Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: для чего это нужно

Детские психологи наравне с учеными считают возраст ребенка с момента рождения до трех лет уникальным. И что важно именно эти три года являются стратегическими для последующего развития и воспитания личности человека.

Если говорить о новорожденном малыше, то до шести месяцев жизни его мозг достигает 50% потенциала от мозга взрослого человека. Три года это формирование на 80% к 10 годам мозг сформирован полностью.

Это все говорит о том, как важно сенсомоторное развитие детей раннего возраста.

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: для чего это нужно

Возрастные этапы развития ребенка разделены на группы, которые отвечают за определенное воздействие окружающего мира на мозг.

Стоит отметить, чем меньше ребенок, тем больше он чувствителен и значение развития мозга очень важно именно в тот момент, когда для этого созданы самые благоприятные условия.

Успех умственного развития, эстетического восприятия мира в большинстве своем зависит от сенсомоторного развития детей раннего возраста.

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

Недостаточное сенсомоторное развитие будущего члена общества приводит к возникновению трудностей связанных с этапом начального уровня образования.

Стоит рассмотреть этот вопрос подробнее и понять в чем особенность сенсомоторного развития исходя из возраста малыша. Большинство деток раннего возраста слабо выражают, общий интерес к окружающему миру, практически нет реакции на новые впечатления.

Для таких детей каждый день похож один на один, это означает только то, что ребенок плохо развивается.

Координация таких малышей снижена, внимание неустойчиво и носит чисто формальный характер. Также очень заметно несоответствие работы глаз и рук в содружестве. Все это проявляется, прежде всего, в отсутствие игрового интереса ребенка.

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: для чего это нужно

Самый ранний этап развития это формирование ориентировки широчайшего спектра. Ребенок с правильной сенсомоторной практикой воспринимает формы, цвета, величину каждого отдельного предмета. Также он свободно анализирует шумы, звуки, речь.

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

  Развитие представлений и понятий у детей

Важнейшим моментом сенсомоторного развития детей является усвоение сенсорного способа обследования предметов, прежде всего зрительно. Это своего рода общепринятые виды и свойства предметов. Каждый из предметов упорядочен по своему типу.

Как развить сенсомоторику

Для того чтобы малыш стал усваивать сенсорные способы обследования он должен быть к этому подготовлен определенным способом. Сам процесс эталонного развития достаточно длительный и растягивается на несколько лет после рождения малыша. Все происходит, постепенно переходя с каждым новым этапом все к более сложному по своей форме восприятию.

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: для чего это нужно

Известно, что на первом году жизни восприятие малыша очень неустойчиво он различает лишь некоторые цвета, и то преимущественно яркие. Также малыш ориентируется на величины, предпочитая фокусировать взгляд на большом и ярком предмете. Чуть позже он уже начинает ощупывать предмет и опять же тот, который ярче и больше.

Именно по этой причине выпускается большое количество именно ярких и разных игрушек и погремушек. Но сам предмет он отражает приблизительно. На данном этапе очень важно обогнать процесс восприятия и занять ребенка предметами, которые разные по своей структурной составляющей.

Это создаст своеобразный фундамент для скорейшего становления сенсомоторного восприятия.

С одного года ребенку рекомендуется давать в пользование мягкие кубики разной величины и разной расцветки. Создавая простейшие постройки из этих элементов, он достаточно быстро будет развивать сенсомоторное восприятие предметов.

После двух лет жизни ребенка рекомендуется использовать дидактические игры, которые также помогут правильному развитию малыша.

Но стоит заметить факт того, что этот этап является лишь ознакомительным, так как осознание придет немного позже, но когда это случится, сенсомоторика ребенка будет развита.

Главное правило соблюдать цветовой спектр и конструктивную особенность предметов, которые находятся у малыша в пользование. Чем больше составляющих имеет предмет, тем активнее ребенок развивается.

  Раннее развитие ребенка

После трех лет необходимо формировать у ребенка общее понимание геометрии фигуры, и тут к вам на помощь придут многочисленные игры, в которых преобладает структурное соединение геометрических фигур. Геометрия поможет малышу правильно сформировать движение рук. И также сопоставление фигур воспринимается осязательно и зрительно.

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: для чего это нужно

Дети, с которыми проведена подготовительная работа, выделяют и главное называют огромное количество признаков каждого предмета, так например, на кубики они увидят не только рисунок и сам кубик, они смогут четко обозначить, что это квадрат который является геометрической фигурой.

Практика показывает интересный факт, проведенная работа по сенсомоторному развитию детей раннего возраста наиболее эффективно выделяет виды деятельности, которые ставят перед ребенком задачи на уровень сложнее, но с которыми он успешно справляется. Ребёнок начинает очень быстро узнавать предметы, замечать их структуру и различие, выполняя основные перцептивные действия в уме.

Это показывает то, что сенсомоторное развитие малыша стало внутренним психическим процессом.

Что должен понимать ребенок младшего возраста для того чтобы правильно развиваться?

