К основным параметрам относят физические, функциональные и умственные, характерные для периода жизни детей младшего возраста, обучающихся в начальных классах школы.
Не обязательно нужно, чтобы ребенок соответствовал этим стандартам на все 100%. Но главные параметры должны совпадать. Это и отсутствие физических дефектов, полноценное применение умственных способностей, душевный комфорт.
Уровни совершенствования детей младшего школьного возраста
Организм ребенка развивается по своим законам, которые не схожи с функционированием систем взрослого человека. Ученые установили, что у каждого индивидуума от природы генетически заложен его рост, вес, особенности строения внутренних органов и систем, интеллект, психика.
Дети проходят следующие этапы жизни:
- Внутритрубный эмбриональный (малыш в первые 3 месяца беременности мамы);
- Рост плода с 4 месяца по период родов;
- Первый месяц жизни;
- Грудной (до года);
- Возраст от года до 3 лет (преддошкольный);
- 3-7 лет – дошкольный;
- Младший школьный возраст (7-12 лет);
- Старший школьный возраст до 16 лет.
На каждом из этапов человек по-своему развивается. Для детей школьного возраста характерно интенсивное обучение и «впитывание» огромного количества информации, знаний, получение навыков и умений, которые ложатся в основу его поведения на протяжении всей жизни. От того, насколько качественно будет преподнесен материал, зависит умственное и физическое развитие школьников младших классов.
Особенности развития
Рост. Вплоть до 12-ти лет дети прибавляют в росте до 7 см ежегодно. Среднестатистический ребенок в 6 лет имеет рост чуть больше 1 м 20 см, а в 12 лет – 1 м 45 см. Девочки при этом выше мальчиков на несколько см. Если ребенок выше или ниже этой нормы, это еще не означает, что он развивается неправильно. Значение роста зависит от ряда факторов, среди которых огромную роль играет наследственность. Если родители малыша высокие, то расти он будет быстрее темпами, чем его сверстники и наоборот. Это заложено в его анатомо-физиологических особенностях генетически.
Вес. Этот показатель увеличивается в среднем до 2, 2,5 кг в год. С 6 лет к следующей возрастной границе дети приходят с весом в 35-36 кг с отметки 18-20 кг. И в этом вопросе девочки обгоняют сильный пол.
В период от 6 до 12 лет у детей полностью меняются зубы с молочных на коренные. Интенсивно формируется мышечная система, координация движений.
У школьников младших классов деятельность мозга постепенно приближается к уровню функционирования взрослого человека.
У детей начального школьного возраста растет грудная клетка, развивается мыслительная способность, интеллект, навыки труда, улучшается память. В этом возрасте усиливаются способности к обучению математике, письму, чтению.
Появляется возможность дольше концентрировать внимание.
Дети сталкиваются и с некоторыми проблемами, с которыми не сразу справляются. Среди них:
- Смена режима дня, усиленная нагрузка на нервную и другие системы и необходимость постоянной деятельности;
- Смена режима питания, что в первое время приводит к запорам или расстройству кишечника;
- Более интенсивная работа головного мозга. Это приводит к частым утомлениям, вялости, желанию выспаться;
- Снижение иммунитета на фоне стрессов и, как следствие, склонность к инфекционным заболеваниям.
Наряду с вышеперечисленными факторами, медики фиксируют у детей младшего школьного возраста некую стабилизацию роста, появление жировых отложений в области живота и груди, окончание формирования потовых желез, укрепление мышечной системы.
В этот период у ребенка становятся крепче и фаланги пальцев для того, чтобы он писал, лепил, рисовал. Закрепляются ранее полученные навыки творчества, укрепляются кости. В силу физиологических особенностей детей младшего возраста, следует пристально следить за осанкой, поскольку постоянное неправильное положение за уроками, может привести к искривлению позвоночника.
Примерно к 10-11 годам становятся видны отличия в строении фигуры девочек и мальчиков, что заложено анатомо-физиологическими особенностями. У сильной половины постепенно расширяются плечи при том, что таз остается узким, а у девочек округляются и расширяются бедра. Немного позже у обоих полов появляются первые признаки полового созревания.
Функционирование органов
С изменениями особенностей анатомии и физиологии детей младшего возраста по-другому начинают работать и внутренние органы и системы.
- Расширяются в диаметре пути поступления воздуха в легкие. Заканчивают свое формирование трахеи и бронхи. Эта особенность дает возможность детскому организму лучше защищаться от проникновения опасных вирусов и инфекций;
- Увеличиваются слизистые оболочки легких и частота дыхания. Это оберегает от недугов системы дыхания;
- У детей школьного возраста уменьшается частота пульса до 80 ударов в минуту со 100, а артериальное давление растет до нормы взрослого человека;
- Формируются сердце и сосуды;
- Железы пищеварения и ЖКТ уже почти не отличаются от структуры и функционирования органов взрослого человека;
- Органы мочевыделения работают в усиленном режиме. Ребенок перестает часто ходить в туалет. Период накопления мочи растет;
- Защитные функции школьников становятся аналогичными работе иммунитета взрослого.
С эндокринной системой немного сложнее. Впереди этап старшего возрастного периода, когда гормональная картина станет нестабильной. Интенсивное половое созревание, характерное для детей в возрасте от 13 лет, создает проблемы в функционировании эндокринной системы.
ЦНС уже сильно отличается от дошкольного периода, когда ребенок воспринимает информацию в игровой форме. В 8-10 лет расширяются аналитические способности, дети больше размышляют не только над поступками окружающих, но и над своими.
Выполняя упражнения из школьной программы, дети занимаются уроками более осознанно. Они могут объяснить, почему возникает тот или иной порядок действий или рассказать о структуре и свойствах предметов. Постепенно у ребенка формируются характер и привычки.
