Особенности воспитания детей с зпр: как заниматься с ребенком

Системное мышление помогает полностью увидеть картину психического своего ребёнка и точно определить, что в его развитии является патологией и нуждается в медицинской коррекции, а что является врождённым свойством и нуждается в правильном развитии и реализации.

4 29711 21 Июля 2013 в 02:34

Воспитание детей с ЗПР осложнено тем, что граница между нормой и задержкой психического развития (ЗПР) детей настолько зыбка и относительна, что подчас родители обращают внимание на наличие проблемы только после того, как ребёнок поступает в образовательное учреждение.

Как правило, нарушение нормального темпа психического развития отмечается педагогами, столкнувшимися с тем, что ребёнок младшего школьного возраста продолжает оставаться в кругу игровых интересов, характерных для дошкольного периода.

Нередко родители, услышав от педагога или психолога о том, что их ребёнок отстаёт в развитии, испытывают шок. Это естественно, ведь насколько приятно слышать, что ребёнок успешен, настолько неприятно узнать, что он в чём-то отличается от сверстников, что он «особенный».

Но не стоит отчаиваться — задержка психического развития у детей при правильном подходе корректируется. и ребёнок в большинстве случаев успешно «догоняет» своих одногодок.

Что говорит о ЗПР у детей официальная медицина

ЗПР у детей — это слабовыраженное отклонение психического развития ребёнка, которое является промежуточным между нормальным и патологическим развитием. Специалисты объясняют это состояние более медленным созреванием психики ребёнка. Считается, что причиной ЗПР у детей могут быть как биологические, так и социальные факторы.

К биологическим факторам задержки психического развития у детей относятся незначительные органические изменения в тканях центральной нервной системы, наступившие вследствие патологического течения беременности или родов. По мнению отдельных специалистов, 95% новорождённых в процессе родов получают микротравмы, не распознаваемые на первых порах, но крайне негативно влияющие на состояние головного мозга.

Другими биологическими факторами, способными спровоцировать ЗПР у детей, является употребление алкоголя или наркотиков во время беременности, а также инфекционные заболевания, перенесённые матерью или младенцем.

Социальными факторами задержки психического развития у ребёнка считаются гипо- или гиперопека, отсутствие телесного контакта с матерью, проявления агрессивности как по отношению к ребёнку, так и в целом в семье, социальная изоляция, возникающая, например, при отказе матери от ребёнка и помещении его в казённые учреждения. Также причиной задержки могут стать психологические травмы, полученные в результате глобальных катастроф.

Если же обстановка в семье нормальная, ребёнку уделяется достаточно внимания, а наличие ЗПР налицо, специалисты обычно возлагают вину на невыявленные органические изменения тканей центральной нервной системы. Как говорится, не бывает здоровых людей, бывают недообследованные.

Диагноз «задержка психического развития» ставят ребёнку специальной психолого-медико-педагогической комиссией на основании результатов медицинского обследования и данных психологического обследования, включающего изучение восприятия ребёнком информации, его способности к анализу, обобщению, сравнению и умению классифицировать. Кроме того, исследуется эмоционально-волевая сфера и речевая деятельность ребёнка.На основе сделанных выводов формируются рекомендации для родителей и педагогов, работающих с ребёнком, нацеленные на развитие психики ребёнка до возрастной нормы.

Системно-векторная психология: что скрывается за диагнозом «ЗПР»

Усреднённый подход к оценке психического развития детей приводит к тому, что диагноз «ЗПР» подчас ставят там, где имеет место не отклонение от нормы, а врождённая особенность того или иного ребёнка. Системно-векторная психология Юрия Бурлана впервые позволяет подойти к этому вопросу дифференцированно и с высокой точностью сказать, что является отклонением, а что нормой.

Воспитание детей с ЗПР— инфантильность

Возьмём простой пример. К первому типу задержки психического развития относят тех детей, у которых наблюдается так называемый психологический инфантилизм. Для таких детей характерна беспомощность, несамостоятельность, повышенная эмоциональность, сильная зависимость от матери. ЗПР таким детям ставят на основе их сравнения с другими, более самостоятельными и независимыми детьми.

Родителям «инфантильных» детей предлагаются различные методики, нацеленные на развитие самостоятельности, однако. полностью «излечить» таких детей практически невозможно — они так и остаются эмоциональными, ранимыми, обидчивыми и несамостоятельными.

Причина подобного поведения становится понятной при системном анализе их поведения. Все вышеперечисленные свойства характерны для анально-зрительных детей — в потенциале самых послушных и усидчивых.

Видовая роль анального человека сохранить накопленный опыт и передать его будущему поколению. Для полноценного выполнения этой роли природа наделила анальных людей такими свойствами как усидчивость, аналитический склад ума и системное мышление, очень хорошая память, перфекционизм, обстоятельный подход к любому делу.

Другими свойствами анального вектора являются ригидность мышления, неумение быстро адаптироваться в быстро изменяющихся условиях окружающей среды, страх опозориться.

Ребёнок с анальным вектором абсолютно ведом и безынициативен, нуждается в чётком руководстве к действию. Для психологического комфорта анальному ребёнку необходима адекватная похвала.

Очень важны для анально-зрительного ребёнка отношения с матерью — она является гарантом его защищённости. Именно мама говорит, что нужно делать, поддерживает и хвалит в случае успеха, а также устанавливает с ребёнком крепкую эмоциональную связь, помогающую ему справиться с врождённым страхом смерти, характерным для зрительного вектора.

При отсутствии поддержки со стороны матери у анально-зрительного ребёнка возникает обида, упрямство, он бессознательно пытается вернуться в то время, когда мама уделяла ему много времени.