  • Различать по форме предметы: круглые, квадратные, овальные, треугольные.
  • Измерять визуально и сравнивать длину предметов, ширину, высоту.
  • Различать цвета и оттенки цветов.
  • Выражать словами в свободной форме то где находится предмет по отношению к нему справа, слева (но не с боку)
  • Понимать на ощупь теплое и холодное.

Источник: https://shop-kid.ru/sensomotornoe-razvitie-detej-rannego-vozrasta

Консультация для родителей "«Развитие сенсомоторики в раннем возрасте»

  • Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Березка»
  • Консультация в уголок для родителей
  • «Развитие сенсомоторики в раннем возрасте»
  • подготовила воспитатель
  • Таксатова Екатерина Михайловна
  • 2014 г.
  • Развитие сенсомоторики в раннем возрасте.
  • Для того, чтобы точнее описать, что такое сенсомоторика, необходимо рассмотреть такие понятия, как сенсорное восприятие, моторика.
  • Что такое сенсорика?

В переводе с латинского «sensus» — восприятие, чувство. Это познавательный процесс  с помощью органов чувств, то есть, формирование с помощью органов чувств своей собственной картины окружающего нас мира.

Не секрет, что на один и тот же предмет разные люди реагируют по-разному, на одно и то же событие   люди реагируют, иногда, диаметрально противоположно.

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: для чего это нужноОкружающий нас мир мы познаем (воспринимаем) с помощью органов чувств: зрения (глаза), слуха (уши), вкуса(язык), обоняния (нос), осязания(кожа)

Как происходит сенсорное восприятие?

Сначала мы ощущаем, воспринимаем предмет органами чувств, затем анализируем информацию и сопоставляем с тем, что мы уже видели, слышали, ощущали ранее, а затем уже составляем представление о предмете.

Чем больше у нас информации о предмете, тем полнее и глубже наше представление о нем. Можно сказать проще – чем больше мы слышим, видим, осязаем, ощущаем, ….

, тем полнее и реальнее у нас представление об окружающем нас мире.

Дети каждый день, каждый миг познают окружающий их мир. При знакомстве детей с любым предметом, нужно использовать все органы чувств, и тогда у них сложиться верная картина окружающего мира.

Недостаточно показать ребенку картинку, на котором изображено яблоко, и сказать: «Это — яблоко». Через пару часов ребенок забудет и эту картинку, и как называется то, что было изображено на картинке.

Более глубокое понимание сложиться у ребенка, если он это яблоко возьмет в руки, почувствует его аромат, попробует на вкус, ощутит его на ощупь, увидит дерево, на котором выросло это яблоко.

Все эти ощущения свяжутся в одну картинку под названием «Яблоко», и это уже навсегда.

Сенсорное восприятие предметов и окружающего мира поможет детям и нам, мир увидеть таким, каким он является на самом деле — прекрасным, гармоничным, дружелюбным.

Что такое моторика?

Моторика, в переводе с латинского «motor» – движение. Различают – крупную моторику и мелкую моторику.

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: для чего это нужноКрупная моторика – это совокупность действий для выполнения какой-либо задачи. Бег, ползание, прыжки, ходьба, наклоны и – все это относится к крупной моторике. Если, например, перед ребенком стоит задача – поднять упавшую игрушку. Он сначала подойдет к ней, наклонится, протянет руку, возьмет игрушку, выпрямится – вот, сколько действий ребенок сделает, чтобы игрушка очутилась у него в руках. Все эти действия относятся к крупной моторике.

Крупная моторика это основа, вначале ребенок осваивает крупную моторику, а потом к ней постепенно добавляются навыки мелкой моторики.

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: для чего это нужноМелкая моторика – это способность манипулировать мелкими предметами и выполнять более точные действия. При мелкой моторике работают мелкие мышцы. Застегивание пуговиц, завязывание узелков, игра на музыкальных инструментах, рисование, вырезание – это все мелкая моторика.

Зачем нужно развивать мелкую моторику рук? Почему так много зависит от степени развития мелкой моторики рук у детей? Развитие мелкой моторики рук важно не только для того, что бы ребенок мог легко застегивать пуговицы, завязывать шнурки, уверенно держать ложку в руках, то есть, облегчил маме жизнь. Внимание, мышление, наблюдательность, воображение, координация движения, речь — все это напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики рук у ребенка.

Развивать ее нужно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь потребует от ребенка точных скоординированных движений. Каждый из нас, наверное, встречал людей, у которых все «валится из рук», возможно причина в том, что в детстве мелкой моторике уделялось мало внимания.

Хорошо развитая мелкая моторика может помочь при выборе профессии. Нельзя себе представить хирурга, художника, ювелира и даже часовых дел мастера с плохо развитой мелкой моторикой рук.

Начинать развивать мелкую моторику рук у ребенка нужно с самого раннего детства. Мы массажируем пальчики рук у ребенка, мы видим улыбку ребенка, мы разговариваем с ним, этот процесс приносит удовольствие, не только ребенку, но и нам, взрослым.

Затем мы даем ребенку игрушки разной формы, и развиваем у ребенка «хватательный» рефлекс и мелкую моторику. Потом учим ребенка рисовать, лепить, шнуровать, складывать мозаику, строить фигурки с кубиков, главное, что бы ребенку было интересно.

