Cкороговорки для развития дикции для детей: как правильно заниматься с ребенком

Веселые детские скороговорки, которые помогут развить дикцию ребенку 6-7 лет.

Не секрет, что скороговорки помогают развитию речи. Мы собрали смешные скороговорки для детей 6-7 лет на произношение самых проблемных звуков З, С, Ш, Щ, Ж, Р, Д, Б,  чтобы помочь вам в таком непростом деле, как развитие дикции у детей. 

Как правило, мы вспоминаем лишь о традиционных скороговорках для детей «Шла Саша по шоссе…» и «На дворе трава…». А повторять изо дня в день одно и тоже детям скучно. Предлагаем смешные скороговорки, которые разнообразят обучение детей 6-7 лет, помогут овладеть всеми «премудростями речи» и развитию дикции у ребенка.

Скороговорки для развития дикции у детей 6-7 лет   

  • Скороговорки для детей 6-7 лет на звук З
  • Взялись спорить как-то раз Скалолаз и водолаз: Кому лезть удобней
  • По скале подводной.

Детская скороговорка на звук Р 

Астроном, адвокат и один альпинист, Архитектор, аптекарь и даже артист Сели однажды на карусели. Не удержались и вниз полетели: Аптекарь, артист, акробат, астроном.

Кто из них вам еще не был знаком?

  1. Скороговорка для детей на звук Р 
  2. Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель,
  3. Матросы две недели карамель на мели ели. 

Скороговорка для детей 6-7 лет: звук Б

Бабкин боб расцвел в дождь, Будет бабке боб в борщ.

Детская скороговорка для автоматизации звука Б 

Белые бараны били в барабаны.

Смешная скороговорка для детей: звук Б 

Забавной обезьяне бросили бананы, Бросили бананы забавной обезьяне. 

Скороговорка для детей на звук Б 

Бык бодается с быком. Убегают все кругом. Береги, бегун, бока

  • От бодливого быка. 
  • Читай также: Выговариваем звук «З»

Скороговорка для детей на звуки Ж и Ш 

Ёжик наш домой спешит. А навстречу ему волк, На ежа зубами – щёлк. Ёж иголки показал, Волк со страху убежал. Ёжик в бане вымыл ушки, Шею, кожицу на брюшке. И сказал еноту ёж:

«Ты мне спинку не потрёшь?»

Детская скороговорка для автоматизации звука Ж 

Встретил в чаще ёж ежа: — Как погодка, ёж? — Свежа!

И пошли вдвоём дрожа, скорчась-съёжась два ежа.

Скороговорка для детей 6-7 лет на звук Ж

Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно,

Обижать друзей не нужно.

  1. Скороговорка для детей: звук Ж
  2. Жу-жу-жу-жу. Я на ветке сижу, Я на ветке сижу,
  3. Букву «ж» все твержу.
  4. Скороговорка для автоматизации звуков Ж, Ш
  5. Ша-жа-ша раз ловили мы ерша, Ше-же-ше мы засели в камыше, Шу-жу-шу я сижу и не дышу, Шо-жо-шо ёршик вершик хорошо,
  6. Ши-жи-ши хороши были ерши.
  7. Скороговорка на звук Х 
  8. Вкусная халва – мастеру хвала.
  9. Детская скороговорка на звук Щ 
  10. Тощий немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  11. Скороговора для детей на звуки Р и Ч
  12. Грачиха говорит грачу: «Слетай с грачатами к врачу, Прививки делать им пора
  13. Для укрепления пера!»
  14. Читай также: Учимся рычать букву «р»
  15. Скороговорка для детей 6-7 лет: звуки Д, Т, С, Ш

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.

  • Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.
  • Скороговорка для детей на звук Л 
  • Еле-еле Лена ела, Есть из лени не хотела.
  • Детская скороговорка для автоматизации звука Л

Ла-ла-ла — мусор убрала, Лу-лу-лу — подмету золу, Ле-ле-ле — ваза на столе, Ли-ли-ли — ландыши нашли. Ло-ло-ло — лопнуло стекло. Ля-ля-ля — тёплая земля.

  1. Лю-лю-лю — печку истоплю.
  2. Скороговорка на звуки З и С
  3. Идет козел с косой козой, Идет козел с босой козой. Идет коза с косым козлом,
  4. Идет коза с босым козлом.
  5. Детская скороговорка на звук З 
  6. Звенит звонок, зовет звонок, И Зоя в класс к себе идет.
  7. Скороговорка для детей на звук З 
  8. За козой шагал козёл, на козу козёл был зол, позвала коза козлят,
  9. а козла козлята злят.
  10. Простая детская скороговорка: звуки С, Ц
  11. Из соседнего колодца целый день водица льётся.
  12. Стишок-скороговорка для звуков С, Р, Б, Д

Странные вещи творятся на свете  странные взрослые, странные дети странные мышки живут по углам странные люди идут по делам странные птички поют там и тут странные булочки странно пекут странные страны сторонников ждут странные странники странно бредут странные клоуны странно танцуют странно художники кистью рисуют странно в стране, где нет места добру дай-ка я странное слово сотру Как? А вот так: разные вещи творятся на свете  разные взрослые, разные дети разные мышки живут по углам разные люди идут по делам разные птички поют там и тут разные булочки разно пекут разные страны сторонников ждут разные странники разно бредут разные клоуны разно танцуют разно художники кистью рисуют снова я там, где нет места добру дай-ка я странное слово сотру Как? А вот так: а если стране, где нет места добру  доброе слово сейчас подберу… Как? А вот так: добрые вещи творятся на свете  добрые взрослые, бодрые дети добрые мышки живут по углам добрые люди идут по делам бодрые птички поют там и тут добрые булочки бодро пекут добрые страны сторонников ждут добрые странники бодро бредут добрые клоуны бодро танцуют бодро художники кистью рисуют здорово видимо в доброй стране

  • как это здорово добрым быть мне!
  • Теперь у вас есть целый арсенал скороговорок для детей, которые помогут развитию дикции у ребенка. 
  • ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как понять, что вашему ребенку нужна помощь логопеда
  • ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Как без логопеда научить ребенка выговаривать «Р»
  • ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Четко, правильно, красиво: 8 упражнений для развития речи

Источник: https://www.uaua.info/ot-1-do-3/razvitie-ot-1-do-3/article-31234-razvivaem-rech-rebenka-veselye-skorogovorki/

Игры и упражнения на развитие дикции ребенка в домашних условиях

Почему так важно заниматься развитием дикции у детей

Напомним, что понятие «дикция» включает четкое произношение слов и звуков. Психологи отмечают, что правильное выговаривание слов и звуков влияет на общее развитие ребенка, способствует более быстрому формированию мыслительных операций.

