Различные психические и физические нарушения развития проявляются у каждого ребенка в индивидуальном своеобразии. Выделяют первичные недостатки развития – те, которые возникли в результате органического поражения центральной нервной системы (головного мозга) и вторичные – нарушения развития высших психических функций (восприятия, воображения, речи, мышления, памяти, внимания), возникшие в результате нарушений работы ЦНС (центральной нервной системы).
У ребенка с умственной отсталостью (УО) и общепринятым диагнозом «олигофрения» наблюдаются разнообразные по форме и характеру нарушения работы психики.
Но красной нитью на протяжении всего развития тянется недостаточность прежде всего умственной деятельности. То есть у них первичный дефект именно умственная отсталость. Причем это нарушение развития носит необратимый характер.
И возникает либо во время внутриутробного развития, либо в первые годы жизни ребенка (в первые три).
Особо следует отметить, что используя термин умственная отсталость можно подразумевать не только олигофрению. Этот термин шире. Так как нарушения интеллектуальной деятельности могут возникнуть в течение жизни человека на разных этапах, не только в детстве, под воздействием самых различных обстоятельств.
Тогда умственная отсталость будет сопровождаться другим диагнозом. Таким образом становится понятно, что умственная отсталость – это не диагноз, не отдельная болезнь, у которой есть симптомы и которую можно лечить.
УО не определяет характер заболевания, а только дает оценку уровня способностей, возможностей ребенка прежде всего к обучению и усвоению школьных знаний. Во всяком случае, это один из самых явных и очевидных критериев.
Степени умственной отсталости
В данной статье будет рассматриваться умственная отсталость у детей именно в отношении олигофрении.
Согласно современной медицинской классификации выделяют 4 степени умственной отсталости:
- Лёгкая (дебильность)
- Умеренная (когда дебильность находится по значениям общего уровня развития ближе к имбецильности)
- Тяжелая (ярко выраженная имбецильность)
- Глубокая (идиотия)
И все эти формы относят к обобщенному названию заболевания – олигофрении.
Если же необратимые нарушения интеллектуального развития возникают у ребенка после 3 лет, когда у него идет уже процесс регресса развития ранее нормально сформированного головного мозга, это будет уже деменция (слабоумие, приобретенное в результате воздействия различных патологических факторов, например, такое заболевание, как менингоэнцефалит). Идет обратный процесс, приобретенные навыки и умения теряются или приобретают иную форму.
Если ребенок умел говорить, то начинают проявляться серьезные нарушения речи, например. Термины дебильность, имбецильность, идиотия «пришли» из МКБ 9 (международной классификации болезней 9 пересмотра).
В МКБ 10 (международная классификация болезней 10 пересмотра, актуальная на сегодняшний день) эти термины уже не используется, официально.
Но немалое количество специалистов продолжают пользоваться этими же формулировками, к тому же эта терминология «живет» в специальной литературе, которая еще очень долго будет использоваться современными учеными и специалистами.
Легкая умственная отсталость традиционно по степени и характеру выраженности нарушений работы ЦНС означала, что у ребенка дебильность (иногда используют термин «дебилизм», но он некорректен).
Особенности развития детей с легкой степенью умственной отсталости
У ребенка умственная отсталость легкой степени не делает его тотально недоразвитым. Развитие безусловно происходит. Но с глубоким своеобразием , аномальностью. Какая бы ни была причина возникновения УО, насколько бы сильна не была поражена центральная нервная система (головного мозг), вместе с распадом и видимым ухудшением динамики развития ребёнка, происходит и его развитие.
Среди умственно отсталых детей больше всего именно с легкой степенью. Они могут отставать от нормально развивающихся сверстников также в физическом развитии. Иметь в анамнезе (истории индивидуального развития) сопутствующие психические заболевания и серьезные нарушения развития эмоционально-волевой сферы.
Они делают характер развития ребенка еще более своеобразным, так как на фоне этих заболеваний может происходить и распад высших психический функций. Симптомы с возрастом становятся более ярко выраженными.
Поэтому таким детям совершенно необходимо своевременное комплексное лечение и постоянное наблюдение за состоянием их здоровья.
Особенности психического развития проявляются особенно ярко к началу организованного обучения. То есть примерно лет с 3-4, когда начинается дошкольное образование. И уже становится понятно, что им нужна организация особых образовательных условий.
Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка?
Примерные признаки, которые могут сказать о наличии УО (олигофрении), характерные для детей раннего возраста:
- Общее развитие происходит с видимой задержкой (они позже начинают держать головку, ползать, стоять, ходить).
- Наблюдаются явные особенности развития эмоциональной сферы – дети позже начинают улыбаться, их эмоциональные реакции на появление близких людей меньше по времени и быстрее угасают. Ребенок в отличие от нормально развивающегося сверстника может не стремиться к общению со значимыми взрослыми.
- Позже формируются основы предметной деятельность. Они нередко не понимают как играть с определенными игрушками, чаще всего используют их не по назначению. На картинках позже и начинают узнавать знакомые предметы, им требуется многократное повторение.
- Видимые нарушения развития речи – словарь обеднен и ограничен, дети часто начинают говорить только после 3-х лет.
- Они не могут выделять себя в окружающем мире. Плохо могут формулировать свои желания.
В более позднем возрасте все нарушения развития «заостряются» еще больше, становясь явными. Так как игровая деятельность в дошкольном возрасте является ведущей, то понаблюдав за ребенком можно предположить, что у него легкая (самая распространенная) степень умственной отсталости, если он:
- С трудом может играть в команде.
- Не понимает как играть в сюжетно-ролевые игры, реальные ситуации с легкостью проецируемые нормальными детьми в игровые (типа игры в «магазин», например) вызывают у таких детишек серьезные затруднения, их воображение не развито на должном уровне. Они часто совершают только однообразные действия.
- Таких детей труднее организовать для обучения. Они легко отвлекаются, кажутся более рассеянными и несобранными.
- Творческие способности обычно на очень низком уровне. Там, где нужно проявить самостоятельность в мышлении или в придумывании чего-то нового они испытывают серьезные затруднения.
