Вроде бы кризис 3 лет позади, и к садику малыш уже успел привыкнуть – казалось бы, родителям можно выдохнуть и расслабиться. Но на горизонте уже маячит подготовка к школе и появляется новая волна задач по обучению и развитию вашего чада.
Чем отличается воспитание ребёнка 5 лет от предшествующих периодов? Как способствовать развитию способностей, необходимых для успешного обучения в школе? Как взаимодействовать с ребёнком в этот период?
Важные задачи воспитания ребёнка
- развивать навыки общения;
- прививать нормы и правила поведения в обществе;
- способствовать развитию самоконтроля в поведении;
- развивать умственные способности и тягу к знаниям;
- вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
- найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
- воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.
Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет
На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.
Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.
Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.
Особенности развития детей 4-5 лет
- Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
- Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
- Развивается сильный познавательный интерес.
Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.
- Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
- В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям.
А вот дома большинство детей уже не спят днём.
- Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.
Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек
В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.
- В этот период детям уже следует прививать характерные черты для их пола: мальчикам – мужественность, девочкам – женственность. Уменьшительно-ласкательные слова («зайка», «солнышко» и т. д.) рекомендуется чаще применять к девочкам. А вот в общении с мальчиками их следует применять как можно реже, они ведь будущие защитники. Лучше обращаться к ним по имени или со словами: «сынок», «помощник».
- Обычно в возрасте 4-5 лет в большинстве случаев наблюдаются различия в предпочтении игр и игрушек. Мальчики любят машинки, конструкторы, роботов, спортивные игры. Девочкам нравятся куклы, мягкие игрушки, творческие занятия. Но не стоит переживать, если ваши дети выбиваются из стандартных ситуаций и предпочитают игрушки противоположного пола. Приоритеты часто меняются, и такой случай в наше время не редкость.
- Чаще всего девочки уже более усидчивы, чем мальчики, поэтому воспитание мальчика 4-5 лет может даваться несколько сложнее, чем воспитание девочки того же возраста.
- В этот период могут начать проявляться разные способности: девочки склонны запоминать больше стихов и песен, а мальчики – любят считать.
- В целом поведение мальчиков в 4-5 лет характеризуется проявлением большей физической активности по сравнению с девочками, склонностью к коллективным спортивным играм.
Как правильно воспитывать ребёнка в 4-5 лет?
- Развивайте стремление к познанию: наблюдайте за тем, что интересно ребёнку, рассказывайте ему об окружающем мире, отвечайте на его вопросы, смотрите вместе полезные передачи. Ни в коем случае не отмахивайтесь от общения со своим «почемучкой», какими бы странными ни казались его вопросы. Отвечайте на всё понятным ему языком.
Старайтесь не говорить «не знаю», лучше вместо этого (если вопрос ставит вас в тупик) сказать: «Давай-ка вместе разбираться» и, посмотрев в авторитетные источники, дать ответ.
- Хвалите ребёнка за стремление познавать мир, за его выводы. Если, как вам кажется, он сделал неправильные умозаключения, не критикуйте и не высмеивайте его.
Лучше предоставьте ему возможность подумать ещё и исправить свои выводы с помощью наводящих вопросов, например: «Ты правда думаешь, что…?», «А помнишь, мы с тобой читали, что…? Значит…» и т. д.
- Этот возраст считается благоприятным для того, чтобы отдать ребёнка в какую-нибудь спортивную секцию или танцевальную студию исходя из его предпочтений.
Такие занятия помогут ему восполнить возможный недостаток физической активности, реализовать свои способности и сформировать полезные увлечения.
- Контролируйте то, как ребёнок усваивает правила поведения. Спокойно, без криков и угроз, указывайте ему на ситуации, когда он «поступает плохо», и как нужно было себя повести.
- Способствуйте тому, чтобы ребёнок пребывал в хорошем настроении. Если замечаете, что он печален или много молчит, не игнорируйте такое поведение, постарайтесь узнать его причину. Не забывайте озвучивать чувства (помогайте ребёнку их осознавать и проговаривать): «Вижу, ты чем-то расстроен (грустишь, напуган…)», «Ты сегодня задумчивый.
Можешь поделиться своими мыслями?» Поиграйте со своим чадом, рассмешите, потанцуйте, предложите ему то, что он любит. Важно формировать у детей оптимистичный взгляд на мир.