Психологи считают такое состояние психологическим инфантилизмом. На самом деле такая реакция возникает в том случае, если ребёнок ощущает сильное давление ландшафта и недостаток внимания матери. Он словно сигнализирует ей своим «младенческим поведением»: «Мама, мне нужна твоя поддержка и твоя адекватная похвала — лучший стимул для моего развития».

Подчас родители, не понимая врождённых свойств, стараются развить в ребёнке то, что в нём не заложено природой. Разумеется, из самых лучших побуждений, ведь «такому рохле и плаксе» будет очень сложно выжить в нашем мире, где скорость решает всё. Это типичный подход кожных родителей, живущих во временнóм ритме, отличном от ритма анального ребёнка.

Вместо того чтобы дать ему спокойно завершить начатое дело, будь то поглощение манной каши, складывание пирамидки из кубиков или сидение на горшке, кожные родители, раздражаясь от медлительности малыша, начинают его подгонять, чем повергают неокрепшую психику малыша стрессу.

Ребёнок, видя раздражение родителей, подсознательно чувствуя их агрессивность и разочарование, теряет чувство защищённости, необходимое для его нормального развития. Следствием утраты защищённости становится ступор и невозможность воспроизвести самые простые действия.

Аналогичная ситуация возникает и на приёме у врача, оценивающего уровень психического развития ребёнка.

Незнакомая обстановка, необходимость общаться с незнакомым (читай, страшным) человеком — всё это повергает ребёнка с анальным вектором в стресс.

А наличие зрительного вектора способно породить крайне эмоциональную реакцию на внешние раздражители, вплоть до истерики. В таких условиях крайне сложно дать объективную оценку уровню психического развития ребёнка.

Следует также учитывать, что для нормального развития психики ребёнка со зрительным вектором необходима крепкая эмоциональная связь, прежде всего, с матерью.

При отсутствии такой связи ребёнок оказывается один на один со своим врождённым страхом — страхом смерти, тормозящим его развитие, мешающим приобрести необходимые навыки, порождающим чувство неуверенности, что может быть расценено как неразвитость психики ребёнка.

Для коррекции ЗПР у детей со зрительным вектором порой достаточно создать с ними крепкую эмоциональную связь и помочь им вывести страх наружу — из состояния «страх за себя» в состояние «страх за других», т. е.

в сочувствие и сострадание.

Научаясь сострадать, сначала на неживом и растительном уровне, потом на животном уровне, ребёнок постепенно выходит на высший уровень развития — уровень человека, когда сострадание проявляется по отношению к людям и миру в целом.

Освобождение от страха способствует развитию интеллекта ребёнка, поскольку исчезает барьер, мешающий усвоению необходимых навыков.

Именно поэтому, если у вашего ребенка диагностировали ЗПР, необходимо проанализировать, какими врождёнными свойствами он наделён и создать оптимальные условия для их развития.

Не нужно учить «рыбку» летать — это не сделает её счастливой и успешной. А вот научив свою «рыбку» плавать, вы сделаете её по-настоящему счастливой.

Воспитание детей с ЗПР— отстающий… гений?

Ситуация может усугубиться, если, помимо анального и зрительного вектора, у ребёнка присутствует звуковой вектор.

Если анальный ребенок — это просто интроверт, то анально-звуковой ребёнок является интровертом вдвойне.

Эрогенной (особо чувствительной) зоной таких детей является барабанная перепонка — невероятно чувствительный сенсор, негативно реагирующий на любые резкие грубые звуки, а также на порицательную интонацию голоса.

Звуковые дети с раннего детства могут выделяться на фоне своих сверстников любовью к тишине и одиночеству. Они с большим трудом адаптируются в новых коллективах и сторонятся обычных детских развлечений, сопровождающихся громким шумом.

Маленький звуковичок, как правило, замкнутый, нескладный, говорит тихим голосом. На вопросы отвечает с некоторой задержкой, часто переспрашивает. Не потому, что не знает, — он сосредоточен на своём внутреннем мире, на своих ощущениях.Внешне такая внутренняя сосредоточенность может выглядеть как рассеянность и заторможенность.

Для звуковых детей характерна амимичность — их лица крайне сдержанно выражают эмоции, вводя в заблуждение взрослых, не наделённых звуковым вектором. Оценивая поведение ребёнка «через себя», они даже не подозревают о том, какие эмоции бурлят в душе ребёнка, сохраняющего внешнее спокойствие.

Звуковики наделены мощным абстрактным мышлением, способным продуцировать настоящие инновационные идеи. При правильном подходе к их воспитанию и обучению, звуковики показывают отличные результаты в изучении иностранных языков, физики и математики.

Наиболее комфортно звуковые дети ощущают себя ночью, когда они бессознательно выполняют свою видовую роль — вслушиваются в тишину, стараясь предотвратить «нападение хищника на стаю».

Эти дети с большим трудом укладываются вечером и, даже попав в постель, долго не могут уснуть, проживая свою особую внутреннюю жизнь в мире фантазий, идей и Музыки Тишины.

Как следствие — утром эти дети с трудом просыпаются и в первой половине дня чувствуют себя вялыми и недееспособными, что негативно сказывается на процессе обучения и даёт повод специалистам диагностировать задержку психического развития.

Другим фактором, способным стать причиной серьёзной задержки психического развития маленького звуковика, является неблагоприятная экология звука, окружающая ребёнка.

Постоянный шум, крики, скрип дверей, шум стройки или магистрали, расположенной неподалеку, — все это крайне пагубно сказывается на психическом развитии звукового ребёнка.