- Словесные инструкции им трудны для точного запоминания. Их объем памяти ограничен. Произвольное внимание крайне неустойчивое и быстро истощается.
Краткая качественная характеристика развития детей с легкой степенью УО в раннем школьном возрасте (с использованием материалов методических рекомендаций для изучения детей с УО Забрамной С.Д. и Т.Н. Исаевой «Знаете ли вы нас?»)
- Физическое развитие. Может соответствовать возрастным нормам, а может иметь и незначительные отклонения, в отношении роста, веса.
- Двигательное развитие. Наблюдаются нарушения. Особенно это касается согласованных произвольных движений. Выполняют простые действия по образцу. Но если дело будет касаться двигательных упражнений, состоящих из нескольких этапов, то возникнут трудности. Например, если дать инструкцию сделать три приседания, потом два наклона вперед. Походка обычно устойчивая.
Есть трудности при выполнении упражнений с одновременным использованием рук и ног. Например, приседание с одновременным разведением рук в стороны. Тонкая моторика нарушена, позже начинают правильно держать ручку или карандаш, труднее обучаются письму.
Но в то же время, есть дети с УО, которые могут долго и успешно выполнять однообразные действия, требующие далеко не самого низкого уровня развития тонкой моторики, заниматься вышиванием, например, или вытачивать мелкие детали на станке.
Каждый случай нужно рассматривать индивидуально.
- Развитие бытовых навыков. Вполне успешно овладевают навыками самообслуживания – уверенно и правильно могут держать вилку/ложку, едят без помощи взрослых, сами одеваются, чистят зубы и т.д. При должном воспитании не испытывают серьезных затруднений в этом.
- Социальное развитие. Могут называть свое имя, фамилию, отчество. Обычно называют имена близких родственников. Хотя порой некоторые дети и в таких вещах испытывают затруднения. Сами значения понятий семьи, родственников, соседей, друзей порой не могут разделять сообразно признакам, причисляя одних и тех же людей, то к семье, то к друзьям, например.
- Ориентировка в пространстве. Понятия «право», «лево», «спереди», «сзади», «перед…», «ближе», «дальше», «за…», «над…», «под…» трудно поддаются пониманию. Могут преодолевать небольшие расстояния самостоятельно (дорога до школы или до магазина возле дома, например, чаще всего не вызывает затруднений). В здании школы первое время ориентируются с более значительными трудностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Простые правила дорожного движения, типа перехода проезжей части на зеленый сигнал светофора могут вызывать серьезные затруднения и требуют многократного повторения.
- Ориентация во времени. С трудом усваивают понятия частей суток (утро, день, вечер, ночь), часто плохо запоминают названия времен года, с называнием и заучиванием месяцев зачастую испытывают еще большие затруднения. Узнавание времени по стрелочным часам вообще порой является непреодолимым препятствием. Последовательность событий из жизни часто не устанавливают правильно.
- Бытовая ориентировка. Могут плохо различать понятия сезонности в одежде. Путают назначения бытовых предметов. Им необходимо давать четкие и конкретные инструкции при простых на первый взгляд, действиях, типа мытья пола.
- Развитие коммуникативных навыков (способности к общению). При должном воспитании вполне успешно могут общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способны дружить. Со взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями) способны «держать дистанцию» и адекватно реагировать на похвалу или критику. Но все же критичность собственных поступков нередко нарушена.
- Способность к деятельности. Интерес к различным видам деятельности проявляют, часто непродолжительный. Необходима организующая и направляющая помощь взрослых. То есть могут действовать по подробной пошаговой инструкции и показу (примеру). Критично оценивать свои действия во время выполнения какого-либо задания могут, но часто крайне поверхностно. Как только понимают, что их действия не приносят нужного результата, впадают в беспомощность. Сами исправить ошибки да и понять их способны нечасто. Эмоционально реагируют на оценку их деятельности.
Уровень сформированности высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи, воображения) детей с легкой степенью УО
- Восприятие. При зрительном восприятии, предъявлении картинок с предметами, плохо группируют предметы со схожими признаками. Например, при показе картинок с предметами мебели не всегда могут объединить, к примеру, стул, кресло, шкаф в одну группу. Или не могут сгруппировать картинки с различными изображениями овощей, фруктов. Причем часто не могут соотносить изображения предметов с реальными предметами. Если демонстрировать их не одновременно, без пояснения. Цвета различают, но с оттеночными нередко испытывают затруднения.
Испытывают затруднения в сличении звуковых стимулов, как музыкальных, так и бытовых. Не могут вербализировать (выразить словами) обозначение звука. Тактильное восприятие также может быть нарушено.
Опознавание хорошо знакомых предметов на ощупь с закрытыми глазами часто представляет для таких детей серьезные трудности. В общем, восприятие предметов и явлений часто фрагментарно и бессистемно.
Необходима организующая помощь.
- Память. Чаще всего механическая. Способны запоминать даже большой (соразмерно их уровню развития) материал, но тогда смысла увиденного или прочитанного часто не понимают. Объем памяти меньше чем у нормально развивающихся сверстников. При воспроизведении материала нуждаются в дополнительных наводящих вопросах, наглядных опорах.
- Мышление. Преобладает конкретное. Наблюдается серьезное отставание, скорее даже нарушение, в развитии логического мышления. Там, где нужно проявить самостоятельность мышления или необходимо принятие решения, такие дети сразу испытывают серьезные затруднения. Вообще, у детей с УО наблюдается прежде всего общее недоразвитие всех видов мышления. Вроде бы уже усвоенные знания и навыки они не могут использовать должным образом при восприятии нового материала. Плохо устанавливают причинно-следственные связи.
- Речь. Чаще наблюдаются различного уровня нарушения развития речи. Нередки среди них стойкие. Словарный запас обычно не очень богат. В речи чаще склонны использовать простые обороты, без сложных слов и усложненных конструкций предложений и фраз. Обращенную к ним речь чаще понимают. Но только если в ней используются хорошо знакомые понятия. Способны выстраивать диалог и эмоционально общаться адекватно окружающей обстановке.
