Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ.
Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды.
На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш — это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе — главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст — первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст — осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии.
Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается.
Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст — самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Источник: https://detki.guru/razvitie-rebenka/vozrastnye-etapy-razvitiya.html
Методические разработки педагогов Центра для родителей
Для любого ребенка конфликт между родителями – это стресс, а развод может восприниматься им как трагедия. Поэтому особенно важно, чтобы в период развода и после него родители проявляли особое внимание к своему ребенку, его психоэмоциональному состоянию, стремились создать условия для его регулярного общения с обоими родителями в психологически безопасной обстановке.
Конфликты (развод) между родителями влекут за собой неблагоприятные последствия для ребенка в том случае, когда родители бессознательно или осознанно вовлекают детей в борьбу друг против друга – конфликт лояльности.
Когда ребенок втянут в такой конфликт, это не только негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии, но и создает значительный риск нарушений психического развития. Ребенок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: маминой или папиной, т.е. проявление с его стороны любви к одному из родителей ставит под угрозу отношения с другим.
Следствием конфликта лояльности может стать развитие невротических симптомов: страхов или фобий, раздражительности, плаксивости, излишней покорности, и т. п. Ребенок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоциональных трудностей ребенка.
В ином варианте родители частично переносят на ребенка свои негативные чувства к партнеру, что делает их отношения довольно противоречивыми, имеющими существенный агрессивный компонент.
Типичные детские реакции на развод и факторы, повышающие риск развития психических и психологических нарушений у детей в пост разводный период:
- Снижение уровня и качества социальной адаптации: снижение социальной компетентности; трудности в отношениях со сверстниками; низкая способность к сотрудничеству; заниженная самооценка; нарушения поведения, связанные с большей агрессивностью, импульсивностью; снижение стремления к социальной успешности.
- Тревожные расстройства и расстройства настроения. У каждого шестого ребенка, пережившего высоко конфликтный развод родителей, данные нарушения достигали клинического уровня и требовали медикаментозного лечения.
В большинстве случаев данные реакции являются обратимыми и исчезают или существенно уменьшаются в течение 1-2 лет после развода, при условии, что взаимоотношения между родителями конструктивные и ребенок не является постоянным участником их продолжающегося конфликта.
Отдаленные последствия высоко конфликтного развода родителей для детей и подростков:
- проблемы во взаимоотношениях с окружающими людьми;
- риск нарушения семейных отношений в зрелом возрасте.
Дети, пережившие высоко конфликтный развод родителей, раньше уходят из дома и начинают жить самостоятельно, раньше начинают сексуальную жизнь.
По достижению совершеннолетия лица, пережившие развод родителей, имеют больше трудностей в установлении близких, интимных отношений с противоположным полом.
Они раньше создают семью, будучи психологически не готовыми к подобным отношениям; у них ниже уровень удовлетворенности браком; выше частота разводов в собственных семьях. Их взаимоотношения с родителями менее близкие и характеризуются меньшим уровнем поддержки.
Последствия участия детей разного возраста в конфликтах между родителями:
Время появления проблем развития | Личностные нарушения | Нарушение поведения | |
Активная форма | Пассивная форма | ||
Младенчество | Чувство незащищенности | Защитная агрессивность | Страх |
Ранний возраст | Чувство несвободы, зависимости | Деструктивная агрессивность | Социальные страхи |
Дошкольный возраст | Чувство одиночества | Демонстративная агрессивность | Страх самовыражения |
Подростковый возраст | Чувство неполноценности | Компенсаторная агрессивность | Страх взросления |
Таким образом, конфликтные отношения между родителями являются для ребенка важнейшим стресс генным фактором, а родители, вовлеченные в конфликт, являются худшими моделями идентификации для детей.
Чтобы снизить негативные последствия развода для эмоционального состояния и развития ребенка, всем участникам процесса необходимо учитывать следующие моменты:
- Психическое и психологическое состояние родителя, с которым находится ребенок до и во время развода, являются важнейшими предикторами (параметрами) адаптации ребенка к психотравмирующему изменению семейной ситуации.