Читайте также:  Витамины для новорожденных детей: профилактика болезней и помощь в развитии ребенка

Как следствие, у звуковичка даже в самом раннем детстве могут наблюдаться признаки депрессии — апатия, нежелание к обучению, затрудненность контакта с окружающими. Всё это может быть ошибочно диагностировано как ЗПР.

В особо тяжёлых случаях контактность ребёнка может снизиться вплоть до полного аутизма.

Громкие скандалы в семье, разговор с ребёнком на повышенных тонах, оскорбления в его адрес приводят к тому, что организм пытается снизить нагрузку на сверхчувствительный сенсор — в результате нейронные связи, отвечающие за обучаемость, постепенно отмирают. В итоге ребёнок слышит звуки, но не может осознать полностью их смысл.

Воспитание детей с ЗПР— дифференцированный подход

Воспитание ребёнка с задержкой психического развития — тяжелый труд, однако, дифференцированный подход его значительно облегчает. Осознанно развивая врождённые свойства ребёнка, родители дают ему возможность правильно развиться и реализоваться, помогают справиться с возникающими проблемами и адаптировать давление ландшафта.

Системное мышление помогает полностью увидеть картину психического своего ребёнка и точно определить, что в его развитии является патологией и нуждается в медицинской коррекции, а что является врождённым свойством и нуждается в правильном развитии и реализации. Такой подход помогает не просто корректировать имеющиеся отклонения, но и предупреждать их возникновение.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/vospitanie-detei-s-zaderzhkoi-psikhicheskogo-razvitiya

Дети с ЗПР

ЗПР, означает задержку психического развития. Это заболевание характеризуется, прежде всего, замедленным темпом развития и совершенствования таких функций как память, мышление, внимание и других показателей. Как правило, все они в той или иной степени отстают от норм, установленных для определенного возраста ребенка.

В самом раннем возрасте болезнь практически не проявляется. Ее можно определить позднее, когда ребенок достигает примерно 5,5-6 лет. Обычно дети с ЗПР обнаруживаются во время прохождения тестов, определяющих уровень развития дошкольника.

Окончательное выявление отклонений происходит в начале учебного процесса. Становится очевидной ограниченность знаний и представлений, низкий уровень интеллекта, незрелость мышления. У таких детей преобладают чисто детские игровые интересы.

Причины данного заболевания в каждом случае абсолютно разные, в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Психологические особенности детей с ЗПР

Умственная отсталость и задержка психического развития существенно различаются между собой.

В первом случае наблюдается непосредственное нарушение мыслительных функций, которое проявляется в неспособности нормально анализировать, сравнивать и обобщать события и явления окружающей действительности.

Во втором случае страдает интеллектуальная сфера. Таких детей отличает невнимательность, невосприимчивость, нарушение фонематического слуха и другие отклонения.

Если детям с ЗПР создать достаточно комфортные условия, обеспечить правильное обучение и воспитание, то они вполне охотно идут на контакт и положительно воспринимают любую помощь от взрослых.

Эта помощь и поддержка дает более высокий эффект, когда она осуществляется в игровой форме и  способна вызвать у малыша настоящую заинтересованность каким-то полезным делом. Большую роль играет эмоциональная составляющая, которая проявляется в ярких формах.

За счет этого ребенок может выполнять интересное задание в течение довольно продолжительного времени. Такой интерес напрямую связан с конечными результатами, получаемыми по окончании задания или теста.

Многие дети, имеющие задержку в психическом развитии, хорошо рисуют и могут в понятной форме отобразить на бумаге окружающую действительность.

Умственно отсталый ребенок может только черкать и рисовать самые примитивные изображения. Существуют различия и в неврологической области.

У детей с ЗПР видимые симптомы заболевания проявляются в легкой форме и на первый взгляд почти незаметны, в отличие от настоящей умственной отсталости.

Существует много других особенностей и признаков, позволяющих точно разграничить задержку психического развития и умственную отсталость. В любом случае окончательное заключение о состоянии малыша может сделать только квалифицированный специалист.

Причины ЗПР

Задержка психического развития может возникнуть по самым разным причинам. В основном она появляется в результате воздействия биологических или социальных факторов.

Биологические причины ЗПР:

  • Возникновение проблем закладывается еще в период беременности. Патология начинает развиваться под действием сильных токсикозов, из-за инфекционных болезней будущей матери, приема сильнодействующих лекарственных препаратов и других факторов.
  • Проблемы во время родов, связанные с гипоксией, а также с необходимостью применения щипцов или кесарева сечения.
  • Ребенок рождается недоношенным, ослабленным и болезненным с минимальной мозговой дисфункцией.
  • Предрасположенность на генном уровне. Как правило, у матерей таких детей во многих случаях наблюдается легкая интеллектуальная недостаточность.

Социальные причины ЗПР:

  • Наибольшее распространение этот диагноз получил в детских домах.
  • На детскую психику отрицательно влияет неблагополучная семья, где очень низкий материальный и интеллектуальный уровень. Слабое воспитание ребенка, отсутствие каких-либо занятий с ним.
  • В детских садах с большим количеством детей в группе одна воспитательница просто не в состоянии обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

  Ребенок заикается: причины и упражнения

Все причины могут проявляться комплексно, в результате начинается значительное отставание, которое окончательно выявляется перед началом учебы в школе.

Виды ЗПР

Общее состояние задержки психического развития проявляется в недостаточном и медленном развитии таких элементов, как память, мышление, внимание, восприятие, речь и другие аспекты. Познавательные и психические возможности таких детей ограничены, поэтому они не способны в полном объеме выполнять предъявляемые к ним требования.

При достижении школьного возраста, эта ограниченность проявляется наиболее четко. Игровая мотивация и интересы у таких детей выходят на первый план, им трудно переключать и распределять внимание. В результате, начинается отставание по одному или нескольким предметам школьной программы.

