Напрасно большинство взрослых думает, что месячному ребенку нужно только питание, а также сон. Потребности крохи растут с каждым днем. Он уже многое умеет и на многое способен, а потому развивающие занятия с карапузом, которому уже исполнился 1 месяц — не только безусловная польза для его развития, но и огромное удовольствие для всех без исключения участников этого процесса. Давайте подробнее рассмотрим, как и чем можно заняться с малышом этой возрастной группы.
За первый месяц своей самостоятельной жизни кроха уже практически полностью адаптировался к окружающему миру. Настало самое удачное время для того, чтобы познакомить карапуза с этим миром более детально. Безусловно, малыш все еще проводит во сне большую часть времени. Однако периоды бодрствования уже стали чуть более продолжительными, и этим обязательно стоит воспользоваться.
Не стоит думать, что занятия с ребенком, которому только исполнился 1 месяц, сделают из малыша настоящего вундеркинда.
У них другая цель — наладить тесное и приятное общение, в котором нуждаются абсолютно все люди, будь им месяц от роду или же пять десятилетий.
Контакт с мамой, с папой, с братьями и сестрами, если они имеются, важен для грудничка. На этом и нужно основываться, планируя первые в жизни крохи развивающие занятия.
Важно помнить, что ребенок в этом возрасте еще не способен долго сосредотачивать взгляд на одной точке, он не держит самостоятельно головку и очень быстро утомляется.
В короткие периоды бодрствования не стоит перегружать ребенка занятиями, которые сопровождаются громкими звуками, слишком ярким светом. Постарайтесь, чтобы малыша во время занятий не окружало слишком много людей, ему достаточно мамы и папы.
Однако собирать вокруг карапуза все большое семейство ни в коем случае не стоит.
При всех упражнениях и играх старайтесь обеспечивать тактильный контакт, он очень важен для крохи. Включайте негромкую музыку, лучше классическую, проследите, чтобы свет был приглушенным. Все занятия проводите в дневное время. Вечером, перед отходом к ночному сну, лучше не тревожить малыша.
Основной принцип занятий — развитие органов чувств. Зрение, слух, обоняние и осязание помогут ему эффективнее познавать все возможности окружающего мира, который пока кажется новому человеку таким чужим. В возрасте 1 месяца можно и нужно развивать физические данные ребенка — мускулатуру, нервную систему.
Большие плюшевые медведи и красочные машинки, которые вам, несомненно, уже подарили, пока совершенно бесполезны для месячного малыша.
Ему в этом возрасте больше подходит яркий и контрастный мобиль — карусель на кроватку, крупные погремушки (преимущественно желтого, зеленого, синего, красного и белого цветов).
Можно распечатать на принтере черно-белые рисунки, на которых изображена шахматная доска или контрастная спираль.
Развивать каждый из органов чувств нужно при помощи особых упражнений. Их огромное количество, но давайте остановимся на тех, которые проверены временем.
Если новорожденный видит скопление размытых и лишенных очертаний пятен, то малыш, которому уже исполнился 1 месяц, вполне в состоянии на непродолжительное время сфокусироваться на определенном предмете яркого цвета. Малыш уже с интересом может разглядывать большую погремушку. Пока еще с трудом, но он уже может начинать пытаться следить за ней взглядом. На этом и основаны все упражнения на развитие зрительной функции.
Сначала достаточно, если мама будет демонстрировать игрушку малышу статично. При этом расстояние между личиком крохи и предметом не должно быть меньше 35-40 сантиметров. Это же правило относится и к подвязыванию игрушек к детской кроватке. Вы заметите, что малыш довольно быстро научится разглядывать демонстрируемые предметы.
После этого можно переходить к более сложным упражнениям: перемещению погремушки влево-вправо по горизонтали, затем – вверх и вниз по вертикали. Когда карапуз уверенно будет следить глазами за перемещением, можно практиковать перекрестные движения — по вертикали, по кругу.
Движения рук взрослых не должны быть слишком резкими, пугающими, а звуки, которые издает большинство детских игрушек, не должны быть громкими и пронзительными.
Отлично подойдут черно-белые картинки, основанные на простых геометрических формах и цветовых контрастах черного и белого. Листочки с такими рисунками можно закреплять на кроватке – сначала справа от крохи, потом слева. Он с интересом будет их разглядывать.
Источник: https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/vozrast/1-mesyac/
О привязанности. связь мамы и малыша до года
chesnovaИрина, а расскажите, пожалуйста, про связь ребёнка и мамы в возрасте до года, с точки зрения психологии. Как влияет на ребёнка (7 мес.) выход мамы на работу? Что делать с привязанностью малыша к маминой груди, если он привык успокаиваться только у мамы на руках, посасывая молочко, и, вдруг, его оставляют на весь день с няней и заставляют кушать из бутылочки? Спасибо.Вопрос был задан давно. Я заранее прощу прощения за задержку у автора (чей ребенок явно подрос :)). Ответом на это письмо я бы хотела начать большой и серьезный разговор о привязанности, о том, как опыт взаимодействия с родителями (в первую очередь, с мамой) потом жирным пунктиром проходит через всю нашу жизнь. Если коротко отвечать на вопрос, то: связь мамы и ребенка до года – колоссальная, всеобъемлющая. Детеныш человека появляется на свет крохотным, беспомощным и беззащитным. Ему нужен рядом кто-то чуткий и надежный, кто будет удовлетворять его потребности – в еде, сне, комфорте, безопасности, успокоении, эмоциональном общении, любви. Без любящего взрослого младенчику просто не выжить. И тут в дело вступают инстинкты.Сразу после рождения, когда малыша кладут маме на живот, происходит установление первого зрительного и телесного контакта – запечатление (импринтинг): мама запоминает своего ребенка, а ребенок – свою маму. Это послеродовое объятие в каком-то смысле – судьбоносный жизненный эпизод. В первые часы и дни после родов через ношение на руках, баюканье, кормления грудью запускается инстинктивная «программа привязанности». Для малыша привязанность мамы означает, что он будет вовремя накормлен, ухожен, защищен и получит все, в чем будет нуждаться.
Поэтому: главное, что нужно маленькому человеку – это присутствие, тепло и ВКЛЮЧЕННОСТЬ любящего взрослого, который откликается на его потребности и удовлетворяет их.
