтобы вовремя заметить, нет ли отклонений у малыша.

Что касается эмоционального развития, то стоит обращать внимание на появление первой улыбки, смеха, комплекса оживления. Имеют значение интонация плача, различные гримасы, мимика и жесты малыша. Правильно ли эмоционально развивается младенец, оценивают не только родители, но и врачи (педиатр, невролог).

Они могут дать советы по развитию малыша, опираясь на его индивидуальные особенности, в частности темперамент.

Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей

На вопросы MedAboutMe отвечает Полякова Ольга Александровна, детский травматолог-ортопед ОАО «Медицина»

— С какими страхами чаще всего к вам обращаются родители грудничка?

— Как правило, это переживания по поводу того, что малыш отстает (на их взгляд) в физическом развитии — должен держать головку, но не держит, должен уже переворачиваться, и так же не делает, пора сделать первые шаги, но все еще ползает и так далее. Но на консультации выясняется, что все нормально и это всего лишь частная особенность развития ребенка.

— На чем основываются эти страхи родителей?

— Родители нынче часто занимаются самодиагностикой, изучают просторы Интернета, различные учебные пособия и по ним наблюдают за состоянием малыша.

Следует понимать, что критерии нормы и рамки в них условные и не учитывают индивидуального развития.

В большинстве случаев только врач во время осмотра и при наличии результатов анализов и инструментальных методов обследования может выявить патологические отклонения.

— Когда следует родителям бить тревогу?

— Если ребенок в полтора года не ходит и даже не ползает, это уже повод для волнения. Но, повторюсь, только врач может определить, формируется ли у ребенка патология или нет, поэтому не надо сразу самостоятельно ставить диагнозы.

— Если судить по темам форумов, почти всех мамочек волнует тема тонуса.

— Начнем с того, что тонус в той или иной мере есть у всех новорожденных и это нормально. Все новорожденные появляются на свет с физиологическим гипертонусом. И это не повод для волнения, просто за ребенком надо наблюдать.

Так называемый физиологический гипертонус, как правило, проходит к концу первого месяца. Если врач видит, что требуется массаж, он его назначит, как и лечебную гимнастику, и другие процедуры.

А самостоятельно принимать решения не стоит, особенно по совету друзей, соседей и так далее. Ведь нужно руководствоваться правилом — не навреди!

— Что надо обязательно знать родителям про развитие ребенка в первый год жизни?

— Помимо основного (кормления, ухода и игр) родители, конечно, должны наблюдать за состоянием малыша, фиксировать его физические параметры (вес, рост). При этом не стоит сопоставлять данные вашего ребенка и его сверстников — все дети развиваются индивидуально. Одни детишки делают первые шаги в десять месяцев, другие в год.

— Но как ни успокаивают врачи мам, у них все равно сомнения вряд ли убавится. Что чаще всего беспокоит родителей?

— Да практически страхи у всех одни — подозрение на наличие патологии или подозрение на задержку в физическом развитии. Но, как правило, на приеме у врача становится ясно, что волновались родители зря.

— В последнее время врачи развенчивают многовековые мифы ухода за детьми, так, например, наложено табу на тугое пеленание детей, что еще можно отнести к относительно новым запретам?

— Американские врачи доказали, что детей до полугода не желательно выкладывать на животик ввиду высокой внезапной детской смертности. И мы уже сейчас предупреждаем мам об этом.

Кроме этого, рассказываем родителям, что до двух лет лучше, чтобы ребенок спал без подушки, просто на матрасике.

Педиатрия не стоит на месте, с каждым годом появляются новые данные, которые мы оперативно доносим до родителей.

  • — После ваших слов про подушку, вспомнилось, как одна мама беспокоилась о том, что у ее сына слишком большая голова — это тоже часто беспокоит родителей?
  • — Когда ко мне на прием приходит мама с переживаниями насчет размеров головы ребенка, я сразу рекомендую сначала посмотреть детские фотографии ее и отца ребенка, и тогда не будет повода для волнений.
  • — Спасибо за познавательную беседу!

Анатомическое обоснование миниинвазивного остеосинтеза переломов тела ключицы / Айрапетов Г. А. // Автореф. диссертации канд. мед.наук.. — 2014

Клиническая неврология / Никифоров А.С., Гусев Е.И.. — 2007

Общая психология / Маклаков А.Г.. — 2008

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/chto_nado_obyazatelno_znat_roditelyam_pro_razvitie_rebenka_v_pervyy_god_zhizni/

Воспитание и развитие детей первого полугодия жизни

3   0   1032

Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей

В процессе общения со взрослыми малыш получает все необходимые ему условия для развития слуховых и зрительных действий, что способствует активизации всех психических процессов. Таким образом создаются отличные условия для развития всех видов деятельности.

На этапе новорожденности важным является доброжелательное отношение к ребенку. Обязательно  говорите ему ласковые слова, обращайтесь к нему  по имени. Наши прабабушки прекрасно это понимали и умели наполнять жизнь малыша светом и лаской.