Тем не менее, дети с ЗПР в различных ситуациях проявляют себя совершенно по-разному.

Основные виды ЗПР:

  • Конституциональная форма полностью зависит и определяется наследственностью. У таких детей наблюдается отставание не только в психическом, но и в физическом развитии. В большинстве случаев у них всегда хорошее настроение, а полученные обиды быстро забываются. Однако, слабая эмоционально-волевая составляющая не позволяет до конца сформировать положительную учебную мотивацию. Это основная причина неуспеваемости, поскольку малыш выполняет лишь то, что представляет какой-то интерес. В целом, прогноз такой задержки благоприятный, при условии целенаправленного педагогического воздействия.
  • Соматогенная задержка происходит у малышей, рожденных здоровыми родителями. Ее основной причиной являются перенесенные заболевания, оказывающие негативное влияние на функции мозга. При наличии нормального интеллекта, малыш становится рассеянным и не может нормально сосредоточиться на учебном процессе. Адаптация в коллективе происходит с большим трудом. Такие дети всегда проявляют вежливость, адекватно реагируют на окружающую обстановку. Однако, сами они не проявляют инициативы, отличаются пассивностью и бездеятельностью, требуют постоянного руководства и подталкивания к действию со стороны взрослых. Нередко ребенок чувствует сильное утомление, сопровождающееся головной болью и снижением аппетита. Из-за этого он может отказаться от выполнения заданий. Такие малыши нуждаются в постоянной лечебно-педагогической помощи. Как правило, они обучаются в специализированных школах санаторного типа или в классах, где создан соответствующий режим.
  • При психогенной форме у детей наблюдается нормальное физическое развитие. Единственным серьезным недостатком является мозговая дисфункция. В основном она возникает из-за неблагоприятных социально-психологических факторов. Поэтому интеллект постепенно снижается, поведение несамостоятельное, отношение к окружающим безразличное, эмоции носят поверхностный характер. К такому ребенку требуется индивидуальный подход и специфические приемы обучения. В большинстве случаев ситуацию удается выправить и вывести успеваемость на нормальный уровень.

Следует особо отметить ЗПР, связанную с церебрально-органическими отклонениями из-за локальных нарушений функций мозга. У этих детей наблюдаются частые проявления церебральной астении, когда наступает частая утомляемость, снижается работоспособность, внимание и память не способны нормально концентрироваться.

Отмечается несовершенство мыслительных процессов, приближающихся к показателям олигофрении. Полученные знания усваиваются отдельными фрагментами, которые очень быстро забываются. Это заболевание достаточно сложное и требует дополнительных усилий.

Обычная программа обучения совершенно не подходит, здесь необходима квалифицированная систематическая коррекция опытными педагогами.

Особенности развития детей с ЗПР

В развитии психики особую роль играет эмоциональное состояние. При задержке психического развития детские эмоции отличаются неустойчивостью, что нередко приводит к неадекватным действиям и поступкам.

  Когда ребенок начинает разговаривать

Поэтому развитие детей с ЗПР имеет свои особенности:

  • Невозможность длительной целенаправленной концентрации на каком-либо виде деятельности. Это свидетельствует о неустойчивой эмоционально-волевой сфере. Причиной такого состояния является низкая психическая активность ребенка.
  • Проявляются отрицательные черты так называемого кризиса возраста и развития. Из-за этого контакты с другими людьми устанавливаются с большим трудом.
  • Частые эмоциональные расстройства, выражающиеся в страхе, тревоге и непредсказуемых действиях, совершаемых в состоянии аффекта.
  • Кроме того, дети с ЗПР отличаются повышенной утомляемостью, низким уровнем психических процессов и гиперактивностью. В большинстве случаев они несамостоятельны, требуют постоянного контроля при выполнении заданий.

В процессе изучения особенностей развития таких детей стало очевидно, что симптомы ЗПР наиболее полно проявляются у дошкольников перед началом учебы. В это время идет интенсивная подготовка к школе, проводятся занятия и тестирование, определяющие уровень развития. Для детей с ЗПР существуют специальные детские сады с наиболее оптимальными условиями коррекции психического развития.

Работа с детьми с ЗПР

Отклонения, связанные с задержкой психического развития, о которых уже упоминалось, считаются временным явлением. Они вполне могут быть компенсированы методами специального обучения и воспитания.

При условии своевременного начала занятий, ЗПР у ребенка постепенно поддается полной коррекции и достигает уровня обычных детей. При этом, нужно в обязательном порядке устранить все причины, способствующие этому заболеванию.

В случае необходимости проводится специальное лечение.

Наибольшие трудности приходится преодолевать, когда ЗПР связана с поражением части клеток головного мозга, которые выпадают из мыслительного процесса.

Такие клетки могут частично пробудиться и вновь начать работать. Одновременно к работе привлекаются соседние здоровые клетки. Для этого существуют специальные методики, используемые врачами-дефектологами.

Такая работа требует больших усилий и длительного времени.

Задержку в развитии невозможно заметить сразу. Она проявляется постепенно, когда ребенок начинает взрослеть и к нему предъявляются повышенные требования. Если появились какие-то сомнения по поводу развития малыша, нужно обязательно записаться на прием к неврологу. Окончательные выводы можно сделать только на основании результатов специальных обследований, назначаемых врачом.

Рекомендации родителям детей с ЗПР

В работе с детьми, страдающими задержкой психического развития, основная роль отводится родителям. От того, насколько ответственно они отнесутся к этому, зависит и весь конечный результат. Для получения максимального эффекта нужно соблюдать определенные правила по отношению к своему ребенку.