- Внимание. Преобладает непроизвольно. Произвольно развито существенно хуже. Для того, чтобы привлечь внимание ребенка с УО и побудить его к действию необходим в большом количестве наглядный материал.
Особенности обучения детей с УО в легкой степени
Дети с умственной отсталостью – особенные. У них особые образовательные потребности. При обучении акцент делается не на количество усвоенных учебных знаний, а на уровень социальной адаптации и способности к самостоятельной жизни, расширению прежде всего жизненных компетенций.
Чтобы ребенок, выйдя из школы, мог воспользоваться социальными услугами (записаться на прием к врачу, написать заявление или отправить посылку по почте), научился планировать бюджет, правильно и сообразно общественным нормам общаться с окружающими. И в конце концов, мог работать.
Основной упор делается на обучение трудовым навыкам, чтобы впоследствии подросток мог овладеть рабочей профессией (маляр, швея, сантехник и т.д.). Основа школьной программы для детей с легкой степенью умственной отсталости – это занятия по трудовому обучению.
При определении образовательного маршрута умственно отсталого ребенка нужно учитывать имеющиеся возможности и своевременно выявлять потенциальные возможности к усвоению различного программного материала.
Для этого надо тщательно прорабатывать программу психолого-педагогического сопровождения ребенка на протяжении всего периода обучения.
Без специально организованного образовательного процесса умственно отсталые дети рискуют остаться беспомощными и бесполезными.
Воспитание и обучение детей с умственной отсталостью требует большого педагогического мастерства и тщательно выверенных методов коррекции (насколько это возможно) недостатков развития.
И тогда эти дети смогут в дальнейшем плодотворно работать, создавать семью, нормально жить, в общем, быть полноценными членами общества.
Диагностика представляет немалую трудность, так как на ранних этапах развития умственная отсталость похожа по своим признакам на задержку психического развития. Случаи педагогической запущенности также порой принимают за умственную отсталость. Поэтому так важно комплексное и не единоразовое всестороннее обследование ребенка.
Источник: https://opsihoze.ru/patologii-umstvennogo-i-psihicheskogo-razvitiya/kak-raspoznat-umstvennuyu-otstalost-debilnost-u-rebenka.html
Задержка психомоторного развития у детей: основные причины и их лечение
Содержание:
- 1. Причины возникновения задержки у ребенка
- 2. Симптомы и диагностика ЗПР
- 3. Лечение психомоторного развития
- 4. Профилактика
За последние десятилетия увеличилось количество детей, у которых выявляется задержка психомоторного развития. У ребенка с таким диагнозом имеется насущная потребность в медицинском и педагогическом вмешательстве в развитие.
В большинстве случаев выраженная задержка речевого развития у ребенка сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и двигательной неловкостью, а впоследствии и отставанием умственного развития от своих сверстников. Поэтому используется также термин «психоречевое развитие».
Аномалия встречается у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Суммарная распространенность патологии в общей структуре психических заболеваний составляет 8-10%.
Причины возникновения задержки у ребенка
При задержке развития ребенка чаще всего отмечается наследственная отягощенность – наличие у родителей подобных или родственных расстройств, что свидетельствует о большой роли генетических факторов в возникновении большинства, но не всех случаев. Также определенное влияние имеют средовые факторы, но их роль менее значительна. Глубинные причины возникновения задержки психомоторного развития (ЗПР) различаются, поэтому отклонение принято классифицировать на:
- первичное – формируется на фоне органических повреждений головного мозга или нарушении его функций;
- вторичное – возникает при изначально неповрежденных структурах головного мозга и наличии тяжелых соматических патологий, например, при пороке сердца, которые сопровождаются церебральной недостаточностью.
Первичную патологию у ребенка могут вызвать следующие факторы:
- заболевания женщины в период беременности – внедрение инфекционного агента, интоксикации, травмы;
- кислородное голодание плода;
- осложненная родовая деятельность;
- травмы в процессе родовой деятельности – повреждения мозга головного и/или спинного, нарушения функции ЦНС (перинатальная энцефалопатия).
Вторичная задержка психомоторного развития у детей до года может быть спровоцирована следующими системными патологическими особенностями:
- врожденные аномалии ЦНС;
- психические заболевания;
- гидроцефалия;
- повышенное ВЧД;
- ДЦП;
- новообразования головного мозга;
- аномалии кровоснабжения головного мозга;
- прогрессирующий склероз мозга (лейкодистрофия);
- нарушение транспорта спинномозговой жидкости.
Причиной возникновения ЗПР в послеродовом периоде являются инфекционные патологии и различные (в том числе психические) травмы, перенесенные в раннем возрасте.
В зависимости от причины возникновения нарушения ЗПР классифицируют на:
- конституциональные;
- соматогенные;
- психогенные;
- церебрально-органические.
Состояние ребенка во многом зависит от отношений в семье. Выраженная задержка психомоторного развития, по статистике, чаще всего встречается у детей из асоциальных семей. Провоцирующими факторами отклонения являются жестокое обращение, дефицит заботы, насилие. Но характерно, что при гиперопеке у детей могут отмечаться те же аномалии, что и при дефиците внимания.
Симптомы и диагностика ЗПР
Задержка психомоторного развития по коду МКБ-10 относится к классу F80-89 – «Нарушения психологического развития». У ребенка с врожденными причинами ЗПР, признаки отставания могут проявиться в раннем возрасте. Симптомы отклонений у детей разного возраста могут различаться:
- в 4 месяца – отсутствует реакция на жесты и слова родителей, отмечается дефицит эмоциональных проявлений;
- в 8-9 месяцев – отсутствуют попытки произнесения несвязных слогов или так называемый «детский лепет»;
- в 12 месяцев – отмечается сниженная двигательная активность, окружающие считают малыша тихим, стеснительным, молчаливым;
- в 1,5 года – отсутствует адекватная реакция на собственное имя, простые просьбы; кроха не произносит простые слова, несвязная речь, непонимание того, что ему говорят, кроме того, у него может отмечаться отсутствие навыка жевания;
- в 2 года – речь бедная, с ограниченным запасом слов, отсутствует желание повторять новые слова;
- в 2,5 года – словарный запас минимальный (не более 20), представлен набором разрозненных слов, ребенок не умеет строить из них связные предложения;
- в 3 года – общение ограничено из-за несвязной, непонятной речи; ребенок может просто повторять фразы, без осознания их значения.