- Не задавайте риторических вопросов и не занимайтесь констатацией фактов «плохого» поведения в стиле: «Почему ты всё ломаешь?» или «Ты опять разбросал игрушки».
Такие высказывания не стимулируют ребёнка исправить свои действия. Вместо этого используйте конкретные просьбы: «Говори, пожалуйста, потише» или мотивирующие фразы: «Давай уберём игрушки, и тогда сможем быстрее пойти гулять».
- Важно много общаться с ребёнком на тему дружбы, доброты, честности, щедрости и отзывчивости, развивая в нём эти качества.
Используйте в том числе стихи, рассказы, мультфильмы и сюжетно-ролевые игры.
- Давайте ребёнку задания и стимулируйте к тому, чтобы он выполнял их аккуратно и доводил до конца. Если начал рисовать – то нужно дорисовать, если убирает игрушки или какие-либо принадлежности – то на свои места, если выполняет какие-то упражнения – то не отвлекаясь.
Лучше чаще чередовать занятия разными видами деятельности, но при этом выполнять каждое из них качественно и до конца. Это развивает усидчивость.
- Приобщайте ребёнка к культурной жизни. Ходите вместе на спектакли, выставки, детские представления, ёлки. Активно обсуждайте с ним все мероприятия, спрашивайте, что ему понравилось, куда бы хотелось пойти снова.
- Помните о личном примере. Ребёнок очень хорошо понимает ваши действия и привычки и перенимает их. Поэтому не допускайте противоречий в том, что говорите ему и как себя ведёте сами. Это один из самых важных принципов в вопросе о том, как правильно воспитывать ребёнка в любом возрасте.
Игры и игрушки в 4-5 лет
Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.
Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.
Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.
Вам также может понравиться
Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/vospitanie-rebyonka-v-4-5-let-osobennosti-vozrasta-obuchenie-i-razvitie
"Особенности развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста" Родительское собрание
- Составители:
- Ахмерова Лариса Семеновна,
- Пронина Альфия Ильгизеровна,
- воспитатели I кв. категории
- МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
- ЯНАО г. Новый Уренгой
Добрый вечер, уважаемые родители и сотрудники детского сада. Мы рады очередной нашей встрече.
Тема нашей сегодняшней встречи «Особенности развития и воспитания детей среднего дошкольного возраста»
Нашу беседу мы начнем с клубочка. Будем передавать друг другу клубок и представимся чьи вы родители и просим немного рассказать о своем ребенке.
Итог: У нас образовался круг, мы с вами как единое целое, будем идти вместе воспитывая и развивая наших детей.
В начале хочется вас познакомить с режимом дня, с сеткой занятий и рабочей программой.
Рабочая программа размещена на сайте нашего дошкольного учреждения в блоке сведения об образовательной деятельности-образование.
Рабочая программа основана на примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Николая Евгеньевича Веракса, она соответствует федеральным государственным стандартам.
Содержание программы обеспечивает развитие личности ребенка в различных видах детской деятельности по 5 направлениям:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Развитие детей в детском саду осуществляется во всех режимных моментах в форме игры, и в соответствии с возрастными особенностями детей.
Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Составим общий возрастной портрет ребенка 4-5 лет, выделив показатели разных сторон его развития.
Вы, уважаемые родители, наверняка стали замечать в поведении детей и в деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии.
Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений.
В этом возрасте дети лучше удерживают равновесие, перешагивают через небольшие препятствия. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому особенно важно наладить двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми.
У детей активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.
Важно использовать это стремление для налаживания дружеских связей между детьми. Объединять детей в небольшие подгруппы на основе общих интересов, взаимных симпатий. Своим участием в играх помогать детям понять, как можно договориться, подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку.
Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Потому что для детей в этом возрасте становятся интересны внутренние отношения явлений, причинно – следственные связи. Т.е. они часто задают разного рода вопросы: почему?
Взрослые должны всегда отвечать на эти вопросы, и ответы должны быть при этом краткие и просты. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.
Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответов на волнующие их вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, непослушания по отношению к старшим.
Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Восприятие детей становится более развитым.
Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.
Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: он может сравнивать предметы по размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.
У детей 4-5 лет ярко проявляется интерес к игре. Это возраст первых друзей, которые ребенок приобретает в сюжетно – ролевой игре , ведь сюжетно – ролевая игра становится ведущей формой игровой деятельности. Дети в отличии от малышей играют с 2- и более детьми (до 5 человек). И их сплачивает в играх симпатии.