Нечеткая речь негативно отражается на школьных успехах ученика, на качестве общения с одноклассниками и друзьями. В дальнейшем от правильности устной речи зависит грамотность письма в начальной школе.

Нужно осознавать, что правильно поставленная, четкая и грамотная речь – элемент успешности ребенка и показатель его привлекательности в глазах других детей.

Родителям важно заметить проблему в дикции на начальных этапах развития речи, примерно в 2-3 года, когда речь начинает очень активно развиваться. Существует много факторов, влияющих на овладение умением четко внятно говорить. Специалисты отмечают, в первую очередь, те из них, которые влияют на развитие дикции. Причинами плохой дикции у детей могут быть:

  • Нарушение произношения звуков;
  • Отсутствие некоторых звуков в речи;
  • Замена глухих звуков на звонкие;
  • Сокращение длинных и сложных слов;
  • Перестановка слогов местами;
  • Смягчение звуков;
  • Замена звуков на сходные по звучанию.

В некоторых случаях плохая дикция взаимосвязана с развитием гиперактивности, неустойчивости внимания и плохого самоконтроля. При прогрессе педагогической науки и медицины многие проблемы, связанные с дикцией достаточно легко поправимы. В большинстве случаев для улучшения дикции достаточно регулярных занятий артикуляционной гимнастикой.

Эффективные упражнения для дикции

Упражнения для развития мышц речевого аппарата

1. Упражнения для разминки губ:

«Рупор» — необходимо широко открыть рот. Одновременно произносится звук «а».

«Трубочка» — максимально вытянуть губы вперед. Одновременно с этим произносится звук «у».

«Улыбочка» — необходимо растянуть губы, как будто улыбаясь, не размыкая их.

«Бублик» — максимально растянуть губы, произнося звук «о».

2. Упражнения для разминки языка:

«Лошадка» — необходимо дотронуться языком до верхнего неба и потом резко опустить язык с цокающим звуком;

«Лопатка» — открыть рот, высунуть язык, достать им до подбородка.

«Конфетка» — надо упираться языком поочередно в каждую щеку. Рот закрыт.

«Маятник» — необходимо высунуть язык. Тянуться им то вправо, то влево.

«Иголочка» — максимально вытянуть язык вперед. Рот открыт.

«Грибочек» — дотянутся языком до верхнего неба, так чтобы натянулась уздечка.

«Индюшок» — высунуть язык изо рта. Водить им по верхней губе из стороны в сторону. Постепенно увеличивать скорость движения и добавлять голос (на распев произносить разные гласные).

«Кружечка» — открыв рот, высунуть язык и свернуть его в форме чашки или кружки.

«Барабанщик» — необходимо совершать удары языком по верхним зубам, сопровождая это произнесением звука «д».

Важно! Для максимальной эффективности каждое упражнение необходимо выполнять не менее 2 минут. Чтобы маленьким деткам было интересно многократно повторять одно и то же упражнение, можно использовать стишки, картинки, мелкие игрушки.

3. Упражнения для красивого тембра голоса:

«Протяжные слоги» — сделать глубокий вдох. Выдыхая, произносить слоги «бом», «бим», «бон» протяжно (тянуть надо последний звук).

«Кью-икс» — произносить слоги «кью» и «икс». Проговаривая «кью» сильно вытянуть губы трубочкой, на слог «икс» растянуть губы в улыбке.

«Звукорежиссер» — одну ладонь нужно прижать к уху, вторую поднести ко рту на расстояние несколько см. В этом положении произносить слова, слоги и звуки. Это упражнение помогает понять истинное звучание своего голоса.

Занятия с ребенком по развитию дикции в домашних условиях

Самым лучшим и эффективным способом по усвоению навыков говорить четко внятно является игра. Развитие дикции для всех возрастных групп быстрее пойдет в игровых упражнениях и интересных заданиях.

Помимо развития артикуляционного аппарата такие занятия благотворно влияют на укрепление взаимоотношений между родителями и ребенком, а так же просто приносят ему радость и удовольствие от общения с родителями.

Игры, развивающие речь ребенка:

«Повторюшка» — тренировка заключается в повторении ребенком отдельных звуков, слогов. Часто занятие проводят в игровой форме. Мама или папа читают стихотворение, малыш повторяет конечные слоги каждой строчки.

«Ферма» — это игра напоминает предыдущую, но звуки необходимо произносить максимально чётко. Родители читают стихотворение про обитателей фермы, а чадо проговаривает звуки, издаваемые животными.

Читайте также:  4 5 месяца ребенку развитие

«Отгадай кто» — играть в нее следует после того, как освоили 2 предыдущие. Картинки животных (можно купить в магазине или сделать самостоятельно) поместить в непрозрачный мешочек. Ребенок вытягивает карточку и произносит тот звук, который соответствует животному на картинке. Веселее играть в компании.

«Пантомима» — это альтернативный вариант артикуляционной гимнастике. Ребенку предлагается исключительно при помощи лица показать разнообразные эмоции. Таким способом осуществляется хорошая тренировка мышц речевого аппарата.

«Полицейский» — для игры понадобятся свистки. Дети при команде «нарушитель» или «преступник» начинают дуть в свисток. При вдохе живот раздувается, при выдохе – сжимается. Плечи во время этого процесса остаются на месте.

