Малыш на пороге своего двухлетия. Это «серьезный» возраст.
Что умеет ребёнок в 1 год 10 месяцев?
Развитие малютки идёт быстро, продолжается освоение новых умений, формируется личность крохи.
Нормы веса и роста
Родители, сравнивая показатели роста и веса своего малыша со стандартными, должны понимать, что приведённые значения являются усреднёнными и оптимальными. Если параметры физического развития малютки попадают в указанные в таблице границы, волноваться не стоит.
Мальчики | Девочки | ||||
Критично низкое | Среднее значение |
Критично высокое |
Критично низкое |
Среднее значение |
Критично высокое |
Вес (кг) | < 10,3 | 11,0-13,2 | > 14,4 | 13,4 | |
Рост (см) | < 79,5 | 83,2-86,8 | >91,8 | 90,5 | |
Окружность головы (см) | < 46,7 | 47,8-50,4 | > 52,1 | 51,3 |
Оценивать рост и вес нужно постоянно. Таблица стандартов помогает определить, правильно ли идёт развитие ребёнка в 1 год и 10 месяцев. Если замечены небольшие отклонения, это не страшно, главное, чтобы наблюдался прогресс: вес и рост увеличивались пропорционально. Тревогу должны вызывать критичные отклонения от нормы.
Особенности развития психики
Кроха продолжает знакомиться с окружающим миром: если сломалась любимая игрушка, малыш несёт её родителям «на ремонт». Малютка активно взаимодействует с другими детками на площадке: вместе с ровесниками он разыгрывает небольшие сюжеты, сообща лепит куличики.
Дети наблюдают за реакцией взрослых, это для них своеобразная подсказка, как себя вести в непонятной ситуации.
Например, кроха хочет поиграть с окружающими, но он оглядывается на родителей, ища у них одобрения, или возвращается к маме, если его что-то беспокоит. Дети часто пугаются, потому что многого пока не понимают. Поэтому, если малышу страшно, нужно поддержать ребёнка и объяснить, почему данной ситуации не стоит бояться.
Следует помнить, что у ребёнка в этом возрасте ещё не сформировался инстинкт самосохранения: находясь в опасности, малыш может не испытать чувство тревоги. Родителям следует всё время «мониторить» ситуацию, не выпуская кроху из поля зрения ни на минуту.
Год и десять месяцев — время, когда можно заметить, что ребёнок часто капризничает.
Так, малыш уверенно стоящий на ножках и любящий побегать, вдруг без особой причины просится на руки, всем своим видом показывая, что он устал.
Ситуация ставит взрослых в тупик, но такое поведение вполне объяснимо: карапуз понимает, что раз он научился ходить самостоятельно, родители уже не обязаны помогать ему в передвижении. Поэтому смысл подобных «капризов» в том, чтобы напомнить взрослым — кроха все ещё нуждается в их поддержке и опеке.
Появляются и другие требования. Малыш хочет пользоваться своей посудой, желает иметь личные игрушки, одежду, обстановку. Так, ребёнок пытается выявить подконтрольное ему пространство, очерчивает границы возможного.
Родители должны идти навстречу просьбам малютки, чтобы выработать у ребёнка чувство уверенности — он владеет ситуацией! А неизбежные в таких случаях ошибки добавляют новые знания, которые крохе нужно будет осмыслить и пополнить ими картину мира.
Конечно, откровенным капризам, например, покупке очередной игрушки, потакать не нужно. В противном случае у малютки разовьётся чувство ложного всемогущества, уверенность в том, что родителями можно легко манипулировать.
В 1 год и 10 месяцев ребёнок любит повторять — «Я сам». Следует поощрять малыша в своей самостоятельности. Придётся запастись терпением, но очень скоро карапуз без посторонней помощи освоит простые навыки.
Например, он будет стараться снимать кофточку или носочки, даже если родители, наоборот, пытаются одеть непоседу для прогулки. Такими действиями ребёнок желает показать свою независимость. Кроха запросто может закатывать истерики, если родители не понимают его намерений — вполне допустимая для данного возраста реакция.
Малыш года и десяти месяцев хочет быть в центре внимания. И он пытается добиться этого любыми доступными способами. Родителям следует твёрдо, но аккуратно донести до крохи мысль, что папа с мамой — не его собственность. Ребёнок всё поймёт, он уже умеет строить причинно-следственные связи.
Если малыш сложил из кубиков картинку — он рад, когда не получилось реализовать задуманное — огорчён. Это свидетельство того, что ребёнок обретает самостоятельность.
Общение с окружающими людьми
Общение очень важно. Малыш должен развивать социальные навыки, играя с другими детками, пусть даже старшими по возрасту. Только так у ребёнка появится интерес к коллективным занятиям.
Малыши в 22 месяца уже должны иметь базовые понятия о норме поведения в обществе, поэтому следует учить их контактировать с другими ребятишками, избегая конфликтных ситуаций.
Можно брать на прогулку несколько игрушек, которыми малыш может обмениваться, налаживая коммуникативные навыки.
В этот период дети особенно чувствительны и могут негативно отреагировать на попытки познакомить их с другими малышами. Правильнее будет не «давить» на ребёнка, а предоставить ему свободу выбора. Пройдёт немного время, и карапуз самостоятельно наладит первый контакт и обретёт друзей «по песочнице».
Нельзя сравнивать своего малыша с другими ребятишками, это выработает у малютки заниженную самооценку и неуверенность в собственных силах.