Ребенок в игре – и главный режиссер, и главный исполнитель.
Играя, он учится сотрудничать, разрешать конфликты, пытается уладить недоразумения и ссоры, учится проигрывать и выигрывать, подчиняться большинству, иметь собственное мнение.
В течение дня дети могут участвовать в разнообразных играх — сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, имитационно-театрализованных, хороводных, музыкальных, познавательных.
Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Именно в этом возрасте дети начинают необоснованно фантазировать, рассказывать невероятные истории. К сожалению, взрослые расценивают это как ложь, что совершенно несправедливо и чрезвычайно обидно для ребенка. В этом возрасте – необходимо фантазировать.
И единственная правильная реакция на подобные «фантазии» — спокойное и заинтересованное внимание. Ведь яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей и обогащения детского игрового опыта: придумывания в игре фантастических образов животных, людей, сказочных путешествий.
У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы — заявления детей о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование. Главное для взрослого стараться — предвидеть поступки детей и заблаговременно ориентировать их на правильное поведение. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру.
Помните ранимость ребенка 4-5 лет — это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Взрослым необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.
Активно развивается эстетические чувства детей. Старайтесь обращать внимание детей на красоту природы, звучание музыки, разнообразие изобразительных средств. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, учатся вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5 – 6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикции. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывает ритмическая структура речи, рифмы. Увеличивается словарь, задача для взрослого больше учить с ребенком стихи: А.Л. Барто, С. Михалкова, С.
Маршака, К Чуковского, а произведения Н.Носова, В.Осеевой и других авторов учат малышей не только правильно поступать, но и разбираться , что такое хорошо, что такое плохо! И главное развивается красивая речь и речевые обороты.Но незабывайте, память в основном остается непроизвольной, т.е.
запоминается только то, что ему интересно, ярко, необыкновенно.
Взаимодействуя, общаясь с детьми, используйте несколько педагогических позиций:
- партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»),
- позиция передачи опыта («Люди обычно это делают так»),
- позиция обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается»).
- Такое взаимодействие взрослого помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.
- Наблюдая за детьми в данном возрасте, можно отметить, что ребята обращают внимание на поведение взрослых, их взаимодействие между собой, оценивают полезные дела, делают выводы, а главное — пытаются брать пример и повторять за вами.
- Существует множество вещей, что должны делать родители, однако главный принцип: ведите себя так, как вы хотите, чтобы вел ваш ребенок.
- А сейчас мы поиграем в игру «Фанты»
(Предварительно, подготовлены вопросы в письменном варианте на листочках, в которых указаны умения и навыки среднего возраста. Все перемешивается в корзинке.
- Игра «Фанты»
- Каждому родителю предлагается вытянуть 1 листочек с вопросом: зачитать его вслух и ответить, ориентируясь на наблюдения за собственными детьми.
- Вопросы для родителей:
1.Есть ли у вашего ребенка любимые игры, в которые он охотно играет?
К концу года дошкольники называют свои игровые действия, проявляет самостоятельность в выборе игрушек. Инициативен в развитии игрового сюжета. Доброжелателен в общении с партнерами по игре.
2.Проявляет ли ваш ребенок самостоятельность в самообслуживании (умывается, одевается, ест)?
А к концу года ребенок активен в самообслуживании. Самостоятельно осуществляет процесс личной гигиены. Стремится помогать взрослому в организации процесса питания в режимных моментах.
3.Различает Ваш ребенок форму, цвет, размер предмета?
К концу года многие дети умеют выполнять сенсорный анализ, выделяя не только наиболее ярко выраженные, но и скрытые в предметах качества и свойства. Передает отношения цветов, размеров, форм, пропорций.
4. Проявляет ли ваш ребенок речевую активность в общении: здоровается и прощается, благодарит за помощь?
В конце года ребенок имеет представление о правилах культуры поведения. В обычной обстановке самостоятельно выполняет знакомые правила общения со взрослыми. Обращаются на вы. Стремятся к положительным формам поведения.
5.Есть ли у вашего ребенка любимые книги?
В конце года большинство детей охотно обсуждают произведения, выражают свое отношение к событиям и героям, отвечают на вопросы по содержанию. Имеют представление о некоторых особенностях литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение.
6. Какими изобразительными материалами (карандаши, восковые мелки, краски, фломастеры) ваш ребенок любит рисовать
К концу года можно наблюдать, как ребенок в процессе собственной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы. Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями.