Перестройка нервной системы и мозга
Строение ЦНС совершенствуется. У младших школьников постепенно меняются психические процессы торможения, возбуждения. Появляется большая возможность контролировать себя, свои эмоции, что является несомненным плюсом и признаком взросления.
Ребенок больше не носится безудержно по коридору в школе или по улице, либо делает это реже, с целью израсходовать излишек накопившейся энергии.
Это происходит в результате долгого сидения за партой и недостаточной растратой лишнего запаса энергии в ходе занятия физкультурой в школе.
Младшие школьники еще очень непоседливы, но с течением времени, достигая возраста 10-11 лет, процессы возбуждения сдерживаются. Этому способствуют дисциплинированность, режимы дня и поведения в классе.
У младших ребят-школьников, лет с 7 начинается постепенное увеличение головного мозга. Параметры его по весу приближаются к отметке 95% в сравнении со 100%-м показателем веса мозга взрослого человека. Работа головного мозга идет в оптимальном режиме.
При этом налаживаются всевозможные связи между клетками нервной системы, налаживается работа полушарий головного мозга и усиливается их специализация. Нервная ткань между полушариями совершенствуется, что приводит к лучшему взаимодействию правой и левой части мозга.
В таких изменениях лежат основы нового этапа психического, физического и умственного развития.
Источник: http://deti.center/Mladshiy_shkolnyiy_vozrast/anatomofiziologicheskie_osobennosti_detej_mladshego_shkolnogo_vozrasta.html
ФУТБОЛ: УЧЕБНИК ДЛЯ ИНСТИТУТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Анатомо-физиологические особенности организма детей и подростков
Подробности Категория: Тренировки и видеоуроки Опубликовано 11.09.2014 22:19 Просмотров: 4801
В связи с тем, что в детском и юношеским возрасте организм человека находится еще в стадии формирования, воздействие физических упражнений, как положительное, так и отрицательное, может проявляться особенно заметно. Поэтому для правильного планирования и осуществления учебно-тренировочного процесса необходимо учитывать: возрастные особенности формирования организма детей, подростков и юношей; закономерности и этапы развития высшей нервной деятельности, вегетативной и мышечной систем, а также их взаимодействие в процессе занятий футболом.
- В педагогике школьный возраст принято разделять на младший (7-10 лет),
- подростковый (11-14 лет) и юношеский (15-18 лет).
- Такое деление на возрастные группы соответствует действующей ныне сети детско-юношеских спортивных школ, воспитательно-оздоровительных учреждений в нашей стране.
Есть такое понятие — “биологический возраст”. Означает оно достигнутый к определенному моменту уровень морфологического и функционального развития организма.
Установлено, что темп индивидуального развития детей неодинаков, хотя у большинства детей темпы развития соответствуют возрасту. Вместе с тем в любой возрастной группе есть дети, которые опережают сверстников в развитии или отстают от них.
Число таких детей относительно невелико, но этот факт необходимо учитывать при подготовке юных футболистов.
6.2.1. Младший школьный возраст (7-10 лет)
В этом возрасте значительно меняются строение и деятельность организма.
Ведущую роль в развитии функций организма играет центральная нервная система, и прежде всего ее высший отдел — кора головного мозга. Анатомическое развитие нервной системы ко времени полового созревания почти полностью завершается. Процесс созревания ядра двигательного анализатора в мозгу заканчивается к 12-13 годам.
Перестройка функций. коры больших полушарий находит свое отражение в поведении детей, в их психике. дети в этом возрасте очень эмоциональны, однако поддаются внушению старших. Авторитет тренера у детей младшего возраста очень велик.
Принцип дружбы у мальчиков носит чисто внешний характер. У детей появляется стремление проверить свои силы в той или иной деятельности, добиться каких-либо достижений.
Интересы детей становятся более разнообразными, но не обладают еще достаточной емкостью.
Существенные изменения происходят в мышлении и памяти детей младшего школьного возраста. В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому рассуждению и абстрактному мышлению. Появляется критический подход к изучаемым движениям.
Изменения в работе памяти выражаются в том, что запоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных деталей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на деталях его выполнения.
При этом память на движения у детей с возрастом изменяется как в количественном, так и в качественном отношении. Способность к запоминанию у детей весьма быстро растет в период от 7до 12 лет.
В возрасте 9-10 лет возрастает контролирующая роль коры головного мозга. По мере образования новых и более сложных кортикальных систем деятельность больших полушарий становится все более тонкой и сложной.
Быстрее происходит образование условных рефлексов.
динамические стереотипы двигательных навыков, закрепленные в младшем школьном возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет.
У детей 7-10 лет наступают и некоторые изменения в костной системе. Процессы роста и развития скелета во многом определяются характером деятельности организма, упражнением его двигательной функции. для костной ткани движения являются одним из важнейших биологических стимуляторов, оказывающих влияние на рост, формирование и функциональные способности скелетной системы.
Следует отметить, что изгибы позвоночника только начинают формироваться, позвоночник детей очень податлив, при неправильных исходных положениях, сопровождаемых длительными напряжениями, возможны искривления.
Это объясняется недостаточным развитием мускулатуры мальчиков, поэтому очень важно детям 7-10 лет давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц, с тем, чтобы развитие кривизны позвоночного столба происходило без отклонений.
При занятиях футболом большую нагрузку несут нижние конечности. Тренеры должны знать, что процессы окостенения у детей еще не завершены. Поэтому в занятиях нужно уделять больше внимания упражнениям, способствующим укреплению стопы.
Интенсивное развитие скелета детей младшего школьного возраста тесно связано с формированием их мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата.
Вес мышц у мальчиков 8 лет составляет 27% веса тела, в возрасте 12 лет — 29,4%. Одновременно с увеличением веса мышц совершенствуются и их функциональные свойства, обогащаются иннервационные отношения.