Кроме признаков отклонений в формировании речевой функции, при ЗПР отмечается отставание психического созревания – быстрая утомляемость, незрелая эмоционально-волевая функция, отклонение в мышлении (неразвитое воображение, ограниченный объем памяти, неумение переключать внимание, затрудненное восприятие новой информации). Сниженный умственный уровень, ограниченный набор эмоциональных проявлений затрудняют общение со сверстниками. У таких детей часто имеются характерные признаки синдромов, связанных с генетическими аномалиями.
- Визуальные признаки задержки развития.
- Для детей с ЗПР характерно стремление к получению удовольствия, поэтому они быстро бросают занятия, требующие сосредоточенности и напряжения, игровая деятельность носит, как правило, примитивный характер.
- Нарушение психического и речевого развития могут сочетаться с отставанием в физическом созревании, иногда ЗПР соседствует с ДЦП.
Признаки патологии во многом схожи с симптомами других психических нарушений, например, с аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Для постановки правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика.
С детьми проводят беседу, специальные тесты, позволяющие оценить уровень развития эмоционально волевой сферы, способность к общению с окружающими, а также внимание, объем памяти, особенности логического мышления. Кроме психологического и педагогического обследования назначают медицинское, которое проводят с помощью:
- МРТ, КТ;
- электроэнцефалографии (ЭЭГ);
- исследования ВП.
Эти методики позволяют обнаружить структурные нарушения ЦНС и аномалии речевого центра у ребенка. Комплекс методик позволяет поставить ранний диагноз и своевременно начать лечение. Без правильного лечения проблемы углубляются, влияя не только на характер, межличностные отношения, но и на социальный статус.
Лечение задержки психомоторного развития
Детям с ЗПР необходима помощь врачей разного профиля: невропатологов, психологов, логопедов-дефектологов. Лечение должно происходить по индивидуально разработанной системе и включать:
- медикаментозное воздействие – лекарства подбирает детский невропатолог в зависимости от причины и тяжести патологии;
- физиотерапию – массаж, водолечение, специальные лечебные упражнения;
- транскраниальную магнитную стимуляцию – воздействие импульсами тока на определенные нервные центры мозга через черепную коробку.
Психологи и логопеды помогают ребенку овладеть речевыми навыками, применяя в игровой и предметно-практической деятельности специальные приемы стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения.
Воздействие оказывают на все анализаторы – зрительные, слуховые, тактильные, т.к.
они имеют связь с речевым, двигательным и другими центрами нервной системы и их раздражение стимулирует функции и активность мозговой деятельности.
Для активации эмоционально-волевой сферы в клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» с детьми занимаются психологи, используя:
- арт-терапию;
- сказко-терапию;
- игровую терапию.
Специалисты применяют методики тренировки внимания, увеличения объема памяти, стимуляции логического мышления, восприятия. Результат будет зависеть от поддержки родителей, т.к процесс должен быть непрерывным.
Домашние занятия по развитию мелкой моторики рук у девочки с ЗПР
Установлено, что мелкая моторика помогает активизировать мышление и речь. Поэтому если у ребенка выявлена задержка психомоторного развития, лечение включает лепку, конструирование, собирание пазлов.
В клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» мы лечим подобные нарушения, применяя инновационные методики лечения, которые обязательно включают методы физического развития – физкультуру, специальные упражнения, активные игры. Двигательный механизм также связан с психикой.
Механизм воздействия на ЦНС ребенка многогранный и требует терпения, регулярной работы, сотрудничества врачей, педагогов и родителей.
Поэтому рекомендуется помещать детей с синдромом психомоторной задержки в специальные группы дошкольных и младших школьных учреждений.
Эти группы имеются в профильных учреждениях VII вида, в которых детям помогают адаптироваться в социальной среде, научиться общению с одногодками и взрослыми окружающими, не зависеть от помощи взрослых в элементарных бытовых действиях.
Задержка психомоторного развития у детей, лечение которой происходит по адекватно разработанной схеме, имеет хороший прогноз. При раннем обнаружении признаков аномалии у ребенка и комплексном подходе особенности психомоторного состояния удается успешно скорректировать.
Профилактика
Задержка психомоторного развития, прогноз излечения которой в большинстве случаев благоприятный, требует особого подхода, длительного комплексного воздействия, динамического наблюдения специалистов. По прогнозам ученых, количество детей с ЗПР будет продолжать расти, если игнорировать меры профилактики:
- планировать беременность с целью исключения наследственных аномалий, нарушений формирования и созревания ЦН системы;
- регулярно наблюдаться у специалиста в период гестации, своевременно выявлять системные заболевания;
- уделять внимание психоэмоциональному состоянию детей, заниматься их развитием.
Родители должны знать возрастные особенности ребенка, нормы, признаки аномалий формирования психических, эмоциональных, речевых навыков и своевременно отмечать их, обращаясь за профессиональной помощью.
Источник: https://beautyvertebro.com/zaderzhka-psixomotornogo-razvitiya-u-detej-osnovnye-prichiny-i-ix-lechenie/
Развитие интеллекта
Когда мы начинаем мечтать о своем ребенке, представлять, каким он должен быть, то прежде всего, видим его умным и красивым.
И если посредственная внешность ребенка не особенно нас волнует, то в умственных его способностях мы бы хотели быть уверены на все 100%.
Задержка умственного развития ребенка – самое большое и обидное огорчение для родителей. Очень часто из-за этого распадаются семьи.
У матери даже такой ребенок будет вызывать еще более острое чувство любви, а у отцов чувства противоречивые, вплоть до неприятия – ну, не может быть мой сын дураком.
