Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста: игры и упражнения

Важно! Родителям надо учитывать, что внимание:

  • это направленность на окружающий мир; 
  • обладает свойствами концентрации, устойчивости, интенсивности, распределения, переключения; 
  • основной вид у дошколят ‒ непроизвольное внимание, возникающее спонтанно;
  • главная задача ‒ развивать произвольное внимание, без него невозможно успешное обучение в школе

Произвольное внимание – особый вид, для его осуществления необходима постановка цели и волевые усилия. У дошколят ни то, ни другое пока не развито. Все это должны развивать родители, обучая самостоятельности дошколенка. Для правильной работы по развитию произвольности внимания в домашних условиях необходимо соблюдение определенных правил:

  1. Постоянство и систематичность занятий. 
  2. Работа над произвольностью трудна для маленьких деток. Чтобы сложные занятия стали привлекательны для детей, начинать надо с простых в исполнении упражнений, постепенно переходя к более сложным. 
  3. Тренировка по развитию произвольного внимания ведется по двум позициям:
  • Специальные упражнения для основных свойств внимания.
  • Особые задания для развития внимательности и устранения истощения внимания.

Самые эффективные упражнения дошколят

В дошкольном возрасте произвольное внимание при правильном подходе развивается очень интенсивно.

Родители, предполагающие проведение домашних занятий, должны знать, что каждому возрасту соответствуют свои упражнения и на каждом этапе решаются разные задачи.

Если ребенок проявляет нежелание заниматься или сильно утомляется, необходимо отрегулировать сложность и качество заданий, чтобы не допустить истощаемости внимания.

Упражнения для малышей

  • неустойчивостью внимания; 
  • неумением концентрироваться на объекте;
  • неумением распределить внимание, если присутствует несколько предметов. 

Главной задачей на этом этапе становится воспитание сосредоточенности и устойчивости. Особенностью проявления внимания у малышей является интерес к объекту, причем большинство деток может сосредоточиться на нем в пределах 5 — 7 минут. Как только интерес угасает, исчезает и сосредоточенность на предмете. 

Важно: занимаясь с крохой, родители могут привлечь и удержать внимание на более длительное время яркими эмоциональными переживаниями, связанными с наблюдаемыми предметами. Это может быть новая игрушка, красочная иллюстрация, музыкальное сопровождение, детская песенка, пропетая взрослым.

«Чего не стало?» 

В упражнении отрабатывается сосредоточенность и распределение внимания. Взрослый предлагает рассмотреть несколько предметов (до 7): игрушки, предметы быта, посуда и т. д. Затем малыш закрывает глазки, взрослый прячет что-либо и спрашивает, какого предмета не стало.

Как вариант упражнения, предметы можно поменять местами, тогда надо дать задание найти, что изменилось.

«Дорисуй картинку» 

Задание вызывает интерес у детей, полезно для отработки концентрированности. Взрослый предлагает малышу изображение знакомого предмета без какой-либо детали: чашка без ручки, стул без ножки, машина без колеса. Ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, чего не хватает, дорисовывает деталь.

«Раз-два-три, упражнение повтори!»

«Чем отличаются предметы?»

Классическое упражнение для отработки интенсивности и распределения внимания. Взрослый предлагает рассмотреть две картинки с изображением одинаковых предметов, но с отличительными деталями. Например, сказочный персонаж в одежде разного цвета, с разными деталями одежды и т. д. Отличий на первых порах должно быть не более 5-6, затем их количество постепенно увеличивается. 

«Найди одинаковые предметы»

Задание аналогично предыдущему, только на картинке изображены несколько однотипных предметов с отличительными деталями. Два предмета среди общего количества одинаковы, их надо найти. Главное для малышей: картинки должны быть без излишних деталей, изображения – знакомыми, например, гномики, машинки. 

«Что перепутал художник?»

Интересное задание направлено на развитие устойчивости и распределения внимания. Предлагается картинка с изображением животных, у которых части туловища перепутаны, например, лиса с заячьим хвостиком, петушок с лапками кошки и т. д. Ребенку предлагается внимательно рассмотреть рисунки и назвать ошибки художника.

Упражнения для средних дошколят

У детишек 4-5 лет возрастает устойчивость внимания, вследствие чего увеличивается его объем.

  • Средние дошколята могут сосредоточенно заниматься до 20 минут с несколькими предметами: закрашивать сразу несколько изображений на рисунке (сюжетная картинка), заниматься аппликацией (вырезывать, красиво располагать фигурки на листе, приклеивать), играть в сложные сюжетными играми «Семья», «Больница», «Стройка», «Магазин»). 
  • Совершенствуется распределение внимания, дошкольник уже не отвлекается на посторонние объекты и довести дело до конца. В этом заключается самое главное: начинает формироваться произвольность внимания, хотя доминирующим пока остается непроизвольность действий. 
  • В этом возрасте активно развиваются новые виды деятельности (творческая, учебная, трудовая), которые помогают формированию всех свойств внимания. 

Главные задачи ‒ развитие произвольности действий за счет выполнения правил, а также слухового, зрительного, двигательного видов внимания. 

Важно: чтобы не допустить расстройства внимания (рассеянность, истощаемость внимания), во время домашних занятий взрослые не должны перегружать ребенка слишком трудными заданиями, стремясь достигнуть быстрых результатов. 

 «Четыре стихии»

Задание служит формированию слухового и двигательного внимания, можно выполнять на улице. Правила развивают волевые усилия. С дошкольником договариваются, какие действия будут соответствовать определенным словам: «земля» ‒ руки внизу, «вода» ‒ руки в стороны, «воздух» ‒ руки вверху, «огонь» ‒ вращательные движения кистями рук. 

«Путаница»

В упражнении развивается слуховое внимание, сосредоточенность, распределение.  Взрослый медленно читает стихотворение, ребенок слушает и называет ошибки. Некоторым детям с первого раза трудно сосредоточиться на тексте, так как нужно приложить волевые усилия, тогда нужно читать стихотворение несколько раз. Для такого задания подбираются авторские стихи или придуманные взрослым.

Стихотворение О. Григорьева

Повар готовил обед, А тут отключили свет. Повар леща берёт И опускает в компот. Бросает в котёл поленья, В печку кладёт варенье, Мешает суп кочерёжкой, Угли бьет поварёшкой, Сахар сыплет в бульон, И очень доволен он. То-то был винегрет,

Когда починили свет! 

«Узнавай и хлопай!» 