Им была дана наука пестования. Различные народные поговорки, балагурство, песенно-игровые приемы не утратили своей значимости и в наше время. Здесь следует заметить, что малыш должен находиться в тесном контакте с матерью.

Это важно как для малыша, так и для ее самой.

Уже в первые часы после рождения начинают устанавливаться механизмы их совместного взаимодействия на физиологическом и психологическом уровне, который индивидуален для каждой пары «мать-ребенок».

Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей

В первом полугодии жизни ребенка ситуативно-личностное общение выступает как ведущая деятельность на этом возрастном этапе.

В процессе его, как и в период новорожденности, следует использовать такие действия, которые выражают доброжелательность и легко им воспринимаются: физические соприкосновения, разговор ласковой интонацией, воспроизведение звуков из репертуара младенца, сопровождение всех действий с малышом приветливой улыбкой, контакт взглядов.

Читайте также:  Скорочтение для детей: упражнения для развития полезного навыка

С третьего месяца жизни главным средством общения является комплекс оживления. Это и улыбка, и разнообразные звуки, а немного позже — смех. В этот период закладывается привязанность малыша к тем людям, которые его окружают — матери, другим значимым взрослым.

К четырем-пяти месяцам у ребенка появляется доброжелательное отношении к окружающим людям, жизнерадостность, настойчивость в своих желаниях.

В первом полугодии жизни ребенок начинает проявлять интерес к различным предметам. Сперва это проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем младенцы учатся рассматривать и следить за движениями предметов.

Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей

Зрение — это основной источник получения информации для малыша. Рука же, подключается несколько позже.

В три-четыре месяца наблюдаются ощупывающие движения. Позже ребенок научится совмещать зрение и движения руки. Если подвесить игрушки в зоне досягаемости его рук, то постепенно малыш будет дотягиваться до них.

В первые месяцы жизни малыша полезно подносить его к зеркалу. Он уже рассматривает себя и улыбается своему отражению.

В процессе общения у ребенка складывается образ себя и других людей. К концу первого месяца новорожденные начинают проявлять большой интерес ко взрослому.

В три-четыре месяца малыш продолжает относиться ко всем людям с большим вниманием и интересом, а ближе к полугоду отношение младенца к людям уже различное. Отношение детей к незнакомым людям выражается в настороженности, вниманию, а порой и смущению.

Образ взрослого формируется под влиянием общения с ним. Чем разнообразнее общение, тем содержательнее представление о взрослом.

  • Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей
  • В первом полугодии жизни важно давать ему игрушки, давать возможность рассматривать их, обследовать с помощью рта
  • Р. Косенюк

Источник: https://vscolu.ru/articles/vospitanie-i-razvitie-detej-pervogo-polugodiya-zhizni.html

Воспитание детей от рождения до 1 года

Воспитание ребенка – ответственное мероприятие, которое начинается с самого рождения младенца. Первые привычки и личностные особенности формируются у крохи в период до года, хотя и на подсознательном уровне. Попробуем разобраться, что включает в себя воспитание ребенка от рождения до года, и как оно влияет на дальнейшее развитие малыша.

Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей

Основные моменты воспитания до года: 4 возрастных этапа

Психологи делят воспитание ребенка до года на четыре условных этапа. Каждый этап ограничен временными рамками – в него входят три определенных месяца жизни малыша. Это обусловлено тем, что на первом году жизни развитие происходит настолько быстро, что закладывать основы определенных навыков можно с раннего младенчества, которые уже в ближайшем будущем дадут положительный результат.

В таблице кратко показано, как формируется поэтапное воспитание в соответствии с возрастом ребенка.

Возраст ребенка (период) Ключевые воспитательные моментыКраткое описание периода
0-3 месяца Закладка основ общения, организация режима питания, развитие сенсорного восприятия Новорожденный ребенок нуждается в материнском внимании и ласке. Важно общаться с малышом с первых дней жизни: разговаривать, петь, читать потешки. Постепенно формировать четкий режим дня, чтобы внутренние часы ребенка привыкали к пробуждению, кормлению, сну, гигиене в определенное время суток.
3-6 месяцев Подготовка к будущей речи, развитие зрительного и тактильного восприятия, активное знакомство с окружающим миром Второй этап включает в себя все то, что начало развиваться на первом: общение, режим дня, легкая гимнастика (подготовка к сидению и ползанию). В этот период ребенку важно как можно чаще слышать речь. В ассортименте игрушек должны присутствовать разные материалы: мягкие, шуршащие, звонкие, резиновые, с массажными элементами для мелкой моторики.
6-9 месяцев Физическая подготовка, прививание полезных привычек в игровой деятельности (мытье рук, знакомство с горшком) Укрепление мышц, хождение у опоры и с поддержкой родителей – в приоритете на данном этапе развития. В возрасте 7-9 месяцев ребенка нужно знакомить с понятиями “можно”, “нельзя”, “правильно”, важна похвала и внимание. Продолжается развитие речевых навыков разговорами, проговариваниями новых слов, демонстрирование ребенку разной интонации в общении.
9-12 месяцев Развитие памяти, речи, внимания, физическое воспитание, формирование доброжелательного отношения к людям и животным и окружающему миру В четвертом этапе важен контакт ребенка с близкими родными: прогулки, чтение, “пальчиковые” игры стимулируют речь и учат правильно вести себя в окружении. На собственном примере нужно показывать бережность и заботу к растениям, домашним животным, а также к книгам и игрушкам.