А каково это – быть или слыть дураком? Все твои действия вызывают насмешки, тебя не боятся обидеть, ты всех раздражаешь.
Дети в начальных классах очень тонко чувствуют, кого любит и уважает учительница, и пренебрегают тем, кем она недовольна.
Ребенок замыкается в себе, предпочитает отмалчиваться, чтобы не сказать что-то невпопад и не вызвать обидный смех одноклассников. Молчит, когда не знает, молчит, когда знает. Поэтому кажется глупее, чем на самом деле.
Когда ребенок становится постарше, то все эти непрерывные упреки, наказания, плохая успеваемость так достают его, что он начинает протестовать – плохим поведением, враждебным отношением к школе, к обидчикам. Они ищут компанию себе подобных, но и там их используют и подставляют, и рано или поздно такие дети попадают в беду.
Именно задержка умственного развития чаще всего приводит к трудному поведению и к неврозам. И очень важно вовремя определить такую временную задержку умственного развития.
Наблюдение за развитием интеллекта у ребенка
Большая роль в этом принадлежит родителям. Уже с первых дней пребывания ребенка в школе надо следить за его настроением, за развитием отношений с детьми, чтобы вовремя отреагировать и уберечь психику ребенка от травмирования.
Да, вы работаете, на вас дом и множество других обязанностей, но что может быть важнее ребенка. Ведь речь не идет об умственной отсталости – речь о задержке развития, и задача родителей в том, чтобы этот сдвиг во времени не успел сделать из нормального ребенка с особенностями развития действительно умственно отсталого или безнадежного невротика.
Очень часто наблюдается позднее развитие интеллекта, но при этом его высокий уровень впоследствии.
Очень многое зависит от отношения к ребенку его первой учительницы, поэтому имеет смысл маме с ней подружиться. И речь не идет о грубом задаривании и задобривании, просто расположить к себе человека всегда полезно, а особенно, если у вас проблемный ребенок.
Только любящие, наблюдательные родители и искренне заинтересованные воспитатели и учителя могут оценить уровень умственного развития ребенка, а разово проведенная оценка умственного развития медицинским психологом не может дать реальной картины, потому что слишком много факторов будут влиять на оценку.
Ведь для ребенка визит к доктору уже стрессовая ситуация, которая, конечно же, повлияет на выполнение заданий. Он ведь не ощущает всей важности момента, а в результате появится ложная оценка его умственного развития.
Известен такой случай. К известному невропатологу пришел однажды молодой человек и молча положил перед ним диплом с отличием технического вуза, известного своим высоким уровнем требований.
На вопрос доктора парень ответил: «20 лет назад вы посоветовали моей маме сдать меня в спецучреждение для умственно отсталых детей.
Она не пошла на это, а упорно стала заниматься со мной. Сегодня я принес ей этот диплом, а она попросила показать его вам».
Известно много случаев, когда в школе оценивали как посредственности людей, ставших потом знаменитыми.
Чехов никогда не получал за сочинения выше тройки, Белинский, Гоголь, Герцен считались неспособными. Д.Байрон, Ньютон, В.Скотт – также.
Умственное развитие ребенка по годам
К четырем месяцам жизни ребенок уже узнает маму – радуется ей, улыбается. Проявляется его эмоциональность, за ней стоит понаблюдать, потому что эмоциональность напрямую связана с умом.
Чем эмоциональнее пережить что-то в жизни, тем глубже оно войдет в память, как жизненный опыт.
В пять месяцев уже можно наблюдать сосредоточенность ребенка – он сам выбирает предмет своего внимания и это подтверждает его умственную полноценность. Но вот ему и этого мало.
Он берет в руки предмет, ощупывает его ручками, кусает, рассматривает. Это важная веха в умственном развитии.
Если ребенок берет в руки предмет и заинтересованно его изучает – это нормально, если же он схватывает предмет и тут же его отбрасывает, чтобы взять другой и отбросить, не заинтересовавшись им – это уже свидетельствует о поверхностности и отвлекаемости, а значит, и задержке умственного развития.
Малыш растет и все больше понимает требования взрослых. С ним разговаривают, объясняют ему свои действия – это умственное воспитание.
Когда ребенок начинает сидеть, у него освобождаются ручки, которые надо занять делом. Он берет игрушку и сосредоточенно стучит ею, не способный к сосредоточенности уже отстает в умственном развитии.
В 9 месяцев ребенок уже отзывается на свое имя. В его глазах – постоянный интерес ко всему окружающему.
Вялый, пассивный взгляд говорит о задержке в развитии.
- Развитие от года до двух лет
К году жизни ребенок уже знает десятка полтора слов, подолгу играет с одним предметом, понимает, что означает слово «нельзя».
Примерно в это время он начинает ходить. Не потому, что окреп для этого, а потому что появилась потребность ходить, дозрел ум, развернулась генетическая программа.
Главное в ней – сосредоточенность, последовательность, когда каждый новый шаг готовит и предваряет последующий.
Необходимо все развивать комплексно, ведь хотя голова управляет руками и ногами, но и развитие рук и ног влияют на развитие головы.
- Развитие от двух до трех лет
Второй год жизни – психоречевой. Малыш осваивает речь, задает вопросы.
К полутора – двум годам появляется фразовая речь. Это уже показатель нормального умственного развития.
В этом возрасте ребенок способен заниматься одним делом до 20 минут.
И чем больше вопросов способен задавать ребенок, тем выше уровень его умственного развития.
- Развитие от трех до четырех лет
К трем годам ребенок уже использует 1500 слов.
Как утверждает всемирно признанный психолог Л.С. Выготский, если ребенок не знает названия вещи, то он как бы не видит ее. А значит, чтобы расширить его кругозор, надо вовлекать его в эмоциональное общение с родителями, старшими детьми.
Особенно развивает ребенка игра, окрашенная эмоциями а наиболее эмоциональны игры со сверстниками или вообще с детьми, ведь, как уже было сказано, эмоциональность напрямую связана с умом.
Задержка умственного развития нередко провоцирует и задержку речи.