Есть много игр и игрушек для развития мелкой моторики рук, начиная со всем известной «сорока — ворона кашу варила…..» и заканчивая настольными играми. Мелкая моторика развивает творческие способности у ребенка.

  1. Крупную и мелкую моторику у ребенка необходимо развивать в комплексе, только в этом случае развитие ребенка будет гармоничное и последовательное.
  2. Что такое сенсомоторика?
  3. Сенсомоторика состоит из двух слов ( «sensus» — чувство, ощущение и «motor» — двигатель.)
Читайте также:  Развитие малыша 14 недель: как чувствуют себя ребенок и мама

Ребенок начинает познавать мир с самого раннего возраста, сначала с помощью ощущений (сенсорики), его жизнь окружает разнообразие звуков, красок, форм.

И чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребенка, тем развитие ребенка происходит более эффективно.

Ребенок растет, начинает двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь уже крупная и мелкая моторика помогает ему познавать мир.

Сенсомоторика – это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения, и т.д.

Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: для чего это нужноСенсомоторика работает на уровне рефлексов. Показательный пример: мы идем по улице, глаза увидели препятствие: лужу, камень,…. . Мы или останавливаемся, или делаем движение в сторону. Сработало сенсомоторное восприятие. Еще пример: мы услышали громкий звук и в нашем движении будут какие-то изменения – мы либо остановимся, либо ускорим движение, либо посмотрим в сторону, откуда доносился звук.

Еще пример: рисуем пейзаж — при помощи руки на лист переносим то, что видят глаза. (Взаимодействие зрения и движения руки и пальцев)

Сенсомоторика – это взаимодействие сенсорного восприятия и движения.

Какие цели ставим перед собой в работе с детьми? Развивать у детей умение согласовывать и управлять своими действиями и эмоциями.

Использованные Интернет-ресурсы.

Источник: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-roditeley-razvitie-sensomotoriki-v-rannem-vozraste-1072261.html

Развитие моторики рук у дошкольников в ДОУ

Считается, что дети с момента появления на свет до школьного возраста уникальны и проходят один из наиболее значительных периодов психофизиологического формирования. Рождаясь, малыши уже имеют сформированные органы чувств, но они еще не могут активно функционировать. Научиться пользоваться своими ощущениями малышу помогает сенсомоторное развитие.

Возрастные особенности сенсомоторного развития детей

Сенсомоторное развитие — это особая познавательная деятельность, которая имеет определенные цели, средства, задачи и способы осуществления. Если не обеспечить детям дошкольного возраста достаточное сенсомоторное воспитание, то впоследствии это приведет к возникновению трудностей в процессе начального обучения.

Сенсомоторика в детском возрасте

Сенсомоторика подразумевает формирование у ребенка восприятия и представления о внешних свойствах предметов, является фундаментом общего умственного развития. Ранний и дошкольный возраст у детей считается наиболее благоприятным периодом для улучшения деятельности органов чувств.

Как показывает практика, ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Золотой порой сенсомоторного развития признается раннее детство, так как в этот период происходит ознакомление со свойствами предметов.

Обратите внимание! На раннем этапе воспитания у ребенка формируется широкая ориентировка в предметном окружении. Он не только знакомится с формами, цветами и величиной предметов, но и совершенствует звуковой анализ речи, формирует музыкальный слух и развивает мышечные чувства.

Как только ребенок начинает ходить самостоятельно, он получает относительную независимость и стремиться к познанию всего окружающего с помощью рук. Именно в этот период начинается новый этап в развитии мозга и моторики, в процессе которого происходит ознакомление с окружающим предметным миром.

Обратите внимание! В период с 3 до 7 лет у детей прослеживается характерная взаимосвязь между развитием сенсорики и моторики. Это объясняется тем, что в этот период происходит созревание соответствующих зон мозга дошкольника, которые отвечают за выполнение важных психических функций.

К окончанию периода раннего возраста, если ребенку были созданы все необходимые условия, в старшей группе ДОУ развитие сенсомоторики происходит в ускоренном темпе.

Так как во время сенсомоторного развития детей младшего возраста нужно привлекать к деятельности и формировать действия и восприятие, то сенсомоторное развитие обязательно должно осуществляться под пристальным его контролем.

Систематическая работа по сенсомоторному восприятию детей способствует формированию навыков, которые подтверждают высокий уровень восприятия. Специалисты рекомендуют работать с детьми в рамках игровой, дидактической игры. От такого подхода дети получают удовольствие и знакомятся с новыми нормами и правилами.

Особенности сенсомоторики

Круг задач, которые решает сенсомоторное воспитание

Дошкольный период является важным этапом формирования навыков и усвоения знаний ребенка, как со стороны психологии, так и других особенностей. Об этом написано множество рефератов и статей. В процессе техника занятий основана на сенсомоторном развитии.

  Дидактические игры по ФЭМП в подготовительной группе

Круг задач сенсомоторного воспитания:

  1. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  2. Развитие крупной моторики.
  3. Формирование у детей системы обследовательских действий.
  4. Формирование системы сенсорных эталонов.
  5. Совершенствование и развитие умений самостоятельно применять систему перцептивных действий.
  6. Развитие слухового и зрительного восприятия.