Навыки и умения
Координация движений малютки в 22 месяца уже достаточно хорошо сформирована: он умеет пинать мяч так, чтобы тот покатился, и при этом не падать и не спотыкаться. Если кроха пока не освоил данное упражнение, следует просто предоставить ему больше попыток, детки в 22 месяца очень упорны в достижении поставленной цели.
Что ещё должен уметь малютка:
- бегать, не натыкаясь на препятствия;
- балансировать на 1 ноге, держась за опору. Уже скоро малыш начнёт осваивать трёхколёсный велосипед;
- рисовать линии и складывать простые пазлы. Поэтому стоит запастись фломастерами и красками;
- собирать сортер из 4-х форм;
- строить несложные конструкции из кубиков;
- отвечать на вопросы «Что это?», «Кто это?» применительно к знакомому предмету или изображению;
- удерживать в уме последовательность из 2-х действий и выполнять её: может взять и принести игрушку по просьбе взрослого;
- различать круг и квадрат;
- учится понимать речь. Словарный запас малыша составляет порядка 50 слов. Сам он пока активно не говорит, но разбирается в том, что сказано;
- узнавать себя и родных на фото;
- может попытаться изучать свои интимные места. На данном этапе это свойственно мальчикам и девочкам, считается нормой и не должно вызывать беспокойства у родителей.
Некоторые дети демонстрируют готовность сидеть на горшке. Это стремление следует поощрять. Но давление оказывать пока рано: большинство ребятишек осваивает данный навык позднее – на 27-32 неделе.
В год и 10 месяцев уже можно предположить: ребёнок «правша» или «левша». Обычно у большинства детей ведущей является правая рука, и только у 10% — левая.
Что поможет 22-месячному карапузу быстрее понять мир и освоить новые умения? Конечно, игры и развлечения.
Книги
Пока карапуз не может запомнить информацию с первого раза, поэтому потребуется многократное повторение. Следует читать медленно, чтобы малыш не потерял интерес и успевал связать сказанное с изображением на картинке.
В результате таких занятий развивается память малютки, пополняется словарный запас. Пройдёт совсем немного время, и ребёнок сам перескажет сюжет любимой сказки или напоет строчки из песенки.
Развивающие игры
Популярные игрушки в этом возрасте — машинки и тележки, нарядная одежда, кассовые аппараты и посуда. Дети обожают собирать конструктор, строить башенки, изучать форму и объём фигур. Играя совместно со взрослым, карапуз следит за его действиями и усердно их копирует.
Чем больше совместных дел, тем меньше у крохи времени на капризы. Рекомендуется разнообразить интонацию, за медведя нужно говорить баском, за мышку — тонким и высоким голосом.
Обыгрывая сказку, следует объяснять малютке мотивы поступков тех или иных персонажей: «Козочка пошла за молоком.– Зачем? – Деток напоить». Или: «Лисонька купила муки. – Что она хочет? – Пирожков испечь». Если малыш затрудняется, нужно ответить за него. Такой диалог оживляет занятие, помогая крохе разобраться в ситуации и находить выход из трудного положения.
Можно купить малютке интерактивную книжку для изучения цифр и букв. Играя, малыш осуществляет последовательные действия: сначала умывает куклу, затем кормит её, одевает на прогулку, укладывает спать.
Так карапуз становится самостоятельным и ответственным. Это очень полезные навыки, которые ребёнок перенесёт в реальную жизнь. Нельзя прерывать детскую игру. Для малыша это важнейший познавательный процесс.
Музыка
Следует включать малышу фольклорные произведения и классическую музыку, мелодии со звуками природы и популярные песенки из мультфильмов. Ребёнок в 22 месяца эмоционально реагирует на смех или голос, звучащий на записи.
Нужно предлагать карапузу простые задания, например, убрать мусор или помочь разобрать принесённые из магазина продукты. Ребёнок должен почувствовать, что он справился с заданием.
Это придаст ему оптимизма и уверенности в своих силах, он не будет бояться браться за новые дела.
Физкультура
Нельзя забывать и про ежедневную зарядку. Приучение малыша к регулярным физическим упражнениям станет полезной привычкой, укрепит иммунитет ребёнка и даст уверенность в своих силах.
Заниматься с непоседой нелегко: родители могут поддаться искушению и накричать на кроху. Нужно помнить, что для малыша в этом мире всё в новинку и ему необходима поддержка взрослых. Поэтому родителям следует научиться быть спокойными и не нервничать из-за мелочей.
Видео по теме
- О развитии детей в 1 год и 10 месяцев в видео:
- Приоритетными направлениями в воспитании малыша данного возраста являются: развитие и стимулирование речи, формирование первых привычек: разъяснение крохе таких понятий, как «нужно» и «нельзя», доброжелательного отношения к окружающему миру и культуры поведения.
Источник: https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-1-2-goda/1-god-10-mesyacev.html
Правильное развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев: новые навыки и умения
- Всего через два месяца малыш отпразднует свой второй «юбилей» — 2 года!
- А пока он достаточно быстро растет, осваивает большой мир и приобретает множество новых навыков.
- Анализируя развитие ребенка в 22 месяца, можно отметить, что он достаточно окреп к этому возрасту, стал физически ловким, быстрым и освоил огромное количество ранее недоступных ему движений и умений.
- Но, прежде чем сравнивать ребенка согласно нормам, на которые опираются педиатры, необходимо сказать о том, что каждый малыш развивается индивидуально, в соответствии с собственным ритмом, обусловленным генетикой, рядом косвенных факторов и работой его нервной системы.