Читайте также:  Развитие образного мышления у детей дошкольного возраста: как заниматься с ребенком

Как правильно общаться с детьми с ЗПР:

  • В отношениях между взрослыми и детьми должно быть полное доверие и взаимопонимание. Контроль нужно осуществлять ненавязчиво, без лишних крайностей и категорических форм. Все устные указания подкрепляются зрительной стимуляцией. Следует помнить, что отклонения в поведении ребенка неумышленные, поэтому надо стараться избегать наказания.
  • В семье должен быть создан нормальный психологический микроклимат. Желательно проведение совместного досуга. Ребенок не должен чувствовать себя обделенным вниманием. Не допускать семейных ссор при нем.
  • Большую роль играет установление твердого распорядка. При выполнении заданий нужно следить, чтобы малыш отвлекался как можно меньше и не переутомлялся. Чрезмерное переутомление снижает самоконтроль и увеличивает гиперактивность.

Источник: https://shop-kid.ru/deti-s-zpr

Воспитание ребенка с ЗПР

Своевременное выявление задержки психического развития – это 50% успеха в коррекции диагноза. Если вы заметили следующие симптомы, обратитесь к врачу.

  1. ребенок в возрасте до 1 года не держит головку сам;
  2. поздно начинает переворачиваться;
  3. не садится;
  4. к 6 мес. не проявляется лепет, а в 1 год, 1 год 2 мес., 1 год 3 мес. не произносит даже самые простые слова («мама», «папа», «дай», «да») или хотя бы слоги («ма», «па», «на»);
  5. хождение «на цыпочках».

ЗПР может проявляться в младшем школьном возрасте в качестве:

  1. недостаточной сформированности познаний об окружающем мире;
  2. повышенной утомляемости;
  3. отсутствии концентрации на каком-либо задании;
  4. предпочтении игры интеллектуальным нагрузкам;
  5. незрелость в поведении (игры не по возрасту, неуместные капризы, частые слезы, истерики).

Наличие всех или нескольких является причиной обращения к специалистам. Важно – не игнорировать проблему, не пренебрегать симптомами и не паниковать.

Если вам знакомы люди, которые начали говорить в 5 лет, выросли и в дальнейшем вели нормальную жизнь, это не значит, что на задержку развития своего ребенка тоже можно не обращать внимания.

Такая реакция родителей часто приводит к уже более серьезному течению диагноза.

Поставили диагноз ЗПР, что делать?

Не следует винить себя и близких в испорченной наследственности. Лучшее, что можно сделать – обратиться за помощью к специалистам.

Специальные психологи, неврологи, дефектологи, логопеды помогут подобрать необходимые коррекционные программы, которые нужно выполнять продолжительно и непрерывно.

В случае несоблюдения предписаний, отказа от дальнейшего обследования по системе, назначенной врачами, приводит к усилению симптомов, вплоть до развития умственной отсталости.

Чувство стыда за «неполноценное» дитя, особенно если есть другие, нормально развивающиеся дети, формирует у ребенка чувство неполноценности, социальной дезадаптации и негативного отношения к себе.

Если негативные чувства и эмоции преобладают над желанием помочь ребенку, посоветуйтесь с врачом.

Диагноз ЗПР – не приговор, он легко поддается коррекции при систематическом выполнении реабилитационных мероприятий и по достижении младшего школьного возраста ребенок догоняет сверстников в развитии.

Но лучше всего отдать ребенка в школу в возрасте 8, а не 7 лет. То, что ребенок будет старше остальных одноклассников на 1 год – не страшно, зато он будет готов к обучению в школе эмоционально и умственно.

Очень важно не надеяться, что «само пройдет», «заговорит», «в садике подтянется», а действовать самим и сообща с врачом исправлять признаки ЗПР.

Это трудоёмкий процесс, требующий участия всех близких и более взрослых детей (если есть старшие братья и сестры). Все усилия, приложенные к коррекции ЗПР, окупятся с лихвой.

Если мероприятий по коррекции недостаточно, то дополнительно врачами назначается медикаментозное лечение.

Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку с ЗПР?

Роль семьи несет самую важную функцию в успешности лечения. Несколько полезных правил для всей семьи в воспитании:

  1. Поборите желание делать все за ребенка: собирать его в детский сад/школу, одевать, застегивать пуговицы и прочие вещи, которые он может сделать сам. Учите самостоятельности, начиная от простых навыков самообслуживания, заканчивая заданиями по дому. Не делайте за него все, помогайте развивать самостоятельность, задавая вопросы: «Что нужно взять с собой завтра в садик/школу», «Куда нужно складывать одежду?» Тем самым внимание активизируется, и постепенно будет формироваться желание делать все самому. Главное в процессе воспитания – это именно ваше терпение.
  2. Не стоит требовать слишком много. Учитывайте особенности диагноза. Не перегружайте заданиями, работой, с которой справляются не отстающие в развитии дети в его возрасте. Завышенными требованиями можно лишь снизить работоспособность и отбить всякое желание делать что-либо в дальнейшем. Время выполнения заданий определит психолог. Обычно это зависит от возраста и степени тяжести диагноза. В среднем задания для умственной нагрузки длятся 10-12 минут. Затем следует сделать перерыв на 20 минут. Поиграйте в подвижную игру, перекусите, сделайте гимнастику. Продолжите коррекционно-развивающую работу еще 8 минут. В день этого достаточно. В течение дня включите в режим ребенка игры-терапии: манипуляции с песком, пальчиковые игры. Это обязательно. Если ребенок не выдерживает даже 5 минут занятия, добавьте перерывы с физкультурными минутками, но выполните все 10 минут каждого занятия.
  3. Подбадривайте, хвалите за хорошее поведение, празднуйте маленькие победы (научились вырезать из бумаги – сходите в кино или займитесь другим любимым развлечением). Ребенок должен верить в свои силы, испытывать интерес от собственных достижений. Желание делать что-либо самостоятельно, развивая активность, будут формироваться поначалу только на легком и увлекательном материале.
  4. Общайтесь, помогайте изучать окружающий мир. На прогулке, по дороге из сада/школы, везде вне дома и учебной обстановки, просите называть форму, размер, цвет объекта – машины, дома, крыши. Обращайте внимание на погоду, попросите описать ее.
  5. Запаситесь терпением. Кстати, ребенку оно тоже понадобится. Если уж вы сами срываетесь, не в силах ждать, пока он застегнет куртку, вымоет кружку, соберет игрушки, приготовит себе бутерброд, чего ждать от него?