Обратите внимание! Исходя из перечисленных выше целей и задач, родители и воспитатели ДОУ должны стараться создать детям все необходимые условия для сенсомоторного развития.

Как развить сенсомоторику

От степени сенсомоторики практически полностью зависит готовность ребенка к обучению в школе. К концу дошкольного периода у нормально развивающихся детей должна быть полноценно основана система перцептивных действий и сенсорных эталонов.

Недостаточное сенсомоторное развитие приводит к возникновению разнообразных трудностей во время начального обучения. Чтобы этого не произошло важно начать упражнения и занятия как можно раньше, лучшего сразу после рождения младенца.

Развитие крупной моторики у детей дошкольного возраста

Не все имеют представление о крупной моторике у детей что это, и есть движения крупных мышц тела. Ее формирование начинается гораздо раньше мелкой. Чтобы развить крупную моторику существует множество различных упражнений и игр.

Обратите внимание! Самым простым видом для развития крупной моторики является выполнение всевозможных упражнений во время зарядки. Разнообразные повороты, наклоны, приседание, прыжки и многое другое помогают ребенку научиться контролировать свое тело.

Научиться внимательности и координации движений можно с помощью игр со скакалкой, а также в процессе бросания и попадания в цель мячами. Укрепить мышечный аппарат можно благодаря танцам, езде на велосипеде, самокате, роликах и коньках.

Развитие мелкой моторики

Под мелкой моторикой рук у детей дошкольного возраста подразумевается движение мелких мышц кистей рук. Мелкая моторика способствует развитию речи, взаимодействует с воображением, мышлением, наблюдательностью, вниманием, координацией, а также двигательной и зрительной памятью.

Начинать развивать мелкую моторику рекомендуется с восьми месячного возраста. Объясняется это тем, что в этот период пальцы рук малыша уже поддаются активной тренировке. Можно приступить к формированию моторной функции и раньше, но все же возраст 8 месяцев, по мнению специалистов, самый оптимальный.

Превосходное развивающее, тонизирующее и оздоравливающее действие оказывают игры с крупой, пуговицами, камешками и бусинками.

К таким играм относятся упражнения с использованием щипцов, рисование из крупы и упражнения с использованием пинцета. Также нужно систематически давать ребенку обычную раскраску, в которой он сможет проявить свою фантазию.

При этом ребенок должен играть и выполнять соответствующие задания только под пристальным контролем взрослого.

Способствуют развитию мелкой моторики также пальчиковые игры, которые представляют собой своеобразную инсценировку историй. Начинать занятия с ребенком можно с раннего возраста, до наступления одного года со временем систематически усложняя программу. Во время таких игр полностью задействованы не только руки, но и пальцы.

Прекрасно развивает мелкую моторику лепка из пластилина, глины или соленого теста. Кроме этого специалисты, имеющие огромный опыт работы с детьми утверждают, что такие занятия превосходно развивают детское воображение.

Важно! Увлекательными и занимательными считаются упражнения с применением дополнительных предметов.

Способы развития сенсомоторики у детей дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст является самым продуктивным для развития способностей. Если в этот промежуток времени допускаются ошибки, то в последующей жизни это будет являться невосполнимой потерей.

Обратите внимание! Согласно консультациям специалистов, недостаточное сенсомоторное развитие в раннем и дошкольном возрасте приводит к серьезным трудностям во время дальнейшего обучения.

В настоящее время не во всех детских садах применяются стандартные способы развития сенсомоторики. В отдельных случаях воспитатели даже прибегают к нетрадиционным методам. Современные детские сады оснащены специальной комнатой сенсорного развития, в которых установлено все необходимое оборудование.

Сенсомоторное развитие происходит в процессе специальных игр, которые рекомендуется заранее продумывать и готовиться к ним. В этом деле каждому воспитателю поможет специализированная литература, ознакомившись с которой можно составить конспект и тщательно подготовиться к занятию.

Источник: https://vospitanie.guru/doshkolniki/razvitie-motoriki-ruk-v-dou

Формирование сенсомоторных способностей у детей раннего дошкольного возраста

Формирование сенсомоторных способностей у детей раннего дошкольного возраста.

Раннее детство – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.

 Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Период раннего детствав психолого-педагогической литературе рассматривается как базисная основа всего последующего развития. У истоков педагогики раннего возраста стояли такие ученые, как Н.М.Аксарина, Н.

Щелованов, А.В.Запорожец. Подчеркивая уникальность и самоценность раннего детского возраста, исследователи определили зависимость развития различных видов детской деятельности от сенсомоторного развития.

Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Поэтому одним из приоритетных направлений раннего периода детства является воспитание сенсомоторной культуры детей.

Сенсомоторика (от лат. Sensus – «чувство, ощущение» и motor – «двигатель») – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

 Сенсомоторная культура — это умение управлять движением и эмоциями, это согласованность глаз и движения, согласованность слуха и движения. Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно готовым» к этому. Если он не может схватить предмет, то не сможет и ощутить его.