Физические параметры малыша в год и девять месяцев
Рост малыша в возрасте 1 год и 10 месяцев имеет нижние и верхние границы:
- у мальчиков от 83,5 см до 93 см;
- у девочек – от 84 до 90,5 см.
Вес может колебаться от 10,5 кг до 14,5 кг.
Окружность головы:
- у мальчиков в возрасте 22 месяца – около 47-51 см;
- у девочек – от 46 до 50 см.
Окружность груди:
- у девочек – от 48 до 54 см,
- у мальчиков – от 48,5 до 54,7 см.
Данные параметры одобрены отечественными педиатрами и немного отличаются от нормы ВОЗ.
Важно! Нормы всегда нужны только для того, чтобы анализировать те, или иные показатели, делая некоторые соответствующие выводы, но не боле того!
Что умеет делать малыш?
Возраст в 22 месяца предполагает наличие у ребенка определенных бытовых навыков и умений, существенно облегчающих жизнь как малышам, так и их родителям. Например, дети в этом возрасте умеют:
- Самостоятельно пить из чашки, а во время еды пользоваться и ложкой, и вилкой.
- Снимать и надевать обувь, определяя соответствующую ногу (малыш может справиться с застежкой – липучкой, но вот шнурки ему пока еще не «подвластны»). Ребенок умеет и может самостоятельно надевать и снимать одежду, только не справляется еще с пуговицами и застежками.
- Умываться, мыть ручки с мылом, правильно пользоваться полотенцем.
- Пользоваться горшком по назначению, контролируя естественные потребности своего организма.
- Играть самостоятельно некоторое время, используя игрушки.
- Убирать за собой игрушки.
- Ухаживать за домашним питомцем (совершая некоторые посильные действия, например: налить водички в миску животного).
- Дети такого возраста просто обожают активность – бегают, прыгают, лазают.
- Часто малыши разбрасывают вещи; стремятся открыть шкафы, различные емкости и коробки, рассыпая и разливая их содержимое.
- Это, конечно же, доставляет немало хлопот родителям – их задачей становится не постановка постоянных запретов , а направление его энергии и стремления познать окружающий мир в правильное русло, основываясь на желании малыша полностью копировать поведение взрослых.
- В возрасте 1 года и 10 месяцев ребенок может участвовать в совместных играх с другими детьми, произносит все больше новых слов, стремясь выразить свои впечатления – речь ребенка хорошо понимают не только родители, но и посторонние люди.
Важно! Малышам в этом возрасте достаточно интересно помогать взрослым, особенно в домашних делах. Ребенок сам предлагает свою помощь, ожидая похвалы и поддержки от старших и стремиться полностью копировать действия взрослых.
Особенности психоэмоциональной сферы
Они проявляются в поведении ребенка:
- малыш, который умеет не только ходить, но и бегать, вдруг начинает часто «проситься на ручки»;
- проявляет необычную требовательность к мелочам – пьет только из определенной чашки или ест только выбранную им еду;
- избирательно относится к выбору игрушек, собственной одежды или обуви;
- требует от родителей ежевечернего чтения сказки (иногда – одной и той же) – все это лишь консервативное желание стабильности и ощущение защиты и контроля для ребенка.
Родителям необходимо использовать такие особенности малыша грамотно – выполняя его просьбы, можно обеспечить ребенку ощущение стабильности и уверенности.
Обратите внимание! Потакать откровенным капризам ребенка, особенно основанным на желании что-то приобрести, не стоит – такое поведение взрослых укрепляет в малыше уверенность в ложном всемогуществе и возможность манипулировать взрослыми.
Ребенок в этом возрасте эмоционален, активен, всегда находится в состоянии какой – либо деятельности.
При положительных оценках его действий хорошо настроен и стремится выполнять все просьбы взрослых. При неудачах расстраивается и быстро отказывается от выполнения любых действий.
Часто упрямится, капризничает и настаивает на своем, но легко «переключается» (при грамотной попытке старших отвлечь внимание малыша на другое действие или предмет).
Речевые способности
Малыш способен воспринимать и произносить короткие рассказы (без показа действий), связанные с его действиями, отвечая на вопросы об этих событиях.
Знает, показывает и называет части тела и детали лица.
Словарный запас малыша в возрасте 1 год и 10 месяцев обычно состоит из 50 слов. Но встречаются дети, которые знают до 200-300 слов.
Важно! Развитие каждого ребенка индивидуально. Если ваш малыш еще не знает столько слов, не отчаивайтесь. И вы скоро все освоите!
Ребенок активно произносит предложения из 3-4 слов (при общении, констатациях или просьбах); повторяет простые четверостишия, подпевает знакомые песни; умеет описывать то, что видит рядом с собой и называть предметы и действия по картинкам.
Но фразы ребенка еще не оформлены правильно, часто он может называть себя в третьем лице.
В 1 год и 10 месяцев малыш способен заменить облегченные слова на правильные, может дать словесную оценку не только самому себе, но и окружающему миру, знает и правильно употребляет слова «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста» и т.п.
Интеллект
- В возрасте 22 месяцев уже можно определить, какая ручка у крохи ведущая – правая, или левая.
- Малыш умеет соотносить объемные фигуры с их плоскостным изображением.
- Ориентируется в контрастных величинах.
- Определяет 3-4 цвета.
- Распознает вес, фактуру и температуру окружающих его предметов.
- Умеет «рисовать» (не только изображать на листе бумаги различные линии, но и назвать то, что он нарисовал).
- Во время игры способен выполнять два-три сюжетных действия.