Проживание после развода с депрессивным, тревожным родителем является для ребенка фактором риска и ассоциируется с эмоциональными нарушениями, социальной и академической не успешностью. Депрессия и тревога у родителя в начале бракоразводного процесса сопряжена с эмоциональными расстройствами у детей спустя 2 года после развода.
В свою очередь проживание с компетентным, адекватным родителем, конструктивные взаимоотношения между родителями после развода являются важнейшим защитным фактором, обеспечивающим лучшую адаптацию ребенка к изменению семейной ситуации.
Любовь, эмоциональная поддержка, адекватный надзор, авторитетная дисциплина, соответствующие возрасту и особенностям ребенка ожидания и требования обеспечивают лучшую адаптацию ребенка к изменению семейной ситуации в сравнении с менее внимательными, менее поддерживающими, менее последовательными в дисциплинарных требованиях родителями.
- Общение с отдельно проживающим родителем – фактор, влияющий на психологическое благополучие ребенка и успешность его адаптации к разводу, при условии, если между родителем и ребенком сформированы близкие отношения.
Положительная связь между частотой контактов с отдельно проживающим родителем и лучшей адаптацией ребенка выше, если опекающий родитель позитивно оценивает эти отношения и поддерживает их.
Враждебность между родителями и стремление уменьшить частоту контактов с ребенком отдельно проживающего родителя ассоциируются с худшей адаптацией у детей в сравнении с теми детьми, чьи родители не препятствуют общению.
В ситуации развода некоторый уровень конфликта между родителями является нормой, и в дальнейшем выраженность конфликта уменьшается в течение 2-3 лет после развода по мере эмоционального освобождения родителей и принятия новой ситуации.
Наиболее оптимальной для развития ребенка является ситуация после развода, когда родители оказываются в состоянии сотрудничать в выполнении родительских обязанностей, что выражается в совместном планировании, гибкости, частых коммуникациях, касающихся детей, координации планов и действий.
Не травматичной для ребенка является и такая ситуация, при которой разведенные родители выполняют свои функции параллельно друг другу, не стремясь к сотрудничеству, но и не препятствуя друг другу в общении с детьми и их воспитании. Хотя наиболее предпочтительно для детей кооперативное родительство, они также преуспевают и при параллельном, если каждый из родителей осуществляет адекватное воспитание.
Конфликтные отношения между родителями, сохраняющиеся после развода, особенно сопряженные с физическими проявлениями агрессии, часто приводят к появлению у детей соматических и психосоматических симптомов, социальных и поведенческих проблем. У каждого шестого ребенка, пережившего высоко конфликтный развод родителей психические нарушения достигают клинического уровня.
- Стратегии, которые используют родители для решения конфликта.
Вербальная агрессия отцов приводит к большим поведенческим проблемам и сниженной самооценке у детей младшего возраста. Вербальная агрессия матерей – к большей отгороженности ребенка.
Открытая враждебность во взаимоотношениях между родителями у мальчиков вызывает оппозиционные реакции, а у девочек – реакции ухода.
Теплые близкие взаимоотношения ребенка хотя бы с одним родителем могут существенно уменьшить последствия конфликта для него.
Вовлечение ребенка в конфликтные отношения родителей (поиск в лице детей психологической поддержки или союзников) ставят его в позицию, при которой он не может открыто выражать свою привязанность к другому родителю и чувствует себя находящимся между двумя военными лагерями. Выраженный интрапсихический конфликт (конфликт лояльности), связанный с необходимостью скрывать информацию о другом родителе или свои чувства к нему, является важнейшим фактором, негативно влияющим на адаптацию ребенка к разводу.
Деструктивный конфликт может привести к раздвоению личности, перерастает в жизненные кризисы и ведет к развитию невротических реакций, тормозит развитие личности, является источником неуверенности и нестабильности поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений, агрессивности. Деструктивный конфликт неразрывно связан с невротической тревогой, причем эта взаимосвязь двусторонняя. При постоянном неразрешимом конфликте человек может вытеснить из сознания одну сторону этого конфликта, и тогда появляется невротическая тревога. В свою очередь, тревога порождает чувства беспомощности и бессилия, а также парализует способность действовать, что еще более усиливает психологический конфликт.
Таким образом, стойкое повышение уровня тревоги (тревожность ребенка), является показателем наличия деструктивного внутреннего конфликта, показателем нарушения его психологического здоровья. Однако необходимо иметь в виду, что тревога не всегда проявляется явно и нередко обнаруживается только при глубоком изучении личности ребенка.