Популярные методики воспитания ребенка до года

Многие родители думают, что воспитание ребенка заключается в элементарном ежедневном уходе и не требует усилий. Но практика показывает, что дети, которыми активно занимались в первые 12 месяцев, показывают лучшие результаты в развитии по сравнению с малышами, что росли “сами по себе”.

Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей

Чтобы мамам и папам было проще выработать для себя план воспитательных моментов, можно обратиться к существующим методикам воспитания:

  • метод Монтессори;
  • воспитание по Глену Доману;
  • Вальдорфская методика.

Они включают в себя проверенные педагогические и психологические методы, которые учат детей расти самостоятельными и уверенными в себе.

Всестороннее воспитание – методика Монтессори

Данная методика успешно используется семьями всего мира на протяжении пары десятилетий. Педагоги Монтессори придерживается правила – детям нельзя ничего навязывать; ребенок сам решит, во что ему интересно играть в данный момент. “Детей учит то, что их окружает” – пожалуй, главный девиз методики. Идея самовоспитания позволяет ребенку самому черпать знания из окружающего мира.

Подробнее о методике на видео:

Развитие по карточкам – методика Глена Домана

Глен Доман создал уникальную методику, позволяющую воспитывать в детях безграничное воображение и стимулировать умственное развитие практически с пеленок.

За основу взяты простейшие карточки с изображениями и словами, которые должны окружать ребенка повседневно.

Систематические занятия с карточками развивают младенца буквально с “головы до пят”, включая двигательную активность, любознательность и развитие речи.

Воспитание через подражание – Вальдорфская школа

У воспитанников данной школы развития каждый день наполнен событиями – вчера было рисование, сегодня театрализованное представление, а завтра – сенсорика и работа с природными материалами.

Все занятия проходят в формате сюжетно-ролевых игр. Индивидуальность детей здесь главное, и этому фактору уделяется особое внимание, и никакой “зубрежки”.

Воспитание детей происходит через познавание мира и регулярную творческую деятельность.

Топ-5 лучших книг для помощи в воспитании детей

Каждый родитель хочет научиться:

  • понимать своего ребенка;
  • быть с ним терпеливым;
  • не идти на поводу эмоций в непростых моментах воспитания.

Иногда это трудно сделать в силу неопытности и нехватки знаний. Что же делать в ситуации, когда чадо в очередной разбушевалось, а все известные методы исчерпали себя? Можно ждать, когда малыш перерастет свой “кризис” и все вернется на свои места. А можно обратиться к профессионалам-авторам и почерпнуть знания из книг о детском воспитании.

Развитие и воспитание детей первого года жизни: информация к размышлению родителей

Перед вами рейтинг изданий, которые после прочтения помогут вам взглянуть на воспитание своего ребенка по-новому.

” Общаться с ребенком. Как?” – Юлия Гиппенрейтер

Книга о том, как часто необдуманные слова приносят ребенку боль и сомнения в родительской любви. На примерах приведены фразы, которые способны сделать ребенка замкнутым, трудным или “с характером”.

Но исправить ситуацию не поздно никогда! Здесь вы найдете не только универсальные советы, но и анализы реальных историй, а также практические задания.

Это одно из лучших изданий, которое рассчитано на широкий круг читателей: будущих родителей, состоявшихся отцов и матерей с детьми от 0 до года и старше, для тех, кто имеет проблемы с детьми и тех, кто считает, что в семье все хорошо.

” Растет дочка, растет сын” – Ирина Ханхасаева

Автор книги (к слову, мама четверых детей) помогает решить родителям такие простые, но важные вопросы о воспитании ребенка с первых дней жизни. О чем и как разговаривать с новорожденным; что делать с раскапризничавшимся грудничком; как понять, что малыш готов к яслям и детскому саду – все эти темы раскрыты в издании И.Ханхасаевой.

” Когда ваш ребенок сводит вас с ума” – Эда Ле Шан

Издание написано для родителей, которые считают поведение своего ребенка откровенно нестерпимым.

Автор предлагает взглянуть на ситуацию с другой стороны, а точнее – разобраться в себе, вернувшись в воспоминания собственного детства.

Книга поможет мамам избежать желания сделать “шлепок”, поможет понять, почему иногда (или часто) раздражают действия своего ребенка, и как можно с этим справиться.

” После трёх уже поздно” – Ибуки Мосару

Труд японского автора убеждает читателей в том, что их ребенок наделен безграничными потенциальными возможностями, которые даны ему самой природой.

Есть они у каждого, и важно правильно раскрыть эти возможности (читай – способности), окружив ребенка правильной средой развития.