Мышцы в этом возрасте развиваются неравномерно: быстрее крупные мышцы, медленнее — малые. Это одна из причин того, что мальчики плохо справляются с заданием тренера выполнить упражнения на точность.
двигательная деятельность обусловливает не только развитие опорно-двигательного аппарата, но и функциональные возможности внутренних органов и систем.
Особенно важное значение для здоровья и полноценного функционирования организма мальчиков 7-10 лет имеет формирование и функциональное состояние аппарата кровообращения.
На всем протяжении развития организма наблюдается нормальное взаимоотношение между развитием сердечно-сосудистой системы и массой тела, относительный вес сердца на 1 кг веса тела с возрастном уменьшается.
Особенно выраженное уменьшение отмечается в возрасте 10-11 лет.
Сердце у мальчиков 7-10-летнего возраста маленькое. Пульс в покое равен 80-95 уд/мин, при нагрузке достигает 140-170 уд/мин.
Отмечая способность 9-12-летних футболистов быстро приспосабливаться к совершаемой работе, необходимо иметь представление о некоторых особенностях их сердечной деятельности.
Так, сердце мальчика при физической нагрузке затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого, так как увеличение Минутного объема крови происходит у детей и подростков в основном за счет учащения сердечной деятельности при незначительном увеличении ударного объема.
В тесной связи с сердечно-сосудистой системой функционируют органы дыхания. Размеры и функциональные возможности дыхательного аппарата с возрастом увеличиваются. Окружность грудной клетки и размеры ее дыхательных движений прогрессивно возрастают.
У мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность грудной клетки увеличивается от 60 до 68 см; жизненная емкость легких возрастает с 1400 до 2200 мл.
Развитие силы дыхательных мышц детей обеспечивает большую глубину дыхания, создает возможность для значительного увеличения легочной вентиляции, необходимой во время интенсивной мышечной работы.
У мальчиков сила дыхательных мышц с возрастом изменяется, однако наибольшее ее увеличение наблюдается в возрасте от 8 до 11 лет. При этом наблюдается значительное увеличение легочной вентиляции. Частота дыхания в этом возрасте в среднем равна 20-22 в минуту.
Суммируя изложенные здесь данные анатомо-физиологических особенностей организма детей младшего школьного возраста, следует отметить, что функциональные возможности детей 7-10 лет невысоки, непрерывные процессы развития, происходящие в организме, требуют внимательного педагогического контроля при занятиях футболом.
6.2.2. Подростковый возраст (11-14 лет)
Основная особенность подросткового возраста связана с процессом полового созревания, развертывающимся в это время. Он характеризуется бурным созреванием желез внутренней секреции, значительными нейрогормональными перестройками и интенсивным развитием всех физиологических систем организма подростка.
Установлено, что к 12-летнему возрасту получает все большее развитие регулирующий, тормозящий контроль головного мозга. Развивается процесс внутреннего торможения.
Усиливается функция коры головного мозга, направленная на анализ и синтез высших раздражений, воспринимаемых анализаторами (зрительным, вестибулярным, кожным, двигательным и т.д.).
К 13-14 годам в основном завершается морфологическое и функциональное созревание двигательного анализатора человека. Поэтому после 13-14 лет показатели развития двигательной функции изменяются в значительно меньшей степени.
Завершение созревания двигательного анализатора совпадает с периодом полового созревания мальчиков этого возраста.
Научные данные говорят о том, что в этот период подростки, не имеющие специальной подготовки, медленнее и с большим трудом, чем в младшем школьном возрасте, овладевают новыми формами движений.
В возрасте 11-13 лет у детей может развиваться и достигать высочайшей степени совершенства тонкая координация, пространственная точность движений и их размеренность во времени.
Если мальчикам 10 лет одновременный анализ движений по пространственным и временным признакам еще непосилен, то подобный анализ движений с двумя одновременно предъявленными задачами может успешно осуществляться начиная с 12-13-летнего возраста.
У подростков 13-14 лет при изучении сложных по координации движений иногда заметно тормозящее влияние пубертатного периода. Следует отметить, что динамические стереотипы двигательных навыков, приобретенные в детском возрасте, обладают значительной устойчивостью и способны сохраняться в течение многих лет.
В подростковом возрасте происходят значительные изменения в психике. Наблюдаются высокая эмоциональность, неуравновешенность настроения, немотивированные поступки, вспыльчивость, преувеличение своих возможностей. Источник этого явления — интенсивное физическое развитие, половое созревание, появление так называемого чувства взрослости
При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся. Это проявляется двояко: и как морфологические изменения в виде повышенного прироста антропометрических признаков, и как функциональные сдвиги в виде повышения работоспособности.
Так, в среднем ежегодный прирост веса тела у подростков равен 4-5 кг, роста — 4-б см, окружности грудной клетки — 2-5 см. Происходит дальнейшее формирование скелета.
К14 годам срастаются кости таза, устанавливается постоянство кривизны позвоночника в поясничной части, происходит уменьшение хрящевого кольца межпозвоночных суставов.
К 14-15 годам мышцы по своим функциональным свойствам уже мало отличаются от мышц взрослого человека. Происходит параллельное развитие мышц верхних и нижних конечностей. Вес мышц мальчиков в 12 лет составляет 29,4% веса тела, в 15 лет — 33,6%. Увеличивается абсолютная и относительная сила мышц. Наибольший прирост силовых показателей мышечных групп наблюдается в период от 13 до 15 лет.
Учитывая, что силовые возможности детей невелики, воспитание силы в этом возрасте целесообразно осуществлять осторожно, используя кратковременные силовые напряжения динамического и отчасти статического характера.
Основное внимание должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата, особенно слаборазвитых мышц живота, косых мышц туловища, отводящих мышц верхних конечностей, мышц задней поверхности бедра и приводящих мышц ног.