7. Узнает ли ваш ребенок содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг?
К концу года ребенок стремится к повторной встрече с произведением, его героям. Проявляет интерес к книгам, умеет понять общее настроение произведения, его эмоциональный и смысловой подтекст.
8. Знает ли ребенок состав своей семьи, может ли рассказать о профессиональной деятельности папы и мамы?
К концу учебного года у ребенка ярко выражен познавательный интерес к труду взрослых в семье. Может рассказать, кем работают близкие ему люди, чем они заняты на работе. И охотно отражает полученные представления в сюжетно-ролевых играх.
9.Выполняет ли ваш ребенок элементарные бытовые поручения
К концу года дошкольники самостоятельны в самообслуживании, сами ставят цель, видят необходимость выполнения определенных действий и достижения результата. Стремятся к выполнению трудовых обязанностей, охотно включаются в совместный труд со взрослыми.
10.С интересом ли ваш ребенок вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые музыкальные произведения?
К концу года ребенок внимательно слушает музыкальное произведение и вникает в его содержание. Активно участвует в беседах о музыке, определяя ее характер.
1.Есть ли у вашего ребенка любимые игры, в которые он охотно играет?
2.Проявляет ли ваш ребенок самостоятельность в самообслуживании (умывается, одевается, ест)?
3.Различает Ваш ребенок форму, цвет, размер предмета?
4. Проявляет ли ваш ребенок речевую активность в общении: здоровается и прощается, благодарит за помощь?
5.Есть ли у вашего ребенка любимые книги?
6. Какими изобразительными материалами (карандаши, восковые мелки, краски, фломастеры) ваш ребенок любит рисовать
7. Узнает ли ваш ребенок содержание прослушанных произведений по иллюстрациям и обложкам знакомых книг?
8. Знает ли ребенок состав своей семьи, может ли рассказать о профессиональной деятельности папы и мамы?
9.Выполняет ли ваш ребенок элементарные бытовые поручения?
10.С интересом ли ваш ребенок вслушивается в музыку, запоминает и узнает знакомые музыкальные произведения?
Все задачи поставленные нами педагогами перед детьми в продолжении учебного года будут решаться я в различных формах работы с детьми. Это игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др.
В семейной жизни вам желаем счастья! Пусть ваши дети крепко любят вас! Пусть стороной вас обойдут ненастья, И солнечным пусть будет каждый час! Вам счастья, мира и добра!
Пусть радость царит в ваших семьях всегда!
Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news12252.html
Особенности развития детей среднего дошкольного возраста
Малыш пережил период кризиса трех лет, и теперь он готов вступать в средний дошкольный возраст. Это дети 4-5 лет.
Средний дошкольный возраст
Этот возрастной период характеризуется увеличением жизненного пространства, целенаправленностью действий, улучшением координации движений и их разнообразностью.
В разных видах деятельности ребенок начинает действовать соответственно поставленной цели, пытается придерживаться ее. Но из-за неустойчивости психических процессов, малыш может забыть о цели и легко переключиться на другую деятельность. При этом кроха может даже не заметить, как уже поставил новую цель и радуется ее достижению.
Средний дошкольный возраст – это период интенсивного развития сюжетно-ролевой игры. Ребенок разнообразит и усложняет сюжеты игр, берет на себя все новые и новые роли, учится подчинять свое поведение правилам игры.
Игры со сверстниками становятся доминирующими над индивидуальными и играми рядом. Действия участников становятся согласованнее, а продолжительность игр – длиннее. Малыш предварительно уже способен придумать и согласовать с другими несложный сюжет, разделить роли и игровой материал.
Ориентирует кроха на взрослого, как на образец для подражательства.
В рисовании и конструировании ребенок все чаще обдумывает изображение предметов, хотя способы их реализации еще не доскональные. Со временем увеличивается круг графических образов, шире становится диапазон изображаемых предметов.
Период времени, когда малыш рисует или конструирует, увеличивается. Становятся разнообразнее сюжеты рисунков, четче задумки, более стойкими – намерения и планы.
Не смотря на это, процесс и результат продуктивной деятельности зависит от условий ее организации и настроения ребенка.
На этапе среднего дошкольного возраста развиваются познавательные процессы – восприятие, внимание, мышление, воображение. Доминирует наглядно-образное мышление.