Почему до трёх лет? Именно с рождения до трехлетнего рубежа мозг малыша способен схватывать все “на лету”, новые знания усваиваются очень быстро. Книга рекомендуется парам, ожидающим пополнения, а также родителям детей возрастом до 3 лет.

“Мы и наши дети” – Борис и Елена Никитины

В книге собраны идеи и опыт семьи Никитиных, вырастивших семерых детей, и предлагающих уникальные методы воспитания с раннего детства.

Главная идея издания в том, что не стоит “перегибать палку” в заботе о ребенке: она не должна быть чрезмерной.

На страницах вы встретите множество советов о том, как вырастить крепкое, здоровое чадо и с момента рождения приучать его к выносливости и закаливанию.

Также кроме списка книг хотим поделиться с вами опытом молодой мамы, которая рассказывает о занятиях, играх и развитии детей до годика:

Пять ключевых моментов в воспитании детей для родителей

Подытожив статью, выделим моменты, которые в процессе воспитания имеют крайне большое значение:

  1. Систематичность – если вы решили придерживаться одну из методик воспитания, то её методы должны быть использованы в практике ежедневно. Один раз ничего не изменит, для кардинальных перемен важна последовательность и регулярность занятий.
  2. Заинтересованность обоих родителей – если в формировании правильного воспитания задействованы и мама, и папа, то результаты не заставят себя долго ждать. Настрой семьи и её идейные принципы лежат в основе любого воспитания.
  3. Незыблемость режима – режим приучает с младенчества кроху к систематичности, а также позволяет маме выделить несколько свободных часов для себя.
  4. Психологическое состояние мамы – воспитать спокойного, послушного ребенка с устойчивой психикой можно только на собственном примере.
  5. Самостоятельность – ребенку важно с самого рождения давать возможность побыть наедине с самим собой. Время, которое малыш провел один в игре, в рисовании или любом другом занятии по собственной инициативе, воспитывает в нём чувство личной ответственности и самодисциплину.

Какими бы рекомендациями не воспользовались родители, итог один – семья решает самостоятельно, что подходит для их ребенка. Никто не знает малыша лучше, чем его родные мама и папа. Воспитание крохи должно быть основано, прежде всего, на знаниях о нём самом.

(10

Источник: https://rebenokmama.ru/vospitanie-detej-do-goda/

Первый год жизни ребенка

О НАС О КОНСУЛЬТАЦИЯХ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ КАБИНЕТ САМОПОМОЩИ МАСТЕР-КЛАСС «ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКТОР» НОВЫЕ КНИГИ ДЕЛОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОЧЕЕ О НАС О КОНСУЛЬТАЦИЯХ ВАРИАНТЫ РАБОТЫ КАБИНЕТ САМОПОМОЩИ МАСТЕР-КЛАСС «ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКТОР» НОВЫЕ КНИГИ ДЕЛОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОЧЕЕ Выделите её «мышкой» и нажмите: Ctrl + Enter Первый год жизни – чрезвычайно важный период как для малыша, так и для его родителей. В это время закладываются все основные поведенческие механизмы будущей личности. Ребенок обучается различным способам реагирования на внешние события. И, кстати, чаще всего это обучение происходит по принципу «делай, как я»: малыш в той или иной степени просто воспринимает (и в будущем неосознанно копирует) поведение и реакции родителей.

Читайте также:  Значение игры для психического развития ребенка: как совершенствовать личность

Ко мне за психотерапевтической помощью часто обращаются родители маленьких детишек – наслышанные, что «все психологические проблемы из детства», и желающие превентивно оградить от таких проблем своего ребенка. Разумеется, достаточно сложные и неоднозначные вопросы необходимо обсуждать в процессе индивидуальных консультаций. Но то, о чем можно сказать заочно, я изложу в данной статье.

Первый год жизни – чрезвычайно важный период как для малыша, так и для его родителей. В это время закладываются все основные поведенческие механизмы будущей личности. Ребенок обучается различным способам реагирования на внешние события.

И, кстати, чаще всего это обучение происходит по принципу «делай, как я»: малыш в той или иной степени просто воспринимает (и в будущем неосознанно копирует) поведение и реакции родителей. Да и вообще многие поведенческие программы закладываются по системе импринтинга – как ведут себя родители и другие актуальные взрослые.

Вообще должен отметить, что известная всем сказка про Маугли – увы, не более чем сказка. Ибо в действительности ребенок, с первого года жизни воспитанный животными (а такие случаи встречались в реальности, и не раз) – никогда не «станет человеком». У него напрочь ломается всё развитие, в том числе интеллектуальное.

Посему крайне ошибочно воспринимать ребенка на первом году жизни только как объект для кормления и ухода, или как живую игрушку. Не забывайте, что у вашего малыша есть уши и глаза: и что его мозг как раз в первый год самым активным образом перерабатывает информацию, поступающую из окружающей среды.