У подростков 11-14 лет увеличивается сила сердечной мышцы, возрастает ударный объем, уменьшается частота дыхания и пульса. Так, у 13-летних частота пульса в покое равна 70 уд/мин, а при работе значительно увеличивается до 190-200 уд/мин. Кровяное давление у детей обычно ниже, чем у взрослых. К 11-12 годам оно равняется 107/70 мм рт. ст., к 13-15 годам — 117/ 73 мм рт. ст.
Организм подростков быстро настраивается на работу. Это объясняется большой подвижностью нервных процессов, поэтому разминка в занятиях должна занимать не более 8-10 мин.
Таким образом, в возрасте 11-14 лет организм мальчиков в основном сформировался, что дает возможность постепенно переходить к углубленной спортивной тренировке.
6.2.3. Юношеский возраст (15-18 лет)
Этот период характеризуется завершением процессов формирования всех органов и систем, достижением организмом юношей функционального уровня взрослого человека.
данный возраст связан с быстрым увеличением роста. Так, в период от 15 до 17 лет рост увеличивается на 5-7 см в год. Энергичный рост в длину сопровождается увеличением веса тела. Наибольшее прибавление в весе наблюдается в возрасте 16-17 лет. Прибавление в весе тела за год в этот период достигает 4-6 кг и даже больше.
Быстрое нарастание веса обусловлено не только интенсивным ростом в длину, но и увеличением массы мышц. Особенно интенсивное развитие мышечной системы у юношей происходит после 15 лет, достигая к 17 годам 40-44% веса тела. К 16-17 годам показатели мышечной силы приближаются к уровню взрослых.
Развитие выносливости составляет 85% от соответствующего уровня взрослых.
Костная система заканчивает формироваться к 18 годам. Так, полное срастание костей таза происходит в 16-18 лет; нижние отрезки грудины срастаются к 15-16 годам, кости стопы полностью формируются в 16-18 лет, характерные изгибы позвоночника в 18-20 лет.
К концу юношеского возраста происходит окончательное формирование вегетативной системы.
К18 годам продолжает снижаться ЧСС: в покое — до 61 уд/мин, при работе — до 170-190 уд/мин. Кровяное давление у 16-18-летних юношей равно 120/75 мм рт. ст.
У юношей значительно возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения, усиливаются процессы торможения. Их поведение становится более уравновешенным, психика более устойчива, чем у подростков.
В целом организм юношей в 16-17 лет созрел для выполнения большой тренировочной работы, направленной на достижение высокого спортивного мастерства.
You have no rights to post comments
Источник: http://dokaball.com.ua/trenirovki-i-videouroki/1001-futbol-uchebnik-dlya-institutov-fizicheskoj-kultury-anatomo-fiziologicheskie-osobennosti-organizma-detej-i-podrostkov
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКА
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 15Следующая ⇒
Организм школьника развивается под воздействием факторов внешней среды, под воздействием условий воспитания и обучения в школе и семье. На развитие организма влияют и биологические факторы: деятельность желез внутренней секреции, наследственность.
Знание анатомо-физиологических особенностей школьника необходимо учителю для решения следующих вопросов обучения и воспитания с учетом возможностей растущего организма: гигиена обучения и воспитания, гигиена внешкольной работы и отдыха, гигиена трудовой подготовки и физического воспитания детей, питание учащихся, предупреждение заболеваний среди учащихся и т.д.
Закономерности растущего организма
Организм ребенка или подростка отличается от организма взрослого человека. Основной особенностью молодого организма является непрерывное всестороннее развитие, которое начинается с момента зарождения и в основном завершается к 22-25 годам.
За эти годы обучения в школе в организме ребенка происходят существенные изменения (увеличение роста и массы тела, изменение формы организма, усиление обмена веществ). Все процессы протекают интенсивно.
В связи с этим установлены следующие возрастные периоды школьника: младший (от 6 до 11 лет), средний (от 11 до 15 лет) и старший (от 15 до 18 лет).
Рост организма ребенка протекает неравномерно и в периоды замедленного роста происходят наиболее интенсивная дифференцировка тканей и формообразование.
Ознакомление с анатомо-физиологическими особенностями растущего организма начинают с изучения антропометрических данных(внешняя форма тела, соотношение и размеры отдельных частей тела, вес и т.д.), а эти данные изменяются в различные возрастные периоды.
Так, например, новорожденный отличается от взрослого относительно большой головой, большим туловищем и короткими конечностями. Высота головы новорожденного составляет 1/4 длины всего туловища, шести лет – 1/6, двенадцати лет – 1/7 и у взрослых – 1/8. С возрастом увеличение головы замедляется, а рост конечностей наоборот усиливается.
Пропорции тела у мальчиков и девочек до начала периода полового созревания почти одинаковы, но уже к концу этого периода намечаются характерные половые особенности в пропорциях.
При проведении антропометрических измерений детей могут иметь место значительные индивидуальные отклонения и это надо учитывать.
Рост организма протекает неравномерно: усиление роста в 6-7 лет, а затем замедление вплоть до периода полового созревания. Темпы роста у девочек и мальчиков до 10 лет одинаковы, затем в 11-12 лет у девочек с периодом полового созревания он значительно возрастает.
Девочки перегоняют по росту мальчиков, максимум приходится на 12-13 лет (годовое увеличение в высоту до 8 см). У мальчиков период полового созревания наступает в 13-14 лет и в связи с этим усиливаются темпы роста. К 15-16 годам мальчики догоняют девочек, а затем и обгоняют их.
После 16 лет рост замедляется и, в основном, завершается у девушек к 18, а у юношей – к 20 годам.
Определение окружности грудной клетки имеет большое практическое значение, т.е. от нормального её развития в значительной мере зависит нормальное развитие органов дыхания, сердца и крупных кровеносных сосудов.