- Умеет сооружать постройки из кубиков и выполнять правильные действия с пирамидкой.
В 1 год и 10 месяцев интеллект малыша стремительно развивается, у ребенка достаточно активно функционирует память и мышление; он тонко улавливает и различает интонацию речи не только взрослого, но и сверстников.
Кроха внимательно слушает разговоры окружающих – в зависимости от услышанного у него меняется настроение. Малыш все больше начинает проявлять интерес к действиям, основанным на образном мышлении, наблюдательности и запоминании.
Рацион питания
Примерное меню малыша в этом возрасте должно обязательно содержать определенные продукты:
- Каши необходимо готовить вязкие, в них можно добавлять кусочки овощей или фруктов (как вареных, так и сырых). В каши без молока можно положить вареное мясо.
- Яйца и рыбу — яйца малыш должен есть не реже трех раз в неделю, их необходимо чередовать с рыбой или продуктами из нее.
- Мясо.
- Овощи и фрукты свежие — фрукты и овощи – каждый день, можно готовить пюре из отварных овощей, а также добавлять в рацион сухофрукты.
- Обязательно, молочные продукты – молоко в чистом виде давать ребенку следует гораздо меньше – оно способно спровоцировать значительные проблемы с пищеварением. Из молочных продуктов лучше всего ребенку подходят: кефир, йогурт, сыр и творог.
- Меню малыша обязательно должно быть разнообразным, а рецепты приготовления блюд и их подача – интересными.
- Например, ребенку можно приготовить бутерброды, как у взрослых: на тончайшие ломтики хлеба можно выложить тоненькие пластины отварного мяса (курицы, индейки или говядины) и украсить такие бутерброды овощами.
- Можно сделать «овощные канапэ» — нарезать разные овощи (можно и сырые, и вареные), нанизать их в различном сочетании на специальные палочки и украсить зеленью.
Важно! Желательно привлекать малыша к приготовлению блюд и сервировке стола – так развивается не только эстетический вкус у ребенка, но и навыки правильного питания.
Особенности гигиены и ухода
- Особенности ухода за ребенком в этом возрасте и правила гигиены включают в себя соблюдение навыков аккуратности и чистоплотности, направленные на укрепление его здоровья и профилактику различных заболеваний.
- Главное – содержать в чистоте тело малыша, все его вещи, игрушки и, по возможности, все что его окружает.
- Важное внимание необходимо уделять кожным покровам ребенка, поскольку кожа у малыша очень нежная и легко повреждается.
- Каждый день крохи должен начинаться и заканчиваться умыванием и чисткой зубов.
- Купать ребенка необходимо не менее 2-х раз в неделю, стричь ногти и волосы – по мере необходимости, используя специальные инструменты.
- Взрослые, ухаживающие за малышом, также обязаны соблюдать правила личной гигиены, следить за состоянием своего здоровья и вести правильный образ жизни.
- Соблюдение правил гигиены поможет не только сохранить здоровье, но и привить ему необходимые навыки – главное – это личный пример взрослых!
Режим дня и сна
В этом возрасте продолжительность дневного сна малышей сокращается до 2-х часов. Один сеанс дневного сна – тоже норма, но некоторые спят больше одного раза – все зависит от индивидуальных особенностей и потребностей маленького организма.
Ребенок спит ночью по 10-12 часов, причем в этом возрасте он уже умеет спать самостоятельно, отдельно от родителей.
Обратите внимание! Часто проблемой ночного сна у малышей в возрасте 1,5-2 лет становятся неоднократные ночные пробуждения – в таких случаях ребенка необходимо приучать засыпать самостоятельно, чтобы он не звал и не будил взрослых.
Занятия с малышом
Занятия с малышом очень важны:
- Игры – основное внимание уделяется играм, направленным на развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия; отлично подходит рисование фломастерами или пальчиками (с помощью безопасных красок). Ребенок с удовольствием играет со взрослыми, или самостоятельно, а вот игры со сверстниками еще не все малыши воспринимают положительно.
- Игрушки, конечно же, в первую очередь, должны быть безопасными. Основное предпочтение необходимо отдавать пазлам, конструкторам с большим количеством объемных деталей и игрушкам, участвующим в сюжетно-ролевых играх. Для этого хорошо подойдут куклы, которых можно одевать в наряды или костюмы супер героев с соответствующими атрибутами.
- Песни – на сегодняшний день существует большой выбор музыкальных произведений и песенок, которые малыши слушают с удовольствием. Возраст ребенка и его развитие позволяет не только слушать такие песенки, но и подпевать им.
- Мультики для детей в возрасте 22 месяца должны быть короткими, яркими и музыкальными. Очень хорошо смотреть мультфильмы вместе с ребенком – развивающие и обучающие мультики способны дать малышу более гармоничное развитие.
На нашем сайте также есть материалы про следующие периоды жизни малышей: в год и 11 месяцев.
Источник: https://vashrebenok.org/razvitie/1-3-goda/1-god-10-mesyatsev.html
Развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев: что должен уметь
Развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев, что должен уметь малыш? В 1 год и десять месяцев ребенок ещё не идентифицирует себя с собственным полом, говорит он не очень хорошо, но понимает уже почти все.
Физическое развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев
Ребенок в 22 месяца все смелее преодолевает новые препятствия: каждый стул на пути является для него большой проблемой, но «скалолазание» доставляет ему истинное удовольствие и развивает мелкую моторику.