В присутствии ребенка бывшим супругам и их близким следует следить за своим поведением, относиться друг к другу уважительно, не критиковать и не унижать другого родителя и его родственников. В том случае, когда отношения между бывшими супругами являются эмоционально напряженными, им следует избегать ситуаций, провоцирующих конфликты между ними.
Учитывая все описанные риски, важно оградить ребенка от участия в судебных разбирательствах по вопросам места проживания и порядка общения с отдельно проживающим родителем.
Если родители не могут самостоятельно справиться с негативными чувствами по отношению друг к другу и договориться по вопросам воспитания ребенка, то им необходимо обращаться за профессиональной психологической помощью, поскольку это важно для нормального развития и психологического благополучия ребенка.
Материал подготовлен Мехоношиной Н.Г., заведующей отделом психологической диагностики
- и консультирования ГАУДО ПК ЦППМСС,
- педагогом-психологом высшей категории
← Вернуться к списку
Источник: http://soscentrpk.ru/biblioteka/metodicheskie-razrabotki-pedagogov-centra-dlja-roditelej/rekomendacii—dlja-roditelej-i-specialistov,-rabotajuwih-v-sfere-zawity-detstva,—o-negativnyh-posledstvijah-sudebnyh-tjazhb-i-sporov-roditelej-po-opredeleniju—mesta-prozhivanija—detej-i-porjadka-obwenija-s-nimi-dlja-psihologicheskogo-zdorovja-nesovers.html
В семье ребенок с зпр. консультация для родителей
В семье ребенок с ЗПР. Что такое ЗПР? Какую помощь могут оказать родители? Нужно ли обращаться к врачу? Консультация для родителей. Лобачева С.В.
Еще до поступления в школу родители могут заметить, что их ребенок отличается от своих сверстников: он позднее начал сидеть, стоять, говорить первые слова. Даже в процессе игры ребенок импульсивен, сначала делает, а потом только начинает думать.
Его активность на занятиях в детском саду не всегда целенаправленна — ему трудно сосредоточиться на своей деятельности, не понимает, с чего начать, как продолжить, быстро отвлекается.
Эти особенности, а тем более их сочетание уже могут оказаться тревожным сигналом неблагополучия.
Но, к сожалению, как это часто бывает, родители не замечают такого поведения своих детей или надеются, что ребенок «подтянется», «исправится», «доразовьется». Но вот ребенок приходит в школу и встречается с серьезными проблемами, с непосильными для него требованиями.
Ему часто не удается «вписаться» в школьную жизнь и новый детский коллектив. И по поведению он так отличается от сверстников, что учителя приходят в замешательство.
«Так крутится и отвлекается, что ничего не слышит и не запоминает», «Все только начали работу, а он уже устал, в окошко смотрит», — говорят о таких педагоги.
И сами родители растеряны: делает уроки по три часа, а толку нет, делать ничего сам не хочет… И начинаются обвинения в адрес ребенка: ленится, не старается, понять ничего не хочет. Постепенно такие дети попадают в категорию «стойко неуспевающих».
Естественно, что «неуспевающий» ученик, работая медленно и не всегда верно и нарушая школьные требования, получает больше замечаний, плохих оценок. Над ним нередко подсмеиваются одноклассники.
Постепенно у ребенка развивается тревожность, обида, ощущение собственной неуклюжести.
При этом не только снижается самооценка, но и пропадает желание ходить в школу, делать уроки, заводить новые знакомства в классе.
По разным данным психолого-педагогических исследований, около 20% учащихся первых классов испытывают в той или иной мере затруднения в усвоении школьной программы.
Причем отмечено, что по разным причинам такие дети лишены возможности усваивать новые знания и навыки наравне со своими сверстниками.
Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название «задержка психического развития».
Задержка психического развития — это медицинский диагноз, поэтому определить его может только специалист. Если родители встретились с подобными трудностями, то лучше всего обратиться к детскому врачу-психоневрологу для уточнения причины подобных проблем.
Что такое ЗПР?
Под термином «задержка психического развития» понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет — как правило, при наличии этого специального подхода — обучаться в общеобразовательной школе.