Некоторые родители и другие «актуальные для ребенка взрослые» подчас любят говорить нечто вроде «он маленький и еще ничего не понимает». Да, ребенок на первом году жизни может чего-то не осознавать, но он всё происходящее активно впитывает в бессознательное, воспринимает, «записывает» в свой мозг. Многое, очень многое в характере и предпочтениях человека закладывается именно в первый год.

Даже выбор будущего супруга (супруги) в какой-то степени зависит от того, каким малыш видит родителя противоположного пола. Ребенок чувствует довольно многое, чего вы сами в своем поведении (в том числе в поведении родителей между собой) можете не осознавать. Он «видит» и вашу нежность друг к другу, и вашу отчужденность (смотря что имеет место быть между вами).

И основная проблема в том, что у ребенка на первом году еще нет со взрослыми полноценной, вербальной (словесной) обратной связи. О том, что малыш усвоил и воспринял, родители могут не догадываться, пока чадо не вырастет. А потом, увы, многое скорректировать будет куда сложнее.

Но с другой стороны, всё вышесказанное не значит, что малышу на первом году жизни требуется постоянно уделять внимание – как бы кощунственно для многих родителей это ни звучало, но слишком много внимания со стороны взрослых первогодку тоже не полезно.

Я имею в виду тот факт, что иногда ребенка «заопекают» до такой степени, что он не имеет возможности побыть наедине с самим собой буквально ни минуты. Такой ребенок со временем становится абсолютно зависимым от взрослых и совершенно беспомощным в будущем. Вряд ли родители стремятся именно к такому результату воспитания: хотя, увы, бывает всякое.

Но как абсолютно точно сказал мой коллега — президент ППЛ, психотерапевт В.В. Макаров – в процессе развития и роста ребенок должен каждый день делать маленький шажок по направлению к своей личностной свободе и самостоятельности. Добавлю от себя – в том числе в первый год жизни.

Иногда очень полезно дать малышу побыть в его собственной детской кроватке одному, не вмешиваясь в его процесс общения с окружающей средой (и лишь присматривая за ним со стороны ради обеспечения его безопасности, особенно когда он еще мал). Таким образом ребенок учится структурировать собственное время и самому себя занимать. Кроме того, у него мощно развивается исследовательский рефлекс.

Разве что учитывайте, что этот рефлекс в возрасте до трех лет прочно связан с пищевым инстинктом: иными словами, ребенок, изучая ту или иную незнакомую вещь, прежде всего тянет ее в рот. Исследуя в первую очередь на предмет съедобности. Поэтому необходимо убирать из поля зрения малыша игрушки и любые вещи, содержащие мелкие детали, которые ребенок нечаянно может проглотить.

Не говоря уже о том, что из зоны доступности малыша следует убрать любые вещи и продукты, которые вообще не должны быть им испробованы на вкус. *** Примерно с первого месяца жизни у ребенка начинает развиваться и укрепляться иммунная система. С этого времени может быть рекомендовано постепенное расширение «микробиологических контактов».

Иными словами, доза социального общения родителей в присутствии ребенка уже может потихоньку расширяться. Вторая существенная составляющая формирования иммунитета – это уже ставшее хрестоматийным «не перекутывать ребенка». Дайте возможность его собственной терморегуляции научиться работать в полную силу.

Конечно, не нужно перегибать и в другую крайность (типа хождения босиком по снегу или еще каких крайне экстремальных мер), но учитывайте, что у ребенка все обменные процессы идут чуть быстрее, и значит, ему всегда чуть жарче, чем вам. Если ребенок будет постоянно перегреваться, то впоследствии любое минимальное переохлаждение, даже естественное, станет приводить к простудам.

Вообще иногда доходит до курьезов: бывает, что у родителей, к примеру, двое детей, и первого они все время кутали, а второго изначально решили закалять крайними мерами – типа того же бегания босиком по снегу. И оба ребенка при этом одинаково часто болеют. В том числе и потому, что у обоих нарушена собственная система терморегуляции.

Говоря об иммунной системе ребенка, нельзя не сказать несколько слов о прививках. Особенно в свете последних тенденций, когда всё больше родителей категорически отказываются делать прививки своему ребенку. А иногда даже грозятся «подать в суд» на детское учреждение, которое не принимает их чадо без справки об этих самых прививках. Да, сама по себе прививка – нагрузка на иммунитет малыша: по сути это та же самая болезнь, против которой и прививают ребенка, только в миниатюре. Это определенный риск. Кроме того, в разных условиях проживания (как еще говорится – при разном эпидемиологическом статусе) нужны разные прививки. Например, в глухой деревне, где население можно пересчитать по пальцам, высокая прививочная нагрузка не нужна: но и там, скорее всего, понадобятся такие прививки, как от столбняка, от энцефалита и даже от бешенства. А крупные города имеют совсем другой эпидемиологический статус –  особенно та же Москва, где огромное количество и проживающих в городе людей, и разного рода туристов и прочих гостей столицы. Так или иначе, в крупном городе ребенок без прививок – это тоже большой риск. И все эти риски нужно взвешивать обоснованно.