В возрасте 4-5 лет у ребенка повышается любознательность, особенно это касается выяснения причин разных явлений жизни.
В этом возрасте значительно активизируется словарный запас, появляются элементарные суждения по поводу окружающего. Диалог начинает превращаться в основную форму взаимодействия с людьми.
Малыш все больше интересуется сверстниками, проявляет инициативу в общении с ними, демонстрируя свои возможности. Появляются начальные формы избирательности.
Увеличивается восприятие к художественным произведениям – литературным, музыкальным, изобразительного искусства, театральной деятельности. Ребенок пытается не только подражать взрослому, но и проявляет самодеятельность, выдумку, элементарное творчество.
4-5 летний дошкольник уже может выполнять определенные задания на протяжении определенного взрослым времени. Растет его самостоятельность, стремление и способность действовать не только по указанию взрослого, но и на свое усмотрение, по личному желанию, ответственно.
Общение со взрослым начинает переходить от практического, делового к познавательному: ребенок все чаще расспрашивает о том, что видит вокруг себя, стремится получить конкретные ответы на свои вопросы, воспринимает взрослого как источник новой информации. Малыш становится более чувствительным к тональности обращения к нему взрослых, их отношению.
Зарождается чувство ревности к близким взрослым, когда те уделяют внимание другим.
Ребенок среднего дошкольного возраста имеет представление об основных частях своего тела, соотносит свое телосложение с телосложением других людей, сравнивает их между собой, обогащается элементарными обобщениями.
В данном возрасте кроха интересуется строением человека, отличием между мальчиками и девочками, женщинами и мужчинами; начинает понимать, что с возрастом человек меняется.
Малыш уже способен отличить здоровое и болезненное состояние.
На протяжении среднего дошкольного возраста растет умение ребенка слушать другого. Ваше чадо начинает понимать сам себя, делает открытие: то, что нравится ему, может не нравиться другим (еда, игрушки, сказки). Кроха ориентируется в природном, предметном и человеческом окружении, определенным образом к нему относится, знает, что от него можно ожидать.
Психологическое развитие
Ребенок среднего дошкольного возраста продолжает расти и развиваться. У малыша появляются новые интересы, совершенствуются психические процессы. Меняется социальная ситуация развития, возникают новые виды деятельности, возрастные новообразования.
Социальная ситуация развития
Ребенок выходит за границы узкого и обычного для нее семейного круга в широкий мир, стоит перед необходимостью устанавливать взаимоотношения с миром чужих взрослых и сверстников. Основным жизненным контекстом становится мир социальных отношений взрослых людей, в который малыш стремится войти и который превращается на центр, вокруг которого кружится его жизнь.
Меняется характер общения крохи со взрослым: на смену общей предметной деятельности приходит познавательная деятельность, что связано со стремлением к самостоятельности, выросшими психофизиологическими и социальными возможностями ребенка.
Общая со взрослым познавательная деятельность направлена на установление свойств предметов ближайшего окружения, на овладение методом «проб и ошибок» как способом ознакомления с природой, людьми, самим собой. Ведущим мотивом становится познавательный, ребенок становится активным потребителем новой информации.
Взрослый для крохи – самый авторитетный источник знаний, эрудиции, поставщик неизвестного и непонятного, толкователем всего, что интересует. Дошкольник ставит неисчислимое количество вопросов, стремясь удовлетворить свои выросшие познавательные потребности.
Ведущий вид деятельности
На протяжении среднего дошкольного возраста на основе сюжетно-отображающих игровых действий с предметами развивается сюжетно-ролевая игра.
Поскольку центром жизни малыша в этот период остается взрослый, вектором, который определяет его интересы – социальные отношения людей, а ведущим мотивом – познавательный, сюжетно-ролевая игра является той деятельностью, которая помогает моделировать взрослую жизнь, овладевать ее нормы и правила, раскрывать причинно-следственные связи. Сюжетно-ролевая игра становится для дошкольников 4-5 лет ведущей деятельностью, поскольку создает самые благоприятные условия для развития, становления личности, прежде всего для формирования социальной компетентности как важной ее характеристики. Спецификой сюжетно-ролевой игры как ведущей деятельности является то, что вона принадлежит к символико-моделировочному типу: в ней операционно-техническая сторона минимальна, а отображение сущности реальной жизни (содержательного наполнения) – максимально важным для ребенка. В игре он овладевает игровым действием, основными игровыми умениями и условным предметно-игровым действием, учится выполнять игровую роль. На протяжении среднего дошкольного периода игровые действия совершенствуются, объединяются сначала простым, а под конец возрастного периода более развернутым сюжетом.