Только при бимануальном (двумя руками) ощупывании предмета происходит его пространственное изучение. Развитие моторики обеспечивает развитие других систем.

Для того чтобы эффективно определять форму, объем и размер предмета, ребенок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи. Таким образом, три группы мышц обеспечивают функцию восприятия.

 Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить.

Именно этот возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Чем больший запас действий и проб накопит в своём опыте ребёнок, тем скорее он перейдёт к более высокому уровню мышления – наглядно-образному — и будет оперировать уже не предметами, а их образами. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.     

Читайте также:  Воспитание и развитие личности ребенка: как научить детей жить в обществе

Предметная деятельностьявляется ведущей в период раннего детства имеет все возможности для осуществления психофизического и психоэмоционального благополучия.

В работах B.C.Мухиной, Е.О.Смирновой, Г.Г.Григорьевой и др. обращается внимание на то, что специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открывается функции предметов. Взрослый помогает ребенку усвоить назначение и способ употребления вещи (предмета).

Отсюда — содержание предметной деятельности- усвоение функций предметов, которые закреплены за ними в общественном опыте. Выдающиеся учёные в области дошкольной педагогике и психологии (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Е. Т. Тихеева, Н. П. Сакулина и др.

) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон развития детей раннего возраста. 

Особенность предметной деятельности детей раннего возраста предполагает сотрудничество или совместную деятельность ребенка и взрослого. В работах Л.Ф.Обуховой, П.Я.Гальперина. Д.Б. Эльконина, Е.О. Смирновой. Ф.И.Фрадкиной рассматриваются основные линии совместной деятельности ребенка и взрослого.

Содержание ситуации развития представлено в схеме («ребенок — предмет — взрослый»). Мотивпредметной деятельности — сам предмет, способ его употребления. Общение становится формой организации предметной деятельности. Педагогическая позиция взрослого направлена на изменение (в отличие от младенческого периода) характера общения.

Взрослый, используя ситуативно-деловое общение, вместе с предметом передает способ действияс ним. Общение со взрослым протекает на фоне практических действий с предметом.

Действуя с предметами, ребенок открывает для себя их физические (величину, форму, цвет) и динамические свойства, пространственные отношения (близко, далеко), разделение целого на части (разбирает и собирает матрешку, пирамидку).

Основной целью в работе по сенсомоторному развитию детей раннего возрастаявляетсясоздание условий для формирования восприятия у ребенка  как начальной ступени познания окружающей действительности.

Указанная цель достигается через решение следующих взаимосвязанных задач:

  • Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков.
  • Тактильно-двигательное восприятие.
  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Восприятие формы, величины, цвета.
  • Восприятие особых свойств  предметов (вкус, запах, вес).
  • Восприятие пространства и времени.

Характерной особенностью организации образовательной деятельности по формированию у детей сенсомоторной культурной практики является систематизирование представленийо свойствах и  качествах, которые являются основой — эталонами обследования любого предмета, доступность и практичность использования.

В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей младенческого и раннего возраста, образовательная деятельность осуществляется по нескольким направлениям:

  • развитие крупной моторики направлено на формирования навыков удержания равновесия, координации крупных движений, ползания, лазания, ходьбы по доске. Ребенок учится ощущать свое тело в пространстве.
  • сенсорное развитиенаправлено на формирование зрительного, тактильного, слухового восприятия. Ребенок усваивает форму, цвет, обогащает пассивный и активный словарь.
  • развития мелкой моторики направлено наразвитие мелкой моторики пальцев рук, координирование работы руки и глаза, обеих рук, формированию умений осуществлять пинцетный захват.Ребенок учится пересыпать, перекладывать, сортировать, складывать, откручивать и закручивать, нанизывать, пользоваться инструментами (ложкой, пинцетом).
  • Особенности сенсомоторного развития
  • Младенческий возраст
  • — складывается акт рассматривания предмета;
  • — формируется хватание, приводя развитие руки, как органа движения;
  • — появляются повторные (похлопывание рукой, предметом, постукивание предметом о предмет) движения и  реакция подражания (движения рук ребенка, подражающие действиям взрослых);
  • — устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует манипулированию с предметом;
  • — устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действием с ним и называнием его взрослым;
  • — формируется восприятие величины и формы предметов;

— возникает элементарное экспериментирование с предметами: с одним и тем же предметом по-разному действует (стучит, поворачивает, просовывает в отверстие, катает и др.).