Дети с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники.
Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности — запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы.
В основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.
Так, при изучении нейропсихологических особенностей детей с ЗПР отмечен замедленный темп созревания лобных областей левого и правого полушарий, к основным функциям которых относится формирование программ поведения, контроль и регулирование своей деятельности, выделение существенных элементов информации, их сравнение и анализ, развитие абстрактно-логического мышления, направленного внимания. Причем для детей с задержкой психического развития к началу обучения в школе характерна ослабленная активация левого полушария при поступлении информации в правое, что наблюдается на более ранних этапах нормального развития ребенка.
Это проявляется в замедленном темпе восприятия и переработке поступающей информации, при этом ребенок воспринимает информацию фрагментарно, не полно и поэтому не может осмыслить и усвоить ее так же, как его сверстник с нормальным темпом развития. Снижение памяти проявляется в трудности смысловой переработки информации, поэтому дети часто прибегают к механическому запоминанию.
У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.
Выделенные специфические особенности организации психической деятельности детей с задержкой психического развития показывают, что дети данной категории существенно отличаются от своих сверстников с нормальным темпом развития.
Поэтому те обвинения, которые могут допускать родители: «лентяй», «ворон ловишь», — совсем не обоснованны. Таким детям действительно трудно выполнять школьные требования, они быстро устают, не могут долго сосредоточенно работать, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.
Именно дети данной категории нуждаются в помощи взрослых, особенно на первых этапах обучения.
Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?
Можно столкнуться с проявлением полярных отношений родителей к детям с отклонениями в развитии. В одних семьях на ребенка смотрят как на маленького. Его опекают, собирают ему в школу портфель, родители контролируют каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий.
Вся жизнь в семье подчинена этому ребенку: за него делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна.
Именно в простых видах деятельности, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом».
Мама спрашивает своего ребенка: «Какие у вас завтра уроки? Расскажи, что ты положил в портфель?» или «Какой урок ты будешь делать сначала? Какое задание? Что для этого тебе нужно?» Вопросы подобного рода позволяют активизировать внимание ребенка, направить его в нужное русло, формировать самостоятельность принятия решений.
Не менее вредной для становления личности ребенка с задержкой психического развития оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей явно завышаются, к ним предъявляются требования без учета специфики их психической деятельности.
Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения.
Завышенные требования родителей приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.
Для того чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанести учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, нужно очень внимательно отнестись к организации его труда и отдыха. Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания совершенно необходимы.
Сосредоточенно работать без отдыха в начале обучения ребенок может недолго, всего 8 — 15 мин. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 8 — 10 мин., письмо 4 — 5 мин. После этого лучше сменить деятельность. А через 30 — 40 минут имеет смысл сделать большой перерыв — можно перекусить, попрыгать, заняться конструктором, вырезать интересную картинку и наклеить в альбом. Ведь должны отдохнуть и глаза, и поработать другие группы мышц.
В психологии есть очень важный принцип — «обучение ведет за собой развитие» (Л.С.Выготский). Однако оно будет полезным и продуктивным только в том случае, если будет соответствовать реальным возможностям ребенка.
Другой вариант отношений родителей к детям — безразличное и попустительское. Часто он встречается в социально неблагополучных семьях или в таких, где родители за многочисленными своими проблемами не замечают проблем ребенка.
Вначале они просто не замечают, как развивается их чадо, а после, когда проблемы станут очевидными, начинают посыпать их тумаками, пугать ремнями и чрезмерными наказаниями.
Чуть позже, когда подобные действия не дадут результатов (а это, естественно, так и будет), махнут рукой, мол, «живи как хочешь».
Особенно важными для формирования личности школьника являются успехи первых лет обучения. В этот период закладываются не только базисные знания и навыки, но и умение учиться, взаимоотношения с педагогами, отношение к себе как к ученику. Самооценка ребенка в этом возрасте во многом зависит от оценки окружающих его людей.
Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение.
До тех пор, пока он не научился читать, единственное средство понимания мира — рассказ взрослого, интересный и увлекательный. Задайте потом своему ребенку вопросы о том, что он узнал. Есть вопрос — есть работа мысли.
Есть мысль — активизируется память.
Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале.
Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
Причем это лучше делать в неучебной обстановке: по дороге к бабушке, сидя вечером на диване, собирая вместе поделку из конструктора.
Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во врачебной помощи?
Задержка психического развития не болезнь, а индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем, приобретенная в результате негрубого повреждения мозга.
Поэтому обследование врачом-психоневрологом ребенка с задержкой психического развития желательно: он может выявить признаки органической поврежденности мозга и медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка, нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.
В настоящее время для детей с задержкой психического развития разработаны образовательные программы, созданы специальные классы по системе коррекционно-развивающего обучения в стенах общеобразовательных школ.
В них созданы адекватные условия — малая наполняемость класса (10 — 12 чел.). Дополнительные часы на индивидуальные занятия с ребенком не позволяют упустить те особенности, которые существенны для его обучения.
В заключение следует подчеркнуть: очень важно своевременно обратить внимание на задержку в психическом развитии своего ребенка — чем раньше начата работа с ребенком, чем выше вероятность наиболее полной компенсации недостатков его развития и тем выше гарантия, что он не будет травмирован, оказавшись без специальной помощи в общем потоке обучения и осознавая свою несостоятельность.
Ссылки на источники
Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
Коррекционная педагогика в начальном образовании : Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М. : Издательский центр «Академия», 2001.
Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. М.: Просвещение,
В семье ребенок с зпр. консультация для родителей.
Источник: https://son-net.info/v-seme-rebenok-s-zpr-konsultaciya-dlya-roditelej/
Условия психического развития — Возрастная психология Библиотека русских учебников
Современная психология видит причины развития в процессе жизни человека, в конкретных и противоречивых социально-психологических условиях, самых разных аспектах ее взаимодействия с окружающей средой (бытие ям).
Движущими силами процесса развития провозглашающей присущие ему внутренние противоречия.
Решение их является основой развития, который определяется взаимодействием различных предпосылок, обстоятельств, условий, факторов что свидетельствует о возможности опосредованного управления ниим.
Становление ребенка как личности осуществляется на основе ее активного взаимодействия с социальной средой, в котором она черпает необходимые для его социализации средства
(ценности, идеалы, нормы, знания, умения, привычки и т.п.). В процессе взаимодействия с окружением создается индивидуальная ситуация развития, которая обусловливает своеобразие каждой личности и в значительной мере определяется ае пути ее развитияу.
Существует диалектическая взаимосвязь внешних и внутренних условий психического развития. Внешними условиями являются природа и общество, необходимые для существования индивида, его жизнедеятельности, учебы и труда, д для реализации возможностей развития.
Они всегда влияют на психическое развитие через внутренние условия, которые есть в самом индивиде.
От природы индивида, его потребностей и других субъективных условий зависит, что именно с внешнего, объективного окружения для него значимо, что влияет на него и становится фактором его активности и развитиятку.
Внешние и внутренние условия развития ребенка противоречивые. Они не только взаимосвязаны, но и переходят одни в другие. Так, внешнее, объективное, усваиваясь индивидом, становится внутренним. Внешнее не прямо в тает внутренним, а претерпевает определенные изменения, преобразований.
Сложен и процесс объективации внутреннего (перехода внутреннего во внешнее), которое определяет новые отношения личности к внешнему миру происходит ется интериоризация практических, умственных, речевых действий и моделей поведения, формируется способность оперировать объектами в образах, мыслях, превращать их мысленно и одновременно внешне проявлять отношением ния к ним, екстериоризуваты йти їх.
Соотношение внутреннего и внешнего изменяется в процессе развития индивида, приобретает своих специфических особенностей на разных его этапах.
Так, внутренние условия постоянно обогащаются через дияльнис во ребенка. Благодаря появлению новых целей, потребностей, интересов уможливлюеться ее новое, содержательное отношение к внешнему миру.
То, к чему ребенок был равнодушным, становится для него значимым и привлекательнымвим.
Важными условиями психического развития является наследственность и социальное окружение.
Учет этого способствует эффективному использованию природных задатков и предпосылок развития ребенка за неадекватность понимания соотношение биологического и социального безуспешными есть практические попытки решать сложные противоречия между ними, которые иногда возникают в жизни человека (например, половой патологии, алкоголизм в, наркоманииї).