Многие родители говорят, что лучше не будут ребенка выводить «в люди» лет до трех. Но это уже другой риск, не очень оправданный с позиции того же развития личности. Детям необходимы социальные контакты – даже с первых месяцев, не говоря уже о первых годах жизни.

Кроме того, потом ребенку наверняка придется идти в детсад, а уж к шести-семи годам – обязательно в школу.

И такой «выход в свет» с неподготовленной иммунной системой чреват еще большими опасностями! Или, возможно, родители решат «не выпускать ребенка в люди вообще», давая ему полное домашнее образование? 🙂

Смех смехом, а необоснованный отказ от прививок – куда больший риск (особенно в крупном городе), нежели сама прививка. И потом, если рассуждать логически и в какой-то степени цинично, — сегодня никто не будет тратить деньги просто так. В том числе и на вакцины, и на исследования эпидемиологического статуса и необходимого графика прививок для детей. Врачи-эпидемиологи ведут постоянный мониторинг эпидемиологической ситуации и со своей стороны взвешивают риски. А обоснованный, документально подтвержденный отвод от той или иной прививки – с учетом этого мониторинга и состояния здоровья конкретного маленького пациента — может дать только врач-педиатр, который наблюдает вашего ребенка с рождения и со своей стороны может оценить все имеющиеся непосредственные риски. А родители, при всём к ним уважении, компетентны решать вопрос об отказе от прививок ребенку только тогда, когда они сами имеют медицинское образование и участвуют лично в постоянном мониторинге эпидемиологического статуса места их проживания. *** Еще одно из формирующихся на первом году умений малыша –  умение пользоваться своим телом и его двигательными возможностями. Тот же рефлекс познания мира заставляет его обращать внимание и на себя самого. Часто можно заметить, как ребенок рассматривает свои пальчики или облизывает большой палец собственной ноги 🙂 Это то же самое изучение окружающей среды. В частности, возможностей собственных мышц и конечностей. Освоив это, он перейдет к изучению передвижения собственного тела в пространстве: сначала будет тянуться за тем или иным предметом, потом – ползать, потом – ходить. Вообще малыш на первом году, если не ограничивать его двигательную свободу извне, очень много и интенсивно изучает возможности своего тела, и нагрузка на мышцы идет подчас такая, что ребенок «отключается» время от времени – засыпает, чтобы отдохнуть. Опять же, как для иммунной системы, так и для «более успешного самопознания» необходимо предоставлять малышу возможность «принимать воздушные ванны» – давать ему побыть голеньким на воздухе, и даже предоставить его тоже на некоторое время в таком состоянии самому себе, присматривая за ним только извне ради обеспечения безопасности. А детскую кроватку на первом году вполне можно использовать как манежик, давая ребенку возможность и поползать в ней немного, и играть в игрушки – тоже самому с собой. Как раз на первом году жизни в кроватке уже должны появиться несколько ярких и безопасных для малыша игрушек: ибо познание своих физических возможностей у ребенка тоже идет в игре. Но с другой стороны, при всем желании «ускорить интеллектуальное развитие вашего ребенка» не стоит на первом году излишне задаривать его «развивающими игрушками и играми»: сейчас к нему поступает много важной и нужной информации из реальной окружающей среды, а для большого количества развивающих игрушек, при всей их полезности, настанет время немного позже. Сейчас изучение реального окружающего мира для ребенка важнее: может быть, в силу перегруженности «развивающими методиками» он не сможет освоить что-то из реальной среды. Кстати, что категорически вредно для малыша на первом году жизни – так это просмотр телевизора в компании с родителями. И дело даже не столько в большой нагрузке на глаза и проблеме формирования бинокулярного зрения (хотя и в этом тоже), сколько в «эрзаце окружающего мира», который ребенок получает с экрана. И проводить весь свой досуг, сидя перед экраном и смотря вместе с малышом все сериалы подряд – явно лишнее (хотя и такое бывает). Лучше, уважаемые родители, научите вашего ребенка познавать РЕАЛЬНУЮ жизнь: конечно, если вы это умеете сами 🙂

И еще к вопросу о познании мира и интеллектуальном развитии: ребенку, даже самому маленькому, нужно так называемое личное пространство.

То есть какое-то место в квартире, где ребенок будет чувствовать себя в безопасности – во-первых, а во-вторых, будет ощущать себя, скажем так, в определенной степени владельцем этого пространства, где будет иметь право побыть наедине с самим собой.

Читайте также:  Нарушение речевого развития у детей: способы лечения

Это в том числе место, где он, даже еще маленький, «принимает гостей» (в первую очередь родителей), отдыхает, учится самостоятельности поведения и т.п. Логичным образом таким «личным пространством» для маленького ребенка вначале становится его собственная детская кроватка, а со временем – и детская комната.

Такое личное пространство очень важно для адекватного социального и интеллектуального развития личности.