  1. Ранний возраст 
  2. От 1 года до 1 года 6 месяцев:
  3. —  развиваются разные действия с предметами: притягивать, раскладывать, вынимать, вкладывать и пр.;
  4. — обогащаются впечатления о внешних свойствах предметов (цвет, форма, величина).
  5. От 1 года 6 месяцев до 2 лет:
  6. —  совершенствуются орудийные действий с предметами (подтягивать предметы заленточку, выталкивать палочкой игрушку, навинчивать гайки, вылавливать рыбоксачком, забивать втулочки в песок и пр.);
  7. —    развивается мелкая моторика рук, выполнение более тонких действий с предметами;
  8. —  развиваются элементарные представления о величине (большой — маленький), форме (круглый, квадратный, треугольный), цвете (красный, желтый, синий, зеленый), количестве (много — мало);
  9. — формируется  сенсомоторная координация «глаз-рука».
  10. От 2 до 3 лет
  11.  формируются  умения различать четыре цвета спектра (красный, желтый, зеленый, синий), пять геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и три объемных тела (куб, шар, призма), три градации величины (большой, поменьше, маленький);
  12. —  развивается способность устанавливать тождества и различия однородных предметов по одному из признаков (цвет, форма, величина), сопоставляя его с образцом, ориентируясь на слова «форма», «такой», «не такой», «разные»;
  13. —  развиваются действия по использованию сенсорных эталонов;
  14. —  совершенствуются предметно-орудийные действия, развиваются координированные
  15. движения обеих рук и мелкой моторики.
  16. Способы и приемы в организации работы по сенсомоторному развитию детей.

Чтобы помочь ребенку лучше овладеть своими движениями  и сенсорными знаниями, необходимо создать активную подготовительную среду, способствующую развитию координации, совершенствованию двигательных навыков и освоению сенсорных эталонов.  Многочисленные исследования (Л. А. Венгер, Э. Г.

 Пилюгина и др.) показывают, что прежде всего это действия с предметами (подбор предметов в пары и др.), продуктивные действия (простейшие постройки из кубиков и др.), упражнения и дидактические игры.

В современной системе сенсомоторного воспитания определённое место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На занятиях такого рода сенсорные и двигательные задачи воспитатель ставит перед детьми в игровой форме, связывает с игрой.

Развитие восприятий и представлений ребёнка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий.

Сенсомоторную культуру ребенка раннего возраста целесообразно  рассматривать как интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения детей.

 Формирование сенсомоторной культурной практики осуществляется в ходе специальных игр-занятий, в процессе дидактических игр и упражнений,    в продуктивных видах деятельности (аппликация, рисование, лепка, конструирование, моделирование), в процессе труда в природе, в повседневной жизни детей: игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания.

  • Развитие эмоций, создание положительного настроя на занятии:
  • –    психогимнастика;
  • –    сюрпризные моменты;
  • –    настольные, пальчиковые театры, театры «би-ба-бо»;
  • –    «Чудесный мешочек», «Волшебный сундучок».
  • Развития речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем:
  • –   дидактические игры на развитие слухового внимания, подражания  звукам, словам, игры типа лото;
  • –   пальчиковая гимнастика.
  • Развитие крупной моторики:
  • –   игры, развивающие координацию движений;
  • –   игры с мячами;
  • –   физкультминутки;
  • –   логоритмические упражнения;
  • –   игры с цветными кеглями.
  • Развитие мелкой моторики:

–   рисование пальцами, кистью,  кусочком ваты и т.д.;

  1. –  лепка из глины, пластилина, теста;
  2. –  игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором;
  3. – застёгивание и расстегивание пуговиц;
  4. – всевозможные шнуровки;
  5. – нанизывание колец на тесьму;
  6. –  аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
  7. –  собирание пазлов;
  8. –  сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, крупы, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
  9. –  использование массажных мячей;
  10. –   «Шариковые» ванны»;
  11. –   тактильные панно;
  12. –  игры с водой, песком, крупой.
  13. Развитие сенсорных эталонов:
  14. –   Дидактические игры на обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/formirovaniie_siensomotornykh_sposobnostiei_u_dietiei_ranniegho_doshkol_nogho_vo

Развитие сенсомоторики детей раннего возраста

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве. Именно ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.

У детей с проблемами в развитии, как правило, их формирование затруднено, а восприятие характеризуется недостаточной точностью и гибкостью.

У многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Такие дети быстро устают, отличаются пониженной работоспособностью, что в значительной степени связано с физическим недоразвитием.

Недостаточное сенсомоторное развитие детей раннего дошкольного возраста приводит к возникновению различных трудностей в ходе дальнейшего обучения.

С самого рождения ребенок как губка впитывает все, что его окружает. Сенсомоторика (зрение, слух, осязание, обоняние) служит тем устройством, посредством которого происходит развитие человеческого разума.

Необходимо только соответственно обустроить пространство, окружающее ребенка, и профессионально поддержать его.

Главные предпосылки, которые имеются у малыша для строительства самого себя — это впитывающее мышление и возрастные сензитивные периоды.

Зона развития крупной моторики предназначена для формирования навыков удержания равновесия, координации крупных движений, ползания, лазания, ходьбы по доске. Здесь ребенок учится ощущать свое тело в пространстве.

В зоне сенсорного развития находятся материалы, способствующие становлению зрительного, тактильного, слухового восприятия. Здесь ребенок усваивает форму, цвет, обогащает пассивный и активный словарь. В этой зоне, как и в других, ребенок сам выбирает материал для работы. Взрослый должен показать, как с этим материалом следует обращаться, а потом помочь убрать его на место.