«Рычащий лев» — игра направлена на отработку произношения определенного звука. Детям предлагается набор слов, четверостиший, скороговорок, отрывков прозаического текста (можно подать как этапы конкурса), где наиболее часто встречается определенный звук. Ребята зачитывают вслух предложенные слова и отрабатывают звук.

Скороговорки

Помимо игр на улучшение дикции прекрасно влияют скороговорки. Каждый человек знает их с детства, но лишь единицы имеют возможность похвастаться умением произносить их правильно, четко и быстро. При регулярной тренировке скороговорки эффективно устраняют речевые дефекты, значительно улучшают качество дикции.

Скороговорка – это особый текст, который представляет собой сочетание слов с труднопроизносимыми звуками. Они направлены на формирование правильного произношения согласных.

Рекомендации по использованию скороговорок в качестве инструмента, как улучшить дикцию речи:

  1. На первом этапе необходимо выбрать не более трех скороговорок, чтобы тренировать произношение определенного звука;
  2. Текст произносится медленно и максимально четко;
  3. Желательно заниматься перед зеркалом;
  4. Проговаривать упражнение надо эмоционально и нараспев.

Помимо игр и скороговорок при работе над дикцией ребенка очень важно уделять внимание голосу и речевому дыханию.

Враги красивой речи

Речь – это отражение уровня культуры человека. Под понятием «красивая речь» чаще всего понимается грамотная речь. На сегодняшний день проблема стилистических речевых ошибок у детей очень актуальна. Засоряют речь и портят общее впечатление о человеке:

  • Слова – паразиты — «типа», «как бы», «э» и прочие вариации являются речевым мусором. Они затрудняют восприятие излагаемой информации. Возникновение данной проблемы связано с нехваткой словарного запаса и неумением формулировать свои мысли. Профилактикой проблемы является чтение художественной литературы и беседы с ребенком на разнообразные темы. Если слова-паразиты уже поселились в речи юного оратора, важно помочь ему строгим контролем и акцентированием внимания на проблеме;
  • Нецензурная брань — дети копируют модель поведения взрослых. Часто она далека от идеала. Иногда можно услышать разговор ребенка буквально пышущего разнообразием нецензурных слов. Необходимо внимательно следить, чтобы в семье не использовалась брань. Если ребенок повторил услышанное на улице слово, надо объяснить ему что использование его не подходит для воспитанного человека;
  • Сленг — использование жаргонных слов частое явление в общении детей. Важно объяснить ребенку, что эти слова не украшают его речь.

Полезные советы по улучшению дикции ребенка

Многие проблемы с речью ребенка родители могут решить самостоятельно в домашних условиях. Необходимо соблюдать некоторые рекомендации и положительный эффект не заставит себя ждать. Рекомендации родителям, как развить дикцию дошколенка:

  1. Больше разговаривайте с малышом на различные темы;
  2. Беседуя, соблюдайте грамотность и чистоту собственной речи;
  3. Говорите слова четко внятно, с интонацией;
  4. Когда ребенок говорит – не перебивайте, дайте ему высказать мысль;
  5. Проводите занятия по расширению кругозора и словарного запаса;
  6. Читайте книги. Это могут быть сказки, развивающие книги, журналы. Отправляясь в поликлинику или другое место, где необходимо провести время в ожидании, захватите рассказ или сказку вместо гаджета с игрушками;
  7. Проводите занятия, развивающие мелкую моторику, что благотворно влияет на улучшение дикции. Поделки из круп, рисование, лепка из теста и пластилина, аппликации прекрасно подойдут;
  8. Старайтесь ежедневно в игровой форме проводить артикуляционную гимнастику;
  9. Хвалите малыша за каждое речевое достижение;
  10. Заведите традицию перед сном делиться впечатлениями дня. Пусть ребенок расскажет, что ему больше всего запомнилось, понравилось или вызвало огорчение.

Проблема дикции у детей актуальна на сегодняшний день. Практически каждый мальчик или девочка имеют нарушение произношения звуков, слогов и слов. Важно уделять особое внимание этой проблеме.

Необходимо заниматься с ребенком не только в тот момент, когда проблема уже заявила о себе, но и для профилактики. Регулярный и системный подход поможет справиться с задачей в кратчайшие сроки.

Речь ребенка будет чистой и красивой.

Источник: https://myintelligentkids.com/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-dikcii-rebenka-v-domashnix-usloviyax

200 скороговорок для развития дикции

Вот 200 труднопроизносимых скороговорок, которые сделают вашу речь четче и красивее. Проверено редакцией AdMe.ru.

  1. Интервьюер интервента интервьюировал.
  2. Жили-были три китайца: Як, Як-цедрак, Як-цедрак-цедрак-цедрони.
    Жили-были три китайки: Цыпа, Цыпа-дрыпа, Цыпа-дрыпа-дрымпампони.
    Все они переженились: Як на Цыпе, Як-цедрак на Цыпе-дрыпе,
    Як-цедрак-цедрак-цедрони на Цыпе-дрыпе-дрымпампони.

    И у них родились дети. У Яка с Цыпой — Шах, у Яка-цедрака с Цыпой-дрыпой — Шах-шарах, у Яка-цедрака-цедрака-цедрони с Цыпой-дрыпой-дрымпампони — Шах-шарах-шарах-широни.

  3. Расскажите про покупки! — Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  4. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
  5. Скороговорун скороговорил скоровыговаривал,
    Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь,
    Но, заскороговорившись, выскороговорил,

    Что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь.