Совершенствуется мотивационный компонент игровой деятельности, в ней реализуются мотивы, которые связаны с самовыражением, самоутверждением, стремлением ребенка быть признанным другими, способностью обходиться собственными усилиями в достижении игровой цели, склонностью к независимости и инициативности. Малыш стремится быть похожим на отца, мать, идентифицировать себя с мужской или женской ролью, он способен разделить игровые роли по признаку половой принадлежности.
Содержательный компонент игры заключается в том, что ребенок постепенно переходит от отображения в игре последовательности взаимосвязанных действий к отображению человеческого взаимодействия, овладения ролевым поведением.
В конце этого возрастного периода сюжеты игр усложняются, происходит приращение, расширение сюжетной линии от отображения в игре деятельности семьи и детского сада к событиям ближайшего социального окружения. Сюжеты становятся более стойкими и логичными.
Растет количество участников игры, появляются элементы творческого взаимодействия, дети опираются не только на собственный опыт и реальную жизнь, но и на впечатления от героев книг, виртуальных действующих лиц (мультфильмов, видеофильмов).
Особенность таких игр – ролевая эмоциональная выразительность, возникновение ролевых реплик, стремление четко придерживаться «правды» (как в жизни, как было на самом деле).
В процессуальном компоненте творческих игр взрослый сосредоточивает внимание на формировании у ребенка умения называть свои игровые роли, распределять игрушки соответственно им; способствует выполнению им выбранной роли; расширяет и разнообразит ролевые действия соответственно их реальной жизненной последовательности, поддерживает подражание малышом бытовых действий (варит, готовит, утюжит и т.д.), помогает обогащать игровые сюжеты действиями людей знакомых профессий (врач, воспитатель, повар, водитель и т.д.); учит самостоятельно составлять элементарный план творческой игры, соответственно ему разворачивать сюжет, брать на себя определенные роли, качественно их выполнять; поддерживает способность ребенка разыгрывать разные роли своего пола, ставить себя на место другого, испытывать идентичные чувства; побуждает кроху прикладывать волевые усилия ради реализации игровой задумки.
В данном возрасте ребенок использует предметы для игровой деятельности, может переименовывать их, наделять их другими свойствами. Обогащается опыт ребенка переживанием радости общения со сверстниками.
В 4-5-летнем возрасте детей привлекают к разным видам игр: сюжетно-ролевых (ребенок сочетает в них роли активного субъекта предметно-практической, коммуникативной и познавательной деятельности); конструкторско-строительных (малыш учится различать и правильно использовать детали строительного материала, также появляется желание строить вместе); игр-драматизаций, инсценировок (у крохи обогащается ролевое общение, эмоционально окрашенное, с помощью настольного театра, театра-рукавички, образных игрушек); игр по правилам – подвижных, хороводных, народных, дидактических.
Возрастные новообразования сознания и личности
Средний дошкольный возраст – промежуточный, переходный между младшим и старшим дошкольным детством, что сказывается на новообразованиях сознания и личности.
К ним принадлежат: создание элементарной целостной картины окружающего мира; целенаправленное поведение; эмоциональное и интеллектуальное предвидение; овладение правилами поведения; моральные чувства; самодеятельность и самые простые формы творчества.
Советы родителям для гармоничного развития 4-5-летнего ребенка:
- Необходимо поддерживать стремление ребенка к самостоятельности.
- Уделяйте внимания ребенку в игре, придумайте сюжет вместе.
- Развивайте творческие способности малыша.
- Поощряйте желание малыша к получению новой информации.
- Показывайте ребенку положительный пример поведения.
Таким образом, в этот возрастной период накапливаются силы, ребенок обогащается жизненными впечатлениями, дифференцируется и детализируется его личный опыт, начинается постепенный переход на новый виток личностного роста.
Источник: https://odoshkolnike.ru/osobennosti-doshkolnogo-vozrasta/srednij-doshkolnyj-vozrast-osobennosti-razvitiya
Особенности воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста
«Особенности воспитания и обучения детей среднего дошкольного возраста»
Дети перешли в среднюю группу детского сада. В их поведении и деятельности появился ряд новых групп, отличающих средних дошкольников от младших.
Во-первых, возросли физические возможности детей: движения их стали более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности – они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными и капризными.