Из всего вышесказанного видно, что каждому педагогу и, в особенности, учителю физкультуры необходимо знать анатомо-физиологические особенности растущего человека. Изучение этих особенностей начнем с нервной системы, как наиболее важной системы, контролирующей деятельность всех других систем.
Нервная система
Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Состоит из центральной нервной системы и периферической. Центральная нервная система, в свою очередь, состоит из спинного и головного мозга, а головной мозг – орган, в котором осуществляются процессы мышления.
В коре больших полушарий происходит установление новых, преображенных в течение жизни нервных связей – условных рефлексов, здесь же осуществляются процессы сознания.
Развитие речи и трудовой деятельности человека неразрывно связано с усложнением и совершенствованием коры головного мозга, а вместе с тем и психической деятельности.
Подкорковые центры и центры мозгового ствола осуществляют сложную безусловнорефлекторную деятельность, высшими формами которой являются инстинкты.
Нервная ткань обладает двумя очень важными свойствами: возбуждением и торможением. Они находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности ЦНС. Оба эти процесса зависят от воздействия окружающей среды и внутренних процессов, происходящих в организме и обеспечивают нормальную нервную деятельность, правильное поведение человека.
Нервные клетки, в отличие от других клеток организма, не способны размножаться, и закладываются полностью к моменту рождения. А процесс усложнения строения нервных клеток продолжается в течение всей жизни.
В младшем школьном возрасте в связи с тем, что нервные клетки еще не до конца сформировались, в головном мозге преобладают процессы возбуждения.
Поэтому маленьким детям трудно продолжительное время сосредоточиваться на какой-либо деятельности. К концу периода полового созревания нервные клетки коры больших полушарий заканчивают свое развитие и формирование.
Это создает физиологическую основу для наиболее тонких и сложных форм аналитической и синтетической деятельности человека.
Гигиена нервной системы детей и подростков неразрывно связана с гигиенической организацией всей учебно-воспитательной работы. Огромное значение имеет правильная организация режима дня, нормирование умственной нагрузки, правильно поставленное физическое воспитание.
Очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку и подростку, учитывающий их особенности, тип высшей нервной деятельности, уровень развития физических и умственных способностей и состояние здоровья. Особенно вредны для подростка алкоголь и никотин.
Органы чувств
Органы зрения требуют наибольшего внимания, т.к. видимое восприятие мира происходит только с их помощью (90% информации).
Орган зрения – глаз снаружи покрыт белковой оболочкой, которая предохраняет его от повреждений. На внутренней стенке белковой оболочки находится много кровеносных сосудов, обеспечивающих питание глаза.
На дне глаза расположена сетчатая оболочка, которая состоит из разветвлений зрительного нерва. Зрительные восприятия возникают после проникновения световых лучей через зрачок, на сетчатую оболочку раздражая ее.
По зрительному нерву возбуждение поступает в кору больших полушарий и вызывает зрительное восприятие.
Глаза детей по своему строению отличаются от глаз взрослых. Глазные впадины и глазные яблоки у них относительно больше, чем у взрослых. Переднезадняя ось глазного яблока более короткая, что обеспечивает сравнительно большую дальнозоркость у детей.
Белковая оболочка (склера) у детей тоньше, а роговица толще, хрусталик имеет более выпуклую форму, чем у взрослых, и весьма эластичен, что обеспечивает быстрое изменение его формы.
Это обстоятельство говорит о том, что дети обладают значительно большей способностью аккомодации, чем взрослые.
В процессе обучения на орган зрения падает значительная нагрузка, связанная главным образом с чтением и письмом. На уроке ученики воспринимают большое количество буквенных элементов. Установлено, что в 129 буквах, т.е.
приблизительно в трех строчках книжного текста, глаз различает 1170 черных и белых элементов.
При чтении ученику приходится рассматривать текст на близком расстоянии, а также двигать глазами по линии строки и от строки к строке, что создает значительное утомление для глаз и в конечном итоге может привести к развитию близорукости.
Поэтому гигиена зрения предусматривает: 1) достаточное и правильное естественное и искусственное освещение рабочего места школьника; 2) правильное устройство школьных парт и правильную посадку за партой; 3) нормирование времени работы детей, связанной с длительным напряжением глаз; 4) соответствие учебников гигиеническим нормам; 5) проведение занятий, способствующих отдыху глаз (экскурсии, подвижные игры, уроки физкультуры и т.д.).
Орган слуха предназначен для восприятия различных звуков. Звуковые колебания воздуха воспринимаются барабанной перепонкой, которая приводится в колебательные движения. Одновременно с этим приходят в колебание слуховые косточки среднего уха.
От них звуковые колебания передаются в жидкость внутреннего уха, благодаря чему приводится в состояние возбуждения кортиев орган, состоящий из особых клеток, связанных с окончаниями слухового нерва.
Возбуждение по слуховому нерву передается в головной мозг.
Орган слуха у детей ничем не отличается от органа слуха взрослых.
Гигиена органа слуха заключается в: 1) содержании ушей в чистоте; 2) предохранении от возможных механических повреждений; 3) предохранении детей от сильного и внезапного шума. Особое внимание необходимо обращать на уши детей во время таких болезней, как скарлатина, корь, грипп, после которых возможны различные осложнения, воспаление среднего уха, что может привести к потери слуха.
Органы вкуса у детей школьного возраста развиты хорошо.
Чувство обоняния у детей дошкольного и школьного возраста обычно острее, чем у взрослых.
Тактильные ощущения хорошо развиты у детей. Осязательные ощущения помогают детям лучше знакомиться с окружающим миром.
В гигиеническом и педагогическом отношении очень важно развивать у детей эти чувства, т.к. они помогают детям лучше осваиваться с окружающими предметами.
Костная и мышечная системы
Скелет составляет опору всего организма. Отдельные части скелета служат защитой таких важнейших органов, как мозг, сердце, легкие и т.д.. Костная система в сочетании с мышечной системой образует органы движения человека, при этом кости являются рычагами, приводимыми в действие при помощи прикрепленных к ним мышц. Мышцы сокращаются благодаря импульсам, идущим из нервной системы.