Очень часто дети с потенциально глубоким умом начинают говорить позже, как будто потому, что им нечего сказать. Но плохо, если ребенок хочет, но не может выразить мысль.
- Надо стараться его успокоить и не заострять внимание на его неудаче.
- Заподозрив задержку речи, надо обследовать ушки ребенка и установить, нет ли проблем со слухом, и если все в порядке, начать работать с речью.
- Это и постановка речи, и умственное развитие, и работа с психикой.
На третьем году жизни вначале ребенок задает вопросы: откуда? где? когда? — как бы развиваясь по горизонтали.
Во второй половине третьего года возникает вопрос: почему?, продвигаясь в глубину понятия.
Чудо третьего года жизни в том, что ребенок осваивает родной язык и просто нуждается в постоянном речевом общении со взрослыми. С ним надо говорить умно, серьезно.
- Трехлетний ребенок уже может по какому-то одному признаку определить, что за предмет перед ним.
- Трехгодовалый ребенок может сосредоточенно заниматься одним делом до 30 минут.
- Если у трехлетнего ребенка нормальное умственное развитие, он чувствует насмешку, обиду, радуется, скучает, завидует, жадничает, сочувствует.
При задержке умственного развития ребенок испытывает примитивные эмоции – удовольствие-неудовольствие и грубо выражает их. Тонкая эмоциональность сопутствует тонкому уму.
Решающим фактором в воспитании эмоциональности ребенка является богатая эмоциональность матери. Чем одарила мать, тем и владеет ребенок. Ум без эмоциональности – ум холодный, ущербный.
Ребенок радуется, когда другим грустно, и печалится, когда другим весело.
Вторая сторона воспитания эмоциональности – культура самовыражения. Воспитанный ребенок рано улавливает уместную степень проявления эмоций, он не подавляет их, но и не истерит.
Он сердится, обижается, но не агрессивно. Радостный, он обнимает маму, недовольный – молча насупливается, а не вопит истошно.
Он с раннего детства наблюдает, как выражают эмоции в его семье, и если это интеллигентные отношения, то и ребенок усвоит правила поведения культурных людей.
Упустили для воспитания третий год – упустили многое.
- Развитие от четырех до пяти
На четвертом году ребенок продолжает развивать то, чего достиг на 3 году.
Он уже способен толково пересказать увиденное, обобщить, классифицировать. А еще он может задать до 400 вопросов в день.
По характеру вопросов судят об уме ребенка, о направленности мышления.
Иногда дети задают вопрос, и не дождавшись ответа, тут же задают следующий. Это уже расположенность к пустозвонству, пустой болтовне, хотя иногда родители это принимают за разносторонность, увлеченность.
Умный ребенок задает вопрос и взрослый озадачен. Авиценна сказал о себе в детстве: «Я был лучшим из задающих вопросы».
- Четырехлетний занимается одним делом 40-50 минут, много играет с игрушками.
- Пятилетнего волнует, что такое справедливость, правда, предательство.
- Он хорошо знает правила игры, соревнуется, спорит, командует, подчиняется.
- Он рисует человека с головой, ногами, руками и другими деталями.
К концу шестого года ребенок использует 4000 слов. Он выражает оттенки мысли, понимает смысл речи взрослого во всех нюансах.
Он решает простые задачи и примеры, обобщает, выделяет. Выучивает стихи, уверенно ориентируется на улице.
В этом возрасте уже ясно – ребенок умственно развит или однозначно задержан в развитии. Фундамент интеллекта или заложен, или только закладывается.
Источник: http://zhenschina-na-million.ru/article/id/257-fundament-intellekta
Задержка умственного развития (ЗУМ), отставание в развитии
«Практика – критерий истины»
Эти слова любит повторять доктор Лев Левит. Он убежден, что результативность работы гораздо важнее всех теорий вместе взятых.
Мы беседуем с Львом Исааковичем о его клинике, авторской методике краниоцеребральной стимуляции. А еще о том, почему наши дети всё чаще страдают регрессивным аутизмом.
– С чего вы начинаете разговор с родителями, которые обращаются в клинику?
Пытаюсь выяснить, в чем трудности ребенка. К нам часто звонят родители, которые не понимают, в чем корень проблем их малыша. Например, мама говорит, что ее трехлетний сын не разговаривает, у него задержка речевого развития.
Потом оказывается, что ребенок не только не говорит, но и не понимает обращенную речь, не играет со сверстниками, не смотрит в глаза, у него частые истерики и странное поведение.
То есть у ребенка существует не только задержка развития, но и аутичные проявления.
Обычно у детей просто с задержкой развития есть проблемы с пониманием. Они усваивают примитивные команды вроде «дай, положи», но не могут выполнить задачу из нескольких действий. К примеру, взять мячик и положить на полку. Кроме того, такие дети обычно отстают с первых месяцев жизни.
– У аутичных детей развитие идет по-другому?
Обычно такие дети до года-полутора-двух лет развиваются нормально, в соответствии с возрастом, но потом вдруг возникает регрессия. Дети перестают говорить, понимать, смотреть в глаза. Налицо — гиперактивность, аутичные проявления, стереотипные повторяющиеся движения. Таким детям ставят диагноз: регрессивный аутизм.
– Регрессивный аутизм возникает вдруг, безо всяких причин?
Если проанализировать цепь событий, то чаще всего видна связь между проведением вакцинации и началом регрессии у детей. Часто родители отмечают, что после прививки дети начинают плакать, кричать, и это длится неделями. В некоторых случаях поднимается температура, которую невозможно сбить обычным способом. Такую реакцию чаще всего списывают на аденовирусные инфекции, простудные заболевания.
Иногда связь между аутизмом и прививками проследить сложнее, когда вакцинация с первых же дней жизни вызвала проблемы с развитием. Бывает, что причин несколько – сочетание родовой травмы, вирусной нагрузки, вакцинации.
– Многие мамы, если ребенок в два с половиной года не заговорил или пошел слишком поздно, волнуются, пишут на родительские форумы. Там их часто убаюкивают историями, мол, у соседей ребенок еще позже начал говорить, и все замечательно. На ваш взгляд, когда и почему стоит беспокоиться из-за задержки развития?