  6. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке.
  7. Карл у Клары украл рекламу, а Клара у Карла украла бюджет.
  8. У рекламы ухватов — швах с охватом, а прихватки и без охвата расхватали.
  9. Мерчендайзеры соврали — сорван сэмплинг самоваров!
  10. Ядро потребителей пиастров — пираты, а пиратов — пираньи.
  11. Полосу про паласы заменили двумя полуполосами про пылесосы.
  12. Невелик на ситиборде бодибилдера бицепс.
  13. Скреативлен креатив не по-креативному, нужно перекреативить!
  14. Брейншторм: гам, гром, ор ртов, пир рифм, вдруг — бум! Блеск!
  15. Выборка по уборщицам на роллс-ройсах нерепрезентативна.
  16. Пакет под попкорн.
  17. Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.
  18. В Каннах львы только ленивым венки не вили.
  19. В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии.
  20. Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались.
  21. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  22. Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
  23. Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
  24. Сиреневенькая зубовыковыривательница.
  25. Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  26. Я — вертикультяп. Могу вертикультяпнуться, могу вывертикультяпнуться.
  27. Стаффордширский терьер ретив, а черношерстный ризеншнауцер резв.
  28. Это колониализм? — Нет, это не колониализм, а неоколониализм!
  29. Волховал волхв в хлеву с волхвами.
  30. Мы ели-ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.
  31. На дворе — трава, на траве — дрова. Не руби дрова на траве двора!
  32. Наш голова вашего голову головой переголовил, перевыголовил.
  33. Павел Павлушку пеленовал-пеленовал и распелёновывал.
  34. Рапортовал, да не дорапортовал; дорапортовал, да зарапортовался.
  35. Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
  36. У нас во дворе-подворье погода размокропогодилась.
  37. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
  38. У осы не усы, не усища, а усики.
  39. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все — в сугроб.
  40. Осип охрип, Архип осип.
  41. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
  42. Сачок зацепился за сучок.
  43. По семеро в сани уселись сами.
  44. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
  45. Свиристель свиристит свирелью.
  46. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.
  47. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  48. По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел.
  49. Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  50. Чешуя у щучки, щетинка у чушки.
  51. Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, шумливо шарят гроши.
  52. Шли сорок мышей и шесть нашли грошей, а мыши, что поплоше, нашли по два гроша.
  53. Четверть четверика гороха без червоточинки.
  54. Инцидент с интендантом.
  55. Прецедент с претендентом.
  56. Константин констатировал.
  57. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
  58. Ценит цеп косец по косовице.
  59. Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса.
  60. У ежа — ежата, у ужа — ужата.
  61. Жутко жуку жить на суку.
  62. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке.
  63. Течет речка, печет печка.
  64. Щипцы да клещи — вот наши вещи.
  65. Тщетно тщится щука ущемить леща.
  66. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
  67. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп.
  68. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем. После душа Вытрись суше. Шею суше, суше уши — и не пачкай больше уши.
  69. Около колодца кольцо не найдется.
  70. Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится.
  71. Разнервничавшегося конституционалиста Пропроколокропенко нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
  72. Яшма в замше замшела.
  73. Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке.
  74. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  75. Самшит, самшит, как ты крепко сшит.
  76. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
  77. Ест Федька с водкой редьку.
  78. Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке рак.
    Сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку — цап!
  79. Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
  80. Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
  81. К Габсбургам из Страсбурга.
  82. Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла.
    Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.
  83. Протокол про протокол протоколом запротоколировали.
  84. У елки иголки колки.
  85. В один клин, Клим, колоти.
  86. Говорил командир при полковнике про подпоручицу,
    А при подполковнице про подпрапорщицу промолчал.
  87. Турка курит трубку, курка клюет крупку.
    Не кури, турка, трубку; не клюй, курка, крупку.
  88. Разнервничавшегося конституционалиста нашли акклиматизировавшимся в Константинополе.
  89. Водовоз вез воду из-под водопровода.
  90. Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.
  91. Подал грабли крабу краб.
  92. От топота копыт пыль по полю летит.
  93. Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
  94. У осы не усы и не усища, а усики.
  95. Ткёт ткач ткани на платки Тане.
  96. Тридцать три корабля лавировали-лавировали, да не вылавировали.
  97. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
  98. Забыл Панкрат Кондратьевич домкрат,
    А без домкрату ну не поднять на тракте трактор.
  99. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  100. Рододендроны из дендрария.
  101. Сорока со скоросоковыжималкой.
  102. На горе Арарат рвала Варвара виноград.
  103. На дворе-подворье погода размокропогодилась.
  104. Расчувствовавшаяся Лукерья расчувствовала нерасчувствовавшегося Николку.
  105. Баркас приехал в порт Мадрас.
    Матрос принес на борт матрас.
    В порту Мадрас матрас матроса

    Порвали в драке альбатросы.

  106. Еду я по выбоине, из выбоины не выеду я.
  107. Когда-то галок поп пугая,
    В кустах заметил попугая,
    И говорит тут попугай:
    «Пугать ты галок, поп, пугай.
    Но, только галок, поп, пугая,

    Не смей пугать ты попугая!

  108. Королева кавалеру подарила каравеллу.
  109. На мели мы налима лениво ловили,
    Меняли налима вы мне на линя.
    О любви не меня ли вы мило молили

    И в туманы лимана манили меня.

  110. На холме кули, поднимусь на холм и куль поставлю.
  111. Невелик бицепс у эксгибициониста.
  112. Недопереквалифицировавшийся.
  113. Работники предприятие приватизировали-приватизировали, да не выприватизировали.
  114. Саша шапкой шишку сшиб.
  115. Футляр для дрели.
  116. Столы белодубовые гладкотесовыструганные.
  117. Сняли с Надежды цветные одежды,
    Без одежд Надежда не манит, как прежде.
  118. Сшит колпак, да не по-колпаковски,
    вылит колокол, да не по-колоколовски.
    Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

    Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

  119. Ужа ужалила ужица.
    Ужу с ужицей не ужиться.
    Уж от ужаса стал уже —
    ужа ужица съест на ужин

    и скажет: (начинай сначала).

  120. Флюорографист флюорографировал флюорографистку.
  121. На шишкосушильную фабрику требуется шишкосушильщик для работы на шишкосушильном аппарате. Шишкосушильщик должен иметь опыт шишкосушения на шишкосушильном аппарате с использованием шишкосушильной технологии качественного шишкосушения. Он также должен отличать аппарат шишкосушения от нешишкосушения, ремонтировать шишкосушильный аппарат, отличать шишки, пригодные для шишкосушения, от негодных для шишкосушения, отличать шишки недошишкосушенные от перешишкосушенных, за каждую недошишкосушенную или перешишкосушенную шишку шишкосушильщик получит шишкосушилкой по голове.
    Технология шишкосушения:

    После шишкосбора все шишкособранные шишки, пригодные для шишкосушения, отправляются на шишкосушильную фабрику на шишковозе. Шишковоз при помощи шишкосвального аппарата сваливает шишки в шишкосортировочный отдел.