По наблюдениям психологов, немало фактов свидетельствуют о большое значение для нормального психического развития человека общества и его структурных и функциональных компонентов.
Однако это не дает никаких них оснований для негативных выводов о роли в этом процессе естественной основы человека, в том числе наследственности, условий пренатального (до рождения), натального (рождение) и раннего постнатального (после рождения) развития, ее биологической (особенно мозговой) организацийї.
Анализируя данные возрастной физиологии, генетики, других наук, психологи пересмотрели некоторые представления о соотношении биологического и социального в развитии человека, прежде их убеждению о конфронт цию биологического и социального в человеке уступило место осознанию необходимости выяснения диалектики взаимодействия биологического и социального, социально-духовной обусловленности биологии человека. Все больше сторонников находит утверждение, что для развития личности характерна неотделима единство природного, социального, психологического и духовного.
Итак, в развитии человека генетическое не противопоставляется социальному. Онтогенез человеческого организма определяется биологической наследственностью. Из зародыша вырастает человеческий организм с присущими ему воз стями развития. Он формируется за счет веществ, усваиваемых из среды по заданной в его генотипе. ПРОГРАММУмою.
Генотип — совокупность всех генов организма, унаследованных им от родителей
Генотип содержит свернутую информацию об историческом прошлом человека. В нем закреплена телесная ее организация, универсальность руки, способность к прямой походки и усвоение языка. Это так называемая консервативная наследственность.
Генотип также несет информацию о программе индивидуального развития, которая адаптируется к специфическим социальных условий жизни. Подсчитано, что возможных вариантов человеческого генотипа в миллиарды раз больше от количества людей, уже жили и живут тепер.
Генотип определяет анатомо-физиологическую структуру, морфологические признаки организма, отличающие человека от животных, строение нервной системы, пол, стадии и темпы созревания, ряд индивидуальных (нейроби иологичних и функциональных) особенностей, в частности группу крови, особенности обмена веществ, динамические свойства нервных процессов, некоторые анатомические и физические аномалии, безусловно-рефлекторные структура ры. Нервная система таит в себе наследственно обусловленные огромные потенции для возникновения новых потребностей, форм поведения, нервных процессов. Они е естественной основой активности человека, ее способности развиваться я, обучаться и воспитыватьсяся.
Одной из природных предпосылок развития есть задатки человека. Задатки — это еще не готовы психические свойства, а только природные потенции их возникновения и развития. Они реализуются в жизни человека с помощью с созданных обществом средств. При отсутствии необходимых условий задатки могут не развиватьсяися.
Генотип обуславливает признаки и свойства организма через хромосомный аппарат и гены. В развертывании его программы существуют определенные препятствия, в частности такие внешние факторы, как радиация, экология, питание, п родовые травмы.
Поэтому все свойства организма обусловлены наследственностью. Например, на основе одинакового типа нервной системы часто формируются различные характерологические черты людей и, наоборот, на основ и разных типов нервной системы развиваются похожи по характеру личности.
Это зависит от индивидуальной ситуации развитияитку.
Главным звеном, которая опосредует возможные влияния генотипа на становление психических особенностей человека, является центральная нервная система.
Генетические факторы, инициируя процессы созревания отдельных образований г головного мозга, обеспечивают внутренние условия для возникновения психических новообразований.
ЦНС выполняет и обратную функцию — опосредует влияние среды на реализацию генетической прог рамы развитияку.
Независимо от актуальной сенситивности (чувствительности) основой усвоения, например, движений, речи является активация определенной части генов. Однако главная особенность таких сенситивных периодов — это обусловленные ость развития окружением.
Поэтому одна из важнейших их характеристик — специфичность опыта индивида. Эти периоды являются своеобразными фильтрами, которые»пропускают»одни влияния окружения и блокируют другие.
Они могу во быть узкими, их пропускная способность иногда ограничена передачей одного стимула из окружения (например, вовремя дать ребенку в руки музыкальный инструмент, кисть и краскинзель і фарби).
Генотип инициирует стадии развития, приводит периодичность возникновения чувствительности к определенным внешним воздействиям.