Если на свой зов ребенок всегда получает отклик, если с ним играют, общаются, его ласкают, всячески показывая свою любовь, если его жизнь стабильна, упорядочена и свободна от страха, если рядом с ним внимательный, понятный, ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ взрослый, ребенок проникается к нему доверием и приобретает самое первое, самое важное ощущение, которое становится затем основой его дальнейшего развития. Американский психолог Э.Эриксон назвал его чувством базового доверия к миру.
Базовое доверие — это интуитивная уверенность в том, что жить – хорошо (а если вдруг станет плохо, тебе помогут, тебя не бросят), что от внешнего мира не надо защищаться, что ему можно доверять.
Человек, наделенный этим «базовым доверием», верит в себя, в свои силы, открыт, оптимистичен, дружелюбен и способен на длительные, глубокие и теплые отношения с другими людьми.
Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, к нему относятся непоследовательно, то в нем вырабатывается недоверие — боязливость и подозрительность, чувство тревоги и беспомощности в потенциально враждебном мире. Первые годы жизни – это еще и время, когда формируется такой важный внутренний конструкт, как привязанность. Изначально она складывается в наших отношениях с мамой (или фигурой, ее заменяющей). И – самое интересное – мы потом переносим эту сложившуюся модель на отношения с другими людьми. Т.е. чему научились в детстве, в отношениях с мамой, с тем и живем, то и воссоздаем – с партнерами, друзьями, детьми.
Изучению привязанности были посвящены работы английского психолога и педиатра Дж. Боулби (сер. XX в.). В своих исследованиях он показал, что для психического здоровья ребенка необходимо установление теплых, доверительных, приносящих радость взаимоотношений с матерью. Теоретические положения Боулби были подтверждены экспериментами его ученицы М. Эйнсворт (в частности, она установила, что взаимоотношения мамы и ребенка складываются в течение первых трех месяцев жизни и определяют качество их привязанности к концу года и в последующем).
Стадии формирования привязанности
0-6 мес. У малыша формируется представление о главном объекте привязанности в его жизни. Как правило, этот человек – мама, которая опекает и заботится.
На этом этапе очень важно, чтобы «объект» был ПОСТОЯННЫМ, ОТЗЫВЧИВЫМ, предсказуемым и не выпадал из поля зрения больше, чем на 3 часа. У младенчика есть потребность в восприятии материнских стимулов.
И если они вдруг надолго исчезают, ребенок начинает нервничать и беспокоиться.
На этом этапе может формироваться как «монопривязанность» (к одному человеку), так и «множественная привязанность» (к нескольким людям). Если в жизни малыша есть 3-4 человека, которые разделяют заботу о нем, то это очень хорошо. Но среди них должна быть четкая иерархия: вот главный объект привязанности (мама), вот остальные по списку (папа, бабушка, тетя и пр.). Ритм появления этих «остальных» тоже, в идеале, должен быть упорядоченным и регулярным: например, папа каждый вечер купает, бабушка приходит пару раз в неделю и отпускает маму по делам.
6-12 мес. У малыша появляется уже собственное «поведение привязанности» (например, он льнет к маме, видя незнакомых людей). Если в первом полугодии все развивалось хорошо, то теперь уже ребенок способен принять нового человека (няню).
Вовлекать нового человека в процесс ухода за малышом надо очень постепенно (2-3 недели): сначала няня просто присутствует, наблюдает, ребенок к ней привыкает, потом постепенно она включается в процесс ухода. Когда настает момент маме уйти, мама уходит (даже несмотря на протесты).
И возвращается – обязательно! – со счастливым (а не встревоженным) лицом и в полной уверенности, что в ее отсутствие ребенку было хорошо.
Считается, что в период 6-9 мес. мамино отсутствие может удлиниться до 6 часов каждый день или до 12 часов 1-3 раза в неделю. А после 9 мес. мама (если очень нужно) может выйти на работу.
Грудные кормления при желании в этом случае сохраняются по утрам, вечерам, ночью, в выходные, а днем мама может сцеживать молоко на работе – в переговорной комнате, комнате отдыха, любом другом укромном местечке.
Если такой возможности нет, и ребенок переводится на искусственное (или смешанное) вскармливание, делать это нужно опять же очень мягко и постепенно.
Телесную, эмоциональную близость и ощущение безопасности, которые дают ребенку кормления, важно обеспечить другими средствами – объятиями, поцелуями, поглаживаниями, совместными играми, пением, спокойной, душевной обстановкой в семье.
Это сделает процесс отлучения наименее травматичным и послужит для ребенка своеобразным опытом: да, в жизни случаются потери, но меня не бросят, меня поддержат, мне есть на кого опереться.
И ни в коем случае нельзя допустить, чтобы вас поглотило чувство вины («Я плохая мать, раз не кормлю своего ребенка грудью и вышла на работу»), так как в этом случае огромная часть внутренней энергии будет тратиться не на малыша, а на самобичевание и переживания. Да, так сложились обстоятельства, но ничто не может помешать вам дарить своему сокровищу любовь, тепло и ласку.
Помните: мама не обязана любой ценой, забывая себя, везде и всегда быть вместе с собственным ребенком. Но она обязана сделать так, чтобы жизнь ее малыша оставалась упорядоченной, стабильной, а рядом с ним был теплый, надежный, «принимающий» человек, на которого во всем можно положиться.
12-20 мес. Это сложный период. У ребенка уже есть память, а значит возникают и подозрения – а вдруг мама сейчас уйдет и не вернется? Огромную роль на этом этапе продолжают играть повторяющиеся изо дня в день ритуалы: например, мама уходит, а малыш с няней провожают ее до лифта и машут ручкой.
20-30 мес. Это фаза стабилизации привязанности. Период подтверждения сложившейся картины мира. В идеале, надолго разлучаться с ребенком нельзя. Нетравматично малыш переживает разлуку с мамой не более суток. 2 дня – это уже напряженная ситуация. 3 недели – критический период. Через 3 недели ребенок либо сформирует новую привязанность, либо (если не найдет новый объект) разрушится.
В следующих постах:
— что происходит с ребенком, когда мама вдруг исчезает из его жизни на несколько дней; — типы привязанности;- как мы строим отношения с другими людьми на основе сформированной модели привязанности.