    Шишкосортировщики с использованием шишкосортировочной машины шишкосортируют шишки, пригодные для шишкосушения, от непригодных для шишкосушения. Шишки, пригодные для шишкосушения, поступают в шишкошлифовальный отдел.

    В шишкошлифовальном отделе шишкошлифовщики на шишкошлифовальных аппаратах шишкошлифуют шишки от нешишкосушительных шишкоотростков. Шишки, прошедшие шишкошлифование, попадают в шишкодробительный отдел.

    Шишкодробильщики на шишкодробилках дробят шишки до шишкодробильного состояния, выбрасывая нешишкодробные шишки на шишкосвалку, где шишкосвальщики сжигают нешишкодробные шишки в шишкопечи. Шишкодробные шишки высушиваются в шишкосушилках.

  122. Истерически разнервничавшегося конституционалиста Константина нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе.
  123. Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, матросы две недели карамель на мели ели.
  124. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу: «Грабь граблями гравий, краб».
  125. Из-под Костромщины шли четыре мужичины; говорили они про торги да про покупки, про крупу да про подкрупки.
  126. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
  127. Кубра на кубру щи варила, пришедши букара, да выхлебала.
  128. Ткет ткач ткани на платье Тане.
  129. У перепелa и перепелки пять перепелят.
  130. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  131. Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.
  132. Лезут козы в гpозу в лозу — лозу козы в гpозу гpызут.
  133. Жужжит нaд жимолостью жук. Тяжелый нa жуке кожух.
  134. Милости прошу к нашему шалашу: я пирогов покрошу и откушать попрошу.
  135. Добыл бобыль бобов, допил бобыль бутыль, забыл бобыль костыль.
  136. Около кола колокола, около ворот коловорот.
  137. Инцидент с интендантом, прецедент с претендентом, интрига с интриганом.
  138. А мне не до недомогания.
  139. Чукча в чуме чистит чуни. Чистота у чукчи в чуме.
  140. Забыл Панкрат Кондратьев под кроватью домкрат, а Панкрату Кондратьеву без домкрата не поднять на тракте трактор.
  141. Бомбардир бонбоньерками бомбардировал барышень Бранденбурга. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
  142. Коваль ковал коня,
    Конь — копытом коваля,

    Коваль — кнутом коня.

  143. Маленькая болтунья
    Молоко болтала-болтала,

    Да не выболтала.

  144. Петя был мал и мяту мял.
    Увидала мать — не велела мять.
  145. О любви не меня ли
    Вы мило молили
    И в туманы лимана

    Манили меня?

  146. Слава у Власа съел все сало.
  147. Клала Клава лук на полку,
    Кликнула к себе Николку.
  148. Только у молодца и золотца,
    Что пуговка оловца.
  149. Съел Слава солено сало,
    Да сала Славе мало.
  150. Козел-мукомол,
    Кому муку молол,

    Кому не молол?

  151. У Фили были,
    У Фили пили,

    Да Филю ж побили.

  152. Феофан — болван:
    Молоко взболтал,

    Да не выболтал.

  153. Милая Мила
    Мылилась мылом,
    Намылилась, смыла —

    Так мылилась Мила.

  154. Стоит поп на копне,
    Колпак на попе,
    Копна под попом,

    Поп под колпаком.

  155. Разнервничавшегося конституционалиста Константинова нашли акклиматизировавшимся в конституционном Константинополе, занимавшимся изобретением пылепневмомешковыколачивателя.
  156. Дед Додон в дуду дудел,
    Димку дед дудой задел.
  157. Женя с Жанной подружилась.
    Дружба с Жанной не сложилась.
    Чтобы жить с друзьями дружно,

    Обижать друзей не нужно.

  158. Два дровосека, два дроворуба,
    Два дровокола отточили топоры,
    Топоры остры-то до поры,

    До поры остры топоры, до времени.

  159. Их пестициды не перепистицидят наши по своей пестицидности.
  160. Ходит квочка около дворочка,
    Водит деток около клеток.
  161. Встретил в чаще еж ежа,
    — Как погода, еж?
    — Свежа.
    И пошли домой, дрожа,

    Сгорбясь, съежась, два ежа.

  162. Брит Клим-брат, брит Игнат-брат, а брат Панкрат бородат.
  163. У нас на дворе-подворье
    Погода размокропогодилась.
  164. Лошадь с седоком,
    Да без седла и узды, без подпруги и удил.
  165. Лежит ежик у елки, у ежа иголки,
    А внизу похожие на маленьких ежат

    Шишки прошлогодние на траве лежат.

  166. Ты, молодец, скажи молодцу,
    Пуст молодец молодцу скажет,

    Пусть молодец теленка привяжет.

  167. На дуб не дуй губ,
    Не дуй губ на дуб.
  168. В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира
    И, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.
  169. Испугались медвежонка
    Еж с ежихой и с ежонком,

    Стриж с стрижихой и стрижонком.

  170. С мышами во ржи подружились ежи.
    Ушли в камыши — и во ржи не души.
  171. Ужа ужалила ужица.
    Ужу с ужицей не ужиться.
    Уж от ужаса стал уже —

    ужа ужица съест на ужин.

  172. Уж пожаловал ежам
    Новых дюжину пижам.
    Прежние пижамы

    Исколоты ежами.

  173. У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.
  174. Дятел лечит древний дуб,
    Добрый дятел дубу люб.
  175. Баран-буян залез в бурьян.
  176. Огурцы-молодцы зеленобелогубы.
  177. Столы белодубовые гладкотёсовыструганные.
  178. Был баран белокрыл,
    Всех баранов перебелокрылил.
  179. Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.
  180. Варвара караулила цыплят, а ворона воровала.
  181. Отвори, Увар, ворота, у двора на траве дрова.
  182. Бобры храбры, идут в боры,
    Бобры для бобрят добры.
  183. Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.
  184. Вместо рубахи не носите брюк вы,
    Вместо арбуза не просите брюквы.
    Цифру всегда отличите от буквы

    И различите ли ясень и бук вы?