Хотя ребенок становится все более ловким и сильным, он все еще выглядит как младенец. Многие родители беспокоятся из-за его выступающего животика и плоскостопия. И совершенно напрасно. Примерно через год или два, когда укрепятся мышцы, животик не будет уже так заметен.
Плоскостопие исчезнет, когда телесный жир, который окружает арки стопы, станет внешне не видимым. Это произойдет до того, как малыш закончит детский сад (при условии, конечно, что все это время он не ел слишком много сладостей и не сидел перед телевизором вместо того, чтобы двигаться).
Советы для родителей:
- Играйте в салочки. Для игры выбирайте безопасные места – например, газон. У малыша еще могут возникать проблемы при осуществлении поворотов.
- Пускайте с ребенком мыльные пузыри. Игра в ловлю пузырей – отличное упражнение для всего тела, развивающее также координацию „глаз – рука”.
- Цените успехи. Каждое достижение (малыш поднялся на лестницу, быстро пробежал и т. п.) надо вознаграждать похвалой. Ребенок очень нуждается в вашем восхищении.
Рост и вес в 1 год и 10 месяцев
- Мальчики в среднем имеют вес — 12,4 кг., рост — 85,6 см.
- Девочки — в среднем имеют вес — 11,7 кг., рост — 84 см.
Эмоциональное развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев
В этот период просыпается детская любознательность, интерес к своему телу.
Внимание! Ребенок может иногда вкладывать маленькие предметы в свои ноздри, уши, в рот.
В 1 год и 10 месяцев ребенок видит различия между своим телом и телом мамы и папы. Он различает пол и интересуется половыми органами: вид обнаженного родителя – например, во время совместного купания – может его рассмешить или напугать.
Двадцатидвухмесячный ребенок еще не идентифицирует себя с собственным полом. Случается, например, что мальчики хотят накрасить себе губы маминой помадой.
Ребенок в 1 год и 10 месяцев по-прежнему эгоцентричен. Он хочет, чтобы все – игрушки, привилегии, внимание взрослых – принадлежало только ему. Это совершенно нормально.
Малыш в этот период защищает свои игрушки, кровать или стаканчик, как лев. Он может собирать все, что ему попадет в руки. Едва ребенок вышел на прогулку, как его карманы уже полны камешков, листьев, палочек и листочков.
Советы для родителей:
- Меняйтесь ролями. Благодаря такой игре ребенок быстрее научится понимать чувства других.
- Собирайте коллекцию. Собирание каких-то интересных предметов и владение собственной коллекцией придает малышу уверенность в себе, чувство спокойствия.
- Не заставляйте ребенка делиться с другими. Учите его меняться. Умение делиться с другими – это трудное искусство, и требуется время, чтобы его освоить.
Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев
В 1 год и 10 месяцев ребенок с большим удовольствием учится новым вещам, с легкостью впитывает знания, любит слушать новые истории или песни и пытается их повторять.
Малыш говорит все лучше и лучше. Он складывает слова в двусложные фразы типа: «Дай куклу», «Покажи это».
Ребенок с большим чувством рассказывает о том, что видит в книге, хотя ему это непросто сделать, потому что словарный запас по-прежнему не превышает магической цифры 100.
Хотя говорит он не очень хорошо, но понимает уже почти все. Может выполнять «двухступенчатые» просьбы: например, пойти в другую комнату и принести предмет, о котором вы спрашивали.
Малыш с энтузиазмом использует известные слова во время телефонных разговоров. Начинает постепенно понимать, для чего предназначен телефонный аппарат: с удовольствием прижимает трубку к уху и с интересом слушает собеседника. Это свидетельствует о том, что воображение ребенка развивается – не видя человека, с которым разговаривает, он может его визуализировать.
Советы для родителей:
- Не волнуйтесь, если ребенок еще не говорит. Развитие речи зависит от многих факторов: темперамента, потребности в самовыражении и даже от пола (мальчики начинают говорить чуть позже из-за того, что мозг у них иначе развивается). Старайтесь, однако, разговорить ребенка.
- Поощряйте планирование действий – например, во время игры в кубики. Спросите малыша, что он собирается из них построить.
- Показывайте фотографии. Чтобы ребенок мог легче представить того, с кем он разговаривает по телефону, во время беседы, например, с бабушкой показывайте ее фотографию. Малыш в этом возрасте отлично умеет связать имя человека с его фотографией. Подготовьте специальный альбом.
Двадцать второй месяц жизни ребенка – что может вас беспокоить?
Прикосновение к половым органам
В этом возрасте ребенок часто увлечен собственным телом, а значит, и его интимными деталями. Это естественно.
Не запрещайте ему изучать свое тело, потому что это может породить у ребенка убеждение, что приятные чувства, которые вызывают прикосновения, являются запретными, плохими.
Однако если вас смущает слишком частое проявление интереса, который малыш проявляет к интимным частям тела, постарайтесь переключить его на другую деятельность – например, игру в кубики.
Неуклюжесть
Одни дети проворны, как белки, другие неуверенно стоят на своих ножках. Если ваш ребенок значительно отличается от сверстников, сходите с ним к врачу и проверьте, все ли в порядке. Причиной неуклюжести, может быть, в частности, избыточный вес, близорукость или снижение мышечного тонуса.
Неуклюжесть может (но не должна!) быть связана с риском появления дислексии в более позднем возрасте. Она может также являться результатом обычного отсутствия опыта (например, при обращении с различными устройствами или на детской площадке).
Так или иначе, нужно поощрять малыша проявлять активность – и игровую, и двигательную, подбадривать его, чтоб он поверил в собственные силы.