Кости могут выдерживать давление до 16 кг на 1 мм2 поверхности. Возможность такой нагрузки обеспечивается особым расположением костных пластинок, из которых состоит костная ткань.
Костная ткань у детей школьного возраста содержит большое количество органических веществ и бедна минеральными, что способствует более легкому изменению формы грудной клетки, нарушению нормальной работы органов и искривлению позвоночного столба при длительных напряжениях и неправильных положениях туловища.
К 12 годам костная ткань у детей приобретает такое же строение, как и у взрослых.
Позвоночник у взрослого человека имеет четыре кривизны: шейную – выпуклость вперед; грудную – выпуклость назад; поясничную – выпуклость вперед; крестцовую – выпуклость назад.
Окостенение позвоночника завершается лишь к 20-22 годам и это обусловливает легкую его податливость и возможные искривления при неправильном положении тела у детей. Искривления позвоночника могут быть:
- 1) в виде изгибов шейного и грудного отделов позвоночника в сторону – сколиоз;
- 2) переднезаднее искривление грудного отдела – кифоз;
- 3) чрезмерный изгиб в поясничном отделе – лордоз.
- Поэтому школьная гигиена придает очень большое значение правильному устройству парты и правильной посадке детей.
Срастание отрезков грудной кости происходит также к 21-25 годам. Поэтому необходимо предохранять грудную клетку детей от деформаций и травм.
Кости черепа у ребенка наиболее сильно растут в течение 1 года жизни, а развитие лицевой части черепа начинается в 13-14 лет.
Процесс окостенения кисти руки имеет большое значение в гигиеническом отношении, т.к. при помощи кисти ребенок учится писать и производить различные трудовые движения.
У новорожденного запястных костей совсем еще нет, к 7 годам эти кости становятся уже ясно видимыми (на рентгеновском снимке). Окостеневает запястье в 10-13 лет, фаланги пальцев в 9-11 лет.
Поэтому быстрое письмо детям младших классов не дается.
Кости таза окостеневают лишь к 16-17 годам, поэтому необходимо следить, чтобы дети не носили тяжестей (особенно девочки, у которых неправильное сращение тазовых костей может привести к тяжелым последствиям).
Неправильная организация учебно-воспитательной работы и принуждение ребенка к непосильным для его возраста упражнениям моторного аппарата могут принести ему большой вред и быть причиной нарушений детского скелета. Особенно опасны чрезмерные и односторонние физические упражнения.
В трудовой деятельности учащихся большое значение имеет подвижность суставов, которую необходимо развивать систематическими упражнениями, тренировками и рационально организованной работой.
Мышечная система связана с костной системой. Обе системы обусловливают движение человека.
Мышечная система ребенка невелика, её вес по отношению к весу тела меньше, чем у взрослых, и составляет у детей 8 лет – 27,2%, у подростков 15 лет – 32,6%, а у юношей – 44,2% общего веса тела.
Мышечная ткань у детей до 15 лет богаче водой и содержит меньшее количество белковых веществ. Постепенно она освобождается от избыточного количества воды (в 15-16 лет) и становится плотнее.
Развитие мышц идет неравномерно. Сначала развиваются более крупные мышцы (спины, живота, поясничной области).
К 6-7 годам развиваются мышцы кисти рук, что дает возможность ребенку заниматься такими работами, как плетение, лепка и письмо. Школьникам 7-8 лет точные движения даются трудно.
У учащихся 9-12 лет совершенствуется координация движений. Мелкие мышцы, очень важные для трудовых процессов, заканчивают развитие в 15-16 годам.
Трудовая деятельность детей и подростков вызывает утомление мышечной системы. Скорейшему восстановлению возбудимости мышечной ткани, повышению упругости и сократительной способности благоприятствует энергичное поступление кислорода в организм.
Поэтому надо соблюдать гигиену мышечной системы учащихся – организовывать проведение физических упражнений и спортивных занятий с постепенным вовлечением в активное состояние все большего количества мышечных групп, а также необходимо не обременять чрезмерно их мускулатуру, дозировать нагрузку и делать паузы для отдыха.
В результате движения станут привычными, приятными и не будут вызывать раннего утомления.
⇐ Предыдущая45678910111213Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/6x6e1.html
Анатомо-физиологические особенности дыхания детей младшего школьного возраста
Здоровье — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия, это отражено в материалах Всемирной организации здравоохранения.
Здоровье ребенка тесно связано с уровнем его физического, умственного и функционального развития. Основной отличительной особенностью ребенка является то, что он растет и развивается по определенным законам и не является копией взрослого человека.
Мы будем рассматривать конкретно развитие организма ребенка в период младшего школьного возраста (7-12 лет), в частности анатомо-физиологические особенности дыхания.
Органы дыхания детей младшего школьного возраста отличаются от органов дыхания взрослых. Воздухоносные пути более узкие, выстилающая их слизистая нежна и легкоранима. Общее количество альвеол легких почти равно количеству альвеол взрослого (около 300 млн.
), но их общая поверхность примерно в 2 раза меньше (40 м.2 при норме для мужчин 80 м.2). Дыхание менее глубокое, но более частое; скорость потребления кислорода всем организмом значительна.
В связи с этим дети этого возраста менее всего приспособлены к работе в условиях, когда организму недостает кислорода.
При недостатке свежего воздуха, движений, при неправильном питании и нездоровом образе жизни у ребенка легче, чем у взрослого, возникает уменьшение количества эритроцитов или содержания гемоглобина в крови (их норма у младших школьников близка к взрослой).
В настоящее время российские школы выпускают не более 10% здоровых детей и около 40% — с детской патологией, что делает мою тему наиболее актуальной на сегодняшний день.