  185. Купила бабуся бусы Марусе.
  186. Бабкин боб расцвел в дождь,
    Будет бабке боб в борщ.
  187. Возьми у белобородого мужика
    Полкринки кислого молока.
  188. Купили Валерику и Вареньке
    Варежки и валенки.
  189. Георгий Георгиевич говорит Григорию Григорьевичу о Григории Георгиевиче, а Григорий Григорьевич говорит Георгию Георгиевичу
    o Георгии Григорьевиче.
  190. Съел Валерик вареник,
    А Валюшка — ватрушку.
  191. Проворонила ворона вороненка.
  192. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
  193. Соломы воз возница вез.
  194. Весьма воздействует на нас словес изысканная вязь.
  195. Валя на проталинке промочила валенки.
  196. Валин валенок провалился в проталинок.
  197. Забавной обезьяне бросили бананы,
    Бросили бананы забавной обезьяне.
  198. А мне не до недомогания.
    На меду медовик, а мне не до медовика.
  199. Командир говорил про полковника и про полковницу,
    Про подполковника и подполковницу.
    Про поручика и про поручицу,
    Про подпоручика и подпоручицу,
    Про прапорщика и про прапорщицу,

    Про подпрапорщика, а про подпрапорщицу промолчал.

  200. Король — орел.
Читайте также:  Витамины для детей с фосфором: как провести профилактику нехватки ценного вещества

Источник: https://www.adme.ru/zhizn-nauka/200-skorogovorok-dlya-razvitiya-dikcii-887160/

Скороговорки для детей

Сборник детских скороговорок для развития речи, улучшения дикции и развлечения. Скороговорки читать нужно с самого детства, ведь чтение скороговорок и их заучивание помогают формировать красивую ровную речь, учат проговаривать все буквы, не пропуская их и не «заглатывая».

Скороговорки для детей на этой страничке разбиты на несколько категорий. Самые важные скороговорки для улучшения дикции – это конечно «на букву Р» и на шипящие согласные. Чтение сложных скороговорок поможет закрепить навыки, а смешные детские скороговорки помогут учиться играючи.

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава

На дворе трава, на траве дроваНе руби дрова на траве двора.

Карл у Клары

Карл у Клары украл кораллы,Клара у Карла украла кларнет.

Корабли лавировали

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

  • Скороговорка про покупки
  • Расскажите про покупки,Про какие про покупки?Про покупки, про покупки,
  • Про покупочки мои.

Скороговорка про выдру

Выдра в ведро от выдры нырнула.Выдра в ведре с водой утонула.

  1. Ехал грека через реку
  2. Ехал Грека через реку, Видит Грека — в реке рак. Сунул Грека руку в реку,
  3. Рак за руку Грека — цап!
  • Выдра в тундре
  • В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра
  • Ядра кедров!
  • Выдрав с выдры В тундре гетры Вытру выдрой ядра кедровВытру гетрой выдре мордуЯдра в вёдра
  • Выдру в тундру!

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками — самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

  1. Скороговорка на букву Ж
  2. Испугались медвежонкаЁж с ежихой и с ежонком,
  3. Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ч

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Четыре чертенка

Четыре черненьких, чумазеньких чертенкаЧертили черными чернилами чертеж.

  • Скороговорка на букву Ш
  • На опушке в избушкеЖивут старушки-болтушки.У каждой старушки лукошко,В каждом лукошке кошка,
  • Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Сшила Саша

Сшила Саша Сашке шапку,Сашка шапкой шишку сшиб.

Шла Саша по шоссе

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  1. В шалаше
  2. В шалаше шуршит шелкамиЖёлтый дервиш из АлжираИ, жонглируя ножами,
  3. Штуку кушает инжира.

Кукушонок в капюшоне

Кукушка кукушонку купила капюшон.Надел кукушонок капюшон.

Как в капюшоне он смешон!

Скороговорка на букву Щ

Два щенка, щека к щеке,Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки — рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

  • Мышка
  • Мышка залезла под крышку,Чтобы под крышкой сгрызть крошку,Мышке, наверное, крышка –
  • Мышка забыла про кошку!

Кощей

Тощий немощный КощейТащит ящик овощей.

Сорок сорок

Хитрую сороку поймать морока,А сорок сорок – сорок морок.

  1. Попугай
  2. Говорил попугай попугаю:Я тебя, попугай, попугаю.Отвечает ему попугай:
  3. Попугай, попугай, попугай!

Карасёнок

Карасёнку раз карасьПодарил раскраску.И сказал Карась:«Раскрась, Карасёнок, сказку!»На раскраске Карасёнка –Три весёлых поросёнка:

Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Скороговорка про китайцев

Жили-были три китайца — Як, Як-Цидрак, Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони,И еще три китаянки — Цыпа, Цыпа-Дрипа, Цыпа-Дрипа-Лампомпони.Поженились Як на Цыпе, Як-Цидрак на Цыпе-Дрипе,Як-Цидрак-Цидрон-Цидрони на Цыпе-Дрипе-Лампомпони.Вот у них родились дети: у Яка с Цыпой — Шах,у Як-Цидрака с Цыпой-Дрыпой — Шах-Шарах,

у Як-Цидрак-Цидрони с Цыпо-Дрыпой-Лампопони — Шах-Шарах-Шарони.

  • Чего нет
  • Нет абрикоса, кокоса, редиса,Палтуса, уксуса, кваса и риса,Компаса нет, баркаса и троса,Термоса, пресса, индуса-матроса,Баса нет, вкуса, веса и спроса,
  • Нет интереса – нет и вопроса.
  1. Пир у Киры и Фиры
  2. У Киры и ФирыВ квартире был пир:Факир ел зефир иКефир пил Факир.А Фира и КираНе пили кефира,Не ели зефира –
  3. Кормили факира.