Нужно смотреть в целом. Если ребенок не говорит, но в остальном развивается нормально: контактен, способен концентрироваться, увлечен играми по возрасту, я не стал бы сильно волноваться.
Но если ситуация иная, например, до полутора лет ребенок прогрессировал и вдруг остановился в развитии или начался откат назад, нужно бить тревогу.
Если ребенок говорил 10-15 слов, а потом один за другим они исчезли, нельзя закрывать на это глаза! Если малыш вдруг перестал сосредотачиваться, беспричинно плачет, появились вспышки агрессии – это тревожные симптомы.
Результат: восемь из десяти!
– Есть родители, которые мечтают о чудо-средстве, которое вмиг решит проблемы их ребенка. Съездил к вам в Израиль на три недели – и диагноз снят. Все так и происходит – легко и просто?
Нет. Краниальная терапия – это последовательная, часто длительная работа. Если я слышу от родителей, мол, дайте гарантию на выздоровление, сразу говорю – это не ко мне. Все случаи индивидуальны.
Мы занимаемся лечением задержки психофизического и умственного развития детей, аутичных состояний, но заранее неизвестно, будет ли на этот раз быстрый положительный эффект и какой силы.
Могу опираться только на свой опыт.
– После лечения у восьми из десяти ваших пациентов наступает улучшение. Но насколько длителен положительный эффект? У детей потом не бывает регрессии?
Бывает. Несомненно, нужна регулярная поддерживающая терапия.У каждого ребенка своя реакция на лечение. Есть дети, которые сразу на первых же сеансах показывают улучшение, и у них не бывает откатов.
Есть дети, которые после курса лечения хорошо продвигаются, а через два месяца у них случается регрессия, а потом вновь улучшение.
Бывают дети, у которых положительные сдвиги наступают только через два-три месяца после первого курса терапии.
– Вы беретесь и за лечение детей с генетическими заболеваниями?
Излечить таких детей невозможно, но улучшить их состояние – вполне. При генетических болезнях нарушаются биохимические процессы.
В процессе лечения генетических заболеваний детей методом краниальной терапии есть возможность улучшить обмен веществ, в результате чего у детей становится лучше речь, концентрация. Генетическая патология остается, но ее последствия не такие тяжелые.
После сеансов практически все дети с синдромом Дауна, с синдромом Ретта и другими генетическими заболеваниями показывали улучшение.
– В США краниальная терапия – часть страховой медицины, но в некоторых странах о ней не слышали. Для человека несведущего эта терапия выглядит просто как прикосновение к голове, телу. Ни современного оборудования, ни глубоких обследований, анализов… Неужели краниальный ритм можно нащупать пальцами? А приборов для этого нет?
Краниальный ритм фиксируется приборами. Но аппаратов, чтобы лечить, нет. Специалист улавливает краниальный ритм, определяет нарушения и причину его изменения.
Очень нежными и тонкими движениями он восстанавливает и регулирует краниальный ритм.
Для того, чтобы понимать, как работает краниальный терапевт, нужно иметь хотя бы базовые понятия в остеопатии и глубокое знание анатомии и физиологии человека. Последние научные открытия подтверждают основные принципы остеопатии.
- О краниальной терапии, кранио-сакральной системе, краниальном ритме и его нарушениях читайте здесь.
- Лес из нейронов
- – Почему после курса лечения детей с задержкой умственного, психофизического развития и ряда генетических заболеваний методом краниальной терапии у детей может наступить улучшение, а потом откат, в чем причина?
В данном случае мы работаем с мозгом. Развитие головного мозга связано с развитием нейронов. Нейроны связываются в единую цепь и передают импульсы с одной зоны головного мозга в другую. Нервная система головного мозга состоит из десятков миллиардов нейронов.
У каждого нейрона тысячи отростков, которые должны связаться между собой в единую цепь. Нормальное развитие ребенка возникает только при условии, если система взаимодействия нейронных сетей функционирует правильно, без сбоев. Если нарушается создание единой нейронной сети, у ребенка происходят различные нарушения.
Например, аутизм, задержка умственного, психофизического, речевого развития.
– Что мешает нейронам связываться в единые цепи?
Родовые травмы, кислородное голодание, асфиксия, вирусные заболевания. И, конечно, вакцинация, которая приводит к развитию аутоиммунных процессов.
В свою очередь аутоиммунные процессы могут спровоцировать такие заболевания, как аутизм, задержка умственного и психофизического развития, онкозаболевания, диабет, заболевания внутренних органов и суставов. Эти данные подтверждает ряд специалистов: доктор Джон Б.
Классен и доктор медицины, член Академии педиатрии Эдвард Язбак из США, Марк Жирар, европейский эксперт по вопросам фармаконадзора и фармакоэпидемиологии и многие другие.
Аутоиммунный процесс приводит к серьезному нарушению обмена веществ, обмена микроэлементов, минералов, биохимическим нарушениям. Организм интенсивно зашлаковывается.
В процессе лечения детей с задержкой умственного, психофизического развития и ряда генетических заболеваний методом краниальной происходит очищение организма, улучшение метаболических процессов.
Вследствие этого улучшается эмоциональное и психофизическое развитие детей с нарушениями развития.
Чистые дети
– То есть Ваша авторская методика краниоцеребральной стимуляции направлена на улучшение обменных процессов?
В нашей работе мы делаем упор на улучшение метаболизма. В результате чего происходит улучшение движения тканевой жидкости, лимфы, ликвора. В процессе лечения у большинства пациентов происходит системная очистка.
Многие дети начинают обильно потеть, усиливается мочеиспускание, хотя они пьют, как и прежде. Меняется цвет и запах мочи, она становится более концентрированной. Увеличивается количество кала, исчезают запоры.
– Отметила яркую деталь в видеосюжете на сайте клиники. Мать рассказывает, что у сына после терапии эмаль зубов очистилась от черного налета!