Ирина Чеснова, семейный психолог
Источник: https://chesnova.livejournal.com/100200.html
Психология детей до года: родительский ликбез
Описать психологию детей до года довольно трудно, поскольку сам карапуз не может, по понятным причинам, ничего рассказать в доступной для исследователей форме. Тем не менее, с точки зрения народной мудрости и элементарного здравого смысла, понять, что нужно ребенку, очень просто: если дитя плачет, значит, что-то его не устраивает; если оно спокойно и довольно, значит, потребности ребенка удовлетворяются. Соответственно, в идеале, если родители настроены на создание малышу максимально комфортных условий, они должны стремиться к тому, чтобы понять, почему ребенок плачет, и стараться сделать так, чтобы он не плакал вообще. Другой вопрос: стоит ли пытаться удовлетворить все потребности младенца по первому крику?
Большинство современных педиатров и специалистов в области психологии детей до года (к примеру, известный американский врач Уильям Серз) склоняются к тому, что пытаться успокоить ребенка всеми возможными способами (здесь идет речь о ребенке, не обладающем базовыми двигательными навыками и, соответственно, не могущем удовлетворять свои потребности) стоит при первых сигналах его беспокойства. Дело в том, что тактика “оставить в кроватке покричать” может быть чревата серьезными последствиями для нервной системы дитяти (минимум – проблемы с засыпанием, максимум – серьезные неврозы). Популярное некогда утверждение, что “ребенку покричать полезно, он разрабатывает легкие”, признается одним из небезопасных заблуждений, связанных с психологией ребенка до года. Кстати, скажем немного и о других.
Распространенные заблуждения, связанные с психологией ребенка до года
Заблуждение первое, о котором мы уже упоминали: плач полезен для младенца.
Это неправда. Дети первых месяцев жизни никогда не кричат “просто так”: плач свидетельствует либо о физическом дискомфорте, либо о психологическом стрессе. Ни то, ни другое никогда не будет полезно ребенку. Сам по себе крик истощает ресурсы организма, ослабляет нервную систему, может спровоцировать перепады кровяного давления.
- Заблуждение второе: все, что происходит с малышом в первые месяцы, никак не влияет на его дальшейшую жизнь, ведь он, вырастая, ничего не помнит!
- Действительно, взрослый человек редко помнит о том, что происходило с ним в возрасте 5-6 месяцев (хотя вызвать такие воспоминания можно в ходе сеанса регрессивного гипноза); тем не менее именно в первый год жизни закладываются основы того, как ребенок будет воспринимать окружающий мир (позитивно или враждебно), насколько он будет активен и инициативен или, наоборот, осторожен и тревожен.
- Заблуждение третье: если уделять малышу много внимания, постоянно носить его на руках, то он вырастет несамостоятельным, у него будут существенные проблемы в общении.
Если вы будете дарить ребенку свою любовь и создавать ему оптимальные условия для физического и психического развития, это совсем никак не помешает в дальнейшем проявлению у него любознательности и интереса к окружающей среде, в том числе – к другим детям.
Что же касается общения, то отмечено, что у детей, с которыми родители проводят много времени в течение первого года жизни, более высокий уровень коммуникативных навыков по сравнению со сверстниками: они менее агрессивны, более склонны к сотрудничеству, внимательнее относятся к своим товарищам по играм.
Потребности ребенка до года
Физиологические потребности
Для ребенка первого года жизни характерно, что с полноценным удовлетворением этих потребностей (в пище, сне, тепле)во многом связано и удовлетворение остальных.
Например, во время кормления грудью (удовлетворяется потребность ребенка в пище) кроха удовлетворяет эмоциональные потребности (получение первых навыков общения) и когнитивные (познание свойств объектов окружающего мира).
Распространенная в недавнем прошлом концепция, что потребности ребенка более дифференцированы (или их нужно принудительно дифференцировать, например, приучить карапуза за счет сосания груди удовлетворять только потребность в пище, а потребность в общении с мамой удовлетворять игрой в ладушки), связана с отношением к ребенку как к маленькому взрослому, что в современной детской психологии не считается правильным.
Психологические потребности ребенка до года
Ребенок до года не обладает личностью в традиционном понимании этого слова: он еще не способен к самоидентификации, к выделению своего “я”. То же, что мы называем индивидуальностью малыша, в первый год жизни складывается из нескольких типов потребностей. У каждого крохи разные потребности проявляются с разной интенсивностью, поэтому дети так отличаются друг от друга.
Говоря о психологии ребенка до года, очень условно можно выделить три типа потребностей: потребность ребенка в безопасности; когнитивные потребности ребенка; эмоциональные потребности ребенка.
В целом у малышей до 9-18 месяцев ведущей является потребность в безопасности; если она успешно удовлетворяется, то на первое место выходят когнитивные потребности – стремление активно познавать окружающий мир.
Дети с особыми потребностями
Термин “дети с повышенными потребностями” для описания психологии детей до года ввел американский педиатр Уильям Серз. Так он назвал малышей, которые традиционно относились к разряду “беспокойных” или “трудных”: часто плачущих, не приспосабливающихся к режиму, постоянно стремящихся быть на руках у родителей.
До него такое поведение считалось признаком капризного характера и избалованности, и к таким детям рекомендовалось применять особо суровые воспитательные меры.
После наблюдения за одной из своих дочерей, отличавшейся как раз таким темпераментом, и множеством своих маленьких пациентов доктор Серз высказал предположение, что базовые потребности, в безопасности, в познании, в эмоциональном контакте, у таких карапузов просто выше, чем у сверстников.
А поскольку удовлетворить эти потребности ребенка в возрасте до года может только взрослый, такие дети и стремятся (весьма упорно) к постоянному контакту с родителями.
Именно для таких детей оптимально подходит методика воспитания детей до года, названная Серзом “стиль сближения”, которая позволяет родителям с первых месяцев установить контакт с беспокойным крохой, а в дальнейшем развивать его сильные стороны (волю, чувствительность, интеллект) и нивелировать недостатки (упрямство, неуправляемость).
Психология ребенка и новые навыки
Естественно, с возрастом (ближе к году) ребенок будет овладевать новыми навыками: он научится самостоятельно передвигаться по квартире, брать понравившиеся ему вещи.
В этот период ему уже меньше хочется “висеть” на маме, тем не менее лишать его тактильного контакта с родителями, конечно, не стоит: сейчас он просится на руки, когда он переполнен новыми впечатлениями, обеспокоен, его поцарапала кошка или он ушиб коленку.