Ежевика и земляника

Ежели вы не жили возле ежевичника, но ежели вы жили возле земляничника, то значит земляничное варенье вам привычное и вовсе не привычное варенье ежевичное.

Ежели вы жили возле ежевичника, то значит, ежевичное варенье вам привычное, и вовсе не привычное варенье земляничное.

Но ежели вы жили возле ежевичника, и ежели вы жили возле земляничника и ежели вы времени на лес не пожалели, то значит, преотличное варенье ежевичное,

варенье земляничное вы ежедневно ели.

Английские скороговорки с переводом

Чтение скороговорок на английском развивает речь в плане произношения необычных для русского языка сочетаний букв. Скороговорки на английском языке с переводом рассчитаны на детей старше 6 лет, изучающих иностранный язык.

  • Сурок
  • How much wood would a woodchuck chuck if a woodchuck could chuck wood?
  • Сколько дров бросил бы сурок, если бы сурок мог бросать дрова?
  1. Зоопарк
  2. Can you imagine an imaginary menagerie manager managing an imaginary menagerie?
  3. Ты можешь вообразить воображаемого руководителя зоопарка, который руководит воображаемым зоопарком?
  • Устрица
  • Any noise annoys an oyster but a noisier noise annoys an oyster most.
  • Любой шум раздражает устрицу, но более шумный шум раздражает устрицу ещё больше.
  1. Ракушки
  2. She sells sea shells at the sea shore, the shells she sells are the sea-shore shells, I’m sure.
  3. Она продаёт морские ракушки на берегу моря,ракушки, которые она продаёт — это морские ракушки, я уверен.
Читайте также:  Развитие ребенка в 11 месяцев: игры и развлечения вместе с малышом

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

  • Кто хочет разговаривать
  • Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсе правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.Мы будем разговариватьИ будем выговариватьТак правильно и внятно,
  • Чтоб было всем понятно.

Кокос

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Газель

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

  1. Лото
  2. Граф Тото играет в лото, а графиня Тото знает про то, что Граф Тото играет в лото, если бы граф Тото знал про то, что графиня Тото знает про то, что граф Тото играет в лото, то б граф Тото никогда бы в жизни
  3. не играл бы в лото.

Другие известные скороговорки

Короткие скороговорки, читать и запоминать которые смогут даже самые маленькие дети.

  • Мыла Мила
  • Мыла Мила мишку мылом,Мила мыло уронила.Уронила Мила мыло,
  • Мишку мылом не домыла.

От топота копыт

От топота копыт пыль по полю летит.

Белка

Белый снег. Белый мел.Белый сахар тоже бел.А вот белка не бела.

Белой даже не была.

  1. Галки
  2. Однажды галок поп пугая,в кустах увидел попугая.И говорит тот попугай:«Пугать ты галок, поп, пугай,но галок поп в кустах пугая,
  3. пугать не смей ты попугая».

Сонька на санках

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.

Вернуться в раздел детские стихи.

Источник: https://deti-online.com/stihi/skorogovorki/

Как использовать скороговорки для развития речи и дикции у детей

В современном мире стремительного развития гаджетов и интерактивных игрушек, ребенок учится обращаться с компьютером уже с трех лет. Высокие технологии заменяют общение с родителями и сверстниками. Такая тенденция приводит к печальным последствиям – все больше детей сталкивается с проблемами дикции и нуждается в помощи логопеда.

При этом родители каждого малыша желают, чтобы ребенок к школе не имел проблем речи и обладал большим словарным запасом. Даже если вы воспользовались услугами логопеда, желательно делать упражнения дома, помочь детям в преодолении проблемы в произношении ряда звуков и научить говорить чисто и внятно. Для коротких и веселых домашних занятий неплохо подойдут скороговорки.

Что за зверь – скороговорка?

Ответ на данный вопрос будет казаться легким не только взрослым, но и многим детям. Скороговорка – безобидная и смешная игра в повторение на скорость трудных для произношения фраз и стихов. Так описывает её специалист по детскому фольклору В.П. Аникин.

Кажется несложным повторить «У двора на траве дрова», но скороговорка просто не дается. Трижды повторяющиеся сочетания согласных «дв», «тр», «др», как будто дразнят нас. Поэтому игра становится более интересной, т.к. это уже не просто труднопроизносимые звукосочетания, а ещё и путаница, которая заключается в перестановке звуков, чем-то похожих, и чем-то отличающихся друг от друга.

Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

  • В русском фольклоре есть скороговорки содержащие слово, состоящее из корней нескольких слов или включающих в себя не по одной приставке и суффиксу:
  • «Дровоколорубы
  • Рубили дубы.
  • Стволы белодубовые,
  • Гладкотесовыструганные.»
  • Или
  • «Сшит колпак, да не по-колпаковски;
  • Вылит колокол, да не по-колоколовски.
  • Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
  • Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.»
  • Такая сложная скороговорка представляет собой не только грамматическое упражнение, которое служит тренировкой развития ребенка в обдуманном употреблении частей речи и набора слов, но также увлекательная игра в детское словотворчество, способствующее хорошей дикции.

Фольклорные скороговорки подойдут дошкольникам, из них можно подобрать подходящую для любого возраста. Литературные скороговорки более сложные, т. к.

они более объемные и сложные по ритму, и содержат в себе путаницу в сочетании звуков и по смыслу. Примером такой словесной игры является перевертыш Д. Храмса «Иван Топорышкин».

Такие упражнения подойдут развития для детей шести лет.

В чем поможет скороговорка

К помощи скороговорок в обучении прибегают опытные педагоги, логопеды, лингвисты и даже психологи.

Основными функциями скороговорок в развитие речи ребенка являются:

  • тренировка четкой дикции при произношении звуков;
  • решение проблемы косноязычия;
  • учит грамотно использовать слова;
  • увеличивает словарный запас;
  • развитие фонематического слуха, т. к. для детей важно правильно услышать скороговорку, прежде чем произнести.

Вышеперечисленный список основной, но не закрытый, к нему можно добавить ещё некоторые второстепенные.