Активно развивается распределение внимание, восприятие на слух. Аналогично предыдущему заданию, родитель и ребенок договариваются, какие действия можно производить при произнесении слов. Среди них нужно найти слово, обозначающее, например, животное или растение, ягоды или фрукты, игрушки и т. д.

  • Машина, роза, волк, игрушка.
  • Яблоко, сумка, лиса, ромашка.
  • Трава, мороженое, медведь, река.

«Сделай одинаковые картинки»

Задание формирует распределение, интенсивность внимания.

Ребенку предлагают дорисовать картинки с изображением одинаковых предметов, на которых не хватает разных деталей: например, у одной машины нет руля, на другом рисунке у этой же машины не дорисован кузов, на третьем – не хватает колеса и т. д. Темой рисунков могут быть игрушки, овощи, фрукты. Психологи предупреждают, что нежелательно использовать для рисунков изображения животных, людей.

Упражнения для старших дошкольников

В старшем дошкольном возрасте тренировка всех свойств внимания идет очень активно, вследствие этого устойчивость по сравнению с предыдущими возрастными периодами возрастает почти в два раза. Психологи отмечают, что дошкольники могут сосредотачиваться на картинке в течение 10 минут, а само занятие может длиться до 30 минут.  Старшие дошкольники умеют:

  • распределять свое внимание между сложными объектами в играх, творческой деятельности; 
  • произвольность внимания возрастает настолько, что дети сами умеют управлять своими действиями с помощью планирования; 
  • внимательность приобретает доминирующее значение;
  • может появиться истощаемость внимания при интенсивной деятельности;
  • проявляются зачатки послепроизвольного внимания, когда ребенок самостоятельно возвращается к заинтересовавшей его деятельности: например, рисунок сложного содержания может рисоваться несколько дней, игра может идти с перерывами

Упражнения для тренировки внимания у старших дошкольников опираются на приобретенные знания, умения и навыки в математике, пространственных представлениях, окружающем мире.  Хорошо подойдут задания на поиск картинки по образцу, поиск отличий в схожих предметах, лабиринты, графические диктанты, таблицы Шульте.

«Счет вслух»

В задании развивается концентрация, распределения, произвольность внимания. Взрослый предлагает вести счет от 1 до 20, но после определенного количества чисел ребенок говорит «не собьюсь». Например, 1-2-3, не собьюсь, 4-5-6, не собьюсь и т. д. 

«Сделай, как у меня»

«Какой цвет, такой предмет»

Хорошо развивает распределение и интенсивность внимания. Взрослый представляет цветные карточки, ребенок должен как можно быстрее назвать предметы соответствующей окраски: зеленый – яблоко, груша, бабочка, лист, лягушка и т. д. 

«Найди, кто спрятался»

Направлено на концентрацию и интенсивность действий. Родитель предлагает для рассматривания дошкольнику рисунки, в которых спрятались животные, птицы, рыбы, например дерево, в ветвях которых угадываются изображения птиц, леса – фигурки животных. 

«Рисуем треугольники»

Упражнение развивает произвольность, внимательность. Дошколятам предлагается нарисовать в ряд десять геометрических фигур, например, треугольников. Затем взрослый предлагает следующее задание: закрасить синим цветом второй и четвертый треугольники, третий и шестой красным цветом, а остальные – желтым. 

«Внимательные глазки»

Формируется сосредоточенность, внимательность, распределение внимание. Взрослый предлагает дошкольнику, внимательно рассматривая рисунок, глазами сосчитать, сколько изображено крестиков и ноликов, которые нарисованы хаотично.

Важно: при подборе подобных упражнений для домашних занятий родители должны учитывать возраст, психологические особенности и подготовленность дошколят. Не нужно спешить и нагружать детей усложненными заданиями, работа должна вестись постепенно. 

 

Источник: https://myintelligentkids.com/uprazhnyaya-doshkolyat-razvivaem-ix-vnimanie

Упражнения на развитие внимания у дошкольников

В период с 3 до 6 лет дети переживают повышенный всплеск активности, когда быстрыми темпами начинают развиваться речь и мышление, упрочняются логические связи, мозг начинает быстрее анализировать информацию. Этот период называют дошкольным возрастом, и его характерными особенностями являются жажда знаний и стремление ребенка обучаться всему новому. От родителей потребуется приложить максимум усилий, чтобы сполна удовлетворить детское любопытство и развить такие природные качества, как внимательность, умение акцентировать его на мелочах и подмечать детали.

Характерные особенности развития внимания у детей в дошкольном возрасте

Развитие детей дошкольного возраста переживает изменения практически во всех сферах жизни. Для внимания в этот период характерны следующие особенности:

  • Спектр предметов, с которыми может одновременно взаимодействовать ребенок, становится более обширным. Обычно в игре задействуют сразу 2-3 предмета одновременно.
  • Усиливается концентрация внимания на словах взрослых людей, появляется повышенный интерес к литературным произведениям.
  • Закладываются основы для формирования произвольного внимания.
  • Формируется устойчивое внимание, появляется способность сосредотачивать его на конкретных вещах и предметах.

У детей со слабой концентрацией внимания могут наблюдаться проблемы с переключением от одного объекта к другому, а также с распределением его объема между разными задачами. Развитие внимания связывают со сменой организации жизни ребенка. Дошкольный возраст — это период, в который он узнает новые формы занятий, и способен управлять своим вниманием под направлением взрослого.

Первоначально произвольное внимание формируется на основе внешних побуждений: слов взрослого человека, указательного жеста. Постепенно управление вниманием переходит к самому ребенку, и начинает сопровождаться речью.

Идя на прогулку в парк, ребенок может наметить свои действия: «Сначала я посмотрю на лошадку, затем пойдем к качелям», и последовательно выполнить их, внимательно изучая интересующие его объекты.

Произвольное внимание предполагает не только речевое сопровождение, но и осознание предстоящего действия и его важности перед другими вещами. Это связано с началом освоения правил поведения и существующих обязанностей детьми: процесс помощи родителям или воспитателям начинает приносить удовольствие, и необходимость постоянного контроля и концентрации на выполняемом деле пропадает.

Развитие внимания у детей дошкольного возраста предполагает работу в следующих направлениях:

  • тренировка объема и распределения внимания;
  • умение концентрироваться на поставленной задаче;
  • закрепление внимательности как один из основных навыков личности.

Дошкольное развитие ребенка предполагает обучение в игровой форме: не следует заставлять малыша заниматься, если он не расположен к совместным занятиям.