Ему все еще необходимо утешение, и тактильный контакт с любимым взрослым дает ему ощущение защищенности и позволяет спокойно “переварить” полученный негативный опыт. Есть дети, которые просятся на руки чаще, есть более независимые карапузы – это зависит от особенностей темперамента и черт характера ребенка.
И все же если дитятко уже и ползает, и ходит, а все равно не “слезает с рук”, что же делать в этом случае? Ничего.
Врачи, изучающие психологию детей до года и малышей более старшего возраста, советуют подождать еще немного, до того момента, когда вы в достаточной степени научите ребенка говорить, чтобы процесс социализации, то есть привития ему принятых в той или иной культуре норм поведения и морали, прошел быстро и эффективно
Также читайте:
Источник: https://detyvradost.ru/psihologiya-rebenka-do-1-goda/
Воспитание ребенка от 0 до года: как правильно воспитывать детей с рождения (психология)
Молодым родителям следует начинать воспитывать новорожденного с первого месяца его жизни. Об этом даже есть старинная притча – воспитывать дитя надо еще тогда, когда оно «лежит не вдоль лавки, а поперек». Каковы особенности раннего формирования привычек малыша? От 0 до 1 года малышу можно привить многие полезные навыки, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни.
ИНТЕРЕСНО: как проходит 1 месяц жизни новорожденного? Становление ребенка до года идет очень быстрыми темпами – важно не упустить ни минуты!
Воспитание новорожденного ребенка правильно будет начать с первых дней. Не стоит недооценивать важность этого самого трудного и самого главного периода – именно в первые месяцы жизни закладывается будущий характер крохи, манеры его поведения и отношение к правилам гигиены.
Физическое воспитание малышей
Для своего полноценного роста и профилактики простудных заболеваний кроха должен с первых дней получать закаливающие процедуры. Для этого можно, обтерев тельце и личико ребенка куском мокрой ваты, оставить его на несколько минут голеньким. В теплое время года можно устраивать малютке воздушные ванны 2-3 раза в день и продлевать их продолжительность до получаса.
Пока малыш лежит голеньким на пеленальном столике, приучайте его к гимнастике и массажу. Как массажировать грудного ребенка? Рассмотрим несколько простейших приемов:
- Поглаживание. Таким приемом начинайте массаж, им же и заканчивайте. С конца первого месяца нежными скользящими движениями рук поглаживайте тельце малыша в направлении от периферии к центру (ножки – от стоп к ягодичкам, ручки – от кистей к плечикам), спинку и животик – круговыми движениями по часовой стрелке. Незатейливое действие расслабит и успокоит ребеночка первого-второго месяца жизни.
- Поколачивание. Прием не рекомендуется худеньким детишкам. Легонько поколачивайте ребром ладони все мягкие местечки на тельце крохи: верхнюю часть ножек, попку, спинку.
- Растирание. Начиная с 4-го месяца одними кончиками пальцев растирайте кожицу и мышцы грудничка. Растирание мышц приводит их в тонус, побуждает к работе и развитию.
- Разминание. Легкими надавливающими движениями помассируйте все крупные мышцы малыша – от этого к ним усилится приток крови и кислорода. Прием рекомендуется деткам с 3-месячного возраста.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: ребенку 1 год и 2 месяца: развитие, навыки Закаливание малыша, разминание, прием воздушных ванн и гимнастика – все эти процедуры благотворно влияют на здоровье малыша и приучают его к правильному образу жизни
Нужно ли брать ребенка на руки, если он плачет?
Маленькому человечку очень трудно и страшно жить на свете свой первый месяц. Все что он умеет – плачем привлечь к себе внимание. Так он просит о помощи.
Часто неопытные родители теряются и не знают, что им делать, когда малыш заходится плачем.
Что младенец хочет сказать, о чем попросить, на что пожаловаться? Спустя некоторое время заботливые мамы уже умеют по характеру детского плача определять, голоден ли ребенок, мокрый ли, или у него что-то болит.
Иногда между родителями разгораются споры о том, брать или не брать малыша на руки, успокаивать или нет, если он плачет. Некоторые из них считают, что не нужно подходить к плачущему ребенку, что от этого он разбалуется и потом вообще с рук не слезет – нужно подождать какое-то время, пока малыш сам успокоится.
Какое же материнское сердце это выдержит? Родители, придерживающиеся современных методов воспитания детей раннего возраста, убеждены в том, что они должны все силы приложить для спокойствия ребенка. Просто подойдите и возьмите дитятко на руки.
Особенности психологии ребенка до года состоят в том, что ребенок должен чувствовать материнское тепло и защиту, знать, что он не один в этом новом для него мире, его никогда не бросят на произвол судьбы (рекомендуем прочитать: здоровое и гармоничное развитие ребенка в 1,5 года).
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие есть стили воспитания детей в семье? По поводу приучения ребенка к рукам в семье могут разгореться споры, однако хотя бы первый год не стоит воспитывать малыша такими жесткими методами – он пока еще не капризничает осознанно
Как воспитывать в ребенке самостоятельность?
Многие малыши грудного возраста категорически не желают отпускать от себя маму даже на ночь, просятся на руки, плачут и успокаиваются только тогда, когда она берет кроху к себе в постель. В этом вопросе всех родителей можно разделить на 2 лагеря:
- Сторонники традиционных методов воспитания ребенка до 1 года считают, что малыша как можно раньше нужно приучать к самостоятельности. У годовалого малыша точно должна быть отдельная комната, где он один спит в своей кроватке, а если ему скучно, он должен уметь самостоятельно играть и развлекаться. Так ребенок раньше станет самостоятельным. Тем не менее, подход не пойдет на пользу душевому состоянию самого маленького члена семьи. Взрослым он будет почти всю жизнь, а ребенком – лишь несколько лет, так дайте же ему сполна насладиться детством, почувствовать родительскую любовь и заботу.
- Родители, которые практикуют современное воспитание детей до года, стараются находиться около малыша по возможности дольше. Они берут его к себе в кровать, спят с ним вместе, много с ним играют. Если малютка плачет по какой-либо причине, они сразу берут его на руки, успокаивают.