Развитие ребенка в 1 год и 10 месяцев — видео
Источник: http://badiga.ru/deti/razvitie-rebenka-v-1-god-i-10-mesyacev-chto-dolzhen-umet/
Развитие ребенка в 1 год и 10-11 месяцев: что должен уметь, вес и рост, меню
Через пару месяцев ваш малыш отпразднует свой второй день рождения. Пока он подбирается к этому важному рубежу, время вспомнить о том, что должен уметь ребенок в 1 год и 10 месяцев, и обо всех задачах, которые вам с малышом предстоит решить до наступления двухлетия. До двух лет дети растут необычайно быстро и постоянно осваивают множество новых навыков, которые мы рассмотрим ниже.
Нормы роста и веса
Родителей часто интересует соответствие роста и веса их ребенка норме. Нормативные параметры в 1 год и 10 месяцев таковы: для мальчика рост примерно 85,5 см, вес – 12,4 кг, для девочки – рост 84 см, вес – 11,7 кг. За последующий месяц мальчики и девочки прибавляют в росте почти сантиметр, а вес в это время набирается незначительно.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: вес, рост и возраст ребенка: таблица соотношений
Физическое и интеллектуальное развитие
Общая координация к этому возрасту сформирована настолько, что малыш в 22-23 месяца обычно способен пинать мяч так, чтобы он катился, при этом не падая, не заваливаясь и не спотыкаясь.
Если же такое и происходит – ничего страшного, нужно просто давать ему больше попыток, тем более что маленькие дети сами стремятся овладеть новыми навыками с необычайным упорством.
Большинство детей умеет в этом возрасте рисовать линии и складывать простейшие паззлы, собирать различные конструкции из нескольких кубиков.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что должен уметь ребенок в 10 месяцев и его развитие
Он разговаривает и знает около пятидесяти слов, в их числе – знакомые бытовые вещи, предметы с картинок и некоторые части тела, постепенно становится способен составлять из них фразы и простейшие предложения из двух-трех слов. Формируется музыкальный слух, способность запомнить и приблизительно повторить простенькую мелодию.
Социальное развитие
К 22 месяцам у ребенка пробуждаются социальные инстинкты в отношении своей возрастной группы. Проявляется это в том, что внезапно играть одному становится скучно, он начинает искать общества других детишек. На основе общих интересов (делать куличики, собрать побольше палочек в песочнице) начинают формироваться первые социальные связи.
Нужно тщательно следить за общением чада с другими малышами в это время, поскольку их социальное поведение в этом возрасте еще не налажено, не выявлены границы дозволенного, нередко малыши могут причинять друг другу и себе вред в процессе общения. Если ваш малыш проявляет агрессию или грубость, это повод начать учить его основам вежливости и аккуратности.
Детки такого возраста уже вполне могут общаться и взаимодействовать, но оставлять их без присмотра в эти моменты не рекомендуется – пусть рядом будет кто-то из взрослых
Психологическая адаптация
Родители малыша, приближающегося к двухлетнему рубежу, могут столкнуться с обилием неожиданных для них капризов. К примеру, ребенок, давно и прочно стоящий на ногах и более того – носящийся чуть ли не быстрее вас, вдруг начинает постоянно «уставать», лезть на руки и требовать носить его.
Многих родителей, привыкших уже к самостоятельным передвижениям чада, такое его поведение ставит в тупик, в то время как это совершенно естественная психологическая реакция малыша, ощутившего, что родители сняли с себя и переложили на него обязанность по его перемещению в пространстве.
Посредством таких «капризов» ребенок напоминает вам, что все еще нуждается в вашей поддержке, несмотря на овладение новыми навыками.
Появляется обилие других требований, связанных с психологическим комфортом.
Маленький человек начинает требовать привычной и определенной посуды, одежды, игрушек и обстановки – таким образом он выясняет пространство своего контроля, очерчивает границы возможного.
Он уже знает достаточно о мире, чтобы пытаться его структурировать. Нелогичные на взгляд взрослого просьбы вроде надеть теплую кофту в жаркую погоду, отвечают его пока ограниченным познаниям.
Чем чаще родитель может исполнять такие просьбы, тем лучше, поскольку возможность контролировать ситуацию внушает малышу чувство уверенности, а неизбежные ошибки добавляют новую информацию, которую нужно будет обработать и внести в картину мира.
Не следует стремиться потакать откровенным капризам, особенно желанию что-то приобрести – такое поведение родителей вселяет в ребенка ощущение ложного всемогущества и возможности манипулировать родителями, что совсем их не обрадует по мере его взросления.
“Деспотизм” ребенка в год и 10 месяцев может проявляться очень активно: малыш требует конкретную игрушку или одежду, может закатить истерикуЧИТАЕМ ТАКЖЕ: в какие игры играть с 11 месячным ребенком?
Режим сна
За пару месяцев до двухлетия малыши обычно спят ночью по 10-12 часов с одним сеансом дневного сна продолжительностью до 2 часов. Некоторые продолжают спать больше одного раза – индивидуальный режим зависит от особенностей организма и его потребностей, не свидетельствует о наличии отклонений.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: развивающие игрушки для детей с 10 месяцев
Что касается ночного сна, то одной из распространенных проблем в возрасте 1 года и 10-11 месяцев являются многократные пробуждения посреди ночи. В случае таких нарушений рекомендуется приучать малыша спокойно и самостоятельно засыпать снова, чтобы он не звал и не будил родителей.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: норма веса у ребенка-мальчика в 10 месяцев
Режим питания
В меню ребенка ежемесячно включаются новые продукты, необходимые для успешного роста, набора веса и полноценного развития. Каждый день в рационе подрастающего организма должны присутствовать следующие классы продуктов:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рост девочек по годам: таблица
- молочные продукты;
- мясо;
- рыба или яйца;
- каши;
- фрукты;
- овощи.