В зоне развития мелкой моторики ребенок учится пересыпать, перекладывать, сортировать, складывать, откручивать и закручивать, нанизывать, пользоваться инструментами (ложкой, пинцетом). В результате не только формируется мелкая моторика пальцев рук, но и осуществляется пинцетный захват, координируется работа руки и глаза, обеих рук.

Зона упражнений с водой представляет собой часть зоны по развитию мелкой моторики и выполняет те же задачи. Кроме этого, ее материалы имеют выраженный, терапевтический эффект.

Работа с водой снимает повышенную возбужденность и успокаивает. Здесь формируются навыки переливания, наливания, отжимания.

Ребенок учится вытирать пол, стол, поднос, взбивать пену, пользоваться грушей, пипеткой, губкой, ситом.

В зоне продуктивной и изобразительной деятельности ребенок имеет возможность рисовать пальцем по манке, рассыпанной на подносе, мелом на доске, фломастером на прозрачном органическом стекле, повторяя рисунок, подложенный снизу. Может работать с бумагой и ножницами, соленым тестом, пластилином. Все это, конечно, делается под руководством и присмотром взрослого. [1]

Большое значение в сенсорном развитии имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а также последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий.

Читайте также:  Внутриутробное развитие ребенка: особенности каждого этапа беременности

Усвоение сенсорных эталонов – сложный и длительный процесс. Усвоить сенсорный эталон означает не просто умение правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых разных ситуациях.

  • Эффективность процесса сенсомоторного обучения определяется по следующим показателям:
  • -общее оздоровление, укрепление организма, развитие двигательных способностей, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки; развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений), развитие организованности, дисциплины;
  • -совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий, формирование аналитического восприятия;
  • -развитие произвольного внимания, памяти, речи, мыслительных способностей. [2]
  • Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Для улучшения и развития мелкой моторики, в группах раннего возраста совместно с родителями изготовили многофункциональные развивающие пособия (тактильные панели).

Игры с разнообразными элементами дарят малышу новые сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику, внимание и память, учат отслеживать причинно-следственные связи.

Игра с панелью помогает тренировать координацию и навыки движения, а разнообразие текстур материалов, их различная плотность и отдельные мелкие детали прекрасно развивают тактильные ощущения и сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику рук малыша.

  1. Игровые панели способствуют росту познавательной активности и всестороннему развитию ребенка.
  2. Многофункциональные игрушки, пособия, персонажи созданные руками воспитателя, мамы, бабушки имеют огромное эмоциональное, познавательное развивающее значение.
  3. Тактильная панель №1 «Цыпленок и подсолнух»

Игровое развивающее пособие состоит из разных материалов: мех натуральный (овчина, пластмассовые бигуди, мех искусственный, флис, ковролин «искусственная трава», капрон, прозрачные пластмассовые бусины, деревянные бусины, бусина черного цвета, шелк, мебельная обивочная ткань разного цвета и разной фактуры, х/б шнур, пластмассовое кольцо от игры «кольцеброс», оплетенное шерстяной нитью, фасоль, для наполнения тельца цыпленка и горох, для наполнения гребешка. При этом сюжетная картинка помещена на фанерной панели (размер панели 800х900х20). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 2 до 6-7 лет.

Тактильная панель № 2 «Пчелки на прогулке»

Игровое пособие “Тактильная панель”.

Игровое развивающее пособие состоит из разных материалов: волокно натуральное (кисть для побелки, мех натуральный (овчина, ковролин, пластмассовые бигуди, прозрачные пластмассовые бусины, деревянные бусины разной формы, шелк, мебельная обивочная ткань разного цвета и разной фактуры, капроновый шнур, капроновая нить, пластмассовое кольцо, оплетенное шерстяной нитью, плетеный сизаль, наклеенный на х/б ткань. При этом сюжетная картинка помещена на фанерной панели (размер панели 800х900х20). Пособие предназначено для развития сенсомоторики у детей от 2 до 6-7 лет.

  • Обучающие и развивающие возможности пособий — развитие тактильной чувствительности кожного покрова ладоней и подушечек пальцев ребенка;
  • — развитие тонкой пальцевой моторики;
  • — развитие внимания, наблюдательности, памяти;
  • — развитие словаря свойств и качеств, признаков, а также развитие связной речи;
  • — развитие пространственных представлений;
  • — развитие математических представлений и счетных умений;
  • — развитие умения действовать по образцу, по заданному условию, самостоятельно.
  • — умение налаживать контакты, соблюдать правила, очередность и другие коммуникативные умения.
  • Литература:

Ткаченко Т.А Развиваем мелкую моторику // М.: , 2007. Лебедева А.Н. Развитие сенсомоторики детей дошкольного возраста // М.: Школьная пресса, 2004.

Источник: http://guselki.68edu.ru/svedeniya/metodika/metodbox/16/188-sensor.html

Консультация " Создание условий для сенсомоторного развития детей раннего возраста"

  • Создание условий для сенсомоторного развития детей раннего возраста.
  • (для воспитателей первых младших групп)
  • Ранний возраст — самое благоприятное время для  сенсорномоторного развития.  

Сенсомоторное   развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и развитие моторной сферы. Сенсомоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка дошкольного возраста.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

  Сенсомоторное развитие является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы, и т. п. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п. , т. е. сформировать у него перцептивные действия.