Средства дошкольного развития ребенка, направленные на умение переключать внимание

Представленные упражнения стимулируют развитие детей дошкольного возраста, обучая их концентрировать и останавливать внимание на поставленной задаче, а также правильно распределять его в процессе выполнения действий.

  • «Ищем букву». Для занятия необходимо набрать на листе бумаги текст крупным шрифтом и дать ребенку карандаш или ручку. Лист с текстом предлагают малышу: показывают определенную букву и просят подчеркнуть ее в тексте. Занятие подходит даже тем малышам, которые не умеют читать: достаточно нарисовать нужную букву отдельно на бумаге, и положить ее перед ним. Необходимо также объяснить, что просматривать следует все строчки, пытаясь найти в них заданную букву. Задание можно усложнить: например, подчеркнуть букву «А», обвести в кружок букву «В». В возрасте 3-х лет будет достаточно текста из 3 предложений; для пятилетних детей подойдет текст в 2-3 абзаца.
  • «Лабиринт». Можно воспользоваться готовыми картинками, либо изобразить переплетение линий самостоятельно. В качестве вступления можно рассказать небольшую сказку, а затем попросить ребенка помочь персонажу добраться из одной части лабиринта в другую, отслеживая путь по линии. В качестве облегчения задания ребенок может использовать указку.
  • «Перебираем крупу». Для занятий следует взять несколько видов продуктов: горох, фасоль, чечевица, либо кофе в зернах. Перемешивают их по несколько штук в небольшой миске, затем предлагают ребенку разобрать их по разным баночкам. Количество крупы подбирают в зависимости от возраста ребенка: в 3 года достаточно взять 3 вида по 5-6 горошин. Более старшим детям в смесь можно добавить рис или зерна перловки.
  • «Ищем пару». Важное упражнение для дошкольного развития ребенка: оно не только тренирует внимание, но и учит определять признаки предметов и находить среди них общие. Для игры берут парные полоски бумаги разной длины либо пары пуговиц. Перемешивают и предлагают ребенку разобрать их по парам.
Читайте также:  Развитие ребенка в 5 лет: как уделить внимание всем видам деятельности

Количество предметов для занятий необходимо подбирать исходя из общего развития: если малыш пока не справляется с большим количеством предметов, то начинать необходимо с 3-4 штук или пар.

Упражнения для развития активного внимания детей дошкольного возраста

Дети должны развивать внимание не только в сидячих спокойных занятиях, но и в период активных действий, поэтому в программу необходимо включать упражнения в движении.

  1. Подражание. Дети в спокойном темпе шагают по кругу. Ведущий произносит слова, а дети должны выполнить движение, связанное с ними. Например, «птичка» — машут руками; «зайчик» — прыгают.
  2. «Ухо-нос». Взрослый вразнобой произносит команды: «Ухо», «Нос», а дети должны схватиться за названную часть тела. Ведущий выполняет движения с ними, иногда нарочно выполняя команды неверно.
  3. «Зеваки». Дети перемещаются по кругу, держась за руки. По хлопку разворачиваются и идут в другую сторону. Зазевавшийся выбывает из игры, которая продолжается до последнего человека.

При выполнении активных упражнений необходимо пристально следить за детьми, и не допускать быстрых передвижений, чтобы избежать ушибов.

Дошкольное развитие ребенка, направленное на улучшение внимания, можно проводить по следующим схемам:

  • «Что исчезло?». Ставят перед малышом несколько игрушек, дают время изучить их. Затем просят отвернуться, убирают одну игрушку: малыш должен определить, что исчезло.
  • «Ищем игрушку». Прячут игрушку небольших размеров, затем при помощи подсказок объясняют ребенку место, где она спрятана. Например, игрушка лежит под красным, квадратным предметом на прямоугольной поверхности (под подушкой на кровати).
  • «Ищем отличия». Дают две схожие картинки, ребенку необходимо найти различия в них.
  • Дни недели. Взрослый в быстром темпе называет дни: на буднях дети хлопают в ладоши, в выходные — действий нет.
  • «Обводим картинку». Из точек составляют рисунок, и предлагают ребенку соединить их линией.

Дошкольный возраст ребенка — период, когда знания усваиваются проще всего. Но не следует перегружать малыша занятиями, и превращать увлекательные игры в скучные обязательные тренировки.

Источник: https://MedAboutMe.ru/mat-i-ditya/publikacii/stati/razvitie_ditey/uprazhneniya_na_razvitie_vnimaniya_u_doshkolnikov/

Игры для дошкольников на развитие внимания

28.01.2019

Игровые формы являются универсальным средством развития детей дошкольного возраста. Они содействуют формированию познавательных процессов, становлению личности ребенка.

В данной статье приведены дидактические упражнения и игры на развитие внимания у дошкольников.

От того, как мы развиваем внимание ребенка в дошкольном возрасте, зависит его подготовленность к обучению в школе. 

Игры для младших дошкольников на развитие внимания

Малышам от 3-х до 4-х лет все еще трудно сосредоточить внимание на речи и словесных упражнениях.
Поэтому в развитии внимания нужно задействовать зрительное восприятие. Следует также учитывать, что способом познания у младших дошкольников выступает наглядно-действенное мышление. Дети в этом возрасте могут разглядывать картинки, повторять действия, сравнивать предметы. Именно такие игры подойдут им для тренировки внимания.

  1. Строй, как я! Возьмите два набора кубиков разного цвета (не более 5-ти). Сядьте рядом с малышом, взяв один набор себе, а второй разложив перед ребенком. Постройте простенькую конструкцию из своих трех-четырех кубиков. Предложите малышу построить так же. Если дошкольник справился, но без учета цвета, обратите его внимание на этот факт. Похвалив малыша, побудите его выполнить еще раз. По мере того, как ребенок справляется, усложняйте конструкции и добавляйте новые геометрические формы (конус, цилиндр…)
  2. Чего не хватает куклам. Посадите три куклы в ряд. Скажите, что они собираются кушать. Поставьте перед двумя куклами по тарелке, еще двум положите по ложке, и также поставьте две чашки. Все расположите так, чтобы для каждой куклы было выделено два предмета. В сторонке должны стоять предметы посуды, как нужные, так и лишние. Спросите ребенка, чего не хватает первой кукле, второй… Пусть ребенок дополнит «сервировку».
  3. Что потеряли? Нарисуйте простенькую сюжетную картинку: дом, дерево, солнышко, облако и пр. На отдельном листе примерно повторите основу рисунка из трех основных элементов. Далее спрашивайте у малыша, что еще нужно добавить, сравнивая оба рисунка.