Какой подход для развития своего ребенка вы бы ни выбрали, во всем нужно соблюдать разумный предел. Нельзя допускать, чтобы грудничок часами плакал – это может серьезно травмировать детскую психику. Ребенок не должен чувствовать себя заброшенным и одиноким. Если ему страшно одному – возьмите его к себе в постель, а когда заснет, осторожно переложите в кроватку.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: все о развитии ребенка по месяцам до года
Как воспитывать детей до 1 года по Комаровскому?
Существует множество методик воспитания маленьких детей.
Врачами, педагогами и психологами со всего мира разработаны разные методы: одни специалисты считают, что ребенка уже на первом году жизни можно учить читать и считать, другие – что в каждом ребенке заложены музыкальные способности и он может их развивать чуть ли не с рождения. Третьи рекомендуют как можно раньше выявить склонность малыша к какой-либо деятельности, обеспечить его нужной информацией и помогать его развитию в выбранном направлении.
ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: здоровое развитие малыша в 1 месяц
Что же говорит о воспитании маленьких детей до 1 года добрый доктор Комаровский? Этот авторитетный детский врач в своих трудах по психологии раннего возраста подчеркивает, что воспитание ребенка до года должно происходить в здоровой эмоциональной атмосфере. Если малыш с рождения видит, что родители любят и уважают друг друга и остальных членов семьи, всегда готовы помочь друг другу, в семье царит доброжелательность и понимание, то он будет копировать манеру их поведения и расти психически здоровым уравновешенным человеком.
Если же дома гнетущая тяжелая обстановка, ребенок ежедневно слышит грубые окрики и ругань, папа пьет или, боже упаси, бьет маму – о каком нормальном развитии здоровой психики маленького человечка может идти речь? Дети, растущие в таких семьях, часто страдают аномалиями психического и физического развития, неадекватным поведением, нервными расстройствами.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: когда новорожденные начинают хорошо видеть и слышать?
Также Комаровский утверждает: помимо здоровой психологической обстановки в семье, для раннего развития крохи много значит:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: методики раннего развития ребенка от 1 года
- соблюдение режима сна и прогулок;
- гигиена помещения и окружающей обстановки – оптимальная температура воздуха в детской комнате – 18-22 градуса, влажность – 60-70%;
- закаливание детского организма – солнечные и воздушные ванны, ежевечернее купание не в маленькой детской ванночке, а в большой взрослой.
Годовалому ребенку предлагайте возможность выбора блюд, которые он будет кушать, или места, куда с ним пойти гулять.
Роль примера родителей для раннего развития детей
Родителям нужно помнить, что ребенок во всем будет им подражать, поэтому они должны с младенческого возраста воспитывать дитя собственным примером. С первых месяцев можно учить малыша доброте и состраданию – например, покормите вместе с малышом бездомного котенка или на глазах у крохи помогите пожилому человеку подняться по лестнице, полейте вместе увядающее растение.
Надо на собственном примере формировать у ребенка позитивное отношение к окружающему миру, к людям, животным и природе. Мамы и папы могут выбрать для раннего воспитания своего малыша традиционный или современный подход, следовать советам известных врачей и психологов или игнорировать их, но главное, что нужно усвоить всем родителям – ребенок больше всего на свете нуждается в общении с ними.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: книги по воспитанию детей
Источник: https://VseProRebenka.ru/vospitanie/semejnoe/vospitanie-rebenka-do-goda.html
На заметку! Развитие ребёнка по месяцам 0-12!!!
Календарь развития: Первый месяц
Ваш ребенок, только что принесенный из роддома и лежащий на пеленальном столике, заботливо упакованный в миллион пеленок с рюшечками и перевязанный голубой или розовой ленточкой за этот месяц совершит настоящий рывок, подобный тому, что совершают бегуны на старте . Вырастет на 2-3 см и прибавит около 600 грамм, улыбнется вам первой милой беззубой улыбкой. А вы за этот месяц превратитесь в умудренных опытом родителей.
Показатели нервно-психического и физического развития:
- кратковременная фиксация взгляда на блестящем/ярком предмете
- первая улыбка
- вздрагивание и мигание при резком звуке
- успешные попытки держать голову, лежа на животике. Проблемы, с которыми вы можете столкнуться на первом месяце жизни вашего ребенка
Угри новорожденных
Из книги Уильяма и Марты Сирс «Ваш малыш: от рождения до двух лет»: «Где-то на 3-4-й неделе будьте готовы к тому, что кожа на личике ребенка испортится.
Как это бывает у подростков, красная жирная сыпь покроет почти все лицо, и ранее мягкие гладкие щечки станут шершавыми, как наждачная бумага.
Эти явления скоро проходят (опытные и наблюдательные родители планируют делать снимки и крестить детей до или после периода появления угрей). Угри новорожденных достигают максимального проявления где-то на 3-й неделе и проходят за месяц — полтора.
Складывается ситуация, когда высокое содержание гормонов может вызвать избыточную выработку сальными железами жирного вещества, называемого кожным салом, особенно на лице и волосистой части головы. Закупорка сальных желез ведет к воспалению и образованию узелков. Родители называют их детскими угрями. Медицинское название этого явления — себорейная экзема.
Угри новорожденных чаще беспокоят родителей больше, чем детей. Остригите ребенку ногти, чтобы он не царапал лицо. Осторожное обмывание водой с детским мылом удаляет избыточный и раздражающий жир. Если угри инцифицируются (краснота вокруг узелков или истечение похожей на мед жидкости), ваш врач может выписать специальную мазь.
В большинстве случаев угри новорожденных полностью исчезнут без дополнительной заботы о коже. Если же угри появились рано (на 2-й неделе) и/или быстро распространились, захватывая волосистую часть головы, шею и даже плечи, это может свидетельствовать о начинающейся аллергии на смесь, которой вы кормите ребенка, или на ваше молоко.
»
Кишечные колики
Эпизоды острых болей в животе наиболее часто встречаются у детей первого года жизни. Впервые колики проявляются на 3-4 неделе жизни ребенка. Наиболее характерное время суток для колик — вечерние часы.
У детей в возрасте около 1 месяца кишечные колики повторяются 1-2 раза в неделю и длятся до получаса. Затем они появляются значительно чаще и могут длиться 3-5 часов.
После отхождения газов боли в животе, как правило, стихают, но иногда через довольно короткий промежуток времени колики возобновляются.