Сейчас созданы специальные группы в детских садах (государственных и частных), в школах работают классы коррекции. Групповые занятия по 10-12 человек эффективны. Там дети учатся по специальным программам и получают помощь от дефектолога, психолога, логопеда. Такая работа дает возможность полностью купировать диагноз.

Функция специалистов, их работа будет не так важна (а лучше вообще сказать, малоэффективна), если родители оставляют всю работу по коррекции педагогам.

Источник: https://psychologyc.ru/vospitanie-rebenka-s-zpr/

Особенности воспитания детей с ЗПР

Однажды я столкнулась с такой ситуацией: в мою детсадовскую группу привели мальчика. Его звали Андрей, ему 4 года.

Как только ребёнок зашёл в группу, он начал громко кричать, причём на одной ноте (А-А-А !). Я никак не могла его успокоить. Собрался уже чуть не весь коллектив детского сада, успокаивали его, пытались убедить не шуметь, но малыш продолжал кричать.

  • Мы растерялись, а он вдруг закрыл рот и спокойно пошёл играть.
  • Такое поведение продолжалось каждое утро: покричав, он убегал к игрушкам и спокойно играл один в своём уголке.
  • Консультация психиатра показала — у ребёнка задержка психического развития — ЗПР.
  • Что такое ЗПР, причины

Главным показателем здоровья ребенка является показатель психического и моторного развития. Довольно часто родители сильно удивляются, когда им психологи и логопеды говорят про психическую задержку развития их малыша.

Медицина говорит о детях с ЗПР, что это лишь промежуточное явление между патологическим и нормальным развитием. Они отличаются от основной группы детей тем, что имеют медленное созревание психики.

  1. Выделяют две причины ЗПР – это социальные и биологические.
  2. Социальными считаются гипо — или гиперопека, агрессивность к ребенку, изоляция от социума, психологические травмы, отсутствие контакта с матерью.
  3. Причиной биологической задержки являются изменения центральной нервной системы, которые появляются вследствии патологии беременности и тяжелом протекании родовой деятельности.
  4. Микротравмы получают практически все новорожденные дети, но именно они проявляются в негативном влиянии на развитие мозга.
  5. Для детей с таким диагнозом характерны не стойкие, но яркие эмоции; эмоциональный фон высокий и игровая деятельность доминирует.
  6. Часто наблюдается неспособность формирования целостного образа предмета, концентрация внимания на конкретном задании не стабильная, часто наблюдается гиперактивность, отсутствие образного мышления, искажение звуков в речи, тип памяти наглядно — образный, выборочный, умозаключения даются с трудом.
  7. В случае, если не принять меры вовремя, то все проблемы усугубляются и все сложнее будет находить такому ребенку контакт со сверстниками.
  8. Воспитание детей с психологическим инфантилизмом (дети несамостоятельные, беспомощные и очень привязаны к матери).

Основным направлением в их воспитании является развитие самостоятельности. Не стоит ломать природу ребенка, нужно лишь помочь ему завершить начатое дело.

Не травмировать психику, погоняя его, ведь чувствуя агрессивность родителей, чувство защищенности малыша теряется.
Создавая с ребенком сильную эмоциональную связь, родители помогают выйти на нормальный уровень развития.

Большую роль в развитии интеллекта данных детей имеет полное освобождение от страха.

В воспитании «звуковых» детей нужно помнить о их особенностях, которые проявляются любовью к тишине, одиночеству. Самым комфортным для них временем суток является ночь.

Они выражают свои эмоции крайне редко. В первой половине дня дети вялые и с трудом просыпаются утром.

Нужно создавать благоприятную атмосферу для развития столь замкнутого ребенка, ведь неправильное обращение может привести к полному аутизму.

Детей с задержкой психического развития воспитывать очень сложно. Требуется большая ответственность, терпимость и дифференцированный подход.

Именно родители могут помочь ребенку правильно развиваться, справляться со всеми его проблемами, реализовываться. 

Ребенок нуждается в медицинской и педагогической коррекции. Правильный подход специалистов и родителей помогает корректировать психические отклонения.

Своевременное обследование и своевременное лечение приведут к желаемым результатам.

Нужно помнить, что ЗПР- это не диагноз. С правильным подходом родителей и таких профессионалов, как логопед, дефектолог, психолог в большинстве случаев ребёнок догоняет уровень развития своих сверстников.

Фото с сайта благотворительного фонда , Харьков.

Источник: https://detichaik.ru/osobye-deti/osobennosti-vospitaniya-detej-s-zpr.html

Обучение и развитие детей с ЗПР

Практически у 90% учащихся, обучающихся в школе для детей с ЗПР, имеется органический дефект ЦНС различной степени выраженности и этиологии. Группы детей с ЗПР по своим психическим проявлениям неодинаковы.