Игры на внимание для детей среднего дошкольного возраста

Пятилетний ребенок знает и умеет гораздо больше младшего дошкольника. Он имеет словарный запас от 2 тыс. слов, понимает количественные и качественные соотношения (больше – меньше, сильнее – слабее), воспринимает словесные инструкции. Соответственно, расширяется диапазон игр и упражнений на внимание для дошкольников.

Упражнения с опорой на зрительные сигналы

  1. Обед для Матрешек. Подготовьте набор колечек от пирамидки и набор разных по размеру палочек. Они будут выполнять роль столовых приборов для матрешек. Поставьте перед ребенком задачу подобрать каждой матрешке «тарелку» и «ложку» в соответствии с ее ростом.

  2. Каждому предмету свое место. Разложите в два ряда 6 или 8 мелких предметов. Пусть дошкольник внимательно посмотрит, какие предметы и где они находятся. Ребенок отворачивается и считает до трех. За это время взрослый меняет местами 2-4 предмета. Ребенку предстоит вновь вернуть все на свои места.

  3. Хозяюшка. Смешайте в одной мисочке фасоль, горох и гречневую крупу (по ложке каждого составляющего). Ребенку предстоит рассортировать содержимое. Точно также можно смешать пуговицы круглой, квадратной и треугольной формы, чтобы потом дошкольник разложил их на три кучки.

    Кроме развития внимания, такое упражнение способствует тренировке мелкой моторики.

  4. Внимательный покупатель. Подготовьте несколько рисунков, состоящих из одних линий. Но линии не хаотичны. Они являются контурами изображений овощей и фруктов.

    Заинтригуйте дошкольника тем, что он пришел в овощной магазин, в котором нет витрин. Продавец продаст только те фрукты и овощи, которые ребенок найдет на рисунке. Пример рисунка:  

Игры на слуховое внимание для дошкольников

  1. Именины. Сообщите ребенку, что у куклы день рождения, и скоро придут гости поздравить именинницу. Выбираете 5-6 игрушек (это и есть гости), придумывая каждому имя. Ребенок рассаживает гостей вокруг импровизированного стола и угощает всех чаем, обращаясь к каждому по имени.

  2. Слушай хлопки! Договоритесь с детками, что они примут определенную позу, услышав хлопки. 1 хлопок – превращение в лягушку, присев на корточки и прикоснувшись руками к полу; 2 хлопка – превращение в аиста, стоящего на одной ноге; 3 хлопка – произвольная ходьба.

    Дети свободно двигаются по комнате и выполняют команды, прислушиваясь к хлопкам.

Упражнения на развитие внимания у старших дошкольников

Игры для старших дошкольников на развитие внимания более сложны. Он требуют сосредоточения и концентрации внимания. К тому же они часто содержат соревновательное условие, в соответствии с которым самые невнимательные выбывают из игры. Старших детей подобные упражнения подзадоривают, и они с интересом потом выполняют их без участия взрослого.

  1. Оглянись вокруг. В эту игру можно играть, где угодно. Достаточно определиться с тем, что нужно увидеть в непосредственном окружении. Например, по дороге в детский сад или в магазин называть все, что имеет круглую форму. Или же сосредоточиться на восприятии цвета и называть желтые, зеленые объекты.
  2. Запомни картинки. Используются заранее подготовленные карточки с изображением одного предмета. Картинки 10-12 штук раскладываются в ряд, и дошкольник смотрит на них 1-2 минуты. Затем карточки убираются, а ребенок перечисляет все изображения, которые запомнил. Упражнение также развивает оперативную зрительную память.
  3. Рыба-птица-зверь. Групповая игра, в которой один человек является ведущим. Ведущий в форме считалки указывает на каждого участника и произносит: «рыба-птица-зверь-рыба…». Эта цепочка повторяется столько, сколько считает нужным ведущий. Он может остановиться на любом из этих слов, и, указывая на участника, замолчать. Это значит, что участник должен назвать конкретный вид рыбы, птицы или зверя (в зависимости от крайнего слова). Названия нельзя использовать повторно. Если ответ верный, игра продолжается в том же составе. Если игрок дал неверный ответ, он выбывает из игры. Ожидание ответа ограничивается счетом раз-два-три.
  4. Повтори и дополни. Лучше, чтобы в игре принимали участие 4-7 человек. Первый участник называет слово, второй повторяет услышанное слово и добавляет свое. Третий – повторяет те слова, которые прозвучали, и дополняет цепочку своим словом. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.
  5. Слушай – исполняй. Упражнение способствует развитию внимания и памяти. Взрослый называет цепочку действий, не демонстрируя их. Проговаривает первый раз медленно, и повторяет второй раз в обычном темпе. После этого дети воспроизводят движения в той же очередности, как перечислил ведущий. Несколько примеров действий:
  • Поднять правую руку перед собой, поднять левую руку вверх, опустить обе руки.
  • Повернуть голову направо, поднять левую руку в сторону, повернуть голову прямо, поднять правую руку в сторону, опустить руки.
  • Поднять левую ногу, хлопнуть в ладоши, опустить ногу, подпрыгнуть.

Эта игра особенно интересна детям, если принимает участие несколько человек. Даже самые рассеянные дети стараются прислушаться и выполнить все действия.

Игры, представленные в данной статье, можно применять для занятий как с одним ребенком, так и с группой детей. Отлично, если взрослый выступит не только в роли организатора, но и в качестве партнера. Тем более что для многих упражнений не нужны специальные условия. С ребенком можно поиграть с пользой для его внимания во время самой обычной прогулки в парк.

При подборе упражнений для дошкольников на развитие внимания придерживайтесь принципов усложнения от простого к сложному и привлекательности заданий. Также учитывайте особенности темперамента ребенка, влияющие на скорость переключения внимания.

Игры для дошкольников на развитие внимания Ссылка на основную публикацию

Источник: https://alldoshkol.ru/process/igry-dlya-doshkolnikov-na-razvitie-vnimaniya

Игры и упражнения, способствующие развитию внимания дошкольников

Дошкольный
возрастной период характеризуется бурным развитием речи, способностью  к замещению, к символическим действиям и
использованию знаков при общении, наглядно-действенным и наглядно­-образным
мышлением, повышенным вниманием к окружающему, воображению, хорошей памятью.

Возникающее неудержимое, естественное для этого возрастного периода стремление к
овладению телом, психическими функциями и социальными способами взаимодействия
с другими людьми приносит ребенку чувство переполненности и
радости жизни.

В то же время ребенок испытывает потребность к удержанию
освоенных действий через их неустанное воспроизведение. В возрасте с трех до
семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что можно говорить о детской
личности.