Патология органов дыхания у детей занимает одно из первых мест в общей детской заболеваемости (около 2/3 обращающихся в детскую поликлинику) и среди причин детской смертности. Своевременная диагностика, эффективное лечение и профилактика заболеваний органов дыхания невозможны без знаний анатомо-физиологических особенностей органов дыхания и тщательного обследования ребенка.
Специалисты подобный факт связывают с особенностями обучения в общеобразовательных учреждениях. Треть детей, поступающих в первый класс, страдает хроническими заболеваниями.
Вместе с тем, профилактика заболеваний органов дыхания средствами физической культуры недостаточно разработана для младших школьников.
Учитывая чувствительность детского организма к воздействию внешней среды и низкую способность к адаптации в условиях проживания, возникает необходимость целенаправленного воздействия на функциональные возможности организма путем физических упражнений с оздоровительно-коррекционной направленностью в модульном варианте планирования занятий по физической культуре.
Всем известно, что весь генетический материал закладывается в одной единственной клетке, возникающей в момент оплодотворения. В ней хранится информация о его половой принадлежности, роста весовых показателях, особенностях внутренних органов, психического и интеллектуального развития.
Роста весовые показатели отражают биологический возраст ребенка.
Условно развитие ребенка разделяют на несколько периодов (см. таб.1) приложение А. Каждый из этих возрастных периодов имеет свои особенности
Исходя из того, что моя тема анатомо-физиологические особенности дыхания детей младшего школьного возраста, то будем рассматривать конкретно возрастной период с 7-12 лет. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости. Подросток — это уже не ребёнок, но и ещё не взрослый
АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
ОСОБЕННОСТИ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ
Наиболее частыми симптомами при болезнях органов дыхания являются цианоз, одышка, кашель, боль в грудной клетке и др.
Основная функция дыхания заключается в проведении воздуха в легкие, очищении его от пылевых частиц, защите легких от вредных воздействий бактерий, вирусов, инородных частиц. Некоторые вещества, которые содержаться в воздухе вызывают аллергию и заболевания дыхательной системы и имеют последствия (см. рис. 5 ) приложение Ж.
Кроме того, дыхательные пути
согревают и увлажняют вдыхаемый
воздух.
Дыхательные пути делятся на верхние, к которым относятся нос, придаточные пазухи носа, глотка, евстахиевы трубы, и нижние, к которым относятся гортань, трахея, бронхи (см. рис. 1) приложение Б.
Механизм дыхания (см. рис. 2) приложение В. При вдохе происходит сокращение диафрагмы и мышц грудной клетки. Выдох в старшем возрасте происходит пассивно под влиянием эластичной тяги легких. При обструкции бронхов, эмфиземе, а также у новорожденных имеет место активный вдох.
В норме дыхание устанавливается с такой частотой, при которой объем дыхания выполняется за счет минимальных энергетических затрат дыхательной мускулатуры. У детей младшего школьного возраста частота дыхания близка как у взрослых – 16–20 в минуту (см. таб. 2) приложение Г.
Основным носителем кислорода является гемоглобин. В легочных капиллярах кислород связывается с гемоглобином, образуя оксигемоглобин.
Транспорт углекислого газа происходит в растворенном виде, насыщение крови кислородом влияет на содержание углекислого газа.
Функция дыхания тесно связана с легочным кровообращением. Это сложный процесс (см. рис. 4) приложение Д.
Во время дыхания отмечается его авторегуляция (см. рис. 2) приложение В. При растяжении легкого во время вдоха тормозится центр вдоха, во время выдоха стимулируется выдох. Глубокое дыхание или принудительное раздувание легких ведут к рефлекторному расширению бронхов и повышают тонус дыхательной мускулатуры.
В продолговатом мозге располагается дыхательный центр, откуда поступают команды к дыхательной мускулатуре. Бронхи при вдохе удлиняются, на выдохе – укорачиваются и сужаются.
Взаимосвязь функций дыхания и кровообращения проявляется с момента расправления легких при первом вдохе новорожденного, когда расправляются и альвеолы, и сосуды.
При заболеваниях органов дыхания у детей могут возникнуть нарушение дыхательной функции и дыхательная недостаточность.
При нарушении носового дыхания отмечается отсутствие различения запахов. Это приводит к нарушению аппетита, а также к нарушению представления о внешней среде. Дыхание через нос является физиологическим, дыхание через рот – признаком заболевания носа.
Придаточные полости носа. Придаточные полости носа или, как их называют, пазухи, являются ограниченными пространствами, заполненными воздухом. Верхнечелюстные (гайморовы) пазухи формируются к 7-летнему возрасту. Более подробно см. рис 4 приложение Е.
Особенности слезно-носового канала. Слезно-носовой канал более короткий, чем у взрослых, его клапаны недостаточно развиты, выходное отверстие находится близко к углу век. В связи с этими особенностями инфекция быстро попадает из носа в конъюнктивальный мешок. Более подробно смотреть также рис 4 приложение Е.
Глотка у детей относительно узкая и имеет более вертикальное направление, чем у взрослых. Лимфоглоточное кольцо у новорожденных развито слабо. Глоточные миндалины (см. рис 4) приложение Е становятся видимыми лишь к концу 1 -го года жизни. Поэтому ангины у детей до 1 года бывают реже, чем у более старших детей.
К 4-10 годам миндалины уже развиты хорошо, и может легко возникать их гипертрофия. В пубертатном периоде миндалины начинают претерпевать обратное развитие.
Миндалины являются как бы фильтром для микробов, но при частых воспалительных процессах в них может формироваться очаг хронической инфекции, вызывающий общую интоксикацию и сенсибилизацию организма.
Разрастание аденоидов (носоглоточной миндалины) наиболее выражено у детей с аномалиями конституции, в частности с лимфатико-гипопластическим диатезом.