Яйца следует употреблять не чаще одного раза за два дня.
Консистенция молочных каш должна быть слегка вязкой. Если же вы готовите каши без молока, в них можно добавлять овощи и фрукты (тертые или маленькими кусочками) или вареное мясо.
Чтобы получить новый интересный вкус, можно попробовать запечь кашу в духовке – от этого она становится похожа на пудинг.
Молоко лучше всего добавлять в каши, супы, коктейли. В чистом виде с возрастом следует использовать его все меньше и меньше – обилие молока может привести к проблемам с аппетитом и пищеварением. Из молочных продуктов рекомендуется использовать в рационе кефир, йогурт, сметану, творог и сыр.
В меню обязательно должны присутствовать свежие фрукты, однако необходимо тщательно следить за реакцией организма ребенка. Многие фрукты могут спровоцировать аллергию или вызвать диарею, особенно в большом количестве. Давайте фрукты небольшими порциями. Можете также начать включать в рацион сухофрукты, но не переусердствуйте. Добавляйте их в каши, варите компот и кисель.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сколько в норме должен съедать ребенок в 11 месяцев? Свежие фрукты малышу в этом возрасте необходимы, но лучше давать их с осторожностью, чтобы не спровоцировать аллергию или расстройство желудка
Поглощение сырых овощей или свежих овощных салатов перед основным блюдом возбуждает аппетит. Можно натирать овощи, а можно и нарезать их мелкими кусочками, поскольку малыш уже вполне способен прожевать и усвоить такую пищу. Изобретайте свои рецепты с учетом изложенных выше рекомендаций и соблюдайте выбранный режим питания.
Игры для развития
В возрасте 1 года и 10 месяцев особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики и различению предметов по форме и цвету (см. также: гармоничное развитие ребенка в 1 год и 3 месяца).
Для этого можно использовать простые паззлы, конструкторы с обилием деталей разных цветов и форм. Подойдет рисование фломастерами или пальцами с помощью безопасных красок (ребята очень любят подобные игры, так как они более тактильно ощутимы).
Можно использовать для вспоможения себе различные авторские методики – например, Монтессори.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как развивать ребенка в 1-2 года?
Не стоит забывать о ежедневной зарядке. Приучение ребенка регулярно выполнять простые физические упражнения станет залогом его физического развития, укрепит иммунитет и уверенность в своих силах, а также позволит ему сохранить эту полезную привычку до более позднего возраста.
Как видите, ваше чадо взрослеет, но все еще очень нуждается в том, чтобы вы направляли его развитие. Уделяйте ему внимание и будьте уверены в том, что малыш развивается гармонично и правильно.
Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/1-god-10-mesyacev.html
Навыки и способности ребенка в возрасте 1 год и 10 месяцев
Малыши растут быстро, приобретают новые навыки, копируют поведение взрослых. Родители могут способствовать гармоничному развитию, опираясь на обобщённые характеристики, составленные опытными педиатрами, психологами и педагогами. К возрасту год и десять большинство детей учатся самостоятельности и начинают проявлять характер.
Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам
Физическое развитие малышей в год и десять месяцев
В этом возрасте движения крохи становятся более уверенными. Ребёнок пытается самостоятельно передвигаться? и эти попытки всё чаще оказываются успешными. Некоторые дети могут подпрыгивать на месте, не теряя равновесия и не заваливаясь на бок.
Играть с мячом теперь намного интереснее, потому что его удаётся крепко удерживать в руках и бросать вперёд или в сторону. Всем этим новым умениям родители умиляются и радуются, за исключением активно развивающейся способности стаскивать с себя одежду.
Ближе ко второму году детки начинают снимать c себя заботливо надетые мамой вещи — шапку, варежки, кофточку. И всё, что получается стащить, оказывается на полу.
Не наказывайте ребёнка. Так он отстаивает свою самостоятельность. Покупайте одежду с застёжками, с которыми малышу труднее справиться, чем с липучками и кнопками.
У большинства малышей ко второму годику вылезают 18 зубиков, а у кого-то начинают лезть коренные. Если меньше, не надо паниковать — зубы растут у каждого с индивидуальной скоростью.
Особенности развития психики в возрасте 1 год и 10 месяцев
На этом этапе все дети активно продолжают знакомство с окружающим миром. Им интересно всё и все.
Родителям необходимо быть особенно внимательными. Потому что у ребёнка в этом возрасте ещё не сформирован инстинкт самосохранения. Малыш, оказавшись один на один с объектом, который может быть опасен, не может испытать чувство тревоги, присущее взрослым.
Помимо этого, чадо начинает подражать родителям, повторяет их действия. Многим нравится умываться вместе с взрослыми. Они тщательно копируют последовательность их действий.
Не удивляйтесь, если дочка проявляет повышенный интерес к косметике и пытается сделать макияж. Так она проецирует действия мамы, которые наблюдает каждый день.
В играх дети в год и 10 предпочитают сбор конструкторов, изучение объёмных фигурок, построение башенок. Наблюдая за тем, что строит взрослый в процессе игры, карапуз будет усердно пытаться повторить.
Спектр эмоций расширяется. Развивается способность к сочувствию и заботе.