Часто скороговорки используют для решения проблемы проглатывания звуков у детей, торопящихся при разговоре. Так как мало произнести скороговорку быстро, она должна быть понятна на слух. Такие упражнения научат ребенка говорить более четко, не теряя окончаний слов в речи.

Скороговорка предполагает развитие способности концентрироваться и улавливать смысл сказанного. Поэтому прослушивание будет хорошей подготовкой к школе, где нужно будет воспринимать много информации на слух.

Также скороговорка, являясь предметом русского фольклора, знакомит детей с историей и культурой.

Знакомство со звуками

Часто, при обнаружении дефектов дикции у ребенка, родители бессистемно пытаются учить сразу всем буквам, с которыми есть проблемы. Такой подход не может решить вопрос развития дикции.

Причиной этому является то, что постановка отдельных звуков строится на базе другого звука. Таким образом, звук «ж» получается из звука «ш», а звук «з» из «с».

Грамотно будет построить обучение правильному произношению звуков у детей в следующем порядке: ш-ж, с-з, щ, ц, ч, л-р.

Свистящие «с» и «з» рекомендуется учить после шипящих «ш» и «ж» по нескольким причинам:

  • воспроизведение звуков «с» и «з» требует сильного напора при выдохе воздуха;
  • из-за присутствия мягких вариантов «сь» и «зь», постановка требует больше этапов в процессе обучения.

Звуки «щ», «ц» и «ч» ставятся после вышеуказанных звуков, потому что требуют от ребенка умения произносить следующие звуки:

  • «ш» для «щ»;
  • «т» и «с» для «ц»;
  • «т» для «ч».

Звуки «л» и «р» будут самыми сложными, поэтому их ставят последними. Звук «Р» — достаточно проблематичный для большинства дошкольников, часто ставят уже в 6 лет.

Подготовим язычок к скороговорке

Прежде чем просить детей воспроизвести скороговорку нужно подготовить к воспроизведению звука, используемого в ней. Сделайте с ним гимнастику для язычка, произнесите изучаемый звук.

  • При постановке звуков «ш» и «ж» проследите, чтобы ребенок сомкнул зубы и округлил, вытянутые буквой «у», губы. Пусть он вдохнет и длительно выдыхает воздух.
  • Когда можно перейти к звукам «с» и «з», то покажите ребенку, как нужно вытянуть губы в улыбке, попросите прижать кончик язычка к нижним передним зубам. Теперь снова вдыхаем и резко выдыхаем воздух.
  • При изучении звука «щ» важно чтобы ребенок прижимал язычок к верхнему нёбу, плотно должны быть прижаты к верхним коренным зубам боковые края языка. Зубы нужно держать сомкнутыми при выдохе.
  • Для звука «ц» подойдет следующее упражнение: зажать кончик языка между зубами, потом резко разжать зубы и убрать язычок внутрь рта, одновременно с выдохом.
  • Упражнение, которое поможет в освоении звука «ч», следующее: приоткрыть рот, язык упереть наверх, зубы разжать на ширину пальца, выдыхаем. Важно, чтобы язык не касался верхних зубов.
  • В помощь для произношения звука «л» будет полезно упражнение «болтушка»: зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца, нужно напрячь язычок, немного загнуть ковшиком и поочередно, быстро и медленно проводим по верхнему нёбу то назад, то вперед.
  • Когда будете ставить звук «р», полезным будет цоканье, прищёлкивание язычком. Это подготовит к вибрации языка при произношении «р».

Важно отметить, что это упражнения, которые помогут подготовить ребенка к правильной дикции, а не сама постановка звука. Теперь, сделав зарядку для язычка, приступим к скороговоркам.

Изучаем скороговорки

Чтобы изучение скороговорок происходило с отдачей для дикции, важно тщательно подготовиться и поэтапно осваивать:

  • Подберите подходящие, соответствующие возрасту ребенка, уровню развития и изучаемому звуку. Для детей трёх лет и младше лучше всего начинать с маленьких скороговорок в 1–2 строчки. Например, «Сшила Саша Саше шапку» или «Уже ужи в луже». И с возрастом увеличивать сложность скороговорок. Не берите сразу много, для детей хватит 2–4.
  • Медленно расскажите скороговорку ребенку и разберите с ним смысл. Она должна быть понятна.
  • Научите для начала произносить скороговорку медленно, тщательно проговаривая каждый слог. Ведь в первую очередь важна не скорость, а четкость речи.
  • Когда скороговорка выучена, можно поиграть с детьми в суфлера – пусть они четко шепотом подсказывают вам текст.
  • Постепенно начинайте произносить скороговорку всё быстрее и громче, соблюдая ритм.
  • Когда ребенок сможет произносить текст быстро и четко, чтобы разнообразить занятие, внесите в неё игровой элемент – попросите рассказать скороговорку разными голосами с разной эмоцией, или спеть.

Скороговорки нужно периодически менять, потому что детям надоедает постоянно говорить одно и то же. Для изучения выбранной группы скороговорок достаточно дней 10–15. Потом замените на новые.

4 совета для работы со скороговорками

  • Прежде чем, изучать скороговорку с ребенком, научитесь сами правильно её произносить. Ведь для дошкольников восприятие скороговорки происходит на слух, и вы должны правильно преподнести им информацию, иначе вы не сможете достичь развития.
  • Хорошей идеей будет представить занятие в виде игры. Вы бросаете друг другу мяч – скажите скороговорку и передайте мяч ребенку, теперь повторяет он.
  • Можно изучать скороговорку ненавязчиво – во время купания, когда одеваетесь на прогулку или в машине.
  • Повторяйте скороговорки ежедневно. Не пропускайте дни, ведь такое занятие не требует ни подручных средств, ни длительного времени.

Вот так, выполняя несложные упражнения, можно помочь детям приобрести хорошую дикцию и накопить обширный багаж словарного запаса к школе.

Ведь скороговорка на протяжении веков показала себя эффективным и увлекательным средством для улучшения качества речи, как детей, так и взрослых.

Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая

Источник: https://yourspeech.ru/training/articulation/skorogovorki-dlya-razvitiya-rechi-detej.html

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]