  • Развитие внимания  в данный период имеет ряд особенностей:
  • —       расширяется круг предметов, их признаков, а
    также действий с ними (ребенок может взаимодействовать с 2-3 предметами);
  • —        сосредоточение
    на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных
    произведений, повышенное внимание к слову, речи;
  • —        формирование
    предпосылок для развития произвольного внимания;

—       внимание становится более устойчивым. Поддержание
устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием
любознательности, познавательных процессов.

—       у слабо концентрированных детей   наблюдаются трудности переключения и
распределения.

Развитие
внимания дошкольника связано с изменением организации его жизни, В этот период
ребенок осваивает новые виды деятельности -игровую, трудовую, продуктивную. В
4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого.

Воспитатель
все чаще говорит дошкольнику:  «Будь
внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования
взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного
внимания связано с усвоением средств управления им.

Первоначально — это внешние
средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте
таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую
функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», —
говорит малыш по дороге в зоопарк.

Он намечает цель «посмотреть», а затем
внимательно рассматривает интересующие его объекты.

Таким
образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием
речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели.
Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил
поведения, становлением волевого действия.

Например, малышу хочется
присоединиться к игре других детей, но нельзя, потому что  он сегодня дежурит по столовой, ему необходимо
сначала помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на
выполнении этой работы.

Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему
нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания
внимания уже не требуется.

Работа по
развитию переключения и устойчивости внимания должна осуществляться в следующих
направлениях: использование специальных упражнений на тренировку объема,
распределения и концентрации внимания; выполнение упражнений, являющихся
основой формирования внимательности как свойства личности. Ниже приведены
несколько несложных игр на развитие внимания у дошкольников младшего и старшего
возраста.

Игры и упражнения, направленные на развитие
устойчивости и концентрации внимания, тренировку умения произвольно
распределять и переключать внимание

Игра «Найди
букву»

Для игры
понадобится небольшой текст, напечатанный крупными буквами и ручка. Дайте
ребёнку текст (даже если малыш ещё не умеет читать) и покажите, какую букву
надо подчеркнуть.

Если у ребёнка внимание ещё плохо развито, то нарисуйте
букву, которую ему надо подчеркивать на отдельном листе, и положите листок с
буквой перед ребёнком. Объясните, что просмотреть надо каждую строчку.

Затем
измените и усложните задание. Например: «Зачеркни букву Б, и подчеркни букву
С».

Для детей
3-ъх летнего возраста подойдут 2 — 3 предложения крупным шрифтом. Чем лучше
справляется малыш, тем больше слов добавляется в текст. Пятилетнему ребёнку
можно давать тексты из 2 — 3 абзацев.

Примечание:
игры этой серии развивают
устойчивость и концентрацию внимания, тренируют умение произвольно распределять
и переключать внимание

Упражнение
«Лабиринты»

Ребенку
показывают картинку, спрашивают: “Кто нарисован? Что она (они) делают?”
Объясняют, что такое лабиринт. Читают стихотворение или рассказывают
какую-нибудь историю или сказку, а потом просят, например, помочь девочке найти
домик, в котором живёт её бабушка.

Сначала
предлагают ребенку проследить линию глазами, если он не справляется с заданием,
ему предлагается проследить линию с помощью указки. Далее от простого варианта
переходят к более сложному.

Игра «Золушка»

Для игры
понадобятся горсточки трёх разных круп: фасоли, гороха и чечевицы.

Смешайте по
несколько горошин каждой крупы в небольшой мисочке и предложите ребенку
разобрать смесь из круп. Ребёнку надо будет выбрать из мисочки каждую крупу в
отдельные тарелочки или просто кучки.

Чем старше
ребёнок, тем больше по количеству и меньше по размеру крупы можно использовать.
Для трёхлетнего малыша достаточно будет по 5-7 горошин фасоли и гороха.
Пятилетнему ребёнку можно давать разбирать смешанные рис, гречу и чечевицу.

Игра «Найди
пару»

Для игры
понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно вырезать из бумаги
пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц. Выложите перед
ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание
подобрать пары.

Если это полоски, значит, ему необходимо подобрать пары полосок
одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц.
Для трёхлетних детей будет достаточно 3 — 5 пар разных предметов.

Чем старше и
опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов
можно ему давать.

Игры и упражнения,  направленные на развитие активного внимания

Упражнение «Будь
внимателен!»

Дети шагают
по кругу. Затем ведущий произносит какое-нибудь слово, и дети должны начать
выполнять определенное действие: на слове «зайчики» — прыгать, на слове
«лошадки» — ударять «копытом» об пол, «раки» — пятиться, «птицы» — бегать,
раскинув руки в стороны, «аист» — стоять на одной ноге.

Игра «Ухо-нос»

По команде
«Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» -за нос. Вы тоже выполняете
вместе с ними эти действия по команде, но через некоторое время начинаете
делать ошибки.

Упражнение
«Зеваки»

Дети идут по
кругу, друг за другом, держась за руки. По сигналу ведущего (“Стоп!”)
останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и
начинают движение в другую сторону.

Направление меняется после каждого сигнала.
Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры и садится на стул в
комнате. Игра заканчивается, когда в ней остаются 2-3 ребенка.

Они объявляются
победителями и им все хлопают

Игры, направленные на развитие объема внимания

Игра «Что
пропало?»

Покажите
малышу 3-7 игрушек, затем спрячьте одну из них. Количество игрушек должно
соответствовать возрасту ребенка, для самых маленьких достаточно 3-х игрушек,
для детей 3-4 лет их может быть до 7. После чего спросите ребенка, чего не
хватает.

Игра «Что
изменилось?»

Поставьте
перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы они закрыли глаза, и в это время
уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка
спрятана.

Игра «Найди
игрушку»

Выберите
любую не очень большую игрушку и спрячьте её. Затем расскажите ребёнку, что вы
спрятали и предложите найти игрушку по подсказкам.

Примеры подсказок, по
которым можно искать игрушку: за синим, за жёлтым, под квадратным, под круглым,
на деревянном. Когда ребёнок нашёл игрушку, он становится ведущим и прячет
игрушку, а Вы ищете её по подсказкам ребёнка.

Если в игре участвует несколько
детей, то роль ведущего переходит по очереди каждому ребёнку.

  1. Упражнения, направленные на развитие
  2. наблюдательности,
    концентрации и устойчивости внимания
    .
  3. Упражнение «Найди отличия»

Покажите ребенку
два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от
другого. Если он затрудняется в определении, то предлагают получше рассмотреть
картинки, а также помогают ребенку принять решение  наводящими вопросами.