Однако невозможно с уверенностью утверждать, насколько конкретный тип поведения зависит от генет политических факторов, а насколько от факторов окружения, поскольку индивидуальные различия определенной характеристики, в том числе и психологической, могут быть вызваны окружением, генотипом или одновременно ни мы обеими. Эти различия могут быть значительными. Так, по данным исследований, соотношение между максимальными и минимальными значениями времени реакции может отличаться вдвое, показатели памяти по тесту — почти втрое, а некоторые показатели темперамента — более чем. ЗО раз. Поэтому данные о среднем значении конкретной величины дают мало информации, поскольку индивидуальные различия всегда больше групповых впові.
В процессе психического развития ребенка соотношение влияния генотипа и среды меняется.
Например, изучение влияния генотипа и среды на формирование у близнецов такой психической характеристики, я как общий уровень реактивности, позволило исследователям сделать вывод, что у детей 4-х лет 46% вариативности этой характеристики связаны с влиянием генотипа, а 54% — с влиянием окружения; в млад и 7 лет влияние генотипа составил 67%, однако только 12% вариантов были такими, что и в 4 года, то есть 55% пришлось на долю влияний генотипа, которые в 4 года обнаружены не были. По результатам исследований, др. дивидуальни различия разных интеллектуальных функций в среднем более чем наполовину определяются генотипом, с возрастом влияние генотипа на их вариативность возрастаетає.
На ранних этапах онтогенеза человека всего формируются загальновидови (универсальные) формы поведения, развитие которых обеспечивается преимущественно устойчивой частью гена. Индивидуально-специфические особенности и поведения развиваются позже в процессе активного взаимодействия человека с окружением.
Оно может быть благоприятным для развития человека с одним генотипом и менее благоприятным для людей с другим генотипом. Наприкл ад, у двухлетних детей их эмоциональные особенности определяют, будет ли интеллектуальное развитие связано с особенностями их окружения.
При низкой эмоциональности ребенка такие особенности, как мера включения ма. Террирі в
общения и игры с ней, разнообразие или однотипность игрушек, вид используемых наказаний, не связанные с уровнем развития интеллекта у детей с высокой эмоциональностью такая связь е
Ребенок может получать от родителей не только генетически обусловленные предпосылки определенных способностей, но и подходящие для их интенсивного развития обстоятельства. Свидетельством этого являются профессиональные, творческие династии, нап пример музыкантов, художников, ремесленников, спортсменов, ученых, политиковв.
Соотношение между генотипом и окружением может быть разное. Если ребенок, унаследовав определенные гены, живет в соответствующих условиях для развития способностей и склонностей, то такое соответствие между генотипом и вот оченням является пассивной.
Это проявляется в тех случаях, когда взрослые обращают внимание на развитие ребенка и помогают ей в этом.
Бывают ситуации, при которых ребенок сам активно ищет условия для развития своих задатков (без ведома родителей записывается в музыкальную или спортивную школу) общем значительные индивидуальные различия в развитии интеллекта обусловлены соотношением генотипа, окружения и активности младенцевтини.
Существует гипотеза, согласно которой динамика процесса психического развития обусловлена ??последовательностью развертывания генетической программы.
Это означает, что задатки влияют на динамику становления новых мозговых структур и механизмов, создают более или менее благоприятные внутренние условия для психического развития.
Генотип обусловливает возможности, пределы, но не определяет содержание психического развития, зависит от внешних условий т а активности младенцевни.
Окружение ребенка — это не столько предметы и явления природы, а прежде всего люди, их взаимоотношения, созданные ими вещи, орудия деятельности, речь, духовные ценности. Но не все то, что окружает, является окружением (ситуа ациею) ее развития.
На ребенка влияют только те аспекты внешних условий, с которыми он вступает в активный связь, в которых она действует. Со временем окружение ребенка не только расширяется территориально, но и обога ачуеться содержательно.
В процессе развития она становится избирательно восприимчивой к конкретным факторов окружения, осваивает новые виды и формы деятельностиості.
Социальное окружение по-разному влияет на развитие ребенка. Это влияние зависит от уровня его культуры
взаимоотношений людей, образования родителей, их скорби за становление личности ребенка. В связи с этим в одной семье часто вырастают разные дети, хотя наследственность близка
Источник: http://uchebnikirus.com/psihologia/vikova_psihologiya_-_savchin_mv/umovi_psihichnogo_rozvitku.htm
Условия психического развития
Существуют следующие условия психического развития: нормальное функционирование мозга, общение ребенка со взрослыми как носителями социального опыта и активность самого индивида. Рассмотрим эти условия подробнее.