Специалисты рассматривают несколько причин возникновения кишечных колик у детей. Среди этих причин:
незрелость процессов нервной регуляции деятельности кишечника; неправильное приготовление смесей для детского питания; слишком активное сосание с заглатыванием воздуха; реакция кишечника грудного малыша на употребляемые матерью продукты и т.д.
Отмечено, что кишечные колики чаще встречается у первенцев. Кроме того, отмечена связь между тревожно-мнительным настроем матери и частотой возникновения кишечных колик у детей. Существует теория, что колики могут быть обусловлены гормональным дисбалансом в организме матери. Главный рецепт избавления от колик – терпение.
- Облегчить состояние малыша можно:
- приложив тепло к вздутому животику (грелку или проглаженную утюгом пеленку); искупав в теплой ванной с успокаивающими травками; сделав массаж живота (ребром ладони вокруг пупка по часовой стрелке) или гимнастику (резко прижимаем согнутые или прямые ножки к животику… обычно вслед за этим раздается канонада ); дать ребенку грудь – также хороший способ успокоить лялю с больным животиком, сосание груди рефлекторно расслабляет сфинктеры;
- есть специальные лекарственные средства от вздутия живота – «Саб-симплекс» или «Эспумизан».
Главное, в чем нуждается ребенок первые месяцы после рождения, — постоянное присутствие мамы. Физический контакт невероятно важен, ведь целых девять месяцев ваш малыш был одним целым с маминым организмом. Психологи говорят, что при любом дискомфорте (холод, жара, голод, одиночество) ребенок младше трех месяцев ощущает панику.
У него нет ощущения времени, поэтому он не согласен «потерпеть минуточку», пока мама занимается хозяйством.
Если вы постоянно носите на руках бодрствующего младенца, кормите по требованию, часто целуете его, реагируете на «каждый писк» и окружаете его психологическим комфортом, вы растите сильную и самостоятельную личность!!!
Средняя прибавка за первый месяц – 600 грамм, но нормальной по рекомендациям ВОЗ будет считается любая больше 400 грамм. Если ваш малыш вскармливается грудью по требованию, будьте готовы к тому, что первые месяцы прибавки будут существенно больше среднестатистических.
Девиз этого месяца и всей последующей жизни – «средних» детей нет!!! Ваша девочка или мальчик уникальны и неповторимы !
Календарь развития: Второй месяц
Чудесное время, проведенное с мамой! Маленький человек смотрит, впитывает, слушает, учится. Незаменимой вещью для мамы и малыша может стать слинг (лоскутный держатель). С деткой в слинге мама может совершать длительные прогулки, ходить за продуктами, готовить еду и прибираться в квартире.
Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/51960016-46971212/
Воспитание ребенка до года: рекомендации психолога, игры и игрушки
Думаем, многие родители согласятся, что воспитывать детей необходимо с момента рождения. Именно в первые двенадцать месяцев идет активнейшее развитие психики ребенка, формируются гигиенические навыки, психологические привычки. У младенца совершенствуется эмоциональная сфера, он учится общаться с родителями и другими значимыми взрослыми.
Предлагаем советы по воспитанию детей до года, а также описание игр и игрушек для этого возраста.
Всего за год малыш получает множество важных навыков. Поэтому для полноценного развития недостаточно просто создать правильный дневной режим и обеспечить малышу необходимый уход. Главная задача мамы и папы – формировать у грудничка положительные черты характера, избегая в то же время возникновения вредных привычек.
Воспитание младенца до года специалисты условно подразделяют на четыре возрастных периода:
- рождение – три месяца;
- три месяца – полгода;
- полгода – девять месяцев;
- девять месяцев – год.
Давайте рассмотрим подробнее каждый этап взросления, узнаем, какие игровые занятия подходят для маленьких деток.
От рождения до 3 месяцев
Основная задача родителей в первый триместр – обеспечить крохе полноценное питание, идеальный вариант – мамино молоко. Не следует забывать и о гигиенических навыках: купайте младенца в ванночке, регулярно меняйте памперсы и подмывайте попку. О чем еще напоминают родителям психологи?
- Для укрепления мышечного корсета и подготовки к первым самостоятельным движениям выкладывайте новорожденного на животик. В таком положении он сможет поднимать головку, опираться на ручки и разглядывать окружающий мир.
- Постоянно общайтесь с грудничком: рассказывайте потешки при купании, массаже, переодевании. Ставьте классические музыкальные произведения и пойте колыбельные на ночь.
- Предупреждайте формирование нежелательных привычек – не приучайте к пустышке и одновременно не допускайте, чтобы грудничок сосал пальчики.
Игры с ребенком до трех месяцев
В этот возрастной период необходимо приобретать игрушки, развивающие у младенца тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие, координированные движения. Вам потребуется:
- погремушка, являющаяся самой первой и важной игрушкой для новорожденного. Для развития слуха шумите погремушкой сначала у одного уха, а затем у другого, чтобы малыш оборачивался на звук;
- карусельки из различных небольших фигурок, которые следует укрепить над детской кроватью на расстоянии примерно в 20-25 сантиметров;
- схематические изображения или узоры, выполненные в черно-белых цветах для совершенствования зрительного восприятия. Такие рисунки следует регулярно менять;
- браслеты с колокольчиками и воздушные шарики, которые можно привязывать поочередно к разным ручкам.
От трех месяцев до полугода
Во втором триместре у младенца происходит активное сенсорное развитие, вот почему взрослым необходимо насытить детскую жизнь различными ощущениями. Для этого родителям следует:
- регулярно включать музыку разных жанров, заинтересовывать малыша прочими звуками: шумом дождя, чириканьем птиц, работой бытовой техники, голосами людей;
- постоянно общаться с крохой, читать потешки, стишки для самых маленьких, сопровождать свои действия словами: «Сейчас мы будем кушать», «Посмотри, какая красивая собачка»;
- для подготовки опорно-двигательного аппарата к сидению и ходьбе в вашем дневном режиме обязательно должны присутствовать физические упражнения и массаж.