Создание развивающей среды является  необходимым условием для сенсорномоторного  развития детей раннего возраста. Чтобы малыш мог полноценно развиваться, ему необходима такая среда, которая позволит в полной мере задействовать все возможности растущего человека, удовлетворит потребность в спонтанной деятельности, даст пищу разуму и не скует движения.      

   Специально созданные условия – в процессе проведения занятий и в повседневной жизни – позволяют обеспечить накопление разнообразных зрительных, слуховых, осязательных впечатлений, формировать элементарные представления об основных разновидностях величины (большой — маленький), формы (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). В результате становится возможным формировать умение выделять разнообразные свойства предметов, ориентируясь на цвет, форму, величину, звуки, фактуру и т.п.     Ребёнок ещё не владеет речью в достаточной мере, поэтому основными средствами выражения мысли и чувств являются непосредственные действия.

Основным методом организации игр, занятий является побуждение интереса к тем или иным игрушкам, дидактическим материалам, прежде всего пособиям, изготовленным из дерева (матрёшки, большие и маленькие, пирамидки, кубы-вкладыши, доски с отверстиями разной величины или формы с комплектами вкладок, столики с грибочками).

 Именно деревянные игрушки важны для сенсорного развития: их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Наиболее удобны для захватывания вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша .

 Распределение внимания у ребёнка раннего возраста между зрительным, слуховым, осязательным восприятием и памятью – сложный процесс. Дети с рождения различают все цвета спектра и даже некоторые оттенки, но учитывать цветовую характеристику предметов при действиях с ними ему сложнее: цвет нельзя пощупать, он доступен только визуальному наблюдению.

При подборе дидактических материалов необходимо стремиться к одинаковой насыщенности цвета. Если красный цвет яркий, то такими же насыщенными, яркими должны быть и жёлтый, и зелёный и другие цвета.

В противном случае ребёнок с нарушением цветового восприятия может ориентироваться не на сам цвет, а на его интенсивность.

Дидактический материал может быть подобран  как стандартного происхождения (карточки по различным темам, книжки, мозаика, пирамидки, бочонки, мелкий и крупный строительный материал) так и сделанные своими руками (разнообразные дидактические  игры).

 Правильно подобранные по цвету, форме, величине дидактические пособия имеют большой эмоциональный заряд, определяемый фактурой, пропорциями, гармонией цвета. Для развития крупной моторики должно быть необходимое физоборудование (мячи, веревки, мешочки, доски, скамейки).

Рекомендуется в младших группах отводить место для игр с песком, водой. Эти игры требуют специального оборудования. Рядом в коробку, в контейнер или на полку поставьте необходимые предметы: емкости для переливания воды, резиновые надувные мелкие игрушки, игрушки-забавы для игр с водой (плавающие игрушки, мельнички и др.), шарики для пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки и т. д.

Практически каждый ребенок младшего возраста испытывает интерес и влечение к книжке с яркими картинками.

Так как пальчики у детей еще неумелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги, из полиэтилена или вложите картинки, изображающие предметы и несложные сюжеты, в прозрачные пленочные «карманы». Такие «книги» сохранятся дольше и принесут детям много радости и удовольствия.          

Различный природный материал развивает тактильные ощущения: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое.

Дети с большим удовольствием играют в игру «Цыплята» (перебирание фасоли и гороха, рисуют пальцем, ватными палочками,  по рассыпанной манной крупе или муке, в сухом бассейне из гороха и фасоли находят на ощупь мелкие игрушки; выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков, составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, развивают тактильные и пальцевые ощущения.

Приобщение к предметному миру в раннем возрасте происходит только при активном участии взрослых, когда ребенку объясняют, что ложкой едят, расческой расчесываются, мячики катают.

Внимание и личная обращенность взрослого стимулируют и поддерживают ребенка, побуждают действовать, придают уверенность. Самостоятельно, без помощи взрослых, ребенок не может понять назначение предмета.

Взрослый должен стать посредником между ребенком и окружающей средой.

Находясь в правильно организованной предметно- развивающей среде, с помощью воспитателя, дети получают возможность полноценно развиваться, накапливают необходимые знания, умения и навыки в сенсорномоторном  развитии, что успешно повлияет на дальнейшее умственное  развитие ребенка.

Чем больше дети познают, тем богаче будет их сенсорный опыт, тем легче и проще им будет развивать моторику. Чтобы взять одной рукой предмет, ребенок должен быть уже моторно-готовым к этому. Если он не может схватить этот предмет, то не сможет и ощутить его. 

Сенсо — чувство, моторика — движение. Именно в раннем детстве у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать свое тело, учатся управлять им. Пусть ребенок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается.

      Подготовила: заместитель заведующего по о/д   Александрович Н.А.

Источник: https://sad38lida.schools.by/pages/konsultatsija-dlja-vospitatelej-pervyh-mladshih-grupp-sozdanie-uslovij-dlja-sensomotornogo-razvitija-detej-rannego-vozrasta

Ссылка на основную публикацию