Даже через такую твердую ткань, как эмаль зубов, может происходить очистка организма. Кроме этого, у пациентов меняется в лучшую сторону состояние кожи, волос и ногтей. Огрубевшие участки кожи становятся более мягкими, нежными. Волосяные фолликулы начинают лучше абсорбировать токсины, тяжелые металлы.
Вследствие чего волосы становятся послушными, мягкими, блестящими, хотя раньше были блеклые, тусклые, ломкие.
Подобный эффект изменения структуры и роста волос возникает и во время хелирования, когда из организма специальным способом выводят тяжелые металлы.
Но у медикаментозного хелирования хватает побочных эффектов, при остеопатии они отсутствуют.
– Но почему у одних пациентов после курса лечения задержки умственного и физическолго развития методом краниальной терапии улучшения наступают быстро и им не нужны повторные курсы, а другим они требуются?
Причин несколько. Если ребенка закаливают, у него высокая сопротивляемость простудным заболеваниям, эффект краниальной терапии более длительный.
Многое зависит от наличия вирусов, их активности, глистной инвазии, от состояния щитовидной железы. У ребенка может быть нарушение обмена веществ, связанное с усвоением глютена и казеина.
У многих детей вакцинация запускает серьезные аутоиммунные процессы, которые с трудом поддаются лечению.
Беседовала Анна Резников
Источник: https://www.drlevit.com/metod-dr-lev-levit.html
Задержка развития у ребенка, что это и насколько серьезно?
Каждый ребенок обладает определенным набором качеств, влияющих на его развитие, но течение естественного процесса могут нарушать множество факторов, начиная от врожденных заболеваний и родовых травм и кончая особенностями воспитания.
Задержка физического развития
В каждом кабинете педиатра и в любой книге, посвященной развитию детей, можно увидеть таблицы росто-весовых показателей детей в зависимости от их пола и возраста.
Эти таблицы помогают родителям следить за соответствием физического развития своих малышей среднестатистическим нормам.
При этом не следует забывать о допустимых отклонениях показателей, как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, которые совершенно неизбежны (от наследственности не убежишь).
Причиной задержки физического развития часто служат перенесенные острые или имеющиеся у малыша хронические заболевания; дефицит питания в целом или его отдельных компонентов (нехватка витаминов, йода, цинка); проживание в неблагоприятных условиях (низкие температуры, частые стрессы). При задержке физического развития необходимо обязательно показаться эндокринологу. В подавляющем большинстве случаев коррекция питания и имеющихся заболеваний помогает если не решить проблему полностью, то, по крайней мере, приблизиться к возрастным нормам.
Задержка моторного развития
Каждый ребенок должен пройти в своем развитии определенные этапы: научиться держать головку, ползать, сидеть, ходить, раздеваться и одеваться и т.д. Каждый здоровый малыш должен освоить к тому или иному возрасту набор навыков и умений, необходимых для его дальнейшего развития.
Чем раньше выявлена задержка, тем легче ее исправить, поэтому дети до года нуждаются в особо внимательном отношении.
К трем месяцам ребенок должен держать головку и тянутся к игрушке приоткрытой ручкой, к 7-8 месяцам – сидеть, к 9 — ходить при опоре, пить из чашки, свободно играть с игрушками, к 14 месяцам — ходить самостоятельно.
Задержка моторного развития часто развивается после перенесенной родовой травмы, на фоне общего недоразвития мозга, тяжелых врожденных или приобретенных заболеваний. В любых сомнительных случаях вы должны обратиться к своему педиатру или неврологу.
Задержка психического развития
Самая серьезная ошибка, которую может допустить врач при диагностике задержки психического развития (ЗПР) – записать ребенка в умственно отсталые. Родители также должны четко понимать разницу между этими понятиями.
Умственная отсталость не лечится, главная цель лечения и реабилитации – адаптация человека к обществу. Дети с ЗПР могут жить, учиться и работать, как все, но нуждаются в лечении и повышенном внимании со стороны родителей и учителей в процессе роста.
Главное отличие задержки психического развития: при невозможности выполнить задание самостоятельно, ребенок адекватно реагирует на подсказки; способен воспроизводить показанный порядок действий при выполнении аналогичных заданий.
Нужно учитывать, что дети с ЗПР тяжело переживают свои неудачи (в отличие от умственно отсталых детей) и очень нуждаются в родительской поддержке.
Обычно ЗПР формируется на фоне родовых травм, тяжелых заболеваний, перенесенных в раннем возрасте; по причинам наследственного или социального характера.
При подозрении на ЗПР ребенка должны проконсультировать психиатр, невролог, отоларинголог (ЗПР возможна на фоне нарушения слуха), окулист, логопед, психолог. Комплексная терапия и коррекционно-развивающее обучение, особенно начатое в возрасте до трех лет, позволяет во многих случаях достичь великолепных результатов.
Задержка речевого развития
На речевое развитие ребенка родители должны обращать самое пристальное внимание с первого года жизни, ведь от речи зависит, как будет развиваться мышление, память и внимание малыша.
Вызвать задержку развития речи могут социальные причины (дефицит общения), замедленное созревание мозга, кислородное голодание ребенка во время беременности и в родах, нарушения слуха.
Даже гиперопека может неблагоприятно сказаться на речевых функциях – у ребенка просто нет необходимости говорить, когда взрослые угадывают и торопятся выполнить каждое его желание.
Развитие мозга преимущественно заканчивается к трем годам жизни, но до этого возраста мало кто обращает внимание на развитие речи, а зря.
Следует обратиться к врачу, если ребенок к трем месяцам не реагирует на обращенную к нему речь, отсутствует лепет; годовалый малыш не может показать на картинке знакомый предмет (мячик, машинку), выполнить элементарную просьбу, сказать простые слова (мама, дядя). В 2-3 года ребенок должен строить простые фразы, при этом его речь должна быть понятна не только маме.
Комплексное лечение у невролога и логопеда при условии строгого соблюдения врачебных рекомендаций дома помогут быстро решить проблему. Дети с нарушением слуха кроме специфического лечения нуждаются в посещении специализированных детских садиков и школ.
Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59634c9a57906a9cc714bd54/5a9cf28d868b9d186427e0ef