Игры с ребенком до полугода
Не откладывайте в сторону первые игрушки, просто разнообразьте деятельность ребенка еще несколькими игровыми аксессуарами. Кстати, для воспитания деток на первом году жизни подходит и обычная бумага, которую они обожают рвать на кусочки. Также приобретите:
- мячики небольшого размера, которые будут удобны для крохотных пальцев. Младенец сможет играть с мячом на руках у мамы или в коляске;
- прорезыватели для зубов, которые как раз режутся в этом возрасте. Из-за сильного зуда малыши становятся раздражительными, плачут и заталкивают кулачки в рот;
- различные фигурки зверей, изготовленные из резины или пластика. Показывайте животное и озвучивайте, как собака гавкает, кошка мяукает, корова мычит. Тем самым вы развиваете звукоподражание;
- крупные кубики из ткани с разными изображениями на гранях. Из них вы сможете построить башенки, домики и даже целый игрушечный город.
От полугода до девяти месяцев
Ребенку исполнилось шесть месяцев, а значит, наступил третий триместр. Дети в этот возрастной период начинают активно двигаться – ползают, садятся, пробуют вставать. Некоторые крохи даже делают первые шаги. Психологи советуют особое внимание обратить на физическое развитие, а также вводить первые запреты и ограничения.
- Прежде всего, обезопасьте квартиру для свободного перемещения ребенка. Все, что опасно, убирайте или закрывайте: провода, хрупкие и бьющиеся предметы, розетки.
- Не прекращайте регулярные двигательные упражнения, занимайтесь массажем. Дополняйте комплекс новыми движениями, постепенно усложняя детскую зарядку.
- Специалисты не советуют использовать популярное ныне приспособление – ходунки, которые не совсем безопасны для неокрепшего младенческого позвоночника.
- Чтобы облегчить себе стирку, постарайтесь приучить ребенка кушать с слюнявчиком (нагрудником). Обязательно объясняйте это решение, попутно приучая мыть ручки перед едой. Тем самым вы формируете полезную привычку.
- Активное речевое развитие предполагает чтение стихов, сказок, рассматриванием ярких реалистичных картинок. Общайтесь с грудничком ласково и доброжелательно, однако не забывайте знакомить егозу со словами «нельзя» и «нет».
Игры для детей от полугода до девяти месяцев
С игрушками подросшее чадо необходимо знакомить, показывать, для чего они нужны: мяч катится, волчок крутится. Не покупайте игрушки «на вырост», иначе кроха просто не поймет, что с ними делать. Ребенку обязательно понравятся:
- музыкальный центр, способствующий развитию фонематического слуха. Такой подарок понравится младенцу, поскольку он сможет услышать голоса животных, звуки инструментов, нажимая на кнопочки;
- детские музыкальные инструменты, которые предназначены для совершенствования слухового восприятия, воспитания любви к искусству. Это могут быть дудочки, барабаны, ксилофоны;
- самые первые книги – тканевые, пластиковые, резиновые. Они помогут в развитии мелкой моторики, речевых навыков, интереса к чтению и получению знаний;
- игрушки для ванной, которые привьют любовь к купанию и заплывам, поспособствуют в развитии двигательных умений и познавательных способностей.
От девяти до 12 месяцев
В этом триместре малыши особенно активно развиваются в физическом и речевом плане. Дети пытаются самостоятельно ходить, любят общаться, правда, не всегда даже родители понимают, о чем они говорят.
- Поощряйте каждую детскую попытку подняться на ноги и сделать несколько шажков. Поначалу водите малыша, придерживая за обе руки, а потом лишь за одну. Очень скоро он сделает сам первые шаги.
- Читайте крохе стихотворения детских классиков – К. Чуковского и А. Барто. Разыгрывайте сценки и короткие спектакли с помощью пальчиковых куколок, перчаточных игрушек.
- Не забывайте, что целенаправленное воспитание ребенка до года бесполезно без личного положительного примера. Демонстрируйте хорошее отношение к другим людям, домашним животным. Хвалите кроху за добрые и щедрые поступки.
Игрушки для детей от девяти месяцев до года
Для вашего любопытного младенца подойдут игрушки, предназначенные для развития интеллектуальных способностей. Обязательно купите малышу:
- неваляшки, которые ему понравится толкать;
- пирамидки – с ними годовалый карапуз уже умеет играть, если предварительно показать, как нанизывать кольца;
- кубики (необязательно мягкие), из которых можно соорудить башню;
- трехсоставную матрешку для изучения формы и размера предметов;
- игрушки-каталки, предназначенные для развития согласованности движений и навыков ходьбы;
- большую куклу для изучения частей тела и лица.
При воспитании детей до годика помните, что самое главное – это не дорогие дидактические игры и пособия, а ваш положительный пример и большая любовь к ребенку. Лишь в этом случае вы поможете вашему чаду перейти к новым свершениям и достижениям.
Источник: https://www.mapapama.ru/children/psychology_baby/vospitanie-rebenka-do-goda
Как наладить отношения с мужем после рождения ребёнка
Как бы ни готовились заранее молодые родители, отношения в браке после рождения ребёнка сильно изменятся. Многие девушки задаются вопросом, восстановятся ли отношения с мужем после родов? Разберёмся, как не отдалиться друг от друга.
Рождение ребёнка – один из самых важных моментов в жизни обоих родителей. Лучше всего не загадывать и не пытаться чётко запланировать, как будет складываться семейная жизнь после появления малыша. Это поможет избежать разочарования, если всё пойдёт совершенно не так, как ожидалось.
Отношения в семье до рождения ребёнка
Если отношения мужа и жены ещё до планирования беременности были гармоничными, то перестроиться на новый лад им будет намного проще. В таком случае молодым родителям следует запастись пониманием и терпением, а также приготовиться идти на уступки.
Но бывает, когда появление ребёнка происходит на фоне проблем. И тогда обоим супругам необходимо будет приложить усилия, чтобы сохранить брак и вывести отношения на новый уровень.
Не стоит стесняться обращаться за помощью к психологу.
А также будущим родителям будет крайне полезно посещать курсы для молодых родителей – там рассказывают не только о предстоящих родах, но и об уходе за малышом, его развитии в первые месяцы жизни.
Каждая девушка переживает период беременности по-своему. И неважно, ездит ли она за рулём вплоть до родов или постоянно утомляется и использует любую возможность, чтобы лишний раз вздремнуть, будущей маме нужна поддержка и забота. Это не только облегчает ей жизнь, но и даёт понять, что на мужчину можно положиться в минуту слабости, и что он готов заботиться и о ребёнке тоже.