Общение как фактор развития раскрывается в том, что взрослые, социум есть хранители и трансляторы социального опыта и побудительная сила к усвоению опыта ребенком. Было бы неправильным понимать общение как передачу только знаний. По М. И. Лисиной, это процесс не только когнитивный, но и личностный.
Общение — не всякое взаимодействие людей, но именно такое, в ходе которого каждый его участник активен, выступает как субъект, адресующийся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.
Потребность в общении — это стремление к познанию себя и других людей как личностей, стремление к оценке и самооценке. Конечным продуктом общения является образ другого и образ самого себя. Потребность в общении проявляется как интерес и внимание к взрослому, стремление показать взрослому свои умения и способности, реакция на оценку взрослого.
На протяжении первых семи лет жизни содержание потребности в общении у ребенка меняется. Вначале это потребность в доброжелательном внимании взрослого, затем — стремление к сотрудничеству с ним, затем — потребность в уважении, сопереживании и взаимопонимании. Соответственно различают формы общения.
- Ситуативно-личностное общение, интимно-эмоциональное, с телесными контактами возникает уже в первой половине первого года жизни.
- Ситуативно-предметное, деловое — к концу первого года, когда взрослый показывает действия с предметами и одобряет «деловую» активность ребенка.
- Вербальное, познавательное общение — вопросы ребенка, рассказы взрослого, чтение книг, разучивание стихов — появляется с развитием речи.
- Внеситуативно-личностное, оценочное общение -обсуждение норм и правил поведения, оценка поступков и действий развивается на пятом году жизни.
Внеситуативно-деловое — в различных формах занятий, обучения. Общение в интимных контактах ребенка с родными вырастает до общения в больших системах.
Возникая в разные периоды развития, формы общения в дальнейшем сосуществуют, обеспечивая и эмоциональное развитие, и познавательный интерес, и усвоение сложных форм когнитивных процессов, и саморегуляцию поведения. Важно в свое время обеспечить развитие всех форм общения.
Активность личности — также необходимое условие психического развития. Формы активности могут быть разными. Схематично их можно охарактеризовать так:
- беспорядочные, импульсивные движения плода и младенца;
- манипуляции ребенка с предметами;
- ориентировочная исследовательская активность;
- активность в общении, «приглашение» взрослого к общению в форме плача, просьб, вопросов, рассказов, шалостей, вызывающих реакцию взрослого;
- виды деятельности, принятые в обществе: игра, учение, труд, общение, спорт, досуговые увлечения и т. д.
Нормально развивающийся ребенок активен. Пассивность — базовый дефект патологического мозга. Социальная среда и созданный людьми предметный мир побуждают, провоцируют, усиливают активность ребенка, а взрослые придают ей социально принятые формы и виды деятельности.
Понимая значение активности, педагоги и психологи представляют ее как принцип развивающего обучения, совершенствуют методические приемы обучения и воспитания. Они предлагают проблемное обучение, дискуссии, исследовательскую позицию в освоении школьных предметов, выбор заданий, сотрудничество учителя и учащихся, ролевые игры и т. д. Сошлемся на один из примеров активизации. А. С.
Макаренко, желая повысить ответственность и организованность подростков, предложил на выбор две формы летнего отдыха: экскурсию в Ленинград или поход по берегу Черного моря. Всем хотелось к морю, сам Макаренко был за поход, но горячо доказывал, что в Ленинграде лучше — там исторические места, памятники искусства, а у моря — пляж да солнце, и неизвестно, как обеспечить ночлег и питание.
Ребята два месяца убеждали его выбрать море и за это время проработали до мелочей и представили маршрут, места стоянок, расчет питания, ответственных. И Макаренко «сдался», хотя с самого начала считал, что летом лучше море, а зимой — Ленинград. Желание убедить, активная проработка доказательств привели к развитию чувства ответственности и организованности.
С этими ребятами можно было идти в поход.
Источник: https://psyera.ru/2991/usloviya-psihicheskogo-razvitiya