В том числе и поэтому многие психотерапевты и детские психологи (в том числе и ваш покорный слуга) не испытывают радужных эмоций по поводу так называемого кослипинга – явления, когда ребенок ночью спит в кровати с матерью или с обоими родителями. О кослипинге и его возможных проблемных последствиях я уже упоминал в рубрике «Виртуальные консультации», а более подробно напишу об этом в следующей статье на тему развития ребенка.

*** Но помимо бурного развития личностной структуры и интеллекта у ребенка на первом году жизни развиваются и физиологические функции организма. И в первую очередь – пищеварение. Как правило, взрослые люди не озадачиваются тем, какие ферменты должен подготовить организм для переваривания тех или иных поедаемых продуктов: пищеварительная система решает это сама. Но чтобы это переваривание функционировало успешно и адекватно – пищеварительную систему необходимо «обучать и тренировать». В том числе и для того, чтобы ребенок, подрастая и переходя на взрослую пищу, мог избежать диатезов, аллергий, пищеварительных расстройств, и прочих малоприятных явлений, сопутствующих его питанию.

Ферментная система ребенка тоже в основном формируется на первом году жизни.

Многие дети в это время находятся на грудном или искусственном вскармливании, но помимо этого я уже не раз упоминал о том, что в качестве «тренировки» уже месяцев с двух-трех ребенка можно знакомить со взрослыми продуктами. Хотя, судя по отзывам, не все читатели меня поняли правильно.

Одна читательница, явно разгневанная, очень возмущалась на предмет того, что ребенку можно дать лизнуть ложечку из-под йогурта или облизать маленький кусочек сыра. «Может, ему еще и селедки дать?! – писала она. – Для аппетита!»

Честно говоря, может быть, и селедки. Слегка дотронуться языком, не больше. Любую идею можно испортить крайностями, и если люди не понимают разницы между «кормить ребенка» и «дать ребенку познакомиться с тем или иным продуктом» – увы, пусть лучше не экспериментируют. Потому что человеку, которого сама эта идея чем-то напрягает, сложно объяснить, что такое «знакомство с различными питательными веществами в микродозах». Те дети, которые имеют возможность вот так «знакомиться» со взрослыми продуктами, начинают заранее вырабатывать в своем организме необходимые для переваривания обычной еды пищеварительные ферменты. И, как правило, вырастают без диатезов и пищевых аллергий. А напряженная эмоциональная реакция, подобная той, что высказала приславшая «отзыв про селедку» читательница, может быть вызвана тем, что некоторые родители (в подавляющем большинстве мамы) неосознанно «ревнуют» своего малыша… ко взрослой пище. И к тому, что когда-нибудь его придется отлучать от груди. Посему иногда процесс грудного кормления затягивается неоправданно долго.

А вот почему так происходит и какие у этого могут быть последствия – я тоже расскажу подробнее в следующей статье на тему развития ребенка.

Темы: маленькие дети, развитие ребенка.

Источник: http://www.naritsyn.ru/the_first_year_of_a_childs_life.htm

Воспитание и развитие детей первого года жизни

  • Воспитание и развитие детей первого года жизни
  • ТЕМА: ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ
  • План:
  • 2. Этапы и ведущие линии развития
  • 3. Режим дня детей каждого возрастного этапа
  • 4. Методика организации режимных процессов
  • 1 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.

Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен быстрый темп. В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма.

К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими.

Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.

Если в активном словаре годовалого ребенка, как правило, насчитывается 10—12 слов, то к двум годам число их увеличивается до 200—300, а к трем — до 1500 слов.

Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.

В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически.

Вместе с тем веселые, подвижные, активные дети физически более выносливы.

Незначительные нарушения в состоянии здоровья вызывают изменения в их общем самочувствии — они становятся раздражительными и вялыми, плохо играют, быстро утомляются.

В раннем возрасте дети отличаются большей неустойчивостью эмоционального состояния. Обеспечение положительного эмоционального состояния детей, их уравновешенного поведения, охрана нервной системы, предупреждение утомления — важные задачи педагогики раннего детства.

особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.

второй недели жизни,— сосательный — на положение для кормления. Раннее образование условных рефлексов является убедительным, физиологически обоснованным доказательством необходимости правильного воспитания детей с первых дней жизни.

Быстро формирующиеся у малыша и проявляющиеся в привычках условные рефлексы могут быть как целесообразными для здоровья и развития (засыпать и просыпаться в определенное время, активно бодрствовать), так и нецелесообразными (засыпать при покачивании, сосать пустышки, бодрствовать на руках взрослого и т. п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание — дело крайне сложное и вредное для деятельности нервной системы. Поэтому необходимо буквально с момента рождения ребенка обеспечить его правильное воспитание.

Результаты целенаправленного воспитания проявляются уже в два месяца: малыш засыпает, пробуждается, испытывает потребность в еде в строго определенное время; выспавшийся и сытый, он спокоен, при общении со взрослыми проявляет радость.

и обучения.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни.

Педагогика раннего детства, основы которой были разработаны Н. М. Щеловановым, Н. М. Аксариной и их учениками, намечает конкретные задачи и методы всестороннего воспитания детей.