Степень и характер их дефекта зависят от причин, которые обусловили задержку, от наличия или отсутствия органического поражения ЦНС, от сочетания первичного дефекта и вызванных им более поздних отклонений в развитии.

Более подробную информацию о том, кто такие дети с ЗПР, можно найти на сайте http://fio.ifmo.ru/archive/05022001/c2u3/detis.htm

Читайте также:  Развитие поведения ребенка в раннем детстве: как меняется прогресс и восприятие окружающего мира

Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников младших классов часто связана с временной задержкой психического развития детей.

Не у всех людей психическое развитие проходит равномерно, поэтому бывают как скачки, так и спады. При грамотной работе с такими детьми можно достичь хороших результатов.

Терпение и труд все перетрут!
Дети с ЗПР многое могут, только им надо уделять больше времени и внимания!

Дети, имеющие задержку психического, речевого, моторного развития, способны усваивать школьную программу только при индивидуальном подходе, своевременной и правильной помощи учителя и родителей.

Детям с ЗПР следует давать задания, небольшие по объему, и не переходить к изучению нового материала, пока ребенок не усвоит старые правила, надо повторно возвращаться к пройденному, поощрять за малейший успех, вселять уверенность в свои силы.
Отдайте ребенка в различные секции: танцевальные, спортивные, художественные, музыкальные… Это пойдет ему только на пользу!

Максимум терпения + внимания + настойчивости = ребенок с нормальным психическим развитием.

Из-за высокой утомляемости и неустойчивой работоспособности такие дети хуже отвечают в конце уроков, чем в начале, хуже — на последнем уроке, чем на первом, не успевают за темпом работы в классе. Постепенно увеличивается объем неусвоенного учебного материала, растет педагогическая запущенность, что делает их хронически неуспевающими учениками.

На первый план выступают энцефалопатические проявления.

Чаще всего это церебрастенический синдром (церебро — мозг, астения — слабость), обусловленный органическим поражением головного мозга, проявляющийся в виде повышенной психической истощаемости, неустойчивости внимания и работоспособности, эмоциональной ранимости, двигательной расторможенности, головных болей, непереносимости духоты, шума.

Наличие у ребенка грамматических ошибок, неусвоенные правила, словарные слова требуют дополнительного объяснения, тренировок, повторения (однако помните о необходимости дозирования работы).

Если же в письме стойко встречаются замены букв (б — п, д — т, г — /сит. д.), пропуски гласных звуков, неправильные окончания, искажения слов или целых фраз и т. д.

, это может быть проявлением недоразвития речи — нарушения фонетико-фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа. В подобных случаях поможет ребенку логопед.

Простое же повторение правил, переписывание упражнений совершенно бесполезны.


Если малыш очень медлителен, неловок (а это бывает при задержке моторного развития), ни в коем случае нельзя торопить его и тем более снижать оценку или критиковать за то, что он не успел выполнить все задание или не очень качественно его выполнил. Просто предоставьте ребенку возможность работать в свойственном ему темпе. Лучше дать ему задание в меньшем объеме и по достоинству оценить то, что он успел сделать, а после урока или дома (в зависимости от ситуации) доработать остальное. В противном случае чем больше ребенок будет торопиться, тем хуже выполнит задание.

Не скупитесь на похвалу даже за самый незначительный успех: «Молодец! Вот видишь, сегодня ты сделал меньше ошибок! Еще постараешься — и совсем будет хорошо!» Увидите, что у ребенка сразу прибавится сил, появится желание выполнить задание лучше.

Самое плохое — «забивать» неуспевающего ученика восклицаниями типа «Плохо!», «Опять плохо!», «Не стара-ешься!» и т. д.

Тогда малыш совсем теряет веру в свои силы: «Старайся не старайся — все равно двойка!» А вы похвалите его даже тогда, когда он сделал чуть меньше ошибок, и посмотрите, как он будет стараться! И запомните простое правило: «Хвалить — при всех, ругать — только наедине».

Необходимо учитывать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, отличаются от умственно отсталых именно тем, что они хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно переносят понятое ими решение на задачи аналогичного характера, правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют.

В настоящее время одной из мер коррекции временных задержек психического, речевого, моторного развития может стать обучение ребенка в классах «коррекционно-развивающего обучения», которые получили в настоящее время широкое распространение в массовых школах. В этих классах при общем щадящем режиме обучения и жизни создаются наиболее благоприятные условия для организации медико-педагогической коррекции. Однако решить вопрос о переводе ученика в такой класс самостоятельно учитель не может.

Для того чтобы определить, где ребенок может учиться и какой режим ему посилен, необходимо направить его на медико-педагогическую комиссию. Желательно, чтобы учитель подготовил педагогическую характеристику ученика, и очень важно, чтобы она была составлена объективно и грамотно.

В ней должны быть отражены следующие вопросы: сколько времени ученик обучается в данном коллективе; социально-бытовые условия, в которых живет и воспитывается малыш; в каком возрасте поступил в школу и в какой степени был к ней подготовлен; как успевает ребенок и в чем заключаются трудности усвоения им программы, характер ошибок (отдельно по математике, письму, чтению и другим предметам); особенности поведения на уроках: дисциплина, работоспособность, степень внимания.

Очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены. Диагноз «ЗПР» — это не приговор, а сигнал к действию.

Больше времени уделяйте ребенку, играйте с ним в развивающие игры, учите стихи, пойте песни, рисуйте, вышивайте, занимайтесь спортом, решайте веселые задачки, и результат не заставит себя ждать!

Дополнительно по теме: ch-lib.ozersk.ru

Источник: http://www.domotvetov.ru/razvivayuschie-igryi-i-igrushki/obuchenie-i-razvitie-detej-s-zp.html

Как помочь в развитии детям с ЗПР?