Сейчас резко возросло количество семей, в которых супругам за 35 лет. Это люди, которые сначала хотят реализовать свои профессиональные амбиции, построить хорошую карьеру и только потом вступить в брак.
Такие пары осознанно подходят к решению родить ребёнка, но не все из них готовы к временным неудобствам, с которыми сталкиваются и более молодые родители.
Несмотря на всю их самостоятельность, таким парам тоже нужна взаимная поддержка.
При женских консультациях проводятся бесплатные курсы по подготовке к родам и уходу за младенцем. Также в государственных поликлиниках у терапевта можно получить направление к психологу.
Рождение ребёнка и отношения в семье
Когда мама с новорожденным ребёнком возвращается из роддома, в доме царит торжественная обстановка. Всё готово к приходу малыша – кроватка заправлена, вещи постираны, поглажены и аккуратно сложены, телефон не умолкает от поздравлений.
Для молодого отца первая встреча со своим малышом очень волнительна, но также он беспокоится, не изменилось ли отношение любимой жены к нему. Поэтому молодой мамочке тоже важно подготовиться ко встрече с мужем после недолгой, но в корне поменявшей жизнь разлуки.
Мужу будет приятно ласковое приветствие, а если ему сразу вручат младенца, то он оценит такое доверие.
В первые дни после появления ребёнка отношения в семье находятся на подъёме. Но уже совсем скоро жизнь войдёт в новое русло, а молодым родителям придётся привыкать к новому режиму.
Трудные периоды после рождения ребёнка
Трудность | Длительность (в среднем) | Как себя вести |
Налаживание грудного вскармливания / режима кормления | От 1 до 3 месяцев | Поменьше переживаний, изучение теории, в случае необходимости обращение к консультанту в поликлинике. |
Нехватка времени (на дела, на себя, на мужа) | От 1 месяца до 1-1,5 лет | Просить о помощи мужа и родственников, купить удобную переноску для малыша, освоить слинг или приобрести эрго-рюкзак. |
Колики | С рождения до 3-4 месяцев | Подобрать правильный режим питания и продукты (либо подобрать другую смесь), обратиться за помощью к педиатру. |
Бессонные ночи | От 1 месяца до 1- 1,5 лет | Отсыпаться днём, «дежурить» ночью по очереди с мужем. |
Мама после рождения ребёнка
Одной из главных трудностей для молодой мамы является тот факт, что она больше не принадлежит себе. Она круглосуточно занимается ребёнком, даже спит она очень чутко, чтобы услышать малейший шорох из кроватки. В жизни девушки появляется много нового:
Папа после рождения ребёнка
Далеко не каждый молодой папа глубоко вникает в подробности ухода за маленьким ребёнком. Хотя в последнее время эта тенденция меняется в лучшую сторону. Но даже папы, не умеющие менять подгузники, переживают сильные перемены:
- осознание ответственности за маленького человечка;
- внимание жены теперь приходится «делить» с ребёнком;
- появление новых обязанностей по дому;
- изменение привычного графика;
- переменчивость настроения жены (гормоны);
- возложение основной финансовой ответственности за семью.
Учёные из Медицинской школы Норфолка опросили более 5000 пар с детьми в возрасте 9 месяцев и выяснили, что после рождения около 14% мам и 10% пап страдали послеродовой депрессией.
Причины ссор: как наладить отношения с мужем
Причина недопонимания | Варианты выхода из конфликта для пап | Варианты выхода из конфликта для мам |
Лишние килограммы | Давать молодой маме время на занятия собой, делать комплименты. | Посещать спортзал или заниматься дома, правильно и полезно питаться, много ходить пешком. |
Неопрятный внешний вид | Выводить жену «в свет» почаще (кино, театры, праздники и места, предполагающие нарядный вид). | Не забывать следить за собой, подобрать красивый, но комфортный гардероб, волосы всегда должны быть чистыми, а одежда опрятной. |
Недостаток внимания | Интересоваться успехами ребёнка и делами жены. | Уделять каждый день внимание мужу, спрашивать о его делах, ухаживать за ним, давать понять, что он глава семьи. |
Недостаток секса | Смириться с временными ограничениями сразу после родов: давать жене отдохнуть, чтобы у неё были физические силы на романтический вечер. | Оставлять силы на мужа, договариваться с родственниками, чтобы взяли ребёнка с ночёвкой, обустроить уютное место для «быстрого» секса. |
Совместный с ребёнком сон | Смириться с временными неудобствами, спать рядом с женой. | Приучать ребёнка ко сну в своей кроватке, не «ссылать» мужа на диван. |
Усталость | Договориться о графике дежурств и распределить обязанности по дому и заботу о ребёнке таким образом, чтобы расписание устраивало обоих. | См. варианты для пап |
Муж не интересуется ребёнком | Проводить больше времени наедине с малышом, разговаривать с ним по-взрослому. | Не пытаться насильно заинтересовать мужа младенцем; рассказывать о развитии ребёнка и его новых достижениях; показать, как можно развлечься вместе с крохой. |
Молодые родители не должны забывать о том, что все трудности, связанные с появлением ребёнка в семье, лишь временные. Примерно к первому дню рождения крохи новый семейный режим устаканится, да и сам малыш станет более самостоятельным.
Совместный досуг после появления ребёнка
После появления в семье ребёнка времени друг на друга становится намного меньше. Очень важно проводить время не только втроём, но и вдвоём. Хорошо, если рядом есть бабушки и дедушки, которые готовы побыть с малышом какое-то время.
Но даже если такой возможности нет, то и из такого положения есть выходы. Пока ребёнок маленький, можно гулять с мужем с коляской и разговаривать, пока он спит.
Когда малыш станет старше, можно будет нанимать няню или отводить его в детскую развлекательную комнату.
При взаимном уважении и уступках период привыкания к жизни с ребёнком пройдёт гладко. Совсем ссор не избежать, редкий брак обходится без них, но важно всегда помнить, что тяжело обоим. Если муж и жена преодолеют этот трудный период, поддерживая друг друга, то появление ребёнка сплотит их ещё сильнее и сделает роднее друг для друга.
Смотрите также
- Первый секс после родов
- Когда возобновить секс после родов
- Когда можно начинать заниматься сексом после родов
Источник: https://DetStrana.ru/article/roditeli/psihologiya/kak-naladit-otnosheniya-s-muzhem-posle-rozhdeniya-rebyonka/