Упражнение «Дни недели»

Суть
игры очень проста. Когда ведущий называет будний день, ребята хлопают в ладоши,
а когда выходной,- никаких движений быть не должно. Ведущий в очень быстром
темпе называет дни недели и следит за самыми внимательными.

Упражнение «Обведи картинку»

 Картинку,
состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых
имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к
следующим. В итоге должно получиться изображение, например, кораблика.

 Материал подготовлен Анастасией Алексиной, практическим психологом ДШИ №6

Источник: http://dshi6.kharkov.ua/page/igry-i-uprazhnenija-sposobstvujushhie-razvitiju-vnimanija-doshkolnikov

Развитие внимания у дошкольников

«Ты вполне мог сделать задание без ошибок, если бы был внимательнее!».

Обычно эту фразу родители произносят с сожалением, когда мамы и папы понимают, что малыш уже способен на большее, и проблема вовсе не в интеллектуальных способностях, а в отсутствии у него внимания.

Только вот мало у кого из родителей есть чёткое целостное представление о том, что же такое внимание и как его тренировать.

Каким бывает внимание?

Вниманием называют способность человека сосредоточиться на чём-либо. Эта способность начинает проявляться у детей уже в первые месяцы жизни.

Подобное это внимание называют непроизвольным, потому что возникает оно под влиянием внешних и внутренних раздражителей, таких как громкие звуки, яркий свет, непривычный запах.

Непроизвольное внимание заложено в нас природой и служит нашей безопасности, ведь услышав непривычный шум за спиной, мы обязательно обернемся посмотреть, в чём дело.

Со временем на основе этого генетически исходного внимания у ребёнка начинает формироваться произвольное внимание – то есть умение сосредоточиться на определенном действии или предмете с помощью собственной силы воли.

Ученые выделяют и третий тип – послепроизвольное внимание, которое возникает на основе интереса и вдохновения. Простой пример: на начальном этапе чтение требует от ребёнка постоянной сосредоточенности (произвольное внимание), но в какой-то момент, незаметно для самого себя, ребёнок начинает читать без напряжения, чтение захватывает и увлекает его (послепроизвольное внимание).

Узнайте уровень подготовки ребёнка к школе

Особенности внимания у дошкольников

Перечислим несколько ярких особенностей внимания у дошкольников:

  1. Внимание ребенка младшего дошкольного возраста пробуждают привлекательные внешне предметы, события и люди. До тех пор, пока у него сохраняется непосредственный интерес к воспринимаемым объектам, ребёнок остаётся сосредоточенным. Ближе к школе произвольное внимание формируется активно, но даже к концу дошкольного периода ребёнку ещё сложно заставить себя быть внимательным, поэтому ему необходима помощь взрослого.
  2. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходит постепенный переход от верховенства непроизвольного внимания к преобладанию внимания произвольного. Так, младшие дошкольники рассматривают картинки в течение 6-8 секунд, а старшие дошкольники способны удерживать внимание на иллюстрациях уже 12-20 секунд. Внимание — это залог успешной учёбы, поэтому стоит обязательно выделить время для тренировки этой психической функции, иначе в школе ребёнку будет сложно вписаться в распорядок дня, требующий длительной сосредоточенности  и высокой концентрации.
  3. Развитие произвольного внимания у ребёнка зависит от многих факторов —  состояния здоровья, индивидуальных особенностей, темперамента и пр. Например, дети-флегматики способны удерживать внимание до завершения любой деятельности, а меланхоликам трудно сосредоточиться из-за неуверенности в себе.

«Первый класс и темперамент ребёнка»

В чём проявляется нарушение внимания

Различные нарушения внимания напрямую связаны со свойствами внимания. Их всего семь.

Устойчивость — это способность ребенка направлять свое внимание на какие-то предметы или действия, не переключая его.

Концентрация — умение не отвлекаться на посторонние звуки, шорохи и тому подобные раздражители во время собственной сосредоточенной деятельности. Например, дошкольник рисует и вдруг слышит звуковой сигнал о получении смс. Ребенка с развитой концентрацией внимания это не отвлечёт — он будет продолжать рисовать.

Сосредоточенность — это способность удерживать внимание на одном объекте или виде деятельности при отвлечении от всего остального, касающегося этой темы. Сосредоточенность очень похожа на концентрацию, но считается навыком более глубинного анализа и направления внимания на важные мелочи.  

С этими свойствами внимания связаны следующие его нарушения:

  • недостаточность концентрации внимания, при которой ребенку трудно не отвлекаться на посторонние раздражители;
  • недостаточная избирательность, при которой малыш не может сконцентрироваться на нужном объекте или занятии;
  • недостаточная произвольность, при которой дошкольнику сложно по требованию сосредоточиться;
  • рассеянность —  другими словами, неспособность сконцентрироваться на объекте деятельности.

Распределение — это способность помещать в своё внимание не один объект, а несколько. Например, узнав о том, что деревья бывают хвойные и лиственные, дошкольники способны удерживать в голове несколько названий тех и других.

  • Неумение одновременно выполнять несколько дел, а иначе плохая распределяемость — еще одно нарушение внимания.

Переключаемость — это свойство внимания особенно ярко проявляется в школе. Например, учитель что-то говорит, а потом просит посмотреть в учебник или на доску и переписать предложение.

  • Дети с плохой переключаемостью внимания будут и дальше слушать, что говорит учитель, им сложно «вдруг» переключиться с одного вида деятельности на другой, то есть со слов учителя на книгу или доску. 

Предметность — это умение переводить внимание на конкретный фокус предмета. Например, узнав, что два плюс два будет четыре и увидев под примером картинку с яблоками, ребёнок с развитой предметностью сразу поймёт что 2 + 2 = 4 относится не только к числам и яблокам, но и к морковкам, и к любым другим предметам.

Объем внимания — это то количество предметов или процессов, на которых ребёнок может одновременно  сфокусироваться. Как показывают последние исследования, объём внимания ребёнка — это 4-6 предметов.

  • Маленький объём внимания — невозможность сконцентрироваться на нескольких объектах, удерживать их — ещё одно нарушение внимания, которое непременно вызовет у ребёнка трудности при обучении в школе.

Принципы развития внимания у дошкольников

Во время дошкольного обучения очень важно тренировать все перечисленные свойства внимания. Если есть проблемы хотя бы с одним, ребёнок будет казаться невнимательным.