Для родителей ребенок всегда самый умненький, потому что любимый. Поэтому часто заботливые мамы и бабушки даже не верят, когда после тестирования психолог диагностирует у их ребенка задержку психического развития, или ЗПР. И правильно делают, потому что точно поставить этот диагноз можно не раньше 7–8 лет. К тому же не стоит забывать, что это проблема корректируемая.

Что такое ЗПР

Задержка психического развития — это развитость высших психических функций в неполной мере. Она носит временный характер и может компенсироваться с помощью специального обучения.

В поведении ребенка ЗПР выражается, как:

  • нехватка общего запаса знаний;
  • ограниченность представлений;
  • незрелость мышления;
  • преобладание игровых интересов;
  • неспособность заниматься интеллектуальной деятельностью.

Причины

Чаще всего причинами задержки психического развития выступают:

  • гармонический инфантилизм или нарушения конституционального развития;
  • соматические заболевания у физически ослабленных детей;
  • поражения центральной нервной системы.

Наиболее труднопреодолимая причина задержки развития — органические поражения мозга. Это может произойти, если младенец внутриутробно перенесет вместе с мамой инфекционное заболевание. При этом клетки мозга как будто «засыпают».

Очень часто ЗПР страдают дети, не имеющие физических недостатков. Болезнь развивается под давлением социального окружения. Невнимание родителей, грубое обращение, отсутствие новых впечатлений, напряженная атмосфера в семье в совокупности могут стать причиной развития ЗПр у абсолютно здорового ребенка.

Диагностика

В случае возникновения подозрений о недостаточно хорошем развитии ребенка, его следует показать психоневрологу. Врач проведет ряд обследований, основываясь на результаты которых сможет сделать определенный вывод.

Если врач заподозрит ЗПР, он начнет собирать анамнез (расспросит о том, как протекала беременность, роды, первые годы жизни малыша). После беседы ребенка могут направить на электроэнцефалограмму или эхо-электроэнцефалограмму.

Также необходимо посетить ЛОР-врача, окулиста и пройти обследование у логопеда. Логопед уточнит, есть ли у ребенка задержка развития речи. Если нет, то это не может быть ЗПР. Дефектолог поможет определить причину возникновения. На основании полученных данных врач составит методику лечения.

Задержка психического развития не повод для стеснения, эта проблема корректируется. Если наличие ЗПР не вызывает сомнений, ребенок имеет право на зачисление в специальную группу, где проводят занятия по развитию:

  • мышления;
  • памяти;
  • внимания;
  • навыков общения;
  • правильной речи.

Такие специализированные группы есть практически в каждом садике. Группы формируют примерно по 10 человек и тщательно планируют педагогическую работу для коррекции ЗПР. С детьми занимается не только воспитатель, но и дефектолог, логопед и психолог. Ребята проходят регулярное обследование. Также специалисты проводят работу с родителями.

Коррекционные методики

Использование распространенных педагогических методик может помочь преодолеть задержку в развитии ребенка. К таким методикам можно отнести:

  • Монтессори-педагогику;
  • вальдорфскую педагогику;
  • кубики Зайцева.

Монтессори-педагогика — замечательная методика для детей с «особенностями» в развитии. Благодаря этой методике ребенок получает возможность развиваться по своим внутренним законам. Суть этого метода: рассматривать ЗРП не с точки зрения болезни, а как индивидуальную особенность развития.

Внимательно наблюдая за малышом, педагог составляет его индивидуальный психологический портрет, а также план работы. Далее малыш самостоятельно пытается следовать этому плану. Педагог лишь направляет и помогает. Получив возможность развиваться в своем, удобном ритме, кроха раскрывает все свои скрытые возможности.

Успешность этого метода — хороший стимул для родителей относиться к своему малышу как личности и помогать в развитии его индивидуальных способностей и интересов.

Вальдорфская педагогика наоборот направлена на подавление так называемых «особенностей». В этой методике педагог занимает главенствующую, авторитарную роль. Он заставляет ребенка быть таким как все, мыслить и действовать как его сверстники с нормальным развитием.

Кубики Зайцева помогут детям быстро приобрести умение читать, а также разучить основные грамматические правила. Другие методики обучения чтению могут оказаться слишком сложными для ребенка с ЗПР. Процесс обучения для него должен проходить исключительно в занятной игровой форме.

Есть и другие действенные методики:

  • занятия с кубиками Lego,
  • сендтерапия (использование песка),
  • игровая терапия,
  • сказкотерапия.

Ребенка очень важно обучить грамоте, но так как усвоение материала занимает у него гораздо больше времени, чем у других детей, нужно использовать наглядные материалы, таблицы, картинки. Чтобы малыш не переутомлялся и не терял интерес необходимо чередовать различные виды занятий и как можно больше использовать игровые методики.

Ключевые правила

Какую бы методику вы не выбрали важно соблюдать некоторые правила:

  • Чем раньше начать коррекционную работу, тем быстрее будет достигнут результат.
  • Нужно акцентировать внимание на сильных сторонах ребенка, и уже с их помощью бороться со слабостями.
  • Решать проблему нужно комплексно, использовать разные методы, привлекать специалистов.
  • Детям с ЗПР необходимо уважительное, доброе отношение (такие дети очень чувствительны и ранимы).

Главное, чтобы родители ребенка с ЗПР не опускали руки, верили, что их малыш самый лучший, все выучит, все усвоит. Проявленное терпение и упорство будет вознаграждено  и вскоре вы сможете вместе порадоваться достигнутым успехам.

Источник: https://ymadam.net/deti/zdorov-e-rebenka/kak-pomoch-v-razvitii-detyam-s-zpr.php

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]