Поэтому, в средней группе особенно важно наладить различный двигательный режим, то есть насытить жизнь разнообразными подвижными и хороводными играми, танцевальными движениями под музыку.
Существует и обратная версия: увидев перевозбужденного ребенка, взрослый, зная особенность тормозных процессов детей 4-5 лет, должен переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.
Во-вторых, на пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет удовлетворялся обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в контакте со сверстниками.
Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые диалоги становятся более длительными и активными.
С более застенчивыми детьми взрослый должен выяснить причину такой робкости и помочь ребенку наладить контакт со сверстниками.
В- третьих, кроме общения со сверстниками, ребенок пятого года жизни все больше тянется ко взрослому с бесконечными вопросами: «Почему?», «Зачем?», Для чего?», причем в многократной форме.
Таким поведением ребенок проявляет свою познавательную активность, устанавливает простейшие связи и отношения между объектами. Взрослый же, в свою очередь, обсуждая проблему с ребенком, укрепляет доверие его к себе и уважение к старшим.
В противном случае – нереализованная потребность общения со взрослыми приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.
В-четвертых, помимо умения дошкольника общаться со взрослыми и сверстниками, в этомвозрасте он также должен научиться создавать новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни.
Для этого значительное время отводится для свободных игр по выбору детей.
Задача взрослого – создать возможности для вариативной игровой деятельности через предметно-игровую среду(разнообразные игрушки, предметы-заместители, зоновое размещение игрового оборудования).
- Вывод: заботливое отношение взрослого к детям, умение поддерживать их познавательную активность и развить самостоятельность – составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей среднего дошкольного возраста.
- Задачи обучения или чему дети должны научиться к концу среднего возраста.
- В речевом развитии:
1. Составлять короткие (5-6 предложений) описательные рассказы о предметах, из собственного опыта; пересказывать литературные произведения, воспроизводить текст по иллюстрациям.
2. Овладевают произношением наиболее трудных звуков – свистящих, шипящих, Л, Р.
3. Различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки; определять место звука в слове; самостоятельно находить слова с заданным звуком.
4. Пользоваться предлогами и наречиями: справа, сверху от, рядом с., около, в, на и др.
В математическом развитии:
1. Обозначать количества числом и цифрой в пределе 5 – 10.
2. Сравнивать предметы на глаз, путем наложения и приложения. Выделять несоответствия или соответствия по форме, количеству, числу, размеру и т. д.
3. Знать структурные элементы геометрических фигур: сторона, угол, их количество.
В художественно-творческом развитии:
1. В рисовании: уметь проводить узкие и широкие полосы, кольца, точки, дуги, мазки; составлять новый цветовой тон на палитре (например, зеленый тон- из синего и желтого).
2. В аппликации: резать ножницами по прямой линии, перерезать квадрат по диагонали, срезать углы у прямоугольника прямо и придавая округлую форму.
3. В лепке: освоить некоторые операции: оттягивание деталей из целого куска; соединение частей, прижимая и примазывая их; украшать с помощью стеки и налепов.
Обучение монологической речи.
Пятый год жизни — период наивысшей речевой активности. Дети легко подхватывают начатый разговор, спешат высказаться, перебивают друг друга, часто сопровождают речью собственные действия.
Родителям необходимо серьезно и уважительно относиться к любым высказываниемдетей. Малыши эмоционально реагируют на отрицательную оценку, так как не видят оснований для нее. Необходимо удовлетворять потребность детей в получении и обсуждении информации о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им окружения.
У ребенка должны быть наборы картинок, открыток (животные разных стран и их детеныши, транспорт, спорт, растения сада и луга, юмористические картинки, достопримечательности родных мест); любимые книги. Выслушивая детей, уточняйте их ответы; подсказывайте слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; высказывать суждение.
Рассказывайте детям об их интересных фактах и событиях, о том, какие смешными и беспомощными они пришли в детский сад и какими знающими, умелыми и воспитанными стали. Помогайте детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывайте как порадовать приятеля, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться (например, за свою агрессивность и т. п.)
Учите ребенка активно участвовать в беседе, понятно отвечать на вопросы и задавать их, слушать ответы других. Воспитывайте желание говорить, как взрослые, поощряйте попытки ребенка выяснить, правильно ли он ответил на заданный вопрос. Развивайте удетей интерес к окружающей жизни.