При значительном увеличении аденоидов 1,5-2-й степени — их удаляют, так как у детей нарушается носовое дыхание (дети дышат открытым ртом — воздух не очищается и не согревается носом, и поэтому они часто болеют простудными заболеваниями), изменяется форма лица (аденоидное лицо), дети становятся рассеянными (дыхание ртом отвлекает внимание), ухудшается их успеваемость. При дыхании ртом нарушается также осанка, аденоиды способствуют формированию неправильного прикуса.
Евстахиевы трубы у детей раннего возраста широкие, и при горизонтальном положении ребенка патологический процесс из носоглотки легко распространяется на среднее ухо, вызывая развитие среднего отита.
Источник: http://yaneuch.ru/cat_39/anatomofiziologicheskie-osobennosti-dyhaniya-detej-mladshego/512032.3332862.page1.html
Анатомо-физиологические особенности младших школьников
В младшем школьном возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника — шейный, грудной и поясничный.
Однако окостенение скелета еще не заканчивается отсюда — его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития).
Вот почему соразмерность мебели, за которой сидит младший школьник, правильная посадка за столом и партой — это важнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, условия всей его дальнейшей работоспособности.
У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких.
Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к девяти-одиннадцати годам, а запястья — к десяти-двенадцати.
Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно.
Перегружать младших школьников, особенно учащихся I-II классов, письменными заданиями не следует. Встречающееся у детей желание переписать графически плохо сделанное задание чаще всего не улучшает результатов: рука ребенка быстро утомляется.
У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо.
Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после семи лет.
Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека.
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда — непоседливость младших школьников.
Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения.
Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.
Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни — это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости.
Каждый период психического развития ребенка характеризуется основным, ведущим видом деятельности. Так, для дошкольного детства ведущей является игровая деятельность.
Хотя дети этого возраста, например в детских садах, уже учатся и даже трудятся посильно, все же подлинной стихией, определяющей весь их облик, служит ролевая игра во всем ее разнообразии.
В игре появляется стремление к общественной оценке, развивается воображение и умение использовать символику. Все это служит основными моментами, характеризующими готовность ребенка к школе.
Как только семилетний ребенок вошел в класс, он уже школьник. С этого времени игра постепенно теряет главенствующую роль в его жизни, хотя и продолжает занимать в ней важное место.
Ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил.
Процесс такой перестройки имеет несколько этапов.
Особенно отчетливо выделяется этап первоначального вхождения ребенка в новые условия школьной жизни. Большинство детей психологически подготовлены к этому. Они с радостью идут в школу, ожидая встретить здесь что-то необычное по сравнению с домом и детским садом. Эта внутренняя позиция ребенка важна в двух отношениях.
Прежде всего, предчувствие и желанность новизны школьной жизни помогают ребенку быстро принять требования учителя, касающиеся правил поведения в классе, норм отношений с товарищами, распорядка дня. Эти требования воспринимаются ребенком как общественно значимые и неизбежные.
Психологически оправдано положение, известное опытным педагогам; с первых дней пребывания ребенка в классе необходимо четко и однозначно раскрыть ему правила поведения школьника на занятиях, дома и в общественных местах.
Важно сразу же показать ребенку отличие его новой позиции, обязанностей и прав от того, что было привычно ему раньше.
Требование неукоснительного соблюдения новых правил и норм — это не излишняя строгость к первоклассникам, а необходимое условие организации их жизни, соответствующее собственным установкам детей, подготовленных к школе. При шаткости и неопределенности этих требований дети не смогут ощутить своеобразия нового этапа своей жизни, что, в свою очередь, может разрушить их интерес к школе.
Другая сторона внутренней позиции ребенка связана с его общим положительным отношением к процессу усвоения знаний и умений. Еще до школы он свыкается с мыслью о необходимости учения для того, чтобы когда-то по-настоящему стать тем, кем он хотел быть в играх (летчиком, поваром, шофером).
При этом ребенок не представляет, естественно, конкретного состава знаний, требующихся в будущем. У него еще отсутствует утилитарно-прагматическое отношение к ним. Он тянется к знаниям вообще, к знаниям как таковым, имеющим общественную значимость и ценность. В этом-то и проявляется у ребенка любознательность, теоретический интерес к окружающему.
Этот интерес, как основная предпосылка учения, формируется у ребенка всем строем его дошкольной жизни, включающей развернутую игровую деятельность. В первое время школьник еще не знаком по-настоящему с содержанием конкретных учебных предметов. У него еще нет познавательных интересов к самому учебному материалу.
Они формируются лишь по мере углубления в математику, грамматику и другие дисциплины. И все-таки ребенок с первых занятий усваивает соответствующие сведения. Его учебная работа опирается при этом на интерес к знанию вообще, частным проявлением которого в данном случае выступает математика или грамматика. Этот интерес активно используют учителя на первых занятиях.
Благодаря ему для ребенка становятся нужными и важными сведения о таких, в сущности, отвлеченных и абстрактных объектах, как последовательность чисел, порядок букв и т.д.
Интуитивное принятие ребенком ценности самого знания необходимо поддерживать и развивать с первых шагов школьного обучения, но уже путем демонстрации неожиданных, заманчивых и интересных проявлений самого предмета математики, грамматики и других дисциплин. Это позволяет формировать у детей подлинные познавательные интересы как основу учебной деятельности.
Таким образом, для первого этапа школьной жизни характерно то, что ребенок подчиняется новым требованиям учителя, регулирующим его поведение в классе и дома, а также начинает интересоваться содержанием самих учебных предметов.
Безболезненное прохождение ребенком этого этапа свидетельствует о хорошей готовности к школьным занятиям. Но далеко не все дети семилетнего возраста обладают ею.
Многие из них первоначально испытывают те или иные трудности и не сразу включаются в школьную жизнь.
Источник: https://infopedia.su/3×9156.html