Близким людям необходимо проявлять внимание и заботу, дарить ребёнку любовь, выказывать понимание и считаться с его мнением. Семейное тепло и поддержка помогают в формировании гармоничной личности.
Общение с окружающими людьми
К одному году и десяти месяцам карапузы способны понимать некоторые просьбы взрослых и выполнять их. На улице они обращают внимание на других деток, а некоторым крохам нравятся коллективные игры.
Но не все дети с энтузиазмом играют с другими. Заставлять малыша не надо. Наблюдая со стороны за чужими детьми, он присматривается к сверстникам и их играм.
К возрасту год и десять малыши начинают различать интонации в разговоре и способны отвечать на вопросы «Кто это?», «Что это?», если указать им на предмет или изображение людей, которые им знакомы.
Что уже должны уметь дети в год и 10 месяцев?
Каждый день малыш учится чему-то новому. К этому возрасту, год и 10 месяцев, кроха начинает часто общаться с окружающими, издавая не только звуки, но и слова. Встретив на улице или в гостях своего сверстника, малыш может проявить попытки пообщаться и подружиться.
В развитии речи помогает постоянное общение родителей с ребёнком, чтение сказок, просмотр мультфильмов. Дети в этом возрасте требуют повторного прочтения одной и той же сказки или просмотра одного и того же мультфильма. Многие слова и предложения они запоминают и пытаются воспроизвести.
Одежду карапузы этого возраста не только снимают. Большинство деток сами надевают варежки, шапочку, шарфик, а некоторые пытаются обуться без посторонней помощи.
Не удивляйтесь, если в этот период кроха начнёт разбирать свои игрушки на детали — так происходит изучение нового. Родителям не помешает бдительность, в этих ситуациях необходимо проверять, чтобы в игрушках не было мелких деталей, которые малыш может проглотить, и острых углов, о которые можно пораниться.
К этому возрасту карапузы самостоятельно держат столовые приборы и могут пить из чашки, не расплёскивая её содержимое.
Питание детей в год и 10 мес
С каждым месяцем детский рацион пополняется новыми продуктами и блюдами, они необходимы для роста и развития.
В ежедневном меню должны присутствовать такие продукты, как:
- каши;
- рыба, яйца (чередовать);
- молочные продукты;
- мясо;
- фрукты;
- овощи.
Классическую молочную кашу необходимо готовить, чтобы консистенция была слегка вязкой. В каши без молока желательно добавлять овощи, фрукты или отварное мясо. Разнообразить рацион и вкусовые ощущения позволяет приготовление каш в духовке. Получается что-то похожее на пудинг.
Количество молока в чистом виде необходимо уменьшить. Оно снижает аппетит и может спровоцировать проблемы с желудком и кишечником. Поэтому его лучше добавлять в супы и каши.
Рекомендованные молочные продукты:
- творог;
- сыр;
- йогурт;
- кефир;
- сметана.
Яйца в меню должны встречаться не чаще 1 раза в 2 дня.
Свежие фрукты — необходимые продукты в рационе, но желательно наблюдать за тем, как организм крохи среагирует на их введение. Какие-то фрукты могут вызывать аллергию, какие-то способны давать слабительный эффект.
В состав блюд можно включить сухофрукты, но не более 50 г в неделю. Сухофрукты добавляют в каши, используют для варки компотов и киселя.
Сырые овощи или овощные салаты перед обедом способствуют улучшению аппетита. Натирать овощи на тёрке не совсем обязательно. В этом возрасте дети способны есть продукты, нарезанные небольшими кусочками.
В поступающей пище должно быть не менее 70 % углеводов.
Интеллект и характер малыша в 1 год и 10 месяцев
Дети в год 10 месяцев от роду начинают понимать, о чём говорят взрослые, за исключением сложных, ещё не известных им слов. Поэтому необходимо внимательно следить, что и как говорить в присутствии крохи.
Помимо этого, детки учатся решать более сложные задачи, способны подбирать элементы того же цвета, что и их игрушка или одежда.
Мимика, интонации и жестикуляции становятся более разнообразными, а в играх малыши запоминают и воспроизводят правильную последовательность действий.
Ребёнок старается проявлять свою индивидуальность, отстаивать собственное мнение. Из-за этого случаются бунты и истерики, если ему приносят не «любимую» бутылочку, тарелочку или надевают «не тот» наряд.
- Родители должны понимать, что это не просто капризы, а желание стабильности и попытки выражать своё мнение.
- Свои эмоции ребёнок в год и 10 может выражать с помощью укусов.
- Причины подобного поведения
- Агрессия.
- Возбуждённость.
- Любопытство.
Необходимо объяснять ребёнку, что такое поведение неприемлемо, и что укусами он причиняет человеку боль.
Развивающие игры для деток в возрасте 1 год и 10 месяцев
Развитием малыша необходимо заниматься, пускать всё на самотёк не желательно.
В этом возрасте упор делается на игры для развития мелкой моторики, обучение правильному определению цвета и формы предметов, рисование.
Желательно использовать конструкторы и наборы, в которых есть много деталей разного цвета, формы и размера.
Зарядка по утрам поможет укрепить иммунитет и сделать движения малыша более уверенными.
Малыши в 1 год и 10 месяцев требуют к себе пристального внимания. Занимайтесь с ребенком чаще, и ваша кроха будет развиваться правильно и гармонично.
Поделитесь с друзьями:
Источник: https://baragozik.ru/razvivaemsya-i-uchim/navyki-i-sposobnosti-rebenka-v-vozraste-1-god-i-10-mesyacev.html