Для развития внимания важно учитывать возраст ребёнка и подбирать соответствующие игры и упражнения. Тренировки произвольного внимания должны быть построены по принципу «от простого к сложному» и проходить регулярно — так эффект от занятий появится уже через пару недель.

Если у малыша что-то не получается, следует отложить задание и предложить ему вариант попроще.

Родителям стоит помнить: проявление произвольного внимания всегда связано с борьбой между «хочу» и «надо», и чтобы детское «надо» стало осознанным, а не навязанным, развивать внимание ребенка лучше в процессе активной игровой деятельности («Съедобное-несъедобное», «Барыня»/«Вы поедете на бал?») и занимательных упражнений вроде нахождения отличий и прохождения лабиринтов. 

Игры и упражнения: развиваем внимание дошкольников

«Найди букву». Это упражнение ребёнок дошкольного возраста может делать раз в день. Понадобится старый журнал или ненужная книга.

Откройте любую страницу или разворот и попросите ребёнка найти все буквы «О» (буква может быть любой знакомой ему), зачеркнуть их или подчеркнуть карандашом.

Пусть малыш попробует выполнить задание как можно быстрее — засеките время, а после проверьте. Хорошо, если ребёнок пропустил не более 3-4 букв.

«Найди цифры». На листе бумаги напишите вразброс разными шрифтами и с разным наклоном числа от 1 до 10 (для старших дошкольников от 1 до 20). Задача ребёнка считать, максимально быстро отыскивая нужное число.

«Абракадабра». На листочке напишите набор произвольных букв, например, «ОММОДОМ БРЕЕЕЕГАРД УКЛЯЯЯЛ» и попросите ребёнка максимально быстро переписать. Изюминка задания в том, что переписать понятную фразу или слово — просто, ребёнку нужно лишь запомнить его и записать. С несвязным набором букв всё гораздо сложнее — здесь нужно сконцентрироваться.

«Прятки». Среди набора букв попросите ребёнка отыскать спрятавшиеся слова. Например, в этом ряду первое слово «фартук»: ОЛРВФАРТУКОПАКНРУКАИНОГАОРАВВОРОНА

«Топ – хлоп». Правила просты: услышав правильное утверждение, ребёнок должен хлопнуть, услышав неправильное – топнуть. Взрослый может говорить всё, что приходит в голову: зимой расцвели розы, в июне выпал снег, огурцы растут на ёлках, кукушка – это маленькая рыбка и так далее.

«Часы». Слежка за секундой стрелкой — отличное упражнение на развитие концентрации внимания, но вот только просто так ребёнок следить за стрелкой не будет, поэтому лучше провести тренировку в формате игры. Для этого понадобятся большие настенные часы с секундной стрелкой.

С ними нужно сделать небольшие преобразования: между цифрами наклеить любые буквы. После чего попросите ребенка следить за секундной стрелкой. Периодически – несколько раз за игру – спрашивайте, на какой цифре или букве находится стрелка. Так у ребёнка появляется мотивация следить внимательно. Играть можно от 1 до 3 минут.

Если ребенок за 3 минуты не ошибается 7-8 раз, вы добились отличных результатов.

«Перед этим я…». Это упражнение можно делать прямо перед сном. Попросите ребенка рассказать, как прошел его день, только «задом наперед». «Сейчас ты ложишься спать, а перед этим ты…» Ребёнок вспоминает и говорит: «Чистил зубы, а перед этим я ужинал, а перед этим я гулял…»

Выполняя это упражнение каждый день, вы будете решать сразу несколько задач:

  • во-первых, будете общаться с ребенком (общение перед сном, даже в формате игры, полезно для детско-родительских отношений),
  • во-вторых, с третьего-четвертого раза ребенок начнет осознавать, что он делает в течение дня и периодически ловить себя на мысли  «я сейчас играю — надо запомнить»,
  • в-третьих, поймав себя за «ничегонеделанием», ребенок захочет сосредоточиться на какой-то  более созидательной деятельности,
  • в-четвертых, во время длительной концентрации на своих воспоминаниях ребёнок будет тренировать не только внимание, но и память.

Мария Березовская

Источник: https://shkolaveka.ru/articles/razvitie-vnimaniya-u-doshkolnikov/

Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством коррекционно-развивающих игр и упражнений



Данная статья раскрывает актуальность проблемы развития произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР с целью дальнейшего успешного обучения в школе. Разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию внимания.

Система игровых упражнений по развитию внимания, представленных в статье, рекомендуется широкому кругу специалистов, работающих в дошкольных образовательных организациях, педагогам коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ, а также родителям для подготовки детей к школе.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогике.

В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе.

Одним из факторов успешности школьного обучения является развитие произвольного, целенаправленного внимания в дошкольном возрасте.

Особенности внимания детей сЗПР.

Среди причин неуспеваемости дошкольников с ЗПР первое место занимают нарушения целенаправленного внимания (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, К. В. Демьянов, Л. И. Переслени), что отрицательно влияет на формирование всех познавательных процессов, снижает эффективность овладения знаниями, умениями и навыками.

  • Для большинства детей с ЗПР характерно:
  • – ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации,
  • – неустойчивость внимания,
  • – снижение концентрации, объёма, распределения внимания,
  • – трудности переключения с одного вида деятельности на другой,
  • – отвлекаемость,
  • – рассеянность,
  • – инертность внимания.
  • Причины нарушения внимания могут быть различны:
  • – общее ослабление нервной системы;
  • – ухудшение состояния здоровья, наличие хронических заболеваний, плохое самочувствие;
  • – переутомление физическое и умственное;
  • – эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных), стрессовая ситуация;
  • – нарушение режима труда и отдыха;
  • – нарушения дыхания (например, аденоиды, хронические тонзиллиты,- когда ребенок дышит ртом, его дыхание неглубокое, поверхностное, мозг недостаточно обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность, способствует снижению концентрации внимания);
  • – недостаточная сформированность волевых качеств;
  • – монотонная, неинтересная деятельность;
  • – неподходящий темп деятельности.
  • В связи с актуальностью данной проблемы возникает необходимость в проведении целенаправленной работы по коррекции и развитию вниманияу старшихдошкольников с ЗПР.
  • Нами был составлена система игр и упражнений по развитию внимания с учетом следующих принципов:
  • – доступность заданий;
  • – игровая мотивация;
  • – постепенное усложнение упражнений;
  • – систематичность и последовательность;
  • – максимальное использование различных видов анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).
  • Комплекс упражнений для развития внимания направлен на формирование необходимых для любой деятельности качеств:
  • – концентрации и устойчивости внимания;
  • – способности к распределению и переключению внимания;
  • – способности к сосредоточению внимания;
  • – увеличению объёма внимания;
  • – развитию наблюдательности;
  • – развивают быстроту реакции;
  • – умению сравнивать предметы;
  • – умению планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль;
  • – активизация познавательного интереса и активности детей
  • Система игр-упражнений способствует развитию слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, словесно-логического мышления, связной речи.