Знакомьте их с трудом взрослых (повара, врача, строителя и др., с общественными зданиями (школа, аптека, супермаркет, различными видами транспорта, учите соблюдать правила поведения на улице. Воспитывайте любовь к природе и родному краю.
Учите детей правильно произносить все звуки родного языка, говорить внятно, достаточно громко, не торопясь, но без ненужных задержек. Учите связно рассказывать об увиденном или услышанном, не отвлекаясь от темы, выражая мысли законченными предложениями, правильно согласуя в них слова.
С этого возраста необходимо обучать детей монологической речи, которая более сложна, чем диалогическая.
Программой воспитания в детском саду предусмотрены два вида рассказов, которыми должны овладеть дети пятого года жизни: рассказ по восприятию(умение описать игрушку, одежду, посуду, растения, картину) и пересказ литературного текста. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен внимательно его рассмотреть, выделить основные детали и качества предмета. Для этого взрослый задает ему вопрос, сам описывает предмет, а затем предлагает ребенку.
Если ребенок затрудняется, надо ему подсказать, например, от лица куклы: «Расскажи про мои волосы»; «Ты забыла сказать, какое на мне платье» и т. д.
Для того, чтобы ребенок мог описать сюжетную картинку, необходимо тоже ее рассмотреть, обогащая словарь ребенка. Задайте ему вопросы, что он видит на картинке, какая собака или кошка, что делают дети и т. д.
Образец-рассказ взрослого может состоять из 7 – 10 предложений, среди которых должны быть фразы, содержащие прямую речь, восклицание, вопрос. Подобные обороты речи ребенок перенесет в собственный рассказ.
Учите детей пересказывать короткие рассказы и хорошо знакомые сказки: «Курочка Ряба»,«Козлята и волк», Репка». Необходимо прочитать произведение, побеседовать по прочитанному, что позволит ребенку запомнить последовательность изложения событий, активизировать словарь.
Особое место в беседе по прочитанному занимает работа над выразительностью речи. Ребенок должен осознать, почему ту или иную фразу, отрывок следует передавать с вопросительной или восклицательной интонацией, «ласковым» или, наоборот, «грустным» голосом. А осознав, тут же поучится выразительно рассказывать.
После беседы сказать ребенку, что прочитаю еще раз, а ты слушай внимательно, потом будешь сам пересказывать. Если ребенок затрудняется в пересказе, подскажите ему. Ничего страшного, если пересказывая, ребенок заменяет слова, встречающиеся в тексте, синонимами, удачно вставляет, добавляет что-то свое.
Поощряйте усилия ребенка, оказывайте поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивайте достигнутые результаты.
Источник: https://infourok.ru/osobennosti-vospitaniya-i-obucheniya-detey-srednego-doshkolnogo-vozrasta-1641894.html
Консультация для родителей "Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста"
Консультация для родителей средней группы «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»
Цель: Познакомить родителей с возрастными нормами развития детей 4-5 лет. Расширить знания родителей характерных особенностях детей, присущих данному возрасту. Дать рекомендации по воспитанию детей.
Теперь кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу.
Благодаря вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут и т.п.
Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос: «Почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.
Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», — не вводя понятие статического электричества.
Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию. Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка.
Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?». Внимательно выслушивайте все рассуждения и не торопитесь вносить в них свои корректив. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать. Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду.
Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы. У некоторых детей негромкая речь «для себя» — так называемое «приборматывание» по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Она помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность.
Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы. Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры — например, замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т.п.
Игра в бытовую ситуацию — поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи — воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.
Читайте и рассказывайте детям сказки. Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей. В сказках даны эталонные представления о добре и зле.
Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие герои. Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться.
Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды, перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в «волшебный мир». Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.
Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырехлетка — жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа. Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно есть, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.
Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому, и только «с глазу на глаз», а не при всех.
Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом появляются первые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.
Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий: Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети. Характер исполнения роли также определяется детьми: «Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!».
Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты. Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, «пещерки».
Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и «пикники». Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники красивые уголки природы.
Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите «экскурсии» на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту и т.п. После четырех с половиной лет многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам.
Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.
Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Мягко и неагрессивно корректируйте негативные проявления. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом. Если малыш не захотел поделиться конфетами с другом, «пожадничал», он должен сам понять это, но ни в коем случае не обобщайте, не называйте его жадным.
Источник: https://ddu63grodno.schools.by/m/class/23145/news/524484