В содержание воспитательной работы на этом возрастном этапе детства входят следующие разделы:

соблюдение установленного для детей раннего возраста режима дня, т. е. верное распределение в течение суток и четкая последовательность сна, кормления, бодрствования, смена разных видов деятельности;

  1. — правильное проведение режимных процессов: кормления, ги-
  2. — гиенического ухода, укладывания спать, обливания и др.;
  3. — проведение индивидуальных и групповых занятий, игр, развлечений;
  4. — создание условий для активной и разнообразной самостоятельной деятельности детей.
  5. Успешное осуществление задач воспитательной работы зависит от педагогически обоснованного выбора ее форм и методов, от правильной организации всей жизни детей.

В первые годы жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и эстетическое развитие детей. Но содержание, приёмы и методы реализации этих задач иные, чем в работе с детьми дошкольного возраста.

Они определяются возрастными особенностями малышей.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

2 ЭТАПЫ И ВЕДУЩИЕ ЛИНИИ РАЗВИТИЯ

На первом году жизни происходят значительные изменения в физическом развитии ребенка. При правильном уходе, рациональном вскармливании и воспитании он интенсивно развивается. В первом полугодии ежемесячно малыш прибавляет в весе 600—700 г, во втором — 400—500 г. За каждый месяц жизни ребенок вырастает на 2—3 см.

К концу года вес его составляет 10—10,5 кг, а рост — 74—75 см. У нормально развивающегося ребенка в 7—8 месяцев начинают прорезываться молочные зубы, к году их вырастает восемь. На протяжении первого года значительно усиливается работоспособность нервной системы. Это сказывается в увеличении времени активного бодрствования ребенка с 20—30 мин.

в первый месяц жизни до 3,5 час. к концу года.

Для успешного воспитания интенсивно развивающегося малыша первый год жизни условно делят на периоды, качественно отличающиеся друг от друга: от рождения до 2,5—3 месяцев (включая период новорожденности, т. е. первые 3—4 недели); от 2,5—3 до 5—6 месяцев, от 5—6 до 9—10 месяцев и от 9—10 до 1 года.

Каждый период развития ребенка является фундаментом для последующего и отличается ведущими реакциями и изменениями. Ведущими называют такие реакции и умения ребенка, которые определяют его развитие на данном возрастном этапе и являются благоприятными предпосылками для последующего развития.

В первые три месяца жизни ведущими, определяющими развитие ребенка являются зрительные, слуховые и эмоциональные реакции.

Они дают возможность формировать активное бодрствование, обеспечивают сенсорное развитие ребенка, расширяют его ориентировку в окружающем, способствуют развитию движений рук, а в дальнейшем и общих движений.

Благодаря положительному эмоциональному состоянию улучшаются физиологические процессы (дыхание, кровообращение, пищеварение), повышается общая активность.

Ребенок рождается с готовой системой безусловных рефлексов, которые частично обеспечивают его приспособление к внешней среде. Это рефлексы ориентировочные, пищевые, зрительные, слуховые и др.

Пищевые безусловные рефлексы выражаются в появлении сосательных движений при раздражении губ и ротовой полости, в умении глотать и т. д.

Основные рефлексы зрительного и слухового анализатора проявляются в зажмуривании глаз при ярком свете, вздрагивании при резких звуках.

Врожденными являются и некоторые рефлексы вестибулярного аппарата, например при покачивании ребенок затихает, успокаивается.

У новорожденного нет резкой границы между сном и бодрствованием: 80% времени суток он спит, при пробуждении беспокоится. Движения новорожденного хаотичны. Даже во время сна он совершает импульсивные движения.

Руки и ноги новорожденного согнуты, прижаты к груди, потому что мышцы-разгибатели развиты недостаточно.

предмет, если в поле его зрения отсутствуют другие раздражители. Поэтому ребенку первого месяца жизни следует показывать одну яркую игрушку, а не гирлянды разноцветных погремушек.

Способность фиксировать взор на предмете, сосредоточиваться на нем, прислушиваться к звукам развивается у ребенка при правильном воспитании к концу периода новорожденности.

Одновременно формируется и конвергенция — способность сводить на предмете зрительные оси обоих глаз.

К 2—3 месяцам дети привыкают следить за движущимся предметом и за всем, что происходит в поле их зрения, реагируют на невидимый источник звука, например поворачивают голову на голос.

С целью развития зрительных и слуховых реакций у ребенка первых трех месяцев жизни с ним ласково разговаривают, добиваясь сосредоточения на лице взрослого; показывают яркую игрушку, медленно ее передвигают перед глазами ребенка, чтобы вызвать слежение за движением предмета. Бодрствуют дети обычно в манеже; на стойке манежа подвешиваются яркие крупные погремушки на расстоянии 40—60 см от глаз ребенка. Время от времени следует приводить игрушку в движение, чтобы ребенок учился следить за нею.

Источник: http://referat-lib.ru/view/referat-pedagogics/139/138434.htm

Ссылка на основную публикацию