Коррекционно-развивающие игры и упражнения применялись нами в процессе обучения детей на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, а также для закрепления полученных знаний детьми во II половине дня и дома.

Работа по коррекции и развитию произвольного внимания проводилась в течение всего учебного года и включалась во все виды деятельности и типы занятий, предусмотренные специализированной программой воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития.

Игры и упражнения по развитию внимания подбирались для занятий в соответствии с лексической темой, разделом программы, а также применялись в качестве отдыха, «передышки» на занятии между различными видами деятельности.

Для эффективной работы по данному направлению взаимодействую с другими участниками образовательного процесса: воспитателями группы компенсирующей направленности (с целью закрепления полученных знаний детьми во II половине дня), а также с родителями воспитанников (при выполнении заданий дома). Для родителей был проведён мастер-класс, а также даны рекомендации по развитию внимания у детей.

Игры для развития зрительного внимания:

Перемешать в миске фасоль, горох, рис. (жёлуди, камешки, пуговицы). Разбери по сортам.

Поставьте перед ребенком 3–7 игрушек. Попросите его закрыть глаза, и в это время уберите одну игрушку (поменяйте местами игрушки). Открыв глаза, ребенок должен угадать, какой игрушки нет. В дальнейшем, можно прятать 2 и более игрушек.

Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого.

  1. «Найди одинаковые предметы».

На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета из множества.

  1. «Найди непохожий предмет».

Среди одинаковых предметов найди 1 отличающийся от других предмет.

  1. «Недостающие детали» (Что забыл нарисовать художник?)

Например, дом без окна, машина без колеса, заяц без уха и т. д.

  1. «Прохождение лабиринта».
  2. «Найди тень».

На рисунке дети должны найти подходящую тень к изображенному предмету.

  1. Разрезные картинки, пазлы, мозайка.
  2. Нанизывание бусинок по образцу.
  3. Рисование узора, орнамента по клеточкам.
  4. Выкладывание фигур из палочек по образцу; конструирование.

Игры для развития слухового внимания:

Лиса, волк, заяц — Кто это?…….(дикие животные)

Чашка, тарелка, ложка — ……….(посуда)

Ворона, синица, воробей — ……….(птицы), и т. д.

Одежда — платье, мебель — диван, фрукты — яблоко….

  1. Игра смячом:«Я знаю 5 названий животных» (птиц, игрушек, ягод, овощей, фруктов, посуды, мебели, животных, и т. д.)
  2. «Доскажи словечко»
  1. Зимой холодно, а летом-………
  2. Ночью темно, а днём-……….
  3. Трава зелёная, а небо — …………
  4. Птица летает, а змея — ……………
  5. Медведь любит мёд, а зайчик — ………
  6. День — ночь, горячо — холодно, кислый — сладкий, быстро — медленно, высоко — низко.
  1. «Часть-целое»: Педагог называет часть предмета, а ребёнок — целый предмет. Например, окно — дом, руль-машина, хвост-кошка, лист-дерево и т. д. Затем наоборот, взрослый называет целый предмет, а ребёнок — его часть.
  2. «Ухо–нос»:

По команде «Ухо» дети должны ухватиться за ухо, по команде «Нос» — за нос. Вы тоже выполняете вместе с ними действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

Аналогичная предыдущей игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Взрослый выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе. «Замри». По сигналу взрослого дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится, он выбывает из игры.

Под любую считалку вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно для них вы меняете движение, и тот, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный. Можно предложить любое другое условие для того, чтобы ловить мяч или его отбивать. Например, растения и животные. Растение — ловим, животное — отбиваем.

  1. «Красный, желтый, зеленый».

Игра направлена на внимание и развитие реакции. Дети сидят на скамеечке или на стульчиках. Если воспитатель поднимает зеленый флажок, дети топают ногами. Если поднят желтый флажок — хлопают в ладоши. Если красный — сидят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Вариант: тот, кто не ошибается, получает жетон, а в конце игры — сладкий приз.

С ребенком заранее договоритесь, какое движение запрещенное. Затем ребенок повторяет за взрослым разные движения, кроме запрещённого — опускает руки вниз.

  • Анализ результатов работы.
  • Применявшаяся система игр и упражнений, требующая от ребёнка целенаправленного внимания, оказала положительное влияние на развитие познавательной сферы в целом.
  • Получены следующие результаты:
  • – повысилась концентрация и устойчивость внимания у детей на занятиях и в различных видах деятельности;
  • – повысилась усидчивость, увеличилась работоспособность детей на занятиях;
  • – научились легче переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • – воспитанники стали более наблюдательными, научились организовывать свою деятельность;
  • – увеличился объём зрительной и слуховой памяти;
  • – повысился уровень овладения мыслительными операциями, научились обобщать предметы по внешним и функциональным признакам, сравнивать предметы, выделять сходство и различия;
  • – расширился словарный запас, улучшилось состояние связной речи дошкольников;
  • – дети научились удерживать цель заданий и добиваться результатов;
  • – значительно улучшилось состояние мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.

Таким образом, анализируя результаты проведённой работы, можно сделать следующие выводы: регулярное использование на коррекционно-развивающих занятиях игр и упражнений на внимание способствует более эффективному усвоению учебного материала по всем разделам программы, развивает не только внимание, но и память, мышление, речь. А так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимовлияют друг на друга, то, воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех психических функций.

Литература:

  1. А. А. Катаева, Е. А. Стребелева «Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии». Москва, 2004
  2. Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта», Москва, 2003
  3. С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» Москва, 2003
  4. И. Л. Баскакова «Внимание дошкольника. Методы его изучения и развития: методические рекомендации». Москва-Воронеж. 1995
  5. Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина «Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии». Москва, 2002
  6. С. Д. Забрамная «От диагностики к развитию» — М.,1998

Основные термины (генерируются автоматически): развитие внимания, ребенок, игра, целенаправленное внимание, развитие, предмет, вид деятельности, целый предмет, психическое развитие, произвольное внимание.

Источник: https://moluch.ru/archive/116/31995/

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]